Домой / Smoky eyes / Загадки на экологическую тему для малышей. Экологическая викторина для начальной школы

Загадки на экологическую тему для малышей. Экологическая викторина для начальной школы

Экологическая викторина для школьников 3-4 и 5-7 классов.(Загадки о растениях и животных)

Экологическая викторина для школьников

В викторине загадки и вопросы о растениях и животных.Можно использовать воспитателям во внеклассных мероприятиях для школьников с 3-го по 7-е классы, а также учителям биологии.
Цель викторины : расширение кругозора детей, сравнительный анализ знаний о растениях и животных разных школьников.
1. Какие полезные растения вы знаете? (картофель, подсолнечник, сахарный тросник, хлопок, кукуруза, яблоня, груша, слива и т.д.)
2. Из каких растений изготавливают масло?(подсолнечник,лен,кукуруза,оливковое ит.д.)
3. Какая трава самая горькая?(полынь)
4. На листе какого водного растения можно плавать, как на плоту?(виктория-регия)
5. Самое крупное цветковое растение.(раффлезия)
6. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?(ель)
7. Какое дерево в России цветет позже всех?(липа)
8. Мех какого пушного зверя в России самый ценный?(соболь)
9. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей?(пингвин)
10. Какие животные спят с открытыми глазами?(рыбы,змеи)
11. Какая рыба называется именем человека?(карп)
12. Какая обезьяна самая большая?(горилла)
13. У какого млекопитающего самая толстая кожа?(носорог)
14. Животное, которое называют кораблем пустыни?(верблюд)
15. Самая крупная из современных птиц, быстро бегает, но не летает.(страус)
16. У кого уши на ногах?(кузнечик)
17. Сколько ног у паука?(8)
18. Деревенский будильник.(петух)
19. Где живут и чем питаются ежи?(в леу,строят гнезда,мыши,насекомые,грибы,яблоки....)
20. Почему муравья называют силачом?(поднимает груз в 11 раз превышающий свой вес)
21. Какие сладости дарит нам лес?(земляника,черника,брусника,малина,смородина...)
22. Какие растения останавливают кровь?(подорожник...)
23. Какие дикорастущие растения - заменители овощей вы знаете?(картофель,одуванчик,крапива,щавель,головки клевера,корни лопуха,кислица обыкнов...)
24. Какие фрукты и овощи богаты витаминами?(лимон,апельсин,яблоки,капуста,марковка...)
25. Название какого итальянского города, если его прочесть наоборот, превращается в рыбу?(Милан)
26. Как можно укрепить свое здоровье?(закалятья,заниматься спортом,правильно питаться,пить воду....)
27. Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)
28. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимует без иголок? (лиственница)
29. Какая рыба без чешуи? (сом)
30. Какая самая высокая трава на земле? (бамбук)
31. Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (одинаковые)
32. Каких зверей называют косолапый, сохатый, серый? (медведь, лось, волк)
33. Чему равна половина суток? (12 часов)
34. Естественный спутник Земли. (Луна)
35. Какое из морских обитателей самое умное? (дельфин)
36. Копытное, но не лошадь; длинноух, но не заяц; сер, но не волк. (осел)

Загадки о растениях.

1.Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена (берёза)

2. Прямо в небо рвутся, ввысь
Ты внимательно всмотрись
Не берёзы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки (ели, сосны)

3. Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошёл – и деревцем
Маленьким он стал. (желудь, дуб)

4. Осень тихая настанет
Дивным дерево то станет
Листья – звезды яркие
Золотые, жаркие. (клен)

5. Летом знойным зацветает –
Сразу пчёл к себе зовет
Светлых цветочков вкусен нектар
Кто ж это дерево узнал? (липа)

6. Не береза, не сосна
В тишине стоит она
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит. (осина)

7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы
Ну а ягоды вкусней. (рябина)

8. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет
Этот снег не тает
В воздухе летает. (тополь)

9. Дерево чудесное,
Листья интересные
Веерочки, веерки
Белой свечкою цветки. (каштан)

10. С синевою неба дружат эти милые цветы
Маленькие, нежные, прямо у воды
Их увидишь, не забудешь
Ну а знаешь ли их ты? (незабудки)

11. Видел я такой цветок
Золотистый ободок
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел. (одуванчик)

12. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (ландыш)

13. В саду есть петушок
Лиловый гребешок
Цветок сиреневого цвета
Такая есть еще конфета (ирис)

14. И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку. (мать и мачеха)

15. Хороша трава-
Красная голова
И медку подарит
И чайку заварит. (Иван чай)

16. Травка та растет на склонах
Запах крепок и душист
А её цветок и лист нам с тобой идет на чай
Что за травка отгадай. (душица)

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов.

