Домой / Материалы / Евреинов Н. История телесных наказаний в России Скачать бесплатно полную электронную версию

Евреинов Н. История телесных наказаний в России Скачать бесплатно полную электронную версию

В современном мире люди нарушившие закон отбывают своё наказание в тюрьмах, а дети, которые не слушаются своих родителей, отхватывают ремнём по мягкому месту или же получают устный выговор. Естественно такие меры наказания применялись не всегда и если бы люди прошлых веков попали в сегодняшнее общество, они бы наверняка очень удивились мягкотелости современных людей, ведь то, что творили наши предки в прошлом, было по-настоящему жестоко и ужасно.

Ацтеки

Эти суровые жители гор прославились строгостью по отношению к собственным отпрыскам. Разнообразием социальных ролей ацтеки не баловали: мальчиков с младых ногтей учили быть хорошими воинами и охотниками, девочек - хорошими женами и матерями. Ничего другого не дано - разве что особо избранным вроде детей знатных особ, которые могли выбрать себе профессию жреца, сановника или военачальника.

В первые годы жизни, впрочем, к детям относились вполне снисходительно, ограничиваясь лишь нравоучениями. И лишь когда отпрыску исполнялось шесть лет, в свои права вступала четко продуманная система наказаний. В дело шло все: розги, плети, но в первую очередь красный перец. Мешика (так себя называли ацтеки) были настолько суровы, что заставляли свой «генофонд» дышать над костром, в который подкидывали перец.

Иногда перцем мазали глаза. За вранье или просто били, или прокалывали губу иглой от кактуса, которая к тому же была горькой. Вынимать ее не разрешалось. Нарушения каких-то правил и другие серьезные провинности карались не только болью, но и унижением: ребенка оставляли ночевать на улице в грязи или в луже. За прогуливание уроков обривали головы. Кстати, школу посещали дети из любых сословий, но для девочек и мальчиков, так же как для детей простолюдинов и знати, школы были разные: дома молодежи (тельпучкалли), куда принимали с 15 лет, и школы знатных (кальмекак).

Древний Рим

Изначально в Вечном городе, вероятно, существовал только один вид наказания - смертная казнь. Она также могла рассматриваться и как жертвоприношение тем богам, которых «обидел» преступник. Немецкий историк Теодор Моммзен писал: «Его (преступника. - Прим. «Моей Планеты») приковывали к столбу, раздевали и пороли; затем клали на землю и обезглавливали топором. Эта процедура четко соответствует убийству жертвенного животного и обусловлена священным характером первобытных казней».

И дальше, несмотря на относительный гуманизм римского общества, с преступниками особо не церемонились. Только вырос ассортимент наказаний. За воровство зерна обезглавливали, за убийство свободного гражданина, родственника или женщины топили в мешке - вместе с несколькими животными: змеями, петухом, обезьяной или собакой, за измену государству, или в случае рабов - за кражу, сбрасывали со скалы, за непогашенный долг разрубали тело на части, рабов - за почти любую провинность (не всегда, а лишь по прихоти хозяина) бросали на съедение миногам или муренам, за поджог сжигали, превращая несчастных в знаменитые «живые факелы», которые, вероятно, были частым явлением при правлении императора Нерона.

При этом любому виду казни, даже самому жестокому, неизменно предшествовала мучительная порка. Иногда, впрочем, удавалось обойтись без летального исхода. Брат, например, имел законное право наказать сестру за непослушание, применив сексуальное насилие.

Китай древний и не очень

По части самых извращенных наказаний Китай, безусловно, лидирует. В I веке до н. э. для преступников, совершивших одно и то же злодеяние, могли быть применены совершенно разные способы наказания, которые зависели от «творческих способностей» судьи. Самыми распространенным было отпиливание стоп (сначала только одной, но если преступник попадался во второй раз - и второй), выбивание или высверливание коленных чашечек, отрезание носа или ушей и клеймение. Помимо прочего «назначали» разрывание тела двумя или четырьмя колесницами, выламывание ребер, варение в кипятке, распятие (человека просто ставили на колени, привязывая руки к кресту из палок, и оставляли «жариться» на солнце), кастрация, после которой человек, как правило, умирал от заражения крови. Не менее популярным было закапывание в землю заживо - особенно часто этот метод практиковали по отношению к пленным.

Во времена правления династии Тан - в VII столетии н. э. - в права вступило законодательство, просуществовавшее почти без изменений вплоть до начала прошлого века. Тогда утвердили вариант казни «осуществление пяти видов наказаний», когда человека сначала клеймили, затем отрубали все конечности, потом забивали палками, а затем отрезали голову, чтобы выставить ее на рыночной площади. За особо тяжкие провинности наказывали не только самого преступника, но вырезали всю семью - от отца и матери до жен, братьев и сестер с их супругами и детьми. В общем, чудовищно.

Китайские казни всегда были долгими и пыточными. За измену Родине и отцеубийство вплоть до 1905 года применялась «смерть от тысячи порезов», или «укусы морской щуки». Жертву накачивали опиумом (чтобы снизить болевой шок), раздевали донага, выводили на площадь и привязывали к столбу. А потом, вооружившись пилами и ножовками, отрезали от несчастного небольшие куски кожи. Как правило, человек умирал, не дождавшись окончания казни.

А вот тюрем у китайцев не было - слишком дорогое удовольствие.

На Руси

Несмотря на садизм Ивана Грозного, который активно практиковал пытки на дыбе, четвертование, массовое утопление людей, «посажение» на кол и жжение огнем, известным затейником по части наказаний был Петр I. Правда, его система, прописанная в Воинском уставе, далеко не всегда предусматривала смерть виновного.

Одним из самых распространенных видов «вздрючки» было хождение по кольям, оно же - и самым болезненным. Назначалось оно за нарушение закона, воровство или неуплату долга. Человек разувался и босыми ногами ходил по острым деревяшкам. Не менее популярным было клеймение железом - буква, отпечатанная на щеке, руке, плечах или икрах, означала первую букву совершенного человеком преступления. Практиковалось обрезание ушей, отсечение руки, пальцев, вырывание языка или ноздрей - такие меры предусматривались за неоднократные или особо тяжкие преступления, а также правонарушения по отношению к знатным людям.

Очень часто применялась порка, особенно в отношении несовершеннолетних или взрослых - за мелкие преступления. Били кнутом, батогами (палками), розгами. Практиковали прогон осужденного через строй солдат, вооруженных шпицрутенами (длинными гибкими прутьями). И лишь к началу XX века телесные наказания во всех общественных институтах - от тюрем и армии до школы - были постепенно упразднены.

Казнили на Руси издавна, изощренно и мучительно. Историки по сей день не пришли к единому мнению о причинах появления смертной казни.

Одни склоняются к версии продолжения обычая кровной мести, другие отдают предпочтение византийскому влиянию. Каким же образом на Руси расправлялись с теми, кто преступил закон?

Утопление

Это вид казни был весьма распространен в Киевской Руси. Обычно он применялся в тех случаях, когда требовалось расправиться с большим количеством преступников. Но были и единичные случаи. Так, например, киевский князь Ростислав разгневался как-то на Григория Чудотворца. Велел связать непокорному руки, накинуть на шею веревочную петлю, на другом конце которой закрепили увесистый камень, и бросить в воду. При помощи утопления казнили в Древней Руси и вероотступников, то есть христиан. Их зашивали в мешок и бросали в воду. Обычно такие казни происходили после сражений, в ходе которых появлялось много пленных. Казнь через утопление в отличие от казни через сожжение считалась для христиан самой позорной. Интересно, что спустя века большевики в ходе Гражданской войны использовали утопление в качестве расправы над семьями «буржуев», при этом приговоренным связывали руки и бросали в воду.

Сожжение

С XIII века этот вид казни обычно применялся по отношению к тем, кто преступил церковные законы – за хулу на Бога, за небогоугодные проповеди, за колдовство. Особенно ее любил Иван Грозный, который, к слову сказать, был весьма изобретателен в способах экзекуции. Так, например, он придумал зашивать провинившихся в медвежьи шкуры и отдавать их на растерзание собакам или сдирать кожу с живого человека. В эпоху Петра казнь через сожжение применялась по отношению к фальшивомонетчикам. Их, кстати, наказывали и еще одним способом – заливали в рот расплавленные свинец или олово.

Закапывание

Закапывание живьем в землю обычно применялось к мужеубийцам. Чаще всего женщину закапывали по горло, реже – только по грудь. Такая сцена превосходно описана Толстым в его романе «Петр Первый». Обычно местом для казни становилось людное место – центральная площадь или городской рынок. Рядом с еще живой казненной преступницей выставляли часового, который пресекал любые попытки проявить сострадание, дать женщине воды или немного хлеба. Не возбранялось, однако, высказывать свое презрение или ненависть к преступнице – плевать на голову или даже пинать ее. А еще желающие могли подать милостыню на гроб и церковные свечи. Обычно мучительная смерть приходила на 3–4 сутки, но в истории зафиксирован случай, когда некая Ефросинья, закопанная 21 августа, умерла только 22 сентября.

Четвертование

При четвертовании приговоренным отрубали ноги, затем руки и только потом голову. Так был казнен, например, Степан Разин. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской, например парижской, толпы, которая воспринимала казнь как зрелище и разбирала виселицу на сувениры, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным. Так, во время казни Разина на площади стояла гробовая тишина, нарушаемая только редкими женскими всхлипываниями. По завершении процедуры люди обычно расходились молча.

Кипячение

Кипячение в масле, воде или вине было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного. Приговоренного сажали в котел, наполненный жидкостью. Руки продевали в специальные вмонтированные в котел кольца. Затем котел ставили на огонь и начинали медленно подогревать. В результате человек варился заживо. Такую казнь применяли на Руси к государственным изменникам. Однако этот вид выглядит гуманно по сравнению с экзекуцией под названием «Хождение по кругу» – одним из самых лютых способов, применявшихся на Руси. Приговоренному вспарывали живот в районе кишечника, но так, чтобы он не скончался слишком быстро от потери крови. Затем изымали кишку, прибивали один ее конец к дереву и заставляли казненного ходить вокруг дерева по кругу.

Колесование

Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому Андреевскому кресту. На лучах креста делали выемки. Преступника растягивали на кресте лицом вверх таким образом, что каждая его конечность лежала на лучах, а места сгибов конечностей – на выемках. Палач железным ломом четырехугольной формы наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног. Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, при помощи которых переламывался хребет. Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать. Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта.

Посажение на кол

Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников – им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц.

Дети — существа непослушные. И были такими всегда. Поэтому схема не менялась уже тысячелетиями: ребенок ослушался — родители наказали. Но вот вид наказания менялся в зависимости от эпохи, моральных устоев и традиций этого времени. Редакция Tlum.Ru уже рассматривала, какие методы наказания приемлемы, а какие нет. В этот раз мы решили разобраться в историческом контексте вопроса «кнутов и пряников».

Про совсем древние времена достоверно ничего не известно, но ученые предполагают, что наказание в доисторическую эпоху для детей были не очень суровые. И так народу мало — то мамонт затопчет, то тигр погрызет, подрастающее поколение надо беречь. Но и детский возраст, в котором многое прощалось, длился не больше 10 лет.

А вот уже в Древней Руси детей никто жалел. Их было много, если что — еще десять есть. Вся эта мудрость дошла до нас в качестве поговорок, суеверий и присказок. Хвалить ребенка было все равно что сглазить: «не перехвали, а то испортится». К слову, это суеверие дошло и до наших дней. Ну и все эти знаменитые «бьет — значит любит», «кого журят, того и любят» — вы знаете, о чем мы говорим.

Потом к простому воспитанию добавилось еще и религиозное. Грехов стало побольше, а значит и поводов наказать тоже. Детей, по мнению церкви, нужно готовить не только к земной, но и к небесной жизни. Да и в Библии четко сказано «если накажешь его розгой, он не умрет». И зачем тогда отказываться от такого действенного метода воспитания?

К XVI веку начало развиваться книгопечатание, поэтому о том, как воспитывать детей и как их правильно бить, уже можно было прочитать в полезных книжках. Таковыми стали «Стоглав» и «Домострой». Последнее чтиво особенно любят цитировать как образец «самого верного подхода ко всему». Написал эту книгу монах Сильвестр, духовный наставник Ивана Грозного (что уже должно вам о чем-то говорить).

По мнению монаха, главная задача родителя — забота о материальном и духовном благополучии своего чада. Детей баловать нельзя, надо «страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». То есть запугать, после чего выпороть. Но не волнуйтесь, все не так плохо. Детей можно было бить только в один день (сам он предложил субботу) и только при членах семьи. Звать на порку гостей запрещалось.

В учебных заведениях розги вообще были также неотъемлемы как перья, чернила и унылые лица учеников. Кроме этого предмета для битья в сельских (да и городских) школах были веревки с узлами, горох в углу и длинные палки. Все это было прописано в регламенте, и многие родители только рады были, что их детей поучат уму-разуму. К слову, в Англии в это время специальные няни предлагали свои услуги по битью детей, если мамам самим жалко пороть своих непослушных отпрысков. Вот это бизнес!

Шло время, дети вырастали и пороли своих детей, и всех все вроде устраивало. Возмущаться пытались Екатерина II и Александр I, но никто их особо не послушал, и сгладить режим получилось намного позже. Кнут отменили в 1845 году, а плети, розги и все прочее держали в школе аж до XX века.

Били всех. Из интересных примеров: Николя I со всем размахом души воспитатель бил головой о стену, после чего, став императором, Николай запретил физически наказывать своих детей. Наказанием для них было отлучение от отцовского внимания. Еще в царских семьях часто за проступки лишали второго блюда или сладкого — годы идут, методы не меняются.

А вот жена Пушкина — Наталья Гончарова была необычно молчалива, нежна и тиха только до замужества. Оказывается, пока она не покинула отчий дом, за любое лишнее слово мама хлестала ее по щекам. И знаменитого писателя Ивана Тургенева избивала собственная мать, причем он сам должен был догадаться за что, она ему ничего не объясняла. А откуда вы думаете взялся образ барыни-самодурки в «Му-Му»?

Всполошилась общественность только к XX веку, тогда и начались массовые движения за отмену телесных наказаний. Дело шло медленно. Сначала запретили пороть гимназистов, потом — женщин, потом — каторжан (как вам порядок?). Последним рубежом стал 1917 год и большевики. Они сказали: «Больше никаких телесных наказаний в школе». Послереволюционные плакаты пестрели лозунгами «Не бей, и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд».

Пришло время великого Советского Союза, наказывать детей телесно нельзя было ни в обычной школе, ни даже в школе для трудных подростков. Прощали учителям только неформальные подзатыльники. И учебные заведения перешли на социальную систему наказания. Тех, кто плохо себя ведет, просто не возьмут в пионеры. И все, как известно, вся жизнь насмарку.

Кроме того, в советское время в школах увеличивали объем трудовой нагрузки, например, назначали дополнительное дежурство. В качестве наказания учителя не боялись ставить «двойки» и оставлять на второй год. Сейчас так уже не делают.

Тогда же активнее всего в семье применяли методы «психологического наказания»: отстранить от внимания взрослых, отправить одного в комнату, устроить бойкот и так далее. Что-то подобное описано в рассказе «Золотые слова» Михаила Зощенко. Дети, сидя за столом, перебивали взрослых и грубили, после чего их отругали и выгнали, запретив два месяца садиться со всеми ужинать.

Также в ходу было «позорное ярмо». Если юный пионер оказался грязнулей и бросал везде мусор, на него могли повесить табличку «неряха», которую он не имел права снять. Все ученики видели, кто провинился и в чем, а ученик чувствовал на себе всеобщее осуждение. Действенно, но на детей это так давило, что многие были бы не против, чтобы их выпороли вместо такого. Или еще — отчитать перед всеми другими пионерами. От стыда могли уши сгореть.

Сейчас представить, что кто-то остался на второй год или вынужден носить табличку «хулиган» практически невозможно. Родители же эту администрацию съедят. Раньше-то был всегда прав учитель, а теперь — ребенок. Наказывают в современных школах просто — забирают мобильные телефоны, например. Правда, учитывая, что на уроке их использовать запрещено, это не совсем наказание.

Что касается родителей и бабушек-дедушек, что в советское время, что сейчас, все воспитывают детей по-разному. Кто-то считает, что применение телесных наказаний — это пережиток прошлого и просто неприемлемо, кто-то думает, что это самое действенное наказание из возможных.

Что касается законодательства, в этом году президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон, декриминализирующий семейные побои. То есть статья 116 УК РФ была изменена. Если побои («действия, причинившие физическую боль, но- не повлекшие последствий») были совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. За них родителям будут грозить только штраф 30 тыс. руб., -арест на 15 су-ток или исправительные работы. Повторные случаи насилия остаются уголовными преступлениями и могут караться до 7 лет лишения свободы.

елесныя наказания появились на Руси еще в глу­
бокой древности, вместе с возвышением власти
Киевских князей1 ). Правда, многие доказывают,
что жестокия карательныя меры уголовнаго права
последующих времен заимствованы нами от
татар и что до монгольскаго нашесвия телес-
ныя наказания не существовали на Руси. Карам-
зин, Максимович, Депп и другие утверждают,
что законодательный сборник XII - ХIII в. Русская Правда знает только кровавую месть и денежную систему выкупов. Единственное наказание, налагаемое князем вместо штрафа, было «поток или раз-

1) Возможно, что и раньше у славян в VI-IX в. существовали телесныя ваказания. Византийские и немецкие историки того времени неоднократно упоминают о необычайных зверствах славян на войне. Легко допустить, что и в домашнем быту рабовладыки-начальники жестоко карали непослушных родичей. К сожалению более точных сведений об этом у нас нет.


18
грабление», что означает изгнание, отдачу в рабство, выдачу народу. Русская Правда, наконец, прямо запрещает телесныя наказания: «если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен» 1). Кнут, правеж, батоги и другия орудия истязания пришли к нам от азиатских народов. Русским вообще в те времена совершенно чужды были телесныя наказания. Недаром, при заключении торговаго договора г. Любека с новгородцами в XIII в. эти последние отказались пороть воров розгами и клеймить их в щеку.

Но теперь мало осталось сторонников такого взгляда. Сергевский, Владимирский-Буданов , Сергеевич и ряд других ученых доказали с несомненной ясностью существование у нас телесных наказаний еще до монголов. Русская Правда запрещает бить без княжего слова; не подразумевается-ли под этим, что побои производились только по приказанию князя 2)? Слова «поток или разграбление» вовсе не значили исключительно отдачу в рабство, изгнание; этим именем назывались и телесныя наказания, т. к. в некоторых списках Русской Правды «на поток» заменено словами «на бой». Подобное значение определяет аналогичное постановление Судебника Казимира 1368г. (19 ст.): парубок за первую татьбу приговаривается к побоям (про-бити) 3).

Далее, посмотрим постановления Русской Правды о закупах (полу-свободных ) и холопах. «Аще-ли господин быст, закупа про дело, то без вины есть»; 4) «аще аже ударит холоп свободна мужа, а убежит в хором , а господин его не выдаст, то заплатите зане господину 12 гривен», а если не заплатит, то Ярослав установил убить его, «но сынове его по отци оставиша на куны, любо бити и развязавши, любо взяти гривна кун за сором» 5); т. е. сыновья Ярослава постановили холопа не убивать, а взять штраф или бить развязавши, т. е. растянувши. В поучении Даниила Заточника (XIII в.) попадается то же выражение: «а безумнаго аще и кнутом бьеши развязав на санех 6;), не отъимеши безумия его». В то время, значит,

1) Руская Правда. Карамзинокский сп. § 135. 1888 г.

2) Владимирский-Буданов толкует эту статью, как первое упоминание о пытке. К сожалению, неизвестно на каких данных основывает он, свое положение.

3) Владимирский-Буданов : „Против Ступина" Университетския известия

4) Карамз. спис. § 73.

5) Карамз. сп. § 76.

6) Следовательно в XIII в. существовал обычай бить на санях. Позже, во время расцвета телесных наказаний, в XVI-XVIII в. такой способ не встречается; но в XIX в. снова били на опрокинутых санях. Передняя часть (головашки) поднималась значительно выше задней; тело преступника, привязанное к саням, находилось, так. о бр., в наклонном положении.


19
был определенный порядок наказания: преступника привязывали к саням, а следовательно в этой статье ни в коем случае нельзя видеть следы частной мести.

Таким образом сыновья Ярослава впервые установили у нас публичное телесное наказание.

Точно-ли кнут и батоги заимствованы нами у татар? Слова эти встречаются в Русской Правде. В одном из параграфов этого памятника читаем: «аже кто ударит кого батогом» и т. д. Слово «кнут», как мы видели выше, также было в употреблении. «На мусульманском востоке нет этого наказания (т. е. кнута) и едва-ли оно там существовало, - говорит один автор. - Нам кажется, что кнут есть туземное орудие мучений. По крайней мере, все иностранные писатели считают кнут казнью, существовавшей только в России 1).

Перейдем теперь к летописям.

Воевода великаго князя Святослава, Ян Вышатич, велел бить волхвов и выдергивать им бороды. В 1068 г. Мстислав Изъяславич, возвратись в Киев, изсек 70 чел., других ослепил и побил без испытания. В 1144 г. Владимирко изсек многих жителей Галича за сношение с его племянником. В 1210 г. Ярослав Всеволодович, разбитый Новгородцами, вернувшись в свой Перьяславль, велел всех новгородских купцов побросать в погреб и затворить в тесных избах; . так задушил он 150 чел.2) и т. д. и т. д.

С принятием христианства распространению телесных наказаний на Руси начало способствовать греческое духовенство, принесшее нам вместе с религией суровые законы византийскаго Номоканона. Самыя тяжкия преступления были подсудны в древности церковным судам. По церковному Уставу Ярослава их ведению подлежали: прелюбодеяние со стороны мужа, насильственное похищение девиц, оскорбление делом женщины, поджог, кровосмешение с сестрой, оскорбление словом жены великаго боярина, побои, нанесенные сыном отцу, острижение головы и бороды. Эти преступления карались духовной и светской властью. К статьям Устава часто прибавлялось: «а князь казнит», или «да казнят его волостельскую казнию». Есть основание думать, что княжеская власть казнила эти тягчайшия преступления по византийским законам, т. е. применяла к преступникам телесное наказание 3).

1) «Русская пытка». Русск. Архив 1867 г.

2) Погодин. „Древняя русская история".

3) Даже М. Ступин (История телесных наказаний в России), считая, что до татар Русь не знала телесных наказаний, допускает их применение и в т далекия времена в церковных судах.


20
Духовенство-же жестокость греческих законов применяло целиком к русской жизни. Так, Новгородский епископ Лука Жилята в XI в. отрезал холопу Дудику нос и обе- руки за то, что тот возвел на него обвинение 1). Епископу Феодорцу в XII в. митрополит велел «урезати язык яко злодею и еретику и руку правую утяти и очи ему выняти, зане хулу измолве на С в. Богородицю» 2). Про этого Феодорца летописец говорит, что когда он был епископом во Владимире, - «немилостивый был мучитель, одним головы


Расправа господина
Снимок с ковра (старин. р ус. вышивка, из Собрания школы народи. искусств).

рубил, другим глаза выжигал и язык вырезал, иных распинал на стене и мучил немилостиво, желая исторгнуть у них имение».

Начиная с XIII в. наши законодательные памятники все чаще и чаще назначают телесное наказание. В проекте договора Новгорода с немецким городом Готландом в 1270 г. постановлено: вор

1) Карамзин: „Ист. государ. Российскаго" т. II прим. 144.

2) Лаврентьевская летопись. Карамзин т. III прим. 63-66.


21
вещи ценой выше полугривны наказывается розгами и клеймением в щеку. Одна статья Двинской Грамоты 1327 г. гласит: «а татя всякаго пятнати». В Псковской Судной Грамоте 1397 -1407 г. указано: за известныя преступления всадить виновнаго в дыбу 1) и взять штраф. Итак, ясно, что телесныя наказания существовали на Руси до монголов. По всей вероятности, область их применений, при господстве в нашем праве денежной системы выкупов, была незначительна. Свободные люди наказывались так очень редко, в самых важных преступлениях, или в случае несостоятельности уплатить пеню. Пере -


Из Ровинскаго: „Русския народныя картины".

н ести истязаниесчиталосьпозором;недаром Новгородцы отказались в договоре с немцами ввести статью о сечении.

Но постепенно жизненныя условия брали свое, и под покровительством духовенства телесныя наказания распрастранялись все шире и шире. Хотя, надо заметить, что влияние Византийских законов в

1) Нужно заметить, что здесь слово „дыба" имет другое значение, чем в последующих законодательных памятниках, когда „дыба" назначалась при следствии, как орудие пытки. Здесь „дыба" орудие наказания. Это колодка из двух плах, имевшая по середине выемку, а по концам петли.


22
те времена было еще мало ощутительно, т. к. касалось только узкой области церковных судов.

Далее, телесныя наказания в Киевской Руси были рабьим наказанием. По Русской Правде холоп - вещь, полная собственность господина, который делает с ним все что хочет. Церковь, правда, стремилась урегулировать эти отношения и обуздать самовластие рабовладельцев. Так Кирилл Туровский (XII в .) внушает господам не угнетать своих холопов. В древнейших Кормчих конца XIII в . в поучении епископа новопостановляемому священнику запрещается принимать приношения от жестоких господ, неверных, еретиков и разбойников. Неизвестный автор в одном церковном поучении пишет: «если рабы или рабыни не слушаются, по твоей воле не ходят, то лозы не жалей до шести ран и до двенадцати; а если велика вина, то и до двадцати ран; если-же очень велика вина, то до тридцати ран лозой, а больше тридцати ран не велим»1).

II.
Эпоха расцвета телесных наказаний.

Причины расцвета. С XV века начинается у нас быстрый расцвет телесных наказаний. Всевозможныя истязания и уродованья приобрели с этой поры в русском праве преобладающее значение. И в Киевской Руси телесныя наказания были известны. Но тогда общий уклад жизни мало благоприятствовал их процветанию. В Московской-же период многое изменилось. «Россия в то время уже сложилась в Государство - говорит Ступин, - и потому установился взгляд на преступление, как на злое действие, вредное не только частным или родовым интересам, но и целому обществу; поэтому если в предшествующую эпоху, когда преступное деяние понималось главным образом с точки зрения частнаго вреда, было возможно погашение его примирением посредством денежной уплаты, теперь, когда на него смотрели, как на общевредное зло, не допускалось уже погашение его посредством выкупа и преступление могло быть погашено лишь посредством наказания, установленнаго государством. Но какое наказание кажется наиболее соответственным государству и обществу, умственный, нравственный и экономический уровень котораго стоит на низкой ступени? Очевидно, которое наиболее карательно, наиболее просто и вместе с тем дешево, а таким само собой является телесное, - и действительно, что может быть проще, дешевле и более

1) Соловьев: „История России с древнейших времен", т. III стр. 769.


23
устрашительно, как причинить за воровство или другой проступок тяжкую боль сечением или отнять и повредитъ тот член тела, посредством котораго совершено преступление?» 1).

После татарскаго погрома центр жизни нашей родины из Киева перенесся на север. В XII-XIII веке страной управляли князья со своими дружинниками. Особой разницы между владыкой и его товарищами не было. Князь стоял между слугами только как первый меж равными; они его поддерживали и с ними он должен был постоянно считаться. После нашествия татар дружина была в конец разорена и потеряла всякое значение. Переселившись на новыя места, князья постарались устроиться иначе и управлять единой самодержавнойвластью. Скоро меж ними выделился московский владыка. Сами татары способствовали этому. Хан сделал московских князей своими наместниками наРуси, поручил им сбирать дань. Понемногу Москве подчинили другие уделы. Русь собралась в единое государство, с твердой и

Могучей властью во главе. В XVI веке было сброшено,
наконец ненавистное татарское иго и Московские
владыки короновались царями.

Опираясь на духовенство, Государи неизмеримо возвысились над своими подданными, их холопами, которых они считали чуть-ли не полной своей собственностью и расправлялись с ними как хотели. Малейшее приравнивание себя к светлой, недосягаемой особе владык жестоко каралось.

В XVI веке развелся у нас особый вид государственных преступлений под названием «слова и дела Государева». Каждый услышавши невежливое слово про Царя или его ближних, обязан был под страхом смерти доносить. Он кричал «слово и дело»; его немедленно вели в застенок к допросу; хватали и пытали, на кого он указывал. Когда раздавались эти страшныя слова на улицах, площадях или других общественных местах, все немедленно разбегались. Кто слышал, однако, «слово и дело» и не доносил об этом, получал батоги или кнут.

Любопытно посмотреть, из-за чего возникали эти государственныя преступления, каравшияся порой так жестоко.

Драгун Евтюшка как-то сказал: «был-бы здоров Государь Царь Великий, Князь Алексей Михайлович, да я, Евтюшка, другой».

1) М. Ступин: „История телесных наказаний в России", стр. 11-12.


24
С казал он это по простоте души, без злого умысла. Но на него донесли «слово и дело», и за то, что он смел приравнивать себя к Царю, жестоко избили батогами 1).

Наказание батогами в XVI веке.
(Из книги Abbat Chappe d’Autoroche “Voyage en Siberie”).

Одной женщине, Агафье, приснился сон: явился ей мученик Христов Никита и сказал, чтобы приемный отец Агафьи, Степан, перестроил избу, поставил избу с сенями, в тех-бы сенях сидела она, Агафья, а Степану быть в царстве. Мужик похвастался хоро-

1) „Слово и дело Государево" § 142.


25
шим сном соседу; тот донес, несчастнаго Степана нещадно побили батогами, отпустив с наставлением: «не верь в сон» 1).

Таких примеров множество.

С ХVII -го века Уложением Алексея Михайловича преступления «слово и дело», существовавшие раньше только в обычае, получили узаконение 2).

При изменившихся условиях жизни в Московской Руси сильно возросло влияние духовенства и византийских законов. Сами князья постоянно искали поддержки у Церкви в борьбе с врагами и тем укрепляли ея власть. Греко-римские-же законы, которыми руководилась наша Церковь, могли лишь всецело способствовать развитию у нас телесных наказаний. «Но надо иметь в виду, - замечает Тимофеев, - что византийские законы, вносимые духовенством, во взглядах на телесное наказание сходились с русской судебной практикой. Церковь не столько вводила новую систему наказаний, сколько сама, пользуясь телесными наказаниями, как-бы освещала их употребление постановлениями Кормчей , придавала им тем большую прочность и устойчивость» 3).

Кроме греко-римских законов, на нашем праве в XVI- XVII веках заметно влияние Литовскаго статута. Статьи, добавляющия Уставную книгу Разбойнаго приказа, целиком взяты из него. Русская карательная система, порой очень жестокая, отличалась все таки простотой; - Запад принес нам свою изощренность: постановили отцеубийц не просто казнить, а рвать им тело клещами на торгу, затем взять собаку, куря и кота и всех вместе затопить 4). Следы статута заметны и в Уложении 1649 г. Но нужно заметить, что тут, как и в византийских законах, русские заимствовали только то, что не противоречило духу Московскаго права. Ни греко-римским законам, ни Литовскому статуту нельзя приписать то обилие телесных наказаний, которое назначалось по Уложению Алексея Михайловича.

Законы.Эпоха кровавой мести и денежных выкупов отжила. «В судебнике идея наказания принимает характер ей свойственный, характер зла общественнаго и личнаго для преступника» 5). Судебник 1555 г. объявил закон единственным источником права.

1) „Слово и дело Государево" § 135.

2) Многочисленныя злоупотребления правом кричать „слово и дело", доносы на врагов и прочее, заставило то же Уложение назначить за ложное „слово и дело" кнут и батоги.

3) Тимофеев: „История телесных наказаний в русском праве”, стр.63.

4) Статут 1588 г. XI, 7. Уложение 1649 г. отменило это постановление.

5) Богдановский: „Развитие понятий о преступлениях и наказаний в русском праве до Петра Великаго" стр. 66.


26
Н а самом деле закон определил далеко не все преступления, за которыя полагалась кара. Дополнить его было предоставлено личному произволу Царя и судебной практике. Уложение 1649 г. старается исправить этот недостаток; в нем классификация преступлений гораздо точнее. Но оно далеко не отличалось определенностью систем наказаний. Многое зависело от воли Царя и судей. В статьях закона часто стоит «подвергнуть виновнаго опале», «указ чинить по разсмотрению, как Государь укажет». Определены только или самыя высшия наказания, или наказания за преступления частнаго характера, не имевшия обще-государственнаго значения. Но и определенныя наказания означали иногда одну угрозу и не исполнялись на практике. Так, по закону 1670 г. за побег со службы полагалось смертная казнь; на практике-же это не исполнялось. Выходило, что преступник никогда не знал, что его ожидало за вину. За кормчсство полагался кнут, но сколько ударов дать - решал судья. При следствии за разбои или татьбу подводили к пытке, но род пытки, вздернуть-ли преступника на дыбу или жарить на огне, в праве не указывался. «Вся организация карательной системы в XVII веке, - замечает Сергеевский 1), - направлена к служению практическим целям государственной пользы, игнорированью личности и не заключала в себе никаких гуманных тенденций и не представляла гарантии для личности преступника». Процветали наиболее дешевыя карательным меры. Непосредственным результатом такого положения вещей была суровость наказаний: преступникам ad libitum коверкали члены, истязали варварски кнутом, батогами и т. д.

Еще в глубокой древности было в обычае на Руси наказывать преступников сечением разных членов; уродовали и в Киевской Руси и при первых Московских князьях. Владыки с давних пор секли языки непокорным боярам и богохульникам-еретикам. Но лишь в XVI веке попало это наказание в закон. В добавление к грамоте Кирилловскому монастырю 1549 г. постановлено: татя, пойманнаго на второй татьбе, бить кнутом, и отсечь ему руку 2). То же сказано и в Уставной книге Разбойнаго Приказа; а в добавлении к нему в статьях, заимствованных из Литовскаго статута, указано: отрезать руку слуге, который поднял ее на своего боярина, отрезать уши за первую татьбу, казнить мучительной и позорной смертью отцеубийц 3).

С течением времени подобныя наказания все чаще и чаще применялись. В Уложении Алексея Михайловича они заняли уже видное

1) Сергеевский: „Наказание в русском праве в XVII веке".

2) Владимирский-Буданов : Хрестоматия по истории русскаго права.

3) См. выше.


27
место и считались прекрасной мерой обезвредить преступников, сделать их до «веку признатными», воздать им должную кару: «А буде кто не боясь Бога и не опасаясь государские опалы и казни, учинит на ком-нибудь мучительское наругательство, отсечет руку или ногу, или губу обрежет, а сыщется про то допрямо, и за такое его наругательство самому ему тоже учинять» 1). После Уложения, в различных грамотах и указах постоянно встречалось уродование людей. До самого Воинскаго Артикула Петра оно все учащалось и лишь там оно достигло самаго высшаго развития.

Сечение рук и пальцев. По уложению 1649 г. руки лишался тот: кто осмеливался в присутствии Государя замахнуться на кого-нибудь оружием 2). Кто ранил другого на Государевом дворе 3), при насильственном въезде на чужой двор 4) или судью в приказе 5). Ее резали вору за кражу лошади на службе 6), укравшему в третий раз на Государевом дворе 7); подъячему за подлог (за неправильное составление суднаго списка) 8), площадному подъячему за написание заочно земной кабалы 9).

По новоуказанным статьям 10) и другим грамотам полагалось один палец отсекать за легкую рану 11), два меньшее пальца левой руки за татьбу в первый раз 12). Всю левую руку по запястье за две татьбы, за нанесете великой раны, за покушение на своего господина и за третью кражу рыбы из садка и пруда 13). Левую руку и правую ногу- за один разбой, за церковную татьбу, за убийство в драке в пьяном виде, если при этом совершено было ограбление убитаго 14) и за вторую татьбу 15).

В 1653 г. для татей и разбойников смертная казнь была заменена членовредительным наказанием, а в следующие года издан ряд указов, установлявших коверканье их тем или иным спо-

Всё-таки мы живем в настоящую эру милосердия. Даже люди, нарушившие закон, в большинстве случаев наказываются лишь ограничением свободы.

Редакция предлагает тебе ознакомиться с некоторыми видами наказания, практиковавшихся в старину в величайших странах мира. Для сегодняшнего человека их законы кажутся настоящим варварством!

Ацтеки не щадили даже своих детей. Так, если судьи признавали сына серьезно провинившимся, отец мог продать его в рабство. За мелкие же проступки детей пороли розгами и плетью, а также активно прибегали к помощи жгучего перца.

Наказанного ребенка заставляли дышать дымом костра, в который подкладывали перец, или даже мазали им глаза. За вранье прокалывали губу горькой иглой кактуса, которую долгое время запрещалось вынимать. А за особо тяжелые случаи неповиновения детей могли оставить на ночь связанными на улице в грязи.

Взрослых же наказывали с еще большей суровостью. К смертной каре могли приговорить даже за то, что человек носил одежду, не подобающую его статусу! Однако произвола никто не допускал: вердикт оглашали судьи после серьезного разбирательства, которое могло длиться до 80 дней! Сама же казнь осуществлялась путем побития камнями, удушением или ритуальным принесением в жертву.

Интересно, что к знати выдвигались более серьезные требования, нежели к простолюдинам. Например, чиновников и жрецов сразу же казнили за пьянство, тогда как обычным людям на первый раз лишь обривали голову и рушили дом.

Хотя для своего времени нравы римлян были очень гуманными, с преступниками никто не церемонился. Смертная казнь была обычным явлением, причем в зависимости от проступка менялся способ ее осуществления.

Так за кражу зерна преступника обезглавливали, за убийство - топили в мешке с несколькими животными (змеями, петухом, обезьяной или собакой), за неуплаченный долг - рубили тело на части, а за поджог - сжигали живьем. При этом любому виду казни предшествовала долгая и мучительная порка.

Наверное, Китай можно признать лидером по изощренности наказаний. Так в первом веке до нашей эры преступникам могли отпиливать стопы, выбивание или высверливание коленных чашечек, клеймление, а также отрезание носа и ушей.

По сути жестокость наказания зависела лишь от фантазии судьи, который оглашал приговор. Так правонарушителя могли кастрировать, после чего тот, как правило, умирал из-за потери крови, закопать в землю живьем, сварить в кипятке или распять под палящим солнцем…

Причем такая жестокость в Китае держалась тысячелетиями. Например, вплоть до 1905 года за убийство отца или измену родине полагалась «смерть от тысячи порезов». Приговоренного накачивали опиумом, чтобы он слишком быстро не умер от болевого шока, привязывали голого к столбу, а затем пилами и ножами отрезали небольшие кусочки кожи…

Наиболее кровавым тираном на Руси принято считать Ивана Грозного, который активно практиковал пытки на дыбе, четвертование, массовое утопление, посажение на кол и жжение огнем. Однако реформатор Петр I также был тем еще затейником по части наказаний.

Хотя высшая мера не отличалась разнообразием, наказания за мелкие преступления были довольно изощренными и жестокими. Так за воровство полагалось хождение босиком по острым деревянным кольям. Часто преступников клеймили каленым железом, причем символ, выжженный на теле, соответствовал первой букве совершенного преступления.

В особых же случаях практиковалось обрезание ушей, отсечение руки, пальцев, вырывание языка или ноздрей…

Как гласит известная поговорка: «Закон суров, но он - закон». Это сейчас перечисленные наказания кажутся жестокими пытками, а тогда общество считало подобное нормой. Поделись этой статьей со своими друзьями, пусть они порадуются, что им посчастливилось жить в наше время

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Чтобы подписаться на канал Инфобум в Telegram, достаточно пройти по ССЫЛКЕ с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join.