Домой / Перманентный / Этапы развития ребенка. Характеристика возрастных особенностей детей: основные этапы развития

Этапы развития ребенка. Характеристика возрастных особенностей детей: основные этапы развития

Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, красивым, счастливым и хорошо развитым человеком. Поэтому никто не хотел бы пускать процесс на самотек: все мы стремимся как-то помогать ребенку развиваться.

Мы рассказываем ему стишки, поем вместе с ним песенки, придумывает разные игры, общаемся, учим читать и писать. Однако в этом деле очень важно действовать грамотно и последовательно. Было бы немудро требовать от ребенка того, чего он пока не способен сделать в силу своих .

И было бы очень правильно развивать в нем те способности, на которые уже давно пришла пора обратить внимание. И для того, чтобы правильно воспитывать своих маленьких детей, очень важно знать, какими особенностями и способностями они обладают в те или иные возрастные этапы развития.

В этот период самое главное, в чем нуждается ваш ребенок – это забота, внимание и ласка. Это период, когда родители исполняют все желания своих детишек и мало задумываются о том, чтобы научить их чему-либо. Главная задача родителей – обеспечить максимально комфортную, любящую и жизнерадостную атмосферу в доме. Но это не значит, что развитию детей не следует уделять внимания.

Дело в том, что человек с самого своего рождения начинает процесс познания окружающего мира. Формируются способности слышать звуки и отделять один звук от другого. Также мозг ребенка учится разделять поступающую в него зрительную картинку на различные объекты, фокусироваться на одном из них и запоминать его.

К шести месяцам у детей проявляется особый интерес к цветам и начинает формироваться процесс развития восприятия пространства. Спустя всего месяц малыш с удовольствием начинает взаимодействовать с предметами: он их складывает в коробочки, открывает крышки отличает маленькие предметы от больших.

Самый первый этап становления личности человека. Именно в этом возрасте закладываются самые глубинные, самые прочные и нерушимые свойства личности человека. Считается, что те черты характера и особенности личности, которые были приобретены в этом возрасте, практически не поддаются коррекции на протяжении всей жизни. Поэтому для родителей важно понимать, что наступил очень ответственный этап, когда начинается полноценное воспитание детей.

Ранний возраст можно условно разделить на три дополнительных периода, каждому из которых соответствуют свои возрастные особенности развития:

От года до полутора лет. Период становления самостоятельности детей. Теперь ребенок не ждет, когда родители выполнять все его просьбы. Многое он пытается уже делать самостоятельно. Он много ползает по дому, чтобы добраться до интересующих его предметов. Он часто падает, набивает себе шишки, но продолжает старательно исследовать жилое помещение.

Первые звуки или даже слова, исполненные смысла, ребенок обычно начинает произносить в этот период своего развития. И хотя ребенок еще не может правильно произнести слово или фразу целиком, родители уже начинают понимать, что он имеет в виду. Идет активная фаза запоминания слов. Ребенок внимательно слушает, что говорят родители. И, не смотря на то, что он даже не пытается произносить большинство услышанных слов, все же они откладываются у него в памяти.

Несмотря на то, что ребенок не способен пока отвечать родителям и полноценно с ними разговаривать, очень важно много времени уделять общению с ним в этот период. Потому что именно сейчас начинает активно пополняться его словарный запас. Родители могут называть окружающие ребенка предметы, рассказывать для чего они нужны.

От полутора до двух лет. Продолжает развивать приобретенные раньше возрастные умения, начинает осознавать свое место в окружающем мире, зарождаются первые черты его характера. То есть уже сейчас становится очевидным, какие черты личности скорее всего будут преобладать в его характере на протяжении всей жизни. Этот период, когда родители, образно говоря, начинают знакомиться со своим чадом. К этому времени большинство детей начинают активно принимать участия в процессе собственного одевания.

Важно, чтобы родители проявляли терпение и давали ему такую возможность. Не стоит запрещать ребенку пробовать надеть что-то самостоятельно только потому, что вы куда-то торопитесь. Большое облегчение родителям приносит то, что дети начинают ходить на горшок. Иногда во время игры, увлекшись, малыш все еще может сходить «под себя», но такие случаи происходят все реже и реже.

Никогда не стоит запрещать детям брать в руки интересующие их предметы и рассматривать их. Если какой-то предмет представляет для малыша опасность, то самое лучшее решение – это сделать так, чтобы он вообще не попадался ему на глаза. Иначе многочисленными запретами родители могут поселить в детях страх познания чего-то нового, выработать в нем комплексы, мешающие его обучаемости в подростковые годы и на протяжении всей жизни. Не запрещайте ребенку копаться в шкафах. Ему очень нравится открывать различные ящички и вытаскивать из них все предметы и всю одежду.

Это важная особенность полезна для развития детей. Таким образом малыш проявляет естественную потребность к познанию мира и обыкновенное любопытство. Не стоит запрещать ему это делать.

От двух до трех лет. Ребенок уже научился ходить, взаимодействовать с предметами, у него полноценно развито зрение и другие органы чувств. Наступил черед самой активной фазы умственного развития. Сейчас малыш проявляет немного меньше физической активности, чем это делал раньше. Зато он становится наиболее общительным. Ему нравится разговаривать со взрослыми, и нужно давать ему такую возможность. Важно запомнить правило: чем больше общения – тем лучше умственное развитие.

В этот период начинаются бесконечные вопросы. Очень важно терпеливо отвечать на каждый из них. Ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка говоря «отстань!». В этом возрасте начинает прививаться любовь к музыке. Когда ребенок дома, пусть всегда звучит музыка. Причем пусть эта музыка будет разнообразной. Музыка оказывает благоприятное воздействие на собранность малыша, ведь за ее основы взят ритм. В основе всех жизненных дел тоже лежит ритм.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Этот возраст является трудным для родителей и их малыша. Потому что в этот период происходит первый кризис личности человека. Родители наблюдают резкую перестройку характера и личности ребенка. Этот период некоторые называют периодом «Я сам». К чему нужно быть готовыми родителям?

Возрастные личностные этапы детей в этот период: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Все эти негативные проявления личности в конце концов рождают в ребенке осознание того, что он является отдельной самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и желания. Для того, чтобы избежать многих острых углов и позволить ребенку гармонично развиваться, важно поддерживать его инициативу быть самостоятельным. Появляется интерес к таким занятиям, как конструирование, лепка и рисование. Ребенок начинает самостоятельно давать оценку событиям и поведению людей. Он сам пытается отличать хорошее от плохого.

В этот период развития важно осознавать, что этапы проявления негативных свойств личности ребенка вовсе не значат, что он становится плохим и невоспитанным. Не следует строго наказывать его каждый раз за некорректное поведение. Сейчас намного важнее избежать ситуаций, которые бы сформировали постоянное чувство вины и связанные с этим комплексы. От родителей ожидается настоящее мастерство, которое поможет не поощрять плохое поведение, но в то же время не нарушит психику малыша.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот период происходит значительное изменение во взаимоотношениях со сверстниками. Они становятся все более притягательными для ребенка и начинают занимать очень много места в его жизни. Теперь ребенок осознанно предпочитает играть не со взрослыми, а с детьми своего возраста. И если раньше дети просто находились рядом друг с другом, но каждый занимался своими делами и играл в свою игру, то сейчас они начинают взаимодействовать друг с другом и играть вместе.

Таким образом, формируются навыки сотрудничества между людьми. Интенсивно следуют один за другим возрастные этапы развития общения со сверстниками. Дети во время игры начинают согласовывать свои действия и добиваться одной общей цели. В этом возрасте ребенок начинает хорошо понимать невербальные признаки отношения к самому себе.

Малыш остро нуждается в признании и уважении со стороны окружающих людей. Он очень хорошо понимает, рады ему или нет, обратили на него внимание или оказались безразличными. На этом фоне часто появляются обиды, которые ребенок открыто демонстрирует. Дошкольник начинает сравнивать себя с другими и формирует мнение о самом себе. Причем если раньше ребенок наблюдал за другими людьми с целью найти с ними что-то общее, то сейчас он противопоставляет себя им.

Задача родителей – помочь сформировать положительную самооценку, но в то же время адекватную. Именно сейчас наступила пора активных ролевых игр. Нужно учить детей самостоятельно придумывать интересный сюжет, распределять роли и поддерживать конструктивные отношения с участниками игрового процесса.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.

Например, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.

Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры. Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться. Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.

Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример.

Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.

Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие.

Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее. Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку

В этот период зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер.

К году ребёнок произносит первые слова, в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Знания о людях и окружающих предметах складываются у детей на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений.

Потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. В этом главная функция взрослого человека. Если ребёнок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. В младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Развитие движений и действий. На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживать их, наконец, манипулировать (действовать с предметами) ими - размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т.д.

Совместная деятельность взрослого и ребенка состоит в том, что, взрослый руководит действиями младенца, а также в том, что младенец, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого. Развитие ориентировки в окружающем мире. По мере овладения новыми видами движения и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов, в окружающем пространстве.

Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Иначе говоря, отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным отношением.

Происходит формирование предпосылок усвоения речи. Потребность общения создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи.

Основные этапы развития ребенка.
Воплощение новой жизни происходит, когда совершается зачатие . В этот момент объединяются различные факторы, отвечающие за наше формирование: генетическая наследственность, раса, время, место и условия, в которых зарождается наша жизнь. С момента зачатия вступает в силу генетическая наследственность, которая участвует в формировании организма. С течением беременности формируются и устанавливаются все индивидуальные качества и заложенные способности. В течении первых четырех с половиной месяцев беременности плод сосредоточен главным образом на себе и на своем развитии. Он един со Вселенной. На четвертом с половиной месяце плод начинает двигаться и взаимодействовать с окружающей средой (стенки матки). Так он осознает, что помимо него существует что-то еще. Последние четыре с половиной месяца беременности уже сформированный плод готовится к рождению. Время перед рождением – это время для подготовки к отношениям во внешнем мире. Рождение закладывает основы нашего восприятия мира. Роды – это физическое разделение матери и ребенка. Рождение может дать нам чувство защищенности и любви или может стать причиной многих наших взрослых страхов и неврозов. Новорожденный ребенок «это уже личность, полностью сознательная и заслуживающая уважения». Далее эта модель повторяется в жизни.

Родившись, ребенок должен научиться владеть телом.
0 -3 мес. ребенок считает себя всем миром. Психологически он еще одно целое с мамой. Времени для него нет. Оно измеряется удовольствием или неудовольствием. Если потребности ребенка (кормление, тепло, сухо и др.) удовлетворить вовремя, то у него сформировывается базовое доверие: «мир хороший», если потребности неудовлетворенны, то «мир плохой».
Чтобы научится понимать свои ощущения ребенок должен испытывать дискомфорт не более 3 -4 минут.
Если оставить ребенка в состоянии голода на 5 минут и более он испугается, т.к. он не знает дадут ли ему есть вообще.

Первые 3 -4 месяца ребенок должен находиться в постоянном телесном контакте с мамой, «висеть» на маме, для продолжения телесной стимуляции. Важно пеленание, одевание ребенка, чтобы он лучше узнал и ощущал границы своего тела.
3 -6 месяцев ребенок меньше спит, но еще находится в тесном симбиозе с мамой. У мамы появляется роль «зеркала» – здесь важно отражать комфорт и дискомфорт. Если ребенок сыт, сухой – «мир хороший», и улыбается, мама в ответ тоже улыбается кормление связано с удовольствием. Кормить нужно, взяв на руки (даже если из бутылочки) и улыбаться. Если ребенок плачет, голодный или мокрый, то мама должна высказывать легкое беспокойство, так как ребенок воспринимает интонацию голоса.

6-9 мес. В этот период развития закладывается основа самостоятельных действий и построения отношений. Такое же взаимодействие повторяется на стадии подростка: если что-то надо ребенку, то есть отношения, если ничего не надо, то нет. Если предыдущие периоды прошли хорошо, то ребенок полностью доверяет маме. Ребенок учиться сидеть, переходить в вертикальное положение.

К 9 мес. начинает формироваться инициатива. Важно устроить мир так, чтобы ребенок мог с ним взаимодействовать. Иначе ребенок вырастет с блокированной инициативой, если слово «нельзя» звучит постоянно.
9-12 мес. ребенок сидит и учиться вставать, ползать и ходить. На этой стадии развивается возможность контролировать окружающий мир. Начинает развиваться эго. Круг возможностей расширяется, ребенок начинает играть.
К 1 году ребенок контролирует свои естественные отправления. Закладываются творческие проявления. Нужно давать ребенку самовыражаться. Дать ему возможность есть, одеться и т.п. так, как хочет. Желание измазаться (кашей, краской и т.п.) надо удовлетворять. Здесь важно на агрессию и капризы ребенка не реагировать агрессией, не срываться. Иначе у ребенка не возникает чувство ответственности.
1,5 года. Продолжается развитие осознания и проявления чувств. Мама должна показать и обозначить злость, страх, желание заботы и любви и т.д. если мама не правильно зеркалит, то человек во взрослом состоянии неадекватно реагирует и не осознает своих чувств. Ребенок начинает говорить.

К 2 годам ребенок научается обозначать свои границы. Здесь «жадность» – норма, нельзя у ребенка отнимать его игрушки и заставлять делиться. Иначе взрослый человек либо жадный, либо ему ничего не надо.

К 3 годам ребенок совершенствует речь, запоминает стихи, рассказывает сказки.
С 3 до 6 лет развивается инициатива – девиз «я сам». Необходимо разумное ограничение инициативы. Если пристыдить или запретить – развивается невозможность выражать свои потребности, появляется чувство вины.

В какой мере страховать? – сделать сначала что – то вместе.
Важно объяснить и обосновать почему «нельзя», ребенок должен знать, почему «граница» проходит именно здесь.
С 6 лет – начало созидательной деятельности по – настоящему, а не понарошку. Здесь важно дать ребенку самостоятельно сделать что – то, помогать только, когда простит.
С 2 -3 до 9 -10 лет создаются оптимальные условия для формирования положительных черт характера ребенка.

Черты характера, определяющие отношение к людям, формируются в самом раннем возрасте.

Черты, определяющие деловые качества, формируются в детских играх.
В подростковом возрасте формируются волевые черты, а нравственные и мировоззренческие в ранней юности.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей – это возраст от 3 до 8 лет . Развитие памяти, мышления, восприятия, внимания. Получения навыков групповой работы: способность услышать другого, понять его замысел, т.е. развитие коммуникативных способностей.

К 5 -6 годам дети обучаются совершать действия в уме. Развитие образного мышления, выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Четкое и ясное представление образов. Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ, способность мысленно сопоставлять предметы и сравнивать их, способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

К 7 годам ребенок овладевает сознанием. Развивается речь, мышление, память, понимание времени.
В период 8 -11 лет исследовательская активность детей очень высока.

К 8 -9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ.

К 11 -12 годам развивается причинное мышление. Дети стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Рост самостоятельности мыслительной деятельности и рост критичности мышления.

Здесь важно стимулировать творческую активность и устранить отрицательные воздействия критичности (метод аналогий, метод мозгового штурма).

К 12 -14 годам формируется эвристическое мышление, т.е. когда нужно решить сложную, неопределенную, проблемную ситуацию, имеющую вероятностный исход. Развивается умение построить проблемную ситуацию: выделить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, ранжировать предметы и объекты по степени важности. К 15 годам развитие интеллектуальных способностей завершается.

До 11 -14 лет совершенствуется сфера сознания. Начинается подростковый период, половое созревание. Начинает формироваться мораль.

К 13 -14 годам появляется критическое отношение к другим. Тело меняет форму. Формируется взрослая личность, способная размножаться.

Хотя выраженный период полового созревания приходится на подростковый возраст, психосексуальное развитие человека начинается в раннем младенчестве. На первом году жизни основным органом удовольствия для младенца является рот (сосание, кусание). От 1 до 3 лет у ребенка повышен интерес к дефекации, контролируя этот процесс, ребенок получает чувственное удовольствие и вырабатывает навыки самоконтроля. Возраст от 3 до 5 лет характеризуется усилением интереса к гениталиям, что выражается в мастурбации. Мальчики и девочки могут показывать друг другу свои половые органы. Основные этапы развития ребенка, основная задача этого периода – адекватная половая идентификация. Далее, до начала полового созревания, сексуальные интересы временно ослабевают, что дает возможность формировать сознательное «я». С половым сознанием начинается генитальная фаза развития, когда либидо ищет и находит удовлетворение в половой близости. Первые сексуальные сигналы запоминаются на всю жизнь. Уязвимость в этот момент необычайно велика и психическая травма может задержать или исказить нормальное психосексуальное развитие. В эти моменты закрепляется большинство сексуальных расстройств.