Экологическая игра «Загадки природы».

Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические зна­ния учащихся.Задачи:

учебно-образовательные: мотивировать школьников к само­образованию, спо­собствовать формированию знаний о природе, её закономерно­стях;

учебно-воспитательные: продолжать формирование у уча­щихся чувства ответственности за состояние окружающей сре­ды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;

учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчи­танные на сообразительность.

Оборудование: плакаты на экологическую тема­тику; карточки с изображением следов животных и лекарственных растений.

«Ты открой мне, природа, объятья,

Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин

Форма проведения : экологическая игра-конкурс.

Ход мероприятия.

I. Приветствие.

II . Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры. 1 -й ч т е ц.

Я слушал, как поёт тропа лесная,

И всё гадал: о ком она? О чём?

Который век бежит, не зарастая,

Как будто ей столетья нипочём.

2- й чтец .

Шагов прошедших некогда людей.

Смотрю на тропку, стоя у березки,

И сердце бьётся чётче и нежней.

3-й чтец .

И верится, не стало тленом, пылью

Минувшее, поныне живо тут.

Все люди, что по тропке проходили,

Идут по ней, незримые идут.

4-й чтец.

И мы пройдем, а через годы - внуки,

И каждый сердцем у лесной тропы

Услышит те же песенные звуки

Одной для нас единственной судьбы.

Ведущий. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над смыслом этого стихотворения.

Природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности. Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

Ведь:

природа нас окружила дивной своей красотой,

природа нам подарила воздух степной и лесной,

берег крутой с быстрой рекой,

чистое небо над головой.

Наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать.

Всем и всему на Земле есть место. Природа – наш дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь.

Экология, это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.

Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова. Как же вести себя в нашем большом доме – природе, чтобы не нанести вред ни цветочку, ни роднику, чтобы Земля оставалась прекрасной всегда?

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.

Начнём нашу игру с разминки. Класс разбивается на три команды.

I .Разминка . Отгадайте загадки. Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку. За каждый правильный ответ даётся жетон.

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.
(Дятел)

Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
(Олень)
В тесной избушке
Ткут холст старушки.
(Пчёлы)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
(Муравьи)
Летит - воет,
Сядет - землю роет.
(Жук)

Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)
В болоте плачет,
А из болота не идёт.
(Кулик)
Не ёлка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.
(Ёж)
Летом гуляет,
А зимой отдыхает.
(Медведь)
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная…
(Рысь)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы - зелёные…
(Лягушки)
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет - это…
(Крот)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи)

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…
(Короед)

II I . Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа.

Представители от каждой команды выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений. За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.

1). В лесу леснику встретились следы собаки, волка, лося, рыси, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.

2).Нашли семена растений: дуба, клёна, берёзы, ели, кедровой сосны, ольхи и каштана. Определи, чьи это семена.

3). Собери лукошко. Каждой команде даётся по набору муляжей грибов. Нужно отобрать съедобные грибы и назвать их.

Этап 2.Конкурс капитанов.

    У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)

    Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)

    Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)

    Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)

    Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)

    Коралл – это растение или животное? (животное)

    Сколько ног у паука? (восемь)

    Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)

    Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)

Ситуации

1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?

2. Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птицами?

3. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?

Этап 3. Водоёмы.

    Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осётр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)

    Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, жемчужница и т.д..)

    Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан, линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга т. д.)

    Какое членистоногое путешествует под водой в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)

    Какая рыба чемпион по взметыванию икры? (треска – до 300 млн. икринок)

    Из какой рыбы можно делать напильники? (акула – из её кожи делают напильники, которыми можно полировать дерево и мрамор)

    Какая польза от лягушки? (лягушка съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных)

    Почему лягушка при заглатывании пищи закрывает глаза? (у неё нет зубов, поэтому пищу заглатывает целиком, проталкивая её глазными яблоками)

Этап 4. Экологический. “Редкие и исчезающие животные” Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.

– Какие вы знаете растения, занесенные в Красную книгу?

– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.

Я в к я с у л а с н в ц ц

П д ж ф е ч й р п а н ф ч

Ж м в ы м р х у ж х о р л ь

Г с в е в о п б в а с р о д

М б е к д ь о в е д б к в

К ф п о ы б з р а ы ф п з

В г е м г е л о в р д ж д д

Ц с э я у ф т ц я о э р а ф

Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.

Этап 5 . КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ» А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

Рыба не клюет – она сыта;

пчелы сидят в улье и громко гудят;

ласточки и стрижи летают высоко;

птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;

раскрыты цветы кувшинки;

одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

поздно вечером сильно трещат кузнечики;

крот нагребает высокие холмики;

паук усиленно плетет паутину;

голуби разворковались. ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

Этап 6. Зелёная аптека.

К столу ведущего выходят по одному участнику от каждой команды. Они вытаскивают по очереди карточки с изображением лекарственных растений. Учащиеся называют растение и области его применения в медицине. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.

Этап 7. «Из книги рекордов Гиннеса»

1. Самое большое животное на Земле (Синий кит: длина = 33 м)

2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на земле. (Акулы)

3. Самый быстрый зверь (Гепард - скорость = 120 км/ч)

8. Самый лучший прыгун (Кенгуру).

IV. Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает результаты игры. Поощрение и награждение участников.

Заключение

Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не роззоряйтк гнезда!

Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с слюбовью за ними.

Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!

Давайте будем

Беречь планету!

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Во все Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В уничижительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую: нас много, а она одна!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№4 с углубленным изучением английского языка» г. Новый Уренгой ЯНАО

«Экологические загадки»

Шевченко Татьяна Валериевна

Учитель начальных классов

г. Новый Уренгой

2016 год

Материал адресован учителям начальных классов для создания индивидуальной или школьной картотеки банка олимпиадных заданий по предмету, для проведения внеклассной работы.

Полезный потенциал: овладение знаниями через поисковую деятельность, воспитание целеустремленности, пытливости ума, развитие коммуникативных способностей.

Роли: участники творческих групп, организатор.

Оборудование и атрибуты: листы и фломастеры для записи информации, материалы для исследования, доска, оформленная для проведения творческого отчета групп.

Механизм реализации. Главным источником получения информации служат книги (учебники или дополнительная литература). Задача творческих групп – собрать нужные сведения, зафиксировать и представить добытые знания. Цели работы могут быть разные: систематизировать материал, создать банк данных, исследовать новую информацию. Организатор (учитель или подготовленный ученик) определяет задания для отдельных групп, оказывает необходимую помощь. Внутри группы задание конкретизируется, распределяются поручения, планируется работа. Итог работы творческой группы – карта, на которой зафиксированы главные факты, у доски один из участников делает сообщение, где представляет материалы поиска. Нередко итоговый отчет становится прологом к новой творческой работе (ученики заинтересовываются фактами, хотят больше узнать, выказывают готовность изучить материал по теме подробнее).

Из опыта работы. Ученики начальной школы легко осваивают этот прием работы и с удовольствием включаются в процесс. При регулярном использовании Банка вопросов на уроках окружающего мира, этот этап занимает немного времени и привлекает к изучению материала всех учащихся.

Задачи педагога:

    Создать ситуацию успеха в детском коллективе.

    Использовать индивидуально-личностный подход в технологии развитии критического мышления ученика.

    Применять современные методы и приёмы обучения.

Задачи ученика:

    Думать критически.

    Аргументировать свою позицию в группе, учитывая точки зрения других.

    Определять целесообразность выдвинутых идей, точек зрения и пр.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

«В природе не существует полезных

и вредных птиц, полезных и вредных насекомых.

Там все служит друг другу и взаимно приспособлено».

Г.Морозов

1) Как называется наука, которая изучает животных? (Зоология )

2) Соберите слово. Животный мир природы А У Ф А Н (ФАУНА )

3) Заполните таблицу.

Разнообразие животных

Рыбы

Земно-водные

Пресмы-кающиеся

Птицы

Насе-

комые

Млеко-питающие

Особен-ности

Как пере-двигаются

Ответ:

Рыбы

Земно-водные

Пресмы-кающиеся

Птицы

Насе-

комые

Млеко-питающие

Особен-ности

Голая кожа

Перья, клюв

6 ног, 3 части тела

Кормят детенышей молоком

Как пере-двигаются

Плавают, прыгают

Летают, ползают

Бегают, плавают, летают

4) Ответьте на вопросы. Расскажите о значении животных для человека.

    Назови продукты питания животного происхождения. От каких животных получают эти продукты?

    Каких животных использует для выполнения различных работ?

    Из шерсти каких животных изготавливают ткани?

    Какие животные дают ценные лекарства?

    Какие животные помогают делать научные открытия?

    Какие животные нужны человеку для общения?

5) О каких животных или явлениях в их жизни идет речь?

Впишите правильные ответы в правую колонку. Воспользуйтесь словами подсказками.

Слова-подсказки:

сотрудничество, спячка, пение, обучение, речь, насекомые, травоядные, ночные, млекопитающие, хищники

Животные, охотящиеся и поедающие других животных

Животные, вскармливающие своих детенышей молоком

Животные, выходящие из своих убежищ по ночам

Животные, питающиеся растениями

Самая многочисленная группа животных

Способ общения, которым владеет только человек

Передача взрослыми животными своего опыта и знаний потомству

Способ, которым некоторые птицы весной сообщают о том, что территория уже занята

Состояние, подобное сну, в которое некоторые животные впадают зимой (а некоторые пустынные виды летом)

Отношения между различными животными, которые приносят им взаимную выгоду

6) Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза )

7) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

Ответ. Многие насекомые. Например: бабочка. Стадии её развития следующие: яйцо, гусеница, куколка, взрослая бабочка.

8)Зайчиха приносит приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?

Ответ. Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопадники».

9) Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь?

Ответ . На теле зайчонка нет никаких потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.

10) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

11) Что из перечисленного наносит вред животным? Подчеркните ответ.

Заповедники, загрязнения вод, почвы, воздуха, подкормка птиц, неумеренная охота. Осушение болот, уничтожение растений, высоковольтные линии связи, факелы из газа при добыче нефти, автомобильные дороги, истребление животных, вырубка лесов.

12) Вы уже знаете, что существуют лекарственные растения. А известно ли вам, что есть и лекарственные животные?

    Какой животный жир спасает зимой кожу от обморожения?

    Какие лекарства даёт человеку пчела?

    Почти все дети считают рыбий жир очень невкусным, но врачи утверждают, что он очень полезен. Почему?

    От приступов радикулита помогает лечебная одежда. Из шерсти каких животных её изготавливают?

Ответ . Гусиный, барсучий жир.

Мед, пыльца, прополис, маточное молочко

Рыбий жиру содержит витамин Д. Он важен для правильного развития костей и зубов младенцев.

Из шерсти собак.

13 )Напишите названия животных, которые имеют указанные приспособления к жизни в лесу.

Приспособления

Названия животных

С наступлением холодов впадают в оцепенение

Зимний сон

Зимняя спячка

Миграция и кочёвка из-за недостатка корма

Селятся в дуплах старых деревьев

Хорошо лазают по деревьям

Могут передвигаться под снегом

К зиме меняют окраску

Запасают корм на зиму

Ответ . Цепенеют: ящерицы, змеи, черепахи, насекомые. Сон: медведь, барсук, бурундук. Спячка: еж, сурок, летучие мыши. Меняют окраску: зайцы, белки, горностаи. Делают запас: белки, бурундуки, мыши. Миграция: снегири, свиристели, сойки. Лазают по деревьям: белки, рыси, соболь. Передвигаются под снегом мыши, куропатки, рябчики, тетерева, глухари. Селятся в дуплах: совы, филины, белки.

14) Многие животные организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчёлки и цветок,

Дружат лист и мотылёк,

Дружат реки и леса,

Продолжи это стихотворение другими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и природы, например…

15) Ответьте на вопросы.

    Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая с этажа на этаж, из дома в дом. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Докажи свое мнение.

    Белка живёт на дереве, а крот под землей. Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Смогли бы они это сделать?

    При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

(Дупла в стволах деревьев служат «домом» для пчёл, дятлов, сов)

16) Чтобы птицам выжить зимой, им необходимо забота человека. Помогите птицам. Заполните таблицу.

Название птиц

Чем питаются в природе

Какой корм вы положили бы в кормушку?

3. Чечётка

5.Снегирь

6.Поползень

Ответ. В природе:

Синица, чечетка – почками деревьев, кустарников. Дятел, поползень - личинками насекомых, семенами сосны, ели. Снегирь – плодами рябины. Клест - семенами ели.

Чем можно подкормить:

Синицу – салом. Синицу, дятла, поползня, клеста – семенами растений. Снегиря – семенами растений, сушеными плодами рябины.

17) Приведите примеры одомашнивания животных разных видов групп.

Ответ.

Млекопитающие:корова, коза, лошадь, собака, кошка, верблюд, осел, мул, вол.

Птицы: утки, гуси, куры, цесарки, индюки.

Насекомые: пчела.

Рыбы: зеркальный карп.

18)Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные и отметьте «лишнее» животное в группе.

ЛИСИЦА БАБОЧКА СИНИЦА ОКУНЬ

КОШКА КУЗНЕЧИК ВОРОБЕЙ КАРАСЬ

ЗАЯЦ ПАУК СОЛОВЕЙ ЩУКА

ВОЛК МУРАВЕЙ ЖАБА ЗМЕЯ

_________ ___________ __________ __________

19) Назовите по перечисленным признакам группы животных. Запишите в карточки соответствующие номера признаков:

1. Имеют 3 пары ног.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Имеют крылья и клюв.

4. Тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко.

5. Вскармливают детёнышей молоком.

6. Имеют 2 пары ног.

7. Тело покрыто перьями.

Млекопитающие

Насекомые


20) Недавно Незнайку укусила пчела, на месте укуса появился волдырь, который ужасно болел. Пилюлькин сделал ему компресс, и всё прошло. Но Незнайка очень разозлился и сказал: «Что же это за такие противные и вредные насекомые – пчёлы! Лучше бы их совсем не было!»

Как вы думаете, прав ли Незнайка? И что было бы, если исчезли пчелы?

21) Как муравьи через ручьи и канавы перебираются?

Ответ. Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.

22) Запишите перечисленные растения и животные в четыре группы.

Волк, олень, заяц, чайка, воробей.

Росянка, медведь, песец, белка.

Гадюка, суслик, ворона, овца.

Кабан, ласточка, ястреб, куница, жаба, выхухоль, соболь.

Растительноядные

Насекомоядные

Всеядные

Ответ.

Растительноядные: белка, суслик, лось, олень, заяц, овца, воробей.

Хищные: куница, соболь, волк, лиса, ёж, жаба, гадюка, песец, ястреб, чайка.

Всеядные: барсук, медведь, кабан, ворона.

Насекомоядные: росянка, стриж, иволга, кукушка, ласточка, выхухоль.

23)Распределите животных на две группы. Подчеркните синим цветом названия тех животных, которые откладывают яйца, красным – если это животное рождает живых детенышей.

Пингвин, лошадь, мышь, крокодил, скворец, дельфин, белка, медведь, дятел, сова, черепаха, собака, змея, кукушка, лиса.

24) Прочитайте рассказ-загадку.

На зеленом лугу они прыгают и веселятся.

Оттолкнутся пружинистыми ножками и падают.

Хоть куда упади не страшно: везде листики, травинки – мягкие перинки:

Прыг-скок, прыг-скок. (Кузнечики )

25) Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко зарываются в ил. (Лягушка )

26) Узнайте птицу.

а) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов )

б) Какая птица называется также как танец? (Чечетка )

в) Какая птица «носит фамилию» известного русского писателя? (Гоголь)

г) «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто всех будить ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелететь с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена, осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (Поползень )

27) Допишите предложение.

Синяя птица существует:

а) только в сказках, как символ счастья;

б) в жизни (по-настоящему);

в) и в сказках, и в жизни.

Ответ. И в сказках, и в жизни – водится в Азии.

28) Найдите ошибки. Зачеркните названия тех животных, которые не являются представителями следующих групп.

А. Это насекомые: пчела, стрекоза, муравей, бабочка, паук, божья коровка.

Б. Это земноводные: лягушка, жужелица, тритон, жаба, жерлянка, саламандра.

В. Это пресмыкающиеся: крокодил, ящерица, кенгуру, морская черепаха, гадюка, веретеница (безногая ящерица).

Г. Это рыбы: щука, окунь, сом, дельфин, ерш, карась, морской конёк.

Д. Это звери: лев, снежный барс, варан, обезьяна, коала, кенгуру, тюлень.

Е. Это птицы: колибри, перепел, страус, пингвин, поползень, сверчок, иволга.

Ответ . Паук, жужелица, кенгуру, дельфин, варан, сверчок.

29) Найдите ошибки.

Жили две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела.

Ответ. Бабочки не прыгают, а летают, не любят летать под дождем, не все бабочки перелетают на юг, бабочки не питаются мухами.

30) Приведите примеры взаимосвязей в природе.

Животные Растения

Ответ.

1. Животные питаются растениями.

2. Животные строят гнезда на деревьях, в траве.

3.Животные дышат кислородом, растения выделяют кислород. Животные выделяют углекислый газ при дыхании, растения им питаются.

4. Насекомые опыляют растения..

5. Животные распространяют растения.

Литература.

Е.И.Ромашкова. Познавательная деятельность учащихся. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005 г.

Большая книга животных. – М.:ОЛМА-ПРЕСС,2003. – 240с.:ил.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» В 2 ч.Ч1./ М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др. под ред. Г.С.Ковалевой; О.Б.Логиновой. – 2 изд.- М.: Просвещение, 2010.- 215с.

Э кология - молодая прогрессивная наука, которую изучают и развивают для того, чтобы беречь здоровье, чистоту планеты. Природа умна и предусмотрительна. Но, к сожалению, взаимодействие человека с природой не всегда даёт позитивные результаты. Технологический прогресс приносит пользу и благополучие, но не без побочных эффектов. Нельзя исключать влияние независящих от человека факторов на чистоту и здоровье окружающей среды. Однако, если в случае с космическими факторами нам почти не под силу что-то изменить, то минимизировать антропогенное влияние при должных усилиях можно.

Забота о природе с детства

Чтобы люди действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу с детства. С самых малых лет, когда ребёнок уже начинает понимать что к чему, нужно воспитывать в нём правильные взгляды и рассказывать о природе и взаимоотношениях человека с окружающим миром, природной средой.

Лучший метод развития ребенка в направлении основных экологических понятий - это игровые занятия. Можно изучать материал в стихах, песенках и при помощи сказок. А вот закреплять усвоенное легко при помощи загадок. В школе, детском саду или дома в семейном кругу можно устроить викторину на тему экологии. Отличным подспорьем в этой познавательной игре будут загадки про экологию. Принять участие в состязании на эрудицию смогут дети любого возраста (от 3-х лет) и даже взрослые. Ведь мамам, папам, бабушкам, дедушкам, дядям и тётям полезно освежить в своей памяти всё, что им известно об экологии и охране окружающей среды.

Загадки про экологию для детей и взрослых

Загадки на тему экологии бывают разными. Но начинать нужно с самых простых. Разберём несколько интересных загадок, которые под силу разгадать и детям, и взрослым.

  • Эти речные жители - профессиональные строители. Они пилят брёвна, досточки и строят домики и мостики.
    (Бобры)

Оно охватывает разные направления смежных наук. Жизнедеятельность животных оказывает своё позитивное влияние на окружающую среду.

  • Слепой землекоп упорно роет и почву копает, и очень много строит.
    (Крот)

Думать, что обычные действия животных, которые они совершают для благоустройства своего жилища и добычи пропитания, ничего не значат для природы опрометчиво. Бобры, кроты и другие представители фауны, создавая свои жилища, формируют необходимый баланс в своей экосистеме. Например, в экологии существует такое понятие, как «бобровые угодья». Считается, что «мокрые» ландшафты, густозаселённые бобрами и застроенные этими животными ценны в плане получения полезной энергии. За счёт деятельности бобров очищаются водоёмы, становится насыщенней и богаче рыбная фауна пруда, улучшается качество жизни водоплавающих пород птиц и животных.

  • Кругом вода,
    С утолением жажды беда.
    (Море)
  • С неба падали пушинки
    На замёрзшие поля.
    Ель окутали косынкой,
    Жаркой шубой - тополя.
    И укрыли дом да площадь
    Необычным одеялом.
    «Как же их зовут?» - ты спросишь.
    Имя здесь я написала.
    (Снежинка)
  • Сверкает, моргает,
    Кривые копья мечет,
    Стрелы пускает.
    (Молния)

Казалось бы, такие простые природные явления и объекты, но как важны они для здоровья мира, знать должен каждый. Круговорот воды в природе, атмосферные осадки, моря и океаны - каждый вопрос интересен для изучения. Всё это очень важно для понимания природы и зависимости от её законов, жизни и здоровья Земли. Говоря о морях, сложно не отметить красоты и насыщенности прибрежных районов. Но, вспоминая вкус морской воды, нельзя не отметить важность проблемы измельчания объёмов пресных вод.

  • Его весной и летом
    Мы видели одетым,
    А осенью с бедняжки
    Сорвали все рубашки.
    (Дерево)
  • Что за дерево-девица?
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьёт,
    А в иголках круглый год.
    (Ель)
  • Он деревьев младший брат,
    Только ростом маловат,
    А ещё стволов полно
    У молодчика того.
    (Кустарник)

Значение растений и деревьев для окружающей среды и здоровья человека понимает даже ребёнок. Для улучшения экологии промышленных городов и малых населённых пунктов существуют специальные службы озеленения. В их задачи входит не только облагораживание парковых и уличных пространств, но также и разработка плана озеленения с учётом экологических требований и стандартов. Поэтому, думая, что сорта деревьев, посаженных вдоль аллей и спальных районов, выбраны случайно, вы ошибаетесь. Выбор деревьев для озеленения городов - это целый раздел экологии, в котором заняты профессионалы.

Загадки про природу, явления, различные факторы окружающей среды являются подготовительным материалом для освоения более сложного формата изучения науки. Загадки по экологии для школьников и взрослых - это уже более высокий уровень, который покажется сложным дошколятам и ученикам начальных классов. Но попрактиковаться в отгадывании таких задачек не лишним будет никому.

Загадки по экологии для взрослых

Рассмотрим вопросы повышенного уровня. Эти загадки по экологии смогут разгадать школьники (3-й класс и старше) и взрослые.

Про животных

  • Самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на земле. Оно больше трёх динозавров и весит(?) столько, сколько весят 33 африканских слона.
    (Голубой кит)
  • Он отлично переносит суровый климат, морозы и засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой - 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды.
    (Верблюд )
  • Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнёзда?
    (Кукушка)

Про растительный мир

  • Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами.
    (Крапива)
  • Из какого дерева делают спички?
    (Из осины)
  • Какое дерево по праву считается символом России?
    (Берёза)

Научные термины

  • Что такое экотоп?
    (Это часть суши или водного пространства, занятая популяцией организмов и отвечающая их потребностям в плане условий для их жизнедеятельности )
  • Что такое биота?
    (Это совокупность живых организмов, объединённых средой обитания в настоящее время или в исторических сведениях )
  • Что такое биотоп?
    (Участок суши или водного пространства, объединённый одним биоценозом)
  • Что такое биоценоз?
    (Совокупность живых организмов, населяющих однородное жизненное пространство)
  • Что такое экология?
    (Экология - это наука о «доме», о земле. Это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой)
  • Кто такой эколог?
    (Это специалист, который занимается изучением вопросов экологии и решением важных экологических задач в какой-либо сфере)

Терминологические понятия - это материал для продвинутых любителей экологии и для тех участников викторины, кто не выбыл из состязания на 1–2 уровне.

Знать ответы на узкоспециализированные вопросы желательно, но необязательно. А вот отгадывая простые, но занимательные загадки о природе и взаимодействии её законов с жизнедеятельностью живых организмов, полезно всем. С целью развития экологического мышления можно брать готовый материал или придумывать загадки по экологии самостоятельно. Главное, чтобы это были простые головоломки. Ведь цель - не запутать, а научить понимать природу и любить мир.

Доступная экология для детей и взрослых

Придумаем несколько полезных загадок по экологии «на ходу». Это очень просто!

Все мы знаем, что вода - источник жизни. Без живительной влаги не сможет жить, работать, развиваться и становиться счастливым человек, не смогут расти растения, не будет развиваться фауна.

Такая загадка:

  • Все мы знаем: без воды
    Ни туды, и ни сюды.
    Тот, кто лучше знает,
    Пусть всем объясняет!

Отвечающий должен рассказать, какую пользу несёт вода людям. Какие проблемы в направлении водных ресурсов ему знакомы. И как, по его мнению, эти проблемы можно решить.

Стоит поговорить с детьми и взрослыми участниками викторины о том, что такое мусор. Как они понимают значение этого слова. Действительно ли словом «мусор» можно обозначить только совершенно бесполезный набор элементов и вещей. Возможна ли вторичная переработка, и есть ли в этом польза?

  • Мы по улице идём.
    С мусором пакет несём.
    Раз бумажка, два бумажка,
    Кинем это всё в отсек.
    Пластик, банка, промокашка...
    Всё в корзину, или нет?
    Скажем правильный ответ.
    Весь мусор собирается вместе?
    (Нет!)
    Или каждый вид в отдельный пакет?
    (Да!)

Здесь предлагается объяснить, как правильно выбрасывать мусор. Стоит ли смешивать пластиковые и бумажные отходы со строительным мусором? Почему следует разделять мусор по типу материала? Что это даст окружающей среде?

Сегодня проблема рационального распределения и утилизации мусорных отходов стоит остро. В регионах, где пристальное внимание нацелено на эти вопросы, внедряются ёмкости, контейнеры, отсеки для раздельного сбора мусора (пластик, бумага, стекло).

Придумывать можно любые вопросы и загадывать любые загадки. Главное, чтобы люди научились понимать проблемы экологии и стали заботиться о чистоте окружающей среды. Ведь сохраняя чистоту и здоровье нашего мира, мы сами становимся чище, красивей и благородней.

Все, что нас окружает, составляет огромную систему, которая работает круглосуточно, каждую секунду. И мы не перестаем удивлятся некоторым явлениям, и как дети радостно реагируем на радугу, на звездопад или на солнечное затмение. Чтобы понимать, как что работает, следует ознакомиться с некоторыми фактами. Именно поэтому мы составили для Вас список самых простых и интересных загадок, которые в простой и доступной форме объясняют некоторые природные явления.

Загадайте ребенку смешные и интересные загадки про природу и природные явления и Вы увидите, как он легко заинтересуется и начнет проявлять интерес к любому явлению, который его окружает. Наши загадки легко развивают кругозор, внимательность и поднимают настроение.

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… ()

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки.
(Облака)

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
(Радуга)

Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь? (Дождь)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это… (Ветер)

Петух - будильник во дворе.
Всех будит рано на... (заре).
Привет он звонкий солнцу шлёт
И кукарекает не зря.
Алеет краем... (небосвод):
Его благодарит... (заря).

В небе чистом от дождя
Светит яркая дуга.
всегда
Семицветка - ... (радуга).

Совы селятся в лесах.
Звёзды светят в... (небесах).

Висит в небе высоко,
Светит ярко, далеко.
Всех увидит, обогреет,
Темноту везде рассеет,
Прыгнет зайчиком в оконце.
Догадались? Это... (солнце).

Этот шар бывает разным:
Утром вверх он поднимается,
Днём он - золотой и яркий,
К ночи снова опускается.
Он осветит всё на свете,
Зайчиком вбежит в оконце.
Летом ярко - жарко светит
Огненное наше... (солнце).

Ночь спустилась на землю,
Темноту привела.
Светят звёзды на небе,
Да мерцает... (луна).

Только ночью в небе светит
То, как серп, а то - кругла,
Наша близкая соседка
Золотистая... (луна).

Ветра нет. Тишина. Одинокий покой.
Грустный вечер кончается и уходит с... (зарёй).

Когда совсем уж поздно,
Нам светят в небе... (звёзды).

Свет у Луны холодный.
Так холодны и... (звёзды).

Осень, осень, грустные деньки,
Льют без перерыва серые... (дожди).

Строитель строит дом.
В грозу грохочет... (гром).

Дождь в окно моё стучится,
Ввысь вонзаются тополя.
Дождь спешит с землёй проститься,
Напоив до отвала... (поля).

И качается лихо
У деревьев листва,
Но по - прежнему тихо
Стоят... (небеса).

Голова тяжела,
Подниматься не хочется.
До чего коротка
Эта звёздная... (ночка)!

Золотая дорожка
По воде пролегла,
Будто фея немножко Своих чар навела.
Это солнышко с неба
Отразилось в реке,
Это лучики... (света)
Засверкали в... (воде).

Набежали тучи злые,
Хлынул дождь, как из ведра,
Капли падают большие,
В лужах пенится... (вода).

Наш аквариум большой
До краёв налит... (водой).

На море в тихую погоду
Больших не встретишь волн нигде.
Подует ветер на свободе,
Запляшут волны по... (воде).

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (Комета)

Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все...
Ответ: солнце

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села (молния)

В окно влезает,
Всё светом заливает.
Не прогонишь ни прутом,
Ни плетью, ни шестом.
Поре прийдёт - Он сам уйдёт. (Солнечный луч)

Загадывайте ребенку наши интересные и увлекательные загадки про природу и прородные явления и следите за тем, как он становится более внимательным и заинтересованным. Поднимите ему настроение и окунитесь в этот сказочный и волшебный мир загадок про природу и наслаждайтесь вместе красотой окружающего мира.

  1. ← Предыдущая Загадки про арбуз
  2. Вы прочитали: