Глава 6. Почерк как объект науки графологии
Графология является наукой, изучающей законы зависимости между почерком и личностью. Мы не будем останавливаться на том, как объясняют физиологи акт письма и связь его с деятельностью мозга. Ограничимся только определением, что письмо есть проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений. Исследованиями физиологов в учении о локализации мозговых функций, клинически подтвержденными, установлен специальный центр письма, находящийся в заднем отделе второй лобной извилины левого полушария головного мозга.
История создается в результате неустанной борьбы человека с природой, и письменность появилась у человека как одно из орудий этой борьбы. Однако переход от первых высеченных на камне письмен-рисунков к современному письму-скорописи потребовал много лет наблюдений и опытов. Более или менее значительное распространение письменность получила только в эпоху Возрождения. Человек, пользуясь письменностью, запечатлевал понятия о многих вещах, но в письме рефлекторно отражались и свойства его психики.
Письменность нельзя рассматривать как совершенно самостоятельное явление, возникшее по воле его изобретателя. Письмо является одним из организационных средств человеческого коллектива, и, следовательно, почерк как форма индивидуального изображения организационного орудия письма не может не содержать в себе всего того латентного, которое заключается в психическом развитии человечества вообще и отдельного индивида в частности.
Артист, изображающий то или иное переживание своего героя, всегда стремится, чтобы его жесты были тождественны с психическим состоянием героя; акт же писания представляет собою не что иное, как в миниатюре сконцентрированный жест при воспроизведении условных знаков-букв. Поэтому жест, необходимый при начертании букв, также должен отражать латентное состояние пишущее го, то есть его скрытые, внутренние переживания и общий колорит его настроения. Явления же, при которых создается индивидуальная форма начертания букв, почерк, вполне поддаются наблюдению и эксперименту. Таким образом, графология имеет все данные, чтобы стать точной наукой. Профессор сравнительной патологии Кильского университета Г. Шнейдемиль, говоря о научных основах графологии, указывает, что поскольку процессы высшей нервной деятельности человека проявляются внешне, то это происходит путем известных волевых актов, конкретизирующихся через движения.
«Психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно и познаем их только через органические движения, - говорит он далее, - если же выражения желания надлежит рассматривать как результат рефлекторного последствия постоянно разыгрывающихся процессов мышления или чувствований, то и через них возможно судить о характерных особенностях человека. Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма». Таким образом, движения, употребляемые при письме, образуют в данном случае особо благоприятное поле действий, так как почерк очень подвижен и тонко реагирует на зарождающиеся в нашем мозгу мысли и чувства, независимо от того, использует ли человек в процессе письма руку или другой приспособленный к письму орган тела.
Существует такой опыт: человек садится на стул, стоящий на засыпанной песком поверхности, и пишет большим пальцем на песке или прикрепленным к пальцу куском мела на горизонтально положенной доске или просто на полу; с первого взгляда легко бросается в глаза тождественность письма, воспроизведенного рукой или ногой. Подобным же образом профессор Прейер исследовал и другие органы: рот, колени, кисть руки, подбородок, голову.
Результат был постоянно один и тот же. Графические образы букв и их сочетаний создаются в мозгу и передаются для выполнения мышцам пишущего аппарата. Замечено, что имеется определенная связь между почерком и рисунком художника, выражающаяся в мягкости или густоте штрихов, степени равномерности нажима, ровности или изломанности линий, простоте или замысловатости рисунков и т. п.
Показательным в этом отношении является почерк (особенно военных) довоенного времени: манерный, аффектированный и щеголеватый. Подобную щеголеватость и примитивное франтовство можно было наблюдать и в поведении, одежде, особой прическе и т. п. Все это объяснялось теми условиями жизни, которые совершенно нивелировали социальное выражение личности и сужали до минимума круг интересов.
Подобным специфическим канцелярским почерком отличались и мелкие служащие, причем чем незначительнее было занимаемое положение, тем украшеннее и манернее был почерк, как будто бы в эту затейливость и фантастичность росчерков автор вкладывал все стремление к какому-либо проявлению личности, ущемленной условиями существования.
В настоящее время это манерное, канцелярское письмо почти совершенно выродилось, как выродился и тот рожденный временем тип «военного писаря».
Я знал одного почтового служащего, достаточно нетребовательного в своих личных привычках. Его детство прошло в военные нее легкие годы, когда учиться не было возможности. Практически вся трудовая биография этого скромного, но активного человека укладывается в должности почтового работника от простого разносчика корреспонденций до начальника отдела международных перевозок.
Его почерк отличался также простотою и естественностью до тех пор, пока он работал простым сотрудником почтового отделения. Но постепенно этот человек стад продвигаться по службе, стал заведующим одним из почтовых отделений. Все это естественно сказалось и на его внешности, поведении, манере общения и, конечно, на почерке. Поскольку ему в интеллектуальном плане не было возможности расти, разве что постигать основы марксизма-ленинизма на политзанятиях, его почерк существенных изменений в плане конструктивности не получил. Вместе с тем он начал украшать свою подпись несуразными штрихами, например свою подпись (фамилия Рассанов), он изображал двумя буквами «р» и «с», но со временем окончание буквы «с» имело удлинение вниз.
Известны противоположные случаи: украшенность письма обычно исчезает во время прохождения военной службы, что легко объясняется условиями казарменной жизни.
У человека с обостренной нервной чувствительностью порывистостью, деятельность которого отличается неравномерностью приложения энергии, также и почерк будет отличаться неравномерностью, геометрической невыдержанностью (в нажиме, который будет распределен неравными по силе мазками, размере букв в одном слове и т. п.)
Поэтому профессор Шнейдемиль в своем труде, посвященном школьному воспитанию («Графология на службе школы»), советует родителям и воспитателям особенно бережно и осторожно относиться к ребенку, почерк которого содержит подобные особенности.
Замечено, что во время беременности почерк женщины также претерпевает определенные изменения (становится наклоннее, неровнее); это не покажется удивительным, если принять во внимание, что женщина обыкновенно в такое время обнаруживает много резко бросающихся в глаза странностей в своем поведении, прихотях, настроениях и даже мышлении. Известный немецкий психиатр Крепелин, например, пишет, что 14 % из общего числа душевных расстройств женщины приходится на различные периоды беременности.
В настоящий момент вообще можно считать твердо установленным факт непременного изменения почерка при всяком расстройстве нервной системы, проявляющегося ранее всех других симптомов болезни. Легкие расстройства письменной речи, указывает известный судебный эксперт Е. Буринский, на которые обычно не обращает никакого внимания сам пишущий, крайне распространены, и едва ли найдется много людей, у которых не наблюдалось это хотя бы временно. Незначительные неправильности кровообращении, в питании мозга неизбежно отражаются в почерке, и если мы этого не замечаем, то только потому, что привыкли вообще не следить за своим почерком. Первые признаки усталости также отражаются в почерке, который становится крупнее; при сильной утомленности появляется дрожание в волосяных штрихах букв. Отсюда видно, какую роль может сыграть графология в вопросах гигиены умственного и физического труда.
Равным образом влияют на почерк и временные нарушения деятельности мозга, вызванные различными состояниями наркотического возбуждения (см. «Патологические явления в почерке»).
Современными исследователями установлено, что каждая профессия характеризуется определенным комплексом признаков, выявляющих собою отличительные стороны данной профессии. Так, например, военная профессия требует присутствия в характере выносливости, самообладания, решительности и находчивости. Таким образом, молодые люди, в почерке которых имеются признаки, указывающие на подобные свойства характера, безусловно, будут более пригодны для этой профессии, чем те, почерк которых указывает на нее решительность, неуравновешенность, нетерпеливость и т. п.
