Домой / Для брюнеток / Учитель и инструктор йоги, где и как можно научиться. Обучение на инструктора йоги в Федерации йоги России

Учитель и инструктор йоги, где и как можно научиться. Обучение на инструктора йоги в Федерации йоги России

Йога приобретает популярность, ведь считается, что она улучшает физическое здоровье и душевное состояние человека. Йога – древнее учение, которое покрыто ореолом тайны. Отсюда бытует мнение, что преподавать может только «посвященный» человек. Как стать инструктором по йоге и устроиться на работу? Давайте вместе найдем ответ.

В этом утверждении есть доля правды, так как йога – не просто комплекс упражнений, а определенное мировоззрение. Те, кто считает, что готов освоить учение, совершенствоваться физически и духовно, могут стать инструкторами за короткий срок. Все зависит от индивидуальных способностей.

Путь в инструкторы йоги таков. Иногда из чистого любопытства или чтобы поправить здоровье, человек отправляется на курсы. Отзанимавшись 3-5 лет поймете, что можете преподавать. Однако, не факт, что если долго заниматься йогой получится стать инструктор. Чтобы стать мастером и добиться успехов, придется пройти дополнительное обучение. Две разные вещи – тренироваться самому в домашних условиях и тренировать учеников.

При ответе на вопрос, как стать инструктором по йоге рассмотрим следующие пункты.

  1. Где получить образование?
  2. Как долго придется учиться и что получится в результате?
  3. Зачем хочется стать инструктором по йоге?

Поэтапно разберемся с вопросами и начнем с последнего.

Зачем становиться инструктором по йоге?

Точно не для того, чтобы заработать миллион , так как йога-тичер таких денег не получает. Как показывает практика, средняя оплата за человека составляет 300-500 рублей за занятие и по большей части зависит от региона преподавания. На частных уроках оплата выше. Выездные семинары стоят в среднем около 15 000 рублей за неделю.

Не стоит забывать, что имя тренера играет главную роль, а вам только предстоит завоевать известность и репутацию. Для начинающих многое непонятно, например, как скажется новая работа на качестве собственной практики. Ведь известно, что многие инструкторы сокращают собственную практику, потому что не остается моральных сил. Некогда привлекательное занятие становится просто работой и не приносит удовлетворение. Но не стоит отчаиваться, такое происходит редко, и, чаще всего, преподавание становится стимулом повысить собственный уровень мастерства.

Многие становятся инструкторами по йоге, потому что благодаря занятиям чувствуют себя счастливее. Чем не мотивация для начала практики? Однако, нет гарантий, что получится преуспеть в этом направлении. Следовательно, гарантий нет, что карьера в этой отрасли будет успешной. Поэтому, прежде чем начать практику, стоит разобраться в мотивации и представлениях, чтобы в будущем не испытать глубокого разочарования.

Видео советы

Чему нужно научиться?

Если определились с выбором и знаете, для чего нужно стать тренером по йоге, понадобятся начальные знания в таких областях:

  1. анатомия;
  2. психология;
  3. физиология человека;
  4. безопасность травм.

Кроме этого, придется изучить:

  1. историю йоги;
  2. философию;
  3. классические тексты;
  4. основные направления и школы йоги.

Начинайте с изучения теоретической базы, потому как йога – не только набор физических упражнений, но и философская и ментальная составляющая.

Краткая справка

Первые сведения о йоге найдены во время раскопок древних городов Харраппа и Мохенджо Даро. На обнаруженных печатях видны изображения божеств, сидящих в позе йога. Подобные изображения нашли и на территории Латинской Америки.

Обязательно понадобятся знания в области традиционной, сохранившейся в наши дни, системы индийской медицины – аюрведы и биомеханики. Освоить практику асан, основного комплекса упражнений как «в потоке», так и в статике. Знать базовые пранаямы, древнейшую технику йогов, которая помогает человеку контролировать прану (свободную энергию космоса) с помощью саморегуляции дыхания. Выучить шаткармы, что означает 6 ступеней очищения или очистительных действий. Это общее название очищения для тела, которое применяют в хатха-йоге. Некоторые школы шаткармы ставят на первое место и считают, пока ученик не освоит очистительную практику, ему не следует переходить к последующим ступеням обучения.

