Домой / Глаза / «Путешествие в зимний лес. Путешествие в зимний лес

«Путешествие в зимний лес. Путешествие в зимний лес

Формирование познавательной активности и творческого воображения у детей. Воспитывать любовь к природе, культуру общения, взаимопомощь. Формировать у детей представления о зимнем лесе посредствам ИКТ – технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием ИКТ в старшей группе по теме:

« Путешествие в зимний лес». ФГОС.

Тема: « Путешествие в зимний лес»

Цель : Формирование познавательной активности и творческого воображения у детей. Воспитывать любовь к природе, культуру общения, взаимопомощь. Формировать у детей представления о зимнем лесе посредствам ИКТ – технологий.

Задачи:

  1. Образовательные: обобщение, уточнение и расширение представлений, знаний детей о зиме, диких животных, птиц. Воспитывать любовь к деревьям. бережное отношения к ним.
  1. Развивающие: активизация словаря по теме, развитие памяти, внимания, фонетического восприятия, свободно пользоваться простыми предложениями, закрепить умения охотно вступать в речевое общение, задавать вопросы и отвечать на них

3 . Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Предварительная работа : виртуальная экскурсия в природу по зимнему лесу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (С. Михалков « Жадный заяц», Г. Снегирь « Медвежонок»). Занятия по лепке. Дидактические игры: « Охотник». « Когда это бывает», « Кто чем питается?»

Словарь : декабрь, январь, февраль, снегопад, вьюга, метель, пушистая, легкая, мягкая, снежная и т.д. Названия диких животных, зимующих птиц.

Используемый материал : , картинки зимующих птиц, образцы коры деревьев, ветки осины, ели, шишки. Музыкальное сопровождение Вивальди « Зима». П.И. Чайковский « Времена года», презентация « Зимний лес»

Оборудование: Ноутбук, видеопроектор, экран, презентация: « Зимний лес».

Ход занятия

В группе устроена выставка на тему: « Зимушка – зима»

1. Организационный момент:

Дети садятся в круг на коврике. Начнем наше занятие необычно: давайте поздороваемся друг с другом прикосновением руки, а теперь улыбнемся друг другу. У всех хорошее настроение? Давайте начнем наше занятие.

Воспитатель открывает презентацию « Зимний лес», дети внимательно смотрят на экран. (Слайд 1)

  1. Сегодня мы отправимся с вами в зимний лес. Но чтобы очутиться там, нам надо отгадать загадку, ведь нам нужно на чем - то туда отправится, а на чем?! В этом нам поможет загадка: (Слайд № 3)
  1. Деревянных два коня.

Вниз с горы несут меня,

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней- их жалко,

А для ускоренья бега,

Палками касаюсь снега. (Лыжи)

Отвечают дети.

  1. Воспитатель : Правильно, ребята в лес мы отправимся на лыжах. (Слайд 4). Посмотрите на экран, там у нас лесная поняна.

Давайте согреем руки (дети выполняют упражнение на дыхание)

(чтение стихотворения) « Зимушка – зима»

Заколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой повязалась сосна…

Ой, смотрите, снегопад, и снежинки к нам летят.

На деревьях, на карнизах,

Кружева да бахрома,

Это значит на снежинках

Опустилась к нам зима.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети:

В стихотворении говорится о зиме.

Воспитатель:

Верно, зима вокруг и в лесу тоже зима. Ребята, что мы можем сказать о лесе зимой? Какой он?

Дети:

Зимний лес.

Давайте вспомним тех, кто живёт в лесу. Посмотрите на экран, там подсказка вам..(Слайд 5-6)

Дети:

Звери, птицы. (называют зверей, птиц)

Воспитатель: (Слайд 7)

А сейчас поиграем в игру и в этом нам поможет наш экран «Какая, какой»

Волк (Какой?) – злой, голодный, серый

Медведь (Какой?) – большой, сильный, бурый

Лиса (Какая?) – хитрая, осторожная, рыжая

Заяц (Какой?) – трусливый, маленький, серый, белый

Белка (Какая?) – запасливая, юркая.

Воспитатель:

Молодцы, с животными определились, описали каждого из них. А с другим заданием сможем справиться?

Дидактическая игра « Кто где живет?»

В дупле живет …(белка),

В логове живет… (волк),

Под кустом дрожит …(заяц),

Зимой в берлоге….(медведь),

В норе …(лиса),

В хатке под водой …(бобр).

Физминутка «Снежок» (Слайд 9)

Снег сегодня шел с утра (руки вверх – вниз)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках, на дорожках (руки вверх, руки вниз - присесть)

На носу и на ладошках (показывают нос и ладошки).

