Домой / Глаза / Лучше всех знают, как воспитывать детей те, у кого их нет. Роль родителей в воспитании ребенка

Лучше всех знают, как воспитывать детей те, у кого их нет. Роль родителей в воспитании ребенка

Когда я была маленькой, то думала что все взрослые - умные, все дети - одинаковые, а чувак по фамилии Клубкин колесит по миру и показывает свои путешествия в телевизоре.

Но давайте про детей.

Когда-то я смотрела на мальчика, который бился в истерике в магазине, требуя шоколадку, и думала - фи. Вы просто не умеете их воспитывать. В доме, где на полках стоят книги, а в воздухе звучит классическая музыка, ребенок не бьется в истерике. Он отодвигает от себя томик Шопенгауэра и спрашивает "Мамочка, я могу сьесть шоколадку?".

Я смотрела на девочку, которая дубасила лопаткой напарницу в песочнице, и думала - фи. Мой ребенок никогда не будет никого бить лопаткой. Никогда и никого. В доме, где на полках музыка, далее по тексту.

А потом я родила двоих детей. Одного за другим, не приходя в сознание.

С тех пор девочка с лопаткой приходит в мои сны. Она дубасит меня по комполу и голосом Шопенгауэра спрашивает: "Ну что? Получила? Получила? Ты просто не умеешь их правильно воспитывать!".

То, что я не умею их правильно воспитывать, было открытием номер раз.
То, что все дети - сюрпрааайз! - разные, стало открытием номер два.

Вот возьмем девочку Санечку.
В комнате бардак. А давай-ка, говорю, прибeремся. Утром уборка, говорю, вечером - мультики.
Девочка Санечка честно убирает комнату и смотрит заслуженные мультики.

А теперь возьмем мальчика Сережу. Сережа сначала интересуется, сколько мультиков он сможет посмотреть, если уберет комнату. О цене договариваются на берегу, справедливо полагает мальчик Сережа. Потом Сережа торгуется. Он со вкусом скандалит на тему того что 2 мультика - это мало, и ему нужно 3. Потому что 3 мультика, мамочка, это лучше, чем 2 мультика, мамочка, ты какая-то глупая мамочка.
После этого Сережа строит замок, рисует динозавра и беседует с игрушечным хомяком. Потом приходит и сообщает что Сейезинька отинь устай, что животик хочет кушать, a глазки хотят мультик, а ручки и ножки совсем, совсем не могут ничего делать.
Я не знаю, как заставить Сережу прибирать комнату. Привет тебе, о девочка с лопаткой.

Или вот возьмем врача и прививку.
Девочка Санечка боится врачей и прививок. Она кричит и вырывается. Она дерется как лев и не идет на уступки. Девочка Санечка - честный боец. В меня - гордо говорит муж.
Я не знаю, как убедить Санечку не бояться прививок.
Да вижу, вижу тебя, девочка с лопаткой, сгинь уже.

Или вот возьмем кактыпровелдень.
Девочка Санечка очень любит расскаызывать, как она провела день. Как с утра она пришла в школу. Встретила Нину. Потом они пошли на завтрак. На завтрак была невкусная каша, потом была математика, потом они ходили в буфет, и так коротенько минут на 40.

Мальчик Сережа информацией нас не балует.
Началя папа пьивёй меня в сад, мы кусийи, потом меня побий Максим, потом я побий Максима, потом я спай, потом папа пьисёй. Се!

Девочка Санечка любит заныкать свои конфеты в красивую шкатулку, а потом любоваться и пересчитывать.
Мальчик Сережа любит сожрать свои конфеты, а потом тырить чужие из красивой шкатулки.

Девочка Санечка пошла в школу с 6 лет. Когда мы были на собеседовании, Санечка узрела на столе у секретарши стеклянную фигурку оленя. Стеклянный олень, вашумать! Это ж надо додуматься.
Санечка два часа прорыдала горючими слезами о том, что ей без такого оленя теперь жизнь не мила. Прямо там, в школе, и рыдала. Мимо ходили ученики, строго смотрели учителя, а под секретаршиным столом злорадно хихикала девочка с лопаткой.

Саня выковыривает из пирога изюм и ест только тесто.
Сережа выковыривает из пирога изюм и ест только изюм.

Сережа спит днем по два часа.
Саня не спит днем с двух лет.
Я не знаю, это про дети-разные, или про девочку с лопаткой, сами придумайте.

Саня никогда не таскала в рот монетки, бусинки и детальки от конструктора. Никогда никогда никогда.
Сережа радует нас до сих пор. Недавно проглотил монетку и начал задыхаться. Если б не моя сестра, которая быстро перевернула его вверх тормашками и вытрясла эту монету, то я даже не хочу думать.

