Домой / Для зеленых глаз / История борьбы за женские права. Великая женская революция началась в сша, а добилась успеха в россии

История борьбы за женские права. Великая женская революция началась в сша, а добилась успеха в россии

Сейчас нам трудно представить, что всего несколько столетий назад женщины приравнивались по статусу к домашним животным. И что все те права, которыми мы теперь радостно пользуемся, пришлось отстаивать в жесткой борьбе. Например…

Впервые женщины грозно взмахнули скалками лишь во времена войны за независимость в США. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых не участвовали!» — воскликнула Эбигейл Смит Адамс и вошла в историю как первая феминистка. Это был прорыв, ведь в 1405 г. «Книгу о граде женском» Кристины Пизанской, утверждавшую право дам на образование и участие в политической жизни, современники просто не заметили. Француженке Олимпии де Гуж, автору« Декларации прав женщины и гражданки»(1791), повезло еще меньше: в 1793 г. ее и вовсе казнили. А в 1804 г. император Наполеон в своем Кодексе подчеркнул, что женщина не имеет гражданских прав и находится под опекой у мужчины. Все затихло до 1848 г., когда в США подписали« Декларацию чувств». Этот документ утверждал немыслимое: женщины и мужчины созданы равными! Начало движения за наши права было положено.

И здесь США впереди. В 1850 г. там прошел первый Общенациональный съезд женщин и была создана Национальная ассоциация по избирательным правам женщин. Главной ее целью стала борьба за предоставление нашему полу права голоса(suffrage). Так появились суфражистки. Эти« амазонки XIX века» устраивали митинги, первыми начали носить брюки. Благодаря их стараниям в 1869 г. жительницы нового штата Вайоминг получили право голоса, а спустя год им разрешили работать в судах. В других штатах борьба шла с трудом. Многие референдумы о предоставлении женщинам права голоса были проиграны из-за козней виноделов, они опасались, что леди будут выступать за запрещение алкоголя. Окончательно избирательное право американки обрели только 90 лет назад.

Суфражизм накрыл и Европу. Россия оказалась седьмым по счету государством, где женщины в ходе Февральской революции 1917 г. получили право голоса. А француженки обрели его почти через тридцать лет после россиянок. Вот вам и Европа!

ПРАВО собственности

Эта победа достигнута с принятием« Акта о собственности замужних женщин» в 1860 г. в США. До него жены находились в полном распоряжении мужей: они не имели права подписывать контракты, не могли пользоваться даже собственными средствами, не говоря уж о кошельке супруга, а в случае развода теряли права на детей. Акт гарантировал дамам возможность распоряжаться заработками, совместное с мужем попечительство над детьми и другие права. Правда, эти гарантии чаще всего оставались нереализованными.

ПРАВО на образование

В XVII—XVIII вв. еках считалось, что у слабого пола и ум слабый, да и вообще образование ведет к утрате женственности. Деятели эпохи Просвещения выступали против этого убеждения. Усилиями Екатерины II Россия оказалась одной из самых передовых стран в вопросе женского образования. Императрица разумно рассудила, что эрудированные дамы окажут влияние на своих мужей, а значит, на страну в целом. В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Туда на 12 лет обучения принимались дочери дворян, причем с родителей брали подписку о невозможности« истребования» девочек до истечения срока. С 1858 года начали работу училища для девочек из незнатных семей, в 1869 г. открылись Лубянские высшие женские курсы, спустя 9 лет — Бестужевские, с обучением на 3 факультетах: историко-филологическом, юридическом и физико-математическом. Но и после них у женщин были проблемы с трудоустройством. Для обеспечения дам работой в 1893 г. было создано Общество вспоможения окончившим курс наук.

ПРАВО на труд

В богатом на революции 1848 г. в Европе появились первые организации работниц. В России с 1862 г. начало действовать Общество женского труда. А два года спустя в Санкт-Петербурге открылся первый магазин рукоделий, приглашавший на работу — неслыханно! — продавщиц слабого пола.

В 1910 г. Клара Цеткин предложила отмечать Международный день борьбы за права женщин. Идея прижилась спустя каких-то 67 лет. В 1977 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем, но слово« борьба» из названия праздника исчезло. Дамам стали вручать цветы и подарки, лишь бы те отвязались от мужчин со своими правами. И, надо сказать, подействовало.

Другие ПРАВА

Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. Удачный эксперимент открыл возможность применения обезболивания для всех рожениц.

Предоставления права на защиту достоинства добились американки в 1986 г., когда Верховный суд США постановил, что сексуальная агрессия или приставание к женщинам на рабочем месте является актом дискриминации.

