Домой / Для зеленых глаз / Живая ёлка на новый год. Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты

Живая ёлка на новый год. Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты

Трудно представить себе самый ожидаемый праздник в году, любимый детьми и взрослыми, без такого классического атрибута, как елка новогодняя. История традиции, повелевающей украшать это дерево к празднику, уходит корнями вглубь веков. Когда же люди начали наряжать вечнозеленые деревья в России и других странах, что заставляло их это делать?

Что символизирует елка

Обитатели древнего мира искренне верили в магические силы, которыми обладали деревья. Считалось, что в их ветвях прячутся духи, злые и добрые, которых следует умиротворить. Не удивительно, что деревья становились объектами различных культов. поклонялись им, обращали к ним молитвы, просили о милости и защите. Чтобы духи не остались равнодушными, им подносили угощения (фрукты, сладости), которые развешивались на ветвях или раскладывались неподалеку.

Почему же украшались не сосны, эвкалипты, дубы и прочие виды, а именно елка? Новогодняя история содержит множество красивых легенд на эту тему. Самая правдивая версия - хвойная красавица была выбрана благодаря способности оставаться зеленой, какое бы время года не наступило. Это заставляло жителей древнего мира считать ее символом бессмертия.

История новогодней елки: Европа

Обычай, каким его знают жители современного мира, сложился в средневековой Европе. Высказываются разные предположения о том, когда именно началась история новогодней елки. Изначально люди ограничивались небольшими ветвями сосны или ели, которые развешивались в доме. Однако постепенно веточки сменили целые деревья.

Если верить легенде, история новогодней елки тесно связана с знаменитым реформатором из Германии. Прогуливаясь вечером в канун Рождества, богослов залюбовался красотой звезд, сияющих на небе. Придя домой, он установил небольшую елку на стол, нарядил ее, используя свечи. Для украшения верхушки дерева Мартин выбрал звезду, которая символизировала ту, что помогла волхвам найти Младенца Иисуса.

Разумеется, это всего лишь предание. Однако есть и официальные упоминания о елке, приходящиеся приблизительно на тот же временной отрезок. К примеру, о ней написано во французских летописях за 1600-й год. Первые новогодние деревья были миниатюрных размеров, их ставили на столы или подвешивали к стенам и потолкам. Однако в 17 веке в домах уже стояли большие елки. Лиственные деревья, которые ранее также использовались для украшения жилищ перед праздниками, были окончательно забыты.

Елки в России: древние времена

Считается, что первым, кто попытался сделать это дерево символом смены года, оказался Петр Первый. В действительности еще древние славянские племена с особым трепетом относились к хвойной растительности, у них уже была своеобразная «елка новогодняя». История гласит, что наши предки в разгаре зимы устраивали пляски и пели песни возле этого дерева. Целью, ради достижения которой все это проделывалось, было пробуждение весенней богини Живы. От нее требовалось прервать правление Деда Мороза и избавить от ледяных пут землю.

Елки в России: Средневековье

Петр Первый действительно пытался закрепить в нашей стране такой замечательный обычай, как елка новогодняя. История повествует, что император впервые увидел наряженное дерево в доме у немецких приятелей, с которыми встречал Рождество. Идея произвела на него огромное впечатление: ель, украшенная конфетами и фруктами вместо обыкновенных шишек. Петр Первый распорядился встречать в соответствии с германскими традициями. Однако его наследники забыли об этом указе на долгие годы.

В таком случае возникает вопрос: откуда появилась новогодняя елка в России? Этого бы еще долго не произошло, если бы ставить деревья на праздниках не велела Екатерина Вторая. Тем не менее хвойные растения не украшались вплоть до середины 19 века. Именно тогда немцы, которым не хватало этой веселой традиции в России, установили в Петербурге первую наряженную елку.

К сожалению, почти на два десятилетия сделал милую семейную традицию нелегальной. Советская власть объявила украшение хвойных деревьев «буржуазной прихотью». Кроме того, в это время шла активная борьба с церковью, а ель считалась одним из рождественских символов. Впрочем, многие обитатели России тех времен не отказались от красивого обычая. Дошло до того, что дерево стало устанавливаться бунтарями тайно.

Из каких только событий не складывается история новогодней елки в России! Кратко говоря, уже в 1935 году традиция вновь стала легальной. Это произошло благодаря Павлу Постышеву, «разрешившему» праздник. Однако людям категорически запретили называть елки «рождественскими», только «новогодними». Зато первому дню января был возвращен статус выходного дня.

Первые елки для детей

Год спустя после возвращения лесной красавицы в дома людей, отмечающих главный праздник в году, было организовано масштабное торжество, прошедшее в Доме Союзов. С этого официально началась история новогодней елки в России для детей, для которых и было устроено это празднество. С тех пор в детских учреждениях традиционно проводятся аналогичные мероприятия с обязательной раздачей подарков, вызовом Деда Мороза и Снегурочки.

Кремлевская елка

Одним из излюбленных мест встречи Нового года для обитателей Москвы уже многие годы остается Кремлевская площадь. Все остальные россияне не забывают включить телевизор, чтобы полюбоваться на величественную елку, наряженную в честь прихода Нового года. Впервые установка хвойного дерева, символизирующего вечную жизнь, на Кремлевской площади имела место еще в 1954 году.

Откуда взялась мишура

Разобравшись с историей появления главного нельзя не заинтересоваться и его украшениями. К примеру, такая замечательная традиция, как использование мишуры, также пришла к нам из Германии, где появилась в 17 веке. В те времена ее производили из настоящего серебра, которое тонко нарезалось, становясь серебристым «дождиком», благодаря которому сияла новогодняя елка. История появления в России современных изделий из фольги и поливинилхлорида точно не известна.

Интересно, что с елочной мишурой связана красивая легенда. В далекие времена жила женщина, бывшая многодетной матерью. Семье хронически не хватало денег, поэтому у женщины не получилось толком нарядить новогодний символ, елка осталась практически без украшений. Когда семья уснула, пауки создали на дереве паутину. Боги, чтобы вознаградить мать за ее доброту к окружающим, позволили паутине стать сияющим серебром.

