Домой / Виды макияжа / Конфликты родителей и детей. Детско-родительские конфликты

Конфликты родителей и детей. Детско-родительские конфликты

Семья — оплот человеческой цивилизации. Культура и жизненная позиция каждого человека зачастую закладывается именно родными и близкими людьми. К сожалению, ни одно объединение людей, включая семью, не обходится без конфликтов и ссор. Обоюдные обиды могут годами накапливаться в памяти людей, приводя к безразличию или даже ненависти между членами семьи.

Чтобы понять, почему возникают конфликты между родителями и детьми, нужно беспристрастно взглянуть на эту проблему. Первый и самый важный шаг в решении проблем между членами семьи — остановить поток негативных эмоций, трезво оценить ситуацию, выслушать ребёнка или супруга. Только совместное решение конфликта сможет принести удовлетворение обеим его сторонам.

Конфликты между родителями и детьми. Причины

Наиболее животрепещущая тема для большинства семей — проблемы взаимоотношений между родителями и их отпрысками. Ссоры и конфронтации между взрослыми и малышами неизбежны, но, зачастую, неправильные методы их разрешения формируют стойкую неприязнь между людьми, которая может длиться десятилетиями. Разве удовлетворение своего эго того стоит?

Конфликты между родителями и детьми неизбежны, но можно минимизировать вред от них, поняв основные причины, по которым они возникают. Например, родители могут всячески доминировать над своим чадом.

Заставлять ребёнка во всём их слушаться, навязывать ему свои взгляды на мир. Такие отношения безусловно принесут удовлетворение авторитарным родителям, но со временем их отпрыск начнёт перенимать моральные ценности у взрослых и сам станет эгоистичным тираном, что приведёт к неразрешимым конфликтам. Однако слишком мягкое отношение к воспитанию ребёнка может принести не менее горькие плоды.

Чрезмерная забота

Некоторые родители столь сильно опекают своих малышей, что тем самым наносят непоправимый вред их характеру. Такие дети не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. Заботливые родители всю жизнь прививали им чувство собственной уникальности, особенности. Но когда такой особенный ребёнок выходит в мир, оказывается, что окружающие не готовы идти ему на уступки, вызывая массу негативных эмоций у избалованного чада.

Естественно, негатив, полученный в школе или на улице, маленький любимец семьи обязательно принесёт домой, что приводит к неизбежным ссорам и конфликтам. Чрезмерная опека — одна из причин, по которым возникают ссоры между детьми и родителями.

Разрешение конфликта в пользу родителей

Когда возникают конфликты родителей и детей, варианты разрешения обычно либо в пользу детей, либо в пользу родителей. Оба варианта ошибочны, но давайте рассмотрим вариант, когда родитель говорит своё веское слово, принуждая чадо покориться и сделать то, что от него требуется.

Многие взрослые люди ошибочно считают, что подобное отношение закаляет и приучает его к ответственности. Но, на самом деле, ребёнок просто учится разрешать любые основываясь лишь на своих желаниях, пренебрегая желаниями других людей. Такое эгоистичное отношение к людям рано или поздно даст о себе знать, ведь когда-нибудь ребёнок отплатит своим строгим родителям той же монетой.

При авторитарных методах воспитания, суровые конфликты в отношениях между родителями и детьми неизбежны. Более того, холод и отчуждённость могут сопровождать отношения между малышами и их родителями на протяжении всей оставшейся жизни. Так что, значит надо во всём потакать детям и всюду идти им на уступки?

Разрешение конфликта в пользу ребёнка

Многие задаются вопросом о том, Но немногие стремятся узнать, как правильно разрешать подобные вопросы. Как мы уже выяснили, некоторые родители стремятся разрешить любые конфликты со своими детьми сугубо в свою пользу.

Есть правда и те, кто пытается делать всё для своего ненаглядного малыша, постоянно жертвуя своими интересами в пользу ребёнка.

Такой подход делает из несчастного ребёнка эгоиста, неспособного понимать других людей и наладить с ними нормальное общение. Также жертва хорошего отношения не сможет решать конфликты вне своей семьи, ведь люди в школе или на улице не будут идти на уступки, что приведёт ребёнка, избалованного родительской добротой, в подавленное состояние.

Совместное разрешение конфликта

Огромное влияние на развитие характера оказывают конфликты между родителями и детьми. Причины ссор, как и методы их разрешения, оставляют неизгладимый отпечаток в К сожалению, родители не привыкли считаться с мнением своих маленьких любимцев, предпочитая всё решать за них.

А ведь совместное разрешение конфликтов является единственно верным решением! Поговорив друг с другом и попытавшись понять и принять желания и интересы конфликтующих сторон, можно решить конфликт так, чтобы все оказались в плюсе. Это не только сохранит ваши нервы и укрепит отношения, но и научит ребёнка грамотно решать проблемы во внешнем мире.

Можно ли избежать конфликтов

Вполне нормальное явление — конфликты между родителями и детьми. Проблемы решения подобных ситуаций в том, что конфликтующие стороны не хотят слушать друг друга, что приводит к отсутствию взаимопонимания между ними. А нужно всего лишь поговорить по душам. Многим гораздо проще гадать, почему возникают конфликты между родителями и детьми, чем просто спросить об этом.

Не стоит бояться откровенного разговора, так как именно такие моменты помогают создать между представителями различных поколений. Современные родители просто не считают нужным воспринимать своих детей как равных, в итоге многих из них ждёт одинокая старость.

В тесном семейном кругу невозможно избежать конфликтов, ведь они являются неотъемлемой частью взаимодействия между людьми. Однако, если решать неприятные моменты вместе и постоянно советоваться друг с другом, то негатив от конфликтных ситуаций быстро пройдёт, не оставив и следа.

В каком возрасте чаще всего возникают конфликты

Самые яростные и безжалостные ссоры начинаются, когда дети достигают подросткового возраста. Именно в этот период они чаще всего стремятся выразить своё негодование, уйти из-под родительского контроля. У подростков появляются новые, странные вкусы или безумные желания, навязанные модой.

Не стоит бранить своё чадо за желание сделать татуировку или пирсинг, лучше завести разговор, узнать что подтолкнуло его на этот шаг. Объяснить, что по достижению совершеннолетия ребёнок сможет сделать то, что хочет, ведь к этому возрасту волна подросткового максимализма начинает спадать и вкусы человека становятся менее экстремальными. Почему возникают конфликты между родителями и детьми? Из-за непонимания. Подростковый возраст - именно то время, когда понимание нужно детям больше всего, не забывайте об этом.

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми

Непонимание и нежелание учитывать интересы друг друга зачастую являются основными причинами конфликтов в семье. В итоге счастливая превращается в медленное пожирание друг друга. Всего этого можно избежать, если строить отношения на понимании и взаимовыгодном сотрудничестве. Большинство так, чтобы все остались довольны, нужно лишь перестать руководствоваться только своими желаниями и интересами. Постройте демократичные и уважительные отношения в своей семье сейчас, и вы сможете избежать конфликтов в будущем!

