Домой / Лицо / Ребёнок боится смерти: как выработать правильную тактику поведения родителям. Страх смерти у детей и взрослых Страх смерти у детей ультразвуковой сканер

Ребёнок боится смерти: как выработать правильную тактику поведения родителям. Страх смерти у детей и взрослых Страх смерти у детей ультразвуковой сканер

Является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%). Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). В целом, девочки гораздо более трусихи, чем мальчики, однако едва ли это задано генетически: большей частью это следствие того, что девочкам бояться разрешают и в девочек в их страхах мамы вполне поддерживают.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 7-летнем - наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. "Он дыхнет - и все", - так он объяснял свой страх. Под словом "все" он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся "всего на свете", был беспомощным и одновременно заявлял: "Я - как мужчина". Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери - это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, "живущим за шкафом", - незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что скоро он стал "вредным", в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены "алкогольным небытием".

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он - эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: "Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел" (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), "Меня проглотил крокодил" (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня).

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: "Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать", - говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: "Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: "Сколько будет 2+2?" Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4". Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти - своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем - родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: "Лучше бы мне умереть", девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям - спать, не хныкать и держать себя в руках.

Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно "вычислен" из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь - задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть?

Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами "без причин" повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу "зазвучали" другие страхи.

Во-вторых, он уже "исчез" как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: "Я вообще не люблю мальчиков!".

Вообще - это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя "мужчиной", зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как "эмансипированная" женщина развернула непримиримую борьбу за свое "женское достоинство", за право единолично распоряжаться в семье.

Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у "феминизированного" мальчика.

Недаром он боялся, что его украдут. У него уже "украли" активность, самостоятельность и мальчишеское "я". Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.

Через 10 лет она снова пришла к нам - с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать - в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: "А мы не опоздаем?", "А мы успеем?", "А ты придешь?".

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок "эмоционально перегорает" до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу - "все или ничего". Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать - это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные "нарушения". Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.

Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и "уверенность наоборот" - навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.

Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в "оздоровительный" санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.

В возрасте 5-8 лет у детей наблюдается максимум страхов, но все они так или иначе связанные со страхом смерти. Это страхи нападения, заболевания, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, войны, то есть те, что несут угрозу жизни. Ребенок делает важное открытие, что всему есть начало и конец. Он начинает понимать, что люди умирают, и что это может случиться с ним самим и с его родителями. При этом чаще, дети больше боятся, что потеряют родителей, чем собственной смерти. Нередко возникают вопросы: «Сколько лет жил мой дедушка или бабушка? Для чего люди живут? Почему дедушка умер? Откуда все взялось? Что нужно делать, чтобы не стареть?» Некоторые дети в 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.

Почему возникает страх смерти у детей?

В первые годы жизни ребенок не имеет понятия о смерти. Все, что он видит вокруг себя, он считает одушевленным и постоянным. Начиная с 5 лет, интеллект ребенка бурно развивается, и в первую очередь абстрактное мышление. Также возрастает активность в познавательной области. Ребенок начинает разбираться в таких понятиях, как время и пространство, и следовательно понимает, что любая жизнь, в том числе и его, имеет конец и начало. Сделав такое открытие, ребенок переживает и тревожится за будущее свое и близких, боится смерти в настоящем.

Все ли дети боятся смерти?

Во многих странах большая часть детей испытывают в 5-8 лет страх смерти. У каждого этот страх выражен по-разному, и это зависит от индивидуальных особенностей, где и с кем живет ребенок, и какие события происходят на этом этапе в его жизни. В большей степени страх смерти представлен у тех дошкольников, чьи родители (один из них) или близкие люди, жившие рядом, умерли. Также сильный страх смерти наблюдается у часто болеющих, не имеющих мужского влияния — защиты и эмоционально — чувствительных и впечатлительных детей. При чем девочки боятся значительно чаще, они раньше, с 5 лет и чаще видят кошмарные сны по ночам, чем мальчики. Но есть дети, которые не испытывают страха смерти. Это происходит, когда родители создают для ребенка искусственный мир и не дают ему ни малейшего повода ощутить, что можно чего бояться. Очень часто такие дети вырастают равнодушными, они не только сами не бояться, но и не тревожатся за других. Также у детей от родителей с хроническим алкоголизмом нет чувства страха смерти. Это связано с тем, что у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства — мимолетны, интересы — неустойчивы. Иногда страх смерти может отсутствовать и у детей, без каких — либо отклонений, чьи родители оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе. Но все-таки страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста. И это есть свидетельство, что ребенок сделал шаг вперед в своем развитии. Этот страх ему придется пережить, осознать, как часть своего жизненного опыта и переработать сознанием к 7-8 годам. Если страх смерти не переработан, он мучает ребенка длительное время, искажает его волю, эмоции, мешает общению и может способствовать усилению многих других страхов. А чем больше у нас страхов, тем меньше возможностей реализовать себя, быть счастливым, любить и быть любимыми, ведь «где есть страх, там места нет любви».

Что не надо делать?

Бывает родители и родственники, сами того не ведая, наносят вред малышу своим поведением, словами, поступками. Вместо того, чтобы помочь ребенку разобраться с возрастным страхом смерти, они еще больше нагоняют на него страхов, возлагают на его хрупкие плечи груз своих нерешенных проблем и невротизируют ребенка со всеми вытекающими отсюда нерадостными последствиями. Чтобы страх смерти не принял хронической формы и не разросся пышным букетом в дальнейшем, родителям необходимо знать, что не надо делать:

1. Смеяться или шутить по поводу его страхов.

2. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится.

3. Игнорировать детские страхи, не замечать их. При таком жестком поведении родителей, дети боятся признаться в своих опасениях и переживаниях, и впоследствии между ним и родителями не будет доверия.

4. Говорить ребенку: » Не бойся того-то — того-то, мы этого не боимся, и ты должен быть смелым». Эти слова пустые для малыша.

5. Объяснять малышу, что близкий родственник умер из-за его болезни. Ребенок связывает слова «смерть» и «болезнь» в одно целое и начинает волноваться, когда болеет сам или родители.

6. Говорить постоянно о болезнях, о чей-то смерти, о том, что с ребенком может случиться несчастье.

7. Внушать детям, что они могут заразиться какой-либо болезнью и умереть.

8. Изолировать ребенка от окружающего мира, опекать его, ограничить его самостоятельност ь.

9. Разрешать детям смотреть все подряд. Смотреть фильмы ужасов в детской комнате. Даже если ребенок спит и не просыпается, крики, стоны и вопли из телевизора незримо действуют на его психику.

Как лучше поступить?

1. Родителям необходимо помнить, что детский страх — это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка и это призыв о помощи.

2. С уважением, без лишнего беспокойства и фиксации, относится к страху ребенка. Вести себя так, словно знаете давно и нисколько не удивляетесь его опасениям.

3. Уделить ребенку по — больше внимания, ласки, теплоты. Успокоить его, вернуть душевное равновесие.

4. Создать в доме такую обстановку, чтобы ребенок без стеснения мог рассказать обо всем, что тревожит.

5. Отвлечь ребенка от неприятных чувств и переживаний, заполнить его жизнь яркими и интересными впечатлениями, лишний раз сходить в театр, цирк, на концерт, посетить аттракционы.

6. Расширить круг интересов и контактов, так как чем больше интересов у детей, тем меньше они застревают на своих ощущениях, представлениях и страхах.

7. Если умер кто-либо из родственников, в любом случае это нужно сказать ребенку, но в самой корректной форме. Лучшее оправдание смерти — это старость или очень редкая болезнь.

8. По возможности отложить операции по удалению аденоидов, не отправлять одного на долгое время «поправить здоровье» в санаторий (в период возникновения страха смерти) .

9. Знать, что ребенок подражает родителям и вполне может «заразиться» взрослыми тревогами: бояться собак, воров, молнии, самолетов и т.д., т.е. постепенно преодолеть свои недостатки и страхи.

10. Если Вы отправляете ребенка отдохнуть к родственникам, попросить их придерживаться ваших методов воспитания.

Понимая чувства и желания детей, их внутренний мир, родители помогают ребенку справиться со страхом смерти и перейти на более высокую ступень психического развития.

Все мы родом из детства.

Оля, среди друзей слывущая, как смелая и сильная женщина, будучи мамой двоих детей, панически боится глубины и не умеет плавать. В последнем отпуске на море у нее от страха закружилась голова, когда она шла по деревянному причалу к кораблю и видела под собой волны. Она не получает удовольствия от катания ни на лодке, ни на банане, ни на скутере, а плавает с детьми в лягушатнике. Проанализировав свой страх, она вспомнила, что в 6 летнем возрасте отдыхала у бабушки в деревне. В то время там утонула в мелкой речке, упав с небольшого мостика, ее ровесница. Несколько дней в деревне только и говорили об утопленнице. Маленькую Олю бабушка взяла на похороны. Что чувствовала тогда Ольга, что ей рассказывали взрослые, она не помнит. Недавно поняла, что это событие травмирующе отразилось на ее психике в детском возрасте и является причиной паники перед глубиной. Она собирается учиться плавать и не хочет, чтобы ее страх глубины передался по «наследству» детям.

Сны под зонтиком Оле-Лукойе.

Детям в этот возрастной период могут сниться кошмарные сны. Часто они являются символической защитой от будущей смерти, ее инстинктивного неприятия. Родителям нужно знать, что 1-2 страшных сна в месяц следует расценивать, как норму. Но если «плохие» сны снятся чаще и повторяются, то ребенку необходимы внимание и помощь. Чаще снятся повторные кошмары детям, если один из родителей испытывал подобное в детстве. Также — у впечатлительных, неуверенных в себе детей и у малышей, перенесших психологическую травму, потрясения, след, которых проявляется ночью. Такие дети испытывает всевозрастающее беспокойство перед засыпанием, не хотят спать. В этом случае, попробуйте использовать «зонтик Оле — Лукое». Сделайте из обыкновенного зонтика сказочный, раскрасьте его, приклейте яркие, красивые аппликации из бумаги или материала. Расскажите или прочитайте сказку об Оле — Лукое. Когда ребенок готовится ко сну, раскройте над ним «волшебный» зонтик и скажите, что теперь малыш будет видеть разноцветные сны. Также от страха ночных кошмаров можно избавиться с помощью рисования.

Художник, побеждающий страх.

Когда ребенок по разным обстоятельствам сильно «зациклен» (застревает) — на страхе смерти, снять его напряжение и тревожность поможет рисование. Почти все дети в возрасте от 5 до 11 лет любят рисовать, сами выбирают темы и представляют воображаемое так ярко, как если бы это было в действительности. Посредством рисования можно устранить или ослабить страхи, которые никогда не происходили, но были рождены воображением ребенка. Также сюда относятся «ужастики» из ночных кошмаров и страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но происшедшие достаточно давно, но все еще волнуют ребенка. Ребенка просят нарисовать свой страх на листочке. Если выясняется, что страхов много, то малыш рисует по одному страху за занятие раз в неделю-две. Не нужно говорить ребенку, что он непременно избавиться от страхов. Лучше сказать, что это поможет преодолеть и победить страх и что не важно, хорошо или плохо он будет изображен, главное — нарисовать. Ребенку надо предоставить возможность выбора, чем рисовать: карандаши, фломастеры, краски, но последние все же предпочтительней для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Желательно, чтобы ребенок выполнил рисунок самостоятельно. После того, как рисунок будет, закончен, подробно расспросить, что на нем изображено. Чем больше ребенок будет говорить, тем лучше. Потом пусть ребенок разорвет рисунок на мелкие кусочки, и предложите ему выбор расправы над страхом — сжечь разорванный рисунок или закопать в землю. Если через некоторое время, у малыша возникает надобность, проделать эту процедуру еще — выполните его просьбу. Пронаблюдайте за его лицом, с каким удовольствием он разрывает и сжигает свои страхи! При рисовании страхов нельзя просить ребенка отобразить в рисунках страх своей смерти или родителей, а также события, которые произошли с ребенком недавно: укус собаки, землетрясение, насилие и т.д. Родители в состоянии сами с помощью рисования справиться с детскими страхами, но лучше если заниматься с ребенком будет специалист, тогда эффект от занятий будет более высоким.

Сказкотерапия.

Чтобы ребенок понял наше объяснения, с ним надо говорить на простом и доступном для него языке. Совместное чтение сказок — это еще один путь, когда ребенок в легкой и интересной форме получает знания о мире и системе взаимоотношения в нем. Сказки — это одно из лучших средств для нахождения ответов на те вопросы, которые волнуют ребенка. «Что такое смерть? Что происходит с человеком после смерти? Бессмертна ли душа?» об этом и другом ребенок узнает, когда родители прочитают вслух, а потом непременно с ним обсудят сказки Андерсена. «Русалочка», » Ангел», «Девочка со спичками», «Красные башмачки», » Дочь болотного царя», «Девочка, наступившая на хлеб», «Кое — что», «Анне Лисбет»- в этих сказках затрагивается тема смерти. Когда Вы будете читать Андерсена, обратите внимание, чтобы переводчиком обязательно была Анна Ганзен. Анна Ганзен была первой, кто перевел Андерсена для русских детей с оригинала, а не с вторичных немецких изданий, к тому же она была замужем за датчанином, который в юности был знаком с великим сказочником и много ей о нем рассказывал. Сказки Андерсена, переведенные после 1917 года, с которыми мы познакомились в детстве, должны были соответствовать тогдашней идеологии, и имеют иногда совершенно другой смысл и иное звучание, чем было задумано самим автором. Может быть, читая с малышом Андерсена в переводе Ганзен, вы откроете для себя, его мир сказок во второй раз, как это произошло со мной.

Религиозное воспитание.

Митрополит Антоний Сурожский, вспоминания о Второй мировой войне, когда он работал врачом, писал, что никто так спокойно не относился к своей смерти, как русские солдаты. Причину этого он видел в глубоких корнях православного воспитания и культуры, которые не в силах была изъять у людей за 20 с небольшим лет новая советская власть. «У воцерковленных детей нет страха смерти», — сказал мне староста одного московского храма. . Когда ребенок растет в религиозной семье, где с пеленок знает, что смерти нет, душа бессмертна, а Бог — это любовь, там действительно нет места страху смерти, но … при условии, что родители мудро воспитывают детей, а не силой заставляют ходить на службы, молиться и пугают адом. Воцерковлять детей или нет — каждый решает самостоятельно. Но хорошо, если понятие о Боге ребенок получит в семье, из уст своих родителей или на крайний случай от родственников. И чем раньше, тем лучше. Готовясь отметить Пасху, крася яйца, накрывая празднично стол, рассказывая малышу о Воскресении, уже можно ответить на все волнующие его вопросы. Тогда возрастной страх смерти будет не болезненным и быстро проходящим. И еще очень важный момент, рассказывая ребенку с раннего возраста о Боге, вы можете научить его вспоминать Его не только в тяжелые минуты, но и в радостные.

Психолог ДТД Татьяна Карниз

Период подросткового возраста является очень важным и ответственным этапом становления личности. В возрастной психологии промежуток между 11 и 16 годами жизни определяют как переходной от детства к взрослости и связывают с серьезной психологической перестройкой. На подростка оказывают влияние новые стресогенные факторы (половое созревание, повышение уровня социальных требований). Механизмы адаптации, сформировавшиеся в более раннем возрасте, перестают работать. Растет уровень тревожности. Развиваются различные страхи и фобии.

Психологи разделяют все страхи на три группы:

  • биологические (боязнь боли, опасных хищников, стихийных бедствий);
  • социальные (страх оценки, неудачи, страх быть непринятым в группе);
  • экзистенциальные (страх старения, смерти, изоляции, свободы).

Для каждого возрастного периода характерен свой набор страхов. К 11–13 годам у детей происходит снижение выраженности биологических страхов и нарастание социальных и экзистенциональных. Такая тенденция является одним из признаков формирования самосознания у подростков.

Социальные страхи

В подростковом возрасте происходит становление системы Ребенок через дружбу с ровесниками, которая становится одной из самых значимых ценностей, усваивает правила сотрудничества. Приобретаются навыки для установления отношений и выполнения социальных ролей в зрелом возрасте.

Возрастает чувствительность подростка к реакциям на него со стороны посторонних. Возникает страх подвергнуться критике из-за внешности, недостатка способностей и умений. Из этого произрастает постоянная настороженность, подозрительность при взаимодействии с другими людьми, стремление избежать определенных ситуаций. Пораженческое самоощущение может зафиксироваться в виде заикания. Иногда тревожность в социальных ситуациях принимает форму агрессивного, задиристого поведения.

Физиологические изменения, возникающие в пубертатный период, усиливают социальные страхи. Подросток может начать испытывать страх перед противоположным полом, опасения проявить свою несостоятельность при сексуальном общении. Страх полового акта может возникнуть не только из-за отсутствия опыта, но и из-за необходимости обнажаться, демонстрировать свое несовершенное тело. Именно в подростковом возрасте обычно развивается телесная дисморфобия - расстройство, при котором человек чрезмерно озабочен мнимым или незначительным дефектом своей внешности.

Процесс полового созревания и пробуждающаяся сексуальность также способствует развитию специфических фобий:

  • страх негативных последствий мастурбации;
  • страх оказаться гомосексуалистом;
  • эротофобия.

У юных девушек может развиться менофобия - страх менструаций и связанных с ними болевых ощущений, запахов, неловких ситуаций. может беспокоить не только девушек, но и юношей, начинающих половую жизнь.

Страх смерти у подростков

Впервые страх смерти возникает в 3–5 лет как симптом пробуждающегося самосознания. В подростковом возрасте окончательно оформляется способность оперировать абстрактными понятиями, формируется логика взрослого. Объяснения о феномене смерти, полученные в детстве, уже не удовлетворяют подростка. Он полностью осознает неизбежность перспективы однажды умереть, исчезнуть.

Страх смерти может проявляться в повышенном интересе к данной теме, в ношении одежды и аксессуаров с соответствующей символикой (черепа, кресты). Ребенок может бороться с тревогой, глумясь над смертью, бросая ей вызов. Отсюда любовь к фильмам ужасов, увлечение компьютерными играми с обилием жестокости, тяга к экстремальным развлечениям. Безрассудно рискуя своей жизнью и здоровьем, ребенок пытается добиться ощущения превосходства над смертью, вернуть себе чувство контроля.

Коррекция фобий и страхов подростков

Работа с подростковыми фобиями имеет свою специфику. Хотя бы потому что подросток вместо того, чтобы попросить о помощи, старается тщательно скрыть причины своего беспокойства.

Страх перед своим телом

Страхи подростков, связанные с физиологическими изменениями в пубертатный период проще предупредить, чем бороться с их неприятными последствиями. В работе с данной проблемой поможет доскональное изучение предмета страха - предварительная подготовка ребенка к тем изменениям, которые произойдут у него в период полового созревания.

Девочкам нужно подробно объяснить, что такое менструация еще в 10 лет, так как у большинства месячные наступают в 11–12-летнем возрасте. Причем информация о физиологии беременности должна преподноситься в позитивном ключе - никаких красочных историй о невыносимой боли при месячных или родах. Девочка должна знать как снять болевой синдром при месячных, причем не только медикаментозными методами.

Мальчику нужно также заранее быть осведомленным о тех изменениях, которые будут с ним вскоре происходить. Например, нужно объяснить, что ночные поллюции - совершенно нормальное физиологическое явление и происходит со всеми.

Нужно предупредить ребенка, что вскоре у него появятся вторичные половые признаки. Что у девочек начнет расти грудь, станут шире бедра, у мальчиков увеличатся наружные половые органы. Объяснить, где будут расти волосы, и какими способами можно от них избавиться, как ухаживать за кожей и гениталиями. Если подросток почерпнет всю нужную информацию от родителей, а не от друзей или через СМИ, тогда никакой телесной дисморфобии можно не опасаться.

Желательно, чтобы разъяснительную беседу с подростком проводил родитель одного с ним пола или взрослый, которому ребенок симпатизирует. Важно уверить подростка, что стесняться изменений в теле не стоит и при любой проблеме он может обратиться за помощью к родителям.

Страх смерти у подростков: как помочь?

Если ребенок нужно выяснить, чего именно он опасается. Иногда простое озвучивание страхов снижает их интенсивность. Не исключено, что за боязнью смерти скрывается что-то другое.

Например, подростка тревожит не сама перспектива кончины, а тех обстоятельства, которые часто сопровождают уход из жизни. Они боятся сильной физической боли, изнурительной болезни, а также связанной с этим потери собственного достоинства. Особое место занимает боязнь потерять близких, за которой может скрываться психологическая зависимость от родителей и недостаток самостоятельности.

Чтобы подросток открылся, нужно самому быть готовым откровенно говорить о собственных чувствах и страхах, связанных со смертью. Если вы не ощущаете в себе сил открыто обсуждать данную тему, лучше обратиться за помощью к психологу.

Разгрузить психику также помогает арт-терапия. Методика построена на механизме сублимации, то есть перенесении тревожных мыслей и переживаний на результат творчества. Попросите ребенка изобразить на бумаге, что именно пугает его в смерти. А также проиллюстрировать ощущения в теле, возникающие в момент приступа страха. Можно персонифицировать смерть: сделать для ребенка маску и попросить ребенка сыграть роль старухи с косой. Такое упражнение поможет преобразить ассоциации, связанные с данной темой, в нечто более спокойное и нейтральное.

Постарайтесь объяснить ребенку, что эмоция страха возникает лишь в ответ на негативные представления о смерти. Никто не знает наверняка - ни ученые, ни священники - что происходит, когда человек умирает. Никто даже не может со стопроцентной уверенностью предсказать, что произойдет в следующую минуту. В непредсказуемости жизни есть своя красота. Осознание быстротечности времени помогает прожить жизнь более полно и насыщенно, правильно расставить приоритеты, больше ценить важные взаимоотношения.

Помогают справиться танатофобией сеансы гипноза у практикующий специалистов, например у психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича . Для снятия симптомов рекомендуем к прослушиванию аудиотранс:

Упражнения для коррекции социальных страхов

Дети расстраивают массу психической энергии в погоне за престижем, популярностью среди ровесников. Вдобавок сохраняется страх не оправдать ожидания родителей, учителей, не соответствовать роли хорошего ученика.

Лечение социальных страхов у подростков может вестись в нескольких направлениях:

  • когнитивная терапия;
  • улучшение навыков общения;
  • медикаментозная терапия.

Когнитивный подход

«Когнитивный» означает «относящийся к познанию, оперированию понятиями». Когнитивная терапия направлена на изменения восприятия людей и социальных ситуаций, повышение самооценки.

Социофобы зачастую уверены, что единственный выход избежать чувства стыда и страха - уклоняться от участия в ситуациях, в которых появляются эти негативные эмоции. Понять, что источником негативных эмоций всегда является сам подросток, а не обстоятельства, поможет метод трех колонок.

В первую колонку записываются пугающие ситуации. Например, выступление перед классом с докладом. Во вторую вносят реальные причины, вызывающие страх. Например, опасения, что подросток забудет текст доклада, выставит себя глупцом перед одноклассниками и преподавателем. В третью заносятся позитивные сценарии развития событий: выступление пройдет хорошо, учитель поставит высокий бал.

Прокрутив в воображении каждый вариант будущего, подросток поймет, что проблема только в его негативных ожиданиях. Изменив отрицательные мысли положительными или нейтральными, он избавится от тревоги. Для изменения пессимистического сценария нужно выполнить следующие действия. Предложите подростку сделать то, что обычно поднимает ему настроение (прогуляться в красивом парке, поиграть с собакой, послушать любимую музыку, посвятить время любимому хобби). Далее пусть он закроет глаза и представит во всех подробностях, как он справляется со страхом и успешно совершает действия, которые его пугают.

Также имеется множество ложных представлений, мешающих воспринимать реальность объективно и провоцирующих тревогу. Рассмотрим примеры изменения ошибочных представлений.

  1. Ложное суждение: все смотрят на меня. Коррекция: оглянуться по сторонам, посчитать, сколько людей действительно обращают на вас внимание, негативно ли реагируют.
  2. Ложное суждение: все подумают, что я глупый, если я покраснею или начну заикаться. Коррекция: опросить знакомых, что они в действительности чувствуют, когда рядом с ними кто-то начинает смущаться и волноваться. Ощущают неприязнь? Пытаются успокоить человека? Надеются, что скоро ему станет лучше?

Важно найти центральное ошибочное убеждение, которое является основной причиной возникновения страха у подростка. Как правило, это представления, что люди в целом агрессивны, и вера в то, что подростку нечего противопоставить исходящему от них негативу.

Когнитивную терапию социальных страхов часто дополняют гипнозом, который помогает закрепить новые позитивные представления о себе и окружающих людях.

Важно, проследить за тем, кто является референтной группой для ребенка - воображаемой или реальной группой людей, которые являются своеобразным эталоном, системой отсчета для себя и других. Чем больше у ребенка опыта наблюдения за разными людьми, чем больше разнообразных образцов для подражания, тем комфортней он себя ощущает таким, какой он есть, не пытаясь себя загнать в узкие рамки нормальности, устанавливаемые ближайшим социальным кругом.

Улучшение навыков общения

Лучше всего справиться с застенчивостью поможет психолог на специальных групповых занятиях для подростков. Но кое-что могут сделать и сами родители.

  1. Отрепетируете зрительный контакт. Часто у ребенка вызывает смущение взгляд постороннего человека в глаза. Посоветуйте подростку смотреть на переносицу собеседнику. Такая маленькая хитрость поможет ему избежать чувства неловкости в разговоре.
  2. Научите ребенка дежурным фразам: как нужно начинать и заканчивать разговор, приглашать девушку на свидание и вежливо отказываться, как отвечать на грубость. Попав в новую, нетипичную для него ситуацию, ребенок не растеряется и будет знать, что делать, чтобы выйти из нее с достоинством.
  3. Предложите подростку отрепетировать навыки общения с детьми помладше. Как правило, в таких случаях подросток испытывает меньшую неловкость, чем при общении с ровесниками.

Если страхи у подростков провоцируют панические атаки, есть смысл обратиться

Маленькие ножки бегут по коридору и шустро запрыгивают в вашу постель с криками «Маааам, у меня под кроватью чудовище!». Знакомо?

Испытывать страх для любого здорового и нормально - это вполне естественная реакция познания окружающего мира.

Самый бесстрашный возраст у мальчиков - 4 года, а у девочек - 3 года. Больше страхов появляется у детей из неполных семей, особенно у мальчиков, живущих только с мамами

В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Младшеклассник начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. После 8 лет дети всё больше боятся потерять своих родителей, боятся смерти.

Часто своим чрезмерным беспокойством мы просто «заражаем» ребенка страхом, к примеру, удариться или заболеть. Правда, бывает и наоборот: недостаточная эмоциональность родителей и их излишняя строгость зарождает в ребенке большое количество страхов.

Чтобы вовремя заметить проблему, связанную с родительскими отношениями, расспросите ребенка о его снах . Если персонажи мужского типа, например, Кощей, то, скорее всего, существуют проблемы с отцом. Если же снятся женские персонажи мультиков или сказок, то это является отблеском конфликта с мамой.

Валентина Киндрицкая, психолог: «Опасными являются ситуации, когда родитель того же пола, что и ребенок, довольно суров к нему, а противоположного - мягок. Например, строгий отец и мягкая мама для мальчика и, наоборот, строгая мать и отец, любящий баловать, для девочки. Как правило, ребенок идентифицирует себя с родителем его пола. Сыну очень важна поддержка и одобрение отца, дочери - мамы. Если такой механизм одобрения и поддержки нарушается, снижается самооценка ребенка, появляется чувство неудачливости. И такая ситуация является плодородной почвой для возникновения разных страхов».

Нормальный срок существования страхов - 3-4 недели . Если в течение этого срока его интенсивность лишь возрастает, то речь идет о навязчивом страхе. Но не переживайте: до 9-10 лет от тревожности в детском характере еще можно избавиться. Действовать нужно мягко и плавно.

Как избавить ребенка от страхов

Одним из лучших способов избавиться от страхов - это . Многие психотерапевты используют именно эту практику в лечении своих маленьких пациентов. Дети расслабляются, делают то, что им интересно. Попросите нарисовать свои страхи . Главное - не говорить, как все должно быть на этом рисунке, не подсказывайте цвет, величину и не пытайтесь сделать рисунок красивым - его психологическая составляющая намного важнее внешнего лоска.

Побороть страх можно и в форме игры . Пусть ребенок выберет несколько игрушек и смоделирует ситуацию, которая его пугает. Важны здесь и сами герои, и то, что с ними делает малыш.

Маргарита Фесеева, арт-терапевт: «В моей практике был случай, когда я предложила ребенку поиграть с фигурками, чтобы выяснить, чего он боится. Он взял фигурку, назвав её Пирожок, добавил к ней импровизируемого Бармалея и Вовочку. Мальчик проиграл ситуацию, когда Бармалей заставлял Пирожка много съесть перед тем, как выходить на улицу, а затем Вовочка во дворе забрасывал его песком и обзывался. Поговорив с мамой, я выяснила, что с ними живет бабушка, которая постоянно перекармливает ребенка, с чем никто не может справиться, а со двора мальчик почти всегда возвращается грязный и расстроенный. Мама поговорила с мамой «Вовочки», объяснила ситуацию бабушке - и проблема практически разрешилась».

Если ребенок , укладывайте его спать в одно и то же время каждый день, обнимайте перед сном, дайте ему почувствовать безопасность. Купите ему пижамку с любимыми персонажами мультиков, супергероями, которые будут защищать его всю ночь, оставляйте включенным ночник.

Частый страх у младших школьников - боязнь . Чтобы побороть страх всегда перед уходом говорите ребенку, куда Вы идете и когда вернетесь, предоставьте ему возможность интересной игры на время отсутствия. Ограничьте просмотр телевизора , в частности, пугающих выпусков новостей о катастрофах, трагедиях и насилии или мультфильмов/фильмов с жестоким поведением героев.

Какой бы способ борьбы с боязнью вы ни выбрали, не оставляйте ребенка наедине со своими страхами и фобиями, не оставляйте без внимания его жалобы и не смейтесь над его мелкими проблемами (для него они ой как велики!).

Помните, что ребенку всегда нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он о них и не просит. Все взрослые проблемы - родом из детства, так сделайте так, чтобы у Вашего ребенка этих проблем не было!

Здравствуйте. Нужно поговорить с ребенком, но поговорить правильно. Если ваши «объяснения» заканчиваются истериками - значит, вы что-то делаете (говорите) не совсем так. Возможно, в чем-то лукавите, возможно, пытаетесь сделать проблему менее значимой или вовсе отмахнуться от нее. И та, и другая тактика неверны. Когда ребенок впервые стал задавать вам вопросы о смерти? О смертности всего живого? Обычно это происходит несколько раньше, чем в шесть лет, и в случае если он получает обоснованные и достоверные ответы родителей тогда, к шести годам, как правило, такие вопросы уже не задаются. Поэтому предположу, что ваш ребенок живет с этим непроговоренным страхом уже некоторое время.
Говорить о смерти с ребенком нужно честно - да, все стареют и умирают. Объясняя явление смерти, можно использовать религиозные концепции (к примеру о переселении душ или о жизни в раю) - то, что ближе именно вам. В разговоре о смертности акцентировать внимание на жизни - да, мы все умрем, но это будет еще очень нескоро - нам предстоит прожить долгую, интересную жизнь. Да, когда умирают наши близкие, нам становится очень грустно, но они всегда остаются в нашей памяти (смотрят на нас с неба и т.д.) Да, ребенок будет плакать, возможно, но нельзя доводить это состояние до истерики и скандала - позвольте ему это проплакать. Разговор должен вестись в спокойном тоне.
После такого откровенного разговора ребенок, скорее всего, будет задавать этот вопрос еще и еще раз. Много раз. Столько раз, сколько ему нужно. Будьте к этому готовы. Так же спокойно повторяйте ему то же самое и позволяйте плакать, если этого хочет. Нельзя отмахиваться от этого разговора - я же тебе уже все объяснила. Ему нужно быть уверенным в том, что вы говорите правду.
Обсудите этот вопрос со всеми близкими, к которым ребенок может обратиться, расскажите, что и как говорить. Все взрослые должны говорить одно и то же, противоречий быть не должно.

В вашем случае к страху смерти добавился и страх собственного взросления. И вовсе необязательно страх взросления связан со смертью близких. Здесь важен второй аспект - как вы сами относитесь к взрослению вашего ребенка, видит ли он во взрослении и положительные моменты, а не только растущую ответственность? В каком контексте вы употребляете слово «взрослый» по отношению к ребенку? И употребляете ли вы его вообще? Позволено ли ему быть ребенком в свои шесть лет? Таким образом, чтобы ребенок не переживал, лучше вам обратиться к детскому психологу очно или онлайн, чтобы разобрать детально, что происходит и выстроить адекватную модель взаимодействия с ребенком по этим вопросам.

Всего вам доброго.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте. Нужно поговорить с ребенком, но поговорить правильно. Если ваши «объяснения» заканчива..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом