Домой / Материалы / Кризис 2 лет. Кризис двух лет

Кризис 2 лет. Кризис двух лет

В один прекрасный день ты замечаешь, что твой чудесный, послушный ангелочек вдруг превратился в маленького монстра. С ним невозможно договориться, капризы возникают несколько раз в день по поводу и без, переключить внимание и отвлечь, как прежде, уже не удается. Проявления истерики могут быть самыми разными - от демонстративного лежания на полу, криков, топанья ногами до битья окружающих, швыряния вещей и ломания игрушек. Поводов для недовольства тоже масса, причем взрослым они зачастую кажутся ничтожными или абсурдными. Например, поздним вечером ребенку вдруг хочется яблок, которых в доме нет, или в магазине он требует именно зеленую машинку, а есть только красные. Попробуем найти выход из сложившейся ситуации.

Пробелы в воспитании?

Часто родители начинают ломать голову: что же послужило причиной дурного поведения? Что было упущено в воспитании? Но ты напрасно казнишь себя. Как правило, причина ухудшения поведения в другом: малыш вступает в переходный возраст, осваивает новую для себя систему отношений с внешним миром.
К двум годам у ребенка усиливается стремление к самостоятельности, возникает желание справляться с простыми задачами без помощи родителей. Безусловно, это нужно приветствовать. Но издержками этого периода являются истерики, когда ребенку кажется, что его личность ущемляют.

Кто здесь главный?!

Сознательно или несознательно родители ищут пути выхода из кризисной ситуации. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать о своем поведении, другие просто уходят в другую комнату, давая малышу понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, необходим строгий родительский окрик. Очень действенным бывает объяснение того, что чувствует ребенок, но еще не умеет выразить словами: «Я понимаю, ты устал, сердишься...»

Если ты видишь, что это действует, предложи малышу отдохнуть: почитай ему, порисуйте красками, что-то слепите (это успокаивает). В процессе творчества можешь объяснить чаду, что таким поведением он вряд ли чего-то добьется, а только рассердит маму.

Отвлекающий маневр

На самую простую просьбу: «Давай оденем носочки» часто приходится слышать: «Нет, не надо носков!» Не стоит проявлять упрямство вслед за ребенком. Ты, безусловно, сможешь его переупрямить, но на самом деле, подчинившись тебе в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если ты будешь постоянно уступать, малыш может буквально сесть на голову, превратившись в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией. Но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности. Хочешь научиться выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую тебя завело непримиримое упрямство карапуза? Тебе необходимо стать мастером отвлекающих маневров и лирических отступлений! Например, предложи маленьким пальчикам игру в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел? Привлеки внимание крохи к тому, что вызывает у него положительные эмоции: «Твой зайчик пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?»

Прогулки по минному полю: кризис двух лет familyr_psy wrote in December 14th, 2012

текст: Лена Чарлин, iz_antverpena

Что такое кризис двух лет? Это время, когда опасность детского плача и сопротивления поджидает ежесекундно. Опыт преодоления детского кризиса на личном опыте.

Из письма подруге: «Сегодня забирали посылку на почте. По пути обратно Марик сел на асфальт и отказался идти дальше, потому что никто не брал его на руки. Я могла его взять, но лишь в одном случае: если бы он сам держал здоровенную коробку и еще пакет с хлебом, творогом и молоком. Как говорил Чебурашка: «Давай, я возьму чемодан, а ты меня». Я даже предложила Марику такой вариант, но он резонно отказался: коробка уж очень большая. Поэтому мы минут пятнадцать сидели на асфальте и сетовали на несовершенство мира. Хорошо, что лето. А, кстати, перед самим выходом мне пришлось переодеваться, потому что Марик разрыдался, заметив, что я в новой юбке. Это очень красивая юбка, просто он никогда ее на мне не видел и вот от смятения чувств расплакался. Логики в этом, конечно, мало. Но мы живем в эпицентре кризиса двух лет, и логика не имеет никакого значения, а вот любое действие может сыграть против нас…»


Когда я оглядываюсь и вспоминаю то время, оно кажется мне смешным. Это очень полезное и, пожалуй, лучшее свойство памяти - забывать о трудном и плохом. Но тогда, в эру «ужасного двухлетки», мне казалось, что Земля сошла со своей оси и мой ребенок, еще вчера такой беспроблемный, понятный, улыбчивый, вдруг стал хмурым, неприветливым мальчиком, который всегда на всех в обиде и готов в любой момент расплакаться и закричать. Я всерьез думала, что теперь это наша вечная фаза луны.

Что такое кризис двух лет?

Это время, когда опасность детского плача и сопротивления поджидает ежесекундно. Например, Марик попросил нарисовать солнышко, и я взяла желтый фломастер. А нужно было зеленый. В каше обнаружился изюм, а сын, оказывается, любит только вишни (он только что так решил). Или мы обуваем серые сандалики вместо оранжевых, которые он имел в виду (в своем уме). Или я поворачиваюсь на бок, когда укладываю его спать, а ему нужно, чтобы я лежала на спине.

Кто не проходил через подобное, наверняка, отрежет: «Обыкновенный избалованный ребенок. Потакайте дальше, и получите на выходе эгоиста, чье мнение в семье ставится во главу угла». Но к счастью, большинство моих знакомых - бывалые родители, поэтому к рассказам о запрещенной юбке и сидении на асфальте относятся с пониманием. У них самих дети раскидывались на снегу звездой, отказываясь сделать шаг по направлению к дому.

У них так же сдавали нервы, когда ребенок начинал визжать за обедом, потому что огурец ему порезали длинными ломтиками, а нужно было кружочками! Они сами с ужасом думали о предстоящей прогулке, ведь нужно поймать, зафиксировать, одеть, одеться самому и увидеть, что джинсовый комбинезон уже болтается на дверной ручке, а носитель комбинезона, пять минут назад нывший, как ему хочется лепить куличики в песочнице, вооружился веником и подметает пол, шкаф и заодно ванну и подозрительно косится в сторону мамы, чтобы не ушла без него (хотя сам он, собственно, уже никуда не собирается).

В такие моменты хочется скрутить маленького человека в бараний рог, найти кнопку «выкл» на малыше капризном и достать до кнопки «вкл» на хорошем, добром малыше.

Легко любить послушного безропотного ребенка. «Посадишь его, а он играет себе с игрушками, два часа может не сходить с места» - наверное, каждый родитель слышал этот древнемладенческий миф. Как, действительно, легко любоваться занимающим самого себя человеком.

Искусство же начинается там, где проявляют себя первые сознательные капризы, проверка границ, отчаянные слезы, когда ребенок сам не понимает, почему ему плачется. Когда ты, его родитель, ищешь в себе силы не срываться, не падать духом, и на собственной шкуре осознаешь, как это все непросто. Потому что эмоции. Усталость. И потому что ты не идеальный.

А ему два года, он все на свете «сам» и очень многое «не будем». Голова иногда идет кругом от вечных «нет», «сам» и «не будем». И диалог:

Марк, ешь яблоко.

Не будем яблоко.
- Хорошо, не ешь яблоко. Дай его мне.
- Хочу яблоко. Дать яблоко Марику.

Такое поведение - это классика двухлеток, под которой мы ставим свою согласную подпись и заверяем ее долгим вздохом.

Я не знаю, что бы мы делали тогда без чувства юмора. Мы над ним, обиженным на весь свет, то и дело подтрунивали. Усталые, недосыпающие и готовые все время держать удар, мы все равно шутили, что у нас в семье кризис императора. И еще мы говорили, что двадцать четыре часа в сутки гуляем по минному полю. Шаг влево - слезы, шаг вправо - возмущенный крик.

Не знаю, что бы мы делали без «третьего глаза». Но, кажется, именно третий глаз мы с папой Марика отрастили в тот непростой период, стараясь предугадать, какая ситуация может повлечь за собой всплеск эмоций. Знали, что голодный ребенок - опасный ребенок, поэтому даже в короткие поездки брали с собой контейнер с фруктами: на еду еще и внимание легко переключить, если вдруг что-то пойдет не так.

Пользовались хитростями: за столом не просто ставили тарелку с приготовленным завтраком, а заранее выясняли: «Будешь кашу или творожок?» Перед прогулкой: «Наденем синие шорты или красные?» Это кажется банальной и озвученной во всех источниках тактикой, но как бы там ни было, эта тактика работает.

Мы запоминали, что любит наш сын и в какой последовательности. «Ужасные двухлетки» внезапно становятся ультра-консерваторами и контрол-фриками, и родителям нужно приложить усилия, чтобы не колебать их устойчивый мир. Перед сном читать две книжки, не одну, не три, а ровно две. Сначала собирать пазл про Лунтика, потом про Простоквашино, а уже в конце - про Карлсона. И ни в какой другой последовательности. Это не вопрос вседозволенности и потакания, это действительно важные в данный период вещи. Ключевые слова - «в данный период».

Мы, конечно, выходили из себя и удалялись из комнаты, где ребенок в необъяснимом порыве рвал пластилин на кусочки и разбрасывал их по комнате. Брали сына в охапку и уносили его на пике каприза с улицы. Но взаимностью мы ему не отвечали, не поддерживали стиль, который предлагал он, проверяя нас на прочность.

Просто мы подумали, что, поскольку примерно на тридцать лет старше и опытнее своего ребенка, на такую удочку просто так не попадемся. И это действовало: когда на любую свою истерику ребенок получал не ответную родительскую истерику, а спокойную реакцию и сдержанный тон, его это охлаждало. Интерес кричать два часа подряд, когда тебя никто не слушает, быстро пропадает.

Мы уступали, решив, что многие вещи нужно просто позволить. Захотел мальчик надеть теплые ботинки в 35-градусную жару? Ну, так пусть надевает! Захотел лечь на землю, пускай полежит. Что хорошего, если родитель все время на взводе и старается не сдать позиции главного в семье? Ребенок и так понимает, кто в доме хозяин. А вот последствия своего выбора даже маленький человек может оценить сам: в теплых ботинках жарко и неудобно, а лежать на земле, в то время как освободились любимые качели, просто глупо.

Приходилось призывать на помощь выдумку. Чтобы дать жаропонижающее без концерта, мы накрывали его шапкой сгущенного молока. А чтобы остановить вот-вот зарождающееся недовольство температурой воды в ванне, цветом носков и вкусом зубной пасты, отвлекали, щекотали, заводили внезапный разговор на совершенно другую тему. В этом плане замечательно свойство детей легко увлекаться и переключаться, забывая о том, что их интересовало пять минут назад.

Наш кризис двух лет запомнился мне навсегда, и то, сколько он длился - ровно девять месяцев - тоже очень хорошо запомнилось. Мне кажется, это была лучшая школа закаливания. Но я пишу эти слова, когда Марику уже четыре года. Даже четыре с половиной. И я пишу для тех, кто сейчас еще там, на минном поле, чтобы поддержать и обнадежить: «Все проходит».

Просто поверьте (но сделайте глубокий вдох, терпение - ваш главный козырь сейчас). Все проходит на удивление за одну ночь. Так мой жизнерадостный ребенок вернулся ко мне однажды утром. «Спасибо за блинчики, - сказал он, слезая со стула, и добавил, - ты очень хорошая».

В иной день что-то снова нахмуривалось в его личной небесной канцелярии, и он говорил: «Я никого не люблю», а потом слышал, что у меня болит горло, накрывал своим одеялом и важным голосом доктора Пилюлькина сообщал: «Я тебе подую сейчас на горло, и все пройдет». И он дул мне на горло.

Я не знаю, как работает этот механизм. Как дети перерастают свои кризисы. Но они их перерастают - факт. Может, это мы помогаем своим принятием, любовью и пониманием, что поведение двухлетки - это не желание свести родителей с ума, а первая демонстрация самостоятельности и независимости. Может, они сами волевым решением прекращают вести с нами войну и подписывают перемирие. А может быть, просто в один день заканчивается это пресловутое минное поле, и наши дети выходят на ровную дорогу.

Мы с вами обсудили кризисы одного года и трёх лет, но на самом деле есть ещё один непростой период между этими кризисами. Возрастной кризис двух лет у детей, часто становится непростым для его родителей. Вы можете задаться вопросом, сколько длится кризис, и я вас обнадёжу: самый сложный период обычно не длится более 2-3 месяцев.

Признаки возрастного кризиса

  1. Частые слёзы и крики, истерика с бросанием на пол.
  2. Агрессия у ребенка в сторону близких.
  3. Появляется и активно используется слово "Нет" (не буду есть, спать, идти на улицу, в магазин и т.д.).
  4. Противоречивое поведение: вот он вас обнимает, а через секунду отстраняется, вот он улыбался, а уже плачет.

Советы психолога:

  1. Никогда не обижайтесь на ребёнка. Обида - позиция снизу, ну иногда наравне. Родитель - главный всегда. Это нужно помнить не только вам, но и ребёнку. Вы его опора. Психология ребенка такова, что он ничего не делает назло.
  2. Если началась настоящая истерика, может быть даже с киданием на пол: будьте рядом с ребёнком, при этом сами старайтесь сохранять максимальное спокойствие, говорите: да, тебе обидно, очень грустно, ты злишься. Важно убедиться, что вокруг нет предметов, которыми ребёнок может себе случайно навредить. Возьмите малыша на руки (он при этом может начать кричать сильнее, но успокоиться быстрее). Если истерика произошла на людях, постарайтесь вывести ребёнка в более спокойное место. Не добавляйте в истерику негативизма, словами провоцирующими ребенка.
  3. В этом возрасте добавляется много активностей: "развивашки", иногда и детский сад, частые походы в гости и по магазинам, ведь уже столько всего можно делать вместе! Но что происходит? Перевозбуждение, перенасыщение, нервная система перегружается. Таким образом, очень важно следить за режимом дня и отдыха. Если вы видите, что ребёночек часто перевозбуждён, по возможности снижайте активность и впечатления.
  4. Будьте последовательны! Если вы что-то обещаете, и как вознаграждение и как наказание, то выполняйте это.
  5. Запрещая что-то, всегда предлагайте АЛЬТЕРНАТИВУ. Нельзя рисовать на диване, рисуй на стенах, мама давно хочет новые обои! Хвалите его за ту деятельность, которая разрешена.
  6. Предлагайте возможность выбирать. Малыш на всё реагирует отказом, так он хочет проявить свою самостоятельность. Дайте ему выбор: "ты будешь рыбу или мясо?", "красные или синие штаны наденешь" и т.п.
  7. Давайте как много больше тактильного тепла малышу: обнимайте, целуйте, поглаживайте.

Помните о себе! Дорогие мамочки, мы с вами с самого первого поста говорим о том как важно отдыхать, уделять себе время. Никто не хочет срываться на своих детей, но иногда нет сил... Чтобы были силы нужно уделять время себе, своим желаниям, иногда просто погулять в одиночестве даже полчасика. Вам ещё пригодятся и силы и терпение. Вы главная опора малышу.

Формирование характера ребенка начинается в возрасте около 2-3 лет. Именно в этом возрасте маленький человечек вступает в свой первый кризисный возраст и ему необходима любовь и поддержка родителей. Но что делать, если спокойной до этого момента малыш с ангельским личиком вдруг превращается в маленького домашнего тирана? Все знают о сложном переходном подростковом возрасте, о так называемом кризисе «среднего возраста»,
но не все знают, что такого рода переломные моменты в становлении личности случаются не только с мужчинами средних лет и взрослеющими подростками, но с маленькими детьми, а именно в двух-, трехлетнем возрасте.

В чем причина?

Прежде всего, нужно разобраться, что происходит с ребенком. Первопричина резкого изменения в поведении ребенка кроется в его стремлении к самостоятельности – это один из самых непростых этапов становления личности. Если раньше ребенок не осознавал себя как личность и почти не проводил границы между собой, окружающим его миром и мамой, принимая все это как единое целое, то теперь пришла пора «оторваться» от материнского сердца. Ведь это уже не тот малыш, который улыбается, когда улыбается мама и спокойно сидит, пока его одевают. Ребенок начинает осознавать собственное «я» и одним из проявлений этого процесса становится изучение границ дозволенного. На первый взгляд, кажется, что ребенок целенаправленно выводит родителей из себя, но это не так. Он просто исследует, что можно, что нельзя и учится манипулировать близкими людьми. В этот момент очень важно не поддаваться на его провокации. Этот период очень похож на подростковый. Зачастую детишкам не хочется покорятся воле родителей, есть, то что надо, одеваться как скажут, спать по расписанию и пр. Они воспринимают все эти указания как посягательство на их самостоятельность и независимость.

Все ли дети подвергаются этому кризису?

Кризис свойственен всем детям, только не все переживают его с бурными протестами, не все показывают свои чувства и эмоции. Некоторым детям хочется еще оставаться под опекой родителей. У таких детей кризис может наступить позже. Так что будьте на чеку! Может быть и такое, что ребенок просто боится выразить свои чувства, опасаясь болезненного наказания. Другие же не бунтуют, так как знают, что родители ждут от него только хорошего, и малыш не позволяет себе выплеснуть то, что накопилось на душе. Возможны и другие причины. Многое зависит от атмосферы в семье, воспитания, ситуации, характера ребенка. Если нет внешних явных проявлений двухлетнего кризиса, не спешите радоваться. Поинтересуйтесь, что у ребенка на душе, что с ним происходит.

В чём выражается кризис.

Проявления истерики могут быть совершенно разными – от демонстративного молчания до криков, плача и различных форм агрессии. Повод для сцены найдется когда угодно и может быть совершенно ничтожным. Подчас требования, которые выдвигает капризничающий малыш, могут быть невыполнимыми. Иногда это похоже на выплеск скопившегося напряжения, а иногда на целенаправленное выведение из строя одного или обоих родителей. Но как бы то ни было, причина одна: малыш вступает в переходный возраст и осваивает новую систему отношений с окружающими его людьми. Казнить себя родителям не стоит, в любом случае, от чувства вины, которое могут испытывать мама и пап двухлетки, лучше не будет никому. Этот период нужно принять, как данность, и постараться вести себя с ребенком спокойно и взвешенно.

Ключевой фразой для первого переходного возраста ребенка, как правило, становится знаменитое «я сам!». Этим заявлением ребенок безапелляционно сообщает родителям, что он уже подрос и стремится к самостоятельности. Нет ничего страшного в том, что с простыми задачами малыш хочет научиться справляться без посторонней помощи. Такое желание нужно приветствовать и стараться не ущемлять права ребенка. Если он хочет одеваться самостоятельно, дайте ему эту возможность. Постарайтесь заранее начать собираться, к примеру, в гости, чтобы не опаздывать. Учтите, что ребенок еще мал и процесс одевания отнимет у него гораздо больше времени, чем, если бы вы одевали его. К тому же неплохо дать ребенку возможность принимать участие в выборе одежды.

Кроме того, постарайтесь услышать требования ребенка, вполне возможно, что они обоснованны. Например, вы придерживаетесь строго графика, и обедать ребенок должен непременно в 13.00. Но если именно сегодня ему не хочется кушать в положенное время, попробуйте для начала пойти навстречу и отложить обед на полчаса, вполне возможно, что ребенок проголодается раньше, чем вы ожидаете.

Границы дозволенного

Психологи утверждают, что в возрасте от полутора-трех лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. И эти границы нужны ему для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если раньше малышу хватало маминой ручки и папиного голоса, то теперь ему требуется нечто большее. Механизм взаимодействия младенца с миром очень прост: если ответная реакция внешней среды на одно и тоже действие повторяется, то она фиксируется памятью, как норма. В дальнейшем, пытаясь почувствовать себя в безопасности, малыш совершает одни и те же действия и ждет привычных результатов. Если результаты, а в конкретных случаях, реакция родителей будет иной, то ребенок не будет ощущать себя в привычной безопасности. Поэтому истерика по одному и тому же поводу может повторяться бесчисленное множество раз. Очень важно для родителей понимать, что это не прихоть ребенка, а желание получить знак, что все в порядке, все в норме, все как обычно.

Кроме того, со временем ребенку необходимо сталкиваться с сопротивлением людей и окружающей его среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так и воспринимает это своего рода опасность. Так что возникающий на первый взгляд парадокс на самом деле вполне закономерен: ребенок, бьющийся в истерике, нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы почувствовать себя в безопасности.

В свою очередь родители ищут пути выхода из сложившейся ситуации и у многих из них даже рождаются свои ноу-хау. Важно понимать, какой метод наиболее подходит для вашего ребенка: одному нужен строгий окрик родителя, другому – мягкое, но действенное наказание (например, посадить на стул и попросить подумать о своем поведении), третьему – нужны мягкие спокойные слова мамы, четвертый, увы, уже не может обойтись без хорошего шлепка.

Как это ни странно, но самым действенным методом признано отсутствие аудитории. Истерика всегда направлена на кого-то. Если не будет публики, на которую можно вылить свои капризы, то не будет и истерики. Поэтому для первого раза психологи рекомендуют оставить ребенка одного в комнате, очень часто случается так, что эмоции, достигнув своего пика, сами собой сходят на нет.

Еще одним действенным способом считается так называемое активное слушание. В этом случае нужно спокойно без эмоций сообщить ребенку, что вы понимаете его чувства: «Я понимаю, ты устал и сердишься…» или «Я вижу, что тебе нехорошо…». Важно не включать вопросительных интонаций, ребенок без труда распознает фальшь в голосе родных людей, так что предложение, каким бы оно ни было по содержанию, должно иметь мягкие положительные интонации. Правда, этот способ работает только тогда, когда ребенок еще в состоянии воспринимать слова, если истерика уже вошла в активную фазу, то любые увещевания могут оказаться бесполезными и потребуется более жесткое вмешательство, а иногда и полное его отсутствие.

Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит «нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить и еще раз объяснить, с чем связан запрет.

Запомните!!! Родителям нужно раз и навсегда определить список разрешенных и запретных вещей и всегда придерживаться установленного запрета. Достаточно один раз отступить от созданных правил, поддаться жалости, как малыш тут же почувствует свою власть над вами.

Мы – друзья

«Ничего не понимаю! Мой чудесный малыш, который улыбался, смеялся, хорошо кушал и без проблем укладывался спать, теперь превратился в кривляку и неврастеника, – пишет психологам мама трехлетнего мальчика. – Он перестал ходить на горшок, каждое действие – переодевание, обед, прогулка, поход в магазин, ежедневные умывания – все начинается с его слов «не хочу, не буду!». Дальше без каких-либо объяснений ребенок падает на пол и закатывает истерику. Или начинает швырять игрушки, рвать книги и даже драться! Что делать – ума не приложу!».

В данном случае, мама просто переполнена своими ожиданиями от ребенка, а он их попросту не оправдывает. На самом деле лучший способ воспитать любого ребенка – это дружить с ним. Важно не разделять семейные отношения на детей и родителей, хотя, безусловно, ребенок должен понимать, кто в семье старший и главный, относиться к этому с уважением, но не со страхом. Лучшие родители – это те родители, которые умеют дружить со своими детьми. Для этого нужно чаще употреблять местоимение «мы» и не оставлять ребенка наедине со своими проблемами (отсутствие аудитории для истерики – не в счет). Если малыш вдруг заартачился и поворот дальнейших событий грозит слезами, то неплохо будет присесть рядом с ним и поговорить, но так чтобы ваши глаза были на уровне лица ребенка, это исключает позицию «над» и устанавливает более доверительные отношения. Используйте активное слушание («я вижу, что ты устал…») и не оставляйте без внимания собственные эмоции.

Чувства родителя

Многие родители испытывают раздражение, нетерпение, расстройство или даже злость на капризничающего ребенка, но всячески пытаются овладеть собой и не показать своих чувств. Это не всегда правильно. Эмоции накапливаются и рано или поздно выливаются уже во взрослую истерику, с которой не так-то просто совладать. Каждый человек имеет право выражать свои чувства, вопрос только в том, как это сделать, не задев при этом чувств ребенка. Для этого существует так называемое «Я-сообщение», которое помогает избежать взрыва накопившихся эмоций у родителя.

Присядьте рядом с малышом скажите, что вы ощущаете, например, «я устала от громкого крика» или «мне не нравится, когда под ногами валяются игрушки». Избегайте уничижительной и обвинительной формы диалога. К примеру, «мне не нравится, когда ты кричишь» – будет воспринято ребенком не как выражение ваших чувств, а как обвинение против него. В этом случае, лучше облечь предложение в безличную по отношению к малышу форму, например, «мне плохо, когда громко кричат».

Если чувствуете, что ваши личные эмоции готовы вырваться наружу, лучше всего высказать их в спокойной форме и в относительно спокойной обстановке, прежде, чем они вырвутся сами и навредят и вам, и вашему малышу.

Как реагировать родителям?

Обычно критический период заканчивается через год, иногда раньше, иногда и позже, если в семье приняты ошибочные модели поведения. Кризис прошел, но ребенок все еще нуждается в помощи и поддержке. В критический период не стоит реагировать на «взбрыки», лучше продумать, как их предотвратить. Ребенок нуждается в помощи, ведь он вступает в мир взрослых. Помогите ему адаптироваться. Но не нужно потакать всем капризам и прихотям. Это только усложнит ситуацию.

В этом возрасте ребенок еще различает правильные и неправильные представления о мире. Например, он может подумать, что вам просто так захотелось усадить его кушать именно в 15 часов, а ему не хочется. Если вы будете угрожать, повышать голос, заставлять есть насильно, вы только усугубите ситуацию и подтвердите то, что это ваша прихоть. Предоставьте ребенку выбор. Можете разрешить ему не есть, но скажите, что в следующий раз у него будет только ужин и никаких перекусов в промежутках. Тогда малыш по мет, что лучше есть тогда, когда еда на столе. Одним достаточно сказать, что потом будет есть холодную еду, другим – что мама в кухню больше не зайдет. Смотря по ситуации и характеру.

Всегда будьте уверенны в том, что, то что вы требуете, действительно необходимо. К примеру, обязательно ли ему одевать именно ту одежду, которую вы ходите. Пусть оденет, то что ему по душе. Ничего страшного не случится. Если это возможно, уступите, пусть ребенок увидит, что вы не всегда показываете свою власть.

Обязательно предоставляйте ребенку выбор, но не слишком широкий, в определенных рамках. Маленьким детям трудно выбирать из большого количества. Предложите два-три. Выбор – очень важно. В будущем поможет ответственно подходить к решениям.

НИКОГДА не говорите «Вот я так и знала. А я предупреждала!», если случилось так, как вы говорили. Дайте возможность ребенку учится на совеем собственном опыте.

Если ребенок что-то просит, подумайте, действительно ли ему это необходимо или просто каприз. Если прихоть – твердо скажите нет. Не кричите, не читайте мораль, не оправдывайтесь, не объясняйте. Но случается и так, что ребенку действительно очень нужно то, что вам может показаться несущественным. Прислушайтесь, постарайтесь понять, почему ему это так важно и необходимо. Не играйте в плохих и хороших родителей. Если папа наказал, маме не нужно бежать утешать и жалеть. Пусть ребенок поймет, что в семье за такое поведение никто не похвалит.

Если истерика началась…

Если конструктивный диалог с ребенком невозможен, его истерика уже началась, то необходимо помочь ему с ней справиться, даже если это означает полное невмешательство в происходящее. Многие отцы неосознанно завоевывают расположение собственных детей тем, что выказывают полное безразличие к его слезам и агрессии. Тогда как более чувствительные матери стараются увещевать или что еще хуже – удовлетворить требования орущего во весь голос ребенка. «Что угодно, лишь бы замолчал» – самый опасный путь, он приводит к тому, что малыш постепенно становится совершенно неуправляемым, привыкает всего добиваться через крики и слезы. Поэтому родителям нужно раз и навсегда определить список разрешенных и запретных вещей и всегда придерживаться установленного запрета. Достаточно один раз отступить от созданных правил, поддаться жалости или иному недозволительному чувству, как малыш тут же почувствует свою власть над вами. Тысячи ранее сказанных «нет» разрушатся в прах одним-единственным «да».

Очень часто в конфликтной ситуации родители пытаются отвлечь внимание на что-то более интересное. Однако этот способ хорош только для совсем маленьких детей. В переходный период этот прием уже не поможет, но даже если поможет, то станет лишь временной мерой, так как, отвлекая ребенка, вы только откладываете решение проблемы, а не решаете ее. Ситуация будет повторяться снова и снова, пока не будет разрешена. Поэтому момент истины необходим каждому ребенку, он даст ему понять, что такой способ взаимодействия с окружающими никуда не годится.

Так что если истерика все же случилась, то избегайте ублажений, переключения внимания и уговоров. Не стоит пускаться в пространные объяснения, это не даст должного эффекта, ведь порой даже взрослые люди, пребывая в сильном раздражении, не в состоянии рационально мыслить, что уж говорить о маленьком ребенке. Прежде всего, простыми и краткими фразами объясните маленькому капризе, почему его требования не будут удовлетворены. В дальнейшие переговоры не вступайте, просто выйдите из комнаты, оставив ребенка наедине с его мыслями. В 99% случаев истерика сойдет на нет, и ребенок придет к вам, возобновляя тем самым прерванное общение. Лучше всего, если инициатором возобновления разговора будет сам малыш, поскольку некоторые дети воспринимают первое слово родителя, как капитуляцию и истерика может начаться по второму кругу. Но это не значит, что нужно сидеть в другой комнате, олицетворяя собой неприступный Эверест. Если ребенок пришел сам, приласкайте его, обнимите и обязательно обсудите произошедшее, если не сейчас, то попозже, когда страсти окончательно утихнут.

Если вы будете прислушиваться к ребенку, всей семьей искать решения проблем, будете последовательны, настойчивы, терпеливы, постараетесь понять ребенка, научить с уважением относится к окружающим, семейным правилам, оценивать себя правильно, кризис пройдет благополучно, без излишних истерик и даже с пользой.

По материалам сайтов: mama.ru, materinstvo.ru, igra-msk.ru.