К 16 -17 годам человек ощущает себя личностью, он способен отстраниться от позиции другого человека. Начинает развиваться воля. Благодаря ей человек может сам определять и реализовывать поставленные перед собой задачи и цели. Здесь происходит новое рождение – подросток становится взрослым, самостоятельным человеком.

Детство является одним из ключей к пониманию того, что происходит с нами во взрослой жизни. Детские страхи, чувства злости, потери, незащищенности остаются в нас и определяют наши поступки, поведение чувства, душевное состояние. Они переходят во взрослую жизнь и влияют на наше здоровье.

Детские болезни происходят не без участия родителей. Болезни выражают потребность ребенка в отдыхе, любви и внимании, особенно, когда он сталкивается с проблемами во взаимодействии или конфликтом с родителями, лишающим его чувства защищенности.

Еще находясь в утробе матери, закладываются первые этапы развития ребенка, после рождения маленький человечек начинает познавать мир через обоняние и осязание с каждым месяцем он приобретает новые навыки. Считается, что до 3-х лет у малыша формируется психика, характер, навыки - этому способствует окружающая обстановка, условия и забота родителей. Ребенок, как чистый лист - впитывает всю информацию, получаемую извне - задача взрослых воспитать из него полноценную личность, научить

Для каждого возраста существуют свои развивающие игры и занятия в становлении умственного и физического младенца кардинально отличаются от остальных стадий и требуют особенного внимания и подхода. В этот главный период жизни у новорожденного происходит овладение моторикой, которая тесно взаимодействует с мыслительной и двигательной функцией. Большинство педиатров, психологов и невропатологов придерживаются теории, что человек для достижения зрелости последовательно проходит несколько стадий умственного развития.

Каждая стадия подготавливает фундамент развития для последующей. Этапы развития ребенка с рождения и до 2-х лет являются основополагающими, именно в этот период малыш учится слушать, бить, толкать, двигаться, разглядывать. Также значительную роль имеет наследственный механизм, который связывает первые приобретенные способности друг с другом и побуждает к достижению новых целей. Таким образом, сенсорная стадия подразделяется на шесть главных этапов:

1. Первый месяц жизни - это врожденные рефлексы, которые со временем становятся более эффективными и выраженными.

2. С 2-х до 4-х месяцев - условные навыки: хватательные и сосательные движения.

3. С 5 до 8 месяцев - циркулярные реакции, формируются на основе моторных функций и координаций.

4. С 9 до 12 месяцев - все действия малыша становятся более сознательными, он уже умеет доставать интересующий предмет, игрушку.

5. С года до 1,5 лет - непреднамеренно открывает для себя новые способности. Например, открыв дверцы шкафа, ребенок может достать лежащую там вещь.

6. С 1,5 до 2-х лет - на основе полученных навыков малыш способен изучать мир в новых красках, самостоятельно передвигаясь и отыскивая пути решения для устранения каких-либо препятствий.

Последующие этапы развития детей с 2-х до 11 лет направлены на изучение конкретных ситуаций и действий. Ребенок обнаруживает, что соорудив башню, ее можно легко разрушить и снова воссоздать, такая игра двигательную функцию, умственную деятельность. Внимание малыша в этом возрасте очень рассеяно, ему все интересно и хочется самостоятельно опробовать и потрогать новые предметы.

После двух лет у малыша появляются любимые игрушки, занятия (рисование, музыка, машины, куклы) при правильном подходе к ребенку можно развить у него те или иные способности. Но ни в коем случае нельзя заставлять малыша длительное время заниматься одним и тем же занятием, т.к. можно навсегда оттолкнуть его от данного увлечения. В силу узкого диапазона мышления и эгоцентричного нрава малыш непостоянен в действиях и поступках ему быстро надоедают игрушки, однотипные занятия - этот аспект молодым родителям нужно учитывать. Ранние этапы развития ребенка своего рода подготовка к взрослой жизни.

Взрослея, малыш начинает во всем подражать родителям, копировать их поступки, перенимать роль взрослого. Например, этапы развития ребенка трехлетнего возраста наиболее сложные, требующие терпения от родителей Его сознание усложняется, потребности увеличиваются - маленький человек еще больше нуждается во внимании и поддержке своих родителей. Малыш чрезмерно любознателен, везде пытается залезть, проявляет самостоятельность в каких-то моментах, непостоянен в действиях - в этот период малыш должен быть под постоянным контролем взрослых людей.

