Домой / Праздничный / Как сделать своего ребенка умнее. Полезные советы о том, как вырастить умного ребенка

Как сделать своего ребенка умнее. Полезные советы о том, как вырастить умного ребенка

Все родители хотят, чтобы их детям было хорошо, чтобы они добились успеха, вели здоровую и счастливую жизнь. Интеллект для ребенка имеет свои преимущества, но по-настоящему умный малыш - совсем не тот, который получает хорошие оценки в школе.

Становится все более понятно, что интеллект нельзя поместить в узкие рамки. Но исследователи говорят, что когнитивный и эмоциональный интеллект столь же важны, как и фактические знания. Поэтому нейрохирург и художник могут находиться на одном уровне развития интеллекта.

Каким должно быть воспитание

Взаимодействие родителей с ребенком влияет на его развитие и ум. Если вы разрешите своим детям жить собственной жизнью, но в то же время покажете, как быть независимыми, это станет самым главным вашим достижением как родителя.

Секрет в том, что вы должны сосредоточиться на процессе, а не уме или таланте, которыми обладает ваш ребенок. Другими словами, дело в самой радости от достижений, которую должен испытывать ребенок, а не в похвале, когда он закончил поставленную задачу. Этот подход стимулирует развитие мышления, а не фиксированный образ мыслей, и поможет вашему малышу понять важность приложенных усилий, а не конечной цели. Психологи уверены, что необходимо поощрять ребенка видеть обучение как процесс становления, вместо того чтобы фиксировать его мысли на развитии интеллекта.

Если вы будете иметь это в виду, то вам понадобится всего лишь несколько правил, которые будут побуждать вашего ребенка развиваться. В свою очередь, это поможет вам вырастить умного малыша.

Реакция родителей на ребенка

Ваша реакция на своего ребенка в значительной степени определяет то, как вы оцениваете его диапазон опыта. К примеру, если вы показываете свое безразличие, это может сдерживать в вашем малыше желание приобретать новый опыт, заставит его осторожничать, тем самым ограничит его личные переживания. С другой стороны, если вы поощряете малыша, задаете ему открытые вопросы, это позволяет ребенку подумать о своих действиях и осознать, что происходит вокруг него. Если, к примеру, он плохо себя ведет, а затем пытается изменить свое поведение, заставьте его задуматься о том, как его действия влияют на окружающих людей, которые были рядом.

Умными можно назвать тех детей, которые получают возможность увидеть другую точку зрения и развить чувство осознания.

Ограничивайте количество правил

Подумайте о правилах, которые вы установили для своего ребенка. Действительно ли все они так необходимы? Исследования показывают, что количество правил, существующих в семье, негативно влияет на творческое развитие детей. Дети, которые соблюдают больше шести правил, показывают среднюю успеваемость в школе.

Дальнейшие исследования показали, что самые талантливые архитекторы в США в детстве разрабатывали собственные моральные правила, без каких либо ограничений со стороны родителей. Более того, они сами поощряли детей к такой модели поведения. Идея заключается в том, что ребенок развивает понимание того, что правильно, а что нет, из других источников, которые не имеют отношения к родителям. Это позволяет детям развиваться как творческим и интеллектуальным личностям.

Как автор исследования определяет творчество?

Личностные особенности творческой личности включают в себя широту ума, эстетическую чувствительность, самостоятельность в мыслях и действиях, стремление к новым вызовам и решениям, любопытство, самоутверждение, перфекционизм, самокритичность, самодостаточность, интуицию и эмпатию, эмоциональную чувствительность, воображение, амбиции и доминирование, самопринятие, уверенность в себе, принятие необычных взглядов.

Если ребенку приходится следовать множеству правил, это подавляет его творческий потенциал и общее развитие интеллекта. Если вы установите для малыша меньше правил, это даст ему больше времени исследовать собственные интересы. Конечно, детям нужны важные правила, но если вы ограничите их количество, это пойдет на пользу их долгосрочному интеллектуальному росту.

Позволяйте им скучать

Обычно скука рассматривается как негативное явление, ведь, в конце концов, вы должны стимулировать творчество своего ребенка при каждом удобном случае. Но на самом деле такое состояние не так уж и вредно. Скука стимулирует способность ребенка к мышлению. Это не только позволит ребенку обдумать другие точки зрения, но и даст пространство для ума, чтобы придумать и создать собственную деятельность. Поэтому не стоит искать ребенку занятие каждый раз, когда он заскучает, если, конечно, вы делаете достаточно, чтобы приспособить его к обучению. Скука сама по себе - это время, когда мозг может развиваться и становиться более творческим.

Пускай ваши дети видят, что вы делаете умные вещи

Дети перенимают привычки взрослых, особенно если это их родители. Обучение на примере поведения взрослого человека - это один из основных способов, с помощью которых ребенок формирует привычки и воспринимает окружающий мир. Если вам малыш видит, что вы занимаетесь каким-либо творчеством, либо же чтением или письмом, это заставит его подражать вам и становиться умнее в этом процессе.

Также очень важно, чтобы вы при детях говорили о достижениях, полученных в результате тяжелой работы.

Как уже упоминалось ранее, сосредоточив свое внимание на интеллектуальных достижениях, как ребенка, так и родителей, вы дадите им четкий сигнал, который будет создавать фиксированный образ мышления, что в долгосрочной перспективе может привести к тому, что ребенок всегда будет занимать оборонительную позицию. Вместо этого похвалите малыша за тяжелую работу и сосредоточьтесь на действиях, а не на конечном результате.

Позволяйте детям идти на риски и терпеть неудачи

Хотя у вас есть природная потребность защищать своих детей от любых ситуаций, которые могут их расстроить, вы должны позволять им рисковать и терпеть неудачи. Это позволит им усвоить основные жизненные навыки с раннего возраста. Если ребенок не испытывает неудач на ранних стадиях, у него может развиться низкая самооценка и разочарование. Страх, вероятно, одна из главных эмоций в нашей жизни, которая может помешать нам действовать. Если позволить своим детям испытывать неудачи в раннем детстве, то этот страх с возрастом будет уменьшаться.

Вы должны дать понять ребенку, что неудача на самом деле - это не плохая вещь, а хороший жизненный навык, который позволит ему принимать более взвешенные решения и извлекать собственные уроки. В конце концов, дети должны испытывать эмоции, и если вы будете защищать своего ребенка от них, он не сможет адаптироваться в мире взрослых.

Сделайте чтение и музыку частью жизни вашего ребенка

Вполне очевидно, что чтение развивает интеллект вашего ребенка. Однако книги не только позволяют ваши детям читать, но и развивают их аппетит к знаниям. Это позволяет их мозгу обрабатывать ситуации, создавая дальнейшую перспективу и искры фантазии, которые могут принести пользу во всех областях жизни. Их жажда знаний будет развиваться только при воздействии различных тем и идей, создавая связь с окружающим миром.

Музыка также имеет удивительное влияние на мозг ребенка. Многие исследования показывали, что если малыш слушает музыку, это не только повышает его внимание, мотивацию и навыки памяти, но и снижает стресс. Стресс может оказывать негативное влияние на то, как работает еще не сформировавшийся мозг ребенка. Скорее всего, вы не захотите такого влияния в такой решающий момент в процессе развития. Изучение игры на музыкальных инструментах также играет решающую роль, так как оно нацелено на пропорциональное мышление мозга и пространственно-временное рассуждение.

Что чаще всего желают молодым родителям, у которых недавно появился ребёнок? Чтобы малыш рос здоровым, умным и счастливым. Да и сами родители всегда об этом мечтают. Здоровье в большинстве своём зависит от наследственных факторов, правильного ухода и питания. На то, будет ли ребёнок счастливым, можно повлиять лишь косвенно, поскольку это его внутреннее состояние. А от чего зависят умственные способности, как их развивать, и как вырастить умного ребёнка с пелёнок?

Для начала стоит разобраться, какого человека считают умным.

Быть «умным» – значит:

  • быть эрудированным, начитанным;
  • уметь пользоваться своими знаниями, то есть применять их в каждой конкретной ситуации;
  • обладать способностью самостоятельно решать жизненные задачи;
  • уметь анализировать происходящее, делать выводы и умозаключения;
  • предсказывать последствия своих действий.

Помимо данных характеристик, ум ещё включает в себя способность осознавать и различать свои и чужие эмоции, что в психологии получило название «эмоциональный интеллект».

Проводилось множество исследований, которые подтвердили огромную роль наследственности в развитии умственных способностей. Но это совсем не означает, что родителям-интеллектуалам можно расслабиться и не проводить занятия с ребёнком. Ведь почему-то в обществе сформировалось и такое суждение: «На детях гениев природа отдыхает». Отсюда вывод: нельзя пускать на самотёк развитие малыша, с помощью правильного воспитания можно добиться огромных успехов!

Как помогать развитию умственных способностей у детей?

