Домой / Виды макияжа / Тест люшера с цветами что означает фиолетовый. Цветовой тест люшера. Требования к предъявляемым цветам

Тест люшера с цветами что означает фиолетовый. Цветовой тест люшера. Требования к предъявляемым цветам

В последнее время тест М. Люшера с использованием цветового ряда приобрел широкую популярность как инструмент для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния. Тест Люшера применяется при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при осуществлении психологической диагностики в педагогических и медицинских учреждениях. Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации.

Развитие: используется для анализа личности и разрешения конфликтов и может описывать внутреннее состояние и настроение человека. Синие, указывают мои чувства на человека, очень близкого мне. Некоторые люди могут плохо себя чувствовать в точке тела, соответствующей конфликту.

Нужно попытаться запомнить человека или конфликтную ситуацию и подумать о каждом из цветов конфликта, один за другим; и обратите внимание на ощущения, вызванные цветом, и независимо от того, подходит ли это человеку или субъекту исследования. Этот тест измеряет психологическое состояние человека, их способность противостоять стрессу и общаться. Доктор Люшер обнаружил, что восприятие цвета объективно и разделено всеми, но что предпочтения каждого человека были уникальными и субъективными, так что их можно было анализировать с помощью цветовых тестов.

Основные преимущества этой методики:

Быстрота тестирования;

Простота поставленной перед испытуемым задачи;

Полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой;

Возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого;

Результат теста не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.

Значение восьми цветов. Серый В этом психометрическом тесте это указывает на то, что он не является темным или светлым цветом, поэтому цвет полностью не зависит от каких-либо стимулов или личных тенденций. Он объявляет себя нейтральным по отношению к субъекту и объекту, что подразумевает, что он является внутренним или внешним, где мы имеем напряжение или полное расслабление. Грей - это граница, где господствует ни одна мужская земля, она похожа на демилитаризованную зону и там, где есть разделение между полями противника.

Основы интерпретации цветового теста Люшера

С каждой стороны есть другой способ мышления и чувства. Если человек выбирает первое место в психометрическом тесте для серого человека, это человек, который хочет запереться в себе, так как ему нравится оставаться свободным от каких-либо обязательств защищать себя от внешних воздействий, не участвует и изолирован от людей, делая вещи механически и не любит ввязываться в что-то. Грей представляет собой отсутствие обязательств, потому что он не хочет иметь с кем-либо никакого отношения. Если этот цвет выбран во второй раз из психометрического теста, ему нравится разделять свой мир на одной компенсирующей стороне, а другой - на возможности тревоги, чтобы добраться до других.

Следует отметить, однако, что ни Люшером, ни авторами последующих руководств по использованию цветового теста не были корректно проведены процедуры валидизации и проверки надежности его работы. Поэтому не рекомендуется основываться в своем суждении об испытуемом только на интерпретации проведенного цветового теста, особенно если имеются расхождения его результатов с результатами других психодиагностических методик. Использование этого теста в батарее методик повышает надежность полученных результатов.

Поэтому, если серый цвет появляется в первых трех местах психометрического теста, он содержит ингредиент самообмана. Тогда среднее положение серого в психометрическом тесте - пятое, шестое и седьмое место психометрического теста. Но если этот цвет появляется на восьмом месте психометрического теста, он указывает на то, что он хочет охватить все, поскольку он отвергает отсутствие приверженности и считает, что он имеет право участвовать во всем, что происходит в его среде, с должной причиной, которую другие считают злоумышленник, нескромный, злоумышленник, имеет желание скрыться от мира, защищаться от общества, неохотно вмешивается, полностью посвящает себя любой деятельности, что ищет этот цвет - мирная жизнь, свободная от конфликтов и беспорядков.

Полный тест Люшера состоит из трех субтестов. В первом из них испытуемый определяет свое отношение к оттенкам серого цвета, во втором - к четырем основным и четырем дополнительным цветам и в третьем - к четырем основным, а также их оттенкам. В психодиагностической практике чаще всего используется второй субтест, в котором оптимальным образом сочетаются простота и быстрота процедуры тестирования и степень информативности получаемых результатов. В связи с этим именно второй субтест методики Люшера и представлен в настоящем «Руководстве».

Когда синий выбран в качестве первого места в психометрическом тесте, это указывает на необходимость во всех отношениях душевного спокойствия. Поэтому рекомендуется, чтобы синий цвет находился в первых четырех местах психометрического теста. Но если этот цвет выбран на шестом, седьмом и восьмом месте этого психометрического теста, это указывает на необходимость уравновешенности и уверенности, вызывая беспокойство. Его основная потребность - спокойное и без напряжения существование, что стремление к спокойствию будет иметь жизненно важное влияние на его личность и где ему не нравятся беспокойство и дискомфорт, поскольку он консервативен и чувствителен, осторожен в своей одежде, разговоре и взаимодействовать в их среде, не доверяют чужим людям, потому что они представляют собой неизвестные и тревожные ситуации, хотя это общительное существо предпочитает относиться к людям с похожим фоном к их.

Люшер предлагал различать две точки зрения на цвет: первая - объективное значение цвета (под которым он понимал физические характеристики цвета и его символическое значение, общее для всех людей, независимо от пола, возраста, социального статуса и индивидуальных предпочтений) и вторая - субъективное отношение конкретного испытуемого к этому цвету.

Это указывает на то, что он склонен к художественному, интеллектуальному, является простым, безмятежным, индивидуалистическим, но сдержанным существом, поскольку он больше заинтересован в занятиях, которые используют ум, чем физический, является верным, заслуживающим доверия, критичным, юмористическим, имеет естественную способность выражать себя, умеет каламбур и является хорошим дипломатом. В психометрических тестах Лашчера этот цвет представляет собой состояние напряженности и выражает волю деятельности как настойчивость, упорство, указывающую на твердость, устойчивость к изменениям, постоянство критериев и самосознание; Я придается большое значение во всех его формах овладения и самооценки.

Цвет и его объективное значение называются структурой. Субъективное отношение к цвету (например, симпатия, безразличие, антипатия) называется функцией. Структура как объективное значение цвета, подобно внешнему виду цвета, является для каждого человека постоянной. Происхождение структуры цвета Люшер объяснял следующим образом.

Структурные значения «основных цветов

Если вы выбираете зеленый цвет в первую очередь, вы хотите повысить уверенность в своем самоутверждении или признании других в результате имущества, которое имеет: богатство, духовные, физические, образовательные и культурные достижения, Зеленый в этом психометрическом тесте также указывает на строгий и самодержавный характер. Тот, кто первым выбирает зеленый в психометрических тестах, - это человек, который хочет произвести впечатление, быть признанным, всегда избегать любой ситуации сопротивления.

Человек всегда жил в окружении цвета, однако в течение нескольких тысячелетий своей истории он не был способен контролировать окружающие его цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом. Темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночи - времени отдыха, покоя и безопасности. Ярко-желтый цвет восходящего солнца - время пробуждения - интерес к новому дню, надежда. Красный цвет крови - необходимость мобилизовать силы для нападения или защиты... Формировались ассоциации между цветами как элементами определенных жизненных ситуаций и психофизиологическими состояниями, которые порождались этими ситуациями. Существование таких ассоциаций определило восприятие цвета как сигнала нервной системе о необходимости определенной психофизиологической перестройки, подготавливающей организм к столкновению с этой ситуацией. Проведенные психофизиологами эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образом изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит.

Обработка результатов тестирования

Зеленый цвет значителен, когда он не появляется во втором, третьем или четвертом местах. На пятом месте указывает нейтралитет. Если вы выберете на шестом, седьмом или восьмом месте, вы хотите получить те же самые цели, но вы ослабили до того сопротивления, которое вы нашли, и почувствуете себя уменьшенным в своем имидже из-за отсутствия признания.

Если он любит зеленый, он также указывает, что ему нравится равновесие, стабильность, откровенность, этичность и хорошие манеры, и это человек, который любит завоевывать друзей. Это также указывает на то, что вы практичны, живы, имеете острое чувство ценности денег, вам нравится гармония и комфорт других, вам нравится удовольствие от ваших личных вещей и приобретать новые обязательства, это не оригинально, но это человек, который знает, как использовать и использовать идеи других людей. Он человек с психическим равновесием, он любит использовать причину, прежде всего, там, где есть бизнес, который он будет присутствовать, так как он обладает удивительным даром, производящим почти от почти ничего, он заслуживает доверия.

Функция, т. е. субъективное отношение к какому-либо цвету, у каждого человека индивидуальна. Один находит цвет симпатичным, другому он безразличен, третий отклоняет его как скучный, а четвертый считает его просто безобразным. Функция цвета формируется при жизни человека и сильно зависит от того, с чем связывается данный цвет. Так один и тот же цвет может высоко оцениваться как цвет машины и плохо - как цвет кожи и пр.

Тест основан на предположении о том, что

Красный Красный в тесте лушера указывает на избыток энергии, выражает жизненную силу, неотложное желание добиться успеха, добиваться победы, получать все те цели, откуда он получает жизненную интенсивность и полный опыт; стремление к победе, иметь жизненную силу и силу во всем, это действие в спорте, работе, борьбе, навыках, приключениях, сексуальной активности и, следовательно, указывает на силу воли. Человек, который выбирает красный как первое место в психометрических тестах, показывает, что его деятельность дает ему интенсивность опыта и полноты; а также указывает на верную пару.

Люшер предположил, что если испытуемому предлагают оценивать цвет как таковой, не ассоциируя его с какими-либо вещами, то он будет ориентироваться на объективную структуру цвета, и если сигнальное значение определенного цвета совпадет с возможностями и ведущей установкой его организма, то именно этот цвет будет оценен как наиболее приятный. На этих двух предположениях и основан тест цветовых предпочтений.

Поэтому желательно, чтобы красный был в первых трех местах психометрических тестов. Если красный цвет выбран на шестом, седьмом или восьмом месте, отмечается, что интенсивность возбуждения рассматривается со слишком большой враждебностью. Если вы предпочитаете красный, вы агрессивный человек с сильными желаниями и стремлением к действию, вы импульсивны и имеете большое стремление к успеху, вы быстро принимаете стороны и делаете суждения, вы необоснованно упрямы, заставляя ваши чувства слишком легко меняться, является экстравертированным человеком, который бросается в авантюру жизни и с энтузиазмом ищет разнообразные переживания, никоим образом не любит монотонности, и его стремление к разнообразию иногда может сделать его непостоянным, добиться успеха благодаря чистой сила воли, поскольку в жизни они совершенно ясны и стремятся к крайностям во всем, что делает, это также относится к их характеру, их состоянию ума, их эмоциям, где естественное состояние - это счастье и где он бесконечно преследует свои эмоции.

Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеет свой порядковый номер.

Примечание: В качестве стимульного материала должны использоваться только цвета, предложенные Люшером. Следует иметь в виду, что названия «синий», «серый» и пр. весьма условны, но интерпретация цветовых предпочтений осмысленна только при использовании оригинальных стимулов. Нельзя использовать карточки, изготовленные в домашних условиях. В нашей стране стандартом принято считать стимульный материал, изготовленный фирмой «Иматон». Продукция МП «Центр прикладной психологии» полностью соответствует этому стандарту.

Это также указывает на то, что вы являетесь твердым, цепким, доминирующим, активным существом сильной, энергичной конституции, хорошими качествами лидерства и лидерства, поскольку вы никогда не колеблетесь в своих попытках добиться успеха и, возможно, не имеете идей но будет легко улучшить уже существующие и, возможно, уступающие другим, которые обладают неисчерпаемыми энергиями, поскольку никакая работа не является трудной или утомительной для выполнения, самым удивительным из красного является ее способность выполнять крупные компании из очень маленьких данных или элементов для работы, динамичны, потому что это влияет на других, чтобы навязывать свой собственный образ мышления.

2. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

№1 - синий цвет. Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность.

№2 - зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.

№3 - красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

Он представляет собой живые эмоции, быструю, инстинктивную, спонтанность. Импульсивные тенденции, гнев, инфантильное поведение. Подбор персонала и подбор персонала. Ищет кандидатов на национальном уровне. Целевой поиск кандидатов. Интегральная служба найма и отбора кандидатов. Она состоит из.

Гарантия замены от 2 до 6 месяцев, в зависимости от уровня позиции без дополнительных затрат, в соответствии с положениями соглашения об обслуживании. Профессиональный и непрофессиональный административный персонал. Профессиональный и непрофессиональный технический персонал. Помощники и ресепшн. Двуязычные помощники по управлению.

  • Презентация 3 Кандидатов полностью соответствует вашему выбору.
  • Психометрические оценки.
  • Направление.
  • Общее управление.
  • Ведомственное управление.
  • Специализированные позиции и ключи к организации.
  • Промежуточные элементы управления.
Мы предлагаем инструменты для оценки компетенций кандидатов или внутреннего персонала, которые позволят вам поддержать ваш выбор и процесс найма, а также продвижение и обучение, которые вы проводите в своей компании.

№4 - желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Так как четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности (потребность в удовлетворенности и привязанности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться), они имеют особое значение. И если тест выполняет здоровый, уравновешенный человек, который свободен от конфликтов и подавленности, то 4 основных цвета должны занимать первые пять позиций.

Батареи доступны для проверки компетенций. Это инструмент, который отражает динамику поведения человека посредством: выдающихся характеристик в повседневных ситуациях. Описание: Профиль и инвентарь Личности Гордона объединяют два инструмента: Профиль личности и Инвентарь личности, изначально обработанные отдельно, однако, ввиду того, что оба используются вместе, автор разработал комбинированный. Обеспечивает значение в уровнях, основанном на разных таблицах стандартизации, в зависимости от типа позиции. Способность адаптироваться. Их влияние на человеческую психическую жизнь является основным, и это повседневный опыт всех. С другой стороны, это значение цвета распознает его и в какой-то мере использует также тест Роршаха. Но тест Люшера использует хроматические выборы для последних последствий как индикаторы личностных качеств.

  • Возможные реакции под давлением.
  • Внутренние мотивы.
  • Внешние мотивы.
  • Результаты.
  • Возможности надзора.
  • Способность принимать решения в человеческих отношениях.
  • Способность оценивать проблемы в межличностных отношениях.
  • Способность устанавливать межличностные отношения.
  • Такт и здравый смысл в человеческих отношениях.
  • Особенности: Цвет является частью окружающей среды, которая окружает человека.
Он оценивает проективную индивидуальность человека с использованием 8 цветных карточек, определяя такие факторы, как способность поддерживать максимальную эффективность в течение длительного времени, определяя, принадлежит ли человек к так называемой рабочей группе, которая оценивает постоянство, силу воли и спонтанность последнего для измерения эффективности в работы или целей.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

№ 5 - фиолетовый;

№ 6 - коричневый;

№ 7 - черный;

№ 0 - серый

Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение. Строго говоря, черный и серый вообще нельзя назвать цветами: черный - это отрицание цвета, а серый совершенно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый - это сочетание синего и красного, а коричневый - сочетание оранжево-красного и черного, что дает в результате темноватый и довольно безжизненный цвет. Ни коричневый, ни фиолетовый цвета не являются психологическими первоэлементами, и они были включены в тест после большого числа проб и ошибок. Эти цвета в норме должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться.

Но на практике часто выделяются и перемещаются к началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов. Еще одна причина, по которой дополнительные цвета были включены в тест,- увеличение общей полезности теста. При добавлении дополнительных цветов расширяется сфера действия основных цветов. Это позволяет точнее определить значение, которое придается помещению цвета в ту или иную позицию ряда.

4. ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ

Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. После этого дайте испытуемому следующую инструкцию: «Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами- цветом машины, одежды, которая Вам к лицу, косметики и прочим...»

После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается в сторону и кладется окрашенной стороной вниз. Далее вы просите испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранную карточку надо положить цветной стороной вниз справа от первой, и так далее. Затем перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через две-три минуты опять перемешайте карточки и повторите процедуру обследования. При этом надо объяснить испытуемому, что исследование не направлено на изучение памяти и он должен выбирать цвета так, как будто он их видит первый раз. Следует отметить, что не обязательно проводить второе тестирование. Можно интерпретировать данные и на основании однократного выбора, однако надежность интерпретации будет несколько ниже.

При обследовании могут возникнуть различные затруднения. Например, испытуемый не может предпочесть одну из оставшихся двух или трех карточек. В этом случае ему нужно помочь. Попросите его выбрать наиболее неприятный цвет и положите его на последнее место. Бывают также ситуации, когда испытуемый не может выбрать приятные цвета, объясняя это тем, что все цвета ему неприятны. В этом случае процедуру обследования можно начать с конца, т. е. с выбора самого несимпатичного цвета. Результаты в этом случае записываются справа налево.

5. ОСНОВНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Цветовые карточки по возможности следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца. Также необходимо соблюдать следующие четыре правила:

1. Обследуемый должен придерживаться только данных, опробованных в течение многих лет цветовых оттенков и не имеет права представлять себе, например, более светлый, более «красивый» цвет.

2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.

3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами.

4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин и т. д.

6. ОГОВОРКИ

Необходимо знать, что начиная со школьного возраста каждый человек может сказать, что один цвет ему более симпатичен, чем другой. Исключение составляют люди (они встречаются довольно редко), которые страдают абсолютным расстройством цветоощущения, и неспособные к контактам душевнобольные. Несмотря на это, иногда приходится сталкиваться со следующими оговорками: «Все цвета мне одинаково симпатичны (или одинаково несимпатичны)»; «Необходимо знать, для какой цели следует выбрать цвет: для цветка я бы предпочел один цвет, для автомобиля другой»; «Все зависит от настроения, с которым выбирают»; «Цвета предпочитают или отвергают только потому, что они напоминают о чем-то определенном (например: черный - траур)»; «Для каждого человека цвет имеет разное значение» и т.д.

Такие оговорки встречаются обычно у тревожных испытуемых, полагающих, что есть некоторое «правильное» решение предложенного задания, которое они боятся не найти. Еще одна категория испытуемых, использующая подобные оговорки - люди с замедленной реакцией на новые, нетипичные задания. В этом случае оговорки помогают испытуемому «потянуть время» и освоиться с заданием.

Если принятие решения у испытуемого связано с подобными трудностями, то лучше спросить: «Однако Вы наверняка можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше всего». Если решение в конце концов принято, то дальше дело пойдет без затруднений. Следует также подчеркнуть, что важен индивидуальный выбор, личное мнение и не существует «правильного решения».

Лиц, склонных к колебаниям в принятии решения, можно подтолкнуть к выбору вопросом: «Для Вас все цвета одинаково хороши?»

7. ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Если вы провели два тестирования с одним испытуемым, то принято считать, что первый выбор характеризует желаемое состояние, а второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

Однако для получения более полной информации лучше сравнить два выбора и при группировке ориентироваться на устойчивые пары.

В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают знак "+" (плюс), вторая пара - приятные цвета - имеет знак "х" (умножение), третья пара - безразличные цвета - обозначается знаком "=" (равно) и четвертая пара - несимпатичные цвета - получает знак - "-" (минус).

Пример. У Вас имеется такой выбор:

Х х = = - -

Надо смотреть в таблице следующие значения. Для +3+1 раскрывают реестровую таблицу на значениях +3 и читают значения для сочетания +3+1. Затем для значения х5х4 раскрывают таблицу значений на х5 и считывают значение для х5х4 и т. д. Таким образом обрабатываются данные при однократном выборе или при совпадении значений обоих выборов.

Бывают ситуации, когда два выбора незначительно отличаются друг от друга, т. е. определенные цифры остаются рядом, даже если их места поменялись. Эти пары цифр обводятся кружком и считаются группой.

1 выбор 3 (1 5) (4 0) (6) (2 7)

2 выбор 3 (5 1) (4 0) (6) (7 2)

Правила для определения знаков

Для определения знаков существует следующее правило:первая группа или отдельная цифра имеет знак +;

вторая группа или отдельная цифра имеет знак х;

вся середина имеет знак =;

последняя группа или отдельная цифра имеет знак -.

Иногда результаты выбора во втором тестировании настолько отличаются от первого, что даже выделение групп оказывается невозможным. В таких случаях рекомендуется использовать для интерпретации результаты второго теста, выбор цветов в котором считается более непосредственным и непринужденным. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или в конец ряда при сравнении результатов первого и второго тестов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к потребности, символизируемой этим цветом.

Понятие аутогенной нормы

Понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений опирается на исследование Вальнеффера. Он обследовал с помощью цветового теста Люшера пациентов при поступлении на психотерапевтический курс и по окончании лечения. Выяснилось, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны, но в случае успешной терапии к моменту окончания лечения выборы оказываются значительно более единообразными и приближаются к цветовой последовательности 3 4 2 5 1 6 0 7. Эта последовательность была принята Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталоном нервно-психического благополучия.

Показатели тревоги и компенсации

Итак, считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные- на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия, являющихся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Но независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является "замещающей", она редко приводит к подлинной удовлетворенности, истощая ресурсы организма.

Отсюда следуют следующие выводы:

1. Если хотя бы один из основных цветов стоит на последних трех местах, то он и последующие цвета говорят о состоянии тревоги. Способ компенсации тревоги определяется характеристикой цвета, стоящего на первой позиции.

2. Если при наличии тревоги на первом месте находится один из основных цветов, .то компенсация считается более успешной, чем в случае с дополнительным цветом, который указывает на неадекватность, безуспешность компенсаторного поведения.

3. Присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни. Если один из этих цветов стоит на втором или третьем месте, то он сам и все цвета левее его рассматриваются как компенсации.

4. Если серый, коричневый или черный занимают одну из трех первых позиций и в то же время ни в одной из последних трех позиций нет основных цветов, то какой бы цвет ни занимал последнюю позицию, его следует рассматривать как указатель на источник тревоги.

Для оценки интенсивности состояний тревоги и компенсаторных тенденций предлагаются следующие обозначения:

Если основной цвет стоит на шестом месте (дополнительный на 3 месте);

Если основной цвет стоит на 7 месте (дополнительный на 2 месте);

Если основной цвет стоит на 8 месте (дополнительный на 1 месте).

Если имеется такой выбор: 3 1 5 4 0 6 2 7, то 2 (зеленый цвет) обозначается - !!. Все имеющиеся восклицательные знаки (наличие компенсаций и тревог) складываются. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне от 1 до 12. Считается, что, чем больше "с!", тем прогноз неблагоприятнее. При наличии хотя бы одного "!" надо дополнительно определять группу цветов "+-". Это первый и последний цвета ряда, а также (в нашем случае) +3-2; +1-2. Группы "+-" отражают центральные внутренние конфликты личности испытуемого.

Значение позиций

В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение:

1-е место: самый симпатичный цвет получает знак "устремления" "+".

Оно показывает средства, в которых нуждается испытуемый и к которым он прибегает, чтобы достичь цели (например, при синем цвете: необходимое средство "покой").

2-е место: оно также имеет знак "устремления" "+" и показывает, что является целью (например, при синем цвете: цель, к которой стремятся,- "покой").

3,4-е место: оба имеют знак "симпатии" "х" как условное обозначение собственного состояния. Собственное состояние - это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение (например, при синем цвете испытуемый находится в спокойном состоянии).

5,6-е место: оно имеет знак "индифферентности" "=". Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы "парят в воздухе". Индифферентный цвет - это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано. Например, если синий цвет занимает место со знаком индифферентности, то покой в настоящее время неактуален, но внезапно может наступить беспокойная раздражительность.

7,8-е место: оба цвета имеют знак "-" как показатель "неприятия". Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т. к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия. Например, если синий цвет стоит на восьмом месте, то потребность в "покое" существует, но не может быть удовлетворена в сложившейся ситуации, так как испытуемый полагает, что успокоиться - значит усугубить неблагоприятное положение вещей.

Методика цветовых выборов Лю́шера - психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером. По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: серого (условный номер - 0), тёмно-синего (1), сине-зелёного (2), красно-жёлтого (3), жёлто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и чёрного (7).

Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из восьми цветовых таблиц:

«серого цвета»

«восьми цветов»

таблица 7 форм, соответствующих цветам (исключая чёрный)

«четырёх основных цветов»

«синего цвета»

«зелёного цвета»

«красного цвета»

«жёлтого цвета»

таблица 8 цветов (повторный выбор)

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании

Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. - СПб. : Речь, 2007. - 128 с.

Цветовой тест Люшера.

1. Цветовой тест Люшера – проективная методика исследования личности. Основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов.По классификации Q-L-T относящийся к Q-данным. Опубликована М. Люшером в 1948 году.

2. Его восьмицветовой тест - методика чрезвычайно интересная, оригинальная по выбору стимульного материала, воздействующего как мощный аккорд одновремено на разные стороны человеческой психики.

Тестовые цвета были подобраны Люшером экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов. Автор, специально подчеркивает, что адекватная диагностика с позиций его метода, возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом, набора цветовых стимулов.

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах:

1. полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц

2.краткий тест с использованием восьмицветового ряда.

Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями.

Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования. В основе интерпретационного подхода методики, весьма эклектичного, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

3 . Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо.

Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1, сине-зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7, серый - 0.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две -пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так,

как ему это будет угодно.

Дополнительные замечания:

Цветовые карточки, по возможности, следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца. Также необходимо соблюдать следующие четыре правила:

1. Обследуемый должен придерживаться только данных, опробованных в течение многих лет цветовых оттенков и не имеет права представлять себе, например, более светлый, более "красивый" цвет.

2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.

3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами.

4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин и т.д.

Оговорки.

Необходимо знать, что начиная со школьного возраста, каждый человек может сказать, что один цвет ему более симпатичен, чем другой. Исключение составляют люди (они встречаются довольно редко), которые страдают абсолютным расстройством цветоощущения и неспособные к контактам душевнобольные. Несмотря на это, иногда приходится сталкиваться со следующими оговорками: "Все цвета мне одинаково симпатичны (или одинаково несимпатичны)"; "Необходимо знать, для какой цели следует выбрать цвет: для цветка я бы предпочел один цвет, для автомобиля другой"; "Все зависит от настроения, с которым выбирают"; "Цвета предпочитают или отвергают только потому, что они напоминают о чем-то определенном (например: черный - траур)"; "Для каждого человека цвет имеет разное значение" и т.д.

Такие оговорки встречаются обычно у тревожных испытуемых, полагающих, что есть некоторое "правильное" решение предложенного задания, которое они боятся не найти. Еще одна категория испытуемых, использующая подобные оговорки - люди с замедленной реакцией на новые, нетипичные задания. В этом случае оговорки помогают испытуемому "потянуть время" и освоиться с заданием.

Если принятие решения у испытуемого связано с подобными трудностями, то лучше спросить: "Однако, Вы наверняка можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше всего". Если решение в конце концов принято, то дальше дело пойдет без затруднений. Следует также подчеркнуть, что важен индивидуальный выбор, личное мнение и не существует "правильного решения".

Лиц, склонных к колебаниям в принятии решения можно подтолкнуть к выбору вопросом: "Для Вас все цвета одинаково хороши?"

4. Ключи

Обработка данных:

Если вы провели два тестирования с одним испытуемым, то принято считать, что первый выбор характеризует желаемое состояние, а второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

Однако для получения более полной информации лучше сравнить два выбора и при группировке ориентироваться на устойчивые пары.

В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают знак "+" (плюс), вторая пара - приятные цвета - имеет знак "x" (умножение), третья пара - безразличные цвета - обозначается знаком "=" (равно) и четвертая пара - несимпатичные цвета - получает знак "- " (минус).

Пример . Если у Вас имеется такой выбор:

то надо смотреть в таблице следующие значения. Для +3+1 раскрывают реестровую таблицу на значениях +3 и читают значения для сочетания +3+1. Затем для значения х5х4 раскрывают таблицу значений на х5 и считывают значение для х5х4 и т.д. Таким образом обрабатываются данные при однократном выборе или если значения обоих выборов совпадают.

Бывают ситуации, когда два выбора незначительно отличаются друг от друга, т.е. определенные цифры остаются рядом, даже если их места поменялись. Эти пары цифр обводятся кружком и считаются группой.

1 выбор 3 (1 5) (4 0) (6) (2 7)

2 выбор 3 (5 1) (4 0) (6) (7 2)

Для определения знаков существует следующее правило:

первая группа или отдельная цифра имеет знак +;

вторая группа или отдельная цифра имеет знак X;

вся середина имеет знак =;

последняя группа или отдельная цифра имеет знак - .

Иногда результаты выбора во втором тестировании настолько отличаются от первого, что даже выделение групп оказывается невозможным. В таких случаях рекомендуется использовать для интерпретации результаты второго теста, выбор цветов в котором считается более непосредственным и непринужденным. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении результатов первого и второго тестов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к потребности символизируемой этим цветом.

Понятие аутогенной нормы

Понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений опирается на исследование Вальнеффера. Он обследовал с помощью восьмицветового теста Люшера пациентов при поступлении на психотерапевтический курс и по окончании лечения. Выяснилось, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны, но в случае успешной терапии к моменту окончания лечения выборы оказываются значительно более единообразными и приближаются к цветовой последовательности 3 4 2 5 1 6 0 7 . Эта последовательность была принята М. Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталоном нервно-психического благополучия.

Значение позиций

В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение:

1-е место: самый симпатичный цвет получает знак "устремления" "+". Оно показывает средства, в которых нуждается испытуемый, и к которым он прибегает, чтобы достичь цели (например, при синем цвете: необходимое средство "покой").

2-е место: оно также имеет знак ""устремления" "+" и показывает, что является целью (например, при синем цвете: цель, к которой стремятся - "покой").

3,4-е место: оба имеют знак "симпатии" "x" как условное обозначение собственного состояния. Собственное состояние - это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение (например, при синем цвете испытуемый находится в спокойном состоянии).

5,6-е место: оно имеет знак "индифферентности" "=". Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы "парят в воздухе". Т.е. индифферентный цвет - это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано. (Например, если синий цвет занимает место со знаком индифферентности, то покой в настоящее время неактуален, но внезапно может наступить беспокойная раздражительность).

7,8-е место: Оба цвета имеют знак "-" как показатель "неприятия". Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т.к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия. (Например если синий цвет стоит на восьмом месте, то потребность в "покое" существует но не может быть удовлетворена в сложившейся ситуации, так как испытуемый полагает, что успокоиться - значит усугубить неблагоприятное положение вещей).

5. Анализ

Краткая интерпретация значений восьми цветов (по Люшеру).

Серый (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то "произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения". Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

Синий (1) Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает "разрывание пут" или желание их разорвать. Сочетание +3-1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную (помимо первых 3-х) позицию.

Зеленый (2) По Люшеру - это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения "Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение". Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. "все, что приводит к абстрактному формализму", а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й). Компенсация за счет +4 ("бегство к свободе") представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й и 4-й.

Красный (3) Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный - выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это - воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, "сила воли" Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, "попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований". Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет "мазохистическое прилипание" к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 -поиск приключений, активация сексуальности Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2, 3, 4 и 5

Фиолетовый (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет "победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность". Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин - на 1-й и 2-й позициях.

Коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места. Черный (7-й) это -"нет" в противоположность -"да" белого, это "конец, за которым больше ничего нет". 74 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.

Черный цвет Черный – это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничего». Черный передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы. Черный цвет – это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом, как абсолютной свободе (отсюда – безупречность). Знамена анархических и нигилистических союзов всегда были черными. Тот, кто выбирает черный цвет вторым по значимости, – считает, что может отказаться от всего, если он сможет форсировать то, что выражает цвет на первом месте перед черным цветом. Если, например, на первом месте стоит красный цвет, то безудержные переживания должны компенсировать лишения. Если перед черным цветом стоит синий цвет, то покой без напряжений должен воссоздать разрушенную гармонию. Если перед черным цветом стоит серый цвет, то полное отгораживание должно помочь преодолеть невыносимое состояние. Тот, для кого черный цвет наименее приятен, как это и встречается чаще всего согласно статистике, не желает отказываться. Отказ означает для него лишение и пугающий дефицит. Так как он почти не может отказаться, то он избегает опасности ставить повышение требования.

6 . Итак, проведенное исследование показало, что метод цветовых выборов представляет собой весьма тонкий психодиагностический инструмент, особенно эффективный при изучении неосознаваемых тенденций и динамики состояния. Независимо от особенностей контингента обследуемых, методика позволяет лучше понять канву эмоциональных переживаний у больных при пограничных психических расстройствах. Но важно также подчеркнуть, что методика выявляет не просто - состояние в связи с той или иной ситуацией, а состояние как реакцию на эту ситуацию конкретного индивида в рамках присущего ему типа реагирования.