Домой / Для серых глаз / Конспект воспитательного мероприятия о культуре поведения. Клас

Конспект воспитательного мероприятия о культуре поведения. Клас

Воспитательное занятие «Культура поведения и общения »

Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения.

Задачи:

1)развивать умение правильно оценивать свое поведение и поведение других;

2) учится применять навыки культурного поведения и общения в повседневной жизни;

3) воспитать уважительное отношение к окружающим.

План мероприятия.

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

Работа у доски «Культурный человек»

Индивидуальная работа «Проблемные вопросы»

Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

Итог:повторение и закрепление.

Оборудование

Проектор, ноутбук, карточки с индивидуальными заданиями «Проблемные вопросы», картинки и высказывания по теме.

Ход воспитательного часа.

Слайд 1

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

СЛАЙД 2

Воспитатель Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

Дикая груша растет, где и как попало, а культурная - в саду.

За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? СЛАЙД 3

Примерные ответы детей:

Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Воспитатель:

Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

Можно привить хорошие навыки, привычки.

Воспитатель:

Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

Воспитатель: СЛАЙД 4 Вот мы и подошли к теме нашего занятия культура поведения и общения.

Сегодня мы выясним, что такое культура поведения, культура общения, кто такой культурный человек. Попытаемся с вами сформулировать правила культурного человека и научимся применить эти правила в повседневной жизни.

А сейчас давайте обратимся к словарям и узнаем, что же значит культура поведения и общения. Внимание на экран.

СЛАЙД 5. Прочти …

Педагогический словарь:

Культура поведения - соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.

СЛАЙД 6

Педагогический словарь:

Культура общения - система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.

СЛАЙД 7

Культурный человек - это человек воспитанный, который усвоил правила поведения в обществе, он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками.

2.Работа у доски «Культурный человек»

СЛАЙД 8

Воспитатель: А теперь давайте разберемся на конкретных примерах что значит быть культурным человеком?

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак культурного человека, но не торопитесь и думайте т.к. не все определения подходят для культурного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди выбирают характеристики воспитанного человека со стола воспитателя и клеят на доску)

…. Еще раз зачитай, какими качествами должен обладать культурный человек.

….. а какие качества остались неподходящими(Читает).Почему?

СЛАЙД 9 Молодцы, с этим заданием вы справились и разобрались чем отличается культурный от дикого, некультурного человека.

Воспитатель Ребята, и как мы с вами уже убедились, признаков культурного человека очень много, и они важны в разных сферах жизни, давайте посмотрим в каких:

СЛАЙД 10

Культура поведения и общения в различных сферах:

Культура общения в школе, классе, столовой

Культура общения и поведения дома

Культура поведения в общественных местах

Культура делового общения

Культура телефонного общения

Однако все сводится к одному, главному принципу: СЛАЙД 11

«Уважай окружающих людей».

Уважение к окружающим - это закон для культурного человека.

А всегда ли мы выполняем этот закон?

Скажите для чего вам нужно знать и выполнять правила поведения и общения в обществе?

В связи с этим у меня появились к вам несколько заданий. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле с вами, и разрешить ее. (Раздаю детям индивидуальные задания по 1 вопросу..)

3.Индивидуальная работа

Ситуации.

Детям раздаются карточки с заданием-вопросом. Ребята должны обдумать ситуацию и высказать свое мнение по своему вопросу.

Вопросы для работы в приложение №1

СЛАЙД 12 Молодцы и с этим заданием вы тоже справились отлично.

4. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

СЛАЙД 13

Предлагаю вам послушать рассказ «Кто здоровается первым?» и ответить на вопрос: почему с Димкой никто не здоровался?

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? СЛАЙД 14

Примерные ответы детей.

Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

СЛАЙД 15

Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

СЛАЙД 16

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Воспитатель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения и, сам того не желая, оскорбил и обидел окружающих.

СЛАЙД 17

5. Подведение итогов.

О чем мы сегодня на занятии вели разговор?

Что нового вы узнали?

Назовите признаки культурного человека?

Расскажите в каких сферах жизни нужны эти навыки?

Сегодня на занятии мы говорили что такое культура поведения и культура общения, выяснить, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций и героев рассказа учились правильно поступать по отношению к окружающим.

Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача - научиться этими инструментами пользоваться в жизни.

СЛАЙД 18

Спасибо за внимание. Мне было приятно с вами работать.

Приложение №1. С итуации.

1.Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы и как поступили?

2.Как у незнакомого человека спросить, как пройти к театру?

3.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

4.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

5.Как вести себя при кашле?

6.Как должен пройти человек в кино, в театре при посадке на свое место?

7.Почему некультурно мусорить?

8.Двое взрослых разговаривают между собой, а тебе срочно нужно задать вопрос. Как ты поступишь?

9.Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?

10.Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

11.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

12.Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого как?

13.Если вы входите в комнату, где находится много людей, как нужно поздороваться?

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

МО «город Бугуруслан»

Час общения

«Культура речи»

Классный руководитель 3а класса

Прыткова Светлана Николаевна

Аннотация

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.

Целью данного классного часа является формирование культуры поведения учащихся через закрепление правил культурного общения.

Также учащимся предстоит задуматься о том, как освободить свою речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.

Тема: «Культура речи»

Цели: Способствовать формированию культуры поведения учащихся, культуру речи; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки со словами, памятки для учащихся.

Ход классного часа.

    Самоопределение.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, садитесь.

    Вступительное слово учителя. Мотивация. Формулирование цели классного часа

Культура …

В чем проявляется культура человека? (в поступках, в одежде, в отношении к взрослым, в любви к родине)

СЦЕНКА №1.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В 3-ем «бы»

Доктор: В 3- ем «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто(берёт градусник). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом? Какой рецепт дал доктор?

В чём же еще проявляется культура человека? (проявляется очень ярко в его речи, в том, как человек говорит).

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о речи)

Тема нашего классного часа: «Культура речи» (на экране)

Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.

В качестве эпиграфа мы взяли слова Ивана Васильевича Тургенева – замечательного знатока и мастера русского языка:«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»

Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?

    О культуре речи.

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.

Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен герой сценки – Петя.

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт маг а зин на обед.

Хозяйка моет стакан ы ,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он п о ртфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Пет я .

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Пет я ,

Ведь ты большой, а не дитя!

Пет я обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.

А теперь мы посмотрим, как вы умеете ставить ударение в словах. (Работа в парах):

Красивее Позвонишь

Звонит алфавит

Баловать Балованный

Газопровод Договор

Завидно Искра

Компас Медикаменты

Свекла Торты

Щавель Ирис (цветок)

(Самопроверка, правильный вариант на экране)

Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги».

СЦЕНКА №2.

Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.

Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.

Мама: Что за спешка?

Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.

Мама: Обед на плите.

Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?

Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?

Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мама: Возьми пальто, еще холодно.

Юля: Хорошо, одену пальто.

Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.

Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все хором говорят:

Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас при общении ребята.

ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как «СЛАДКАЯ СОЛЬ».

ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я – половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!

НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).

НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.

ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест». Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько хотите».

КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!

Мама: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. В разговоре Юли и Миши мы видели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки? Дружите ли вы с обиженными словами? Давайте скажем все вместе, дружно: «ПРОЧЬ С ДОРОГИ ВСЕ, ЧТО ПОРТИТ НАШУ РЕЧЬ!»

4) Ералаш «Почему мы так говорим?»

Как называются такие и им подобные слова? (Сленг или жаргон).

А что представляет собой жаргон? Можно ли эти слова назвать общеупотребительными и понятными всем?

- К сожалению, устная речь современных подростков и молодежи просто усыпана жаргонами.
Жаргон – это искусственно созданный « язык», который не понятен большинству людей.

Работа в группах:

Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Вам будут предложены слова, которые вы часто употребляете в своей речи. Подберите к ним слова-синонимы.

Крутой – (характер) – Решительный, суровый, строгий, повелительный.
Иди на фиг – убирайся, проваливай.
Офигенно – хорошо, весело, великолепно, радостно, комфортно, уютно, красиво.
Прикольный – (от слова – прикол т.е. свая, кол, укрепленные в земле для привязи лодки, судна). (Удивительный, интересный, своеобразный, разносторонний, веселый)
Колбаситься – (весело проводить время) – куролесить (спьяну), озорничать, безобразничать (во хмелю), хулиганить.
Уупс – междометие недовольства, удивления, типа «ох», «ух».

Мы с вами убедились, что в русском языке есть великое множество слов, при помощи которых можно высказать любую мысль, объяснить свои чувства.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.

Около 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов.

Можно ли продолжить список «врагов» русского языка?

Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Что же такое сквернословие – порок или болезнь?

История возникновения сквернословия.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

(Слайды 16-17-18). перечислить следующие причины употребления скверных слов (см. слайд).

    Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.

    Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.

    Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.

    Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.

    Скверный характер, вредные привычки.

    Неуважение к окружающим.

    Отсутствие внутреннего самоконтроля.

    Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.

    Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.

Опасно ли сквернословие?

Как влияет мат человека?

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

А) . В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.

Семнадцатилетнее исследование Белявского и его коллег увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на срок жизни!

Одним словом, мат способствует быстрому старению.

Не рискуя экспериментировать на людях, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них “начитывал” грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом..

Проведен был и обратный эксперимент: ученые “благословляли” семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда убитые семена ожили.

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Глядя на фотографии на слайдах, можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?

Нужно ли бороться со сквернословием и как? Как борется с матом закон.

А чтобы правильно и разумно владеть речью, что нужно предпринять? (работа в группах)

Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

    Итог. Рефлексия.

А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

- Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему)

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом.

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте литературным языком,

Боритесь за культуру речи!

    Что нового вы узнали сегодня?

    Полезен ли был сегодняшний разговор?

    Какие выводы вы сделали?

В ГОСТЯХ У ЭТИКЕТА
(Час информации)

Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми – такова сегодняшняя реальность. В наше время, время сверхзвуковой и электронной техники, время немыслимых ускорений современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Мы едем за границу, вступаем в деловые и личные отношения; посещаем дипломатические приемы, презентации и вернисажи. Все это предъявляет новые требования к нашему поведению и внешнему виду, к языку и культурному кругозору. Именно поэтому в нашей библиотеке 8 ноября 2011 г. было проведено мероприятие « В гостях у Этикета» для учащихся 9-х классов.

Целью данного мероприятия было привлечь внимание ребят к правилам хорошего тона, показать, каким приятным может быть общение, если следовать правилам этикета. Объяснить,как знание и применение правил поведения позитивно влияют на формирование имиджа человекаи как с их помощью получать удовольствие от ежедневных контактов с окружающими.

Ребята узнали об истории этикета и значении этого слова, познакомились с основными требованиями этикета. Была проведена викторина, с вопросами связанными с правилами поведения в транспорте, ресторане, при общении по телефону и т.д. По итогам викторины были определены настоящие « леди» и « джентльмены“, которые были награждены. Всем участникам мероприятия вручены буклеты» « Дисциплина клерикалис“, или Правила хорошего тона». В конце мероприятия был показан фильм « Этикет – трактат для подростков, желающих стать культурными людьми», который помог понять, как важно правильно себя держать в разных ситуациях, как легче добиться успеха, соблюдая этикет.
Мероприятие понравилось учащимся, они активно принимали участие в викторине, с интересом посмотрели фильм, познакомились с книжной выставкой « Этикет от А до Я».

В ходе проведенного мероприятия удалось привлечь внимание учащихся к проблемам этикета,к проблемам человеческого взаимопонимания. Присутствующие на нем смогли расширить свои представления о человеческом общении и надеемся,в дальнейшей жизни будут использовать любую возможность, чтобы применять на практике то, что узнали.

СЦЕНАРИЙ

Открытого воспитательного мероприятия, проведенного в ходе предметной недели «Культура общения и поведения». Подготовила С.П.Плахотнюк.

Тема: Культура общения и поведения.

Цель: познакомить учащихся с сущностью, формой и правилами общения, историей возникновения и особенностями правил этикета в разное время и в разных странах;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать убежденность в необходимости выполнять и уважать нормы морали и этикета.

Выступление преподавателя.

Культура общения.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении есть три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1) язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2) интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3) мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4) жесты, как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закреплённые за ними значения или экспрессивными, служащими для большей выразительности речи.

5) расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В общении выделяют следующие этапы:

1) Потребность в общении;

2) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

3) Ориентировка в личности собеседника;

4) Планирование содержания своего общения, человек планирует, представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7) Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения, и оно окажется неэффективным. Такое общение может серьёзно осложнить жизнь и существенно повлиять на будущее.

Причинами плохой коммуникации могут быть также:

а) стереотипы - упрощённые мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» - склонность опровергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаём, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношения человека враждебные, его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

Г) отсутствие внимание и интереса собеседника;

д) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы, заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний, неправильный выбор слов, сообщения, слабая убедительность, нелогичность.

Общение бывает открытым и закрытым. Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание или неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, имеющуюся информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправдало если есть значительная разница в компетенции и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности и в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Односторонее выспрашивание - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого, но не раскрывает свои.

“Истерическое” предъявление проблемы- человек открыто выражает свои чувства и проблемы, не интересуясь, желает ли другой человек слушать излеяния.

Виды общения:

“Контакт масок”- формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника,используются привычные маски (вежливости, строгости, скромности) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции,отношение к собеседнику.

Примитивное общение- когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет все и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда участник знает собеседника, может предвидеть его реации, интересы. Самую большую радость в жизни дает нам такое общение.

/песня о дружбе/

Манипулятивное общение направлено на получение выгоды от собеседника, при этом используются разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в таких случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения. Кодекс светского общения:

Вежливость, такт «соблюдай интересы другого»;

Одобрение, согласие « не порицай другого»;

Симпатия, «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной:

Принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

Принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

Принцип качества информации - «не ври»;

Принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

Выражай мысль ясно и убедительно;

Умей слушать и понять нужную мысль;

Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

Я думаю, что вы поняли, какой вид общения избрать, чтобы получить удовольствие от общения и какой, чтобы разрешить проблему, выяснить отношения, поддержать или самому получить поддержку.

Общение осуществляется по речевому (вербальному) и неречевому (невербальному) каналам общения. Речь, как средство общения, выступает одновременно и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади:

«Умен ты или глуп,

Велик ты или мал

Не знаем мы пока

Ты слова не сказал».

В структуру речевого общения входят:

Значение и смысл слов, фраз: «Разум человека проявляется в ясности его речи».

В ежедневном общении слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое общение 55%; еще Публиций утверждал: «Говорим голосом, беседуем телом».

Мимика - движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние, она дает истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Основную познавательную нагрузку в ситуации распознания истинных чувств несут брови и губы. В романе «Война и мир» Лев Толстой описал 97 оттенков улыбки, 85 выражений глаз, но все равно он мучился недосказанностью: «Я думал: пойду, опишу я, что вижу. Но как написать это? Надо пойти, сесть за закапанный чернилами стол, взять серую бумагу, чернила, пачкать пальцы и чертить на бумаге буквы; буквы составят слова, слова - фразы; но разве можно передать чувство? Нельзя ли как-нибудь перелить в другого свой взгляд…».

Много информации при общении несут жесты, в языке жестов есть слова, предложения. Жесты имеют ярко выраженный национальный и расовый характер. К примеру, здороваясь, американцы и русские пожимают руки, французы целуются, латиноамериканцы обнимаются, самоанцы трутся носами. Но мы без труда можем прочесть чувства и эмоции других народов, выраженные в мимике и интонациях. Ведь не зря мы с удовольствием слушаем и даже исполняем песни на незнакомых языках.

Песня на английском языке

Есть интернациональные жесты, которые люди делают бессознательно и, тем не менее, они очень верно показывают чувства человека. К примеру:

Жесты оценки: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание;

Уверенности - соединение пальцев в купол, покачивание на стуле;

Нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами;

Самоконтроля - руки сведены за спину, одна сжимает другую;

Ожидания - потирание ладоней;

Отрицания - дотрагивание до кончика носа, ушей;

Неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу;

Ухаживания - выпячивание груди, прикосновения к волосам, шее, бедрам. Умение понимать популярные жесты позволяет лучше понимать людей.

Для того чтобы располагать к себе других людей, стать обаятельным и привлекательным, необходимо знать и соблюдать следующие правила:

Проявляйте искренний интерес к другим людям: «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает, наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».

Старайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте человеку почувствовать свою значимость.

Песня «Давайте восклицать…».

Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более выгодно, чем критиковать, ибо критика в 99 случаях из 100 бесполезна, так как ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания.

Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.

Знайте и выполняйте принятые правила и нормы поведения.

Сейчас наши учащиеся продемонстрируют как надо вести себя на дискотеке. Учащиеся танцуют вальс и демонстрируют, как надо приглашать на танец, благодарить и провожать после танца.

Обращайтесь к человеку по имени, помните, что для человека звук его имени самый важный и приятный звук в человеческой речи.

Учитывайте привязанности, вкусы, интересы вашего собеседника (подобно тому, как рыбак, когда ловит рыбу, думает не о том, что любит сам, а о том, что любит рыба, и насаживает на крючок червей, которых любит рыба, а не клубнику, которую любит сам).

Будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать о себе.

Проявляйте уважение к мнению другого, никогда не говорить человеку, что он неправ. Этим вы наносите удар по чувству собственного достоинства и побуждаете его вступать в борьбу с вами и наносить ответный удар. Используйте метод Сократа: вступая в разговор, ищите сходство во мнениях, не начинайте его с тех вопросов, по которым вы расходитесь со своим собеседником, а побудите собеседника с самого начала ответить «да», то есть задавайте такие вопросы, с которыми собеседник вынужден, будет согласиться. Выигрывая одно согласие за другим, легче будет добиться полного согласия.

Соответствуйте социальным ожиданиям, выполняйте свои социальные роли.

Стихотворение В.Солоухина « Я слухам нелепым не верю…».

Давайте возможность выговориться собеседнику (большинство людей, пытаясь убедить собеседника, слишком много говорят сами). Задавайте вопросы, пусть он думает и говорит сам, осознает свои противоречия и неправоту. Ни в коем случае не перебивайте его, если не согласны. Пусть он чувствует, что найденное решение, идея принадлежит ему самому.

Попытайтесь честно увидеть вещи с точки зрения другого, поставить себя на его место.

Указывайте человеку на его ошибку, не нанося ему обиды: узнайте, что он сам думает о своем поступке, начинайте с признания достоинств человека и затем указывайте на конкретную ошибку, ни в коем случае не делайте общих отрицательных обобщений типа: «Ты всегда такой…».

Избегайте критиковать человека при посторонних свидетелях, не унижайте его. Такого не прощают.

А самый главный секрет успешности в общении, да и в жизни: любить себя и окружающих, уважать себя и свое окружение, чувствовать поддержку и быть готовым придти на помощь. И тогда все у вас получится сейчас, и будущее будет прекрасным.

Песня «Прекрасное далеко».

Особую заботу и уважение в общении надо проявлять к близким людям. Назовите, пожалуйста, самого близкого вам человека. Да, конечно, это мама.

Слова о матери читает учащаяся.

Стихотворение «Пишите письма вашим матерям…»

Песня «Поговори со мною, мама…»

А сейчас наши ведущие организуют увлекательную игру-путешествие: «Этикет, время и мы». Самых быстрых, находчивых и эрудированных ждут призы.

1 ведущий. Добрый день ребята и педагоги! Сегодня мы совершим путешествие во времени и пространстве, познакомимся в ходе нашего круиза с этикетом древних народов и наших современников, продемонстрируем наши знания этикета.

2 ведущий. Этикет - это правила поведения в обществе. Но это не только культура поведения за столом, в гостях, на улице. В широком смысле слова - это обычаи, традиции, верования народов и даже кулинарные пристрастия. Этикет пришел к нам из глубокой древности, какие-то правила отмирали, что-то сохранялось, появлялись и исчезали новые обычаи, но главный этический принцип: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» остается неизменным на протяжении тысячелетий.

1 ведущий. Мы отправляемся в путь и прибываем в удивительную страну с огромными пустынями. Красновато-желтые пески сменяются суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире, от разливов этой реки зависит вся жизнь в стране. Назовите страну и реку.

2 ведущий. Предоставим возможность команде «Нефертити» рассказать нам об обычаях Древнего Египта, которые нам сейчас кажутся, мягко говоря, несколько странными. Хотя некоторые из этих странностей египетских можно наблюдать и в наше время и даже в нашем лицее. Жюри оценивает команды исходя из того насколько интересными, краткими, оригинальными и познавательными были их выступления.

Выступление команды «Нефертити».

1. Обычаи египтян отличались от обычаев народов других стран. У египтян женщины торговали на рынке, а мужчины хозяйничали дома.

2. Египтяне месили тесто ногами, а глину - руками, писали не слева направо, а наоборот, справа налево. Любили носить парики и даже надевали их на мумии.

3. В Египте даже мужчины носили юбки и платья, пользовались косметикой и надевали украшения.

4. Египтяне почитали фараона как бога. При жизни никому из смертных нельзя было

приближаться к фараону, смотреть на него, а тем более говорить, с ним. Египтяне верили,

что человек, нарушивший эти запреты, умирает на месте.

А сейчас мы предлагаем команде «Артемида» ответить на наши вопросы о Египте.

1. Для египтян очень важен был религиозный культ. Они поклонялись даже животным. Например, богине Бастет в образе кошки. Почему египтяне так любили богиню Бастет?

Выращивая зерновые культуры, египтяне заботились о сохранности урожая, а уберечь зерно от мышей помогали кошки.

2. Как назывались усыпальницы фараонов, и кто охранял спокойствие усыпальниц фараонов.

Усыпальницами фараонов были гробницы и пирамиды. Охраняли их сфинксы.

3. К людям, какой профессии в Египте относились с особым уважением?

Особым почтением в Египте пользовались жрецы и писцы.

4. К какому еще животному, кроме кошки, египтяне относились с особым почтением:

запрещали охоту, держали в качестве ручных животных и хоронили с особыми почестями.

Такое трепетное отношение у египтян было к крокодилам.

1 ведущий. Наши корабли приближаются к крутым и обрывистым берегам. Вдалеке виднеются постройки на холме. Мы видим, как блестит на солнце позолоченный шлем и наконечник копья огромной статуи. «Если ты не был в нашем городе,- говорили его жители, то ты чурбан; если ты не восторгался им - осел, а если ты добровольно покинул его, то ты верблюд». Этот город называли «городом, увенчанным фиалками». Так, где же мы оказались? Верно, это древнегреческий полис Афины. Что расскажут нам об обычаях и нравах жителей древних Афин представители команды «Артемида»?

1. Древние греки большое значение придавали обеду. А правила поведения были таковы: пищу брали руками, руки вытирали хлебом. А суп вообще не подавали к столу.

2. И мужчины и женщины носили длинные волосы и перевязывали их лентами.

3. Высшей доблестью греки считали отдать жизнь за Отечество. Погибшего за свободу страны хоронили с большими почестями, а труса отказывались погребать.

4. Древнегреческие законы были суровы к тем, кто их нарушал. Если доктор запрещал больному пить вино, а тот пил и выздоравливал, то больного казнили за то, что он ослушался врача.

А теперь мы предлагаем вопросы на знание обычаев древних греков команде «Гефест».

1.Помните поэму Гомера «Одиссея»? Какие правила гостеприимства нарушил циклоп Полифем?

Циклоп встретил гостей неласково, напал на них, и даже съел двоих. Таким образом встречать гостей не принято не только в Греции.

2. Соблюдали ли правила приличия, в нашем понимании, древние греки, если им не нравилась пьеса в театре.

В нашем понимании - нет, потому что недовольные представлением зрители могли побить автора пьесы и забросать гнилыми овощами и фруктами незадачливых актеров.

3. В Афинах народ осуществлял свои права в Народном собрании - главном законодательном, исполнительном и судебном органе власти, впервые в истории претворяя в жизнь принцип прямой демократии. Чтобы сохранить ее был введен специальный суд. Скажите что это за суд?

4. Одним из крупнейших событий в жизни греков были Олимпийские игры. Демонстрация физической красоты и совершенства человеческого тела, дух соперничества и единства составляли их суть. Во время проведения игр прекращались все распри и войны. Их победители - олимпионики становились национальными героями.

Каким образом чествовали древние греки олимпиоников?