Домой / Дневной / Беседы с девочками подростками в школе. Беседы с несовершеннолетними темы

Беседы с девочками подростками в школе. Беседы с несовершеннолетними темы

Нередко подростки могут вести себя просто невыносимо. Чтобы наставить их на путь истинный, необходимо регулярно проводить профилактические беседы с подростками, которые позволят выявить причины непослушания и помогут решить многие проблемы. В этом возрасте в организме подростка происходят гормональные изменения, которые становятся причиной частой перемены настроения. Ребенку становится тяжело контролировать свои эмоции, он начинает иначе общаться со сверстниками и взрослыми. Нередко случается, что поведение меняется настолько, что родители просто не могут узнать своих детей - некогда скромные и послушные дети начинают хамить, отличники прогуливают. Взрослым остается только набраться терпения и тщательно изучить рекомендации психологов, которые подскажут, как вести себя в тяжелых ситуациях. Самое главное - не терять контакта с юным бунтарем и не пускать все на самотек. В этой статье мы рассмотрим основные трудности и темы бесед с подростками.

Подросток не ночует дома

Если ваш ребенок не ночует дома, и случается это далеко не в первый раз, следует, во-первых, разобраться, почему это происходит. Скорее всего, ваш ребенок старается отстоять свое право считаться взрослым и независимым, нарушает заведенные правила. Что делать в этом случае? Сложность беседы с подростками заключается в том, что родителям придется забыть про приказной тон и фразу: «Ты обязан…». Старайтесь давить на жалость, немного хитрить. Пожалуйтесь, что волнуетесь за ребенка и не можете уснуть. Подросток должен почувствовать себя взрослым, ответственным за свои поступки, а вы в этом случае выступаете в роли маленького ребенка, которого бросили. Во время такой беседы с подростками важно договориться, что вы станете иногда отпускать детей ночевать у друзей, но лишь в том случае, если они предупредят заранее.

Систематически прогуливает школу

Если ваш ребенок периодически прогуливает учебу, обещает исправиться, но не делает этого, сильно отстает по многим предметам, не понимает, что говорит ему учитель, и скучает на уроках, необходимо срочно принимать меры. Но не наказывать, а проводить беседы с подростками. Необходимо постараться выяснить причину прогулов. Возможно, подросток не находит общий язык с одноклассниками или не понимает материал. В этом случае вы сможете нанять хорошего репетитора или найти способ помочь ребенку разобраться с обидчиками.

Требует деньги

Бывают ситуации, когда подросток требует от родителей крупные суммы денег и сильно злится, если ему отказывают. В этом случае в ходе беседы с подростками необходимо объяснить цену денег, расписать семейный бюджет, предложить ребенку найти подработку. Работа для подростков на лето позволит научить детей ценить деньги и поможет им самостоятельно рассчитывать свой бюджет.

Хамит взрослым

Если ваши дети начинают хамить взрослым, ругаться, повышать голос на вас и на учителей, необходимо принимать меры и проводить серьезные беседы с подростками. Почему ребенок так ведет себя? Он не уверен в себе или пытается копировать поведение не слишком уравновешенных взрослых. В первую очередь обратите внимание на себя, прекратите кричать. В ответ на хамство не кричите, а показывайте, как сильно вам обидны его слова. При разговоре перед критикой нужно обязательно хвалить ребенка: «Я люблю тебя, однако за прогулы в школе мне придется тебя наказать». Близкое общение с подростком поможет решить многие проблемы и пережить переходный возраст без лишних скандалов.

Добрый день, дорогие родители. базируется на передачи жизненного опыта и ценной информации родителем к ребенку. Если в раннем возрасте родители могут ограничиться системой стимулов и наказаний для того, чтобы направить ребенка в полезное для него русло, то с взрослением ситуация немного изменяется. Темы бесед с в нашем материале.

Дети растут, изменяются и способы влияния на их поведение. Подростки – это еще не взрослые люди, но при этом с ними не работают уже те педагогические методы, которые использовались до наступления пубертатного периода.

Основной способ донести до подростка нужную ему информацию – это разговор. Ведь если не научить чему-то жизненно важному старшеклассника, то он позже возможно это и усвоит, но только пройдя путь трудных, а иногда и непоправимых ошибок.

На какие темы обязательно стоит побеседовать, и о чем нужно говорить с подростками читайте ниже. Итак, темы для бесед с подростками. Как вести – почитайте по ссылке.

Здоровый образ жизни

Обязательно важно еще с самого раннего детства учить ребенка заботиться о здоровье своего организма. Дети в этот период только начинают формировать привычки, и лучше сделать так, чтобы они были полезными.

Важно рассказать школьнику о преимуществах правильного питания, здорового отдыха и физических нагрузок.

Подросткам для убедительности необходимы примеры, а для этого можно использовать хорошие странички биографии популярных среди молодежи звездных кумиров.

Вред курения, алкоголя и наркотиков

Опять же, именно в подростковом возрасте большинство курильщиков начинает формировать свою пагубную привычку. В силу того, что подростковый возраст – это идеальное время для создания привычки, именно те пороки, которые имели место на этом жизненном этапе и преследуют позже молодых людей.

Многие старшеклассники не имеют и малейшего представления о том, к чему может привести систематическое или наркотиков. Темы бесед с подростками важны об этом, а для наглядности опять же – использовать примеры или доступные в интернете документальные фильмы.

Большинство фильмов и видео роликов, которые показывают правду о наркотиках и алкоголе просто шокирующие, но не стоит из-за этого показывать их детям. Наоборот – именно в этом и заключается влияние.

Взаимоотношения с противоположным полом

Если не провести с подростками в определенном возрасте бесед на тему взаимоотношений с противоположным полом, то они из-за отсутствия опыта могут не только наделать много ошибок, позволяя по отношению к себе непростительные вещи.

Также из-за недостатка знаний они могут перенимать доступные им из фильмов и жизни манеры поведения в отношениях, а это сделает их несчастными.

Если планируется проведение групповой беседы с юношами и девушками о взаимоотношениях с противоположным полом, то желательно разделить группы по половому признаку. Это важно потому что девочкам, будущим женщинам нужно знать одну информацию, а мальчикам другую.