Введение

Психологический конфликт в детско-родительских отношениях относится к семейно-бытовому конфликту, и является основной причиной эмоциональных стрессов и неврозов. И от этих конфликтов не застрахованы даже любящие друг друга люди. Дело в том, что для семейного благополучия, кроме всех прочих условий, человеку нужны определенные знания психологии, педагогики, медицины и т.д. с этой точки зрения особенно важно рассмотреть проблему конфликтов между родителями и детьми.

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

Семейно-бытовые конфликты которые неизбежно возникают в детско-родительских отношениях, являются самой распространенной темой не только в профессиональных психологических изданиях, но и в бытовом разговоре обыкновенных людей.

В сфере детско-родительских отношениях не последнюю роль играет фактор взаимоотношений супругов воспитывающих детей. Зачастую конфликты между родителями затрагивают и благополучие детей. Постоянная неудовлетворенность супругов друг-другом, проблемы в сфере интимных отношений, сказываются на их отношении к ребенку, а ребенок, в свою очередь, чувствует дисгармонию и его поведение становится весьма конфликтным.

Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.

В целях разрешения семейных конфликтов часто применяется психологическое консультирование. Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения.


1. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях

Пожалуй, нет семьи, где бы не возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители. Так случается, что они не понимают особенностей психики детей и подростков, не знают их типичных «поведенческих реакций».

Подчас источник внутрисемейных недоразумений в недостатке медицинских познаний. Например, у малыша ночное недержание мочи, а родители, не понимая, что ребенок в этом не повинен, стыдят, высмеивают, а то и наказывают его. Ребенок нервничает, озлобляется. Порой аналогичная ситуация возникает и в случае подросткового онанизма. Иная мать заподозрив у сына эту привычку поднимает такую панику, что впору хоть из дома бежать. А ведь, согласно исследованиям сексопатологов, редко кому из мальчиков-подростков удается миновать эту «обходную тропинку полового удовлетворения».

Родителям следует знать, что в каждом возрастном периоде дети склонны к определенным конфликтам. Прежде всего это касается детей, воспитывающихся в неполной семье (обычно без отца) или при нормальных взаимоотношениях родителей. Деспотизм отца, игнорирующего интересы всех членов семьи, отсутствие душевной теплоты или неприязнь родителей друг к другу создают благоприятные условия для развития неврозов у детей. Конфликтность может не только усилиться, но и привести к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт если родители недооценивают специфику характера детей.

Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей могут приводить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.

Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, ни их дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах стремлений детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам, убедительно раскрывая и свои аргументы.

Особенно часто возникают конфликты родителей с детьми подросткового возраста. Дело в том, что в этом «переходном периоде» в организме происходят существенные физиологические и психологические сдвиги. Наиболее общими психологическими чертами в этом возрасте являются эмоциональная неустойчивость, сочетание противоречивых свойств и стремлений.

Свойственное подросткам обострение потребности отстаивать свою самостоятельность, независимость от старшего поколения, особенно от родителей, носит название «возрастной эмансипации». Это явление необходимо для того, чтобы подросток в будущем достиг зрелости и самостоятельности. И если иногда в детско-родительских отношениях это превращается в проблему, то это проблема не столько подростков, сколько их родителей, слишком привыкших воспринимать своего ребенка как существо зависимое, несамостоятельное и полностью подчиненное их воле. Часто этот конфликт проявляется наиболее ярко в отношениях даже не с родителями, а с бабушками и дедушками.

Построение отношений не на основе равенства, самостоятельности и доверия, а на основе взаимного подчинения превращаются в конфликт. Родители слишком долго и упорно продолжают воспринимать подростка как существа, не способное к самостоятельным решениям и зависимое от них даже в мелочах. Как только то прекращается, конфликт отступает на второй план, отношения становятся ближе и доверительнее.

Не столь уж редка ситуация, когда родители упорно пытаются «воспитывать» детей, желая реализовать с их помощью какие-нибудь свои ожидания, рассуждая по принципу: «Ну ладно, из меня – то певец не получился, но уж сына я музыкантом сделаю!» Часто это сопровождается своеобразной жертвенной позицией родителя: дескать, я живу ради ребенка и сделаю для него все, что считаю нужным, - не важно, хочет он этого или нет. Обычно это ведет к конфликту, поскольку ребенок прекрасно чувствует, что в нем видят не самостоятельную личность со своими целями и мечтами, а пытаются заставить его жить чужой жизнью. Естественно, это вызывает протест со стороны подросших детей.

Подобный конфликт, кстати, характерен на только для тех семей где родителям не удалось воплотить в жизнь свои планы и мечтания, но не редко и для тех, где родителям удалось достигнуть многого, приобрести весомый статус в обществе. Такие родители обычно предъявляют к ребенку повышенные ожидания, ждут, что он «догонит и перегонит» их.

2. Симптомы и факторы эскалации

Часто в конфликте происходит быстрое обострение борьбы, что свидетельствует об эскалации конфликта. Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Симптомами эскалации являются: сужение когнитивной сферы, возникновение образа врага, рост эмоционального напряжения, переход к личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация, применение насилия, потеря первоначального объекта разногласия, расширение границ конфликта. Противостоящие стороны мобилизуют дополнительные силы и средства, ресурсы и контрресурсы. Дело может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие.

Эскалации предшествует фаза выбора путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Выбор возможен двоякий: либо при сложившейся расстановке сил искать примирения, снижать уровень напряженности в отношениях, делать уступки и таким образом идти на прекращение конфликта, перевод его вновь в скрытую форму с тем, чтобы в последующем вернуться к исходной конфликтной ситуации; либо эскалация, продолжение конфликта, доведение его до более высокой степени обострения.

Факторами вызывающими эскалацию являются чувственно обусловленные столкновения, берут верх эмоции, которые мешают участникам конфликтов взглянуть на себя со стороны, сковывают свободу выбора способов конфликтного поведения. Резкое обострение расхождений, выход на позиции прямой конфронтации, стороны атакуют друг друга, вызывая ответные действия, противодействие. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых – наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Эмоционально такое поведение очень часто сопровождается нарастанием агрессивности, переходом от предупрежденности и неприязни к психологической несовместимости и откровенной враждебности. Поэтому для конфликтующих сторон важно с самого начала действовать, опираясь на сознание и интуицию, ограничивая проявление эмоций, особенно отрицательных.

Эскалация конфликта в детско-родительских отношениях происходит в основном из-за ряда кризисов которые переживают дети. У подростков этот кризис проявляется в кризисе независимости – сопровождается демонстративным упрямством, строптивостью, полным отрицанием авторитета взрослых, враждебным отношением к любым их требованиям. Как будто подросток встал на тропу войны со всем миром взрослых и борется с любым влиянием – не важно, положительным или отрицательным. Эта борьба протекает в формах, тяжелых и изнурительных прежде всего для родителей: например подростки интуитивно улавливают что именно тех больше всего раздражает, и упорно делают именно это. Родители ценят аккуратность и порядок – подросток будет проявлять неряшливость и устроит дома настоящий хаос. Если не любят скандалов – обеспечит им ежевечернее бурное выяснение отношений. И так далее. По сути для ребенка это способ отстоять свою свободу и показать родителям их бессилие.

У многих родителей, особенно молодых, вызывает недоумение и гнев детский негативизм, характерный прежде всего для двух - пятилетних малышей. Ребенок эпизодически безо всякой причины наотрез отказывается подчинятся какому-либо требованию, приказанию. И, как правило, ни уговоры, ни угрозы, ни даже физическое наказание не помогают. Малыш горько рыдает, но стоит на своем. Правда, позже, успокоившись, он чувствует свою вину, заверяет, что «больше не будет».

Абсолютное большинство мам убеждены: бесконечные конфликты и напряжение в отношениях с ребенком — из-за него. Это он не такой (послушный, старательный, добрый, аккуратный и т.д.). Но всё не то, чем кажется. Давайте заглянем в суть детско-родительских конфликтов, чтобы сократить их количество до минимума и просто наслаждаться родительством.

1. Конфликт мамы с самой собой (конфликт ценностей) Самые счастливые люди - те, внешняя жизнь которых максимально соответствует внутренней шкале ценностей. Например, если ваши наивысшие ценности - свобода и семья, вряд ли 80-часовая рабочая неделя сделает вас счастливой. В этом случае в вашей жизни остается слишком мало места для того, что действительно важно для вас. Это недовольство будет копиться и неизбежно выльется в частые конфликты с ребенком. Мать и дитя - сообщающиеся сосуды: если мама находится в полном разладе сама с собой, эту деструктивную энергию получает от нее ребенок.

Что делать? Наводить порядок в шкафу ценностей. Проведите ревизию и постепенно оставьте в этом шкафу только то, что действительно ваше. Остальное (чужие ценности, навязанные цели и т.д.) безжалостно выбрасывайте. Чем меньше конфликтов в отношениях с самой собой, тем меньше конфликтов с ребенком!

2. Мама хочет утвердить свою власть «Я хочу, чтобы было так, как я хочу». Это очень распространенная причина конфликтов, особенно в семьях с авторитарной системой воспитания или слишком властной мамой, которая больше нигде, кроме семьи, не реализована. Устанавливая над ребёнком власть всеми возможными способами, такие мамы добирают недостающую значимость (хотя никогда не признаются в этом даже самим себе:)

Что делать? Заменить желание власти на заботу об истинных интересах ребенка. Признаюсь, что я тоже не всегда действую в интересах ребенка. Иногда я действую так, как мне удобнее или быстрее. В такие минуты я снова и снова напоминаю себе о том, что интересы ребенка - превыше всего. Не путайте интересы ребенка с позицией потакания во всём! Речь о заботе об истинных интересах детей, а не о покупке пятой шоколадки за день, потому что ребенок так захотел. Помните: ребенку важно не столько выиграть, сколько не проиграть! Поэтому чем больше вы будете устанавливать власть над ребенком, тем больше он будет этой власти сопротивляться. По мере взросления моей дочери я становлюсь более гибкой. И каждый раз вместо готовящегося вырваться наружу «потому что я так сказала» я на миг останавливаюсь и спрашиваю себя: «А почему бы не позволить ей сделать так, как хочет она? Неужели разрушится мир? Подорву ли я свой авторитет в этом случае?» Не факт. А вот доверия ко мне у ребенка, скорее всего, станет больше, если я буду прежде всего заботиться о его интересах, а не о своих родительских амбициях.

3. Мама израсходовала ресурс Мамина ресурсность - тема, которая красной нитью проходит через все мои программы. Потому что пока мама не в ресурсе, у нее нет почти нет шансов на благоденствие. Отсутствие физических рерсурсов (например, хроническое недосыпание) - гарантия раздражительности. Отсутствие эмоциональных ресурсов (недовольство собой, депрессия и т.д.) ведет к разрушению отношений с ребенком и мужем. Нехватка материальных ресурсов снижает качество жизни во многих аспектах и в свою очередь рождает эмоциональную нересурсность, потому что для женщины ощущение безопасности (в т.ч. материальной) - первично.

Что делать? Срочно восполнять ресурсы! Когда в автомобиле заканчивается бензин, мы сразу же поворачиваем на заправку, не размышляя о том, что я сейчас очень занята, мне некогда и вообще не до того. Хочешь ехать - заправь бензобак прямо сейчас. Поэтому учитесь просить помощи: у мужа, у мамы, у родственников, у подруг и т.д. Берегите свои силы. Инвестируйте энергию только в то, что для вас действительно важно.

4. Лояльность родовому сценарию «У нас все со всеми выясняют отношения», «в нашей семье не умеют спокойно жить», «день без скандала - зря прожитый день». Если вам знакомы эти или другие подобные фразы, скорее всего, вы просто живете в соответствии с родовым сценарием: находитесь в состоянии вечного конфликта с домашними по инерции, унаследовав эту линию поведения у своих предков. Мы все очень лояльны своему роду, потому что инстинктивно держимся своей стаи. Поэтому подсознательно мы выбираем следовать за ценностями и установками рода, даже если эти ценности и установки не являются продвигающими. Подсознательно мы не можем себе позволить другие варианты поведения и жизни.

Что делать? Смириться или сознательно переписывать сценарий. Наше поколение - особенное. В связи с открытием огромных пластов информации в XXI веке представители нашего поколения становятся теми людьми, которые меняют ход многолетней семейной истории. Мы те, кто начинает переписывать родовой сценарий. Наша семья столетиями бедствовала? Значит, я стану первой, с кого начнётся другая финансовая семейная история. В нашем роду все женщины разводились со своими мужьями? Значит, я стану первой, которая сохранит один (счастливый!) брак на всю жизнь. В нашей семье детей всю жизнь давили и угнетали? Значит, я стану первой, кто будет воспитывать через любовь и доверие, а не через плетку. Но путь первопроходца труден, сразу вам говорю. Но и плоды на этом пути совсем другие - во стократ слаще и вкуснее! Гораздо проще плыть по рекам родовой инерции. Но если вы выбираете более простой путь, не жалуйтесь потом на результаты своей жизни. Выбор снова за вами.

5. Мама не до конца принимает ребенка «Первое, что важно для счастливых отношений с ребенком, - любить его безо всяких условий - таким, какой он уже есть». Все мы знаем это утверждение. И очень многие мамы многозначительно кивают в ответ и тут же добавляют: «Да, НО…» Положив руку на сердце, давайте признаемся: мы далеко не всегда принимаем своих детей полностью. Мы хотим, чтобы наши дети были лучше, чем они есть сейчас. Это общее желание всех родителей на свете. И нам становится грустно, когда мы понимаем, что ребенок не соответствует тому идеалу, который мы себе придумали. И вот тут мы обычно начинаем конфликтовать. Потому что в этот момент мы хотим, чтобы мир прогнулся под нас. Мы хотим, чтобы он был таким, каким МЫ хотим! Но дело в том, что мир и люди не обязаны соответствовать нашим ожиданиям! Вот лично у вас же не цели угождать всем и вся, правда? Когда мы не хотим принимать - мы оцениваем. Быть таким - хорошо, а вот таким - плохо. Любить математику - хорошо, любить футбол - плохо. Слушаться во всём маму - хорошо, иметь на всё свое мнение - плохо. И т.д. Не принимая и оценивая, мы берем на себя слишком. Но кто мы такие, чтобы выдавать детям (и вообще людям) «сертификаты соответствия»?

Что делать? Учиться принимать. Сколько бы лет нам ни было. Относиться к миру, людям, самой себе более снисходительно. Да, мы все в этом мире для того, чтобы сделать мир лучше. СДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ. Но не людей! Людей невозможно сделать лучше. У нас нет для этого инструментов. Люди делают себя лучше только сами. Если захотят этого. Мы можем только пригласить их в страну саморазвития, но идти туда им придется своими собственными ногами.

6. Мама не умеет держать границы (До двухлетнего возраста, пока ребенок не вошёл в этап отделения от мамы, не следует ожидать от него соблюдения ваших личных границ! Это невозможно по объективным причинам.) Маме в силу ее природной жертвенности бывает очень непросто удерживать личностные границы в отношениях с ребёнком. И что в итоге? Мама, границы которой регулярно нарушаются, быстро приходит в состояние эмоциональной нересурсности и (чтобы выжить) начинает нападать на нарушителя ее личного пространства. Ребенок, которому регулярно позволяют нарушать чужие границы, формирует неадекватное представление о том, что ему дозволено, а что нет. Я знаю немало случаев, когда мама, излишне сливаясь с ребенком, сама же саботирует свои границы, тем самым порождая массу проблем в отношениях со своим взрослеющим чадом.

Что делать? Создать и беречь свои личные границы (прямо сейчас разобраться, как и где со мной можно себя вести, а как нельзя). Вы можете это сделать, если поймете, что у вас есть не только материнские обязанности, но и права (право на личное время, на отдых, на уважительное отношение и т.д.). Помните об этом!

7. Не удовлетворена какая-то психологическая потребность ребенка Мы часто конфликтуем, если ребенок начинает вести себя «как-то не так»: начинает капризничать, шуметь, кричать, отказываться от чего-то, пинаться, кусаться и т.д. Но почему так происходит? Ведь наши дети не рождаются с целью мотать нервы собственной матери. Неприемлемым поведением ребенок сообщает, что какие-то его потребности не удовлетворены (во внимании, признании, свободе, любви и т.д.).

Что делать? Смотреть глубже. Капризы и конфликты со стороны ребенка в абсолютном большинстве случаев лишь симптом внутреннего неблагополучия. Мудрые родители всегда смотрят вглубь поведения ребенка. И всегда (часто на интуитивном уровне) понимают его истинную причину.

8. Отсутствие базового доверия Если между вами и ребенком не выстроены доверительные отношения, то конфликтов будет очень много. Вы начнете буквально бежать друг от друга, потому что вам плохо вместе. Доверие - основа бесконфликтных отношений.

Что делать? Растить доверие. Каждый день! И в отношениях с самой собой, и в отношениях с ребенком. Иначе конфликты никуда не денутся.

9. Поведение и результаты ребенка не соответствуют родительским ожиданиям Например, мама решила, что ее ребенок в три года должен выговаривать все звуки. Если этого не происходит, мама начинает негодовать. Ей может казаться, что ребенок ленится или просто дурачится. Но причина часто не в ребенке, а в неоправданных ожиданиях. Очень многие родительские ожидания разбиваются о школу, о процесс обучения, когда вдруг выясняется, что твой ребенок не планирует или объективно не способен быть круглым отличником. Родители уверены, что виновники конфликта - дети: это же он не хочет больше стараться и получать одни пятерки! Мама снова завысила ожидания и не учла тот факт, что редкие люди хороши во всём и наши дети не обязаны быть похожими на нас. Мы должны воспринимать детей объективно. А это сложно. Но важно понимать, что есть вещи, которые ребенок не сможет вам дать ни при каких условиях. Например, вы всегда мечтали, что ваш сын будет ловким, смелым, спортивным, а ребенок ненавидит спорт. Можно, конечно, попытаться привить любовь к физической активности, но не делайте на это слишком много ставок.

Что делать? Корректировать ожидания! Давайте примем как данность некоторые моменты, которые мы в принципе не можем изменить. Завышенные ожидания сильно тормозят и нас, и наших детей в продвижении к гармоничным отношениям. Ищите и прокачивайте сильные стороны своих детей и снижайте ожидания относительно явно слабых сторон.

10. Подростковый бунт (или другой возрастной кризис) Очень часто родители детей, достигающих подросткового возраста, жалуются на резкое увеличение числа конфликтов. Давайте разберемся, что происходит. Любую агрессию со стороны ребенка мы воспринимаем на свой личный счет. Но во многих ситуациях ребенок не имел в виду ничего личного! У него не было намерения оскорбить или обидеть родителя, просто ребенок вошел в подростковую фазу и, ведомый гормональными и пр. изменениями, далеко не всегда может справиться сам с собой. Каждый возрастной кризис знаменует собой психологическое отделение ребенка от родителей, которое почти всегда происходит через агрессию. А где агрессия - там конфликт. Редкий родитель предложит ребенку в ответ на агрессию примирительное рукопожатие, объятия, теплый родительский поцелуй или доброе слово. В ответ на агрессию мы инстинктивно нападаем, даже на своих детей. Но когда мы понимаем, что агрессия - необходимое условие для сепарации, то в следующий раз, когда ребенок резко отвечает, мы не обижаемся на него. Если ребенку будет всегда комфортно рядом с мамой, он никогда не отделится от нее. Поэтому даже если мама всю себя посвятила ребенку, приросла к нему намертво, природа будит агрессию отделения, взросления в ребенке. И когда ты это понимаешь, в следующий раз ты уже не обижаешься, когда ребенок говорит тебе резкое слово. Ты обязательно потом обсудишь, что тебе не нравится, когда с тобой грубо разговаривают и т.п. Но в этот момент ты интуитивно находишь правильные слова и правильные реакции, потому что понимаешь, что стоит за этим всплеском подростковой грубости.

Что делать? Изучать детскую и подростковую психологию (хотя бы основы), проводить профилактику конфликта, выстраивать доверие, проявлять любовь, принимать ребенка, не сравнивать его и т.д. Ребенок в отношениях - ведомый. И если отношения конфликтные, то дело, скорее всего, в вашем поведении! Потому что родитель - тот, кто ведет отношения. Куда я прокладываю путь - туда и следует за мной ребенок. И изменить этот путь под силу только мне! Я ВЕДУ РЕБЕНКА ЗА СОБОЙ. Если вы поменялись с подростком ролями, если пустили его впереди себя и уже он прокладывает путь в ваших отношениях, то должна вас огорчить: ваши дела плохи и будут еще хуже. Вы должны идти впереди, пока ребенок полностью не отделится от вас (ближе к 18 годам). И это очень хорошая новость. Это значит, что я могу как впереди идущий изменить курс - и ребенку не останется ничего, кроме как последовать за мной. Ибо сам он еще не знает, куда идти в этих джунглях.

11. Мама не хочет отпускать Это то, что я вижу в детско-родительских отношениях чаще всего. Мы хотим держать детей при себе, потому что нам так удобнее и спокойнее. А еще мы боимся стать своим детям ненужными. Так, очень тяжело отпускают бабушки, особенно одинокие. Они склонны гиперопекать ребенка до совершеннолетия и даже после него. И эта излишняя забота становится причиной частых конфликтов с ребенком. Ибо свобода - одна из базовых потребностей личности (не зря самое большое уголовное наказание - лишение свободы). Потребность в свободе ребенок стремиться реализовать с первых дней своей жизни. Чем старше он становится, тем больше свободы ему требуется. Когда вы осознаете, что свобода - одна из главных движущих сил человечества, конфликтов в ваших отношениях станет гораздо меньше.

Что делать? Понять, что своевременная сепарация ребенка - залог здорового взросления. Постепенно отпускайте ребенка от себя! Но помните: чем больше свободы он получает, тем больше ответственности нужно дать в нагрузку. Свобода и ответственность всегда идут рука об руку. В идеале психологическое (а также финансовое и т.д.) отделение от родителей должно быть завершено к совершеннолетию. Мы же часто искусственно затягиваем взросление детей (ограничиваем свободу, не делегируем ответственность, принимаем решения вместо ребенка и т.д.). Такова сложившаяся культура отношений во многих русских семьях. Но от этого ни мы, ни дети не становимся счастливее. Наши взрослые дети продолжают идти, опираясь на уже мешающие им костыли родительской опеки, а мы, по инерции посвящая себя им, лишаем себя возможности наконец-то по-настоящему заняться собой. Не ждите, что счастливые бесконфликтные отношения с ребенком сложатся сами собой. Наблюдайте, анализируйте, меняйтесь — и тогда гармония сама постучит в вашу дверь.

Отношение детей и родителей на протяжении многих веков, по праву, считается весьма интересующим и интригующим вопросом, который привлекает огромное количество исследователей в этой области. Прежде всего, данный вопрос мучает психологов, которые пытаются разобраться в причине возникновения и распространения данного конфликта поколений.

Стоит отметить, что детско-родительские конфликты, считаются одними из самых распространенных, постоянно возникающих в разных семьях. Данная проблема, превосходно описана в книге «Отцы и Дети» Тургенева. Именно с тех пор, психологи и педагоги стали более широко изучать ситуацию, которая, рано или поздно, покоряет определенную семью. На сегодняшний день, причины возникновения, распространения и способы решения изучает огромное количество институтов, благодаря исследованиям и теоретическим предложениям. Взаимоотношения родителей и детей возникают на различной почве, чаще всего это случается в случае полного непонимания каждой из сторон, позиции другой. Именно амбиции и «взрослый» взгляд со стороны детей и становится причиной того, что родители перестают их понимать. Родители же в свою очередь наотрез отказываются признать, что дети выросли и способны принять собственные, ответственные решения, которые, в значительной мере скажутся на его жизни.

Современные психологи на основании многих исследований, пришли к выводу, что конфликты между детьми и родителями могут возникнуть по следующим распространенным причинам. Прежде всего, конфликтные ситуации могут образоваться в результате типа, к которому относится семья, а именно от их внутреннего взаимоотношения. Ученые по праву выделяют два вида семейных отношений. Гармоничный – это удивительный тип семейных отношений, в котором отношения между родителями и детьми распределяются равномерно, а слово «Мы», означающее единство, способно решить все возможные конфликты даже поколений. Противоположным типом, как правило, считается дисгармоничная семья, которая не обладает единым крепким стержнем внутри. Именно в таких ячейках общества обычно и случаются различные конфликты, как между супругами, так и между поколениями.

Иногда, причинами для разногласия становится тяжелый переходный возраст , когда ребенок, становясь личностью, постоянно спорит с родителями, выражая упрямство и показывая свой характер, чем и вызывает негатив со стороны взрослых. Дети, достигая определенного возраста, как правило, стремятся избавиться от опеки и постоянного контроля, чем и вызывают, появление различного рода конфликтов.

Чтобы исчерпать конфликт и предотвратить появление нового, необходимо работать над собой не только детям, но и родителям. Прежде всего, родители, как мама, так и папа, должны понять, что ребенок меняется, взрослеет, а значит и его чувства и восприятие значительно расширяется. Никто не сказал, что будет легко и понять, и принять своего дитя новым, но для этого, нужно работать со своим сознанием, а не воспринимать ребенка как малыша, постоянно опекая его. Ничего хорошего из данного явления не получится, только неприязнь и агрессия со стороны младшего поколения.

Дети, в свою очередь, также должны понять и принять родителей. Не стоит задумываться о том, что они поступают неправильно. Если ребенок считает себя взрослым, но он должен поставить себя на место мамы или папы и понять, а приятно ли ему, если его родная кровинушка будет так поступать или говорить. Ведь родители, они не враги своему ребенку и хуже они никогда не сделают. Не стоит их недооценивать, иногда они знают и понимают намного больше, чем об этом думает их чадо.

Редактор Яна Жукова

© Владислав Прусенко, 2018

ISBN 978-5-4493-2207-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие редактора

С автором книги Владом Прусенко я познакомилась в интернете и пришла к нему сначала как клиент. Клиентом и продолжаю быть, но стала еще и редактором всех его книг – считаю за честь прочитывать их первой. Та информация, которую Влад умудряется вместить в слова и предложения, очень нужна тем, кто идет по пути трансформации и саморазвития. А про «Решение родительского конфликта» стоит читать вообще всем.

Как происходит нужная встреча в наше время?

Увидела отзыв на мастера в фейсбуке, почувствовала отклик, поинтересовалась у знакомой, что за специалист такой, она ответила: «Иди обязательно, он гений», – Влад как раз приезжал в Москву. Три очные встречи, на первой – диагностика: прикосновения локтем к спине и постепенное считывание информации – так мы дошли до знакомства моих родителей.

Психосоматика связывает проблемы и болезни определенных областей тела с разными блоками и психологическими вопросами, но Влад выдавал не просто общие слова, а действительно историю моей жизни, моей семьи, привычных установок. Помимо собственно энергетического процесса, во время которого снимались обнаруженные блоки и иллюзии, Влад загружал всю информацию своими четкими формулировками прямо в мозг, «перезаписывая файлы» на всех уровнях. В прошлой жизни он программист, и у него это отлично получается.

Действительно перезаписывая: когда я пришла на второй сеанс, он попросил напомнить, над чем мы «работали» – в теле этой информации уже не осталось.

После каждого сеанса были еще ЦУ, с которыми я шла жить дальше. Например, «открытое наслаждение собой» – как способ существования, закрытый для большинства женщин на постсоветском пространстве.

После тех сеансов с меня упали «розовые очки», я четко увидела истинное положение вещей в себе и семье, которые всю жизнь прятались по норам и за разными ширмами. «Три сеанса заменили мне годы психотерапии» – так я описала свое состояние. Причем, все это безболезненно, без резких энергетических или психоэмоциональных выносов.

С тех пор было еще три сеанса, два раза из них по скайпу. Казалось – как это может происходить дистанционно!? Но в современном мире для тонко чувствующих мастеров это не преграда – Влад просто настраивается на клиента, и процесс начинается. Недавний наш сеанс, затронувший крайне сложную тему, был чувствительным на физическом уровне и для меня, и для него, хотя мы находились на расстоянии тысяч километров друг от друга.

Я обращаюсь теперь по конкретному запросу, раз в полгода-год, когда всплывает тема, и становится понятно – с этим только к Владу. Процесс трансформации – это ведь такое дело: снимаешь один вопрос, спустя время приоткрывается другой, слой за слоем, как с луковицы снимается шелуха. Процесс неостановимый, но насколько же легче и радостнее получается жить, насколько меньше тратится энергии на пустое, насколько спокойнее и продуктивнее становится каждодневное бытие.

А результат работы, бывает, виден сразу, в моем случае – даже день в день с сеансом. Я говорю спасибо и иду дальше.

Яна Жукова, журналист,
главный редактор Organicwoman.ru

Введение

Эта книга – третья в серии, которая началась «Резонансным психосоматическим не-массажем» и «Кратким руководством по самореализации».

Первая книга серии, «Резонансный психосоматический не-массаж. Книга 1: Диагностика» , описывает инструментарий, с помощью которого были получены данные для всех последующих. Этот инструментарий предполагал деление на роли терапевт-пациент. Он позволил выделить ключевые вопросы, на которые мы должны ответить в процессе познания себя.

Вторая книга серии, «Краткое руководство по самореализации, или как научиться мыслить и брать ответственность за свою жизнь» , содержит теоретическую часть и больше полусотни упражнений для самостоятельной работы, позволяющих ответить на значительную часть таких вопросов. Эта книга рассчитана, главным образом, на самостоятельную работу или работу в группах.

Проводя, в том числе, работу в группах, я имел возможность наблюдать, какие именно ответы возникают у студентов, с какими трудностями они сталкиваются, как меняется их сознание в результате. В результате анализа и обобщения большого количества личных историй мне удалось выделить некую общую закономерность, в которую так или иначе укладывается большинство сюжетов. Именно эта закономерность легла в основу методики «Решение родительского конфликта». Таким образом, предлагаемая книга – не теория, под которую еще предстоит подогнать практику; наоборот, это эмпирическое обобщение практического опыта.

Данная книга не опирается непосредственно на труды коллег и предшественников, хотя и не отрицает их. Мерилом истины каждый раз была практика, практические результаты – порой хорошие, порой удивительные, а порой и нулевые. Критерием успешности терапии являлось достижение человеком психической автономности , или взрослости , т.е. способности самостоятельно решать свои психические проблемы, другими словами – способности мыслить и принимать решения самостоятельно, без оглядки на друзей, партнеров, социум или иных авторитетов.

Вследствие выбранного подхода – опоры больше на практику, чем на существующие теории – изложенные концепции порой перекликаются с (некоторыми) уже известными и привычными, а порой и остро противоречат им. Немало священных коров «кухонной» психологии и эзотерики было принесено в жертву в процессе работы над этой книгой.

Нужно отдавать себе отчет, что описанная модель, при всей своей сложности, является статистическим упрощением и усреднением и описывает сознание «обычного» условно-здорового человека. В реальности встречаются исключения, точнее – усложнения, которые только в процессе терапевтической работы постепенно приближаются к общей схеме. Описать весь спектр таких исключений в рамках этой книги вряд ли возможно, и я не ставил перед собой такую задачу. Человеческое сознание сложно и многомерно, и еще более разнообразны способы, которыми оно описывает само себя и внешние типичные, в общем-то, ситуации.

Для кого эта книга

В первую очередь, для тех специалистов, кто выбрал работу с людьми своей профессией, – психологов, терапевтов, аналитиков, консультантов. Эта книга предлагает оригинальную стратегию исследования подсознательных сценариев, условно разделенных на три большие группы: мужское, женское, индивидуальное. А также описание наиболее типичных сценариев и вариантов их взаимодействия.

Эта книга и для тех, кто всерьез интересуется психологией и психоэнергетикой в попытке познать себя и изменить свою жизнь. Для вас эта книга поднимет много вопросов; на некоторые вы не сможете ответить самостоятельно. Я считаю, что просто задать себе эти вопросы – уже большая удача.

Как этим пользоваться

Книга содержит вступительную теоретическую часть, в которой я поясняю свое виденье некоторых ключевых вопросов и понятий, т.е. свожу контексты и расставляю акценты. А также закладываю основу для понимания остальных частей.

Следующие главы условно соответствуют чакрам – от свадхистаны (вторая снизу, в проекции поясницы) до вишудхи (горловой чакры). Самая нижняя чакра – муладхара – не вошла в данную книгу, поскольку в ней отсутствует разделение на субличности, а, значит, она не попадает в область родительского конфликта. Две верхние чакры – головная и коронная – также не попадают непосредственно в область родительского конфликта, поскольку не относятся к подсознанию. Хотя, конечно, структура родительского конфликта влияет на их работу самым непосредственным образом. Если вы ничего не знаете про чакры – в данном случае, это даже к лучшему.

Главы «3. Свадхистана», «4. Манипура», и «5. Анахата» разбиты на части: Энергетика , Расшифровка , Последовательность работы и Упражнения.

Энергетика отображает мое виденье ментального поля человека. Я могу воспринимать его визуально или в проекции на свое физическое тело. В качестве альтернативы прямому виденью, можно использовать проективные методики типа групповых расстановок по Хеллингеру, индивидуальных расстановок, расстановок на фигурках, разного рода метафорические карты и т. п. Мне, как автору, было бы интересно ознакомиться с результатами альтернативных подходов. Если вы не можете воспринимать ментальное тело непосредственно, я рекомендую использовать предлагаемую модель в качестве опорной схемы.

Расшифровка поясняет описанную энергетическую схему на общепринятом человеческом языке. Эта часть будет полезна даже тем, кто не верит ни в какие ментальные поля и прочую эзотерическую чепуху.

Последовательность работы, как следует из названия, предлагает перечень основных моментов, которые нужно проработать для каждого энергетического центра. Строгое следование порядку их выполнения необязательно и порой невозможно – человеческая психика многомерна, и не может быть упакована в линейную последовательность. Эта часть, в основном, для специалистов. Она не содержит ничего о том, как именно прорабатывать обозначенные вопросы – у каждого специалиста по работе с человеческой психикой должен быть свой инструментарий для таких случаев. Имеет смысл задействовать именно его.

Упражнения представляют собой, преимущественно, короткие медитации для самостоятельной работы. Они не исчерпывают тему, и недостаточны для полной проработки вопроса. Это лишь дополнительные инструменты.

Местами в тексте приведены фрагменты диалогов, возникшие при публичном обсуждении. Они содержат типичные вопросы читателей и мои ответы. Я надеюсь, эти фрагменты облегчат восприятие материала.

В самом конце книги в Приложения вынесены тексты, которые я считаю любопытными, но не принципиальным для общего понимания материала.

Метафора родительского конфликта

Метафора родительского конфликта, как ни странно, не связана непосредственно с отношениями с родителями. Чтобы решить родительский конфликт внутри себя, необязательно любой ценой налаживать отношения с фактическими родителями в том виде, как они проявлены в настоящем, – это не всегда возможно, а иногда и вредно. Порвем шаблоны сразу.

Скорее, это способ описать взаимодействие концепций мужского и женского внутри нашего ментального поля. Я утверждаю, что взаимодействие мужского и женского полей внутри нас описывает ВСЮ ПРОЯВЛЕННУЮ КАРМУ ЛИЧНОСТИ. Без исключений. Не только отношения, но и работу, карьеру, увлечения, выбор религии, отношения с Богом – вообще всё. Взаимодействие мужского и женского начал фрактально отображается на все аспекты нашей жизни. Взаимодействие мужского и женского внутри нас полностью определяет, какие мужские и женские качества будут нам доступны в тех или иных жизненных ситуациях. Естественно, мы подсознательно выбираем для жизни тот сектор реальности, в котором можем проявить максимальное количество субъективно важных качеств.

Родительская метафора используется по нескольким причинам. С одной стороны, концепции мужского и женского копируются с родителей и передаются по роду. Так же передаются по роду и сценарии взаимодействия этих концепций. Но обнаружить весь этот коктейль непосредственно внутри себя порой непросто, а иногда и крайне неприятно. Увидеть его на примере родителей – эмоционально проще. При этом, все, что нам удается увидеть в поле клиента как «родительские сценарии», – на 100% присутствует в самом клиенте и проявлено либо на уровне самоощущения, либо на уровне поведения. И тот факт, что родительские сценарии нам не нравятся – ничего особо не меняет. Сценарии никуда не деваются, мы просто выбираем их не замечать. Избавиться от них напрямую сложно, но можно, но не нужно. Потому что за каждым таким сценарием лежит взаимодействие качеств изначально конструктивных . Некорректное взаимодействие конструктивных качеств.

Каждый человек обладает немного разным набором качеств. Точнее, набор в итоге одинаковый, но каждое качество имеет свой коэффициент (степень) важности, и коэффициент разрешенности. Назову это матрицей качеств (естественнонаучное образование дает о себе знать).

Матрица качеств – перечень всех теоретически возможных качеств, где каждому качеству соответствует коэффициент ценности и коэффициент разрешенности. Взаимодействие этих коэффициентов дает степень проявленности, или реализованности , качества – относительно других качеств, а также относительно такого же качества других людей. Субъективно малоценные качества необязательно окажутся малопроявленными – нередко, будучи полностью разрешенными, они подразумеваются как очевидные, и не требуют дополнительного развития. (Например, первая функция в соционике Аугустиновичюте-Калинаускаса. ) И наоборот, субъективно высокоценные качества часто оказываются максимально запрещенными. Из чего можно сделать вывод, что коэффициенты ценности и разрешенности как-то взаимосвязаны. Также очевидно, что субъективная (для себя) и объективная (для других) ценность качеств не тождественны и не равны. Аналогично, можно выделить субъективную и объективную разрешенность. Здесь можно поискать аналогии с соционическим или любым другим типированием, но я не буду этим заниматься.

В конечном счете, задача человека – сделать наиболее субъективно ценные качества максимально разрешенными и максимально проявленными, т.е. преодолеть ограничения – как внешние объективные, так и внутренние субъективные. При этом зачастую, по причине внешнего социального давления, человек старательно развивает объективно (т.е. для других) важные качества, в ущерб субъективно важным.

Также мне кажется очевидным, что качества образуют пары противоположностей, по типу напряжение-расслабление, контроль-доверие, концентрация-многозадачность и т. д. Именно эти противоположные качества сталкиваются в любом личностном конфликте. Универсально-общечеловеческие качества, скорее всего, не задействуются в личностных конфликтах и не являются темой этой книги.

Заложенные в нас матрицы качеств мужского и женского являются своего рода константой. Изменить их в рамках психотерапии нельзя. А вот изменить способ их взаимодействия вполне можно. В результате, заложенные в нас качества, вместо прямого конфликта или раздельного сосуществования, начнут усиливать друг друга. Энергия из каналов Ида и Пингала (Мама и Папа, Мужское и Женское) поступит в Сушумну (Я, индивидуальность), и начнет подниматься вверх, питая творческое самовыражение и самореализацию.

Итак, сталкиваясь с другим человеком, т.е. с другой матрицей качеств в конкретной ситуации мы обнаруживаем, что некоторые наши качества взаимно усиливаются, другие вовсе не задействуются, а некоторые – конфликтуют и взаимно подавляются. Причем, в разных ситуациях паттерн взаимодействия, естественно, разный.

При выборе партнера для отношений мы подсознательно ищем такую матрицу качеств, которая скомпенсировала бы наши слабые (неразвитые) стороны и ограничила гипертрофированные. Т.е. мы ищем некий внешний отражающе-корректирующий инструмент, чтобы сбалансировать собственную личность, свою матрицу качеств. Вылечить свои неврозы. И проявить свои таланты. Именно такая возможность влечет нас друг к другу.

Однако те качества в партнере, которые должны нас балансировать, при близком контакте начинают раздражать и приводят к конфликту. Соответственно, есть механизм, по которому изначально перспективная ситуация превращается в перманентную трагедию нашей жизни, и этот механизм передается по наследству. В связи с чем возникают два вопроса: как строить отношения, чтобы механизм не запускался; и разобраться в нюансах самого механизма – как он работает, откуда вообще взялся, и почему он такой а не какой-то еще. Имеет смысл тщательно изучить оба вопроса.

Описанный в книге подход позволяет не только исчерпывающе описать причины текущей жизненной ситуации, но и смоделировать новую. Не абстрактно-произвольно любую, но вполне конкретную, лучшую из доступных для данного человека. Она как бы реактивирует кармическое поле, предоставляя человеку возможность заново сделать ключевые выборы в его жизни сознательно, не вслепую. Начать сначала. И да, далеко не все готовы делать хоть какой-то выбор самостоятельно, поэтому техника порой не срабатывает.

Глава 1. Теория

Типы отношений. Режимы мышления. Субличности

На основании большого количества эмпирических данных, я пришел к следующему выводу.

То, какие человек строит отношения, можно разделить на три группы:

1. Близкие отношения, на короткой дистанции. Неформальное общение. Соответствуют максимальной открытости. Между участниками общения есть взаимный интерес или влечение, но нет общих дел, ожиданий, обязанностей и прочих абстрактных конструкций (идей). Это отношения строго один-на-один. Прямой канал связи человек-человек. Интимность в широком смысле слова.

2. Дистантные отношения, они же рабочие отношения, на дальней дистанции. Формализованное общение. Участники проявляют интерес не друг к другу, а к некой общей ценности, идее, делу. Связь человек-идея-человек. Каждый участник общения строит отношения не с другим человеком, а с идей, которая объединяет их интересы, но разделяет личности. Это также отношения один-многие, поскольку любая группа из двух и более человек обрабатывается мозгом как некое обобщенное ОНИ, т.е. как идея. Публичность в широком смысле слова.

Первые две – условно «социальные» структуры, которые могут быть зафиксированы внешним наблюдателем.

3. «Нулевые» отношения, бытие наедине с собой. Отношения с самим собой, со своим внутренним «я». Отсутствие внешних субъектов и идей. Это асоциальная структура, как правило, недоступная внешнему наблюдателю в прямом взаимодействии.

В каждый момент времени одна из субличностей инициирует общение, а некий внешний или внутренний субъект на него откликается. В случае с третьим типом общения – это диалог одного из социальных Я с внутренним Я, как отражение диалога родителя с ребенком.

Перечисленным типам отношений соответствуют достаточно разные наборы ценностей, мотиваций, реакций, паттернов поведения, суждений, мыслей, навыков, самоощущений, представлений о себе и т. д. По большому счету, это раздельные, существенно различные, независимые фазы сознания. Каждая из которых образует вполне целостную субличность.

Таких субличностей, или фаз сознания, по умолчанию ровно три, ни больше и ни меньше. Они соответствуют все той же троице папа-мама-я, во всех ее проявлениях. В идеале, каждая пара из этой тройки строит внутри себя открытые близкие отношения первого типа (Я-папа), абстрактно-идейные отношения (Я-мама), или динамические (мама-папа), в результате чего субличности знают о существовании друг друга и могут общаться, договариваться, действовать согласованно, и вовремя передавать управление той субличности, которая лучше всего соответствует объективной внешней ситуации.

Да, как ни странно, прямые отношения по умолчанию строятся именно с отцом, с мужским типом сознания, а опосредованные идейные – с матерью, с женским типом сознания. Почему так – либо читайте в «Руководстве по самореализации», либо пока поверьте на слово. В реальности нередко бывает, что женщины демонстрируют мужской тип мышления, и наоборот. Это результат гендерного дрейфа, о котором я тоже писал в «Руководстве».

Вследствие некорректного решения родительского конфликта, во взаимодействии субличностей могут возникать искажения. Перечислю самые типичные, поскольку не все возможные варианты жизнеспособны. Итак:

1. Один из социальных типов общения (близкие или дистантные) устойчиво доминирует, а остальные подавляются. В этом случае все системы отношений в жизни строятся по одному шаблону, и в результате одна из ключевых фаз самореализации – работа или отношения – неизбежно оказывается неустойчивой.

2. Социальные типы проявлены в равной степени, но не согласованы. Поэтому наперебой вырывают друг у друга управление, невзирая на собственную некомпетентность и неадекватность ситуации.

3. Социальные типы подавляются, уступая место третьему типу, асоциальному. Что соответствует сильному, но плохо социализованному характеру. Который, как следствие, не может проявить свои качества вовне и развивается только виртуально, внутри себя.

4. Все типы мышления хаотично нашинкованы до состояния мелкой лапши и тщательно перемешаны подобно винегрету, что соответствует «раздробленному» сознанию и чувству тотальной дезориентации и беспомощности. Внешне проявляется как «зависание», вечное ожидание «у моря погоды».

Нетрудно также заметить, что, если социальные субличности есть проекции родителей, а сами по себе родители также несут в себе по три субличности – то мы получим классический фрактал , который охватывает все без исключения типы отношений в нашей жизни. Т.е. всю проявленную карму.

В силу особенностей нашего мозга, сочетания субличностей 1+3 или 2+3 неустойчивы и встречаются редко (соответствуют психическим расстройствам).

Сделаю смелое заявление. Когда управление принимает одна из субличностей, две оставшиеся воспринимаются ею как ПОДсознание или НАДсознание. Но в целом, в данной модели никакого статичного подсознания не существует. Есть только взаимное расположение субличностей. В каждый момент времени управляющая субличность кажется сознанием человека, а оставшиеся – бессознательным.

Гипотеза:

За пределами этих трех субличностей – двух социальных и одной индивидуальной – никакого подсознания не существует. И все три могут быть формально исследованы.

Таким образом, теоретически возможно:

– вычислить структуры всех субличностей. Потому что все они проявлены, так или иначе, в разных жизненных ситуациях и могут быть обнаружены модельным экспериментом;

– тщательно отделить и очистить их друг от друга – разобрать винегрет на исходные составляющие, – а затем восстановить внутреннюю целостность каждой, в отрыве от других;

– выровнять потенциалы субличностей, чтобы ни одна из них не несла доминирующий заряд энергии – с социальными субличностями это достигается за счет взаимодействия с их же вытесненными частями, иначе – тенями. Третьей асоциальной субличности нужно просто освободить пространство для роста;

– провести терапию обеих социальных субличностей, в частности, сделать их автореферентными ;

– заново настроить взаимодействие субличностей.

Если родительский конфликт решен правильно, социальные субличности – уже не тени родителей, а полностью автономные внутренние процессы, основанные на ресурсных качествах, перенятых от родителей. Соответственно, нужно сформировать критерии, в каком случае какая субличность получает управление, а остальные – молча наблюдают, вместо того чтобы вмешиваться или, наоборот, выпадать в бессознательность. В реальной жизни все три субличности должны сосуществовать, сменяя друг друга естественным образом. Если удастся добиться такой внутренней гармонии, то спустя какое-то время субличности взаимно исследуют друг друга и интегрируются. В результате, должно получиться одно целостное сознание без всяких под- и над-. Это и будет просветление.

Первая соционическая функция – базовая, основа личности и интеллекта человека. Мало подвержена изменениям. Это зона самоуверенности и самоутверждения, область, в которой человек чувствует себя экспертом, свободно и быстро воспринимает информацию в большом объеме, улавливает связи и тенденции. Соответствует максимально полному отображению реальности. Через первую функцию мы реализуем свои основные способности, что приносит ощущение полноты и успешности жизни, уверенности в своих силах. Подробнее см., например, И. Калинаускас «Игры в которые играет МЫ».

Обратите внимание, что определение «близких» и «дистантных» отношений отличается от общепринятого. Имеется в виду не столько субъективная эмоциональная вовлеченность, сколько структурная близость. При этом структурно близкие отношения могут субъективно проживаться и как эмоционально яркие и приятные, и как холодные или опасные. Аналогично, структурно опосредованные отношения могут субъективно ощущаться и как близость, и как отчужденность. Почему так – станет понятно позже.

Это, конечно, идеальный случай, своего рода «сферический конь в вакууме». На деле, каждая «родительская» субличность также расщеплена на условно хорошую, одобряемую, и условно плохую – неодобряемую. Свет и тень. Которые, в свою очередь, тоже могут быть расщеплены, повторяя родовое древо, но на практике, на начальных этапах терапии, достаточно описать второй уровень расщепления, редко – нужно описать третий (восемь родовых субличностей + индивидуальность). После чего, в силу их фрактального подобия, систему можно снова упростить до двух-четырех. Как это работает – станет понятно позднее.

См. Приложение 1. Картина будет полной, если представить, что каждый сегмент – не одномерный отрезок, а многомерное пространство.