. Такое заключение основано на том, что различные модификации периодизации не всегда учитывают функциональные возможности организма, которые позволяют ему адекватно реагировать на многочисленные факторы внешней среды.

В настоящее время в педиатрии используется следующая классификация.

А.Внутриутробный этап :

а) фаза эмбрионального развития (2-3 мес);

б) фаза плацентарного развития (с 3 мес до рождения).

Б.Внеутробный этап :

а) период новорожденности (до 1 мес жизни);

б) грудной возраст (до 1 года);

в) преддошкольный (старший ясельный) период - от 1 года до 3 лет;

г) дошкольный период (от З до 6 лет);

д) школьный возраст: младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет), старший - подростковый (от 14 до 18 лет).

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) организуются для детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет; группы комплектуются с учетом возраста детей (табл. 1).

Таблица 2.1

Распределение детей по группам в зависимости от возраста

Группы

Возраст

1. Ясельные:

первая группа раннего возраста

вторая группа раннего возраста

2. Дошкольные:

первая младшая группа

вторая младшая группа

средняя группа

старшая группа

подготовительная к школе группа

От 2 мес до 1 года

От 1 года до 2 лет

От 2 до 3 лет

От З до 4 лет

От 4 до 5 лет

От 5 до 6 лет

до 7 лет

Период новорожденности начинается с крика, который знаменует первый вдох ребенка. С этого момента начинается адаптация ребенка к условиям внешней среды. На этом этапе проводят объективное определение состояния новорожденного по шкале

Таблица 2.1.1

Критерии оценки новорожденного по шкале Апгар

Признак

Шкала Апгар

Число сердечных сокращений

Отсутствуют

Менее 100 уд./мин

Более 100 уд./мин

Дыхание

Отсутствует

Слабый крик; гиповенти- ляция

Хорошее; сильный крик

Мышечный тонус

Вялый

Отдельные движения

Активные движения

Рефлексы

Не определяются

Гримаса

Крик или активные движения

Цвет

Синий или белый

Выраженный акроцианоз

Полностью розовый

Апгар (табл. 2.1) в зависимости от того, как он адаптируется к новым условиям окружающей среды (вне утробы матери). Оценивают в баллах по пяти клиническим признакам на 1-й и 5-й минутах после рождения частоту сердечных сокращений, глубину и адекватность дыхания, рефлекторную возбудимость, состояние мышечного тонуса, окраску кожных покровов. Хорошо выраженный признак оценивается в 2 балла, недостаточно выраженный - 1 балл, отсутствие признака - 0 баллов. При оценке 7 баллов и более новорожденных признают практически здоровыми, с хорошим прогнозом в отношении жизнеспособности и нервно-психического развития. И. А. Аршавский считает необходимым при оценке состояния ребенка после рождения учитывать время прикладывания к груди матери.

Дети, имеющие оценку 5-6 баллов, расцениваются как родившиеся в состоянии легкой асфиксии, 1-4 балла - тяжелой. Этих детей относят к группе риска, так как у них может возникнуть отставание или задержка умственного и физического развития, которые могут иметь стойкий характер.

Достаточно большие трудности в росте и развитии испытывают недоношенные дети. К ним относятся дети, родившиеся в сроки между 28-й и 38-й неделями внутриутробного развития. Различают 4 степени недоношенности: I степень - масса тела 2001 - 2500 г ; II степень - 1051-2000 г; III степень - 1001-1500 г; IV степень - менее 1000 г . Наиболее частыми причинами недоношенности являются предшествующие искусственные прерывания беременности, многоплодная беременность, токсикозы беременных, физические и психические травмы и пр. К основным признакам недоношенности относят массу тела менее 2500 г , недостаточное развитие подкожного жирового слоя, морщинистую кожу, покрытую пушком, тонкие ногти, не всегда прикрывающие ногтевые ложа.

У здоровых новорожденных определяют врожденные рефлексы: сосательный, мигательный, болевой, температурный, хватательный, тонический (оборонительный), искательный, шагающий, рефлекс Моро, подошвенный. В течение первого года жизни эти рефлексы претерпевают определенные изменения.

