Домой / Праздничный / Конспект нод по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Конспект нод по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Тема: Число и цифра 2

Цели: познакомить с числом 2, цифрой 2; формировать умение соотносить число 2 с соответствующим количеством предметов.

Материал : карточка с цифрой 2, кубики-подарки, круги из бумаги.

Ход занятия

1. Знакомство с числом 2, цифрой 2

Мышонок снова собирается в гости к Медвежонку и Зайчонку. Ему нужно взять подарки. Достаточно ли будет одного подарка? (Нет, нужно взять еще один.) Сколько же их будет, если добавить еще один? (Два.) Покажите две руки, два пальца, два уха.

Воспитатель сообщает, что у Мышонка сломался двухколесный велосипед и ему нужны колеса.

Возьмите столько кругов, сколько понадобится колес для велосипеда. Сколько вы взяли? (Два.) Как получить два? (Сначала один, потом еще один.) А записать число 2 можно с помощью цифры 2. (Воспитатель показывает карточку с цифрой 2.)

2. Работа в тетради

Мышонок отправился в гости к цифре 2. Давайте обведем ее пальчиком. Сначала носик, головку, потом спинку и хвостик. Допишите до конца строки. Самую лучшую подчеркните. (Дети выполняют часть задания 6.)

С кем познакомился Мышонок? С какой цифрой? Правильно, с цифрой 2, а еще с ее друзьями. Это лебеди, гуси и утки.

Задание 1. На кого похожа цифра 2? Сколько лебедей на пруду? Сколько гусей здесь плавает? Сколько уток?

Задание 2. На небе было много облаков. Но выглянуло солнце, и почти все облака исчезли. Осталось только два облачка. Зачеркните остальные.

Задание 3. Сделайте так, чтобы на каждой тарелке было по два предмета.

3. Физкультминутка

У синички два крыла -

Машем, машем, машем.

А у нас по две ноги -

Пляшем, пляшем, пляшем.

У Зайчонка уха два -

Машем, машем, машем.

А у нас по две ноги -

Пляшем, пляшем, пляшем.

4. Работа в тетради

Задание 4. Какие тарелки поставила на стол цифра 1, а какие - цифра 2? Обоснуйте свой ответ. Соедините линиями цифры и тарелки.

Задание 5. Рассмотрите новые фотографии, которые сделал Мышонок. Какой цифре он их подарит? Почему вы так считаете?

Задание 6. Нарисуйте узоры и напишите цифры по образцу.

5. Игра «Число 2»

Воспитатель показывает упражнение (какое-то движение руками, ногами, головой, туловищем). Дети должны выполнить его два раза.

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Число 2. Цифра 2».

(Слайд 1)

Цель: Познакомить с числом 2, цифрой 2.

Задачи.

Образовательные:

1. Познакомить с образованием и составом числа 2, цифры 2.

2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, мыслительную активность. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Раздаточный материал: карточки с цифрами 1 и 2, карточки с разными рисунками- билетики, игральные кости, домино, монеты 1 и 2 рубля.

Ход занятия: (Слайд2)

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие на паровозике на поиски удивительной птицы, которая очень похожа на цифру.

Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, что нам надо приобрести (билеты). На билетах изображены разные предметы, а на вагончиках фигуры. Найдите свой вагон, найдя ту геометрическую фигуру, которая похожа на предмет на билете.

Почему ты занял этот вагон (потому что у меня на билете нарисован воздушный шарик, он имеет форму круга.)

Первая остановка- «Лужайкина»

Перед детьми экран. (слаид 3)

Посмотрите, кто прибежал на лужайку? (зайчик) (слаид 3, щелчок)

Сколько зайчиков? (один)

Найдите и покажите ту цифру, которая показывает количество зайчиков. (слаид 3, щелчок,щелчок)

На экране появляется еще один зайчик. (слаид 3, щелчок)

Что изменилось? (прибежал еще один зайчик)

Сколько стало зайчиков? (два)

Как узнали? (посчитали)

Как получилось два? (был один зайчик, прибежал еще один- стало два) (слаид 3, щелчок)

Число два обозначим цифрой 2.

А вот это цифра два .
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Найдите и покажите цифру два.

Зайчата вдруг лисичку увидали и с полянки убежали. (слаид 3, щелчок)

Впереди новая остановка - «Лесная»

На экране составлена динамическая картинка из солнышка, елочки, тучек, грибочков.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая замечательная лесная полянка. Проснулось солнышко на небе, и своей улыбкой осветила все вокруг.

Попали лучики солнца на лесную полянку, улыбнулись елочке, грибочкам.

(слаид 4, щелчок) Ну вот тучка закрыла солнышко, и пошел дождик.

Дождик полил и грибочки, и елочку. Когда дождик кончился, появилось снова солнышко. (слаид 4, щелчок)

На елку прилетела птичка (слаид 4, щелчок) , к птичке прилетела еще одна птичка (слаид 4, щелчок) .

Обрадовались солнышку и грибы под елкой, и после дождя выросли. (слаид 5, 2щелчка)

Затем воспитатель задает вопросы по картинке: (слаид 5, щелчок) .

Ребята, каких картинок у нас по одной? (1 солнышко, 1 елочка) (слаид 5, щелчки по очереди) .

Каких картинок две? (2 тучки, 2 птички,2 грибочка) (слаид 5, щелчки по очереди) .

Ребята, а как у нас получилось 2 тучки, 2 грибочка, 2 птички? (сначала прилетела птичка, затем прилетела еще одна птичка – стало 2 птички. Был один грибок, вырос еще один грибок – стало 2 грибка) .

Как же мы с вам можем получить число 2? (К одному прибавляем один получается два) .

Ребята, а мы с вами сможем сделать так, чтобы у нас появилось две елочки? Как мы с вами это сделаем? (Прибавим еще одну елочку) .

А можем ли мы, сделать так чтобы на картинке появилось два солнышка? (нет). Почему? (потому что солнышко бывает только одно) .

Физминутка:

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки,

Левая и правая.

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

(слаид 6,)

Следующая остановка «Озерная»

Посмотрите какая красивая птица- это лебедь, а на какую цифру она похожа?

(слаид 6, щелчок) .

Цифра два – чудная всё же:
На лебёдушку похожа.
Горделива, величава,
Всюду ходит, словно пава.
Очень дружит с единичкой,
Со своей родной сестричкой.
На две части делит ровно
И ведёт себя так скромно.
Очень жаль, когда за знанья
Двойку ставят в наказанье

Давайте посмотрим, какие задания про цифру 2 приготовили нам наши тетрадки.

Знакомство с цифрой 2.
Тетрадь № 1, стр. 32
- Покажите домино и игральные кости, где изображена одна точка. Как ещё можно показать, что речь идёт об одном предмете? Какую цифру вы знаете?
- А как показать, что речь идёт о двух предметах? Покажите две палочки.
- Кого вам напоминает цифра 2?

На кого похожа двойка ?
Может быть на утку? Стой ка!
Нет сравниться может с нею
Только лебедь, выгнув шею.

Где есть двойки ? Знаешь? Нет?
Вспомни-ка велосипед!
Это ведь не чудеса -
У него два колеса.
Есть два глаза у куницы,
Два крыла у каждой птицы.
Помнишь, что у человека
Есть два глаза и два века.
Две руки и две ноги…
Что ещё? Мне помоги!

Формирование знаний в практической деятельности .
Где мы встречаем цифру 2? (Номер, на часах, второй месяц февраль, второй день недели?

Как можно показать цифру 2? Написать, нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина.
Показать цифру 2 из пластилина (на столах у каждого пластилин заготовка).
Обведите цифру пальчиком. Запомните написание цифры 2. Прописывание в воздухе.

2,стр32 В этом задании закрепляется графический образ цифры 2 и проводиться через действия детей.

Физкультминутка. Пальчиковая игра «Счет».


(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

2. Повторение.

Работа по тетради № 4. Стр. 33

Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно
Задание выполняется с комментированием. Действия с предметами сопоставлять с числовыми равенствами. Предложить детям объяснить их и обвести числа, записанные пунктиром.

Первая часть красный прямоугольник, вторая часть-зеленый треугольник. Сложим их - в сумме получим красный прямоугольник и зеленый треугольник. Это целое.

Если к одному прибавить еще один, получим два: 1+1=2

Поменяем части местами. Теперь на первом месте зеленый треугольник, а на втором красный прямоугольник. Сумма не изменится: опять получим зеленый

треугольник и красный прямоугольник. И снова: 1+1=2

В большом мешке две фигуры- красный прямоугольник и зеленый треугольник.

Это целое. Если убрать красный прямоугольник, то останется зеленый треугольник.

Если из двух вычесть один, то получиться один: 2-1=1

Целое не изменилось. Теперь из него берем другую часть-зеленый треугольник.

Останется красный прямоугольник. Два минус один равно одному: 2-1=1

№5, стр 33

На этом задании закрепляются пространственные представления, воспитывается аккуратность, самостоятельность.

Посмотри на картинку. Что заинтересовало детей? Как назвать эти предметы одним словом (игрушки). Сколько игрушек слева от мяча, справа?

Раскрасть мяч в любимый цвет и ленточку, идущую от мяча, в тот же цвет.

На каком по счету узелочке, начиная слева, она закончилась? А какой по счету узелок начиная справа.

Вот и закончилось наше путешествие, ведь мы нашли птицу ЛЕБЕДЬ, которая так

похожа на цифру два.

Итоговая рефлексия.

-Понравилось вам путешествие?

- Что именно понравилось?

- С какой цифрой мы познакомились?

Поднимите две руки, два пальчика.

Сколько предметов обозначается этой цифрой?

- Молодцы!

Дома закончите ритм, не нарушая закономерности. Раскрасите игрушки и цифры 2

Список литературы.

1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации».
2. Дополнительное пособие к практическому курсу математики «Раз – ступенька, два – ступенька…». Математика для детей 5 – 6 лет часть 1.

3.В.Волина, «Праздник числа» Занимательная математика для детей.

Знакомство с цифрами

Подготовительная к школе группа

Ознакомление с цифрами не представляет для дошкольников особого труда. Уже в возрасте 4-5 лет они начинают запоминать их и узнавать в номерах автобусов, трамваев, телефонов. Однако цифры еще не являются для детей условным знаком числа. Эти знания приходят позже, в процессе обучения счету.

Одно из главных условий такого обучения - его занимательный характер, неразрывная связь с игрой. Во время путешествия в «Страну математики» или в «Страну сказок», прохождения «Лабиринта загадок» дети не только встречаются со сказочными персонажами, помогают им, но и решают сложные математические задачи, учатся логически мыслить.

Можно использовать различные приемы ознакомления с цифрами. Но следует помнить, что каждое занятие носит комплексный характер, и работа над цифрами должна быть лишь его частью.

Примерные конспекты занятий

Цифра 1

Демонстрационный материал: две цифры 1; наборное полотно; счетная лесенка; игрушки (кубики, медвежонок, кукла, юла, ведерко, мяч, карандаш); карточки с цифрами; матрешка; чашка.

Раздаточный материал; палочки, карандаш, касса цифр или математический набор.

Ход занятия. Воспитатель показывает поочередно один кубик, одну куклу, один мяч, один карандаш и каждый раз спрашивает, сколько предметов дети видят. Затем предлагает несколько заданий: 1) показать один карандаш и одну палочку;

2) рассмотреть лежащие на столе педагога предметы и сказать, сколько их;

3) посмотреть вокруг себя и назвать предметы, которых в группе по одному.

Воспитатель говорит: «Сегодня будем учиться обозначать число предметов цифрами». Выставляет на наборное полотно один кубик. Спрашивает: «Какую цифру надо взять, чтобы показать, сколько здесь кубиков?» Предлагает ребенку найти цифру 1 и поставить ее на наборное полотно справа.

Затем педагог ставит под кубиком одну чашку, просит найти цифру, которая покажет, сколько чашек, и тоже предлагает поставить ее на наборном полотне справа.

Чтение стихотворения С. Маршака «Веселый счет»: «Вот один иль единица, очень тонкая, как спица».

Задания детям:

1) на наборном полотне слева положить круг;

2) под кругом положить столько квадратов, чтобы их было на один больше, чем кругов;

3) показать цифру, которая обозначает число, на единицу меньшее, чем 2;

4) отгадать загадку: «Стоит Антошка на одной ножке. Пляшет крошка, а всего одна ножка».

В конце занятия воспитатель спрашивает: «С какой цифрой вы познакомились сегодня?» - и выставляет 1 на наборном полотне справа.

Цифра 2

демонстрационный материал: фланелеграф, наборное полотно, цифры 1,2, картинки (кубики - 1 красный, 2 синих; 2 самолета; 2 машины; 2 электровоза; лебедь).

Раздаточный материал: касса цифр, математический набор.

Ход занятия. Воспитатель предлагает вспомнить, с какой цифрой дети познакомились на прошлом занятии. Вызывает одного ребенка и дает ему задание выложить на наборном полотне справа цифру 1, а слева столько красных кубиков, сколько эта цифра обозначает. (Остальные выполняют аналогичную работу за столом.)

Педагог спрашивает: «Когда мы считаем, какое число называем после единицы?» Затем показывает одну машину (электровоз, корабль) и выкладывает ее на фланелеграфе. Задает вопросы: «Что еще видите на фланелеграфе? Как сделать, чтобы машин (электровозов, кораблей) стало две?» (К одному прибавить еще одну.) Дети выполняют задание у доски.

Воспитатель выясняет, кто из детей знает цифру 2, предлагает найти ее и поставить на наборное полотно справа под цифрой 1. Дает задание: «Отсчитайте и положите слева столько синих кубиков, сколько соответствует цифре 2». (Один ребенок выполняет задание у доски, остальные дети работают на местах, используя квадраты.)

Вопросы: «Какое число больше 1 или 2? Какая цифра при счете стоит первой, какая - второй?»

Воспитатель читает стихи С. Маршака: «А вот эта цифра 2. Полюбуйтесь, какова. Выгибает двойка шею. Волочится хвост за нею». Предлагает детям внимательно посмотреть на цифру 2 и сказать, на что она похожа (выставляет на фланелеграфе изображение лебедя). Проводится игра: педагог показывает цифру, а дети выкладывают на планшетке соответствующее количество предметов (повторяется три-четыре раза).

Воспитатель предлагает вспомнить загадки с числом 2: «Два кольца, два конца, посредине гвоздик. Два братца пошли на речку купаться».

Выслушав ответы детей, спрашивает: «После какой цифры идет цифра 2? Какая из этих цифр показывает большее число? Какая - меньшее? На сколько?»

Цифра 3

Демонстрационный материал: фланелеграф, наборное полотно; картинки - елки (3-5 шт.), избушка, 3 стула, 3 кровати, 3 миски (все предметы трех размеров), стол, 3 силуэта медведя разной величины (в конверте).

Раздаточный материал: палочки, касса для цифр или математический набор.

Ход занятия. Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы с вами отправимся в лес по просьбе Незнайки. Он катался в лесу на лыжах и вдруг увидел странную картину (воспитатель открывает фланелеграф, на котором хаотично размещены все картинки). Незнайка совсем растерялся и прибежал за помощью к нам. Давайте поможем ему разобраться, какие предметы к какой сказке относятся».

Дети вместе с воспитателем группируют предметы по три и выставляют на правой стороне фланелеграфа. На левой стороне помещают дом и елки. «Кто может быть хозяином этих вещей?» - спрашивает педагог. Дети отгадывают. Воспитатель достает из конверта картинки с изображением трех медведей и выкладывает их на фланелеграфе. Задает вопросы: «В какую сказку попал Незнайка? С какой цифрой вы сегодня будете знакомиться?»

На наборное полотно (второй ряд справа) выставляется цифра 3. Воспитатель читает стихи С. Маршака: «Тройка, третий из значков, состоит из двух крючков». Спрашивает: «Как понимать выражение «третий из значков»? Какие это знаки?»

Вызванный к доске ребенок выкладывает на наборном полотне слева столько красных кружков, сколько соответствует цифре 3. (Остальные дети выполняют задание в своих классах.) Вопросы: «Какая цифра идет до цифры 3? Эта цифра меньше или больше 3?» Задание: отсчитать и выложить в кассе столько синих кружков, сколько соответствует цифре 3.

Воспитатель предлагает детям взять в руку две палочки. Спрашивает: «Сколько еще палочек надо взять, чтобы стало три? Какую геометрическую фигуру можно составить из этих палочек? (Треугольник.) Почему эта фигура называется треугольником? В названии каких сказок встречается цифра 3?» («Три поросенка», «Три толстяка» и др.)

Задание: расставить цифры 1, 2 и 3 по порядку. Вопросы: «Какая из этих цифр обозначает большее число? Какая - меньшее? Какие цифры идут при счете раньше, чем цифра 3?»

Цифра 4

Демонстрационный материал: фланелеграф, наборное полотно; аппликация - дерево, на котором «растут» карточки с цифрами 1 (красного цвета), 2 (желтого цвета), 3 (синего цвета); письмо; два комплекта числовых фигур от 1 до 10; 4 елки; картинки с персонажами к сказке «Золотой ключик» (Мальвина, Буратино, Пьеро, Артемон); две цифры 4.

