Домой / Для серых глаз / Физическое развитие детей и подростков.

Физическое развитие детей и подростков.

Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Гигиенические требования к организации учебно – воспитательного процесса Лекция № 14

Гигиена детей и подростков - раздел гигиены о закономерностях влияния факторов среды на здоровье населения до 18 -летнего возраста и условиях его сохранения, а также гармоничном физическом и умственном развитии подрастающего поколения.

Выделяют 7 периодов в онтогенезе детей Грудной возраст (до 1 года) Преддошкольный возраст (1 – 3 года) Дошкольный возраст (3 -7 лет) Школьный младший возраст (7 -10 лет) Школьный средний возраст (11 -14 лет) Школьный старший возраст (15 -18 лет)

Общие закономерности роста и развития детей и подростков Чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают процессы роста и развития В процессах роста и развития детей и подростков наблюдаются половые различия процессы роста и развития происходят неравномерно и каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности

Закономерности развития возраст Рост масса К 1 -му году Увеличивается на 47% Увеличивается в 3 раза К 3 годам Увеличивается на 9% по отношению ко 2 -му году Увеличивается на 5 -7, 5% 4 -7 лет Ежегодно в среднем на 6% Ежегодно в среднем на 57, 5% 8 -10 лет Ежегодно в среднем на 3% Интенсивность нарастания уменьшается Период полового созревания Резкое увеличение роста Резкое увеличение массы тела 16 -17 лет замедляется 18 -20 лет прекращается

Развитие опорно-двигательного аппарата К моменту рождения отмечается окосте нение только диафизов трубчатых костей В позвоночнике до 14 лет – пространства между телами позвонков заполнены хрящом В 14 -15 лет в хрящах между позвонками отмечаются новые точки окостенения В 20 -21 год пластинки срастаются с телами позвонков Нижние отрезки грудины срастаются в 15 -16, верхние – к 21 – 25 годам

Кости таза начинают срастаться с 7 лет, полностью этот процесс заканчивается к 2021 году При неправильной посадке, может произойти изменение формы грудной клетки, искривление позвоночника Изменение формы таза у девочекподростков – при ношении обуви на высоких каблуках

Мышечная система В начале формируются крупные мышцы конечностей Мускулатура мелких костей – к 6 -7 годам Даже в 8 -12 лет отмечается недостаточная ловкость и согласованность в мышечных движениях Развитие двигательного аппарата заканчивается к концу полового созревания

Особенности дыхательной системы заключаются в недоразвитии полости носа и дыхательной мускулатуры Особенности ССС – в отставании роста сердца от роста сосудов Масса головного мозга к 1 -му году увеличивается в 2 -2, 5 раза, ко 2 -му году в 3 раза, формирование мозга заканчивается к 8 -9 годам

Орган зрения развивается к 7 -10 годам. В возрасте 1 -7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в близорукость Близорукости способствуют продолжительное напряжение зрения, недостаточное освещение, нерациональные детская мебель и учебные пособия

Уровень здоровья детей и подростков характеризуют Наличие хронических и острых заболеваний Функциональное состояние систем организма Уровень и степень гармоничности физического и нервно-психического развития Степень резистентности организма

Физическое развитие - совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его созревания. Зависит от: 1. Эндокринных расстройств. 2. Хронических заболеваний.

показатели физического развития Соматоскопичесие: Состояние костной и мышечной систем Жироотложение Степень полового развития Антропометрические: Рост, масса тела, окружность грудной клетки, головы, плеча, бедер

В зависимости от соотношения массы тела, окружности грудной клетки, роста физическое развитие может быть: Гармоничное Дисгармоничное Резко дисгармоничное

акселерация - ускорение физического развития детей и подростков. Проявления: 1 -й год жизни – более раннее зарастание родничков, большие параметры роста 3 -7 года – ранняя смена молочных зубов, крупные размеры тела Школьники – увеличение размеров тела, более раннее окостенение скелета, более раннее половое созревание.