Впервые 2-4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как снижение массы тела (на 6- 10 % от показателя при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, иногда сопровождающееся ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающего воздуха), в результате чего ребенок может перегреться или переохладиться. К концу 1-й - началу 2-й недели при нормальных условиях питания и ухода большинство нарушений почти полностью исчезают.

Заболевания детей данного периода могут быть связаны с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), последствиями родовых травм (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей) или с отягощенной наследственностью. Грудное молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.

По окончании периода новорожденности у ребенкагрудного возраста наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. Особенно ярко эта закономерность проявляется при рассмотрении изменения длины и массы тела ребенка. Так, если при рождении у доношенного ребенка в 95 % случаев длина тела в среднем составляет 45-50 см, а масса тела 2,5-4,6 кг, то уже к концу первого года жизни эти параметры возрастают соответственно до 75 см и 11- 12 кг . Для обеспечения усиленного роста и развития детямпервого года жизни необходимо большее количество пищи (на 1 кг массы тела), чем старшим детям или взрослым. Вместе с тем пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и при малейшем нарушении режима питания, изменении качества или количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические расстройства пищеварения и питания, авитаминозы, аномалии конституции (неправильная реакция организма на нормальные условия жизни и питания), проявляющиеся чаще всего в виде атопического дерматита. В первые 4-5 мес. жизни основной пищей ребенка остается грудное молоко.

Ткани у детей грудного возраста отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легкоранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, обеспечивающих хорошее питание их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых. Воспалительная (защитная) реакция на проникновение болезнетворных микроорганизмов у детей грудного возраста выражена слабо, почти отсутствует защитная реакция со стороны регионарных (периферических) лимфатических узлов, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией. дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком могут давать серьезные осложнения вплоть до сепсиса.

При недостатке в пище витаминов, в первую очередь витамина D , а также ряда минеральных солей, недостаточной солнечной инсоляции у ребенка этого возраста может возникнуть рахит.

У детей грудного возраста происходит энергичный рост и окостенение скелета, развиваются мышцы туловища и ног. К концу первого года зарастает самый большой передний родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов.. Позвоночник новорожденного почти прямой (рис.2.1). Со 2-го месяца жизни формируются физиологические изгибы позвоночного столба (рис. 2.2-2. 4 ).

Шейный лордоз появляется сразу после того, как ребенок начинает держать головку. Затем происходит формирование грудного кифоза - в 6-7 мес, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть. Поясничный лордоз становится заметным к тому моменту, когда ребенок устойчиво стоит, а к концу года начинает ходить.К концу года жизни здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированны.

Следует подчеркнуть, что окончательное формирование позвоночного столба заканчивается в школьные годы. Несоблюдение гигиенических требований к формированию правильной осанки, начиная с раннего возраста, может привести к патологическим изменениям формы позвоночного столба.

Инфекционные заболевания у детей грудного возраста, особенно в первые месяцы их жизни, редки.

Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают своеобразно, часто без характерных симптомов.

Это зависит, с одной стороны, от иммунитета, приобретенного ребенком в период его утробной жизни через плаценту и полученного с молоком матери, с другой - от незаконченности строения многих органов и систем, особенно центральной и периферической нервных систем.

Дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон.

Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки - гуление - постепенно сменяются слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих его взрослых, сам произносит 5- 10 простых слов.

Преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет. В этот период темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8-10 см, массы тела - 4-6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол.

У детей второго года жизни происходят интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов достигает 200-300), он произносит не только отдельные слова, но и целые фразы.

Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность соприкосновения здоровых детей с детьми, заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает. Вследствие этого значительно возрастает угроза инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.).

Дошкольный возраст (от З до 7 лет) отличается от предыдущего больше количественными, чем качественными, признаками. Наблюдается более медленный темп роста ребенка. За 1 год рост увеличивается в среднем на 5-8 см, масса тела - примерно на 2 кг . Пропорции тела заметно меняются. К 6-7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка 6 лет - на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого - на лобке.

Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.

В этом возрасте повышается способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает; речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.

Дети 3-5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, поэтому им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков, а также звуковр ил ). При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом обычно проходят (см. Приложение7 ).

Среди острых заболеваний первое место занимают заболевания органов дыхания, особенно острые респираторные вирусные инфекции и грипп, которые составляют почти 70 % в структуре заболеваний детей этого возраста. Пневмония чаще отмечается в первые 2 года жизни, частота ее снижается к 7 годам. В связи с большей устойчивостью ферментативных процессов заболевания желудочно-кишечного тракта отступают на второй план. Благодаря высокой эффективности прививок и профилактических мероприятий число детских инфекционных заболеваний постепенно снижается, однако у детей старше 2-3 лет они все же занимают второе место в структуре острых заболеваний. К 6 годам постепенно увеличивается число аллергических болезней и реакций. В возрасте 6-7 лет начинают чаще регистрироваться случаи травматизма.

В распространении хронических заболеваний у дошкольников имеются определенные особенности. С возрастом учащаются заболевания органов пищеварения, в первую очередь за счет кариеса зубов, который занимает первое место в структуре заболеваемости детей 5-7 лет; на втором - болезни нервной системы и органов чувств (невротические реакции, энурез, отит); на третьем месте - болезни органов дыхания, в основном хронические заболевания глотки и носоглотки; на четвертом - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, нарушение осанки); на пятом - заболевание кожи (атопический дерматит).

Особого внимания требует своевременное выявление нарушений опорно-двигательного аппарата. Следует учитывать, что в возрасте от 4 до 7 лет количество детей с нарушением осанки возрастает, а с плоскостопием уменьшается, что связано с процессом формирования стопы в этом возрасте. Распространенность заболеваний глаз также увеличивается. Прежде всего это относится к миопии , которая у детей в возрасте 7 лет встречается в 2 раза чаще, чем у 3-летних. С возрастом число детей с атопическим дерматитом (экссудативный диатез) значительно уменьшается.

Непосредственным отражением функционального состояния центральной нервной системы (ЦИС) является поведение ребенка, определяемое многими параметрами. Большинство детей дошкольного возраста (77-84 %) не имеет отклонений в поведении. Возникающие отклонения: нарушение дневного или ночного сна, недостаточная двигательная активность, снижение аппетита вплоть до анорексии , появление неадекватных реакций (плаксивость, повышенная раздражительность, драчливость), быстрая утомляемость и большая отвлекаемость во время занятий, неустойчивое, часто пониженное, подавленное настроение - свидетельствуют о функциональных нарушениях ЦНС.

Такие явления могут наблюдаться во время адаптации к до- школьному учреждению, в период реконвалесценции после острых заболеваний. Отклонения в поведении нередко сочетаются и с другими функциональными нарушениями в состоянии организма, такими, как частые острые заболевания, аллергическая предрасположенность, начальная стадия рахита, снижение уровня гемоглобина до нижней границы нормы, гипотрофия, ожирение, аномалии рефракции и др. Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей ревматоидных заболеваний.

Вшкольном возрасте (от 6-7 до 17 лет) все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, происходят дальнейшее окостенение скелета и рост мускулатуры.

Благодаря усиленному интеллектуальному развитию в этот период ребенок становится более самостоятельным. С 6-7 лет начинается обязательное обучение в школе.

В настоящее время по эмпирическим формулам, можно определить длину тела (рост) у детей дошкольного возраста. Так, длину тела ( L ) у детей старше 1 года рассчитывают по формуле: L = L 1 + (5 х n ) , где L 1 - длина тела годовалого ребенка, равная 75 см ; 5 см - среднегодовая прибавка длины тела; n - число лет жизни. Некоторые авторы предлагают принимать L 1 = 77 см , а среднегодовое увеличение длины тела - 6 см .

Массу тела М можно определить у детей первого года жизни по следующей формуле: М = (9 + n ) : 2 , где n - число месяцев жизни. У детей старше года ориентировочную массу тела можно рассчитать следующим образом: М = М1 + ( 2 кг х n ) , гдеМ1 - масса тела годовалого ребенка, равная примерно 10,5- 11 кг ; 2 кг - ежегодная прибавка массы тела; n - число лет. Массу тела детей от 1 года до 6 лет можно определить и другим способом: М= n х 2 + 8 , а детей от 7 до 12 лет по следующей формуле: М = ( n х 7 - 5): 2 , где n - число лет жизни. Окружность головы в тот или иной период развития у детей первого года жизни определяют по формуле: ( L + 19) : 2 .