Дети идут под музыку и приходят в лес (звучит музыка Вивальди «Зима»).

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Воспитатель:

Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц)

Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. (Слайд 10)

Воспитатель:

А сейчас поиграем с пальчиками. (Слайд 11)

Пальчиковая игра «Прогулка»

Раз -два- три-четыре-пять

(разгибаем по -очереди пальчики, сжатые в кулак),

Мы пошли во двор гулять

(указательными и средними пальцами изображаем «человечка» и шагаем).

Бабу снежную лепили

(имитируем лепку снежка),

Птичек крошками кормили

(складываем пальцы щепоткой),

С горки мы с тобой катались

(указательным пальцем одной руки проводим по ладони другой),

А еще в снегу валялись

(поворачиваем ладони то внешней, то внутренней стороной).

Все в снегу домой пришли!

(отряхиваем руки)

Суп поели

(изображаем, как подносим ложку ко рту),

Спать легли

(прикладываем сложенные ладони к щеке)

Воспитатель :

А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось Вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаем на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад (дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).

Сюрпризный момент:

Вот мы и вернулись в наш Детский сад № 11, вы наверное устали, значит теперь самое время подкрепится. (Дети получают конфеты).


Дроздова Наталья Анатольевна

МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 21"

Г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область

Воспитатель

Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Путешествие в зимний лес» (Подготовительная группа)

Программное содержание:

Цель : Расширять представления детей о «Зиме», уточнить признаки зимы.

Задачи:

  1. 1. Развивать временную ориентацию.
  2. 2. Тренировать детей в составлении сложных предложений.
  3. 3. Развивать логическое мышление, внимание, память.
  4. 4. Обогащать словарь детей.
  5. 5. Воспитывать любовь к природе, доброту, желание помочь ближнему.

Предварительная работа

  1. 1. Наблюдение на прогулках за явлениями в природе.
  2. 2. Беседа «Зимующие птицы».
  3. 3. Разучивание с детьми загадок и стихотворений о зиме.
  4. 4. Рисование на темы: «Зимний лес», «Снеговик»

Воспитатель:

- Давайте, ребята поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть: он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое (Аня, я рада тебя видеть)

А теперь давайте все повернемся к нашим гостям и поздороваемся с ними. «Здравствуйте, мы рады вас видеть!»

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Я, хозяин волшебной тропинки Старичок - лесовичок. Приглашаю вас в гости в зимний лес и предлагаю вам отгадать загадки - задания. В конце путешествия вас ждёт сюрприз! Желаю вам удачи и успехов!»

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите?

Для наших друзей, лесных зверей, я приготовила угощение, вдруг мы там их встретим. А сейчас возьмитесь за руки:

Поднялись, опустились

В зимнем лесу очутились.

Давайте погуляем по лесу.

Воспитатель:

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали (ходьба друг за другом),

Вот березка стоит, на ребят она глядит (ходьба на носках, руки вверх),

Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен),

Дети в сугробе тропку протоптали (ходьба приставным шагом вправо, влево),

Я зимы не боюсь, очень быстро пробегусь (бег в колонне друг за другом),

Мы на лыжи дружно встали, и быстрее побежали (имитация ходьбы на лыжах),

По дороге зимней, гладкой побежали, как лошадки (бег с высоким подниманием бедра),

Вот мы шли, шли, шли - далеко в лес забрели (ходьба друг за другом). Воспитатель приглашает детей встать в небольшой круг.

Воспитатель:

Для того чтобы больше узнать о жизни леса зимой мне поможет волшебный «снежок». Я буду бросать « снежок», и задавать вопросы, а вы - отвечать, хорошо подумав.

Настоящие ли шубы и шапки зима одела на деревья?

Зачем зима это делает?

Все ли деревья в лесу стоят голые?

Какие деревья зимой зелёные?

Какие животные живут в лесу?

Это дикие или домашние животные?

Как нужно вести себя в лесу?

Воспитатель:

Я вижу, вы много знаете о лесе, о зиме, животных.

Воспитатель:

- Ребята здесь чей- то дом, интересно кто же здесь живёт? Отгадайте:

Кто же в шубе меховой

Спит холодною зимой.

Он большой, но вот беда

Лапу он сосёт всегда (медведь)

Кто это?

Что любит, есть медведь? (жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав.)

Почему медведя называют косолапым? (при ходьбе у него носки смотрят внутрь, а пятки наружу)

Что медведь делает зимой?