Причины акселерации 1 группа 2 группа Улучшение и рациональность питания Изменение фона космической радиации Влияние городского образа жизни Усиление гетерозиготности, возникающей вследствие учащения брачных связей между ранее изолированными группами населения

Гигиенические аспекты акселерации Соответствие ускорения физического развития психическому и умственному Возрастная готовность ребенка к школе

Показатели здоровья детских и подростковых коллективов Общая заболеваемость Инфекционная заболеваемость Индекс здоровья - %длительно и часто болеющих Распространенность и структура хр. заболеваний. Распределение по группам здоровья

Факторы, формирующие здоровье Здоровье самих родителей Природно-климатические факторы Социальные факторы (питание, образ жизни) Эпидемиологические факторы Эндемические факторы Экологические факторы

Гигиенические принципы построения режима дня Режим дня – распределение определенных видов деятельности человека во времени. 1. Сон – это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем (главное – клетки коры головного мозга). Потребность во сне зависит от уровня работоспособности их нервной системы. Норма взрослого человека 8 – 8, 5 часов

2. Прием пищи Питание должно соответствовать всем законам рационального питания: Закон адекватности питания Закон сбалансированности питания Закон разнообразия питания Закон безопасности питания Потребность в пищевых веществах устанавливается в соответствии с «Нормами физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения» № 5786 -91

Контроль за питанием Осуществляют медицинские работники Медицинская сестра участвует в бракераже сырья и полуфабрикатов Контролирует соблюдение санитарных правил приготовлении блюд Контролирует соблюдение санитарных правил при обработке посуды

3. Личная гигиена-раздел гигиены о сохранении и укреплении здоровья конкретного человека. Включает: гигиену кожи, зубов, полости рта, гигиену одежды и обуви и т. д. ü Важное! Уход за руками и ногтями. ü одежда и обувь должны соответствовать условиям окружающей среды, состоянию организма и производимой работе, составлять не более 10% от массы тела, не нарушающей кровообращения.

4. деятельность Продолжительность зависит от возраста Содержание: Ранний возраст – развитие органов чувств (общение со взрослыми) Дошкольный возраст – двигательные игры, совершенствование речевой и мыслительной деятельности Школьный возраст – учебно-воспитательный процесс в школах

Гигиенические требования к учебно -воспитательному процессу Способность ребенка сохранять активное внимание: 5 -6 лет – до 15 мин 6 -7 лет – 15 мин 8 -10 лет – 20 мин 11 -12 лет – 25 мин 13 -15 лет – 30 мин

Динамика работоспособности В течение рабочего дня: В течение недели: В начале – нарастает, примерно через 2 -2, 5 часа достигает высокого уровня, Спустя 2 -2, 5 часа начинает снижаться. Нарастает ко вторнику и среде, После чего падает

Профилактика утомления Правильная организация учебного процесса (самые трудные моменты приходились на периоды высокой работоспособности) Для поддержания высокого уровня работоспособности очень важен отдых (перемены, каникулы) Рациональный режим дня

Предельная учебная нагрузка (в течение недели) 1 -3 кл – 24 ч 4 кл – 27 ч 5 -7 – 29 ч 8 – 30 ч Старшие классы – 32 ч Продолжительность урока Младшая группа – 1015 мин Средняя до 20 мин Старшая -25 и 20 мин Подготовительная – 20, 25, 30 мин 1 кл – 35 мин 2 -11 кл – 45 мин После 2 -3 урока проводится организованные спортивные игры

Расписание уроков должно составляться с учетом ранговой шкалы трудности предметов предмет трудность Математика Иностранный язык Физика, химия История русский язык, литература Естествознание, география Физкультура Труд Черчение Рисование пение 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Продолжительность перемен Между уроками не менее 10 мин После 2 урока – 30 мин В середине каждого урока следует проводить физкультминутки, упражнения для глаз

Домашнее задание 2 кл – 1, 5 ч 3 -4 кл – 2 ч 5 -6 кл – 2, 5 ч 7 кл -3 ч 8 -11 кл – 3, 5 ч Не задаются на каникулы

Санитарно – гигиеническое благополучие ДОУ - это динамическая управляемая система, конечной целью которой является сохранение здоровья детей путем снижения заболеваемости с помощью эффективных мер первичной профилактики.

Параметры СГБ ДОУ Экологическая обстановка Санитарно-гигиенические условия Результаты показателей лабораторноинструментальных исследований Медико-педагогический состав

1. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию ДДУ. 2. Гигиенические требования к санитарнотехническому благоустройству ДДУ и школ. 3. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию школ.