Ни Саня, ни Сережа не умеют ходить в музей. Все, что их интересует в музее - это пожрать. Пожрать в музеях обычно не бывает, поэтому музеи их не интересуют. Хеллоу, книги на полках и журчащая в бачке музыка.

Еще я всегда мечтала печь вместе с детьми. Знаете, вот эта идиллическая картинка, красивая мама в фартуке, а рядом два причесанных ребенка вырезают формочками из теста рождественское печенье.
У меня было три попытки.
В первый раз выяснилось, что у меня опасные формочки. Если надавить ими на тесто не с той стороны, то можно здорово порезаться. В тот раз Саня залила кровью всю кухню, у меня тряслись руки, а формочки я выкинула.
Вторая попытка произошла уже после того как родился и слегка подрос Сережа. С новыми, безопасными пластиковыми формочками. Выяснилось, что Сережа очень любит тесто. Стоило мне отвернуться, как Сережа жрал тесто. Собственно, на печенье теста не хватило.

В третий раз звезды были на нашей стороне. Никто не порезался, и не какал потом сырым тестом два дня подряд.
Я просто полдня отмывала кухню, коридор, себя и детей. А потом решила - ну его в пень, это печенье.
Но вчера я зачем-то снова сделала тесто! Лежит в холодильнике, угрожает. Я тоже немножко боец. Горжусь!

А вот с оленем - проблема.
Вы не знаете, где можно купить маленького стеклянного оленя, вашумать?
Подозреваю, что девочка с лопаткой знает.
Но не говорит.

Так как же воспитать счастливого ребенка, какими правилами необходимо руководствоваться мамам? В этой статье мы разберемся со всеми сложными вопросами воспитания детей и рассмотрим комментарии ведущих психологов.

Кто такая хорошая мама

Верное осознание понятия «хорошая мама» – залог правильного воспитания своего дитя. Некоторым людям свойственно сводить это определение к той женщине, которая удовлетворяет буквально все капризы и желания, поощряет не самые лучшие поступки своего чада. Все эти действия со стороны мамы в той или иной степени губительны не столько чаду, сколько ей самой: это чудо может превратиться в зрелого мужчину или взрослую женщину, которые так и не захотят слезть с шеи мамы и папы, чтобы начать новую жизнь.

Что же на самом деле значит быть хорошей матерью? Прежде всего, стоит задуматься, как нужно воспитывать детей. Внимание к своему малышу, любовь, терпение и уважение – залог доверительных отношений между родителями и детьми. Ведь теплые чувства зарождаются отнюдь не от подаренных игрушек или гаджетов. Стоит проводить больше времени с малышом, чтобы он понимал, насколько ценен и важен своим родным.

К сожалению, современный ритм жизни и практически круглосуточная работа не позволяют маме полноценно проводить время с сыном или дочкой, тратить на него больше пары часов в сутки. Многие родители считают, что достаточно и того, что они финансово обеспечивают своих чад – ребенок сыт, обут, живет в тепле. Однако, так думать далеко не правильно. И если Вы собрались стать настоящей мамой, то придется приложить усилия. Нужно понять очень простую вещь: малыш вырастет счастливой личностью с адекватной оценкой мира и себя только в том случае, если мама будет заботиться об этом.

Как правильно воспитывать ребенка с рождения: возрастные особенности

Воспитание детей того или иного возраста существенно отличается: то ли вы требуете самостоятельности от годовалого младенца, то ли сюсюкаетесь с почти совершеннолетней девицей – и что же правильно? Давайте подробнее разберемся с возрастными особенностями.

Как воспитывать малыша до года: больше любви и ласки

Важно понимать, насколько важна любовь матери в этом возрасте. Казалось бы, существо совсем маленькое, что оно может осознавать? Психологи утверждают, что до года у маленького человечка закладывается очень значимый в дальнейшем фундамент доверия. Причем не столько к родителям, сколько к окружающему миру и людям в принципе.

Не переживайте, когда станете для малыша «ведьмой»: это произойдет в любом случае, так как это естественный момент. Когда Вы не сможете помочь малышу и почувствуете себя полностью беспомощной, не кричите, не вымещайте злость, просто смиритесь. Вспомните, что тяжело не только Вам. Единственное, чем Вы сможете помочь, – оттянуть этот момент настолько, насколько можно. И, конечно же, простите себя: нет всемогущих людей.

Кортизол – гормон, вырабатывающийся при стрессе для адаптации к изменившимся условиям, он очень вреден младенцам. А потому единственная стратегия воспитания из возможных в этом возрасте – просто любить свое чадо и оберегать от различных болезней.

Как надо воспитывать детей от года до трех: не поддавайтесь на провокации

Поведение ребенка в этом возрасте несколько меняется: многим кажется, что он старается сделать все, чтобы довести до ручки своих родителей. Очень часто дитя капризничает, ломает вещи, требует, закатывает истерики. И здесь многие родители совершают главную ошибку: они стараются буквально вбить в этого маленького человека, что делать исключительно нельзя, а что можно.

