Домой / Виды макияжа / Роль и типы подростковых групп.

Роль и типы подростковых групп.

Асс. Пилиева Д. Э.

Кафедра социологии и политологии.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)

Рассмотрено участие индивидов в группе как естественная потребность человека. Именно здесь происходит взаимодействие личности и общества, развиваются определенные нравы, привычки, стереотипы поведения.

Концепция человека как социального существа и субъекта социальной жизни является исходным пунктом социальной науки и социологического исследования. Существование конкретного индивида в социуме предполагает его взаимодействие с другими социальными субъектами, а его формирование в социуме происходит путем социализации, осмысления ценностей, образцов и норм поведения, отношения к своему окружению.

Коллектив (семейный, учебный, трудовой, неформальный, «по интересам») – это общество в миниатюре, именно здесь можно воочию увидеть, как происходит взаимодействие личности и общества. Личность несет на себе печать своего коллектива, а коллектив – печать составляющих его личностей, членов. Формируя личность, коллектив сам формируется соединением разных неповторимых индивидуальностей. Личность не растворяется, не тонет в коллективе, а реализуется, самоутверждается.

В каждой группе развиваются определенные нравы, обычаи, привычки, стереотипы поведения. Они усваиваются ее членами и отличают данную группу от других. При этом у отдельного индивида развивается сознание этой группы и ее задач. Группа через влияние на индивидов направляет их поведение к достижению групповых целей. Причем эти цели могут иметь различный характер. Человек, будучи существом социальным, субъектом общественной

удовлетворяет потребность в защите и безопасности. Группа выполняет также поддерживающую роль: вместе людям легче преодолеть «отрицательные» эмоции. В группе они успокаиваются, отвлекаются, получают дополнительную информацию. Группа влияет на формирование представлений индивида, его поведение и установки, мышление, систему социальных норм.

Таким образом, необходимость участия в группе является естественной потребностью всякого человека. Особенно насущной данная потребность становится для такой социальной группы как подростки в силу их специфического психологического положения.

По мере взросления у подростка меняется иерархия интересов и потребностей. Особенно важным в этот период становится общество сверстников. И ни к какой другой когорте они не восприимчивы так, как к своей подростковой среде, будь то с положительными или отрицательными ориентациями и установками. Специфика социализации через группу сверстников является решающим фактором при передаче информации, моделей поведения, моды, возможности самоутверждения. У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив, групповая солидарность, групповое поведение – следование образу жизни, действий, нормам поведения группы, подчинение ее моде.

В ряде социологических исследований показано, что часто определяющее влияние на подростков оказывает неформальная группа, а не семья и школа. Именно неформальная группа выступает основным социализирующим институтом в подростковом возрасте. Группы сверстников занимают промежуточную позицию между семьей и школой, между семьей и социальной системой в целом. Управляя переходом мировоззрения подростков от частных ценностей к общественным, группы сверстников выполняют функцию обеспечения своих членов определенным способом поведения, самоидентификации и самоутверждения.

Общение со сверстниками имеет преобладающее значение для подростка. Для него важно не просто быть вместе со сверстниками, но главное – занимать среди них удовлетворяющее его положение. Формирование у подростков чувства солидарности, товарищества и взаимопонимания не только облегчает ему автономизацию от взрослых, но и создает для него фон эмоционального благополучия и устойчивости.

Большинство социологов и психологов считает, что тяготение подростка к неформальной группе сверстников усиливается по мере ухудшения его отношений с семьей и школой. Подростки, ощущая себя непринятыми, непонятыми в семье, отвергнутыми школой, ищут прибежища в обществе «себе подобных». В этих случаях оценка ценностей и норм сверстников становится для подростка более убедительной и значимой, чем те, которые существуют у старших. Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что чем больше расхождение между привлекательностью сверстниковых ценностей и ценностей взрослых, тем все более возрастает влияние групп сверстников на подростка, все быстрее и больше происходит процесс его автономизации и отчужденности от взрослой среды. Именно в это время происходит разрыв в системе ценностей, норм, стереотипов поведения родителей и детей. Даже простое неучастие родителей в воспитании детей играет для них значительную роль – возможность оказаться под влиянием приятелей.

Участие в неформальных группах – явление закономерное для подростков. Оно объясняется следующими моментами:

переориентацией общения с родителями на ровесников, ослаблением влияния семьи;

маргинальностью социального положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), что способствует появлению нестабильности, неловкости, беспокойства в поведении;

необходимостью удовлетворить потребности подростка в общении, защите, солидарности в поведении;

переходом форм контроля от детских к взрослым;

трудностями переходного возраста.