Существует большое число определений понятия «здоровье», каждое из которых по-своему справедливо. По определению ВОЗ, «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Трактовка понятия общая и небесспорная. Что такое, например, душевное благополучие и как его оценивать? По мнению Г.Н. Сердюковской, здоровье не состояние, а многомерный динамический признак, взаимосвязанный со средой обитания (природной и социальной). Г.И. Царегородцев определяет здоровье как состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции. С этими оценками трудно не согласиться. Наиболее полная характеристика понятия принадлежит С.М. Громбаху, который предложил для оценки здоровья детей и подростков использовать, как минимум, четыре критерия:

  • 1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний.
  • 2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического и степень его гармоничности.
  • 3. Уровень функционирования основных систем организма.
  • 4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействием.

Эти критерии получили общее признание и широко используются в практической работе лечебно-профилактических учреждений. При диспансеризации детей и подростков, в ходе систематических плановых медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых кабинетах с участием врачей-специалистов (окулист, отоларинголог, хирург, ортопед, невропатолог и д.р.), прежде всего, обращается внимание на наличие хронических заболеваний. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием функциональных проб. О степени сопротивляемости организма судят по числу длительности острых заболеваний или обострений хронических болезней в предшествующем году.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, степень физического развития путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста, а степень его гармоничности - по оценочным таблицам (шкалам регрессии). Эффективность врачебных осмотров значительно возрастает при использовании так называемых скрининговых программ, позволяющих выявлять детей с морфо - функциональными изменениями или отклонениями от нормы.

Наиболее употребительными скрининг-тестами являются:

  • · определение остроты зрения с помощью таблиц Головина-Сивцева;
  • · диагностика нарушений опорного свода стопы по данным плантографии;
  • · выявление при анкетировании и опросе начальных признаков наиболее распространенных заболеваний детей (психоневрологических заболеваний, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, наличие аллергических реакций и др.)
  • · оценка физического и нервно-психического развития; инструментально - визуальные тесты для выявления отклонений костно-мышечной системы;
  • · тест «Характеристика менструальной функции девочек»;
  • · тест для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и д. р.

Применение скрининг-программ в так называемые сенситивные («критические») периоды развития ребенка (6, 11, 15 лет), когда его организм оказывается в неустойчивом состоянии и подвергается наиболее высокому риску развития пограничных и патологических состояний, является приоритетным направлений донозологической диагностики.

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели.

  • 1. Морфологические (соматометрия) - измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.).
  • 2. Функциональные (физиомстрия) - измерения функций организма (мышечная сила кистей рук, спины (становая тяга), кровяное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.).
  • 3. Соматоскопические (описательные) - оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых, характер жировых отложений, мышечный тонус, соответствие полового развития возрасту и др.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития.

Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводятся массовые исследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Каждые 5-10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамический процесс. Возрастные стандарты позволяют своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями и воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.

Оценивают физическое развитие детей на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных и соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.

Оценка антропометрических показателей. Существует четыре основных способа оценки антропометрических показателей:

  • 1) метод ориентировочных расчетов (оценка но формулам);
  • 2) параметрический метод (сигнальный);
  • 3) непараметрический метод (по центильным таблицам);
  • 4) оценка по «критериальным» таблицам (процент от среднего значения).

Метод ориентировочных расчетов. Средняя длина тела доношенного новорожденного равна 48-52 см. Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. За первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, или на 9 см за квартал. Во втором квартале - на 2,5 см ежемесячно, а в третьем квартале - на 1,5-2,0 см и в четвертом квартале длина тела ребенка увеличивается на 1 см в месяц. Общая прибавка длины тела за первый год - 25 см.

К первому году рост ребенка достигает 75-77 см. В течение второго и третьего года прибавки в длине тела составляют соответственно 12-13 и 7-8 см. Дальше рост становится относительно равномерным - прибавки по 5-6 см в год.

С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле

К четырем годам длина тела новорожденного удваивается, к 12 годам - утраивается.

В динамике роста в длину нормально развивающегося ребенка можно выделить несколько фаз.

В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем, после некоторой стабилизации, возникает первое ускорение роста в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет п у девочек в 8,5 лет.

С 11 - 12 лет у мальчиков и с 9- 10 лет у девочек начинается новое ускорение роста. У мальчиков в возрасте 13,5- 15,5 лет оно составляет в среднем по 8-10 см и более в год.

У девочек в возрасте 10-11,5 лет достигается максимум роста тела, однако могут быть индивидуальные различия, связанные с типом конституции.

Вытягивание мальчиков 11 - 12 лет идет исключительно за счет нижних конечностей. Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, и наступает пик скорости роста для туловища. У девочек эти особенности относятся соответственно к 9 и 11 - 12 годам. Прекращение роста в длину происходит у юношей в 18-19 лет, у девушек в 16-17 лет.

Не всегда показатели массы тела и длины тела нарастают параллельно. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом в ширину.

Так называемый период первой полноты наступает

в возрасте 3-4 лет. Период первого вытягивания наступает от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лег у девочек.

Период второй полноты (преимущественный рост в ширину) - 8-10 лет. Период второго вытягивания - 11-12 лет у мальчиков и 9-10 лет у девочек.

Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32-34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы. Окружность головы при рождении в среднем равна 34-36 см.

В 3-4 месяца окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

На первом году жизни размеры окружности грудной клетки ребенка увеличиваются на 13-15 см, за второй год - на 2,5-3 см, за третий год - на 1,5-2 см.

Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек до 11 лет преимущественно равны, затем девочки обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 16 лет, после чего мальчики по этому показателю обгоняют девочек.

Оценка основных антропометрических данных параметрическим методом (сигмальный метод). Параметрический метод оценки антропометрических данных был предложен в 1925 г. немецким антропологом Робином Мартином.

Его сущность заключается в сравнении фаз развития ребенка со средним уровнем физического развития той группы, к которой он относится.

Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака.

Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднее квадратическое отклонение (s), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно- половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле

где V - варианта того или иного признака; М - средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы; s - среднее квадратическое отклонение.

Данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть представлены в виде антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц 1 .

В зависимости от степени отклонений различают среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего и низкое физическое развитие.

Оценка основных антропометрических данных непараметрическим методом (центильный метод). Появление этого метода относится к 30-м гг. XX столетия и связано с именами американских исследователей Тайпитта и Стюарт. Он основан на сравнении антропометрических показателей ребенка со среднестатистическими данными соответствующей возрастно-половой группы с учетом географической зоны проживания. К настоящему времени нспараметричес- кий метод оценки физического развития детей считают наиболее объективным, а исключительная простота и удобство в использовании способствуют широкому и повсеместному его распространению.

Приводим пример центилыюй таблицы (табл. 2).

Оценку антропометрических показателей проводят по таблицам центилыюго типа. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определен-

Таблица 2

Цент ильная таблица 2 массы тела мальчиков

Масса тела мальчиков, кг

ной доли или процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы между дентальными колонками (зоны, коридоры) отражают тот диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона до 3-го или от 97-го центиля), или 7% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до 97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го или от 75-го до 90-го центиля), или 50% (зона от 25-го до 75-го центиля) всех здоровых детей возрастно-половой группы. Границы дентальных групп и номера дентальных интервалов (зоны) представлены в верхних строках каждой таблицы.

Задача врача - найти, в какой центильный интервал (зону) попадает полученная величина измерения, и записать как саму величину, так и центильный интервал в медицинский документ ребенка. В зависимости от этого формулируют оценочное суждение:

  • зона 1 (до 3-го центиля) - очень низкий уровень;
  • зона 2 (от 3-го до 10-го центиля) - низкий уровень;
  • зона 3 (от 10-го до 25-го центиля) - уровень ниже среднего;
  • зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) - средний уровень;
  • зона 5 (от 75-го до 90-го центиля) - уровень выше среднего;
  • зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) - высокий уровень;
  • зона 7 (от 97-го центиля) - очень высокий уровень.

Оценка массы тела и окружности груди с использованием возрастных центильных таблиц даст ориентировочное представление о степени упитанности или развитии грудной клетки и служит, главным образом, для суждения об особенностях физического состояния ребенка в ряду его сверстников.

Оценка массы тела и окружности груди по длине тела без учета возраста ребенка (вневозрастные центильные таблицы) позволяет дать более точное определение состоянию питания и степени развития грудной клетки. Применение таких таблиц обязательно, если по возрастной таблице оцениваемые признаки попадают в крайние зоны (первую или седьмую).

Вневозрастные центильные таблицы представляют собой ряды центильных распределений показателей но отношению к определенному росту.

По аналогии с центильной оценкой по возрастным таблицам, при попадании искомой величины в область 1-й зоны (до 3-го центиля) можно говорить об очень низком питании или об очень узкой степени развития грудной клетки; 2-й зоны (от 3-го до 10-го центиля) - о низком питании или об узкой грудной клетке; 3-й зоны (от 10-го до 25-го центиля) - о питании или развитии грудной клетки ниже среднего; 4-й зоны (от 25-го до 75-го центиля) - о среднем питании или средних размерах грудной клетки; 5-й зоны (от 75-го до 90-го центиля) - о питании или развитии грудной клетки выше среднего; 6-й зоны (от 90-го до 97-го центиля) - о высоком питании или широкой грудной клетке; 7-й зоны (выше 97-го центиля) - об очень высоком питании или очень широкой грудной клетке.

Оценка состояния питания. Для суждения о физическом развитии ребенка достаточно наблюдения за динамикой четырех антропометрических показателей: длины и массы тела, окружности головы (особенно у детей раннего возраста) и окружности груди. Вместе с тем особое значение в педиатрической практике имеет оценка состояния питания. Достаточное питание является одним из критериев здоровья ребенка.

Изменения с возрастом только массы тела, являющейся суммой различных составляющих (скелет, внутренние органы, мышечная и жировая ткань, внеклеточная жидкость) в различные возрастные периоды, не всегда дает объективное представление о состоянии питания, поскольку распределение массы как по возрасту, так и по длине тела существенно асимметрично. В этом заключаются методические сложности подходов к оценке питания детей.

Из известных на сегодняшний день методов оценки состояния питания детей можно отметить клинический, антропометрический, биохимический, диетологический. Два последних метода в повседневной практической работе широко не используют, а применяют в специальных исследованиях, направленных на выявление алиментарных причин нарушения вскармливания, количественной и качественной адекватности питания, достаточности поступления основных ингредиентов в организм с определением тех или иных показателей в крови ребенка.

Клиническая оценка упитанности ребенка в первую очередь предусматривает выраженность и распределение подкожной жировой клетчатки, характеристику тургора мягких тканей, а также состояние кожных покровов.

Оценка толщины подкожно-жирового слоя, четко коррелирующей с показателями массы тела ребенка, является простым и объективным критерием адекватности пищевого обеспечения и ассимиляции пищи. Определение толщины кожной складки (в миллиметрах) проводят с помощью специального измерительного прибора - калипера. Упрощенные практические заключения можно получить при исследовании нескольких локализаций подкожного жира. Исследователями разработаны таблицы центильных распределений для таких оценок по толщине кожной складки над трицепсом, под лопаткой и т.д.

Наиболее широкое распространение получил метод оценки питания по соответствию массы тела ребенка его длине тела. Примером тому может служить массоростовой индекс Кетле-I, который в нашей стране используется в периоде новорожденное™ и отражает пренатальное состояние питания (при нормотрофии величина индекса составляет 60-70). Снижение массоростового индекса свидетельство пренатальной гипотрофии (недостаточного веса плода).

В настоящее время на основании обследования большого количества детей и подростков разработаны усредненные таблицы. Они содержат антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка. Часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.

Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Для повседневной оценки физического развития детей и подростков в процессе педагогической работы вовсе необязательно использовать весь комплекс антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность грудной клетки. Данные показатели на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физического развития детей и подростков.

Физическое развитие среднее - если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту.

Физическое развитие ниже среднего - если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.

Физическое развитие выше среднего - если эти показатели увеличены более чем на 10%.

Гармоничным развитие считается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены не более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.

  • Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений.URL: http://diplomarket.ru/sb04993.html

По данным наших [педиатрических институтов, к Особенности началу дошкольного возраста рост детей в сред- физнческого нем достигает 90 см и ежегодно увеличивается
развития 7-R ГШ
дошкольников. " ° V
Вес детей к началу дошкольного периода достигает 14 кг и ежегодно увеличивается на 1,5 кг. Окружность груди у детей к началу дошкольного возраста очень мало превышает окружность головы, затем ежегодно увеличивается в среднем на 2 см, всё более и более превышая окружность головы. Емкость лёгких детей к началу дошкольного периода увелйчи- бается вдвое и иногда значительно Превышает 500 см\ По мере того как организм ребёнка крепнет, у него заметно выявляется нарастание энергии.
Каждый педагог-дошкольник должен проявлять интерес к общим относительным показателям физического развития ребёнка, умело разбираться в них, чтобы с учётом их направлять работу по физическому воспитанию.
К началу школьного возраста рост детей в сред- Особенности нем достигает 120 см и ежегодно до периода по-
разЕитвдГ° нового созревания увеличивается на 3-5 см, школьников. после полового созревания на 5-7 см.
Вес детей к началу школьного периода обычно достигает 22 кг. С этого времени наблюдается значительное усиление нарастания веса*, который ежегодно увеличивается на 2 кг е младшем школьном возрасте, на 3 кг у мальчиков и на 5 кг у девочек в старшем школьном возрасте.
Окружность груди ребёнка в начале школьного периода достигает 50-60 см; к концу школьного периода она достигает 80 см и на 25 и более см превышает окружность головы, равную к этому времени 53-54 см, но ежегодный прирост окружности груди отличается неравномерностью и колеблется в пределах от 1 до 4 см. Ёмкость лёгких за весь школьный период нарастает с 1300-1500 см ® до 2500 см я и более.
При изучении педагогом своих учащихся учёт -и анализ этих общих показателей помогают лучше и глубже понять состояние здоровья и особенности физического развития каждого ребёнка, дают возможность опираться на них при осуществлении физического воспитания.
Физическое развитие детей и подростков зависит
Влияние от действующих в единстве эндогенных и экзо- ка физическое генных моментов с преобладающей ролью послед-
развитие них от конституционных - унаследованных или эндогенных.. J J
и экзогенных врожденных - структурных и динамических
моментов. (физико-химических) особенностей тканей организма зависят частично некоторые индивидуальные отличия, сводящиеся иногда к значительным колебаниям в росте, весе, окружности груди и в других показателях физического развития.
В младшем возрасте девочки растут медленнее мальчиков, но с среднего школьного возраста начинают их обгонять; лишь в конце старшего школьного возраста юноши начинают перерастать девушек. До среднего школьного возраста девочки отстают в весе от мальчиков, но затем обгоняют их и сохраняют это преимущество до 16 лет.
Со школьного возраста у девочек преобладает верхнее грудное дыхание. Ёмкость лёгких у них меньше, а мышечная сила слабее, чем у мальчиков.
В наибольшей мере физическое развитие обусловливается
влиянием внешней среды, в которой приходится жить детям и подросткам. Общеизвестно, какое благотворное влияние оказывает на физическое развитие весенний и летний периоды года.
В дореволюционное время в России физическое развитие детей и подростков трудящихся было неудовлетворительным. В СССР ясно наметилось улучшение физического развития детей. Материалы Ленинградского института охраны здоровья детей и подростков выявляют значительную разницу между данными, относящимися к 1933/34 и 1936/37 гг., свидетельствующую о продолжающемся улучшении показателей физического развития детей.
Так," рост сидя у мальчиков-дошкольников в 1936/37 г. превышал рост 1933/34 г. от 1,4 до 2,9 см\ у девочек-дошкольниц от 0,4 до 2,3 см.
Окружность груди мальчиков-дошкольников превышала от 0,3 до 1,5 см, у девочек-дошкольниц от 1,0 до 2,7 см.
Поразительна разница между показателями физического развития школьников Богородско-Глуховского посёлка в 1880 г. и советских школьников этого района в 1927 г. Так, средний рост советских школьников 14 лет больше чем на 5 см превышает рост дореволюционных школьников того же возраста, вес более чем на 2 кг, окружность груди более чем на 2 см.
Так положительна и очевидна разница показателей физического развития советских школьников всех возрастов не только за период с 1925/26 до 1936/38 гг., но и за меньший срок, с 1933 до 1937 г*
Каждый педагог, директор школы и родители, учитывая значение внешних условий для течения физического развития детей и подростков, должны прилагать все усилия к тому, чтобы эти внешние условия были благоприятны.
Кожа детей тоньше и более богата сосудами, Особенности чем кожа взрослых. Дыхательная функция кожи
покрова. IJ кожная чувствительность у детей больше, чем
у взрослых. Кожа детей более легко подвергается охлаждению, ранению и доступнее заболеваниям. Вот почему так существенны для детей гигиенический уход за кожей, закаливание её, а также рациональная одежда.
Процесс окостенения скелета протекает не толь- Особенности ко в течеНие всего детства, но и в течение всей скелета. юности. Вследствие усиленного роста * конечностей в старшем школьном возрасте некоторые подростки кажуся иногда неловкими и неуклюжими. Костная ткань, особенно в младшем возрасте, отличается большей податливостью при давлении и сгибании, доступностью искривлениям и смещениям.
У детей дошкольного и школьного возраста нередки боковые искривления позвоночника - сколиозы и другие искривления.
Наблюдаются также случаи уплощения продольного свода стопы - плоскостопие.
Бот почему так существенна забота о позах детей* о правильности посадки, о рациональном устройстве их обуви.
Мышцы детей состоят из более тонких, чем у °S5SS? взрослых, мышечных волокон, и они склонны К
системы. более быстрому утомлению. Это следует учитывать педагогам. У школьников лучше развиты мышцы-сгибатели; мышцы-разгибатели требуют серьёзного укрепления. Мышечная сила рук в начале младшего школьного возраста имеет обычно динамометрический показатель 12-18 кг; к концу младшего школьного возраста этот показатель увеличивается до 15-24 кг; к концу старшего школьного возраста - до 32 кг и более.
Для потребностей энергетического обмена, в
Особенности связи с интенсивным ростом, детям нужно отно* внутренних ^ ^ v
органди. сительно больше воздуха, чем взрослым.
Дыхательные движения детей более поверхностны и часты. Это зависит от некоторой узкости дыхательных путей.
У детей, особенно в младшем школьном возрасте, наблюдается нередко разращение третьего (нёбного) миндалика, так называемые аденоидные разращения, затрудняющие дыхание и снижающие работоспособность детей. Педагогам необходимо настаивать, чтобы дети с этим недостатком скорее направлялись к врачу для быстрого удаления разращений.
Внутри грудные лимфатические железы, расположенные в ок-ружности главных бронхиальных стволов и называемые брон-хиальными, в детском возрасте нередко поражаются туберкулёзом, с картиной общей слабости, малокровия, нервной истоща- емости и быстрой утомляемости детей. Необходимо своевременное рентгеновское просвечивание грудной клетки подозрительных на туберкулёзную интоксикацию детей, необходим учёт их в тубдиспансере.
В младшем и среднем школьном возрасте рост сердца несколько замедляется, в старшем школьном возрасте усиливается; при этом сердце иногда опережает рост всего организма (гипертрофируется). Но иногда в этом возрасте сердце отстаёт от роста всего организма, бывает маленьким и узким (пшопластичным, капельном).
Объём сердца увеличивается относительно больше, чем просвет артерии. Регуляция сердечной деятельности со стороны вегетативной нервной системы и со стороны эндокринной отличается неустойчивостью.
В зависимости от этой неустойчивости у детей и подростков иногда наблюдается возбудимость сердечной деятельности, шумы без всякого поражения клапанов и наличия пороков (функцио-нальные), нарушение ритма (физиологические аритмии),
Эти временные нарушений сердечной деятельности не следует смешивать с пороком сердца^
Ко времени рождения ребёнка та железа внут- Особенности ренней секреции, которая регулирует деятель-
системы. ность всех остальных эндокринных Желез - гипофиз, - бывает развита в достаточной степени. Особенно развитой при рождении бывает зобная железа, значение которой падает ко времени старшего школьного возраста. В это время сначала увеличивается значение щитовидной железы, а потом и лаповых желез.
С 12-13 лет начинается полойое созревание у девочек, с 13-14 у мальчиков. В этот период подростки отличаются повышенной чувствительностью.
Половое созревание сопровождается появлением вторичных Половых признаков {растительность на лобке и под мышками у мальчиков и девочек, развитие грудных желез и появление мен* струаций у девочек). Половое созревание иногда протекает неравномерно и требует в таких случаях консультации эндокринологов.
От эндокринной системы в значительной мере зависит степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям (иммунитет). В дошкольном и младшем школьном возрасте иммунитету детей бывает недостаточным, її этим объясняются их частые за* болевания инфекционными болезнями.
Педагоги должны всемерно содействовать проведению предупредительных прививок.
Несмотря на раннее начало развития мозга у
Развитие человека к моменту рождения кора мозга ока- цснтральной зывается ещё далеко не оформившейся, в частно-
нервной ^ и er Т т
системы, сти, кора лоонон области. Не закончен также
процесс созревания пирамидных клеток. Двигательный пирамидный путь в это время не имеет ещё достаточной мисли новой обкладки. Наконец, в мозгу наблюдается обилие сосудов, благоприятствующее воспалительным процессам.
К трём годам жизни головной мозг ребёнка утраивается в весе, к этому времени завершается процесс обкладки миелином нервных волокон, и лишь к семи годам оказывается значительно выраженной дифферент!ровка клегок.
Степень оформления мозга к"трём годам сопровождается нарастанием психической энергии и работоспособности ребенка, а к семи годам даёт основание для начала школьного обучения.
Хотя вегетативная нервная система, регулирующая процессы жизнедеятельности внутренних органов и приспосабливающая деятельность центральной нервной системы, бывает уже достаточно оформлена к моменту рождения, йсе же у детей и подрост-
1 Нервный желобок закладывается уже в пер soil половине первого месяца внутриутробной Яшзьи.
ков, особенно в начале юношеского периода, она отличается значительной неустойчивостью, облегчающей возникновение неврозов.
Знание особенностей развития нервной системы детей и подростков даёт возможность педагогу понимать и учитывать состояние их нервной системы.

Еще по теме § 2. Особенности физического развития детей и подростков:

  1. ОСОБЕНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АУТИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ. ОСОБЕНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РДА.

Физическое развитие детей и подростков

Признаки, определяющие здоровье: 1. отсутствие в момент обследования болезней; 2. отсутствие наклонности к каким-либо заболеваниям; 3. гармоническое и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие; 4. нормальный уровень функций, которые определяют резистентность организма к неблагоприятным воздействиям. Физическое здоровье характеризует процесс формирования, созревания организма и соответствие его биологическому возрасту. Чем моложе ребенок, тем интенсивней он развивается и растет. Физическое развитие зависит от социальных условий. Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Это закономерно протекающий, необратимый процесс последовательного изменения форм и функций организма под влиянием наследственности, деятельности и условий жизни. Программа исследования физического развития включает обязательный минимум: измерение длины тела (рост), массы, окружности грудной клетки (это морфологические признаки), определение жизненной емкости легких (спирометрия), мышечную силу кисти рук (динамометрия) (это функциональные признаки). Для определения биологического развития у детей и подростков определяют степень развития зубной системы и стадии полового созревания. При сборе антропометрических данных строго следуют указаниям. Для измерения роста используется ростомер деревянный вертикальный, взвешивание производится на медицинских рычажных весах. Окружность грудной клетки измеряется мягкой полотняной прорезиненной сантиметровой лентой. Для измерения силы сжатия кисти используют ручной динамометр. Сила левой и правой рук измеряется трехкратно и записывается лучший результат. Для определения жизненной емкости легких используется спортивный спирометр. Рост – генетически детерминированный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ребенок становится на площадку ростометра и касается вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Руки опущены вдоль тела, носки врозь. Подвижную пластину ростомера опускают до плотного соприкосновения с верхушечной точкой головы. Точность измерения ±0,5 см. Масса тела отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов и подкожно-жировой клетчатки. Масса тела лабильна, она может изменяться под влиянием заболеваний, нарушения питания и режима дня. После приема пищи ребенка не взвешивают. Точность взвешивания ±50 г. Окружность грудной клетки – показатель физического развития, характеризующий объем грудной клетки, развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние органов грудной полости. Три параметра (вдох, выдох, пауза) измеряются одномоментно при свободно опущенных руках. Разность между величинами вдоха и выдоха называется экскурсией и характеризует размах грудной клетки. Биологическое развитие определяется по срокам прорезывания постоянных зубов, которые имеют желтовато-белый цвет по сравнению с белыми молочными зубами и зазубренную вершину (у молочных зубов она ровная). Половое созревание определяется на основании развития вторичных половых признаков.Возраст определяют путем сопоставления даты рождения с датой обследования. Наиболее простой и эффективный метод оценки физического развития с помощью шкал регрессии по росту и центильные таблицы . Для сравнения со стандартами используется только два показателя: длина тела и масса ребенка. Длина и масса тела хорошо коррелируют друг с другом. При изменении длины тела на единицу приводится соответствующее изменение сопряженной с ним массы. При использовании центильных таблиц или графиков исключаются расчеты. Центильные таблицы позволяют судить об уровне физического развития и производить распределение детей и подростка по группам здоровья. Полученные данные помогают врачу-педиатру и педагогу по физической культуре и спорту. Они позволяют решать вопросы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.