Светлана Киселева
«Где чья работа?» .
Задание : посмотреть на предмет и сказать, кто с этим предметом работает : мамы или папы. Картинки с предметами подберите заранее. Список предметов : рулетка, пылесос, игла, ножницы, молоток, поварешка, сковородка и т. п. Подвести детей к тому, что их могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.
«Найди отличия» .
Задание : детям предлагается рассказать, чем папы отличаются от мам. Принимаются и поощряются все ответы. В конце делаются выводы, что папы чаще ходят на работу, но многие мамы работают тоже. Мамы чаще занимаются с детьми, но папы занимаются с детьми тоже. Мамы готовят кушать, а папы могут им помогать. Папы делают ремонт, а мамы могут им помогать.
«Собери игрушки»
На полу лежат игрушки. Задача : мальчики собирают в красный обруч игрушки, которыми любят играть девочки, а девочки собирают в синий обруч игрушки, которыми любят играть мальчики.
«Правильно - неправильно»
На столе разложены картинки с изображение изображением мальчиков и девочек, вместе совершающих хорошие и плохие поступки. Детям предлагается рассмотреть картинки и решить, где дети ведут себя правильно, красиво, а где неправильно, некрасиво. Картинки, на которых девочки и мальчики поступают правильно, положить на зеленый поднос, а где неправильно – на красный.
Какие картинки вы положили на зеленый поднос? (картинки выкладываются на столе перед детьми и называются только хорошие поступки)
«Правда - неправда»
Правда ли, что мальчики любят носить бантики?
Правда ли что девочки любят играть в машинки?
Правда ли, что девочки носят красивые платьица?
Правда ли, что мальчики любят играть с пистолетами?
Правда ли, что мальчики любят играть с куклами?
Правда ли, что девочки очень ласковые и добрые?
Правда ли, что мальчики смелые и сильные?
Правда ли, что девочки любят играть солдатиками и роботами?
«Мы - разные»
Дети вместе с педагогом встают в круг.
Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы :
Кто из мальчиков самый высокий?
Кто из девочек самая высокая?
Кто из детей низкого роста?
У кого самые темные (светлые, вьющиеся, кучерявые и т. д. волосы?
Посмотрите на соседа и скажите, какого цвета его глаза?
У кого на голове есть бант (два банта, заколки, резинки, обручи?
Кто носит платья, сарафаны, юбки?
У кого в одежде присутствует розовый, красный (синий, коричневый, серый, зеленый и пр.) цвет?
Какую обувь носят девочки (мальчики?
Какие украшения носят девочки (мальчики?
В конце игры педагог обращает внимание на то, что дети смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные» , «непохожие» . Все люди отличаются друг от друга.
Игра «Взаимное доверие» .
Сначала мальчики должны провести девочек через препятствия (у девочек завязаны глаза) . Мальчик ведет девочку за руку и объясняет ей, как и куда идти, перешагивать и т. п.
Молодцы, мальчики, настоящие рыцари.
Как, ты себя чувствовала, когда глаза были завязаны?
Вел ли тебя мальчик бережно, уверенно?
А как ты ощущал себя, когда вел девочку?
Молодцы, вы доверяете друг другу – это хорошее качество.
«Предмет-мужчина, предмет-женщина» .
Задание : Рассмотреть предмет (зонтик, вешалка, стул, звонок, сумка) . Представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной, и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие - словесно или жестами.
«Сказка наоборот» . Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности.
Задание : Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основное условие : героев мужского пола (Карлсон, Буратино, Кощей бессмертный, Карабас-Барабас, Незнайка, Иван-царевич, братец Иванушка и т. п.) изображают девочки. А героинь женского пола (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, Сестрица Аленушка, Дюймовочка, Золушка, Мальвина и т. п.) - мальчики.
Имитационные игры : Цель : Расширять чувственный опыт детей, развивать умение детей входить в образ, выполнять имитационные действия.
«Обиженная девочка» . Задание. Выразить эмоцию обиды. У остальных детей эмоцию сочувствия, желание помочь.
«Удивленный мальчик» . Задание. Выразить эмоцию удивления.
«Любящие родители» . Задание. Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.
«Бездомный котенок» . Задание. Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.
«Разъяренная медведица» . Задание. Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способ выхода из этого состояния.
«Охота Бабы Яги» . Задание. Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой.
Состязательная игра «Рыцарский турнир» .
Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь
в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту,
силе (перетягивание каната, армреслинг,
смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок,
галантности (приглашение на танец,
остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам) .
Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.
«Веселые фанты» .
На фантах написаны загадки – обманки - слушайте внимательно и отвечайте, кто это мальчик или девочка?
Загадки из мешочка дети достают парами – мальчик-девочка.
Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только … (девочки)
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у … (мальчишки)
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только … (мальчики)
Болтали час без передышки в цветастых платьицах … (девчонки)
При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь … (мальчишки)
Публикации по теме:
Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста Возрастная группа. II младшая группа «»Солнечный город». С декабря 2013 по май 2015г. проработала в I младшей группе по Программе «От рождения.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма.
ИГРА – СИТУАЦИЯ «Хотим быть смелыми». Программное содержание: воспитывать патриотические чувства; вызывать эмоциональный отклик на героические.
Конспект НОД по расширению ориентировки в окружающем с учетом принципов гендерного воспитания во второй группе Цель: формировать умение детей различать куклу - мальчика и куклу – девочку. Дать представление о предметах одежды. Способствовать умению.
НОД по физической культуре с приемами гендерного воспитания в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» комбинированного вида Конспект НОД по физической культуре.
Организация: ДО МБОУ «СОШ №2» д/с «Теремок»
Населенный пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей
Использование универсального дидактического пособия «Волшебный цветок» в следующих дидактических играх:
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.
Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).
Ход игры: К детям в гости пришли куклы.- Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.
Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.
«Дом добрых дел» (со средней группы)
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
Материал: конструктор
Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!
«Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные, вставляются в серединку
Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. . Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
«За что нам нравятся мальчики (девочки)?»
Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
Д/ игра «Достань слово из корзинки». Это игра с использованием карточек. В зависимости от того, кто изображён на карточке. Этому человеку необходимо сказать ласковое слово. Мальчики дарят комплименты девочкам, говорят ласковые слова мамам, бабушкам, сестрёнкам. А девочки – наоборот: папам, дедушкам, братикам, другу.
В старшем дошкольном возрасте элементарные знания об организме человека закрепляются в дидактической игре «Чей силуэт?» (женщина, ребёнок, мужчина) дети перечисляли признаки, по которым они определяли, кому принадлежит каждый из рисунков. Мужчина – плечи более широкие, ступня большего размера, короткая стрижка; у женщин – плечи уже, руки меньше, чем руки мужчин, длинные волосы и тд.
Практическое задание «Мальчики или девочки?»
Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки.
МАЛЬЧИКИ |
|
Рождаются более зрелыми на 3-4 недели |
Начинают ходить на 2-3 месяца позже |
Чувствительны к шуму |
Начинают говорить на 4-6 месяцев позже |
Больше развита чувствительность кожи |
Более подвижны |
Опираются на ближнее зрение |
Трудновоспитуемы |
Раскладывают игрушки возле себя |
До 8 лет острота слуха выше |
Смотрит при ответе на вопрос в глаза |
Игры опираются на дальнее зрение |
Вопросы задаются для установления контактов |
При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает |
Всё надо объяснять конкретно |
Вопросы задаются конкретно, для получения информации |
Лучше развиты беглость речи и скорость чтения |
Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний |
Мозг готов к ответу на любую неприятность |
Лучше решают задачи |
Лучше отгадывают кроссворды |
|
Более раздражительны |
|
Более возбудимы |
|
Более нетерпимы |
«Секретное совещание» с мальчиками и девочками»
По отношению к девочкам и слабым недопустима грубость (нельзя толкать, отбирать вещи. Драться не только с ними, но и в присутствии, говорить грубые слова);
К девочкам нужно проявлять внимание – пропускать вперёд, уступать место, очередь, придерживать дверь, подавать польто;
Мальчик должен брать на себя работу, требующую физической силы, должен защищать девочек и тех, кто слабее.
Нужно помогать тому, кто не умеет поддерживать красоту и порядок;
Нужно замечать какое настроение у тех, кто рядом с тобой, и помогать тому, кому плохо;
Нужно уметь благодарить мальчиков и мужчин за проявленную внимательность и уважение к девочкам и женщинам.
«Кому что нужно для игры»
Оборудование: лист бумаги с нарисованным лабиринтом.
Описание игры: определить, какие игрушки нужны мальчику, а какие – девочке.
Для работы с родителями по гендерному воспитанию:
Задание № 1 - "Ладошки".
Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.
Задание № 2 - "Рассказы в картинках".
А сейчас предлагаю вашему вниманию картинку, на которой изображена - губка (воспитание ребенка).Попробуйте составить рассказ по ней. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. (После того как родители составили свои рассказы, предлагается зачитать. Затем психолог объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.)
Воспитание происходит от слова "питание", "впитывание". Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте.
Мы можем сколько угодно, что называется, "вливать в него" правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, "впитает" в себя пример старших и уважаемых людей.
Пример рассказа мамы Саши П.:
Губка - это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную - такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.
Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность.
Задание №3 - "Девочки это:.., мальчики - это:…".
Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики - это:., мальчики должны быть:; а родителям девочек - "девочки это - :, девочки должны быть:".
Задание № 4 - "В Детском мире".
Не печенье, не ватрушки,
Не сметану, не кефир-
Покупаем мы игрушки
В магазине "Детский мир".
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи. А вот шары-
Мамы, папы выбирайте
Вашим милым шалунишкам
Все что нужно для игры.
Предоставьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.
Задание № 5 - "В гостях у сказки".
Дети не только любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и слушать сказки.
Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов), подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.
- "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
- "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
- "смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха: принятие со стороны сверстников; занимать лидирующее, заметное положение; иметь успех у девочек; обладать деньгами и собственной территорией. Задача родителей - рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью.
Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.
Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь. Первое, что должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя. "Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все что ты задумаешь с любовью обязательно исполнится. А печали отойдут стороной:."
Используемая литература:
- Гендерный подход в образовании Играют девочки.
- Играют мальчики. Гендерный подход в образовании
Зинаида Петракова
Картотека игр по гендерному воспитанию
КАРТОТЕКА ИГР
ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
II мл. группа.
«Во что играют мальчики и девочки»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Посмотри и сложи» - составление животных, предметов из геометрических фигур по заданию. (Мальчики – машина, самолет, робот, ракета и др. Девочки – узоры, дворцы, кукла, цветок и др.)
«Отгадай, кто это?» - развивать умение описывать образ другого человека, внешность, характер, положительные черты.
«Мужские и женские имена» - предложить назвать имена мужчин, женщин, смешанные. По каким критериям можно это определить и почему.
«Назови самую смелую профессию» - определение профессий, для которых необходимы такие качества характера, как смелость, отвага, дисциплинированность, выдержка, сила духа.
«Назови самую добрую профессию» - определение профессий, для которых необходимы такие качества, как доброта, забота, ласка, сострадание, любовь.
«Что будет, если… (на Земле не будет мужчин, мам, останутся одни дети и т. п.)» - развивать творческое воображение, учить предвидеть результат, делать самостоятельные выводы.
«Оживи предмет» - развивать воображение и фантазию, представить, кем бы мог стать предмет, если его оживить (мужчиной или женщиной, наградить его соответствующими чертами характера. (Например: подушечка – сонная, спокойная, ленивая девочка; меч – сильный, смелый, отважный воин и т. д.)
«Волшебная корона» - девочки, по очереди примеряя корону Принцессы, называют черты характера, присущие женщинам; а мальчики, примеряя корону Принца – присущие мужчинам. (Добрая, нежная, приветливая, красивая, опрятная, отзывчивая, любящая и др. Сильный, смелый, ловкий, решительный, выносливый, терпеливый, защитник).
«Зеркало» - формирование образа «я – девочка, я – мальчик»
«Кто чем любит заниматься?» - предпочтение игр, игрушек девочек и мальчиков.
«Что кому?»; - дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков (зимней, летней и т. д.)
СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Сюжетно - ролевые игры для мальчиков:
«Мы играем в войну» - способствовать военно–патриотической подготовке детей, привлечь к игре, мальчиков как будущих защитников Родины.
«Автозавод» - формирование представлений о заводе и том, что он производит, трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Воспитывать положительное отношение к рабочим профессиям.
Сюжетно - ролевые игры для девочек:
«Дом моды» - развивать творческие способности, умение подать себя, учить красиво ходить, вырабатывать правильную осанку, воспитывать чувство меры и вкус.
«Салон красоты» - приучать девочек с детства следить за своим внешним видом, заботиться о себе, любить себя, воспитывать женственность, опрятность, желание быть красивой.
Совместные сюжетно – ролевые игры:
«Семья» - побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, принимать на себя соответствующие роли, развивать представление об обязанностях родителей в семье и на работе. Совершенствовать умения самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать ценные нравственные качества.
«Строим дом» - формировать умения творчески развивать сюжет, формировать конкретные представления о строительстве, рабочих профессиях. Дать представление о том, что мужчина строит дом, а женщина наполняет его уютом, теплом и красотой.
«Мы принимаем гостей» - формирование понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Развитие доброжелательности, гостеприимства, стремления к проявлению инициативы каждым ребенком.
«День рождения» - воспитание чуткости, внимания, закрепление культурных навыков, учить дарить подарки.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Найди свою пару» - упражнять в свободном беге в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга. Развивать внимание, реакцию, логическое мышление. (Перед игрой раздаются парные картинки, по окончании игры пара объясняет, почему их картинки дополняют друг друга.)
«Ручеек» - упражнять в ходьбе парами, воспитывать обходительное отношение к девочкам во время игры.
«Подарки» - развивать точность движений, действовать по сигналу в соответствии с игровым образом – подарком.
«Перетягивание каната», «Петушиные бои», «Снайперы», «Через мост» - для мальчиков. Развитие силовых качеств, меткости, выносливости.
«Скакалочка», «Мой веселый звонкий мяч» - для девочек. Упражнять в прыжках, отбивании мяча от земли, развивать ловкость, равновесия.
Упражнение для девочек
«Зеркало». И. п. : - ноги слегка расставлены, руками обнять себя за плечи. 1 – руки в стороны, ладони вверх; 2 – руки вверх; 3 – согнуть руки в локтях на уровне поднятых предплечий, ладони перед глазами; 4 – и. п. 8 раз.
Упражнение на скамейке для мальчиков
«Наездники». И. п. : сидя верхом на скамейке, руки вниз. 1 – через стороны поднять руки вверх, хлопок над головой 8-10 раз
Каждый родитель стремится воспитать своего ребенка, исходя из собственных представлений о том, каким должен быть взрослый человек. Мы хотим вырастить из маленького мальчика сильного, ответственного, умного и смелого мужчину, способного стать добытчиком и защитником своей собственной семьи. Женщина же, по общепризнанному мнению, должна быть нежной и хрупкой, доброй и ласковой, любящей женой и матерью, хранительницей домашнего очага.
В соответствии со своими предпочтениями мы и воспитываем своих сыновей и дочерей. В построении правильной линии гендерного (полоролевого) воспитания дошкольников родителям и воспитателям помогают дидактические игры, по которым дети учатся моделям поведения.
Игра как средство воспитания дошкольников
Игра, как считают педагоги, является лучшим методом обучения чему-либо. Ведь детей 3-5 лет не усадишь за парты, требуя внимания. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает интересные ему действия и легко, непринужденно запоминает множество нужной информации.
Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил себя, современные методики раннего развития говорят совсем о другом. Кроме того, постепенно стираются грани между мужскими и женскими профессиями, многие женщины увлечены идеями феминизма. Из-за этого подрастающему поколению становится сложнее приспособиться к своей роли, а многие родители и особенно бабушки противятся новым практикам, когда игры мальчиков в куклы и «дочки-матери» не просто разрешаются, но и поощряются, а девочки мечтают о том, чтобы стать не домохозяйкой, а, скажем, премьер-министром.
Примеры гендерных игр в детском саду
Воспитателям детского сада принадлежит в этом вопросе особая роль. Проводя с детьми много времени, они имеют возможность корректировать их поведение, в том числе и половое, в нужную сторону. К примеру, мальчиков следует учить тому, что нельзя обижать девочек, потому что они слабее; нужно, наоборот, уступать девочкам место, пропускать вперед, ухаживать и помогать. Этого можно достичь с помощью следующих игр, проводить которые рекомендуется в средних и старших группах, ведь именно в этом юном возрасте дети постигают науку коллективного общения.
Игры по гендерному воспитанию помогают сформировать социальный пол человека, куда входят социальные, психологические и культурные особенности. Если говорить проще, то рожденный малыш когда-то увидит и осознает свои физиологические особенности и разберется, кто он – мальчик или девочка. А вот сформировать правильное мужское или женское поведение является обязанностью воспитания.
Откуда дети узнают, как необходимо себя вести с точки зрения того, мальчик ты или девочка? Конечно, путем наблюдения за взрослыми людьми, мужчинами и женщинами. Однако взрослые не всегда дают правильный образец, так как сами не всегда имеют четкое представление о своей гендерной роли. Кроме этого ребенок может оказаться свидетелем перегиба в гендерной роли, когда взрослый занимает жесткую жизненную позицию. К примеру, «Так должны вести себя мужики», «Ты женщина – сиди и молчи». Такие жесткие неверные жизненные позиции мы называем стереотипами. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы разрушить эти стереотипы и дать ребенку возможность к проявлению большей свободы выбора и самореализации, помочь ему быть гибким и уметь применять различные способы поведения. состоит в индивидуальном подходе к проявлению своей идентичности. Еще одним важным моментом гендерного воспитания является необходимость показать ребенку равенство мужчины и женщины, что поможет им в дальнейшем более адекватно оценивать свои возможности и притязания, активизировать личностные ресурсы.
Конечно, учет анатомических и биологических особенностей обязателен, так как нельзя отбрасывать потенциальные возможности психических различий полов. Однако, идя от врожденных данных, мы переходим к формированию социальной роли.
Для реализации всех этих целей большое значение имеют .
Игры по гендерному воспитанию для дошкольников.
Все игры по гендерному воспитанию имеют целью работу над стереотипами, показ ребенку широту мужской и женской ролей, их схожесть и гибкость.
1. «Мамочки-папочки». В игре дети разыгрывают семейную ситуацию. Папа ушел на работу, мама занимается по хозяйству и с ребенком. Через некоторое время ситуация меняется: у папы выходной день, он занимается с ребенком и по хозяйству, а мама пошла на работу.
2. «Где чья работа?» . Задача детей: посмотреть на предмет и сказать, кто с этим предметом работает: мамы или папы. Картинки с предметами подберите заранее. Список предметов: рулетка, пылесос, игла, ножницы, сковородка. Подвести детей к тому, что их могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.
3. «Что нам стоит дом построить!» . Детей делят на две-три группы, соединяя в одну группу и мальчиков, и девочек, и предлагают им построить красивый дом из конструктора. В конце похвалите, что и мальчики, и девочки постарались и построили красивый дом.
4. «Все к столу!» . Задача игры: накрыть стол к ужину с помощью детской посудки. Девочки должны помочь мальчикам все правильно поставить. Надо побуждать девочек к тому, чтобы они давали мальчикам задание, что делать, а не все делали сами.
5. «Мальчики-девочки» . Раздайте каждому ребенку по две картинки: с мальчиком и с девочкой. Задание: послушать качество и поднять карточку мальчика или девочки в зависимости от того, кому оно свойственно. Список качеств: добрые, смелые, ласковые, сильные, нежные, спортивные, красивые, послушные, драчливые, балованные. После каждого качества говорите детям правильный ответ, что это качество подходит и для мальчиков, и для девочек: «И мальчики, и девочки могут быть добрые, поэтому надо поднять две карточки». Обычно к концу игры все дети поднимают по две карточки.
6. «Найди отличия» . Задача детей сказать, чем папы отличаются от мам. Принимаются и поощряются все ответы. В конце делаются выводы, что папы чаще ходят на работу, но многие мамы работают тоже. Мамы чаще занимаются с детьми, но папы занимаются с детьми тоже. Мамы готовят кушать, а папы могут им помогать. Папы делают ремонт, а мамы могут им помогать.
7. «Запеленай младенца» . Для игры потребуются две куклы, памперс и пеленка. Дети играют по 2 человека. Надо постараться одеть кукле памперс и замотать ее в пеленку. Качество оценивать не надо.
8. «Идем в гости» . Разделить детей на две команды. Для каждой команды предоставить место, детскую мебель, посудку. Задача: приготовить комнату для приема гостей, сделать уборку и накрыть стол. Затем первая команда идет в гости, хозяева их принимают. После этого с ответным визитом идет вторая команда.
(ЕСЛИ эта информация была вам полезна — скажите «спасибо», нажав на кнопочку соцсети)! Спасибо!
Вконтакте