Домой / Виды макияжа / Урок праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Изложение нового материала

Урок праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Изложение нового материала

Цели урока : формирование умения передавать настроение праздника средствами изобразительного искусства.

Задачи: Обучающая - формировать навыки сознательного применения средств изобразительного искусства в технике «коллажа».

Развивающая - способствовать развитию мыслительных процессов учащихся

Воспитывающая - воспитывать художественный вкус, ознакомление с произведениями мастеров искусства, раскрывающими в своих произведениях тему праздника.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация "Венецианский карнавал" и "Праздник в творчестве мастеров искусства".

Творческое задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника, карнавала (работа по группам).

Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей, фломастеры, гелевые ручки.

Музыкальный ряд: песня Игоря Саруханова “Маскарад”, Роберт Шуман «Эвсебий»,

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, смена видов деятельности.

Ход урока:

Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку

2.Беседа «Как передать настроение праздника?».

Учитель. Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно назвать противоположностью будней?

Ученик. Праздник.

Учитель. Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?

Ученик. Украсить место проведения праздника; праздничные костюмы; атрибуты праздника; музыка; продумать действие; создать настроение.

Учитель. Праздник - яркое проявление народного духа, национального характера. ("Толковый словарь русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова).

Какие ассоциации вызывает у нас само это слово -«праздник»? А если не просто праздник, а карнавал?

Ученик. Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Суета. Яркие краски. Нарядные люди. Маски.

Кто из вас не мечтал побывать на настоящем карнавале - шумном, весёлом празднике, облачившись в яркий костюм и скрыв своё лицо под причудливой маской?

Учитель. Вывешивает на доске таблички с надписями: «Веселье», «Шум», «Музыка», «Движение».

Карнавалы - любимые праздники многих народов. Может быть, по-этому слово «карнавал» на всех языках звучит одинаково? Произошло оно от латинского слова « carrus navalis», что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий.

Но существует и другое мнение. Некоторые, например, считают, что оно восходит к такому странному словосочетанию, как «carne vale», то есть «прощай, мясо!» и связано со временем наступающего Великого Поста в странах Западной Европы.

Происхождение карнавалов в странах Западной Европы чаще всего связывают со средними веками, так как именно в то время они получили необычайно шумное и яркое выражение. В эпоху Возрождения карнавал превратился в настоящее роскошное торжество, во время которого замирала вся деловая жизнь города. Жители высыпали на улицы и веселились круглые сутки. Всюду разъезжали красивые повозки с ряжеными, которые изображали времена года, героев античной мифологии, купцов, торговцев и дикарей. Были здесь и шуты, заигрывающие с прохожими.

Родиной карнавала по праву считается Италия.

Главным героем итальянских карнавалов становился «король», чинно восседающий на повозке. Особенно прославились венецианские карнавалы, первое упоминание о которых относится к концу XI века. Но наибольшего расцвета они достигли в XVI веке, с тех пор венецианские карнавалы - неотъемлемый народный праздник жителей этого города. «Весь мир устремляется в Венецию, чтобы созерцать всё неистовство и безумие карнавала», - писал один англичанин ещё в 1640 году.

Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь - связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты». По всему городу устраивают весёлые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски венецианского карнавала - это настоящие произведения искусства. Идёт показ презентации «Венецианский карнавал».

А кто знает, какому русскому празднику соответствует карнавал? Какой праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю?

Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, переодеванием

Масленица была предшественницей маскарада.

Физминутка

В середине урока, когда учащиеся начинают утомляться, проводится физминутка сидя.

1. Вращение головой влево, вправо, вперед, назад. Повторить 3-4 раза. 2. Закрыть глаза ладонями рук, глаза при этом открыты. Провести глазами линию по углам квадрата в одном и в обратном направлении, поморгать. Начертить глазами змейку, поморгать(под музыку «Маски»).

Практическая

А теперь давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства? (Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета).

Давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства?(Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета).

Посмотрите, какие цвета из предложенных вы выбрали бы для композиции на тему праздника.

(Ученики показывают выбранные ими образцы бумаги).

И какие же это цвета?

Учитель: А как они выглядят рядом друг с другом? Можно ли сказать, что это цвета близкие, похожие?

Нет. Цвета контрастные.

Учитель: Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.

На доске выставляются таблички: "Цвет", "яркие цвета", "контраст". Затем выстраиваются в ряд силуэты из цветной бумаги.

Такая композиция передает ощущение праздника? Нет? Почему?

Силуэты просто выстроены в один ряд. Такая композиция статична, она не передает движения.

Учитель: Давайте попробуем передать ощущение движения, праздничной суеты.

Ученики на доске составляют из готовых цветовых пятен и силуэтов композицию, передающую праздничное настроение.

Учитель: Получилась композиция, передающая движение? Какие средства выразительности мы использовали для этого?

Ученики с помощью учителя перечисляют средства выразительности, а учитель выставляет на доске таблички: "КОМПОЗИЦИЯ", "динамика", "ритм", " акценты", "пластика".

Учитель предлагает ученикам вырезанные из бумаги маски, силуэты музыкальных инструментов, элементы украшения и так далее.

Ученики отбирают из предложенных атрибутов соответствующие теме.

Учитель. Почему выбраны именно эти предметы? Ученики обосновывают свой выбор.

Учитель. Итак, выбраны предметы, которые у нас ассоциируются с праздником, карнавалом. На доску помещается табличка: ОТБОР ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ. Учитель. Вот мы и нашли средства, с помощью которых можем создать праздничную композицию. Давайте посмотрим, как использовали эти средства выразительности мастера искусства, как они передавали атмосферу праздника в своих произведениях.

Показ презентации «Праздник в творчестве мастеров искусства». В презентации используются репродукции произведений Ф. Малявина, Б. Кустодиева, К. Сомова, А. Ватто, О. Ренуара и другие.

III. Практическая работа. Создание коллажа «Карнавал». Учитель. Попробуем создать композицию «Карнавал» в технике коллажа, используя те средства выразительности, о которых мы говорили. Ученики создают коллаж «Карнавал», работая группами по 3-4 человека.

IV. Итог урока. Проводится просмотр работ

Рефлексия Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка . Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.


Из истории русского праздника «Масленица» История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Масленица- самый весёлый, шумный народный праздник. Масленица – это не только блины, в Масленицу долг каждого человека-помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены и все масленичные традиции.






Масленицу открывали ребятишки. Всех встречных или приезжавших из города они спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» Если ответ был отрицательный, то они колотили встречного лаптями. Также сооружали снежные горы, катались с них на санях. Ходили по дворам с песнями и присказками.


У Петровых у ворот Вьется, вьется хоровод Вьется, вьется хоровод Собирается народ. Начинались разные безудержные игры и потехи. Строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки. В этот день водили хороводы, катались с гор, только обязательно девочки- в замороженном решете, а мальчики– на скамеечке.




Лето для старания, Зима - для гуляния. Здесь-то и начинается основное веселье, возят чучело, катаются, поют частушки, ходят колядовать. Собирались молодежь и ребятишки, в маски рядились и по домам ходили, песни пели, а за это угощения дарили. В четверг обязательным было строить и штурмовать крепости. Осажденные оборонялись вениками и метлами. Победителей купали в проруби, чтобы «остыли».




В этот день заканчивается обжорство и веселье, на ледяных горах разводят огонь, стараясь растопить лед. Сжигают соломенное чучело-символ зимы. Это день очищения перед постом, все ходят друг к другу и просят прощение: «Прости меня,если виноват»- «И ты меня прости» - «Бог простит». Все это сопровождалось поклонами и поцелуями.


Блины являются непременным атрибутом праздника Масленица. Со времен язычества на Руси блин был символом солнца, блины едят во славу весны, плодородия земли. Блины исконно русское лакомство, которое занимает достойное место в кухне многих народов мира. А с чем пришла ты, Масленица?




Самым интересным считался бой один на один. Практиковалась и разновидность "стенка на стенку". Кулачные бои








СОЖЖЕНИЕ ЧУЧЕЛА ЗИМЫ "ЧУЧЕЛО» - пучок соломы в платке и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь. С заранее подготовленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали.


Технология изготовления куклы «Домашняя масленица» Чтобы смастерить куклу своими руками, вам потребуется: -палка см; -несколько кусочков яркой ткани (бязь, ситец); -лыко, солома или мочало; - нитки; - ветошь






Руки Из картона или ткани делаем трубочку диаметром около 2,5 см, длиной 20 см. Трубочку обтянуть яркой тканью (оранжевой, желтой, красной) и перетянуть в двух местах нитками. Полученную «конфетку» подкладываем под лыко и туго привязываем к палке сзади.


Одежда Привязываем Масленице подъюбник ширина ткани здесь зависит от вашего желания: чем больше сборок, тем красивее будет кукла. Затем надеваем платье (в квадрате из ткани делаем прорезь для головы). Из другой ткани, но тоже яркой, вырезаем фартучек и приматываем красным поясом.






Н. Будур Русский народный календарь. РООССА М.В.Короткова Путешествие в историю русского быта Москва, В.В.Ищук, М.И.Нагибина Народные праздники. Ярославль, А.В.Терещенко История культуры русского народа Москва, 2007 Информационные ресурсы:

Урок 6 класс
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве
(тема праздника в бытовом жанре)
Цели: рассказать учащимся о сюжете праздника в бытовом жанре; привести конкретные примеры произведений искусства; развивать творческие способности учеников.
Материалы: репродукции картин известных художников (В.Е.Маковский «Молебен на Пасху», С.Л.Кожин «Иван Купала. Гадание на венках», Б.М.Кустодиев «Масленица»); гуашь, акварель, кисти, бумага. Использование ЭОР «Русские народные праздники обряды и обычаи», ООО «Юрфорт», 2003-2005.

Ход уроков
I.Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
II.Слово учителя
Всем известно, что праздник – наиболее верно проявление народного духа и самосознания. В былые времена люди так же, как и сейчас много работали, но и отдыхали. Благодаря великим художникам мы можем узнать не только о буднях прошлых столетий, но и о праздничных днях. Праздник в прошлых веках – это игра, танцы, песни.
Праздник – это в первую очередь яркое действо. Не зря в разные времена у каждого народа были свои праздничные костюмы, обычаи и традиции. Это и есть лучшее проявление национального самосознания. На Руси одним из любимых праздников была Масленица. С историей этого торжества мы знакомились с вами на уроках в 5 классе.
- Скажите, при помощи чего наиболее точно художник может передать настроение праздника? (При помощи красок.)
Художник использует, как правило, контрастные цвета для передачи живой атмосферы. Посмотрите на первую представленную вам картину Б.Кустодиева «Масленица».

Художник изображает русский народный праздник – множество веселого люда, лошадей, саней создаёт ощущение настоящего праздника, народного отдыха.
Однако уже следующая картина создаёт совсем иное впечатление. Произведение художника С.Кожина «Ивана Купала. Гадание на венках» олицетворяет собой спокойствие, тихий отдых девушек.

В которой отражены исконные русские традиции, человеческая вера в Бога, почитание высшей силы. В изображении такого праздника есть веяния покоя, глубокой веры русского народа.
III.Творческое задание
Изобразите (сначала при помощи карандаша) русский праздник – день Ивана Купала. Старайтесь наиболее детально отобразить людей, их наряды, атмосферу. В конце придайте своей работе цвет.
IV.Подведение итогов уроков
(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
Во все времена люди любили отдыхать и делали это с душой. Я надеюсь, что и в наш век старые добрые традиции проводить праздники вместе не забудутся.


Приложенные файлы

Изображение карнавального веселья часто встречается в творчестве художников мира. Живопись не осталась в стороне от весёлого народного праздника, особенно часто мастера кисти писали Венецианский карнавал, хотя известны картины других маскарадов и карнавалов, которые проходили и проходят в разных странах.

Карнавал в искусстве: самое интересное

Русские классики

Начать обзор правомерно с творчества русских художников, а именно с Василия Ивановича Сурикова. Василий Суриков родился в казачьей семье в Сибири и всё его творчество пронизано любовью к суровой сибирской природе. Русская зима на его картинах представлена во всей красе и на исторических полотнах, и на бытовых картинах. Достаточно вспомнить «Боярыню Морозову», «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка» и другие. Его творчество смело можно назвать разноплановым, но исторические сюжеты на полотнах преобладали.

К ним относится и картина «Маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф Ромадановского». Это тоже зима, новый год, в разгаре веселье. Здесь есть ряженый царь, который управляет санями, запряжёнными медведями, и настоящий - на следующей подводе, которая наряжена как парусное судно, его несут по улицам Москвы северные олени. Даже здесь на празднике царь внимательно следит за происходящим, а вот детям интересен не самодержец, а медведи, и они весело бегут вслед за первой повозкой, не обращая внимания на императора. Картина находится в Русском музее в Петербурге.

У Сурикова есть ещё одна картина, посвящённая карнавалу. Она была написана во время путешествия вместе с семьёй по Европе и передала впечатление художника от праздничного карнавала в столице Италии. Картина называется «Римский карнавал» и изображает традиционное пышное веселье, которое устраивают итальянцы весной.

Среди классиков нужно отдать должное Александру Николаевичу Бенуа и его картине «Карнавал на Фонтанке» 1900 г. Это художник, прославившийся театральной живописью, изображением исторических сюжетов о Петербурге и Франции, иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина. Картина представляет набережную и участников карнавала, которые плывут на лодке.

Итальянцы и немцы

Интересна интерпретаций венецианского карнавала в творчестве итальянского художника второй половины 18 века Джованни Доминико Тьеполо. Знаменитой картиной является полотно «Сцена карнавала, или Менуэт», которая отразила настроение праздника и поэтичности этого действия. Картина находится в Лувре. Кроме того, художник создал цикл росписей на тему карнавала в собственном доме.

Кёльнский карнавал, о котором знают во всём мире изобразил на своей картине известный художник Руделл. Картина изображает эпизоды карнавала на фоне Кёльнского кафедрального собора, являющимся мировой достопримечательностью и самым ярким образцом готической архитектуры. Картина стала изображаться на марках, которые имеют особую ценность.

Наши современники

Известна также небольшая (50 х70см) картина Леонида Афремова «Карнавал в Венеции», выполненная в технике жакле. Изображает картина мужчину и женщину в ярких карнавальных костюмах, плывущих на гондолах по узким каналам Венеции.

Среди современных художников, отдающих предпочтение карнавальным сюжетам, необходимо назвать Михаила Шемякина, скульптора, графика, театрального художника, живописца. Его многие картины посвящены маскарадным изображениям, населены масками и марионеточными героями. Репродукции картин очень популярны для оформления интерьеров. Например, картина «Карнавалы Санкт-Петербурга»

Урок на тему «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве»

Дата: декабрь

Составитель: учитель

Предмет: искусство.

Цель: формировать у учащихся умения передачи настроения средствами изобразительного искусства.

Задачи: формировать навыки сознательного применения средств изобразительного искусства в связи с поставленной задачей, навыки работы в технике коллажа; ознакомить с произведениями мастеров искусства, раскрывающими тему праздника.

Оборудование: цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей, фломастеры, глеевые ручки, презентация «Венецианский карнавал», мультимедийная презентация «Праздник в творчестве мастеров искусства».

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

Беседа «Как передать настроение праздника?».

Учитель. Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идём на работу, на учёбу, занимаемся обычными делами. И всё-таки, наверное, было бы скучно, если бы жизнь состояла из одних только будней. А что можно назвать противоположностью будней?

Ученик. Праздник.

Учитель. Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?

Ученик. Украсить место проведения праздника; праздничные костюмы; атрибуты праздника; музыка, продумать действие; создать настроение.

Учитель. Какие ассоциации вызывает у нас само это слово – «праздник»? А если это не просто праздник, а карнавал?

Ученик. Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Суета. Яркие краски. Нарядные люди. Маски.

Учитель вывешивает на доске таблички с надписями: «Веселье», «Шум», «Музыка», «Движение» и т. д.

Учитель. Есть разные версии происхождения самого слова «карнавал». Я познакомлю вас с одной из них. В Древней Греции проходили шумные и весёлые праздники в честь бога Диониса – Дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками. Во время шествий впереди находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который авторы называют «carrus navalis», то есть «морская колесница». На нём, как правило, располагалась костюмированная группа.

А кто знает, какому русскому празднику соответствует карнавал? Какой праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю?

Ученик. Масленица.

Учитель. А какие знаменитые карнавалы вам известны? Где они проходят?

Ученик. Венецианский, бразильский.

Учитель. Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, самый знаменитый во всём мире, начиная со Средних веков и до нынешнего времени.

Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь – связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты».

По всему городу устраивают весёлые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски венецианского карнавала – это настоящие произведения искусства.

Идёт показ презентации «Венецианский карнавал».

Учитель. А теперь давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства?

Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета.

Учитель. Посмотрите, какие цвета из предложенных вы бы выбрали для композиции на тему праздника?

Ученики выстраивают на доске выбранные ими образцы бумаги.

Учитель. И какие же это цвета?

Ученик. Яркие.

Учитель. А как они выглядят рядом друг с другом? Можно ли сказать, что это цвета близкие, похожие?

Ученик. Нет. Цвета контрастные.

Учитель. Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.

На доске выставляется табличка: ЦВЕТ: ЯРКИЕ ЦВЕТА. КОНТРАСТ.

Теперь на доске выстраиваются в ряд силуэты из цветной бумаги.

Учитель. Посмотрите, такая композиция передаёт ощущение праздника? Нет? А почему?

Ученик. Силуэты просто выстроены в один ряд. Такая композиция статична, она не передаёт движения.

Учитель. Так давайте попробуем передать ощущение движения, праздничной суеты.

Ученики на доске составляют из готовых цветовых пятен, силуэтов композицию, передающую праздничное настроение.

Учитель. Получилась композиция, передающая движение? Какие средства выразительности мы использовали для этого?

Ученики с помощь учителя перечисляют средства выразительности, а учитель выставляет на доску табличку:

КОМПОЗИЦИЯ: ДИНАМИКА, РИТМ, АКЦЕНТЫ, ПЛАСТИКА.

Учитель. А что ещё можно добавить в нашу композицию, чтобы показать, что это карнавал?

Учитель предлагает ученикам вырезанные из бумаги маски, силуэты музыкальных инструментов, элементы украшения и так далее. Ученики отбирают из предложенных атрибутов соответствующие теме.

Учитель. Почему выбраны именно эти предметы?

Ученики обосновывают свой выбор.

Учитель. Итак, выбраны предметы, которые у нас ассоциируются с праздником, карнавалом.

На доску помещается табличка:

ОТБОР ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

Учитель. Вот мы и нашли средства, с помощью которых можем создать праздничную композицию. Давайте посмотрим, как использовали эти средства выразительности мастера искусства, как они передавали атмосферу праздника в своих произведениях.

Показ презентации «Праздник в творчестве мастеров искусства». В презентации используются репродукции произведений Ф. Малявина, Б. Кустодиева, К. Сомова, А. Ватто, О. Ренуара и другие.

Практическая работа

Создание коллажа «Карнавал».

Учитель. Попробуем создать композицию «Карнавал» в технике коллажа, используя те средства выразительности, о которых мы говорили.

Ученики создают коллаж «Карнавал», работая группами по 3-4 человека.

Итог урока.

Проводится просмотр работ и их обсуждение.