«Прежде всего, не подлежит никакому сомнению, что различные профессии в различной степени затрагивают те или иные основные способности и склонности человека, - указывает известный русский характеролог А.Ф. Лазурский. «Никто не станет отрицать, - говорит он далее, - что профессия ученого значительно больше требует способности к систематическому, последовательному, логическому мышлению, нежели профессия композитора или дирижера оркестра; точно так же несомненно, что авиатор должен обладать большей смелостью, решительностью и самообладанием, чем мелкий торговец, все время проводящий за своим прилавком.»
Характер почерка, как правило, учитывается при подборе кадров, а также при прогнозировании будущей специальности.
Долголетнее занятие определенной профессией естественно отражается и на почерке. Например, безусловно, имеют нечто общее почерки врачей на рецептах. Образность представлений, творческая фантазия, присущая людям художественного склада (художникам, поэтам), выражается, например, в известной стилизации, фигурности рисунков букв, часто типографичности заглавных букв. Математики настолько привыкают к писанию формул и цифр, что в их почерке некоторые буквы совершенно напоминают алгебраические и т. п. знаки. Также у лиц, занимающихся цифровым трудом, некоторые буквы бывают поразительно похожи на цифры.
Накладывают отпечаток на почерк и занятия письменным трудом, хотя необходимо в данном случае подразделять этот труд на две основных группы: механический и творческий. При первом буквы будут очень ясны, почерк будет весьма близок к каллиграфическому, заглавные буквы часто будут снабжены специфическими «канцелярскими» завитками; второй же чаще всего неразборчив, в отдельных деталях даже некрасив, но образует одно гармоническое целое благодаря легкости, быстроте и свободности, с которыми он исполнен (почерк ученых, литераторов).
Однако следует подчеркнуть, что графология не позволяет по почерку определить точно род занятий испытуемого. Она может быть только определенным ориентиром в плане векторного определения рода занятий человека.
История графологии
Слово «графология» впервые появилось в 1871 г. в сочинениях французского аббата Ипполита Мишона. В 1879 г. аббат начал изда-вать журнал «Графология», а затем организовал и первое графологи-ческое общество, которое в настоящее время носит его имя. Однако первый известный истории трактат по исследованию почерка принад-лежит перу итальянца Камилло Бальдо, жившего в Болонье и издав-шего в 1622 г. свой труд «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего». Эпиграфом к своему сочинению Бальдо взял пословицу «по когтям узнают льва». К сожалению, книга Бальдо не получила широкого распространения. Объяснение тому простое: в те времена мало кто мог свободно пи-сать. И только на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков графо-логия становится модным явлением светских салонов: таинственность графологического заключения казалась сродни магизму, будоражив-шему в те времена многие умы. Но сама идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит еще к античности. Да, именно Аристотель утверждал, что почерк отражает характер пишущего. В эпоху Возрождения, когда письменность стала достоянием достаточно широких слоев общества, графология явилась предметом серьезного обсуждения, свидетельством чему служит, к примеру, трактат итальянца Бальдо о том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего.
К теме определения характера по почерку обращались Лейбниц, Гете, Лафатер. Исследования аббата Мишона, начатые в середине XIX века, дали толчок появлению нескольких направлений в графологии.
И все же необходимо признать, что предположения о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило к настоящему времени убедительного научного подтверждения, как не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и с якобы соответствующими им чертами характера, особенностями биографии и т.д.
Однако даже поверхностный анализ данных, накопленных исследователями почерка, позволяет сделать вывод о чрезвычайно широких перспективах работы психологов в данной области, что в немалой степени диктуется необходимостью разработки и усовершенствования тех методов диагностики психологических особенностей человека, которые не требуют значительных затрат и сложного инструментария.
Следует отметить, что показатели большинства признаков почерка значительно варьируют по величине в общем объеме рукописного текста, поэтому при рассмотрении признаков оценивались их преобладающие, а не абсолютные значения. Кроме того, обнаруженные на промежуточных этапах исследования корреляционные связи между отдельными признаками письма свидетельствуют о существовании согласованной и стройной системы таких признаков, отличающейся относительной устойчивостью для каждого пишущего. Целесообразно ли продолжение исследовательской работы в данном направлении? В этой связи существует мнение о том, что индивидуальные черты личности человека не могут не отпечататься в его почерке, но записаны эти черты такими кодами, каких современная наука пока еще не в состоянии расшифровать и прочитать. Возможно, что одним из потенциальных путей решения проблемы психологической диагностики по результатам анализа почерка может стать использование методологии системного подхода в совокупности с набором прошедших всестороннюю проверку психодиагностических методик.
Наиболее авторитетная из энциклопедий — Британская (1978 года) — так характеризует графологию: «Графология изучает отражение личности в почерке. Опирается на богатую статистику, устанавливающую связь между особенностями почерка и чертами характера. Эта связь обусловлена тем, что моторные движения руки, образующие почерк, управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем».
Академический словарь «Русского языка» утверждает, что ГРАФОЛОГИЯ — это изучение почерка с целью определения психического склада и способностей человека. В настоящее время методика интерпретации почерка получила достаточное распространение за рубежом. Исследования показали, что анализ почерка позволяет частично характеризовать некоторые психологические особенности личности. В частности, это позволило Верховному суду США в 1978 году признать законным использование графологии при приеме на работу. Таким образом, распознавание почерка, которое раньше называлось графологией, очищенное от мистического налета древности, успешно используется в современной психологической диагностике и позволяет определять некоторые особенности поведения, характера, наклонностей пишущего. Такое обследование имеет значительные преимущества перед другими методиками: оно не требует особых условий проведения и доступно абсолютно для каждого умеющего писать.
Развитие психиатрии и психологии в преддверии психоанализа только подкинуло дровишек в костер графологии - она становится одним из методов в этих науках и в то же время продолжает разви-ваться самостоятельно. Широкое применение по распознаванию почерка происходит в космической медицине. Анализ записей, сделанных космонавтами в условиях орбитальных космических полетов, используется специалистами для оценки функционального состояния центральной нервной системы космонавтов, их адаптационных способностей в целом.
В криминалистике распознавание почерка используется не только для идентификации личности (почерк каждого человека индивидуален, как индивидуально его бессознательное), но и для оценки состояния пишущего, как-то: нервное напряжение, психическое расстройство, травма, алкогольное опьянение. Книга известнейшего русского графолога Зу-ева-Инсарова «Почерк и личность», неоднократно переиздававшая-ся в 20-е годы уже прошедшего столетия в России, - тому яркое под-тверждение. Сам же графолог, увы, советской графологической шко-лы так и не создал. После 1935-го он, что называется, канул в лету... Последнее упоминание о нем в книге А. Рыбакова «Дети Арбата»: ни-щий старик, зарабатывающий на жизнь своим искусством под сте-нами ресторана «Метрополь». В 1936-м в Советском Союзе начался тотальный разгром всех психодиагностических и педагогических ин-новационных лабораторий. Как итог - прочно укрепившееся со вре-мен «лысенковщины» мнение, что графология - это «лженаучная те-ория о возможности на основе изучения почерка судить о психичес-ких особенностях человека и даже о его внешности» (Энциклопеди-ческий словарь, 1953 г.). Может быть, потому-то графология до сего Дня так и не вышла из подполья, став ремеслом одиночек.
На Западе графологии повезло больше: она приносит и научную,практическую пользу людям. Кроме Франции, графология получила развитие во многих странах и особенно в Германии, Голландии, Из-раиле и США. В Голландии имеются две профессорские кафедры (в университетах Лейдена и Утрехта) и два графологических общества (в Амстердаме и Гааге). В США создан Институт почерка (Нью-Йорк), а также Американское графологическое общество.
В свое время в газете «За рубежом» были напечатаны выдержки из графологического анализа почерка... Саддама Хусейна, проделан-ного графологами по заказу администрации Буша. Их ответ гласил: «Этого человека остановит только сила, поскольку любую попытку договориться он воспринимает как слабость». До начала военных дей-ствий оставалось более полугода. В Израиле графологический метод - один из обязательных методов тестирования при обучении и про-хождении государственной службы. Впрочем, многие фирмы во всем мире пользуются услугами графологов так же часто, как и услугами консультантов по персоналу.
Нужно понимать, что человек не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее в процессе социализации и учения. На первых порах каждую букву вырисовывают. Однако со временем этот процесс становится чисто автоматическим. В процессе письма (если, конечно, вы не стараетесь специально изменить свой почерк) вы не задумываетесь о том, КАК вы пишете. Ваши мысли направлены на то, ЧТО вы пишете. Так что собственно процессом письма управляет подсознание. Следовательно, вполне естественно, что между почерком и психическим (физическим) состоянием человека существует определенная зависимость. Каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Естественно, многое зависит от того, где и когда обучался человек, в каком окружении он жил, наконец, от физического состояния его рук. Но наиболее сильные эмоциональные переживания, душевные болезни и мощные влияния окружающей среды оседают в подсознании и влекут за собой характерные изменения в движениях рук. Сознание «выражает себя» через устную речь, подсознание может «выражать себя» и через почерк. Современная клиническая медицина накопила богатейший материал об изменении почерка при ряде заболеваний.
Вопрос о формах, методах и самой технологии работы для практического психолога всегда был актуальным. В ряду методов современной психодиагностики недостаточно полно раскрыты возможности графических методов, причем особый интерес в плане применения указанных методов в диагностике представляет психологический анализ письма как специфической формы графической деятельности. К настоящему времени установлено, что при общих характеристиках письменности в конкретном рукописном тексте всегда сохраняется человеческая индивидуальность с ее своеобразием, специфичностью техники письма, то есть почерком, который открывает для исследователя характерные особенности исполнителя рукописи. Впрочем, общепризнанный факт существования индивидуального стиля исполнения рукописи не позволяет однозначно утверждать, что особенности почерка связаны с конкретными психологическими особенностями пишущего, с определенными уровнями психики.
Через разные реалии его повседневной жизни был всегда, с того самого момента, как у людей появилась потребность в тесном общении друг с другом. Графология - это наука, в поле зрения которой связь между почерком человека и чертами его характера. При всей своей специфичности, использование основ графологии становится все более и более распространенным. Интерес к графологии затронул и нас. Разберемся же, что это за наука, которая может поведать тайны человека всего лишь по его почерку или коротенькой росписи.
Из античных веков
Упоминания о первых попытках выяснить особенности личности человека по почерку приписываются временам Нерона и Конфуция. Последний в одном из письменных памятников той эпохи заявлял, что может точно сказать, какой человек «великодушен», а какой «вульгарен», взглянув на их почерки.
Древнеримский писатель Светоний внес свой вклад в историю зарождения графологии тем, что охарактеризовал почерк императора Августа, своего современника.
Возникновение современной графологии
В начале XVII века в Италии вышла первая книга по графологии. Ее автором стал профессор Камилло Бальде. К сожалению, тот труд не стал популярным.
В XVIII веке изучение вопросов, которые рассматривает нынешняя графология (почерк и характер), велось в Цюрихе, но только как дополнение к вопросам физиогномики. В то время пастор Лафатер, автор физиогномических исследований, дал название «графических портретов» знакам письма, по которым определяются те или иные стороны характера.
1872 год для современной графологии является знаменательным: тогда появилась книга «Система графологии» аббата Жана-Ипполита Мишона. Его считают родоначальником графологии как науки. Он же впервые применил термин «графология», значение которого говорит о том, что он имеет греческие корни ("пишу"+"наука").
Аббат Мишон сделал для графологии на тот момент больше всех прочих исследователей: он систематизировал знания, популяризировал новую науку.
Применять на практике принципы, сформулированные Мишоном, было просто, поскольку объектом изучения были отдельные достаточно простые детали: наклоны, штрихи, строки и т.п. Сегодня такие принципы показались бы слишком упрощенными и неточными, однако некоторые из них все же считаются правильными и по сей день.
Связь почерка и характера
Графология тесно связана с психологическими исследованиями. И естественно, что были попытки посредством психологии и психиатрии проверить надежность данных, которые можно узнать из почерка человека.
Исследования показали, что распознавание почерка может действительно частично охарактеризовать наклонности, состояние здоровья человека, поведение. Подтвердили это еще в прошлом веке и данные развивающихся тогда психиатрии и психологии. Это принесло особый статус С тех пор, в США, например, графология - это законный метод отбора людей на работу.
Что можно узнать при помощи графологии
Поможет узнать умственные способности человека, его самооценку, силу воли и многие другие аспекты личности. Фактически применение графологического анализа очень близко к полной психодиагностике личности.
Из почерка можно извлечь ту информацию, которая находится лишь в подсознании человека. Таким образом, графология - это мощный инструмент самопознания.
Если несколько обобщить, то с помощью почерка можно узнать как врожденные, так и приобретенные, трудности, присутствующие в его жизни на момент написания образца, состояние здоровья. Последнее очень тесно связано с почерком: доказано, что малейшее изменение в самочувствии и здоровье отражается на написании.
Однако изучение почерка не даст исчерпывающей информации о жизни человека. Так, во многих случаях невозможно сказать, кем он работает, есть ли у него любовные связи, дети, любит ли он кошек или собак.
Изучение почерка
В изучении почерка внимание обращают на различные характеристики записей. Так, основные критерии, по которым характеризуют образец почерка, - размер букв, нажим, толщина линий, связки между буквами, наличие или отсутствие полей, расстояние между словами, округлость или угловатость букв, направление строчек.
Кроме того, особенное внимание уделяется написанию отдельных букв. Прежде всего, это буква «р», дающая информацию об агрессивности человека, написавшего ее. Оценивается характер начертания черты в букве (ее длина, наклон).
При получении образца для анализа важно, чтобы человек писал на не расчерченном листке. Это нужно для того, чтобы проявились все особенности его почерка, в частности направление строк.
Изучение подписей
Помимо образцов написанных текстов, в поле изучения такой науки, как графология - характер по подписи. Оказывается, что и в такой короткой надписи может крыться важная информация.
При оценке подписей в графологии учитываются следующие критерии: направленность подписи (вверх, вниз или прямо), длина, характер букв, особенности начала и конца подписи, связки между символами, нажим, острота или округлость букв, наличие или отсутствие украшающих элементов, точек, цифр. Специалисты оценивают подпись еще по многим другим критериям, если уже полученной информации оказывается недостаточно.
Применение графологии сегодня
В наше время специалисты разных отраслей, включающих в себя работу с людьми, открыли для себя, что графология - это прекрасный инструмент, помощник в подборе людей с нужными для работы качествами. Поэтому многие компании подбирают сотрудников, прибегая к графологическому анализу. Также этот метод применяется для отбора надежных людей в правозащитные органы.
Германия отличилась тем, что там становятся популярными визиты невесты и жениха к графологу с тем, чтобы он помог определиться, подходят ли они для совместной жизни.
Космическая медицина также взяла графологию на вооружение. Специалисты анализируют записи космонавтов для того, чтобы по переменам в почерке узнать о состоянии ЦНС людей в условиях космоса.
Медицина использует графологический анализ для выявления некоторых болезней, симптомы которых проявляются в почерке.
Широко известен факт применения графологической экспертизы в криминалистике.
Не так давно появилось направление графологии, изучающее образцы почерка, полученные у человека под гипнозом. Были получены интересные сведения о том, что если внушить испытуемому, что ему 6 лет, его почерк становился таким, каким был в том возрасте.
Выводы
В статье мы привели некоторые данные о том, что это за интересная современная наука - графология, примеры использования которой в разных областях знаний поражают. Мы выяснили, что с ее помощью можно узнавать о таких человеческих качествах, которые иным способом могли бы никогда не открыться.
Основы графологии с большой вероятностью помогут узнать, левша человек или правша, эмоционален он или сдержан, черств или добр. Однако по почерку невозможно определить, состоял ли человек в браке, есть ли у него домашние животные и тому подобные факты.
Значение подписи в графологии является важным аспектом, который составляет отдельный раздел науки, не менее интересный, нежели остальные.
Также мы обозначили, что не нужно опираться на данные графологического анализа как на беспрекословную истину, потому как они никогда не дают на 100% верного результата. Скорее, графологию в общении с людьми стоит использовать для того, чтобы убедиться в чем-либо или уточнить какие-то особенности характера.
Графология
Графология
|МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ |
|ФЕДЕРАЦИИ |
|Тюменский государственный нефтегазовый |
|университет |
|Кафедра ОПиВЭД |
|Реферат |
|по курсу «Управление персоналом» |
|на тему |
|«Графология» |
|Выполнил: студент |
|группы ВЭД - 95 - 1 |
|Иванов О. Д. |
|Проверил: к. э. н., доцент |
|Антонова И. В. |
ВВЕДЕНИЕ
Графология – это интересный и ценный способ, позволяющий понять
самого себя и познать природу других людей. В странах Европы графология
давно применяется в тестировании конкретного человека, направленном на
познание черт его характера, с недавнего времени она получила официальное
признание в США, где быстро завоевывает признание.
В данный момент многие фирмы нанимают графологов, с помощью которых
проверяют кандидатов на работу. Молодые люди обращаются к профессиональным
графологам, когда они не уверены, куда им лучше направить свои
способности и таланты. К ним обращаются родители, которые пытаются понять
Почему их сын предпочитает играть в бейсбол, вместо того, чтобы учиться
на врача. К графологам обращаются дети, пытающиеся получить
«доверительную информацию» о характере своих родителей. Причин для того,
чтобы обратиться к анализу почерка столько же, сколько существует личных
проблем у человека.
Одно из новых и самых важных направлений в исследовании почерка стало
использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. При
внушении взрослым людям того, что они – в детском возрасте, их почерк
менялся, что давало возможность проанализировать изменение почерка в
течение всей жизни, и, как следствие, проследить развитие человека от
детского до взрослого состояния.
Другие интересные эксперименты связаны с обнаружением специфических
болезней, которые проявляются в характере почерка. Эти тесты проводятся
профессиональными графологами в сотрудничестве с больницами. Хотя пока эти
исследования находятся на стадии эксперимента, страховые компании
отнеслись к ним достаточно серьезно и оказывают графологам существенную
финансовую поддержку.
Однако графология – не панацея от всех бед и не чудо. Графолог не в
состоянии изменит характеры людей, их задача сводится лишь к тому, чтобы
проанализировать основные черты почерка таким образом, чтобы человек понял
свои способности и сумел ими воспользоваться наилучшим образом, постарался
приспособить свою личность к личностям других людей с тем, чтобы извлечь
наибольшую пользу в любой из сфер человеческих отношений: личные отношения
Социальные, учеба, деловая жизнь.
Способность анализировать почерк также не является даром, с которым
рождается человек. Графология основана на определенных правилах, которые
должны четко соблюдаться для того, чтобы прийти к разумным выводам.
1. Истоки графологии.
Изучая происхождение и развитие анализа почерка, писанная история
свидетельствует о том, что графология в том виде, в каком мы ее знаем
сейчас, возникла не более трех столетий назад. В то же время существует
много упоминаний об этом предмете во многих древних документах. Так, в
письме императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому, что
его почерк показывает, что у него – предательская натура». В трудах
Конфуция сказано: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение
тростника, колеблемого ветром» .
Первая известная ныне книга, специально посвященная графологии,
вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло
Бальдо. Его длинное название гласило « Tratto come una letra si cognoscano
la natura e qualita del scrittore» , то есть «Как узнать природу и качества
человека, взглянув на букву, которую он написал» . В свое время книга
произвела определенное впечатление на читающую публику, но не более, так
как в то время люди считали, что для того чтобы понять характер человека
по почерку, необходимо обладать даром ясновидения или интуиции.
Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции, когда
ученый церковник аббат Фландрэн заинтересовался книгой Бальдо. Аббат решил
Что она заслуживает серьезного обсуждения и анализа. Он создал группу,
участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей
Отличающихся друг от друга по интересам и по роду занятий. Участники
исследования выработали правила, которые легли в основу современного
анализа почерков. Для того, чтобы окрестить новую науку аббат использовал
два греческих слова – «графо» (писать) и «ологи» (наука) . Так и родилось
имя новой науки - графология.
Ученик Фландрэна аббат Мишон более интенсивно развил графологические
исследования и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу «
Система графологии» . Так впервые было употреблено слово « графология» .
Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях
Крепье - Жамэна, в которых были применены более четкие методы
классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка.
Графологией заинтересовались в Германии, затем в Англии, где многие
интеллектуалы посвятили немало времени совершенствованию анализа почерка.
Графологами - любителями были премьер - министр Англии Дизраэли и
американский писатель Эдгар Аллен По.
В начале ХХ века доктор Людвиг Клагес (Германия) предпринял крупную
научную работу по определению и обоснованию принципов графологии, методов
ее применения и ее интерпретации. Современные исследователи почерка
считают доктора Клагеса отцом современной графологии.
С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В
Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное
место в работе психолога и психиатра. Она включена в учебные программы по
психологии в университетах многих европейских стран.
2. Возможности анализа почерка.
Если говорить вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает
внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.
Почерки людей столь же различны, как и их индивидуальные качества, как их
отпечатки пальцев.
У анализа почерка существуют определенные пределы возможностей.
Во – первых, невозможно сказать, принадлежит ли почерк мужчине или
которое на первый взгляд написал мужчина, может оказаться милая бабуся,
обладающая сильной и агрессивной натурой. Часто мелкие буквы с легким
нажимом, которые по видимости писала женщина, на самом деле были
начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности.
Графолог не может определить пол писавшего.
Во – вторых, почерк не показывает и возраст автора письма. Может
показаться, что почерк подростка принадлежит лицу более старших лет,
потому, что ум подростка зрел не по возрасту, а письмо старого человека
может выглядеть ребяческим, потому, что у него сохранился юношеский задор
Поэтому письмо раскрывает умственный, а не хронологический возраст.
Разумеется также, что графолог не сможет дать ответ на вопрос женат
ли человек или холост, так как брак не изменяет основных черт характера.
Следовательно, по почерку невозможно определить, есть ли у автора письма
дети или нет.
Нельзя по почерку узнать род работы, характер занятия или увлечения
того или иного лица, так как многие люди занимаются делами, для которых
они изначально не подходят, но успешно справляются с ними благодаря своему
уму или способности приспосабливаться к различным обстоятельствам или по
необходимости.
В то же время почерк может открыть наличие состязательного духа,
способность ясно мыслить, четко действовать, проявлять упорство в
достижении цели, присутствие финансовой расчетливости, а также других
качеств, которые помогают человеку преуспеть.
По почерку невозможно догадаться, принадлежат ли люди к одной и той
же семье, потому, что почерки не обладают семейным сходством. Даже в том
случае, если люди похожи до такой степени, что их собственные родители с
трудом могут отличать их друг от друга, их почерки могут показать наличие
совершенно разных черт.
