Домой / Материалы / Развиваем пальчики. Мастер-класс «Развиваем пальчики — развиваем речь

Развиваем пальчики. Мастер-класс «Развиваем пальчики — развиваем речь

Каждая мама знает – занятия с пальчиками чрезвычайно важны для развития ребенка. И действительно, укрепляя пальчики, мы не только делаем их ловкими, сильными, но и развиваем мозговые зоны, ответственные за формирование у ребенка таких важнейших функций как речь и мышление. Занятия с пальчиками полезны для детей любого возраста, но совсем необходимы они будущим первоклассникам, ведь написание букв и их элементов предъявляет особые требования к уровню развития у ребенка так называемой мелкой моторики.
Итак, что же делать, чтобы укрепить пальчики ребенка? И оказывается, что существует много различных приемов и занятий, развивающих пальчики. Вот они:
Лепка. Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины. Учите ребенка катать шарики и колбаски, расплющивать их в лепешки, просто надавливать пальцами, оставляя углубления, «примазывать» одни детали к другим, «вытягивать» детали из целого.
Занятия с мозаикой. Полуторагодовалому малышу достаточно просто учиться захватывать элементы мозаики, круглые, квадратные, треугольные, формируя так называемый захват щепоткой, по-разному приспосабливая ручку к форме предмета. Ребенок постарше уже может вставлять детали мозаики в отверстия игрового поля – составлять узор по образцу, выкладывать «дорожки» разного цвета или же делать свой, пусть хаотичный рисунок. В играх с мозаикой развивается не только мелкая моторика, но и так называемая зрительно-моторная координация – умение выполнять действие под контролем зрения.
Упражнения по системе Марии Монтессори. Мария Монтессори, уроженка Италии, посвятила свою жизнь созданию собственной системы развития детей. На занятиях по ее системе дети учатся самым разнообразным действиям, так или иначе развивающим пальчики. Это и шнуровка, и застегивание пуговиц, молний, замков, и завязывание ленточек. На уроке Монтессори-педагогики дети перебирают фасоль, сортируют перемешанные рис и гречку, пересыпают их из одной емкости в другую, перекладывают ложкой, пинцетом, переливают воду – пипеткой, из кувшина в кувшин. Как видите, все эти игры можно организовать и в домашней обстановке, достаточно запастись нехитрыми предметами: ложкой, чашкой, «сыпучим материалом», шнурком, картонкой с проделанными в ней дырочками, лоскутками ткани с пришитыми пуговицами и прорезанными петельками.
Пальчиковые игры. Это, пожалуй, наиболее распространенный вид занятий с пальчиками, суть которого заключается в изображении какого-нибудь предмета или животного пальчиками. Например: на обеих руках соедините большой и указательный палец вместе (колечком) и поднесите к глазам – получились очки. Сложите ладони «лодочкой» – получилась лодочка. Или так: левую руку сожмите в кулак, сверху на него опустите раскрытую ладонь правой руки – получился стол.
Гимнастика для пальчиков – это упражнения, развивающие пальчики, делающие их подвижными и сильными, а значит, способными красиво и аккуратно писать, ловко и долго выполнять «тонкую работу». Пальчиковая гимнастика включает в себя определенные движения: потряхивание ручками, сжимание и разжимание пальчиков в кулачок (в различном темпе, с разной силой), загибание пальчиков в кулачок (по очереди и одновременно), растопыривание пальчиков (с напряжением, силой, и более расслабленно), переплетение пальчиков вместе, раскачивание и вращение, как самими пальчиками, так и запястьями. При этом можно выполнять движения по отдельности или же разыграть с ребенком какую-нибудь историю, например, такую – «про лягушек»:
«В одном болоте жили-были две лягушки (с этими словами положите руки на стол ладонями вниз и сожмите кулачки). Однажды, когда лягушки проголодались, они стали скакать с одной кувшинки на другую и ловить комаров (резко понимайте руки вверх на 10-15 см, одновременно растопыривая пальчики, и тут же опускайте их обратно, одновременно сжимайте кулачки). Но пока лягушки искали комаров, пошел дождь (выпрямите пальцы и барабаньте ими по столу). И лягушкам пришлось голодными, ни с чем, вернуться обратно на свою кувшинку, чтобы спрятаться там от дождя (опять «прыгайте», как лягушки, а потом сожмите руки в кулаки)».

Консультация для родителей

«Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстаёт (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь.

Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать.

Загляните вы сюда -

Другом станет вам игра,

Так занятна и умна.

Увлечет игрой веселой

И поможет перед школой

Руки, пальчики развить,

Чтоб отличниками быть.

Разнообразные по форме и содержанию задания развивают память и воображение ребенка, помогут ему при подготовке к школе.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ БУКВ

Уважаемые родители!

Выкладывание букв из различных материалов - серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу.

Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится их читать.

Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.

Буквы

Буквы из мозаики

Нравятся и заиньке,

И ежу, и мишке -

Вот они, детишки.

ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор - творить наиболее понравившихся ему персонажей.

Не сдерживайте фантазию ребенка - среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего малыша.

Сказки оживают

Кусочки пластилина

Катает наша Зина:

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

ИГРЫ С БУМАГОЙ

Этот комплекс игр поможет вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объёмные игрушки. Пусть ребёнок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объёмные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами.

Бумажный дом

Строим дом многоэтажный

Из кубов и пирамид.

Не кирпичный дом, бумажный.

Но отлично он стоит.

ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ, БУСАМИ, ОРЕХАМИ

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней - шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Карандаш

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

РИСОВАНИЕ

Рисование - занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.

Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребёнком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребёнку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторю половинку изображения - развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

Рисунки на песке

На песке рисую горы,

Лес дремучий, а потом

Нарисую выше тучи

Дом, в котором

Мы живём.

ЛЕТОМ В ДЕРЕВНЕ

Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра и посильная работа в деревне, на дачном участке.

Расскажите малышу, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и т.п.).

Прополка

Зайка мало отдыхает,

Грядки полет, поливает.

Огород его хорош,

Сорняков в нем не найдешь.

А морковка - просто чудо.

Есть один её не буду,

Так решил зайчонок,

Пусть поест слоненок.

ИГРЫ НА КУХНЕ

И на кухне найдется дело для ловких пальчиков. Вспомните, как часто вы замечали, что ваша дочка или сын внимательно наблюдали за тем, как вы готовите обед или ужин. Попросите ребенка помочь вам приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.

Пироги и плюшки

Мама пироги печет.

Машенька не отстаёт,

Пальчики стараются,

Плюшки получаются.

ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце - из многоугольника и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку.

Ёжик

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверёк.

Ни головы, ни ножек,

Конечно, это ёжик.

Мастер – класс
«Развиваем пальчики, развиваем мозг»

Цель: Показ родителям приемов и способов развития мелкой моторики у
детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
1) Передать опыт работы путем прямого комментированного показа
последовательности действий, методов и приемов.
2) Создать условия для раскрытия творческого потенциала участников мастер
– класса.

Уважаемые родители, вы хотите, чтобы ваш ребенок благополучно и активно
развивался, чтобы речь была правильной? Оказывается, все дело в пальчиках,
а точнее, в хорошо развитой мелкой моторике. Когда­то, В.А.Сухомлинский,
известный педагог, сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Все
дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движение пальцев рук, расположены очень близко. Современные
исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое
развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши
детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать
у них мелкую моторику рук. Начнем с самого простого –
1.Пальчиковые игры – для них не надо специальные условия, оборудования.
Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша,
пробуждающий воображение, фантазию. Сначала вы меня послушайте, а затем
выполним вместе:
Как живешь? – Вот так!
Как плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Как глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
Сейчас вместе со мной.
Молодцы!
2.Всегда на кухне найдется грецкий орех (если его нет, осенью набираем
шишки)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
3.Игры с крупой.
4.Рисование на манке, рассыпанной на подносе. Рисуем солнышко, кружок,
дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим
пальчиком. Указательным, мизинцем.
5.Рассортировать фасоль, горох, орешки. Представьте, что каждая из вас –
Золушка. Вам нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки.
Начинаем. Молодцы! Золушки.
6.Выкладывание контуров предметов фасолью. Берем бархатную бумагу и
рисуем на ней фасолькой. Фасольку берем из кружечки.
7.Выкладывание контуров предметов нитью, т.е. рисуем нитью. Это может
быть и солнышко, и дерево цифра, буква и т.д. А сейчас вы попробуете
нарисовать свой рисунок.
8.Берем горошинку –
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем начать играть
Надо пальчику сказать,
Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай,
И другому передай! (Передаем.)
9.Для развития тактильных ощущений, можно сшить такие мешочки,
наполнив их крупой, фасолью, ватой и т.д. Перебирая мешочек, малыш
массажирует сам себе пальчики.
10.Сухой бассейн.
Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из
компота, фасолью и т.д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад»,

«Найди игрушку», «Кто здесь живет?». Развитие тактильных ощущений. Вам
задание посложнее. На столе у меня предметы, один из них у вас в сухом
бассейне. Найти игрушку, не вынимая, ощупывая, угадайте, что это.
Молодцы! И главное ­ малыша без присмотра не оставлять!
11.Бусы.
Хорошо развивает руку ребенка нанизывание на шнурок, на нитку макароны,
сушки и т.д.
Задание: Кто Быстрее соберет бусы. Молодцы?
12.Оригами – поделки из бумаги.
Сейчас мы попробуем сделать простой стаканчик – ребята очень любят
складывать туда семечки, конфеты.
Свое выступление я закончу такими словами – уделяйте больше времени для
общения с вашим малышом, играйте с ним, разговаривайте, свободную
минутку посвятите разучиванию новой пальчиковой игры, побольше рисуйте,
конструируйте – ведь мы с вами уже знаем – Ум ребенка находится на
кончиках пальцев.

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Почему же развитие мелкой моторики так важно?
В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.
На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

ДОЖДИК
Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем пальцы
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями
Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол

3. Задание для двух команд: придумай игру с предметом.

Одной команде предложить цветные веревочки; второй команде – пробки от пластиковых бутылок.
Веревочки: завязывать узелки, прятать в руке, выкладывать рисунки, заплетать косички…
Пробки: выкладывать узоры, строить башню, ходить «на лыжах»…

4. Показ пальчиковых игр.

Родители выбирают из картотеки любую игру, показывают иллюстрацию к ней и проводят игру со всеми родителями.

5. Задание: пальчики рассказывают сказку.

Вспомним сказку «Курочка Ряба» и расскажем ее с помощью пальчиков.
Жили-были дед
(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
и баба
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
Спеша курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое а золотое, Дед бил, бил
(постучите кулаком по «яичку»)
- не разбил. Баба била, била
(стучите кулаком по «яичку»)
- не разбила.
Мышка бежала
(для детей младшего возраста - пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),
Хвостиком махнула
(помашите указательным пальцем)
- яичко упало и разбилось
(уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет
(закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики)
другое, не золотое, а простое.

А сейчас вспомните сказку или стихотворение и попробуйте нам рассказать с помощью пальчиков.

6. Игры на бумаге.

Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое времяпрепровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат.

Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2-летний малыш вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру - забавного снеговика. Полезное занятие - «отщипывание-отрывание» пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта - получится бумажное мороженое.

Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок - это будут рулетики или улиточки, кому что нравится! Все эти развивающие игры способствуют развитию детских пальчиков не хуже дорогих игрушек.

Я предлагаю вам сделать основу для игры со своим ребенком. У вас на столе картинки, листы ватмана, клей, ножницы. Подумайте, пофантазируйте и создайте какой-нибудь сюжет.
Родители выполняют задание.
А теперь ваши красивые аппликации мы вложим в файл, на котором ваш ребенок сможет рисовать фломастером дорожки, дождик, цветочки и т.д.
Вот несколько примеров таких игр.


Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

Уже не для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.

Мелкая моторика - это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т.п. Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже - формирование речи.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики- движений рук, ног, туловища- можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.

Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.

Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

· Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

· Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

· Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

· Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

· Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

· Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

· Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

· Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

· Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

· Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

· Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

· Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

· Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

· Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Дождик

Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем на обеих

Барабанит по окошку, руках пальцы, начиная с больших.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от воды.

Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол