Домой / Для брюнеток / Иос по экологии подготовительной группе. Конспект игровой образовательной деятельности по экологии в средней группе детского сада

Иос по экологии подготовительной группе. Конспект игровой образовательной деятельности по экологии в средней группе детского сада

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

В содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Выделим несколько видов игровой обучающей ситуации, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Виды игровой обучающей ситуации

ИОС с игрушками-аналогами

ИОС с литературными персонажами

ИОС типа путешествий

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами в своей работе мы используем во всех возрастных группах, причем сопоставляем их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях, а также макеты природных уголков выполненных своими руками.

Игрушки-аналоги мы включаем в любые игровые обучающие ситуации, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Во всех случаях они помогают в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» . С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

При разработке ИОС я всегда учитываю, чтобы все слова и действия куклы соответствовали ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Игра-путешествие мною используется в работе с детьми разных возрастных групп. Путешествие – сюжетно-ролевая игра, в которой дети посещает новые места или учреждения. В этой игре их внимание сосредотачивается на разных моментах, сюжете, ролевых действиях, воображаемых ситуации. Важная особенность игровой обучающей ситуации в путешествии - в ней всегда есть ведущей (экскурсовод, руководитель похода), роль которую берет на себя взрослый. В своей работе я широко сотрудничаю с инструктором ФК, с педагогами дополнительного образования, музыкальным руководителем. Содержание игровой обучающей ситуации не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны проводиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию мы с коллегами используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной театральной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Я заметила, что при использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных, интересующих их вопросов.

Юлия Гудкова
Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие Незнайки в лес»

«Путешествие Незнайки в лес».

Дидактические задачи:

1) Формировать обобщенное представление о лесе и его обитателей; диких животных, птицах; Уточнить представления детей о жизни лесных зверей – медведе, волке, лисе, зайце; Формировать представление о лесе как сообществе деревьев, животных и птиц; закрепить правила поведения в лесу. Убеждать детей в полезности всех видов животных и растений; («Познавательное развитие»)

2) Способствовать творческому использованию в играх представление о природе. («Социально-коммуникативное развитие»)

3) Развивать речь детей, пополнять словарь словами роща, бор, дубрава. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения. («Речевое развитие»)

4) Развивать двигательную активность, через физ. минутку. («Физическое развитие»)

Воспитательные задачи:

1) Воспитывать бережное отношение к природе осознанно, бережно относиться к деревьям ближайшего природного окружения, как к живым объектам. («Социально – коммуникативное развитие).

Методы и приемы:

- практические - игра «части дерева», игра «с какого дерева листочек», игра «раз, два, три», рисование леса и его обитателей.

- наглядные - иллюстрации с изображением различных деревьев, птиц, диких животных.

- словесные – беседа, загадывание загадок, считалка.

Материалы и оборудование: Картинки диких животных, птиц, деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц, цветные карандаши, краски, кисточки, непроливайки, альбомный листок.

В группу вбегает Незнайка со словами «Я бегал и мне на пути встречались различные деревья и животные, я так и не понял, где я находился? Быть может детишки - поможете мне узнать, где я был?» Воспитатель спрашивает у детей - поможем Незнайки? (ответы детей). Воспитатель удивлен, что Незнайка не знает что такое лес, и кто живет в лесу.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

Ребята скажите, вы были с родителями в лесу? (Да)

А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т. д.)

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес, взять с собой Незнайку и познакомить его с лесом и с лесными животными.

Воспитатель спрашивает у детей, на чем можно отправиться в лес? (ответы детей на машине, на велосипеде, на лошади, на автобусе.) Молодцы вы много видов транспорта назвали, но мы поедем на автобусе. А чтобы ехать на автобусе, кто нам нужен? (ответы детей шофер, кондуктор)

Воспитатель распределяет роли, с помощью считалки. (Среди мальчиков выбираем водителя, среди девочек кондуктора остальные пассажиры).

