Домой / Перманентный / Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан)

Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан)

%0AWarning :%20Missing%20argument%201%20for%20wp_get_attachment_image_src(),%20called%20in%20/home/users/j/jin621/domains/сайт/wp-content/themes/ab-inspiration/single.php%20on%20line%2040%20and%20defined%20in%20/home/users/j/jin621/domains/сайт/wp-includes/media.php %20on%20line%20751
%0A">

– это один из важнейших показателей, который показывает предрасположенность или уже наличие страхов. С помощью предлагаемого теста, можно выявить степень детской тревожности и вовремя принять необходимые меры.

Кроме тестирования можно применять и другие детской тревожности.
На вопросы предлагаемого теста отвечают сами родители. На каждый вопрос ставьте ответ «Да»,«Нет», «Иногда».

1. Ребенок часто расстраивается и огорчается по пустякам, слишком близко принимает к сердцу все происходящее.
2. Слезами реагирует на всякую неудачу, замечание, происшествие. Рыдает навзрыд или просто тихо всхлипывает и долго не успокаивается.
3. Часто без видимой причины капризничает, нетерпелив и раздражается из-за мелочей.
4. Болезненно реагирует на любое замечание, часто обижается.
5. Подвержен частой смене характера. Может от слез быстро перейти к хохоту, может одновременно смеяться и плакать.
6. Ваш малыш постоянно и беспричинно грустит и находится в плохом настроении.
7. Постоянно выполняет навязчивые действия (сосет палец, накручивает на палец волосы, вертит что-нибудь в руках, крутит пуговицу, грызет ногти и т.д.).
8. Трудно засыпает, не хочет оставаться один и в темноте, ночью просыпается, а утром долго не может отойти от сна.
9. Когда необходима быстрота реакции, он ведет себя заторможено. И, наоборот, когда требуется сосредоточенность – он активен и излишне возбужден.
10. Ребенок испытывает страх перед незнакомыми людьми, боится новых дел, любых начинаний.
11. Ребенок не уверен в себе, не может самостоятельно принять решение, выполнять самостоятельно действия.
12. Не способен к длительной концентрации внимания, быстро утомляется, часто отвлекается.
13. Он постоянно меняет свое мнение, решения – с ним трудно договориться о чем-нибудь.
14. Перед новым или важным делом жалуется на головную боль, боль в животе и другие недомогания. Часто краснеет или бледнеет, сильно потеет, почесывается.

15. У ребенка плохой аппетит, частые недомогания и беспричинно повышается температура.

Каждый ответ «Да» оценивается в 2 балла, «Нет» - в 0 баллов, «Иногда» - 1 балл.
Теперь подсчитаем количество баллов. По шкале, приведенной ниже, можно определить есть ли у ребенка детская тревожность и насколько она сильна, имеется ли у ребенка предрасположенность к возникновению страхов и насколько она велика.
20-30 баллов – у ребенка невротическое состояние.
15-19 баллов детская тревожность имеет большую степень, высока вероятность возникновения невроза.
10-14 баллов – имеются значительные проблемы, но с ними можно справиться без помощи специалиста.
5-9 баллов – у ребенка имеются проблемы, он страдает от недостатка внимания со стороны родителей.
Меньше 5 баллов – норма для этого возраста.
Повышенная детская тревожность – это звонок окружающим, и прежде всего родителям, что ребенок нуждается в помощи, что необходимо принимать меры, чтобы предотвратить нежелательные последствия в виде неврастении, фобий и т.д.

Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Описание теста

Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda , В.R.McCandless , D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale ) Дж.Тейлор (J.A.Taylor , 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан . Поданным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Инструкция к тесту

На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно . В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся:

Примечание

  • Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.
  • Примерное время выполнения теста – 15-25 мин.
Тестовый материал
Утверждения Верно Неверно
1 Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.
2 Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь.
3 Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.
4 Ты легко краснеешь.
5 Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.
6 Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.
7 Ты очень сильно стесняешься.
8 Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.
9 Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.
10 В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.
11 В глубине души ты многого боишься.
12 Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.
13 Ты боишься остаться дома в одиночестве.
14 Тебе трудно решиться на что-либо.
15 Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.
16 Часто тебя что-то мучает, а что – не можешь понять.
17 Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.
18 Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.
19 Тебя легко разозлить.
20 Часто тебе трудно дышать.
21 Ты всегда хорошо себя ведешь.
22 У тебя потеют руки.
23 В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.
24 Другие ребята удачливее тебя.
25 Для тебя важно, что о тебе думают другие.
26 Часто тебе трудно глотать.
27 Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.
28 Тебя легко обидеть.
29 Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.
30 Ты никогда не хвастаешься.
31 Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.
32 Вечером тебе трудно уснуть.
33 Ты очень переживаешь из-за оценок.
34 Ты никогда не опаздываешь.
35 Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.
36 Ты всегда говоришь только правду.
37 Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.
38 Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».
39 Ты боишься темноты.
40 Тебе трудно сосредоточиться на учебе.
41 Иногда ты злишься.
42 У тебя часто болит живот.
43 Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.
44 Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.
45 У тебя часто болит голова.
46 Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится.
47 Ты иногда не выполняешь свои обещания.
48 Ты часто устаешь.
49 Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.
50 Тебе нередко снятся страшные сны.
51 Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.
52 Бывает, что ты врешь.
53 Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.
Ключ к тесту

Ключ к субшкале «социальной желательности » (номера пунктов CMAS)

  • Ответ «Верно»: 5, 17, 21, 30, 34, 36.
  • Ответ «Неверно»: 10, 41, 47, 49, 52.

Критическое значение по данной субшкале – 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

Ключ к субшкале тревожности

  • Ответы «Верно»: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12,13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Предварительный этап

1 . Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

2 . Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS . В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.

Основной этап

1 . Подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».

2 . Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.

3 . Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Тревожность. Таблица перевода «сырых» баллов в стены

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12 лет
д м д м д м д м
1 0-2 0-3 0 0-1 0-3 0-2 0-6 0-5
2 3-4 4-6 1-3 2-4 4-7 3-6 7-9 6-8
3 5-7 7-9 4-7 5-7 8-10 7-9 10-13 9-11
4 8-10 10-12 8-11 8-11 11-14 10-13 14-16 12-14
5 11-14 13-15 12-15 12-14 15-18 14-16 17-20 15-17
6 15-18 16-18 16-19 15-17 19-21 17-20 21-23 18-20
7 19-21 19-21 20-22 18-20 22-25 21-23 24-27 21-22
8 22-25 22-24 23-26 21-23 26-28 24-27 28-30 23-25
9 26-29 24-26 27-30 24-26 29-32 28-30 31-33 26-28
10 29 и более 27 и более 31 и более 27 и более 33 и более 31 и более 34 и более 29 и более

Примечание к таблице норм :

  • д – нормы для девочек,
  • м – нормы для мальчиков.

4 . На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.

Характеристика уровней тревожности

Источники
  • Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.60-64.

Анна Афанасьева
Мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста

Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет .

Методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе исследователь в течение 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т. д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений (см. ниже) . В течение дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками "+" или "-".

Каждый отдельно взятый признак не является свидетельством выраженной тревожности . Необходимо суммировать количество наблюдаемых признаков и сделать вывод исходя из следующей интерпретации :

Наличие 6 - 7 признаков говорит о высокой тревожности ,

3 - 5 - о тревожности среднего уровня ,

1 - 2 - о низкой тревожности .

Чтобы избежать субъективизма при оценке тревожности дошкольника , на втором этапе необходимо предложить нескольким знающим ребенка взрослым оценить его поведение по каждому из перечисленных семи признаков и вывести средний балл.

Если взрослые, к которым вы обратились за помощью, затрудняются оценить тревожность дошкольника по выделенным показателям, им можно предложить небольшую анкету, ответы на которую конкретизируют проявления тревожности .

Не следует указывать в названии анкеты, что она направлена на изучение тревожности ребенка . Лучше озаглавить ее "Исследование индивидуальных особенностей".

Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка.

1. Не может долго работать не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о возможных неприятностях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что снятся страшные сны.

9. Руки обычно холодные и влажные.

10. Нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12 Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Обработка данных по анкете проводится следующим образом. Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности .

Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности ,

7-14 баллов - о среднем,

1-6 баллов - о низком.

Для сопоставления со своими данными наблюдения попробуйте заполнить анкету самостоятельно и сравнить с результатами, полученными от родителей или воспитателя.

А. И. ЗАХАРОВА НА ОЦЕНКУ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА

Инструкция

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено - ставьте «+» , если это проявление встречается периодически, ставьте «О» , если отсутствует «-» .

Тест выполняют родители детей 4-10 лет .

Ваш ребенок :

1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть что - в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться : становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

Возможные варианты ответов :

Данный пункт выражен и возрастает в последнее время - 2 балла;

Данный пункт проявляется периодически - 1 балл;

Данный пункт отсутствует - О баллов.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

От 20 до 30 баллов - невроз;

От 15 до 20 баллов - невроз был или будет в ближайшее время;

От 10 до 15 баллов - нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания;

От 5 до 9 баллов - необходимо внимание к этому ребенку;

Менее 5 баллов - отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ

«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Проводится психологом, предназначен для психологического анализа личностных особенностей детей 4 ,5 лет и старше.

Инструкция

Необходимо нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни.

Детям предлагается лист бумаги и простой карандаш (детям 4,5-6 лет можно дать цветные карандаши или фломастеры) . Взрослый не вмешивается в процесс рисования, а по окончании задает вопросы :

Как зовут это животное?

С кем оно дружит?

Чем питается?

Ответы фиксируются.

При анализе рисунка учитывается следующее :

- размер фигуры : связан с самооценкой ребенка (чем больше, тем выше) ;

- расположение фигуры : в верхней трети листа - высокие притязания, в нижней трети - заниженные; наиболее адекватен достаточно большой рисунок в средней части листа : уверенность в себе, желание проявить свои возможности, получить высокую оценку, поощрение;

Животное большого размера в верхней части листа : завышенная самооценка, стремление к лидерству, высоким оценкам;

Если рисунок еще и сильно декорирован (украшения, цветы, орнаменты, - демонстративность, стремление. обратить на себя внимание;

Маленькая фигурка животного в самом низу листа : неуверенность, тревожность , беспомощность, потребность в поощрении, низкая самооценка;

Маленькие фигурки расположены в самом верху листа : несовпадение между самооценкой и уровнем притязаний , наличие внутри-личностного конфликта, высокое нервное напряжение, конфликтность, неуверенность и тревога , агрессивность как защита, потребность в любви и защите взрослых; большая фигура внизу листа : несовпадение между высокой самооценкой и низким уровнем притязаний , внутриличностный конфликт, неуверенность, конфликтность, агрессивность как выплеск нереализованных возможностей; фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево : инфантильность, стремление назад, в детство, может быть связано с появлением второго ребенка в семье; фигура, смещенная в правую сторону или смотрящая вправо : стремление в будущее, желание поскорее вырасти; фигура, вытянутая по горизонтали : неуверенность, тревожность ; фигура, вытянутая по вертикали : уверенность, агрессивность, стремление к лидерству; когти, зубы, языки, рога, кулаки : агрессивные тенденции;

сильная прямая штриховка, нажим : внутреннее напряжение, стремление к высокой оценке, лидерству; косая штриховка с сильным нажимом, выходит за пределы контура : нервное напряжение, неуверенность в себе, обидчивость, невротичность; штриховка кругами : инфантилизм, потребность в защите, ласке; броня, панцирь : желание спрятаться, уйти от общения, тревожность , замкнутость; заборы, барьеры, ограждения : желание уйти от общения, неразвитость эмоциональной сферы; птички, бабочки, крылья : желание выйти из неблагоприятной ситуации; - антенны, провода, локаторы и подобное : интерес к окружающим, стремление к контактам.

Важно при анализе рисунка учитывать все его особенности во взаимосвязи, а также ответы на вопросы.

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Ребенок Да Нет

1. Испытывает постоянное беспокойство

2. Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо

3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)

4. Раздражителен

5. Имеет нарушения сна

Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен , необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+» если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны”.

Текст опросника.

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько гы знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12.Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13.Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, правило, не выбирают?

14.Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15.Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не делать то, чего хочешь ты?

16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17.Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18.Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20.Похож ли ты на своих одноклассников?

21 .Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился’

22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь

23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя

24.Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25.Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27.Боишься ли ты временами вступать в спор?

28.Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30.Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32.Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33.Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34.Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36.Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37.Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38.Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40.Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41 .Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42.Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44.Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45.Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47.Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48.Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49.Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52.Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53.Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

55.Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56.Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57.Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58.Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “да”, в то время как в ключе к этому вопросу соответствует то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте.

Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется об-цее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся на-[ичием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма =13
4. Страх самовыражения 27,31,34,37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16,21,26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17,22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9,14,18,23,28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32,35,41,44,47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
1 — 7- 13- 19- 25 + 31 — 37- 43 + 49- 55-
2- 8- 14- 20 + 26- 32- 38 + 44 + 50- 56-
3- 9- 15- 21 — 27- 33- 39 + 45- 51 — 57-
4- 10- 16- 22 + 28- 34- 40- 46- 52- 58-
5- 11 + 17- 23- 29- 35 + 41 + 47- 53-
6- 12- 18- 24 + 30 + 36 + 42 — 48- 54-

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оце нок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.