Домой / Smoky eyes / "воспитание добрых чувств ". Развитие добрых чувств как средство воспитание нравственности

"воспитание добрых чувств ". Развитие добрых чувств как средство воспитание нравственности

Встреча с родителями «Воспитание добрых чувств»

Цель: создание предпосылок для формирования у присутствующих отношение к воспитанию нравственных качеств у детей, как одной из главных жизненных целей.

Задачи:

  1. Обратить внимание родителей на самоценность и важность дошкольного периода.
  2. Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на воспитание доброты.
  3. формировать опыт воспитания у детей добрых чувств, посредствам игр, в результате разбора «жизненных ситуаций».

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень приятно, что вы откликнулись на наше приглашение. И сейчас в тесном кругу, за чаем мы и хотели бы с вами поговорить на тему: «Воспитание добрых чувств».

Эту проблему на одной нашей встрече не решить. Но задуматься над этим вопросом стоит. Ведь мы вместе воспитываем наших детей, и какими они станут, зависит от нас с вами.

Каким вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? – на этот вопрос многие родители отвечают: «Хотим, чтобы получил образование». И лишь совсем небольшая часть ответила: «Хотим, чтобы у нас вырос добрый, внимательный, порядочный человек».

А в вашем понимании добрый человек, - это какой человек?

Вот у нас есть «Сердечко» давайте его наделим качествами доброго человека.

«Добрый человек – это тот, который…» (родители наделяют сердечко качествами доброго человека).

Теперь это сердечко – будет сердцем нашей группы, и будет жить у нас и в нас. И ребята будут заряжаться добротой от этого сердечка.

Конечно, недобрые взрослые не смогут посеять в ребенке зерна доброты. Ежедневно ребенок видит и постигает азбуку доброты в семье:

  • во взаимоотношениях родителей;
  • в том, как вы относитесь к своим детям;
  • в отношении к бабушкам, к дедушкам и просто к соседям.

Поговорка: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Ребенок впитывает в себя все это как губка. И уже в общении со сверстниками и окружающими людьми, строит свои отношения по примеру родителей.

Научить детей добро – это, значит, научить их сострадать, переживать, сопереживать, и в первую очередь по отношению к близким ему людям. Уважаемые родители, обратите внимание на эту таблицу. На ней определены сенситивные периоды развития определенных чувств. Но это не значит, что упущено время, просто развитие тех или иных чувств займет более длительный период времени.

А теперь давайте задумаемся, как наши дети относятся к нам? (Анализ игры «Три желания»,в этой игре дети загадывают три желания, затем анализируется, какие и для кого эти желания).

Приходят дети. Рассаживаются поближе к своим мамам, папам и пьют чай.

Игра «Хорошо -плохо»

Ход: Если дети согласны с высказыванием, то они хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.

Уважаемые мамы, папы!

На столах лежат листочки, на которых написано начало пословицы. Нужно досказать пословицу. Родители выполняют задание.

  1. Добро помни, а зло забывай.
  2. добро того учит, кто слушает.
  3. Добро творить – себя веселить.
  4. Доброе братство лучше богатства.
  5. Доброму везде добро.
  6. Доброму слову – добрый ответ.
  7. Добрый конец – всему делу венец.
  8. Добро делать спеши.
  9. Добро не горит, не тонет.
  10. Сделав добро, не кайся.

Игра на эмоциональную активность

Ход: Детям предлагается изобразить «ЗЛЮКУ», «РЕВУШКУ» и т.д. Затем воспитатель уточняет у детей, кто им больше понравился и как успокоить «РЕВУШКУ», что нужно сделать, чтобы подобреть.

Ситуация 1.

Ребята, помогите Вове разобраться, за что он был наказан (выходит мальчик и читает стихотворение)

Доброта

Вчера решил я добрым быть,

Всех уважать и всех любить

Подарил я Свете мячик,

Подарил я Пете мячик,

Коле отдал обезьянку,

Мишку, зайца и собачек.

Шапку, варежки и шарф

Подарил я Гале…

И вот за доброту мою

Меня же наказали!

Р. Сеф

За что был наказан Вова? Правильно, ли поступили взрослые? Что, значит, быть добрым? Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

Ситуация 2.

Что сделать, если мама с работы пришла грустная? (обыгрывается ситуация с детьми)

Дорогие мамы, папы! Еще раз хочу обратить внимание на листочки, которые лежат на столах. Прочтите их, и скажите, согласны вы с этим высказыванием или нет? Почему?

Ребенок учится жить у жизни, если:

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенок растет в безопасности, он учится верить людям;
  • ребенка поддерживают, он учится любить себя;
  • ребенок растет в честности, он умеет быть справедливым;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

(родители зачитывают высказывание и говорят свое мнение)

Из Франции к нам пришел такой добрый замечательный праздник: «День Святого Валентина». День любви друг к другу, взаимопонимания, добра. В этот день люди дарят друг другу Валентинки, тем самым, выражая свои чувства.

Давайте же и мы с вами сделаем Валентинки и подарим тем, кого в этот вечер (сейчас) нет рядом – дедушке, бабушке и др. (родители вместе с детьми изготавливают Валентинки из приготовленного материала).

Вот на этой доброй ноте хотелось бы закончить нашу встречу. Спасибо, Вам огромное за то, что пришли, несмотря на свою занятость. И на память о сегодняшней встрече примите – памятки (в форме сердечка)

До свидания!

Сочувствие – 2-3 года

Вина – 2,5 – 3 года

Радость – до 2 лет

Удивление – до 2 лет

Страх – до 2 лет

Отвращение – до 2 лет

Горе – 5-6 лет

Стыд – 5 лет

Ответственность – с 6 лет

Гнев - 3-4 лет

Интерес – с 1,5 лет

Забота – с 4-5 лет

Скромность – с 3 лет

Зависть – с 5 лет

Воля – с 6-7 лет

Настойчивость – с 6-7 лет

Упрямство – с 2-3 лет

Произвольность поведения – с 6 лет.


Воспитание у детей чувства доброты и милосердия.

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни.

В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, а «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя - иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Мы, педагоги, должны уметь воспитать у детей эту готовность, а также желание заботиться о других. В беседах с детьми побольше уделять внимания и делать акцент на развитии добрых поступков. Заучивать стихи на темы доброты и заботы о ближних. Обогащать словарный запас детей такими словами, как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» и т.д. Учить детей уметь постигать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках. Пословицы и поговорки это наша «золотая» кладезь мудрости, изложенная в цитатах.

Вот например:

  1. «Даешь другому - приобретаешь себе».
  2. «Верная указка - не кулак, а ласка».
  3. «Добрые слова, лучше мягкости пирога».
  4. «Доброе братство - лучше богатства».
  5. «Доброе слово доходит до сердца».
  6. «Доброе дело питает и душу, и тело».
  7. «Не суди по силе рук, а суди по силе сердца».
  8. «Жизнь дана на добрые дела».

Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головки, что смеяться над чужой бедой некрасиво.

Вт пример из моей практики. Однажды, во время обеда, Дима случайно задел чашку с компотом и залил весь стол, чашка упала на пол и разбилась. Дима заплакал. Никто из детей не помог расстроенному мальчику, никто не успокоил, хотя все дети знают, что наказание всегда плохо, горько и неприятно.

Я объяснила детям, что Дима сделал это нечаянно. Ему и так стыдно и что злорадствовать это плохо, а лучше надо помочь товарищу, ведь такое может случиться с каждым человеком. Еще я пояснила, что смеяться над чужим проступком это глупо и жестоко.

Теперь если кто-то из детей смеется над чужой бедой, дети в моей группе всегда реагируют правильно. Они говорят: «Смеются над чужими проступками только глупые дети».

В воспитании милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину. Очень поучительны рассказы Н.Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы». Рассказы В.Осеевой - писательницы, которая воспитывала их нравственность своими произведениями: «Просто старушка», «Отомстила», а что стоит рассказ «Волшебное слово» про мальчика, который был грубый, невежливый и неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному «волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушки не нашел.

Стихи Е.Благининой «Посидим в тишине», «Трудный вечер» Н.Артюховой, «Вовка - добрая душа» А.Барто, В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Рассказ Э.Цюрупы «Олешек», в котором говорится, как летчик с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы неизвестный друг, если попадет в буран, смог укрыться от непогоды. Чтобы подчеркнуть, как мальчик был счастлив, делая доброе дело, я два раза прочитала слова: «Утром, сияя от счастья с разгоревшимися щеками, Олешек мчался по знакомой тропинке к снежному замку, а в сердце его пели птицы». На вопрос: «Почему в сердце мальчика пели птицы?» все дети ответили правильно: «Потому что он сделал доброе дело и был рад».

Очень помогают тематически подобранные картинки на тему доброты. Каждую ситуацию мы всей группой детей обсуждаем. Я задаю детям вопросы, как бы они поступили в данной ситуации. Ответы детей бывают разные, а цель моих бесед одна - показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.

Помогла мне в работе и сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». Она учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает, что сделав доброе дело, становится сама счастливее.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

ФОРМИРОВАНИЕЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Упавшему помоги встать.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.

И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.

Толковый словарь русского языка).

Доброта и милосердие - это высочайшие нравственные ценности . В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. Обязанность и долг взрослых, родителей и педагогов, - учить маленького человека и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений, по законам милосердия. . То, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении его личности.

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан», проявить готовность разделить невзгоды и радости других людей.

Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся - больных, инвалидов, престарелых. Воспитание сострадательного отношения к такой категории людей даёт предпосылки проявлений уважения друг к другу, понимания того, что каждый из нас, или наши близкие могут оказаться в подобной ситуации и будут нуждаться в той или иной поддержке. Деятельное проявление милосердия - различная помощь, благотворительность и т.д.

Как воспитывать доброту, милосердие? Этому помогают:

Ø этические беседы с ребёнком, которые способствуют развитию у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо;

Ø пословицы и поговорки

Ласковое слово не трудно, а споро.

Ласково слово - что весенний день.

И у курицы сердце есть.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Любить друга - любить себя;

Ø игры, в которых у детей проявляются и закрепляются добрые чувства, умение проявить заботу, внимание: «Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие для малышей, сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: «Больница», «Гости», «Поездка в трамвае» и т. д.

Ø чтение художествен­ные произведения: А. Барто «Вовка - добрая душа», Я. Сегель «Как я был мамой», С. Михалков «Дядя Сте­па», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Самое страшное», Н. Артюхова «Трудный вечер», Е. Благинина «Посидим в тишине», ненецкая сказка «Кукушка». Эти произведения показывают детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

Очень важно, чтобы дети распространяли гуманные чувства не только на себя, но и умели сострадать другим людям. Ребенок должен не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно быть добрым, милосердным, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, формированию социально правильного поведения.

Людмила Рассказова
Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольников»

Консультация на тему : Воспитание добрых чувств

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве , их никогда не воспитаешь ». В. А. Сухомлинский

Своевременное воспитание добрых чувств по отношению к младшим предотвращает появление у детей эгоистических чувств : превосходства, несправедливости. У детей пропадает желание использовать в своих интересах младших братьев и сестер, отнимать у них все лучшее, обижать их. Зато желание помогать малышам, общаться с ними становится постепенно внутренней потребностью, привычкой старших дошкольников .

Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить свою доброту , отзывчивость, чуткость по отношению к малышу. Но если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые - воспитатель или родители , пробуждающиеся чувства эти быстро угасают и он остается равнодушным к тому, что происходит вокруг. Например, у кого-то из малышей беда. Старший, вместо того чтобы помочь, или молча наблюдает за происходящим, или бежит сообщить о случившемся взрослому. Как же должен поступить воспитатель , заметив случай несправедливого или просто равнодушного отношения старших к маленьким? Приведем такой пример.

Участки для младших и старших детей расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним, но вдруг кто-то из старших как вихрь налетает на малыша, хватает мяч и убегает. Малыш плачет, старшие дети смеются.

Бывает, что в подобной ситуации воспитатель говорит обидчику : «Сейчас же отдай малышу мяч» ; ребенок выполняет требование, и на этом кончается воспитание сочувствия . Но хороший педагог должен непременно вернуться к этому случаю спустя некоторое время, напомнить о нем всем детям : «Сегодня у нас произошел очень скверный, просто безобразный случай. Кто же в этом виноват?» Дети кричат : «Миша, он отнял мяч!» «Только ли Миша?» - удивляется воспитатель . Дети смущенно опускают глаза.

Так педагог заставляет ребят испытать чувство стыда , угрызения совести, сожаление по поводу случившегося. Это тоже одно из условий воспитания сочувствия .

Чтобы настроить детей определенным образом, вызвать у них определенную реакцию, взрослые должны сами эмоционально реагировать, показывать свое отношение к происходящему. И дети «заражаются» эмоциями окружающих их людей.

Чувство доброты , любовь, которую сначала дети проявляют только к своим близким, постепенно распространяется и на других людей. Чтобы так было, воспитатель должен учить дошкольников заботиться не только о родителях, младших братьях и сестрах, но и об окружающих их «чужих» людях - о заболевшей соседке, о своих сверстниках. Он может предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы доставить больному радость, как помочь тем, кто попал в беду.

Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать , сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам : дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

В сказке, в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств . В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что : - учит детей сравнивать, сопоставлять;

Формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

Ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

Упражняет детей в синхронном выражении чувств , обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Например : «Докажи, что Аленушка лучше всех» ;

«Кого тебе жалко в этой сказке» ;

«Как бы ты поступил на месте…» ;

Можно использовать тризовскую игру «Хорошо - плохо» . Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты , пусть пока на уровне представлений.

Периодически нужно показывать ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу : «Мне не очень нравится этот герой. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать свои пути воспитания добрых чувств .

Воспитанию в детях доброты нужно уделить большое внимание. Доброта – это не только чувство , способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта – это ещё и осознанное отношение к жизни и всему окружающему. Учить детей поступать правильно - это значит формировать у них готовность к активному, осознанному послушанию. Воспитатель направляет внимание детей на то, чтобы они усвоили основные правила, нравственные понятия, на основе которых ребенок постепенно научится оценивать свои поступки.

Публикации по теме:

Моя малая Родина – городок, вокруг поля, пустынные улицы, пыль дорог, тополя… Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим.

Азбука добрых чувств Тема: “ Азбука добрых чувств ” Скворцова С. И., воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавир Гуманные основы общества обязывают нас помнить о формировании.

Беседа «Воспитание добрых чувств» (старшая группа) Воспитание добрых чувств (социально – личностное развитие старшая группа) Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном качестве.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Подготовила: воспитатель МБДОУ № 15 " Аленка.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,.

Консультация для воспитателей «Воспитание чувств» Сейчас много рассуждаем о воспитании чувств у детей. Но как осуществить такое воспитание? Что конкретно следует для этого предпринимать?.

Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Первомайский» Омского муниципального района.

Игра – ведущая деятельность дошкольника,в которой формируется его личность. В ней отражаются различные события, полученные в семье и в детском саду, при общении с разными людьми. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет, ребенок закрепляет формы поведения в отношениях между взрослыми, приобретает первые трудовые навыки, в игре подражает не только действиям, но и чувствам, эмоциям. С детьми необходимо постоянно играть, учить игре, иначе их действия сведутся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. При этом, играя с ребенком, не подавляйте его инициативу, осторожно направляя его действия в нужное русло, действуя на равных, как партнеры. Очень важен в игре подбор игрушек: двигательных, дидактических, обучающих, а также их хранение в строго определенных местах, чтобы у ребенка формировался навык аккуратности.

С детства воспитывайте через игру только добрые чувства, умение сопереживать, заботиться о других. Именно сюжетно-ролевые игры «в семью», «в д/сад» помогают детям проявить эти качества. Мальчики хотят играть роль папы, подражая поведению своего отца, гордятся им, а девочки воспроизводят труд мамы по уходу за детьми, по ведению домашнего хозяйства. Хорошо, если в семье добрые, чуткие отношения, а если нет? Вот откуда берет начало и детская жестокость, плохие слова и поступки. Если ребенок каждый день видит пьяного отца, оскорбляющего мать, ссоры, брань, то и дети в таких семьях озлоблены, неуправляемы и в играх копируют поведение своих родителей. В детских играх в «семью» почти не проявляется забота о бабушке и дедушке – это тоже отражение семейных отношений, на это надо обращать особое внимание.

Вернемся к подбору игрушек. Если ребенку покупать «оружие», боевое снаряжение, то, естественно, у него постепенно сформируются игры, связанные с агрессивным поведением. Телевидение тоже оказывает большое влияние, ведь в современном репертуаре для детей даже мультфильмы пестрят насилием, жестокостью и ребенок впитывает в себя только ненависть к другим, желание уничтожить, убить. Этого нельзя допускать, разрешайте детям смотреть только полезную информацию, воспитывайте через фильмы доброту, отзывчивость, а не ненависть и агрессию.

В детском саду постоянно можно наблюдать агрессивное поведение некоторых детей по отношению к другим детям, более слабым, младшим по возрасту. Воспитателю необходимо уделять особое внимание воспитанию чувства заботы, стремления помогать младшим, сочувствия слабым. В этом помогает детская литература,беседы, психологические этюды. Специально подобранные произведения оказывают влияние на чувства детей, вызывают желание поступить так, как герой рассказа. Наиболее ценны в этом плане сюжеты, отражающие бытовые явления: уход за младшими в семье, забота о престарелых, семейные праздники и т.д.

Широкие возможности для воспитания гуманных чувств открывают игры с куклами. Кукла – младенец становится предметом переживаний. Забота, нежность, чуткость, бережное обращение вызывают желание выполнять более сложные действия, связанные с уходом за«ребенком» (купание, кормление, укладывание спать, баюканье.)

Большое влияние на активизацию гуманных чувств у детей оказывают игры – драматизации. Дети подражают поступкам персонажей, вместе с ними огорчаются и радуются, помогают и поддерживают в беде. И, конечно, огромное значение имеет личный пример педагога. Внимательное, доброе, искреннее отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в душе, вызывает желание подражать. Игры,в которых дети творчески отражают окружающую их жизнь, способствуют моральному развитию, воспитанию у них нравственных норм.