Похоже, феминизм как явление исчерпал себя. Уже в 90-е годы прошлого века стали выходить книги с критикой феминизма, написанные самими феминистками. Некогда единое женское движение раскололось на множество обществ, больше похожих на секты. Вуманистки, поп-феминистки, экофеминистки, «пушистые» феминистки(в смысле« легкомысленные», а не отрицающие эпиляцию), трансфеминистки и другие проповедуют свои течения и преследуют свои конкретные цели.

И Россия притихла. Куда-то исчезла главная феминистка Мария Арбатова, впали в спячку женские организации. Может, это затишье перед бурей?

ИСТОРИЯ ФЕМИНИЗМА В РОССИИ

  • 1764 г. открыт Смольный институт.
  • 1812 г. создано Женское патриотическое общество.
  • 1862 г. открыто Общество женского труда.
  • 1878 г. открыты Бестужевские курсы.
  • 1899 г. основана Женская русская лига мира.
  • 1905 г. создан Всероссийский союз равноправия женщин.
  • 1908 г. проведен Первый всероссийский женский съезд.
  • 1917 г. введено всеобщее избирательное право, женщинам дано право сохранять фамилию при вступлении в брак и равные с мужчинами права при разводе.
  • 1918 г. Конституция закрепила равноправие женщин с мужчинами.
  • 1920 г. в России легализованы аборты(впервые в Европе). В 1936-м это вновь стало незаконным.
  • 1926 г. юридически закреплен незарегистрированный брак.
  • 1945 г. создана Международная федерация женщин.
  • 1968 г. облегчена процедура развода для женщин.
  • 1989 г. создан Комитет по делам женщин, охране семьи.
  • 1996 г. принят Указ« О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти…».

Дарья Корж
PHOTOXPRESS

Впервые 8 марта в истории борьбы женщин за свои права возникает в связи с «маршем кастрюль», который состоялся именно 8 марта 1857 года. Тогда ткачихи из Нью-Йорка вышли на улицы в знак протеста против неравных с мужчинами условий труда и мизерной зарплаты. Их требования были достаточно банальными – это сокращение рабочего времени, улучшение условий труда и равную с мужской заработную плату. Если учесть, что женщины в то время работали по 16 часов в сутки, а получали в три раза меньше, чем мужчины, то их возмущение было вполне объяснимо. Но про политическое равенство между мужчинами и женщинами не шло даже речи.

Через почти 50 лет, снова-таки 8 марта, но уже 1908 года по призыву Нью-Йоркской социал-демократической партии женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более чем 15000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равные с мужчинами условия оплаты труда. Этот митинг был очень схож на тот, который был 50 годами раньше, но в этом появились лозунги о предоставлении женщинам избирательного права. Была создана конституционная комиссия, которая должна была проанализировать вопрос, могут ли женщины иметь избирательно право или оно предоставляется их мужьям. Главным аргументом приверженцев женского равноправия был тот факт, что в то время в США появилось достаточно много матерей-одиночек. И именно не вдов, а тех, кто самостоятельно без помощи мужчины вели хозяйство. Возник парадокс – если существуют такие семьи, то, как учитывать их избирательное право.

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который в последнее воскресение февраля праздновался парадом свободных женщин США до 1913 года. Интересно, что в этом параде всегда принимала участие колонна матерей-одиночек, а немного дальше гордо шагали более колоритные «жрицы любви». Кстати, этот парад стал прообразом будущих «Парадов гордости», которые переквалифицировались позднее в парады сексменьшинств.

В то время в Европе еще более эмансипированные революционерки начинают собирать Международные конференции женщин-социалисток. Первая из них состоялась в 1907 году в городе Штутгарт. Несмотря на небольшое количество человек, принявших в ней участие, это не помешало создать Международный женский секретариат (Всемирный Женсовет) во главе с Кларой Цеткин, а журнал «Глайхайт», который издавался Розой Люксембург, был признан Всемирным женским журналом.

Клара Цеткин по полной программе использовала свой виртуальный орган и выдуманную должность. Идеи рождались в ее голове одна за другой – от международного правления женщинами до армии новых амазонок. Проблема была лишь в том, что никто не хотел финансировать эти проекты. Тогда активная революционерка решила заинтересовать своими идеями делегатов Восьмого конгресса Второго Интернационала. Цеткин провозгласила, что лучшим «горючим» для огня революции есть женщина-работник, и все внимание Интернационала должно направляться именно на них.

Клара Цеткин скандировала, что ни одна армия не устоит, когда им навстречу ринутся женщины, матери, жены, что солдаты сложат оружие и власть перейдет народу. Лидеры трудового движения услышали ее и согласились на проведение Второй Международной социалистической женской конференции, которая прошла 27 августа в Копенгагене и собрала более чем сто делегаток из 17 стран. Именно там Клара Цеткин предложила основать международный женский день. Имелось ввиду, что это будет день, когда женщины будут устраивать митинги и марши, привлекая общественность к своим проблемам. Была предложена дата 8 марта 1911 года в честь «марша кастрюль». Была также распространена мысль, что эта дата выбрана в честь еврейского праздника Пурим (посвященный царице Эстер). Но это неправда потому, что на самом деле в 1911 году Пурим припадал на 14 марта.

В 1911 году первый Международный женский день по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг праздновался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта. Это связано с тем, что 19 марта 1848 года король Пруссии дал обещание провести реформы, в том числе избирательное право для женщин, но это обещание он не исполнил. В 1912 году Международный Женский день праздновался в тех же странах уже 12 мая. В 1913 году женщины митинговали во Франции и России – 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии и Голландии – 9 марта, в Германии 12 марта. И только в 1914 году дата была окончательно зафиксирована на 8 марта.

Международный Женский день был популярным в мире в 1910-е и 1920-е года, а со временем его популярность в мире существенно снизилась. В России, например, все было наоборот. В 1921 году по решению Второй Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации 8 марта в Петрограде 1917 года, потому как она была одним из событий, которые предшествовали Февральской революции.

С 1966 года согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1965 года, Международный день стал праздником и нерабочим днем. Со временем в СССР этот праздник полностью потерял свой политический окрас и привязку к борьбе женщин против дискриминации и стал «днем любви ко всем женщинам».

С 1975 года ООН в связи с Международным годом женщины начали праздновать 8 марта как Международный женский день. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам выбрать любой день этого года Днем борьбы женщин за свои права и международный мир ООН.

Страны, в которых сейчас официально празднуется 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально рабочий день для всех), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Еритрея, Латвия.

§1. «Милая светская женщина» Севера и леди-южанка: права и бесправие дам высшего класса ……………………………………… –

§2. Эволюция положения американской работницы в XIX столетии ………………………………………………………………. 15

§3. Цветные женщины: рабыни и индианки ……………………….. 19

Глава II. Борьба женщин за свои права …………………………….. 22

§1. С войны за независимость по вторую половину XIXвека ……... –

§2. Во второй половине XIXв. ……………………………………… 31

§3. С I мировой войны по 1920 год …………………………………. 38

Заключение …………………………………………………………… 50

Примечания …………………………………………………………... 53

Список источников и литературы …………………………………... 55

Введение

Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос не рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда немногочисленность использованной литературы. Как отмечает О. Воронина, классики марксизма-ленинизма и деятели социалистического движения (Бебель, А. Коллонтай и др.) считали борьбу женщин за свои права «чисто буржуазной затеей».

Ф. Энгельс в письме Л. Лафарг обозвал поборниц женских прав «полубуржуазными ослицами». А. Коллонтай в работе «Социальные основы женского вопроса» высказала мнение, что именно пролетарки, работающие в рядах мужчин, двинули вперед женский вопрос. По ее мнению, феминистки начали свою агитацию гораздо позже, только с половины XIX века. Критикуя правых феминисток, из средних и высших слоев общества, А. Коллонтай обвиняет и левых, социально мыслящих феминисток в двойственности их тенденции: «Программа рабочей партии содержит все, к чему вы стремитесь; если вы не играете двойной игры, если вы искренни, то примкните к ней».

Таким образом, в советской историографии не было условий для детальной разработки этого вопроса. В то же время он очень актуален и важен для современности.

До сих пор в различных уголках земного шара женщины не равны в своих правах с мужчинами. В большинстве стран Азии и Африки женщина по прежнему остается рабой мужчины: в Египте и Саудовской Аравии (а сейчас и в некоторых чеченских семьях) девочкам делается варварская операция женского обрезания, а три года назад в саудовской школе при пожаре сгорело 15 девочек только потому, что религиозная полиция не дала им выбежать на улицу без паранджи! Для Китая и Индии актуальна иная проблема – резкий рост числа абортов в случае, если УЗИ показывает, что пол эмбриона женский – давняя традиция умерщвления девочек-младенцев в цивилизованном мире приобрела своеобразное выражение, особенно на фоне китайского лозунга «одна семья – один ребенок» (Статистика оказалась столь удручающей, что власти этих стран запретили врачам сообщать родителям пол будущего ребенка).

