Домой / Для брюнеток / Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения

Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.



Основные направления экологического воспитания детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность






ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа Ознакомление с живой и неживой природой Эмоционально- эстетическое развитие Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Загадочные объявления Речевые логические задачи Загадочные объявления Речевые логические задачи Культурно- досуговая деятельность Образовательны е проекты Игровая деятельность Художественно- творческая деятельность Воспитатель Коптенко Т.А














ПОРТФОЛИО воспитателя содержит: 1. Информационные и технологические карточки; 2. Дидактический и иллюстративный материал; 3. Календарно-перспективное планирование работы с детьми; 4. Практический материал для работы с детьми по ознакомлению с миром природы: Речевые игры Загадки Модели и схемы объектов живой и неживой природы Игры экологического содержания, игровые обучающие ситуации, игры-путешествия, экологические игры с правилами Описание объектов экологической тропы






26 .


В результате проделанной работы отмечаются положительные результаты: -сформированы начала экологической культуры у детей; -сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; -дети учатся практическим действиям по охране природы; -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. ПЕРСПЕКТИВА РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЭКОЛОГИИ На уч.г. Реализация долгосрочного образовательного проекта «Люби и знай Коми край » Викторина с детьми и их родителями «Хочу всё знать» Организация и проведение акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка»



через экологическое развитие

Замятина Валентина Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №72 «Акварель» г.Старый Оскол Белгородской обл.

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Моя задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим» – животным, относиться к другому, как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого.

Опыт работы показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.

В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств ».

В последнее время очень остро стоит вопрос экологии . На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.

Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды (Указ от 10.08.2012г №1157). В течение всего 2013 года было проведено множество мероприятий, направленных на консолидацию и вовлечение широких кругов населения по решению вопросов окружающей среды и экологической культуры.

Сегодня ребенок получает экологические знания, в основном, из двух источников: из СМИ и в детском саду. Но этого недостаточно, чтобы понять природу, любить и ценить её. Любовь к природе не приходит сама собой. В ходе многих своих наблюдений я заметила, что дети старшего дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, а в других случаях их поведение безразличное и нередко отрицательное.

ФГОС определяет целевые ориентиры, как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

Главной целью моей работы по этому направлению стало создание условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей.

В своей работе я опиралась на программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» , направленную на становление начал экологической культуры и экологического сознания. В программе представлено семь разделов и рекомендации к распределению материала по возрастам, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач, учитывала следующие принципы содержания: научность, доступность, системность, целостность, регионализм, преемственность и интеграцию.

Хочется остановиться на одном принципе – научность. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», так как уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать достоверную информацию. Опыт показывает, что большинство детей с большим интересом относятся к знаниям о природе, но зачастую, знания черпают из рекламы, мультфильмов, а они бывают неверными. Многие дети считают, что крот любит клубнику, еж питается яблоками, грибами и т.д. Ложных представлений у детей предостаточно: паук и червяк – это насекомые; грибы – это растения; белые медведи и пингвины живут в Арктике и т. д. Итак, неверная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире.

Следует отметить, что одним из важных элементов при создании предметно-развивающей среды является ее правильная организация и экологизация с учетом возрастных особенностей детей. Прежде всего отмечу, что природы в детском саду должно быть много, очень много! Эколого – развивающая среда должна быть обогащенной:

1. цветники (находятся на территории всего детского сада, где посажены разнообразные виды растений и цветов);

2. мини-лаборатория (база для исследовательской деятельности: оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов);

3. уголок природы , где сосредоточен видовой состав комнатных растений с учетом целей обучения и воспитания;

4. мини-огород (используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями; знакомства с культурными и дикими растениями; для наблюдений за условиями произрастания и ухаживают за посаженными цветами на клумбах);

5. уголок нетронутой природы (должен находиться за пределами детского участка, там произрастают различные дикорастущие травы и кустарники);

6. фруктовый сад;

7. птичий дом (скворечники);

8. экологическая тропа: это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты и другое.

Каждое созданное в саду экологическое пространство имеет широкое значение для экологического образования воспитанников.