Еще одним важным кирпичиком в психическом здоровье малыша является воля, которая формируется в этом возрасте. Важно не подавлять полностью инициативу маленькой личности – это способствует его самостоятельности в принятии решений. Поэтому правильным решением в этом возрасте будет давать ему проявлять себя, но в рамках такого контроля, о котором ребенок бы никак не догадывался. Не ведитесь на его истерики, но и не шлепайте в случае очередной сцены. Наблюдайте и сохраняйте спокойствие.

Как правильно воспитывать детей от трех до пяти: оберегаем, но не мешаем развитию

В этом возрасте у детей формируется коммуникабельность: надо общаться не только с родителями, но и со своими сверстниками. А потому Вам стоит позаботиться о том, чтобы сына или дочки появилась маленькая компания друзей, это можно также организовать, отправив свое чадо в детский сад или ясли.
Помните, что именно сверстники помогут научиться подчиняться понятию «нельзя»: различные игры вводят правила, нарушение которых исключает малыша из действа. Такие роли помогут Вашему чаду научиться соблюдать нормы, по которым живет все общество.

Ваша важная задача на этом этапе развития: привить навыки общения, чтобы малыш смог осознать и принять социальные правила и нормы. И последнему он должен научиться самостоятельно: очень тяжело навязать это маленькому человеку.

Как нужно правильно воспитывать ребенка-школьника: простая психология и ласка

Этот раздел очень важен, так как затрагивает аспекты воспитания и подростка, с которым достаточно бывает справиться. И если первые 6-7 классов это чудо следует всем Вашим советам, радуется каждой отличной оценке, то внезапная перемена настроения и привычек не должна пугать родителей – хотя пугает и очень часто. Ребенок взрослеет и пытается понять, что такое настоящий мир и как ему в нем выживать.

Разрыв между поколениями больше прослеживается уже в старших классах. Гормоны и половое созревание тоже оставляют свой след на поведении: покладистый ребенок может обозлиться на весь мир. Каждый родитель хочет лучшего своему чаду, но помните, что чем сильнее вы настаиваете – тем сильнее получите противодействие. А потому важно спокойно относиться к решениям своего сына или дочери – пусть ошибаются, им надо набраться опыта и понять, насколько важно прислушиваться к мнению родителей.

Обратимся к советам специалистов, изучавших вопрос воспитания детей на протяжении многих десятилетий. Они выработали определенную структуру общения с чадом, позволяющую наиболее эффективно решать большинство конфликтов, не обесценивая чувства обеих сторон.

Как воспитать счастливого ребенка без криков и наказаний: взаимоуважение

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил и уважал Вас – относитесь к нему также. Многие психологи утверждают, что в детстве закладываются основы будущей самооценки. Как может личность, которую не замечали и обесценивали на протяжении многих лет, раскрыть свои таланты и стать выдающимся человеком?

Ко всему прочему, если человека в детстве «недолюбили», то он может возместить это и сам, став циником и эгоистом. Этот человек способен разрушить много чужих жизней, прежде чем осознает, насколько глубоко в детстве его ранили родители – это может быть месть всем людям на подсознательном уровне.
Помните, что если дитя будет чувствовать себя ценным и особенным, то по отношению к другим людям, и особенно к родителям он будет относиться также. В этом деле главное – знать меру.

Как выразить уважение к ребенку? Все просто: когда он просит о помощи, не отнекивайтесь, а отложите дела и помогите доделать модельку самолета. Или же вежливо попросите дождаться выходных. Дети помнят все: и особенно Ваше проявление любви к ним. Почитать сказку на ночь, помочь разобраться со сложным тригонометрическим уравнением или поболтать о парне, сидящем за соседней партой, – любое адекватное внимание расценивается как важность существования этого маленького как члена семьи.

Слова могут ранить, а могут подарить много теплых чувств: особенно слова любви. И именно ласка родителей – залог правильного воспитания детей. Но как же их не разбаловать? Как правильно выражать свою любовь? Во всем следует придерживаться меры.
Помните, что Ваша любовь является основой для формирования уверенности в себе. Она развивает способность ставить цели и добиваться их. Как выразить свою любовь? Это не всегда обязательно слова, это могут быть и жесты: погладить по голове, поцеловать в лоб, обнять просто так.

Мы уже затрагивали тему, когда родители считали, что содержать своего малыша финансово – самая важная вещь. Однако главнее этого стоит время, которое ставится выше денег. Да, вы можете занять его различными кружками и секциями, чтобы ребенок приходил домой и сразу же ложился спать. Однако всестороннее образование никогда не сможет заменить то, что дают родители, когда проводят время со своим чадом.