Как зовут детёнышей медведицы?

Ребята, медведь зимой крепко спит в своей берлоге. Давайте оставим ему угощение и тихо - тихо пойдем дальше, чтобы не разбудить его.

На носочки дружно встали

И тихонько зашагали (ходьба на носочках).

Ребята, под берёзкой кто-то сидит. Кто же это?

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызёт морковку? (заяц)

Что любит, есть заяц? (траву, морковку, капусту)

Как заяц готовится к зиме?

Для чего он меняет шубку?

Почему зайца называют трусишкой? (врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь)

Как заяц бегает? (он быстро бегает и путает следы)

Скажите, чем питается заяц зимой? (тонкие веточки, кору, сухую траву)

Всё про зайчика рассказали - давайте его угостим. Артём, найди у меня в корзинке любимую еду зайчика. Давайте оставим морковку на пеньке и пойдем дальше.

Воспитатель:

Путь у нас длинный, давайте сделаем привал и немножко отдохнём. Садитесь за столы.

У вас на столе лежат карточки. Вам нужно собрать картинку и вы узнаете, кто живёт в вашем домике.

Кто живёт в твоем домике?

Как называется домик лисы?

Как называется дом медведя?

Где живёт заяц?

Где домик белки?

Воспитатель:

Что это? (на снегу разбросаны ореховые скорлупки)

Как вы думаете, кто их набросал? (белка)

Но белочки не видно, где ж она? (спряталась в дупле, на дереве)

Кто знает, как белка готовиться к зиме?

Куда прячет белка свои припасы? (в дупло).

Какого цвета у неё шубка летом? А зимой?

(меняет рыжую шубку, на тёплую серую; готовит запасы: сушит грибы, ягоды, собирает шишки, делает тёплую постель из листьев)

Как вы думаете, легко ли живётся белке зимой? (холодно, голодно, запасы кончаются)

Давайте оставим белочке угощение - орехи.

Посмотрите, чей это хвост торчит из-за ёлки? (лисий, хвост лисы)

Давайте, вспомним добрые, ласковые, интересные слова о лисе.

(лисонька, лисичка, рыжая, плутовка, хитренькая, кумушка, сестричка, пушистая, рыженькая)

Давайте присядем с вами на полянке и отдохнём.

Воспитатель:

Тише послушайте. Слышите, кто-то в лесу разговаривает? (запись голоса птиц). Кто это? (птицы)

Воспитатель:

А какие птицы зимуют в наших краях, вы знаете? Давайте посмотрим.

Слайды с изображением зимующих птиц (голуби, вороны, синицы, воробьи, снегири).

Воспитатель:

А вызнаете, что они говорят? Жалуются на то, как им тяжело живётся в наших краях зимой. А почему им тяжело жить?

Воспитатель:

Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода. В городе птицам помогают люди, а как? Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба)

Чем же мы можем помочь птицам, чтобы они не голодали?

Я предлагаю вам сделать любимое угощение для снегирей.

Дети делают поделку «Ветка рябины» с использованием техники аппликации из салфеток методом скручивания.

А сейчас мы отнесём наши работы на кормушку (слайд с изображением снегирей на ветке рябины)

Воспитатель:

Вот мы и выручили наших птиц, они вам говорят спасибо. А теперь нам пора возвращаться из нашего путешествия.

(Музыкальное сопровождение для перемещения)

Воспитатель:

Ребята, где мы с вами побывали? (в зимнем лесу).

Понравилось вам в лесу?

Кого мы там повстречали?

Ребята посмотрите, а вот письмо и подарок от Старичка - лесовичка.

«Спасибо, вам ребята за то что, вы так много знаете про диких животных, соблюдаете лесные правила и не забываете подкармливать зверей и птиц. Жду вас в следующий раз. А для вас я приготовил подарок»

Ребята, (тряся коробочку) а как вы думаете, что лежит в коробочке? Что же это может быть? (Цель: развитие эмпатии). Да это же конфеты! Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать нашим гостям?

Пусть они никогда не болеют,

Пусть все хорошо живут,

Пусть все будут счастливыми.

И я хочу пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей.

Подведение итога:

Воспитатель :

Что вам особенно понравилось в нашем путешествии? В чем вы испытывали затруднения?

Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным?

Цель: обобщать и расширить знания детей о характерных признаках зимы.

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение к родной природе, любовь к ней;
  • развивать умение видеть красоту окружающего мира;
  • закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в зимний период.

Образовательные области: социализация, художественное творчество,

Материалы: картинки с изображением зимних пейзажей, бумажные снежинки, силуэты птичек, кисточки, клей, салфетки, цветной песок (красный, желтый, синий, коричневый.); мяч, 2 стакана, снег, кусочек льда, цветная картинка, магнитофон.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе в зимний период на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Звучит музыка, дети входят в группу.

1. Организационный момент

– Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

– Ребята, я улыбнусь вам, и вы друг другу улыбнитесь, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
– Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

– О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
– И говорить сегодня мы будем о зиме.
– Какая погода сегодня?
– Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль.)
– Ходит зима по горам, по долинам в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно.
– Ребята, а вы знаете, есть такие люди, которые хотят узнать много нового и интересного. Они много ходят пешком, передвигаются на лыжах, на лошадях, на транспорте. Вы знаете, как их называют? (Путешественники)
– А вы хотите стать путешественниками? (Да, хотим.)
– Тогда мы с вами отправимся путешествовать в зимний лес.
Ведь мы с вами знаем, что главным богатством нашего края являются леса, которые хранят облик и величие российской природы. Давайте вспомним, какие леса расположены вблизи нашего района. (Танаевский лес, Боровецкий лес, Большой бор, Малый бор, Мортовский лес.)
Мы с вами отправимся в самый ближайший лес в Танаевский лес.
– А на чем мы доберёмся в лес? (На санках, на лыжах.)
– Хорошо, поедем на лыжах.
(Дети встают за воспитателем и под музыку имитируют ходьбу на лыжах.)

2. Введение в тему

– Вот мы и в лесу. Прислушайтесь, какая тишина. Не слышно птичьих голосов. Оглянитесь вокруг, как здесь красиво! Посмотрите, внимательно, чьи следы вы видите? (След зайца, лисы, белки.)
– А ещё какие животные живут в наших лесах? (Лиса, волк, белка, ёжик, заяц, медведи, лоси.)
– А теперь расскажем как звери приспособились к зиме? (Ежи, медведи впадают в спячку. Белка, лиса, заяц меняют свои шубы на более теплую шубу.)
– Чем же питаются звери в заснеженном лесу? (Большинство зверей приготовили запасы корма на зиму. А лиса и волк бегают в поисках пищи. Лисе не холодно, на её ногах густая шерсть Лиса чует мышей, она долго принюхивается, потом начинает прыгать на снегу.)
– Как живется птицам зимой? (Птицам зимой и холодно, и голодно. Птиц в лесу и не видно они с наступлением холодов перелетают поближе к людям.)
– Как мы можем им помочь? (Мы делаем кормушки и подкармливаем их.)
– Ребята, скажите, как называют одним словом птиц, которые остаются зимовать? (Эти птицы – зимующие.)
– Каких зимующих птиц вы знаете? (Снегири, синицы, воробьи, щеглы, чечётки, дятлы.)
– Отгадайте-ка загадку: «Зимой и летом одним цветом» (Ель.)
– Как называются такие деревья, как сосна и ель? (Хвойные)
– Скажите, в Танаевском лесу какие деревья растут в основном? (Хвойные)
– Посмотрите, какие деревья зимой? (Деревья укрыты снегом, тихие, задумчивые, одеты в снежные шубки.)
– Правильно, ребята! Зимой лес выглядит сказочно. Особенно великолепно выглядят леса
в наших краях. Многие поэтам, писателям и художникам тоже нравится зима. И они написали много прекрасных стихотворений, рассказов и картин о зиме. Вот Алиса тоже мне вчера рассказала стихотворение о зиме, давайте мы её попросим сейчас нам рассказать это стихотворение:

Ой, ты, зимушка-краса
Побелила все леса,
Горы снега намела
Нас кататься позвала.

– Вслушайтесь, ребята, как поэт красиво называет зиму – «зимушка-краса». Давайте и мы скажем ласково о зиме: я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Игра «Назови ласково» с мячом

Снег – снежок Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец Дерево – деревце
Ветер – ветерок Горка – горочка
Лёд – ледок Холод – холодок
Зима – зимушка Санки – саночки.

– Какой снег в лесу? (Мягкий, пушистый, блестит на солнце, искрится.)
– А что вы знаете про снег? (Это замерзшая вода, кристаллики льда, много снежинок.)
– На что похожи снежинки? (На звездочки, на цветы, на пушинки.)
– Зимой на улице бывает разная погода, часто дует холодный ветер, а в небе летают веселые снежинки. Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег. И к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они красивые!

Подул зимний ветерок,
Полетел снежок
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.

– Ребята, возьмите, снежинки. Положите на ладошку и сделайте вдох носом и дуйте на снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как снежинки.
– А как называется явление, которое у нас сейчас получилось? (Снегопад)
– Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» со словом «снег»

Тихо-тихо, как во сне
Падает на землю… (снег)

С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)

На дорожки, на лужок
Все снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят
Все сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)

Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)

Рядом снежная фигурка
Эта девочка – … (Снегурка)

На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)

– Как много родственников у слова «снег». Давайте еще раз вспомним их.
– А что случилось с рекой? (Она покрылась льдом)
– Летом река покрывается льдом? (Нет, только зимой.)
– Правильно, реки покрываются льдом только зимой. Снег и лёд бывает только зимой. Они чем-то похожи между собой. Сейчас мы это сами узнаем. Я вам приготовила 2 стакана: в одном – снег, в другом – лёд.

Опыт №1 Определение цвета

– Какого цвета снег? (Белого)
– Какого цвета лёд? (Прозрачный)
(Если называют голубой, то сравнить с этим цветом.)

Опыт №2 Определение прозрачности

– Теперь я положу под кусочек льда и снега цветную картинку. Давайте сравним где видно картинки, а где – нет. (Под снегом не видно, подо льдом видно.)
– Итак, какими свойствами обладает снег и лёд? (Снег – белый, непрозрачный. А лёд – бесцветный и прозрачный.)
– Что-то холодно в зимнем лесу, как в пословице «Мороз не велик, да стоять не велит», что это означает? (Если стоять будем, то замерзнем)
– В лесу стало холодно, мы можем заболеть, я предлагаю вам погреться. Что надо сделать, чтобы не заболеть? (Больше двигаться, выпить горячий чай)
– Давайте все в кружок встанем и начнем физкультминутку.

«Наконец пришла зима (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома. (Делают руками крышу над головой)
Снег на улице идет. (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт. (Имитируют)
Мы катаемся на санках. (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, кружатся медленно)
Ловко бегаем на лыжах (Имитируют)
И играем все в снежки» (Лепят и бросают снежки)

3. Ой, ребята посмотрите, что это за конверт на ёлочке. Кто-то нам оставил послание, прочитаем?
«Здравствуйте, ребята! Мы, лесные зверята, поспорили, знаете ли вы явления природы зимы. Расскажите, что за явления на картинках? Спасибо!»
– А теперь нам пора в группу, встали на лыжи и поехали.

4. Выполнение рисования песком

Стук в дверь, почтальон принёс письмо.

– Ребята, а кто это приходил? (Почтальон)

«Дорогие ребята, здравствуйте! Сейчас зима, птицам холодно и голодно. Они прилетают к домам людей, вы должны заботиться о птицах и подкармливать их. А теперь я загадаю вам загадку: Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины и хлеб. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогали. Смотрю, сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это за птицы были?
Потом прилетели птицы с желтыми грудками. Они очень любят лакомиться салом. Как называются эти птицы? Жду вашего ответа. Лесник дядя Миша»

– О каких птицах говорится в письме? (Снегирь, воробей, синица)
– Правильно, ребята! А к нам эти птицы прилетают? Где мы с вами их видели? (На прогулке).
– А какие это птицы? (Зимующие)
– Я предлагаю вам нарисовать песком этих птиц. На столе лежат песок разного цвета, кисточки, клей, салфетки, заготовки птичек.
– Ребята, я предлагаю вам нарисовать птичек цветным песком, будем работать парами. Вспомним, как рисовать цветным песком. Готовые работы подарим нашим гостям, чтобы и они помнили и заботились о наших пернатых друзьях.

5. Ребята, пока наши работы подсыхают, скажите, где мы с вами сегодня были? Что мы там делали? А вы любите зиму? Почему?
– Ребята, вам задание: сходите с родителями в лес, а потом нарисуйте. Свои рисунки принесите, мы вместе их посмотрим.
– Спасибо, а теперь, давайте подарим нашим гостям наших птиц!

Организация: МБДОУ Детский сад №65 «Незабудка» г.Йошкар-Олы

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию.

Дети заходят в зал, оформленный по тематике занятия.

Воспитатель:

- Давайте, ребята поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть: он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое (Алина, я рада тебя видеть)

А теперь давайте все повернемся к нашим гостям и поздороваемся с ними. «Здравствуйте, мы рады вас видеть!»

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Я, хозяин волшебной тропинки Старичок – лесовичок. Приглашаю вас в гости в зимний лес и предлагаю вам отгадать загадки – задания. В конце путешествия вас ждёт сюрприз! Желаю вам удачи и успехов!»