Работая над реализацией поставленных задач, я использовала различные формы работы: проектные методики, интегрированные занятия, экскурсии, индивидуальную работу, работу с родителями, занимательные досуги, развлечения, труд на участке.

Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, экскурсии и т. д.) и практическую деятельность. Все эти формы сопровождались речью (беседы, чтение, обсуждения, рассказ), т. е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализовывалась образовательная область «Речевое развитие». Выращивая и ухаживая за растениями, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд.

Работу по экологическому воспитанию дошкольников проводила, начиная с младшего возраста. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного – двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагалось им для обследования. Дети брали в руки натуральные овощи, фрукты, гладили и осматривали их, жмали, нюхали, пробовали на вкус, слушали, как они скрипят или шуршат, т.е. обследовали их всеми сенсорными способами.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Я просила детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
В этом возрасте детей знакомила с простыми и хорошо знакомыми образами сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
– разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами;

– участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;

-проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом – дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
– рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
– проведение экологических занятий один раз в две недели;
– проведение экологических досугов .

Со старшими дошкольниками были проведены разные социально значимые мероприятия: «Панорама добрых дел», в которую с декабря по апрель в индивидуальные строчки с фотографией ребенка вносятся все его добрые и хорошие дела, акция «Зеленая елочка – живая иголочка» , День Земли и другие. Все эти мероприятия формируют у детей начала экологической культуры, позволяют им правильно ориентироваться и взаимодействовать с ближайшим природным окружением.

Следует отметить, что красота живой природы – это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они себя хорошо чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Поэтому очень важно художественно-эстетическое развитие дошкольников. Все яркие моменты и впечатления от общения с природой дети отображали в своих рисунках.

Таким образом, формирование нравственных чувств осуществлялось через экологическое воспитание, которое было интегрировано во все образовательные области. Развивая познавательную активность, я старалась не давать готовых знаний, а стимулировать ребенка на их поиск путем создания различных проблемных ситуаций с использованием нравственного выбора.

Например, такая ситуация: до сих пор у родителей и детей сформированы понятия: чем меньше хищников, тем лучше. Волки опасны, их надо убивать; укус змеи смертелен, а зайцы безобидны, пусть живут. С экологической точки зрения целесообразно создать проблемную ситуацию на занятии: волков всех истребили, в лесу резко увеличилось количество зайцев. Почему-то стали гибнуть деревья. Как спасти лес? Здесь я использовала прием алгоритма пищевой цепочки: лесу необходимы волки, чтобы спастись от зайцев; волкам нужны зайцы, как пища, а для зайцев пищей служит лес. Вывод: в природе все взаимосвязано, необходимо биологическое равновесие. Важно, что в каждом случае велось обсуждение правил безопасности. С точки зрения безопасности, конечно, правильно говорить, что медуз трогать нельзя – они жгутся, но, при этом, нужно обязательно объяснить, что медуза так приспособилась к своей среде и имеет право защищаться.

При знакомстве с царством грибов педагоги ограничиваются изучением съедобных и ядовитых, что, конечно, важно с точки зрения, опять же, безопасности, но не отражают роли грибов в круговороте веществ (грибы участвуют в превращении старых пней, веток, листьев в перегной, в почву), их значении для животных.

Для формирования внимательности у детей старшего дошкольного возраста немалое значение имеет исследовательская или поисковая деятельность. Чтобы познать ребенку окружающий мир, ему необходимо его исследовать. В ходе поиска он уточняет, проясняет свои представления о нём. В качестве основного вида поисковой деятельности я организовывала особую детскую деятельность – экспериментирование, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок становится своеобразным исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Например, на занятии «Свойства воды» у каждого ребенка на столе по три баночки с водой. Ребенок самостоятельно может исследовать объект неживой природы и обнаружить его свойства: цвет, вкус, запах, растворимость, прозрачность; сделать вывод, почему воду называют «волшебницей» и «путешественницей», наблюдая за превращением на морозе воды в лед, при нагревании – в пар. Наблюдая за опытом «Путешествие капельки воды» или «Мы сейчас сделаем дождь» , дети приходили к выводу, что вода совершает круговое путешествие.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Со старшими дошкольниками были проведены опыты по испарению воды при высокой и низкой температуре; превращение воды в лед, в пар; знакомство со свойствами воды, воздуха, почвы, глины, песка, металла, дерева, стекла; рост и развитие семян садовых цветов, отростков комнатных растений; семян овощей и клубней картофеля и т.д.