В подростковом возрасте эта проблема может обостриться: если не общаться, то пропасть между Вами и малышом будет только расти. Психология на вопрос, как воспитывать ребенка, в таком случае дает следующий ответ: основы следует закладывать еще в детстве.

Помимо всего прочего, сами родители становятся примером для детей в отношениях: они практически полностью копируют поведение своих мам и пап, чуть ли не повторяя же слова и выражения.

Как растить детей: давать ли свободу

Если слишком опекать своего малыша, контролируя каждый его шаг, то можно вырастить несамостоятельную личность, которая только и будет делать, что жить за Ваш счет и постоянно спрашивать Вашего разрешения по поводу и без него.

Не бойтесь давать свободу своему чаду: так он учится на ошибках, приобретая ничем не заменимый опыт. Именно свобода способна подарить Вашему маленькому человеку амбиции для решения непосильных задач.

Бывает и так, что мамы, слишком увлекшись опекой своего уже взрослого дитя, забывали про собственных мужей. Это один из важных аспектов освещаемого вопроса. При воспитании детей важно не забывать о семье и ее традициях, ценностях – ведь брак это союз пары людей, любящих друг друга и способных воспитать достойную личность.

Как нужно правильно формировать ребенка: самый важный совет психолога

Каждый родитель – пример для подражания. Вы для него целый нерушимый мир, решения которого не должны подвергаться сомнению. И вот почему. Предположим, Вы сегодня запретили гулять малышу на детской площадке. А на следующий день Вы резко меняете свой запрет, ничем его не обосновав. Чадо может подумать, что Вами можно манипулировать – и своими криками или слезами может изменить решение родителя.

Помните, что важно придерживаться выбранной Вами линии, чтобы формировать авторитет мамы или папы в глазах маленького человека.
Рассмотрев, как воспитывать маленьких детей, школьников-подростков, узнав основные советы психолога, можно сделать вполне простой вывод: малыша достаточно любить, ценить, уважать, проводить с ним как можно больше времени.

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми», - как-то заметил Оскар Уайльд.

Казалось бы, вот он - лучший рецепт воспитания, только понятия счастья и «хорошести» у большинства родителей совершенно разные. Конечно, мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными и послушными. Но, помимо этого, в каждой семье к ребенку могут предъявлять целый ряд требований для получения статуса «хорошего». Надо сказать, что желание иметь «хорошего» ребенка – это во многом отражение проекций родителей. В ребенке они хотят видеть то «хорошее», что им кажется «хорошим». При этом все, на их взгляд, «плохое» отсекается как ненужное.

Иногда выходит так, что в семье ученых чадо непременно должно быть отличником, спортсменов – чемпионом, музыкантов – певцом и так далее. Иногда в погоне за суровыми критериями «хорошести» родители перестают видеть уникальную личность ребенка, которому могут быть совершенно безразличны точные науки, спортивные достижения, пение и другие навязанные интересы. Вместо того, чтобы заняться тем, что по-настоящему нравится, ребенку приходится удовлетворять амбиции взрослых. Нередко такие дети чувствуют себя подавленными, лишенными инициативы, а иногда начинают капризничать и вступать в конфронтацию, а ближе к переходному возрасту становятся, по мнению родителей, «трудными» и «плохими».

Еще одно распространенное заблуждение – путать понятие «хороший» ребенок с понятием «удобный». «Удобный» ребенок всегда спокоен, прилежен, редко идет наперекор, ест, что дают, спит, когда скажут. Мечта, да и только! Одна проблема – повзрослев, «удобный» ребенок начинает подстраиваться под окружающих, не умеет дать отпор и редко проявляет инициативу. Поэтому прежде чем решить воспитать «хорошего» ребенка, стоит четко понимать, что же на самом деле это значит.

«Хороший» ребенок - какой он?

Начнем с самого слова «хороший». Словарь русского языка Ефремовой определяет, что «хороший» - это тот, кто отличается достойностью, приличием, обладает положительными качествами и свойствами. В толковом словаре В.И. Даля «хороший» - значит «красивый, добрый, способный». Ни в одном определении не нашлось места таким словам, как «успешный», «популярный», «послушный», «спокойный» и «покорный». А ведь нередко именно таким видят родители «хорошего» ребенка.

Даже когда мы рассуждаем о «хорошем» взрослом, послушность и повиновение – последнее, что приходит на ум. Обычно «хорошим» нам кажется знающий правила приличия, образованный человек, который живет, не нарушая закон и по-доброму относится к окружающим.

У психологов нет четкого определения «хорошего» человека. Чаще мы говорим о «здоровой» личности, ее внешних и на внутренних качествах. Такая личность:

  • имеет четкое понимание своих желаний и целей, умеет находить ресурсы для их осуществления либо может спокойно отказываться от задач, если они невыполнимы;
  • умеет самостоятельно принимать решения и отвечать за себя;
  • способна успешно строить коммуникацию как в личном, так и в деловом окружении;
  • уверена в своих силах, адекватно оценивает себя, зная и сильные и слабые свои стороны;
  • эмоционально устойчива;
  • способна отстаивать свои интересы;
  • в целом мыслит позитивно и по-доброму настроена к внешнему миру и т.п.

Все перечисленное говорит в первую очередь о «психологическом здоровье» человека, фундамент которого закладывается еще в детстве. Достичь гармоничного развития ребенка на самом деле не так трудно, как кажется. Главное – видеть в ребенке не свою собственность, а формирующуюся личность, но в то же время не пускать все на самотек и уметь грамотно очертить границы дозволенного. Родителям приходится учиться балансировать между излишней добротой и вседозволенностью и крайней строгостью и запретами. Любой перекос может сказаться на хрупкой формирующейся личности ребенка и отразиться на его дальнейшей жизни.

Однако известно, что излишняя суровость, критика, а в особенности оскорбления и побои наносят серьезный удар по самооценке ребенка. Чрезмерный же контроль и желание оградить чадо от внешнего мира может сделать его инфантильным и неприспособленным к жизни. Также пагубно влияет полная безнаказанность и выполнение всех капризов. В данном случае родитель рискует получить «хорошего» эгоиста.

Какого ребенка хочу я?

Психологи для начала рекомендуют родителям задать вопрос самим себе: «что для меня значит иметь хорошего ребенка?» Честный ответ самому себе поможет выбрать правильный вектор воспитания. Если же ответ никак не приходит на ум, лучше разобрать ситуацию в кабинете психолога, особенно если вам кажется, что воспитание ребенка сбилось с курса и не приносит должных результатов.

Интернет и полки книжных магазинов пестрят всевозможными пособиями по воспитанию детей. Но, как правило, каждый конкретный ребенок и отдельная семья нуждаются в индивидуальном, а не усредненном подходе к такому деликатному вопросу. Мы рекомендуем вам обратиться к опытному, квалифицированному специалисту, с которым вы сможете обсудить все свои сомнения относительно воспитания вашего чада.

Как из «хорошего» ребенка не сделать «плохого»?

Психологи многих стран, проанализировав различные случаи из практики, пришли к выводу, что часто родители и их советчики повторяют одни и те же ошибки. Вот самые распространенные из них:

  • Родители пугают ребенка фразами вроде: «Если ты не сделаешь это, то я перестану тебя любить». Такое заявление крайне негативно отражается на психике, так как любовь и забота родителей безусловны и не должны зависеть от его поведения.
  • Родители избегают тактильного контакта, лишний раз не погладят и не обнимут ребенка. Ласка и поощрение очень важны для детей, так как дают им уверенность в любви и заботе.
  • Родители слишком устают, чтобы играть с ребенком и интересоваться его жизнью. Конечно, рассказ чада о новом дне в детском саду не так увлекателен, как любимый сериал, но именно общение с ребенком помогает выявить его интересы, проблемы и переживания.
  • Родители критикуют, унижают, оскорбляют, сравнивают с другими детьми. Все это бьет по самооценке, тогда как похвала за самые незначительные достижения и успехи вселяет веру в себя.
  • Родители не могут договориться друг с другом в вопросах воспитания. В итоге ребенок не понимает, что можно, а что нельзя.

Когда нужна помощь специалиста?

Иногда бывает и так, что родители уважают личность ребенка, уделяют ему внимание, но он все равно не слушается, ведет себя агрессивно и не может ни на чем сосредоточиться. В данном случае родителям имеет смысл обратиться к психологу. Возможно, причина такого поведения кроется в тех факторах, о которых родители даже не догадываются.

Случай из практики.

Женщина обратилась к психологу с жалобой, что ее 9-летняя дочь начала сильно отставать в школе и замкнулась в себе. При этом клиентка честно призналась, что никогда не позволяла себе грубости в отношении девочки и всегда поддерживала дочь во всех ее начинаниях. Но в ходе терапии выяснился интересный факт: из-за стесненных жилищных условий девочка и мать спали на одной кровати практически с самого рождения ребенка. И сейчас, когда дочери исполнилось 9 лет, мать не спешила решать проблему. Психолог выявил, что этот, казалось бы, незначительный факт стал причиной постоянного психологического дискомфорта ребенка. После того, как женщина сделала перестановку и купила девочке отдельную кровать, ребенок наконец получил свое личное пространство. Успеваемость и настроение девочки значительно улучшились.

Это не просто, но стоит всего на свете! Хорошие родители хотят, чтобы их дети избегали неприятностей, преуспевали в школе и продолжали делать потрясающие вещи, когда повзрослеют.

И хотя нет какого-то рецепта воспитания успешных детей, психологические исследования указывают на несколько факторов, которые неизменно предсказывают будущие достижения.

Неудивительно, что многое из этих факторов имеют прямое отношение к родителям.

Вот что общего у родителей успешных детей:

1. Они заставляют детей заниматься домашними делами.

«Если дети не моют посуду, это означает, что за них это делает кто-то другой. И поэтому они освобождаются не только от работы, но и от понимания того, что должно быть сделано, и что каждый должен вносить свой вклад в улучшение всего вокруг».

Литкотт-Хаимс полагает, что дети, приученные у домашней работе, становятся хорошими сотрудниками и лучше понимают коллег, а также смело берут инициативу на себя для решения текущих задач.

Ее позиция основана на гарвардском исследовании проблем воспитания – самом долголетнем из когда-либо проводившихся. «Заставляя их заниматься делами – выносить мусор, стирать вещи – мы даем им понимание, что нужно самому обустраивать свою жизнь, чтобы стать ее активным участником».

2. Они прививают своим детям навыки общения.

Исследователи из университетов Пенсильвании и Дьюка следили за судьбой более 700 детей из разных уголков США от детского сада до 25 лет. Они обнаружили четкую связь между их социальными навыками в детсадах и успехами во взрослых делах два десятилетия спустя.

20-летнее исследование показало, что социально-развитые дети, которые могли общаться со своими сверстниками, были полезны другим, понимали их чувства и сами решали проблемы. Также они имели гораздо больше шансов получить высшее образование и престижную работу к 25 годам, чем дети с ограниченными социальными навыками.

У необщительных детей также была более высокая вероятность ареста, проблем с алкоголем и жизни на пособие.

В Фонде Роберта Вуда Джонсона, который финансировал исследование, прокомментировали результат так: «Это исследование показывает, что помощь детям в развитии социальных и эмоциональных навыков – одна из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы подготовить их к здоровому будущему. С раннего возраста эти навыки могут определять, идет ли ребенок в колледж или тюрьму, и будут ли они в конечном итоге самостоятельны или зависимы».

3. Они требовательны к детям.

Используя данные национального опроса 6600 детей, родившихся в 2001 году, ученые Калифорнийского университета обнаружили, что высокие требования, которые родители предъявляют своим детям, оказывают огромное влияние на их будущие достижения.

И деньги здесь не главное:

«Родители, которые хотели, чтобы их дети закончили колледж, как мы видим, настраивали детей на эту цель и, независимо от их доходов и других активов». Выводы более, чем однозначны: 96% детей с лучшими результатами были настроены на колледж своими родителями.

Это согласуется с другой психологической находкой – эффектом Пигмалиона. Он гласит: «То, что один человек ожидает от другого, может стать само-исполняемым пророчеством». В случае с детьми – они просто оправдывают ожидания своих родителей.

4. У них здоровые отношения друг с другом.

Согласно исследованиям, проведенным в Университете штата Иллинойс, дети в семьях скандалистов развиваются хуже, чем у спокойных родителей. И это не зависти от того, развелись ли родители, или сохранили свою нездоровую семью ценой постоянного противостояния.

Негатив несут все конфликты – даже если они редки, как бывает между разведенными родителями. Встречи поссорившихся родителей с ребенком также плохо влияют на него.

Еще одно исследование показало, что 20-летние, пережившие развод родителей, все еще страдают от этого даже 10 лет спустя. Молодые люди, которые сообщали о конфликте между родителями, с большей вероятностью переживали деструктивные чувства потери и сожаления.

5. Они сами получили хорошее образование.

Исследование 2014 года, проведенное психологом Университета Мичигана Сандрой Танг, показало, что у родителей с высшим образованием дети больше стремились к продолжению обучения после школы.

И наоборот: исследование более чем 14 000 детей показало, что большинство тех, чьи мамы не закончили школу, повторяют путь родителей.

Психолог из Университета Боулинг-Грин Эрик Дубов подтвердил вывод коллег: «Уровень образования родителей, когда ребенку было 8 лет, значительно предсказал образовательный и профессиональный успех для ребенка 40 лет спустя».

6. Они рано учат детей математике.

Исследование 35 000 дошкольников в США, Канаде и Англии показало, что развитие математических навыков с самого раннего возраста может превратиться в огромное преимущество.

Один из соавторов исследования, Грег Дункан из Северозападного университета, удивленно заявил: «Огромное значение ранних математических навыков уровня начальной школы – со знанием чисел, их порядка и других элементарных понятий – является одной из загадок, которые мы так и не поняли. Раннее изучение математики обусловило не только будущие математические достижения, но и, почему-то, будущие успехи в чтении».

7. Они развивают отношения со своими детьми.

В 2014 году было проведено исследование, охватившее 243 человека, выросших в нищете. Оно показало, что дети, получившие «заботливый уход» в первые три года жизни, не только хорошо развивались в детстве, но и имели более здоровые отношения и высокие показатели успеваемости в возрасте 30 лет.

«Это говорит о том, что близкие отношения между родителями и детьми в раннем возрасте имеют долгосрочное позитивное влияние на взросление и успешность личности».

8. Они менее напряжены.

Согласно недавним исследованиям, просто проводить с ребенком много времени не значит сделать его успешным. Более того, слишком «интенсивное материнство» и ограничение свободы малыша под видом воспитания может иметь неприятные последствия.

Социолог из Университета штата Боулинг-Грин Кэй Номагути объяснил:

«Материнский стресс, когда они разрываются между работой и попытками найти время для детей, на самом деле плохо влияет на малышей». Это объясняется так называемой «эмоциональной заразой» - когда вы чувствуете себя плохо потому, что плохо вашему близкому человеку.

Поэтому, если родитель измотаны или расстроены, это эмоциональное состояние передается детям.

9. Они ценят усилия, направленные на достижение успеха.

То, как дети оценивают свои первые успехи, влияет на их последующие достижения.

Многолетнее исследование психологов из Стэнфордского университета обнаружило, что дети (и взрослые) думают об успехе одним из двух способов.

«Фиксированное мышление» предполагает, что наш характер, интеллект и творческие способности являются статическими дарами, которые мы не можем изменить, а успех – это подтверждение этого неотъемлемого интеллекта. С другой стороны, «менталитет роста» преуспевает в вызове и видит неудачу не как доказательство слабости, а как повод для роста и приумножения наших существующих способностей».

В основе этого лежит различие в том, как вы представляете детям их собственные успехи. Если детям говорят, что они прошли тест из-за своей врожденной гениальности, это создает «фиксированное мышление».

Если вы говорите, что они преуспели из-за того, что постарались – это учит «мышлению роста» и делает их сильнее и устойчивее.

10. Они работают.

Согласно исследованиям Гарвардской школы бизнеса, мамы, которые ходят на работу, позитивно влияют на детей. Исследование показало, что дочери работающих матерей упорнее учились, раньше начали зарабатывать и получали больше денег. Говоря математически, они на 23% успешнее по сравнению со сверстниками, которых воспитывали мамы на дому.

Исследование сыновей работающих матерей также показало, что они работают больше своих сверстников и больше заботятся о своем доме. Обучение детей трудолюбию на собственном примере психологи называют «ролевым моделированием»:

«Ролевое моделирование – это способ сигнализировать о том, что уместно с точки зрения того, как вы себя ведете, что вы делаете, о действиях, в которых вы участвуете, и о том, во что вы верите».

11. Они богаты и влиятельны.

Кроме воспитательных моментов, на успех детей влияет и такой момент, как богатство родителей. И этот разрыв усиливается! Разница в уровне достижений между семьями с высоким и низким доходом «примерно на 30-40% больше среди детей, родившихся в 2001 году, чем среди рожденных 25 лет назад», говорят исследователи.

В результате, чем выше доход родителей, тем выше оценки детей.

«Удовлетворение основных и дорогих потребностей, высокий социально-экономический статус – это то, что резко усиливает образовательный уровень и успешность детей».

Исследователи определили три типа воспитания ребенка:

Позволяющий: родители пытаются не быть деспотами и принимать ребенка таким, какой он есть.

13: Они учат «твердости».

В 2013 году психолог из Университета Пенсильвании Анджела Дакуорт описала мощную персональную черту, присущую всем успешным людям, которую назвала обычным словом «твердость».

Ее определение твердости таково: «Тенденция к сохранению интереса и стремления к достижению очень долгосрочных целей». Он анашла именно эту черту у всех исследуемых успешных студентов – будь то члены престижной «Лиги Плюща», курсанты военной академии Вест Пойнт или победители Национального конкурса по орфографии.

Речь о том, как научить детей воображать то будущее, которое они хотят создать – и упорно идти к цели, невзирая ни на что.

Как общаться с трудным ребенком? Чему надо научить детей до 3 лет? Каких ошибок можно было избежать? Воспитание детей - тяжелый труд, в котором пригодятся помощники. Конечно, это могут быть родители, друзья или знакомые. Но обычно никто из них не является признанным экспертом в детской психологии (хотя они могут считать обратное). Поэтому, чтобы избежать бесполезных советов, лучше обратиться к профессионалам. То есть к психологам и врачам, которые специально для вас пишут полезные книги с разбором всевозможных сложных вопросов.

К Всемирному дню книги, который празднуется 23 апреля, редакция сайт подготовила для вас 10 книг по воспитанию, которые нужно прочесть всем родителям.

Издательство: Альпина нон-фикшн

Начнем со спорящих друг с другом книгах о воспитании дошколят. Первая из них гласит, что «после трех уже поздно». А именно - нужно учить детей всему на свете именно до трех лет, потому что в этом возрасте они усваивают информацию, как губка. Книга расскажет, как сделать обучение не напрягающим и для малышей, и для родителей. Ранее развитие ребенка - в ваших руках.

Издательство: Вектор

С предыдущим названием Галина Момот спорит напрямую, ведь в три все только начинается! При том, что обе книги посвящены методам раннего развития, здесь автор рассказывает о чуть более взрослом возрасте и учит читателей вариантам игровых форм, вместо ненавистных уроков. При этом огромное внимание уделяется таким факторам, как поддержка, уникальность, мотивация, зона ближайшего развития, самооценка, уважение и контроль.

Издательство: Вектор

Психолог Марина Аромшам отвечает на самые типичные, самые горячие и самые трудные вопросы о воспитании дошкольника. Здесь и профессиональные советы, и жизненные примеры, и разбор самых частых конфликтов из серии «отцы и дети». В чем причины поведения вашего ребенка? Кризисы дошкольного периода не так страшны, как кажется, если у вас есть эта книга.

Издательство: Феникс

И еще одна книга о воспитании малышей. Вы недовольны (а может и довольны) тем, как вас воспитали родители, но своих собираетесь растить по-другому. И когда у вас появляются дети… вы неосознанно начинаете копировать знакомые методы. Просто не знаете, как по-другому. Эта книга научит вас новому подходу, поможет освободиться от стереотипов и объяснит, как именно стоит взаимодействовать с ребенком. Очень полезное приобретение для домашней библиотеки.

Издательство: АСТ, Времена 2

Михаил Литвак - признанный психотерапевт и автор более 30 книг, посвященных теме общения, в этот раз взялся за проблемы воспитания. В этой книге вы найдете сборник статей на любой вкус и цвет. Тут и советы по воспитанию детей разного возраста, и вопросы, связанные с общением с воспитателями и учителями, короче - все, что может пригодиться, если в вашей семье подрастает ребенок. Но главная тема книги - это любовь. «Научитесь любить друг друга просто так, не за что», - вот, что советует нам автор. Нам кажется, что это хороший совет.

На самом деле это сборник из двух книг - «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Названия говорят сами за себя, а имя Петрановской на обложке добавляет уверенности в том, что книга обязательна к прочтению.

ЛУЧШИЕ ПСИХОЛОГИ СОВРЕМЕННОСТИ О ДЕТЯХ, СЕМЬЕ И ВОСПИТАНИИ

Как помочь ребенку в сложный период взросления и как действовать в конфликтных ситуациях, что стоит за детскими капризами и как воспитать уверенного в себе ребенка - обо всем этом и о многом другом в этой отличной книге.

Издательство: Эксмо

Признайтесь, название вас заинтриговало? Или может вы уже слышали об этом - ведь несколько лет назад эта книга кочевала по Интернету, обрастая восторженными отзывами. О ней спорили и продолжают спорить до сих пор, поскольку тема самостоятельности и инфантильности нового поколения - одна из самых острых в наше время. Как обеспечить условия для того, чтобы ребенок научился все делать сам, а мама могла быть «ленивой мамой»? Легко! И книга вас этому научит.

Издательство: АСТ, Времена 2

Это новое издание бестселлеров профессора Ю.Б. Гиппенрейтер. И если вы не читали такие книги как «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматию «Родителям. Как быть ребенком», то тут вы найдете выжимку из самых важных советов для молодых родителей. Ведь с детьми нового поколения уже нельзя общаться и воспитывать их «по старинке». Как научиться говорить с современными детьми и как сделать так, чтобы дети вас слышали, а не слушали? На эти вопросы есть ответы.

Издательство: Эксмо

Самые типичные ошибки родителей, а также способы их избежать или исправить, собраны в этой книге. Как стать ребенку другом, но не потерять свой авторитет? Как правильно реагировать на капризы и шантаж? Здесь вы найдете не только множество советов, но и случаи из жизни, а также иллюстрирующие их забавные картинки. И все это от Ольги Маховской - автора книг и телепередач, вложившей огромный вклад в проект «Улица Сезам в России».

Издательство: Азбука

И последняя книга в нашей подборке - бонусом - с картинками! Автор книги, воспитывая троих детей, делала записи и зарисовки происходящего в своей семье. Именно эти записи она и предлагает изучить читателям. Рекомендуется к прочтению не только родителям, а вообще - всем, кто хоть как-то контактирует с детьми. Ведь под этой обложкой так понятно написано (и нарисовано) почему дети врут, капризничают или грубят. Может быть, эта книга принесет вам вдохновение, и вы тоже создадите подобное произведение про вашу семью. Мы бы вот почитали.