Домой / Глаза / Для создания гармоничных условий развития. Формирование гармонично развитой личности

Для создания гармоничных условий развития. Формирование гармонично развитой личности

03.02.2012

Воспитание вообще не легкий и очень ответственный процесс. А воспитание гармоничной личности является идеалом и главной его целью. Вот если бы найти рецепт и четко знать, что же нужно сделать, чтобы Ваш ребенок гармонично развивался! Но мы никогда не найдет готового шаблона, который подойдет всем. Ведь каждый ребенок - индивидуальность.

Для начала хотела бы процитировать Вам слова из книги «Детская йога» авторов А. Богатова и С. Сергеева, которые мне очень близки:

«Гармоничное развитие ребенка включает в себя - развитие тела, души и духа.

Развитие тела - физическое развитие, сильное и выносливое тело, прекрасное здоровье, а значит способность воспринимать различные потоки энергии.

Развитие души - чувственный и эмоциональный опыт, овладение искусствами, восприятие искусства (общение с Красотой).

Развитие духа - познание мира и себя.

Все эти три составляющие на самом деле тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Развитие только в какой-то из этих областей без развития других возможно лишь до определенного уровня. Поэтому, если вы все же решитесь помочь (именно помочь, заставить в данном случае не возможно) своему ребенку развиваться гармонично, то желательно с самого начала воспитания обращать внимание на то, чтобы не было чрезмерного развития какой-либо из составляющих в ущерб другим»

В последнее время мы можем очень явно замечать, что родители увлекаются развитием именно интеллектуальной составляющей. В итоге не редкость хилые ученики, пустующие залы в театрах, на выставках и снижение нравственного уровня в целом. Еще Теодор Рузвельт говорил о том, что «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». А порой юное дарование не в состоянии самостоятельно справиться с завязыванием шнурков, что тоже, согласитесь, не гармонично. На это есть золотые слова Аристотеля «В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума». Или же идти параллельно .

Связать, объединить все составляющие для гармоничного развития личности - одна из задач именно родителей. Ребенок в юном возрасте следует за нами, и хотя у мудрых родителей получается прислушиваться к предпочтениям своего ребенка, в основном мы, мамы и папы, делаем первый выбор для своего чада. Это мы решаем отдать его в ту или иную секцию, купить определенную книгу, выбираем для просмотра фильм или включаем музыку, проводим то или иное развивающее занятие. Задавая различные направления, охватывая, например, и эстетическое развитие и техническое обучение, что особенно актуально в наш высокотехнологичный век, мы расширяем возможности нашего ребенка, формируем свободу выбора. Наступит момент, когда ребенок сможет определиться, что его больше привлекает в жизни, и выберет свой путь и, возможно, углубиться в какую-то тему.

Считаю, что процесс воспитания гармоничной личности бесконечен. Можем ли мы, взрослые с уверенностью сказать о себе, что мы гармоничны и совершенны? Поэтому вижу очень важной задачей воспитания гармоничной личности создание фундамента для способности к самообразованию и самосовершенствованию. Пусть Ваш ребенок в зрелом возрасте сможет достичь гармонии в его собственном понимании.

Образовательная область "Искусство" в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура. Архитектура, театр, кино, другие виды искусства либо частично включаются в эти предметы, либо остаются вне поля зрения. Однако есть один вид искусства, который обладает уникальным потенциалом в качестве школьного урока. Он не будет дополнительной нагрузкой, а скорее наоборот психической и физической нагрузкой. Это - танец.

Танец, в отличие от других предметов, снимает перегрузку, улучшает физическое и душевное состояние детей и даже повышает общую успеваемость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гармоничное развитие личности ребёнка путём приобщения его к искусству танца

Введение.

Образовательная область "Искусство" в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура. Архитектура, театр, кино, другие виды искусства либо частично включаются в эти предметы, либо остаются вне поля зрения. Однако есть один вид искусства, который обладает уникальным потенциалом в качестве школьного урока. Он не будет дополнительной нагрузкой, а скорее наоборот психической и физической нагрузкой. Это - танец.

Танец, в отличие от других предметов, снимает перегрузку, улучшает физическое и душевное состояние детей и даже повышает общую успеваемость.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.

Танцевальное искусство - массовое искусство. Оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимает участие в работе хореографических кружков, балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому воспитанию и образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Танец - это сценическое искусство, требующее тщательный подготовки, виртуозности движений, ежедневный шлифовки танцевальной техники. На этих занятиях у детей развивается музыкальность и ритмичность, что имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. Музыка и танец тесно связаны друг с другом. Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетического воздействия на детей.

Простая, доступная музыка будит фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности. Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок - вот необходимые качества танцевальной музыки для детей. Содержание и форма музыки должны отвечать содержанию и форме танца. От качества используемого в работе музыкального материала и его исполнения зависит музыкальное развитие и становление художественного вкуса учащегося.


1. Эстетическое воспитание как средство формирования личности.

Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, - говорил А.С.Макаренко, - и другое дело – привлечение эстетикой поступка, его внутренней сущностью.

Цель эстетического воспитания – формирование у подрастающих поколений эстетического идеала, который обобщает наиболее важные и существенные эстетические представления и взгляды человека.

Воспитание эстетического идеала предполагает прежде всего развитие у учащихся эстетических чувств и эстетического восприятия. Одни и те же явления действительности и искусства можно видеть, чувствовать и воспринимать по-разному. Одни могут часами любоваться красотой природы и картинами художников, а вторые и к тому и другому совершенно равнодушны. Развитие эстетического восприятия невозможно без обогащения учащихся эстетическими впечатлениями, без развития у них эмоционального, личного отношения к воспринимаемому. Необходимо воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, обращать их внимание на прекрасное в окружающей жизни и быту, в произведениях искусства.

Богатство и ценность эстетических чувств и переживаний заключается не в количестве, а в их глубине и устойчивости. Глубокое чувство определяет все поведение и деятельность человека, свидетельствует о цельности его натуры. К сожалению, в жизни можно встретить людей, готовых под первым впечатлением на любой подвиг или самоотверженный поступок, но их чувство очень быстро остывает, и при первых же трудностях они отказываются от достижения поставленной цели.

Наряду с формированием глубины и постоянства эстетических чувств следует обращать внимание на их принципиальность и идейную направленность. Воспитание эстетических чувств тесно связано с формированием своего духовного облика человека и, в первую очередь, правильных эстетических взглядов, убеждений и вкусов.

Важно не только уметь видеть и чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, но и судить о нем, давать ему правильную оценку. Непритязательный в музыкальном отношении человек может не оценить по достоинству высокохудожественное музыкальное произведение, наоборот, давать высокую оценку с художественной точки зрения слабому творению. Поэтому одна из основных задач эстетического воспитания – формирование эстетических взглядов, суждений и вкусов у учащихся. Отсутствие правильных суждений о прекрасном или «дурные» вкусы – далеко не безобидная вещь. Нередко сложные представления о том, что красиво и некрасиво, приводят к безнравственным поступкам и извращенным взаимоотношениям между людьми.

«На вкус и цвет товарищей нет», - говорится в старинной русской пословице. Нельзя требовать от людей совершенно одинаковой оценки прекрасного в жизни и искусстве. Однако у членов общества, разделяющих одно мировоззрение, различия во вкусах не будут выходить за пределы их эстетического идеала. Вкусы определяются не только уровнем эстетической воспитанности, но морально-политическим обликом личности.

Формирование эстетических суждений и вкусов тесно связано с воспитанием эстетической активности у учащихся. «Человек по своей натуре художник. Он, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту». Ученик должен быть не только созерцателем прекрасного, уметь понимать и ценить его, но и активно вносить прекрасное в повседневную жизнь, делать ее эстетически выразительной и содержательной, бороться против всего уродливого и безобразного. С этой целью важно систематически привлекать учащихся к активной деятельности по улучшению и эстетическому преобразованию окружающего, воспитывать у них эстетические навыки и привычки, которые дают им возможность вносить элементы прекрасного в жизнь, быт, учебную и трудовую деятельность.

Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства. Сотни тысяч людей занимаются в кружках художественной самодеятельности, приобщаясь к серьезному искусству. Развитие творческих способностей помогает наслаждаться искусством, создает предпосылки для дальнейшего совершенствования.

«Ни музыка, ни литература, ни какой другой вид искусства в настоящем смысле этого слова,- говорил П.И. Чайковский,- не существуют для простой забавы, они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества, нежели необыкновенная жажда легких развлечений». Правдиво изображая действительность, создавая яркие образы положительных образов героев, литература и искусство формируют у учащихся эстетические вкусы и взгляды, учат их понимать прекрасное в произведениях искусства и в жизни, способствуют развитию художественных потребностей и задатков.

2. История хореографии.

История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени, это история эволюции народно-танцевального искусства.

История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движение. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней, и поэтому язык танца многонационален и понятен всем. Сначала человечество вкладывало в танце свои представления и верования – танец был обрядом. В пляске человек выманивал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасение то недугов. Такие обрядовые танцы по сей день можно увидеть у некоторых первобытных племен Австралии или Американских индейцев. В нашей стране в плясках коряков, остяков, чукчей тоже живут отзвуки древних ритуалов предков, «заклинавших» танцев добычу – медведя, нерпа, рыбу… Шло время, человечество все энергичнее открывало тайны мироздания, и танцы утрачивали свое первоначальное «магическое» предназначение. Теперь в них выражались свойственные народу вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира. Поэтому недаром танец всегда был нелюбим жестокими церковниками. Однако он оказался куда сильнее и жизнеспособнее мракобесия и предрассудков. Танец выжил, восторжествовал и расширил свою сферу действия.

Возродилось целое искусство – хореография. Она, по существу, не имеющая системы записей движений, передавала устно, как эстафету, все ценное и наиболее выразительное, что было на протяжении ее истории.

Как сокровищницу творческой фантазии хранят и передают народы следующим поколениям свои национальные танцы. Они создавались и выкристаллизовывались на протяжении новых веков.

В обработанном виде национальные танцы переходили на паркеты: танцевала знать на придворных балах. Танцевали актеры в интермедиях, чтобы «внести оживление» в ход серьезных драматических и оперных представлений. Сценический танец обогащался техникой, идущей от актеров, акробатов, скоморохов. Так, более четырех веков назад родился балет.

Поскольку зарождение танца относится к истокам человеческой культуры, а возможность систематизировать все огромное количество движений появилось только в 17 веке, можно сказать, что такой длительный путь развития и тщательный отбор выразительных средств говорят об объективной эстетической ценности и жизненности этого искусства.

Истоки русской хореографии берут начало в хороводных массовых танцах, в которых складывались различные формы: перепляс, парный танец, импровизационная хороводная пляска, в которой ведущий танцор придумывал движения, а остальные повторяли, со временем отбирались и вырабатывались наиболее интересные, выразительные движения, рисунки и запечатлевались в различных танцах, приуроченных к жизненным событиям – обрядам, идущих от языческих времен, свадьбам, сезонным праздникам.

Творческая жизнь балетмейстеров тех лет проходила под влиянием противоречивых тенденций, имевших место и в других видах искусства. Так, например, «музыка, дающая толчок к творческой мысли постановщика, претерпевало в эти годы сильные ритмические и гармонические изменения»;- пишет Боголюбская М.С.

Ж. Далькроз, увлекший многие страны Европы своей системой ритмического воспитания, также оказал большое влияние на развитие балета, хотя среди хореографов он имел противников. Он сумел взглянуть на ритм как на внутренние проявления к духовной жизни человека через физическое действие, тщательно разработал систему ритмического воспитания.

Ритмическое воспитание было взято на вооружение К. С. Станиславским, который большое значение придавал ритмическому развитию актера. Уроки ритмики изучались будущими хореографами.

Таким образом, искусство танца развивалось и совершенствовалось. История показывает. что путь к танцевальному искусству идет через психологию и художественное раскрытие характеров, через музыкально-танцевальный образ.

3. Роль музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии школьников

Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний.

Музыкальное воспитание в работе с детьми дошкольного и школьного возраста уже давно выделилось в самостоятельный предмет. Это воспитание культурных или хотя бы музыкально грамотных слушателей, из числа которых попутно можно отобрать наиболее одаренных для профессионализации.

При такой установке содержанием работы является приобретение навыков и знаний, которые понадобятся детям в дальнейшем при слушании музыки, музицировании. Проведение такой работы требует, конечно, на первых порах всевозможных приемов, способных заинтересовать детей, приобщить их к музыке. Одновременно преподается хоровое пение, бережно развивается слух, даются сведения о музыке, композиторах, исполнителях.

Музыкальное воспитание – это процесс развития музыкальности не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении.

Только при таком глубоком восприятии искусство, в данном случае музыка, раскрывает свою художественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи.

Только устремленность к такому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитание как на процесс глубоко важный и нужный для наших детей. В этом процессе надо не только дать им полезные музыкальные навыки и знания; прежде всего, необходимо развить как раз все то, что не поддается включению в программу и экзаменационные требования, а развивается медленно и с трудом.

При такой целевой установке движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку.

Каждый день жизни выдвигает новые задачи в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Решение этих задач будет способствовать всестороннему развитию учащихся и внесет обновление в хореографическую работу с детьми.

Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Эти два искусства близки нашим детям и молодежи, они призваны помогать личности расти и развиваться.

Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность.

Весь процесс хореографической работы способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию. Нужно стремиться к тому к тому, чтобы учащиеся в процессе занятий не только приобретали знания по танцу, но и получали музыкально-хореографическое воспитание. В процесс создания танца входит и прослушивание музыки для намеченной постановки.

Задача музыкального движения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей.

Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушать музыку, как логичное и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.

Творческая активность проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.

Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.

Музыка и движение помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.)

Главная задача музыкально - ритмической деятельности – развивать и углублять творческие способности детей, уметь создавать музыкально-двигательные образы самостоятельно, используя при этом навыки, полученные на музыкально-двигательных занятиях ранее.

С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально двигательные навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения – начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим.

Все эти «команды» дает музыка; без внимания к ней музыкальное движение невозможно и неинтересно.

Внимание к музыке еще более обостряется тем, что предварительного прослушивания и обсуждения музыки нового танца не проводится.

Разъяснив детям содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы они приготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им выполнять задание так, как они его поняли, как им подскажет музыка.

Одновременно педагог для развития у детей музыкально-двигательной памяти спрашивает: «Что мы делали в прошлый раз под эту музыку?» - или предоставляет им самим начинать упражнение, услышав знакомую музыку. Так у детей воспитывается непрерывное и заинтересованное внимание к музыке, с которой связаны их действия; первоначально произвольное, оно постепенно превращается в послепроизвольное - дети привыкают следить за музыкальным рассказом так же, как они слушают стихи, сказку.

С первых дней занятий у детей должны активизироваться связь между музыкой и движением. Необходимо возбудить у ребят желание двигаться, когда звучит музыка, сделать для них связь музыки с движением привычной, естественной. Дети должны получать радость от движений и музыки; движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку

Эти первые музыкально-двигательные впечатления и навыки детей служат залогом успеха всей дальнейшей работы.

Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка органически связаны. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.

Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.

Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. Дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.

Для того, чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд танцевальных навыков.

Танец имеет большое воспитательное значение и оказывает положительное влияние на эстетическое развитие детей, на рост их общей культуры.

Цель хореографических занятий – научить детей и подростков красиво и правильно двигаться. Необходимо расширять горизонты музыкального развития наших учащихся, воспитывать их вкус на музыке мелодичной, понятной, богатой мыслями и чувствами. Танец должен явиться средством, способствующим закреплению музыкальных впечатлений.

Несмотря на многовековое прошлое, искусство танца не потеряло своей актуальности и в наше время. Создано множество методик преподавания в различных областях хореографии, основанных на опыте прошлого, но адаптированных к настоящему.

В основе хореографического воспитания лежит системный, долголетний тяжелый труд. Нужна большая выносливость, дисциплинированность, самоконтроль, упорство в преодолении трудностей, стремление к самосовершенствованию, любовь к танцевальному искусству.

Лишь сочетание этих качеств может обеспечить полное развитие природных и артистических способностей каждого, и педагоги-хореографы с первых дней занятий должны воспитывать и развивать эти черты в учащихся.

Целью занятий является приобщение учащихся к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.

Данная цель предусматривает решение следующих задач:

Развитие суставно-связочного аппарата и мускулатуры;

Развитие силы, ловкости и координации движений;

Правильная постановка корпуса, рук, ног, головы, выработка осанки;

Овладение техникой танца;

Овладение актерским мастерством;

Развитие творческого мышления, умение использовать полученные знания, навыки и умение в сценической практике;

Воспитание личности учащихся, развитие художественно-эстетического вкуса, любви к богатому национальному наследию.

В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческая инициатива, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.

Важное значение в деле эстетического воспитания имеет музыка и музыкально-ритмическая деятельность. Музыку слышат дети на уроке и в постановочной практике. Она должна быть доступной и художественной, будь то народные мелодии и ритмы или произведения композиторов-классиков и современных авторов.

Учащиеся во время обучения должны получить представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца - это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.

Занятия в ансамбле способствуют сплоченности коллектива, вырабатывают чувство ответственности, развивают эстетический вкус, творческие интересы и способности, укрепляют здоровье.

4. Музыкально-хореографическое искусство в эстетико-нравственном воспитании школьников.


Хореография, как искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство требовательности, принципиальности, ответственности – ведь в танце проявляется характер и духовные качества личности.

Ребенок в коллективе весь в движении, изменении и развитии в физическом и нравственном отношениях. И от того, какова атмосфера в коллективе, будет зависеть и его развитие как личности. В связи с этим совсем не безразлично, каким является руководитель коллектива, насколько ясно и эмоционально воспринимает он цели воспитания и задачи сегодняшнего дня, насколько его интересы, желания, помыслы становятся действенными и способными развивать, изменять к лучшему поведение ребенка, насколько педагогическая культура отвечает требованиям времени.

Детство – пора формирования нравственности, из которой произрастают затем навыки духовной жизни целого поколения. Только богатство внутренней жизни, наполненность чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам одухотворяет танец, делает самые простые движения содержательными. Как часто богатство костюмов, броскость программы выступлений заслоняют подлинную работу по обучению и воспитанию ребят. Часто об успешной работе руководителя судят по чисто внешним признакам его деятельности, не учитывая и не замечая порой тех нравственных издержек и цену успеха, который достигается подчас перегрузкой ребят, выпячиванием одних и тех же детей в ущерб другим, стимулированием коллектива не всегда оправданными средствами.

Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения становятся как бы слышимыми. Живописность и графичность поз и положение танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля.

Музыка и танец развивают эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то музыкально-танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира. Скажем, музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму переживаний, связанных представлением об этом времени года: запахами зелени, травы. яркостью неба и солнца.

Переходя с помощью искусства из области конкретных знаний о весне в сферу человеческих переживаний, ученик ничего не теряет из достоверности своих знаний о мире, которые лишь приобретают новую форму в виде чувственной информации, построенной на ощущении. Чувство восторга, нежности, бережности и доброты, пережитой учащимися в их танцевальной практике, оставят след в душе ребенка и станут нравственным качеством личности.

Искусство хореографии, близкое к «растительным» и «животным» формам движений природы, ассоциативно может показать всю ее многоплановую красоту и духовность. Например, «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, драматургия конфликта человека и природы может стать воспитывающей основой для школьников.

5. Музыкально-ритмические движения .

Ограниченное единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения.

Эту важную мысль подчеркивал известная русская балерина Г.Уланова: «Когда бы и в каком балете мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознать движения, из которых состоит танец. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность».

К.Станиславский подчеркивал, что «как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой». Не зря об известной русской балерине А.Павловой говорили, что ее движения – это «танцующая музыка».

Активно пропагандировала единство музыки и движений, которые в совокупности должны стать средствами физического, эстетического, нравственного воспитания детей, знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, приглашенная в 1921 году в нашу страну Советским правительством с целью создания балетной школы. Самым важным в движениях Дункан считала искренность, непосредственность, грацию и непринужденность. Она говорила детям: «Смотрите, как взлетает птица, как порхает бабочка, как ветер качает ветви деревьев; учитесь движениям у природы. Все, что естественно, то прекрасно».

Музыкально-ритмические движения способствуют всестороннему развитию ребенка. Инсценировки, праздничные настроения, национальные танцы, игры формируют нравственные качества школьников. Они помогают воспитывать у детей любовь к Родине, чувства прекрасного, взаимного уважения.

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворения, полученные в процессе движения (игры, танцы), обычно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в организме, улучшается дыхание и кровообращение. Веселые игры и танцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность в высших отделах головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.

Занятия ритмикой и танцами помогают детям полюбить музыку, обостряют восприятие, развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление.

Формируя творческое воображение, ребенок проявляет инициативу и выдумку. Они учатся передавать характерные особенности персонажей, создавать интересные композиции танцев, построить игры, инсценировать песни. Для этого они используют разнообразные выразительные средства – речь, движения, мимику, пение. К.Станиславский считал, что артисту надо учиться играть у ребенка. «Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великими артистами».

В процессе музыкально-ритмического воспитания необходимо осуществлять следующие задачи:

а) учить детей согласовывать детей с характером музыки, самыми яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично, выразительно двигаться, играть музыкальные игры, водить хороводы, танцевать как на занятиях, так и вне их;

б) развивать чувство ритма, заключающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движениях;

в) развивать художественно-творческие способности, которые могут проявляться в том, что они сами ищут способы отражения игрового образа, придумывают, комбинируют танцевальные движения, предлагают изменения в танцах.

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании принадлежит танцам. Как и другие движения они способствуют музыкальному развитию ребенка, приучают точно и изящно двигаться.

«Танцы – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика».

Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

а) танцы с зафиксированными движениями;

б) характерные танцы;

в) свободные танцы.

В танце с зафиксированными движениями за определенной музыкой определенная последовательность движений. Его построение зависит от структуры музыкального произведения. Например, «Танец-приглашение» состоит из 3-х частей: бег, кружение, притопывания – соответственно музыке, имеющей трехчастную форму.

Важную роль в музыкальном воспитании играют народные танцы, хороводы, в которых отражены чувства и обычаи разных народов. Разучивание их способствует формированию у детей чувства патриотизма, гордости за свою историю и традиции народа.

Характерные танцы состоят из таких движений, которые рельефно рисуют данный персонаж и свойственны только ему. Например, танец «снежинок», «медвежат».

Наиболее сложным видом является свободный танец (или творческий). В этом танце дети, прослушав музыку, должны самостоятельно исполнить те знакомые танцевальные движения, которые соответствуют звучащей музыке. Надо предупреждать детей, что нельзя повторять движения товарищей, каждый должен самостоятельно придумать и исполнить свой танец. Ребенку, плясавшему лучше всех, педагог, с целью поощрения, предлагает показать свой танец всем присутствующим.

Благодаря систематической и тщательной работе над танцевальными движениями детей, развиваются танцевальные навыки и эстетический вкус.

Для развития музыкальности и ритмичности проводятся соответствующий ритмические упражнения и игры.

Ритмика имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. В процессе занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, легко и красиво двигаются под музыку. Ритмические упражнения способствуют также активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память.

«Эстетически воспитанный человек – это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты» – так определяют конечную цель эстетического воспитания краткий словарь «Семейное воспитание». В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство:

Общение с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от художественных произведений (будь то музыка, живопись, литература и т.д.) ребенок перерабатывает и реализует в собственном художественном творчестве. Детское художественное творчество – средство самовыражения и самоутверждения. Искусство развивает способности ребенка к художественному творчеству

Оно широко используется ребенком в учении, труде, игровой деятельности. Искусство заполняет свободное время школьника социально-ценным содержанием, удовлетворяет эстетические потребности ребенка и способствует их всестороннему развитию. Искусство кроме того осуществляет своеобразную психотерапию. Способствует снятию напряжения от учебы, труда и спорта.

Всеобщность эстетического воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприкасается с эстетическими явлениями духовной жизни, труда, искусства, природы. Поэтому эстетическое образование каждого ребенка является важнейшим условием формирования с детства социально-активной личности.

Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства. Основным средством эстетического воспитания служит искусство – хореография.

Музыка и движение помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ.

Основной задачей курса танца является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование художественного вкуса и интересов.

Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность.

Список использованной литературы

1. А.Баранов « Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах»,- М., «Дополнительное образование»,-2003, №1.

2. С.Руднева, Э. Фиш « Ритмика. Музыкальное движение», М., «Просвещение», - 1972.

3. В. Светинская «Танцевальные постановки для детей», - М., «Музыка»,-1966.

4. «Театральная энциклопедия. Классический танец», - М., Советская энциклопедия,- 1964, с.64.

5. Петров И.С. Формирование музыкальной культуры у учащихся, - Чебоксары, 1987.

6. Эстетическое воспитание школьников, - М., Просвещение, 1994.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Учреждение образования

“Гродненский государственный университет имени

Янки Купалы”

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Педагогике

Тема: Гармоническое развитие, как понятие и его сущность.

Выполнил: студент

2 курса 4 группы

заочного отделения

Венскевич Сергей. Л.

ПЛАН

1. Аспекты развития гармонично развитой личности в образовании и педагогике

2 . Влияние умственного воспитание, накопление культурных и религиозных ценностей, в взаимоотношении гармоничной личности

3. Роль и влияние физической культуры на основы гармонического развития

4. Вывод

Гармония (греч. harmonia -- связь, стройность, соразмерность) соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия. Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого - главная его цель. Реализация этой высокой цели предполагается в школе как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры.

Под воздействием социально-экономических и политических преобразований в нашей стране в последние десятилетия ХХ века система школьного воспитания подверглась серьёзным изменениям не в лучшую сторону. А, попросту говоря, почти уступила место обучению. Естественно, что воспитание, в том числе и эстетическое полностью перешло в ведение родителей, и это в лучшем случае. Многие дети воспитывались под влиянием того социума, в котором проводили время свободное от занятий в школе, а это не только, и не столько родители. Как сейчас принято говорить «их воспитала улица». Естественно, что в таких условиях, ни о каком «чувственном познании» не может быть и речи. И как следствие, наше общество имеет целое поколение молодых людей не умеющих построить свою жизнь гармонично, лишенных эстетического вкуса, с искаженным понятием «прекрасного - безобразного», обделённых возможностью наслаждаться искусством. Психологи давно бьют тревогу, молодёжь не умеет расслабляться. Ритм современной жизни требует напряжённых эмоциональных усилий, а умение любоваться красотой окружающего мира, «видеть» прекрасное это лучшее лекарство от стресса. Цель данного исследования доказать, что именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека. И у современной отечественной педагогики есть все предпосылки сделать это. «Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» в этом состоит задача любого учителя, какой бы предмет он не преподавал. Соответственно, объектом данного исследования будет процесс эстетического воспитания в школе, а предметом влияние эстетического воспитания и обучения на формирование гармонично развитой личности. Можно смело утверждать, что одним из важных условий успешной социализации индивида является его эстетическая воспитанность, владение эстетической культурой в любом проявлении жизни: в труде, искусстве, быту, поведении человека. В этом контексте задача эстетического воспитания перекликается с практической социальной педагогикой, цель которой - гармонизация отношений личности и социальной среды. Ещё один довод в пользу школьного эстетического воспитания, это наблюдения автора и изучение психолого-педагогического опыта относительно социального развития личности. Исследования проводились методом наблюдения, изучения продуктов деятельности и теоретического анализа. В советской учебной и научной литературе эстетическое воспитание рассматривалось с позиций диалектического и исторического материализма. В учебниках по эстетике и эстетическому воспитанию было слишком много идеологии, но с точки зрения педагогики система эстетического воспитания в советской школе имела чёткую структуру и научное обоснование, а методы и подходы не утратили своей актуальности до сих пор. Недостатками системы советского периода были: отрицание зарубежного опыта, в чуждых марксистско-ленинской идеологии капиталистических странах, а также подчинение эстетического воспитания и его результатов коммунистическим идеалам. Вместе с тем в литературе 60-х годов прошлого века имеются очень интересные и актуальные для сегодняшнего дня находки в области развития эстетического вкуса у детей. На сегодняшний день количество информации посвященной эстетическому воспитанию в школе явно недостаточно, а проблема стоит достаточно остро. Жизнь ребенка в современном обществе будет по настоящему полноценной и насыщенной эмоционально, если он воспитан «по законам красоты», а где как не в школе он сможет познать эти законы.

Именно в школе должны закладываться такие качества гражданина как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания.

Австрийский психиатр З.Фрейд (1856-1939) утверждал, что личностное развитие человека в решающей мере зависит от либидо, т.е. от психосексуальных влечений. Если эти влечения не удовлетворяются, это порождает неврозы и другие психические отклонения и сказывается на духовном развитии и поведении личности. Из этого делались соответствующие выводы и в педагогике. Один из этих выводов состоял в том, что если в развитии человека как личности все заранее запрограммировано и носит устойчивый характер, то, следовательно, уже в детском возрасте можно выявлять и измерять интеллект детей, их способности и возможности и использовать эти измерения в процессе обучения и воспитания.

Предметом исследования педагогики, и основной целью (идеалом) современного воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности. Но отдельные авторы, как бы забывая об этом, подчеркивают, что воспитание в современных условиях должно носить другой характер. Подобное уточнение лишено какого-либо научного смысла. В самом деле, если и предметом педагогики, и целью воспитания является их непосредственная направленность на личностное развитие человека, то воспитание попросту не может не быть личностно-ориентированным. Другое дело, что воспитание должно характеризоваться высокой эффективностью и педагогической действенностью. Здесь, действительно, вопросы есть. Естественно, для их успешного решения необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания; как происходит ее развитие и какие факторы, влияющие на это развитие, нужно учитывать в процессе ее формирования. Эти вопросы имеют существенное значение как для разработки педагогической теории, так и для практической воспитательной работы учителя. Проблемы, связанные с гармоническим развитием человека как личности, освещаются в философии, этике, психологии и других науках. Педагогика же имеет свой, более широкий аспект исследования, особенно если касаться практической стороны воспитания. Немало глубоких теоретических и методических идей по этим вопросам содержится в трудах Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, А.Дистервега, К. Д.Ушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, а также многих современных педагогов. Существенное значение для педагогики имеет прежде всего осмысление самого понятия личность и относящихся к нему других научных терминов.

Гармоническое развитие включает в себя не только социальные свойства и качества человека. В этом смысле данное понятие характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно. Для характеристики человека и его сущности важное значение имеет понятие индивидуальности. Индивидуальность как понятие обозначает то особенное и выдающееся, чем отличается один человек от другого, одна форма развития от другой, что придает каждому человеку своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения. В процессе жизнедеятельности человека и личности происходит их развитие. Под развитием следует понимать процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, которые происходят в связи созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений.

В связи с изменившимися условиями нашего общества, с изменением экономики, отношением к труду, с развитием рынка данная тема является актуальной. Так как уже со школы дети подростки представляют себе свою профессию, но уметь помочь выбрать данную профессию, помочь ему найти правильный путь в его жизни, очень ответственная задача классного руководителя, школы, родителей. Бурное развитие производительных сил в условиях научно-технического прогресса, интенсификация и автоматизация производства, необходимость кардинального повышения производительности труда, проникновение техники во все сферы жизни, быстрая смена технологии всех производств, возрастание роли совмещения и взаимозаменяемости профессий, резкое повышение доли интеллектуального труда, изменение его характера и содержания и т.п. - все это требует более эффективной и качественной подготовки работника нового, типа, всесторонне образованного, воспитанного и гармонично развитого. В этих условиях профориентация, как управление формированием личности нового человека, вырастает в неотложную народнохозяйственную задачу, приобретает все более системный, комплексный характер, она воплощает в действительность взаимодействие объективных условий социально-экономического характера и субъективных свойств личности, целенаправленное воздействие общества на профессиональное самоопределение молодежи.

Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими ценностями особенно важно в настоящее время, когда в мире все большее значение приобретают процессы глобализации, рыночной конкуренции и интеграции межгосударственных отношений.

Весьма велика роль в формировании личности морального развития. Жизнь в современном обществе требует высокой культуры поведения и общения между людьми, умения поддерживать благожелательные отношения и тем самым создавать комфортную обстановку для себя, утверждать свое достоинство и личностную самоценность. В то же время наш техногенный и экологически неустойчивый век чреват различными опасностями, и каждому человеку как на производстве, так и в обыденной жизни необходимо проявлять высокую требовательность к себе, уметь пользоваться свободой, строго соблюдать дисциплину труда, отвечать за свои поступки, укреплять устойчивость социальных отношений в обществе.

В развитии и формировании гармонической личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его гармоническом развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности.

Цель системы физической культуры: всемерное содействие формированию человека с гармоническим развитием физических и духовных сил (способностей) на основе всестороннего развития его личностных способностей в процессе физкультурной деятельности (и ее видов) как основы формирования физической культуры человека, являющейся предпосылкой (условием) его непрерывного физкультурного совершенствования на всех этапах онтогенеза, что необходимо для полноценной индивидуальной жизнедеятельности и прогресса общества в целом.

Именно потребность быть всесторонне подготовленным и образованным человеком. Данные задачи системы физической культуры сообразуются с сущностной стороной процесса культурного развития человека и общества, связанной с производством (освоением, созиданием), распространением (обеспечением) и сохранением материальных и духовных ценностей. При этом задачи в большей мере связаны с реализацией ее идейных, научно-методических, программно-нормативных и организационных основ, а также с условиями ее функционирования. Вторая задача непосредственно связана с педагогическими реалиями, отражая основные сущностные черты организационных форм (компонентов) физической культуры, а также непрерывность физкультурного совершенствования человека на протяжении всего его индивидуального жизненного пути.

Вместе с тем под образованием понимается прежде всего процесс и результат творческого развития человека (ребенка), активное освоение непосредственно им культурных ценностей как в педагогически организованных, так и в самодеятельных формах, и именно процесс освоения предмета физкультурной деятельности как основного средства и метода формирования физической культуры человека, сочетающий в себе при рациональных занятиях соматопсихический и социокультурный компоненты (а следовательно, формирование и удовлетворение как духовных, так и материальных потребностей), может служить основой физкультурного образования, в том числе и при обучении школьников двигательным действиям. В процессе обучения важно не просто осваивать требуемые стандартами образования знания, умения, навыки (как педагогом-тренером, так и занимающимися), но и "создать возможности достижения человеком вершин своего развития (используя методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и рефлексивной организации самосознания личности). Необходимо создать пространство "развивающего общения" . В связи с этим в процессе обучения двигательным действиям важно в более полном объеме взять на вооружение разработанные теории: поэтапного формирования действий и понятий, формирования ориентировочной основы двигательных действий и ряд других, которые в учебниках и учебных пособиях за редким исключением отражаются еще недостаточно, хотя они тесно связаны с личностно ориентированным, развивающим образованием. При этом ведущую роль в этом процессе должна играть социокультурная составляющая, показывающая определяющую роль сознания, мышления в формировании двигательных действий и гармоничного развитие.

Всестороннее развитие гармоничной личности включает в себя еще два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, и обязанность школы - выявлять и развивать их, формировать у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела. Второй компонент относится к производительному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личностного развития человека, создавать предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулировать умственное и нравственно-эстетическое совершенствование.

Таким образом, в качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность. Но всестороннее развитие должно носить гармонический, (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.

В последнее время понятие всестороннее и гармоническое развитие личности иной раз трактуется как разностороннее развитие, поскольку, дескать, всестороннее развитие осуществляется не в полной мере. Вряд ли подобная подмена устоявшихся понятий является обоснованной. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция. Мера же и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности. Понятие же разностороннее развитие такого выразительного терминологического смысла не имеет и может трактоваться как угодно, чего наука обычно должна избегать. Воспитание -- это не только наука, но и искусство. Если воспитание как наука дает нам ответы на вопросы -- что? то на вопросы -- как? каким образом? дает нам ответы методика воспитания, т. е. искусство воспитывать умственно развитых и гармонично воспитанных людей в обществе.

ВЫВОД

Педагогика- это не только наука, которая дает нам те знание, которые мы захотели бы узнать у того или другого источника, который, владеет такой информацией. Педагогика является основным предметом воспитания личности и ее гармонического развития в различных информационных и политических сферах. Само развитие гармонична развитого интеллекта состоит не только в педагогическом воспитании, но и других прилежащих к ней функций. Педагогическое воспитание составляет комплекс различных материалов из других тематик (психологии, философии, физической культуры и многих других тем). Педагогика- это продвижение человеческой культуры, гармоничного понимание мира, умственного и нравственного воспитание из никого в кого- то. Человек сам должен определить, в каком мировоззрении ему придется жить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебник гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. и Привано Н.

2. Теоретические основы гармонии, 2 изд., М., 1965;

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

4. Визитей Н.Н. Физическое совершенство как характеристика всесторонне и гармонически развитой личности (Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека): Сб. науч. тр. М., 1985, с. 35-41.

5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

6. Новиков А.Д. Физическое воспитание. - М.: ФиC, 1949. - 134 с.

7. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. - Минск, 2003.

8. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3 - 7.

Подобные документы

    Анализ истории развития понятия гармоничной личности. Рассмотрение различных подходов к проблеме ее формирования. Характеристика здорового образа жизни. Процесс формирования гармонично развитой личности как цель воспитания. Понятие "природосообразности".

    курсовая работа , добавлен 28.11.2016

    Теоретическая основа влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка. Основные подходы к изучению отцовства. Роль отца в формировании личности ребенка. Полная семья как условие гармоничного развития личности. Факторы развития личности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Воспитание современной личности. Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе. Проблемы развития и воспитания в коллективах. Система воспитания как условие развития личности. Роль активности самой личности в собственном развитии.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2011

    Особенности психического и физического развития младших школьников. Условия создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности. Методика использования игровых приемов в образовательном процессе.

    дипломная работа , добавлен 13.01.2015

    Общее понятие личности, роль обучения в ее развитии. Формирование личности и становление ее свойств, этапы развития социального "Я". Представления о совершенном человеке у классиков педагогики. Педагогические закономерности формирования личности.

    реферат , добавлен 12.09.2011

    Теоретические основы проблемы развития самоценности личности в процессе воспитания младших школьников. Условия и средства развития самоценности личности у младших школьников. Педагогическая сущность формирования духовно–нравственных ценностей человека.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2010

    Понятие, сущность и цель современного образования. Структура и содержание образования. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Роль обучения и воспитания в развитии личности. Педагогические закономерности формирования личности.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Физкультура как часть общей культуры общества и как цель физического воспитания, ее структура и задачи. Методы формирования физической культуры личности, направленные на приобретение знаний, на овладение двигательными навыками и на их совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Роль умственного развития дошкольника в общей системе развития личности. Комплексная программа воспитания и развития "Радуга". Методика обеспечения единства эмоционального и познавательного развития детей на занятиях в игровой занимательной форме.

    творческая работа , добавлен 28.09.2010

    Гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной личности. Сущность, диагностика и развитие творчества и творческих способностей. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Понятие о гармоничном развитии личности

Определение 1

Гармоничное и разностороннее развитие личности - это процесс формирования различных интересов и способностей, которые соответствуют различным сферам жизнедеятельности человека, с выделением наиболее значимых личностных сфер жизнедеятельности.

При этом гармонично развитую личность характеризует высокий уровень развития каких – либо специальных умений и навыков на фоне высокого общего уровня развития.

Гармонично развитая личность невозможна без правильно выстроенных отношений между личностью и окружающим миром.

Процесс формирования гармонично развитой личности

Формирование гармонично развитой личности тесно связано с процессом становления иерархической структуры мотивов и ценностей. Для данной структуры характерно доминирование высших уровней над низшими.

Существование подобной иерархии в структуре личности совершенно не нарушает существующей гармонии в связи с тем, что сложность и множественность интересов личности при наличии твердого нравственного стержня обеспечивают многообразие связей с миром и общую устойчивость личности.

Характерной чертой гармонично развитой личности является баланс между различными личностными новообразованиями, такими как:

  • потребности;
  • мотивы;
  • ценностные ориентации;
  • самооценка;
  • образ Я.

Гармония в развитии личности непосредственно зависит от условий доминирования высшего уровня над нижележащими уровнями, их соотношения друг с другом.

Правильно и полное формирование личности человека зависит от того, какие именно потребности станут движущими силами развития. От этого зависит и основная роль воспитания – формирование у индивида навыков саморегуляции основных личностных процессов.

Гармоничность личности возникает в результате наиболее полного развития способностей человека, создающих правильную направленность личности и придающих смысл всей его жизнедеятельности.

Гармония личности достигается именно в том случае, когда её сознательное стремление находится в полном соответствии с непосредственными желаниями.

Мотивационная сила данных желаний и стремлений очень велика и в условиях конфликта с сознательными стремлениями и требованиями социума может привести к искажению и деформации личности. Аффективные переживания, которые возникают в ходе конфликтной ситуации, могут стать источниками формирования и становления дисгармоничной личности.

Особенности дисгармоничной личности

Характеризуя особенности дисгармоничной личности важно отметить следующие черты:

  • различного рода нарушения эмоциональной сферы;
  • нарушение поведения;
  • немотивированная агрессивность;
  • страхи и сомнения, мнительность;
  • замкнутость и т.д.

Все вышеперечисленные нарушения приводят к возникновению гиперкомпенсаций, неадекватной самооценке и уровню притязаний индивида.

Психокоррекционная и терапевтическая работа с человеком в данном случае должна включать в себя следующие направления:

  • привлечение дисгармоничной личности к деятельности, имеющей внешне регулируемый уровень трудности задач и ярко выраженными результатами;
  • использование высоко эмпатийных отношений;
  • применение приемов интенсивного социального одобрения.

Для людей с дисгармонической организацией личности характерна не просто узкая направленность на себя и свой внутренний мир, а конфликт с самим собой. Человек не просто замкнут и живет своей жизнью внутри себя, не транслируя чувства во внешний мир, он находится в постоянном противоречии с самим собой. У таких людей сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов постоянно противоборствуют и мешают развитию личности и жизнедеятельности в целом.

Преобладание мотиваций во время данного внутреннего конфликта может быть совершенно различным на сознательной и бессознательном уровне сознания человека. Как результат – постоянный внутренний конфликт и невозможность принятия адекватных ситуации решений, трудности при разрешении порой элементарных жизненных ситуаций. Конфликты подобного рода могут возникать только при определенных условиях, которые могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта характеризуются тем, что процесс удовлетворения каких-либо глубоко значимых, активных мотивов и отношений индивида либо находится под угрозой, либо совершенно невозможен. Возникает противоречие между «хочу» и «могу сделать», между различными мотивами и отношениями личности, или между реальными возможностями и стремлениями индивида. При этом необходимо иметь ввиду, что имеющиеся внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спонтанно. Они напрямую зависят от той внешней ситуации, в которой находится человек, истории становления личности, ее психофизиологическими особенностями.

Вторым условием возникновения психологического конфликта личности может выступать субъективная, независящая от индивида неразрешимость и сложность возникшей ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили конфликт. Разрешение психологического конфликта возможно лишь в том случае, если человек меняет свое отношение к ситуации и формируются новые мотивы к деятельности.

Несмотря на все вышеописанные сложности и проблемы при развитии внутреннего конфликта личности нельзя не отметить, что именно конфликт является мощным толчком к развитию самосознания и гармоничному развитию личности. Главное здесь уметь распознавать сущность конфликта и находить конструктивные пути его разрешения.

Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическом состоянии бытия личности.

Вырастить ребенка непростая задача. А воспитать гармоничную личность - главная цель многих мам и пап. Вот только четкого рецепта для этого нет. Каждый ребенок это личность и требует индивидуального подхода к воспитанию.

В последние десятилетие, все больше родителей задумываются об интеллектуальном развитие своих детей. Популярность различных методик раннего развития растет. Все чаще малыши в 2-3 года умеют читать и считать, чуть старше свободно пользоваться смартфоном или планшетом, говорить на 2-х языках. Занимаясь интеллектуальным развитием не стоит забывать и о духовном. Походы в театры, на выставки и просто семейные прогулки в парке окажут не меньшее воспитательное действие на ребенка.

Личность определяется различными качествами, мыслями, эмоциями, чувствами и убеждениями. Не стоит пренебрегать ни одной из этих составляющих. Развитие интеллекта - это самое простое, достаточно следовать определенной методике, а вот воспитание гармоничной личности - сложный процесс.

Порой мы сами, взрослые, не гармоничны. Мы часто нервничаем и переживает, жалуемся и раздражаемся. Поэтому гармоничное развитие ребенка нужно начинать с себя. Влияние родителей на детей является одним из самых мощных. То как общаются в семье, а так же члены семьи с окружающими, определяет каким будет социальное взаимодействие ребенка во взрослой жизни. Дети бессознательно копируют близких им взрослых.

Мама это самый близкий человек для ребенка. Именно ей предстоит научить ребенка понимать свои эмоции. Научить маленького человека определять радость, злость, счастье, тревогу, страх, волнение. Чаще обсуждайте с ребенком свои эмоции, играйте в ролевые игры и скоро малыш начнет понимать свои.

Развить уверенность в себе ребенку поможет уверенное поведение родителей. Взрослые бывают либо слишком строги, либо пытаются излишне контролировать ребенка. Оба этих варианта в поведении родителей неправильны - дети быстро начинают понимать, что они ничего не могут сами, не зачем даже пытаться. У таких родителей вырастают безвольные дети, часто попадающие под плохое влияние.

Для того, что бы развить уверенность в себе, предоставляйте ребенку выбор, когда это возможно. Говорите ему, что вы в него верите и у него все получится, давайте не сложные задания, с которыми он может справиться без вашей помощи. Когда малыш станет уверенней, усложняйте задачу (пусть выбирает уже не из двух, а из трех четырех вещей и т.д.).

Для развития полноценной личности необходима психологическая грамотность. Сейчас существует множество книг про воспитание детей. Но написанное в них необходимо не только знать, но и применять на практике. А так же выбрать одну стратегию и придерживаться её.

Прочитайте книгу Стивена Р. Кови «7 навыков высокоэффективных семей». С её помощью вы сможете достичь гармонии в своей жизни, а так же в семье.

Одна из главных задач родителей - объединить и связать все составляющие и добиться гармоничного развития личности. Маленький ребенок следует за нами, он впитывает как губка всю окружающую информацию и копирует наше поведение. По началу мы выбираем книги и мультфильмы для своего ребенка, лепим и рисуем с ним, выбираем секции и кружки. Но очень скоро наступит момент, когда ребенок сможет сам определить, что его больше привлекает и выбрать свой путь. Не мешайте ему в этом. Пусть он достигнет гармонии в своем собственном понимании.

1.1. Принципы всестороннего и гармоничного развития

Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.

Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.

Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:

1). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;

2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя.

В процессе физического воспитания – в силу физического и духовного развития человека – существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:

    строго соблюдать единство различных сторон воспитания

    обеспечивать широкую общую физическую подготовленность

Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека – неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.

1.2. Принципы связи физического воспитания с практикой жизни

Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение.

Некоторые ученые видят основную функцию физической культуры и спорта в том, чтобы с их помощью ликвидировать скованность современной жизни. Но есть и другая точка зрения – что физическое воспитание призвано готовить людей, способных высокопроизводительно трудиться и самоотверженно защищать свою Родину от покушений врагов.

Это придает принципу связи физического воспитания с практикой жизни новые содержание и значение. В осуществлении данного принципа физического воспитания необходимо исходить из того, что везде, в конечном счете, должна учитываться подготовка к труду и обороне.

Существует мнение, согласно которому прикладное значение физического воспитания заключается только в выработке двигательных навыков, непосредственно необходимых в жизни. Если навык, формируемый в результате занятий тем или иным видом физического упражнения прикладен, т.е. может быть перенесен в трудовую или боевую обстановку, то такое физическое воспитание связано с жизнью.

Цель заключается в том, чтобы, придя на производство или в армию, человек в кратчайший срок мог овладеть техникой любого дела. Только сильный ловкий и физически развитый человек лучше осваивает новую работу, быстрее овладевает новой техникой.

Современная практика боевой тренировки войск показывает, что чем сложнее военная техника, тем глубже и разностороннее должны быть требования к физической подготовленности людей. На видное место выдвигаются задачи специальной военно-прикладной подготовки.

Некоторые ученые ставят вопрос – что важнее для жизни: двигательный навык или физические качества, воспитание которых должно быть обеспечено в процессе физического воспитания? Этот вопрос в такой постановке неправомерен. Качество и навык изолированно друг от друга не существуют. Такая постановка вопроса практически приводит к противопоставлению образования воспитанию и наоборот. Важно и то, и другое. Человек, подготовленный к жизни – это человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств и большим запасом разнообразных двигательных навыков. В единстве оба этих фактора гарантируют нужную для жизни физическую подготовленность.

Физическое воспитание должно обеспечивать соответствующий уровень здоровья членов общества, развития их силы и выносливости. Принципом связи физического воспитания с практикой жизни необходимо руководствоваться всех частных задач физического воспитания, в том числе и спортивной тренировки, включая в нее физические упражнения, имеющие непосредственно прикладное значение.

В итоге можно вывести следующие конкретизирующие положения принципа связи физического воспитания с практикой жизни:

    решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно трудового характера;

    в любых формах физической деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических способностей;

    постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности но основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

§3. Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания

  • 347340. Г Ослгадоиск. Пр. ЯЛира. 43 Ten. S-73-46. Фаю 3-4&-24 окпо 46674321 £qq
  • Часть I. Психология
  • Глава 1. Характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии
  • Глава 2. Психика и мозг
  • Глава 3. Принципы и методы психологии
  • Глава 4. История развития психологических знаний
  • Глава 5. Понятие личности.
  • Глава 6. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера человека
  • Глава 7. Психические познавательные процессы
  • Глава 8. Эмоционально-волевая сфера личности
  • Глава 9. Психотипические и индивидуально-психологические особенности личности
  • Часть II. Педагогика
  • Глава 10. Педагогика в системе наук о человеке
  • § 1. Общее представление о педагогике как науке
  • §2. Объект, предмет и функции педагогики
  • § 3. Образование как социальный феномен
  • §4. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики
  • §5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
  • Глава 11. Методология и методы педагогических исследований
  • § 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
  • § 2. Философские основания педагогики
  • §3. Общенаучный уровень методологии педагогики
  • §4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
  • § 5. Организация педагогического исследования
  • §6. Система методов и методика педагогического исследования
  • Глава 12. Аксиологические основы педагогики § 1. Обоснование новой методологии педагогики
  • §2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
  • § 3. Понятие о педагогических ценностях
  • §4. Классификация педагогических ценностей
  • §5. Образование как общечеловеческая ценность
  • Глава 13. Развитие, социализация и воспитание личности
  • § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
  • §2. Сущность социализации и ее стадии
  • §3. Воспитание и формирование личности
  • §4. Роль обучения в развитии личности
  • §5. Факторы социализации и формирования личности
  • § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
  • Глава 14. Содержание образования
  • § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
  • §2. Теории формирования содержания образования
  • §3. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования
  • §4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
  • §5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
  • Глава 15. Педагогический процесс как система и целостное явление
  • § 1. Исторические представления о педагогическом процессе как целостном явлении
  • § 2. Понятие о педагогической системе Виды педагогических систем
  • §3. Общая характеристика системы образования
  • §4. Сущность педагогического процесса
  • § 5. Педагогический процесс как целостное явление
  • Глава 16. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
  • § 1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике
  • §2. Законы и закономерности педагогического процесса
  • §3. Понятие о принципах педагогического процесса
  • §4. Принципы организации педагогического процесса
  • §5. Принципы управления деятельностью воспитанников
  • Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса
  • § 1. Особенности осуществления целостного педагогического процесса
  • §2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
  • §3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
  • §4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
  • §5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся
  • §6. Методы контроля эффективности педагогического процесса
  • §7. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
  • Глава 18. Цель воспитания как педагогическая
  • § 1. Генезис целей воспитания
  • §2. Цель воспитания как система целей
  • §3. Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания
  • §4. Общая и индивидуальные цели воспитания
  • Глава 19. Теоретические основы воспитания в целостном педагогическом процессе
  • § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
  • §2. Сущность личности в гуманистической концепции
  • §3. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
  • §4. Тенденции и принципы гуманистического воспитания
  • Глава 20. Формирование базовой культуры
  • § 1. Философско-мировоззренческая подготовка специалиста
  • §2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
  • §3. Формирование основ нравственной культуры личности
  • §4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
  • §5. Формирование эстетической культуры учащихся
  • §6. Воспитание физической культуры учащихся
  • Глава 21. Учебно-воспитательный коллектив
  • § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе
  • § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
  • §3. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
  • §4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного
  • § 5. Основные условия развития коллектива
  • 1 М-т
  • Глава 22. Теоретические основы обучения
  • § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
  • §2. Функции обучения
  • §3. Методологические основы обучения
  • §4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
  • §5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
  • §6. Виды обучения и их характеристика
  • §7. Современные теории обучения (дидактические концепции)
  • Глава 23. Формы организации педагогического процесса
  • § 1. Понятие о формах организации педагогического
  • §2. Общая характеристика классно-урочной системы
  • §3. Урок - основная форма организации педагогического процесса
  • §4. Дополнительные формы организации педагогического процесса
  • §5. Вспомогательные формы организации педагогического процесса
  • Глава 24. Психология профессионального межличностного общения*
  • Глава 25. Специалист и трудовой коллектив
  • Глава 26. Профессиональный авторитет и самоутверждение специалиста
  • Глава 27. Психология межличностных конфликтных отношений в коллективе
  • Глава 28. Профессиональная адаптация специалиста
  • Глава 29. Стресс и личность специалиста
  • Глава 30. Профессиональная готовность специалиста*
  • Часть I. Психология…………………………………………………………3

Гармоничное развитие личности

гр. – созвучное) – ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося. Гармоничное развитие личности – это согласованное, взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей, это воспитание человека, способного жить в ладу самим с собой, с природой, с обществом. Гармонизация личности включает в себя вопрос о единстве ее образа жизни и психологического стиля жизнедеятельности. Создание условий для такого развития включает в себя: материально-техническую базу, учебно-программную документацию, учебники, методики обучения, дидактические средства, подготовленного к достижению этой цели учителя и т.д. Данная цель является гуманистической традицией российского образования и выражает его национально ориентированную особенность.