Домой / Праздничный / Карнавал в Венеции — вековая история. Венецианский карнавал и его история

Карнавал в Венеции — вековая история. Венецианский карнавал и его история

Хотите окунуться в атмосферу безудержного веселья, получить огромный заряд бодрости и романтического настроения? Тогда отправляйтесь в Венецию в феврале. Этот романтичный уголок мира, изрезанный сетью каналов, с давних времен вдохновлял поэтов, музыкантов и писателей. Настоящим символом города является знаменитый Венецианский карнавал, который проводится как раз в начале февраля. Это самый старинный карнавал на планете. На Венецианском карнавале Вы сможете почувствовать себя изысканной куртизанкой, прекрасным принцем или Казановой, покоряющим сердца женщин.

В дни карнавала вся Венеция словно превращается в сплошные театральные подмостки с роскошными карнавальными костюмами, масками и тоннами конфетти. Венецианский карнавал длится в течение десяти дней и его апогей приходится на 14 февраля – День всех влюбленных. Поэтому так приятно поехать на Венецианский карнавал вместе с любимым человеком, ведь романтическая атмосфера праздника способствует любовным признаниям и искренним чувствам. А можно просто отправиться на карнавал в Венецию для того, чтобы забыть на время о своих повседневных делах и с головой окунуться в шумный праздник.

Из истории Венецианского карнавала

Считается, что карнавал как таковой родился именно в Венеции. Само слово «карнавал» происходит от латинского «carnis laxatio», что в дословном переводе означает «свободу для плоти», то есть возможность поесть мясных блюд перед началом Великого поста. По другой версии, слово «карнавал» относится к латинскому «carrus navalis» или «потешная колесница». Так в древние времена называли повозку-корабль, на которой во время праздников возили идолов плодородия.

Как бы то ни было, традиции празднования карнавалов восходят еще к римлянам. Они устраивали грандиозные пиршества в дни поклонения богу урожая и плодородия Сатурну для того, чтобы вернуть времена всеобщего равенства и благоденствия. В такие праздники огромная пропасть между рабом и его господином практически исчезала – рабы могли сидеть за одним столом с римскими вельможами и наслаждаться праздничной трапезой. Возможно, именно с тех времен пришли к нам и знаменитые карнавальные маски, дабы светские предрассудки не мешали безудержному веселью. Карнавальная маска позволяла скрыть истинный облик каждого человека, чтобы он мог делать все что угодно во время праздника, не задумываясь о последствиях.

Относительно даты празднования первого Венецианского карнавала историки расходятся во мнениях. Вероятно, первый карнавал в Венеции состоялся в 1094 году, когда Венецианская республика получила от Византии дома в Константинополе и различные привилегии, что обеспечило городу огромные преимущества в средиземноморской торговле. Празднование этого события стало первым Венецианским карнавалом.

Также существует версия о том, что карнавальные празднества впервые состоялись в 998 году. Тогда жители Венеции смогли вернуть целыми и невредимыми своих невест из пиратского плена. Весть о столь удачной развязке мгновенно разнеслась по городу и вылилась в народные праздничные гуляния. С конца XIII века Венецианский карнавал стал неотъемлемой частью жизни города. Его главной идеей стала возможность на короткое время забыть о светских и религиозных запретах и отпустить на волю свои желания. Богатые венецианские вельможи устраивали костюмированные балы и театральные постановки в своих роскошных дворцах. Простые же жители стекались на знаменитую площадь Сан-Марко, чтобы поучаствовать в народных гуляниях и поглазеть на представления с участием бойцовых собак, акробатов, танцоров и шутов.

Эпохой наивысшего расцвета Венецианского карнавала стал XVIII век, когда в город в поисках полного чувства свободы и романтики начали стекаться представители аристократии со всей Европы. Интерес к карнавальным празднествам настолько возрос, что теперь даже высокопоставленным особам не возбранялось участвовать в народных гуляниях и беспредельном веселье. Главными действующими лицами карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте, особого вида уличного театра – Арлекин, Пьеро, Панталоне и Коломбина. Именно в костюмы и маски, олицетворяющих этих героев, стали одеваться жители Венеции. Также возникла традиция в первый день карнавала спускать с колокольни над площадью Сан-Марко механическую голубку. Из нее на площадь сыпалось конфетти, что служило знаком для официального начала карнавала.

После того, как Италия была завоевана войсками Наполеона Бонапарта, праздничные карнавалы в Венеции были запрещены. И только в конце 70-х годов прошлого столетия было решено восстановить традицию празднования карнавала в феврале для того, чтобы привлечь в город туристов. Венецианский карнавал снова приобрел невиданный размах, и сегодня в дни этого праздника число приезжающих в Венецию людей становится больше, чем самих жителей города.

Празднование карнавала в Венеции

Уже за несколько недель до начала Венецианского карнавала в город съезжаются романтики и туристы со всех уголков мира. Предваряет карнавал старинный праздник «Festa delle Marie», который посвящен освобождению прекрасных венецианок из плена. От изысканного дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко проходит торжественное шествие с музыкой. На центральной же площади Венеции перед собравшимися предстают семь молодых и красивых жительниц города, семь Марий. В день официального открытия карнавала на все той же площади Сан-Марко устраивается грандиозное театральное представление, на площадь с колокольни обрушиваются тонны конфетти. В небо запускаются праздничные воздушные шары.

С открытием карнавала городские улицы, площади и мосты буквально начинают бурлить, туристы и жители Венеции смешиваются с праздничной толпой, одетой в неповторимые костюмы и маски. Город также наводняется уличными музыкантами, процессиями из оркестров и театров. В ресторанах и кафе вино начинает литься рекой, а на главных площадях устраиваются концерты и праздничные фейерверки.

Еще до начала карнавала торговцы выкладывают на прилавки разнообразные маски, карнавальные костюмы, колпаки и плащи, чтобы каждый желающий мог окунуться в атмосферу эту костюмированного представления. Венецианские маски по-прежнему являются неотъемлемой частью карнавального шоу. В старые времена маски помогали скрывать свою истинную личность и социальное положение. Кроме того, они оказывались очень полезными для романтически настроенных юношей и девушек, которые могли, совершенно не стесняясь, заводить знакомства друг с другом. И сегодня карнавальные маски сохраняют свою значимость, помогая туристам и жителям города проникнуться атмосферой безудержного веселья и романтики.

Распространенные маски Венецианского карнавала – это Арлекин, Коломбина, Педролино и другие персонажи итальянской комедии Дель Арте. Также в ходу классические маски, никак не связанные с театром. Например, элегантная и очень изысканная маска Венецианская Дама, в которой любили щеголять светские красавицы времен Тициана. Или страшная маска Доктора Чумы с длинным клювообразным носом. Такую маску надевали доктора, посещая больных во время бушевавших в Венеции эпидемий чумы. Нарядившись в длинный плащ из льняной материи и маску Доктора Чумы, Вы превратитесь в нечто похожее на зловещую птицу. Такие страшные маски никого во время Венецианского карнавала не пугают, наоборот, они придают празднику особое очарование.

Вообще, карнавал в Венеции представляет множество возможностей для перевоплощения. Вы можете облачиться в просто, недорогой карнавальный костюм с плащом, шляпой и маской или выбрать какой-нибудь роскошный костюм, являющийся сам по себе настоящим произведением искусства. Все карнавальные маски и костюмы сегодня изготавливают из легких материалов, поэтому они нисколько не мешают веселиться днями напролет.

В дни празднования карнавала в старинных дворцах Венеции проводятся разнообразные балы-маскарады, куда можно попасть, только приобретя заранее входной билет. Но даже если Вы не смогли попасть на один из эксклюзивных маскарадных балов, всегда есть возможность присоединиться к красочным костюмированным представлениям, устраиваемых на площадях и улицах Венеции. На целых десять дней Вам обеспечен настоящий фонтан веселья, в котором каждый человек забывает об условностях и повседневных правилах жизни, просто погружаясь в удивительную атмосферу праздника. Венецианский карнавал заканчивается церемонией сожжения чучела и народными гуляниями на площади Сан-Марко.

Венеция – это старинный итальянский город, который, как известно, с каждым годом неминуемо погружается в воды Адриатического моря. Пьянящий венецианский карнавал является, возможно, единственной возможностью посмотреть, как этот прекрасный город вновь оживает и подчиняется своим многовековым традициям. Поездка в Венецию в феврале позволит Вам погрузиться в атмосферу костюмированных представлений, романтики и веселья. Повеселиться, поучаствовать в карнавальных празднествах и получить море незабываемых впечатлений в одном из самых прекрасных уголков мира – что может быть лучше?

Главное европейское гуляние зимы - Венецианский карнавал - ежегодно собирает сотни тысяч гостей. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице . А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.

Карнавал ошибочно считать «торжеством простолюдинов». Он от начала считался временем равенства и открытости, отвержением правил и условностей. Была в карнавале также опасность - недаром таинственные любовные истории, как и кровавые итальянские детективные сюжеты, часто скрыты под изысканной карнавальной маской… Карнавальные торжества в Италии покорили не только Венецию: и Сардиния, Эмилия-Романья, Апулия, Марке, Базиликата, Лацио и Пьемонт также известны своими шествиями, весельем и балами.

История карнавала

Было время, когда Венецианский карнавал начинался уже на второй день Рождества - то есть в день святого Стефана по Григорианскому календарю (26 декабря). Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником». Хотя есть и иные версии хронологии карнавала: например, из утверждений многих историков и современников эпохи Барокко видно, что он фактически не заканчивался. Перерывы наступали только во время постов и, собственно, сбора урожая. Уже в октябре карнавальное веселье начиналось снова !

Происхождение современного карнавала имеет несколько источников. Древнеримский связывает карнавал с зимними языческими празднествами, посвященными богу Сатурну (сатурналиями) и торжествами сбора урожая. Дальнейшее развитие венецианской культуры и христианизация позволили переосмыслить народные гуляния как забаву перед Великим Постом. Так и возникло слово «карнавал», что в буквальном смысле означает «прощай, мясо» (carne-vale ).

Источник фото: offerteshopping.it.

Документы впервые фиксируют проведение карнавала в Венеции в далеком 1094 году. С тех пор карнавал веками оставался самым ярким феноменом венецианский культуры . В 19 веке карнавал покорил весь мир - веселое празднество в масках стало «фирменным знаком» Венеции, а любители карнавалов уже говорили на самых разных языках и наречиях. Художественное искусство, литература, театр, а потом и кино вовсю использовали карнавальные образы - как с удовольствием продолжают использовать их и сейчас.

Пережил Венецианский карнавал и своего рода «эпоху забвения»: в 19 веке, когда о торжестве заговорил мир, сама Венеция его отвергла. Но в 1980 году венецианские карнавальные традиции начали возрождаться. Правда, с тех пор веселые торжества длятся намного меньше - от недели до трех. В последние годы карнавал в Венеции длится чуть более двух недель.

Традиции Венецианского карнавала

Карнавал всегда сопровождался как безудержной радостью, так и случаями неоправданной жестокости. Еще в Древнем Риме сатурналии были периодом, который фактически уравнивал раба и его господина . Чтобы еще более подчеркнуть это, в 13 веке венецианцы повсеместно стали использовать карнавальные маски - не столько затем, чтобы скрыть лицо, но больше для свободных контактов с представителями иных классов и общественных слоев.

Источник фото: blog.pelatelli.com.

Сокрытие одновременно множества лиц под масками, так или иначе, имело самые разные социальные последствия. Романтические и трагические, веселые и преступные, запретные и скандальные… В этот период любые правила практически не действовали : у карнавала всегда было множество как детей, так и жертв. Самыми свободными, пожалуй, были традиции карнавала во времена Венецианской республики.

Современный карнавал - уже не такое буйное и необузданное зрелище. В то же время, в нем соединилось множество традиций и символов Венеции. Происходит действо одновременно во многих , и охватывает различные достопримечательности Венеции. Древние и современные вариации веселых событий сейчас сочетаются здесь в одно яркое торжество. Одним из таких событий является старинный праздник Марий (Festa delle Marie ). Это напоминание о спасении венецианских девушек, которых когда-то украли пираты Истрии.

Также Венецианский карнавал в наши дни - это карнавальная свобода, дни театра, музыки и уличной еды. В это время происходят парады гондол на , конкурсы традиционных одежд и масок, костюмированные балы, исторические реконструкции и «Шествие Марий» (двенадцати красавиц Венеции). Одна из них, победительница конкурса, становится в следующем году главной героиней «Полета Ангела» и летит над толпой с колокольни прямо на Венеции. Закрытие карнавала знаменует еще одно «летящее» шоу - это «Полет Льва», крылатого символа Венеции и символа главного христианского покровителя города, евангелиста Марка.

Венецианская маска

Маски снимали запреты и стирали различия . За это их даже запрещали носить не во время карнавала. Традиционные венецианские маски часто делят на два вида. В первую очередь, это маски итальянской «Комедии масок». Они представляют Арлекина и Коломбину, Пульчинеллу и Пьеро, Педролино, Дзанни, Бригеллу и прочих персонажей.

Источник фото: analivingston.wordpress.com.

Есть и другие маски: они сформировались за всю историю карнавала и во многом отображают венецианскую культуру и традиции. Это Баутта (наиболее простая и популярная), Моретта («Немая служанка»), Ларва, Венецианская дама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто (нейтральная маска «Гражданина»). Кроме них, конечно, каждый год появляются новые маски - современные типажи можно перечислять бесконечно.

Изготовляют маски из особых типов гипса, папье-маше, красок, тканей, фольги, различных декоративных материалов. Украшение и раскрашивание настоящей венецианской маски - это кропотливая ручная работа . Мастера используют для этого как простые, так и весьма ценные компоненты - грунт, сусальное золото, натуральные перья птиц и драгоценные камни.

  • Автором гимна Венецианского карнавала является модельер Пьер Карден, уроженец области Венеция.
  • Возникновение маски Кота имеет достаточно простую причину: котов в Венеции было крайне мало, и жители города на воде испытывали к ним большой интерес и уважение.
  • Маска и специальный костюм Доктора Чумы происходят от реального костюма, который был трагической необходимостью во время эпидемий. Потом эта маска считалась карнавальным напоминанием о смерти.
  • Во время карнавала работа не поощрялась . Если же кого-то ловили на этом, то могли связать и потащить к церкви. Там «провинившийся» пил вино до упаду. За это его даже могли объявить карнавальным королем.
  • В те времена, когда карнавал длился по полгода, в масках происходило и выполнялось все : венецианцы наряжались соответствующим образом даже в церковь и в суд.

Венецианский карнавал уходит своими корнями в далекое языческое прошлое. Cамо слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий") - так в древности называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в далеком бронзовом веке во время праздников возили идолов плодородия.

Другие утверждают, что слово "карнавал" означает - "carnis laxatio" или "carnasciale" (в переводе "прощай, мясо!") - отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой. В желании приспособить дохристианские обычаи к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту - Великому Посту перед Пасхой. В 1296 году Сенат Венецианской республики провозгласил навсегда праздничным последний день перед Великим Постом.

Стоит отметить, что прародителем современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали пиршества, дабы воскресить золотой век всеобщего равенства и процветания. Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала - рабы кутили за одним столом с вельможами, а свободные граждане подносили им вино. Мы считаем, что отсюда и ведут своё происхождение венецианские карнавальные маски : дабы светские предрассудки не мешали веселью, все прятали свои лица под масками. Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное - нисколько не задумываться о последствиях. На дни разгулья избирался лжекороль, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли. (жесткие нравы)

Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества. На родине Венецианские маски приобрели такую популярность, что их стали носить постоянно. Стоит отметить, что почти все горожане предпочли бы прятать свои лица и без всякого карнавала. Венеция – город относительно маленький, и соседям необязательно знать, куда ты ушел вечером или из какого дома выполз утром. Бывали случаи, когда под венецианскими масками скрывались для совершения криминальных поступков. Такое положение дел, принудило церковь ограничить использование венецианских масок. Это привело к тому, что в 1608 году в Венеции издали закон, в котором говорилось, что мужчины за ношение венецианских масок в обычный день приговаривались к двум годам тюрьмы и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.

На вопрос когда именно состоялся первый венецианский карнавал, так же существует множество версий. Самая ранняя версия относится к XI веку. В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом. По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных пиратами. Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью. Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний. Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала , ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.

Сначала бойцовые собаки сражались с быками, а потом на залитую кровью площадь выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. С течением времени венецианские маски , изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году. Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары. В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала. В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Правда, изначально над площадью пролетала девушка, пока однажды этот завораживающий полет не окончился трагедией. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.

XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала за всю историю. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания. Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном. Даже женские монастыри превращались в те дни в танцевальные залы и заполнялись мужчинами в масках. Судя по исторических заметкам, венецианские монахини тех времен завивались, носили декольтированные платья, не закрывавшие стройных ног, а грудь прикрывали, лишь когда пели в церковном хоре. Почти каждая имела любовника, с которым тайно встречалась. А уж если таковы были нравы монахинь, то можно себе представить, что вытворяли в дни празднеств остальные участники карнавала. Захлебываясь от безудержного веселья венецианцы пытались снискать счастье и любовь, щедрой рукой спуская остатки материального благополучия, созданного за прошедшие века.

Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи . В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал . В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять вспорхнул голубь.

С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала , без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.

Карнавал длится десять дней и открывается средневековым праздником Festa delle Marie, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают семь самых красивых и молодых жительниц города - семь Марий. Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола. Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.

Сегодня карнавал - явление чисто "туристическое", потерявшее былое значение для духовной жизни итальянского народа. Считается, что город медленно умирает, постепенно погружаясь в воды Адриатики. Потому царящее каждый год на венецианских карнавалах веселье выглядит едва ли не как пир во время чумы. Но с другой стороны, это красочное, пьянящее зрелище можно рассматривать и как признак того, что Венеция всё же жива и следует своим вековым традициям. В дни венецианских карнавалов Венеция напоминает прежний великий город: сюда приезжают тысячи жаждущих ценителей этого яркого действа со всего земного шара. Город одевается в праздничные наряды, маскируя свою древность. И хочется надеяться, что Венецианский карнавал вновь обретет свою былую славу.

В течении нескольких дней на всех площадях города играет классическая музыка, устраиваться всевозможные развлекательные программы, старинные забавы с куклами на верёвочках, выступления артистов, певцов, музыкантов. И завершится всё это празднество сожжением «старухи-зимы» символом обновления природы-матушки. И финальным аккордом этого буйства веселья и красок, по традиции будет звон колоколов церкви Сан-Франческо делла Винья, которые оповещают о начале Великого поста. Это надо увидеть хоть раз в жизни, такое действо пропускать нельзя. Итак, предлагаем Вам сегодня посмотреть Венецианский карнавал, самые прекрасные костюмы и маски фото.





Венецианский карнавал фото








Венецианский карнавал















Венецианский карнавал фото








Венецианский карнавал




Двухнедельная праздничная эйфория царит в итальянской Венеции во время ежегодного карнавала. Костюмированные и театрализованные представления, выступления жонглёров, акробатов, фокусников, мимов, заклинателей змей, шпагоглотателей, конкурс на лучшую венецианскую маску, музыка и танцы, бесконечная атмосфера фривольного веселья сделали венецианский карнавал одним из самых знаменитых и запоминающихся карнавалов в мире. Многими путешественниками он даже негласно призван Королём всех карнавалов.

Умение венецианцев развлекаться и организовывать поистине несравненное шоу увеличивает численность населения города каждый год на 500.000 туристов.
Именно поэтому запланированное не только можно, но и нужно приурочить к посещению Венецианского карнавала. Вы точно не прогадаете!

Карнавал начинается за 12 дней до начала католического Великого поста и заканчивается Жирным вторником, после которого верующие соблюдают 40-дневный пост перед древнейшим христианским праздником – Пасхой.

История Венецианского карнавала

История этого празднества восходит к 1094 году, но торжества того времени проходили без масок. С 1162 года, исторически отмеченным годом победы над патриархом Аквилеем, карнавал стал проводиться ежегодно на площади Сан-Марко.

Венецианские маски, традиционно выполняемые из папье-маше или кожи, вошли в моду лишь в XIII-XIV веках. Это была прихоть богатых и знатных венецианцев, желающих внести в праздник нотку таинственности, начав кушать за одним столом с рабами.

Балансируя на грани принятых светским обществом правил, но, не желая испортить веселье сословными предрассудками, все одевали маски. Раскрашенные от руки с использованием сусального золота и грунта , маски понравились венецианцам. У них появилась возможность контактировать с социально неравными. Маски стали носить с августа до Жирного вторника.

Увеличившееся количество внебрачных детей и притонов привело к запрету масок в 1703 году Советом десяти. Запрет просуществовал только один год, так как сама власть не могла отказать себе в удовольствии носить маски на торжество.

Скоро создание масок стало настоящим произведением искусства , которые украшались птичьими перьями и даже дорогостоящими драгоценными камнями. Современный Венецианский карнавал не обходится без проведения конкурса на лучшую маску.

Венецианские карнавалы за свою многовековую историю существования переживали как подъёмы, так и падения. Наивысшего расцвета карнавал достиг в XVIII веке. Карнавальные костюмы стали показателем тенденций высокой моды. Именно в этом веке герои итальянской комедии – Арлекино, Пьеро, Панталоне и Коломбина стали главными действующими лицами карнавала.

Эмблемой карнавала стала очаровательная Коломбина . Упадок же пришёлся на конец XVIII века, когда в городе, как и в стране в целом царили революционные идеи. Бедняки-революционеры осуждали власть имущих за расточительство городской казны на такие празднества. Это привело к наложению вето на проведение карнавала.

Современный Венецианский карнавал – сплетение далекого прошлого и настоящего

В 1979 году по инициативе итальянского кинорежиссёра, удостоенного пяти премий «Оскар» – Федерико Феллини, шумное веселье карнавала с позволения Папы Римского вернулось на улицы города.

Великий кутюрье Пьер Карден не только создавал для бомонда неповторимые карнавальные костюмы, но, окрылённый и воодушевлённый магическим средневековым праздником, написал в 1996 году гимн для него.

С тех пор гимн стал непременным атрибутом карнавала, первые аккорды которого приводят публику в трепетное ожидание чего-то нового и неизведанного.



Как и в средневековье, начало праздника открывается ритуалом под названием «Воло делла Коломбина» . Бумажную голубку Колумбину запускают с колокольни на площади Святого Марка. Голубка взрывается во время полёта – и разноцветное конфетти осыпается на головы собравшихся зрителей на площади.

Затем следует старейший венецианский праздник – Festa delle Marie, посвящённый освобождению девушек, которые были похищены пиратами из Истрии. Многочисленные красавицы считают для себя честью принять участие в этом представлении, изображая угнетённых пленниц, а затем счастливых освобождённых дев, чья красота готова пленить и окутать своими чарами любого молодого человека.

Праздник выливается на все узкие улочки города. Венеция с её просторными площадями, гондольерами, мостами и каналами превращается в одну большую сцену с немыслимыми декорациями.

Полёт и буйство безудержной фантазии художников, воссоздавших средневековую эпоху, трудно уже привязывать к реальному времени. Каждый венецианец и гость города не может прийти на праздник без костюма.

Не стоит забывать: это костюмированный карнавал. Пух, перья, камзолы и сюртуки, расшитые золотом, белоснежные рубашки с кружевами, жабо и воротничками-стойками, пышные платья с глубоким декольте , панталоны, напудренные высокие парики, чёрные треуголки – и это далеко не весь перечень элементов карнавального убранства.



Многих особей женского пола можно встретить одетыми в зендале – чёрный длинный и узкий кружевной или шёлковый платок. Не стоит отчаиваться, если заранее не был подобран карнавальный костюм.

Многие магазины предлагают широкий выбор неповторимых масок и накидок, плащей, которые можно приобрести или взять напрокат.

Помимо Арлекино, Панталоне, Пьеро и Коломбины на улицах города можно встретить Джандуйя – одного из персонажей итальянской комедии дель арте. Честного крестьянина из Пьермонтской глубинки, обожающего вино, красивых девушек и сытную пищу, легко можно узнать по трёхрожковой шляпе и коричневому жакету с красными краями.

Также везде разгуливает Пульчинелла – сплетник и насмешник, которого можно опознать по заносчивому виду и пронзительному голосу. Слегка горбатый и носящий маску с большим гипертрофированным мясистым носом, он стал прообразом русского Петрушки .



Многие старинные дворцы распахивают свои двери для именитой публики, где проводятся эксклюзивные частные приёмы и традиционные костюмированные балы.

Так, прекрасный дворец XIV века Папафава (PALAZZO PESARO PAPAFAVA), окна которого выходят на канал Милосердия (Мизерикордия) ежегодно приглашает на бал под аккомпанемент живой музыки в зал, освящённый огнями тысячи свечей. Прекрасный и незабываемый вечер, изящные танцы остаются надолго в памяти участников вечера.

Также очаровательный дворец Pisani Moretta (PALAZZO PISANI MORETTA), расположенный на Большом Канале и наполненный драгоценными декорациями и фресками XVIII века, вовлекает гостей со всего мира в эпоху Республики Серениссима. Гран Бал даёт возможность гостям искупаться в атмосфере развлечений, вседозволенности и соблазна.

Российский художник Михаил Шемякин, по чьим эскизам создаются костюмы для элитной публики, давно принимает участие в постановочных проектах Венецианского карнавала, в том числе и для роскошных отелей и дворцов.

Изумительный фейерверк над лагуной возле площади Сан Марко венчает окончание парада костюмов. И весь праздник завершается языческим ритуалом – сожжением соломенного чучела , которое символизирует обновление природы. Начало Великого поста оповещается звоном колоколов церкви Сан-Франческо делла Винья.

Побывавшие на карнавале никогда не забудут этого торжества. А напоминанием о чудесном времяпрепровождении может стать карнавальная маска. Многие венецианцы давно стали коллекционерами таких масок, пополняя свои коллекции каждый год новыми шедеврами. Так почему бы не последовать их примеру?

И наш вам совет при поездке в Италию: лучше . Это не так сложно, и самое главное – доступно. Так можно сэкономить на билетах на автобусы, поезда, такси, а также собственное время, которое дорого стоит в путешествиях.

Photo: Irina Baryshnikova