Домой / Праздничный / Исследовательская активность ребенка а н поддьяков. Эссе «Исследовательская активность ребенка

Исследовательская активность ребенка а н поддьяков. Эссе «Исследовательская активность ребенка

Как активны, любознательны и подвижны дети. Неслучайно сейчас, когда спрашиваешь дошколят: «Какую профессию ты выберешь, когда вырастишь?» очень многие дети отвечают: «Ученый, испытатель, исследователь». Время меняет наших детей. Им хочется что-то изменять, придумывать и усовершенствовать. Кто-то пытается узнать, что было в прошлом и почему именно так. Например, в эпоху динозавров. А кто-то из детей смотрит вперед в будущее. Но всех их объединяет любопытство попробовать самим и понять истину вещей.

Интерес детей к исследовательской деятельности неслучаен. Еще китайская пословица гласила: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму» Усваивается все прочно тогда, когда ребенок самостоятельно услышит, увидит и самое главное сделает сам.

Желание детей все узнать и попробовать огромно. Но есть ребята, которые не увлечены исследовательской деятельностью. Возможно причина в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В качестве основного вида поисковой деятельности можно выделить деятельность экспериментирования. Она всегда тесно связана с другими видами деятельности.

В дошкольном возрасте эксперименты только способ познакомить детей с миром. Они могут быть кратковременные и долговременные. Вовлекая дошкольников в экспериментальную деятельность, взрослый всегда должен помнить и конечно научить детей основным правилам.

Подготовить место для проведения опыта.

Все необходимое подготовить заранее. Оно должно быть под рукой.

Пригласить взрослого для наблюдения или помощи в опыте.

Соблюдать правила безопасности.

Во время опыта проговаривать свои действия и следовать намеченному плану.

Зафиксировать результат опыта.

Не отчаиваться, если опыт не получился. (Право ребенка на ошибку.)

Дети познают и исследуют мир не только в детском саду, но и дома. Соблюдая правила, дошколята активно вовлекают своих родителей провести эксперимент. Здесь очень важна реакция взрослого, так как, отмахнувшись или отказав ребенку в данной деятельности, через некоторое время родители наблюдают картину, как дети могут только манипулировать предметами, вытащив из ящика с игрушками и разложив по квартире. Таким детям трудно дается игра, экспериментирование, труд. Родитель, который активно включается в процесс экспериментальной деятельности, все чаще наблюдает, как к старшему возрасту, их ребенок может выстраивать двух и трехчленные цепочки причинно-следственных связей и отвечать на вопрос «Почему?». А к 7 годам способен даже выдвигать гипотезу, проверить и доказать ее или отказаться от нее, ярко и увлеченно описать увиденное.

При планирование экспериментов с живой природой или участвуя в эксперименте ребенка необходимо помнить, что опыты, приводящие к гибели или наносящие вред растениям, животным недопустимы. Дети в ходе проведения опыта должны испытывать интерес, восторг, а не напряженность в своих действиях или горечь сомнений. Мы взрослые воспитываем у детей доброжелательное и гуманное отношение к природе.

Хочется пожелать родителям следовать мудрому совету В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Список литературы.

  1. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  2. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
  3. Поддъяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязаным объектом - «черным ящиком» \\ Вопросы психологии.

Эссе на тему: «Исследовательская активность ребенка»

Одной из актуальных проблем современного образования является выбор наиболее эффективных путей воспитания и развития творческой, инициативной личности, которая способна к реализации исследовательской активности в различных видах деятельности. Первоначальные основы такой личности закладываются непременно в дошкольном возрасте. По мнению авторитетных исследователей, в период дошкольного детства создаются важнейшие предпосылки для развития исследовательской активности ребенка (А. Н. Поддьяков, Н. Б. Шумакова, А. Г. Гогоберидзе, Я. А. Пономарев, А. М. Матюшкин и др.).

Активность является ведущей характеристикой человека как субъекта деятельности, которая проявляется в инициативном, творческом и самостоятельном отношении к действительности, другим людям и самому себе (В. А. Якунин, В. Г.Маралов, А. М. Матюшкин). Реализация активности личности происходит в состоянии готовности и стремления к самостоятельной деятельности, в выборе наиболее оптимальных путей достижения назначенной цели, получении адекватных результатов.

Основой продуктивных форм активности служит поисковая познавательная активность ребенка, которая направленная на обнаружение неизвестного, его открытие и завершаемая решением проблемы, которая субъективно сформировалась в понимании. Продуктивные виды активности обеспечивают «порождение» образов (В. П. Зинченко), обобщений (В. В. Давыдов), целей (О. К. Тихомиров), смыслов (А. Н. Леонтьев), мотивов и интересов (Г. И. Щукина, Л. И. Божович, Т. И. Шумакова, Н. Г. Морозова).

Одним из первых проявлений активности ребенка является его целенаправленное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская активность ребенка выступает как неотъемлемая часть поведения и как условие непрерывного развития в изменяющихся условиях современного мира (С. М. Бондаренко, В. С. Ротенберг).

Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка первоначально происходило как процесс саморазвития. А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как ключевое выражение его креативности, которое проявляется в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности (Дж. Берлайн). Анализируя современные подходы педагогов и психологов, исследовательская активность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения важной для него проблемы при непосредственной помощи определенной системы средств, методов и приемов.

Исследовательская активность определяется освоением различных групп исследовательских умений (О. В. Дыбина, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, Л. С. Киселева и др.): умения исследовательского поиска, умения наглядной фиксации хода и результатов исследования, умения использования специального оборудования и инструментов в исследовании, умения совместного исследовательского поиска.

Как свидетельствует анализ научных данных, исследовательская активность ребенка имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, непосредственно связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, который связан с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, который отражающий опыт практического использования детьми исследовательских умений для решения проблемы в процессе исследования.

Дети могут исследовать абсолютно всё то, что находится в их ближнем и дальнем, физическом и социальном окружении. Объекты исследования детей чрезвычайно разнообразны: объекты неживой природы (камни, куски льда, ручейки и пр. Объекты неживой природы ребенок может исследовать любыми приемлемыми для него способами, в том числе преобразуя и разрушая, чтобы понять их скрытые свойства, внутреннюю структуру и т.д.); объекты живой природы (среди объектов живой природы, зачастую дети проявляют наибольший интерес к животным, уделяя особое внимание психике и их поведению); люди (детьми могут быть использованы различные стратегии социального исследования, для чтобы понять и овладеть нормами и правилами человеческого поведения, а также возможными условиями их нарушения); искусственные объекты (при исследовании искусственных объектов особо важным аспектом для ребенка является их место в жизнедеятельности человека: их предназначение, функционирование и т.д.).

В заключении, хочется сделать вывод о том, что готовность и способность ребенка исследовать новое в окружающем мире посредством реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это важнейшее качество ребенка, которое отражает уровень его познавательного, личностного и социального развития и от нашего понимания феномена исследовательской активности ребенка, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и перспектива их развития в условиях новизны.

Татьяна Варина
Эссе «Исследовательская активность ребенка»

Эссе «» .

Варина Татьяна

Эссе «Исследовательская активность ребенка »

«Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищает, а также раздражает, шокирует и возмущает». А. Н. Поддьяков.

Исследовательская активность , что это такое? А ведь ребенок рождается с уже явным интересом к миру. Рассматривает своими глазками на рядом окружающих его людей, смотрит и наблюдает за поведением и реакцией своих родителей, а позже, с интересом рассматривает на эти забавно плывучие облака в небе. Для чего они.? Куда они плывут? Как весело и играючи они превращаются, то в зайчиков, то в красивых летящих птиц… Ребенок изначально ведет познавательно – исследовательскую деятельность в своей жизни. Ему все интересно, а значит наблюдать, а значит рассуждать, а значит мыслить и думать…

Дети по природе своей исследователи . Исследовательская , поисковая активность естественное состояние ребенка , он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования . Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Мотивационной исследовательской деятельности является, конечно же, любознательность, познавательная активность , потребность в новых знаниях, направленность познания ради самого познания. А ведь исследование из чистого интереса , имеет развивающий характер для решения множества практических задач перед ребенком .

Так или иначе, все дети маленькие исследователи . А мы, взрослые, можем и должны «подогревать» их интерес к этому миру. Объекты исследовательского поведения детей чрезвычайно разнообразны. Показать и рассказать, кто она такая живая и неживая природа. Объекты неживой природы (камушки, куски льда и пр.) – наиболее простые объекты исследовательского поведения . Ребенок может исследовать их любыми способами , в том числе, изменяя их и, разрушая, чтобы понять, из чего он состоит. Объекты живой природы, дети стараются понять, наблюдая и стимулируя активность живых существ . Особенный интерес у ребенка , представляют животные - их поведение, реакция.

Если изначально ребенок заинтересован этим миром, так почему бы и дальше не помогать ему узнавать его вместе с нами, взрослыми. Создавать игровые ситуации, где ребенок был бы научным исследователем : откуда берется вода, если только что я в руки взял комок снега? В процессе игр, дети узнают, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки) нет.

Исследовательскую деятельность следует включать в разные виды деятельности : в игру, на занятиях, прогулку. Создавать проблемные ситуации, чтобы позволить ребенку сделать самостоятельные выводы. Ребенку , с помощью исследовательского экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.

В заключение, хотелось бы сказать, что исследовательская активность ребенка , очень важна и необходима детям, а мы, взрослые, должны всячески этому помогать, узнавать этот интересный и многообразный мир.

«Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок , тем быстрее и полноценнее он развивается» А. Н. Поддьяков.

Публикации по теме:

Физическая активность и здоровье Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №92 «Двигательная активность детей 3-4 лет на прогулке» Воспитатель:.

Физическая активность в жизни дошкольника Физическая культура необходима и важна абсолютно для каждого ребенка. Родители часто недооценивают значение физических упражнений для роста.

Дошкольный возраст – начальный этап приобретения общественного опыта. Ребенок развивается под сферой воспитания, под испытанными впечатлениями.

Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста «Обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний,.

Эссе «Место ребенка в современном обществе» «К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, то есть взрослым следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного.

Автор считает, что исследовательская активность ребенка - одна из важнейший составляющих образовательного процесса. Исследовательская деятельность может организована на всех возрасных этапах, но для положительного результата, должна быть создана нестандартная предметно-развивающая среда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать и я пойму»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается исследовательская активность.

Считаю, что исследовательская деятельность способствует самоопределению и является первым шагом в подготовке личности к самореализации в естесвенно-научном направлении.

Формирование исследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации необходимо создавать нестандартную предметно–развивающую среду.

В связи с вышесказанным, при выборе темы самообразования передо мной встал выбор, какое направление развития детей взять, чтобы максимально реализовать потребности и творческие способности детей, а также, чтобы эта деятельность дала мне возможность для самореализации и приобретения новых эффективных педагогических компетенций. На прогулках я обратила внимание на то, что плаксивые и гиперактивные дети во время игр с песком становятся более спокойными, легче идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Мне вспомнились слова К.Д.Ушинского «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»

Вопрос был решён. Мой выбор пал на развивающие творческие игры с песком. В группе была создана мини-песочница.

Сначала были организованы индивидуальные игры-сказки и игры прятки с песком для детей, проходящих адаптацию. По началу это пугало многих родителей и коллег. Но уже через 3 дня все заметили разницу: прием детей стал проходить более спокойно. Затем игры с песком стали проводиться с подгруппой детей, что сразу же сказалось на успешной их социализации: дети стали более общительными и раскрепощёнными. Я сделала выводы, что благодаря играм с песком усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и исследовать самостоятельно; развивается «тактильная» чувствительность; гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, психофизических навыков и умений, любознательности.

Стало понятно, что перенос традиционной образовательной деятельности в песочницу дает больший образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Наша «Педагогическая песочница» существует уже четыре года. За это время в ней появились самые разнообразные виды песка, предметы и материалы для проведения интегрированных занятий и игровых ситуаций. Накопился богатый методический материал. Игры и занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. К тому же это просто, доступно и полезно!

Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.

В завершении хотелось бы напомнить слова К.Е.Тимирязева: «Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем,кто такой школы не прошёл.»


Сагитова Гульназ Фаннуровна, воспитатель первой квалификационной категории.

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» .

(Китайская пословица) .

Маленькие дети все по своей природе исследователи, первооткрыватели. Они хотят все сами испытать, увидеть своими глазами, потрогать на ощупь, понюхать, и по возможности даже попробовать на вкус. Как же дети удивляются неизведанному, новому, пока для них непонятному! Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Для него все новое: солнце и дождь, радуга и рассвет, луна и звезды. Явления и объекты природы привлекают ребенка красотой, разнообразием и, конечно же, своей загадочностью. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они хотят познать окружающий мир и понять все его секреты.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря всему этому ребенок познает мир, частью, которой он является. Очень хорошо, когда ребенок любознателен и задает много вопросов. Дети испытывают большую радость, удивление и удовлетворенность от своих маленьких и больших «открытий» .

Превращение ребенка в творческую личность, человека желающего познать мир зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса.

В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

Активное внедрение исследовательской деятельности в практику моей работы с дошкольниками основано на том, что в процессе исследования и экспериментирования весь материал усваивается прочно и надолго, ведь ребенок все слышит, видит и делает сам. Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям. Во время исследовательской активности дошкольник удовлетворяет присущую ему любознательность, строить свое представление о мире. Дети с удовольствием используют различные источники информации и добывают знания, сведения, материалы.

Для того чтобы стимулировать рост личностного развития ребенка и провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности, необходимо создать предметно развивающую среду. Для этого мы в группе создали мини-лабораторию, в которой размещены различные материалы и оборудование. В нашем уголке экспериментирования есть приборы-помощники, природный материал, медицинские материалы, технические материалы и многое другое. Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.

Эксперименты проводим в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования может, послужит удивление, любопытство, проблема или просьба, выдвинутая кем-то из детей.

Поэтому, в своей работе стараюсь использовать все существующие разновидности экспериментов: случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты; эксперименты как ответ на детские вопросы.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Наличие у детей трудовых навыков тоже создает благоприятные условия для исследовательской активности.

Наряду с традиционными методами и приемами, используем инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников. В процессе экспериментально-исследовательской деятельности применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения. Ведь намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя, а посмотреть на объекты или явления исследования своими собственными глазами.

Метод проектов очень актуален и эффективен в развитии исследовательской активности ребенка. Этот метод даёт возможность ребёнку экспериментировать, развивает его творческие способности и коммуникативные навыки.

В процесс развития познавательно-исследовательского интереса детей очень важно включить родителей. С этой целью оформляется наглядная информация для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации. Я надеюсь, что большинство наших родителей поняли, что исследовательская деятельность всесторонне влияет на развитие ребёнка.

Единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей. Необходимо помочь ребенку найти свою, пусть даже узенькую иногда и труднопроходимую тропу. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников. Хочется верить, что мы – воспитатели, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, делаем мир добрее.