Дети садятся на стульчики (автобус, покупают у кондуктора билеты, отправляются в путь доезжают до станции «Лесная».

По приезду в лес воспитатель сообщает детям и Незнайки что лес - это сообщество многих обитателей - представителей растительного и животного мира.

Воспитатель загадывает детям три загадки, о деревьях (о дубе, осине, липе)

Незнайка знакомится с деревьями. Для того чтобы лучше Незнайка запомнил деревья воспитатель предлагает сыграть в игру “Раз, два, три…”. Показывает картинку с изображением дерева и считает: раз, два, три. Дети превращаются в дерево, изображенное на картинке:

Сосна – руки разведены в стороны;

Ель – руки полуопущены вниз, кисти в стороны, пальцы вместе;

Осина – реки подняты вверх, пальцы сжаты;

Дуб – руки подняты широко вверх, пальцы кистей разведены;

Береза – руки вверх, кисти рук опустить.

Воспитатель спрашивает у детей дерево живое или нет? (варианты ответов детей живое).

Почему так думаете? (варианты ответов детей потому что, как все живое питается, спит, размножается и дышит).

С помощью чего деревья дышат? (варианты ответов детей с помощью листьев). Незнайка, а ты знаешь, из каких частей состоит дерево? (ответ Незнайки нет).

Воспитатель предлагает детям игру «Части дерева» разрезные картинки

Дети собирают по трое, деревья, называют это дерево и части дерева (корни, ствол, ветки, листья). Незнайка смотрит и запоминает.

Воспитатель обращает внимание на листочки, которые лежат на полу.

Ребята посмотрите, сколько листочков на земле, был сильный ветер, сорвал листочки с деревьев, все листочки перепутались, посмотрите какие деревья грустные стоят, давайте поможем деревьям, подберем каждому дереву свой листочек.

Воспитатель, проводит игру «С какого дерева листок».

(дети «оживляют деревья»)

Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками!

Воспитатель проводит Физ. минутку «Мы по лесу погуляли»

Мы по лесу погуляли и немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете: стали карликами дети,

А потом все дружно встали, великанами все стали.

Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Вам приятно находиться в таком лесу? (Да)

Воспитатель спрашивает у детей, ребята скажите Незнайки, кто еще живет в лесу (ответы детей дикие животные).

Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке, картинки лежат на пенечке (стульчик).

Ребятам предлагается рассказать о жизни зверей, которые живут в лесу.

Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводят лето и зиму. Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются. (Ответы детей).

Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.

Ответы детей (самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).

Воспитатель предлагает детям вспомнить и познакомить Незнайку с основными правилами поведения в лесу. (Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т. п.)

Воспитатель рассказывает, что в каждом лесу много различных птиц. На деревьях развешены птицы, дети по очереди подводят Незнайку к птице и называют эту птицу, воспитатель помогает детям.

Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.

Воспитатель предлагает детям и Незнайки возвратиться в группу, считалкой распределяет роли шофера, кондуктора.

Все садятся в автобус, и возвращаются в группу. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.

По приезду в детский сад ребятам предлагается нарисовать лес и его обитателей, и подарить Незнайки, чтобы он помнил о лесе и о его обитателях. Незнайка забирает рисунки, благодарит детей за помощь, уходит.

Кондратьева Наталья Вячеславовна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 72 «Акварель»

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

Очевидно, что существует противоречие между имеющимися у детей знаниями о природе и утратой способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней. Оторванность от природы неизбежно накладывает отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки. Возникла реальная потребность воспитания экологически образованной, гуманной личности, которая не только владеет экологическими знаниями, но и уважает ценность другого человека, личности, способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания. Всё это требует внесения корректив в понимание процесса, источников, факторов экологического развития личности ребенка в условиях взаимодействия с естественной природой.

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста: заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:

  • старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения) , которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира
  • дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность
  • в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  • о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах
  • о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы)
  • о человеке как части природы
  • о культуре поведения в природе.

Чтобы игра не превратилась в систему упражнений, продумываю соотношение структурных элементов игры: игровых и учебных задач, соблюдение правил, наличие игровых действий.

Опираясь на исследования И.А. Комаровой, включаю разнообразные игровые обучающие ситуации (ИОС) для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Такую форму обучающей игры, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

  • имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
  • в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда; своеобразным игровым элементом, который использую, является игрушка (главным образом кукла, изображающая сказочных персонажей, героев детских мультфильмов и телепередач) , вокруг которой развертывается занятие, наблюдение, игра. Игровые персонажи в ходе занятия связывают части занятия с различными элементами сюжетно-ролевой игры и с дидактическим содержанием занятия, в результате чего складываются игровые обучающие ситуации
  • в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.
  • игра проводится воспитателем: объявляю название и сюжет, распределяю роли, беру одну роль на себя и исполняю ее на протяжении всей игры, поддерживаю воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом
  • воспитатель руководит всей игрой: слежу за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщая игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Использую игровые обучающие ситуации (ИОС) трех типов.

Основная характеристика ИОС первого типа - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы: конкретных животных или растений. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.) . Игрушечных аналогов растений не так много – это пластиковые ёлочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» .

ИОС с игрушками-аналогами использую во всех возрастных группах, причём сопоставляю их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинках, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги включаю в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе, экскурсию, сочетаю с чтением познавательной литературы, просмотром диафильмов, видеофильмов.

Игрушки-аналоги – это дидактические игрушки, в группе имеются наборы рыбок, домашних и диких животных – они служат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомлённого в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае ставлю задачу косвенного обучения детей – устами персонажа сообщаются новые сведения, он учит детей правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит, Чипполино) . Во втором случае ставлю задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

Третий тип ИОС - игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка; экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. (Приложение №5) Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой) , которую исполняю сама. Именно через педагога дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.

Библиографический список.

  1. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
  3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003

Елена Сычева

Тема:Жизнь лесных обитателей в зимний период времени.

"Путешествие в зимний лес"

Цель: Формирование элементарных экологических представлений детей 3-4

лет через ознакомление с природой и воспитание правильного отно-

шения к объектам природы.

1. Дать первоначальные представления об обитателях леса: медведе, белке, зайце, их внешнем виде, особенностях образа жизни.

Учить детей делать простые умозаключения, выводы, анализируя отличительные особенности внешнего вида животных;

Формировать у детей представления о правилах поведения в лесу (не шуметь, не ломать деревья, не забирать животных из леса);

Учить детей пользоваться схемами.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображе-ние, память, способствовать активизации речи, развивать коммуникативные способности детей;

Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста (игра «Зимняя прогулка», развивать общую и мелкую моторику (д/и «Помоги белочке разобрать припасы»).

3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, дарам леса, вызвать у детей чувство эмпатии к животным;

Способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.

Здоровьесберегающие технологии:

Ароматерапия,

Релаксация,

Дыхательная гимнастика.

Ход деятельности.

Дети свободно входят в группу и располагаются на стульчиках.

Восп. : Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу заглянуло солнышко.

Какое оно (теплое, ласковое, желтое).

А еще оно дарит нам хорошее настроение, отдает своё тепло и заботу. Давайте поздороваемся с солнышком и нашими гостями:

Приветствие (коммуникативная игра).

Здравствуй, солнышко!

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок.

Здравствуй, носик! Бип-бип-бип.

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Восп. : У меня такое хорошее настроение, что хочется веселиться, играть. А у вас? (ответы детей).

Посмотрите, как солнышко засияло своими лучиками. Это оно при-глашает нас с вами на прогулку в зимний лес. Согласны?

Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем

С вами мы гулять пойдем.

Давайте собираться в дорогу.

Дети встают со стульчиков, располагаются свободно.

Игра-рифмовка «Зимняя прогулка» .

Очень холодно зимой (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой («пробегают» пальчиками по бедрам)

Я надену шубку (проводят ладонями от плеч по груди вниз)

Я надену шапку (двумя руками поглаживают голову)

Я надену шарфик и еще платок (поглаживают шею одной ладонью, потом другой)

А потом красивые, теплые, пушистые

Крошки-рукавички на ручки натяну (поглаживают по очереди руки, как бы надевая варежки)

И хотя я маленькая, у меня есть валенки (выставляют ноги поочередно, на пяточку)

Восп. : (двигаясь стайкой) Вот и оказались мы в зимнем лесу.

Как хорошо зимой в лесу!

Вдохните поглубже, почувствуйте хвойный аромат.

Как легко дышится в лесу!

Ой, смотрите, пенек. А на нем… (корзинка).

Давайте посмотрим, что в ней (подходят и видят в корзинке заячий хвостик)

Интересно, чей это хвостик (рассматривают, определяют цвет, размер) Наверно кто-то потерял. Кто? (варианты ответов). Кто еще живет в лесу?

Ну что же, пойдемте искать хозяина этого хвоста.

Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым. (дети идут, высоко поднимая ноги)

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем (присаживаются и поглаживают ноги

ладонями снизу вверх)

И опять гулять пойдем.

Подходят к импровизированной «берлоге» медведя, обозначенной карточкой-схемой.

Восп. : Посмотрите, здесь чей-то дом? Как вы думаете, кто здесь живет?

(обратить внимание на карточку)

Воспитатель приподнимает ткань, дети видят спящего медведя .

Восп. : Да это Мишка спит, в берлоге спит. Домик у медведя называется

А в берлоге спит медведь.

Тише-тише, не шуметь!

А почему нельзя шуметь?

Восп. : Лес-это дом для многих животных. В лесу есть свои правила, и мы нарушать эти правила не должны. Как надо вести себя в лесу? (тихо, не шуметь, не ломать ветки, не забирать животных из леса).

Воспитатель и дети присаживаются на корточки и тихонько рассматривают медведя.

Восп. : Как вы думаете, это Мишка хвостик потерял? Почему?

Какого цвета шубка у медведя (коричневая)

А ушки какие? (круглые, маленькие, коричневые)

А хвостик?

Значит это не Мишкин хвостик.

Восп. : (укрывает медведя и тихонько отходит) Пусть спит, отдыхает, сил набирается. У него зимой одна забота: крепко спать и весны ждать. Проснется сильным, отдохнувшим.

Останавливаются у елочки, обозначенной карточкой «дупло»(белочки).

Восп. : Цок-цок-цок… Слышите, с нами кто-то здоровается.

Как вы думаете, чей это домик?

Как называется домик белочки? Правильно, домик белочки называется - дупло.

Так это белочка с нами здоровается - цок-цок-цок. Давайте и мы с ней так же поздороваемся: Здравствуй, белочка, цок-цок-цок.

Как вы думаете, это белочка хвостик потеряла? Почему?

Давайте проверим.

Какого цвета шубка у белочки? (рыжая)

Какая шубка на ощупь, погладьте белочку. (мягкая, пушистая)

Какие у белочки ушки? (маленькие, на концах кисточки)

А хвостик (длинный, пушистый)

Восп. : Видим, белочка, это не ты хвостик потеряла. Ребята, белочка хочет нам что-то сказать. (белочка шепчет на ухо воспитателю). Белочка просит у нас помощи. Её шалунишки – бельчата разбросали все зимние запасы, всё смешалось и шишки, и орехи. Белочка просит, чтобы вы помогли ей разобрать запасы по корзинкам: шишки- в одну, орешки- в другую.

Дети разбирают припасы, обсуждают с воспитателем, что шишка- большая, колючая, а орех- маленький, гладкий.