Дело вовсе не в физиологических отличиях, об это нужна отдельная беседа, которую следует проводить в раннем подростковом возрасте, когда ребенок еще не начал пытаться постичь эту тему самостоятельно, на своем опыте.

Подростковая самооценка

Многие отроки сталкиваются с проблемой оценки самого себя. Самооценка подростка или сильно занижена, или же наоборот завышена, но и то и другое не соответствует действительности.

Также страдают дети в подростковом возрасте от оценочного суждения окружающих людей, и зачастую именно на чужой оценке строится их личная самооценка. Все это может привести к проблемам в будущем, а также к тяжким разочарованиям и депрессии, в случае завышенной самооценки.

Поэтому, важно своевременно провести беседу с подростками на тему того, как правильно оценивать себя и окружающих.

Также важно помочь старшеклассникам сформировать психологическую защиту от оценочного суждения окружающих, чтобы он не влияло на восприятие подростком самого себя.

Выбор профессии

Это очень важные темы бесед с подростками постарше. Выбор будущей профессии – это один из наиболее ответственных шагов в жизни, поэтому цель беседы значительная. Именно от выбора профессии зависит то, как сложится дальнейшая жизнь ребенка.

Важно дать исчерпывающую информацию о существующих направлениях деятельности, а также можно дополнить беседу конкретными примерами. Желательно говорить не только о преимуществах профессий, но также и о негативных моментах.

Также важно разъяснить, что люба профессия помимо подготовки в учебном заведении требует также определенных врожденных способностей и расположенности человека.

Учеба и важность образования

Некоторые молодые люди в подростковом возрасте теряют интерес к обучению, а в результате имеют плохие оценки и пробелы в знаниях, что в свою очередь негативно повлияет на результаты вступительных экзаменов при поступлении в учебное заведение для получения профессии.

Ученику недостаточно знать, что учиться просто нужно, и не может быть никаких возражений. Это можно сказать еще семилетнему малышу, отвечая на вопрос: «а зачем ходить в школу». А старшекласснику необходимо обоснование.

Именно это и важно донести до старшеклассника, ведь он уже имеет кучу аргументов, которые может привести не в пользу учебы.

Умение контролировать свои эмоции

Особенность подросткового периода состоит в постоянно изменяющемся гормональном фоне, что и становится причиной такой повышенной эмоциональности. На пороге взрослой жизни очень важно научиться сдерживать себя и контролировать проявление собственных эмоций.

Важно научить старшеклассника и показать на конкретных примерах, как управлять такими эмоциями, как гнев, раздражение, ярость, обида. Основная цель этой темы бесед с подростками – дать ему понять, что не эмоции властвуют над ним и управляют его жизнью, но он над ними.

Подростковая депрессия

Каким бы веселым, смелым и решительным ни был человек, у всех случаются ситуации, с которыми они не в состоянии справиться в одиночку. Подростковый период – это время, когда ребенок сталкивается каждый день с новыми и неизвестными ему вещами, проблемами, понятиями.

Все это представляет собой набор трудностей, которые день от дня все больше утомляют впечатлительного подростка, и это может привести к депрессии.

Важно не допускать до этого, поговорить состаршеклассником о депрессии, способах ее предотвращения, лечения, а также предложить в беседе свою помощь в случае соприкосновения с трудностями и проблемами.

Как справляться с проблемами

Некоторые родители сетуют на несамостоятельность и инфантильность своих выросших отпрысков. В это же самое время подросшие чада сетуют на гиперопеку со стороны родителей, которая не дала им подготовиться, как следует к вступлению в самостоятельную жизнь, которая так и кишит непрекращающимися проблемами.

Важно дать подростку ценные советы и научить его не скрываться от своих проблем, а решать их как можно скорее, при необходимости прибегая к помощи близких людей.

Мы в ответе за тех, кого мы приручили

Старшеклассник, как и дети младшего возраста, частично познает сферу взаимоотношении начиная из семьи, домашних питомцев, близких друзей. Важно говорить с подростком об ответственности за жизнь питомцев, об ответственности за людей, которые находятся рядом.

Особенно актуальна данная тема для современных отроков, которые привыкли жить в свое удовольствие, и не задумываются о чувствах окружающих людей.

Эгоизм, эгоцентризм, самолюбование и самовозвышение – это отличительные черты нынешнего поколения юношей и девушек. Это поколение необходимо научить тому, что наивысшая ценность – это человеческая жизнь, и тому, что мы за нее ответственны.

В чем цель бесед с подростком

  • Научить взаимоотношения с окружающими людьми.
  • Ознакомить с основными принципами устройства окружающего мира.
  • Познакомить с особенностями нашего внутреннего, душевно-эмоционального устройства.
  • Сориентировать в выборе рода деятельности.
  • Научить заботиться о себе и окружающих.
  • Научиться правильно воспринимать себя и окружающих людей.

Темы бесед с подростками мы осветили. Беседы, проведенные со старшеклассниками – это не напрасно потраченное время.

Пройдет еще какой-то период, и все те добрые семена, которые были посеяны в результате бесед прорастут и принесут хорошие плоды.

А , мы уже вам говорили, почитайте.

Светлана Романькова

Цель : нравственное воспитание подростков .

Задачи :

Познакомить воспитанников с понятием «нравственность » и четырьмя основными правилами нравственного воспитания ;

Формировать потребности и мотивы нравственного поведения подростков ;

Развивать умение детей дискутировать и высказывать свою точку зрения;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

1. Определение понятия «нравственность » и её роли в жизни современного человека.

Обычно в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук , а наука о том, как стать человеком, то есть как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным , - всё это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и воспитания . Поэтому до сих пор нет ни специальной науки, ни учебного плана по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения. Изучением и усвоением нравственных категорий и норм поведения мы с вами и будем заниматься.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному . Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось : «Нравственно прекрасным называют человека справедливого , мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями».

С годами понимание нравственности изменилось . У Ожегова С. И. мы видим : «Нравственность - это внутренние , духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения , определяемые этими качествами».

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье , правила для воли , совести человека».

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль» (латинское mores-нравы ) - это нормы, принципы, правила поведения людей , а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения.

В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил , регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни; его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.

