Домой / Материалы / Золото скифов. Ситуация вокруг коллекции скифского золота

Золото скифов. Ситуация вокруг коллекции скифского золота

Отважные воины, непревзойдённые ремесленники, хорошие скотоводы… Всё это о скифах - одном из самых загадочных народов, появление которого учёные называют «внезапным», что конечно же, небезосновательно.

Возникновение скифов датируется VII веком до нашей эры. Заселив довольно обширную территорию – равнины от западной части Дуная до восточной части Дона, скифы уже были народом со своей культурой и чётко сформированной государственностью, где была и верховная, и исполнительная власть. Откуда прибыли скифы на эти территории, с чего начинается история данного народа, по сей день остаётся загадкой, хотя в настоящее время и выдвигается несколько основных версий.

Имея на то время лучшее вооружение и высоко подготовленную армию, более пятисот лет скифы держали в страхе своих «соседей», например, более слабых фракийцев. Однако есть исторические подтверждения тому, что скифы громили и очень серьёзных соперников, среди которых мощнейшая держава Ахеменидская Персия, армия которой составляла более 6 000 воинов.

Армия скифов была не такой многочисленной, а разгромили противника они благодаря собственной непревзойдённой тактике ведения военных действий. Спустя время, скифы пошли на Египет и разгромили сильнейшее войско фараона Псамметиха. Примеров можно привести ещё много, но ясно одно: эпоха скифов – одно из самых ярких пятен в истории тех народов, которые когда-либо заселяли территорию современной Украины и южной России.

Своё существование Скифия прекратила в конце III века после поражения германскими племенами. Часть народа была уничтожена захватчиками, оставшееся население слилось с завоевателями.

Помимо отважной армии и жестокости, которая проявлялась в отношении других народов, скифы прославились ещё и необычайной любовью к роскоши. Один из примеров - «богатейшие» места захоронений.

Усопших хоронили в насыпных курганах, которые заполняли большим количеством золотых изделий (золото у этого народа, как впрочем, и у многих других, ассоциировалось с вечной жизнью и богатством). Интересно, что так скифы провожали в мир иной не только богатую знать, но и простых людей. Одежда, в которой хоронили усопшего, была вся обшита золотом.

Для этого, скифами даже была разработана определённая технология производства золотых изделий, которая представляла собой ручную вытяжку золотой «фольги», из которой выдавливали тонкие бляхи или так называемые медальоны. На них были вытеснены различные изображения.

Этой работой занимались специально обученные ремесленники, а секреты создания золотых украшений, которые нашивались на погребальное одеяние, передавались из поколения в поколение. Помимо этого, при захоронении знати, скифы клали в могилы ещё и довольно массивные изделия из золота. Очень часто скифы прикрывали благородным металлом даже лица умерших - накрывали их масками, выполненными из золотой фольги.

Кроме того, что золото скифов имеет особую манеру исполнения, объектами для изображений на этих изделиях выступают в основном животные. Три их основные группы: хищники, копытные и птицы. Встречаются также и вымышленные фантастические животные. Нельзя не отметить и тот факт, что изображениям всех зверей на золоте скифов характерен весьма ограниченный набор поз. Например, хищники из семейства кошачьих спят свернувшись, копытные стоят на кончиках копыт, оленей скифы изображали в лежачей позе с подогнутыми ногами и т.д.

К сожалению, вообразить себе весь масштаб золотого наследия одного из самых удивительных и загадочных народов современному человеку не представляется возможным. Курганы грабили, как во времена скифов (причём промышляли этим не только соседние поселения, но и сами скифы), так и после. Очень много курганов было «растаскано» германскими племенами, захватившими Скифов. Возможно, нетронутых мест захоронений уже и вовсе не осталось, по крайней мере, тех, где была захоронена скифская знать. Для опытных кладоискателей определить, где спрятано золото, не составляет труда.

К тому же, сориентировать в структуре такого места захоронения достаточно просто. В основном, грабители использовали такой способ – проделывали узкий лаз непосредственно к месту, где покоился усопший, снимали с него золото и возвращались обратно.

Уцелевшее и сохранившееся до наших дней золото скифов можно увидеть в Музее исторических драгоценностей Украины, которую по праву называют «Золотой кладовой». Известия о том, что древние артефакты могли быть вывезены новыми властями за территорию страны в качестве залога под новые кредиты и финансирование, взбудоражило многих. И дело даже не в том, что данные экспонаты являются золотым запасом Украины. Изделия скифов выполнены из низкопробного золота и имеют исключительно культурную ценность - это наследие народа, заселявшего территорию современной Украины и восточной части России за тысячу лет до нашей эры.