У нас в России этот вопрос также актуален, особенно в контексте терактов женщин-смертниц. Женщин с такой психологией порождает общество, априори ставящее женщину в неравное положение с мужчиной: низкий социальный статус, отсутствие образования (Роза Нагаева, согласно свидетельствам родственников, даже не умела читать), жизнь, «зацикленная» на замужестве – именно невозможность выйти снова замуж или продолжить нормальную жизнь вне брака, давление со стороны родственников мужа толкают потенциальную смертницу на своеобразное «сати», дополняющееся соображениями мести (кстати, в некоторых наиболее отсталых областях Индии традиционное «сати» еще практикуется наряду с варварской традицией умерщвления новорожденных девочек).

С другой стороны, в журнале «Власть» приводится мнение исламского богослова, который утверждает, что во многом на потенциальных смертниц давит манера организаторов террора обращаться с ними как с равным, называя «сестрой», уверяя женщину в важности ее поступка. В мире, где женщина никогда не может даже подумать о том, чтобы сравняться с мужчиной, такое мнимое равноправие очень льстит самолюбию забитых женщин, заставляет их почувствовать самоценность... на краткое время оставшейся жизни. Таким образом, доминирующее мужское общество становится предпосылкой женского терроризма.

Это наиболее шокирующие факты. Но разве европейская цивилизация избавлена от половой дискриминации?

Да и в повседневной жизни рядовая российская женщина стакивается с дискриминацией. Для успешной карьеры в государственном учреждении или частной фирме женщине необходимо быть более высококвалифицированным специалистом, чем коллеги-мужчины – ведь при прочих равных предпочтение всегда отдается сильному полу. По статистике работающие женщины более образованны, чем мужчины, но заработная плата у них почти на треть ниже.

Так что сегодня представительницы слабого пола чаще всего либо безработные, либо работают на самых малооплачиваемых должностях. Общественное мнение годов предлагает женщине единственную альтернативу: стать женой преуспевающего бизнесмена.

В 1995 году был даже издан специальный президентский указ о назначении женщин на государственные посты. Однако фактически он так и не был выполнен. Женщин ни в правительстве, ни в президентской администрации не прибавилось. В Совете Федерации, который представляет собой верхний срез региональной элиты, лишь две женщины (из 178 членов палаты). В Государственной Думе - женщин всего 10,2% (в Думе предыдущего созыва их было 13,5%). При этом по-настоящему влиятельных политиков среди женщин почти нет: Хакамада, Старовойтова да еще скандальная Валерия Новодворская. Все остальные – не столько женщины-политики, сколько «женщины в политике».

О ситуации в нашей области можно судить по недавним выборам в мэры: единственная за многие годы женщина, выступившая в нашем регионе на выборах в муниципалитет, набрала мизерный процент голосов да и сама, как признается, участвовала «из интереса», не надеясь на существенный результат.

С другой стороны, в «странах победившего феминизма» уже давно назревает иная ситуация – предпосылки антифеминистской революции.

В США из соображений политкорректности ведутся споры о том, чтобы заменить в названиях традиционных профессий и других слов, содержащих приставку «man», при употреблении к представительнице слабого пола, на приставку «fem», в Великобритании женщины требуют права участвовать в богослужении, а Евросоюз настаивает на допуске женщин на священную гору Афон (на что Греция резонно отвечает, что в Ватикане-то пока женщины избирательным правом не пользуются)… А в Конституции Украины есть совсем уж потрясающая фраза: «женщины пользуются правами наравне с мужчинами», хотя до этого и так говорится, что у всех людей права одинаковы – для тех, кто не понял, что женщины – люди? Или перестраховка поликорректных парламентариев? Естественно, что доведенное до абсурда «равноправие» уже начинает утомлять.

«Возможно, мы на пороге, так сказать, антифеминистской революции – в конце концов, стала же пресловутая политкорректность предметом насмешек и карикатур. В Штатах вышли из моды процессы по поводу харасмента и мужчины продолжают ухаживать за женщинами, не боясь угодить под суд за свои сексуальные домогательства. Потому что настрадавшийся мир уже не в силах переварить радикальные теории жизнеустройства…».

И, наконец, возвращаясь нас к извечному вопросу – что есть равенство? О каком равенстве мы говорим в мире, где изначально люди одни рождаются сильными и слабыми, умными и глупыми, больными и здоровыми, талантливыми и бездарными? Черная феминистка белл хукс (пишется с маленькой буквы) писала, что белый феминизм как движение, направленное на наделение женщин социальными правами наравне с мужчинами, проблематичен: «Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархальной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равными?»

Что вообще такое есть феминизм и равенство с мужчинами? Считать ли отсутствие в России женской воинской обязанности дискриминацией, поскольку таким образом женщины «исключены и из доступа к оружию (а оружие - это власть, а исторически - и вся категория гражданства: гражданин тот, кто носит оружие и защищает patria), секретным разработкам, многим профессиям и всему остальному пирогу ВПК»? Или считать советскую шпалоукладчицу идеалом равноправной женщины?

Таким образом, мы видим, что спектр гендерных проблем, обсуждаемых и дискутируемых сейчас в прессе очень широк, и для разрешения всех этих вопросов следует хорошо разбираться в истоках и предпосылках женского движения – к сожалению, многие дискурсанты плохо владеют подобными базовыми знаниями. Поэтому тема данной дипломной работы представляется весьма актуальной.

Цель работы – изучение итогов, целей и особенностей феминистского движения В Соединенных Штатах Америки.

Задачи таковы:

1) показать положение женщин в США в конце XVIII – начале XX вв. в динамике и развитии и определить предпосылки развертывания феминистского движения;

2) проследить этапы борьбы американских женщин за свои права.

Хронологические рамки работы: с войны за независимость по 1920 год (получение женщин равных прав с мужчинами).

Предмет исследования – феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина») -в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.

Синонимом можно назвать термин «эмансипация женщин». Эмансипация (лат. – emancipatio) – у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения.

Были времена, когда женщина перед законом была в неравном положении с мужчиной. И закон только подтверждал эту норму эпохи.

Другими словами, в XIX - начале XX века политика в сфере гражданских и политических прав женщин была направлена на непризнание женского пола в качестве субъекта общественного развития.

Едва станут женщины вровень с вами, как тотчас окажутся выше вас

Катон Старший

Тяжелая доля

Женщина всегда считалась хранительницей очага. В дореволюционном русском обществе признавался только религиозный брак, а разводы были строго запрещены. Обязанности мужа — доставлять пропитание, а жены - пребывать в послушании. Закон гласил, что супруги просто обязаны жить вместе; при перемене места жительства (например, по долгу службы мужа), жена должна беспрекословно следовать за ним.

Даже в вопросе о праве наследства мужчина занимал преимущественное положение перед женщиной. При совместном наследовании брата и сестры, ближайшее право наследования принадлежало братьям. Дочери наследуют лишь 1/14 часть от недвижимого имущества и 1/8 - от движимого.

В начале XIX века перед женщинами остро стоял вопрос о получении высшего образования - в планы властей оно не входило вовсе. Женщина, ни под каким предлогом, не могла посещать лекции в университетах.

Выдержка из «Практического руководства для дам и мужчин » 1896 года как нельзя лучше описывает нравы старого времени и отношение к женщинам со стороны мужчин: «Большинство дам получает менее основательное воспитание, чем мужчины, они более поверхностны, менее серьезны и легче утомляются; прекрасный пол предпочитает оживленный обмен мыслей и не любит углубляться в какой-нибудь предмет; веселая, шутливая болтовня приятнее женщинам сухих методических рассуждений. Поэтому если мужчина не хочет надоесть им и показаться педантом, то он должен приспособить свой разговор к этим особенностям их характера… Не следует также вдаваться в другую крайность, вступая с дамами в разговор о незначительных мелочах, чуждых мужчине.

…Большинство мужчин без того склонны считать женщин ограниченными в умственном отношении, пустыми, аффективными, мелочными, поэтому женщин, которые дорожат своим достоинством, не следует укреплять в этом мнении своею манерою вести беседу. Мы советуем молодым девушкам, чтоб они давали себе труд принимать участие в таких разговорах, которые лежат несколько дальше обыденной сферы мышления, побеждали бы свою робость и показывали обдуманными вопросами, что предмет беседы доступен их пониманию… Для мужчины нет худшего разочарования, как заметить в своей собеседнице небрежное отношение к тому, что он с жаром излагает ей…».

Поколение «новых женщин»

Уравнивание прав женщин с мужчинами, или женский вопрос в России возник во второй половине XIX века, а пик развития приходится на конец XIX – начало XX века. В этот период женщины активно начинают бороться за предоставление им гражданских и политических прав. Общественное сознание находится на грани переломного момента, переосмысляя роль женщин в обществе.