Итак, как уже было сказан, чрезвычайно важно иметь в виду, что
анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека.
Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях и
темпераменте, что позволит ему направлять свои действия. Каким образом он
использует знание о чертах своей личности для того, чтобы определить свою
жизнь в будущем, не входит в компетенцию графолога. Все, что может
сделать графолог – это указать на наличие сильных и слабых сторон
испытуемого, а последний может воспользоваться информацией для того,
чтобы всемерно укрепить свои достоинства и свести к минимуму свои
недостатки.
3. Национальные особенности почерка.
Несмотря на то, что почти в каждой стране Западного мира люди пишут
Используя буквы латинского алфавита, нетрудно увидеть различия в
написании букв, которые используют люди различных стран.
Испанцы обычно пишут заглавные буквы вычурно и с завитушками, что
показывает их гордую и романтическую натуру. Французы пишут гораздо мельче
И их почерки отражают более логичный подход к жизни. Итальянское письмо
с его простыми маленькими буквами и грациозными большими буквами отражает
чувство ритма и изящества. Русская эмоциональная, общительная природа
отражается в размашистом, крупном почерке. Немецкий почерк более угловат
и тщателен, чем у других народов. У англичан почерк сдержан, прост, без
росчерков и завитушек.
Конечно, эти черты почерка отражают лишь наиболее типичные
проявления национальных характеров. Люди одной нации пишут разными
почерками, отражая свои различия в индивидуальностях.
Американский почерк – свободный и размашистый. Он представляет собой
сочетание многих национальных традиций, потому что в этой молодой стране
еще не до конца сложился национальный стиль почерка.
Письмо в Китае и Японии, арабское письмо и иврит, а также другие
виды письменности принципиальным образом отличаются от латинской. Однако
графолог может без особого труда сделать соответствующий анализ. В этих
случаях будут приниматься во внимание размеры букв, нажим, поля и другие
характеристики письма. Китайское и японское письмо не является почерком в
нашем смысле этого слова. Однако ученые Китая и Японии утверждают, что
они могут анализировать характер человека, исследуя те слова – картинки,
которые китайцы и японцы изображают на бумаге.
В то же время, хотя у почерков существуют определенные национальные
особенности, графолог не может сказать: «Вы родились в Англии, или во
Франции, или в Германии» , лишь взглянув на образец почерка. Автор письма
мог быть рожден в одной из этих стран, но еще в детстве переехать в США,
где его научили писать в американской школе, и поэтому его почерк носит
американские черты. Таким образом, по почерку можно будет скорее узнать
страну, в которой обучался писать человек или национальность его учителя,
который занимался обучением письму, но не страну рождения
Несмотря на наличие у почерка национальных особенностей, это не
влияет на характер анализа. Правда, делается скидка на крайности:
угловатость германского почерка, мелкость и вертикальность английского и
т. д. В целом же, графолог осуществляет анализ так, чтобы вариации не
стали препятствием в достижении результатов.
4. Как проводить анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой
бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать
что – либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что
приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.
Желательно получить и подпись человека, потому что подпись
отличается от остального текста.
Помимо образца почерка, полученного непосредственно для анализа,
желательно наличие образчика письма, подготовленного ранее, когда
испытуемый не знал о том, что будет проводиться анализ его почерка.
Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек,
обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже
не прилагает сознательные усилия для того, чтобы покрасивее выводить
буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Анализ почерка осуществляется одинаково вне зависимости от пола
писавшего.
Для того, чтобы получше, с максимальной тщательностью рассмотреть
черточки и крючки, которые часто появляются перед началом буквы или в ее
Следует подчеркнуть, что ни одна черта не имеет абсолютного значения
На основе которой следует исследовать каждый почерк. Различные черты
характера, проявившиеся в почерке должны рассматриваться индивидуально,
прежде чем будет подведен окончательный итог. Допустим, написание одной
буквы может свидетельствовать о склонности человека к промедлению. Однако
Рассматривая весь образец почерка мы можем увидеть, что человек написал
эту же букву по – другому или же в его письме есть другие признаки,
которые не позволяют утверждать о медлительности. В этом случае одиночный
показатель, который не подтвержден другими данными, можно игнорировать.
Опытный профессиональный графолог быстро улавливает различные
вариации и сопоставляет различные признаки, достигая правильного решения.
Часто противники графологии приводят в качестве довода о
несостоятельности этой науки то, что в школе всех обучают писать одинаково
Однако тут стоит заметить, что люди в дальнейшем не сохраняют это
единообразие. По прошествии короткого времени большинство учеников
начинают писать различно и таким образом проявляют индивидуальные черты
характера и ума. Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают
соответствующие изменения и в написании букв.
Приводятся и замечания о том, что люди одной профессии не пишут
одинаково. Ответ здесь таков: «Работа не формирует характер. Учитель
может быть щедрым и скупым, скромным и агрессивным, но это вовсе не
означает, что он не подходит для преподавательской работы. У врача может
быть чувство юмора или он может быть серьезным, он может быть романтиком
или рационалистом, но из этого не следует, что он не может быть хорошим
Можно услышать и высказывания о том, что письмо – это просто работа
мышц и мускулов. Но это не так. Почерк – это внешнее проявление ума и
других сторон личности. Если бы почерк был лишь результатом работы мышц и
мускулов, он бы не раскрывал человеческих эмоций. Бывали случаи, когда
человек повредил свою правую руку, и ему приходилось обучиться писать
левой рукой. Хотя на первый взгляд слова, написанные левой рукой
отличаются от тех, что написаны правой, открываются все те же основные
черты, которые очевидны в написании слов левой рукой. Люди, которые
потеряли обе руки, обучаются использованию ног для письма, и даже в этих
случаях проявляются те же закономерности характера.
Надо заметить, что нельзя давать определенный ответ на вопрос: «Это
– хороший или плохой почерк?» . Графолог анализирует характер, но не
выносит суждений относительно него. Каждый почерк является индивидуальным
для аналитика, и его дело указать благоприятные и слабые черты личности,
проявляющиеся в почерке, а не выносить суждения. Можно сказать, что в
каждом почерке есть своя доля плохих и хороших черт, но то, что для
одного может быть достоинством, для другого может явиться недостатком или
слабостью.
5. АНАЛИЗ ПОЧЕРКА.
5.1 Кто правит: ум или сердце?
Наклон в почерке – вправо, влево, или отсутствие какого – либо
наклона, --- все это важно для графолога. Степень привязанности и
способности их выражать измеряются «шкалой эмоций» . Опытному графологу,
натренировавшему свой глаз, изучая почерки, не надо производить измерений
и он сразу же может определить величину наклона.
А. Это самый обычный наклон в почерке. Он раскрывает теплую,
дружелюбную натуру. Так пишет человек, который открыто выражает свои
чувства. Однако это – не очень импульсивная натура, и такой человек может
держать свои эмоции под контролем. Человек, который пишет с таким
наклоном, может ладить с другими людьми, потому, что в его характере
существует искренняя тяга к общению, и он не будет счастлив, если будет
долго находиться в одиночестве.
Когда такой человек влюблен, он не любит скрывать свои чувства, и он
хочет, чтобы предмет его чувств отвечал ему взаимностью. Когда человек с
наклоном «А» женится или выходит замуж, он (она) не желает сидеть дома у
домашнего очага, а получает удовольствие от общественной жизни вне дома и
любит принимать у себя дома своих друзей.
