Домой / Для серых глаз / Конспект занятия «Зачем нужно трудиться? Зачем человек трудится? Работа как способ выживания, обогащения и самореализации.

Конспект занятия «Зачем нужно трудиться? Зачем человек трудится? Работа как способ выживания, обогащения и самореализации.

Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем, для чего ему нужна работа. Мы рождаемся и воспитываемся родителями, получая с малых лет установку - трудиться необходимо. А для того чтобы карьерная лестница взлетала в небеса от головокружительного успеха, нужно учиться. Поэтому в статье мы попробуем ответить на вопрос: «Зачем человек трудится?»

Древние времена

С самого начала истории наши древние предки работали. Труд составлял неотъемлемую часть их жизни. Тогда в основном он был направлен на собирательство, охоту и прочие способы добывания пищи. И лишь значительно позже, с развитием земледелия и одомашниванием животных, труд стал образом жизни. Он крепко привязывал людей к одному месту. Но зачем человек трудится? Как это отражается на потомках, обществе в целом и что будет, если жить без работы? Об этом мы и поговорим.

Выживание

Для полноты картины нужно упомянуть и фактор чистого выживания. Дело в том, что без труда или работы крайне сложно выжить в любом обществе, будь оно цивилизованное, где рабочий процесс вознаграждается деньгами, либо первобытное, в котором его результатом становится найденная или пойманная еда. И дело не только в личной сытости. Если снова посмотреть, например, на далёких предков, то там человеку для завоевания благосклонности женщины нужно было её чем-то одаривать. А позже, с развитием социального строя, и кормить своих детей. Но зачем человек трудится ещё?

Творчество

Ещё в эпоху Ренессанса стало ясно - никакое нормальное развитие общества без культуры и искусства невозможно. Конечно, на первый взгляд, связь между ними не так очевидна, но на самом деле они имеют огромное значение. Кстати, первые музыкальные инструменты и фигурки животных, найденные при раскопках, имеют возраст примерно 70-73 тысячи лет. Так что человек, который пишет портеры и книги или сочиняет стихи, выполняет не менее важную работу, чем землепашец или рабочий завода. Теперь мы поняли, зачем человек трудится. Он создаёт красоту, воспитывая в других чувство эстетики.

Наука

Её не зря называют двигателем прогресса. Во все времена рождались люди, которые хотели познавать тайны природы и мироздания, а не ловить всю жизнь рыбу. Значение науки переоценить сложно, пусть и некоторые её аспекты или открытия не всегда понятны и, на первый взгляд, особого значения не имеют. К примеру, конкретное и практическое применение одной из сторон теории относительности Эйнштейна нашли лишь спустя десятилетия. Она помогла понять, почему время на искусственных спутниках земли постоянно, пусть и немного, но опережает то, что существует на Земле. И дело не в банальной ошибке часов. Так что государство без какой-либо научной программы развиваться не может. Вклад в науку своим трудом вносят даже обычные лаборанты.

Любимая работа. Бывает ли такое?

Вопрос этот популярен. Он часто не даёт покоя людям. Ведь мир устроен так, что непосредственным развитием науки, общества и какими-то прочими открытиями, имеющими большое значение, занята лишь малая часть населения. А остальная вынуждена трудиться просто для того, чтобы иметь средства к существованию. Увы, изменить это сложно. И часто людям приходится мириться с этим фактом или же искать новые виды деятельности, к которым лежит душа. Желание человека трудиться подпитывается и таким немаловажным фактором, как хорошая плата, получаемая прибыль.

Как гласит одно изречение: «Сделайте так, чтобы любимое занятие приносило деньги, и тогда вы будете счастливы». Оно абсолютно верное. Но проще сказать, чем сделать. Ведь даже в чьей деятельности заинтересованы другие, к примеру, художникам и писателям, порой сложно добиться признания. Вернее, иногда им трудно сделать так, чтобы их труды продавались и пользовались спросом. Так что любимая работа - это мечта, которой достичь очень сложно. И чем старше человек, тем это проблематичнее. Поэтому гораздо разумнее выбирать ещё в молодости тот вид деятельности, который будет оплачиваться и приносить радость.

Отказ от общества

Сейчас приобретает широкое распространение такое явление, как от социума со всеми вытекающими последствиями. К примеру, дауншифтинг и подобные явления, когда человек покидает душный офис, увольняется и начинает заниматься фрилансом. Или вообще живёт на проценты от заработанного ранее капитала. Думая над тем, зачем человек трудится, мы часто рассуждаем о том, что в современном мире работа отнимает слишком много времени. Культ потребления и личного обогащения на самом деле лишает индивида многих факторов радости, проще говоря, делает его несчастным. И нужно отказаться от длинного рабочего дня в угоду личным интересам и всестороннего развития.

В школах также часто проводиться тематический урок. Зачем люди трудятся - объясняет ученикам педагог. Кроме очевидного ответа о зарабатывании денег на существование, разбирается также немаловажный фактор - это социализация. Без общения и прочих элементов взаимоотношений, индивид имеет свойство терять навыки жизни в обществе. Пусть и не фатально, но всё же.

Но часто можно увидеть и такую картину: к примеру, человек, который не особо нуждается в деньгах или с независимым доходом, всё равно ходит на какую-то необременительную работу. Желание трудиться у него обусловлено не только привычкой. Дело в том, что без постоянного конкретного занятия, которое приносит плоды и демонстрирует наглядный результат, люди быстро теряют интерес к жизни. И даже тот факт, что они всем обеспечены и о пропитании думать нет необходимости, ничего не меняет.

Дискуссия на тему «Зачем человек трудится?» может длиться бесконечно. Главное, мы определили самые важные факторы, стимулирующие индивида к активной деятельности: обогащение, выживание, самореализация, развитие и собственное удовольствие.

Если вы родитель, то перед вами стояла или стоит задача научить ребенка трудиться. Все знают, что об этом надо говорить, но на практике оказывается. Что «правильных слов» оказывается недостаточно, чтобы убедить ребенка.

«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься». Мысль сама по себе правильная и верная, но обычно не очень действенная. Ну, сколько раз вы говорили своему сыну, что каждый человек должен трудиться? И сколько раз вы слышали в ответ, что его это так достало? Вот то-то и оно.

Ошибка заключается в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают своим детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо. Особого пониманияи энтузиазма это не вызывает, так как в этом объяснении нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен приносить человеку.

Я предлагаю 4 основных ориентира, которые вы можете использовать при объяснении ребенку, зачем надо трудиться.

Усилия и удовольствие. Вопреки тому, что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка чем-то само собой разумеющимся. Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать, в конце концов, поставленную задачу, то им не стоит надеяться, что когда-нибудь их ребенок научится трудиться. Любому ребенку необходимо

Осознать то, что надо сделать;

Найти в себе достаточное желание это сделать;

Принять решение претворить свое желание в действие;

Представить себе те действия, которые для этого нужны;

Обладать способностью выполнить эти действия;

Иметь возможность поддерживать усилия, необходимые для выполнения этих самых действий.

Возможность думать и действовать. Чтобы трудиться, человек должен быть способен думать, воображать, хотеть и действовать. Причем все это должно быть в течение продолжительного времени, чтобы довести начатое дело до конца.

Все дети отрождения обладают необходимым потенциалом, чтобы научиться трудиться. Но часто развитию способностей ребенка мешает родительская гиперопека. Такой ребенок просто не чувствует необходимости думать и действовать самостоятельно. Какой вопрос ему не задашь, он обязательно оглянется на мать, ожидая, что скажет она. Такому несчастному просто не дают возможности думать и делать самостоятельно. Думают и делают все за него.

Ребенку, например, не скажут: « Начинай делать уроки. Если понадобиться помощь, позови меня». Вместо этого ему продиктуют, какие действия ему надо выполнить: «Садись. Пиши. После этого покажешь свою тетрадь». Результатом такого диктата является пассивность в поведении ребенка. А взрослые называют это ленью. И начинается борьба с такой ленью. Но борьба эта не только не решает проблемы, но и лишает ребенка уважения к себе. Ребенок не понимает смысла своих усилий и не может приобрести опыта удовольствия от вложенного труда.

Не знать не стыдно. Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего детства давать ему возможность действовать самому, пробовать, преодолевать препятствия. Сначала сражаясь с кольцами пирамидки, потом с липучками на ботинках, потом с пуговицами на куртке, ребенок усваивает важные истины.

Во-первых , нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справиться или ошибиться. Объясните своему ребенку, что все взрослые, в том числе и успешные, когда-то ничего не знали и не умели, но постепенно научились. Страх оказаться неумехой, то есть хуже родителей и испытать из-за этого унижение, отбивает у многих детей желание прилагать усилия.

Во-вторых , если очень стараться, то, в конце концов, обязательно получится.

В-третьих , добиться успеха – это огромное удовольствие. Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее.

Если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание пройти его заново, испытать что-то новое. Он становится предприимчивым и трудолюбивым. Если вы будете опираться на желание ребенка и его потребность получать удовольствие, вы добьетесь гораздо большего, чем принуждая, подавляя, морализируя или дрессируя его.

Обязанности должны быть. Всем известно, что приходится иногда делать то, что не доставляет не малейшего удовольствия, и как следствие, не вызывает ни малейшего желания. Как быть с этим?

В данном случае вступает в силу закон взаимодействия людей, согласно которому люди живут в обществе и вынуждены находить в нем свое место. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок усвоил ценность труда, надо дать ему определенные предписания и сделать так, чтобы он их соблюдал. Ребенок должен понять три вещи.

1. Кем бы ты ни был, в жизни не возможно делать только то, что хочется;

2. У всех есть обязанности. Когда ты действительно чего-то хочешь, за это всегда нужно платить какую-то цену (прилагать усилия – это тоже плата);

3. Часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие.

Чтобы помочь ребенку понять эти истины, вам понадобятся не только нужные слова, но постоянная бдительность, последовательность, строгость и настойчивость, в сочетании с любовью и доброжелательностью. Роль родителей в этом основополагающая. Очень важен пример, который выподаете, потому что ребенок бессознательно идентифицирует себя с вами. От того, как вы воспринимаете работу – как прискорбную необходимость или реальную возможность включиться в жизнь и что-то в ней изменить - так и ваш ребенок будет её воспринимать.

С уважением и признательностью, Галина Пархомчук,

психолог позитивной психотерапии, лайф-коуч, автор проектов:

http :// www . obsheniye . ru /

Интерес к тому, чтобы приложить усилия, удовольствие от достижения цели, чувство долга… Как передать все это своему ребенку? Мы предлагаем вам основные ориентиры.

Как научить детей трудиться? Многим родителям непросто решить этот вопрос. Мы знаем, что об этом надо говорить, но на практике оказывается, что «правильных» слов недостаточно, чтобы убедить ребенка.

«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься» – преподносимая таким образом мысль, хоть и верная по сути, обычно бывает не слишком действенной. «Я непрерывно говорю сыну, что каждый человек должен трудиться, а он мне отвечает: «Меня это так достало!» – жалуется 39-летняя Валентина. «Ошибка в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо, – говорит детский психолог Татьяна Бедник. – Особого понимания, а тем более энтузиазма такое объяснение не вызывает, так как в нем нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен человеку приносить».

Усилия и удовольствие

Знакомство с тем, что такое труд и для чего нужны усилия, начинается очень рано. «Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать в конце концов поставленную задачу, им не стоит надеяться, что когда-нибудь это умение придет к ребенку само собой», – поясняет школьный психолог Наталья Евсикова. «Вопреки тому что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка что-то само собой разумеющиеся – это сложная в психическом отношении операция, – уточняет Татьяна Бедник. – Она подразумевает сразу несколько важных вещей: человек осознает то, что надо сделать; находит в себе достаточное желание это сделать; решает претворить свое желание в действие; представляет себе те операции, которые для этого нужны; обладает технической способностью выполнить эти действия и психологической, чтобы поддерживать усилия, необходимые для их выполнения».

Мужчина и женщина часто думают об отношениях, как о райских наслаждениях, которые наступают сами собой, без каких-либо усилий. Однако отношения – это не само собой разумеющиеся события и положительные эмоции. С самого первого дня над ними нужно трудиться, причем обоим партнерам.

Если кто-то из читателей мужского журнала сайт хочет только получать удовольствие в отношениях, не прилагая к этому усилий, то он заранее обрекает себя на одиночное плавание. Найти женщину на одну ночь или на несколько месяцев встречаний возможно. Однако эти отношения долго не протянут. Здесь уже не стоит говорить о создании семьи, где труд становится обязательным атрибутом для сохранности отношений. Причем речь идет не только о совершении физических действий, но и об эмоциональной стабильности, хорошем отношении к партнеру, стремлении решать проблемы, а не делать их поводом для расставания, и пр.

Как бы того многим людям ни хотелось, а если вы стремитесь к серьезным отношениям, тогда вам придется прикладывать усилия. Если же вы хотите только наслаждения и ничегонеделания, тогда ваши отношения будут недолгими.

Только своим трудом вы принесете счастье в дом!

Хотите быть счастливыми? Тогда не сидите без дела. Что-то планируйте, делайте, организовывайте. Не сидите и не плачьтесь, что вы несчастливы, поскольку счастье не приходит в дом просто так. Необходимо работать над созданием счастливой жизни, а не ждать, когда оно само к вам придет.

Только своим трудом вы принесете счастье в дом! Лишь тот, кто работает, получает деньги. Лишь тот, кто преображает свой дом, получает уют и комфорт. Лишь тот, кто любит и демонстрирует свою любовь, делает счастливым другого человека, который в ответ делает счастливым его. Трудитесь над созданием своего счастья, лишь тогда оно появится в вашей жизни. А пока вы ноете и жалуетесь на отсутствие радости, то получаете все то же, что имели до этого. Невозможно , не прилагая для этого никаких усилий, если только вы не откажетесь от всех благ человечества и не станете аскетом – человеком, который пользуется лишь благами природы.

Только своим трудом вы принесете счастье в дом! Если вы чего-то хотите достичь, тогда действуйте. Как еда сама не попадет в ваш холодильник (вам нужно сначала , а потом купить ее в магазине и принести домой), так и счастье не появится у вас, если вы будете лишь ждать и ничего не делать. Счастье, как еда, ее нужно заработать и принести в свою жизнь, потому что только вам известно, что вас радует, а значит, только вы можете сделать себя счастливыми.

Постройте дом, посадите дерево и родите ребенка

Построить дом, посадить дерево и родить ребенка – такая программа дается представителям мужского пола. Хотя и женщины не должны составлять исключение: облагородить свой дом, посадить дерево и родить ребенка.

На самом деле это наставление молодым поколениям придумано не просто так. Если судить с материальной точки зрения, то:

  • дом необходимо построить, чтобы было, где жить и создавать семью;
  • дерево посадить, чтобы привнести в живую природу еще больше природы и себя обеспечить едой;
  • ребенка родить, чтобы продолжить свой род.

Однако мудрые люди могут увидеть глубинный смысл в данном наставлении. На самом деле все эти действия позволяют человеку стать взрослым. Многие люди думают, что они – взрослые. Однако если им дать серьезное дело, за которое им придется полностью нести ответственность, то большинство из них спасуют, поскольку на самом деле в душе остались все теми же детьми, которые живут беззаботно, на шее у кого-то.

Построить дом – словно построить свой замок, в котором хозяином будете только вы. Вы создали свое убежище, кров, защиту. Посадить дерево – сила созидания. Вы не только дали природе новую жизнь, но и пожинаете плоды своих деяний. Родить ребенка – энергия ответственности. Вы ответственны за все, что происходит с вашим малышом. И если что-то пойдет не так, виноваты будете только вы. Это дает вам еще могущество.

Хотите стать взрослым человеком? Постройте дом, посадите дерево и родите ребенка. Создайте в своей жизни красоту, и сделайте это все сами и с помощью своего любимого человека. Только так вы научитесь взрослой жизни, когда будете работать и отвечать за последствия своих действий.

У мужчины и у женщины должны быть обязанности

У мужчины и у женщины должны быть обязанности. Неправильное понимание любви приводит людей к тому, что в отношениях обычно один из партнеров выполняет работу за двоих, а второй лишь пользуется достигнутыми благами первого.

Женщины стараются упростить жизни своих возлюбленных. Они начинают за ними ухаживать так, что те даже с дивана встать не могут. Мужчина должен деньги зарабатывать. Но обычно у таких женщин мужчины деньги не зарабатывают, потому что дамы взваливают на себя и эту обязанность. Такой же промах делают мужчины, когда пытаются сделать жизни своих женщин беззаботными. Они нанимают нянечек, отлучают их от работы, покупают стиральные, моющие и убирающие машины, чтобы женщины лишь на кнопочки нажимали и ничем себя не утруждали. В результате женщины становятся капризными, придирчивыми и все более требовательными.

Именно труд выделил человека из мира животных. Наличие обязанностей и ответственности делает из ребенка взрослого человека. А если вы лишаете всего этого любимого человека, желая упростить ему жизнь, то вы развиваете в нем инфантильную личность, которая будет «сидеть на вашей шее и пить из вас все соки».

Женщина должна понимать, что мужчине необходимо иметь такую работу, которую за него выполнять никто не будет. Если вы решили, что в вашей семье должен зарабатывать мужчина, тогда вы не должны взваливать на себя обязанности своего партнера. Как только вы начнете зарабатывать вместе с ним и даже получать больше него, он тут же перестанет выполнять свою обязанность. Соответственно, и мужчины должны понимать, что у женщины должны быть обязанности, которые, кроме нее самой, никто не будет выполнять. Не нужно нанимать няню, пусть женщина сама воспитывает ваших детей. Не нужно нанимать горничную, чтобы она выполняла всю работу по дому. У женщины должны быть дела, которыми только она должна заниматься, иначе никто этим заниматься не будет.

Труд облагораживает человека. Обязанности делают человека взрослым и сильным. Не лишайте себя и своих партнеров взрослости. Не нужно делать жизнь своего любимого человека легкой. Пусть у нее будут обязанности, которые будет выполнять только она. И никто не придет на помощь, никто не сделает работу вместо нее. Это понимание делает человека ответственным, сильным и взрослым.

Людям, которые не желают прикладывать усилия и хотят только получать в отношениях, не понятно, почему над отношениями нужно трудиться. Вначале знакомства они обычно не испытывают никаких тягот, все происходит как бы само собой. На самом деле даже в начале отношений люди прикладывают усилия, просто они являются приятными и желанными самими людьми, что они даже не замечают, как все происходит.

Трудятся люди с первого дня . Мужчина обычно начинает тратить деньги на различные подарки и походы по ресторанам, выделять время женщине, говорить ей комплименты и пр. Женщина начинает приводить себя в порядок, подстраиваться под желания мужчины, нравиться ему, находиться постоянно в хорошем расположении духа. Поскольку люди хотят все это делать, они не чувствуют, что прикладывают усилия.

Однако проходит время, и у партнеров начинаются другие обязанности. Помимо того, что они уже делали, нужно еще в быту совершать действия, сексом всегда заниматься, решать проблемы, договариваться и жить с недостатками друг друга. Поскольку в голове людей нет желания так жить, они начинают понимать, что их счастье уже закончилось.

Если вы поймете, что с первого дня отношений прикладываете усилия, просто они вначале являются приемлемыми для вас, а затем – угнетающими, тогда отпадет вопрос о том, кто кому что должен. Должны мужчины, должны женщины, если хотят иметь долгие отношения друг с другом. И для этого придется приложить немало усилий.

Почему некоторым мужчинам не хочется возвращаться домой после тяжелого рабочего дня? Там их ждут жены, которые будут критиковать и командовать. Почему некоторые женщины не торопятся идти домой, а предпочитают гулять с подружками? Там их ждут очередные заботы по уходу за мужьями и воспитанию детей.

Люди превратили свои «крепости» в тюрьмы, в которых отбывают срок. Это является следствием неправильного отношения партнеров друг к другу и тем обязанностям, которые у них появляются после свадьбы. Муж и жена должны делать свой дом раем, в котором будут отдыхать, набираться сил, обретать защиту и растить здоровых, счастливых и успешных потомков. Но такой рай можно увидеть не в каждой обители. Это вина самих супругов.

Виновными становятся оба супруга, а не один из них. Дом никогда не будет защищенным, если им занимается только женщина. Нужна мужская сила, а не женская агрессия. Дом не станет уютным и красочным, если в нем нет женской руки. Женщина привносит чувства в атмосферу, в которой пребывает. А мужчина часто скрывает свою чувственную сторону.

Мужчина и женщина – хозяева в доме. Под «хозяевами» понимаются не «командиры», которые должны командовать и подчинять себе других членов семьи, а «творцы», облагораживающие собственную обитель.

Та атмосфера, которая царит лично у вас, является следствием плодов ваших действий и поступков вашей второй половинки. Обустраивать дом – обязанность обоих партнеров, а не только одного. Перекладывать работу только на женщину – значит лишать свою обитель устойчивости, защиты и удобств. Перекладывать работу по дому только на мужчину – значит лишать его красоты, тепла и уюта. Дом – это убежище обоих супругов, а также место развития их детей. То, в какой атмосфере живут мужчина и женщина, а также их дети, – плод всех действий, бездействия и перекладываний ответственности.

Что в итоге?

Что нужно понять мужчине, который начинает ? Он принимается за проект, в который придется вкладывать много сил, времени и ресурсов. Вы не на праздник пришли, а организовываете свое дело, которое просуществует ровно столько, сколько вы в него будете вкладываться. Это похоже на бизнес, где постоянно придется решать проблемы, вкладывать деньги, уделять время и силы, даже когда вы болеете, а также развивать и совершенствовать оборудование.

Только приложенные усилия сделают ваши отношения интересными и долгими. Немалые усилия должна прикладывать и женщина (как бизнес-партнер по общему проекту). Трудиться придется обоим. Периоды наслаждения и удовольствия будут возникать постоянно, если партнеры будут делать то, что приятно друг другу. Ведь отношения – это творение, а не заранее подготовленный шаблон. Все зависит от того, что хотят именно конкретно партнеры и к чему прикладывают усилия.

«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься». Мысль сама по себе правильная и верная, но обычно не очень действенная. Ну, сколько раз вы говорили своему сыну, что каждый человек должен трудиться? И сколько раз вы слышали в ответ, что его это так достало? Вот то-то и оно.

Ошибка заключается в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают своим детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо. Особого пониманияи энтузиазма это не вызывает, так как в этом объяснении нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен приносить человеку.

Я предлагаю 4 основных ориентира, которые вы можете использовать при объяснении ребенку, зачем надо трудиться.

Усилия и удовольствие. Вопреки тому, что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка чем-то само собой разумеющимся. Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать, в конце концов, поставленную задачу, то им не стоит надеяться, что когда-нибудь их ребенок научится трудиться. Любому ребенку необходимо

Осознать то, что надо сделать;

Найти в себе достаточное желание это сделать;

Принять решение претворить свое желание в действие;

Представить себе те действия, которые для этого нужны;

Обладать способностью выполнить эти действия;

Иметь возможность поддерживать усилия, необходимые для выполнения этих самых действий.

Возможность думать и действовать. Чтобы трудиться, человек должен быть способен думать, воображать, хотеть и действовать. Причем все это должно быть в течение продолжительного времени, чтобы довести начатое дело до конца.

Все дети отрождения обладают необходимым потенциалом, чтобы научиться трудиться. Но часто развитию способностей ребенка мешает родительская гиперопека. Такой ребенок просто не чувствует необходимости думать и действовать самостоятельно. Какой вопрос ему не задашь, он обязательно оглянется на мать, ожидая, что скажет она. Такому несчастному просто не дают возможности думать и делать самостоятельно. Думают и делают все за него.

Ребенку, например, не скажут: « Начинай делать уроки. Если понадобиться помощь, позови меня». Вместо этого ему продиктуют, какие действия ему надо выполнить: «Садись. Пиши. После этого покажешь свою тетрадь». Результатом такого диктата является пассивность в поведении ребенка. А взрослые называют это ленью. И начинается борьба с такой ленью. Но борьба эта не только не решает проблемы, но и лишает ребенка уважения к себе. Ребенок не понимает смысла своих усилий и не может приобрести опыта удовольствия от вложенного труда.

Не знать не стыдно. Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего детства давать ему возможность действовать самому, пробовать, преодолевать препятствия. Сначала сражаясь с кольцами пирамидки, потом с липучками на ботинках, потом с пуговицами на куртке, ребенок усваивает важные истины.

Во-первых , нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справиться или ошибиться. Объясните своему ребенку, что все взрослые, в том числе и успешные, когда-то ничего не знали и не умели, но постепенно научились. Страх оказаться неумехой, то есть хуже родителей и испытать из-за этого унижение, отбивает у многих детей желание прилагать усилия.

Во-вторых , если очень стараться, то, в конце концов, обязательно получится.

В-третьих , добиться успеха - это огромное удовольствие. Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее.

Если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание пройти его заново, испытать что-то новое. Он становится предприимчивым и трудолюбивым. Если вы будете опираться на желание ребенка и его потребность получать удовольствие, вы добьетесь гораздо большего, чем принуждая, подавляя, морализируя или дрессируя его.

Обязанности должны быть. Всем известно, что приходится иногда делать то, что не доставляет не малейшего удовольствия, и как следствие, не вызывает ни малейшего желания. Как быть с этим?

В данном случае вступает в силу закон взаимодействия людей, согласно которому люди живут в обществе и вынуждены находить в нем свое место. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок усвоил ценность труда, надо дать ему определенные предписания и сделать так, чтобы он их соблюдал. Ребенок должен понять три вещи.

1. Кем бы ты ни был, в жизни не возможно делать только то, что хочется;

2. У всех есть обязанности. Когда ты действительно чего-то хочешь, за это всегда нужно платить какую-то цену (прилагать усилия - это тоже плата);

3. Часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие.

Чтобы помочь ребенку понять эти истины, вам понадобятся не только нужные слова, но постоянная бдительность, последовательность, строгость и настойчивость, в сочетании с любовью и доброжелательностью. Роль родителей в этом основополагающая. Очень важен пример, который выподаете, потому что ребенок бессознательно идентифицирует себя с вами. От того, как вы воспринимаете работу - как прискорбную необходимость или реальную возможность включиться в жизнь и что-то в ней изменить - так и ваш ребенок будет её воспринимать.