Домой / Материалы / Учебно-методический материал на тему: Игры на формирование нравственных качеств ребенка. «жизнь в лесу»

Учебно-методический материал на тему: Игры на формирование нравственных качеств ребенка. «жизнь в лесу»

Цель: упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, . Воспитывать бережное отношение к вещам.

Игровые действия: воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет не сотворенный человеком, то дети поднимают руки вверх и произносят слово «Бог».

Правила игры: правильно классифицировать и называть предметы.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.

Игровые действия : дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка и т.д.

Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование: волшебная палочка.

ИГРА «КРУГ ЖЕЛАНИЙ»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия : дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).

ИГРА «ВСПОМНИ СКАЗКУ»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.

ИГРА «ДОБРО - ЗЛО»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

ИГРА «ТАЙНЫЙ ДРУГ»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.

Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу.

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Приведем пример игр, которые можно использовать в работе с детьми.

«Знакомство».

Ее можно проводить с родителями и педагогами, так же с детьми подготовительной группы. Суть ее заключается в том, что вы будете по очереди называть свое имя и присущее вам качество. Начинающееся на ту же букву, что и имя.

«Снежный ком».

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, и, называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу

«Ласковое имя».

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

· «Не выпустим шарик из круга».

Цель. Формирование умения действовать сообща, снятие эмоционального напряжения.

Играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается воздушный шарик. Задача - любыми способами, но, не разъединяя рук, удержать шарик в воздухе как можно дольше.

«Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Помоги слепому дедушке»

Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Количество игроков - не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры - до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами

· «Только хорошее».

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

· «Цвета эмоций»

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно раз¬делиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вто-рая - отгадывать.

· «Круг честности»

Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств - честности ребенка.

Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закры¬тыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2–3 минуты):

♦ Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

♦ Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

♦ Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят поми¬риться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

· Игровое упражнение «Связующая нить»

Дети встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу добрые пожелания.

Для того, чтобы эти игры были успешными, они должны быть прожиты и прочувствованы взрослыми.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»

Кафедра педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

«ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»

Работу выполнила:

Анкуда Дарья Олеговна

студентка 2 курса 27 группы

Научный руководитель:

Е.В. Мозоль

2.1. Определение задач проведения занятия в игровой форме.

При разработке практического занятия в игровой форме мы исходили из гипотезы нашего исследования (Введение) . А именно: мы интегрируем игровую деятельность (актуальную для личности дошкольника) с педагогическим процессом, поэтому данное игровое занятие имеет цель, задачи и педагогический замысел. Нашей задачей является формирование нравственных представлений дошкольника в дидактической игре. Мы не оставили без внимания пути формирования нравственного поведения дошкольника и учли тот факт, что формирование – это длительный процесс, требующий постоянного влияния со стороны родителей и педагога. Наша задача ознакомить дошкольника со способами нравственного поведения:

углублять представления детей о значении доброжелательного отношения в семье;

упражнять в определении настроения по выражению лица;

упражнять детей в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены настроения близких людей;

упражнять в составлении фраз-комплиментов, коротких рассказов о добрых поступках по отношению к родным и близким людям;

учить проявлять внимание к родным и знакомым.

2.2. Этапы построения игрового занятия.

Мы предлагаем вашему вниманию игровое занятие, которое проходило по следующим этапам:

    Мы выясняли, что знают дети об этике отношений между людьми. Предложили им для решения проблемную ситуацию, из которой каждый ребёнок должен найти выход. Приходим к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие.

    Беседа о настроении. Дети опытным путём получаю знания о взаимосвязи настроения с поступкам окружающих. Учатся определять настроение.

    В игровой ситуации происходит закрепление представлений детей по средствам реализации игровых действий.

Реализация игровой методики происходила следующим образом:

Беседуем с ребятами:

    Представьте себе, что вы идёте с детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли её намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слёзы. Что бы вы сделали? Ребята, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке.

    Ребята, а какое у вас сегодня настроение? Давайте сейчас поиграем в игру «Определение настроения членов семьи». (Приложение 1)

Мы показываем детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему? В игре вы должны придумать по этим фотографиям определенную ситуацию. По настроению членов семьи вы придумаете их диалог.

А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?

Я узнаю, как вы понимаете причину настроения ваших близких в игре “Закончи предложение”.

Папа расстроен из-за...

Мама огорчилась потому что...

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что...

Младший брат расплакался из-за...

Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? Это не просто. Но если вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящим волшебником, как в этом стихотворении.

Попробуй волшебником стать.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой:

понять и исполнить желанье другого -

одно удовольствие, честное слово!

А что же сестренка скучает в сторонке?

Волшебник, что-нибудь сделай сестренке!

И ты обернулся ретивым конем -

галопом сестренка помчалась на нем!

Хоть мама еще не вернулась с работы,

не трудно узнать ее думы-заботы.

Вернусь – хорошо бы пошить, почитать...

Да надо с уборкой возиться опять”.

И ты совершаешь веселое чудо -

ковер засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись домой:

Да это как в сказке, волшебник ты мой!

Бываете ли вы внимательными к настроению, самочувствию своих родных? Жизнь в семье без уважения и внимания очень грустная и серая, как сухое дерево!

Поиграем в игру “Чудо-дерево”. (Приложение 2) Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можете взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему Чудо-дереву!

Дети по одному подходят к корзине, коротко рассказывают о каком-либо деле для близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточкам дерева.

Посмотрите, как зазеленело наше дерево! Так и в семье жизнь будет радостнее, если все близкие станут внимательнее друг к другу.

Хотите ли вы сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга? Мы поиграем в игру “Сделай комплимент”.

Посмотрите на эти картинки-символы! Как вы думаете, что они обозначают? (членов семьи). Как вы их узнали?

Мы раскладываем картинки-символы на столе изображением вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты.

Ребята, я предлагаю вам продолжить эту игру: сделайте комплименты всем своим близким и поднимите им настроение.

2.3. Практическая реализация и выводы.

Теоретический блок работы был подкреплен практическим занятием по методике “Чудо-дерево”.

Игровой комплекс был нацелен на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками. Мы стремились в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него. Умение прочувствовать эмоции других людей и нести за них ответственность при совершении поступков является, на наш взгляд, прочной предпосылкой усвоения норм нравственного поведения (т.е. поведение, которое не должно усугублять состояние других людей, приводить к разочарованию). Умение повысить настроение оценив положительные качества другого человека, было отработано в игре “Сделай комплимент”.

Через восприятие “сухого дерева” детям показали безрадостность жизни человека в плохом настроении. Дети украшали дерево листочками из добрых поступков, проецируя тем самым нравственное поведение на реальную жизнь.

Несмотря на некоторую трудность в понимании определенных моментов игрового комплекса, дети охотно выполняли задания. Думается, что именно игровые элементы вносили ясность и пробуждали у детей интерес к выполнению методики.

Заключение.

Целью данного исследования было рассмотрение игры, как средства нравственного формирования личности дошкольника. Мы выдвинули гипотезу об эффективности интеграции игровой деятельности с педагогическим процессом. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, приводящей к возникновению новообразований, и средством педагогического воздействия, направленного на конкретную цель (в нашем случае на формирование этических представлений). Особое внимание мы уделили сюжетно-ролевым и дидактическим играм, а также и другим играм, которые способствуют развитию личности дошкольника.

Мы сделали теоретический анализ особенностей формирования нравственного поведения у ребенка-дошкольника.

Нравственное формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому, мы решили, что особенно эффективным является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая игра) ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь. Теоретические аспекты исследования мы дополнили практическим занятием, которое содержало игровые элементы.

Игровое занятие было направлено на формирование этических представлений ребенка (в частности: умения сочувствовать, видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность).

Считаем, что гипотеза исследования подтвердилась.

Список использованной литературы.

      Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992.

      Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: «Просвещение», 1991.

      Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

      Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М.: «Просвещение», 1991

      Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.

      Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» «Просвещение», 1989.

      Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986

      Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Детская психология». Мн.: «Университетское», 1988

      Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Познаём мир и себя». Мн.: «И.В.Ц. Минфина», 2002

      Мухина В.С. «Психология дошкольника». М.: «Просвещение», 1975

      Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников». М.: «Просвещение», 1987

      Пикулева Н.В. «Слово на ладошке». М.: «Новая школа», 1994

      Попова Т.И. «Мир вокруг нас». М .: «Linka Press», 1998

      Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: «Владос» 1999

Игры для детей существуют самые разнообразные – одни развивают память, другие речь малыша, третьи направлены на физическое развитие. В этом множестве существуют еще игры, развивающие нравственные качества ребенка.

Мы уже писали о том, как организовать нравственное воспитание в семье . В дополнение к этому предлагаем подборку игр для выработки нравственных качеств у ребенка.

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

«Ласковые имена»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

«Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

Если вы знаете другие игры на развитие нравственности у ребенка, напишите в комментариях.

«Игры, развивающие общение и нравственно-волевые качества дошкольников»

Выполнила: Фур О.Н

Психолог ГДО

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………...................................... 3

2. Игры, развивающие общение дошкольников …………………………..5

3. Игры, развивающие нравственные и волевые качества дошкольников…………………………………………………………………13

4.Список литературы………………………………………………………….20

Пояснительная записка

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Игра позволяет воспитателю завоевать доверие и расположение детей. Она очень нравится малышам, потому что отвечает их основным потребностям. Во-первых, это потребность в движении. Известно, что маленькие дети большие непоседы, бегать им гораздо проще, чем ходить, а труднее всего усидеть на месте. Эта игра позволяет без особых ограничений бегать и прыгать. Удовольствие от движений приводит детей в прекрасное расположение духа. Во-вторых, удовлетворяется потребность в общении и доброжелательности взрослого. Тот факт, что воспитатель играет с ними на равных, вместе с ними смеется, снимает напряженность, вселяет в детей бодрость и жизнерадостность. И, наконец, в-третьих, в игре удовлетворяется потребность детей в новых приятных впечатлениях. Это впечатление от художественного слова, от воображаемой жизненной ситуации, так хорошо знакомой малышам.

Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, что способствует нравственному воспитанию ребенка.

Представленные игры являются эффективным средством развития общения и нравственно-волевые качества дошкольников

В основе игр лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;

- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

- органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

- единство обучающих и воспитательных воздействий.

В ходе игр решаются следующие задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками;

Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых;

Учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его;

Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям. Учить помогать им;

Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность;

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д;

Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других);

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;

Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности;

Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;

Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.

2. Игры, развивающие общение дошкольников.

С кем я подружился

Возраст: 3-5 лет.

Необходимое оборудование: коробка с отверстиями по - размеру детской руки.

Ход игры.

Участники засовывают в отверстия коробки каждый по одной руке. Рука одного ребёнка находит руку другого ребенка и тщательно ощупывает ее, задача игроков - запомнить ощущения. После этого ребенок должен угадать, чью руку он трогал в коробке. Обмениваться словами или другими речевыми сигналами запрещено.

Примечание. В игре участвует столько человек –сколько отверстий в коробке.

Узнай по хлопку

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.

Ход игры.

Выбирается водящий, который садится спиной к игрокам. Игроки сначала хлопают в ладоши один раз и называют свое имя. Водящий внимательно слушает и старается запомнить, кто как хлопает. Затем игроки продолжают хлопать; но уже не называясь. Водящий должен угадать, кто произвел хлопок.

Смелые –трусливые

Возраст: 2-4 года.

Цель игры: развитие коммуникативной чувствительности ребенка.

Ход игры.

Жизнь в лесу

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры:

Ход игры .

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

Добрые эльфы

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: организовать детей, сблизить их друг с другом, развивать навыки неречевой коммуникации.

Ход игры .

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя ):

Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

Разыгрывается бессловесное действо.

Раздувайся пузырь

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: способствовать налаживанию взаимоотношений между детьми и с взрослым.

Ход игры.

Ведущий предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а взрослый ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» Ведущий берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они заразятся ею и тоже захотят быть в коллективе.

Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Взрослый берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе с ведущим дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Ведущий входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).

После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, взрослый говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...» Дети разбегаются в разные стороны.

Кто к нам пришел?

Возраст: 4-6 лет.

Цель игры: организовать детей, сблизить их друг с другом, обогатить игровой и социальный опыт.

Ход игры .

Ведущий рассаживает детей на стульчики и сообщает, что к ним сегодня в гости будут приходить разные животные, а какие именно - об этом они должны догадаться сами. Он вызывает двух-трех детей (наиболее смелых и находчивых), отходит с ними в сторонку и тихонько, так, чтобы не было слышно остальным, договаривается, какого гостя будет изображать тот или иной ребенок. Взрослый помогает каждому из них найти движения, соответствующие его роли, а также звукоподражания. Устанавливает очередность их выхода.

Вернувшись к остальным детям, ведущий объявляет; «Вот идет первый гость, кто к нам пришел, покажись!» Выходит первый гость. Если это собачка, ребенок подражает ее лаю («гав-гав-гав») и машет сзади рукой будто хвостиком, если котенок- мяукает и ложится на ковер на спинку, если петух - гордо поднимает голову, машет согнутыми руками-крылышками и громко кричит «кукареку!», а если пришла козочка - выставляет рожки и прыгает.

Дети отгадывают, кто к ним пришел, и ласково, приветливо принимают гостя. Ведущий старается дополнить образ животного, активизировать воображение всех участников игры и дает пример приветливого отношения к гостю: «Какая замечательная собачка к нам пришла, какие у нее ушки, какой носик...» и т. д. Поиграв с собачкой, дети усаживают ее на стульчик. Раздается стук в дверь, и появляется следующий гость. После встречи третьею гостя взрослый подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

В дальнейшем игру можно проводить иначе. Ведущий раздает детям предметные картинки, на которых изображены знакомые им животные или птицы: ворона, воробей, утка, гусь, собака, кошка, свинья, корова, лошадь и т. д., причем некоторые картинки могут повторяться. Положив свои картинки на стульчики изображением вниз, дети по очереди подходят к ведущему и сообщают, что изображено. Взрослый подсказывает ребенку движения, соответствующие образу, и помогает войти в свою роль. В остальном игра продолжается так, как описано выше.

3.

Пожарные

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: развитие волевых качеств ребенка.

Необходимое оборудование: шведская лестница, колокольчик.

Ход игры.

На самом верху шведской лестницы крепится колокольчик. Дети делятся на две команды. Игрок каждой команды - пожарный, которому надо вскарабкаться по лестнице на самый верх и позвонить в колокольчик. Выигрывает та команда, все участники которой первыми выполнят задание. Игра начинается по команде ведущего.

Плохое и хорошее

Возраст: 3-6 лет.

Цель игры: научить детей видеть разницу между плохим и хорошим, различать положительные и отрицательные качества характера.

Ход игры.

Детям предлагается вспомнить, с какими хорошими и плохими персонажами им доводилось встречаться в сказках. Затем выбираются два «контрастных» героя (например, заяц и лиса). Дети должны сначала назвать черты характера положительного персонажа и свойственные ему поступки, а потом описать характер и поведение отрицательного героя. Важно, чтобы дети определили, какие из качеств человека можно изменить, а какие нельзя.

Примечание. Чем старше дети, тем проще взрослому перевести разговор с персонажей на самих игроков, помочь детям проанализировать свои положительные и отрицательные качества. Задача - развить в детях самокритичность. Однако необходимо помнить, что дошколята еще не способны оценивать себя объективно, у них завышенная самооценка, но это нормально.

Мостик

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: развить взаимное доверие в детях, привить им чувство взаимовыручки.

Необходимое оборудование: любой плотный платок или шарф.

Ход игры.

Игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Задача другого участника - провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или пусть низко свисают лианы - тогда, проходя под ними, вы будете пригибаться к земле или проползать.

Затем пары меняются так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.

Ветер и солнце

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: научить детей достигать своих целей, мягко воздействуя на партнера, убеждая его с помощью ласки, а не агрессии, относясь к нему с уважением и вниманием.

Ход игры.

Ведущий рассказывает детям притчу, в основе которой лежит басня Эзопа.

«Однажды Ветер и Солнце поспорили, кто из них сильнее, Чтобы разрешить спор, решили они помериться силами. А в это время шел по дороге человек. Ветер сказал: «Посмотри, как я сейчас сорву с путника плащ». И начал он дуть, что было сил. Но чем сильнее старался ветер, тем больше путник закутывался в свой плащ. Ветер злился и осыпал человека дождем и снегом. А тот продолжал кутаться и ругать непогоду.

Солнце, видя, что у ветра ничего не получается, вышло из-за облаков. Улыбнулось, обогрело намокшего и замерзшего путника. Почувствовав тепло, человек сам снял плащ и поблагодарил солнце.

«Вот видишь, - сказало Солнце Ветру, - лаской и добром можно добиться гораздо большего, чем гневом и силой».

После того как дети прослушали притчу, им предлагается встать в круг и взяться за руки. Среди игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Задача водящего - выйти из круга. Для этого он должен попросить кого-нибудь из стоящих в круге выпустить его. Если водящему удалось уговорить кого-либо из участников, то этот участник занимает место водящего и т. д.

Репка

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: научить детей взаимодействовать друг с другом, развить у них чувство взаимопомощи и справедливости.

Необходимое оборудование: небольшая игрушка «репка».

Ход игры.

Детям предлагается вспомнить сказку «Репка». Ведущий помогает ребятам (если это необходимо) распределить роли. Далее дети вместе с ведущим действуют по сценарию сказки.

Ведущий рассказывает: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не может». После этого ведущий задает вопрос: «Что же делать деду?» Дети отвечают: «Позвать бабку!» Ребенок, исполняющий роль деда, зовет бабку. Так продолжается до тех пор, пока не будут задействованы все персонажи сказки. Когда репка будет выдернута из грядки, ведущий спрашивает, что же теперь делать с репкой. Дети (или ведущий) предлагают поделить репку поровну между всеми участниками игры.

Примечание. В качестве репки можно использовать мешочек со сладостями.

Подарок

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: научить детей проявлять внимание и щедрость по отношению к окружающим.

Ход игры.

В группе детей выбирается водящий - предполагаемый именинник. Ведущий предлагает детям немного пофантазировать и подобрать подарок имениннику. Подарок может быть любым, даже необычным, фантастическим. Водящий внимательно выслушивает участников и затем говорит, какой подарок ему действительно хотелось бы получить.

Лохматый пес

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: воспитание у детей выдержки, способности преодолевать свою робость и соблюдать некоторые элементарные правила.

Ход игры.

На земле чертится кружок. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2-3 шагов от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Одному из детей поручается роль лохматого пса - он идет в свой дом и ждет, пока дети придут к нему. Ведущий подводит детей к черте их дома и выстраивает в шеренгу. Сначала ведущий сам ведет шеренгу детей, задавая направление и темп движения, и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют все дети:

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он сидит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет!?...

Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте рядом с домом пса. На последние две строчки они протягивают руки и дотрагиваются до него. Пес в это время не должен шевелиться: сидя с закрытыми глазами, он позволяет погладить себя. Вдруг, неожиданно для детей, пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них, а когда все убегут за черту, возвращается в свой дом. Каждый ребенок, выбранный на эту роль, выполняет ее не более двух раз, после чего выбирается новый пес.

Правила игры:

Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст;

Пес не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока его не тронут;

Бежать в свой дом и спасаться можно только после того, как пес залает.

Выполнение этих правил приучает детей к выдержке и организованному поведению в коллективе.

Смелые мышки

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры - воспитание у детей выдержки, формирование самоконтроля (в четкости выполнения правил), способности преодолеть свою робость.

Ход игры.

Игра начинается с организации игрового пространства, в которой активно участвуют сами дети: они ставят стульчики для всех участников. Впереди перпендикулярно к линии стульчиков проводятся две черты на расстоянии примерно 20 шагов; напротив стульчиков рисуется дом для ловушки ("кота"). После этого все дети садятся на приготовленные стульчики. Ведущий выбирает из них 5-6 человек на роль мышек, а одного - на роль кота. Мышки становятся у черты, а кот занимает свое место в доме. С началом стихотворного текста, который произносит воспитательница вместе со всеми детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте. Произносится следующий хорошо известный текст С.Я. Маршака:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз – два – три – четыре –

Мыши дернули за гири... (Остановившись примерно в середине пространства между двумя чертами, мыши делают движение руками, будто дергают за гири, а дети на стульчиках хлопают в ладоши).

Вдруг раздался страшный звон! (... продолжительная пауза...)

Убежали мыши вон!

С последними словами, которые произносятся резко и неожиданно, мыши убегают, а кот их ловит. Спасаться от кота мыши могут за любой чертой, двигаясь либо назад, либо вперед (по своему выбору). Ловить их кот может только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются только те мышки, до которых кот дотронулся (хватать и тащить детей нельзя).

Сразу же производится оценка действий мышей и кота: это один из главных моментов игры. Дети на стульчиках, выполняющие роль жюри, вместе с ведущим отмечают, какие мышки были смелые, кого кот поймал, хороший ли был кот, не нарушил ли кто-нибудь правила игры. Ведущий, задавая наводящие вопросы, должен помочь детям заметить все нарушения правил и поощрить тех детей, которые вовремя начали бежать и четко выполняли все правила. После этого выбираются новые мышки и кот и игра повторяется сначала.

В первый раз эту игру лучше проводить в помещении, где меньше отвлекающих воздействий и легче сосредоточиться. В дальнейшем, когда дети усвоят правила игры, ее можно проводить на улице.

Список литературы:

1.Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. -207 с.

2.Беляков, Е. А. 365 развивающих игр /сост. Беляков Е. А. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 1998. - 304 с.

3.Григорьева А.А., Андреева Л.Д.

Роль игры в нравственно-волевом воспитании детей старшего

дошкольного возраста.-М.: 2001.- 236с.

4.Латий, Е. А. 365 игр и затей для маленьких детей [Текст] / Е. А. Латий. – М.: ЭКСМО, 2002. - 752 с.

5.Детская психология [Электронный ресурс]. - http://psyparents.ru/