Прощаются с белкой, она благодарит ребят за помощь.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.

Дети подходят к кустику, на нем обозначение- «дом» зайца.

Восп. : Как вы думаете, чей это домик? (зайца)

Что-то его не видно. Это хвостик зайца?

Какого цвета у зайца шубка? (белая)

Какие у зайца ушки? (длинные, а хвостик? (беленький, короткий)

Зайка, ты случайно хвостик не потерял? (слышен плачь зайки)

Воспитатель показывает бесхвостого зайца, он грустит. Ребята его жа-леют, а воспитатель незаметно прикалывает хвостик.

Восп. : Не плачь, зайка мы нашли твой хвостик.

Зайка: Спасибо вам, ребятки. (зайцу весело, он радуется)

Восп. : Зайка так обрадовался своему хвостику, что хочет пуститься в пляс. И мы с тобой попляшем.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит».

Восп. : Как мы весело поиграли с зайкой. Устали. Пора отдохнуть.

Релаксация «Зайчата».

Восп. : Возьмите коврики, расстелите их на полянке, ложитесь на спинку поудобнее. Ручки и ножки лежат свободно, расслабьтесь и закройте глазки. Слушайте мой голос.

Представьте, что вы маленькие зайчата. Маленькие зайчата очень устали, набегались, наигрались и прилегли отдохнуть. Вам снится голубое небо, теплое, ласковое, нежное солнышко. Солнышко согревает вас и всё вокруг. Сейчас солнечный лучик коснулся ваших ладошек. Почувствуйте тепло солнечных лучей. Солнечный лучик поднимается по вашим рукам всё выше и выше, достал до плечика, вот коснулся щечек, пощекотал носик. Почувствуйте, как вам тепло, уютно и спокойно на лесной полянке.

Звучит тихая музыка.

Восп. : Теперь открывайте глазки, спокойно вставайте. И вот вы уже не зай-чата, а маленькие ребята.

Нам пора возвращаться. А давайте возьмем с собой зайчишку в детский сад, нам с ним будет весело. (ответы детей)

Посмотрите, зайчик загрустил. Почему?

Подумайте, можно ли забирать животных из леса и приносить их в дом? Почему? (рассуждения о доме, о маме)

Лучше мы в следующий раз с зайкой поиграем, когда придем в лес на прогулку.

До свидания, Зайчик. Береги свой хвостик.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.

Восп. : Ну вот мы и дома. Нас встречает ласковое солнышко.

Давайте расскажем солнышку: где мы были, что видели, о чем узнали.

Где мы были?

Кого мы встретили в лесу?

Давайте покажем солнышку, в каких домиках живут звери в лесу.

Открывается мольберт со схемами домов. Дети должны расселить жи-вотных. Медведя- в берлогу, белку- в дупло, зайца- под куст.

Восп. : А еще мы сделали доброе дело. Какое (вернули зайцу хвост, помогли белке разобрать припасы, не разбудили медведя)

Вам понравилась прогулка по лесу?

Помните, ребята, что лес- это дом для многих растений и животных.

Поэтому лес нужно беречь, сохранять и защищать, чтобы животные могли там жить, а люди- гулять и дышать свежим воздухом. А еще в лесу можно найти много разного природного материала: шишек, орехов, веточек, листочков.

Звучит волшебная музыка.

Восп. : Посмотрите, ребята, произошло чудо. В нашей корзинке появились игрушки, да не простые, а из природного материала (шишек). Это лес благодарит вас за вашу доброту и заботу, и преподносит вам свои дары.

Ребята, солнышко согрело нас своим теплом и лаской, лес одарил нас своими подарками. Давайте и мы поделимся с нашими гостями хорошим настроением и подарим им наши улыбки. Чтобы они смогли забрать с собой частичку нашего тепла (дети сдувают настроение с ладошки).


В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых .

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра . Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино» .

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям . Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.

Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе .

Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.

Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации .

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия , Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).