Реформа 1861 года явилась движущей силой привлечения женщин на общественное производство. Реформа повлекла за собой стремительное разорение дворянства, которое вынуждено было самостоятельно зарабатывать. Именно такие выходцы из богатых семей - благородные девицы - стали активными участниками женского движения, выступая за равноправие. Именно их история назвала «женщинами нового типа» - образованными, самостоятельными, целеустремленными.

Время требовало предоставления женщинам прав на образование и труд - ведь все это являлось неизбежным фактором социального и культурного прогресса общества. В конце 60-х годов XIX века женщины стремились к высшему образованию, уезжали за границу, где занимались преподавательской деятельностью. Женщины «нового типа» работали акушерами и врачами, осваивали «мужские» специальности. Но на их пути по-прежнему вставали непреодолимые запреты. Именно с этого момента в России появляются общества, направленные на обучение женщин грамоте, борьбу за высшее образование и поддержку женщин в их профессиональной деятельности.

В 1863 году в Петербурге была организована женская переводческая и издательская артель. Были переведены и изданы такие произведения, как «Полное собрание сказок Андерсена» (1863), О. Тьери «Рассказы о временах Меровингов» (1864), Г. Вагнера «Из природы» (1865), Г. В. Бэтса «Натуралист на Амазонской реке» (1865). Во главе артели стояли Мария Васильевна Трубникова, дочь декабриста В. П. Ивашева и Надежда Васильевна Стасова, дочь архитектора В. П. Стасова.

В этом же году в Петербурге появляется Дом трудолюбия для образованных женщин. В очерке И. М. Эйзена читаем про эту организацию: «Идя навстречу всем запросам жизни и стараясь как можно более расширить сферу применения женского труда, дом трудолюбия ввел преподавание бухгалтерии. Наряду с этим в доме трудолюбия производится и масса других работ: переписка пером на четырех языках; переводы с пяти языков (французского, немецкого, английского, испанского и арабского) на русский и с русского на иностранные; корректура, метка гладью, плетение и починка валансьенских и брюссельских кружев, живопись по стеклу, фарфору, бархату и атласу и, наконец, разного рода изящные рукоделия. Наплыв желающих изучить эти работы или нуждающихся в заработке женщин растет с каждым днем. В отчете дома трудолюбия сообщены краткие сведения о положении целого ряда интеллигентных женщин, обращавшихся за помощью в дом трудолюбия».

В 1872 году в Москве открываются высшие женские курсы В. И. Герье, считающиеся первым высшем учебным заведением России, в котором женщины получали историческое образование. Учебная программа позволяла девушкам изучать такие дисциплины, как история, литература, естественные науки и даже астрономия.

Широкое развитие получило высшее женское техническое образование. В 1904 году журналистка и феминистка Прасковья Ариан стала инициатором общества по сбору средств для учебного заведения. Так был открыт Петербургский женский технический институт (1906 – 1924 гг.).

После 1906 года стали создаваться крупные политические структуры - «Русское взаимно-благотворительное общество» и «Союз равноправия женщин». Основным лозунгом женского движения становятся следующие слова: «Свобода и равенство всех перед законом, без различия и пола».

Таким образом, в начале ХХ века женщины в России имели много возможностей, чтобы получить высшее образование. Но дипломы высших женских учебных заведений, к сожалению, не учитывались при трудоустройстве. Требовалось поставить знак равенства в правах дипломов высших женских курсов и мужских учебных заведений. Но власти сдерживали такую инициативу.

Важным в истории феминистского движения был Первый Всероссийский женский съезд 1909 года. Инициатором выступила Анна Николаевна Шабанова. На повестке дня стояли следующие задачи: деятельность женщины в России на различных поприщах, экономическое положение женщины, политическое и гражданское положение женщины, женское образование в России.

По словам А. Н. Шабановой: «После съезда русская женщина вошла в семью культурных женщин мира не в качестве отдельной личности, а в качестве коллективной общественной силы».

В современном мире сложно представить женщин без высшего образования, не стремящихся работать. Для нашего времени это антинорма. Женщины все чаще становятся партнерами по бизнесу наравне с мужчинами, и даже занимаются «неженской» работой. В следующей статье мы расскажем о первой русской летчице, первой женщине в Геологическом комитете и других представительницах прекрасного пола, зарекомендовавших себя в предпринимательской деятельности.

Правообладатель иллюстрации Twitter Image caption В Саудовской Аравии женщины обязаны носить головные платки и абаи - свободные одежды, закрывающие женщину с головы до ног: появление на улице девушки в мини-юбке недопустимо

Чтобы спровоцировать громкий скандал и привлечь к себе внимание всей страны женщине в Саудовской Аравии достаточно сесть за руль или пройтись по безлюдной улице в мини-юбке - и выложить видеозапись своих "провокационных действий" в интернет.

На этой неделе такой скандал спровоцировало видео с саудовской моделью Хулуд, прогуливающейся по древнему форту Ушайкир в мини-юбке и коротком топе.

Видео быстро разлетелось в "Твиттере". Мнения разделились: часть пользователей считает, что Хулуд должна быть наказана, другие настаивают на ее праве носить то, что она хочет.

Недовольство консервативно настроенной части общества было столь велико, что Эр-Рияд в связи с публикацией видео.

Для консервативной Саудовской Аравии, где подавляющее большинство женщин выходит из дома исключительно в широкой абае, появление на улице девушки в мини-юбке - вызов устоявшимся нормам.

  • Саудовские женщины требуют отменить опеку со стороны мужчин
  • Саудовского журналиста наказали за то, что он перехвалил короля

Ряд известных в Саудовской Аравии женщин считают борьбу за гендерное равноправие в стране одной из своих главных задач. Кто-то из них может позволить себе более "провокационные" действия, кто-то - менее, чтобы не вызвать осуждения со стороны относительно либеральных кругов в Саудовской Аравии.

"Когда вы меняете условия, в которых находится женщина, и даете ей больше возможностей, меняется жизнь всей семьи", - говорит саудовская телеведущая Муна Абу Сулейман, у которой в "Фейсбуке" более 1,2 млн подписчиков .

Правообладатель иллюстрации Facebook Image caption Муна Абу Сулейман никогда не появляется на публике без хиджаба, но ее все равно постоянно критикуют за слишком "свободные нравы"

Будучи публичной фигурой, 44-летняя Муна не позволяет себе неосторожных поступков, которые могли бы вызвать скандал. Тем не менее она постоянно становится объектом для критики.

Муна Абу Сулейман стала первой саудовской женщиной-телеведущей, появившейся на международном телеканале. Уже этого было достаточно, чтобы вызвать осуждение со стороны многих ее соотечественников. Критики указывали на то, что женщина, согласно канонам ислама, не должна быть публичной фигурой, и ей стоило бы держаться подальше от телекамер. В адрес ведущей поступали угрозы, так что в какой-то момент ей пришлось "позаботиться о безопасности своих детей".

Она почти никогда не появляется на публике в черной абае, которую носит подавляющее большинство ее соотечественниц. Телеведущая, у которой есть собственная линия модной одежды, предпочитает надевать закрытые, но яркие наряды, которые сильно отличаются по фасону от одежды местных консервативных мусульманок. При этом она говорит, что не нарушает никаких религиозных предписаний и могла бы не носить хиджаб.

Муна Абу Сулейман родилась в Филадельфии, окончила Университет Пенсильвании, а затем училась в Университете Джорджа Мейсона, Международном исламском университете Малайзии и Университете короля Абдулазиза.

В 2007 году она стала первой женщиной из Саудовской Аравии, назначенной послом доброй воли ООН.

"Я хочу, чтобы девочки понимали, что у них почти нет ограничений в выборе", - говорит Муна Абу Сулейман. Она считает, что в Саудовской Аравии, где сейчас работают только 15% женщин, молодые мусульманки тоже должны иметь возможность реализовываться в профессии.

Об этом Муна Абу Сулейман говорит публично, выступая в вузах и по телевидению.

Она считает, что у женщин должна быть возможность работать, создавать семью и оставаться при этом независимой. По ее мнению, в современном мире в интересах женщин не работает ни одна из существующих систем - ни традиционная исламская модель, которая подавляет волю женщин, ни западная модель, которая заставляет женщин соревноваться с мужчинами.

Принцесса Амира ат-Тавиль

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Амира ат-Тавиль уверена, что, даже отказавшись от хиджаба и абаи, она остается вполне правоверной мусульманкой

Закон не запрещает саудовским женщинам водить напрямую , однако исламское руководство страны де-факто поддерживает это ограничение из-за системы опекунства, законодательно закрепленной в Саудовской Аравии. Женщинам нельзя выходить из дома без сопровождения мужчины - обычно близкого родственника, а кроме того, разрешение от мужчины зачастую требуется для совершения разных дел - например, на открытие счета в банке.

Одна из самых известных саудовских активисток Маналь аль-Шариф шесть лет назад провела девять дней в тюрьме Саудовской Аравии за "вождение автомобиля лицом женского пола".

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В июне была опубликована книга Маналь аль-Шариф "Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men" ("Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин")

По ее словам, однажды вечером она безуспешно пыталась найти такси, чтобы добраться до дома. На улице к ней начали приставать мужчины, и она даже начала опасаться, что ее могут похитить.

Ее так возмутила эта ситуация, что позднее она решила сама сесть за руль машины и опубликовать видео на YouTube. Всего за один день его посмотрели 700 тысяч раз. Так она начала кампанию за право вождения автомобиля женщинами в Саудовской Аравии.

"Боже мой, это было потрясающе. Когда я сидела в тюрьме, девушки садились за руль, снимали это на видео, публиковали - это был акт гражданского неповиновения. Размах акции был огромный! Я думала, что, после того как меня посадили, движение умрет. Но когда меня отправили в тюрьму, что-то действительно изменилось. Все больше и больше женщин находили в себе смелость во всеуслышание объявить, что они водят машину", - рассказала активистка в интервью BBC Radio 4.

В июне в свет вышла книга Маналь аль-Шариф "Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men" ("Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин").

"Вождение - это символ гражданского неповиновения, символ перемен в Саудовской Аравии. Мне 38 лет, я мать двоих детей, я инженер компьютерных систем, и я все еще фактически считаюсь несовершеннолетним, недееспособным человеком. Я несовершеннолетняя с рождения и до самой смерти. Я - как собственность, которая передается от моего отца моему мужу или брату, если мужа нет, или даже сыну - моему собственному сыну. Рожать собственного опекуна! Это и есть система опекунства", - заявляет Маналь аль-Шариф.

Еще одна активистка движения за права женщин, 28-летняя активистка Лоуджан Хатлуль , получила широкую известность после своего ареста в декабре 2014 года. Ее задержали после того, как она попыталась въехать в королевство на машине из соседних Объединенных Арабских Эмиратов.

Вскоре после этого была арестована и Майса Амуди - проживающая в ОАЭ саудовская журналистка, которая пересекла границу, чтобы поддержать Хатлуль. У обеих женщин десятки и сотни тысяч подписчиков в "Твиттере".

Правообладатель иллюстрации Twitter Image caption У Лоуджан Хатлуль сейчас почти 300 тысяч подписчиков в "Твиттере"

Тогда Лоуджан Хатлуль провела в тюрьме около двух месяцев. Правозащитники Amnesty International признали активистку узницей совести. А в 2015 году Хатлуль вошла в ежегодный список 100 самых влиятельных арабских женщин по версии Arabian Business Magazine.

В июне 2017 года ее снова задержала полиция в аэропорту Эд-Даммама. Причина ареста до сих пор не разглашается, власти страны не разрешили женщине обратиться к своему адвокату или связаться с семьей.

"По всей видимости, она была под наблюдением из-за своей правозащитной деятельности, поскольку выступала в поддержку прав женщин, которые постоянно попираются в Саудовской Аравии", - заявила после недавнего задержания представитель Amnesty International Сама Хадид.

Ваджеху аль-Хувайдер, основательницу Ассоциации по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии, часто называют самой радикальной саудовской феминисткой и активисткой страны.

"Саудовские женщины слабы - независимо от того, насколько высок их статус, - потому что нет никакого закона, который бы их защищал. Подавление женщин и размывание их личности - это то, что происходит в большинстве семей в Саудовской Аравии", - говорит активистка.

Правообладатель иллюстрации Youtube Image caption "Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого", - говорит Ваджеха аль-Хувайдер

В 2008 году Ваджеха аль-Хувайдер опубликовала в сети видео, как она ведет автомобиль в Саудовской Аравии. По словам Хувайдер, публикация этой записи в интернете была приурочена к Международному женскому дню. Сразу после публикации видео посмотрели тысячи пользователей.

Тогда она стала первой активисткой, решившейся на акцию протеста после длительного затишья. До этого последняя акция протеста против запрета на вождение прошла в 1990 году, когда десятки женщин ездили по столице страны Эр-Рияду. Многих из них арестовали на сутки, их паспорта конфисковали, кое-кто из участниц акции лишился работы.

"Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого", - заявила тогда Ваджеха.

Ваджеха аль-Хувайдер, по разным данным, родилась в 1962 или 1963 году. Она работала журналисткой и сотрудничала с ежедневной газетой на арабском языке "Ав-Ватан" и изданием Arab News. Однако в 2003 году из-за участия в правозащитных акциях ей запретили публиковаться.

В 2006 году ее арестовали после акции протеста. Перед тем как Ваджеху аль-Хувайдер освободили, ее заставили подписать обещание, что она больше не будет заниматься правозащитной деятельностью. Ей также было запрещено выезжать за пределы Саудовской Аравии. Однако позже этот запрет был снят.