Раздаточный материал: кассы цифр, математический набор.

Ход занятия. Воспитатель говорит: «Сегодня мы с вами отправимся в «Страну математики». Поведет нас Мальвина. Но пускают туда только тех, кто умеет считать.

Все отправляются в «Страну математики». «Смотрите, какое интересное дерево,- говорит педагог.- На нем вместо фруктов выросли цифры разного цвета. Рядом с деревом - письмо (читает): «Сорвешь красную цифру - хлопни на один раз больше, синюю сорвешь - назови сказку, где встречается эта цифра; сорвешь желтую - назови «соседей» этой цифры». Вызванные дети выполняют задания.

«Какое еще задание приготовила нам Мальвина? - спрашивает воспитатель.- Кто догадался? (На наборном полотне в беспорядке расставлены числовые фигуры.) Все цифры надо поставить по порядку - от 1 до 10».

Один ребенок (по желанию) выполняет задание, остальные проверяют.

Следующее задание - правильно назвать спрятавшиеся цифры. (Педагог располагает их по порядку - от 1 до 10 и закрывает елочкой цифры 2, 4, 6, 9.)

Затем выставляет на наборное полотно цифру 4, называет ее и спрашивает, за какой цифрой она идет при счете от единицы. Читает стихи С. Маршака: «За тремя идет четыре, острый локоть оттопырив...» Задает вопрос: «Цифра 4 показывает число большее или меньшее, чем цифра 3?» Дает задание: отсчитать четыре квадрата и положить их на наборном полотне слева. Найти цифру 4 и положить ее справа. Под квадратами положить круги - на один меньше. Вопросы: «Сколько кругов? Сколько квадратов? Чего больше - квадратов или кругов? На сколько число 4 больше числа 3?»

«Назовите друзей Мальвины,- говорит воспитатель. (Буратино, Пьеро, Артемон.) - Сколько у нее друзей? Правильно, трое. А сколько друзей у Буратино? У Артемона? Значит, у каждого героя сказки трое друзей. А сколько всех друзей вместе? (Четверо.)»

Педагог выставляет на наборном полотне цифру 4. Еще раз уточняет, после какой цифры и перед какой она стоит в числовом ряду.

Дети (индивидуально) располагают по порядку цифры от 1 до 10.

Цифры 1, 2, 3, 4 (закрепление материала)

Демонстрационный материал: фланелеграф, картинки с изображением зверей (4 ежа, 3 ежа, 2 белки, 1 лиса); цифры от 1 до 4; молоточек.

Раздаточный материал: кассы цифр, палочки.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие цифры они знают. Обращает внимание на фланелеграф, где бессистемно разложены изображения зверюшек. Дает задание расположить зверюшек так, чтобы их было удобно сосчитать. Один вызванный ребенок раскладывает картинки, под ними ставит соответствующую цифру. (По усмотрению воспитателя задание у доски могут выполнять не двое детей, а больше.) Вопросы после выполнения задания: «Какая цифра показывает на самую большую группу животных? Какая цифра показывает на самую маленькую группу? Что показывает цифра 2 (3, 4)? Назовите цифры по порядку».

Воспитатель оставляет на фланелеграфе только нижний ряд картинок и цифр (1 лиса, 1 белка, 1 заяц, 1 еж). Спрашивает: «Какие зверюшки остались? Сколько лисичек (белок, зайцев, ежей)? Сколько всего зверюшек? Какое число можно составить из единиц?»

Задание: поставить справа цифру, соответствующую числу, составленному из единиц, а слева столько единиц, сколько их содержится в числе 4. Под цифрой 4 расположить цифру 3, а слева - столько единиц, сколько содержится в числе 3. Вопросы: «Какое число содержит больше единиц: 3 или 4? Какая цифра показывает большее число, какая - меньшее?»

Организуется игра. Выбранный ведущий, в руках которого молоточек, дает задания (удары молоточка дети слушают с закрытыми глазами):

1) покажите цифру, соответствующую количеству услышанных звуков;

2) отсчитайте столько палочек, сколько звуков услышите, и выложите из них фигуру. Какая фигура получилась? (Квадрат.) Положите внутри квадрата цифру, которая показывает число составляющих его палочек;

3) покажите цифру, которая обозначает число на 1 больше, чем количество ударов молоточком.

В заключение педагог спрашивает: «С какой цифрой вы сегодня познакомились? За какими цифрами она идет при счете от 1 до 10?»

Цифра 5

Наглядные пособия. Демонстрационный материал: фланелеграф, счеты, 10 разных листьев (из них 5 кленовых), доска, мел, звезда, пирамида из пяти колец, цифры 3 и 5, пять 1, пять изображений разных животных.

Раздаточный материал: кассы цифр, цветные карандаши, палочки, математический набор.

Ход занятия. Под руководством воспитателя дети считают от 1 до 10 и обратно.

Затем педагог выкладывает на фланелеграфе 5 разных листьев, звезду, пирамиду из пяти колец, изображения 5 разных животных (ежа, зайца, лисы, волка, медведя). Предлагает детям рассмотреть их и с помощью вопросов подводит к выводу: каждой группе предметов или одному предмету соответствует число 5.

Вызванный ребенок на счетах, остальные дети в кассах цифр выполняют задание: отсчитать 4 кружка (косточки на счетах), в нижнем ряду отложить столько же кружков (косточек) другого цвета. Вопросы: сколько надо добавить кружков (косточек) в нижнем ряду, чтобы их стало 5? Какое число больше - 4 или 5? На сколько? Найдите цифру, которая показывает, сколько кружков (косточек) отложено сверху.

Воспитатель читает стихи С. Маршака про цифру 5.

Следующее задание: найти цифру 5, поставить ее на планшетку. Вопросы: за какой цифрой в счетном ряду идет цифра 5? Какие цифры стоят перед ней?

Педагог вызывает двоих детей. Один выкладывает на фланелеграфе в ряд 5 кленовых листьев, другой под ними столько же разных листьев. Вопросы: сколько листьев в первом ряду? Сколько листьев во втором ряду? Из скольких единиц состоит число 5?

Один ребенок на фланелеграфе выставляет пять 1. Остальные дети эту работу выполняют на местах с палочками. Вопрос: какой одной цифрой можно заменить эти единицы? Покажите ее.

В заключение педагог уточняет, за какими цифрами идет 5, и дети выкладывают все цифры от 1 до 5.

Цифра 0

Наглядные пособия. Демонстрационный материал: панно - ветка березы с 5 листьями и еловая ветка с 5 шишками; изображения банок - в одной плавают 2 рыбки, в другой - 1, третья пустая; корзина с мячами, белка, цифры от 0 до 5.

Раздаточный материал: кассы цифр, математические наборы.

Ход занятия. Воспитатель предлагает рассмотреть панно. На одной ветке висят листья, на другой - шишки. Дети считают листья и обозначают цифрой их количество. «Наступила осень,- говорит педагог,- и пожелтевшие листья стали медленно опадать. Улетел один лист. Сколько осталось? (4.) Покажите цифрой. Улетел еще один лист. Сколько осталось? (3.) И т. д. Сколько осталось листьев? (Ни одного.)

Белка узнала, что у нас на еловых ветках есть шишки, и поторопилась сюда, чтобы добавить их к своим запасам. Сколько всего шишек подарим белке? Покажите цифрой. Будем дарить шишки по одной и хором считать оставшиеся на ветке. (Дети считают.) Ни на ветке березы, ни на ветке ели не осталось ни листьев, ни шишек.

А теперь скажите, сколько рыбок в каждой из этих банок. (Вызванные дети под банками ставят цифры, обозначающие количество рыбок.) А в этой банке сколько? Как вы думаете, есть цифра, которая бы показала, что здесь ничего нет – пусто? Да, цифра 0. Она похожа на букву «о» Читает стихи: «Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки».

Теперь вы знаете, что этой цифрой можно обозначать «пусто», «ни одного». Куда же нам эту цифру поставить в числовом ряду? Правильно, перед 1, потому что 0 меньше, чем 1»

Проводится игра, В корзине 5 мячей. Один ребенок (по желанию) перекладывает мячи из корзины на стол, остальные показывают ту цифру, которая обозначает количество оставшихся в корзине мячей.

После знакомства с цифрой 0 целесообразно провести несколько занятий, на которых познакомить детей с монетами достоинством в 1, 2, 3, 5 копеек, а также с составом числа из двух меньших чисел в пределах 5.

Цифра 6

Демонстрационный материал: игрушка сова, изображения животных на карточках (в количестве от 2 до 6).

Раздаточный материал: монеты, билеты, кассы цифр, цветные карандаши, абаки.

Ход занятия. Воспитатель говорит: «Сегодня мы с вами отправимся в театр зверей. У входа зрителей встречает Сова. Она продает билеты в театр. Сова очень умная, мудрая, учит зверят-малышей считать.

Билет в театр стоит 4 рубля (монеты лежат на отдельном столе). Возьмите 4 рубля и купите билет у Совы. (Педагог проверяет правильность набора монет.) Все купили? Посмотрите на свой билет. На нем обозначен ряд и место, где вы должны сидеть. Красные цифры обозначают номер ряда, а синие - номер кресла. Займите свои места в театре и запомните их». (Дети рассаживаются на свои места.)

Воспитатель выставляет карточки с изображением животных. Дает задание подобрать цифры, соответствующие количеству зверей на карточках, и показать их. (Вызывает к доске одного ребенка.)

Игровое упражнение: звери решили покататься на качелях. Надо их посадить так, чтобы в каждом ряду было 5. (Педагог выставляет карточку с изображением двух зверей слева, а с изображением трех - справа.) Спрашивает: «Сколько зверей слева? Сколько справа? Покажите это количество цифрами. А теперь скажите, как по-другому можно рассадить зверей на качелях, чтобы их тоже было 5». (В процессе упражнения уточняется состав числа 5 из двух меньших чисел.)

Сова расставила карточки с цифрами по порядку - от 1 до 5. Но некоторые из них перевернула. Надо угадать, какие цифры записаны на этих карточках. Вопросы после выполнения упражнения: какое число находится между 3 и 5, между 1 и 3? Назовите соседей числа 4 (2). Вызывая детей для ответа, воспитатель называет их ряд и место.

Ответы на вопросы:

4 - это 1 и сколько? 3 и сколько?

5 - это 3 и сколько? 2 и сколько?

В театре зверей выступают морские львы. Они ловко крутят и подбрасывают вверх мячи. Вопросы: у всех львов мячи? Сколько львов? Чего больше - львов или мячей? (Поровну.) Покажите цифрой, сколько мячей. Сколько львов?

Воспитатель выставляет цифру 6 и спрашивает, кто знает эту цифру. Читает стихи: «Цифра 6 - дверной замочек, сверху крюк, внизу кружочек».

Вопросы: цифра 6 показывает число большее или меньшее 5? На сколько? Цифра 6 идет за цифрой 5 или перед ней?

В конце занятия педагог предлагает детям положить перед собой все цифры, которые им известны, назвать их. Показать цифру 6. Назвать все цифры, которые в числовом ряду идут перед цифрой 6.

Цифра 7

Демонстрационный материал: два панно - логические задачи, цифры от 1 до 7, числовые фигуры от 1 до 10, кукла Белоснежка, книги («Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и семь гномов»), матрешки; крупные цифры от 0 до 7, расставленные в разных местах группы.

Раздаточный материал; кассы цифр, абаки.

Ход занятия. Воспитатель приглашает детей посетить «Страну математики». Поведет туда Белоснежка. Дорога в эту страну идет через лабиринт загадок. И только отгадав загадку, можно двигаться дальше.

Слева висит таблица, на которой бессистемно расположены цифры и среди них одна буква. Справа - другая таблица, на ней нарисованы монеты достоинством в 1, 2, 3, 5 копеек, среди них и монета 4 копейки. Задание: сказать, что является лишним в каждой таблице.

Дети входят в «Страну математики». Открывается одна половина доски, на ней 7 карточек с цифрами от 1 до 7, повернутые изображением к доске.

Задания спрятаны в лепестках цветика-семицветика (его можно сделать на высокой ножке и поставить в вазу).

Первый лепесток.

Второй лепесток.

На наборном полотне выставлены числовые фигуры от 1 до 10. Некоторые спрятаны за матрешками. Дети поочередно называют спрятанные цифры и «находят» их.

Воспитатель открывает вторую половину доски. Здесь выставлены книги: «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Задания находятся в лепестках того же цветка.

Третий лепесток.

Объясните, почему эти книги собрались вместе. Что их объединяет? (В названиях этих книг встречается одно и то же число - 7.)

Воспитатель выставляет цифру 7 и говорит: «Вот семерка - кочерга, у нее одна нога».

Четвертый лепесток.

Откройте кассу и найдите цифру 7. После какой цифры она идет? Покажите эту цифру. Откройте на абаке 6 кружочков. На второй линейке на 1 кружок больше. Сколько кружков на второй линейке? Найдите в комнате и поставьте по порядку цифры от 0 до 7.

Пятый лепесток.

Игра «Неделька». Повторяется несколько раз с разными детьми и в разных вариантах. Например, играющие строятся по порядку, начиная с разных дней недели.

Шестой лепесток.

Назвать любимую сказку Белоснежки, где встречается цифра 7.

Цифра 8

Демонстрационный материал: фланелеграф, числовые фигуры от 1 до 8; 8 яблок, 8 разных фруктов, цифры от 1 до 8, книга, небольшая точилка.

Ход занятия. Воспитатель предлагает вспомнить, с какой цифрой дети познакомились на прошлом занятии, и поиграть в игру «Неделька» (педагог называет день недели, а дети - цифру, которая соответствует порядку его расположения).

На доске бессистемно размещены цифры и числовые карточки. Задания: подобратъ цифры и карточки по парам. Назвать числа, идущие после 7. Отчитать и положить на фланелеграф 7 яблок и подобрать к ним соответствующую цифру. Положить под яблоками 7 разных фруктов и также обозначать их количество цифрой.

Вопросы: сколько яблок в первом ряду? Сколько фруктов во втором ряду? Сколько единиц в числе 7?

Затем воспитатель прибавляет к 7 яблокам еще 1 и спрашивает: «Какую цифру надо поставить?» (Дети с помощью педагога меняют 7 на 8.) Читает стихи: «У восьмерки два кольца. Без начала и конца». Вопросы: за какой цифрой идет цифра 8? Сколько единиц в числе 7? Сколько единиц в числе 8?

Задания: положите перед собой все цифры по порядку. Откройте коробочку с палочками и отсчитайте 8 штук. Составьте из 6 палочек один прямоугольник. Какие 2 палочки надо переложить, чтобы получилось два квадрата?

Решение задач.

Карандаш стоит 8 рублей. Какими монетами вы заплатите за него? Точилка стоит 7 рублей. Какими монетами вы за нее заплатите? Что дороже? Почему? Какими двумя цифрами можно представить число 8? Покажите.

Вызванные дети составляют разные варианты числа 8 из двух различных цифр.

Цифра 9

Демонстрационный материал: наборное полотно с цифрами; предметные карточки, на которых изображены 5, 6, 7, 8 предметов; число 9, наборное полотно с изображением восьмиэтажного дома.

Раздаточный материал: тетрадь, карандаши (один простой, один цветной), кассы цифр, математический набор.

Ход занятия. На наборном полотне две цифры 6 и две цифры 9. Здесь же предметные карточки с пятью, семью, девятью и шестью (две штуки) предметами.

Воспитатель дает задание: найти знакомые цифры и поставить рядом с теми карточками, которые им соответствуют.

После выполнения задания педагог незаметно переворачивает цифру 9 в положение цифры 6. Спрашивает: «А эти цифры разве не знакомы вам?» Дети разгадывают хитрость и сами объясняют: «Это новая цифра 9». Воспитатель объясняет: «Цифра 9 - большая фокусница. Посмотрите, как она меняется, если ее перевернуть. «Цифра 9, иль девятка,- цирковая акробатка. Если на голову встанет, цифрой 6 девятка станет». Запомните эту цифру».

Задания и вопросы: откройте кассы и найдите в них обе цифры - 6 и 9. Сравните их и запомните. Какое число при счете мы называем раньше: 6 или 9? Покажите цифру, которая идет перед цифрой 9 . Отсчитайте столько же треугольников и положите их слева. Покажите цифру, которая идет за цифрой 8. Отсчитайте столько же кругов. Чего больше: кругов или треугольников? На сколько? Какое число больше: 8 или 9? ч

Воспитатель предлагает открыть тетради и обвести 9 клеточек (интервал между ними равен двум клеткам), затем отсчитать шестую клетку и закрасить ее красным карандашом, отсчитать девятую клетку и тоже закрасить.

На доске выкладывается изображение восьмиэтажного дома, на нем стоит номер 9. Воспитатель говорит: «В этом доме на каждом этаже 2 квартиры, в них живут 9 человек. Одна квартира на каждом этаже уже заселена, надо заселить другую». (Дети поочередно выходят к доске и на каждом этаже ставят карточку с числом, недостающим до 9.)

Дети выкладывают на планшете все цифры, которые они знают, и отвечают на вопросы: какая из этих цифр показывает самое малое число? Самое большое?



Раздаточный материал: карточка с 2 полосками, 2 морковки, 2 зайчика, цифры 1,2, листочки с трафаретом цифры 2, Цветные карандаши, игрушки щенок и котенок.

Ход занятия
1. Звенит колокольчик. Колокольчик поет, зайку в гости зовет.
Зайка: Здравствуйте, ребята! Я знаю чем вы любите заниматься, умеете считать, знаете цифры и мне поможете сосчитать моих зайчат.
-Сколько зайчиков на доске? (Дети делают это у себя за столом, выставляют одного зайчика и цифру 1, сначало покажут потом кладут)
Дети: 1 зайчик
Воспитатель: Какой цифрой обозначим?
Дети: Цифрой 1 (дети показывают цифру 1).
Воспитатель: А вот прибежал еще мой зайчонок. Давайте сосчитаем сколько теперь зайчат?(Дети считают, ставят у себя еще 1 зайчонка).
Два зайчонка мы обозначим цифрой 2 (показывают).
Дети берут цифру 2, показывают, кладут.
Воспитатель: 2 зайчонка мы обозначим цифрой 2.
А вот это цифра 2
Полюбуйся какова,
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Покажите цифру 2.
Воспитатель просит обвести пальчиком и написать цифру 2 в воздухе.
Сделаем цифру 2 из пластилина, оставим на картоне.
Воспитатель: На что похожа цифра 2.
Дети: Цифра 2 похожа на лебедя. (Рисунок показать).
Цифра 1 - обозначает 1 предмет.
А цифра 2 - обозначает 2 предмета.
Воспитатель: Угощение для зайчат.
Перед 1 зайчиком - 1 морковка,
Перед 2 зайчиком - 2 морковки.
Первый обиделся на второго,
Воспитатель: " Что случилось, почему ты отвернулся от нас?" Ой он обиделся. Почему? Как сделать, чтобы морковок стало одинаково? Дети предлагают варианты. Они добавляют 1 морковку первому зайчику.
Воспитатель: Сколько стало морковок у первого зайчика?
Дети: Поровну, одинаково. У первого зайчика стало 2 морковки.
Воспитатель: Сколько было морковок
Дети: 1
Воспитатель: Сколько стало?
Дети: 2
Воспитатель: Как получилось 2?
Дети: К 1 добавили 1 и получилось 2. (Еще раз показать).
2 часть. Физкультминутка " Клен"
Ветер тихо клен качает
Влево, вправо наклоняет
Раз наклон и два наклон-
Зашумел листвою клен.
Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра.
Воспитатель:- Щенок и котенок друг с другом не разговаривают - поссорились. Что же случилось? Котенок говорит: "Стали мы Мишке рассказывать, как гулять ходили, я говорю, что гуляли мы вчера. А щенок спорит, говорит, завтра мы гуляли. Вот и поссорились!"
- Ребята, наши друзья просто перепутали, когда бывает завтра, когда - вчера, когда - сегодня. Давайте помирим их и объясним им эти понятия. День, который идет сейчас, называется сегодня. Мы проснулись утром, наступило сегодня, и будет оно весь день, пока мы не ляжем спать. Что случилось у нас сегодня? (Дети должны назвать несколько событий).
- А вот день, который уже прошел, называется вчера. Этот день уже был, и он закончился. Что было у нас вчера? (Несколько вариантов ответов).
- День, который еще не наступил, а только будет - это завтра. Этого дня еще нет, он только будет, мы его ждем. Как вы думаете, чем мы будем заниматься завтра? (Дети предлагают свои врианты).
Воспитатель: Давайте еще раз повторим для зверят, когда бывает вчера, сегодня, завтра. Звери благодарят за помощь и мирятся.
3 часть. Игра "Раскрась правильно".
Воспитатель: Ребята, раскрасьте морковку, которая близко к зайчику. Раскрасьте зайчика, которая далеко от морковки.
Самоконтроль: ребенок оценивает правильно ли он сделал задание. Если да то он получает зеленый кружок, ошибка- желтый кружок.
Итог: Ребята, что вы сегодня узнали нового? С какой цифрой мы познакомились? Что вам понравилось больше всего.

Винокурова Алёна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДС "Берёзка", г.Первомайск, Нижегородская область.

ЦЕЛЬ: уточнить представления о составе чисел 2 и 3, тренировать умение печатать цифры 1 -3 в клетках;

ЗАДАЧИ:
1.Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, взаимосвязи части и целого;
2.Тренировать умения составлять по картинкам и решать задачи на сложение и вычитание, решать простейшие примеры;
3.Уточнить представления о геометрических фигурах и их свойствах;
4.Сформировать первичные представления о работе в группе (команде), опыт взаимопроверки и самопроверки по образцу, использования критериев для обоснования своего суждения.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:
1. карточки с написанными на них примерами к заданию 2.1.
1+2=3 3-2=1 3-1=2
2. веревочки;
3. образцы выполнения задания 2.4.
Раздаточный:
1.карточки с картинками для составления задач;
2. карточки (на 3 человека) к заданию 2.2;
3. простые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Введение в ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что у короля одной заморской страны разбойники украли корону. А без короны никто королю не верит, что он - король, и никто не выполняет его приказов. Король просит детей найти корону.
- Хотите найти крону?
- Сможете это сделать?

2. Игровая деятельность.

2.1. Игра «Деление на команды».
- Как вы считаете, нелегкое и, возможно, опасное дело легче выполнять одному или с друзьями?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что в народе говорят: «Что одному не под силу, легко коллективу».
- Как вы понимаете эту поговорку?
Воспитатель говорит, что искать корону дети пойдут командами несколько человек.
Чтобы разделиться на команды, каждый ребенок должен взять со стола 1 карточку, составить по ней задачу, решить ее и подойти к столу, на котором находится запись решения задачи.
Задачи подобраны так, что возле каждого стола должно собраться по 3 человека.
Задание проверяется соседями по столу.
После этого воспитатель помещает на доску 3 карточки с одного из столов, а также карточку с их решением.
- Почему в одной задаче говорится, например, об эскимо, во второй - о листьях, в третьей - о клубнике, а решаются они одинаково? (Потому что не важно, о чемидет речь в задаче, важно количество.)

2.2. Игра «Реши и прочитай».
Воспитатель убирает со столов карточки с задачами и их решениями, и дети по 3 человека садятся за столы.
Воспитатель рассказывает, что у разбойников удалось найти записи, по которым можно определить, под каким деревом они спрятали корону.
Воспитатель показывает детям карточку и объясняет задание:
- Для того чтобы узнать, под каким деревом спрятана корона, надо сна¬чала решить примеры, а ответы записать в клеточки.
- Какими правилами вы будете пользоваться при работе в команде?
Воспитатель помогает детям сформулировать ответ:
«Выбираем в группе капитана. Капитан должен распределить работу между членами команды. Если что-то не понял, нужно переспросить. Если с чем-то не согласен, нужно спокойно высказать свое мнение. Обращаемся друг к другу вежливо».
- Чем вы будете пользоваться при решении примеров? (Можно восполь-зоваться пальцами, счетным материалом, домиками с составом числа.)
Далее дети работают самостоятельно.
Для проверки воспитатель просит прочитать первое равенство, после чего задает вопрос:
- Почему, если от 3 отнять 1, то получится 2? (Потому что 3 можно составить из двух частей - 2 и 1 .Если отнять одну часть - 1, то останется другая часть - 2.
Аналогично разбираются остальные равенства.
После этого воспитатель раздает командам еще одну карточку
Иобъясняет, что в пустые клетки надо напечатать буквы, соответствующие полученным ответам.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель просит прочитать лучившееся слово. Дети читают слово «ель».
- Смогли вы определить, под каким деревом зарыта корона?
- Какие знания вам в этом помогли? (Знание состава чисел 2 и 3, умение отгадывать и вычитать, печатать цифры, умение договариваться.)
Король благодарит детей и просит показать его подданным, как правильно изображать цифры.

2.3. Игра «Веревочка».
Дети выходят из-за стола.
- Разделитесь на 3 команды с одинаковым количеством членов.
Каждой команде воспитатель дает веревку и предлагает, держа веревку в
руках, изобразить из нее цифру 1, затем 2, а потом 3. Более легкий вариант: веревку можно положить на ковер.
После выполнения каждого задания воспитатель обращает внимание детей на то, что работа спорится в том случае, если члены команды умеют договариваться.

2.4. Работа в учебнике-тетради («Игралочка - ступенька к школе», ч. 4).
№ 1. с. 17.

«Допиши цифры 1,2 или 3».
Дети садятся за столы.
Воспитатель рассказывает, что королевские приказы со временем немного стерлись, и королевскиеписари просят детей восстановить записи, т.е. дописать элементы цифр, которых не видно. Воспитатель уточняет, что на королевских приказах были напечатаны только цифры 1, 2 и 3.
Первый пример воспитатель вывешивает на доску, и он разбирается.

Какое действие здесь производится? (Сложение.)
- Покажите части и целое
- Какое число было первым? (Число 1.)
Дети рисуют недостающую деталь цифры 1. Воспитатель делает это на доске.- Какое число было вторым? (Число 2.)
Дети рисуют недостающие детали цифры 2.
Воспитатель рисует недостающие детали на доске.
- Какое число получается при сложении числа 1 и числа 2? (Число 3.)
Дети рисуют недостающие детали цифры 3. Воспитатель дублирует действия детей на доске.
- Назовите в этом равенстве части и целое, (Части 1 и 2, целое - 3.) Далее дети самостоятельно восстанавливают вторую запись, после чего воспитатель вывешивает образец, и дети проверяют свою работу:
- Почему, если от 2 отнять 1, то останется 1? (Потому что 2 можно составить из двух частей 1 и 1.Если отнять одну часть, то останется другаячасть.)
После этого дети восстанавливают записи по одной с последующей самопроверкой по образцу.

2.5. Работа в учебнике-тетради («Игралочка - ступенька к школе», ч. 4(1).
№2. с. 17.
«Выполни вычисления и подбери детали для построек.
Закончи постройки так, чтобы они были устойчивыми».
Хотите поучаствовать в постройке дворца?
- Как вы будете искать деталь для первой постройки? (Будем по порядку решать примеры, написанные внутри геометрических фигур. Если получим ответ 1, то посмотрим, будет ли постройка устойчивой с этой деталью. Если деталь не подойдет, то продолжим решать примеры.)
- Что вам может помочь в решении примеров? (Счетный материал домики с составом числа.)
Задание выполняется фронтально:
- Сколько получится, если от 3 отнять 1? (2.)

Почему? (Потому что в этой постройке должны быть только детали
ответом 1.)
- Сколько получится, если от 3 отнять 2.(1)
- Подходит эта деталь для первой постройки? (Нет.)
- Почему? (Потому что не выполняется второе условие - постройка не будет устойчивой.)
Далее решаются остальные примеры. Для первой постройки подходит последняя деталь. Дети проводят линию от детали к ее месту в первой постройке.
Остальные задания дети выполняют самостоятельно.
Для проверки воспитатель задает вопрос:
- Какой формы деталь подошла для второй (третьей) постройки? (Прямоугольная, треугольная).
Король очень доволен работой детей.

3. Осмысление (итог) занятия.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому смогли помочь?
- Какие знания и умения дали вам возможность найти корону короля; восстановить записи в королевских приказах, закончить постройку нового дворца для короля? (Знания состава числа 2 и 3, умение записывать числа cпомощью цифр.)