  • Речь и мышление взаимосвязаны. Поэтому больше разговаривайте с ребёнком. В идеале общение с ним должно начинаться с периода внутриутробного развития. Малышу до года устраивайте «экскурсии» по дому, держа на руках и рассказывая о том, что видите. Так увеличивается его словарный запас. Когда ребёнок начинает говорить, необходимо постоянно поддерживать с ним диалог, задавать открытые вопросы, например: «Какие у тебя любимые игрушки?» или «Что ты делал сегодня в садике?»
  • Пойте песни и слушайте музыку. Грудничку обычно поёт мама, а затем, когда малыш становится старше, можно петь вместе с ним. Музыка благоприятно сказывается на развитии внимания и памяти, улучшает настроение.
  • Читайте книги детям с первых дней жизни. Так можно ускорить процесс развития речи и пробудить интерес к чтению и познанию мира.
  • Любите малыша, дарите ему искренние эмоции. Говорите о том, что чувствуете и учите его выражать свои переживания.
  • Активная игра способствует развитию социальных навыков и умственных способностей. В ней дети постигают основы ролевого взаимодействия, учатся манипулировать предметами, совершенствуют пространственное мышление. Придумывайте вместе с ребёнком интересные сюжеты для игр , создавайте условия для проявления фантазии. Игрушек не должно быть очень много, иначе это приводит к лености мозговой деятельности и нежеланию проявлять воображение.
  • Как только ребёнок начинает вставать у опоры, всячески поощряйте его шаги . Поддерживайте под мышки, водите за ручки по дому. Доказано, что вертикальное хождение способствует расширению кругозора и развитию мышления.
  • Старайтесь больше гулять с ребёнком. Во-первых, это насыщение мозга кислородом. Во-вторых, во время прогулки происходит активное познание окружающего мира. Чаще меняйте места пребывания. Если вчера гуляли во дворе, то сегодня отправляйтесь в парк, пройдитесь по незнакомым улицам, а завтра окунитесь в изучение природы-матушки, побывав в лесу.
  • Важен полноценный сон. Недостаток его приводит к ухудшению внимания и памяти, истощает нервную систему.
  • Время, проводимое малышом у телевизора или за планшетом, должно быть минимальным. При просмотре мультфильмов или телепередач всегда находитесь рядом с ребёнком, комментируйте действия героев, чтобы помочь усвоению быстро меняющейся на экране информации.
  • Не забывайте о правильном питании. В рационе кормящей матери, а затем и самого малыша должна присутствовать пища с богатым содержанием белка (рыба, мясо, яйца, молочные продукты, орехи), витаминов и минералов. Омега-3-кислоты, которые есть в жирной рыбе, способствуют повышению интеллекта. Их обязательно включают в питание и кормящей матери, и детей после введения прикорма. А в злаках и фруктах содержатся полезные для мозга углеводы.

Проводились исследования, установившие связь грудного вскармливания и интеллектуальных способностей. У детей, чьи мамы кормили их своим молоком длительный период, был выявлен более высокий уровень интеллекта. Конечно, наличие этой связи отражает лишь тенденцию, а не закономерность. Но польза грудного вскармливания несомненна!

Внимание к ребёнку и создание благоприятных условий для роста и развития – вот основные задачи, которые родители должны решить в процессе воспитания. И не менее важно вовремя заметить индивидуальные особенности малыша и развивать именно их. Ведь общеизвестно, что умным во всём быть нельзя, каждый силён в своей сфере!

Для начала читайте не им, а вместе с ними

Я изучил научные исследования и аргументы о том, что делает детей счастливее, какой родительский подход наиболее результативен, и благодаря чему существуют довольные семьи.

Но что делает умнее детей от грудничкового до 10-летнего возраста? Вот 10 вещей, которые, по мнению науки, помогают в этом.

1. Уроки музыки

Все ясно и просто. Исследования показывают, что уроки музыки делают детей умнее.

По сравнению с детьми из контрольных групп, дети в музыкальных группах демонстрировали больший рост коэффициента умственного развития. Воздействие музыки было довольно невелико, однако анализ проводился по множеству дополнительных критериев умственного развития, по показателям различных индексов и по стандартным критериям достижений в учебе.

На самом деле, музыкальные уроки помогают всем, как молодым, так и старым. Все большее количество исследований указывает на то, что музыкальное образование дает ученикам ряд преимуществ на уроках в школе. А вот Северо-Западный университет в своем исследовании выяснил, что бабушкам музыкальные уроки тоже идут на пользу, замедляя некоторые пагубные последствия процесса старения.

2. Тупые качки — это миф

Тупой качок туп, потому что он проводит больше времени в спортзале, а не в библиотеке. Но что, если вы сделаете так, чтобы ваши дети бывали и там, и там? Если вы в хорошей физической форме, ваши познавательные способности тоже повышаются.

Немецкие ученые в 2007 году выяснили, что после физических упражнений люди запоминают новые слова из словаря на 20% быстрее, чем до занятий. Темпы запоминания напрямую соотносятся с нейротрофическим фактором головного мозга.

Жизнь с регулярными физическими нагрузками в течение трех месяцев на 30% увеличивает приток крови к той части головного мозга, которая отвечает за память и познание.

В ходе проведенного исследования группе волонтеров был установлен режим с занятиями спортом в течение трех месяцев, после чего ученые сделали снимки их головного мозга. Они увидели, что объем капилляров в гиппокампе на участке памяти увеличился на 30%, что поистине замечательное изменение.

3. Не читайте своим детям, читайте вместе с ними

У вас есть маленький ребенок, который учится читать? Не позволяйте ему просто так таращиться на картинки в книге, пока вы читаете. Привлекайте его внимание к словам. Читайте не ему, а вместе с ним. Исследования показывают, что это развивает его навыки чтения.

Когда совместное чтение книги подкрепляется повышенным вниманием к развитию навыков чтения у ребенка, такое совместное чтение превращается в эффективный инструмент ранней грамотности даже для детей, не имеющих благоприятных условий.

4. Нехватка сна делает детей глупее

Мозг шестиклассника, недоспавшего один час, превращается в мозг четвероклассника. «Потеря одного часа сна эквивалентна потере двух лет познавательного становления и развития», — объясняет исследователь Садех.

Есть определенное соотношение между успеваемостью и продолжительностью сна.

Подростки из числа отличников в среднем спят на 15 минут дольше «хорошистов», а те на 15 минут дольше троечников. И так далее. Это подтверждается данными как более ранних, так и последних исследований. Конечно, это усредненные данные, однако совпадение результатов разных исследований впечатляет. Важна каждая четверть часа.

5. Коэффициент умственного развития немногого стоит без самодисциплины

Самодисциплина важнее показателя умственных способностей для прогноза о том, кто добьется больших успехов в жизни. Вот что пишет Чарльз Дахигг (Charles Duhigg) в своей замечательной книге:

Десятки исследований показывают, что сила воли это самая важная привычка, обеспечивающая личный успех… Обладающие большей силой воли ученики получают на уроках более высокие оценки и поступают в вузы с более строгим отбором. Они реже пропускают уроки, проводят меньше времени перед телевизором и больше за домашними заданиями. «Подростки с высоким уровнем самодисциплины превзошли своих более импульсивных сверстников по всем показателям в учебе», — пишут исследователи. — Самодисциплина важнее для показателей в учебе, нежели коэффициент умственного развития. Самодисциплина также указывает на то, какие ученики улучшат свою успеваемость во время учебного года, в то время как коэффициент умственного развития этого сделать не может… Самодисциплина оказывает большее воздействие на результаты учебы, недели интеллект».

Оценки это в большей степени результат добросовестности и прилежания, нежели голого интеллекта.

Добросовестность это та черта, которая в наибольшей степени гарантирует успех на работе. Особенно любопытно то, что добросовестность может указывать на будущие успехи человека отнюдь не только на рабочем месте. Люди добросовестные получают более высокие оценки в школе и колледже; они реже совершают преступления; и они дольше сохраняют свой брак. Да, и они дольше живут — и не только из-за того, что меньше курят и пьют. У них реже бывают инсульты, у них ниже кровяное давление и реже бывает болезнь Альцгеймера.

Итак, кто добивается наибольших успехов в жизни? Настойчивые и упорные дети.

Как выяснили исследователи, лучшим прогностическим фактором успеха является такая черта как настойчивость, не имеющая ни познавательного, ни физического характера. Настойчивость определяется как упорство и стремление достичь поставленных долгосрочных целей.

6. Познание это активный процесс

Развивающие игрушки и тренирующие мозг игры ничего не дают. На самом деле, есть основания полагать, что от них дети становятся глупее.

Эти штуки не оказывают положительного воздействия на словарный запас детей в возрасте от 17 до 24 месяцев. А некоторые даже наносят реальный вред. За каждый час, проведенный детьми за просмотром некоторых детских DVD и видео, они выучивают в среднем на шесть-восемь слов меньше, чем те дети, которые не сидят перед экраном.

Настоящее познание это активный процесс, а не пассивный. Что рекомендует автор книги «The Talent Code» (Код таланта) Дэн Койл (Dan Coyle)? Он говорит: прекратите просто читать и проверяйте себя.

Наш мозг развивается, когда мы делаем какие-то вещи, а не когда слышим о них. Вот почему по многим навыкам и умениям лучше проводить две трети времени за самопроверкой, нежели за простым поглощением текста. Существует правило двух третей. Например, если вы хотите запомнить какой-то отрывок, лучше потратить 30% времени на его чтение, а остальные 70%, проверяя полученные знания.

7. Еда это хорошо — но в нужное время

В целом хорошо, когда дети все время питаются здоровой пищей. Исследования показывают, что еда сказывается на успеваемости детей.

Все знают, что в день важного экзамена надо съесть хороший завтрак. Исследования показывают, что лучше всего пища с большим содержанием углеводов и клетчатки, которая медленно усваивается. Но важно и то, что вы съедите за неделю до этого. 16 студентов испытали на внимание и быстроту мышления; затем их в течение пяти дней плотно кормили жирной едой с низким содержанием углеводов, где было много мяса, яиц, сыра и сливок. Когда их проверили снова, показатели снизились.

Всегда бывают исключения. Ни один ребенок не ест постоянно здоровую пищу. Но беда в том, что дети часто питаются «плохой» едой в неподходящее время. Исследования показали, что кофеин и сахар могут усиливать деятельность головного мозга:

Кофеин и глюкоза могут благоприятно сказываться на познавательных способностях… Результаты исследований показывают, что кофеин и глюкоза в своем сочетании могут усиливать внимание человека.

Существуют также очень мощные поощрения, которые очень нравятся детям. Так что если вы хотите дать ребенку конфету или стакан лимонада, то лучше это сделать, когда он учится, а не когда отдыхает.

8. Счастливый ребенок = успешный ребенок

Счастливые и довольные дети чаще других становятся успешными, воспитанными и хорошо образованными взрослыми.

Счастье это огромное преимущество в мире, который во главу угла ставит результат. В целом счастливые люди успешнее несчастных в работе и в любви. Они получают лучшие отзывы о своей работе, более престижные должности и более высокие зарплаты. У них больше шансов вступить в брак, и от брака они испытывают большее удовлетворение.

А каков первый шаг к тому, чтобы сделать ребенка счастливым? Быть счастливым родителем.

9. Сверстники это важно

Ваше генетическое наследие и генетика вашего партнера оказывают огромное воздействие на ваших детей. А то, как вы их воспитываете? Гораздо меньше.

Вот что пишет по этому поводу Малькольм Глэдвелл (Malcolm Gladwell):

«В таких вещах как интеллектуальные способности и некоторые черты характера биологические дети похожи на своих родителей. А вот по приемным детям результаты кажутся откровенно странными. Их показатели не имеют ничего общего с приемными родителями. Эти дети по своему характеру и интеллекту похожи на людей, которые их воспитывали, кормили, одевали, учили и любили в течение 16 лет, не больше, чем на двух взрослых людей, взятых наугад с улицы».

Так что же оказывает самое большое воздействие на поведение и поступки ваших детей? Их сверстники. Обычно мы говорим о влиянии сверстников, когда это влияние отрицательное; но гораздо чаще оно носит позитивный характер. Важно жить в хорошем районе, учить детей в солидной школе, а также делать так, чтобы они общались с хорошими детьми. Как студенту вуза легче всего подтянуть успеваемость? Подобрать умного соседа по комнате.

Экономист Брюс Сейсердоут (Bruce Sacerdote), проведший как-то исследование с участием студентов Дартмутского колледжа, убедился, насколько сильно такое влияние. Он обнаружил, что когда студенты со слабыми оценками переселяются в комнату, где живет хорошо успевающий студент, их успеваемость в среднем тоже повышается. По словам исследователя, эти студенты «как будто заражают друг друга хорошими и плохими привычками в учебе таким образом, что хорошо успевающий студент тянет вверх своего слабо успевающего соседа по комнате».

10. Верьте в них

Очень важно верить в то, что ваш ребенок умнее многих. Когда учителям говорят, что некоторые дети умнее, эти дети начинают лучше учиться — пусть даже о них такое было сказано наугад.

Розенталь и Ленор Джекобсон в 1968 году провели исследование в школе. Они сказали учителям начальной школы, что у них в классе есть некоторые ученики, способные «показать резкий прогресс в успеваемости». На самом деле, этих учеников отбирали наугад. Ничего больше для выделения этих детей из общего ряда ученые не делали. Тем не менее, к концу учебного года 30% этих взятых наугад учеников повысили свой коэффициент умственного развития в среднем на 22 балла, и почти все повысили его как минимум на 10 баллов.

И еще одно замечание. Интеллект это далеко не все. Без нравственности и умения сопереживать умные люди могут быть страшными людьми.

Как сказал однажды П. O’Рурк, «умные люди редко начинают драки в барах. Но глупые люди редко создают водородные бомбы».

Надеюсь, эта информация поможет вам сделать своего ребенка замечательным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Узнайте, как развить интеллект ребенка во время прогулки, похода по магазинам или других повседневных дел.

Психологи утверждают, что интеллект на 49% обусловлен генетикой, а 51% – результат стимуляции. Таким образом, можно утверждать, что насколько грамотным вырастет ребенок, зависит от родителей. Важно не просто помогать в достижении лучших результатов, а вызывать в приобретении знаний и навыков энтузиазм.

Как воспитать умного ребенка? Задавайте открытые вопросы, на которые можно дать множество ответов, например – “Что произойдет, если по дороге в детский сад мы зайдем в магазин?”. Такие вопросы позволяют узнать, насколько широко мыслит малыш и отличный шанс использовать воображение и логику одновременно. Общаясь с дошкольником, используйте относительно сложную лексику. Возможно, изначально кроха не поймет значения всех выражений, но слова, используемые повторно в другом контексте, раскроют их смысл. Таким образом, можно воспитать умного и эрудированного человека.

Читайте книги

Вырастить умного ребенка помогут и печатные издания. Исследования неоднократно показывали, что доступ к книгам и время потраченное на чтение, являются предикторами школьного успеха. Чтение стимулирует мозг, налаживает нервные связи и строит общие знание о мире. Это основа обучения, позволяющая приобретать знания со всех полей, включая математику. Итак, давайте моделировать привычку чтения!

Читающие для удовольствия родители – заразное явление. Собирайте книги, размещайте их в разных местах дома. Говорите о том, что вы прочитали, это хороший способ расширить словарный запас и развить умение рассуждать, делать выводы.

Хвалите правильно

Трудно избежать поражения, если нам все время говорят, что мы лучшие. Дети, которые воспитываются как великолепные гении, после поступления в образовательное учреждение не могут смириться с неудачами и плохими оценками. Дети, получающие от родителей похвалу за конкретные решения проблем, обладают лучшей мотивацией к учебе, чем те, кого считают самыми одаренными.

Замечайте любопытство

Любопытство, к сожалению, c возрастом теряется, поэтому стимулируйте его в той области, которой ребенок больше всего интересуется, даже если это куклы-монстры. Покажите, чем увлекаетесь вы – игра в теннис, чтение или вышивание. Если вы привьете свои увлечения, то сможете наслаждаться ими вместе. Воспитать умного ребенка могут и другие родственники, если будут действовать также, чем шире круг общения со взрослыми – тем лучше.

Используйте любые возможности

Попытайтесь инициировать ситуации, где понадобится практика приобретенных навыков. Например, когда вы находитесь в магазине попросите ребенка взять из кошелька два рубля или показать знакомые буквы на упаковке. Независимо от того, каким умом обладает ваш сын или дочь, лучшее, что вы можете сделать, это участвовать в воспитании. Каким вы хотите видеть ребенка? Уверенным в себе, уважаемым, успешным? Слово “гениальным” врядли мы поставим в начало списка. Ваша задача – не просто воспитать умного ребенка, а помочь ему стать лучше, насколько это возможно.

Посещайте детский сад

Позвольте малышу посещать детский сад. Развитие ребенка, который хоть ненадолго остается без надзора родителей идет быстрее, он получает жизненноважные навыки, формируется логическое мышление и способность сочетать последствия с причиной. Благодаря обществу, он узнает, что дружба с другими требует взаимных компромиссов. Ранняя социальная подготовка благотворно сказывается на способности организации отношений в школе и на работе. Такой кроха успешно налаживает контакты и решает спорные ситуации, что нельзя недооценивать. Вы ярый противник садиков? Организуйте похожие условия у себя дома, где самостоятельность – главное правило.

Дополнительные занятия

Воспитать умного ребенка можно с помощью дополнительных занятий, творческих или спортивных, но при одном условии – будет соблюдаться мера. Танцы, каратэ, художественная гимнастика… Иногда, малыш загруженный большим количеством не получает от них удовольствия, даже если привлекательны. Отсутствие удовлетворения вызывает разочарование, что мешает обучению. Перегруженный воспитанник не справляется и появляется убежденность, что он хуже других и менее способный. Выберите творческую и спортивную деятельность – этого будет достаточно до старших классов.

Развитие через игру

Дошкольник пяти лет впервые знакомится с написанием букв и первыми математическими занятиями. Подобное обучение направлено на стимулирование мозга к выполнению более сложных операций мышления. Ребенок анализирует, логически мыслит и делает выводы. Как быстро дошкольник овладеет этими навыками, зависит от того, каким образом передаются знания. Дети лучше учатся через игру, а похвала и поддержка способствуют гармоничному запоминанию информации. Помните, кроха имеет право на забывчивость, регулярное повторение пройденного напомнит всю цепочку полученной информации.

Существуют целые науки о том, как сделать детей счастливее, как нужно их воспитывать и как прожить жизнь в радости. А вот что помогает детям – от младенцев до подростков – становиться умнее?

Наука подтверждает, что эти 10 вещей могут помочь:

  1. Уроки музыки

Исследования доказывают, что уроки музыки делают детей умнее – в сравнении с детьми в контрольных группах, дети в музыкальных группах демонстрировали больший рост IQ . Эффект был незначителен, но он распространяется на тесты на IQ, показательные баллы и стандартные измерения успехов в учебе.

Более того, музыкальные занятия помогают всем – и молодым, и людям постарше: все больше исследователей приходят к выводам, что музыкальные уроки дают студентам преимущество в учебе. Исследование Северо-Западного университета обнаружило, что занятия музыкой могут помочь даже бабушкам – они нейтрализуют некоторые пагубные следствия старения.

  1. От спорта не тупеют – это миф

Те, кто занимаются только спортом, может, и тупеют, но только потому, что проводят больше времени на поле, чем в библиотеке. А если сделать так, чтобы ваш ребенок бывал и там, и там?

Пребывание в хорошей физической форме увеличивает способность учиться. После физических занятий люди запоминают новые слова на 20% быстрее. Трехмесячный режим занятий спортом увеличивает поток крови к части мозга, отвечающей за память и учебу, на 30%.

Из книги Эрика Хейгермана «Искра: революционно новая наука об упражнениях и мозге» (Spark: The Revolutionary New Science of Exercise and the Brain):

«Исследуя человека в 2007 году, немецкие ученые пришли к выводу, что люди запоминают слова на 20% быстрее после занятий спортом, чем до занятий, и что скорость запоминания напрямую связана с уровнями нейротрофического фактора головного мозга.

В своем исследовании Смолл назначил группе добровольцев трехмесячную систему упражнений, а потом сделал снимки их мозга. Он увидел, что объем капилляров в зоне памяти гиппокампа увеличился на 30%, что очень значительно».

Получается, упражнения могут сделать вас и ваших детей счастливее и умнее.

  1. Не читайте своим детям – читайте вместе с ними

Ваш маленький учится читать? Не оставляйте ему лишь возможность рассматривать картинки в книжке, в то время когда вы читаете. Обращайте его внимание на слова . Читайте с ним, а не для него. Исследования показывают, что это помогает укрепить навыки чтения ребенка: «Когда совместное чтение книжек дополняется четким вниманием к развитию навыков и стратегий чтения ребенка, тогда совместное чтение является эффективным механизмом поддержки ранней грамотности, даже у детей из малообеспеченных семей».

  1. Меньше сна приводит к отупению ребенка

Пропуская час сна, мозг шестиклассника превращается в мозг четвероклассника, так как существует корреляция между классами и количеством сна.

Из книги «Шок воспитания: Новое мышление о детях» (NurtureShock: New Thinking About Children): «Утеря одного часа сна равняется [утере] двух лет когнитивного созревания и развития».

«Подростки, которые учились на пятерки, спали примерно на 15 минут дольше, чем ученики-четверочники, которые, в свою очередь, спали на 15 минут больше, чем троечники, и так далее. Данные Вольстрома почти точь-в-точь повторяли данные более раннего исследования почти 3000 учеников Род-Айленда. Естественно, это усредненные показатели, но постоянство результатов бросается в глаза. Каждые 15 минут имеют значение».

  1. IQ ничего не стоит без самодисциплины

Самодисциплина имеет большее значение, чем IQ, при определении тех, кто достигнет успеха в жизни.

Отрывок из отличной книги Чарльза Дахигга «Сила привычки»:

«Десятки исследований подтверждают, что сила воли – это единственная и самая важная привычка для личностного успеха… Ученики, демонстрирующие высокий уровень силы воли, имели больше шансов получить высокие оценки по своим предметам и поступить в более престижные вузы. Они меньше прогуливали и меньше времени проводили за просмотром телевизора, а больше – за выполнением домашних заданий. «Подростки с высоким уровнем самодисциплины имели лучшие показатели успешности в учебе, чем их более импульсивные сверстники, — пишут исследователи. – Самодисциплина определяла академическую успеваемость больше, чем IQ. Самодисциплина также определяла, кто из учеников сможет повысить свои оценки на протяжении учебного года, тогда как IQ не определял… Самодисциплина имеет больше влияния на учебную успеваемость, чем интеллектуальные данные».

То есть, оценки больше зависят от добросовестности, чем просто от ума.

Из книги «Как преуспевают дети: упорство, интерес и скрытая сила характера» (How Children Succeed: Grit, Curiosity, and Hidden Power of Character):

«… добросовестность была чертой характера, которая лучше всего определяла успех в работе. Что заинтриговало Робертса относительно добросовестности, так это то, что она определяет очень много за пределами рабочего места. Добросовестные люди получают выше оценки в школе и университете; они совершают меньше преступлений; они дольше остаются в браке. Они дольше живут – и не только потому, что меньше пьют и курят. У них реже случаются инфаркты, у них ниже кровяное давление, и среди них меньше случаев болезни Альцгеймера».

У кого лучшие жизненные показатели? У детей упорных

Из книги «Драйв: удивительная правда о том, что нас мотивирует» (Drive: The Surprising Truth About What Motivates Us):

«Исследователи обнаружили, что лучшим предвестником успеха будущих курсантов является их показатель по некогнитивной и нефизической характеристике под названием «упорство», которое определяется как «настойчивость и страстное увлечение долгосрочными целями» .

  1. Обучение – это активный процесс

Программы типа «Бейби Эйнштейн» и игры на тренировку мозга не работают. Есть даже основания полагать, что из-за них дети тупеют.

Из книги «Мозговые правила для малыша: как вырастить умного и счастливого ребенка с рождения до 5 лет» (Brain Rules for Baby: How to Raise a Smart and Happy Child from Zero to Five):

«Эти продукты вообще не работали. Они не давали положительного эффекта на словари целевой аудитории – малышей от 17 до 24 месяцев. Некоторые даже вредили. На каждый час в день, который дети проводили за просмотром определенных детских DVD и видео, малыши понимали в среднем на 6-8 слов меньше, чем те, которые их не смотрели».

Настоящее обучение – не пассивное, а активное.

«Наш мозг развит таким образом, что он учится, когда делает что-либо, а не когда слышит об этом. Это одна из причин, почему для многих навыков намного лучше провести примерно две трети времени, испытывая себя, а не просто впитывая знания. Существует правило двух третей: если хотите, к примеру, запомнить абзац, лучше потратить 30% времени на прочтение, а остальные 70% времени – на проверку себя на знание».

  1. Лакомства бывают хорошими – если давать их в правильное время

В целом, было бы лучше, если бы дети все время питались здоровой пищей. Исследования показывают, что питание влияет на оценки ребенка:

«Все знают, что в день важного экзамена нужно позавтракать. Пища с высоким содержанием углеводов, клетчатки, которая медленно переваривается – к примеру, овсяная каша, – лучше всего, доказали исследования. Но также имеет значение, что вы едите за неделю до этого. Когда проводили исследование 16 студентов колледжа на предмет внимания и быстроты мышления, то пять дней кормили их жирной пищей с низким содержанием углеводов – мясом, яйцами, сыром и сметаной, — а потом снова проверили, то их продуктивность упала».

Всегда есть исключения. Не каждый ребенок все время пытается здоровой пищей. Но ирония в том, что дети часто питаются «плохой» пищей в неправильное время.

Исследования показывают, что кофеин и сахар могут стимулировать работу мозга:

«Кофеин и глюкоза могут иметь положительное влияние на когнитивную продуктивность. Поскольку эти зоны отвечают за поддержку внимания и процессы памяти, результаты могут предположить, что сочетание кофеина и глюкозы может увеличить эффективность системы внимания».

И дети их любят, кроме всего прочего.

Так что если время от времени дети все-таки едят конфеты и пьют сладкую воду, то, может, лучше давать их им во время учебы, а не когда они отдыхают.

  1. Счастливые дети = успешные дети

Более счастливые дети имеют больше шансов вырасти успешными и полноценными взрослыми.

Из книги «Больше счастья: 10 простых шагов к более радостным детям и довольным родителям» (Raising Happiness: 10 Simple Steps for More Joyful Kids and Happier Parents):

«… счастье – это огромное преимущество в мире, где имеет значение успешность. В среднем, счастливые люди более успешны, чем несчастные, – и на работе, и в личной жизни. Они получают лучшие оценки своей продуктивности, получают более престижные должности и зарабатывают больше денег. Они с большей вероятностью женятся, а в браке они чувствуют себя более удовлетворенными».

Каков первый шаг к счастливому ребенку? Быть счастливым родителем!

  1. Группа сверстников и коллектив имеют значение

Ваша генетика, как и генетика вашего партнера, имеет огромное влияние на ваших детей. А то, как вы их воспитываете? Совсем не такое влияние.

Из книги Малколма Глэдуэлла «Переломный момент: как небольшие вещи могут многое изменить» (Malcolm Gladwell, The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference):

«По параметрам интеллектуальности и определенных черт характера биологические дети очень похожи на своих родителей. Приемные дети, однако, показывают совсем странные результаты. Они не имеют ничего общего со своими приемными родителями: они не больше похожи личностно или в интеллектуальном плане на тех, кто их растил, кормил, одевал, читал им, учил их и любил их на протяжении 16 лет, чем на любых других двух взрослых, случайно выбранных на улице».

Так что же влияет на поведение ваших детей? Их сверстники

Обычно мы вспоминаем о сверстниках, когда говорим о давлении с их стороны, когда оно негативное, – но на самом деле, чаще всего оно все-таки положительное.

Проживание в приличном районе, посещение хорошей школы и университета, а также общение с хорошими детьми может многое значить.

Каков самый легкий способ для студента колледжа поднять свой средний балл? Жить в комнате с умным человеком

Из книжки «Преимущество счастья: семь принципов позитивной психологии, которые помогают достигать успеха и продуктивности на работе» (The Happiness Advantage: The Seven Principles of Positive Psychology That Fuel Success and Performance at Work):

«Одно исследование в Дартмутском колледже, проведенное экономистом Брюсом Сакердотом, показывает, насколько сильное это влияние. Он выяснил, что когда студенты с более низким средним баллом просто начали селиться в комнатах со студентами с высокими баллами, их баллы тоже увеличились».

  1. Верьте в них

Вера в своего ребенка, в то, что он умнее других, много значит.

Когда учителям говорили, что определенные дети сильнее других, эти дети показывали лучшие результаты – несмотря на то, что их выбирали случайно.

Из книжки «Сердце социальной психологии» (The Heart of Social Psychology: A Backstage View of a Passionate Science):

«Розенталь и Ленор Джейкобсон (1968) провели подобное исследование, сообщив учителям начальной школы, что у них в классе были ученики с большими задатками к обучению. На самом деле, этих детей выбрали в абсолютно случайном порядке, без дополнительных тестов. Однако, ближе к концу учебного года, 30% детей, случайно названных успешными, добавили примерно 22 пункта к своему IQ, в то время как почти все добавили только 10 пунктов».

Итоги:

  1. Уроки музыки
  2. От спорта не тупеют – это миф
  3. Не читайте своим детям – читайте вместе с ними
  4. Меньше сна приводит к отупению ребенка
  5. IQ ничего не стоит без самодисциплины
  6. Обучение – это активный процесс
  7. Лакомства бывают хорошими – если давать в правильное время
  8. Счастливые дети = успешные дети
  9. Группа сверстников и коллектив имеют значение
  10. Верьте в них

И еще одно: ум – это не все. Без этического поведения и сочувствия к другим очень умные люди могут быть просто пугающими.