Основными составляющими процесса исследования являются выявление проблемы, формулировка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Еще одна важная, на мой взгляд, форма работы – проектная поисковая деятельность, которая подводит детей к самостоятельным выводам о хозяйственной деятельности человека, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Особенно был интересен детям проводимый мною проект «Мусор» , который заключался в том, что осенью дети под руководством педагога закапывают разные виды отходов в почву и отмечают их место ориентирами. Через год дети этой же группы проверяют, что из отходов превратилось в перегной, а что осталось в прежнем виде. Таким образом, дети делали выводы о круговороте веществ в природе и о природоохранном аспекте, который заключается в использовании вторично пластиковых коробочек, стаканчиков, трубочек, мензурок на опытах в лаборатории детского сада.

При организации познавательная и практическая деятельности я использовала наглядные методы, которые способствовали развитию внимательности, сосредоточенности. Одним из наглядных методов, который я использовала чаще всего были сравнительные наблюдения, представляющие особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Такие наблюдения давали ребенку возможность найти в объекте отличия, сходства, сделать соответствующие выводы, установить причинно-следственные связи. Например, сравнение строения березы и одуванчика, или внешнего вида вороны и воробья; планеты и звезды и т. д. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдения, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной, чувственной основы. Наиболее яркие наблюдения проводились в живом уголке, на экскурсиях.

Чтобы повысить эффективность организованной образовательной деятельности, я использовала игры и игровые приемы, такие, как «Путешествие на космическом корабле на Луну» или «Полет на ковре–самолете в Африку» , а при помощи цветика – семицветика мгновенно попадали в Антарктиду или в горы. Такие приемы дают возможность в игровой обстановке познать природу разных поясов Земли.

Одно из эффективных средств – познавательные задачи. Они помогают формировать такие нравственные качества личности ребенка: милосердие, доброту, чуткость, внимательность. Поставленные задачи на занятиях не только стимулировали детскую любознательность, но и способствовали проявлению беспокойства о состоянии природы, давали основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. Например, при изучении темы «Мир птиц» детям давалась задача: «Что произойдет в природе, если разорить гнезда птиц?» и другие.

Другой тип экологических задач – это загадки о растениях, животных, явлениях природы. Загадки становятся задачей, если задавать вопросы: зачем ежу иголки, зачем стрекозе огромные глаза, для чего зайцу быть зимой белым, почему медведь зимой спит.

Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы, например: произведения таких популярных писателей, как В. Снегирев, И. Сладков, В. Бианки и экологических сказок Н. Рыжовой.

Ничто так не обогащает эмоционально-чувственную сферу ребенка и способствует формированию бережного отношение к животным, заботу, как его деятельность в живом уголке. Здесь воспитывается гуманное отношение ко всему живому, милосердие, умение сопереживать, находить неблагополучие в среде живых объектов и найти способ устранять это неблагополучие, как у животных, так и у растений. Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние. Например, знакомя детей с необходимыми условиями для жизни растений, дети имели возможность наблюдать за растением в малоосвещённом месте. Естественно, на вопрос, нравится ли им растение, ответ был отрицательным. Дети, рассмотрев его внешний вид, заметили бледность и вялость листьев, сухую землю и смогли сделать самостоятельный вывод: растению здесь не хватает света, его срочно нужно полить. Следующий этап – ежедневный уход за растением, следствием чего был положительный результат: растение расцвело. В данном случае дети получили удовлетворение от оказанной помощи растению, прониклись к нему, как к живому существу, закрепили знания о необходимых условиях для жизни растений.