Еще в середине прошлого века мишура была только серебристой. В настоящий момент можно приобрести это украшение практически в любых цветах. Особенности материалов, которые применяются для изготовления, делают изделия чрезвычайно прочными.

Несколько слов об освещении

Как уже было сказано, хвойные деревья, принесенные в дом на Новый год, было принято не только украшать, но и освещать. На протяжении длительного времени в этих целях применялись только свечи, которые надежным образом закреплялись на ветвях. Споры о том, кто именно придумал использовать гирлянды, до сих пор не завершены. Что же говорит история, как появилась новогодняя елка с современным освещением?

Самая распространенная теория гласит, что впервые мысль об освещении вечнозеленой красавицы с помощью электричества высказал американец Джонсон. Это предложение успешно воплотил в жизнь его соотечественник Морис, инженер по профессии. Именно он первым создал гирлянду, собрав эту удобную конструкцию из большого числа маленьких лампочек. Человечество впервые увидело праздничное дерево, освещенное подобным образом, в Вашингтоне.

Эволюция елочных игрушек

Без гирлянды и мишуры сложно представить себе современную новогоднюю елку. Однако еще сложнее отказаться от нарядных игрушек, легко создающих праздничную атмосферу. Интересно, что первые елочные игрушки в России были съедобными. Для украшения символа Нового года создавались фигурки из теста, обернутые в фольгу. Фольга могла быть золотистой, серебряной, выкрашенной в яркие цвета. На ветки также вешали фрукты, орехи. Постепенно для создания декора стали применяться другие подручные материалы.

Некоторое время спустя в страну начали завозить стеклянные изделия, в основном производившиеся в Германии. Но местные стеклодувы быстро освоили технологию изготовления, в результате чего яркие игрушки стали создаваться и в России. Помимо стекла, активно применялись такие материалы, как вата, картон. Первые отличались значительным весом, к началу 20-го века мастера стали изготавливать тонкое стекло.

Примерно с начала 70-х об уникальном дизайне украшений людям пришлось забыть. «Шарики», «сосульки», «колокольчики» конвейерами штамповались фабриками, использовавшими одинаковые технологии. Интересные экземпляры попадались все реже, в разных домах висели одни и те же игрушки. К счастью, в наши дни поиск действительно оригинального елочного декора уже не является сложной задачей.

Несколько слов о звезде

Наряжать дерево к празднику весело вместе с ребенком, которому понравится рассказ о том, откуда взялась новогодняя елка. История появления в России для детей станет еще интереснее, если не забыть рассказать им и о звезде. В СССР решено было отказаться от классической указавшей путь к младенцу Иисусу. Ее альтернативой стало красное рубиновое изделие, напоминающее те, что размещались на кремлевских башнях. Иногда такие звезды выпускались вместе с лампочками.

Интересно, что аналога советской звезды нет во всем мире. Конечно же, современные изделия для украшения елочной макушки выглядят значительно привлекательнее и интереснее.

Так вкратце выглядит жизненный путь новогодней елки, история ее появления в России как классического атрибута праздника.

Много тысячелетий назад год наступал осенью или весной. Например, если взять Древнюю Русь, то здесь начало года припадало на март месяц, и больше это празднование походило на дань весне, теплу, солнцу и будущему хорошему урожаю.

Первое письменное упоминание о ели как новогоднем дереве встречается в хронике французской провинции Эльзас за 1600 год. Однако ее родиной принято считать Германию. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку в канун Рождества положил немецкий реформатор Мартин Лютер. Именно он, возвращаясь домой перед встречей Рождества в 1513 году, был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Почему в качестве новогоднего дерева выбрана именно ель? Напомним, что наши предки относились к деревьям, как к живым существам. На Руси таким особо почитаемым, культовым деревом была береза. Зеленая пахучая лесная красавица ель издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый «дух лесов» — защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту. А еще потому, что это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, тайну не увядания, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые ветки подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане. Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесным орехом.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку. XVIII век выбрал ель королевой новогоднего праздника сначала в Германии, а позже во многих странах Европы.

Петр Первый и первая Ёлка

В России обычай новогодней елки ведет начало с Петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени, отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: «Украсить московские дома еловыми и сосновыми ветвями и шишками, и все должны были отмечать этот день празднованием с поздравлением всех родных и близких, танцами и стрельбой, пуском ракет в ночное небо».

А сам король в ночь с 31 декабря на 1 января вышел на Красную площадь, держа факел в руках, и после боя курантов запустил первую ракету в звездные небеса. И это был первый салют в честь праздника Нового Года. Что же касается ели, то примерно 300 лет назад считалось что елочка, украшенная под Новый Год, превращает отрицательные силы в положительные. Сегодня уже все забыли о таких силах, но прекрасная и любимая всеми традиция украшать хвойное дерево перед праздником осталась и по сегодняшний день.

Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.

После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков.

Рождественская Ёлка в первой половине XIX века

В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничков дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской елки» в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. Елка была установлена в Большом столовом дворце.

Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др. Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались. С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати. Установить точное время, когда елка впервые появилась в русском доме, пока не представляется возможным. Первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга.

И вдруг в середине 1840-х годов произошел взрыв — «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться. Теперь Петербург был буквально охвачен «елочным ажиотажем». Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера. Торговля елками началась с конца 1840-х годов. Продавались они у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Но если бедняки не могли позволить себе приобрести даже самую маленькую елочку, то богатая столичная знать стала устраивать соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. В качестве елочных украшений в состоятельных домах нередко использовали настоящие драгоценности и дорогие ткани. Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об искусственной елке, что считалось особым шиком.

К середине XIX века немецкий обычай прочно вошел в жизнь российской столицы. Само дерево, ранее известное в России лишь под немецким названием «Weihnachtsbaum», стало называться сначала «рождественским деревом» (что является калькой с немецкого), а позже получило имя “елка”, которое закрепилось за ним уже навсегда. Елкой стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества: «пойти на елку», «устроить елку», «пригласить на елку». В. И. Даль заметил по этому поводу: «Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную елку, мы зовем так иногда и самый день елки, Сочельник».

Русская Ёлка во второй половине XIX века

Освоение в России рождественской елки поражает своей стремительностью. Уже в середине века елка становится вполне обычным явлением для жителей многих губернских и уездных городов. Причина быстрого вхождения петербургского новшества в жизнь провинциального города понятна: отказавшись от старинного народного обычая празднования Святок, горожане ощутили некий обрядовый вакуум. Этот вакуум либо ничем не заполнялся, вызывая чувство разочарования из-за напрасных праздничных ожиданий, либо компенсировался новыми, сугубо городскими развлечениями, в том числе и устройством елки. Помещичью усадьбу рождественское дерево завоевывало с большим трудом. Здесь, как свидетельствуют мемуаристы, Святки еще в течение многих лет продолжали праздноваться по старинке, с соблюдением народных обычаев.

И все же мало-помалу петербургская мода начинала проникать и в усадьбу. Если до середины XIX века в воспоминаниях, посвященных Святкам в помещичьей усадьбе, устройство елки не упоминается, то уже через десять лет положение меняется. О рождественских праздниках 1863 года свояченица Льва Толстого Т. А. Кузминская, жившая подолгу в Ясной Поляне и считавшая ее своим «вторым родительским домом», вспоминает: «Ежедневно устраивались у нас какие-нибудь развлечения: театр, вечера, елка и даже катание на тройках». Два года спустя, 14 декабря 1865 года, в письме к Софье Андреевне Толстой она сообщает: «Здесь готовим мы на первый праздник большую елку и рисуем фонарики разные и вспоминали, как ты эти вещи умеешь сделать». И далее: «Была великолепная елка с подарками и дворовыми детьми. В лунную ночь — катанье на тройке».

На первых порах нахождение в доме рождественского дерева ограничивалось одним вечером. Накануне Рождества еловое дерево тайно от детей проносили в лучшее помещение дома, в залу или в гостиную, и устанавливали на столе, покрытом белой скатертью. Взрослые, как вспоминает А. И. Цветаева, «прятали от нас (елку) ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть». К ветвям дерева прикрепляли свечи, на елке развешивали лакомства, украшения, под ней раскладывали подарки, которые, как и саму елку, готовили в строгом секрете. И наконец, перед самым впуском детей в залу на дереве зажигали свечи. Входить в помещение, где устанавливалась елка, до специального разрешения строжайшим образом запрещалось. Чаще всего на это время детей уводили в какую-либо другую комнату. Поэтому они не могли видеть то, что делалось в доме, но по разным знакам стремились угадать, что происходит: прислушивались, подглядывали в замочную скважину или в дверную щель.

Когда же наконец все приготовления заканчивались, подавался условный сигнал («раздавался волшебный звонок») либо за детьми приходил кто-то из взрослых или слуг. Двери в залу открывали. Этот момент раскрывания, распахивания дверей присутствует во множестве мемуаров, рассказов и стихотворений о празднике елки: он был для детей долгожданным и страстно желанным мигом вступления в «елочное пространство», их соединением с волшебным деревом. Первой реакцией было оцепенение, почти остолбенение. Представ перед детьми во всей своей красе, разукрашенная «на самый блистательный лад» елка неизменно вызывала изумление, восхищение, восторг. После того как проходило первое потрясение, начинались крики, ахи, визг, прыганье, хлопанье в ладоши. В конце праздника доведенные до крайне восторженного состояния дети получали елку в свое полное распоряжение: они срывали с нее сласти и игрушки, разрушали, ломали и полностью уничтожали дерево (что породило выражения «грабить елку», «щипать елку», «рушить елку»). Отсюда произошло и название самого праздника: праздник «ощипывания елки». Разрушение елки имело для них психотерапевтическое значение разрядки после пережитого ими долгого периода напряжения.

В конце праздника опустошенное и поломанное дерево выносили из залы и выбрасывали во двор. Обычай устанавливать елку на рождественские праздники неизбежно претерпевал изменения. В тех домах, где позволяли средства и было достаточно места, уже в 1840-е годы вместо традиционно небольшой елочки начали ставить большое дерево: особенно ценились высокие, до потолка, елки, широкие и густые, с крепкой и свежей хвоей. Вполне естественно, что высокие деревья нельзя было держать на столе, поэтому их стали крепить к крестовине (к «кружкам» или «ножкам») и устанавливать на полу в центре залы или самой большой комнаты в доме. Переместившись со стола на пол, из угла в середину, елка превратилась в центр праздничного торжества, предоставив возможность детям веселиться вокруг нее, водить хороводы. Стоящее в центре помещения дерево позволяло осматривать его со всех сторон, выискивать на нем как новые, так и старые, знакомые по прежним годам, игрушки. Можно было играть под елкой, прятаться за ней или под ней. Не исключено, что этот елочный хоровод был заимствован из ритуала Троицына дня, участники которого, взявшись за руки, ходили вокруг березки с пением обрядовых песен. Происшедшие перемены изменили суть праздника: постепенно он начал превращаться в праздник елки для детей знакомых и родственников.

На таких праздниках, получивших название детских елок, помимо младшего поколения всегда присутствовали и взрослые: родители или сопровождавшие детей старшие. Приглашали также детей гувернанток, учителей, прислуги. Со временем начали устраиваться праздники елки и для взрослых, на которые родители уезжали одни, без детей. Первая публичная елка была организована в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале, возведенном в 1823 году в Екатерингофском загородном саду. Установленная в зале вокзала огромная ель «одной стороной прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги». Вслед за нею публичные елки начали устраивать в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, клубах, театрах и других местах. Москва не отставала от невской столицы: с начала 1850-х годов праздники елки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными.

Ёлка в России на рубеже XIX—XX ВЕКОВ

К концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением. Заготовка ёлок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков. Продавались деревца в самых многолюдных местах: у гостиных дворов, на площадях, рынках. Ёлки предлагались на любой вкус: маленькие, разукрашенные искусственными цветами, ёлки-великаны, которые гордо высились во всей своей естественной красе, и никогда не видавшие леса искусственные ёлки-крошки, неестественно яркая зелень которых сразу же бросалась в глаза. Торговали ёлками и многие лавки — зеленные, молочные и даже мясные, где деревья выставляли у входа, часто уже поставленные на крестовины.

