Домой / Для серых глаз / Методы диагностики агрессивности.

Методы диагностики агрессивности.

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессивности в дошкольном возрасте.

В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования (как это покачали, например, Р. Бэррон и Д.Ричардсон, 1997).

Настоящее исследование основано на идущем от работ Л.С. Выготского представлении о личности как результате социального развития, общения ребенка со средой и близким окружением.

В связи с вышесказанным, диагностика и коррекция агрессивности в поведении у дошкольников проводилась с учетом ее опосредованности социальной ситуацией развития - взаимоотношениями ребенка со сверстниками в процессе типичных для дошкольного возраста видов деятельности.

Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве. Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.

Переход ребенка из детского сада в школу влечет за собой смену социальной ситуации развития. Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в учебе - показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в частности - для детей с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию - позицию школьника, путем формирования у них позитивных установок в общении.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика агрессивности

Эмпирическая часть исследования проводилась в несколько этапов.

На первом этапе была проведена методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга на детях старшего дошкольного возраста, а также был проведен сравнительный анализ методов выявления агрессивных тенденций у дошкольников и их диагностических возможностей (общее число испытуемых 35 человек).

Методика применялась в стандартном варианте. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком. Фиксировались ответы испытуемых, интонация их голоса, паузы, затруднения при ответе.

Нами были проанализированы ответы испытуемых, а вследствие этого - и типы реагирования на фрустрацию;

Из полученных нами результатов на данном этапе можно вывести, что наибольшее число ответов дошкольников 6-7 лет носит экстрапунитивный характер с фиксацией на самозащите (в основном) или на препятствии. Иначе говоря, в ответах детей присутствует негативизм, агрессия (причем как личная, так и безличная).

Типичным представителем этой группы детей является, например, Андрей К. (6; 9). Приведем наиболее распространенные ответы.

- "Отдай мой самокат!" - "Не отдам".

- "Ты - мокрая курица!" - "Да ты сам такой".

Анализ показателя самостоятельности выявил ее невысокий уровень, свидетельствующий о недостаточном владении дошкольниками способами устранения конфликта.

Анализ процедуры проведения эксперимента показал, что у детей иногда возникали те или иные затруднения в ответе на некоторые ситуации. Об этом свидетельствуют следующие факты:

Отказ от ответа даже после повторного предъявления;

Долгая пауза перед ответом;

Ответ только со второго предъявления;

Ответ, свидетельствующий о непонимании ребенком смысла ситуации, изображенной на картинке.

Наибольшую трудность, по нашему наблюдению, представляли две ситуации: 1 ("Последний кусок я отдала твоему брату") и 13 ("На этот раз я тебя поймал").

В целом результаты первого этапа показали, что тестовые средства выявления детей с агрессивными тенденциями требуют дополнения другими методами исследования ребенка: беседой, наблюдением; а также предполагают изучение сферы общения ребенка. К этому выводу нас привел еще и такой факт, как стереотипность ответов многих детей по методике С. Розенцвейга.

Стереотипные ответы детей по методике С. Розенцвейга дали основания предположить, что они чрезмерно нагружены фактором социальных норм, зависят от условий воспитания ребенка значительно больше, чем обычно считается. Иными словами, мы предположили, что в ответах большинства детей имеет место социальная желательность, маскировка их истинных мотивационных тенденций. В связи с этим, для дальнейшего исследования эффективности методики С. Розенцвейга в диагностике агрессивных тенденций детей важным представляется исследование влияния ситуаций, провоцирующих, актуализирующих агрессивность у дошкольников (например, острая соревновательная игра) на ответы детей при проведении данной методики. Ситуация проигрыша как ситуация реальной, а не воображаемой фрустрации значимой потребности могла послужить стимулом для актуализации агрессивных тенденций, если они сформировались у ребенка.

Таким образом, мы предположили, что ситуация соревновательной игры является действенным средством актуализации агрессивных тенденций у многих дошкольников.

Как известно, соревновательная игра проходит у дошкольников с высоким мотивационным и эмоциональным накалом, то есть в соответствии с возрастными особенностями, оказывается высокозначимой, что, естественно, снижает или вообще исключает установки на имитацию социально желательных форм поведения, и, таким образом, обнаруживает те мотивационные тенденции и формы поведения детей, которые стали для них "естественными", идущими как бы "изнутри". Игра служила средством актуализации внутренних мотивационных тенденций у детей.

Целью второго этапа исследования стало изучение диагностических возможностей методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга с помощью экспериментальной ситуации соревновательной игры.

На этом этапе были использованы следующие методы диагностики агрессивных тенденций у детей:

1) беседа с воспитателями;

2) методика С. Розенцвейга;

3) наблюдение за поведением ребенка в ходе игры.

Применение методики С.Розенцвейга проходило в два этапа: в начале исследования и после экспериментального воздействия (игры-соревнования).

Для того чтобы исключить нежелательные эффекты, связанные с повторным предъявлением одного и того же материала, мы разделили материал методики С.Розенцвейга на две эквивалентные серии.

На основе предшествующих исследований личностных особенностей дошкольников с помощью методики С. Розенцвейга были отобраны пары картинок с эквивалентными типами реакций. Было составлено два набора стимульного материала, при этом мы старались соблюдать последовательность картинок по типам ситуаций, подобно авторскому варианту методики.

Предварительно была проведена апробация этих наборов на детях, не участвующих в основной части исследования. Процедура проведения методики была полностью сохранена. Следует отметить, что дети очень живо отреагировали на предложение поработать с картинками. Задание вызвало у них большой интерес, поэтому подавляющее большинство детей выполняли задание быстро, легко, сразу давая ответ на ту или иную ситуацию. Положительное отношение к заданию, как известно, служит одним из важных факторов, обеспечивающих достоверность полученных результатов.

По окончании игры в целях снятия негативного влияния экспериментальной ситуации, была проведена следующая работа: по желанию детей, оказавшихся на последних местах в соревновании, группа играла в их любимую игру.

При исследовании диагностических возможностей методики рисуночной| фрустрации С. Розенцвейга для диагностики агрессивности у дошкольников с применением ситуации соревновательной игры были получены следующие результаты.

Данные тестирования по методике С.Розенцвейга сопоставлялись с результатами других средств диагностики. Так, целесообразно сравнить результаты первого, второго тестирования по методике С.Розенцвейга с данными, полученными от воспитателей, а также при непосредственном наблюдении за детьми в ходе игры. Отметим, что результаты оценок воспитателей, а также данные наблюдений в ходе игры, в целом подтверждают друг друга.

Результаты первого и второго тестирований по методике С.Розенцвейга демонстрируют резкое повышение экстрапунитивности в ответах детей, что характерно для открытой агрессии (см. Таблица 1) Соотношение показателей экстрапунитивных реакций до и после игры.

Таблица 1

девочки

мальчики

до игры

43,2

42,2

после игры

60,5

Эти результаты подтверждаются данными наблюдения за поведением детей в ходе игры: по мере развития игры к ее концу увеличивается число проявлений физической и вербальной агрессии.

Таким образом, ситуация игры оказала значительное влияние на степень выраженности агрессивных тенденций у дошкольников.

Результатом второго этапа исследования стали следующие положения.

1. Использование методики С. Розенцвейга для изучения агрессивных тенденций у 6-7-летних детей позволило выявить некоторые особенности их поведения. В целом реакции детей на фрустрацию отличаются значительным разнообразием.

Результаты первого тестирования позволили объединить детей в группы по типу их реагирования. После соревновательной игры диапазон типов реакций сократился, при этом основная часть детей (55%) составляла группа с экстрапунитивными реакциями самозащитного типа, что является свидетельством того, что агрессия у дошкольников носит в основном открытый, личностный характер.

2. Ситуация соревновательной игры сократила число реакций необходимо упорствующего типа, свидетельствующих о стремлении ребенка к поиску путей выхода из конфликтной ситуации. Это говорит о том, что данный тип реагирования еще неустойчив в дошкольном возрасте.

3. Ситуация соревновательной игры оказалась эффективным средством актуализации мотивационных тенденций у дошкольников.

4. Результаты второго тестирования по методике С. Розенцвейга в большей степени, чем результаты первого тестирования соответствуют оценкам воспитателей, отображающих картину реального поведения ребенка.

Следовательно, методика С. Розенцвейга по результатам нашего исследования более диагностична после ситуации, актуализирующей мотивационные тенденции (в данном случае - агрессивные) у дошкольников. Это положение подтверждает нашу гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования, о роли контекста (в частности, соревновательной игры), актуализирующего скрытые тенденции, для их диагностики.

5. Результаты второго тестирования с помощью методики С. Розенцвейга свидетельствуют о более непосредственном характере ответов детей по сравнению с первым тестированием. Следовательно, игра является эффективным средством снятия таких явлений в ответах детей, как социальная желательность, маскировка истинных побуждений, уход от ответа (шаблонный ответ). Этот вывод нам представляется важным в связи с проблемами диагностики агрессивных тенденций у детей в ситуации консультирования.

Таким образом, в плане диагностики нам представляется важным тот факт, что результаты такого тестового средства, как методика Розенцвейга, должны подкрепляться результатами других диагностических методов. Эффективно, на наш взгляд, использовать наблюдение за поведением ребенка в ходе значимой для него деятельности - в игре. Однако ситуация соревновательной игры может стать самостоятельным диагностическим приемом, позволяющим изучить особенности агрессивного поведения ребенка, а также - способы выхода из конфликтной ситуации. Как известно, агрессивное поведение у ребенка часто наблюдается в ситуации конфликта во взаимоотношениях со сверстниками, поэтому в любом виде совместной деятельности, на наш взгляд, можно проводить наблюдения с целью диагностики агрессивных тенденций у детей.

По нашему мнению, психологу-практику, работающему в дошкольном учреждении, крайне необходима программа обследования ребенка на предмет степени выраженности агрессивности в поведении.

Необходимо отметить, что имеющиеся методики изучения агрессии и агрессивности несколько разнородны по своему содержанию: та или иная методика выявляет разный аспекты агрессивности. К этому следует добавить, что выявлению детской агрессивности посвящено относительно небольшое количество работ. Судя по доступной нам литературе, наблюдается недостаток диагностических методов для выявления агрессивных тенденций у детей, пригодных в консультативной практике. Здесь также встает проблема существенного расхождения реального поведения ребенка и его поведения в ситуации консультирования. В этом плане важным представляется вопрос о необходимости надежных методов диагностики личностных особенностей, а в данном случае - агрессивных тенденций ребенка.

В связи с этим мы решили составить программу обследования ребенка на предмет наличия агрессивных проявлений в поведении и апробировать ее в условиях группы детского сада.

Таким образом, целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.

При составлении программы мы руководствовались следующими принципами:

1) принцип комплексности методов психологического воздействия;

2) принцип учета возрастно-психологических особенностей ребенка;

3) деятельностный принцип.

2.2. Методы исследования

В исследовании были использованы следующие экспериментальные и диагностические методики:

1) беседа с воспитателями;

2) опросник для воспитателей;

3) методика С. Розенцвейга (две серии);

4) наблюдение за поведением ребенка в ходе игры;

5) методика Л. Бендер;

6) анкета для родителей;

7) опросник для родителей;

8) опросник АСВ для родителей "Анализ семейных взаимоотношений детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет" (Э.Г. Эйдемиллер).

1. Беседа с воспитателями

Цель: выделить группы агрессивных, неагрессивных детей и промежуточную группу, а также - возможные причины агрессивного поведения.

Беседа с воспитателями была проведена в самом начале исследования для предварительной оценки группы детей по степени выраженности агрессивных тенденций. На основе высказанного мнения воспитателей дети были разделены на три группы:

Агрессивные

Промежуточная группа

Неагрессивные

2. Опросник для воспитателей

Для более детального анализа поведения детей мы использовали опросник для воспитателей, состоящий из 30 пунктов, содержащих высказывания, в той или иной степени соответствующих данному ребенку (например: "Если разозлится, может ударить", "Забирает игрушки у других детей", "Сплетничает о недругах")

Цель: конкретизация результатов беседы с воспитателями; выделение категорий, по которым оценивалась степень выраженности агрессивных тенденций у детей:

Физическая агрессия

Вербальная агрессия

Косвенная агрессия

Раздражительность

Негативизм

3. Методика С. Розенцвейга

Методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга предложена в 1945 году автором на основе разработанной им теории фрустрации как проективная методика исследования личности.

Методика Розенцвейга принадлежит к проективным методам бихевиористской ориентации, основное внимание которых уделяется "технике" поведения в различных ситуациях.

Тест Розенцвейга (детский вариант: 1948 г., возраст: 4 - 14 лет) предназначен для исследования наиболее типичных реакций детей в ситуации фрустрации.

Стимульным материалом являются рисунки, представляющие собой модели различных житейских ситуаций, в которых одно из действующих лиц попадает в затруднительное положение. Над ним находится пустой квадрат, в который ребенок должен вписать первый пришедший на ум ответ или произнести его вслух. Над другим персонажем (изображенном слева) квадрат содержит слова, которые и отображают смысл фрустрирующей ситуации.

Материал слабо структурирован: черты и мимика изображенных персонажей отсутствуют. Это позволяет испытуемому домыслить ситуацию и характер действующих лиц.

Часто реакцией на фрустрацию является агрессия, которая сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Полученные ответы оцениваются в двух планах: по направленности агрессии и её типу.

Поскольку методика имеет достаточно развернутый характер (24 карточки), для нашего исследования, как и на втором его этапе, стимульный материал методики был разделен на две эквивалентные половины, одна из которых проводилась до коррекционно-профилактической работы, а вторая -после нее.

4. Наблюдение за поведением ребенка в ходе игры

В нашем исследовании были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребенок подгруппы из 7 человек в определенный момент остается вне игры (ему не хватает стула или кегли, когда после окончания музыки все должны занять свои места в кругу или схватить кеглю, количество которых на 1 меньше, чем детей). Инструкция нацеливает детей на борьбу за выигрыш, первенство.

Таким образом, целью игры являлась более полная актуализация имеющихся мотивационных тенденций у детей.

В ходе игры велось наблюдение за каждым ребенком. Для этого была составлена специальная схема, в которой ход игры был разделен на следующие этапы:

Вступление в игру,

Игровые этапы (6 этапов),

Выход из игры.

Поведение ребенка на каждом этапе фиксировалось по следующим категориям:

Выражение лица и поведение вообще,

Речь,

Агрессивные реакции (прямые),

Косвенная агрессия.

Показателем методики является частота агрессивных реакций, а также -эмоциональных проявлений, сопровождающих агрессивное поведение.

Таким образом, методика направлена на более детальный анализ поведения и эмоциональных реакций ребенка в ситуации соревновательной игры.

5. Методика Л. Бендер

Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер опубликован автором в 1938г. как методика, предназначенная в первую очередь для исследования зрительно-моторной функции, т.е. "способности к организации, интегрированию воспринимаемого и установлению связей между двигательными и зрительными структурами" (40, с. 95). В настоящее время методика также применяется для анализа степени сформированности пространственных представлений ребенка.

Испытуемому предлагается скопировать девять простых фигур каждая на отдельной карточке 10x15 см. Обширную стандартизацию гештальт-теста Л Бендер осуществила Э.Коппитц (1975). В контексте нашей работы особое внимание привлекла попытка Э.Коппитц выделить ряд эмоциональных показателей, применяющихся в случае, когда тест употребляется в качестве проективной методики для выявления у детей эмоциональных расстройств. Были выделены следующие эмоциональные показатели (в плане тенденций):

Импульсивность, плохая организация деятельности (нарушение порядка копирования, хаотичное расположение фигур на бумаге);

Эмоциональная неустойчивость, раздражительность, возбудимость, низкая толерантность к фрустрации (неустойчивая строка, переход от кружков к черточкам, повторение рисунка по собственному желанию);

Агрессивность (постепенное увеличение размеров, крупные рисунки, не хватает одного листа).

С учетом намеченных признаков мы попытались ввести количественный показатель агрессивности по методике Л.Бендер в виде так называемого "индекса агрессивности".

6. Анкета и опросник для родителей

Данные методики, разработанные на кафедре возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, применялись при анализе индивидуальных случаев с целью изучения социальной ситуации развития ребенка, истории его жизни, особенностей психического развития.

Качественный анализ анкеты и опросника проводился по следующим блокам вопросов:

Общие сведенья о семье (состав, возраст, уровень образования и профессия членов семьи, социально-экономический статус семьи);

История развития ребенка;

Состояние здоровья родителей и ребенка;

Взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками;

Особенности развития ребенка (поведение, самообслуживание, общение, моторика, речь, внимание, развитие способностей, эмоции).

7. Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" Э.Г. Эйдемиллера.

Данный опросник применялся для изучения особенностей воспитания в семье, а также для выявления причин его нарушения. Методика позволяет определить тип семейного воспитания.

Анализ результатов и выводы

Анализируя полученные результаты по всем методикам, можно сказать, что для детей дошкольного возраста характерно открытое выражение агрессии.

Об открытом выражении агрессии свидетельствуют и результаты, полученные по методике Розенцвейга (экстрапунитивные реакции наиболее типичны для ответов дошкольников). С помощью методики Розенцвейга мы выяснили, что агрессия у дошкольников носит в основном защитный характер.

Как известно, в отечественной психологии детская агрессивность изучается в основном в связи с разрешением конфликтов, поскольку эта форма поведения считается проявлением у нормального ребенка какого-то неблагополучия в его социальной жизни (педагогическая запущенность, затрудненные контакты со сверстниками и взрослым и т.д.). Ситуация соревновательной игры моделирует повседневные конфликты, о чем свидетельствует факт соответствия результатов наблюдения за ребенком в ходе игры и оценок воспитателей.

Для сопоставления результатов использованных методик показателен случай Толика С. (5;4). По результатам обоих тестирований реакции мальчика могут быть отнесены к экстрапунитивному типу реагирования с целью самозащиты. Необходимо отметить, что его показатели по этим категориям очень высоки (Е = 63,6%; ED = 81,8%), в то время как показатели необходимо упорствующего типа (NP), свидетельствующие о направленности ребенка на исправление ситуации, явно ниже среднего (NP = 9%).

Открытую агрессию (физическая, вербальная), косвенную, а также раздражительность отмечают у мальчика и воспитатели, о чем свидетельствуют данные опросника.

Агрессивные тенденции выявлены и по методике Л. Бендер.

Необходимо отметить, что поведение данного ребенка вызывает тревогу и требует более глубокого изучения его личности, а также его социальной ситуации развития (в первую очередь - семьи) при индивидуальном обследовании, и, весьма вероятно, психологической помощи. Однако было бы неверным думать, что поведение Дениса отражает типичные для старшего дошкольного возраста трудности контроля за своим поведением и неумения справиться с эмоциями в ситуации фрустрации значимого стремления. Наши результаты показывают, что уже в этом возрасте у детей могут присутствовать совершенно иные мотивационные тенденции. С этой точки зрения весьма показателен пример Анжелики Л. (6;3).

По оценкам воспитателей в ходе беседы девочка отнесена к группе, промежуточной по степени выраженности агрессивности. Результаты первого тестирования по методике С. Розенцвейга относят реакции девочки интропунитивному типу. Интересно отметить, что ситуация соревновательной игры и последующего проигрыша пробуждают у данного ребенка тенденции к самостоятельному решению проблемы, поиску выхода из ситуации собственными усилиями.

Результаты работы, проведенные с родителями, свидетельствуют о том, что процесс формирования личности агрессивных детей протекал под влиянием целого ряда неблагоприятных факторов развития.

По данным, полученным от 15 родителей агрессивных детей в пяти случаях стиль родительского воспитания характеризовался полным отсутствием запретов и наказаний, в двух случаях - гиперопекой, сочетающейся с отсутствием требований к ребенку, в двух случаях отмечалась повышенная требовательность (в одном из них - жестокое обращение отца с ребенком). По данным опросника Эйдемиллера эти особенности воспитания обусловлены "воспитательной неуверенностью родителей" (в восьми случаях), в результате чего имеет место неустойчивый тип воспитания .

Блокирование потребностей в общении является одним из источников формирования агрессивности у дошкольников, что подтверждается и другими отечественными исследованиями (77).

Оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и со сверстниками в значимой для него деятельности должна стать целью оказания психологической помощи детям с агрессивным поведением.

Итогом диагностического этапа, на наш взгляд, может стать предложенная нами схема диагностики агрессивных тенденций в дошкольном возрасте.

1. Беседа с воспитателями группы с целью предварительного выделения детей с агрессивным поведением.

2. Наблюдение за детьми в конфликтных ситуациях, возникших спонтанно или экспериментально организованных. Этому диагностическому приему целесообразно обучить и педагогов для работы с новой группой или с детьми, вновь поступившими в уже сложившийся детский коллектив.

3. Применение методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга для выявления типа реакции ребенка в конфликтной ситуации, а также – типа агрессивного поведения.

4. Применение методики Л. Бендер с целью отделения (когда это возможно) истинно агрессивных реакций от реакций эмоциональной неустойчивости.

5. Работа с родителями, с целью выяснения причин проявления агрессивности в поведении ребенка и поиска методов их устранения (анкетирование, беседа, опрос).

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.2, - М., 1982. - С. 106 -108.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М., 1990. - 367 с.

4. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. - Пятигорск, 1996. - 203 с.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения, М., 1990.

6. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., 1990. - 136 с.

7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. - 336 с.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464 с.

9. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев, 1997. – 128 с.

10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 200 с.

11. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988. - 207 с.

12. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии, - М., 1992. - 255 с.

13. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М., 1991. - 142 с.

14. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. - Минск, 1997. - С. 74 - 77.

15. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1995. - 496 с.

16. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение. - 1979., - С.49 - 68.

17. Волкова Г.А., Панасюк А.Ю. Исследование личностных характеристик детей дошкольного возраста "тест-конфликтом" // Дефектология. - 1979. - № 6. - С. 73 - 79.

18. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1992. - 96 с.

19. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т.А. Марковой. М., 1979. 191 с.

20. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 3. Проблемы развития психики. - М., 1984. - 368 с.

Приложение 1.

Опросник для воспитателей

1. Обязательно дает сдачи, если его (ее) ударит.

2. Бывает настолько зол, что хватает первую попавшуюся под руку вещь и ломает (кидает) ее.

3. Во всем соглашается с другими.

4. Сплетничает о недругах.

5. Легко раздражается, но быстро успокаивается.

6. Нарушает установленные правила.

7. В конфликтной ситуации или при неудачи всю вину за случившееся берет на себя.

8. Если разозлится, может ударить.

9. Спорит.

10. Соглашается исполнять просьбы, приказания.

11. Неудачи огорчают его (ее).

12. Мешает, надоедает другим детям, воспитателю.

13. Когда раздражается, хлопает дверьми, стучит по столу кулаком.

14. Когда на него (нее) кричат, начинает кричать в ответ.

15. Огорчается из-за мелочей.

16. Поступает наперекор (назло).

17. Ответственность за неудачу возлагает на других, пытается увильнуть от наказания.

18. Ему (ей) доставляет удовольствие мучить других (выворачивать руки, дергать за волосы).

19. Ругается.

20. Забирает игрушки у других детей.

21. Угрожает (но угрозы могут быть и не приведены в исполнение).

22. Дразнит других детей.

23. Ябедничает.

24. Ребенок спокоен, уравновешен.

25. Обращается к другим командным, требовательным тоном.

26. Сожалеет о своих поступках.

27. Выражает угрозу жестами (замахивается на другого, угрожает кулаком и т.п.).

29. Вежлив (а) с людьми (даже с теми, которые ему (ей) не нравятся).

30. Не умеет сердиться.

Приложение 2.

Бланк ответов опросника для воспитателей

Рядом с номером отметьте ответ, наиболее полно характеризующий данного ребенка

Воспитатель _______________

Ребенок ___________________



Приложение 3.

Инструкция к проведению соревновательной игры

Ребята, в нашей группе проходит соревнование, в ходе которого победитель получит титул самого ловкого, быстрого, находчивого. Как в настоящем соревновании, у нас будет три победителя, которые займут 1, 2, 3 места и соответственно получат золотую, серебряную и бронзовую медали. Возможно, кому-то из вас сначала не повезет, но мы будем играть в две игры и поэтому бороться надо до самого конца.

Игра 1 (расставляются в круг 6 стульев, играет 7 человек).

"Пока будет звучать музыка, вы бегаете вокруг стульев. Как только музыка прекратилась, каждый должен занять место на стуле. Кто не успел - выходит из игры и становится зрителем. За каждый промежуточный выигрыш вы получите карточку. У кого будет больше всех карточек за две игры, тот и победитель соревнования."

Игра 2 (в круг расставляются кегли - 6 штук; играют те же 7 человек).

"Пока будет звучать музыка, вы бегаете по кругу. Как только музыка прекратилась, каждый должен схватить одну кеглю. Кто не успел - выходит из игры и становится зрителем. За каждый промежуточный выигрыш вы получите карточку. У кого будет больше всех карточек за две игры, тот и победитель соревнования."

Объект исследования - уровень агрессивности

Предметом исследования являются анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей.

Цель исследования - провести сравнительный анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей.

1) изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2) выявление детей с высоким уровнем агрессивного поведения.

3) сравнительный анализ уровня агрессивности у мальчиков из полных и неполных семей.

Использовались следующие методы исследования:

Диагностика эмоционального состояния (проективная методика «Несуществующее животное»).

Наблюдение за детьми.

Гипотеза исследования: предполагается, что на уровень агрессивного поведения мальчиков существенное значение оказывает то, в какой семье воспитывается ребенок (полная и неполная семья).

Исследование проводилось на базе СШ №2 города Могилева, в 1 «Б» классе.

Было обследовано 15 мальчиков младшего школьного возраста. 4 Мальчика, воспитываются в неполной семье, 11 мальчиков в полной.

Для изучения предрасположенности к агрессии может быть использован проективный тест «Несуществующее животное». Этот метод исследования построен на теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением.

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определённое напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли - представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью. Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Лист бумаги стандартного размера А-4.

Инструкция. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Опишите образ жизни этого животного, его характер, с кем он общается, чем питается, есть ли у него дом, друзья, враги.

Наблюдение за детьми проводилось с целью изучения проявлений агрессивного поведения у младших школьников из полных и не полных семей. В процессе наблюдения оценивалось проявление таких агрессивных качеств как:

1) Раздражительность, 2) Безразличие, отчужденность, 3) Ненависть, 4) Презрение, 5) Страх, 6) Конфликтность, 7) негативизм, 8) упрямство, 9) импульсивность, 10) эгоизм, 11) слабоволие, 12) несдержанность, 13) агрессия к одноклассникам, 14) аффективность.

«+» обозначался высокий уровень агрессивности детей (качества проявляются часто);

«±» - средний уровень (качества проявляются иногда);

«-» - низкой уровень агрессии младших школьников (качества не проявляются).

Никто
Методики выявления агрессивности личности

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык» , а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности . Но, в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности , которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности

(Схема наблюдения за ребенком)

Ребенок :

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен , можно лишь в том случае, если в течение длительного времени (не менее чем шесть месяцев) в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности , необходима помощь специалиста - психолога или врача.

Кроме того, можно использовать схему наблюдения, разработанную Лаврентьевым Г. П. и Титаренко Т. М. (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992) . Данные критерии помогут воспитателю или учителю выявить агрессивность у ребенка в группе детского сада или в классе и в дальнейшем выработать свою стратегию поведения с ребенком, а так же помочь ему адаптироваться в детском коллективе.

Критерии агрессивности у ребенка

(Схема наблюдения)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то не доволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Затем баллы суммируются.

Высокий уровень агрессивности - 15-20 баллов .

Средний уровень агрессивности -7-14 баллов .

Низкий уровень агрессивности - 1-6 баллов .

Оценка агрессивности (тест А. Ассингера)

Методика позволяет выявить агрессивность личности самого педагога по отношению к окружающим в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса, уровень корректности при социальных контактах.

Инструкция : Вам предлагается 20 вопросов, описывающих различные жизненные ситуации . К каждому вопросу предлагается три варианта ответов. Выберите один вариант - тот, который больше всего вам подходит. На бланке для ответов, напротив номера вопроса, обведите букву соответствующую выбранному ответу.

1. Склонны ли вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

2. Как вы ведете себя в критических ситуациях?

а) внутренне кипите;

б) сохраняете полное спокойствие;

в) теряете самообладание.

3. Каким считают вас коллеги?

а) самоуверенным и завистливым;

б) дружелюбным;

в) спокойным и независимым.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

а) примете ее с некоторыми опасениями;

б) согласитесь без колебаний;

в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

а) выдадите ему «по первое число» ;

б) заставите вернуть;

в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами вы встретите мужа (жену, если он (она) вернулся с работы позже обычного?

а) «Что это тебя так задержало?» ;

б) «Где ты торчишь допоздна?» ;

в) «Я уже начал (а) волноваться».

7. Как вы ведете (вели бы) себя за рулем автомобиля?

а) стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост» ;

б) вам все равно, сколько машин вас обошло;

в) мчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) сбалансированными;

б) легкомысленными;

в) крайне жесткими.

9. Что вы предпринимаете, если вам не все удается?

а) пытаетесь свалить вину на другого;

б) смиряетесь;

в) становитесь впредь осторожнее.

10. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

а) «Пора бы уже запретить им такие развлечения» ;

б) «Надо создать им возможности для организованного и культурного отдыха» ;

в) «И чего с ними столько возятся?» .

11. Что вы чувствуете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?

а) «И зачем только я на это нервы тратил?» ;

б) «Видно, его физиономия шефу приятнее» ;

в) «Может быть, мне удастся это в другой раз» .

12. Как вы, смотрите страшный фильм?

а) боитесь;

б) скучаете;

в) получаете искреннее удовольствие.

13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание :

а) будете нервничать во время заседания;

б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;

в) огорчитесь.

14. Как вы относитесь к участию в спортивных играх и соревнованиях?

а) обязательно стараетесь выиграть;

б) цените удовольствие вновь почувствовать себя молодым;

в) очень сердитесь, если не везет.

15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

а) стерпите, избегая скандала;

б) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание;

в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?

а) поговорите с учителем;

б) устроите скандал родителям «малолетнего преступника» ;

в) посоветуете ребенку «дать сдачи» .

17. Какой, по-вашему, вы человек?

а) самоуверенный;

б) пробивной;

в) средний.

18. Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

а) «Простите, это моя вина» ;

б) «Ничего, пустяки» ;

в) «А повнимательнее быть вы не можете?» .

19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

а) «Когда же наконец будут приняты конкретные меры!» ;

б) «Надо бы ввести телесные наказания» ;

в) «Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели» .

20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое из перечисленных животных вы предпочтете?

а) тигра или леопарда;

б) домашнюю кошку;

в) медведя.

Бланк для ответов

Номер вопроса 1 2 3 Номер вопроса 1 2 3

1 а б в 11 а б в

2 б в а 12 а б в

3 в б а 13 в а б

4 в а б 14 б а в

5 в б а 15 а б в

6 в а б 16 а в б

7 б а в 17 в а б

8 б а в 18 а б в

9 б в а 19 в б а

10 б а в 20 б в а

Обработка результатов :

Подсчитайте количество обведенных вами ответов по столбцам. Количество ответов во втором столбце (под цифрой 2) умножьте на 2, количество ответов в третьем столбце (под цифрой 3) умножьте на 3; сложите эти произведения и прибавьте к ним количество ответов, обведенных в первом столбце (под цифрой 1) . Полученная сумма является вашим итоговым баллом, который подлежит интерпретации.

Интерпретация :

35 и менее баллов - вы чрезмерно миролюбивы. Возможно, это обусловлено недостаточной уверенностью в себе, в своих силах и возможностях. Почему вы считаете, что всегда и во всем уступать - это хорошо? Вам не помешает быть немного решительнее и настойчивее в отстаивании своих интересов.

36-44 балла - у вас нормальный уровень агрессивности . Вы не подавляете окружающих, но и не позволяете им садиться себе на шею. Это хорошая основа для успешной работы с людьми.

45 баллов и более - вы излишне агрессивны . На работе вы любите придерживаться принципа «дружба дружбой, а служба службой» и не останавливаетесь при необходимости применять жесткие меры. Может, иногда можно было бы и помягче? Высокие результаты - это, конечно, важно, но и они будут достигнуты, если коллеги и дети любят и уважают вас, а не боятся.

Если по семи и более вопросам вы набрали по 3 очка (ответы обведены в крайнем правом столбце) и менее чем по семи вопросам - по 1 очку (ответы обведены в крайнем левом столбце) - взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Своим поведением вы можете спровоцировать нежелательные конфликтные ситуации.

Если же по семи и более вопросам вы получили по 1 очку и менее чем по семи вопросам - по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессии , просто вы слишком тщательно подавляете их.

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Рассмотрим подробнее основные направления работы.

Работая с агрессивными детьми , специалисты, прежде всего, должны наладить контакт с семьей. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях :

Информирование о проблеме (что такое агрессивность , каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих, об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребёнка );

Обучение эффективным способам общения с ребенком : обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми , а также приёмами регуляции психического равновесия; обучение родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты - сообщений» , исключение угроз и приказов, работа с интонацией; отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; помощь семье в плане выработке единых требований и правил воспитания;

Информирование родителей может проходить :

В индивидуальных беседах;

В виде лекций;

В виде сообщений на родительских собраниях;

На встречах в «Семейном клубе» и т. п. ;

В виде наглядной информации.

Информационный материал для родителей :

Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок будет вести себя более агрессивно , чем дети,которые воспитывались иначе.

Таким образом, формирование агрессивных тенденций , которые затем могут наблюдаться и на более поздних ступенях развития, происходит несколькими путями :

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответственного поведения по отношению к другим и к окружающей среде. Определено, что дети, наблюдающие агрессивность взрослых , особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности , обычно воспринимают эту форму поведения.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности . В ряде исследований было установлено что :

а) родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей , воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность , которая будет проявляться в более зрелые годы;

б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности , вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность ;

в) родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей , как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение .

Важно обратить внимание родителей на причины возникновения агрессивности детей .

На формирование агрессивности влияют следующие факторы :

1. Негативизм матери, отсутствие родительской любви (отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие) .

2. Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым.

3. Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование) .

4. Индивидуальные особенности темперамента (возбудимость и вспыльчивость) .

5. Отсутствие заботы родителей об основных потребностях ребенка (сон, еда, общение) интересы ребенка игнорируются.

6. Несогласованность требований родителей. - У ребенка нет четких норм поведения.

7. Слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец) . Неспособность постоять за себя и ребенка.

8. Острая травма или утрата, травматические обстоятельства которой запомнились; долгое расставание с близкими людьми в раннем возрасте.

9. Непринятие, ревность, жестокость со стороны братьев или сестер.

10. Гиперпротекция – чрезмерное количество указаний, повышенная тревога за здоровье, чрезмерное внимание (развитие этой сферы за счет других) .

11. Чрезмерная стимуляция сексуальности, телесный контакт.

12. Личностные особенности родителей : раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников.

13. Скука, недостаток стимулов.

14. Иногда агрессия может появляться у детей как реакция на изменения в жизни (адаптация к новым возрастным требованиям, переезд или необходимость посещать детский сад; жестокость к братьям и сестрам в попытке сохранить любовь матери).

15. Отсутствие возможности побыть одному.

16. Родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. Наследственные нарушения (например – лишняя У-хромасома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола) обязательно будут способствовать агрессивности .

Травмы, органические заболевания мозга, эпилепсия, опухоль мозга.

17. Врожденные физические дефекты – факторы, постоянно раздражающие ребенка, затрудняют полноценное взаимодействие с другими людьми и могут вызывать агрессию .

18. Различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 месяцев.

Специалистами выделен синдром трудного темперамента, при котором ребенка нелегко воспитывать.

Помните, что у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети . Основная роль в воспитании агрессивных детей отводится матери.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ

Коррекционную работу с детьми необходимо начинать с проведения наблюдения и диагностических исследований с целью выявления причин агрессивности и нарушений в эмоциональной и личностной сфере. На основе полученных результатов разрабатывается коррекционная программа.

Для определения уровня агрессивности у учащихся используются следующие методы диагностики:

Наблюдение

Интервью

Проективные методики

Тесты

Метод наблюдения – самый древний метод сбора психологической информации, он играет немаловажную роль в исследовании поведения ребенка, по крайней мере, по двум основаниям. Во-первых, это возможность получить богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения ребенка и составления программ исследования. Во-вторых, наблюдение можно использовать, когда психологическая информация не может быть получена никакими иными методами.

В данном случае наблюдение представляет собой метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами диагностики.

В психологической практике в зависимости от того, какой степени точности информацию необходимо получить психологу используются неструктурализованное и структурализованное наблюдение.

При нестуктурализованном наблюдении заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению. Оно не имеет строго плана, заранее определены лишь объект и ситуация наблюдения. Иными словами, психолог выделяет конкретного ребенка, за которым будет вестись наблюдение, и определяет ситуацию, в которой происходят те или иные события.

Понятно, что поведение ребенка в целом невозможно охватить наблюдением. Поэтому обычно составляется самая простая схема наблюдения. Выделяются основные его элементы. В качестве такой схемы можно использовать подход, основанный на принципах, заключенных в разработках С.Розенцвейга, который считал, что критическая или фрустрирующая ситуация является прекрасным индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения детей.

При другом, стуктурированном наблюдении, заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций, которые в наибольшей степени интересуют психолога. В этом случае специальный план записи или фиксации результатов наблюдения составляется еще до начала сбора информации.

Определить характер нарушений поведения и их психологические причины можно, используя в работе с детьми такой метод, как интервью. Модель интервью, его содержание и направленность вопросов определяется той методологической и теоретической схемой, которой придерживается психолог в работе с детьми.

Одним из примеров психоаналитической модели интервью может служить разработанный А.Адлером «Индивидуальный психологический опросник». Он был сформулирован для того, чтобы определить биологические, психологические, социальные условия формирования стиля жизни, в рамках которого возникают нарушения личного развития и поведения, для понимания и оказания помощи и преодоления проблем детей, а также для того, чтобы выявить психологические механизмы, позволяющие ребенку справляться с негативными ситуациями.

Компактным примером диагностического интервью может служить схема, предложенная Н. Мак-Вильяме, которая включает в себя следующие шкалы:

Демографические данные;

Текущие проблемы и их состояние;

Личная история;

Младенчество и детство;

Латентый период;

Подростковый и юношеский период

Текущие представления (ментальный статус)

Заключение и выводы

Примером интервью в теории социального научения может служить разработанная А.Бандурой и Р.Уолтерсом «Анкета подростка»

Она была создана для выраженности физической, вербальной, косвенной агрессии и враждебности подростков против родителей и ближайшего окружения.

Схема бесед с подростками имеет полуструктурированный характер, т.е. задаются стандартные вопросы в заранее установленном порядке. Используются вопросы «открытого» типа, что позволяет респонденту отвечать, насколько он хочет и выражать свои отношения и чувства в той мере, в какой он сочтет нужным.

Хороший результат в диагностике агрессивности дают проективные методики:

Одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивных детей – методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Методика в основном проводится в режиме взаимодействия «психолог- ребенок» с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика РНЖ является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность РНЖ состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка. И, наконец, третья – это метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях исходя их того, что хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания, он все же отражает сознательные установки ребенка.

Другой достаточно распространенный проективный диагностический метод для изучения агрессивности и причин нарушения поведения у детей является методика «Дом-дерево-человек»

Методика проводится по стандартной процедуре. Вначале необходимо установить доверительный контакт с ребенком и лишь потом сообщить ему о характере задания.

Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке.

Богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка дает тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС). Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные6 отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование семьи и беседы после рисования. Также как и в «ДДЧ» процесс рисования дает психологу большую информацию о взаимоотношениях и микроклимате в семье исследуемого ребенка.

Уровень агрессивности лучше всего определяется с помощью методики «Тест руки». Данный тест создан американским психологом Э.Вагнером в 1961 году. Методологическим обоснованием «Теста руки» является предложение автора о том, что поскольку человеческая рука применяется в различных видах деятельности, то по восприятию изображения руки можно определить имеющиеся у человека тенденции к действию. А, следовательно, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать и реальное поведение.

Основная диагностическая ценность методики состоит в выявлении актуальных и доминирующих потребностей, мотивов и конфликтов личности, кроме того она позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать предрасположенность личности к открытому агрессивному поведению.

Открытое агрессивное поведение описывалось Э.Вагнером как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. С этой точки зрения понятие агрессивности включает в себя три необходимых и взаимосвязанных компонента:

Намеренность

Применение насилия, а не просто угрозы

Наличие телесных повреждений, или каких либо негативных последствий у потерпевших.

Стимульный материал «тест руки» представляет собой 9 карточек с изображениями кисти руки человека в различных положениях, десятая карточка пустая. Карточки предъявляются в определенной последовательности в фиксированной последовательности.

Одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии – «Опросник Басса-Дарки». Согласно известным представления, агрессия является одним из наиболее распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А.Бассом и А.Дарки был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.

Опросник Басса – Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Склонность к раздражению

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Кроме того, выделяется восьмой индекс – чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

Используя эту методику можно также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессии.

Для измерения силы и выраженности агрессивной мотивации используется методика Д.Ольвеуса. Д.Ольвеусом были разработаны две методики. Первая – это «Опросник агрессии для подростков». Он состоял из пяти отобранных с помощью факторного анализа субшкал:

Вербальной агрессии

Физической агрессии

Импульсов агрессии

Торможения агрессии

Позитивного самоотчета (для контроля тенденции к социально желательным ответам)

Своеобразие этого опросника состояло в том, что его вопросы акцентировали внимание на часто встречаемых и типичных для возраста 12-16 лет формах агрессивного поведения, а именно – вербальном протесте по отношению к взрослым и физическом соперничестве со сверстниками.

Для подтверждения прогностической надежности данной методики была разработана дополнительная проективная методика. Ее стимульный материал представлял собой четыре неоконченных рассказа в каждом из которых взрослый мужчина создавал для подростка ситуацию фрустрации и некоторой угрозы, за что, однако, последний был ответственен. От испытуемого требовалось ответить на три вопроса, касающихся предложенной ситуации, и после этого придумать окончание истории. Категории анализа за содержание ответов включали в себя ряд субкатегорий, группировавшихся в соответствии с двумя противоположными мотивами – агрессивной тенденцией и тенденцией торможения агрессии.