Придется освоить различные методы, которые помогут правильно скоординировать индивидуальные и групповые тренировочные последовательности, научиться замечать и исправлять ошибки учеников.

Вышеперечисленное входит в обязательный курс обучения. Для инструктора по йоге необходимо одно очень важное качество – эмпатия. Это определенная способность к сопереживанию, когда человек разделяет чужие чувства и эмоции. Эмпатия поможет предугадать действия и понять мотивы даже необъяснимых поступков окружающих людей. Если преподаватель и ученик не на одной волне, если преподаватель не чувствует учеников, не понимает их состояние и чувства, не дает полезные советы, лучше вообще не преподавать йогу.

Где получить навыки?

Если затрагивать этот вопрос и указывать учебные заведения, статья сойдет за рекламу. Сведения легко найти в интернете. Одно отмечу, что школы по подготовке инструкторов по йоге открыты во всех крупных городах России: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Новокузнецк, Хабаровск, Самара, Екатеринбург и другие.

Ценовой разбег за курсы варьируется от 30 000 до 300 000 рублей. Предложения по обучению, продолжительности и наполнению практически одинаковы, за исключением ряда курсов, где к инструкторам предъявляют довольно жесткие требования. Например, чтобы поступить на курсы в подобную школу, требуется обязательная рекомендация преподавателя, у которого вы обучались не менее 2-х лет. Обучение на таких курсах длится не менее 3-х лет.

Каждый индивидуален, не говоря об уникальности, поэтому придется подобрать ту методику, в которой особо нуждаетесь. Во время занятий проходят полный теоретический и практический курс, где знакомятся с методикой некоторых частей йоги:

  1. Оздоровительная . Укрепляет опорно-двигательный аппарат и позвоночник, производит его коррекцию и помогает перестать сутулиться .
  2. Интенсивная . Развивает максимальные возможности физического тела человека, энергетического и ментального тела.
  3. Энергетическая . Повышает энергетический потенциал человека и его сознание.
  4. Чакральная . Создает гармонию системы подсознания.
  5. Аюрведическая . Создает гармонию психофизического состояния, учит исцелять и оздоравливать тело.

Если решили стать инструктором в действительности, а не с сертификатом на руках, пройдите все этапы обучения. Согласно стандартам Международной Федерации Йоги существуют 3 уровня квалификации – инструктор, тренер и мастер. Каждый, кто решил преподавать, начинает путь с инструктора после того, как пройдет курс семинаров, сдаст экзамены и получит сертификат.

Обучение в специализированной школе инструкторов при Федерации йоги в России соответствует международным стандартам. Выпускники школы без дополнительных экзаменов получают дипломы и попадают в реестры популярных международных организаций йоги. Обучение проходит по разработанной и утвержденной программе, соответствующей международным стандартам.

Осторожно, подделка!

Некоторые центры предлагают освоить курс «работы с энергией», медитации или научиться читать прошлые жизни. Это подделка. У настоящего йога-тичера голова не забита сверхъестественным, он не загружает головы ученикам всевозможным «хламом». Духовный учитель или настоятель, это другое.

Подделку можно обнаружить и другим способом: по окончании курсов выдается «диплом государственного образца». Такого в природе нет, максимум, на что можете рассчитывать после окончания курсов, это свидетельство (иногда диплом) о повышении квалификации. Документ выдает центр, где проходило обучение. Часто, после успешного обучения, предлагают работу в этом же центре (клубе).

Чаще всего курсы выбирают, учитывая удобное местоположение и зарекомендовавший себя преподавательский состав. Если есть известные инструкторы и клубы, где программы курсов соответствуют международным стандартам, и вы им доверяете, учитесь именно в такой школе (клубе).

Необязательно получать образование, только чтобы стать инструктором. Полученные знания принесут массу новых и полезных навыков, которые пригодятся для расширения кругозора.

Как устроиться на работу

Квалифицированные преподаватели не испытывают труда при устройстве на работу в фитнес-центры (клубы). Они могут давать частные уроки, проводить семинары или мастер-классы, которые вызывают все больший интерес у населения.

Каким бы ни пошли путем, реалии мира диктуют свои условия, когда без хорошего резюме не обойтись. Составляется резюме в зависимости от способа изучения йоги. Если прошли курс «тибетский монастырь», к резюме прикрепите видео, где показано, какими навыками обладаете. Затем, смело рассылайте резюме по фитнес-центрам и спортивным заведениям. Можно стать

Сложно сказать, кто такой учитель йоги, потому что так сейчас называют что угодно - от групповых занятий в спортзале до оккультных ритуалов. Многие спекулируют на том, что йога - это открытая система практик, которая постоянно изменяется. Потому понятие «инструктор йоги» весьма условно. Я могу сходить на пару мастер-классов и показывать заученные упражнения друзьям и коллегам за деньги. Или получить образование в одном из йога-институтов Индии и, вернувшись сюда, преподавать. Говоря откровенно, я могу просто придумать десяток упражнений, начитавшись литературы, и учить этому людей, окрестив свои уроки йогой, - и это тоже прокатит.

Я не тренер - ко мне не приходят несколько раз в неделю для тренировки определённых мышц и зон. Я не врач - ко мне приходят не за решением той или иной проблемы, потому что прихватило. Инструктор - это тот, кто учит людей самостоятельно общаться со своим телом.

Об обучении

Я по образованию переводчик, долгое время преподавала в одной из петербургских школ. При этом я много лет занималась йогой и в конечном итоге решила: «Почему бы не попробовать преподавать и её?»

Чтобы стать инструктором в фитнес-клубе, достаточно пройти двухнедельный выездной семинар, где тебя научат основам хатха-йоги, даже если ты до этого ничем подобным не занимался. По завершении получаешь сертификат - и вперёд, вести фитнес-йогу. Такая альтернатива аэробике собирает немало дамочек. Если хочешь что-то более серьёзное - нужно постараться. Разные школы, федерации и ассоциации в разных городах и странах выдвигают свои требования для поступления на курс инструктора. Где-то нужно прозаниматься в одной конкретной школе от двух до пяти лет, где-то - заплатить от 20 до 500 тысяч рублей. Лицензированию этот вид деятельности у нас не подлежит, хотя налогом облагается.


Моя школа выдвигает достаточно жёсткие требования для претендентов в инструкторы. Чтобы просто попасть на курс, необходимо успешно закончить 5 лет обучения и получить положительную рекомендацию. Предпочтение отдают людям с высшим образованием в области психологии, медицины и физиологии. Далее годовой курс, в котором рассказывают о тонкостях преподавания. И необъятная самостоятельная работа. Нужно прочитать тонну литературы и посетить занятия не менее чем 30 учителей из 7-10 стран мира. После всего этого предстоит месячный интенсив с главным инструктором и завершающее интервью. Итоговых экзаменов как таковых нет - всё решает то, как вы себя показали в процессе. И после всего этого вам не выдают лицензию «суперинструктора» - ваш статус столь же условен, как и у инструктора из фитнес-клуба. Только вы больше знаете, больше понимаете и чувствуете себя уверенно.

Об учениках

К ученикам я подхожу весьма избирательно. Не беру новичков старше 35 лет из-за закостенелости. С возрастом разные аспекты становится всё сложнее и сложнее развивать, и я считаю это тратой времени. Я утрирую, но это так. Важна абсолютная открытость и готовность полностью менять себя. Кроме того, нужна возможность меняться. Потому и инвалиды не смогут йогой заниматься. Не потому, что колясочник не сядет в позу лотоса, нет. Нужен всесторонний жизненный опыт, который ему, к сожалению, недоступен. Потому йога - это только для молодых и здоровых. Да, есть занятия для пожилых, но ведь бабуля в 70 лет не станет развивать свою сексуальность, ей это нафиг не надо, а ведь без этого никуда.

