Домой / Глаза / Почему мы не умеем просить? И как этому научиться. Конспект занятия «Как можно обратиться с просьбой

Почему мы не умеем просить? И как этому научиться. Конспект занятия «Как можно обратиться с просьбой

Всем пламенный привет! Соблюдение речевого этикета при официально-деловом или бытовом общении с малознакомыми собеседниками — это очень важный показатель вашей образованности и воспитанности. Если вы хотите получить какую-либо информацию, договориться о чем-либо, заключить успешную сделку, то к собеседнику необходимо обращаться вежливо. Поэтому сегодня вы научитесь обращаться к своему собеседнику с просьбой и давать разрешения. Этикет общения на английском: обращение с просьбой и разрешение

Когда я говорю об обращении с просьбой, я имею ввиду не только просьбу конкретных предметов, но и просьбу совершить какой-ибо поступок. Например, просьба о помощи. Если же вы хотите что-то взять, потрогать, осмотреть, пройти, то обязательно нужно спросить разрешения: Можно зайти в вашу комнату? Конечно, в процессе общения с воспитанным человеком, что-то просить или спрашивать позволения будут и у вас. Поэтому важно научиться отвечать на просьбы и давать разрешения, чем мы, собственно и займемся прямо сейчас.

Вспомните похожий урок Как вежливо прервать беседу?

А теперь прочитаем небольшую беседу, предыстория и краткое содержание которой заключается в следующем: наш знакомый радио журналист М. Лернер посетил один из американских военных объектов. Мартин находится на большом авианосце. Репортер беседует с членами экипажа корабля и пилотом одного самолета на английском языке:

Martin: May I look at the planes? — Я могу (Можно) посмотреть на самолеты? (спрашивать разрешения)

Captain: OK. Look at the planes. Talk to the pilots. — Хорошо. Посмотрите на самолеты. Поговорите с пилотами

Martin: May I look around the ship? — Можно (я могу) осмотреть судно?

Captain: Of course… Would you like to see the ship now? — Конечно… Хотели бы Вы осмотреть судно сейчас?

Martin: May I? — А можно? (дословно: я могу?)

Captain: You can’t go some places. You can’t see everything. — Вы не можете пройти в некоторые места. Вы не можете видеть все

Martin: May I ask why? — Я могу спросить почему?

Captain: For security. It’s a nuclear ship, you know. — Для безопасности. Это ядерное судно, вы знаете.

Внимательно прочтите фрагмент разговора Мартина Лернера и капитана авианосца несколько раз. Постарайтесь запомнить речевые конструкции с помощью которых можно дать разрешение или, наоборот, что-либо запретить, отклонить просьбу.

А после прослушайте аудио запись урока, чтобы научиться воспринимать беглую речь носителей в процессе общения на английском. Также вы можете использовать аудио урок, озвученный профессиональными дикторами, для тренировки собственного американского произношения: /wp-content/uploads/2014/11/russian_english_067.mp3

Давать разрешение по-английски

Используйте удобную таблицу с лексикой на русском и английском языках, чтобы изучить английские обращения к своему собеседнику с просьбой, а также научиться давать разрешение по-английски. Таблица с текстом поможет освоить новый материал намного быстрее.

Просьба и разрешение
Фразы
Не возражаю I don’t mind
Хорошо
Конечно Of course. Sure
Существительные (Nouns)
бой battle
койка bunk
клуб club
палуба deck
чрезвычайное обстоятельство emergency
праздник holiday
гостиная lounge
каюта, жилье quarters
секреты secrets
безопасность security
корабль ship
пространство, место space (area)
экскурсия tour
авианосец aircraft carrier
рабочее место station
Наречия (Adverbs)
дальше farther
в трюме под палубой bellow deck
Прилагательные (Adjectives)
точный exact
ядерный nuclear
запретный, неразрешенный off limits
верхний upper
Глаголы (Verbs)
рассчитывать на…, полагаться на…, зависеть от… to depend
тратить попусту, оставлять неиспользованным to waste
познакомиться to meet
ценить, быть признательным to appreciate
показывать, сопровождать при осмотре to show smb. around
оставлять место неиспользованным to waste space

Сохраните таблицу на своем компьютере или распечатайте, чтобы время от времени пересматривать и повторять слова.

Обязательно выполните Домашнюю работу (Homework):

  1. Перечитайте вслух диалог в начале урока несколько раз, выучите его и потренируйтесь с другом.
  2. Прочитайте вслух просьбы о разрешении, дайте на них положительные ответы на английском и запишите в тетрадь:
  • May I have some coffee?
  • May I ask you a question?
  • May I ask you about your work?
  • May I look around the ship?
  • May I take this book?

3. Переведите на английский и запишите перевод в тетрадь:

  • Можно задать вам вопрос? Конечно.
  • Можно спросить вас о вашей работе? Хорошо.
  • Можно взять эту книгу? Не возражаю.
  • Разрешите осмотреть корабль? (Можно осмотреть корабль?) Конечно.

Благодарю всех за внимание и доверие. Желаю отличного настроения и хорошего дня! Успехов!

Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!

А.С.Пушкин

Требует соблюдения некоторых негласных правил. Одной из форм речевого этикета является обращение.

В зависимости от возраста, пола, положения, степени знакомства и родства мы по-разному обращаемся к людям. При этом особое значение имеет интонация, потому что произнесённое обращение при разной интонации приобретает различный смысл.

Обращения бывают официальные и неофициальные. К официальным обращениям в настоящее время относятся несколько забытые нами: «сударь», «сударыня», «господин», «госпожа». Иногда используются более привычные для нас «товарищ», «гражданин». В роли обращений могут выступать слова, которые обозначают профессию, например, «водитель, доктор, дежурный». На даче или в доме, где вы живёте, можно обратиться к людям «сосед, соседка».

Неэтично употреблять такие безликие обращения, как «мужчина», «женщина», «девушка», «молодой человек» их стоит заменить словосочетаниями типа «Будьте любезны…», «Извините, пожалуйста…», «прошу Вас…», «Простите, пожалуйста…» и т.д. При использовании таких форм как «мужчина», «женщина», «девушка», «молодой человек», возникают особые неудобства при определении возраста собеседника: назвав особу женского пола, женщиной, вы можете оскорбить даму, которая считает себя достаточно молодой.

«Вы» или «ты»?

В XVIII веке при Петре I вошёл в моду европейский стиль поведения и в обиход входит местоимение «вы». До этого времени русские люди обращались друг к другу только на «ты». «Ты» – исконно русское обращение, а «Вы» можно считать западно-европейским.

Обращаясь к собеседнику на «Вы», мы подчёркиваем наше вежливое отношение. Это местоимение мы используем при обращении к незнакомому или малознакомому человеку, к равному или старшему по возрасту, вышестоящему начальству. «Вы» мы можем сказать другу в официальной обстановке. При учениках и студентах преподаватели обращаются к друг другу на «Вы» и по имени и отчеству. На «Вы» они называют и старшеклассников и студентов.

Местоимение «ты» используется при общении между более близкими людьми: сверстниками, одноклассниками, родными. Слово «ты» указывает на доверительные, тёплые отношения между людьми. Мы говорим «ты» хорошо знакомому человеку при дружеских отношениях в неофициальной обстановке, к равному или младшему по возрасту, но предварительно обговорив этот вопрос. Если одна из сторон не склонна переходить на «ты», то другая сторона должна продолжать общение на прежних условиях.

В деловых кругах переход на «ты» может быть только с согласия двух сторон, а инициатива перехода должна исходить от старшего по возрасту или служебному положению. То есть предложить говорить «ты» может старший младшему. Но в свою очередь, младший по возрасту сотрудник может попросить старших, чтобы ему говорили «ты».

Обращение «Вы» или «ты» не зависит от того, употребили мы при этом только имя или же имя и отчество, можно сказать: «Здравствуй, Илья Петрович», а можно: «Здравствуйте, Илья». Обратите внимание, что обращение на «ты» или на «Вы» без сочетания имени звучит оскорбительно.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Вы легко отказываете коллегам или родственникам, которые приходят к вам с просьбами? Для многих это настоящее испытание. Часто мы боимся сказать «нет», даже когда нам крайне сложно выполнить просьбу человека. Так мы просто избегаем конфликтов и чувства вины. Но такая привычка нередко только вызывает раздражение и заставляет откладывать на потом собственную жизнь. Умение правильно отказывать пригодится любому человеку. И наша статья поможет вам освоить этот навык.

Мы в сайт собрали 10 советов, которые помогут вам научиться давать отпор и сохранять хорошие отношения.

10. Поймите, от чего вы готовы отказаться

Прежде чем выстраивать отношения с другими людьми, стоит понять , что для вас действительно важно, а что нет. Для этого напишите список людей, дел и событий, которым вы хотите посвящать свое время и силы. Ведь пока вы не расставите приоритеты, вам будет сложно понять, на что действительно стоит тратить свое время. Иначе вас могут мучить сомнения, правильно ли вы сделали, сказав «нет».

9. Предложите выбор

Пожалуй, это наиболее простой способ отказа. Отклонив просьбу человека, предложите ему альтернативу, «утешительный приз» . К примеру, если вы не сможете сегодня вечером встретиться с подругой, с которой не виделись уже несколько месяцев, пообещайте сделать это через неделю. Главное в таком случае - постараться быть действительно полезным обратившемуся к вам, а не действовать из желания избавиться от чувства вины.

8. Выражайте сопереживание

Если вы не можете помочь человеку, покажите ему, что вы его услышали и поняли то, в чем он нуждается. Скажите ему о том, что он имеет дело со сложной задачей или что он прилагает все усилия для ее решения, подбодрите его. Это поможет собеседнику почувствовать себя лучше и легче пережить отказ.

7. Говорите «нет» просьбе, а не человеку

Не переживайте, что ваш отказ серьезно обидит собеседника, ведь к нему вы не имеете претензий, не отвергаете его и не портите с ним отношения. Ваш отказ выполнить его просьбу говорит лишь о том, что сейчас у вас нет возможности помочь ему. Конечно же, важно быть вежливым и доброжелательным, можно похвалить человека или его работу, но все равно сохраните твердость, сказав «нет». Такое поведение даст понять другому, что вы не отвергаете его самого.

6. Объясните причину отказа

Не каждый из нас способен ответить отказом без объяснений причины. Да и человек, обратившийся к нам с просьбой, часто ждет хотя бы минимума слов. В длинные пространные объяснения пускаться не стоит, лучше кратко озвучить обстоятельства, которые послужили поводом для отказа. Возможно, вы спешите к врачу, или слишком устали и нуждаетесь в отдыхе, или не хотите браться за дело из моральных соображений. Скажите собеседнику честно о своих мотивах.

5. Тренируйтесь говорить «нет»

Все знания останутся только в теории, если вы не начнете практиковаться в умении отказывать разным людям. Для начала можно выбрать совсем простые ситуации с минимальным риском. К примеру, скажите «нет», когда официант в кафе предлагает десерт.

Попробуйте еще один способ тренировки: уединитесь в комнате и 10 раз повторите слово «нет». Это придаст вам уверенности в нужной ситуации.

5. Оберните отказ комплиментом

Отклоните просьбу собеседника, но так, чтобы ваш отказ выглядел для него комплиментом . К примеру, «Спасибо, что вспомнил обо мне» или «Мне приятно, что ты спросил меня первым» . Вы можете сказать о том, как важна его работа, выразить ему признательность и пожелать удачи.

4. Будьте готовы к выбору

Нередко нам сложно сказать «нет» не потому, что мы боимся обидеть людей, а потому, что нам жалко упускать интересную возможность . В таком случае мы забываем, что отказ - это не только упущенный шанс, но и компромисс. Возьмите на заметку: когда мы отказываем одной просьбе, мы соглашаемся с чем-то более важным. В данном случае мы просто выбираем одну из двух возможностей.когда вы

Вероятнее всего, после этого вам станет понятно, что ничего ужасного не произойдет: возможны обиды, недовольство, злость. Но ничего катастрофичного не произойдет, это личное право человека - испытывать те или иные эмоции. От этого вы не станете автоматически плохим, скорее станете менее «удобным».

Выбирать вам - жить интересами других, ругая себя за свою слабость, или вести действительно интересную, насыщенную жизнь в гармонии с собой.

А каким способом пользуетесь вы, чтобы избавиться от перекладывания на себя чужой ответственности? Делитесь с нами в комментариях.

Занятия для детей 8 - 12 лет

Неля ПИЛИПКО,
психолог-консультант

Непростыми и волнующими для детей являются ситуации, когда надо что-то попросить у другого человека или отказать ему в чем-то. Эти ситуации эмоционально трудны для ребят, и кроме того, у большинства нет представления о том, как можно просить и отказывать, не ухудшая отношений с партнером по общению.
По нашим наблюдениям, многим детям свойственно избегание прямого обращения с просьбой или отказом. Поэтому мы считаем необходимым повышение психологической компетентности детей в этих непростых ситуациях общения. Именно этой цели служат предлагаемые занятия «Общение в ситуациях просьбы и отказа», являющиеся частью общего курса «Психология общения», разработанного автором.
Занятия адресованы учащимся 8–12 лет. Глубина обсуждения темы зависит от возраста детей и особенностей конкретной группы.
Эти занятия рассчитаны на 4 академических часа. Возможно их разделение на 4 урока (с периодичностью 1–2 раза в неделю) или на два занятия по 2 академических часа.
Оптимальное число учащихся - 10–15 человек, но возможно проведение занятий и с классом.

Задачи

Развить у учащихся умения, необходимые для успешного общения в ситуациях просьбы и отказа.
Развить навыки наблюдения и самонаблюдения.
Научить осознавать свои эмоциональные состояния и мотивы поведения.
Научить анализировать различные ситуации, а также свое поведение, чувства, вербальные и невербальные действия участников общения.
Развить самостоятельность суждений, умение высказывать свое мнение.

Формы работы

Ролевое проигрывание различных ситуаций, поведенческий тренинг навыков
и умений, анализ ситуаций просьбы и отказа на рисуночном материале (художник
А. Родионов), обсуждение заданий и упражнений и др.

Принципы проведения занятий

Создание психологом личностно-ориентированного стиля общения с учащимися.
Принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей раскрывать творческий потенциал детей.
Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы психолога с учащимися.
Принцип вариативности, гибкости: готовность психолога проводить занятия, учитывая нестабильность и непредсказуемость поведения детей.
Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).

ЗАНЯТИЕ 1. ОБРАЩЕНИЕ С ПРОСЬБОЙ

Психолог. Если собеседники понимают друг друга, готовы помочь друг другу, уступить, то общаться им легко и приятно. Но бывают ситуации, когда надо сказать «нет», отказать в просьбе другому человеку. Как сделать это убедительно и не обидеть его?
Бывает так, что надо попросить о чем-то другого человека, но сделать это нелегко. Как обратиться к нему с просьбой, чтобы он тебя услышал?
На наших занятиях мы постараемся узнать, как нужно обращаться с просьбой к другим, как нужно отказывать, не обижая других. Мы будем учиться делать это так, чтобы нас услышали и поняли. Тема нашего занятия сегодня - «Обращение с просьбой».
Просить не всегда бывает просто. Бывает, что человек не решается попросить о чем-либо, потому что опасается, что ему откажут. Были ли в вашей жизни такие ситуации?

Если кто-то из детей вспомнил о подобной ситуации, нужно попросить рассказать о ней, привести пример.
Психолог. Действительно, просить бывает не всегда просто. Очень важно, как человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпрашивать, клянчить, принижать себя. Получается просьба с унижением. Это неприятно.
Бывает, что человек думает, что просит, а на самом деле приказывает, заставляет. Это не просьба, а команда. Тот, кого так просят, может или подчиниться без особой радости, или отказать «назло» (только потому, что не любит, когда ему приказывают).
А можно спокойно, вежливым тоном обратиться к другому человеку, сказать, о чем просишь и почему это для тебя важно. В этом случае есть возможность найти общий язык с этим человеком и сохранить хорошее настроение и добрые отношения.

Упражнение

Это упражнение учит детей различать приказ, выпрашивание и вежливую просьбу.
Перед началом упражнения учащимся раздаются рисунки с заданием (см. рис. 1).

Психолог. Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, какие ситуации изображены на рисунке: приказ, выпрашивание или вежливая просьба? Соедините каждый рисунок с соответствующим названием.
Ученики выполняют задание. После этого важно обсудить, что подсказало им ответ. При обсуждении психолог обращает внимание детей не только на анализ высказывания нарисованных персонажей, но и на невербальные проявления: мимику, жесты, позы.
Психолог. То, КАК люди обращаются с просьбой, может вызывать у их собеседников разные чувства и эмоциональные реакции. Попробуем разобраться в том, что могут чувствовать люди в разных ситуациях.
Психолог делит участников на несколько групп по 4–5 человек и раздает рисуночный материал (см. рис. 2, 3, 4). Каждой группе достается по три ситуации.

Психолог. Рассмотрите рисунки, обратите внимание на мимику, жесты, позы участников каждой ситуации. Как вы думаете, что они могут чувствовать? Обсудите и запишите чувства каждого персонажа.
Группы в течение нескольких минут выполняют задание. После этого психолог суммирует ответы каждой из групп по каждой ситуации, обращая внимание на общее понимание чувств персонажей и на эмоциональные оттенки, которые удалось обнаружить какой-либо группе. Если какое-то чувство вызывает удивление у психолога, то важно попросить группу объяснить, почему они его назвали.

Упражнение

Психолог. Сейчас мы будем работать в группах (это могут быть те же группы, что и в предыдущем упражнении). Каждый по очереди обратится к группе (например, с просьбой дать цветные карандаши или ластик). Говорящий придумает, КАК он будет просить: приказывать, умолять-выпрашивать или вежливо просить.
После этого каждый обратится с просьбой к группе, используя интонацию, мимику, жесты, позу. Группе надо догадаться, что это за обращение.

В течение 5–7 минут учащиеся выполняют задание.
Психолог. В каком случае, по вашему мнению, может получиться общение на равных?
Ребята высказывают свое мнение.
Психолог (эти слова можно написать на доске). Действительно, просить - не значит заставлять! Просить - не значит унижаться! Просить - значит обратиться за помощью к другому человеку, сказав ему о своих затруднениях, интересах!

ЗАНЯТИЕ 2. ОБРАЩЕНИЕ С ПРОСЬБОЙ (продолжение)

Психолог. На прошлом занятии мы с вами пришли к выводу, что общение происходит на равных, если мы просим, доброжелательно обращаясь к другому человеку, а не приказываем, умоляем или клянчим.
Давайте подумаем, что помогает общению в ситуации просьбы?

Учащиеся высказывают свои варианты ответов. Психолог фиксирует подходящие ответы на доске.
На наших занятиях получился следующий список:

Возможно, на занятиях, которые будете проводить вы, получится несколько иной список. Важно, чтобы он содержал понятные детям критерии, на которые они могут ориентироваться, обращаясь с просьбой.

Упражнение

Психолог.
Дети разбиваются на пары.
Проиграйте разные ситуации обращения с просьбой:

- попросите пассажира передать деньги на билет;
- попросите прохожего объяснить, как пройти в зоопарк;
- попросите у кассира в билетной кассе два билета в кино;
- спросите у прохожего, который час.

Ваша задача заключается в том, чтобы вежливо обратиться с просьбой, используя знания о том, что помогает общению.
Упражнение выполняется 2-3 минуты.

Упражнение

Психолог. Посмотрите внимательно на рисунки. Как вы думаете, в каком случае изображена ситуация вежливой просьбы?
Ребятам предъявляются поочередно две ситуации (см. рис. 5, 6).

Психолог. Если вы сомневаетесь, захочет ли человек выполнить вашу просьбу, надо объяснить ему, почему для вас это важно.
На доске психолог пишет следующую «формулу»:

ПРОСЬБА + ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОЧЕМУ ДЛЯ ТЕБЯ ЭТО ВАЖНО

В качестве иллюстрации можно предъявить учащимся еще одну ситуацию (см. рис. 7).

Психолог. Какая просьба более убедительна? Почему?

Упражнение

Психолог. Это задание выполняется в парах.
Дети разбиваются на пары.
Обратитесь по очереди друг к другу с просьбой и объясните, почему для вас это важно.
Примеры ситуаций:

Попросите книгу,
- попросите линейку,
- попросите объяснить, как решается задача.

Это могут быть любые ситуации, придуманные вами. Постарайтесь обратиться с просьбой так, чтобы она звучала убедительно.
Упражнение выполняется около 5 минут.
Психолог. Давайте рассмотрим такую ситуацию.
Как ты думаешь, какие чувства могут возникнуть у ребят в следующей ситуации.

Почему мальчик отдал книгу? Как эта ситуация может повлиять на отношения ребят?
Дети отвечают.
Психолог. Бывали ли у вас ситуации, когда кто-то говорил вам: «Не дашь - не буду дружить!», «Не сделаешь - не буду дружить!» Приведите примеры.
Если ребята приводят такие примеры, то важно спросить у них о том, что они чувствовали в этой ситуации, хотелось ли им дружить с тем, кто так говорил.
Психолог. Обращаясь с просьбой к другому человеку, важно помнить, что он имеет право на отказ. Постарайтесь понять, почему выполнение вашей просьбы невозможно. Если же просьбу трудно выполнить по каким-то причинам, то, может быть, вы все-таки сумеете договориться, обсудить условия, уступив друг другу в чем-то.
Послушайте внимательно следующий диалог:
- Дай мне, пожалуйста, почитать рассказы Носова.
- Я не могу тебе дать эту книгу, потому что сама ее читаю.
- А сможешь мне ее дать, когда прочитаешь?
- Когда прочитаю, дам. Только ненадолго.
- Я постараюсь за неделю прочитать ее.
- Хорошо, на неделю я дам тебе книгу, когда прочитаю ее.
- Спасибо. Я буду ждать.
- Хорошо, а я постараюсь быстрее дочитать ее и принесу тебе.
Какие условия удалось обсудить в диалоге ребятам? Кто в чем уступил?
Дети отвечают.
Психолог. Если вы обращались с просьбой к кому-либо, то в конце разговора обязательно поблагодарите своего собеседника.
Если вы получили согласие, поблагодарите за то, что вашу просьбу услышали и согласились помочь.
Если человек, к которому вы обратились, не может выполнить вашу просьбу, поблагодарите его за то, что он выслушал вас.
Важно помнить следующее: доброжелательное завершение разговора - это приглашение к общению в будущем!

Эти слова психолог может написать на доске.
Наше обсуждение того, как лучше общаться в ситуациях, когда вам надо о чем-то попросить другого человека или других людей, подходит к концу.
Что нового вы узнали для себя на этих занятиях?

Ребята отвечают по желанию. Затем психолог благодарит всех за участие в занятии.

ЗАНЯТИЕ 3. ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ

Психолог. Нередко случается так, что, когда вас просят о чем-то, вам приходится говорить «нет», отказываться от того, что вам предлагают или о чем просят. Тема наших двух следующих занятий: «Вежливый отказ».

Упражнение

Психолог. Давайте выполним следующее упражнение в парах.
Дети разбиваются на пары.
Рассмотрите рисунки.
Каждой паре раздается комплект ситуаций (см. рис. 9).

Психолог. По очереди выполните следующее задание: представьте, что эти люди обращаются с просьбой непосредственно к вам.
Вам надо:
- отказаться, то есть сказать «нет» в каждой ситуации;
- постараться, чтобы ваш отказ был вежливым и звучал уверенно.
Ваш партнер должен помогать вам, говоря о том, насколько вам удается вежливо отказывать.
Если что-то не получается, повторите задание. Затем поменяйтесь ролями.
Затем психолог раздает каждому ученику «лесенки» для самодиагностики
(см. рис. 10) и просит отметить на них: 1) степень легкости-трудности задания, 2) насколько каждому легко или трудно отказывать в просьбах знакомым и родным.

Психолог. Оказывается, далеко не всегда легко отказывать. Сказать «нет», когда о чем-то просят друзья или родители, бывает сложно по многим причинам.
Психолог раздает каждому ребенку лист с заданием (см. рис. 11).

Психолог. Посмотрите на рисунок и продолжите фразу: «Сложно отказать, потому что...» Подчеркните те причины, по которым вам бывает сложно отказывать друзьям или родителям. Если есть еще какие-то причины, по которым вам трудно отказывать, напишите их. У каждого могут быть свои причины.
Как вы думаете, бывают ли уважительные причины, по которым вы можете отказать, даже если с просьбой обращаются друзья или родители?
Психолог поддерживает ребят, называющих уважительные, с их точки зрения, причины.

Упражнение

Ребятам раздаются листы с указанием различных уважительных причин для отказа (см. рис. 12).

Психолог. На листах указаны некоторые из возможных уважительных причин для отказа. Отметьте, какие причины являются уважительными с вашей точки зрения.
Ребята выполняют задание.
Приведите примеры ситуаций, когда вам пришлось отказать по отмеченным вами причинам.
Дети приводят примеры, класс обсуждает эти примеры.
Получается, что в общении важно учитывать не только интересы собеседника, но и свои собственные. Тогда можно действительно говорить о равноправном общении.
Отказывать бывает сложно, но иногда это очень важно сделать, чтобы отстоять свои интересы и желания. На следующем занятии мы рассмотрим, как отказывать, не обижая другого человека и сохраняя с ним хорошие отношения.

Психолог благодарит ребят за работу и прощается до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 4. ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ (продолжение)

Психолог. Сегодня мы будем учиться вежливому отказу. Если отказывать, не объясняя причины, да еще делать это грубо, то можно сильно обидеть другого человека. Но если, отказывая, объяснить причину, то ваш собеседник может понять вас и ваши отношения не станут хуже.

Психолог пишет на доске «формулу» отказа:

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
=
ОТКАЗАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА,
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ УВЕРЕННО
+
ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНУ, ПО КОТОРОЙ ТЫ ОТКАЗЫВАЕШЬ

Упражнение

Психолог. Это задание выполняется в парах .
Дети разбиваются на пары.
Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго - вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику!
Дети выполняют задание.
Психолог. Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? Всегда ли отказ звучал убедительно?

Упражнение

Психолог. Это упражнение вы будете выполнять в малых группах. Разделитесь на группы по 4–5 человек. Каждая группа рассмотрит четыре ситуации отказа. Ваша задача - предположить, какие чувства возникают у человека, которому отказывают.
Группам раздаются рисунки - 4 ситуации отказа (см. рис. 13, 14, 15, 16.)

При обсуждении психолог выясняет, какие чувства возникают у тех, кому отказывают в таких ситуациях. Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.
Психолог. Я хочу обратить ваше внимание на то, что на улице или во дворе вы нередко встречаетесь с незнакомыми людьми, которые могут вызывать у вас ощущение опасности. Если к вам подходит незнакомый человек и уговаривает покататься на машине, взять у него игрушки, сладости, просит проводить его, показать, где вы живете - это может быть небезопасно. В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМИ! Если у вас появились опасения, отойдите от незнакомца подальше и бегите к знакомым вам людям или позовите на помощь.
К счастью, такие ситуации возникают не так уж часто. Но о них надо знать. Во всех остальных случаях важно помнить, что у вас есть право на отказ. Старайтесь только отказывать вежливо.

Упражнение

Психолог. А сейчас последнее упражнение, которые мы выполним на наших занятиях. Возьмите листок и ручку и закончите предложения, начало которых я напишу на доске.
Психолог на доске пишет начало предложений:

    Я могу отказать, если...

    Мне сложно отказывать, когда...

    Если мне отказывают по уважительной причине, то я...

Психолог. Я надеюсь, что на наших занятиях вы узнали много полезного для себя. Я хочу поблагодарить вас за ваше участие в занятиях и пожелать вам радости в мире общения.

ЛИТЕРАТУРА

Пилипко Н.В . Приглашение в мир общения. М.: УЦ «Перспектива», 2001

Правильно просить о чем-либо окружающих вас людей на самом деле не так сложно как кажется. Главное всегда быть готовым к отказу. Ну откажут и откажут. Ведь у человека у которого вы просите может быть действительно весомая причина для того чтобы вам отказать, или для него это просто неприемлемо. Если вы не будете обижаться то у вас и не будет зажатости в общении. Как гласит уже ставший народным афоризм: "Будь проще и люди к тебе потянутся". Да и в случае отказа у вас практически всегда найдется запасной вариант, надо только присмотреться к окружению.


Итак, как попросить о помощи людей, фразы и формулировки

Постарайтесь невзначай, или задавая шуточный тон беседе попросить:

  • Я вот давно хотел к вам обратиться: ... выручайте;
  • Можно вас попросить об одном одолжении... ;
  • У меня есть к вам небольшое дело, я знаю что вы разбираетесь в этом вопросе... ;
  • Если я вас попрошу вам не тяжело будет сделать для меня...;
  • Извини что обращаюсь, но в этом вопросе мне можешь помочь только ты...;
  • Встаньте на мое место... я не могу вас не попросить;
  • Мне даже немного неудобно обращаться к вам с этой просьбой, но...;
  • Хочу вас попросить... сможете помочь?

Вот такими нехитрыми формулировками вы можете попросить человека о каком либо одолжении или поступке, главное наберитесь смелости и вытряхните всех тараканов из головы, которые вас останавливают. Главное заранее будьте готовы к отказу и относитесь к нему как можно проще.

Но это еще не все. Самый главный секрет в прошении о чем либо людей родом из детства очень вам может помочь, и это слово "пожалуйста ". Не каждый человек сможет отказать услышав простое слово "пожалуйста" после вашей просьбы.

Попытайтесь использовать эти советы в жизни как можно чаще, если вы чувствуете зажатость когда вам надо о чем либо попросить, и через определенный промежуток времени вы сможете безо всяких комплексов, обращаться с просьбой к кому угодно.