Домой / Материалы / Развитие новорожденного ребенка и безусловные рефлексы. Физическое развитие новорожденного

Развитие новорожденного ребенка и безусловные рефлексы. Физическое развитие новорожденного

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руки и т.п. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первыефункциональные действия , позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.

Тем не менее к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действия с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно сделать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте

Возраст в месяцах

Когда у ребенка на глазах прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий.

Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого.

Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место.

Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком.

Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком.

Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком.

Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах.

Память . Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших ее видов. Первым является узнавание . Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в его поле зрения; 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Эмоциональное развитие . Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности. После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме, он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы. Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением . Во втором полугодии возникает лепет , в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

    КРИЗИС 1 ГОДА

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или не понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Разумеется ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный момент оно приобретает особую актуальность.

Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь , называемая Л.С.Выготскимавтономной . Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличаются от них.

Маленький ребенок вкладывает в слова совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными .

Еще одна особенность автономной речи – своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым близким. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства – жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающая непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее.

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 2 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 03.01.2019

Физическое развитие новорожденного ребенка происходит поэтапно, по нарастающей. Уже ко второму месяцу жизни малыш начинает приподнимать голову, реагировать на то, что происходит вокруг. Ознакомиться с этапами развития грудничка по месяцам и тем, как происходит увеличение веса и роста младенца в зависимости от возраста, вы узнаете в данном материале.

Влияние питания на физическое развитие детей

Основными показателями правильного питания детей является их физическое развитие, спокойное поведение, хорошее состояние здоровья.

Ребенок, получающий достаточное питание, имеет довольный вид после кормления, спокойно играет, легко и быстро засыпает, хорошо спит. Малыш ежемесячно хорошо прибавляет в весе и росте, показатели его нервно-психического развития соответствуют возрасту, зубы прорезываются своевременно. Организм ребенка достаточно хорошо сопротивляется различным заболеваниям. Показатели содержания гемоглобина в крови соответствуют норме. Отсутствуют признаки рахита, аллергии.

Во время грудничкового периода младенец очень быстро растет и интенсивно прибавляет в весе. Чтобы родители могли правильно оценить физическое развитие детей первого года жизни, воспользуйтесь таблицей «Увеличение веса и роста ребенка в зависимости от возраста», в которой показано, на сколько увеличиваются его рост и вес за 1 месяц и за весь прожитый период.

Таблицу роста и веса ребенка по месяцам вы можете скачать в формате картинки, она находится ниже.

Пользуясь этой таблицей, необходимо к показателям веса и роста ребенка при рождении прибавлять показатели за прожитый ребенком период. Если в какой-то период показатели веса и роста ребенка отстают от нормы или, наоборот, превышают ее в пределах 10 %, это не должно вызывать беспокойства - в следующем месяце они могут нормализоваться. При больших отклонениях от норм развитие ребенка в течение первого года жизни обратитесь к врачу.

Важно наблюдать и за тем, как ребенок развивается в первый год жизни психически.

Этапы развития движений ребенка первого года жизни по месяцам

Один месяц

Ребенок начинает активно двигаться и реагировать на окружающий мир. Развитие движений ребенка первого года жизни позволяет ему лежа на животе, он начинает приподнимать голову.

Два месяца

Удерживает голову более длительное время, отвечает улыбкой на разговор с ним, следит за движущимся ярким предметом. Прислушивается к различным звукам (голосу взрослых, звучанию погремушки и др.) и сам начинает произносить отдельные звуки,

Три месяца

Может долго лежать на животе, подняв голову и опираясь на ладони; при общении с ним оживленно двигает руками и ногами, улыбается, издает гулящие звуки. Особенности развития ребенка первого года жизни в этом возрасте – исчезновение напряжения мышц. Движения младенца становятся более свободными. Позднее малыш, лежа на спине, начинает поворачиваться сначала на бок, а потом и на живот.

Четыре месяца

Малыш уже громко смеется, гулит, поворачивает голову в сторону звука, узнаёт мать. Он уже играет с висящими над ним игрушками, рассматривает, ощупывает их.

Пять-шесть месяцев

Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко поднимает голову и грудь. Развитие грудничка по месяцам до года таково, что он самостоятельно переворачивается со спины на живот, пытается ползать сначала на животе, а позднее - приподнимаясь на коленки; при помощи взрослого может стоять. В это время ребенок уже способен сидеть с опорой. Но все-таки лучше не разрешайте ему долго сидеть - он может привыкнуть играть сидя и не будет стремиться ползать и вставать. А это задерживает развитие самостоятельных движений.

Семь-восемь месяцев

Начинает активно лепетать, часто умеет уже произносить отдельные слоги; активно интересуется окружающим, различает своих и чужих. Уверенно ползает на четвереньках, пытается вставать у барьера, позднее - передвигаться вдоль опоры. Он следит за действиями взрослых, знает названия некоторых предметов, по просьбе взрослого находит их глазами, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги.

В 8 месяцев ребенок может выполнять некоторые заученные действия («ладушки» и др.), держать в руке корочку хлеба, пить из чашки, придерживая ее руками.

Девять месяцев

Стоит при поддержке за одну руку, начинает свободно передвигаться, держась за опору, при поддержке за обе руки может ходить. В этом возрасте он уже быстро ползает, самостоятельно садится. У него совершенствуются движения рук, он хорошо захватывает мелкие предметы, манипулирует игрушками, перекладывает их из одной руки в другую. Он знает свое имя, играет «в прятки», натягивая на лицо пеленку или косынку.

Десять-одиннадцать месяцев

Может стоять без опоры, начинает учиться ходить самостоятельно, может пить из чашки, придерживая ее руками, сам ест из ложки густую пищу. Он с удовольствием выполняет различные поручения (принести куклу, покатать мяч и пр.), понимает значение слов «можно» и «нельзя».

Один год

К году жизни многие дети уже свободно ходят без опоры, хорошо знают 11-12 слов и уверенно их произносят, понимают настроение взрослых, пытаются активно с ними общаться.

Показатели физического развития детей-грудничков до года по месяцам

Показатели физического развития детей до года во многом обусловлены его весом и ростом.

Таблица: «Увеличение веса и роста ребенка в зависимости от возраста»:

Одним из показателей хорошего развития детей первого года жизни по месяцам является своевременное прорезывание молочных зубов. Обычно первые зубы (два нижних резца) появляются в 7 месяцев (реже - в 5-6 месяцев). Затем прорезываются два верхних резца (обычно в 8 месяцев). К 9-12 месяцам у малыша появляются еще четыре резца - сначала верхние, затем нижние. Таким образом, к году жизни малыш имеет восемь зубов и может откусывать твердую пищу, хотя пережевывать ее еще не способен.

Важно отметить, что у детей, отстающих в физическом развитии, а также у больных рахитом, зубы появляются позднее, хотя и у здоровых детей зубы иногда прорезываются с опозданием.

Есть несколько основных показателей, на которые обращают внимания врачи при ежемесячном осмотре грудничка. Это:

  • Длина тела или рост
  • Масса тела или вес
  • Окружность головы
  • Окружность груди.
Давайте разбираться с каждым из них.

Особенности роста

После того, как малыш родился, у него происходит замедление показателей роста. Только иногда можно наблюдать скачки в прибавке длины тела. Еще одной особенностью можно считать то, что нижние части тела растут быстрее верхних. Как пример, стопы вырастают больше и быстрее, нежели голени и так далее. Это все влияет на общие пропорции тела грудничка.
Также особенностью можно считать то, что маленькие дети растут быстрее старших. Так ребенок в 2 месяца вырастет на 3-5 см, а в 7 месяцев на 1-2 см.
Первый год жизни – самый активный по росту всех показателей.

Особенности набора веса

Что касается веса, то он растет по тому же принципу, что и длина тела. Так меньший ребенок будет прибавлять больше, нежели малыш постарше.
Для того чтобы понимать достаточно ли набирает вес грудничок, можно воспользоваться формулами.
В первые 6 месяцев – это:
  • Вес при рождении + 800*n – где n – месяц после рождения малыша.
С 6-12 месяцы – это:
  • Вес при рождении + то, что прибавили в первые полгода + 400*(n-6) – где n – возраст в месяцах.
Это лишь ориентировочные цифры. Каждый малыш развивается по-своему и показатели веса и роста могут отличаться. Есть таблицы ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), которые более обширно показывают возможные колебания веса грудничков.

Как меняется окружность головы?

Физическое развитие можно проследить за тем, как меняется окружность головы малыша. Она не только отображает общее развитие ребенка, но и дает возможность сразу определить, как развиваются кости черепа и есть ли такие заболевания, как микро- и гидроцефалия.
Грудничок рождается с окружностью головы 34-36 см. В первые несколько лет она активно растет, после этого значительно замедляются процессы ее роста.
Касательно показателей окружности также есть много таблиц с примерными цифрами согласно возрасту грудничка.
Как изменяется окружность груди?
Окружность груди показывает, насколько хорошо развивается грудная клетка. Так при рождении ребенка она составляет 32-34 см. Она немного меньше, чем окружность головы, но в 4 месяца они становятся одинаковыми. А в последующие месяцы окружность груди значительно начинает превышать показатели головы.
Как видите, каждый показатель рассказывает врачам, правильно ли происходит физическое развитие детей грудного возраста . Поэтому необходимо вовремя реагировать на малейшие отклонения от нормы.

У ребёнка есть определённые врождённые рефлексы, которые более выражены у физиологически зрелых младенцев. О стимуляции некоторых из них (сосательном и хоботковом, например) нет нужды заботиться, малыш использует их при каждом кормлении. Остальные чаще всего никак не используются. Между тем, стимулируя врождённые рефлексы, мы стимулируем и физическую активность малыша, а значит, он лучше растёт и развивается. Это тем более важно, если малыш рождается не вполне физиологически зрелым, что, к сожалению, не редкость. Ведь стимулируя развитие малыша, мы задействуем и компенсаторные возможности его организма, которые особенно велики в течение первых дней и месяцев его жизни.

Большинство безусловных рефлексов без специальных упражнений угасают только к 3 месяцам, и нет необходимости упражняться с первых дней. Это можно будет сделать, когда вы и малыш уже немного освоитесь дома. Многие упражнения можно легко совмещать с обычным уходом за малышом. Так, например, вкладывая палец в его ручку и чуть потягивая её во время кормления, вы развиваете силу мышц малыша. Подставляя ладонь под босые пяточки и массируя их, вы воздействуете на биологически активные точки и закаляете ребёнка.

Рефлекс отрицания опоры

Расстелите на столе пелёнку. Возьмите малыша под мышки и дайте возможность его ножкам коснуться опоры. Никакой нагрузки на ножки при этом быть не должно, ребёнок у вас в руках.

Если чуть наклонить малыша вперёд, то он начинает делать «шаговые» движения, по очереди переступая то одной, то другой ножкой.

Голову малыш ещё не держит, а ножки довольно уверенно шагают.

Разумеется, это не ходьба. Но дети, которые пару раз в день перед кормлением «шагали», быстрее начинают ходить и разговаривать.

Совет. Малышу чуть постарше можно стелить под ножки разные ткани, водить его по фактурным поверхностям, чтобы стимулировать рефлекторные точки подошвы. Лучше всего «ходить» перед едой (2—3 раза в день).

Прижмите малыша к груди и подставьте ладонь под голенькие пяточки — ребёнок выпрямляется и напрягает все мышцы.

Совет. Стимулируя этот рефлекс сразу после еды, вы касаетесь биологически активных точек, расположенных на подошве, а это помогает малышу избавиться от воздуха, проглоченного во время кормления.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона)

Вложите малышу в ладошки свои указательные пальцы, остальными придерживайте ручки и медленно приподнимайте кроху.

У малыша сильно напрягается вся мускулатура. Ребёнка можно приподнимать до полусидячего положения, тренируя цепкость ручек. Голова крохи поначалу запрокидывается назад, но с каждым разом мышцы тренируются, и малыш всё увереннее держит голову. Вначале он держится очень крепко, но через несколько секунд его хватка слабеет, и теперь его можно плавно опустить, следя за положением головы.

После 3 месяцев рефлекторное сжатие кулачков сменяется произвольным захватыванием предметов.

Регулярная тренировка этого рефлекса ускоряет психофизическое развитие малыша: он начинает брать игрушки в руки в более раннем возрасте. Малыш с крепкими ручками очень редко «клюёт» носом, начинает быстрее опираться на ручки и ползать.

Совет . Можно каждый раз, когда вы хотите взять на руки бодрствующего ребёнка, предлагать ему свои пальцы. Малыш хочет на руки? Прекрасно, немного собственных усилий — и ты у мамы! Казалось бы, мелочь, а закладывается активная жизненная позиция. Ребёнок чуть постарше может висеть на пальцах, как на турничке, легко выдерживая свой вес.

Рефлекторное ползание (рефлекс Бауэра)

Положите малыша на животик и подставьте свои ладони под его стопы. Ребёнок начнёт отталкиваться от ваших ладоней, выпрямляя ноги и продвигаясь вперёд. Это упражнение надо делать на твёрдой и ровной поверхности. Этот же рефлекс позволяет малышу в ванне отталкиваться и скользить на животике во время плавания.

Совет. Стимулировать этот рефлекс удобно во время игры. Если малыш уверенно держит голову, лёжа на животике, и тянется к игрушке — помогите ему, подставьте ладони. Если же у малыша гипотонус (ребёнок лежит расслабленно, в той же позе, что и взрослый человек) или малыш «опаздывает» в развитии, можно дополнительно создать условия для ползания, соорудив наклонную горку-жёлоб, как советует известный американский врач, специалист по раннему развитию детей Глен Доман.

Рефлекс Таланта

Если провести пальцем по спине ребёнка вдоль позвоночника, примерно в 1 см от него, то его тело дугообразно изогнётся.

Подошвенный рефлекс

Нажмите на подошву стопы у основания пальчиков — пальчики подогнутся, малыш отдёрнет ножку. Проведите по наружному краю стопы — пальчики расслабятся. Это упражнение — хорошая профилактика плоскостопия.

Совет . Эти два упражнения можно включить в комплекс ежедневной гимнастики.

Рефлекс затаивания дыхания

Одним из врождённых безусловных рефлексов, которым обладает любой новорождённый, является рефлекс затаивания дыхания. Его несложно проверить: резко подуйте малышу в лицо (в область носогубного треугольника) — в ответ малыш замрёт, закроет ротик и задержит дыхание. Этот рефлекс позволяет научить кроху нырять, плавать и даже играть под водой.

Совет. Прежде чем начинать занятия плаванием, посоветуйтесь с врачом и потренируйтесь на кукле. Так вы будете чувствовать себя более уверенно.

Вначале просто знакомим малыша с водной средой. Одни детки легко соглашаются лечь на спинку (мамина рука поддерживает затылок малыша), другие ни в какую не согласны принять это положение.

Если малыш «сговорчивый», то просто поддерживайте затылок малыша своими руками, а тельцу позвольте всплыть — и вот уже ваш малыш «плавает» на спинке. Большими пальцами обеих рук мама фиксирует плечи, запястьями придерживает голову, следя, чтобы вода не попала в ротик.

В воде малыш начинает активно шевелить ручками и ножками.

Если малыш более осторожен, то, поддерживая кроху, поставьте его ножками на дно ванны так, чтобы малыш был в воде по грудь и используйте рефлекс отрицания опоры. А можно и просто попрыгать в воде.

Через несколько дней уже слегка освоившегося с водой малыша можно уложить на спинку и покатать в ванне. Дайте возможность малышу отталкиваться от бортика ножками и скользить, качаться с боку на бок, двигаться в воде «восьмёрками». Разговаривайте с малышом, привлекайте его внимание игрушками, стимулируйте активность.

Совет. Купание должно продолжаться до тех пор, пока малыш активно двигается и с удовольствием находится в воде.

Если малыш всё-таки категорически возражает, то придётся привлечь предварительно вымытого папу для совместного купания (папу, потому что маме трёхнедельного младенца пока не показано погружение в воду).

Совет . Даже если малыш охотно плавает на спинке, попробуйте совместное пребывание в воде. Так проводить занятие с малышом гораздо удобнее, чем согнувшись в три погибели. Взрослый может сесть по-турецки, и тогда ему будет удобно поддерживать малыша вертикально. Если взрослый лежит в ванне, то даже самый «недоверчивый» малыш согласится лечь в воду на живот к родному человеку. День ото дня воды можно набирать всё больше, и через несколько дней малыш незаметно для самого себя «закачается на волнах».

Ребёнок чуть постарше может начинать осваивать плавание на животике. При этом рука взрослого держит его под грудкой так, что подбородок малыша располагается на запястье правой руки мамы, а её большой палец страхует голову и не даёт ей поворачиваться. Другой рукой мама придерживает спинку малыша, а может и опереться на бортик ванны, чтобы облегчить нагрузку на свою спину.

Так или иначе во время купания вода будет попадать на личико малыша, поэтому, когда малыш и мама подружатся с водной средой, попробуйте выполнить упражнение, служащее подготовительным этапом для освоения ныряния. Если малыш лежит на спинке, то вначале скажите: «Внимание, ныряем» — и тут же, подув малышу в лицо, капните несколько капель воды со своей руки ему на личико.

После нескольких повторений малыш начнёт затаивать дыхание, услышав знакомые слова.

Если малыш «плавает» на животике, то наберите в ладонь воды и со словами «Внимание, ныряем» вылейте воду на макушку малыша так, чтобы она стекла по лицу. Кроха может удивиться, а то и расплакаться, но если вы не торопились и ребёнок осваивался в воде в своём ритме, то, скорее всего, он отнесётся к попаданию воды на лицо как к мелкой неприятности.

Совет. Если малыш испугался и расплакался, попытайтесь его успокоить, не вынимая из воды, иначе его последним впечатлением от занятия станет эта неприятность, и в следующий раз малыш может отказаться делать упражнение.

Если малышу нравится купание и он не возражает против упражнения по задержке дыхания, то следующим этапом будет ныряние, когда малыша окунают в воду и проводки делают под водой. А ещё через некоторое время мама на мгновение отпускает руки — и ребёнок плывёт под водой, самостоятельно выныривает. Но для достижения такого результата нужно время и достаточно большой бассейн, где малыш может находиться вместе с мамой. Для малыша 4—5 месяцев и более ванна уже слишком маленький водоём. В нём можно с удовольствием плескаться и играть, но для плавания уже нет места.

В первые 12 месяцев жизни у ребенка происходит стремительное формирование основных навыков, предпочтений. Его психоэмоциональное и физическое развитие в значительной степени зависит от родителей. Важно иметь представление об этапах взросления грудничка.

Особенности развития по месяцам

С медицинской точки зрения грудными называют малышей в возрасте от 28 дней до 1 года независимо от типа вскармливания. Скорость формирования важных навыков и умений индивидуальна, зависит от течения родов, доношенности, фактора наследственности и усилий родителей.

Развитие детей грудного возраста складывается в примерную схему по месяцам. Для удобства данные представлены в таблице.

Возраст Навыки
1 месяц В это время малыша считают новорожденным, происходит его адаптация к новым условиям. Все реакции построены на рефлексах, направлены на сохранение и обеспечение жизни. На четвертой неделе можно увидеть первую улыбку ребенка.
2 месяц Начинается активное психическое развитие, возникает интерес к происходящему и окружающим, особенно к маме. Появляется осознанная потребность в телесном контакте.
3 месяц Малышей, чаще на ИВ, сильно беспокоят боли в животе, колики, связанные с формированием кишечной флоры и ферментной системы пищеварения. Развивается мимика, реакция на собеседника, ребенок может хмуриться, активно улыбается, поворачивает головой.
4 месяц Активная двигательная активность: попытки перевернуться, развитие умения держать предметы. Ребенок выражает радость, недовольство мимикой, улыбкой, плачем. Постепенно начинает воспринимать речь.
5 месяц Первые попытки произносить звуки, садиться, пробовать окружающие предметы на вкус. Грудничок узнает родных, реагирует на них смехом, улыбкой.
6 месяц Повышается двигательная активность, мышечное развитие. Ребенок делает попытки вставать, тянется за предметами и хватает их. Появляются первые молочные зубы, начинается прикорм.
7 месяц Малыш самостоятельно сидит, начинает ползать. Много лепечет, произнося сочетания звуков. Пытается подражать поведению взрослых.
8 месяц Активно ползает, встает, может ходить с помощью мамы. Расширяется эмоциональный диапазон, появляются первые слова.
9 месяц Чаще пытается проявить самостоятельность в еде, при одевании. Понимает значение многих слов и реагирует на них («дай», «иди», «сиди»), формирует свой язык, понятный близким.
10 месяц Развлекает себя сам, играет, стоит без опоры, пытается ходить. Проявляет больший интерес к мелким предметам, называет вещи или животных, части тела.
11 месяц Может сам пройти небольшое расстояние, пытается выражать свои желания пальчиком, взглядом, словом. Ярко реагирует на все новое, незнакомых людей.
12 месяц Многие активно ходят, даже бегают, общаются со сверстниками. Различают назначение некоторых предметов, обладают словарным запасом в 10-15 слов.

Разделение по месяцам условно, возможно небольшое опережение или отставание.

Физическое развитие

Новорожденные малыши не способны контролировать свои движения, держать голову. Первые недели они спят, прижимая ручки, ножки к животику, как во время внутриутробного развития. При бодрствовании движения конечностей непроизвольные. К 4-й неделе ребенок держит головку, к 2-3 месяцам осознанно двигает конечностями. Рефлексы опоры, ползания и хождения являются врожденными. Можно развивать их для раннего формирования этих навыков:

  • При постановке малыша на опору он выпрямляет туловище, начинает стоять на согнутых ножках;
  • При наклоне туловища вперед во время стояния ребёнок делает шаговое движение;
  • Переложенный на животик, он пытается ползти. Если к ступням поставить ладони, грудничок отталкивается для ускорения движения.

В водной среде малыши чувствуют себя свободнее, можно учить их плавать. Многие боятся и ограничиваются активным купанием ребенка для укрепления мышечной системы, важной для правильного формирования двигательных навыков.

Чувствительность кожи

Защитный роговой слой и кислотная оболочка формируются постепенно, воздействие патогенных микроорганизмов на детски организм опаснее, чем на взрослый. Высокое содержание воды в коже обеспечивает ей упругость, но из-за низкой развитости сальных желез она склонна к сухости.

Зарастание родничка

Постепенное сращивание черепных костей, повышение их прочности. происходит примерно в 4-8 недель, большого – к годовалому возрасту. Сроки индивидуальны, в редких случаях наблюдается очень раннее зарастание из-за патологических процессов в организме.

Зубы

Стремительное развитие – большая нагрузка на организм, способная влиять на обмен веществ, приводить к , при недостатке необходимых минеральных веществ.

Таблица физического развития

К характеристике формирования различных навыков подходят комплексно, учитывая двигательные способности малыша в зависимости от возраста. Оценка физического развития грудника включает несколько параметров:

  • Длина тела – у мальчиков увеличивается быстрее. Рост замедляется после рождения, его интенсивность может быть сильнее у нижних конечностей. Первые три месяца он увеличивается на 3 см за 4 недели, потом до полугода показатель составляет 2,5 см, следующие три месяца – 1,5 см. С 9 месяцев до года прирост – 1 см в месяц.
  • Масса тела – первые полгода увеличивается на 800 г, потом до года – на 400 г. Для каждого лишнего см роста прибавляется 300 г веса.
  • Окружность головы – до 6 месяцев увеличивается на 1,5 см, далее до года – на 0,5 см.
  • Окружность грудной клетки – до полугода увеличивается на 2 см, потом до 12 месяцев – на 0,5 см.
  • Изменение пропорций тела можно вычислить по Индексу упитанности. К трем окружностям плеча прибавляют окружности бедра и голени. Из полученного числа вычитают рост. У грудничков норма варьируется в пределах 20-25.

Примерное изменение параметров происходит в соответствии с таблицей:

Возраст (мес) Длина тела (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
При рождении 49-54 2,6-4 33-37 31-35,9
1 52-55 3-4,3 35,8-37,2 34-36
2 55-57 4,5-5 37,5-38,5 36-38
3 58-60 4-6 38-40 36-39
4 60-63 4,5-6,5 38-40 36-40
5 63-67 6,5-7,5 37,5-42,2 37-42
6 65-69 7,5-7,8 42-43,8 42-45
7 67-71 8-8,8 43,8-44,2 45-46
8 71-72 8,4-9,4 44,2-45,2 46-47
9 72-73 9,4-10 45,2-46,3 46,5-47,5
10 73-74 9,6-10,5 46-47 47-48
11 74-75 10-11 46,2-47,2 47,5-48,5
12 75-76 10,5-11,5 47-47,5 48-49

При оценке роста грудничка нужно учитывать время года: весной и летом изменения выше по сравнению с осенью и зимой.

Развитие нервной системы и психики

Новорожденный большую часть времени спит, пробуждение наблюдается только при чувстве голода или необходимости сменить подгузник. Есть реакция на яркий свет в виде зажмуривания, направления взгляда в сторону источника. При громких звуках малыш начинает моргать или вздрагивает.

Особенности нпр грудничка, по месяцам.

Возраст Навыки
1 месяц При обращении речью или жестами малыш приоткрывает рот, проявляя внимание. Пытается уследить за движущейся игрушкой, фиксировать взгляд на лицах родных, расположенных близко, иногда появляется временное косоглазие. Может сосредоточиться на пару секунд при появлении нового звука, из-за сильного шума чаще моргает. Пробует произнести звуки, напоминающие «г», «к».
2 месяц Чаще улыбается во время общения с родными, пытается рассмотреть мамино лицо, следит за игрушками, двигающимися по горизонтали. Поворачивается в сторону звука, активно гулит.
3 месяц Реагирует улыбкой на яркие предметы, появление родителей, отвечает голосом или движениями на их действия. Исследует свои ручки, фокусирует внимание на конкретном предмете, лежа на животике, следит за ним, совмещая движение глаз с поворотом головки. Реагирует на шум, пробует повторять интонацию, появляется мелодичное гуление.
4 месяц Начинает громко смеяться, проявляет испуг, различает голоса близких. Рассматривает предметы, в т. ч. отдаленные, тянется при виде игрушки. Если кричит, пытается прислушаться к себе.
5 месяц Различает родных и чужих, настороженно реагирует на новые предметы и людей, проявляет испуг и радость. Переключает внимание при виде разных движущихся предметов, способен найти вещь, если видит ее часть. Интересуется мелодией, произносит слоги, общается с родными и игрушками, меняя интонацию.
6 месяц Наблюдается адекватная реакция при изменении выражения лица у взрослых. Младенец внимательно изучает все окружающее, распознает отдельные жесты, голоса родных. Появляется разная реакция на отличные по происхождению звуки – движение глазками, головой, приподнимание. Ребенок активно использует предметы в своей деятельности, может вести длительные монологи.
7 месяц Новые события вызывают заинтересованность вместо испуга, появляется способность различать интонации похвалы от неодобрения. Ребенок узнает больше разных людей, даже друзей семьи. Следит за падающими и летающими вещами, пытается оценить их размер для определения требуемых на захват усилий. Появляется лепет, похожий на неизвестный язык.
8 месяц Контактирует с родителями во время игры, может сам себя занять изучением предметов, ползанием, разговором. Пока с интересом кидает игрушки, умеет складывать пирамидку. Проявляет удивление, интерес при виде нового предмета, способен фиксировать снимание сразу на двух вещах. Понимает значение «дай», «на», обладает слоговой речью, активно лепечет.
9 месяц Проявляет разные эмоциональные реакции, пробует использовать жесты в общении. Пытается выявлять взаимодействие вещей во время игры. Постоянно следит за близкими, проявляет реакцию на их выражение лица, жестикулирование, пробует выполнять словесные задания («где игрушка»). Говорит слова, многие неточно, но они близки по звучанию.
10 месяц Выражает негативную реакцию, подражает разговору взрослых и повторяет слова. Может занимать себя играми до 30 минут, различать несложные мелодии, показывает названные предметы.
11 месяц Останавливается, если слышит «нельзя», проявляет индивидуальные предпочтения в игрушках, еде. В незнакомом помещении, рассматривает все вокруг. Старается рассказывать что-нибудь взрослым, мешая нормальные слова со «своими».
12 месяц Учится сопереживанию, охотно общается с детьми. Подражает звукам, узнает изображения предметов. Постоянно запоминает новые слова и улучшает произношение.

Допускается незначительное отклонение от предложенных характеристик. Нервно-психическое развитие у детей грудного возраста проходит индивидуально, возможно небольшое опережение или отставание.

Оценка нервно-психического развития

При плановых осмотрах специалист выясняет у родителей сформированность умений ребенка и сам проверяет некоторые реакции. Если в 5-месячном возрасте ребенок обладает навыками только на уровне 3 месяцев, это воспринимается как задержка в развитии на 2 эпикризных срока.

Показатель не критичен, зависит от многих факторов. При регулярных занятиях с ребенком он способен догнать сверстников по владению определенными навыками. Отклонение на 2-3 эпикризных срока считается отставанием в развитии, а более 3 – отставанием в глубокой степени.

Задержка в развитии может быть в одном направлении (речи) или общая. Следует обратиться к врачу при появлении у малыша следующих характеристик:

  1. В 3 месяца. Малыш страдает косоглазием, не способен провожать взглядом двигающийся предмет, не проявляет реакцию на голос собеседника, при сильном шуме. Он не проявляет интерес и не интересуется своими руками, не держит голову;
  2. В полгода. Отсутствует реакция гуления при общении со взрослым, нет попыток схватить предметы, тянуть их в рот. Не пропал рефлекс Моро, в виде отведения рук в ответ на сильный испуг. Сохранение шейного тонического рефлекса, помогающего грудничку перераспределить мышечную нагрузку при изменении положения тела. Он заключается в сгибании рук, разгибании ног при наклоне подбородка к груди. Другой вид рефлекса проявляется при повороте головы вправо или влево. Он вызывает разгибание руки, ноги со стороны того плеча, куда направлен взгляд, и их сгибание с противоположной;
  3. В год – не произносит звуков, не делает попыток повторять движения, не стоит без помощи взрослого.

Данные признаки говорят об осложнениях, отклонении в развитии малыша. Врач поможет найти причины и назначит мероприятия для улучшения состояния.

Рост и всестороннее развитие ребенка грудного возраста зависит от многих факторов, большую роль играет участие родителей, полноценное питание и здоровый образ жизни.

Родные должны больше заниматься с малышом, помогать ему активно познавать мир. При недостатке внимания, напряженной обстановке в семье психика грудничка может страдать, приводя к отставанию в развитии.