Люди приходят с разными проблемами и с разными целями. Зажатость в сфере сексуальности, кстати, чаще всего бросается в глаза, общественные нравы способствуют невротизации человека. Люди приходят с закрепощённой спиной, с поджатым, ригидненьким телом. Пять минут асан, направленных на расслабление поясницы, - и они выглядят куда более счастливыми. Разгрузить человека эмоционально через тело не так уж и сложно.


Я знаю и таких преподавателей, которые гнут людей насильно. Подходят и, как в балетной школе, садятся сверху, «дотягивая шпагаты», или просто понемногу «продавливая» некоторые асаны. Это неудивительно: на последнем семинаре очень многие преподаватели из Европы говорили, что «русские негибкие». И тем не менее насилие над учениками - это крамола. Ведь не столь важно, сложится он в лотос или нет с первого раза. Куда важнее, какие попытки он предпримет и что ему это даст.

О трудностях на занятиях

Индивидуальные уроки йоги - редкость. Многие находят их неплохим поводом продолжить знакомство в более интимном ключе. Но это не очень хорошая практика ещё и потому, что в группе куда проще проследить динамику роста, и человеку самому легче раскрыться.

Вообще с учениками не часто случаются проблемы. Есть, конечно, конфликтные, которые могут выносить мозг преподавателю и подъедать его статус своим поведением. Но в действительности они нужны самому преподавателю. Они показывают его слабые места, тренируют его выдержку.

У меня была парочка, которая закатывала глаза с вопросом: «Вы серьёзно?» - когда я начала рассказывать про эфирное поле

Иногда находятся те, кто просто не готов воспринимать определённую информацию. У меня была парочка, которая закатывала глаза с вопросом: «Вы серьёзно?» - когда я начала рассказывать про эфирное поле. Просто им было интереснее развитие тела, а эзотерические знания оказались лишними. А без них в йоге никуда. Многие боятся самого слова «эзотерика», а оно всего-навсего означает «внутренний» или «скрытый». Внутри каждой системы, культурной или религиозной, есть скрытые разделы - не более чем сноски в книге.

Православие знают все - ходят по церквям, целуют иконы. Но внутри этой традиции есть скрытая система, которая называется исихазм. И о ней знают далеко не все. А это всего-навсего прагматичный набор инструментов, которые показывают, как следовать всем известным заповедям из затхлых книг и каким конкретным образом можно изменить себя. Без лирики.

О видах занятий

Все московские центры выглядят очень красиво и дорого. Симпатичные девочки на ресепшене зазывно подмигивают, обязательно есть магазинчики с мерчем и книгами. Но кажется, сами инструкторы книг этих не читали. Они запомнились раздражёнными и злобными. Я не знаю, с чем это связанно, но гармонией там и не пахнет. Вообще я часто слышу, что в Москве невозможно найти хорошую студию и грамотного инструктора. Как-то решила проверить сама и пошла на три случайных занятия в разные йога-центры.

Первым был урок йоги Айенгара. Популярный центр, представительный сайт, хорошая репутация. Сразу позабавило - для полуторачасового занятия нам выдали целую кучу гаджетов: болстеры, одеяла, подушки, коврики, кирпичи резиновые, кирпичи деревянные, ленты для натягивания и много чего ещё. Мы сделали всего лишь три асаны, и всё это умудрились использовать. Инструктор была весьма нервной, всех жёстко критиковала и была откровенно напряжена. Айенгар - это специфическая школа, которая требует особого напряжения: нужно широко расставлять пальцы, тело специфическим образом докручивать. Я обратила внимание, что у инструктора очень смешно оттопыривались мизинчики и безымянные пальцы на ногах. Видимо оттого, что напряжение она не выпускала, а лишь накапливала всё больше и больше, и потому ходит с такими закрученными пальцами всю жизнь. Мне такая айенгара не нужна.


Дальше я пошла на занятие по аштанга-йоге. Это очень динамическая, силовая практика, выжимающая все соки. Пришли, сели, ждём. Заходит преподаватель, и я понимаю, что этот человек не может быть мастером данной школы. Люди, практикующие аштангу, всегда подтянутые, спортивные, осанистые, а эта горбатенькая, слегка затравленная, начала показывать абсолютно бессвязный набор асан разной нагрузки, которым, кажется, пыталась всех убить. Наверное, решила: «Ну вы же на силовую йогу пришли - попотейте». Дополнил картину старый бумбокс, игравший мелодии из индийских фильмов 80-х годов.

Последний урок стоял в расписании рано утром. Сонные посетители расселись на ковриках, вошёл инструктор - весь в белом, в шапочке и в украшениях. Я удивилась: как он во всём этом золоте будет заниматься? Он, впрочем, и не собирался. А просто сказал: «Делаем упражнение „Ножницы“ 100 раз», - включил на планшете музыку и со скучающим видом стал наблюдать за нами. Потом началось пение мантр: что поют, никто не знает, просто повторяют за учителем. Одна дама, которая тоже была впервые, поинтересовалась, что это значит и что мы поём. «Я не помню, - вяло ответил инструктор, - спросите на выходе у администратора, у неё есть листок с переводом». В конце занятия он дал нам указ лечь на коврики, в центр зала выкатил гонг и со словами: «А теперь медитируйте», - долбил в него оставшиеся 20 минут.

А тут мы просто лежим, пытаясь не оглохнуть

Потом я погуглила и поняла, что это, кажется, их собственная «уникальная» разработка. И чёрт с ним, с гонгом, - всякая дурь бывает, но слово «медитация» тут неуместно. Людям не объяснили, на что медитировать, зачем и как. По сути медитация - это вопрос, размышление над чем-то, поиски ответов. А тут мы просто лежим, пытаясь не оглохнуть. В группе, занимавшейся после нас, было очень много людей - видимо, эта утренняя зарядка чертовски популярна.

О православии и йоге

В Петербурге я столкнулась с другой стороной некомпетентности. Бывший преподаватель физкультуры решил переквалифицироваться, когда пришла мода на йогу. Его урок начинался с танцев под песни Шакиры, Майкла Джексона, Боя Джорджа и Шаде, а заканчивался трёхкратным чтением «Отче наш». Уж не знаю, чем он руководствовался, но «орелигиозивание» такой прагматической системы, как йога, - это очень странно. Потому что с одной стороны тебе дают чёткие руководства по работе над своим телом и сознанием, а с другой вплетают христианство - и тут мы уже начинаем надеяться на боженьку или ещё какую-то хрень, дабы нам помогли. Там, где начинается религия, заканчивается йога, так как заканчивается самоосознанность, стремление, саморазвитие.

Религия и йога - это прямо противоположные вещи. Йогу на постсоветском пространстве очень любят мистифицировать - сгустить краски, сдобрить пугающими суевериями. И получается в итоге: «Приложите руку к экрану, сейчас мы будем заряжать воду».

Иллюстрации: Маша Шишова

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Наша жизнь нераздельно связана с практикой аштанга йоги. В обучении студентов мы стараемся поддерживать чистоту метода, так, как это видит глава традиции Шарат Джойс. Ежегодно мы возвращаемся в Майсор, чтобы укреплять связь с Учителем и углублять понимание метода. Мы занимаемся организацией деятельности нашего сообщества практикующих, как в реальном, так и в виртуальном пространстве: ведем ежедневные классы, поддерживаем наши интернет-ресурсы, снимаем обучающие видео. Всегда рады видеть вас на классах аштанга йоги.

Дмитрий Барышников

Занимается йогой с 1999 года. С 2007 года обучается у Шарата Джойса в KPJAYI (Mysore, India). Летом 2012 и 2014 года прошел двухмесячный углубленный спец. курс для авторизованных преподавателей Аштанга Йоги с Шаратом в Майсоре. Летом 2018 года получил второй уровень авторизации от Шарата Р. Джойса.

Более 8 лет ведет ежедневную майсор-программу, открытую для всех уровней практикующих.

Татьяна Барышникова

Начала практиковать традиционную Аштанга Йогу в 2007 году, в 2010 году начала обучение в KPJAYI (Mysore, India).

Ведет утренние майсор-классы и субботние лед-классы в студии YogaWorks.

Олег Володин

Олег начал свою практику йоги еще в 1979 году. Проходил обучение практике сукшма-вьяяма у А.Н. Зубкова и его сына.В 1989 году принимал участие в первой Всесоюзной конференции по йоге, где познакомился с практикой Б.К.С.Айенгара.В течение последних 30 лет Олег обучался йоге Айенгара, Крия-йоге, а также Аштанга йоге в Институте Аштанга Йоги Шри К. Паттабхи Джойса (Майсор, Индия). В 2010 году получил авторизацию от своего наставника - Шарата Р. Джойса. Сейчас Олег преподает как Аштанга йогу в традиции Шарата Р. Джойса, так и Сукшма-вьяяму в традиции Дхирендры Брахмачарьи.

Эвелина Пронина

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ АШТАНГА ЙОГИ

Эвелина Пронина – преподаватель традиционной Аштанга йоги. Она практикует Аштанга йогу с 2007, а преподаёт с 2013 года. Ежегодно Эвелена ездит на обучение к хранителю традиции Шарату Р. Джойсу в Институт Аштанга йоги (Индия, г. Майсор).

В нашей студии Эвелина ведет традиционный вечерний майсор-класс, где работает с каждым индивидуально: объясняет ключевые моменты, показывает последовательности асан, помогает разобраться в том, что вызывает сложности. Это эффективный и безопасный тип занятий, которые подходят для любого, кто хочет освоить практику йоги.

Наши эксперты выделяют несколько основных моментов, на которые в первую очередь следует обращать внимание, выбирая учителя йоги.

Какую йогу он преподает?

Аштанга-виньяса? Бикрам? Нидра? Новичку трудно разобраться в множестве предлагаемых направлений йоги. На самом деле, это многообразие – явление сравнительно недавнее, возникшее в 1960-е годы. Большинство этих направлений выросли из хатха-йоги. Чаще всего они различаются лишь подходом к принятию асан: одна за другой в динамической смене (аштанга-виньяса, пауэр) или более спокойно (хатха, вини-йога), в прогретом помещении (Бикрам), и так далее.

«Коммерческая составляющая разных практик, желание использовать успешный проект под названием «йога», конечно, присутствуют, – признает психолог Алена Хромова. – Но такое же разнообразие видов существует, например, и в психотерапии. Кому-то подходят одни методы, а кому-то – другие».

Хороший учитель может еще до начала занятий посоветовать то, что лучше всего соответствует ожиданиям и личным особенностям ученика.

Какой у него диплом?

Преподавание йоги не требует высшего образования, но подготовка учителя играет огромную роль. Так, четырехнедельные интенсивные курсы подготовки инструкторов по йоге – пожалуй, не лучшая рекомендация. Кроме того, стоит поинтересоваться тем, как давно практикует сам учитель и у кого он учился.

Как практикует он сам?

Никто не может похвастаться тем, что дошел в йоге до конца пути. Хороший учитель йоги – тот, кто знает, что он остается учеником, и продолжает регулярно практиковать. Кроме того, лишь тот, кто сохранил живой вкус к практике, сможет ей обучить.

«Отношение к преподавателю йоги – наше основополагающее отношение, – отмечает психоаналитик Кристиана Бертле-Лорель, – мы проецируем на него существенную часть своего «Я» или, по крайней мере, того, каким мы хотели бы сделать свое «Я». Если он производит впечатление не слишком близкого к практике, как он может заинтересовать ею нас?»

Насколько он внимателен?

Каждое тело не похоже на другие, и у каждого ученика позы вызывают разные чувства и ассоциации… Чтобы обеспечить вхождение в практику и растворение в ней, учитель йоги должен создать благоприятную атмосферу, уделить внимание каждому.

Интересуется ли он состоянием здоровья учеников, прежде чем приступить к занятиям? Адаптирует ли упражнения к личным потребностям каждого?

Каковы его познания в анатомии

«Заниматься йогой без оглядки на физиологические ограничения может быть очень опасно, – подчеркивает Алена Хромова. – Поэтому как минимум базовые знания анатомии и физиологии учителю просто необходимы».

Уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь?

Рассказывает ли ваш учитель йоги о точном выстраивании тела в каждой позе?

Объясняет ли он (и напоминает ли!), как правильно дышать? Без внимания к дыханию это уже не йога.

Каковы его познания в философии: может ли он назвать позы, которым учит (на санскрите или в переводе)? Может ли он рассказать о ключевых текстах йоги?

Это необходимые основы для преподавания.

Насколько он заботится о спокойствии

Оставляет ли учитель йоги хотя бы в конце занятия время для медитации и расслабления в тишине? Такой подход свидетельствует, что он придает важное значение интеграции, освоению и закреплению изменений в теле и в эмоциях, вызванных сменой поз.

Наконец, уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь? Тогда есть шанс, что этот преподаватель хотя бы на шаг приближает вас к тому, что называется йогой.

Как определить уровень развития и профессионализма учителя йоги? По каким критериям его оценивать?

Предлагаю свою классификацию, основанную на моем понимании того, что является развитием и признаком мастерства.

Как обычно происходит развитие человека? Человек формирует для себя точку опоры, от которой он отталкивается в своих действиях, оценках, стремлениях. Проще всего взять за эту точку какую-то общепринятую идею – научную, философскую, религиозную. И в рамках этой идеи выстраивать направление своего развития.

Но любая идея ограничена, так как имеет свои рамки и не охватывает всего бытия, а лишь отражает ту или иную грань реальности, и потому не может дать истинного знания действительности. Та или иная идея присутствует лишь в части ментального пространства, но внимание человека, как правило, полностью направлено на неё, целиком заполняя экран восприятия, что создает иллюзию полноты. В результате человек действует, исходя из ограниченных, иллюзорных представлений о мире, и поэтому его действия не могут быть адекватными действительности.

Содержательный уровень идей может сильно отличаться. Мы меняем идеи, отказываемся от одних и принимаем другие, тем самым создавая ощущение изменения, развития. Но, как я уже говорил, по определению любая идея – лишь одна из граней жизни, и не может претендовать на всю полноту восприятия мира и являться истиной. Поэтому следование идеям не является истинным развитием. К развитию можно относить те устремления и действия, которые ведут к единению с полнотой и целостностью восприятия. А вместить полное может только такое же полное, а не часть.

Ментальное пространство – это пространство, заполненное идеями, часть многоуровневой структуры человека.

Пространство духа – это мир, охватывающий всю полноту, истину. Познание истины осуществляется через особый инструмент восприятия, и он не должен быть частью, ограничением, а должен быть способным соединяться с действительностью (целым, единым). Целое состоит из частей, но эти части едины в восприятии. Развитие духовного механизма восприятия и исходящего из него взаимодействия можно считать наиболее высоким уровнем развития человека, так как оно позволяет ему соединиться с единым миром и соответствовать этому Единому (быть подобным ему).

На основе этого понимания я предлагаю градацию учителей – носителей знания о развитии человека. Уровень понимания реальности, которым обладает учитель, определяет ступень знания, которую он способен передать ученикам. Мерой уровня развития учителя является достижение целостности и единства, которое может проявиться только у человека, свободного от различных форм ограничений, в том числе ментальных (следование тем или иным идеям).