Существует также мнение, что сокрытие или вывоз артефактов может иметь и более глубокий смысл – уничтожение фактов, которые опровергают мифологическое «еврейское первородство». К слову, когда речь заходит об «арабской весне», войне против Сирии и Ирака, тоже часто упоминается о похищении артефактов. Есть предположение, что до сокровищ, которые хранились в Киеве (если, конечно, их вывоз, действительно, имеет место быть), дотянулись те же руки, которые причастны к исчезновению древностей из музеев Каира и Маллави, Иракского национального музея в Багдаде и т.д. Однако докопаться до правды не представляется возможным.

История местонахождения золота скифов, хранившегося в Музее исторических драгоценностей Украины, на сегодняшний день покрыта такой же тайной, как и история возникновения самого народа.

Скифский всадник, фрагмент попоны, украшенной отделкой из войлока, Пазырык, V-IV века до н. э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, (Россия)

Под общим названием "скифы" современные исследователи объединяют племена различного происхождения, которые начиная с 1000 г. до н. э. на протяжении десятков веков занимали часть Восточной Европы, территории современных России и Украины.

Полевые скифы Жизнь и обычаи скифских племен известны нам по описанию греческого врача Гиппократа (около 460 - около 377 гг. до н. э.). Гиппократ детально описал их диету, основанную на рыбе, бобах и луке. Он подчеркивал, в частности, важность овцеводства, дававшего скифам как мясо, так и молоко, из которого они делали сыр. Эти кочевники, скотоводы, объездчики лошадей, отличавшиеся могучей физической силой и воинственностью, увековечили себя в золотых изделиях - изображая не только бои, но и повседневную жизнь.

Крестьяне и покорители

Среди скифов различают три народности. Это царские скифы, которые жили к северу от Черного моря и контролировали всех остальных; скифы-пахари, жившие в деревнях, производившие пшеницу и заготавливавшие древесину, продаваемую затем на всей территории вплоть до Средиземноморья; и скифы-кочевники, которые занимались кочевым скотоводством. Сохранилось лишь очень небольшое количество скифских архитектурных памятников. Большинство дошедших до нас свидетельств этой культуры найдено археологами в захоронениях. Благодаря этим предметам мы знаем, что этот народ жил земледелием, скотоводством, а также военными походами.

Гребень из кургана Солоха V-IV века до н. э., золото, 12,3 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия) В этом изящном и дорогом предмете, украшенном сценой неистовой битвы проявилась не только воинственность скифов, но и их тяга к роскоши.

Золото скифов

Скифы были чрезвычайно воинственны, и считается, что сооружение Великой китайской стены во II веке до н. э. преследовало цель сдержать именно их набеги на Восток. Золотые украшения и предметы быта, в которых слиты воедино декоративные формы азиатского и греческого происхождения, полны изображений жестоких военных стычек и свидетельствуют о том, что скифы совершали свои набеги на соседние страны с целью захвата добычи.

Сокровища курганов

Курганы скифов - это насыпные земляные холмы, под которыми располагаются погребальные помещения, покрытые каменными и глиняными блоками. Усопшего оставляли здесь возлежащим на неком подобии колесницы, обставленной вазами с пищей, напитками и любимыми им при жизни бытовыми предметами, демонстрирующими его богатство - золотыми и бронзовыми кубками, украшениями, доспехами, оружием, а также тканями, неплохо сохранившимися в мерзлоте. Иногда рядом с телом хозяина клали принесенную в жертву его любимую лошадь, как знак наивысшего почета к усопшему воину. Об этом напоминает изображение гордого всадника на войлочной попоне, найденной в кургане Пазырык.

Два стиля: геометрический и реалистический

Для искусства скифов характерны два основных направления: геометрическое и реалистическое, с плоскостным изображением. Первое - примитивнее, но чище. Это орнаменты из причудливо переплетающихся геометрических фигур, среди которых размещены золотые фигурки свернувшихся в клубок оленей, ягнят и пантер. Возможно, олени были у скифов символами солнечного света. Многое взяли скифы от греков. Например, лежащие фигуры львов на золотом гребне из кургана Солоха, расположенные на одной линии, напоминают фризы греческих храмов. Известно, что скифы включили в свой пантеон некоторых греческих богов.


В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков взнузданных и подседланных лошадей. В одном из больших курганов было найдено около 400 конских скелетов, целый табун.

Впервые о скифах мир узнал более 3 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников. Целую книгу посвятил скифам в своей "Истории" Геродот, который, как считается, сам посетил Причерноморье и проехал по этим местам.

Есть два понимания термина "скифы": этнографическое и географическое. Собственно скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Греческие и латинские тексты сохранили несколько скифских имен и топонимов, из которых ясно, что их язык относился к индо-иранской группе индоевропейской языковой семьи. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, который хорошо виден на приводимых здесь предметах (пектораль из Толстой Могилы, сосуды из курганов Куль-Оба, Гайманова Могила и др.), а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами. Поэтому блоковские "раскосые и жадные глаза" - фантазия великого поэта.

Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую территорию - весь пояс степей от Дона до Прибайкалья, включая предгорья и горные долины Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша, Алтая и Саян. Недавними раскопками типично скифские вещи найдены не только в Синцзяне, где это неудивительно, но и в глубинных районах Китая, в Иране и Анатолии.

Причерноморские скифы представляли собой несколько племен, которые имели свои, упомянутые Геродотом названия (меоты, гелоны, каллипиды, скифы-пахари и т.д.). На территории современной Болгарии и Румынии жили фракийцы и даки. Для краткости мы их будем называть "европейскими скифами", не забывая об определенной упрощенности такого названия.

Среди всадников азиатских степей и предгорий было тоже много разных племен, названия которых упоминаются в разных древних источниках. В греческих, иранских и китайских текстах их называли соответственно "савроматы", "массагеты", "саки", "сэ". Их мы будем называть "азиатскими скифами". Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и "чисто" скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири.

Поскольку скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни, основные знания об их материальной культуре сложились по результататм раскопок курганов, которые условно называют "царскими", поскольку именно в них находили наиболее роскошные, драгоценные вещи. Самые яркие и богатые находки из скифских и более поздних сарматских курганов представлены в коллекции Эрмитажа, которая накапливалась более 200 лет. Сначала (с 1726 г.) она хранилась в первом российском музее - Кунсткамере, а с 1859 г., с момента создания Императорской археологической комиссии, - в Эрмитаже. Сейчас древние художественные предметы скифов и родственных им племен степной Евразии есть и во многих других музеях России и зарубежных стран. Они также хранятся в музеях Украины, Казахстана, Кыргызстана, в музеях Турции, Ирана, Афганистана, Китая, Монголии, в США (Метрополитен), во Франции (Гимэ, Сен-Жермен ан Ле), в Англии (Британский Музей) и в ряде частных коллекций (например собрание А.Саклера в Нью-Йорке).

Азиатские скифы

Геродот сообщает, что "скифы пришли из Азии". Многие исследователи воспринимают это как некую метафору, поскольку во времена Геродота Азия была уже за Доном. То, что в азиатской части Пояса Степей обнаружено очень много скифских вещей объясняют широким влиянием скифской культуры, центр которой был в Причерноморье, на окружающую периферию. О массовых находках золотых и бронзовых вещей в Сибири стало известно уже в конце XVII в., когда началось постепенное заселение Сибири русскими. Крестьяне при полевых и строительных работах, находили старинные бронзовые и золотые вещи.

Среди крестьян пошли разговоры о том, что это сокровища Чингисхана и его приближенных. В конце лета после уборки урожая и до начала дождей они собирались в небольшие артели "бугровщиков" (копателей бугров) и уходили на две-три недели в степь на промысел. Масштабы этих "раскопок" были столь велики, что молва докатилась до Москвы. Сначала царь Алексей Михайлович, а затем его сын Петр повелели выкупать у крестьян найденные ими вещи, чтобы сберечь их от переплавки в слитки золота и препровождать ко двору. Затем Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни "самодеятельные" раскопки курганов. Это был первый в России законодательный акт об охране исторических памятников.

В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения. На этом снимке представлены, в основном, случайные находки из фондов Красноярского историко-краеведческого музея. Такие же вещи в больших количествах можно видеть на витринах и в запасниках российских музеев Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Абакана, Минусинска, Кызыла и других городов. Немало их в музеях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, а также европейскиих стран и США. Сделанные в типичной манере скифского "звериного стиля", они не оставляют никаких сомнений в принадлежности к культуре скифских народов.

Золото скифов, отправленное на выставку в Амстердам из Крыма, должно быть передано Киеву. Такое парадоксальное решение сегодня принял суд в Нидерландах. Но точка в этом деле еще не поставлена. Крымские музеи сейчас готовят апелляцию. Юристы говорят, что постановление суда нарушает не только положения контрактов, но идет вразрез с принятыми во всем мире принципами музейного сотрудничества.

Решение окружного суда Амстердама создало опаснейший прецедент в музейном деле. Судьи не определились, кому принадлежат экспонаты: крымским музеям или Украине. При этом они считают, что фрагменты материальной истории Крыма должны быть переданы в Киев на том основании, что они являются частью культурного наследия Украины. Срок их декларации на вывоз уже истек. А этот документ якобы надо оформить в Министерстве культуры Украины.

«Окружной суд Амстердама постановил, что позиция крымских музеев, состоящая в том, что экспонаты являются частью культурного наследия Крым, не является юридически правильной. Во время организации и прибытия выставки Крым являлся частью Украины», - отметила судья.

Крымским музеям дали три месяца, чтобы обжаловать решение в Верховном суде Нидерландов. В центральном музее Тавриды, конечно, ожидали иного решения. Ведь по контракту коллекции должны быть возвращены туда, откуда были взяты. Договор о выставке заключался между музеями, а не между государствами.