В появлении ёлки в доме для детей больше не было тайны, соблюдение которой считалось обязательным условием при устройстве первых ёлок. Дети с удовольствием гуляли в «лесах» ёлочных базаров; наблюдали за тем, как ёлку вносили в дом; видели, как она, ещё не оттаявшая, лежала в сенях («только после всенощной ее впустят») или в комнате на полу, отогреваясь в домашнем тепле; чувствовали, как она начинала излучать хвойный и смоляной запах.

Со всего города, а иногда и из других городов на домашние ёлки съезжались родные и близкие, двоюродные сёстры и братья. Взрослые придумывали и покупали подарки, организовывали «ёлочное веселье», играли на фортепьяно, дети танцевали. Старшие готовились к праздникам сами, сочиняя и ставя пьесы «под Гофмана и Андерсена» из жизни ёлочных игрушек. Широчайшее распространение в это время получает устройство благотворительных «ёлок для бедных» в народных домах, детских приютах. Организовывали их как разного рода общества, так и отдельные благотворители. Превратившись в главный компонент зимних праздников, ёлка, таким образом, вошла в праздничную жизнь как одна из необходимых её составляющих. Л. Н. Гумилёв, с горечью говоря о том, что детство у него было не таким, каким оно должно быть, заметил: «Мне хотелось простого: чтобы был отец, чтобы в мире были ёлка, Колумб, охотничьи собаки, Рублёв, Лермонтов». Ёлка стала восприниматься как один из необходимых элементов нормального детства.

Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. После захвата власти большевики на ёлку не посягали. В 1918 году М. Горький и А. Н. Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» роскошную подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную замечательными художниками. В неё были включены произведения М. Горького, К. И. Чуковского, В. Ф. Ходасевича, А. Н. Толстого, В. Я. Брюсова, С. Чёрного и др. На обложке книги помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесное зверьё. На верхушке дерева ярко сияет шестиконечная Вифлеемская звезда.

В первые годы после революции никаких специальных мер, направленных на запрет ёлки, действительно не предпринималось, а если она и стала в это время чрезвычайной редкостью, то причиной тому были внешние обстоятельства, которые всё «сбили и спутали». В первые годы после Гражданской войны в городах, как и прежде, всё ещё продавалось много ёлок, но население бедствовало, и мало кто мог позволить себе купить даже самое маленькое деревце. Мужики из пригородных деревень, привозившие в город ёлки, теряли предрождественский заработок. 25 декабря 1924 года Корней Чуковский записывает: «Третьего дня шёл я с Муркой к Коле — часов в 11 утра и был поражен: сколько ёлок! На каждом углу самых безлюдных улиц стоит воз, доверху набитый всевозможными ёлками, — и возле воза унылый мужик, безнадёжно взирающий на редких прохожих. Я разговорился с одним. Говорит: "Хоть бы на соль заработать, уж о керосине не мечтаем! Ни у кого ни гроша; масла не видали с того Рождества..." Единственная добывающая промышленность — ёлки. Засыпали ёлками весь Ленинград, сбили цену до 15 копеек. И я заметил, что покупают ёлки главным образом маленькие, пролетарские — чтобы поставить на стол». Но понемногу быт налаживался и ёлка, казалось, вновь завоёвывала свои права. Однако всё обстояло не так просто.

Первый тревожный звоночек прозвучал уже 16 ноября, через три недели после октябрьского переворота, когда на обсуждение советского правительства был поставлен вопрос о календарной реформе. Вплоть до Октябрьской революции Россия всё ещё продолжала жить по юлианскому календарю, в то время как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый папой Григорием XIII в 1582 году. Необходимость проведения календарной реформы, перехода на новый стиль ощущалась с XVIII века. Уже при Петре I в международных отношениях и в научной переписке Россия была вынуждена пользоваться григорианским календарём, в то время как внутри страны жизнь ещё в течение двух столетий протекала по старому стилю. Это обстоятельство порождало многие неудобства. Особенно остро потребность введения единого с Европой исчисления времени ощущалась в дипломатической и коммерческой практике. Однако предпринятые в XIX веке попытки провести календарную реформу терпели неудачу: этому противодействовали как правительство, так и православная церковь, всякий раз считавшие введение нового календаря «несвоевременным». После революции вопрос о «несвоевременности» реформы отпал сам собой, и 24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря. Подписанный Лениным декрет был опубликован на следующий день.

Поскольку разница между старым и новым стилем составляла к этому времени 13 суток, то в результате реформы русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год — с 1 января на 14-е. И хотя ни в декрете, ни в других исходящих от советского правительства документах этого времени об отмене праздника Рождества не говорилось ни слова, тем не менее нарушение календаря воспринималось как ломка жизни с её традиционно связанными с определёнными датами православными праздниками. Что будет с Рождеством и ёлкой после вхождения календарной реформы в жизнь, пока было непонятно.

А в 1922 году была проведена кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или иначе в «комсвятки». Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование «комсвяток» в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое было объявлено нерабочим днем. Мероприятия начинались чтением докладов и речей, разоблачающих «экономические корни» рождественских праздников. Потом шли спектакли и инсценировки, политические сатиры, «живые картины». На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и ёлка, получившая название «комсомольская ёлка». Участники ёлочных карнавалов (в основном из комсомольцев-пропагандистов) рядились в самые невообразимые сатирические костюмы: Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, в языческих богов и даже в рождественского гуся и поросёнка. Проводились шествия с факелами и сожжением «божественных изображений» (икон). Однако столь благосклонное отношение советской власти к ёлке продолжалось недолго. Новые перемены стали ощутимы уже к концу 1924 года, когда «Красная газета» с удовлетворением сообщила: «...в этом году заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей». Постепенно завершил своё существование и праздник «комсомольского рождества». Он был раскритикован в прессе как не сыгравший существенной роли в антирелигиозной пропаганде. А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем.

В эти критические в судьбе ёлки годы казалось, что ей пришёл конец. Предновогодними вечерами по улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир: не светятся ли где-нибудь огни ёлок. В школах в порядке борьбы с Рождеством и ёлкой на Новый год стали проводить «Антирождественские вечера», на которых инсценировали высмеивающие попов и церковь пьески, пели антирелигиозные сатирические куплеты, вроде: «Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдём». Перестали устраивать ёлки и в детских садах. И всё же полностью искоренить полюбившийся обычай так и не удалось: ёлка «ушла в подполье». Как вспоминает писательница И. Токмакова, в семьях, верных дореволюционным традициям, ее продолжали устраивать. Делали это с большой осторожностью. Ёлкой обычно обеспечивал дворник, который перед Рождеством выезжал за город в лес с огромным мешком, срубал дерево, перерубал его пополам и запихивал в мешок. Дома он накладывал на шершавый ствол лубки, и ёлка «делалась опять целенькой и стройной».

В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Теперь еловое дерево — необходимая принадлежность не только советского праздника Нового года, но и советской жизни вообще. Организовывала праздник «ёлочная комиссия», в которую обычно входили профсоюзные активисты: они разрабатывали программу, доставляли ёлку, обеспечивали Дедом Морозом, готовили подарки. Самым трудным был выбор подарков и принятие решения, «какой подарок сделать кому из ребят так, чтобы не выйти из лимита и в то же время все были довольны». Для каждого ребенка готовился особый подарок, что впоследствии вышло из практики советских ёлок, на которых предполагалось равенство всех детей.

Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке «Рождественского дерева» теперь заменила пятиконечная — такая же, как на кремлёвских башнях. Стремление идеализировать возрождённый праздник становится с каждым днём всё откровеннее. На сверкающей в лучах прожекторов красавице ёлке, установленной в Доме союзов, висели тысячи ёлочных украшений с рабоче-крестьянской коммунистической символикой.

Прошло ещё несколько лет, и 1 января 1947 года снова стало «красным днём календаря», то есть нерабочим, а ёлка в Доме союзов приобрела официальный статус «главная ёлка страны». В 1954 году новогодняя ёлка получила «право на вход» в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца — обслуживала она по две тысячи детей в год. Впервые Кремль открылся перед счастливчиками, получившими новогодние приглашения. Для молодых передовиков производства, студентов столичных вузов, слушателей военных учебных заведений, учащихся десятых классов, комсомольских работников в том же Георгиевском зале устраивались новогодние балы-маскарады.

После «оттепели» с появлением Кремлёвского дворца съездов главный детский праздник страны переместился туда. Но к началу 70-х годов многие москвичи, да и жители других городов вовсе не рвались на «главные ёлки». И до сих пор самые желанные для нас не общественные, а домашние ёлки, на которые собираются своей семьёй. На этих домашних праздниках люди забывают о той официальной роли, которую играла ёлка, и празднуют её как семейное торжество, по установившимся в семье традициям. Забыла о своём неприязненном отношении к ёлке православная церковь. Теперь зелёные деревца стоят не только в храмах во время рождественского богослужения, но и в домах церковнослужителей.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. «И, как всегда в это время, — писала в конце декабря 1993 года газета «Невское время», — горят на главной улице Петербурга ёлки — не просто новогодние, уже рождественские, без красных звёзд». На протяжении трёх веков ёлка добросовестно выполняла возложенные на неё функции, и даже насильственная идеализация не мешала ей в неформальной домашней обстановке оставаться всеми любимой и ежегодно желанной, страстно и задолго до Нового года ожидаемой Ёлкой. Такой помним её мы. Такой запомнят её наши дети. Будем надеяться, и внуки будут ходить вокруг разукрашенного, сияющего дерева и петь немудрёную песенку, сочинённую почти сто лет назад.

В наши дни наряженную елку стремятся доставить и установить даже в тех краях, куда ее надо привозить специально, например, на кораблях, бороздящих океан за экватором. На сайте Mamsy стартует акция с самыми красивыми . Сегодня мы подготовили для вас настоящий сюрприз и немного волшебства из сказки. Останется украсить елку любимыми украшениями. Праздничное настроение вам обеспечено! Создайте в доме уют и волшебное настроение!

Никто не любит стеклянные шары – красные, блестящие или переливающиеся – так сильно, как мы!

Он непременно польстится, если, наряжая елку, вы будете придерживаться его любимых красно-белых тонов. Не забудьте использовать для декора и леденцы-посохи – Дедушка так любит их. А на верхушку обязательно наденьте красный колпак!

Очень уютный и теплый – такой стиль не обойдется без подсвечников пастельных тонов, деревянного декора, пушистых миниатюрных самодельных елочек под настоящей лесной красавицей. Как нельзя более удачно дополнить картину сможет пара стареньких деревянных лыж или какая-нибудь другая винтажная вещь.

Украшайте елку в трех основных тонах – благородном фиолетовом (в идеале – с вкраплениями золота), золотом, сапфировом. Чтобы все блестело еще сильнее, на цветные шары можно клеить стразы.

Здесь не бывает зимы, поэтому и декор соответствующий – игрушки в форме кактусов, гирлянды с тематическими орнаментами, подарки, упакованные в бумагу цветов рассвета. Необычно, но тоже довольно атмосферно получится.


Мечтаете о снеге на Новый год? Сделайте его самостоятельно – чтобы наверняка! Украсьте елку монохромно – белыми бумажными голубками и снежинками, шишками, покрашенными матовой белой краской. С ними дерево выглядеть будет так, как будто у вас только что прошел сильнейший снегопад.

Домашнее семейное дерево украшается крендельками, конфетами, печеньем, леденцами, орехами, сухофруктами, баранками – всем съедобным и симпатично выглядящим. Даже гирлянды можно сделать самостоятельно – из сушеных ягод, например.

Настоящие свечи выглядят немного старомодно и очень антуражно. Но они небезопасны, поэтому сегодня их в основном заменяют электрическими огоньками.

Если вы любите мастерить, и у вас это получается, не стесняйтесь. Отложите в ящик фабричные игрушки и наделайте декора самостоятельно. Сшейте фигурки из фетра, сделайте цветы из лент, вырежьте снежинки из фольги. Почему бы новогодней елке не стать вашей музой?

Этот стиль также выдержан в строгих бело-красных тонах, но в нем есть изюминка – красные деревянные рамочки, развешанные по дереву. В них можно вставить тематические рисунки или фотографии близких людей.

Новогодние праздники – не всегда бенефис красного и зеленого. Смотрите, как белоснежные пенопластовые ягоды здорово смотрятся в качестве гирлянды. В этой елке преобладает белый, благодаря чему красные и зеленые элементы выглядят еще более изысканно.

Все, конечно, и так понимают, что на дворе Новый год, праздники, но приветствие от елки в виде соответствующей гирлянды из букв будет особенно приятным.

Если у вас большой дом, в котором на рождественские каникулы, как правило, собирается много гостей, этот вариант для вас. Поставьте елку в нескольких комнатах, и атмосфера праздника будет царить везде!

Это дерево украшено обычно. Но в нем есть изюминка, и она на вершине. Да-да, вам не кажется, это настоящий живой цветок. Не зря все-таки говорят, что все гениальное просто до невозможности…

Украшайте чем угодно, главное – старайтесь все декорации подбирать в неярких пастельных тонах.


Новый год – яркий блестящий праздник. А елка – главный его символ, поэтому она полное право имеет быть украшенной блестками, фольгой, стразами.

Запаситесь большим количеством игрушек разного размера и развешивайте их на каждой свободной веточке.

Это так просто и трогательно – распечатать памятные фотографии с родными и близкими, и на ленточках развесить их на елке. Такой декор, без сомнений, смотрится получше даже самых дорогих игрушек.


Некоторые отказываются от новогодних елок, потому что не хотят морочить себе голову, сначала везя двухметровое дерево домой, потом наряжая его и в конце концов таща его к мусорным бакам. Но ведь можно упростить себе жизнь и при этом все-таки создать атмосферу праздника. Для этого всего-то нужно найти миниатюрную елочку или красивую ветку, поставить ее в вазу, нарядить и готово!

Дерево такое уютное. А как оно пахнет. Представьте только, какой аромат будет царить в помещении, где стоит живая ель, украшенная игрушками из настоящего дерева? Декор можно покрасить в любые понравившиеся цвета или же оставить естественно коричневым – оба варианта смотрятся чудесно.

«Морозный» эффект можно создать разными способами. Отлично для этой цели подойдут голубые ленты из сатина, например, или синие матовые шарики, или сапфировые гирлянды и дождики. Возьмите на заметку, что лучше всего оттеняет голубизну декор белого цвета.

Создайте эффект метели, развесив по всей елочке разнообразные искусственные снежинки – большие и маленькие, из ткани, пластика, бумаги или дерева.

Почему бы не вспомнить песню о Маленьком барабанщике и не вдохновиться ею для создания уникального стиля для своей елки? Распечатанные, вставленные в бумажную бархатистую рамку и украшенные бантом силуэты маленького музыканта, как видно, очень неплохо сморятся на елке.

В каждой семье есть какие-то традиции. Кто-то каждый Новый год покупает по шарику, другие специально собираются вместе, чтобы сделать декор собственными руками, а кому-то в качестве украшений подходят только сладости и вкусности. Не отступайте от традиций, и дом будет полон уюта.

Украсьте свою елку лентами и дождиками по вертикали, а не по горизонтали. Удивитесь, как она преобразится.

Любители пляжного отдыха, поскорее вытряхивайте из кладовки все морские сувениры, камушки, ракушки и вешайте их на новогоднюю елку. Да, необычно и непривычно. Но как атмосферно-то и так по-вашему. Видите, при желании даже через рождественские декорации можно выразить свое «я»!

Контрастные кислотный розовый и зеленый. Кажется, их сочетание выглядит пошло и дешево. Но нет же! Главное – правильно подобрать комбинацию. Попробуйте разбавить их фиолетовым, золотистым, бирюзовым, и перед вами уже яркое молодежное новогоднее дерево.

Добавьте к деревянным игрушкам гирлянду из мешковины – просто и со вкусом.

Помимо шариков и снежинок, повесьте на елку широкие ленты – красные и красно-белые в полосочку. Такой наряд непременно порадует лесную красавицу.

Звезды не только на верхушке, но и на ветках. Этому традиционному украшению везде найдется место!

Черно-белый приветствуется не только в одежде. Точнее, не только в одежде для людей. Праздничные украшения ведь смело можно называть елочным нарядом. И он тоже может быть выдержан в строгих и невероятно стильных черно-белых тонах.

Никак не можете подобрать подходящую верхушку для елки? Оставьте эту идею и сделайте ее собственными руками. Купите в хозяйственном магазине поролоновый шар, набор длинных лучинок-зубочисток и кусочек ПВХ-трубы. Последний будет исполнять роль крепежа, воткните его в нижнюю часть шара. Свободную поверхность поролона закройте лучинками – пронизывайте шар ими так, чтобы получился ежик. Покрасьте украшение золотистой краской, и идеальная верхушка готова!

Сделайте гирлянду из букв – соберите из них строчку из песни вашего любимого/любимой. Такое украшение всегда заставит улыбнуться.

Украшайте елку табличками или шариками с цифрами и считайте, сколько дней осталось до Нового года, всей семьей.

Птицы благодарны людям за домики на деревьях. Их строительство – по-настоящему доброе дело. В такие миниатюрные скворечники, конечно, вряд ли кто-то пернатый поместится. Но на елке в качестве декорации они смотрятся очень даже ничего!

Сделайте свою елку в стиле градиент. На разных уровнях вешайте разноцветные игрушки. Низ, например, сделайте красным, от него перейдите к оранжевому или розовому, потом – фиолетовый, голубой, зеленый, золотистый. Ну, или выберите собственный порядок.

Чудесный праздник встречи Нового года неразрывно связан с зеленой красавицей елью. В алфавите друидов и кельтов первая буква «А» обозначала и Новый год, и серебряную ель.

Обычай встречать Новый год с нарядно украшенной елкой уходит в древнее языческое время. Он связан с культом зелени. В Греции и Риме дома накануне наступления Нового года украшали зелеными ветками, считая, что это принесет здоровье и счастье в будущем году.

В Европе зимой, когда холодно, темно и мрачно, особое значение придавалось предметам, которые символизировали новое возрождение природы; поэтому такую большую роль в ритуале празднования Рождества играют ветви вечнозеленых или распускающихся зимой растений. Им приписывалась особая жизненная сила, которую люди пытались перенять, поставив растение в доме.

Обычай украшать деревья существовал у наших предков еще до наступления новой эры. В те далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними и добиться их помощи в повседневной жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Елку впервые стали украшать в XVI веке в Эльзасе. Поначалу елку украшали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, шары (они заменили яблоки, первоначально украшавшие елку), а на макушке — изображение солнца, вырезанного из плотной бумаги или сделанного из соломы, что связывало это украшение с солнечным циклом. Одно время было регламентировано и количество свечей. Их должно было быть 12 — столько, сколько месяцев в году.

На протяжении веков елка и ее украшения менялись. Так, в Скандинавии придумали вешать на елку украшения из соломы в виде снежных звезд и фигурок. В XVIII веке праздничная елка в том виде, в котором мы ее знаем, из Эльзаса распространилась по всей Европе и к XX веку завоевала весь мир.

С 1737 года в германских княжествах елку начали одевать в мишуру, а спустя 38 лет на елках появились позолоченные и посеребренные картофелины, тогда еще бывшие редкостью в Европе.

Начиная с 1815 года елки начали освещать свечами, а в 1850 году на новогоднем дереве «поселились» стеклянные игрушки.

В России судьба новогодней елки складывалась непросто. Как любое западное новшество, елка приживалась с большим трудом. Первые новогодние торжества в Москве состоялись в 1700 году.

Постепенно елка завоевала свое «новогоднее» место. В 30-е годы XIX столетия она еще считалась принадлежностью уютных домов петербургских немцев, а публичная елка была устроена в столице только в 1852 году. К концу века елка становится главным украшением не только городских, но и деревенских домов. И, наконец, в XX веке она уже неотделима от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству она была запрещена на целых 17 лет, до 1936 года, а праздничным нерабочим днем 1-е января было объявлено только в 1947 году.

Как выбрать новогоднюю ёлку

Вы решили поставить на праздник традиционную елку — не искусственную, а самую что ни на есть настоящую, и хотели бы, чтобы она постояла до старого Нового года, то есть не меньше двух недель. Как этого добиться? В первую очередь елку надо правильно выбрать.

Не гонитесь за самой высокой елкой. Размеры должны соответствовать размерам комнаты, где она будет стоять. Маленькая пушистая елочка часто выглядит наряднее большой, разлапистой — все зависит от того, где она стоит и как украшена. При покупке (особенно с рук) проверьте, свежее ли дерево. У сухого веточки сразу обламываются с характерным треском, оно уже через два-три дня начнет осыпаться. У свежей елки ветки эластичны, обломить их нелегко. Покупку несите домой вершиной вниз, иначе концы нижних ветвей сломаются (лучше всего их обернуть мешковиной и обвязать веревкой).

Как сохранить новогоднюю ёлку

Если елка приобретена заранее, ее следует держать на холоде. За пару дней до установки желательно опустить конец ствола в сосуде водой, в которую добавлены 2—3 столовые ложки глицерина. Вместо глицерина можно взять на ведро воды половину чайной ложки мочевины (огородного удобрения).

Хорошо, если в доме есть специальная подставка с резервуаром для воды (они бывают в продаже), если же нет — подойдет ведро или бак. Главное — прочно укрепить дерево, придать ему устойчивость с помощью растяжек, деревянных палок, обыкновенной веревки. Чтобы хвоя дольше не осыпалась, комель елки очищают от коры и погружают в воду или мокрый песок (уровень воды или песка должен быть выше зачищенного места). Обязательно декорируйте сосуд, в котором установлена елка, гофрированной бумагой, старой белой тканью, слоем ваты, украсив блестками. мишурой, звездочками из золоченой или цветной яркой бумаги, — ведь здесь будут лежать подарки. Но ткань и вату придется специально обработать огнезащитным составом (его можно достать в местных отделениях пожарных обществ или в бытовых комбинатах), а в домашних условиях — раствором поваренной соли.

Рецепты продления жизни Новогодней ёлки

1. Из расчета на 1 л воды: 25—40 г сладкого сиропа и по 1 чайной ложке микроэлемента железа и отбеливателя для хлопчатобумажных тканей.

2. На такое же количество жидкости берут 3 столовых ложки препарата для мытья оконных стекол «Нитхинол »(можно заменить 2 столовыми ложками тройного одеколона) и 1 столовую ложку глицерина. Срок действия раствора — десять дней. Потом его заменяют свежим, а спустя еще десять дней — чистой водой.

3. На 3 литра воды взять 5 г лимонной кислоты, 6 г желатина и 16 г толченого мела.

4. В ведро с водой, в которую вы поставили елку, добавьте щепотку соли, ложку сахара и одну таблетку аспирина. В этом физиологическом растворе аспирин играет роль антисептика, не дающего развиваться гнилостным бактериям, соль и сахар — питание.

В любом из приведенных выше рецептов надо следить за тем, чтобы уровень воды не уменьшался, по мере испарения ее подливают. И прежде чем ставить елку в любой из питательных растворов, обновите срез ствола.

Как уберечь Новогоднюю ёлку

Тема не очень приятная, но необходимая. Не ставьте елку возле батарей отопления, печей, свечей, электрообогревателей. Этот совет относится и к синтетическим елкам: мало того, что они горят — еще и выделяют при этом токсичные вещества, опасные для здоровья. Не увлекайтесь бенгальскими огнями, самодельными электрогирляндами, вращающими елку устройствами с электромоторчиками, хлопушками с огневыми эффектами. Не обкладывайте ветки ватой, посыпанной бертолетовой солью, — подобная «красота» таит в себе «страшную» силу разрушения, риск огромен! Не вешайте на елку игрушки из целлулоида...

Если у вас в доме искусственная елка и она запылилась при хранении, то пыль лучше удалять с помощью пылесоса. При мытье металлические стержни — основания веток и ствола — разрушаются коррозией.

Владельцы кошек и собак!

Помните, что блестящие шарики и мишура на елке — непреодолимый соблазн для ваших любимцев.

Попавшие в кишечник мишура и «дождь» — а животные любят жевать и глотать их — могут привести к гибели четвероногих; поэтому лучше всего поставить елку в безопасное, недосягаемое для вашего любимца место, или вовсе отказаться от таких украшений, чтобы не омрачать себе праздник.

Как украсить Новогоднюю ёлку

Несколько общих правил. Начинают украшение елки обычно с электрогирлянды (она обязательно должна быть исправной). Бусы и мишуру располагают не по вертикали, а вокруг елки. Если елка стоит посередине комнаты, украшения должны располагаться равномерно со всех ее сторон. Подвешивать игрушки желательно на достаточно длинных нитях. Если эти нити сделать разноцветными (или, наоборот, одного цвета), они тоже будут украшением.

Когда-то во многих семьях существовала традиция готовить для елки самодельные игрушки. Сейчас такие семьи — редкость. А может быть, стоит, пока еще есть возможность, расспросить старших членов семьи, как это делалось раньше, и в один прекрасный новогодний вечер ошеломить гостей необыкновенной елкой — с рыбками из яичной скорлупы, золотыми цыплятами, звездами из фольги и соломки, пряничными домиками и избушками на курьих ножках...

Ёлочные игрушки своими руками

Многоликая скорлупа. Аккуратно удаляем содержимое сырого яйца: проколов иголкой с двух сторон, выдуваем белок и желток в чашку, чтобы использовать по назначению. Пустая скорлупа—универсальная голова, которая может принадлежать любому персонажу. Немного фантазии — и готова яркая игрушка: клоун в колпачке, пират с черной повязкой на глазу, матрешка в платочке (все эти элементы можно просто нарисовать на скорлупе, а можно приклеить, вырезав из цветной бумаги или пестрых лоскутков).

Если же скорлупу посчитать не головой, а туловищем, —можно сделать целый зоопарк. Приклеиваем нужные детали, слегка подкрашиваем и получаем свинку, черепаху или сороку. Не забудьте приклеить петельки, чтобы повесить игрушку на елку.

Из грецких орехов. Если орех покрасить золотой или серебряной краской, он превратится в елочную игрушку. Можно аккуратно расколоть орех пополам, и из половинок скорлупы сделать сразу две игрушки. Одну половинку наклеиваем на кленовый или дубовый листок, вырезанный из бархатной бумаги, раскрашиваем скорлупу масляными красками — готова божья коровка, напоминание о теплых летних днях. Из другой половинки скорлупы можно сделать сказочный кораблик с мачтой из спички, белым (или алым) парусом, яркими флажками из бумаги.

Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного праздника ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, мишурой и гирляндами. Ароматный запах свежей хвои, вкус мандаринов - вот с чем ассоциируется новогодний праздник у большинства российских детей. Под елочкой детвора находит свои подарки. На утренниках вокруг нее водят хороводы, поют песни. Но так было не во все времена. Откуда на Руси появилась новогодняя елка? История традиции украшать ее на Новый год описана в данном материале.

Тотемное дерево язычников

Наши предки верили, что все деревья живые, в них обитают духи. В дохристианские времена в друидическом календаре кельтов есть день поклонения ели. Для них она являлась символом храбрости, силы, а пирамидальная форма дерева напоминала небесный огонь. Еловые шишки также символизировали здоровье, крепость духа. Древние германцы считали это дерево священным и поклонялись ему. Оно отождествлялось у них с Мировым Древом - источником вечной жизни, бессмертия. Существовал такой обычай: в конце декабря люди шли в лес, выбирали самое пушистое и высокое дерево, украшали его разноцветными лентами и делали различные подношения. Затем вокруг ели водили хороводы и пели обрядовые песни. Все это символизировало цикличность жизни, ее возрождение, начало нового, приход весны. У славян-язычников же, наоборот, ель ассоциировалась с миром мертвых и нередко использовалась в погребальных обрядах. Хотя считалось, что если разложить еловые лапы в углах дома или сарая, то это защитит жилище от бурь и гроз, а ее обитателей - от хворей и нечистой силы.

Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа).

Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах.

История появления звезды на макушке рождественской ели

Сначала люди украшали свои дома только веточками и большими еловыми лапами, в дальнейшем стали приносить целые деревья. Но намного позднее появился обычай наряжать новогоднюю елку.

История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба. Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками. А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Впоследствии эта традиция распространилась среди последователей идей протестантизма, а в дальнейшем и по всей стране. Начиная с 17-го века это ароматное хвойное дерево стало основным символом сочельника в средневековой Германии. В немецком языке даже появилось такое определение, как Weihnachtsbaum — рождественская ель, сосна.

Появление рождественской елки на Руси

История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова.

Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки.

Возрождение петровских обычаев в первой половине 19-го века

История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга - царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.

История рождественской ели в СССР

С приходом к власти большевиков все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были отменены. Рождественскую ель было принято считать буржуазным атрибутом, пережитком имперского прошлого. На несколько лет эта чудесная семейная традиция стала нелегальной. Но в некоторых семьях она все равно сохранялась, несмотря на запрет властей. Лишь в 1935 году, благодаря заметке партийного деятеля Павла Постышева в главном коммунистическом издании тех лет - газете «Правда», этому вечнозеленому дереву вновь вернулось незаслуженно забытое признание его как символа наступающего года.

Повернулось вспять колесо истории, и новогодние елки для детей стали устраиваться вновь. Вместо Вифлеемской звезды ее верхушку украшает красная пятиконечная звезда — официальный символ Советской России. С тех пор елки стали называться «новогодними», а не «рождественскими», а сами деревья и праздники - не рождественскими, а новогодними. В истории России впервые появляется официальный документ о нерабочих праздничных днях: первое января официально становится выходным.

Кремлевские елки

Но на этом не заканчивается история новогодней елки в России. Для детей в 1938 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, установили огромную многометровую елку с десятками тысяч стеклянных шаров и игрушек. С тех пор каждый год в этом зале стоит гигантская новогодняя ель и устраиваются детские праздники. Каждый советский ребенок мечтает попасть на Новогоднюю елку в Кремле. И до сих пор излюбленным местом встречи будущего года у москвичей является Кремлевская площадь с установленной на ней огромной, нарядно украшенной лесной красавицей.

Елочные украшения: тогда и сейчас

В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

Откуда появилась мишура и гирлянды?

Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.

В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор - Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.