Еще одно значительное средство для реализации поставленных задач – это проведение экскурсий. Экскурсии – это, прежде всего, предварительная работа по какой – либо проблеме, это колоссальный материал для познания окружающего мира и воспитания доброты, милосердия и внимательности. Именно на экскурсиях развиваются нравственные качества ребенка, познавательный интерес, логическое мышление, расширяется кругозор, активизируется внимание. Например, осенью в сентябре проводились экскурсии в лес вместе с родителями, к водоему, на огород, по экологической тропинке. Любая изученная нами тема обобщалась и заканчивалась занимательным досугом, викториной, выставкой рисунков.

Реализация поставленных мною задач осуществлялась с помощью родителей. Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы, совместные экологические акции, праздники.

Таким образом, в результате осуществления экологизации различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды, интегрированной организованной образовательной деятельности, экологического просвещения родителей была проведена работа, направленная на становление осознанно-правильного отношения детей к природе, развитие речи, а также их индивидуальных качеств:доброты, милосердия и заботы; умениевидеть неблагополучие в природе, сопереживать слабым существам.

Список использованной литературы:

1. А.И Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений-М; ТЦ СФЕРА,2004-с.5-8.

2. С.Н. Николаева «Значение эколого – развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта», Дошкольное воспитание №5;2014г.

3. С.Н Николаева «Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» \\Дошкольное воспитание, №6, 2014г.

4. В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания)». Педагогическое наследие.

5. К.Д. Ушинский «Полное собрание сочинений».

"Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник", - писал В.С.Сухомлинский.

Только мы, воспитатели, прививая любовь к родному краю, можем вырастить патриотов страны.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.

В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.

Поэтому я решила работать над проблемой: "Патриотическое воспитание через экологическое образование"

Поставила перед собой несколько задач:

  1. Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;
  2. Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу, любовь и привязанность к семье.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.
  4. Способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.

Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач использовала благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательная ориентация на образование, обеспечивающая формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и рассказываю то, что характерно для нашего города, республики, показываю связь родного края со всей страной.

В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты занятий по временам года:

  • "Золотая осень" (Приложение №1)
  • "Путешествие в зиму" (Приложение №2)
  • "Прогулка с весной" (Приложение №3)
  • "Весна"

Во всех видах деятельности учу детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываю, как правильно о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе. Для этого оформила альбомы:

Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

У меня есть свой девиз: " Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром".

Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца. Каждой прогулке придумываю своё название:

  • "В гости к старичку Лесовичку";
  • "Помощь рябинке";
  • "Путешествие с картой";
  • "Телеграмма от Домовенка Кузи";
  • "Встреча с Квакушей";
  • "Осень золотая в гости к нам пришла";
  • "Прогулка с лупой";
  • "Помоги природе";
  • "Найди сокровище";
  • "В лаборатории Капитоши";
  • "Мир вокруг сада";
  • "Загадки на грядке";
  • "Юные огородники";
  • "Весна пришла";
  • "Зимний денек";
  • "Встреча с удивительным";
  • "Собери приметы в лукошко";
  • "Жалобы растений";
  • "Компас - помощник";
  • "Растения - доктора детей";
  • "Волшебная клумба";

Вместе с нами гуляют сказочные герои: Квакуша, Каркуша, Баба-Ёжка, Домовенок Кузя, Мороз Иванович, Водяная капелька Капитоша, Девочка Почемучка.

Обычно перед прогулкой получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами - путешествий, записками и т.п. Свою работу по знакомству с природными явлениями мы организуем на территории детского сада. Чтобы заинтересовать детей, я составила карту экологической тропинки, хозяином которой является кот Кеша. Проходя по тропинке, мы знакомимся с уголками сада, леса, огорода. Радует, что дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники. Во время путешествий предлагаю детям прислониться к дереву спиной, щекой, обхватить его руками, потрогать, понюхать, погладить, спрашиваю, что они чувствуют, обращаю внимание на ствол, ветки, листья, почки, корни, выделяю время, чтобы с закрытыми глазами послушать тишину природы, пение птиц. Прошу рассказать о том, что они услышали: ветер, шум и шорох листьев, стук веточек, скрип деревьев, шагов, писк и пение птиц. У детей возникает много разных вопросов:

  • Как залечить ранку берёзке?
  • Как помочь букашке?
  • Почему нельзя трогать гнезда?
  • Зачем нужно убирать старые листья?

Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

Систематически подчеркиваю, что человек - хозяин природы, что от его отношения к ней зависит, каким будет мир вокруг нас. Напоминаю детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому надо сохранять все живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Закрепляю правила поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и нужно:

  • Не рвать много цветов, а любоваться ими, и сажать новые;
  • Не трогать муравейники, огородить забором;
  • Не разорять гнезда птиц,
  • Не бросать мусор, а убирать за собой;
  • Не расходовать зря воду, а беречь ее;
  • Оберегать животных, подкармливать их;
  • Беречь лекарственные растения, собирать их и сдавать в аптеку;
  • Не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей;

Особую роль отвожу опытнической работе. Наблюдаем, как вырастают ростки на картофеле, корешки отростков герани, прорастают семена огурцов, фасоли, пшеницы, как растёт рассада, как появляются всходы моркови, укропа, фасоли, тыквы, бобов. С интересом следим за жизнью цветков в темноте и на солнце, что случается с листьями, если их закрыть бумагой, с какой стороны проникает воздух в лист, смазанный вазелином, как рыхлят землю черви и др. А сколько радости и изумления доставляют длительные наблюдения за ростом лука, овса, гороха и т. д. Вот один из примеров. Я принесла в группу землю в овальной баночке, сверху насыпала опилки, положила проросшие зёрна пшеницы и завязала капроновой тряпочкой, придав форму ёжика, и оставила в природном уголке. Серёжа Б. первым заметил зелёную травку и закричал: "Смотрите, к нам ёжик приполз!". В другой раз дети наблюдали за жизнью пиявки, которая жила в банке с водой, завязанной марлей вместо крышки. Когда было тепло, она лежала на дне, свернувшись клубочком, а когда шёл дождь, всплывала наверх. Впечатления от своих наблюдений дети передавали в своих зарисовках.

На пути экологической тропы знакомимся с лекарственными растениями: мятой, мелиссой, ромашкой, встречаемся с альпийской горкой, где расположены большие камни и растут разные виды цветов, где дети наблюдают за жизнью насекомых. Особое внимание дети обращают на цветочную клумбу, которая радует многообразием цветов: ландышей, тюльпанов, пионов, гладиолусов, ирисов, ромашек, нарциссов, весёлых ребяток, и т. д.

С помощью дидактических игр у детей развиваю у детей наблюдательность, речь, внимание, и память, формирую мыслительную деятельность.

  1. Большое место в жизни занимают такие игры как:
  2. Вершки и корешки (что едят);
  3. Где что зреет (на огороде - овощи, на дереве - фрукты);
  4. Хорошо - плохо (идет дождь, на улице грязь, но хорошо, что можно по лужам побегать);
  5. Живая - неживая (живая - растения, насекомые: вода, воздух, камни, солнце, почва);
  6. Кто - где живет (место обитания);
  7. Узнай, какой зверь (знания животных, внешний вид, повадки);
  8. С какого дерева лист (назвать дерево);
  9. Детки с ветки (Назвать дерево);
  10. Назови травы (закрепить название мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка);
  11. Посели животное (Место обитания лес, луг, вода, почва);
  12. Что было бы: (всегда была зима);
  13. Посади птичку на ветку (зимующие, перелетные);
  14. Собери грибы (съедобные в лукошко);
  15. Кем я стал (Прикрепить картинку на спину, дети описывают отгадывают);
  16. Чей, чья, чьи? (назвать части тела животных);
  17. Знаток комнатных растений (находить описанное растение и называть его);
  18. Наши дети постигли истину: "Где побывал человек, должна оставаться чистота". Для закрепления этих знаний оформила такие игры как:
  19. "Учим классифицировать"
  20. "Мир и человек"
  21. "Значение растений"
  22. "Что такое природа"

Закладывая основы гуманного отношения к природе, учу прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям.