В Советской детской энциклопедии под нравственностью подразумевается совокупность исторически изменяющихся принципов, правил и норм , регулирующих поведение людей.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства , такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры . Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания .

Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого человека, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность играет роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.

Аристотель писал, что человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Как вы думаете, почему?

Как вы считаете, ребята, использование законов и правил нравственного поведения нужны человеку меньше, чем знание физики или истории?

2. Выделение и обсуждение основных понятий , связанных с темой занятия :

Добросовестность, доброжелательность;

Добро, сочувствие;

Честь, достоинство, патриотизм;

Законопослушность.

3. Обсуждение с детьми четырёх основных правил нравственного воспитания .

Правило первое . Не делай другому того, чего не желаешь себе. Это правило создаёт условия для творения благородных, благоразумных, благочестивых, благовоспитанных или добродетельных , добропорядочных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.

Правило второе . Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи. В соответствии с этим правилом человек учится сопереживать, ставить себя на месть другого, чужое горе переживать как своё собственное. Такой великодушный поступок гарантирует такое же отношение, когда сам будешь нуждаться в сочувствии и благотворительности.

Правило третье . Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Данное нравственное правило поможет вам любить свою Родину, свой народ; оно направлено на внедрение в сознание чувства гордости за принадлежность именно к этой стране, независимо от её экономического или другого положения. Нам должны быть присущи чувства чести и достоинства. Следует обратить внимание детей на то, что через соблюдение этого правила , они вырастут патриотами, готовыми защищать своё Отечество при любых условиях.

Правило четвёртое . Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка . Не соблюдая этого правила , человек неминуемо однажды станет перед законом и разрушит свою судьбу.

4. Разыгрывание ситуаций, похожих на те, что происходили с детьми в школе, дома.

1) А. дразнит Д., зная, что ему это очень не нравится . Д. срывается и начинает кричать в ответ. Мимо проходит С. Видя кричащего Д., он его толкает, требуя замолчать. Ребята, вы узнаёте себя в этой ситуации? Попробуйте достойно из неё выйти. Кто и когда здесь поступил неправильно ? Какое правило можно использовать для разрешения этой ситуации?

2) В школе вы с одноклассником нашли деньги. Никто этого не видел. Ваши действия. Почему вы поступите именно так?

3) Всем ребятам предстоит служба в армии. Скажите, все ли вы хотите служить и защищать своё Отечество? Кто не хочет идти в армию? Попробуйте отстоять свою точку зрения : служить или не служить.

(Количество ситуаций может быть различным) . Далее подростки делятся на пары и предлагают ситуации друг для друга.

5. Рефлексия. Предлагаю воспитанникам записать четыре основных правила нравственного воспитания и высказывают свою точку зрения по вопросу : что понравилось и что не понравилось на этом занятии , что нового и полезного они узнали для себя.

6. Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Беседа «Правила безопасности на воде» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию правила безопасности на воде, которые должны знать дети и взрослые. 1.

Цель: - познакомить детей с движением транспорта и пешеходов; - формировать знания правил передвижения по улице по светофору, - развивать.

Беседа «Правила поведения и социальные нормы общества» Цель беседы: сформировать понятие о социальных нормах и правилах поведения в обществе. Задачи: - раскрыть содержание понятия социальных.

Беседа «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников» Беседа «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников.» Цели: -ознакомить с основными правилами пожарной безопасности. -познакомить.

Данная методическая разработка представляет собой цикл занятий, построенных, в основном, в виде «сократических бесед» на нравственные темы. Методическая разработка явилась следствием занятий-бесед, проводимых автором в течении десяти лет на базе Православной церковно-приходской школы прихода Петра и Павла г.Полевской, а так же встреч со старшеклассниками общеобразовательных школ и техникумов г.Полевской. В зависимости от аудитории те или ные вопросы освещались с различных точек зрения, более понятных учащимся.

Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна – сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры, за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Разработка различных методик работы со старшеклассниками и студентами по воспитанию духовных и нравственных ценностей как для общеобразовательных школ и лицеев, так и для церковно-приходских школ, видится сейчас очень важной задачей.

Необходимо отметить, что нравственные ценности очень сложно передать сугубо информационным путем, через обычные уроки или лекции, поэтому автором была выбрана форма беседы, как одна из оптимальных форм обучения для избранной тематики. К тому же в подростковом возрасте ребята более всего восприимчивы к подобным формам обучения.

Цель работы – найти оптимальный метод духовно-нравственных занятий с подростками.

Задачи работы – раскрыть методику духовных бесед, как оптимальную для занятий с подростками; создать методическую разработку современного курса бесед о христианской нравственности с подростками, структурировать и последовательно изложить опыт семилетней работы автора.

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания подростков.

Предмет исследования – эффективность методики уроков-бесед на духовно нравственные темы с подростками.

Социальная значимость состоит в том, что подростки учатся свободно размышлять, ставить и решать нравственные задачи на основании Евангельских заповедей, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки совместного решения задач, а так же нелинейного подхода к жизненным ситуациям.

Предполагаемый результат , как отдельной беседы, так и всего курса – усвоение детьми христианской нравственности не из внешних лекций, а через собственные выводы; чтобы христианская жизнь стала не навязанной извне, а внутренним выбором. Несмотря на масштабность и труднодостижимость предполагаемого результата, автор считает важным проводить подобные занятия-беседы, которые могут в дальнейшем сыграть важную роль в окончательном формировании личности молодых людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра теологии

Методическая разработка курса Нравственных бесед с подростками

Составитель: Заболотнов Никита Владимирович

Полевской

2010

Введение.

Часть 1. Нравственная беседа как средство воспитания подростков.

Особенности нравственной беседы

Возможные сценарии и этапы нравственной беседы

Беседа, построенная вокруг проблемного вопроса:

Характеристика курса

Темы занятий.

Беседа, построенная как обсуждение тезиса или цитаты:

Такая беседа чаще всего является продолжением беседы, построенной вокруг проблемного вопроса, и основывается на тех выводах, которые были сделаны в ходе предыдущих бесед.

*Краткое обсуждение выводов предыдущих занятий

*Сообщение тезиса или цитаты для обсуждения

*Высказывание каждым своего мнения по поводу поставленного вопроса

*Высказывание преподавателем возможных дополнительных смыслов тезиса или цитаты, не высказанных учащимися

*Обсуждение дополнительных вопросов

*Примеры – применение тезиса к различным жизненным ситуациям.

*Обсуждение примеров, возможность каждого из учащихся высказать и аргументировать свое мнение.

*Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей (Я считаю, что в такой-то ситуации, такой-то человек поступил правильно потому-то…)

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Смысл жизни. Рассуждения на тему».

Урок № 9

«Смысл жизни. Рассуждения на тему»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Повторение.

Повторение выводов предыдущих занятий

По своим записям учитель повторяет выводы

Могут дополнить преподавателя

Постановка проблемы

В качестве цитаты приводится высказывание Ницше: «Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК»

Дается цитата, пишется на доске и в тетрадях. Выслушивает ответы, по возможности, всех учащихся.

Записывают в тетради цитату. Каждый высказывает свою точку зрения.

Уточнение

Смысл цитаты в логической связи смысла жизни и ее содержания, отношения к обстоятельствам жизни. От целеполагания в жизни зависит и отношение личности к ней.

Уточняет смысл цитаты, если это требуется.

Начало обсуждения и понимания сути проблемы.

Ставятся на обсуждение вопросы: Если иметь смысл жизни, можно ли не отчаиваться в любых обстоятельствах? Какой именно смысл жизни может помочь «вынести любое КАК»? Чем для личности грозит потеря смысла жизни? Может ли быть смысл В жизни без Бога?

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам.

Высказываются различные точки зрения, часто противоположные. Попытки аргументации своего мнения, какие то примеры. В конце все приходят к общему мнению.

Примеры.

Человек в тюрьме или концлагере. Борцы за идею. Христианские мученики.

Приводятся примеры, происходит их обсуждение.

Обсуждают приведенные примеры.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: смогу ли я вынести тяжелые жизненные обстоятельства? Какой мне нужно иметь смысл жизни, чтобы «вынести любое как»? Можно ли чего то достичь в жизни без преодоления трудностей?

Окончание. Итоги.

Вся дискуссия подводится к теме зависимости смысла жизни и отношения к жизни.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях.

Домашнее задание.

Предлагается дома в тетрадях сформулировать ответ на вопрос: для чего я живу? Какой смысл в моей жизни?.

Записывают домашнее задание.

Беседа, построенная как обсуждение фильма:

*Совместный просмотр фильма

*Высказывание каждым своего мнения по поводу фильма: понравилось то-то, не понравилось то-то (поверхностный анализ)

*Постановка основных вопросов для обсуждения, касающихся смысла и содержания фильма

*Обсуждение поставленных вопросов

*Постановка уточняющих вопросов

*Разбор конкретных эпизодов фильма

*Обсуждение дополнительных вопросов и эпизодов

*Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими учащимися, с помощью грамотно поставленных преподавателем вопросов

*Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

*Подведение итогов обсуждения

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение».

Урок № 8

«Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Основа.

Просмотр фильма

Старается комментировать непонятные моменты

Смотрят фильм

Начало обсуждения

Возможность высказать первое впечатление, что больше всего запомнилось, поразило.

Дает возможность каждому высказать свое впечатление

Высказывают первые впечатления.

Постановка проблемы

Ставятся вопросы: о чем фильм? Можно ли сказать что это фильм о любви, о смысле жизни? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Обсуждение каждого качества. Восприятие мира «по-детски» это хорошо или плохо? О словах Христа «будьте как дети».

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам. Качества героя пишутся на доске и в тетради в две колонки.

Каждый высказывает свою точку зрения. Записывают в тетради качества героя.

Разбор эпизодов.

Разбор смысловых линий и конкретных эпизодов. Любовная линия в фильме. Успех и удача в жизни героя. Отношение к друзьям, отношение к богатству и славе. Простота героя и отношение других людей к нему. Что главное в жизни героя? Нужен ли сейчас человек, выходящий за рамки общественных стереотипов?

Дает возможность каждому высказать свое впечатление. Происходит обмен мнениями.

Высказывают свое мнение по каждому поставленному вопросу, обсуждают их.

Форест Гамп – это очень упрощенный голливудский аналог шедевра русской литературы, произведения Ф.М.Достоевского «Идиот». Попытка развить интерес учащихся к прочтению произведения или просмотру сериала В.Бортко

Пытается развить интерес к произведению.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: кто бы из вас хотел выйти замуж за человека, подобного герою? Вы бы хотели иметь такого друга, брата, отца? Кто из вас может хотя бы иногда поступать так же как герой?

Преподаватель призывает детей к большей откровенности, делится своими мыслями. Вопросы предлагаются конкретным учащимся.

Отвечают на конкретные вопросы, кто то дополняет ответ другого.

Связь с курсом.

Проводится сравнение: герой, вышел за рамки общепринятых норм, живет не как все, по меркам людей «не нормальный», «идиот» - человек, стремящийся к святости, так же выходит за рамки обыденных отношений с Богом и с ближними, у него другие приоритеты и ценности. Если мы хотим жить по заповедям Христовым, с точки зрения мира мы ненормальные.

В основном учитель лично излагает материал, в конце возможно обсудить некоторые аргументы.

Окончание. Итоги.

Подводятся итоги занятия, общие выводы записываются в тетрадь.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях. Выводы записываются в тетради.

Записывают выводы в тетрадь.

  1. О нравственности.

Что такое нравственность, понятия о добре и зле, бывает ли относительная нравственность. Основные концепции христианской нравственности на основе Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Разбор жизненных примеров и их нравственная оценка.

  1. Человек. Дух, душа, тело.

Что такое человек, понятия о человеке, и его делении на дух, душу и тело. Отличие человека от всего остального тварного мира. Данность и заданность в природе человека. Понятие о первородном грехе и поврежденной природе.

  1. Человек. Чувства.

Какие есть чувства, сильные и слабые чувства. Поврежденность чувств и последствия этого. Как мы можем контролировать свои чувства. Есть ли возвышенные чувства.

  1. Личность. Что же такое я?

Понятие о личности. Что же такое я? Образ Божий в человеке. Заданность личности. Маски, за которыми мы прячемся. Какова моя маска и каков я на самом деле? Правда ли что весь мир театр?

  1. Счастье.

Что такое счастье? Какое оно бывает? Счастье для всех одинаковое или различное? Счастье как цель и как состояние. Определения счастья. Личное счастье и несчастье ближнего.

  1. Счастье. Разбор примеров.

Что мне нужно для счастья? Будет ли оно полным? Погоня за счастьем или путь в никуда? Примеры: человек достигший полного материального благополучия; человек достигший вершины власти; человек на вершине славы; человек, который осуществил свою мечту; безответная любовь; взаимная любовь и семья; служение на благо ближних; жертва за других.

  1. Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение.

Что запомнилось и поразило? О чем фильм? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Жизненные ценности в фильме и отношения к ним героя? Человек, выходящий за рамки общественных стереотипов, нужен ли такой сейчас? Форест Гамп как упрощенный голливудский «идиот».

  1. Смысл жизни. Постановка вопроса.

Зачем искать смысл в жизни? Жизнь как путь, и ее смысл как конечный пункт. В чем может быть смысл нашей жизни? «Проклятые вопросы» и личностный ответ на них. Зачем жить каждый решает сам.

  1. Смысл жизни. Рассуждения на тему.

Рассуждение на тему высказывания Ницше: Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как. Зависимость смысла жизни и отношения к ней.

  1. Смысл жизни. Открытый вопрос.

Провокационные вопросы. Почему люди не хотят думать о смысле своей жизни? Иметь смысл жизни это большая ответственность. Философия вседозволенности – живем один раз, надо взять от жизни всё. Отношение к ней с точки зрения христианской нравственности.

  1. Совесть и ее проявления.

Что такое совесть? Разбор понятия. Зачем нужна человеку совесть? Муки совести. Разбор примеров работы совести. Наши взаимоотношения с совестью. Что делать когда мучает совесть?

  1. Совесть. Что такое грех.

Что такое грех? Почему мы грешим? Падшая природа и склонность ко греху. Понятия добра и зла. Понятия греха и страсти. Грех как болезнь человеческого рода и каждой личности. Святоотеческий принцип развития греха от мысли к делу (по прп.Иоанну Лествичнику). Есть ли люди, которые совсем не грешат?

  1. Совесть. Покаяние.

Что такое покаяние? Разница между исповедью и покаянием. Понятие покаяния. Разбор примера греха и покаяния. Как правильно каяться? Как готовиться к исповеди? Покаяние – единственный путь спасения.

  1. Главные страсти и борьба с ними.

Понятия об основных страстях: чревоугодие, блуд, печаль, уныние, гнев, тщеславие, гордость и сребролюбие. Переход от греха к страсти. Страсть ослепляет человека, делает его своим рабом. Как бороться со страстями.

  1. Главные страсти и борьба с ними. Продолжение.

Как бороться со страстями. Страсти и добродетели. Радость свободы от страстей. Что такое аскетика.

  1. Дружба.

Что такое дружба? Зачем нужно дружить? Без чего дружбы не бывает? В чем разница между другом и товарищем? Примеры из жизни. Друг познается в беде. Как научиться дружить? Предательство – пусть разрушения дружбы.

  1. Любовь и влюбленность.

Что же такое любовь? Что такое влюбленность? А как это когда кого то любишь? Неразделенная любовь. Свойства любви. Бывает ли безрассудная любовь? Я люблю … маму, кошку, шоколадку – разница в понятиях. Оттенки любви – греческие слова, обозначающие любовь.

  1. Любовь и влюбленность. Продолжение.

Влюбленность и ее основные свойства. Розовые очки влюбленности и серость реальности. Как из влюбленности вырастает любовь? А за что же все таки любят? Проверка чувств. А люблю ли я?

  1. Настоящая любовь.

Можно ли никого не любить? Любовь, согревающая сердце. Любовь к Богу, к ближнему, к себе. Любовь как наивысшая добродетель.

  1. Целомудрие. Разговор на чистоту. Раздельное занятие с мальчиками и с девочками.

Что такое целомудрие? Зачем нужно хранить целомудрие до брака? Седьмая заповедь закона Моисеева. Любовь или секс. Отношения без любви путь в никуда. Основа крепкой семьи.

  1. Смерть и ее уроки.

Что такое смерть? Нужно ли бояться смерти? Все мы умрем, но никто не хочет об этом думать. Смерть это итог жизни. Перед смертью все равны. Нужно ли быть готовым к смерти? Если мы здесь жили с Богом, то и после смерти будем с Ним.

Совместный просмотр фильмов, как важная составляющая нравственных бесед.

Не всегда просто выйти на беседу на ту или иную нравственную тему. Иногда начиная говорить и ставить вопросы, можно не найти интереса у подростков. Это может быть обусловлено различными причинами, но важно помнить, что не пробудив в учащемся живой интерес к теме, очень сложно втянуть его в беседу и тем более преподать нравственные уроки.

Хорошим подспорьем для начала интересного разговора может служить современный фильм, на примере которого можно «зацепить» подростка и провести очень живую, запоминающуюся для него беседу.

Преподавателю необходимо подбирать для совместного просмотра фильмы, где представлены яркие запоминающиеся образы, есть возможность для четкой нравственной оценки поступков героя, психологические моменты, касающиеся тем нравственных бесед.

Современный кинематограф, как и любое искусство, обладает возможностью погружения в иные чувства, передачу эмоционального состояния; может наглядно показать причинно-следственную связь поступков и принятых решений.

Эффективность данного метода зависит от ряда условий:

  1. Просмотр обязательно должен быть совместным с преподавателем.
  2. В ходе просмотра полезно несколько раз остановить фильм, чтобы заострить внимание на какой либо детали фильма или же пояснить культурный и исторический контекст, неизвестный подросткам.
  3. В ходе просмотра не давать превратить серьезный фильм в комедию, постоянными шутками над героем, смехом над серьезными местами фильма.
  4. После просмотра дать 2-3 минуты на «переваривание» увиденного и только потом начинать занятие-беседу.
  5. По возможности усилить впечатление от фильма сообщением дополнительных фактов о герое фильма или его прототипе, подобных исторических событиях.
  6. Проводить совместный просмотр фильмов не чаще одного раза в течении четырех занятий.
  1. Форрест Гамп. США. 1994.
  2. Побег из Шоушенка. США. 1994.
  3. Жизнь прекрасна. Италия. 1997.
  4. Хатико: Самый верный друг. США, Великобритания. 2009.
  5. Шоу Трумана. США. 1998.
  6. Трасса 60. США, Канада. 2002.
  7. Эквилибриум. США. 2002.
  8. Догвилль. Германия. 2003. (только для старших подростков, не для всех)
  9. Матрица. США. 1999.
  10. Кейт и Лео. США. 2001.
  11. Спеши любить. США. 2001.
  12. Повелитель мух. США. 1990.
  13. Щенок. Россия. 2009.
  14. И через тысячу лет. Россия. 2008. (короткометражный фильм)
  15. 12. Россия. 2007.
  16. Андрей Рублев. СССР. 1966. (не для всех)
  17. Любовь и голуби. СССР. 1984.
  18. Чучело. СССР. 1983.

Существует много прекрасных фильмов, на примере которых можно проиллюстрировать ту или иную тему нравственных бесед, автор представил список фильмов, большинство из которых он просматривал и обсуждал вместе с подростками. Фильмы, представленные выше, послужили хорошим поводом и иллюстрациями к проведению нравственных бесед с подростками.

Стоит особо отметить, что перед совместным просмотром преподавателю необходимо внимательно посмотреть фильм самостоятельно, примерно продумать план беседы и основные моменты, на которых стоит заострить внимание подростков.

Проблемы и трудности, возникающие в ходе занятий

Как уже было отмечено выше, подростковый возраст довольно сложен и противоречив, поэтому при обсуждении многих тем возникали трудности, которые можно весьма примерно выделить в следующие виды:

* Не понимание материала, не восприимчивость к терминам и понятиям. Такая проблема вставала когда при объяснен6иях или обсуждениях приходилось опираться на элементарные философские понятия, которых у многих старшеклассников пока нет. Проблема, конечно, касается и возможности педагога объяснить некоторые философские понятия доступным подросткам языком. Тем не менее при обсуждении некоторых тем приходилось давать философскую терминологию и пояснять ее.

* Споры . Иногда, в процессе обсуждения возникают споры, где каждая из сторон страстно отстаивает свое мнение. Если во время не вмешаться в спор, то он может перерасти в настоящий конфликт с обидами. Здесь преподавателю очень важно тактично и четко увести обе стороны от спора, постараться вместе вычленить все аргументы и контраргументы, перевести эмоциональный спор в русло дискуссии. Не в коем случае нельзя сразу же принимать одну из сторон, даже если преподаватель с ней полностью согласен. Всегда нужно точно объяснить почему именно та или иная точка зрения считается преподавателем верной, опираясь как на логические аргументы, так и на примеры.

Преподаватель должен сам обладать культурой дискуссии и эту культуру в той или иной форме преподать учащимся. Только так возможно успешное проведение занятий-бесед, в противном случае каждое занятие будет грозить превратиться в бессмысленный эмоциональный спор, где важным будет не поиск правильного решения, а победа в споре той или иной стороны.

* Споры с преподавателем . Более трудную задачу представляют возникающие споры с преподавателем. Т.к. нравственное учение не является точной наукой, где все можно измерить и точно посчитать, по некоторым вопросам могут возникнуть серьезные разногласия между учащимися (или же одним учащимся) и преподавателем. Здесь очень важно не «давить авторитетом» и тем более не высмеивать спорящего подростка.

Преподаватель должен с самого начала занятий-бесед с уважением относится к мнению своих учащихся и тот или иной спор, возникающий во время бесед, приписывать своему неумению четко и понятно объяснить и малоопытности подростков. Здесь нужно проявить такт, смекалку, возможно, чувство юмора, направленное не на оппонента, а на саму ситуацию. Важно понять действительно ли в ходе беседы преподаватель столкнулся с принципиально другой нравственной позицией или полным непониманием со стороны подростка; нет ли в споре мотивов протеста против излишнего давления, излишнего «догматизма»(когда еще не уясненные подростками постулаты, ставятся как изначально неоспоримые аксиомы), навязывания преподавателем своей позиции без должных разъяснений.


«Профилактика

различных видов химической зависимости».

Методические рекомендации . Для первого раза выберите несколько тезисов. Не перегружайте подростков. Не переходите на личности, даже если в классе есть дети, употребляющие алкоголь, в том числе и пиво. Беседу проводите спокойно, не проявляйте излишнюю эмоциональность. Не уговаривайте подростков не прикасаться к сильнодействующим веществам, а влияние на мозг могут оказывать и вещества, поступающие извне. Всем влияние проинформируйте о последствиях этих контактов. Вовлекайте ребят в дискуссию.

Материал для беседы. Мозг человека – блистательно спроектированный и созданный природой самопрограммирующий компьютер. Нет ничего совершеннее человеческого мозга. Возможности его не изучены даже на миллионную часть, хотя на анатомо-физиологическом уровне изучение его продолжается более ста лет, а мышление людей как продукт деятельности мозга психология исследует уже три тысячелетия.

Работа мозга тончайшим образом регулируется химическими веществами, присутствующими в организме в естественном состоянии. Это кислород и углекислый газ, глюкоза и витамины, гормоны и микродозы алкоголя, который, как и некоторые другие продукты, образуется в организме в процессе обмена веществ.

Однако большое влияние на мозг могут оказывать и вещества, поступающие извне. Всем хорошо известно, что у голодного человека нарушается внимание, ухудшается реакция. Если нет возможности полноценно пообедать, иногда достаточно съесть конфету, и почти моментально улучшится общее состояние и мышление. Придает бодрости и чашка крепкого кофе, чая.

Если в первом случае за счет глюкозы, продукта расщепления более сложных сахаров, улучшается питание мозга, то в случае употребления чая и кофе мы искусственно стимулируем весь организм, в том числе мозг, с помощью неестественного для организма продукта – кофеина, к которому может развиться привыкание. Не получая кофеиновую подпитку, человек будет чувствовать вялость, у него снизится работоспособность. Однако при желании от кофеина можно отвыкнуть. Иногда врачи рекомендуют отказаться от крепких чая и кофе по причине раздражения слизистой желудка или в связи со спазмами сосудов.

Куда более тяжелая зависимость развивается от психоактивных веществ (ПАВ). К ним относятся: никотин, алкоголь, наркотики – опий, кокаин, морфин и его производные, в том числе и героин, синтетические наркотические вещества, например, экстази.

Вопрос к подросткам . Кто знает, что такое «экстази»?

Обсуждение. Не спрашивайте у ребят, откуда они знают об этом веществе, а отметьте для себя, кто именно осведомлен.

Экстази очень популярно у некоторых молодых людей, чрезмерно увлеченных посещением дискотек. Экстази дает возможность продержаться в тонусе 1-12 ч, проводя время в постоянных танцах. Однако потом наступает смертельная усталость, апатия, потеря интереса к окружающему миру. Употребление экстази ведет к инвалидности.

О наркомании современные молодые люди знают не понаслышке. Нет практически ни одного школьного коллектива, где бы не было девушки или юноши, употребляющих наркотики. Наркомания стала бедой, кошмаром конца ХХ века.

Вопрос к подросткам . Наркомания – это вредная привычка или болезнь?

Обсуждение. Выслушайте мнение и дайте правильное определение понятиям «вредная привычка», «наркомания».

Механизм развития болезни, а наркомания не вредная привычка, а тяжелая болезнь, к сожалению, удивительно прост, поэтому недуг захватывает все больше жертв в молодежной среде. Суть заключается в том, что наркотики действуют на центр удовольствия, и человек уподобляется крысе, нажимающей на рычаг, соединенный с электродом, вживленным в мозг, в этот самый центр удовольствия. Вещества, выделяющиеся при раздражении центра, на некоторое время погружают несчастную крысу и по аналогии с ней наркомана в блаженный покой. На языке подростков это называется «кайф». Бедное животное очень быстро погибает от «счастья».

Погибают и наркоманы, не только от наркотического истощения, но и от СПИДа, которым можно заразиться через общий шприц, от гепатита В – вирусного заболевания, предающегося через кровь. Рядом с наркоманией бок о бок шагают криминогенное поведение и проституция.

Необходимость добывать деньги, а наркотики стоят дорого, толкает подростков в асоциальную среду. Практически они теряют свободу, так как становятся полностью зависимы от торговцев наркотиками. «Ломка» - тяжелейшее соматическое (телесное) состояние, связанное с отсутствием в организме необходимого количества наркотического вещества. Наркоман испытывает адские боли и глубокие моральные страдания.

Вопрос к подросткам . Пьянство и алкоголизм – это одно и то же?

Обсуждение. Нет, пьянство – вредная привычка, ведущая к болезни, а алкоголизм – болезнь и следствие пьянства.

Итак, несколько медленнее, чем наркомания, и с более разнообразной картиной нарушений из вредной привычки, именуемой пьянство, развивается алкоголизм.

Алкоголизм – это болезнь, основой которой становится зависимость организма от повышенной концентрации этилового алкоголя. В организме каждого человека содержится небольшое количество этилового алкоголя. Естественно вырабатывающийся алкоголь участвует в обмене веществ, является биологическим «горючим», благодаря ему человек энергичен и бодр. Однако если все время «подбрасывать» это горючее извне, то нарушается обмен веществ и организм ленится работать без дополнительной подпитки. Так из пьянства развивается алкоголизм – зависимость человека от этилового спирта.

Алкоголизм имеет несколько стадий: на первой – заболевание излечимо и большая часть изменений обратима, вторая стадия довольно быстро переходит в третью, и человек становится инвалидом. Развиваются цирроз печени (замена печеночных клеток клетками соединительной ткани), поражение почек, нарушение сердечной деятельности, алкогольное слабоумие – вот неполный перечень заболеваний алкоголика.

Потомство пьющих людей – зачастую умственно отсталые дети, дети с физическими уродствами, глухие, слепые. В нетрезвом состоянии человек может совершить самые страшные преступления – убийства, кражи, изнасилования, поджоги и пр. Самоубийства тоже нередко совершаются пьяными людьми.

Вот и задумайтесь: не слишком ли велика цена за вполне осознанное нездоровое поведение? Именно осознанное, так как выпивает первую рюмку и делает первую инъекцию наркотического вещества человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти.

«Предупреждение заболеваний, передающихся половым путем».

Тема для младших подростков трудная, но необходимая. Беседа не должна быть слишком длинной. Лучше, если она будет носить просто информационный характер. Если подростки захотят углубить проблему – приветствуйте это и употребите при разговоре материалы из приложения.

С начала 80-х гг ХХ в. подростки попали в группу риска по заболеваниям, предающимся половым путем. Все вы слышали о таких заболеваниях, как гонорея, сифилис, СПИД. В большинстве случаев ими страдают люди нечистоплотные в интимных отношениях, ведущие беспорядочную, бездуховную интимную жизнь. Гонорея и сифилис известны человечеству давно, и если больной вовремя обращается к врачу, то его полностью излечивают.

Запомните две очень важные юридические истины: чем бы человек ни был болен, он ни за одно заболевание не подвергается уголовному преследованию; врачи сохраняют врачебную тайну, за ее разглашение они несут ответственность перед законом. И еще. В быту иногда говорят о приличных и неприличных болезнях. Вроде бы воспаление легких – заболевание приличное, а расстройство кишечника – неприличное. Не кажется ли вам, что это глупо и несправедливо по отношению к самому себе? Прежде всего, прилично быть здоровым. А если ты заболел, не важно чем, иди и лечись. Это же относится и к венерическим болезням. Да, человек сам виноват, что получил сифилис или гонорею, но никто его за это не будет подвергать уголовной ответственности или общественному порицанию. Единственное, за что больной венерическими заболеваниями отвечает в соответствии с уголовным законодательством – это за преднамеренное заражение других людей сифилисом, гонореей, СПИДом.

Что же касается самого СПИДа, то эта болезнь пока неизлечима. Суть заболевания заключается в том, что с кровью или сперматической жидкостью больного в организм здорового человека поступает вирус иммунодефицита человека – ВИЧ. Он поражает клетки крови, которые называются Т-лимфоциты. Вирус проникает внутрь клетки, разрушает ее и размножается. Новые вирусы поражают новые Т-лимфоциты.

Иммунитет человека можно представить себе в виде замкнутой цепи, как бы загораживающей нас от болезней. Представьте себе, что из цепочки, которую вы носите на шее для украшения, выбито одно звено. Что будет? Цепь развалится и упадет. Ну а организм в этой ситуации остается без защиты. Ведь у каждого звена иммунной цепи своя собственная функция, заменить Т-лимфоциты нечем. Первое время после внедрения ВИЧ в кровь организм отчаянно защищается, продуцируя свежие Т-лимфоциты. Вот почему различают ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. ВИЧ-инфицированный человек может себя чувствовать весьма неплохо на протяжении 305 лет, но за это время он может заразить других людей, людей с более низкой сопротивляемостью, и они могут погибнуть раньше, чем носитель ВИЧ. Пораженный ВИЧ человек погибает от воспаления легких, от насморка, от расстройства желудка, так как организм не в состоянии сопротивляться.

СПИД часто называют чумой ХХ в. Это не совсем точное определение. От чумы, свирепствовавшей в Европе в Средние века, защититься было практически невозможно. От СПИДа людей защищает интимная чистоплотность. Если человек не ведет разбросанную интимную жизнь, если любовь не подменяется понятием «секс ради секса», то и заболевания, передающиеся половым путем, ему не грозят, так как все другие случаи заражения венерическими болезнями чрезвычайно редки.

Конечно, необходимо отметить, что вести чистоплотную, духовную интимную жизнь нужно не только из страха заболеть. Несерьезное, неуважительное отношение к самому себе как к сексуальной личности, т.е. личности, имеющей определенные половые признаки, не только физические, но и психологические приводит к душевной опустошенности. Не называя имен, сосредоточьтесь и подумайте, счастливы ли известные вам люди, которые безответственно относятся к своей интимной жизни. Бездуховные личные отношения ведут в том числе и к депрессии, о которой мы уже упоминали.

Итак, вернемся к СПИДу. В большинстве случаев эта болезнь – следствие распущенности в интимных отношениях или наркомании, когда потерявшие над собой контроль люди пользуются одним общим шприцем. Да, существуют люди, заразившиеся СПИДом в результате нарушения медицинскими работниками правил пользования инструментами, нарушения стерильности процедур. Но это бывает крайне редко.

Наркоманы передают друг другу не только СПИД, но и сифилис, гепатит, вызываемый вирусами В и С.

Гепатит – это заболевание, поражающее в первую очередь печень. Однако погибает от него человек в результате общего системного поражения всего организма. К сожалению, подростки в последнее время занесены в группу риска и по гепатиту.

«Профилактика изнасилования».

(беседа с девушками)

Методические рекомендации . Эту беседу нужно проводить в отсутствии мужской части класса или группы. Тема чрезвычайно болезненная, поэтому необходимо создать как можно более доверительную обстановку. Не переходите на личности, не пугайте. Информируйте. Ответьте на вопросы, которые будут.

Материал для беседы. Полностью обезопасить себя от сексуальных посягательств почти невозможно. Но свести риск к минимуму вполне реально и не очень трудно. Во многом поможет этому знание того, как это происходит.

По статистике, до 70% таких преступлений совершается вечером – от 18 до 23 ч и лишь от 7 до 14%-ночью. Местом совершения преступления чаще всего (примерно половина случаев) бывает место жительства (квартира, дача). На улицах, во дворах и парках совершается 18% сексуальных преступлений. Почти столько же в подвалах, на чердаках и в подъездах.

Если говорить о преступниках, то подавляющее их большинство психически здоровы! Даже среди лиц, совершивших так называемые серийные убийства на сексуальной почве (а таких очень немного) и подвергнутых судебно-психиатрической экспертизе, лишь 17,7% были признаны невменяемыми! Больше того, чаще всего это самые нормальные в бытовом понимании люди в возрасте до 30 лет, а каждый третий из них – школьник или учащийся ПТУ.

Интересно то, что 2/3 потерпевших были знакомы с преступниками до совершения сексуального насилия. При этом 22% случаев знакомств состоялись в день совершения преступления.

Как это ни странно, иногда потерпевшие сами виноваты в том, что с ними произошло. Разумеется, никто из них не хотел стать жертвой насилия, но своим поведением, манерой одеваться и пользоваться косметикой они провоцируют потенциального преступника на совершение преступления. Чтобы этого не произошло, достаточно следовать совету: вести себя скромно, с чувством собственного достоинства.

Однако вы живете не в вакууме, вам необходимо общаться с огромным количеством людей. Причем чем старше вы будете становиться, тем шире будет круг ваших знакомых. В том числе среди них будут и мужчины. И конечно, подавляющее большинство этих людей – порядочные представители общества. Однако предусмотреть все жизненные ситуации невозможно, а потому нужно обезопасить себя на случай встречи с личностью, склонной к сексуальной агрессии.

Всегда демонстрируйте уверенность в себе, внешним видом, походкой, взглядом, ответами на вопросы;

Придя в незнакомое место, осмотритесь, постарайтесь определить местонахождение телефона, людей, которые могли бы вам помочь в случае опасности;

Если пришлось одной поздно вечером выйти из дома, заранее прикиньте маршрут так, чтобы избежать плохо освещенных улиц, мест сборов мужских компаний;

Одевайтесь таким образом, чтобы одежда не стесняла движений, но чтобы ее трудно было сорвать;

Не входите в подъезд, лифт с незнакомым мужчиной;

Будьте осмотрительны при случайных знакомствах, избегайте называть свой адрес, а если можно, то и телефон, назначайте свидания на нейтральной территории;

Никогда не останавливайте попутных машин;

Приобретайте разрешенные законом средства самозащиты и носите их при себе;

Носите при себе в качестве средства самозащиты любую аэрозольную упаковку – лак для волос, дезодорант.

Вам показалось, что вас преследуют, перейдите на другую сторону улицы, остановитесь (завязать шнурок, посмотреться в зеркальце), наконец поверните назад и смело идите навстречу преследователю. Если опасения подтвердились, не отчаивайтесь. Вы вовсе не бессильны, кем бы ни был преступник. Но чтобы успешно противостоять насильнику, надо знать, как себя вести.