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите?

Для наших друзей, лесных зверей, я приготовила угощение, вдруг мы там их встретим. А сейчас возьмитесь за руки:

Поднялись, опустились

В зимнем лесу очутились.

Давайте погуляем по лесу.

Воспитатель:

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали (ходьба друг за другом),

Вот березка стоит, на ребят она глядит (ходьба на носках, руки вверх),

Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен),

Дети в сугробе тропку протоптали (ходьба приставным шагом вправо, влево),

Я зимы не боюсь, очень быстро пробегусь (бег в колонне друг за другом),

Мы на лыжи дружно встали, и быстрее побежали (имитация ходьбы на лыжах),

По дороге зимней, гладкой побежали, как лошадки (бег с высоким подниманием бедра),

Вот мы шли, шли, шли - далеко в лес забрели (ходьба друг за другом). Воспитатель приглашает детей встать в небольшой круг.

Воспитатель:

Для того чтобы больше узнать о жизни леса зимой мне поможет волшебный «снежок». Я буду бросать « снежок», и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.

Настоящие ли шубы и шапки зима одела на деревья?

Зачем зима это делает?

Все ли деревья в лесу стоят голые?

Какие деревья зимой зелёные?

Какие животные живут в лесу?

Это дикие или домашние животные?

Как нужно вести себя в лесу?

Воспитатель:

Я вижу, вы много знаете о лесе, о зиме, животных.

Воспитатель:

- Ребята здесь чей- то дом, интересно кто же здесь живёт? Отгадайте:

Кто же в шубе меховой

Спит холодною зимой.

Он большой, но вот беда

Лапу он сосёт всегда (медведь)

Кто это?

Что любит, есть медведь? (жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав.)

Почему медведя называют косолапым? (при ходьбе у него носки смотрят внутрь, а пятки наружу)

Что медведь делает зимой?

Как зовут детёнышей медведицы?

Ребята, медведь зимой крепко спит в своей берлоге. Давайте оставим ему угощение и тихо – тихо пойдем дальше, чтобы не разбудить его.

На носочки дружно встали

И тихонько зашагали (ходьба на носочках).

Ребята, под берёзкой кто-то сидит. Кто же это?

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызёт морковку? (заяц)

Что любит, есть заяц? (траву, морковку, капусту)

Как заяц готовится к зиме?

Для чего он меняет шубку?

Почему зайца называют трусишкой? (врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь)

Как заяц бегает? (он быстро бегает и путает следы)

Скажите, чем питается заяц зимой? (тонкие веточки, кору, сухую траву)

Всё про зайчика рассказали – давайте его угостим. Артём, найди у меня в корзинке любимую еду зайчика. Давайте оставим морковку на пеньке и пойдем дальше.

Воспитатель:

Путь у нас длинный, давайте сделаем привал и немножко отдохнём. Садитесь за столы.

У вас на столе лежат карточки. Вам нужно собрать картинку и вы узнаете, кто живёт в вашем домике.

Кто живёт в твоем домике?

Как называется домик лисы?

Как называется дом медведя?

Где живёт заяц?

Где домик белки?

Воспитатель:

Что это? (на снегу разбросаны ореховые скорлупки)

Как вы думаете, кто их набросал? (белка)

Но белочки не видно, где ж она? (спряталась в дупле, на дереве)

Кто знает, как белка готовиться к зиме?

Куда прячет белка свои припасы? (в дупло).

Какого цвета у неё шубка летом? А зимой?

(меняет рыжую шубку, на тёплую серую; готовит запасы: сушит грибы, ягоды, собирает шишки, делает тёплую постель из листьев)

Как вы думаете, легко ли живётся белке зимой? (холодно, голодно, запасы кончаются)

Давайте оставим белочке угощение – орехи.

Посмотрите, чей это хвост торчит из-за ёлки? (лисий, хвост лисы)

Давайте, вспомним добрые, ласковые, интересные слова о лисе.

(лисонька, лисичка, рыжая, плутовка, хитренькая, кумушка, сестричка, пушистая, рыженькая)

Давайте присядем с вами на полянке и отдохнём.

Воспитатель:

Тише послушайте. Слышите, кто-то в лесу разговаривает? (грам. запись голоса птиц). Кто это? (птицы)

Воспитатель:

А какие птицы зимуют в наших краях, вы знаете? Давайте посмотрим.

Слайды с изображением зимующих птиц (голуби, вороны, синицы, воробьи, снегири).

Воспитатель:

А вызнаете, что они говорят? Жалуются на то, как им тяжело живётся в наших краях зимой. А почему им тяжело жить?

Воспитатель:

Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода. В городе птицам помогают люди, а как? Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба)

Чем же мы можем помочь птицам, чтобы они не голодали?

Я предлагаю вам сделать любимое угощение для снегирей.

Дети делают поделку «Ветка рябины» с использованием техники аппликации из салфеток методом скручивания.

А сейчас мы отнесём наши работы на кормушку (слайд с изображением снегирей на ветке рябины)

Воспитатель:

Вот мы и выручили наших птиц, они вам говорят спасибо. А теперь нам пора возвращаться из нашего путешествия.

(Музыкальное сопровождение для перемещения)

Воспитатель:

Ребята, где мы с вами побывали? (в зимнем лесу).

Понравилось вам в лесу?

Кого мы там повстречали?

Ребята посмотрите, а вот письмо и подарок от Старичка – лесовичка.

«Спасибо, вам ребята за то что, вы так много знаете про диких животных, соблюдаете лесные правила и не забываете подкармливать зверей и птиц. Жду вас в следующий раз. А для вас я приготовил подарок»

Ребята, (тряся коробочку) а как вы думаете, что лежит в коробочке? Что же это может быть? (Цель: развитие эмпатии). Да это же конфеты! Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать нашим гостям?

– пусть они никогда не болеют,

– пусть все хорошо живут,

– пусть все будут счастливыми.

И я хочу пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей.

Огромное всем спасибо!

Цель : Формировать знания детей о диких животных.

Задачи :

1 . Обучающие:
-закреплять знания детей об образе и повадках диких животных в зимнее время, через игровые обучающие ситуации;
— формировать умения различать и называть животных (белка, лиса,заяц, медведь);
2 . Развивающие:
— развивать речь детей при ответах на вопросы воспитателя, память, двигательную активность; читать стихи о животных, отгадывать загадки;
— активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, тёплая, берлога, дупло, кора;
3 . Воспитательные:
-Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем.
-Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным.
— Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.

Материалы и оборудование: Декорации: поляна в зимнем лесу, берлога, ёлочки, пенёк. Игрушки: мягкие белка, лиса, медведь, заяц; кукла-снеговик, корзинка с угощениями для зверей, игра «Рассели по домикам».

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций о диких животных; Чтение произведений В.В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка»;
Е. Чарушина «Мишка — башка», «Волчишко», « Лис и мышонок»; р.н.с. «Лисичка сестричка и серый волк»; «Три медведя», « Лиса и заяц»; Стихов И.Токманова «Медведь»; загадывание загадок о диких животных; дидактическо — печатные игры «Лесные жители» (лото), «Чьи детки?», «Кто где живёт?»; рисование, лепка, раскрашивание животных.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение Художественной литературы», «Социализация»,
« Физкультура»

Ход НОД:

1. Организационный момент:

Воспитатель : Загадывает загадку:

Снег на полях, лёд на реках
Вьюга гуляет, когда это бывает?

Дети : Зимой!

2. Практическая часть:

Воспитатель : Правильно. Да на улице много снега, стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили,да и снег выпал, спрятал траву и в лесу тоже.

Интересно, а что сейчас происходит в лесу?

Давайте с вами отправимся в зимний лес. Возьмём с собой корзинку с гостинцами для животных, вдруг мы там их встретим. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Вокруг себя обернись в зимнем лесу окажись!»
(дети произносят слова, открывают глаза, в это время звучит фонограмма записи голосов лесных птиц).

Воспитатель : Ребята послушайте, зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
(Дети проходят потихоньку в лес. Впереди лесная поляна. На поляне, на пеньке стоит снеговик.)

Воспитатель : Ой, Ребята, посмотрите, кто нас встречает в лесу? Кто это сидит?

Дети : Снеговичок, (здоровается со всеми) дети тоже с ним здороваются.

Воспитатель : А почему ты такой грустный, снеговик? Что случилось?

Снеговик : Тихо здесь, не с кем и поговорить, да и знакомых животных не встретишь.

Воспитатель : Пойдём с нами вместе, мы хотели посмотреть зимний лес, а также посмотреть, как дикие животные живут в лесу. Пойдёшь с нами?…

Снеговик : Да.

Ребята кто это?Я его не узнаю.

Дети : Заяц.

Снеговик : Действительно заяц. А почему он белый? Ч то случилось с ним?

Воспитатель : Ребята,

А почему заяц белую шубку надел?
А где зимой прячется зайка? Почему? (Под кустиком)
Чем питается зайка?