Интерес вызывает и создание газет:

  • "Экологический вестник";
  • "Природа и мы";
  • "Оглянись вокруг";
  • "Остановись, мгновение".

Дети нашей группы играют в "Экологическую полицию", которая формирует у них навыки экологического грамотного и безопасного поведения. Дети сами проверяют отношение друг друга к природе по следующим параметрам:

  • Как работают дежурные?
  • Выключен ли свет?
  • Закрыт ли кран?
  • Есть ли пищевые отходы?
  • Как сегодня ухаживали за цветами?
  • Чистый ли воздух в группе?
  • Как убирали участок?

Итоги подводятся в "Экологическом экране", где дети становятся не просто девочками и мальчиками, белочками или зайчиками.

Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных по уголку природы, по занятию. Я обращаю внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому - то помогли.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективно, потому что мы работаем в тесном контакте с семьей. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Родители приносят нам из дома животных, дети, рассматривая их, прикасаясь к ним, испытывают чувства радости, любопытства, переживания. Когда Никита Ш. принёс в группу черепаху, он рассказал, откуда она появилась, чем её кормит, как ухаживает. Он разрешил детям потрогать, погладить, покормить свою любимицу. Родители приносили для наблюдения ящерицу, морскую свинку, волнистого попугайчика. Такая связь с миром животных помогает расширить знания, получить множество впечатлений, формирует личность. Изучая природу вместе с детьми, учу понимать условия жизни на земле. Став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны. Участвуя в жизни семьи, детского сада, города дети приобретают чувства собственного достоинства, понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.

Мамы и папы понимают важность этого вопроса и стремятся помочь нам. Родители окапывают деревья, кустарники, приносят семена и корни цветов для посадки, ежегодно строят горки и снежные фигуры, позволяющие детям физически развиваться, а дети оказывают посильную помощь (подвозят снег, утрамбовывают его и т.д.) Дети совместно с родителями мастерят разнообразные кормушки, приносят в детский сад, развешивают их, подкармливают птичек зернышками, крупой, принесёнными из дома. Мы поощряем такие начинания, ведь так рождается гражданская ответственность защищать природу. Помощь родителей отражается в фотовыставках, в копилке добрых дел, в посылке благодарственных писем.

Воспитывая уважительных и любознательных детей, я воспитываю будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для меня важно, чтобы детство каждого моего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.

Пусть будет в человеке всё прекрасно: И мысли, и поступки, и душа,

На свете, чтобы жили малыши,

Храните экологию души!

В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Каждый из тех, кто принес вред природе, когда - то был ребенком, вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Основная Цель моей работы:

основные задачи :

· развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

· обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

· воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

· вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.

  1. Опытно - экспериментальная деятельность, эксперименты,

Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом - поливка и прополка клумб. Труд имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

«Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою».

Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах - конкурсах; принимают активное участие в природоохранных акциях.

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыков рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых - непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Как истоки добра пробудить?

Удивиться, узнать, полюбить!

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное становление детей через экологическое воспитание».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г.Асино Томской области

Выступление на районном семинаре

по теме:

« Духовно-нравственное становление детей

через экологическое воспитание».

(Из опыта работы)

Подготовила и провела:

воспитатель Комарова О.В.

-Асино 2017-

Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,

В гармонии с природой и с собою

На свете, чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, с животных родного края.

Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения.

Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком, вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Ведущим направлением моей педагогической деятельности является экологическое воспитание и тема моего педагогического опыта работы: «Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании экологической культуры личности дошкольников». На протяжении нескольких лет я работаю под девизом «Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Я стараюсь подвести детей к пониманию того, что все мы вместе в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Основная Цель моей работы:

Воспитание основ экологической культуры личности, духовно развитого, духовно богатого человека.

Для реализации поставленной цели определены основные задачи :

 развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

 обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

 воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

 вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.

Работу я строю следующим образом:

    Организованная образовательная деятельность, беседы на экологические темы,

    Целевые прогулки, экскурсии в природу,

    Наблюдения за растительным и животным миром,

    Опытно – экспериментальная деятельность, эксперименты,

    Трудовая деятельность в уголке природы, на участке детского сада,

    Чтение детской природоведческой литературы, экологических сказок, рассматривание книг, картинок, иллюстраций о природе,

    Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, организация игровых образовательных ситуаций,

    Организация игровых праздников, досугов, развлечений,

    Продуктивная деятельность по экологическим тематикам, выставки детских работ,

    Проектная деятельность экологической направленности.

Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсии в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае воспитатель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

Большое внимание уделяю наблюдениям на прогулке. Во время наблюдений на прогулках, дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать её в действительности, а не на картинке. Наблюдения вызывают у ребёнка сочувствие, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

Общение с растениями вызывают у детей много радостных переживаний, даёт возможность убедиться в уникальности каждого растения, выбрать любимое растение, ухаживать и наблюдать за ним. Работа в уголке природы формирует практические умения и навыки по уходу за растениями, обогащает представления детей о многообразии растений, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний.

Ухаживая за животными, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем надо их кормить. На доброту животное привязывается к ребёнку, воспитывая в детях доброту и сердечность.

Активно использую труд в природе: осенью - уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом – поливка и прополка клумб. Труд имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

Общение с природой воспитывает трудолюбие, чувство коллективизма и ответственности за результат своего труда. Дети пытаются сами вырастить свой первый урожай, участвуют в озеленении группы.

На занятиях знакомлю детей с тайнами природы, показываю интересное в жизни растений и животных, учу любоваться пейзажами родных мест. Воспитываю бережное отношение к родной природе, закрепляем правила поведения.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Всё новое удивляет, вызывает интерес. Дети хотят самостоятельно общаться с природой, они начинают экспериментировать. Формируется бережное, эмоциональное отношение к окружающему миру, навыки экологически грамотного поведения в природе, навыки сотрудничества.

Огромное значение в формировании духовно - нравственно воспитания имеет слово. Чтение литературы природоведческого содержания воспитывает защитников природы, учит бережно распоряжаться богатствами природы, формирует чувство ответственности за свои поступки.

Особое место отводится произведениям Е.И.Чарушина, В.Бианки. Их произведения доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом.

Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми. Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Дети, принимая образ героя, живут его жизнью, учатся, отличают добрых героев от злых, понимают, что всегда побеждает добро, и это помогает развивать у детей эмоциональную отзывчивость, справедливость, доброту.

Эффективным средством формирования экологической культуры детей считаю игры. В процессе игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, образу жизни, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Поездка в лес», «Звери из леса в гостях у ребят» помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций.

Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю игровые развивающие ситуации, например: «День рождения у Мишутки», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем». Игровые ситуации воспитывают у детей добрые чувства к животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу.

Посещение конкурсов «Я живу на красивой планете», »Юные экологи», «Друзья природы» воспитывает ответственность, развивает доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему краю, стране.

Праздники - важное средство нравственного воспитания. Такие народные праздники, как «Осинины», «День земли», «Весна-красна», «Масленица» - закрепляют знания детей о значении человека в природе, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Красота и многообразие природы развивает у детей чувство прекрасного, учит любоваться и наслаждаться красотой природы. Развивая эти чувства, ребёнок будет пытаться создать красоту своими руками.

Если научить ребёнка любоваться красотой русской берёзы - символом России, значит сформировать у него чувство патриотизма, любовь к Родине, к родному городу.

«Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою».

Особое внимание в духовно-нравственном воспитании я отвожу проектной деятельности. В своей работе я стараюсь использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы. Проведены проекты: «Зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов», «Снег полезный или вредный», «Витамины на окне», «По сказкам В. В. Бианки», «Неутомимые труженики».

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала уголок для родителей, где размещаю материал экологического содержания.

В индивидуальных беседах и на родительских собраниях я стараюсь убедить родителей приучать детей:

    Не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

    Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

    Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека.

    Учить замечать красоту окружающей природы.

    Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам.

Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах – конкурсах; принимают активное участие в природоохранных акциях.

Все полученные знания и умения дети применяют в повседневной деятельности, в игре, труде, продуктивной деятельности.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

Сформировались чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира.

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыков рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души