неформальные подростковые группы, с одной стороны, играют в обществе позитивную роль, способствуя социализации подростков. С другой, – эти потребности являются рассадниками криминальной субкультуры.

Среди социальных факторов, способствующих приходу несовершеннолетних в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях; конфликты с родителями, преподавателями. Выявленные мотивы достаточно традиционны: желание провести свободное время, отсутствие взрослых и контроля, необычные приключения и переживания, общие интересы. Однако внешние причины заставляют задуматься о том, что это – внутреннее одиночество и желание найти друзей, уважение окружающих, достаточно высокая отчужденность от норм и ценностей активной творческой жизнедеятельности индивида. Одиночество отражает потребность в принадлежности к какой-либо группе, и как показывают наши исследования, подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости.

Вхождение подростка в неформальную группу сверстников стимулируется также отсутствием или недостатком позитивных социальных связей с формальной группой (в школе). Так, 92,2 % трудных подростков отчуждены, психологически изолированы от товарищей по школе; почти все они были недовольны своим положением в классе; многие относились к одноклассникам отрицательно . Школа все в большей степени оттесняет и изолирует неуспевающих подростков, вследствие чего пребывание в ней становится для них невыносимым: она выталкивает делинквентных учеников, а они в свою очередь отрицательно относятся к своим учителям и испытывают дискомфорт в ученической среде. Таким образом, отсутствие позитивных социальных связей у подростка с семейной и формальной (учебной) группой делает неформальную группу сверстников для него максимально притягательной, а взаимодействие с ее членами – зачастую единственной нитью, связывающей его с обществом.

Подросток, лишенный позитивных эмоциональных связей в семье и не имеющий возможности для самовыражения в формальной группе, переживает отрицательные эмоции и, пытаясь избавиться от них, присоединяется к группе. Группа в данном случае играет поддерживающую роль для субъектов, разрешающих сходные проблемы. Н. Смелзер раскрывает данное положение образным сравнением: «Беда любит компанию» . Кроме того, в ситуации, когда подросток отвергнут семьей и не принят формальным коллективом, у него блокирована потребность в уважении других. Подобное состояние является фундаментальной человеческой потребностью и, будучи нереализованной, тормозит удовлетворение других, вышестоящих потребностей – в любви, заботе о других, самовыражении, творчестве. Вступление в группу подростка в данном случае можно рассматривать как реальный шанс удовлетворить потребность в уважении – быть принятым и признанным, уважаемым другими. Подобная компания вполне удовлетворяет подростка. Она ему зачастую заменяет все родственно-эмоциональные связи. По результатам наших исследований, проведенных в 2000 – 2001 гг. среди малолетних правонарушителей, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних г. Владикавказа и находящихся на исправлении за совершение правонарушений во Владикавказском спецучилище, 85 % детей отмечают, что компания друзей их вполне устраивает. Вступление в группу и дальнейшее взаимодействие с ее членами можно рассматривать как попытку компенсации фрустированных потребностей подростка.

Подростки, вступающие в группу, полностью «погружаются» в нее и участие в этой группе становится их жизненной доминантой. В группе подростки проводят большую часть свободного времени. Известно, что частота, продолжительность и количество контактов с девиантами влияют на интенсивность усвоения подростками девиантных ценностей: продолжительное взаимодействие с делинквентами формирует позитивное отношение к ним. При этом, если частота взаимодействия между двумя или большим числом лиц повышается, то возрастает степень симпатии между ними. В этом случае у подростка, попавшего в группу с девиантной или делинквентной направленностью, повышается вероятность отклоняющегося поведения. Это подтверждается и результатами нашего исследования, которое свидетельствует, что «друзья с улицы» не имеют какого-либо позитивного социализирующего влияния, а даже наоборот – приобщая подростка к своей субкультуре, они способствуют деградации его личности. О масштабах такого влияния свидетельствует и таблица, составленная по результатам нашего исследования.

Подростки в рамках своей группы имеют собственный вариант культуры, называемый субкультурой. Формирование самостоятельной субкультуры происходит на основе общения несовершеннолетних в течение определенного времени и выработки собственных целей. Эта молодежная субкультура весьма единообразна и подчинена сильному групповому давлению. Результат социализации в первичной группе подростков – формирование членов сообщества, похожих друг на друга.

Распределение ответов на вопрос: «Какое отрицательное

воздействие оказывают на Вас друзья, знакомые?»

(в % от числа ответивших на вопрос)

Типичная черта подростковых групп – высокая степень конформности. Подростки зачастую некритически относятся к мнению группы и ее лидеров. Желание быть «как все», которое распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, а главное – на стиль поведения, часто приводит к различным девиациям.

Таким образом, первичные подростковые группы в силу того что они маргинальны по отношению к обществу, имеют отличную от него подкультуру – субкультуру, содержат в своей структуре элементы дезорганизации – они потенциально несут в себе заряд девиантного поведения. Делинквентное (противоправное) поведение является достаточно частой формой девиации у подростков. Эти группы, объединенные по способу времяпровождения, включают в себя несовершеннолетних, которых объединяет одиночество, неумение найти для себя достойное занятие. Это в основном стихийно возникающие досуговые группы, в составе которых несовершеннолетние проводят почти все свободное время, восполняя недостаток испытываемого ими по разным причинам социального и эмоционального комфорта и в которых формируется или усугубляются их антиобщественные взгляды, установки, привычки поведения.

Подросткам свойственны «жажда постоянного получения новой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребность в поверхностных контактах..., это многочасовая пустая болтовня, глазение на происходящее вокруг, детективно-приключенческие романы и книги, глядение всего подряд по ТВ, азартное хобби – игра в деньги и карты», т.е. бесцельное времяпровождение, названное каждым вторым подростком любимым видом деятельности в свободное время . Результаты нашего исследования показывают, что свободное время подростки чаще любят проводить на улице с друзьями (63,8 %), чем дома с родителями (36,2 %), а дружат они с ними потому, что им интересно и весело вместе (72,1 %) и неинтересно и плохо дома (27,9 %).

Подростковые группы, практикующие в качестве основной формы досуга «пустое» времяпровождение, объединяющие скучающих несовершеннолетних, часто становятся благодатной почвой для антисоциальных поступков. Как гласит восточная мудрость – «ничем не занятый ум есть мастерская дьявола». Не случайно большинство таких подростков имеют приводы в милицию в нетрезвом виде, употребляют наркотически действующие вещества .

Питательной средой групповой преступности и являются эти неформальные группы. Антиобщественные группировки подростков, нередко враждующие между собой, часто злоупотребляющие алкоголем, токсическими веществами, наркотиками, совершающие различного рода правонарушения (драки, кражи, грабежи, вымогательства и другие противоправные деяния), являются питательной средой групповой преступности, что в большинстве случаев и приводит к преступлению.

Список литературы

1. Шур Э. Наше преступное общество. М., 1997.

2. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

3. Личко А. Психопатология и акцентуации характера у подростков. СПб., 1993.

4. Позднякова М. Е. Социологический анализ наркомании. М., РАН, Институт социологии, 1995.

Здравствуйте, я хочу вам рассказать для чего я собираю подростковые группы и чем так ценно это пространство, которое я организую для ребят.
Одни из основных задач групповой работы для меня - это:

  • Поддержка и формирование навыков социального взаимодействия у подростков.
  • Формирование безопасного пространства, в котором ребята смогут обсудить волнующие их вопросы, смогут получить поддержку и обратную связь от участников и увидеть альтернативные пути решения сложных ситуаций и узнать, как справляются со своими проблемами другие ребята.
  • Это пространство, в котором каждый может получить необходимые для себя ресурсы, а так же новый опыт построения контакта.

Итак, а теперь подробнее для чего вам формировать навыки общения и какие вопросы могут возникать:

Когда подросток попадает в среду сверстников и начинает выстраивать отношения привычными для себя способами, они могут не подходить или оказываться не эффективными. Во время групповых занятий появляется психологически безопасная возможность эти привычные способы исследовать. И если они, по каким-то причинам, не подходят, можно попробовать расширить арсенал, делать что-то по-другому. Научиться отстаивать свою позицию и справиться с страхами. В группе можно отработать новые навыки поведения и смело идти с ними в жизнь!

Следующий важнейший блок БЕЗОПАСНОСТЬ, как же она простраивается?

  • На групповом занятии все участники находятся в равной ситуации, они не знакомы между собой, и вероятнее всего, больше нигде не встречаются. У каждого из них есть цель, с которой он пришел на группу. Это создает дополнительную безопасность и пространство для работы.
  • Мы опираемся на закономерности развития, свойственные любому сообществу. Обычно первая половина цикла, 6-7 занятий посвящены установлению отношений. Чтобы ребята могли комфортно для себя чем-то делиться, обсуждать то что их волнует, им нужно для начала поработать над тем, чтобы чувствовать себя комфортно в группе. То есть вместе с другими участниками прожить стадии развития сообщества, чтобы группа стала группой.
  • Внутри каждой из этих стадий есть своя специфика взаимодействия. Например: Самая первая стадия, знакомства, когда участники только приглядываются друг к другу и презентуют себя. Наряду с этим у них возникают разные переживания и они по-разному действуют. У нас есть возможность не только рассмотреть и исследовать переживания, но и попробовать чему-то научиться друг у друга. Все это происходит в форме упражнений, игр и последующих обсуждений.

Есть так же определенные правила поведения в группе (без правил никуда), нельзя критиковать друг друга, оскорблять, своё мнение участники группы высказывают в форме «Я» сообщений. А так же каждый участник группы обязан соблюдать правила конфиденциальности и не разглашать истории участников. Это означает, что о твоих идеях, чувствах, ценностях мы без твоего разрешения не можем рассказывать никому вне группы, в том числе родителям.

  • Во время занятия организовываются перерывы, это время которое участники взаимодействуют между собой в свободном формате. Они играют, пьют чай, разговаривают между собой. Мне кажется это очень ценной возможностью, которая так же способствует формированию их отношений. На каком-то этапе ведущий во время этого свободного времени просто уходят в сторону, так как участники сосредоточены на взаимодействии друг с другом.
  • Также программа имеет свои различия в соответствии с возрастом участников. Но во всех группах мы много играем, рисуем и обсуждаем.
    Те ситуации, которые происходят на группе, полностью отражают те ситуации, которые происходят в жизни. Безопасность и гибкость программы занятий направлены на то, чтобы обеспечить успешное присвоение полученного опыта участниками для дальнейшего использования его в жизни.

Почему иногда мне сложно однозначно ответить на ваши вопросы про программу и названия тем, которые будут разбираться на занятиях, почему программа может меняться?

Каждая группа имеет свой темп и ритм развития, иногда весь цикл может быть посвящен установлению отношений. В первую очередь в построении каждого занятия я иду от потребностей группы, от вопросов актуальных для данной группы.
С каждой новой встречей отношения в группе развиваются, собственно, так же как это происходит в обычной жизни. Только это происходит в более сжатом и структурированном формате, как уже говорилось выше. В соответствии с тем, как группа развивается, происходит подбор упражнений. Мы готовим следующее занятие на основании предыдущего. Например, сначала в группе была актуальна тема знакомства и смущения, а на 3-4 встрече возникла тема конкуренции и поиска ролей в группе, и в соответствии с этим мы подбираем упражнения, которые способствуют тому, чтобы тема была в группе прожита и обсуждена.
Когда в группе сформировалась безопасность, установились отношения между участниками, мы можем переходить к обсуждению каких-то личных запросов с которыми обратились участники и ориентироваться на них.


Обращение к подросткам

Привет! Меня зовут Ольга, я психолог. Я человек активный, жизнерадостный, целеустремленный и интересующийся жизнью. Я предлагаю тебе, дорогой подросток, интересный и необычный способ разобраться в том, что происходит с тобой и твоей жизнью. Тебе интересно поискать ответы на вопросы о том, какой ты, что ты можешь, чем стоит тебе заниматься, с кем и как общаться? Тогда, мне кажется, ты можешь извлечь пользу из психологической группы, которую мы начинаем.

Если же ты весьма застенчив, и весь закопался в своих комплексах, страхах и отчаянии, то я предлагаю вариант индивидуальной встречи.

Я собираю группу из 10 человек, возможны разные варианты групп зависят они от возраста: набор идет в старшую группу (15-17 лет), среднюю группу (13-14 лет) и младшую группу (11-12 лет). По опыту прошлых групп я знаю, что благодаря этим встречам участники научаются лучше понимать себя, людей, быть смелее, справляться с непохожестью или непониманием и выбирать удобный им стиль отношений. Группа – это возможность сделать паузу и получше разглядеть себя – свои возможности и ограничения, свои страхи и желания, почувствовать «твердую почву» под ногами. Это возможность на время отказаться от масок и от необходимости соответствовать чьим-то (в том числе своим собственным) ожиданиям. Не всегда это просто, но точно не скучно, а часто даже увлекательно!

Перед группой проводится встреча-знакомство с каждым участником. На ней ты сможешь рассказать о своих задачах и сомнениях и окончательно определиться, подходит тебе группа или нет.

Если у тебя есть вопросы, ты можешь задать их по телефону 8920-911-89-78

Какой именно вклад родители вносят в групповую терапевтическую работу?

  1. Возможность обеспечивать регулярное присутствие подростка на группе - это огромный вклад. Младшим нужно помогать добираться до места, старших поддерживать и мотивировать.
  2. Как описано в нашей методике, посещение группы не всегда является простой задачей. Иногда групповые занятия бывают очень увлекательными и у участников есть желание ходить дальше. Но иногда, обычно это происходит ближе к середине программы (5-6 встреча) на группе может возникать напряжение, которое описывается как скука или отсутствие интереса. Как подсказывает опыт, часто это связано с какой-то нерешенной трудностью, возникающим недовольством и невозможностью его проговорить. И еще опыт нам подсказывает, что именно в такие моменты и наступают изменения, точнее, если удается преодолеть возникающие сложности. И как раз тут помощь и поддержка родителей очень важна. Важно мотивировать подростка не бросать группу, если же это оказывается невозможным, то поддержать его в том, чтобы он поговорил с ведущими о своих трудностях и пришел еще раз на занятие попрощаться с остальными участниками. Обычно мы договариваемся об этом во время собеседования.
  3. Мы в свою очередь стараемся информировать родителя о происходящем на занятиях, не нарушая конфиденциальности. Рассказываем в общих чертах о том, что происходит на группе. Конфиденциальность является одним из факторов, которые обеспечивают безопасность для участников.
  4. В конце группы мы даем родителям обратную связь, на отдельной встрече, на которой присутствуют и родитель и подросток (участник группы). К концу занятия мы можем сформулировать (вместе с подростком) его особенности взаимодействия со сверстниками. Выделить сильные стороны, на которые можно опираться и выделить те стороны, которые нужно наоборот поддержать. Также мы формулируем рекомендации для дальнейших действий, если это необходимо: например, мы можем рекомендовать определенные способы взаимодействия с ребенком, или подходящий ему вид деятельности, или помогаем составить план дальнейшей работы.
  5. Изменения в результате групповой работы обычно заметны, их можно наблюдать в течение последующих после группы месяцев. Хотим обратить внимание, что изменения возникают только при систематическом посещении группы, что обеспечивает включённость ребенка. Безусловно, в этом есть заслуга и поддержка родителей.

Для того чтобы понять подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия.

Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в настоящее время. Возникновение их связано с неприятием подростков и молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования.

Этот протест значительно усиливался в период общественных переломов и кризисов. Стали появляться в значительном количестве небольшие группы молодежи, стремящиеся обособиться от окружающего общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми есть, битники, не имеющие постоянного места жительства, обитающие в подвалах, носят примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляют презираемому ими буржуазному комфорту. Они заняты поисками смысла жизни и не отвергают работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни. Многие из них прямо говорят о своем разочаровании во взрослых и, не найдя своего решения важных политических проблем, сознательно отстраняются от участия в политической жизни общества.

«Лови кайф! Ни о чем не думай!» -- такова мораль довольно значительной части молодежи. Растет количество сатанистов, стремящихся ниспровергнуть самые глубокие основы духовности. Во многих молодежных коммунах стала внедряться идея. сексуальной революции, новых и свободных отношений между полами, некоторые из них имеют общих сексуальных партнеров. Бросая вызов существующему обществу, фальшивым формам интимных отношений. Проповедники «сексуального освобождения» публично совершают половые акты. Предприимчивые дельцы используют этот взрыв интересов подростков и молодежи к сексу: появились в большом количестве сексмагазины, сексжурналы, эротические центры.

В процессе социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности.

Установлено, что досуговая деятельность бывших несовершеннолетних правонарушителей значительно отличалась от той, которая характерна для подростков, обладающих аналогичными социально-демографическими характеристиками, но не нарушающих закон. Досуговая деятельность правонарушителей имеет свою специфику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спортом, различные виды социально-полезной внешкольной деятельности).

Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто такие межличностные связи принимают антисоциальную направленность, становясь, таким образом, криминогенными. Они устанавливаются и развиваются в основном в сфере досуговой деятельности уже достаточно деморализованных подростков.

Ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140--160 км/ч), со снятыми глушителями. Нередко на заднем сиденье находится рокерша. Мчась на них с головокружительной скоростью по пустынным улицам больших городов, рокеры испытывают «чувство сладостного освобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие их идеалы жизни в общении с себе подобными, в своих рок-клубах. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отмечены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки из бензобаков чужых автомобилей. В некоторых случаях вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и других неблаговидных дел.

Конечно, нельзя считать образование досуговых товарищеских групп чем-то предосудительным, общественно опасным. Они вполне естественны для этой возрастной группы. Более того, потребность ребят в общении в наибольшей степени удовлетворяется именно в таких стихийных неформальных группах. В значительной мере это объясняется дефицитом внимания к подростку со стороны близких, которые ограничивают общение с ним почти исключительно заботой о его элементарных нуждах (еда, одежда, деньги на карманные расходы и т.д.). Подростку же больше хотелось бы видеть в родителях не столько "кормильцев", сколько друзей и советчиков. При всей своей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте, помощи и поддержке старших. Однако реальные взаимоотношения подростков с родителями часто обременены конфликтами на почве непонимания друг друга.

Недостаток внимания со стороны взрослых - не единственная причина, побуждающая подростка искать группу сверстников. Не менее важный мотив - стремление к неформальному общению, общению эмоционально значимому. Конечная цель такого эмоционального общения состоит не только в проведении досуга, но и в получении подростком информации об отношении сверстников к нему, то есть в определении своего личного статуса, и, в конечном счете, в самореализации.

Качество общения, а, следовательно, и полнота удовлетворения потребности в нем у подростка могут быть различным. Выделяют три уровня общения: дефиниция - простое восприятие информации на уровне коммуникативного хобби, при котором у подростка не меняется отношение к окружающему и оно не сопровождается эмоциональными реакциями; идентификация, при которой личность слушающего претерпевает некоторое изменение: отождествляя себя с партнером, то есть принимая на себя его "роль", слушающий усваивает, хотя и частично, и систему его отношений к другим людям, к происходящим событиям и явлениям, новую для него систему ценностей; эмпатия (сопереживание) - когда подросток полностью сливается с партнером по общению, когда он вместе с ним живет, действует, переживает. Ясно, что эмоциональное участие подростка, степень удовлетворения его потребности в общении будут в каждом случае различными. Подросток стремится к самому эмоционально насыщенному уровню общения (уровень эмпатии) вследствие чувства одиночества, которое, как отмечают психологи, наиболее остро переживается в подростковом возрасте.

Еще более крайние позиции занимают «бритоголовые», «скинхэдз», «скинз». Тяжелое существование породило у них слепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытому насилию по отношению к окружающим. Из них формируются основные «кадры» неонацизма. Однако ряды их неоднородны. Не всякий «бритоголовый» -- фашист. Для многих из них участие в этих группах -- лишь средство выразить свой протест против равнодушного отношения к ним общества. Известны и группы попперов, отрицающих отрицание. Они осуждают критичное и протестующее поколение своих «левых» отцов, стремятся не видеть плохое в жизни и наслаждаться имеющимися благами. Большую известность в современном мире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, негодуя, сознательно стремятся вызвать у членов этого общества отрицательную реакцию, даже отвращение к себе. «Шокировать и провоцировать!» -- их лозунг. В особенности сказанное относится к группам панк-рока. Подобные взгляды находят выражение даже во внешнем облике панков, разительно отличающемся от всех других людей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные прически, причудливо расписанные красной или черной краской лица. Разностилье в одежде: кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо. Разодранная одежда (джинсы, кожаные куртки), цепочки на лице, вызывающее на шеях ошейники для собак и цепи от унитаза. Многие из них мрачно и безнадежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход в прогрессивных формах политической борьбы. Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно. Многие из них употребляют наркотические вещества и токсины. Они перемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Появление их в городе связано обычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью надругательства над личностью

Ввиду отсутствия глубокого взаимопонимания между подростком и взрослыми, особенно у "трудных" ребят, наиболее высокого уровня эмоционального общения они могут добиться в кругу сверстников - в стихийных неформальных досуговых группах. В процессе такого общения со сверстниками подросток стремится выразить свой внутренний мир, свои переживания и состояния. При этом в процессе переживания он стремится к самовыражению, как бы требует понимания себя другими. Если же другие не понимают внутренний мир подростка, то есть не эмпатируют или неадекватно эмпатируют, то в межличностном общении возникает определенный диссонанс, нарушение душевного равновесия, что приводит к конфликтным ситуациям, состоянию фрустрации, сопровождаемому аффективными агрессивными вспышками.

Следует отметить, что общение на уровне эмпатии представляет определенные трудности для подростков, поскольку требует высокой психологической подготовки, психологического опыта, который у них еще недостаточен.

Основными механизмами эмпатического общения являются проекция и интроекция. Проекция в межличностных отношениях означает приписывание своих особенностей, склонностей, побуждений и чувств другим людям. Интроекция - противоположный процесс. Она понимается как приписывание личностью себе наклонностей, побуждений, переживаний и чувств других людей. Посредством интроекции человек (собеседник) создает внутреннюю картину личностных особенностей и психических состояний других людей (партнеров по общению).

На первом этапе общения проекция осуществляется либо в форме отождествления (переноса) своих личностных качеств и побуждений с личностными качествами и побуждениями партнера, либо в форме уподобления личностных особенностей партнера тем эталонам, которые выработаны на основе представления о других людях.

В процессе же интроекции происходит как бы абсорбция, то есть поглощение, впитывание образа другой личности, его внутреннего состояния.

Но, несмотря на трудность достижения подлинно глубокого эмоционального общения подростка со сверстниками, общение с ними в неформальных группах, тем не менее, позволяет удовлетворить следующие потребности:

в безопасности (защищенности);

в снятии (разрядке) нервно-психического напряжения;

в понимании, сочувствии, сопереживании;

в дружбе (в ощущении своей нужности другому);

в самостоятельности, независимости, автономии от взрослых;

в положительной оценке, уважении со стороны равных себе сверстников (завоевание личного статуса);

в утверждении себя, завоевании популярности, признании (приобретение социального статуса);

в получении новой информации;

в достижении эмоционального комфорта.

Свойственная подросткам, членам досуговых групп, склонность противопоставлять себя окружающему миру, взрослым проявляется в ряде особенностей их поведения, имеющих демонстративный характер. Сюда относятся в первую очередь такие признаки (символы) их независимости и противопоставленности взрослым, как особенности одежды, жаргон (юношеское арго). Употребляемые подростками термины нередко грубы, подчеркнуто условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их обычному значению, часто встречается заимствование словечек из блатного лексикона. Вся эта словесная игра выполняет функцию отделения "своих" от "посторонних", а также упрочивает групповую солидарность.

Важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей общественной активности и стремлении к независимости и самостоятельности. Следует учитывать потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников, и желание уподобиться им. Ко всему этому нередко добавляется отсутствие занятости интересным для них полезным делом в школе и вне ее, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью. Это стало особенно явным в последние годы, выявившие многие недостатки нашей жизни. Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы.

Страница 1

Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, его твёрдым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестёрка», которым все помыкают. Состав групп стабилен, приём новых членов сопряжён с особыми «испытаниями» или ритуалами. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные знаки, свой «язык», свои клички, обряды. Подобные группы обычно образуются только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечётким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы обычно разнополый и нестабильный - одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо чётких требований, удовлетворение которых необходимо для вступления в неё.

Группа защищает подростка, даёт ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему жёсткие требования. Группа создаёт особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» - сверстники, члены одной группы, и «они» - взрослые или ровесники, но члены другой группы - имеет для подростка очень большое значение.

Желание добиться признания со стороны сверстников оказывает серьёзное влияние на нравственное развитие подростка. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе ровесников. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников.

Реакцией группирования может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. В группе сверстников, как правило, начинается также алкоголизация, осуществляется первое знакомство с действием токсических веществ. Даже формирование психической зависимости к алкоголю или иным токсическим веществам проходит стадию особой «групповой зависимости» - когда, например, влечение к алкоголю вспыхивает только когда подросток попадает в «свою» группу. Отрыв от «своей» группы сразу же прекращает алкоголизацию.

Ранняя алкоголизация часто возникает поначалу как одно из проявлений деликвентности.

Под деликвентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от лат. Delinguo - совершить проступок), отличающихся от криминала, т. е. наказуемых согласно Уголовному кодексу серьёзных правонарушений и преступлений.

Деликвентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей. Реже встречается мошенничество, “домашние кражи” небольших сумм денег.

Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

Oсознание этнической идентичности
Осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенно...

Динамика развития стрессового состояния
Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье. За описанной динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко прослеживаются связи с перестройкой функциональных систем обеспечения дея...

Способы быстрого запоминания учебного материала в классах детей с ЗПР
Наверное каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом, а существуют ли какие-нибудь приемы и техники, позволяющие запоминать различную информацию более эффективно, то есть сделать процесс усвоения знаний более легким и естественн...

Объединение подростков в группы – это традиционное явление для детей возраста 12-16 лет. Подростковые группы разнятся своей направленностью и способом занятости. Находясь в среде единомышленников с правильной целью, подростки значительно быстрее развиваются и совершенствуют свои умения.

Говоря о подростковых группах, их разделяют на формальные и неформальные.

Формальная группа является социально признанной, организованной государственными или частными учреждениями с целью развития детей. Все подростки, вступающие в формальное объединение, имеют общие интересы и стремления, а их действия, нормы поведения, а также права и свободы обозначены в официальном уставе.

К формальным группам относят различные кружки (театральные, музыкальные, литературные и т.д), а также редакции, секции и других организации, официально утвержденных по законам государства. Большинство формальных групп подростков занимаются на базе общеобразовательных или спортивных школ, спортзалов. Организаторами официальных групп являются родители, учителя, тренеры.

Неформальные группы подростков – это организации без официального руководства и правил. Выбор места, времени занятий и руководителей зависит непосредственно от членов группы. Неформальные сообщества объединяют подростков схожих во взглядах на искусство, музыку, культуру и т.д.

А.В. Толстых подает полную классификацию подростковых групп, которая дает возможность получить наиболее содержательную информацию о типах существующих организаций.

— Общественно-политические. Не агрессивные объединения, которые мирным путем пропагандируют определенные общественно-политические взгляды.

— Эколого-этические. Группы, объединенные общей целью сохранения природы, как источника здоровья.

— Группы образа жизни. Организации, создающие особый стиль жизни, имея индивидуальные музыкальные предпочтения, одежду, привычки и т.д.

— Нетрадиционно-религиозные. Группы, созданные на основе религиозных убеждений, к которым относятся различные секты, некоторые из которых могут быть социально опасными, особенно для подростков.

— Группы по интересам. Подобные организации объединяют подростков с различными хобби (филателистов, значкистов, любителей футбола, хоккея, компьютерных игр и т.д).

Общей характерной чертой формальных и не формальных организаций является групповая динамика, то есть тесное взаимодействие всех членов группы.

Процессы групповой динамики:

— руководство и лидерство в группе;

— сплоченность, групповое мнение, конфликты;

— возможность включаться в решение важных вопросов, как руководителям, так и другим членам группы.

В зависимости от структуры управления неформальных организаций, их разделяют на 2 основных типа: авторитарный (в основе формальные правила) и формальный (в основе лежат социальные роли).

Почему подростки объединяются в неформальные группы

В возрасте 12 -16 лет происходит интенсивное взросления подростка, как физическое, так и моральное. Ребенок желает стать взрослым, выразить себя, показать свою индивидуальность. Выдвигая собственные взгляды на жизнь, парни и девушки находят единомышленников, вместе с которыми чувствуют себя понятыми, не одинокими в своих мыслях и занятиях. Таким образом, появляются различные неформальные организации (субкультуры).

Распространенные виды субкультур

Эмо — объединение эмоциональных подростков, которые часто меняют смех на слезы и наоборот. Эмо носят одежду розово-черных цветов, длинную косую челку и короткие волосы. Украшениями подростков служат и смешные рисунки на одежде и эмблемы.

Готы – любители готической музыки и мрачного образа жизни. Одежда готов имеет черный цвет, а привычным местом для их собраний является кладбище. По своей натуре готы пессимисты, они отказываются от мыслей о счастливом будущем и не желают трудиться для достижения собственных целей. Именно поэтому, стоит обратиться к психологу и вывести подростка с состояния пессимизма, помочь ему посмотреть на мир глазами полными радости.

Хиппи – группа, желающая кардинально отличиться в одежде. Хиппи создают модные образы, носят различные фенечки и бусы, одним из любимых материалов называют текстиль в окраске «тай-дай». Парни хиппи отращивают длинные волосы, носят рюкзаки с вышитыми цветами и играют на гитаре.

Панки – любители ирокезов, пирсингов и татуировок. По мнению медиков, модификация собственного тела, которой предают себя панки, является травмой для психики подростка, поэтому увлечение панк движением – сигнал для родителей.

Рокеры – группа любителей рок музыки, кожаной одежды и метала. Полноценными членами группы рокеров являются мужской пол, а девушки могут присутствовать только в виде подруги участника.

Скинхеды – агрессивные бритоголовые парни, в большинстве футбольные или политические фанаты. Группа часто идет против закона, не обращая внимание на ответственность. Одежда скинхедов – выбритая голова, черная кожаная куртка, белая шнуровка на высоких черных сапогах.

Если подросток проявляет интерес к скинхедам, родители должны всерьез задуматься о его внутреннем мире, ведь озлобленность появляется не просто так. Обеспечив ребенку благоприятную атмосферу и помощь психолога, его сознание значительно изменится и он увидит светлую сторону жизни.

Подростковые группы помогают школьникам полноценно развиваться в кругу единомышленников. Очень важно, чтобы такие организации имели позитивный характер, а вот к неформальным группам отрицательного оттенка родители должны отнестись со всей осторожностью.