Домой / Лицо / Как научить детей признавать свои ошибки.

Как научить детей признавать свои ошибки.

М ногие дети не любят просить прощения за свои ошибки. Казалось бы нет ничего проще чем просто произнести такие простые слова: «извини меня» или «прости, я был неправ». А вместо этого мы получаем в ответ молчание или, что ещё хуже - враждебность.

Традиционно сложившееся мнение, что это следствие дурного воспитания, а не психологическая проблема, ошибочно. В то же время способность ребёнка просить прощения за свои поступки может оказаться просто формальностью неимеющеей ничего общего с раскаянием.

В действительности способность признавать свои ошибки у ребёнка складывается в ранем детстве. Определяющим фактором служит то, как относятся к ошибкам сами взрослые. Если они относятся к ошибкам как к чему-то недопустимому или постыдному, то у ребёнка могут выработаться болезненные чувства стыда и вины.

При таком видении ситуации любой промах ребёнка вызывает в нём вопросы: «Что мне теперь делать!» или «Как же со мной поступят после этого!?», вместо поиска выхода из сложившихся обстоятельств.

У малышей есть такой рефлекс, если они что-то пролили, то стараются это убрать самостоятельно, но взрослые как правило замечают это и делают всю работу за малыша. Убирая за ребёнком нередко из уст родителей сыплются упрёки в его адрес и ему не остаётся ничего иного, как испытывая чуства вины и собственной беспомощьности наблюдать как взрослые исправляют его ошибку. Подобными действиями мы сами взращиваем в ребёнке не эффективные модели поведения.

Ту же модель поведения при совершении ошибки ребёнок применяет впоследствии, став старше. Проблема взрослых заключается в том, что они не учитывают тот факт, что ребёнок ещё всего лишь учится, а они уже лишили его права совершать ошибки и учиться на них.

Молоко должно быть вытерто, а санкция возможна только одна - человек остается без молока.

Гуманистическая педагогика имеет иной подход. Последствия ошибки, а не наказание должно воспитывать в ребёнке способность признания своих ошибок. Наказание оказывает разрушающее действие на личность ребёнка. А возможность испытать последствия своего поступка с последующим осмыслением поможет сделать собственные выводы и получить личный опыт по устранению последствий. Рассмотрим этот процесс подробнее:

1 Ребёнок признаёт факт того, что он совершил ошибку и понимает, что ему необходимо предпринять шаги по устранению последствий.

2 Ребёнок приходит к пониманию того, как ему поступить, чтобы как-то исправить сложившуюся ситуацию.

3 Ребёнок приступает к устранению физических последствий своего поступка или посит прощения в случае если кого-то обидел.

Рассмотрим различия между последствием и наказанием.

1 Естественное последствие всегда логически соответствует совершённой ошибке. Если ребёнок кому-то нагрубил - не стоит его лишать просмотра любимого фильма, достаточно получить извинения.

2 Последствие всегда доложно быть соразмерным по отношению к поступку, иначе оно незаметно превратится в наказание. Если ребёнок разбросал игрушки в комнате не следует его заставлять убирать всю квартиру.

3 Последствия должны иметь созидательный характер. Они не должны касаться личности ребёнка. Последствия всегда безоценочны, не содержат эмоций и относятся только к поступку. Ребёнок не должен испытывать чуства стыда и вины, ему достаточно просто исправить свою ошибку.

Помните, что признание собственных ошибок требует немалого мужества независимо от того кто их совершил, ребёнок или взрослый. Советуйтесь со своим ребёнком по поводу устранения последствий, спрашивайте, что он думает предпринять для того чтобы исправить ситуацию. Не забывайте его поддерживать и искренне выражайте свои чувства и похвалы, без какой либо фальши.

Знайте, что у вас всегда есть шанс повлиять на своего ребёнка личным примером и своим отношением к происходящему. Если прочитав эту статью у вас появилось желание узнать больше о секретах восптания детей, я с радостью приглашаю вас на .

«В течении дня», «в следствии наводнения», «эммунитет» — эти и многие другие орфографические ошибки можно не раз увидеть в ученических тетрадях по русскому языку. Очень часто родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок пишет неграмотно. Некоторые за это ругают, некоторые просто закрывают на это глаза, но результата такие действия точно не принесут. Если ребенок допускает ошибки в письменной речи, эту проблему необходимо срочно решать.

Причин может быть несколько. Наихудший вариант – это развитие у ребенка дисграфии – психического расстройства, вследствие которого он не в состоянии овладеть письмом. Однако, эта аномалия, как правило, не является изолированной и распознается психологами. Если же у ребенка все в порядке с психическим развитием, он не испытывает проблем с другими предметами, у него нормально развиваются устная речь и мышление, то нужно обязательно поискать причину и в чем-то другом.

Некоторые часто говорят: «у него врожденная грамотност ь » (или неграмотность ). Однако, стоит заметить, что по наследству умственные способности, как правило, не передаются, а грамотность не возникает самостоятельно, она формируется. Поэтому так называемое «языковое чутье » — следствие того, что в детстве человек много читает и просто запоминает, как пишутся слова. Это значит, что грамотность можно и нужно развивать.

Это возможно путем развития и увеличения словарного запаса, причем ребенку следует не просто читать как можно больше книг, но и писать различные небольшие сочинения. Во-первых , это разовьет логическое мышление, а во-вторых – повысит уровень грамотности.

Но запомнить все слова невозможно. Для того чтобы не допускать ошибок, в школе изучаются правила. Проблема в том, что дети не очень добросовестно их учат, а некоторые учителя не слишком добросовестно спрашивают, тут наблюдается не соблюдение права детей в школе на обучение. Следствие – непонимания накапливаются, превращаясь в такой снежный ком, растопить которые очень непросто. Поэтому единственный совет, который можно дать в этом случае, — учить, учить и еще раз учить правила. И, естественно, применять.

Для отработки как нельзя лучше подходят словарные диктанты, которые родители могут сами проводить с ребенком, используя школьный учебник. При этом надо требовать объяснения, почему каждое слово написано, так или иначе. Через некоторое время это приучит ребенка не надеяться на авось, а мотивировать написание каждого слова.

Наконец, ребенок может и иметь большой словарный запас, и знать правила, но допускать ошибки (как правило, это пропуск букв) только из-за невнимательности и рассеянности. В этом случае есть один верный выход из положения: при выполнении домашнего задания попросить ребенка проговаривать вслух все, что он пишет, иными словами – диктовать себе. Это замедлит темп письма и сконцентрирует внимание на выполнении задания, а не на чем-либо еще. Через пару месяцев такого ежедневного само диктанта можно будет видеть результат: безошибочное письмо.

Итак, три пути решения проблемы неправильного написания :

1. Повышение собственного словарного запаса путем чтения и дальнейшего употребления новых слов в речи.

2. Тщательное изучение правил и отработка навыков их применения.

3. Повышение внимания путем само диктанта.

В этой статье не затронут вопросы мотивации, например, почему ребенок не учит правила, и так далее. Это совсем отдельный разговор.

Бывает ли грамотность врождённой?

Почему одни дети, практически с рождения пишут грамотно, в то время другим хоть, что хочешь делай, но ничего не дает результата? Свое мнение высказывает сказкотерапевт Ольга Амельяненко.

Такой диагноз чаще всего ставят детям придискомфорте и болях в животе, метеоризме, частых поносах.

В чем подвох? Дисбактериоз - это всего лишь нарушение баланса кишечной микрофлоры, которое правильнее называть дисбиоз. В кишечнике человека живет более 400 видов бактерий общей массой около 2 кг. В идеале их взаимодействие упорядочено и стабильно. Но под влиянием стресса, неправильного питания, недостатка или избытка физических нагрузок баланс нарушается.

Что делать? Не лечить, а восстанавливать баланс. Прежде всего, устранить причину, которая вызвала сбой. Без анализов и исследований не разобраться. Стандартная схема проверки организма такая: УЗИ органов брюшной полости, гастродуоденоскопия, анализы крови (общий, биохимический), кала. Исключив все патологии, врач может предположить, что причина недомоганий - дисбиоз.

2 Вегетососудистая дистония

Такой диагноз ставят, если у ребенка: слабость, головокружение, головная боль и периодические боли в груди, потливость, тревожность, чувство зябкости.

В чем подвох? Современные врачи называют ВСД «диагноз-помойка» - за возможность списать на него практически любые симптомы. Ни одно исследование его существование не подтверждает!

Что делать? Ребенок должен пройти комплексное обследование. При жалобах на работу сердечно-сосудистой системы нужно наблюдаться у кардиолога. Возможно, помимо ЭКГ, понадобятся дополнительные исследования, например УЗИ сердца, холтеровское мониторирование ЭКГ и велоэргометрия.
Головокружение, тревожность, потливость могут сообщать о различных проблемах с вестибулярным аппаратом. Бледность кожных покровов, слабость, вялость - вероятные сигналы понижения гемоглобина, которое нередко приводит к анемии.

3 Дискинезия желчевыводящих путей

Подобный диазноз часто ставят при периодических болях в правом подреберье, снижении аппетита и желтоватом налете на языке.

В чем подвох? Когда в кишечник попадает жирная еда, печень тут же выделяет необходимую для ее переваривания желчь. Но это в здоровом организме. Иногда из-за сбоя желчь выделяется бесконтрольно либо, наоборот, не выделяется совсем. В первом случае говорят о дискинезии по гипермоторному типу, во втором - по гипомоторному. Обычно после определения типа дискинезии ребенку назначают корректирующее лечение. Но такая терапия не приносит никакого результата, потому что на самом деле дискинезия - не болезнь, а лишь следствие.

Что делать? И снова: искать первопричину. Не болезни, а именно нарушения. Виновниками расстройств в работе желчевыводящих путей с равным успехом могут быть и заболевания желудочно-кишечного тракта, и глистные инвазии, и гормональные нарушения, и различные аллергии, и просто чрезмерное увлечение жирной пищей. Кстати, проблемы психологического характера в этом деле тоже играют не последнюю роль.

4 Авитаминоз витамина D, рахит

Диагноз ставят, если у ребенка постоянная вялость и сонливость, нервозность, ухудшение зрения, периодические боли в суставах, недавний перелом.

В чем подвох? Раньше «рахитом» пугали мам малышей до трех лет, а сегодня этот диагноз все чаще ставят подросткам 8–12 лет. Банальный кариес, проблемы со зрением и любые неполадки, даже косвенно связанные с костно-мышечной системой, превращаются в грозных предшественников рахита.

Что делать? Если ребенку поставили диагноз «D-дефицитный рахит» и прописали обязательную витаминотерапию, не стесняйся попросить доктора обосновать диагноз и назначения. Не могут ли проблемы с костно-мышечной системой быть симптом не рахита, а другого, скрытого заболевания? Учтите, довольно часто в поликлиниках для определения витаминотерапии назначают анализ мочи по Сулковичу. Однако в общемировой практике эта проба считается недостоверной, так как всего лишь показывает содержание кальция в моче, а на этот показатель влияет множество разных причин. Самый надежный способ определить дефицит витамина D - сдать анализ крови на 25-гидроксихолекальциферол (25-ОН).

5 Остеохондроз

Диагностируется, если у ребенка боли в спине, мигрени, сутулость.

В чем подвох? Остеохондроз - естественное изнашивание и разрушение межпозвоночного диска. Этот процесс не сопровождается болями, ведь межпозвоночные диски имеют хрящевую структуру и лишены болевых рецепторов. Диагноз «остеохондроз» оправдан, если вам больше 35 лет, но даже в этом случае он далеко не всегда требует лечения. Боли же в спине у подростков в большинстве случаев вызваны миофасциальным синдромом («мио» - мышечный, а «фасциальный» - связочный). То есть причина в мышцах и связках, а не в дисках и позвонках.

Что делать? Одна из самых распространенных причин миофасциального синдрома - стресс , который современные дети не компенсируют физической активностью. Механика такая: любые сильные эмоции (а их в подростковой жизни предостаточно) сопровождаются выбросом адреналина в кровь. Его воздействие на мышцы заставляет их сокращаться, и организм как бы настраивается на физический ответ стрессу, например борьбу или бег. Так что имеет смысл попросить врача направить ребенка на консультации к психологу и эндокринологу и, конечно, на оздоровительную гимнастику.

Фото: ONOKY - Photononstop/Alamy/ТАСС, PR