Дети : корой, веточками, сухой травой.

Воспитатель : Кто знает стихотворение про зайца?

Ребёнок рассказывает стих:

Длинноухий шустрый зайка
Ест листочки на лужайке.
А зайчонок притаился он
Он в лесу всего боится.

Воспитатель : Давайте мы угостим зайчика морковкой. (Угощаем зайчика).
-А теперь пойдём дальше
Ребята: Посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? (Дети подходят к ёлочке, там сидит белка).

Дети : Белка.

Воспитатель : Правильно это белочка.

Какие припасы себе готовит на зиму белочка? (Орешки, грибы, яблоки).
Куда прячет белка свои припасы? (В дупло).

Ребенок рассказывает стих про белку:

Белка шишки собирает
И грибочки запасает.
Двое маленьких бельчат
Ей всегда помочь спешат.

Воспитатель : Ай да белочка, ай да хлопотунья!

Воспитатель : А что это за огонь горит между ёлок? Кто это там притаился?

Дети : Лиса.

Воспитатель : Правильно.А какая лиса? (Хитрая, рыжая, красивая, плутовка).

А что любит кушать лиса?

Дети : кур, рыбку, зайчат и мышек.

Воспитатель : Послушаем стишок про лису.

Ребёнок рассказывает стих:

Любит рыжая лисица
Свежей рыбкой поживиться.
А лисёнок на пригорке
Ловит мышку возле норки.

Воспитатель : Давайте угостим лисичку рыбкой, чтобы она добренькой стала. (Дети угощают лису)

Воспитатель : Продолжим наш путь.

Снеговик : Что это за горка?

Воспитатель : Дети, а я слышу — кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:

Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает?

Дети : Медведь.

Правильно, медведь.

Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег.
А под ёлкой спит медведь-
Тихо, тихо – не шуметь.

Что делает зимой медведь? (Спит).

Кто расскажет стишок про медведя?

Ребёнок рассказывает стих:

Бурый мишка без забот
С медвежатами живёт.
Есть для них в лесу малина
И душистый мёд пчелиный.

Воспитатель : А что любит есть медведь? (Мёд, малину, рыбку).

Давайте оставим здесь мёд, чтобы медведю было чем полакомиться, если вдруг он проснётся.

Покажем, как мишки ходят?

Физминутка: « Три медведя»

Три медведя шли домой — Дети шагают на месте вперевалочку.
Папа Мишка был большой — Поднимают руки вверх.
Мама чуть поменьше ростом — Наклоняются вперёд.
А сынок малютка просто — Приседают.
Очень маленьким он был с погремушками ходил — Дети имитируют игру на погремушках.
Дзынь — дзынь – дзынь с погремушками ходил.
(Оставляем туесок с мёдом и идём дальше, на пеньке лежит игра «Рассели по домикам» ).

Воспитатель : Ой, ребята посмотрите кто -то игру оставил, давайте мы с вами сейчас поиграем. Посмотрите сколько малышей, давайте поможем им найти свой домик. Кто в каком домике живёт? Лисёнок где? (В норе). А зайчонок где? (Под кустиком). А медвежонок где? (В берлоге). Молодцы!

Воспитатель : Смотрите ребята, какая чудесная поляна, сколько много снега и чьи-то ушки виднеются.

Дети : Это зайка.

Воспитатель : Ребята, он наверное очень замёрз, смотрите весь трясётся, давайте с ним поиграем.

Игра «Зайке холодно сидеть».

Зайка беленький сидит — дети приседают, руки над головой, как
И ушами шевелит — ушки у зайца
Зайке холодно сидеть — встают, хлопают в ладоши
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять — дети прыгают на двух ногах
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал — приседают, закрывают ладонями лицо.
Зайка прыг и спрятался.

Воспитатель : Вот и согрелся наш зайка.

Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со снеговиком, скажем ему до свидания. Закройте ладошками глаза и говорите: « Вокруг себя обернись, в детском саду окажись» (Дети закрывают глаза и повторяют слова).

3.Рефлексия.

Ребята, где мы с вами побывали? (В зимнем лесу).

Понравилось вам в лесу?

Кого мы повстречали в зимнем лесу? (Белку, зайца, лису).

А какие ещё животные живут в лесу,которых мы не встретили? (Лось, бобр, волк, ёжик). Кто расскажет про них стихотворение?

А какие это животные? (Дикие). Почему? (Потому, что они живут в лесу). Спасибо все сегодня хорошо работали.