Домой / Для серых глаз / Современная социализация детей и подростков. Среди последних работ можно отметить работы Церковниковой Н.Г., Горбачевой Т.М., Ганиной М., Крошкиной В.В

Современная социализация детей и подростков. Среди последних работ можно отметить работы Церковниковой Н.Г., Горбачевой Т.М., Ганиной М., Крошкиной В.В

  • Заец Наталья Анатольевна ,
  • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  • Моцовкина Елена Владимировна , кандидат наук, доцент
  • Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
  • ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ

В статье раскрывается сущность процесса социализации подростков в деятельности детских и молодежных организаций, в том числе и неформальных молодежных объединений

  • Профессиональная ориентация учащихся среднего звена общеобразовательной школы
  • Характеристика личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы
  • Профилактика аддитивного поведения (на примере интернет-зависимости)
  • Особенности самоактуализации личности современной женщины в семье

Постановка проблемы. Активная деятельность детей в объединениях и организациях отражает их потребность в осуществлении социально и личностно значимого действия. Благодаря участию в различных объединениях, дети начинают стремиться к творческому самовыражению, к самоутверждению в сообществе. Данное стремление характеризует ориентацию детей в подготовке к осознанной жизни. В детских организациях они начинают участвовать в системе общественной деятельности.

Основные направления социальной и педагогической работы в детских и

молодежных объединениях определяются теми проблемами, которые возникают в ходе социализации.

Анализ исследований. Функции детского общественного объединения в процессе социализации, рассматриваемые И.Д. Аванесян, Н.Ф. Басовым, А.Г. Кирпичником, А.С.Коршуновой, Д.Н. Лебедевым, A.B. Мудриком, К.Д.Радиной и др., имея определенные специфические особенности возраста, в общем виде могут быть определены следующим образом :

Цель: рассмотреть особенности социализации подростков в деятельности детских и молодежных организаций

Изложение основного материала. Создание необходимого условия, т.е. поддержка статуса детского сообщества как объединения, повышает общественную активность подростка в различных сферах ее проявления. Это обеспечивает формирование свойств социализации и качеств личности, нового поколения в целом.

Термин «социализация» несет комплексный характер. Он рассматривается во многих науках: философии, социологии, психологии, педагогики и других видах научного знания. Понятию социализации, особенностей ее процесса и структуры особый вклад внесли такие известные ученые: В.С. Барулин, Э. Дюркгейм, И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Л.Г. Выготский, Л.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Т. Парсонс, С.Л. Рубинштейн и др. Все они пришли к единому мнению, что социализация - это процесс присоединения и интеграции личности в общество.

Социализация - это усвоение человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, которые позволят ему становиться индивидуальностью, способной функционировать в данном обществе.

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, а также ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, во время которого создается всеразвитая личность .

Мы приходим к выводу, что социализация - это двусторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта посредством вхождения в социальную среду, а также систему социальных коммуникаций; с другой стороны, процесс активного воспроизводства человеком системы социальных коммуникаций посредством его активной деятельности, активного вхождения в общество.

В ходе социализации индивид примеряет и выполняет разнообразные социальные роли. В процессе социализации, личность проявляет себя, раскрывает и представляет через социальные роли. Способность человека вступать в различные социальные группы без особой очевидности и без самоуничижения, свидетельствует о довольно хорошем уровне данного процесса. Выделяют такие общественные условия социализации:

  1. Предметно-пространственная среда (окружающая среда; общественность, домашние интерьеры; планировка и архитектура поселений).
  2. Общественные отношения (семейные, дружественные, производственные)
  3. Социально весомая информация (характер ежедневных, производственных, научных, эстетических, религиозных данных по миру, доступных человеку и освоенных им) .

Выделяют четыре главных института социализации:

  • семья,
  • школа и другие учреждения (иногда учреждения культуры выделяют отдельно),
  • молодежные и детские общественные объединения,
  • неорганизованная окружающая среда (то есть «улица»).

В интересах общества управлять группами подростков. Самый широко распространенный тип организованных групп - школьные классы, группы в училищах, колледжах и т.д. Они рассматривают институт социализации «школа». Однако они не полностью удовлетворяют потребности подростков в отношении социализации.

Молодежью и детскими общественными организациями управляет общество. Социализация происходит методом организации общественной деятельности подростков, организации их взаимодействия в сообществе и с окружающей социальной средой.

Особенности детско-юношеского общественного объединения как института социализации и его различия от школы и семьи.

Можно говорить о специальном положении участвующих в объединении взрослых. Это не только учителя, педагоги, воспитатели, но также и товарищи юных членов объединения, которые действуют только «на равных». В этом объединении расстояние меньше, чем в семье и школе. Как следствие: в восприятии подростком взрослого меньше проявляется реакция эмансипации. Как мы можем понимать – это больше, чем доверие. Все те ценности, носителем которых является взрослый, легче присваиваются именно подростком, а в дальнейшем влияют на развитие индивидуальности ребят.

Особое положение подростка. В объединении он получает большой набор социальных прав, возможность делать свободный выбор: добровольно прибывает в объединение и также уходит из него; добровольно выделяет ценности объединения, выбирает тот круг общения и действий, который ему интересен; участвует в самоуправлении, принятии коллективных решений и т.д.

В любом объединении подросток получает возможность проявлять субъектную позицию.

Субъектная позиция подростка в детском объединении – это такая позиция, при которой подросток действует как субъект выдвижения перспективы и организации деятельности объединения, вырабатывает общие требования, оценивает, а не является пассивным объектом воспитательных и образовательных влияний. Еще одним приоритетом в детском объединении является создание условий для реализации прав и личных свобод юнош и девушек. Подросток как субъект обязан действовать ради целей объединения и осознанно представлять себя в качестве деятеля; стремиться быть на уровне общественности и собственных требований к себе. При этом он имеет право на личное самопроявление, самопознание и саморазвитие.

Таким образом, в условиях общественного объединения активизируются процессы самовоспитания и взаимовоспитания, которые содействуют формированию зрелой нравственной личности.

Основные особенности жизнедеятельности объединения:

  • большое количество направлений и видов деятельности, гибкий ответ на любое изменение интересов членов объединения (соответствие развитию познавательных способностей в подростковом возрасте);
  • эмоциональная насыщенность: присутствие романтизма, творческий подъем, чувство единения, «взрослость» и т.п.;
  • немаловажная роль игры в деятельности объединения;
  • сочетание общих интересов и возможностей для творческой самореализации каждого индивида.