Б. Здесь проявляются более крайние черты. В то время, как такой
наклон показывает наличие привязанности и желание выставить напоказ свои
чувства, эти черты носят более ярко выраженный характер, чем при наклоне
«А» . Наклон «Б» отражает большую энергию и энтузиазм в восприятии новых
идей. Здесь романтические импульсы более горячи. Если человек, пишущий
таким почерком, влюбляется, то он «влюбляется по уши» , «влюбляется с
первого взгляда» . Он может быть очень уязвлен, если тот, кого он любит,
обращает внимание на кого – нибудь кроме него. Наклон «Б» отражает
тенденцию к собственническому началу в любви. Разумеется, одиночество
противопоказано для этих людей. Они постоянно нуждаются в активности. Они
постоянно хотят встречаться с новыми людьми.
Когда влюбляется человек, пишущий с наклоном «Б» , надо отдавать себе
отчет в том, что он нуждается в ярком и интересном окружении. Такая
романтическая и эмоциональная натура нуждается в том, чтобы ее постоянно
питали взаимное восхищение, а, возможно, и лесть в умеренных дозах.
В. Когда пишут с наклоном назад, это является признаком того, что
интеллект контролирует эмоции. Если Вы хотите завоевать сердце любого
человека, который пишет с наклоном назад, то знайте: путь к этому сердцу
лежит через его голову. Такой человек способен полюбить, но только в том
случае, если он получит разрешение ума. Поэтому для такого человека
характерны внешние проявления чувств, а энтузиазм сдерживается.
Следует высказать одно предупреждение для тех, кто анализирует почерк
с наклоном «В»: если Вы видите такой почерк у очень молодых людей,
спросите их, всегда ли они так писали, и когда изменили свой почерк от
наклона вправо к наклону влево. В возрасте наступает определенная стадия
развития, когда молодые люди чувствуют, что они стали уже достаточно
взрослыми и умудренными, чтобы возвыситься над чувствами. Они считают
себя глубокими интеллектуалами и, по их мнению, они находятся намного
выше таких «заземленных» как дела сердечные. Но они выдают свой характер
почерком, который остается юным, с характерными для этого возраста
большими и круглыми формами букв.
Г. Те же черты контроля ума над сердцем, что присутствуют в наклоне
«В» , проявляются и здесь. Однако в данном случае подавление чувств более
ярко выражено. Интересно, что человек, пишущий с наклоном «Г» , может
быть столь же эмоционален, как и человек, который пишет с наклоном «Б».
Но в то время, как пишущий с резким наклоном вправо («Б») открыто
проявляет свои эмоции, человек, пишущий с наклоном влево («Г») --- крайне
сдержан в проявлении своих сердечных чувств. Наклон «Г» также показывает
тенденцию к скрытности. Такой человек производит впечатление холодности и
сдержанности, хотя под этим внешним покровом может бушевать буря эмоций.
Д. Когда почерк является вертикальным и нет наклона ни вправо, ни
влево, существует равновесие между умом и сердцем. Манера такого человека
– сдержанна. Такой человек хочет разумно взвесить вещи, и он не подвержен
неустойчивым чувствам и случайным движениям ума. Когда человек, пишущий
вертикально, влюбляется, нельзя ожидать от него мгновенного выражения
своих эмоций. Привязанности могут быть не выражены явно; чувства могут
быть раскрыты через проявления преданности, каждодневные знаки доброго
отношения. Партнер по браку, который пишет вертикально, может в равной
степени принимать и радости, и каждодневные заботы домашней жизни и
принимать их со спокойствием, которое показывает, что ум и сердце
уживаются в гармонии. Ни голова, ни сердце не бунтуют против друг друга.
Попадаются и почерки, которые не соответствуют ни одному из выше
приведенных вариантов, а представляют собой сочетание букв, которые
написаны с наклоном вправо, влево и вертикально. Бывает так, что целая
строка написана с наклоном влево, а следующая – с наклоном вправо. Часто
каждое слово меняет свой наклон. Подобный почерк свидетельствует о том,
в смене наклонов. В этом случае интеллект и эмоции находятся в конфликте:
ум желает одного, а сердце – другого, осторожность борется с
импульсивностью. По этой причине люди, у которых наклон меняется,
отличаются непостоянством и придирчивы к мелочам. Это объясняется не их
доброй волей, а тем, что они являются жертвами неконтролируемых эмоций.
Как правило те, ко пишут таким почерком, редко бывают одинаковыми в
течение хотя бы пары дней и порой бывают оригинальными натурами и
интересными людьми.
Может получиться, что почерк наклоняется в одну сторону, но при
ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что буква с петлей (такие как
«в» «д» «з» «у» «ц» «щ») наклонена в другую сторону. Например, слово
наклонено вправо, а буква с петлей написана с наклоном влево. Это
свидетельствует о том, что человек проявляет нерешительность, стоит ли
ему встречать новых людей и принимать новые идеи.
Так же, как и в отношении других моментов графологии, по одному
наклону нельзя окончательно определить степень эмоциональности и
самоконтроля. Наклон почерка необходимо сопоставить с другими показателями
Во всех случаях, когда люди, находящиеся в тесных контактах друг с
другом, не находят общей почвы, графолог может сыграть важную роль. Он
подскажет, кто находится под властью сердца, кем управляет холодная
голова, а кто удерживает равновесие между тем и другим. Если же участники
коллектива поймут основы своих характеров, они смогут добиться создания
гармоничных отношений.
5.2 Оптимизм или пессимизм?
Для максимально верного анализа необходимо чтобы исследуемый текст был
написан на не разлинованной бумаге, и чтобы пишущий сам соблюдал
направление строки. Когда пишут на линованной бумаге, нет возможности
определить, есть ли у почерка склонность «взбираться в гору» , «идти под
горку» или же прыгать в разные стороны.
Почерк, который не отклоняется от воображаемой прямой линии, а идет
по прямой, принадлежит человеку, которого не так легко расстроить мелкими
событиями или заявлениями других люде. Такой человек тщательно обдумывает
свои мысли и поступки и удерживает свои настроения под контролем.
Однако, если линии строк отклоняются от прямой, как это показано на
рисунке, то это позволяет сделать ряд выводов:
1. Если линия почерка поднимается вверх, это – признак оптимизма.
Такой человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду и обычно
является довольно амбициозным, стремясь продвинуться вперед. Люди
У которых строки убегают вверх, являются доброжелательными
товарищами, они хорошо приспосабливаются к окружающей обстановке.
Если строка взбегает вверх под большим углом, то пишущий –
неисправимый оптимист, сужения которого часто бывают ошибочными
из-за того, что он ходит по земле высоко задрав голову, и не
замечает реальной окружающей обстановки. Тем не менее этот человек
по – своему счастлив.
2. Противоположным примером является строка, которая все время
опускается вниз. Пессимист не выражает энтузиазма и не возлагает
больших надежд на новые идеи. Он склонен проявлять скепсис, когда
сталкивается с ними. Если спуск строки вниз не столь ярко выражен,
то возможно, что пессимизм представляет собой лишь смесь
осторожности и критичности, а такая черта характера не является
плохой. Резкий спуск строки вниз – это признак убежденного
пессимиста, которого нелегко вывести из упаднического настроения.
Графолог должен проявлять осторожность в общении с пессимистом и не
слишком откровенно ставить диагноз «пессимизма» . Не исключено, что
это лишь временное состояние человека. Хорошо бы просмотреть
образцы почерков «пессимиста» , сделанные за некоторое время до
данного анализа, и обратить внимание на то, не шла ли строка прямо
А, может быть, и наверх. Бывает так, что самый бодрый человек
испытывает временное ухудшение здоровья, или на него сваливаются
какие – нибудь несчастья, что вызывает у него депрессию. Такое
состояние автоматически заставляет почерк спускаться вниз. Однако
как только условия меняются, строка с удивительной быстротой
возвращается к своему обычному положению – ровному или бегущему
3. В третьем примере мы имеем почерк человека с переменчивым
настроением, у которого каждое слово может прыгать то вниз, то
вверх. У такого человека настроения меняются постоянно в
зависимости от времени, места, окружающих людей. Людям, у
которых нет устойчивого направления в написании строки (прямое,
вверх, вниз) , трудно приспособиться к любой работе, домашнему
занятию или хобби, требующему тщательного соблюдения устойчивого
порядка. Часто люди, обладающие таким почерком, не соглашаются с
результатами его анализа. Порой это люди, занимающие хорошее
положение и по всей видимости уверенные в себе. По этой причине
почти абсурдно говорить им, что они являются жертвами своих
неустойчивых настроений.
Очень часто бывает, что умный человек не добивается никакого успеха
Даже в вещах, для которых он, казалось бы, создан. И он, и
окружающие его люди удивляются,почему он не добился ожидаемого успеха.
Неудивительно обнаружить у таких людей (которые, судя по их уму и
способностям, не могли потерпеть поражения) , что направления их строк и
наклоны букв не отличаются постоянством, а то и дело меняются.
Стоит обратить особое внимание на то, как сочетаются направления
строки и наклоны в буквах, о которых шла речь ранее. Обычно человек,
который изменяет наклон букв то назад, то вправо, то вертикально,
чередует и направления строки (вверх, вниз, прямо) . Тот же, кто пишет с
постоянным наклоном (все равно в какую сторону или вертикально) , обычно
пишет с одним и тем же направлением строки.
Во всех сферах человеческих отношений – дома, на работе, в школе
или клубе – следует внимательнейшим образом учитывать реакции людей,
которые обусловлены их интеллектом или эмоциями. Об этом знает графолог,
и он исходит из этого при анализе почерка.
5.3 Щедрость или бережливость.
В почерке проявляется и тенденция к расточительству или скупости.
Это можно узнать по расстоянию между словами и строками, а также по
величине полей. Графолог должен обратить внимание на то, широки ли поля,
узки ли они, или же бывают то узки, то широки. Возможны несколько
вариантов:
Почти нет расстояния между словами. Строки явно наползают друг на друга.
Это – явный признак бережливости. Чем меньше расстояния между словами и
строками, тем более бережлив человек.
Большие расстояния между словам и строками показывают щедрость человека.
Чем больше эти расстояния, тем больше усиливается тенденция к
расточительству, пока растраты не становятся непрактичными и
экстравагантными.
Надо заметить, что размеры букв не играют той решающей роли в
определении щедрости или бережливости человека, которую играют
пространства между словами и буквами в каждом слове.
Если слова и строки расположены тесно друг другу, а буквы – мелкие,
то такой почерк свидетельствует о большой бережливости. Такой человек не
только не позволяет больших трат на других людей ил на внешние цели, но
склонен тщательно взвешивать расходы на собственные нужды. В то же время,
если такой мелкий почерк сочетается с большими расстояниями между словами,
то, хотя он не склонен много тратить на себя, он щедр в отношении других
Если человек оставляет небольшие расстояния между словами и строками,
а буквы – крупные, он также является бережливым. Крупные буквы и большие
расстояния между ними показывают, что щедрость человека не знает предела.
Размер полей является дополнительным показателем, позволяющим
графологу определить степень расточительности или прижимистости человека.
Вот о чем смогут рассказать поля:
Широкие поля со всех сторон листа свидетельствуют о хорошем вкусе,
инстинктивной тяге к изысканным предметам. Наличие широких полей,
пропорционально окружающих страницу со всех сторон, -- признак не только
щедрости, но и рассудительности, позволяющей приобретать на деньги
наиболее ценные вещи. Широкие поля слева и справа при отсутствии полей
внизу и наверху – это также признак щедрости, но не свидетельствует о
рассудительности. Широкие поля, оставленные лишь слева, являются
проявлением расточительного поведения, с которым пытается бороться человек
В конечном счете это может приводить к действиям, когда человек
«выгадывает на копейку, но теряет рубль» , пытаясь компенсировать крупные
растраты мелочной экономией.
Узкие поля, оставленные слева (при широких полях справа) означают,
что человек заставляет себя экономить, но у него это плохо получается,
так как он гораздо больше любит тратить, а не сберегать средства. Возможно
Такой человек любит пускаться в рассуждения о строгом бюджете семьи, но
весьма сомнительно, умеет ли он это осуществлять.
Нижеследующие рисунки помогут определить основные тенденции в
отношении к расходам, которые проявляются в почерке:
1. Узкие поля наверху,
но они становятся шире
и шире внизу.
2. Широкие поля наверху,
но они становятся все
уже и уже внизу.
3.Прямой линии
полей нет – она
вьется то туда,
то сюда и нигде
не бывает ровной.
В первом примере так пишет человек, который по природе любит тратить
деньги, на которые вынужден экономить либо в силу сложившихся
обстоятельств, либо под влиянием принятого им «разумного решения» . Такой
человек может поставить свои расходы под строгий контроль, откладывая
регулярно определенную сумму в день, но затем совершает набеги на свои
хранилища, в результате чего к концу месяца они остаются пустыми. И все
же такой человек не теряет надежды. Он начинает экономить снова, но,
конечно, его природная расточительность одерживает над ним верх.
В данном случае можно прийти к выводу, что временные всплески
расточительства быстро подавляются внутренним призывом к бережливости.
Порой у такого человека возникают приливы щедрости, при первой встрече
может показаться, что человек швыряет деньги направо и налево. Однако
сведение поля на нет показывает, что этой щедрости хватает ненадолго, его
одолевает страсть к бережливости.
Такое поле показывает лихорадочное отношение к финансам. Такие люди могут
сорить деньгами под влиянием импульса, не способны продумать свой бюджет и
контролировать свои расходы. Они тратят, пока есть деньги. Но как только
они не обнаруживают, что на мели, они легко приспосабливаются к скромному
образу жизни. Такие люди не меряют жизнь или людей по ценнику. Они видят
в деньгах средство, а не цель. Как и те, кто пишет по первому образцу,
эти люди могут составлять планы и давать себе обещания жить по средствам,
но не видят никакой радости в методичных расходах и редко выполняют свои
планы о строгом контроле над бюджетом.
Ровные узкие поля слева и справа показывают, что человек проявляет
бережливость и разумную расчетливость в своих поступках. Когда же весь
лист занят письмом, а полей нет или почти нет, это показатель того, что
человек стремится выжать максимум из имеющихся у него денег. Но порой
такие люди имеют неправильное представление о том, как следует экономить и
что является ценным, а что – нет, и они допускают серьезны ошибки в свои
поступках.
5.4 Чувство юмора и воображение.
Даже точки над буквой «ё» имеют большое значение при анализе почерка
Многие думают, что нет никакой разницы между точками над «ё» и теми,
что ставят в конце предложения. На самом же деле при внимательном анализе
можно обнаружить точки различного написания. Например:
Волнистые линии, полуокружья, полумесяцы или либо любые другие забавно
выглядящие формы свидетельствуют о наличии чувства юмора. Чем необычнее
изображение точек, помещенных над буквой «ё» , тем острее чувство юмора у
человека и его способность изображать других людей или подражать их
поведению.
Когда точки невелики, поставлены с небольшим нажимом и прямо над буквой,
чувство юмора неярко выражено. Этот человек серьезен и не позволяет своему
воображению заходить слишком далеко. Чем более тщательно написаны точки
над «ё» , чем ровнее они поставлены над буквой, тем более взвешен и
осмотрителен человек.
Точки, тщательно поставленные и написанные с сильным нажимом,
свидетельствуют о наличии черт характера, описанных в предыдущем случае,
но здесь они имеют большую силу. Такой человек более склонен настаивать на
Более тяжеловесные точки и направленные слегка вниз свидетельствуют об
упрямстве. Такой человек нелегко меняет свои взгляды и готов отстаивать их
с исключительным упорством.
Точки, нарисованные в виде палатки, показывают наличие у человека
особого ума и тонкого юмора. Такой человек не принимает новые идеи без
разбора. Он постоянно хочет докопаться до самых основ и дать происходящему
свою оценку. Чувство юмора заставляет его смягчать чрезмерную критичность
своих замечаний.
Точки, которые высоко парят над буквой «ё» , свидетельствуют о живом
воображении. У такого человека живой ум, и он люби новые идеи и
развлечения. Иногда он ставит простые точки, иногда – прямые черточки или
другие штрихи, но в любом случае он ставит их высоко над буквой.
Кружки над буквой «ё» могут затруднять анализ, потому что в одном
почерке такие кружки могут иметь одно значение, а в другом – совсем иное.
Обычно такие кружочки означают художественную натуру. Он тянется к
прекрасному и хочет пребывать в красивом окружении. Если почерк прост и
лишен украшательств, то художественное воображение направляется в
творческую деятельность или домашние увлечения, связанные с художественным
творчеством. Но если подобные кружочки над буквой «ё» появляются там, где
много завитушек, они могут означать мечтания о художественном творчестве,
а не реальную способность к такой деятельности.
Обращая внимание на «ё» , можно к удивлению обнаружить самые
различные способы ставить точки над этой буквой. В этом случае видно, что
человек позволяет своему воображению опробовать самые различные идеи.
Такому человек быстро надоедает все повторяющееся и привычное.
С другой стороны, точки могут не меняться на протяжении всего письма
В таком случае мы имеем дело с постоянством ума. Такой человек не скачет
от одной идеи к другой и проявляет способность к концентрации в мышлении и
Но буква «ё» может писаться и без точек. Это может означать
торопливость пишущего, и в этом случае отсутствие точек должно остаться
без внимания. Однако, если точки игнорируются постоянно, то это
свидетельствует либо о рассеянности пишущего, либо о его невнимании к
деталям. Такой человек может также забывать перечеркнут цифру «7» .
Здесь можно сказать несколько слов и о точках в конце предложения.
Можно увидеть, что некоторые люди ставят вместо точек штрихи. Это
показывает наличие энтузиазма и воображения. Черты характера, описанные в
примере 7 , можно обнаружить и у людей, которые ставят вместо обычной
точки небольшой кружок.
5.5 Разборчивость.
Некоторые люди, которые плохо разбираются в графологии, порой
выносят поспешные суждения относительно человека, от которого они получили
письмо. Как правило, четкость и красота почерка воспринимаются как
индикаторы интеллекта. Но это далеко не так.
Часто у человека, обладающего, так называемым, «красивым» почерком
Умственные реакции замедлены, а человек с неразборчивым почерком может
быть очень умным или, по крайней мере, неглупым, но необразованным.
Поэтому так неправильно судить о внутренней сути человека по внешнему виду
характером, а внешне некрасивые – дурным. Рассмотрим некоторые возможные
варианты.
1. Пример ясного, разборчивого письма. Буквы выписаны медленно и
тщательно. В почерке нет заметных букв, привлекающих внимание. Их
отсутствие показывает, что этот человек обладает способностью все
взвешивать тщательно. В то же время у него нет ярко выраженного
стремления к независимости. Такой разборчивый почерк
свидетельствует о готовности сотрудничать с другими людьми и
склонности человека поддаваться господствующим суждениям. Такое
письмо принадлежит умному человеку, но не склонному к независимой
интеллектуальной работе.
2. Почерк разборчив, а буквы заметны и оригинальны в начертании. Это
показывает наличие творческого ума, интеллектуальной
любознательности и способности ясно мыслить. Если в разборчивом
почерке есть заметные буквы, а заглавные буквы лишены вычурностей и
завитушек, то это – яркая, интересная личность, способная
приспособиться к новой обстановке и желающая попробовать новые идеи
3. Неразборчивый почерк с беспорядочными, сваленными в кучу буквами –
признак ума, неспособного к ясному, логичному мышлению. Такая
неразборчивость почерка – не продукт творческого мышления, а
результат нетерпеливости, подозрительности и нежелания раскрыть
свой ум для усвоения новых идей. Человека, который пишет так
неразборчиво, часто трудно понять и ему нелегко обрести счастье в
личной жизни. Для него характерна частая смена настроений,
неразумное отношение к своим финансам, когда беспутные траты
чередуются с приливами жадности.
4. На первый взгляд почерк неразборчив, но, приглядевшись, его можно
без труда разобрать. Буквы просто написаны. Здесь нет никаких
попыток приукрасить их завитушками. Напротив, заметно стремление
убрать как можно больше штрихов. Такой почерк получается при
большой скорости письма и отражает быстрый ум. Ум, который
добирается до самой сути, может творчески формулировать свои мысли
Легко схватывать чужие идеи, мыслить независимо, обычно и
порождает такой, «неразборчивый» , почерк.
Некоторая неразборчивость в почерке может быть вызвана временной или
постоянной болезнью, нервным расстройством, психическим состоянием или
старостью. Поэтому, когда почерк неразборчив из – за того, что буквы
прыгают и написаны неодинаково, то графологу лучше не торопиться с
выводами, а проявить осторожность.
Прежде, чем выносить однозначное суждение о почерке только на основе
того, разборчив он или нет, следует разобрать все другие признаки, а
затем обратить внимание на внешний вид.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
По сути дела нет ни одной стороны человеческой жизни, где бы
графология не могла бы найти плодотворного применения. Она чрезвычайно
полезна в отношения между начальником и подчиненным, между учителем и
учеником, между мужем и женой, между родителем и ребенком.
Не все профессиональные графологи используют одни и те же приемы при
анализе почерка. Некоторые начинают с разбора отдельных букв и мелких
деталей. Другие предпочитают начать с общего вида страницы, а затем
переходят к разбору различных факторов. Однако в конечном счете все они
приходят к одинаковым результатам.
Все это лишь доказывает состоятельность графологии как отдельной
науки, возможности которой чрезвычайно широки. Графология – объективна,
ее правила действуют независимо от желания человека, поэтому тестирование
при помощи графологии является одним из самых надежных средств на пути
познания личности.
Тем ценнее опыт, выработанный графологами на протяжении многих лет
упорного труда. В наше время, когда старые методы подбора персонала лишь
по профессиональному признаку уступают место новым, более современным
теориям, у графологии есть отличные шансы на то, чтобы стать одним из
важнейших методов личностного тестирования. Все возможности для этого у
нее имеются.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Вудкок М. , Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер: для руководителя –
практика» . Пер. с англ. – М.: Дело, 1991
2. Иванцевич Дж. М. , Лобанов А. А. «Человеческие ресурсы управления:
основы управления персоналом». – М.: Дело, 1993
3. Кибанов А. Я. , Захаров Д. К. «Организация управления персоналом на
предприятии» . М.: Машиностроение, 1991
4. Сара Д. «Тайны почерка» М.: Вече, Персей, АСТ, 1996
5. Щекин Г. «Профессия – менеджер по кадрам // Кадры, персонал. – М.:
- Введение
- Глава 1. Понятие и виды графологии
- §1. Понятие графологии
- §2. Виды графологии
- Глава 2. Проблемы исследования личностных свойств исполнителя анонимного документа
- §1. Возможности установления и розыска исполнителя рукописного документа с использованием психолого-почерковедческого метода
- §2. Выделение психологических особенностей индивида в целях розыска исполнителя анонимного документа
- Глава 3. Использование графологии в раскрытии и расследовании преступлений
- §1. Использование графологии на первоначальном этапе расследования преступлений
- §2. Использование графологии на последующем этапе расследования
- Заключение
- Список использованной литературы: