Домой / Лицо / Самовольное подключение к электрическим сетям. Фемида с завязанными глазами

Самовольное подключение к электрическим сетям. Фемида с завязанными глазами

Перечень «неотключаемых потребителей электроэнергии» будет ежегодно утверждаться губернаторами и главам соответствующих регионов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также в целях обеспечения оплаты потребляемых ресурсов гарантии будут предоставляться арендаторами при передаче им в аренду жизнеобеспечивающего имущества (котельных, водоканалов). Кроме того, новым законом предусмотрено ужесточение административной ответственности. Так, документ усиливает административную ответственность за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, нефте- и газопроводам. Штраф для физических лиц вырастет с 3-4 до 10-15 тысяч рублей, должностных лиц – с 6-8 до 30-80 тысяч рублей, юридических лиц - с 60-80 до 100-200 тысяч рублей.

Но остановить воровство электроэнергии не смогут

Внимание

За осуществление действий по подключению к сетям ресурсоснабжающей или теплосетевой организаций предусмотрено взимание платы. Все эти разъяснения, прежде всего, актуальны для собственников, пользователей нежилых строений, индивидуальных жилых домов, которые не были ранее подключены с сетям теплоснабжения или горячего водоснабжения. В случае, если собственник без получения разрешительной документации, без внесения соответствующей платы за подключение решает самовольно подключиться к сетям теплоснабжения, то ему необходимо знать о последствиях.


Прежде всего, стоит сказать о гражданско-правовой ответственности за самовольное подключение.

Государственное собрание (ил тумэн)республики саха (якутия)

Плата за потребление услуги горячего водоснабжения будет рассчитываться исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения до даты устранения ресурсоснабжающей (теплосетевой) организацией такого несанкционированного подключения. Если дату осуществления несанкционированного подключения установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения предыдущей проверки, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение.

Кодекс об административных правонарушениях

Самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. А нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правилустройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.

Кодекс об административных правонарушениях, n 195-фз | ст 7.19 коап рф

С какой даты информация о расчетах за потребляемые коммунальные услуги будет размещаться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства? Узнайте в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня! Получить доступ Кроме того, уголовная ответственность за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям может наступить по ст.
165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» – но этот состав тоже материальный. Необходимым условием для привлечения к ответственности является причинение ущерба собственнику на сумму свыше 250 тыс. руб. За кражу же, подчеркивают в Минэнерго России, таких нарушителей привлечь нельзя, поскольку энергию отнести к предметам кражи (ст.
158 УК РФ) невозможно.

Об ответственности за самовольное подключение к электросети

По статье 9.11 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. До вступления в силу Федерального закона № 316-ФЗ административный штраф для граждан по статье 9.11 КоАП РФ был установлен в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Срок давности за нарушения законодательства об электроэнергетике в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год года со дня совершения административного правонарушения.

Самовольное подключение к тепловым сетям

С 6.12.2013 вступил в силу Федеральный закон от 25.11.2013 № 316-ФЗ, которым увеличены штрафы за самовольное подключение и безучетное пользование электрической и тепловой энергией. Так, по статье 7.19 КоАП РФ штрафные санкции с учетом требований указанного закона составляют для граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей (ранее - от 1,5 до 2 тысяч рублей), для должностных лиц - от 6 до 8 тысяч рублей (ранее - от 3 до 4 тысяч рублей), для юридических лиц - от 60 до 80 тысяч рублей (ранее - от 30 до 40 тысяч рублей).

С какой даты информация о расчетах за потребляемые коммунальные услуги будет размещаться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства? Узнайте в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Кроме того, уголовная ответственность за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям может наступить по "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием" – но этот состав тоже материальный. Необходимым условием для привлечения к ответственности является причинение ущерба собственнику на сумму свыше 250 тыс. руб.

За кражу же, подчеркивают в Минэнерго России, таких нарушителей привлечь нельзя, поскольку энергию отнести к предметам кражи () невозможно.

Таким образом, за неоднократное самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям сегодня существует только административная ответственность в виде штрафа для граждан в размере от 10-15 тыс. руб., для должностных лиц – 30-80 тыс. руб. (или дисквалификация на срок от года до двух лет), для юридических лиц – 100-200 тыс. руб.

Какой будет предлагаемая уголовная ответственность для нарушителей, пока не уточняется. Направить свои замечания по инициативе можно до 26 апреля.

Согласно ст.7.19 КоАП РФ , "самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей" .

Насчет безучетного потребления как будто все понятно - это пользование электричеством помимо счетчика, если такое пользование осуществляется самовольно. С подключением (самовольным) сложнее.

В отличие от Кодекса об административных правонарушениях, законодательство об электроэнергетике не знает термина подключение . В установленном порядке присоединение к электрическим сетям называется там технологическим присоединением . Сначала осуществляется технологическое присоединение (по соответствующему договору между потребителем и сетевой организацией), затем заключается договор энергоснабжения с энергосбытом. Пользование электричеством вне технологического присоединения означает отсутствие у потребителя как договора техприсоединения, так и договора энергоснабжения, и называется бездоговорным потреблением .

В соответствии с абзацами 8-9 ст.2 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. N 442 ,
«"бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках...
"безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности)»
.

Как видим, то, что размыто называется в Кодексе об административных правонарушениях "самовольным подключением" и "самовольным (безучетным) использованием" , соответствует терминам "бездоговорное потребление" и "безучетное потребление" , определение которых дается в законодательстве об электроэнергетике.

Помимо бездоговорного потребления и безучетного потребления законодательство об электроэнергетике называет еще один вид несанкционированного вмешательства потребителя в работу устройств электрической сети - "нарушение ранее введенного режима ограничения потребления электрической энергии" . Подобное злоупотребление может совершить только потребитель, который имеет и техприсоединение, и договор энергоснабжения, поэтому нарушение потребителем введенного в отношении него режима ограничения нельзя приравнивать ни к бездоговорному потреблению, ни к безучетному.

Обстоятельства, при возникновении которых к потребителю применяется ограничение режима потребления электрической энергии, перечислены в ст.2 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. N 442 .

Таким образом, законодательство об электроэнергетике вкладывает разный смысл в "бездоговорное потребление" (т.е., собственно самовольное подключение) и "нарушение ранее введенного режима полного или частичного ограничения потребления электрической энергии" . Однако, не на уровне специальных и четко определенных понятий, а в кухонном толковании, и то, и другое нарушение могут быть восприняты, как самовольное подключение к электрическим сетям.

При обнаружении факта самовольного подключения, собственник электросети, к которой было оно произведено, обращается с заявлением в органы полиции. Участковый уполномоченный составляет протокол, который направляется мировому судье. Мировой судья принимает постановление о наложении штрафа, если находит состав административного правонарушения доказанным.

Привлечение к административной ответственности не может быть осуществлено по истечении 2 месяцев с момента административного правонарушения.

Как было объяснено выше, несанкционированных подключений может быть три вида:
- бездоговорное потребление (нет законного технологического присоединения);
- безучетное потребление (в обход счетчика или при вмешательстве в работу счетчика);
- нарушение потребителем введенного в отношении него режима полного или частичного ограничения потребления электроэнергии.
В первом и втором случаях постановление мирового судьи о наложении штрафа будет закономерным и правосудным. При нарушении потребителем режима ограничения ситуация не выглядит однозначной. В особенности это касается садоводческих товариществ, которые, как было показано выше, вообще не наделены правом по собственной инициативе вводить в отношении потребителей режимы ограничения потребления электроэнергии.

Представим ситуацию. Садовод-индивидуал имеет с садоводческим товариществом договор пользования инфраструктурой, в том числе электросетью товарищества, получает от товарищества электричество и своевременно оплачивает его. И вот, товарищество садоводу электричество отключает. В реальной жизни предлоги для отключения придумываются разные. Например, новоизбранный председатель заявляет садоводу: "Вы с прежним председателем договор подписывали, а со мной не подписывали, ваш договор недействительный, он не считается" .

Действия товарищества, очевидно, не найдут понимания у садовода. Поскольку основанием для прекращения подачи индивидуалу электричества может быть только неуплата этим индивидуалом установленных договором пользования платежей (абзац 2 части 2 статьи 8 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 ), а неуплаты нет, индивидуал найдет свое право нарушенным, и даже, возможно, в порядке самозащиты этого права восстановит электроснабжение на своем участке самостоятельно.

Далее. Председатель правления обращается в полицию. Факт подключения, вопреки решению товарищества, есть, и этот факт не отрицается никем из участников спора. Участковый полицейский составляет протокол, протокол отправляет в мировой суд. Мировой судья закономерно принимает постановление о наложении на садовода административного штрафа.

С точки зрения мирового судьи, обстоятельства дела будут ясными, а состав административного правонарушения доказанным (есть же составленный участковым по всей форме протокол). Судью не заинтересует, что между садоводом и СНТ в момент "самовольного подключения" (а на самом деле - нарушения режима ограничения потребления) существовал спор о праве пользования электричеством. Мировой судья такие споры не разбирает, это выходит за пределы его компетенции, а, возможно, даже и за пределы понимания. Судьи весьма загружены работой, в том числе и мировые, поэтому трудно предположить, что судья найдет время на штудирование той области законодательства, сведения из которой он в своей работе никогда не будет использовать.

В то же время, если садовод подаст в районный суд исковое заявление с требованиями:
- признать отключение садового дома от электричества незаконным,
- обязать товарищество восстановить электроснабжение,
- взыскать с товарищества компенсацию причиненных незаконным отключением электричества убытков
,
то такой иск должен быть удовлетворен. Если не было факта неуплаты за электричество со стороны садовода, законодательство иного варианта, кроме удовлетворения иска, не допускает.

С одной стороны - будет постановление мирового суда о наложении штрафа на садовода за самовольное подключение к электросети. Постановление формально правильное по кругу доказательств и компетенции мирового суда. С другой стороны - будет решение районного суда о возложении обязанностей уже на садоводческое товарищество в связи с незаконным (т.е. самоуправным) отключением садовода.

Таким образом, при работе судов в пределах их компетенции, без перемены участников спора и его сути, получим, что и восстановить электроснабжение садоводу нельзя, но и отключить этого садовода от электросети СНТ нельзя тоже. Эта правоприменительная коллизия возникает оттого, что, во-первых, мировому судье подсудно дело об административном правонарушении, в котором может быть спор о праве, подсудный только вышестоящему (районному) суду. Во-вторых, ст.7.19 КоАП РФ содержит формулировки, не согласующиеся строго с законодательством об электроэнергетике, поэтому допускает вольное понимание того, что следует считать самовольным подключением.

Дмитрий Охапкин, ноябрь 2013

Новая редакция Ст. 7.19 КоАП РФ

Самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 7.19 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - отношения в области энергосбережения и газоснабжения. Комментируемая статья призвана обеспечить эффективное использование стратегических видов энергетических ресурсов.

Для регулируемой данной статьей сферы отношений ключевыми являются Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" и Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ".

Основания и порядок расходования, а также учет электрической и тепловой энергии регулируются Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317, Правилами учета газа от 14 октября 1996 г., Правилами учета тепловой энергии и теплоносителей от 12 сентября 1995 г., Правилами учета электрической энергии от 26 сентября 1996 г., Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов от 24 ноября 1992 г.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в следующих противоправных действиях: самовольном подключении к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам; самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.

Самовольным признается подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам и газопроводам без соответствующего разрешения уполномоченных органов государственного энергетического надзора.

Под самовольным понимается использование энергии и газа без разрешения соответственно энергоснабжающей или газоснабжающей организацией.

Потребитель обязан подать в энергоснабжающую организацию соответствующее заявление и для получения разрешения на включение новой электропроводки в жилых домах, ранее находившихся в эксплуатации, или в домах, принадлежащих отдельным гражданам на праве личной собственности, а также электропроводки на садовых участках, в гаражах для личных автомашин и т.д.

Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП, является действие по самовольному подключению к энергетическим сетям, а равно осуществлению самовольного (безучетного) использования электрической энергии, при котором ущерб правонарушителем не причиняется. Примерами могут служить следующие действия:

Гражданин при строительстве своего дома не выполнил технические условия и самовольно подключил вновь построенную электроустановку данного дома к сетям организации без получения на то согласия последней, при этом он не причинил вреда организации, потребляя электроэнергию через счетчик и оплачивая ее;

Электросчетчик у гражданина находился в неисправном состоянии, при этом он опять же оплачивал потребленную электроэнергию и не причинил ущерба организации.

В отношении разграничения административной и уголовной ответственности показательным является следующий пример. Сестрорецким федеральным районным судом Санкт-Петербурга рассматривалось уголовное дело о привлечении Н.В. Иванова за совершение преступления, предусмотренного ст. 165, ч. 2, УК, и В.В. Соколова за совершение преступления, предусмотренного ст. 165, ч. 3, п. "в", Уголовного кодекса. Ходатайство защитника о том, что согласно КоАП действия подсудимых стали административным правонарушением, было поддержано государственным обвинителем. Руководствуясь ч. 2 ст. 24 УПК РФ, в соответствии с которой уголовное дело подлежит прекращению в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом, а также ч. 3 названной статьи, Сестрорецкий суд вынес постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования.

В постановлении суд указал, что согласно материалам дела и обвинительному заключению подсудимые В.В. Соколов и Н.В. Иванов органами предварительного расследования обвинялись в совершении деяния по причинению имущественного ущерба владельцу имущества путем обмана при отсутствии признаков хищения группой лиц по предварительному сговору и неоднократно. В судебном заседании было установлено, что подсудимые В.В. Соколов и Н.В. Иванов органами предварительного расследования обвиняются в том, что они самовольно в нарушение договора энергоснабжения подключились к сети энергоснабжения и безучетно использовали электрическую энергию, в связи с чем деяния, инкриминируемые подсудимым В.В. Соколову и Н.В. Иванову, подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП.

3. Субъекты данного правонарушения - граждане, должностные лица и юридические лица - пользователи энергетическими сетями, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, газопроводами.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Установленный порядок пользования электрической, тепловой энергией, нефтью и газом является объектом рассматриваемого правонарушения. Правила пользования электрической и тепловой энергией, нефтью и газом утверждаются Министерством энергетики РФ.

2. Действия, нарушающие эти правила, составляют объективную сторону правонарушения. Самовольным признается подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а также безучетное использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов без разрешения энергоснабжающей, теплогазоснабжающей или нефтеснабжающей организации. Для получения такого разрешения потребитель должен подать заявку в снабжающую организацию. Самовольная электрификация, газификация домов, квартир и т.п. запрещается.