Так, деятельность детских и молодежных организаций привлекательна для ребят тем, что создает благоприятные условия для назначения ими транслируемых объединением ценностей и потенциально способствует расширению влияния объединения в подростковой среде .

Функция координации в деятельности общественных объединений и организаций обеспечивает оптимальную интеграцию личности в систему связей с общественностью на основе созданных адаптационных и коммуникативных навыков посредством развития разнообразных социальных ролей, принятия общественных идеалов, социальных норм, традиций, обычаев, верований, культуры общества как образа жизни человека, группы, коллектива, нации. Члены детских организаций участвуют в различных типах социально значимой деятельности в пользу людей. Организация добивается взаимодействия индивидуальности с жизненной средой, помогает развитию собственного мнения, направлена на поиск способов социально значимых решений, т.е. формируется осознанная, активная гражданская позиция, которая в перспективе строит фундамент социополитического положения.

В данном отношении детские организации реализуют социализирующую функцию, включая личность в разные виды деятельности: познавательную, творческую, социально-практическую. Благодаря перечисленным функциям, уменьшается пространство девиантного, делинквентного (противоправного) и адфиктивного (наличие у индивида пагубных привычек – употребление алкоголя, наркотиков, токсичных веществ, табакокурение и т. д.) поведения. Таким образом, в ходе социально значимой деятельности у учеников формируются актуальные волевые качества: ответственность, обязательство, ориентация на результат, навыки самоограничения и самоорганизации. Этому способствуют приобретаемые жизненные способности, подразумевающие опыт исполнения разноообразных социальных ролей: труженика, гражданина, школьника, руководителя, консультанта, товарища, исполнителя, делегата, представителя, докладчика и др .

Фасилитационная (поддерживающая) функция детских общественных объединений и организаций включает функцию предоставления подросткам помощи в трудной жизненной ситуации, в ситуациях противоречия с законом, при явлениях дезадаптированности и десоциализации, связанных с сокращением адаптационных свойств личности, потере социально значимых навыков. В данном отношении весьма важна адресная социально-педагогическая помощь в пределах организации как содействие в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, в разрешении жизненных проблем посредством предоставления посреднических услуг на основе взаимодействия с различными организациями, субъектами управления, культурными учреждениями, досуга, здравоохранения, правоохранительными органами, фактической исполнительной властью .

Цель детского общественного объединения проявляется в требовании общества организационно оформить социальную активность детей, т. е. направить социализацию ребенка к социально приемлемому курсу. Через детское общественное объединение ребенок не только обогащается социально значимым опытом, но также и принимает себя как творческая личность, преобразовывая жизненные обстоятельства. В данном контексте цель деятельности детского общественного объединения носит сугубо подчиненный характер и отражает специфические особенности детской организации. Она всегда определенная и в конечном итоге принимает практический результат.

Особенности социализации подростков в неформальных молодежных организациях

Особенности проведения досуга, характер коллективных ценностей молодежи проявляются в определенных ею специфических моделях жизнедеятельности – молодежных объединениях, клубах, ассоциациях, движениях, которые гарантируют их членам социальную обеспеченность, свободу самодеятельности, выбор форм творческой самореализации, но не всегда положительной. Все возможные формы будущего социального поведения, включая инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения, молодежь проигрывает на примере неформальных объединений .

Молодежная субкультура как система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей молодежи, отчетливо прослежена в функционировании неформальных молодежных объединений. Стремление к созданию неофициальных ассоциаций специфично для молодежи. Статус молодого человека в собственных глазах не совпадает со статусом в глазах общества; принимаемые нормы и ценности отличаются от тех, что приняты обществом. Тем самым, юноши и девушки создают организации «под себя», создают «таких же», как они, показывая «непринадлежность» себя к существующему обществу .

Мы приходим к выводу, что неформальные объединения, разнообразные любительские группы и организации действуют как важный специфический институт социализации молодежи. В разнообразных объединениях для молодежи часто открываются возможности для «проигрывания» многих будущих социальных «сценариев», формируются необходимые навыки и способности. Однако, помимо положительных моментов, молодые люди в неформальных объединениях также сталкиваются со стяжательством, обманом, корыстью и другими отрицательными проявлениями человеческого характера. Поэтому, с позиций морали, проблема состоит не в том, что молодежь объединяется в группы, а в том, что ориентация происходит в интересах группы.

В то же время необходимо отметить, что росту молодежных неформальных объединений способствует парадоксальность процесса социализации: взрослея, молодежь приходит в мир, к которому недостаточно хорошо подготовлена. Возникающее условие неуверенности влияет на процессы социализации и происхождения новых структур. Показательно, что Т. Парсонс видел основания противопоставления мира молодежи миру взрослых в желании занять место «отцов» в социальной структуре общества. Создание молодежных организаций можно рассмотреть как естественный результат социализации молодого поколения .

Область возможностей и свобода выбора – это обязательные условия для формирования личности молодежи. В основе этого процесса лежит значимая потребность всего живого определить границы своих возможностей. Общество с развитыми демократическими принципами должно давать молодежи возможность выбора разнообразных примеров социального поведения, управляя только конечным результатом их поисков.

Вывод. Таким образом, мы раскрыли особенности социализации подростков посредством деятельности детских общественных объединений, организующих свою работу на принципах добровольности, выбора, равной доли отношений детей и взрослых, социальной ориентации и саморегуляции. В деятельности детских общественных объединений происходит развитие качеств личности, способствующих социализации подростков.

Список литературы

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/под редакцией В.А. Сластёнина. - 3-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2004, - 264с.
  2. Волохов А.В. Социализация подростка в детских общественных организациях (вопросы, теории и методики). - Ярославль. 2000. - 176с.
  3. Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2009. № 6. С. 107-109
  4. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – М. : Дашков и Ко, 2007. – 328 с.
  5. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ М.В. Шакурова - 3-е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия», 2006. - 272с.
  6. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3, С.140-144.

Специфика социализации детей подросткового возраста

Социализация личности происходит на протяжение всей жизни человека. Но наиболее интенсивно она проявляется в детском и подростковом, а также в юношеском возрасте. Некоторые авторы, акцентируя внимание на возрастных особенностях процесса социализации, подчеркивают, что в процессе присутствуют достаточно значительные различия, выражающиеся в специфике протекания данного процесса в различные возрастные периоды человека.