«Естественно, мы рассчитывали на справедливое решение суда, но подразумевали, что решение может быть и таким. Естественно мы воспринимаем решение как политически мотивированное и несправедливое по отношению к крымским музеям, наша позиция была неоднократно озвучена, сейчас мы готовим апелляцию в соответствии с голландским и российским законодательством, и будем подавать в апелляционную инстанцию с надеждой на рассмотрение», - сообщил директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.

Нидерланды хотят, чтобы теперь вопрос о собственности экспонатов решали Министерство культуры Украины и крымские музеи. Директор амстердамского музея Алларда Пирсона - там проходила выставка - сам был обескуражен решением суда.

«Судья перевел спор в плоскость международного права. Они даже не стали рассматривать вопрос о собственности, решив, что это вопрос относится к компетенции украинского права. И они придали больше значение тому, что у коллекций истекли декларации на вывоз из страны», - отметил директор музея Алларада Пирсона Вим Хупперец.

Выставка «Крым: золото и секреты Черного моря» открылась в музее Алларда Пирсона в феврале 2014 года, ровно за месяц до воссоединение Крыма с Россией. Когда выставка закрылась, экспонаты Музея исторических ценностей Украины, в том числе золотые украшения из сарматских курганов, вернулись в Киев. Но предметы из коллекций четырех крымских музеев: Бахчисарайского заповедника, центрального музея Тавриды, заповедника Херсонеса Таврического и Керченского заповедника застряли в Амстердаме. А это около 500 единиц хранения. Это не только ювелирные изделия, но и редчайшие предметы из керамики, бронзы и мрамора периода античности.

Подобное решение суда может сильно усложнить культурные обмены между Россией и Нидерландами. Кто теперь даст гарантию того, что межмузейный договор о выставке не дает гарантий того, что ценнейшие экспонаты после их перемещения вернуться домой.

На фоне скандала выставка крымских древностей стала невероятно популярной. Возле скромного музея Алларда Пирсона - это часть отделения археологии университета Амстердама - выстраивались невиданные очереди. В залы, где хранятся крымские коллекции, никого не пускают.

Постановление Окружного суда Амстердама, который решил, что коллекция скифского золота из Крыма должна отправиться в Киев, уже прокомментировали в российском Минкульте: «Министерство культуры РФ считает, что данное решение является крайне негативным прецедентом, которое принято вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена. Музейные предметы должны вернуться в Крым, где были обнаружены и где десятилетиями хранились».

» письмом одного из наших читателей. Орфаграфея и пункттация сохранены 🙂

Был как-то недавно в историческом музее в Керчи. Где услышал историю про то, что скифское золото из скифских курганов делали не скифы, а древние греки. Причём современным мастерам до уровня, с которым изготовлены эти изделия, ещё пахать и пахать. В самом музее скифских украшений почти не было, чтобы вынести собственное суждение. Поэтому решил проанализировать интернет.

Скифское золото, в общем, заинтересовало. И чтобы разобраться, я рассматривал скифские украшения из золота (и не только). И самое основное, что заметил: даже тогда было две категории изделий:

  • ширпотреб и попса (хоть и из золота)
  • действительно красивые вещи с художественным вкусом и эстетической ценностью (пусть даже из бронзы).

Изделия из первой категории сделает в наше время даже ребёнок. Фотографий этих побрякушек мы приводить не будем 🙂 Мы остановимся на вещах из второй категории. Подобных которым (по мастерству и по форме) на сегодня действительно практически никто не делает.

В чём отличие? И в тонкости работы. И в точности деталировки. И в живости композиции. И, в первую очередь, в силовых линиях (подробнее про них — в статье «Композиция - как она есть. Силовые линии и равновесие «, прим. ред.). И в душе, чем бы она ни была. Есть чему поучиться, однако 🙂

Для примера рассмотрим вот это изделие:

Что мы видим? Мы видим сложную, возможно ритуальную композицию. Целостность которой обеспечивается как раз теми самыми силовыми линиями. Что за силовые линии? Это условные линии, которые проходят через те или иные детали композиции по определённой закономерности. В частности, именно они отвечают за «настроение» картины. Схематически одну из сотен силовых линий этой фигуры можно представить так:

Что мы видим? Что силовая линия плавная. Она образует в первую очередь спираль, то расширяющуюся, то сужающуюся. Этим достигается интересный эффект. Так, на первый взгляд, здесь изображено нападение некоего саблезубого хищника на некое лошадеобразное животное. Однако если бы художник ставил бы себе цель изобразить нападение и агрессию (а скифы это умели), силовая линия не была бы такой плавной и гармоничной. Она была бы резкой, оборванной. Но не такой умиротворяющей.

Так что на второй взгляд видно: никакое это не сражение. Что — неизвестно. Но нечто мирное и, скорее всего, имеющее отношение к обрядам трансформации. Так, действующие лица:

  1. дерево со странными змеевидными ветвями,
  2. та самая саблезубая собачка
  3. лошадь / конь
  4. птица с кривым клювом и большими когтями (возможно, ворон)
  5. голова животного, подобного барану
  6. небольшая голова птицы, похожей на большую птицу.

При этом собака порождает / изрыгает ворона, ворон порождает / изрыгает барана. Баран, если следовать силовой линии, попадёт прямо в лошать сзади. Судя по аналогии порождения, лошадь порождает / изрыгает собаку. Маленький ворон пытается залететь в ухо лошади, замыкая цикл двойной трансформации. Дерево служит фоном и поддержкой для этих операций.

Скорее всего, мы видим перед собой отрывок из какого-то мифа, который в качестве осколка сохранился в русских волшебных сказках, когда в магическом состязании герой и антигерой принимают поочерёдно облик различных животных / предметов.

Вот такая вот оказалась простая на первый взгляд фигурка… А всё благодаря силовым линиям. Ну и мастерству работы.

Ну а теперь насладимся скифским искусством (а не ширпотребом; критерий — наличие и качество силовых линий + качество работы), насколько это позволяет сделать интернет:

Скифы — это ираноязычные племена, которые начали миграцию в наши края намного позже остальных индоевропейцев. Тем не менее, тогда разница между иранскими языками и языками местного населения была не настолько велика (как сейчас), чтобы люди не смогли друг друга понять. Чем они, в общем-то, и занялись (не считая кратких периодов войн и междуусобиц).

Само собой, наилучшие ювелирные изделия могли быть созданы исключительно в периоды достатка, мира и расцвета ремёсел. Потому что если над тобой висит угроза разорения — зачем делать что-то действительно красивое?

Бронзовый олень, навершие ритуального посоха:

Чудесный улыбающийся лось:

Загадочная клювастая и хвостатая штуковина в качестве набалдашника для ритуального посоха:

Очаровательный бычок:

Замечательная лошадка:

Филигранные головы львов:

Златорогий (буквально) олень; навершие ритуального жезла:

Браслетик:

Отличный динамичный олень, в котором автор решил подчеркнуть силовые линии не только формой скульптуры, но и отметками на поверхности оленя (наверное, чтобы потомки глупых вопросов не задавали 🙂):

Загадочная штука непонятного назначения:

Один из моих любимых — улыбающийся лось:

Красивая поясная бляха, полная силовых линий:

Улыбающиеся головы, навершия ритуальных посохов:

Ещё один из самых любимых, золотой кабанчик:

Чудесный бронзовый олень / лось с символичными симметричными рогами.

Золотая пластинка с оленем:

Красивая рукоятка меча:

Чудесная скульптурная композиция, где крылатый лев добивает коня. Обратите внимание на мастерство передачи умирающего животного — часть уже копытами вверх, часть ещё сопротивляется:

Золотая рукоятка меча:

Конечно, сейчас говорят, что это всё делали не скифы, а греки…

Но это не особо важно. Важно мастерство и тонкость работы.

Кстати, если эти греки были такими мастерами, готовили такие вещи для пришельцев (а иногда и врагов) скифов, то где их работы для себя лично, в греческом стиле и на греческие темы?..

Молчит наука 🙂

Так что возможно, нас ждут в будущем новые открытия в этой области…

Надеюсь, я смог вас убедить, что среди ширпотреба скифского золота попадаются настоящие жемчужины.

Цитата сообщения Galyshenka ЗОЛОТО СКИФОВ
Скифией называли древние писатели далекое Северное Причерноморье. Геродот, знаменитый греческий историк и географ, прозванный «отцом истории», живший в V в. до н. э. и посетивший Скифию, посвятил ей четвертую книгу из девяти книг своей истории. Он сообщает о том, что до VIII—VII вв. до н. э. страна была населена киммерийцами, которые были изгнаны скифами.
Основным местным населением Северного Причерноморья в период появления греков являлись скифы. Их землями Геродот называет территорию между реками Петром (Дунаем) и Танапсом (Доном) с включением степного Крыма. На севере скифские земли не заходили севернее порогов Днепра.
Геродот, посетивший древнегреческую Ольвию (в устье Бугского лимана), находившуюся на скифской земле, лучше всего познакомился со скифами. Они не были единым племенем, а представляли собой родственные ираноязычные племена, объединенные в военный союз. Их занятия и уклад жизни были различны. Вблизи Ольвии жили каллипиды и алазоны, больше всего подвергавшиеся эллинизации, а с ними — «скифы-пахари», сеявшие хлеб не только для себя, но и на продажу. Скифы-земледельцы жили в районе Бугского лимана и нижнего течения Днепра, скифы-кочевники — в степях левобережья и правобережья Днепра, а также в степном Приазовье. Скифы царские — от Днепра до Дона, включая степной Крым.


Васнецов Виктор Михайлович "Бой скифов со славянами"


Скотоводами-кочевниками было господствующее племя царских скифов. У скифов-кочевников, по свидетельству Геродота, не было домов: «А живут они в кибитках, наименьшие из которых четырехколесные, а иные шестиколесные; со всех сторон они закрыты войлоком и разделяются, как дома, одни на два, другие — на три отделения. Они непроницаемы ни для дождя, ни для снега, ни для ветра. В эти возы запрягают по две и по три пары безрогих волов».
Внешний облик скифов можно хорошо представить себе, видя изображения их на различных золотых или серебряных сосудах и на других драгоценных изделиях, найденных в скифских курганах.
Курганы — это искусственные земляные холмы, насыпанные над древними могилами или над каменными склепами. Иногда они достигают высоты до двадцати с лишним метров.
Курганы были призваны увековечить память погребенного под ним вождя, героя или просто богатого человека. Каменные ограды, окружавшие курганы, предохраняли насыпи от оползания, а статуи, стоявшие на вершинах курганов, или копья, воткнутые в насыпь по обычаю скифов, придавали курганам величественный вид.
Курганы — неисчерпаемый источник сведений о жизни этих исчезнувших народов.

«Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик- курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мано-почалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою…» (А. П. Чехов).


Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид

Густая сеть курганов расположена вокруг Керчи, на противоположном берегу Керченского пролива (у станицы Сенной), за Анапой, затем в устьях Дона, Днепро-Бугского лимана, везде, где некогда находились древние города. Какие богатства таят в себе эти степные курганы, свидетелями каких бурных событий, происходивших в бескрайних степях и прибрежных городах, они были?



Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид


Боссоли Карло, картина "Крым, могила Митридата"

К западу от Золотого кургана, на горном кряже, идущем от горы Митридат, в 1830 г. тремя археологами — Дюбрюксом, Ашиком и Карейшей был исследован курган Куль-Оба (по-татарски— «холм пепла»).

Гробница в нем была открыта случайно при ломке камня. В ней оказалось настолько богатое погребение, совершенное по скифскому обряду, что предметы, найденные там, составили основное ядро мировой по значению коллекции древностей Боспора Киммерийского, хранящихся в Эрмитаже.

Склеп: квадратная камера с уступчатым сводом, с дромосом, расположенным сбоку камеры. Особенностью является применение деревянных балок наряду с плитами в перекрытии дромоса, а также устройство деревянного потолка, закрывающего уступчатый свод камеры и придающего ей некоторое сходство с деревянным шатром.
В склепе, по-видимому, был полог с нашитыми на нем золотыми штампованными бляшками.



Скифский всадник. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба, IV в. до н. э

В восточной части склепа, в деревянном катафалке, украшенном живописью, с царственной роскошью погребен мужчина. На голове его — золотая диадема, а под ней был войлочный остроконечный убор, украшенный золотыми фигурками скифов.

На шее — золотая гривна в виде жгута из шести толстых проволок с изображениями конных скифов па концах и тонким филигранным орнаментом с голубой и синей эмалью. Вес гривны 461 гр. Скифы настолько любили золотые украшения, что даже мужчины носили ожерелья и браслеты.






У знатного покойника Куль-Обы золотые браслеты были на верхней части правой руки в виде обруча с чеканными изображениями, на обоих руках над локтями и на кистях рук — в виде золотого жгута, на концах которого сфинксы с женскими головами; резьбой мастерски переданы их прически, ожерелье на шее и оперенье крыльев.


Браслет с протомами сфинксов
Первая пол. IV в. до н.э.
Курган Куль-Оба

Рядом с покойником в специальном отделении, отгороженном перегородкой, находилось оружие: железный меч с обложенной золотом рукояткой, на которой оттиснуты борющиеся звери; рукоятка нагайки, оплетенная золотой лентой; горит — футляр для лука с золотой обивкой. На горите изображено фантастическое животное — гиппокамп и хищные звери, терзающие оленя и антилопу, а также вытеснено имя греческого мастера Порнаха. Рядом лежал точильный камень также в золотой оправе и роскошная ритуальная чаша-фиала, покрытая искусными чеканными изображениями, среди которых повторяются голова скифа и маска горгоны.



Фиала (др.-греч. ἡ φιάλη) — в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек, священный предмет, который скифы носили их на поясе.
Фиала Середина IV в. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба

Напротив входа в склеп стоял другой катафалк или саркофаг из кипарисового дерева, отделанный тонкими пластинками из слоновой кости с выгравированными и раскрашенными рисунками. В нем была погребена женщина — жена или наложница. Голову ее украшала диадема в виде электровой полосы с розетками и пальметтами, оттиснутыми изображениями грифонов и крылатых демонов. К диадеме пристегнуты крупные золотые медальоны с изображениями головы греческой богини Афины в шлеме, воспроизводящими голову статуи работы Фидия.


Височная подвеска с изображением головы Афины
Первая половина IV в. до н.э. Золото, эмаль.

Скифская знать, приобщенная к высокой культуре греческих городов, ценила и приобретала их прекрасные изделия, и скифские гробницы для нас оказались сокровищницей древнегреческих художественных произведений.
Золотые височные подвески, найденные в кургане Куль-Оба и составлявшие часть женского головного убора, — уникальное произведение греческого ювелирного искусства. По композиции и декору они принадлежат к серии изделий, широко распространенных у боспорской знати в IV в. до н.э. Диск-медальон с прикрепленной к нему ажурной подвеской в виде сетки из цепочек и розеток, инкрустированных цветной эмалью, украшен рельефным изображением головы Афины в шлеме с тремя фигурками сфинксов. По описанию Павсания, такой шлем венчал голову знаменитой Афины-Девы, созданной Фидием для храма Парфенон в Афинах. Огромная деревянная статуя, декорированная золотом и слоновой костью, не сохранилась и дошла до нас только в римских копиях. Сюжет рельефа медальона, вероятно, был навеян оригиналом Фидия. Таким образом, куль-обские подвески являются редким и самым ранним воспроизведением знаменитой скульптуры.


Золотые серьги с ладьевидной подвеской. Золото, эмаль.
Курган Куль-Оба. Около 350 гг. до н. э.

Уши украшали найденные рядом серьги превосходной греческой работы, шею — золотое ожерелье и золотая гривна, заканчивающаяся фигурами лежащих львов. Сбоку лежали два золотых браслета с тиснеными изображениями грифонов, раздирающих оленей, и бронзовое зеркало, ручка которого обложена листовым золотом и украшена рельефами в скифском «зверином» стиле.


бронзовое зеркало с золотой ручкой


Кубок шаровидный, золотой с рельефными изображениями сцен из скифской жизни (IV век до н.э.) из кургана Куль-Оба в Керчи

На коленях покойной — электровый ритуальный сосуд с реалистическими изображениями скифов на привале после боя: военачальник слушает донесение воина; один воин перевязывает другому раненую ногу, другой — лечит зуб товарищу, третий — проверяет тетиву лука.


Вдоль третьей стены, но ближе к катафалку воина лежал скелет слуги-конюха, рядом с ним несколько железных ножей и дальше — в особом углублении в полу — кости лошади, греческий бронзовый шлем, бронзовые поножи и два железных наконечника копий. По всему полу склепа было рассыпано несколько сот бронзовых наконечников стрел и копий.



Скифский меч


Скифское золотое украшение из кургана Куль Оба в Крыму. Изображена церемония «питья клятвы» (братание).

Согласно сообщению Геродота скифы заключающие договор дружбы смешивают вино с кровью участников и смешивают в чаше. Затем опускают туда копье, меч, секиру и стрелы. Произносят длинное заклинание и выпевают содержимое.

Вдоль западной и северной стен склепа стоял ряд сосудов ритуального и бытового назначения: два (позднее потерянных) серебряных позолоченных таза и в них три круглых ритуальных серебряных сосуда излюбленной у скифов округлой формы, украшенные чеканными и позолоченными изображениями львов, терзающих оленей, диких уток, ловящих рыб.
Покойников снабдили запасами пищи и вина: в бронзовых скифских котлах найдены бараньи кости, а в больших глиняных амфорах — осадок от некогда заполнявшего их вина. Для трапезы положены бронзовое блюдо, два серебряных килика — сосуды для питья вина с греческой надписью.

В склепе под каменным полом находился тайник, в котором также были сокровища. Но он не был замечен археологами, а грабители, после снятия охраны, его взломали и ограбили. Спасены были только золотая чеканной работы бляха (весом 226 г) в виде стилизованной фигуры лежащего оленя с подогнутыми ногами и прижатыми к спине рогами, исполненного в скифском «зверином» стиле, но греческим мастером, судя по его подписи, а также золотые львиные головки от медной позолоченной шейной гривны.



Бляха в виде фигурки лежащего оленя
Курган Куль-Оба

Скифы создали свой особый стиль в искусстве, условно называемый в литературе «скифский звериный стиль», излюбленным сюжетом которого являлось изображение животных, особенно их борьбы. Изображения животных украшали конскую сбрую, оружие, одежду, знаки власти, предметы культа и туалета.
Весь обряд погребения в Куль-Обе с ритуальным погребением умерщвленных жены и конюха, закланием коня, помещением котлов с мясом, большого количества оружия, металлической посуды, наличием гривн и драгоценных предметов IV в. до п. э., украшенных излюбленными у скифов звериными изображениями, говорит о погребении знатного скифа, быть может, правителя или даря территории, близкой к Пантикапею.

Куль-Оба со скифским погребением — не единственный скифский курган под Пантикапеем. Точно такая же скифская гробница и с такими же вещами была обнаружена вблизи, в кургане Патиниотии, названном по имени командира гребной флотилии, к которому попала часть вещей из кургана.
Скифские изделия из золота, меди, серебра этого времени находят в погребениях на Кубани, на Киевщине и в Донбассе



Это золотая бляха в форме оленя, которая когда-то украшала щит знатного скифского воина, погребенного в VI веке до н. э. Этот артефакт найден при раскопках кургана у станицы Костромской, открытого русским археологом Николаем Ивановичем Веселовским.


Золотая скифская пектораль

Золотая пектораль древних Скифов — одна из крупнейших археологических находок за последние 100 лет и является признанным шедевром мирового искусства.
Этот артефакт весит 1 килограмм 200 граммов чистого золота и содержит около 100 различных фигурок, выполненных с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра.

Ориентировочно, она была изготовлена в V веке до н. э.
Золотая пектораль была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).


Золотой гребень с изображением батальной сцены Конец V - Начало IV вв. до н.э.
Приднепровье, Запорожская областьКурган Солоха. Впускное погребение




Скифский шлем


Скифский шлем Ак-Бурунский курган

Прорезной узор шлема, повторяющийся кругом трижды, представляет три большие волюты, как бы вырастающие из листьев аканфа. Из волют выходит цветок лилии с отгибающимися листами. Внизу вокруг шапки идет ажурный фриз с закручивающимися стебельками. Весь рисунок восточного стиля. Шапка весит около килограмма, и на нее был надет золотой венец в виде лаврового венка- Своей формой золотой убор напоминает войлочный или кожаный колпак. По-видимому, в боспорских степях носили такие высокие шлемы, так как на многих росписях поздних склепов и каменных надгробий изображения воинов в подобных колпаках-шлемах



Сосуд со сценами охоты (позолота). Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха.
Курган Солоха — скифское захоронение недалеко от города Никополя, изученное в 1912—1913 годах экспедицией Н. И. Веселовского.


(Из предметов выставки в Голландии, которые не возвращают в Крым)


Змееногая богиня скифов


Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками
з-я четв. V в. до н.э.
Крым, Некрополь Нимфея, окрестности керчи


Пара серег с фигуркой Артемиды на лани
вт.четв. IV в. до н.э.
Крым, окрестности Керчи Некрополь Нимфея


Гривна Сарматская эпоха
Ростовская обл., г. Новочеркасск, Россия Курган Хохлач


Золотая Пектораль
Боспорское царство. IV в. до н.э.
Краснодарский край, Таманский полуостров, Курган Большая Близница


Головной убор в виде калафа. Битва аримаспов с грифонами
IV вв. до н.э.
Краснодарский край, Таманский полуостров, близ станицы Вышестеблиевской
Курган Большая Близница, каменный склеп 1

Трехбратние курганы(группы Ыч-Оба) расположены в 20 км на юго-запад от современной Керчи. . Монументальный уступчатый склеп из известняковых плит, сложенных насухо, находился в насыпи Старшего кургана. Он не был разграблен.



Диадема. Вторая половина IV века до н.э
Тонкое листовое золото. Найдена в 1965 году Д.С. Кирилиным в женском погребении в кургане группы Ыч-Оба под Керчью. Диадема украшены рельефными изображениями и орнаментальными узорами.

Найденные предметы принадлежали двум погребенным в склепе женщинам. Большая их часть относится к останкам старшей. Из обнаруженных погребальных украшений особенно интересны серьги в виде сфинксов, диадема, браслеты, перстень-скарабей, нашивные бляшки с изображением пегаса, орла, лотоса, пальметки, крылатой богини, так же бусы, колокольчики и так далее

Погребальная маска царя III в.до н. Э
Некрополь Пантикапея Керчь

В 1969 году рядом с Алматы был раскопан древний скифский курган. К радости казахских ученых он оказался не разграбленным и в руки археологов попала масса удивительных артефактов. По мнению специалистов, погребение принадлежало скифскому принцу, которого благодаря расшитому золотыми бляшками одеянию окрестили иссыкским «золотым человеком».


В захоронении найдено свыше 4 000 предметов золота, но главное, что найдена серебряная чаша с надписями.
Прочитать «иссыкское письмо» смог только ученый историк, сотрудник Института археологии и этнографии НАН Азербаджана Заур Гасанов.
Основываясь на своих исследованиях, азербайджанский историк настаивает на том, что царские скифы говорили на одном из наречий тюркского языка. Между тем известно, что скифы говорили на семи языках, об этом упоминает все тот же Геродот. Часть из них разговаривала даже на эллинском.
В период походов скифов на восток и сходу после них скифская культура испытывала влияние Передней Азии, в 6-5 вв. До н. Э. И в особенности в 4 в. До н. Э. - Влияние Греции (царские курганы). К середине 3 в. До н. Э. Скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен.