Домой / Для серых глаз / Влияние лепки из пластилина на умственное развитие ребёнка. О каких психологических проблемах вашего малыша может рассказать слепленная фигурка

Влияние лепки из пластилина на умственное развитие ребёнка. О каких психологических проблемах вашего малыша может рассказать слепленная фигурка

Дети любят все, что связано с творчеством. Но то, что родители могут посчитать простой игрой, может дать мощный толчок в развитии ребенка. Обычный пластилин или масса для лепки помогут ребенку развить речь и мышление, объяснят простые законы физики и математики, и откроют творческие способности. В процессе лепки ребенок может снимать стресс и бороться с агрессией, а также изучать буквы и цифры. И самое главное, что эти материалы доступны, и не требуют больших финансовых затрат.

Когда и как начинать

Лепить из пластилина можно начинать уже с 2х лет. Конечно, в этом возрасте ребенок еще не в состоянии слепить ничего сам от начала до конца, даже размять пластилин многим двухлеткам будет не под силу. Но нужно поддержать интерес ребенка к необычному материалу. Лепите основные формы сами, и покажите, как их можно совместить. Несколько шариков могут превратиться в гусеницу или снеговика, прямоугольник будет основой для фигурки человека, тонкий жгут можно свернуть в спираль, и он превратиться в улитку.

Такие трансформации поражают воображение ребенка. Безграничные возможности пластичного материала, который может трансформироваться во что угодно, придают игре особую ценность. В будущем ребенок будет более свободен в суждениях и не будет зависим от шаблонов.

Важно, чтобы ребенок видел последовательность ваших действий. Проговаривайте все, что делаете, медленно и четко.

Мягкий пластилин или детскую массу для лепки ребенок может мять в руках без цели - это тоже принесет ему пользу. Таким образом получается одновременно и гимнастика, и массаж кисти, что стимулирует развитие речи.

Массаж ладошек и развитие речи

Каким образом массаж кистей рук связан с развитием речи у ребенка? Наверное, нет мамы, которая бы не знала о связи кисти с речью. Но все же часто мы упускаем из внимания пользу лепки для детей. Разминание пластилина, любой массы для лепки, даже теста в ладонях будет стимулировать нервные окончания и оказывать благотворный эффект массажа. Игры с пластилином сделают ребенка более ловким, помогут развить мелкую моторику.

Зона моторики кисти в коре занимает 2/3 всей ее поверхности, и тесно связана с речевой моторной зоной. Массаж ладошек - это лучший способ начать тренировать речь, когда ребенок еще не готов говорить.

Видео Масса для лепки своими руками

Лепка в против стресса, страхов и агрессии у ребенка

Дети не могут выразить свои страхи или агрессию словами, потому вынуждены справляться с этим не самыми лучшими способами. Лепка - это способ трансформировать свои детские проблемы и превратить их в полезную энергию.

Если ребенок плохо себя ведет, дерется, ломает игрушки - у него в постоянном доступе обязательно должен быть пластилин или любая другая масса для лепки. Но лучше, если она не будет слишком мягкой: ребенок должен прилагать усилие для того, чтобы придать массе нужную форму. Ежедневная работа с пластилином поможет ребенку снимать напряжение у учиться справляться с эмоциями. Массаж ладоней успокаивает, постоянная трансформация кусочка пластилина под нажимом рук завораживает и отвлекает, а физическая работа способствует легальной утилизации адреналина.

Для детей, которые страдают страхами, лепка становится простым способом борьбы с тем, что пугает. Дети лепят и рисуют то, что заставляет их испытывать сильные эмоции, а игра с пластилиновым монстром помогает сделать его совсем не страшным.

Пластилин, глина и масса для лепки всегда из простого куска могут превратиться в игрушку и целый сюжет. Фантазируйте вместе с детьми, и учитесь у них радоваться простым вещам.

Наталья Трохимец

Любые занятия малыша, связанные с тактильными ощущениями, способствуют развитию мелкой моторики рук, интеллекта, объемно-пространственного мышления. Специалисты считают, что лепка среди всех видов художественного творчества является самой хорошо осязаемой. Ведь рисунком или аппликацией из бумаги можно только полюбоваться эстетически, если работа удалась. В противном случае уже не удастся внести серьезные исправления. А пластилин дает широкие возможности творчества, когда ребенок ощущает его вес, объем, текстуру, учится слаженно действовать обеими руками, до бесконечности корректируя задуманный образ.

С какого возраста давать ребенку пластилин

Иногда родители не позволяют ребенку пользоваться пластилином считая, что он еще слишком мал для этого занятия. Действительно, малыш 1,5–2 лет зачастую просто отщипывает мелкие кусочки и норовит их куда-нибудь прилепить, будь то плательной шкаф, телевизор или мягкая мебель. Однако этот возраст и есть самый подходящий для знакомства с пластилином и такое может случиться только при отсутствии контроля со стороны взрослых. Не стоит жалеть времени на занятия с ребенком, ведь ему нужно показывать даже самые простые приемы лепки.

Сначала понадобится картон, чтобы ребенок мог на нем создавать абстрактные объемные картины, просто расплющивая кусочки пластилина. В полтора года малыш только знакомится с его пластическими свойствами. Затем он сможет овладеть простыми приемами лепки и начнет скатывать из пластилина шарики и колбаски, которые будут использоваться как отдельные детали для очередной поделки. На первый взгляд, ничего особенного, но именно в эти моменты ребенок развивает сенсорную чувствительность и воображение. Слепить нечто осмысленное самостоятельно малыш сможет годам к трем, но это при условии, что пластилин попадет ему в руки гораздо раньше.

Комплексное воздействие лепки на общее развитие ребенка

Важно, чтобы занятия лепкой сопровождались положительными эмоциями, похвалой со стороны взрослых. Только в этом случае ребенок полюбит этот процесс, даже если не все будет получаться. Научившись владеть пластилиновой массой, ребенок будет с желанием оттачивать приемы лепки с помощью глины, теста, мокрого песка. Психологи уверены, что лепка благотворно воздействует на нервную систему ребенка в целом, делая его спокойней и эмоционально устойчивей.

Родители, прививающие любовь к лепке, поймут, как они были правы, когда их ребенок пойдет в школу. Развитая моторика пальчиков позволит быстрее справиться с навыками письма. Замечено, что от этого умения напрямую связано и развитие речи. Ученые доказали, что речевая область развития мозга связана с импульсами, поступающими от кончиков пальцев. Недаром дети, занимающиеся музыкой, более успешны в общеобразовательной школе, даже если не обладают особым музыкальным даром. Лепка оказывает не меньшее влияние на мозговую активность.

Приступая к очередной поделке из пластилина, ребенок вынужден задумывать мысленно фигурку, которой нет перед глазами. Развитая фантазия сыграет значительную роль в знакомстве с окружающим миром, повлияет на развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти. Уделив всего полчаса в день для занятий с ребенком лепкой, родители заложат прочный фундамент для дальнейшего развития интеллекта.

Ольга Ильющенко
Влияние лепки из пластилина на умственное развитие ребёнка

Я весь мир слепить готов

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин –

У меня есть пластилин .

По моим наблюдениям за развитием детей младшего дошкольного возраста я пришла к выводу : что умственному развитию ребёнка способствует развитие творческого воображения. А развитию творческого воображения способствуют специальные условия : создание положительного эмоционального фона, обязательное взаимодействие взрослого и ребенка, использование средств визуальной и вербальной стимуляции.

Во время подготовки к лепке , а также во время её выполнения, ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение) . Вместе с тем обогащается и развивается его словарь , связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления , внимания, воображения. На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, постепенно эта самостоятельность перерастает в творчество. Творческое воображение – это отражательная функция, универсальная человеческая способность; оно развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов. Этот психический процесс связан с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методов обучения и воспитания, возраста и индивидуальных особенностей. Необходимо, чтобы ребёнок учился лепить обеими руками. Это не только ускоряет работу, но и помогает развивать левую руку .

В отличие от левого, правое полушарие изучает проблему (предмет, событие) целиком и с разных сторон, причем часто даже не используя анализ. Здесь главная роль отводится интуиции. У левшей лучше развито воображение , творческие способности, они лучше ориентируются в пространстве. Кроме того извилины правой стороны головного мозга отвечают за чувство юмора, умение мечтать и фантазировать. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём , сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. А еще это хороший способ дать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

В современной методике обучения лепке детей младшего дошкольного возраста определены предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими движениями. Дети скатывают из пластилина мяч , яблоко, чтобы научиться лепить округлые формы. Чтобы сделать выполнение задания более осмысленным и интересным я использую сказки. Это вызывает у детей чувство радости, удовольствия и помогает ребёнку войти в образ .

Прежде чем приступить к работе с пластилином , я знакомлю детей с содержанием сказки. Затем ставится специальная игровая задача. Это та часть, в которой персонаж обращается к малышам за содействием. При их удовлетворительном ответе можно переходить к постановке собственно учебных задач. Пластилиновые игрушки - это разновидность сюжетно-ролевых игр, сохраняющая типичные признаки игры : содержание, творческий замысел, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником этих компонентов служит сказка.

Лепка игрушек позволяет лучше запомнить и осознать пройденный материал. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения , творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка . Поэтому важно улавливать особенности каждого ребенка.

Одним из самых эффективных занятий по развитию мелкой моторики является лепка. По мнению специалистов лепить следует начинать, как можно раньше. В этой статье я приведу наши любимые упражнения.

Читая материалы, как интересна детям лепка, не забывайте большинство детей в возрасте 1 года консерваторы и любят устоявшийся порядок. Они только недавно свыклись с мыслью, что все игрушки мягкие или твердые. Пластилин — это абсолютно новая консистенция для малыша, которая ставит под угрозу существование всего привычного. Хоть иди и заново проверяй все предметы, вдруг какой-то из них по консистенции, как пластилин.

Кроме того, любое творческое занятие требует не только формирование навыка, но и получение удовольствия от результата. Для этого требуется осознание результатов и своих возможностей, что на втором году жизни проявляется очень слабо. Поэтому если Вы решили заняться лепкой с малышом младше двух лет, не ждите особого ликования и радости.

Самый простой элемент — «палочки» (цилиндры) большинство детей осваивает на третьем году жизни. Некоторые справляются с цилиндром только в три года. После освоения цилиндров, можно приниматься за шарики.

Книжка «Пластилиновые бусинки» содержит 8 страниц упражнений на приклеивание шариков. С ними вполне справится годовалый малыш. Для двухлетки можно усложнить задания, предложив обычный пластилин. Он более упругий и лепка с ним будет полезней для развития моторики пальцев. Одним из самых лучших считается классический пластилин производства Луч (Химзавод) .

В «Пластилиновых апельсинах» 8 страниц упражнений на создание всевозможных шариков:

Приятных занятий лепкой!

Еще публикации

Лепка – один из способов самовыражения, доступных для ребенка, и порой с помощью пластилина ребенок «рассказывает» о том, для чего не находит слов: о своих страхах и обидах, глубоких переживаниях и эмоциональных потрясениях. Именно поэтому совместные занятия лепкой так важны для взаимопонимания ребенка и родителей, а фигурки, слепленные ребенком, нужно оценивать не только с точки зрения их аккуратности и привлекательности.

Детские рисунки и поделки часто заставляют родителей беспокоиться, но порой дело лишь в некоторой неумелости, неспособности правильно передать то, что хочется. Но бывают и случаи, когда действительно стоит обратиться к психологу, – вот о них мы и поговорим.

Ребенок не проявляет инициативы, лепит только то, что вы скажете, старается точно повторить слепленные вами фигурки. Возможно, это свидетельствует о том, что малыш боится принимать решения и брать на себя ответственность. Данная черта свойственна детям послушным и «удобным», не умеющим проявлять инициативу, а часто – еще и не отдающим себе отчета в собственных желаниях. Понаблюдайте за малышом: если он действительно затрудняется сказать, чего хочет, предпочитает выполнять распоряжения, боится совершить ошибку – это может быть признаком проблем, и консультация психолога не помешает.

Фигурки, которые лепит ребенок, явно агрессивны: присутствуют разнообразные шипы, делается акцент на зубы и когти, в руки или лапы вкладывается какое-то оружие. Возможно, все дело в том, что ребенок просто лепит героя любимого мультфильма или компьютерной игры (не будем отрицать, что сейчас многие дети играть начинают раньше, чем лепить), но побеседовать об этом все же стоит. Возможно, ребенок чувствует себя незащищенным, пытается обороняться, ощущает давление со стороны окружающих и поэтому постоянно пребывает в напряжении.

Фигурки, которые лепит ребенок, непропорциональны: у них слишком большая или слишком маленькая голова, огромные или, напротив, крошечные глаза и так далее. В принципе любое явное нарушение пропорций, если оно присутствует как повторяющийся мотив во время лепки на свободную тему, это повод для беспокойства. Слишком большие глаза или огромный рот говорят о страхах, которые испытывает ребенок, слишком большие уши – о том, что ребенок очень серьезно обеспокоен мнением окружающих. Слишком маленькие глаза свидетельствуют о внутреннем дискомфорте, нежелании видеть происходящее вокруг, слишком маленькие уши – признак того, что ребенок постоянно пребывает в состоянии самозащиты, носит «броню», крошечный рот заставляет предположить, что малыш скрывает свои эмоции.

Ребенок уделяет очень много внимания украшению фигурок, мелким деталям. Это – признак повышенной озабоченности мнением окружающих, желания хорошо выглядеть в чужих глазах. Конечно, многие взрослые живут с этой проблемой и считают это совершенно нормальным, но нужно помнить, что дети реагируют на все куда острее, критику воспринимают гораздо более болезненно. Поэтому склонность ребенка к чрезмерному декорированию пластилиновых фигурок – признак возможных проблем с самооценкой.

Ребенок ломает слепленные фигурки. Понятно, что пластилиновые фигурки не предназначены для вечного хранения, и то, что они разбираются на «запчасти» и «детали», – совершенно нормально. Но если в том, как ребенок сминает фигурку, чувствуется агрессия, стоит насторожиться. Возможно, таким образом малыш просто выплескивает негативные эмоции; в этом случае нужно выяснить, что стало причиной их появления. А возможно, ребенок символически «уничтожает» своего обидчика (кстати, этот метод используется в арт-терапии) – постарайтесь выяснить, что же происходит с малышом.

Ребенок требует сохранять все слепленные фигурки. Возможно, с их помощью малыш пытается компенсировать какой-то внутренний дефицит – например, общения с ровесниками или вашего внимания.