Замечание 1

По мнению отечественных авторов (например, по мнению А. В. Петровского), в подростковом возрасте человек стремится к проявлению своей индивидуальности. Как следствие, активно осуществляется индивидуализация личности. Социализация может помочь разрешить противоречие, с которым сталкивается человек в этот период времени: с одной стороны, он идентифицирует себя с обществом, но, с другой стороны, он обособляется от общества, потому что стремится выявить в себе уникальные черты.

То есть, успешный процесс социализации подростка предполагает следующее:

  1. Адаптацию человека к обществу и общественной системе, ее нормам и правилам, ценностям;
  2. Саморазвитие человека, выявление его уникальных черт, которые будут делать акцент на его уникальности, а не на возможностях быть похожим на всех остальных членов общества.

Особенности социализации в подростковом возрасте следует рассматривать с точки зрения нескольких фаз жизненного пути человека. Во-первых, это детство, когда активно происходит именно адаптация. Во-вторых, отрочество как символ индивидуализации человека. Юность, в свою очередь, становится интеграцией человека с сохранением его уникальных черт.

В юности, как и в подростковом возрасте, человек стремится стать частью какого-либо объединения, которое в дальнейшем даст ему возможность раскрыться с новых сторон. Между фазами также могут возникать некоторые противоречия, которые или мотивируют человека к более организованной и целесообразной деятельности, или дадут ему понять, что необходимо примерить на себя новые социальные роли, приобщиться к иным особенностям и чертам социализации, ее ценностям и ориентирам.

Потребности подростка в процессе социализации

Социализация всегда предполагает удовлетворение потребностей тех лиц, которые входят в данный процесс. Так, особенности социализации человека в подростковом возрасте соотносятся с потребностями в таких аспектах, как самостоятельность и независимость, самоопределение и непосредственное общение со сверстниками для обмена опытом и знаниями. Каждый подросток сталкивается в желанием показать, что он уже созрел для принятия решений, а также может быть независим от своих родителей.

Это вполне оправданные желания, которые вполне могут осуществиться. Подросток применяет уже усвоенные на предыдущих возрастных этапах своей социализации знания и навыки, а также образцы поведения, которые могут быть как приемлемы, так и не приемлемы в обществе. Но они не останавливаются на достигнутом, ведь продолжают усваивать новые образцы поведения, но в уже более расширенной социальной среде. Подросток стремится занять свое место в системе социальных отношений, пользоваться авторитетом у сверстников. Это стремление можно назвать стремлением в приобретении как можно более высокого статуса в обществе, достижении общественного признания.

Некоторые подростки стремятся к большему, поэтому их ценности и усваиваемые нормы не ограничиваются семейной средой, а также окружением сверстников. Но большинство все же принимают решение начинать с самых низов. Для кого-то максимум – обрести признание среди своих друзей и товарищей. Такие подростки могут прибегать к довольно асоциальным методам: начинают употреблять спиртные напитки, увлекаются курением, чтобы в глазах друзей выглядеть «круче». Но, в данном случае, многое зависит от воспитания подростка. Так, если в семье его приучили, что достигать успеха и завоевывать авторитет можно и иными способами, которые будут соответствовать социальным нормам, то в подростковом возрасте человек вряд ли прибегнет к вышеперечисленным отрицательным действиям.

В поиске своего места в обществе подросток может потерять себя. Его психика крайне нестабильна, очень гибка, и в этом возрасте ему можно навязать ложные нормы и ценности, которые будут восприняты как единственно верные. К тому же, подросток очень часто меняет свое окружение. Это связано с занятиями в кружках и секциях, поиске по-настоящему интересного дела, которое займет подростка. На пути к хобби ему предстоит испробовать много других видов деятельности, а значит сменить много других социальных групп.

Стремление достичь общественного признания приводит к подражанию подростка взрослым, сверстникам, которых уважают другие, и даже демонстрируемым средствам массовой информации образцам и эталонам успешных людей и тем, кто себя выдает за таковых. Таким образом, к ключевым факторам социализации подростков следует отнести особенности воспитания и проведения досуга в рамках семьи, отношение к каким-либо объектам, процессам и явлениям в обществе. немаловажны приоритеты и установки, семейные ценности, неформальное окружение подростка и компания, в которой он проводит свое свободное время. Большую роль играют образовательные институты (например, школа), и отношение подростка к той системе ценностей, которая прививается во время школьного обучения. То есть, основными институтами социализации подростка являются такие, как:

  • Семья – родители, старшие или младшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, которые принимают то или иное участие в воспитании подростка и в целом в его жизни
  • Неформальная группа – друзья, приятели и сверстники, которые окружают подростка и также демонстрируют ему возможные модели поведения и восприятия ключевых социальных норм и ценностей;
  • Школа – педагогический состав, одноклассники. Социализацию можно оценить по тому, как подросток относится к учебному процессу, а также по отношениям его с одноклассниками, другими учащимися школы и педагогическим составом.

Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде .

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения -- «пубертатного криза» (Homburger F., 1926).

В современной западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Э. Эриксона о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового периода. Под «идентичностью» подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирование «идентичности» рассматривается с психоаналитических позиций как результат «распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», образования «сверх-Я» и т. п. Самой идентичности, процессу познаний самого себя придается самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков.

А.Е. Личко отмечает, что суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся описанные реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением .

Социализация ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая в подростковом возрасте, по мнению таких ученых, как В.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин и других, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связывается со становлением мотивационно-потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И. Фельдштейн пришел к выводу, что «раскрытие особенностей развития этой деятельности, закономерностей этого развития обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, самосознания, выявления путей направленного развития социальной активности ребенка» . Таким образом, особенности социализации личности подростка в конкретный исторический период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса.

Исходя из этого, становится понятной необходимость изучения влияния изменившихся социально-экономических условий на процесс становления личности в подростковом возрасте.

В своем исследовании Д.В. Ярцев попытался определить некоторые особенности социализации современного подростка и получил следующие данные:

  • 1. У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной того служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого, -- ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка.
  • 2. В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения.
  • 3. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но данная потребность сегодня в значительной степени депривирована ввиду неспособности современной школы транслировать такой опыт.
  • 4. Возникшая на современном этапе развития социально-экономических отношений потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности не находит своего полного и истинного удовлетворения. Негативные проявления, сопровождающие раннюю включенность подростка в экономические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного и адекватного удовлетворения данной потребности, а с другой - несформированностью соответствующих культурных традиций.

Как отмечает М. Кле , семья выступает референтным источником там, где культурные нормы стабильны. Исходя из этого становится очевидной взаимосвязь между социально-культурными изменениями и ослаблением референтной функции семьи. Таким образом, у современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые в будущем могли бы способствовать его более успешной социальной адаптации.

Из них в первую очередь можно назвать такие, как развитие и оптимальное использование своих способностей, привлекательность построения конструктивных и «пластичных» отношений с окружающими людьми, предпочтительность формирования таких привычек потребления, которые бы базировались на разумном использовании материальных благ.

Введение

Для современного российского общества ещё не выработавшего эффективных механизмов социального гомеостаза, нарастающая социальная поляризация обусловливает необходимость комплексного подхода к процессу социализации личности.

Трансформационные процессы в обществе зачастую усиливают своё негативное воздействие на регулирование отношений между подростком и социальной средой. Реформирование институтов социализации, таких, как семья, школа, детские и молодежные коллективы, отражается, прежде всего, на степени социальной адаптации современного поколения детей. Сегодня можно наблюдать нормативно-ценностный кризис, сопровождающий реформирование российского общества и приводящий к тому, что молодёжь, не имея целостного устойчивого мировоззрения, неспособная противостоять асоциальным явлениям, скатывается на путь цинизма, безверия и апатии. И это в то время, когда от подрастающего поколения зависит судьба будущего, реформы нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное развитие.

Проблемы молодёжи во многом связаны и с теми объективными процессами, которые происходят в современном мире: урбанизация, повышение удельного веса пенсионеров и лиц преклонного возраста, снижение рождаемости и т. д. Вместе с тем, молодёжные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованную нашей действительностью и той политикой, которая проводится по отношению к молодёжи.

Молодежь является важнейшей социально-демографической группой, в структуре населения города Иркутска, основным стратегическим ресурсом городского развития.

Необходимость обращения к теме исследования определяется следующими обстоятельствами:

Молодое поколение является полноправным субъектом общества, который частью пассивно воспринимает предлагаемые ему общественные отношения, частью адаптируется к ним;

Подросток как объект социализации, сегодня познаёт, быстро и легко принимает те искажённые установки, ценности, способы поведения и жизненные ситуации, которые характерны для современного кризисного состояния.

В данном исследовании мы рассмотрим молодежные организации, действующие в нашей области.

Социализация личности подростка

Сущность процесса социализации

Социологи утверждают, что представление об особой возрастной группе, называемой «подростковой», является продуктом культуры конца XIX века. Однако историки считают, что существование определённых молодёжных групп можно проследить, по крайней мере, с Франции XVI века. Исследование подростковой социализации как социального явления и процесса получило распространение одновременно с «молодёжной революцией» 60-х годов XX столетия. До этого времени рассматривались в основном: философские, педагогические, психологические и другие аспекты данной проблемы.

Изучение возрастной стратификации позволило обнаружить отсутствие единого мнения авторов о месте подросткового возраста в системе возрастов. Чаще всего подростковый возраст соотносят с возрастом - 13-16 лет, ранний юношеский - 15-17 лет. Согласно Конвенции о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20.11.89 года 13 «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста…» Права детей: сборник документов Совета Европы и ООН (перевод с англ.) / Составитель Общественная правозащитная организация «Гражданский контроль». - СПб., 2002. С. 12.. Поэтому справедливо употреблять слова «ребёнок» и «подросток» в близком значении, так как в российском понимании возраст подростков - субъектов самоуправления составляет 13-18 лет.

Современная модель социализации (воспитания и образования) была заложена в эпоху Просвещения. В ее основе - стремление воспитать всесторонне, гармонично развитую личность с присущим ей универсализмом. Однако последующее развитие, особенно последние десятилетия, внесли свои коррективы в просвещенческую модель воспитания и образования, или социализации молодого поколения. На протяжении XX века резко увеличилась сумма знаний и информации, необходимая каждому члену общества. В то же время невозможность «объять необъятное», привели к изменению модели образования и воспитания и появлению порожденной постмодернистским сознанием синергетической модели формирования личности.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Бобосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. - Минск: Тетра-Системс, 2000.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

В процессе социализации всегда взаимодействуют две стороны: объект социализации - это индивид, отдельные люди или группы людей, на кого направлен этот процесс, и субъект социализации, осуществляющий этот процесс. Основы социологии: Учеб. пособие / М.П. Прокопов, Т.М. Пенская, Е.В. Реутов и др.; Под общ. ред. М.В. Прокопова. - М.: Русская деловая литература, 2000. Сложным и противоречивым процессом является самосоциализация (самообразование и самовоспитание), в которой объектно-субъектное проявляется в одном и том же индивиде. В процессе ресоциализации происходит освоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. В той или иной мере это может иметь место на каждом этапе жизни в связи с устареванием тех или иных элементов культуры, с серьезными изменениями в условиях жизни самой личности и всего общества. Причинами ресоциализации могут служить концептуальная перемена взглядов на общество, профессиональная переподготовка кадров или изменение взглядов и поведения людей. Специфична ресоциализация, связанная с эмиграцией, когда человек вынужден осваивать новую социокультурную среду.

Справедливо, что главный агент в социализации личности - это семья. В молодых семьях (на которые приходится основная часть деторождений) рождение ребёнка всё чаще откладывается на неопределённое будущее, ввиду жизненной неустроенности, влияния различных факторов социального риска (вместе с тем, растёт число молодых, даже юных, матерей-одиночек). Отсюда понижение уровня рождаемости нашей стране.

Известно, что демографическая ситуация в России в целом остаётся неблагоприятной и имеет тенденцию к ухудшению. Также следует заметить в качестве особенности подростковой социализации в условиях современной России, что в молодёжной среде усиливается социальная дифференциация, особенно заметно растущее расслоение по социально-экономическим показателям. Раковская Л.И. Социализация подростка в молодёжных объединениях города // Актуальные проблемы современных гуманитарных и социально-экономических исследований: Сборник научных статей. - Ставрополь: Изд-во АГРУС, 2006. Это означает, что возрастает необходимость учёта специфики групповых отношений, особенностей формирования потребностей и целей, роли и места различных слоёв юношества в становлении и реформировании общества.

На фоне социально-экономических потрясений 90-х годов XX века произошли важные сдвиги в общественном сознании молодёжи: усилились ценностные ориентации прагматического толка, в молодёжной среде царит более высокий уровень социального оптимизма и большая готовность к жизни в современных условиях, чем у старшего поколения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.1 Что такое социализация

Заключение

Список литературы

Введение

Очень важную роль в жизни любого человека, играет процесс развития в подростковом возрасте. Именно на этом этапе у человека формируются основные личностные качества, принципы нравственности, систематизируется поведение в социуме.

Процесс, при котором человек включается в систему отношений в среде, в которой он живет, сложный, неоднозначный и часто противоречивый, и главное - очень индивидуален.

Люди, которые становятся членами коллектива, как микросреды, имеют разное состояние здоровья, черты характера, внешность, знания и умения, обладают разной степенью общительность и другими качествами и чертами. Поэтому они по-разному вступают в коллектив, вызывают разную реакцию товарищей и оказывают обратное влияние.

То, на каком месте в системе окажется личность, наиболее зависит от индивидуального социального опыта.

Своеобразные, различные подходы к личности и роли в обществе ведут к формированию индивидуальной социализации.

Опыт определяет характер личности, линию поведения и систему ценностных ориентаций. Опыт может или соответствовать, или не соответствовать сложившимся в коллективе суждениям, традициям поведения и ценностям.

Когда налицо совпадение, то личность намного легче включается в систему уже сложившихся коллективных отношений. Когда человек имеет другой опыт (меньший, больший, уже), то установить взаимоотношения с коллективом ему немного труднее.

Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми.

Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

Цель данной работы - рассмотреть процесс психологического развития подростков.

Задачи работы:

Изучить психолого-педагогическое развитие подросткового периода.

Показать процесс психологического становления подростков;

Описать процесс вхождение в социализацию подростков.

Предметом рассмотрения является исследование подростков как объекта и субъекта социальных отношений.

Как объект социальных отношений подросток характеризуется с помощью таких понятий:

Ролевая идентификация - осознание подростком социальных норм, функций, моделей поведения, соответствующих определенным социальным ролям;

Социальная идентификация - осознание подростком своей принадлежности к определенной социальной общности;

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Особенности подросткового возраста

1.1 Младший подростковый возраст

Из психологического словаря замечаем: «Подростковый возраст - ступень онтогенетического формирования между детством и взрослостью (с 11-12 вплоть до 16-17 лет), что характеризуется качественными переменами, соединенными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Переход к подростковому возрасту характеризуется фундаментальными изменениями обстоятельств, воздействующих на личностное формирование ребенка.

Главные направления потребностей данного возрастного этапа, сопряженные с интенсивным рвением к личному самосовершенствованию,- это самопознание, самовыражение и утверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка возникает и увеличивается потребность быть похожим в старших детей и взрослых. Приобрести свойства взрослости стремятся все без исключения дети.

Видя проявления данных потребностей у старших людей, подросток часто слепо копирует им.

В подростковом возрасте не прекращается процесс развития и формирования самосознания ребенка.

В отличие от прошлых возрастных этапов он, таким образом, как и подражание, изменяет собственную ориентацию и становится направленным на сознание человеком собственных личных особенностей.

Развитие самосознания в подростковом возрасте характеризуется особым интересом ребенка к своим минусам.

Необходимый образ «Я» у школьников, как правило, формируется из оцениваемых ими качеств других людей.

Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стремятся к потребностям в овладении разными профессиональными умениями, к тому же профессионально ориентированное увлеченность ребят этого возраста может приобрести направленность настоящего увлечения, когда все прочее для ребенка уходит в 2-ой план и любимому процессу он отдает все свое незанятое время.

В подростковом возрасте исключительно высокого значения формирования достигают все без исключения познавательные процессы: механическая память, образуя вместе с довольно развитым мышлением предпосылки с целью дальнейшего формирования и улучшения логической памяти.

Культурной, всевозможной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным в абсолютно всех его главных типах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.

У подростков они работают сейчас в основе сформировавшейся внутренней речи. Делается вероятным научение подростка самым разным типам практической и интеллектуальной (умственной) работы, к тому же с применением большого количества приемов и средств изучения.

Отрочество, как порой именуют подростковый возраст - это время развития настоящей индивидуальности, самодостаточности в учении и в труде. Дети замечают веру в способность предопределять и регулировать личное поведение, собственные мысли и чувства.

Подростковый возраст - это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

Таким образом, можно выделить следующие общие характерные черты подросткового возраста:

1. Подражание взрослым.

2. Подчеркнутая независимость

3. Развитие познавательных процессов.

4. Противоречивое поведение.

5. Повышенная агрессивность

Также можно выделить и гендерные отличия:

1. В среднем, психологическое и физиологическое развитие девочек проходит быстрее, чем у мальчиков.

2. Для девочек в подростковом возрасте существует потребность обращать внимание на внешние атрибуты взрослой жизни, мальчики уделяют внимание внутреннему и физическому совершенствованию.

3. Девочки подростки более свободно общаются с мальчиками, чем юноши с девушками.

4. В центре потребностей девочек стоит человек - взаимоотношения между людьми, окружающие предметы. Внимание мальчиков привлекают отдаленные предметы и явления

5. У мальчиков наблюдаются перепады настроения, связанные с потерей уверенности в себе чаще, чем у девочек.

Можно сказать, что мальчики в подростковом возрасте направлены на реализацию потребностей в познание себя, приобретение «взрослых» знаний, желание стать настоящим мужчиной.

Эти факторы способствуют активному вовлечению в компьютерные игры. Девочек в подростковом возрасте больше всего интересует общение (как с подругами, так и с мальчиками), поэтому они являются активными пользователями социальных сетей, а увлечение компьютерными играми не носит систематический характер.

1.2 Старший подростковый возраст

Старший подростковый возраст ставит свои задачи перед формирующейся личностью подростка. Данный возраст -- время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в младшем подростковом возрасте.

В возрасте 14-17 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу.

Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий.

Например, как отмечают психологи, «сегодня он клянется, что Дима из соседнего двора - его друг на всю жизнь и понимает его, как никто другой, а завтра Дима объявлен врагом номер один, предателем и подлым лицемером.

При этом причиной конфликта вполне может служить негативное высказывание Димы в адрес любимой музыкальной группы своего вчерашнего закадычного друга».

