Домой / Лицо / Письмо психоаналитика подростку: дайте прочитать это вашему ребенку. Письмо, которое ваш подросток не может вам написать

Письмо психоаналитика подростку: дайте прочитать это вашему ребенку. Письмо, которое ваш подросток не может вам написать

  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • подросток

Идеальные отношения между подростками и родителями – редкость. Родители начинают готовиться к переходному возрасту своих детей заранее: читают статьи с советами психологов и других экспертов, нередко консультируются со школьными учителями, придумывают, чем бы нагрузить ребенка, чтобы у него «не оставалось времени на ерунду». Однако это не помогает. Почему? Какие ошибки совершают родители? Эти вопросы «Я-родитель» задал старшеклассникам обычной подмосковной школы и предложил им написать предельно откровенные письма своим родителям. Некоторые из них мы приводим в этой статье.

Алина, 16 лет:

«Мама, наверное, я не сдам ЕГЭ по математике. Я точно не сдам. И даже если ты еще сто раз назовешь меня идиоткой и скажешь, что я буду всю жизнь работать уборщицей – тоже не сдам. От того, что ты обзываешь меня и упрекаешь деньгами, которые вы с отцом вложили в меня, я не начинаю разбираться в функциях и интегралах. Я была бы рада закончить курсы визажистов и парикмахеров. Я могла бы работать на дому – ко мне приходили бы люди, и я бы делала им прически. Мне не нужна математика. Я не считаю, что плохо быть парикмахером. Но я стараюсь избегать тебя, мама, потому что ты можешь говорить со мной только про экзамены. А это далеко не все, что я могла бы с тобой обсудить» .

Павел, 15 лет:

«Мама, мои ровесники много курят. Они пьют алкогольные энергетики и подделывают копии паспортов, чтобы пройти в ночной клуб. А мне нравится баскетбол. Я хочу быть первым, хочу больше тренироваться. Я понимаю, что мне 15 и я не буду чемпионом, но и профессия тренера меня устроит. Даже в нашем маленьком городе. Но для этого нужно много играть. Отец говорит, что если я не закончу полугодие отличником, мне запретят ходить на баскетбол. Но чем больше я зубрю, тем меньше сил у меня остается на тренировки. Я мог бы учиться чуть хуже и при этом успевать чуть больше, . Я очень жду своего совершеннолетия. Надеюсь, я уеду из дома и буду как можно меньше общаться с тобой и с отцом» .

Ольга, 15 лет:

«Папа, вы все время говорите, что мне все еще рано делать то и то, что я маленькая. Мама запрещает делать мне эпиляцию, и девочки в школе смеются надо мной. Мне покупают вещи, которые мне не нравятся, и надо мной снова смеются. Мне не разрешают выщипывать брови, а они очень густые и некрасивые. Иногда я прихожу домой и продумываю, как я убью себя, когда у меня не будет сил это терпеть. Наверное, утону в реке. Меня будут хоронить, и тогда вы поймете, что были не правы» .

Сережа, 14 лет:

«Мама, у меня не получается сдерживать себя. Я грублю тебе, часто. Слова как будто сами вылетают изо рта. Ты говоришь: «Поешь!» А я хочу есть, но отказываюсь. И так всегда. . Я замечаю, что когда тебе некогда за мной следить и одергивать, у меня появляется настроение самому, первым, поговорить с тобой, что-то рассказать» .

Олег, 18 лет:

«Мама, недавно я подрался с ребятами из другой школы. Меня избили, но я ответил. Папа сказал, что я молодец. Ты рыдала и пыталась заставить меня снять побои. Говорила, что рожала меня не для того, чтобы любой мог портить мне лицо. Заперла дверь и отказывалась выпускать меня, пока я не напишу заявление в полицию. Я пытался говорить с тобой спокойно. Ты не понимала и начинала орать. Повторяла одно и то же сотни раз. А потом, когда меня все-таки выпустила и я ушел, нашла мою переписку в соцсетях. Там много было…разного. И когда я пришел, ты начала со мной об этом говорить. Я ненавижу тебя. Я никого так не ненавидел, как тебя» .

Некоторые из писем, с разрешения учащихся и без указания имен, были зачитаны на общешкольном родительском собрании. Реакция была разной. Были родители, которые нашли себя и свою историю в отрывках и просто промолчали, других это разозлило. Кто-то возмущенно пытался спорить с упреками подростков. Одна из присутствующих мам удивленно сказала: «Мы ругаем их за тройки, а они разрабатывают план самоубийства. Кто даст нам гарантию, что они его не осуществят?»

В актовом зале стало тихо.

Елена Кононова

Дорогой Родитель,

мне хотелось бы написать тебе такое письмо.

Про эту битву, которую мы с тобой ведём. Она мне нужна. Мне нужна эта битва. Я не могу тебе об этом сказать, потому что у меня нет подходящих слов и всё равно это будет бессмысленно. Но мне нужна эта битва. Очень. Мне нужно тебя сейчас ненавидеть и нужно, чтобы ты это пережил. Нужно, чтобы ты пережил, что я тебя ненавижу и что ты ненавидишь меня. Мне нужна эта битва, хотя я тоже её ненавижу. Даже неважно, из-за чего мы ругаемся: отбой, домашняя работа, стирка, моя грязная комната, прогулки, сидение дома, отъезд, не отъезд, парень, подружка, нет друзей, плохие друзья. Неважно. Мне нужно с тобой ругаться об этом и нужно, чтобы ты ругался со мной в ответ.

Мне отчаянно нужно, чтобы ты . Держал крепко, пока я мечусь на другом конце – пока я ищу опоры для рук и ног в этом новом мире, в который я попал. Раньше я знал, кто я, кто ты, кто мы. Но сейчас уже не знаю. Сейчас я ищу свои пределы, и иногда они находятся только тогда, когда я дёргаю тебя. Когда я довожу всё, что раньше знал, до предела. Тогда я чувствую, что существую, и хотя бы минуту могу дышать. Я знаю, что ты тоскуешь по тому милому ребёнку, которым я был. Я знаю это, потому что тоже по нему тоскую, и эта тоска добавляет мне сейчас ещё больше боли.

Мне нужна эта битва, и мне нужно знать: неважно, насколько плохи или сильны мои чувства – они не разрушат тебя или меня. Мне нужно, чтобы ты любил меня даже в наихудших моих проявлениях, даже когда кажется, что я тебя не люблю. Мне нужно, чтобы ты сейчас любил себя и меня за нас двоих. Я знаю, как хреново, когда ты не нравишься и тебя называют плохим человеком. Внутри я тоже себя так чувствую, но мне нужно, чтобы ты это вынес и обратился за помощью к другим взрослым. Потому что я сейчас не в состоянии тебе помочь. Если хочешь, позови всех своих взрослых друзей и устрой тусовку по выпуску пара среди своей группы поддержки «как выжить с подростком», я согласен. Можешь говорить обо мне за моей спиной – мне пофиг. Только не бросай меня. . Она нужна мне.

Эта битва научит меня, что моя тень не больше моего света. Эта битва научит меня, что плохие чувства не означают окончания отношений. Эта битва научит меня слушать себя, даже когда это может разочаровать других людей.

Эта конкретная битва закончится. Как всякая буря, она утихнет. Я всё забуду, и ты забудешь. А затем она вернётся. И мне снова будет нужно, чтобы ты держал верёвку. Мне снова и снова это будет нужно в течение многих лет.

Я знаю, что это трудное дело по своей сути совсем не радует тебя. Я знаю, что, скорее всего, никогда не поблагодарю тебя за это и даже не признаю твою роль во всём этом. Знаешь, я, скорее всего, буду даже критиковать тебя за всю эту сложную работу. Будет казаться, как будто, что бы ты ни делал, этого никогда не достаточно. И всё же я целиком полагаюсь на твою способность оставаться в этой битве. Неважно, как много я спорю. Неважно, как много я хандрю. Неважно, как велико моё молчание.

Пожалуйста, держи свой конец верёвки. И знай, что , какую только может кто-либо делать для меня прямо сейчас.

С любовью, твой Подросток.

Гретхен Шмельцер (Gretchen Schmelzer)

Перевод Ирины Маценко

Фото: flickr.com/photos/scatto_felino

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или , чтобы сообщить нам.

Tagged

Related Posts

23 thoughts on “Письмо, которое ваш подросток не может вам написать

  1. Валерия

    Вы уж простите, но тут написана такая чушь, что… Из-за такой вот “битвы” я думала лет с 14 только об одном: “Я выучусь и свалю из дома, я выучусь и свалю из дома!” Я выучилась – и при первой же возможности удрала из дома, в другой город – и спасибо, что не в другую страну. Там я выживала без какой бы то ни было помощи из дома. Голодные обмороки и прочие прелести выживания без поддержки. Выжила. Более-менее наладила жизнь. Теперь отец недоумевает: и почему же я так резко отказываюсь от поездки домой?
    Да потому, что я скорей умерла бы с голоду, чем воспользовалась бы его поддержкой и помощью (а он был готов помочь, я знаю… только потом бы эту помощь вспомнил бы не раз и не два). И потому, что я помню ту битву. Хорошо помню, хотя мне уже далеко за 30.
    Мне не нужна была битва. Мне нужна была поддержка и любовь. Мне нужен был не тотальный контроль, а любовь, как бы смешно это ни звучало. И нет, я не была плохим ребёнком. Отличница, домой всегда вовремя, никаких мальчиков до 19 лет (за это, кстати, отцу отдельное “спасибо”), с цепи я сорвалась уже после института, когда уехала. Хорошо, что вовремя удалось голову включить, ни к чему серьёзно плохому этот срыв не привёл, так, аспирантуру бросила.
    Мне нужна была любовь, а меня втянули в какую-то ненужную мне битву. И нет, я ругалась только из-за того, что мне было жизненно важно, остальное я отдавала отцу на откуп. Так что… извините, но такое письмо я-подросток точно не написала бы. А на другое, написанное когда-то, письмо, мне ответили, что “ничего такого не было, не выдумывай”.

    • Татьяна

      Валерия, мне кажется Вы не совсем правильно поняли слова “битва” в этом тексте, и с чей стороны битва – тоже не поняли ((ИМХО

    • Оксана

      1
      У меня очень похожая история.
      Все этопро “битву” показалось полной чушью.

    • прохожий

      не знаю вашу историю, вот несколько мыслей.
      1.” Я знаю, что, скорее всего, никогда не поблагодарю тебя за это и даже не признаю твою роль во всём этом.”
      2. и вправду, как будто понято все буквально слишком, потому что если не любовь, понимание и принятие дают возможность “держать конец веревки”.
      а вас отпустили, выходит…

    • ELI

      eto absolutnaya pravda..molodez

    • Светлана

      Валерия, собственная история застелила Вам глаза, и в текст Вы не вчитались. А жаль.

    • ксеня

      У вас не было веревки. Это был кнут

    • Мрия Войчук

      В статье “битва” – это не про то, что родители пытаются “задавить” подростка, а про то, как сам подросток стремиться отрицать законы взрослого мира: пощупать их своими боками.

    • Алена

      В том письме в слове “Битва” подразумевается “любовь”, небезразличность и постоянное внимание мамы, родителей, которое требуется ребенку-подростку, потому что они сами в шоке от того, что с ними происходит, они и не дети уже и не взрослые еще, они медленно небом и землёй.

  2. НАДЕЖДА

    ДОБРЫЙ ДЕНЬ. Я НЕ ЗНАЮ КАКОЙ ПОДРОСТОК МОГ ЭТО ПИСАТЬ. ВСЕ МЫ БЫЛИ ПОДРОСТКАМИ. Я ВЫРАСТИЛА 3 ДЕТЕЙ БЫЛО ВСЯКОЕ. Я С МУЖЕМ РАЗВИЛАСЬ ОДНОЙ БЫЛА 12 ВТОРОМУ БЫЛО 4 ГОДА. ДЕНЕГ НЕ ХВАТАЛА. Я РАБОТАЛА МНОГО. ВОСПИТЫВАЛА КАК МОГЛА. БЫВАЛА КРИЧАЛА ИНОГДА БРАЛА РЕМЕНЬ. ЭТО СЕЙЧАС Я ПОНИМАЮ, ЧТО Я ДЕЛАЛА ЭТО ОТ БЕССИЛИЯ И БЕЗ ПОМОЩИ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ. А ИМ ХОТЕЛОСЬ МОЕЙ ЛЮБВИ. Я ЭТОГО НЕ ПОНИМАЛА ПОТОМУ ЧТО САМА БЫЛА В СТРЕССЕ. Я БЛАГОДАРЮ БОГА, ЧТО Я ПОНЯЛА ЧТО ВСЕ ПРОБЛЕМЫ НА ЗЕМЛЕ ОТ НЕХВАТКИ ЛЮБВИ. ПОСЫЛАЙТЕ В ПРОСТРАНСТВО БОЛЬШЕ ЛЮБВИ И БЛАГОДАРНОСТИ ВЕД ЖИЗНЬ КОРОТКАЯ И МЫ НЕ ЗНАЕМ СКОЛЬ НАМ ОТПУЩЕНО ЖИТЬ. ЦЕНИТЬ КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ ОНО БЕЗ ЦЕННО И БОЛЬШЕ НЕ КОГДА НЕ ПОВТОРИТЬСЯ. МУДРОСТЬ ПРИХОДИТ С ГОДАМИ. Я БЛАГОДАРНА ВСЕМ И ПОСЫЛАЮ ВСЕМ ЛЮБОВЬ, ОБНИМАЮ ВСЕХ СЕРДЦЕМ., Я ВАС ВСЕХ ЛЮБЛЮ ВЕДЬ НЕТ ЧУЖИХ У НАС ОДНА.ПЛАНЕТА НА ВСЕХ

  3. Людмила

    Чушь какая. Наверное, это письмо написано взрослым, который пытается таким образом оправдать свою неспособность обходиться без ругани с собственным чадом. Никому такие битвы не нужны, ни родителям, ни детям.

  4. Наталья

    Дорогие мамы подростков и бывшие подростки, разговаривайте со своими детьми с самого их детства, интересуйтесь их мыслями, отношением к тем или иным вещам, событиям, увлечениям. Направляйте их с помощью ваших вопросов и внимательно слушайте. Например, почему тебе нравится …? Как ты думаешь, что будет, если ты будешь заниматься этим дальше?.. Ты хочешь этого результата или у тебя другая цель? Если хочешь, давай вместе подумаем, как этого достичь… Методика прекрасно работает! Они и сами будут спрашивать вашего совета – вы удивитесь! Не отпускайте свой конец веревочки, но и не натягивайте его туго. Наши дети всегда должны чувствовать, что нам не всё равно, и у них должен быть выбор. И все будет хорошо. Всем добра и любви!

  5. Ольга

    Огромное спасибо за статью, она очень помогла в понимании отношений сына и мужа. В последнее время я стала совершать ошибку – осуждать мужа за строгое отношение к недисциплинированности сына, но прочитав статью я успокоилась, поняла, что муж хорошо держит веревку, которую сын активно дергает, пытаясь понять что можно, что “прокатит”, а что не прокатит и придется отвечать.
    В результате, сын стал более дисциплинированным и ответственным, стал добиваться очевидных и ранее недоступных ему успехов в учебе, начал работать и весьма успешно.

    но не отпустить веревку, быть плохим, это сложно, и благодаря вашей статье, я смогла понять, какое важное дело делает мой муж, вместо того, чтобы осуждать его, поддержала.

    большое Вам спасибо

  6. Андрей

    Господа я почитал комментарии. Что и требовалось доказать. Люди вы не поняли про что это. Это не про вас и не про вашу битву!!! Это про деток у которых есть такой недуг как нарушение привязанности. И вы сейчас прочитав эти мои строчки и меня не поймёте!!! Да что тут говорить если прочитал бы полтора года назад я бы сам себя сегодняшнего не понял!!! Вы уж извените но для того что бы понять это письмо и его глубину вам с начала нужно зайти в интернет прочитать про то что такое нарушение привязанности и почитать примеры. Их на сайтах много особенно в разделе вопрос ответ. Только после этого может быть предположите о чем это, но всеравно не поймёте!!! Это надо прожить. От себя могу написать. Сначала когда начал читать напрягся. Жёстко немного, но в чем волшебство этого письма. Ответа что делать и как я не прочитал, но слезы навернулись стало легче и появилось желание держать канат и его не отпускать!!!

« На уроке психологии ты себя чувствуешь хорошо, спокойно, а главное, не нервничаешь.

Психологи понимают тебя, стараются тебе помочь.

Когда я прихожу в этот кабинет такое ощущение

успокаиваешься. У нас сейчас такой возраст,

что нам нужно понимание, и на этих уроках мы его получаем».

(Аксенова Маша,7 класс)

Потребность в консультации и совете психолога возникает у подростка в связи с самыми разнообразными проблемами: от проблем принятия собственного изменившегося тела до проблем самоопределения. Психолог, отвечая на вопросы подростка, погружается в мир переживаний ребенка, включающий в себя сложные внутренние картины осознаваемых подростками реалий.

Мое письмо основано на вопросах, заданных подростками во время проведения уроков психологии и личных бесед, которое, я надеюсь, поможет им еще раз проанализировать свое место в этом мире и осознать значимость данного возрастного периода.

Письмо подростку.

Добрый день, мой юный друг!

Многие психологи, беседуя с подростками, нередко сталкиваются с позицией «мотылька - однодневки», когда живут одним сегодняшним днем, не задумываясь о будущем, пологая, что после двадцати лет уже старость. Между тем, доказано, что именно после двадцати к человеку приходит зрелость, истинная любовь, счастье, наступает расцвет личности.

Интересуясь, когда же все-таки наступает возраст великих озарений, свершений, открытий, я узнала следующее: физики достигли вершин в творчестве в 25-30 лет, биологи, ботаники, врачи – в 40 лет, возраст славы творцов музыки – 30-45 лет, а писатели, драматурги и поэты приходили к своим книгам в 20, в 50 лет. Шахматисты становились чемпионами в 20-25 лет.

Почему же, мой юный друг, я уделила так много места в этом письме рассказу о возрасте великих свершений? Да потому, что юные должны помнить: у юности все впереди. Конечно, не каждому суждены великие свершения, но достижения – и, возможно, большие – будут у каждого, кто не потеряет, не проспит, не промотает великий возраст обучаемости, талантливый у всех, - возраст с 14 до 20 лет! Я хочу, чтобы ты понял: прекрасна юность, но прекрасна и зрелость, а весна преддверие лета, за которым следует золотая осень.

Человек отличается от пчелы и муравья пониманием того, что он строит. Подумай! Что строишь ты, к чему и за кем идешь? Ведь неизбежно придет день подведения итогов, самооценки, день торжества или горьких сожалений. Все люди совершают в юности выбор – выбор судьбы.

Размышляй… Представь себе, что все твои сверстники перестанут учиться и вы войдете в мир, в котором не будет врачей, юристов, высококвалифицированных специалистов. Жизнь рухнет, ибо не будет тепла, света и хлеба. Представь себе, что все будут недисциплинированны. Автобусы не выйдут на линию, машинисты метро уйдут со своих рабочих мест на какую-нибудь тусовку, врач не придет на скорый вызов к больному. Подумай, какие могут быть последствия…

Помни: в школе, кроме знаний, ты приобретаешь полезные привычки: быть организованным, быть усердным в труде, ответственным. Продуктивнее всего человек постигает новое до 18 лет, постигает доброе, но и злое. Задумайся, что постигаешь ты? И помни: природа создала тебя сильным не для того, чтобы ты обижал слабого, а для того, чтобы защитил его.

Не забывай: только в диалоге возможно появление новых партнерских отношений: учителя-ученика и учеников-учителей. Учитель больше не является только тем, кто учит. Учитель сам обучается в диалоге с учениками, которые в свою очередь, обучаясь, еще и учат. Только в диалогическом обучении развивается способность увидеть и понять путь, по которому ты, мой юный друг, пойдешь в этом мире.

Знай: состояние беспомощности может быть у каждого человека, да, в твоем возрасте оно более обостренное, и связано с конкретными сферами жизни: затруднительные ситуации, отношения с родителями, отношения с противоположным полом, учеба, деньги, болезнь близкого человека, планирование своего времени. Главное, «не копить» это в себе и своевременно обратиться со своей проблемой к психологу или близкому человеку в противном же случае поведенческих проблем не избежать, которые будут доставлять тебе страдания и в дальнейшем приобретут хронический характер.

Возьми за правило: не гнушаться родительского совета, мудрого и доброго, и тогда ты избежишь многих ошибок, не сделаешь неверного выбора, не примешь ложного решении, а выйдешь на прямую дорогу, не попадая в беду.

И последнее: если ты сможешь быть успешным в своей школе, а потом в своей семье, то значит, и в обществе. Это означает, что ты, мой юный друг, сможешь почувствовать себя личностью, стать активным, нужным и творческим! Удачи!!!

Директор МОУ Центра диагностики и консультирования

Киреенко Олеся Васильевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У...

Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Экология жизни. Дети: Дорогой Родитель, мне хотелось бы написать тебе такое письмо. Про эту битву, которую мы с тобой ведём. Она мне нужна. Мне нужна эта битва. Я не могу тебе об этом сказать, потому что у меня нет подходящих слов и всё равно это будет бессмысленно.

Дорогой Родитель, мне хотелось бы написать тебе такое письмо.

Про эту битву, которую мы с тобой ведём. Она мне нужна. Мне нужна эта битва. Я не могу тебе об этом сказать, потому что у меня нет подходящих слов и всё равно это будет бессмысленно. Но мне нужна эта битва. Очень. Мне нужно тебя сейчас ненавидеть и нужно, чтобы ты это пережил. Нужно, чтобы ты пережил, что я тебя ненавижу и что ты ненавидишь меня. Мне нужна эта битва, хотя я тоже её ненавижу. Даже неважно, из-за чего мы ругаемся: отбой, домашняя работа, стирка, моя грязная комната, прогулки, сидение дома, отъезд, не отъезд, парень, подружка, нет друзей, плохие друзья. Неважно. Мне нужно с тобой ругаться об этом и нужно, чтобы ты ругался со мной в ответ.

Мне отчаянно нужно, чтобы ты держал один конец верёвки. Держал крепко, пока я мечусь на другом конце – пока я ищу опоры для рук и ног в этом новом мире, в который я попал. Раньше я знал, кто я, кто ты, кто мы. Но сейчас уже не знаю. Сейчас я ищу свои пределы, и иногда они находятся только тогда, когда я дёргаю тебя. Когда я довожу всё, что раньше знал, до предела. Тогда я чувствую, что существую, и хотя бы минуту могу дышать. Я знаю, что ты тоскуешь по тому милому ребёнку, которым я был. Я знаю это, потому что тоже по нему тоскую, и эта тоска добавляет мне сейчас ещё больше боли.

Мне нужна эта битва, и мне нужно знать: неважно, насколько плохи или сильны мои чувства – они не разрушат тебя или меня. Мне нужно, чтобы ты любил меня даже в наихудших моих проявлениях, даже когда кажется, что я тебя не люблю. Мне нужно, чтобы ты сейчас любил себя и меня за нас двоих. Я знаю, как хреново, когда ты не нравишься и тебя называют плохим человеком. Внутри я тоже себя так чувствую, но мне нужно, чтобы ты это вынес и обратился за помощью к другим взрослым. Потому что я сейчас не в состоянии тебе помочь. Если хочешь, позови всех своих взрослых друзей и устрой тусовку по выпуску пара среди своей группы поддержки «как выжить с подростком», я согласен. Можешь говорить обо мне за моей спиной – мне пофиг. Только не бросай меня. Не бросай эту битву. Она нужна мне.

Эта битва научит меня, что моя тень не больше моего света. Эта битва научит меня, что плохие чувства не означают окончания отношений. Эта битва научит меня слушать себя, даже когда это может разочаровать других людей.

Эта конкретная битва закончится. Как всякая буря, она утихнет. Я всё забуду, и ты забудешь. А затем она вернётся. И мне снова будет нужно, чтобы ты держал верёвку. Мне снова и снова это будет нужно в течение многих лет.

Я знаю, что это трудное дело по своей сути совсем не радует тебя. Я знаю, что, скорее всего, никогда не поблагодарю тебя за это и даже не признаю твою роль во всём этом. Знаешь, я, скорее всего, буду даже критиковать тебя за всю эту сложную работу. Будет казаться, как будто, что бы ты ни делал, этого никогда не достаточно. И всё же я целиком полагаюсь на твою способность оставаться в этой битве. Неважно, как много я спорю. Неважно, как много я хандрю. Неважно, как велико моё молчание.

Пожалуйста, держи свой конец верёвки. И знай, что ты выполняешь самую важную работу, какую только может кто-либо делать для меня прямо сейчас.

С любовью, твой Подросток. опубликовано

Гретхен Шмельцер (Gretchen Schmelzer)

Перевод Ирины Маценко

Присоединяйтесь к нам в

В рубрику «Вопрос психологу» мне приходит большое количество писем от подростков. Сегодня я решила ответить на несколько писем сразу, так как проблемы подростков очень схожи между собой. Психология подростка уже отличается от психологии ребенка, но еще не дотягивает до психологии взрослого человека.

Проблемы подростков

Вопрос от Ольги: «Все куда-то спешат. Куда, зачем? Так много вокруг людей, но они как будто не замечают друг друга. С тринадцати лет я общаюсь с мальчиками, легко нахожу с ними общий язык. Но парни пытаются чего-то от меня добиться, а у меня свои принципы. Девчонки обсуждают меня, считают гулящей. Я пытаюсь на это не обращать внимания. Встречалась со многими парнями (до постели дело не доходило). И, по-моему, я их уже так хорошо знаю, что мне хочется все больше и больше иметь друзей-мужчин. Но, увы, парни уходят от меня, потому что хотят от меня больше, чем .

Но главное, что я не понимаю девчонок, хотя пытаюсь, ищу к ним подход. У меня есть хорошие подруги, но мы постоянно ссоримся, и я виню их в этом. Они всегда думают только о себе. А о других? Я люблю их всех, но общий язык, ни с кем не могу найти. Сейчас встречаюсь с парнем. Пытаюсь объяснить ему свою точку зрения, но он тоже не понимает меня, как и родители. Что мне делать и как себя вести?»

Ответ: Ольга, ты, видимо, очень одинока, несмотря на твои уверения, что с парнями находишь общий язык и что подруги у тебя есть. Похоже, ты в конфликте с целым миром. К сожалению или к счастью, все люди, более или менее вдумчивые, в юности страдают от непонимания окружающих. Это естественный процесс: человек хочет разобраться в себе, найти жизненные ориентиры, понять, к чему нужно стремиться.

Ты хочешь, чтобы мир, окружающие тебя люди были такими, какими ты нарисовала их в своем воображении: все должно быть гармонично, все должно быть устроено по законам добра. Увы, реальность далека от наших иллюзорных представлений о ней. Прекрасно, что у тебя есть своя точка зрения, это свидетельствует о том, что ты - личность.

Но люди не любят, когда им кто-то навязывает свою точку зрения, они не обязаны ее разделять. Попытайся научиться прислушиваться к чужому мнению. Ты откроешь для себя много интересного. Могу допустить, что с тобой довольно сложно общаться. У тебя к людям завышенные требования. Вот ты пишешь, что постоянно ссоришься с подругами и винишь их в этом. Винить других только за то, что они именно другие - неблагодарное занятие. А ты попытайся понять их и принять такими, какие они есть.

Тебе это удастся, если ты действительно их любишь. Тебя возмущает, что люди думали и думают только о себе. Но ведь это так естественно! Не борись с ветряными мельницами, научись слушать людей. Уметь слушать другого - редчайшее качество. И вот увидишь, люди сорвут перед тобой свои маски. А то, что они куда-то, зачем-то спешат… Не думала ли ты о том, что у них просто-напросто есть цель в жизни. Поверь, и тебя ожидает эта спешка…
Оля, учись принимать людей такими, какие они есть и тогда тебе гораздо легче будет находить с ними общий язык.


Вопрос от Анны: «Меня зовут Аня, мне 14 лет. Год назад в селе у бабушки я познакомилась с очень красивым парнем. Я в него влюбилась, и после двух недель встреч мы с ним стали близки. У него до меня было много девчонок, и он с ними тоже делал “это” - так он мне сам рассказал. Мы занимались любовью каждый день. Потом я уехала в город, писала ему, но он не ответил, ни на одно письмо. Приезжала - он ко мне не приходил. А еще брал с меня клятву, что я его не брошу, что всегда буду ждать, любить. И вот он сам меня бросил. Как мне быть? Может, стать очень привлекательной, чтоб он увидел меня и подумал: Зачем я ее бросил? Помогите, пожалуйста!»

Ответ: Аня, вынуждена признать, что ты себя вела с этим “очень красивым парнем” довольно легкомысленно. Во-первых, пошла на поводу у его низменных желаний. Ведь, судя по всему, у тебя не было большой охоты вступать с ним в близость - ты уступила, боясь, что если откажешь, он тебя бросит. Во-вторых, доверчиво выслушивала его хвастливые басни о том, что “у него было много девчонок, и он с ними тоже делал “это”. Таким образом, он тебя “уламывал”. А ты постеснялась оказаться не такой, как это множество его девчонок (в которое я не верю).

Конечно, тринадцатилетней девочке можно признаться в вечной любви, чтобы она, наивная и неискушенная, тут же доверилась тебе во всем. Ведь такая девочка верит, что “это” без любви не бывает. Ты влюбилась, купившись на клятвы и обещания. Ты писала письма, надеясь на ответ. А он… просто взял то, что ему было нужно, и пошел по жизни дальше - искать новую жертву. Пожалуйста, Аня, стань очень привлекательной, ходи с гордо поднятой головой мимо него и не уступай больше. Он не стоит ни твоей любви, ни твоих страданий. Это точно. Все у тебя еще впереди – и нормальный парень, и настоящая любовь. Также советую тебе почитать вот о том, как узнать серьезно ли к тебе относится парень или нет.

Вопрос от Кристины : «За долгие годы дружбы я поняла, что теряю свою подругу. С В. я дружу с шестого класса, и за это время мы ни разу не поссорились. Мы делились друг с другом всем - и хорошим, и плохим. Когда мне было плохо, она всегда оказывалась рядом и давала хорошие советы. Но теперь что-то с ней происходит. Последнее время она стала такой раздражительной. Со мной почти не разговаривает. Сдружилась с другой девчонкой. Но самое главное, В. поссорила меня с моим парнем. Не пойму, что такого я ей сделала? Я ведь никогда не желала ей зла. Теперь не верю в настоящую дружбу. Уже угас тот огонек, который горел на протяжении трех лет. Почему так произошло и как мне верить людям?»

Ответ: Кристина, наверное, огонек не погас, если тебе по-прежнему больно переживать разрыв с подругой. И, наверное, еще больше, чем ее непонятное поведение, тебя мучает неизвестность: почему так произошло? Ты не вникаешь в подробности вашего конфликта, поэтому трудно судить о причинах, его породивших. Вспомни хорошенько последние месяцы вашей дружбы. Может, ты невольно чем-то обидела свою подругу? Иногда мы бываем очень опрометчивы в словах и поступках.

Если ничего такого припомнить тебе не удастся, остается один верный выход. Отбрось сомнения, робость, переживания - вызови ее на откровенный разговор. Не стесняйся дать понять своей подруге, что тебе плохо без нее, что тебя мучает ваш разрыв, что она для тебя очень много значит, что три года вашей дружбы дают вам основание считаться очень близкими людьми. А какие между близкими людьми могут быть недомолвки? Только не упрекай и не обвиняй ее. Лишь спокойно и по-доброму можно выяснить отношения, узнать истину, сделать правильные выводы. Не бойся открытого диалога и просто поговори с ней.

Это интересно:

Вопрос от Анастасии: «Все в моей жизни перевернулось, вверх дном. Я столкнулась с настоящей первой . Я летала в облаках от счастья. И вдруг… он почти перестал со мной здороваться. Я злилась, обижалась, думала о нем сутки напролет и все же хотела добиться его любви. Мне удалось уговорить его друга, и вот они нас с моей подругой пригласили погулять в лес, культурно отдохнуть и чуть-чуть выпить для поднятия настроения.

Напиток оказался довольно крепким, и вскоре мы с ним еле стояли на ногах. Мы рассказали друг другу все, о чем думали уже более двух месяцев, объяснились в любви и были на седьмом небе от счастья. Мы говорили о том, что хоть и пьяны, но все, же рады, что открыли друг другу душу. Но тут он начал трезветь и говорить уже более серьезно, но все еще правду, хотя и не такую приятную, как прежде.

Он раньше не пил, не курил, ни с кем не встречался, серьезно занимался спортом. Все изменилось из-за меня. Он стал знаться с крутой компанией из нашей школы. И вот его захотели сделать “шестеркой”, “защитой?’. Он не смог ни согласиться, ни отказаться. Но теперь я знаю одно: если кто-то узнает, что я с ним встречаюсь, то мне - конец. Меня сделают морильщицей или пустят по рукам. “Светиться” в нашем мире нельзя никому. Надо тихо сидеть, забыв о всякой любви. И не обижаться на человека, который тебе нравится, но не хочет “портить” девушку и ее судьбу. Может, для крутых все же существует хоть кто-нибудь, кого они уважают?!»

Ответ: Анастасия, мне кажется, и в твоих отношениях с ним, и в твоей душе - сплошная неразбериха. Давай по порядку. Ничего нет хорошего в том, что ты решила выяснять с ним отношения, будучи в нетрезвом виде. И не столько потому, что юной барышне не пристало напиваться до состояния, когда ноги еле держат, сколько по иной пр1гчине. У нетрезвых людей все чувства и эмоции обостряются. Иначе говоря, они готовы или безмерно любить окружающих, или столь же безмерно ненавидеть. Теряется объективность восприятия мира. Поэтому я бы на твоем месте не поверила в его пьяные заверения в вечной любви. Вот можно почитать о том, чем отличается искренняя и настоящая любовь от психологической зависимости.

В те мгновения он прекрасно понимал, что ты к нему неравнодушна - так почему бы этим как-то не воспользоваться? Но скорей всего, этого ему показалось мало. Он решил предстать перед тобой этаким героем-мучеником: дескать, связался с компанией, его принуждают, а он так благороден, что не хочет “подставлять” любимую девушку. Если раньше он был такой положительный, то, что ж его заставило свернуть с праведного пути? Ведь не принуждали же его силой влиться в пресловутую компанию. И что значит, “не смог согласиться или отказаться стать “шестеркой”? Он что - трус? Или он живет в каком-то дремучем царстве, где все против него, а он в полном одиночестве, беззащитный, не может выпутаться из обстоятельств? Настя, постарайся выкинуть его из головы. Если он захочет, то сам придет и объяснится с тобой.

Проблемы подростков всегда отличаются от проблем взрослых людей, так как они видят мир совсем в других тонах и красках. И находящиеся рядом с подростком взрослые должны это понимать и перестать относиться к подростку как к ребенку и начать разговаривать с ним, как со взрослым человеком. Только в этом случае ваш ребенок будет видеть в вас друга, а не врага.

Взаимопонимания и гармонии всем!


Если эта статья была полезна для Вас, и Вы хотите рассказать о ней своим друзьям, нажмите на кнопочки. БОЛЬШОЕ Спасибо!

Нет похожих статей.