Инструктор

Инструктор – это человек, который изучил стиль, направление той ли иной школы, имеющей свою специфическую задачу, и соответствующую систему физических или психофизических упражнений. Он обучает тех, чьим потребностям отвечает эта система. От мастерства передачи этой конкретной системы зависит профессионализм инструктора. Умение правильно, интересно подать материал, владение темой и серьезное погружение в практику являются важными качествами профессионального инструктора. Психологическая составляющая - еще один критерий оценки инструктора. Насколько он душевный человек, как он относится к людям - жестко или мягко, тоже говорит о его профессиональных качествах.

Преподаватель

У преподавателя объём знаний больше, он более глубокое владеет теорией, у него больше личного опыта. В преподавании он использует знания, полученные в процессе личной практики, а не просто транслирует изученную систему. Из психологических качеств и личной заинтересованности в передаче знаний складывается уровень преподавателя. Также он профессионально подходит к методологии преподавания, ему уже важно не только что преподавать, но еще и как. Его интересует наиболее эффективный способ передачи знаний. В этом заключается мастерство преподавателя.

Идейный учитель

Выбор и личное погружение в ту или иную идею определяет направление учительства. То, насколько глубоко и искренне погружен в свою идею учитель, определяет насколько адекватно и точно он транслировать её тем, кто в ней заинтересован. От информационного уровня, глобальной значимости идеи, масштабности вопросов, которые она охватывает, также зависит многое. Чем тоньше, выше информационный порядок идеи, тем меньшему количеству людей она будет понятна и резонансна. Между представителями идей, близких по уровню и кругу вопросов, могут развиваться конфликты, так как они делят общее информационное пространство и людей, которые в нём участвуют. Порожденный подобными разделениями на идейных последователей конфликт присутствует в мире этих учителей – представителей того или иного идейного пространства. Мастерство идейного учителя заключается в способности использовать свою харизму и привлекать людей в мир своей идей, убеждений, верований.

Духовный учитель

Тот, кто помогает преодолеть все ограничения на пути к своей целостности и восприятию единства мира и себя с ним. Создавая у людей потребность выйти из рабства страхов и других зависимостей, порожденной несовершенствами агрессивности, конфликтности, разделённости, такой учитель, не навязывая никаких идей, помогает созреть духовным структурам человека и применить их для освобождения от разного рода заблуждений и иллюзий. По этим признакам можно определить духовного учителя. Методы пробуждения людей у таких учителей могут быть разные, и не всегда они доставляют удовольствие ученикам, так как у мастера стоит задача разрушить железобетонный каркас привычных представлений человека о самом себе и мире, чтобы увидел себя и мир в реальном свете, без темных или розовых очков, через которые обычно люди смотрят на мир.

В данном контексте йога является духовной наукой и технологией освобождения от разных форм зависимостей. Быть йогом, практиковать и обучать йоге – значит демонстрировать не столько асаны и дыхательные упражнения, сколько то, как человек преобразовал свой внутренний мир - от каких ограничений он сумел освободиться и какие усилия приложил для трансформации своей низшей природы, страхов, зависти, амбиций, жажды власти, жадности, тщеславия, агрессивности.

Очень важно для того, кто занимается преподаванием, понять и оценить себя и место, которое он занимает на данном этапе своего развития, не пытаться в угоду своим амбициям претендовать на тот уровень, которому он пока не соответствует, а честно и добросовестно отработать тот отрезок жизни в своем реальном качестве. Именно это и является залогом духовного и профессионального развития преподавателя, позволяющим ему естественным образом перейти на следующую ступень мастерства.

Андрей Лобанов – основатель авторской школы йоги, ректор и ведущий преподаватель классической йоги и традиционных систем оздоровления ЧУ ДО «Традиция», ведет курсы раджа-йоги, психической саморегуляции, медитации. Статья из блога «Беседы с мастером» на сайте yogamaster.ru .

Фото: Instagram.com/talia_sutra