Конфликты, разрывы и примирения, частая смена настроений и так называемое полярное (черно- белое) мышление очень характерны для старших подростков.

«Я - не такой, как вы!» - заявляет старшеклассник дома, противопоставляя себя миру взрослых в целом и родителям в частности. Психологи называют этот возраст порой «крестовых походов».

Подросток верит, что он - лучше, он не совершит тех ошибок, которые сплошь и рядом совершают взрослые, он может сделать мир лучше, потому что он честнее, искреннее, а зачастую и мудрее окружающих его взрослых людей. Подросток всем своим поведением как бы заявляет, что все знает лучше взрослых, и отныне будет жить «своей головой», а значит, в воспитательных мероприятиях он не нуждается.

Таково его мироощущение, и именно поэтому любое замечание, любой совет воспринимаются в штыки, не говоря уже о нотациях и нравоучениях. Такая позиция подростка, в свою очередь, приводит к попыткам усилить контроль со стороны его родителей, что вызывает новую бурю протеста и получается замкнутый круг.

А ведь понимание проблем подростка и способность к диалогу особенно важны на этом этапе, потому что старший подростковый возраст является сенситивным (особо чувствительным) для формирования нравственных убеждений, ценностных категорий и отношения к миру в целом.

Л.С. Выготский считает, что центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Подросток требует, чтобы к нему относились «как к равному».

Конфликт несовпадения внешних условий и внутреннего самоощущения подростка приводит к непониманию и охлаждению отношений.

Родителям не всегда понятно, что это вдруг случилось с их ребенком, таким покладистым и бесконфликтным. Ведь с внешней стороны ситуации ничего не изменилось: ребенок учится в той же школе, живет в той же семье, никто его не обижал, и не было никакой непереносимой психологической травмы. Однако он требует иного к себе отношения, становится агрессивным, а заботу воспринимает как контроль и ограничение свободы. Отношения в семье внешне не изменились - по-прежнему к подростку относятся как к «маленькому», многое он не делает сам, многое - не разрешают родители.

Да, подросток по-прежнему не самостоятелен, родители зарабатывают деньги, кормят, одевают, принимают важные решения - до реальной взрослости подростку еще далеко.

Но «чувство взрослости», буквально, не дает ему покоя, он - другой, он - новый, он - взрослый!

Здесь процитируем слова одного подростка из его разговора с психологом относительно проблем с родителями. «Их проблема в том», - пояснил психологу мальчик, - «что они меня раньше знали».

В этих словах заключен весь комплекс подростковых проблем. «Они», эта взрослая оппозиция, знали когда-то другого мальчика, маленького и послушного, а сейчас перед ними совершенно другой человек, хотя зовут его так же и он очень похож на того, прежнего.

Вот поэтому, по мнению мальчика, родители и путаются, продолжая по привычке относиться к нему - новому как к тому «послушному сыночку».

Это «чувство взрослости» является новообразованием самосознания - стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру.

Оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

Глава 2. Социализация подростка

2.1 Что такое социализация

Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид», непосредственно связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и других наук, прежде всего в философии и психологии. Остановимся на философских и психологических основаниях построения теории социализации, что необходимо для осмысления ее педагогических аспектов.

Философия, исследуя противоречивое единство индивида и общества, решая вопросы возможного преобразования социальной среды и личности, характеризует формы социальности личности, их конкретные исторические воплощения, рассматривая процессы воспитания в качестве возможного агента социализации. Однако, обращаясь к данной проблеме, представители различных направлений, в качестве определяющих, выделяют различные понятия.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

На развитие личности человека оказывает влияние природно-географический социум, макросоциум - общество, в совокупности всех его проявлений, микро - социум - ближайшее окружение человека. Абстрактной среды не бывает.

Есть государство, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, что человек достигает более высокого уровня развития, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека в детстве оказывает домашний социум.

К внешним факторам относятся прежде всего окружающий человека естественный и социальный социум, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним - биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта.

Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение.

Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Личность -- системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Таким свойствам и качествам можно отнести речь, сознание, социальные функции (родителей, учителей, управленцев), позиции личности (отношение к материальным и духовным ценностям, к обществу, к людям, к себе, к обязанностям и степени их осознания), нравственный облик личности, ее социальные установки. Качества личности формируются в конкретных видах деятельности, в складывающихся отношениях с окружающим миром и людьми, в мышлении и сознании, в познавательных процессах.

Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальные и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социум имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности.

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные независимые друг от друга составляющие.

Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям.

Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность, носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п.

Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, малоинициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями.

2.2 Особенности социализации современного подростка

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет

В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию - скрытому неповиновению родителям.

Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично - с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

Несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;

Несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением;

Противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальный статус родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество - не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вмести с ним и признанию в группе сверстников. Подростки ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где их продолжают считать детьми.

Итак, мы рассмотрели трудности социализации в период юности и установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.

Каждый человек стремится самоутвердиться в коллективе и занять в нем желаемое для себя положение, отличается лишь степень стремления. Но по субъективным и объективным причинам достичь этого всем не удается.

Не каждый может в силу возможностей добиться видимых успехов, осмыслить критически расхождения с коллективом, преодолеть застенчивость.

Среди объективных причин можно назвать однообразие деятельности, узкий диапазон социальных ролей, доступных для принятия человеком в коллективе, однообразные и бедные по содержанию организационные формы общения в коллективе, недостаточная культура воспитания, неумение заметить в товарище те моменты, которые заслуживают внимания.

Проведенные исследования позволили выделить самые распространенные модели развития отношений, которые складываются между личностью и коллективом как социальной средой:

1. Конформизм - личность подчиняется коллективу;

2. Гармония - между личностью и коллективом оптимальные отношения;

3. Нонконформизм - личность подчиняет коллектив себе.

Каждая из этих моделей имеет несколько линий взаимоотношений, когда, к примеру, коллектив отвергает личность или наоборот, происходит сосуществование, основанное на принципе невмешательства.

Первая модель показывает, что личность может естественно и добровольно подчиниться тем требованиям, которые к ней выдвигает коллектив, может уступить ему, как превосходящей силе, но может продолжать сохранять свою индивидуальность и независимость, при этом подчиняясь коллективу только формально, внешне.

Коллектив починяет личность нормам, традициям и ценностям своей жизни, поглощая ее.

Вторая линия поведения гласит, что пути развития событий могут быть различными: личность либо сохраняет свою внутреннюю независимость, подчиняясь требованиям коллектива внешне, или личность открыто конфликтует, сопротивляется, бунтует.

Различны и мотивы, которые побуждают личность приспосабливаться к коллективу, его ценностям и нормам.

Самым распространенным и бытующим в школьном коллективе является мотив стремления избежать ненужных и лишних неприятностей, осложнений, страх испортить характеристику.

В таком случае человек внешне воспринимает ценности и нормы коллектива, ведет себя так, как принято в коллективе и говорит то, чего от него ждет коллектив.

Но вне коллектива его рассуждения и мысли иные, он ориентируется на социальный опыт, сложившийся у него ранее.

В таком состоянии человек может быть временно, оно может быть переходным или оставаться навсегда.

Последний вариант возникает, когда социальный опыт, сложившийся у личности, неадекватен сложившемуся опыту в коллективе, при этом его (человека) опыт подкреплен другими коллективами (друзей, семьи и т.д.).

В нашем обществе редко возникает открытый бунт человека против коллектива.

Бунтуют лишь иногда, по вопросам непринципиальным, берет верх чувство самосохранения. Когда коллектив ломает личность, он становится жандармом, а это противоречит принципу гуманности воспитания и является поводом для педагогов задуматься, разработать пути, совершенствующие отношения между личностью и коллективом.

Целью взаимоотношений является гармония личности и коллектива. Опросы говорят, что только 5% человек считают свою жизнь в коллективе комфортной.

Когда исследователи углубленно изучили этих людей, оказалось, что у них есть редкие природные коллективистские качества, поэтому они могут ужиться в любом коллективе, у них есть положительный социальный опыт и они находятся в хорошо сформированных коллективах.

В таком случае не возникает противоречий между личностью и коллективом. Каждый, кто входит в коллектив, заинтересован в том, чтобы он был дружным.

Связанно это с навязанными ролями, когда люди не могут проявлять свою индивидуальность в коллективе.

социальная роль - это поведение, ожидаемое от индивида относительно его социального статуса.

Часто статусы и роли могут совпадать по некоторым характеристикам. Но бывают ситуации, когда статус и роль, две роли могут противоречить между собой, и тогда имеет дело внутреролевой, межролевой и статусно-ролевой конфликты. Данные конфликты представляют собой столкновения внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.

Как только происходит нарушение в исполнении фундаментальных ролей, возникают всевозможные противоречия и конфликты. Если указанные роли назвать функциями, а такой прием верен в своей основе, то их невыполнение правильнее именовать дисфункциями.

Функция - это объективная деятельность, которую выполняет человек вне зависимости от своей воли и сознания. Функция задается структурой или устройством общества.

Дисфункция - невыполнение предписанной ролью обязанностей в силу субъективных причин, в частности, нежелания (отсутствие высокой или устойчивой положительной мотивации) или неумения (отсутствие или нехватка знаний и навыков к выполнению роли).

Ролевое напряжение возникает по мере перехода группы или индивида с одной стадии жизненного цикла на другую. Например: жена разрывается между ролью дочери по отношению к своей матери и ролью матери по отношению к замужним детям.

Та и другая роль уже не нужна: престарелая мать требует заботы и опеки, и поэтому жена должна выполнять по отношению к ней функцию матери, а не дочери.

Повзрослевшая дочь сама стала матерью, и терпеть над собой дополнительную материнскую опеку она не в состоянии. И эта роль жены должна как-то измениться. Наконец муж с возрастом превращается в еще один объект опеки, поскольку жена и по отношению к нему невольно исполняет роль заботливой матери. Автоматически муж, почувствовав, что у его жены на первый план выходит функция матери, а не любовницы, начинает чувствовать себя взрослым ребенком, который готов выбрать себе невесту. Он заводит любовницу, предоставляя своей супруге выполнение чисто материнской роли. Как известно, один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, православный и т.д.

Статусы, которые противоречат друг другу, разрушают гармонию статусного портрета человека, называются статусной несовместимостью. Представьте себе портрет двадцатилетнего человека, который выглядит на все 45. В жизни подобное случается в экстремальных условиях, когда в организме человека обнаруживаются патологические нарушения. Оценку того, гармоничным или дисгармоничным является его статусный набор, человек может дать, только смотрясь, как в зеркало, в социальное окружение.

Как мы установили, каждый из нас вращается во множестве групп - больших и малых - и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является - высоким, средним или низким. Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди собирателей марок, но сослуживцы считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети посматривают на него даже свысока. Понятно, что у господина Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга: высокий, средний и низкий.

Несовпадение, или несовместимость статусов - это, по существу, несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение поэтому возникает при двух обстоятельствах:

1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую - в другой;

2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Статусная несовместимость выступает причиной личной неудовлетворенности и социального напряжения. Человек чувствует дисгармонию в своих статусах, его не покидает чувство удрученности, пессимизма, разочарования в себе и в жизни. Статусная несовместимость ведет к психологической неудовлетворенности. Статусная несовместимость может исчезать и появляться вновь. К традиционному статусу женщины быть домохозяйкой индустриальная эпоха добавила еще один - быть труженицей на производстве. Однако старый и новый статусы вскоре пришли в противоречие друг с другом. Ведь невозможно одинаково эффективно и почти одновременно выполнять обе роли. Каждая требовала массу времени и немалой квалификации. И все-таки их удалось совместить. Гораздо труднее совместить статусы-роли хорошей матери и эффективного работника, а также хорошей жены и эффективного работника.

Таким образом, новый статус «работница» пришел в противоречие с тремя старыми: домохозяйка, мать, жена.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного, в том числе ролевого конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. При преодолении конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение ролевого конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

Когда происходит конфликт ролей или ролевое напряжение, люди стремятся их разрешить. Но как это сделать? Приходится выбирать самые главные роли и им уделять основное время. Но какая роль является более важной? И по каким критериям оценивать престижность и главенствующую позицию того или иного статуса? Несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки.

В нашем обществе на первом плане обычно находятся семья и работа, поэтому люди с пониманием относятся к человеку, который говорит: "Мы бы с удовольствием пришли, но моя жена сегодня неважно себя чувствует" или "Это звучит заманчиво, но мне надо выполнить работу, которую я взял домой"". Поскольку семья и работа являются основными приоритетами, легко понять, каким образом между ними может возникнуть конфликт. Большинство людей преодолевают его благодаря тому, что работу и дом отделяют друг от друга.

Это отделение имеет две цели. Во-первых, как правило, мы более продуктивно трудимся в конторе или на заводе, чем дома. Во-вторых, члены нашей семьи не видят, как мы ведем себя на работе, а большинство сотрудников не знают, что происходит в домах их коллег. Разделение между этими двумя системами ролей ослабляет конфликт между ними. Возникновение конфликта может вызвать неприятности дома и на работе.

Существуют и другие, более тонкие способы ослабления ролевого конфликта. Одним из них является шутка. Ролевые конфликты, особенно возникающие внутри семьи, создают напряженность.

Шутка может помочь нам дать выход своим чувствам, скажем, если муж приходит ночью домой пьяный или постоянно ворчит свекровь. В шутках "сочетаются наше дружелюбие и в то же время наше неодобрение тех или иных поступков; они помогают преодолеть враждебность, обычно возникающую в конфликтных ситуациях".

Таким образом, можно сделать вывод о том, что хорошими способами профилактики ролевых конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры по выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т.п.

Но каким образом люди преодолевают ролевой конфликт? Считается, что имеются несколько способов его ослабления. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие.

Найти позиции, которые бы удовлетворили человек, и иметь более благоприятные отношения в коллективе можно только при расширении ролей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Как отмечают психологи, очень часто члены коллективов проявляют свою индивидуальность в скрытой форме.

Многие люди с радостью берутся за новую работу, особенно если она ответственная, мотивом их усердий выступает возможность блеснуть своими умениями и знаниями, быть на виду, продемонстрировать свое превосходство, причем, как и на фоне других, так и за счет других.

Такие люди не огорчаются по поводу плохого состояние коллектива, часто при возникновении общих неудач класса они радуются, потому что на этом фоне их собственные достижения выглядят ярче.

Заключение

Понятие «личность», как правило, используется для отображения социальности человека, различных ее проявлений.

Личность -- это устойчивая система социально значимых свойств, качеств и черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития и привлечения его к системе социальных отношений через активную предметную деятельность и общение.

Личность формируется в процессе социализации и является продуктом индивидуального подхода и социального взаимодействия.

«Подростковый возраст - ступень онтогенетического формирования между детством и взрослостью (с 11-12 вплоть до 16-17 лет), что характеризуется качественными переменами, соединенными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Переход к подростковому возрасту характеризуется фундаментальными изменениями обстоятельств, воздействующих на личностное формирование ребенка.

Они затрагивают физиологию организма, взаимоотношения, складывающихся у школьников с взрослыми людьми и ровесниками, степени формирования познавательных процессов, интеллекта и возможностей.

Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду ровесников и взрослых.

Время подросткового возраста - это самый ответственный этап, потому как тут формируются основные принципы нравственности, создаются общественные конструкции, взаимоотношения к себе, к людям, к сообществу. Помимо этого, в этом возрасте стабилизируются черты характера и основополагающие формы межличностного поведения.

Как субъект социальных отношений личность рассматривается через систему таких понятий:

Самосознания личности, т.е. осознание собственной самобытности в пределах социума;

Нормативная сознание и система ценностных ориентаций (восприятие и оценка социальной деятельности, поведение в конкретных условиях);

Потребности, интересы, социальные установки, мотивация.

Влияние личностных качеств на конформизм сильнее проявляется в «слабых» ситуациях, в которых социальные силы не настолько велики, чтобы «перебить» индивидуальные различия.

Хотя предрасположенность к конформизму и подчинению -- универсальное качество, присущее всем людям без исключения, восприимчивость к социальному влиянию у представителей разных культур различна.

подросток социальный психолог

Список литературы

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. / В.С. Агеев. - М.: Издательство МГУ, 2011. - 240 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.

3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. / А.И. Донцов. - М.: Издательство МГУ, 2012. - 220 с.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 576 с.

5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. / Я.Л. Коломинский. - Минск: Издательство БГУ, 2012. - 432 с.

6. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: 2011.

7. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 318с.

8. Леонтьев А.А. Психология. - 3-е изд. - М.: Смысл,2009.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., Педагогика, 2013, т.1.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2011.

11. Майерс Д. Социальная психология. 7-ое издание. / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2014. - 800 с.

12. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь. 4-ое издание, расширенное. / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. - 811 с.

13. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 459 с.

14. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. / Н.Н. Обозов. - Киев: Наука, 2012. -191 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Кризис подросткового возраста. Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Формирование Я-концепции. Возрастные рамки подросткового периода развития, его особенности и значимость для формирования взрослого человека.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Определение, история развития, характерные особенности социальных сетей. Развитие и становление социальных сервисов интернета. Суть, цель, классификация и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка в социальных сетях, его методология.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Понятие подросткового периода, особенности, сущность и содержание периода, концепции исследования, психодиагностика и психокоррекция. Фрустрация и девиация как основные проблемы особенностей психолого-педагогического развития подросткового периода.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2012

    Характеристика психологических особенностей детей подросткового возраста. Обобщение основных трудностей и задач развития и воспитания подростка. Изменения во взаимоотношениях с родителями, сверстникам и друзьями. Школа, как ведущий институт воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2010

    Семья как основа развития целостной личности ребенка. Система отношений в диаде отец-ребенок как фактор развития личности. Психологические особенности подросткового возраста. Роль отца в социализации детей. Особенности развития подростка в неполной семье.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2015

    Исследование межличностных отношений в работах психологов. Особенности межличностных отношений подростков. Психологический климат группы. Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков. Организация и методика исследования.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2008

    Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста. Сущность деятельности социального педагога в кадетской школе-интернате, диагностика, основные условия и механизмы полоролевой социализации младших подростков в условиях обучения.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2011

    Изучение особенностей развития подростков в возрасте 12-13 лет. Исследование зависимости психического развития личности от физиологического развития подростка. Психологическое, эмоциональное и личностное развитие ребенка. Кризисы подросткового возраста.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений подростков. Экспериментальное исследование динамики развития межличностных отношений подростков. Трудности самораскрытия, недоверие к людям у подростков. Проведение констатирующего эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2017

    Характеристика пубертатного периода. "Подростковый комплекс" и формирование самосознания. Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологические особенности подросткового возраста. Условия, необходимые для нормального развития личности подростка.