Домой / Дневной / Мастер-класс обработки горловины подкройной обтачкой. Технология пошива

Мастер-класс обработки горловины подкройной обтачкой. Технология пошива

Срезы горловины и пройм можно чисто вытачать обтачкой или косой бейкой. Обтачки всегда кроятся из ткани с таким же направлением долевой нити, что и детали, которые надо обработать обтачкой. Исключение составляют ткани, расшитые пайетками, для обработки которых применяется подкладочная ткань.

Обтачки выкроите с припусками по периметру. Чтобы срезы не растягивались, детали обтачки укрепите флизелином, приутюжив его с изнаночной стороны обтачки. Перенесите контуры.

Обработка круглой горловины

Если в изделии предусматривается молния или разрез в среднем шве переда или спинки, то сначала необходимо обработать их.

Стачайте детали обтачки, припуски швов разутюжьте и обметайте. Обметайте внутренний срез обтачки. Приколите обтачку к горловине лицом к лицу и притачайте. Припуски шва срежьте близко к строчке, на участках скругления надсеките, на 2 мм не доходя до линии шва (1).

Если горловину не нужно отстрачивать, заутюжьте припуск на обтачку (2). При этом не должны образоваться складочки. Удобнее всего утюжить на специальной по­душечке для утюжки или на краю гладильной доски.

Притачайте обтачку к припускам рядом со швом притачивания (3). Отверните обтачку на изнаночную сторону. Край выме­тайте так, чтобы шов оказался рядом со сгибом на изнаночной стороне и был невидим с лицевой стороны. По желанию можно отстрочить горловину.

Обтачку прикрепите к припускам плечевых швов парой стежков.

Если изделие с молнией по середине, то при притачивании обтачки припуски коротких срезов обтачки должны выступать за края разреза (4). После того как вы выверните обтачку на изнаночную сторону, отверните припуски обтачки и пришейте к тесьмам молнии (5).

Если изделие имеет борт или разрез с цельнокроеным подбортом то сначала отверните подборт (обтачку разреза) на лицевую сторону, а затем приколите обтачку горловины к горловине. Подрежьте обтачку так, чтобы ее короткий срез заходил на подборт на ширину 1 см (6). Притачайте обтачку. Срежьте припуски шва близко к строчке. Обтачку горловины и подборт (обтачку разреза) отверните на изнаночную сторону, приметайте и приутюжьте. Подборт (обтачку разреза) пришейте к обтачке горловины (7).

Горловина с V-образным вырезом выполняются так же, как и круглая. Чтобы обтачку можно было вывернуть на изнаночную сторону, надсеките припуски у вершины (8), соответственно в уголках вплотную к линии строчки.

Обработка проймы

Проймы можно чисто вытачать обтачками так же, как и круглую горловину. Особенно удобно выполнять боковые швы изделия заодно с обтачками пройм. Тогда вы сможете регулировать ширину изделия за счет припусков боковых швов, не отпарывая обтачки. Необходимое условие для этого: припуски на боковые швы изделия и обтачек должны быть одинаковой ширины.

Это делается так: выполните плечевые швы на изделии и обтачках. Припуски швов обметайте и разутюжьте. Обметайте внутренние срезы обтачек.

С обеих сторон изделия сколите обтачку и пройму лицевыми сторонами и стачайте. Припуски шва срежьте близко к строчке, на участках скруглений надсеките в нескольких местах и заутюжьте на обтачку. Притачайте обтачку к припускам шва близко к шву.

Единой строчкой стачайте боковые срезы изделия и обтачки. Припуски шва обметайте и разутюжьте.

Отверните обтачку на изнаночную сторону. Край выметайте. Пришейте обтачку к припускам плечевого и бокового швов.

Единая обтачка для горловины и пройм

Когда модель без рукавов имеет узкие плечи, то обтачки горловины и пройм объединяются в одну деталь. Поскольку после стачивания всех круговых срезов обтачку нельзя вывернуть, плечевые швы должны пока оставаться открытыми. Их стачивают позже.

Для этого обметайте нижние срезы обтачек. Сложите обтачки с соответствующими срезами горловины и пройм лицевой стороной к лицевой стороне. Сколите срезы горловины и пройм, совместив линии швов. Стачайте, при этом начинайте/заканчивайте шов, соответственно, на 3 см ниже размеченной линии плеча. В начале и конце шва выполните по закрепке (1, 2).

Срежьте припуски швов близко к строчке. На переде отверните обтачку на изнаночную сторону, для чего протяните плечевые срезы между обтачкой и передом. Плечевые срезы переда протяните между обтачкой и спинкой на плечевые срезы спинки. В результате перед и спинка, а также обтачки сложатся лицевыми сторонами.

Приколите перед к спинке вдоль размеченной линии плеча и притачайте. Затем сколите плечевые линии на обтачках и также стачайте (3). Вытяните немного наружу перед вдоль плеча.

Припуски плечевых швов разутюжьте. Удобнее всего это сделать на длинной ручке поварской ложки (4). Затем сколите оставшиеся открытыми срезы горловины и пройм и стачайте (5). Перед вытяните из плечевых краев спинки, при этом обтачка спинки вывернется автоматически на изнаночную сторону.

Приутюжьте края горловины и пройм со стороны обтачек. Сложите перед со спинкой лицевыми сторонами и сколите боковые срезы изделия и обтачек. Единой строчкой стачайте боковые срезы изделия и обтачек (6).

Как стачивать очень узкие плечевые срезы (3 см и меньше)

Приколите обтачки к соответствующим срезам лицевой стороной к лицевой стороне и притачайте точно до размеченных плечевых швов. В конце шва выполните закрепку. Припуски шва срежьте близко к строчке, на участках скруглений надсеките. Отверните обтачки на изнаночную сторону, для чего просуньте плечевые срезы между обтачкой и изделием. Приутюжьте. Стачайте лицевыми сторонами плечевые срезы изделия, не прихватывая обтачку (8). Разложите припуски швов. Подверните на обтачке припуски плечевого шва и несколькими стежками сшейте отвернутые края встык (7).

Обработка косой бейкой

Срезы выреза можно обработать готовой или выкроенной косой бейкой. Готовые косые бейки из хлопка, матовые или глянцевые, в большом ассортименте представлены в швейных магазинах. Для вытачивания используют готовую, сложенную пополам бейку шириной 4 см.

Перед началом работы разложите бейку плоско и приутюжьте. Вы можете также выкроить косую бейку из подкладочной ткани или лоскута основной ткани. Чтобы на изнаночной стороне обтачка имела чистые края, сложите косую бейку вдоль пополам изнаночной стороной вовнутрь. Приутюжьте, придавая косой бейке форму закругленного выреза - это называется «оттянуть края», припосадить открытые срезы (1).

Чтобы срезы горловины и пройм при обработке косой бейкой не искривились, приутюжьте с изнаночной стороны прокладку флизелин так, чтобы цепной шов точно совпал с размеченной линией шва (2). При этом обращайте внимание на то, чтобы срез горловины/проймы лежал на гладильной подложке плоско.

Приколите косую бейку к срезу горловины лицом к лицу так, чтобы сгиб бейки лежал на расстоянии около 1,5 см от размеченной линии шва, а открытые срезы бейки лежали на припуске. Притачайте бейку с изнаночной стороны переда и спинки точно вдоль размеченной линии горловины. Срежьте припуски шва близко к шву, на участках скруглений надсеките (3).

Отверните косую бейку на изнаночную сторону. Края приметайте (4). Приутюжьте. При необходимости выполните второй плечевой шов, стачайте боковые срезы. При этом обращайте внимание на то, чтобы срезы горловины лежали точно друг на друге (5). Припуски шва разутюжьте, обметайте и пришейте вручную вдоль горловины. По желанию горловину можно отстрочить.

Добрый день, всем заглянувшим на мой сайт, на котором я делюсь всем, что «нашито непосильным трудом».
Сегодня мы разговариваем о дублировании деталей при шитье одежды . Постараюсь рассказать обо всех правилах, фишках и тонкостях, которые мне известны.

Мы будем вспоминать правила термофиксации, то есть дублирование одежды клеевыми методами. Бесклеевое дублирование – это большая сложная тема, в которой я точно не специалист. Мои «респект и глубокая уважуха» технологией владеющим.
Нам же, чтобы шить достойно, вполне достаточно знать правила обращения с клеевыми прикладами. Тем более, что выбор термопластичных материалов на рынке (дублерины, флизелины) –на любой вкус и кошелёк.

Термоклеевые прокладочные материалы

Не претендую на полный обзор, но пробегусь по основным позициям, которыми пользуюсь сама.

  1. Дублерин — это обычная ткань, на одну сторону которой нанесён слой клея. Различаются дублерины плотностью, составом основы, растяжимостью, а также характером нанесения клеевого покрытия (высотой и частотой клеевых точек).
    Я пользуюсь в основном дублеринами:
    -воротничковым, не слишком плотным- тонким и растяжимым на трикотажной основе. Это приклад номер один в моей мастерской. Незаметен, пластичен, не портит свойств основы, и в то же время помогает держать форму. Улучшает вид самой неказистой материи. Шифоновый дублерин от Hensel — это главный мой помощник. Дорогой, но стоит своих денег.- с основой типа марлевки. Покупаю тоже Германского производства, он дешевле трикотажного и плотнее. Укрепляю детали пальто, иногда- борта жакетов.

    дублерин на трикотажной шифоновой основе Hensel

    воротничковый дублерин Hensel


  2. Флизелин — это нетканый прокладочный материал с клеевым покрытием. Бывает разной толщины и плотности. Нитепрошивной и простой.
    Я использую флизелины редко, в основном в планках рубашек или плательных воротничках, да и то — предпочитаю дублерин на шифоновой основе. Флизелин выберу, если изделие шью из недорогой ткани. Покупаю только нитепрошивной тонкий.
    Флизелиновые кромки . Бывают нитепрошивные и простые. Применение: дублирование срезов, швов.
  3. Отличный материал, удобный, но дорогой. Я в целях экономии нарезаю полоски нужной ширины сама из тех материалов, что есть под рукой.
  4. Клеевые корсажные ленты . Это материал для изготовления поясов. Выпускается разной ширины, одинарные или двойные, с перфорацией по краю, что облегачает разметку и позволяет пояс сделать идеально ровным.
  5. Клеевые паутинки и сеточки . Это просто слой клея, без основы. Убивают пластику ткани напрочь, делая деталь «деревянной». Не покупайте и не применяйте их никогда. Если они все ещё присутствуют в вашей мастерской, то найдите и выбросьте, чтобы не дай б-г куда-либо не приклеить.


    Самый обычный вопрос, который возникает при дублировании: какие детали дублировать? Тонкостей здесь тьма, и одну и ту же деталь в одном случае мы дублировать будем, а в другом -нет. Чтобы понимать ЧТО укреплять, нужно понимать ЗАЧЕМ. Это как в любой задачке: когда понимаешь суть процесса, то запоминать алгоритм решения не нужно, — ты сам выстроишь его наилучшим образом без подсказок.

    Зачем дублировать детали верхней одежды.

    1. Чтобы придать форму изделию (пальто, жакеты). Как говорит изумительный мастер (и моя подруга) Светлана (Мило): «Проклеенная рубашка –это плащик, а непроклееный пиджак – это рубашка» .
    2. Сохранить форму (фасон) одежды в процессе эксплуатации (пальто, жакеты).
    3. Предохранить срезы от растяжения (карманы, низы, проймы, горловина)
    4. придавать тканям стойкость к сминанию (воротнички, манжеты)
    5. повысить упругость в местах постоянного деформирования (воротнички).Итак, дублируем для красоты, надежности и долговечности.
      Иллюстрации из учебника «Основы технологии швейного производства» , 2001г. автор Труханова А.Т.


      Какие детали одежды нужно дублировать

      • В верхней одежде дублируют полностью : полочки, подборта, верхний воротник, подворотник, клапаны, листочки. Наша цель — придать и сохранить форму.
      • Зональное (частичное) дублирование : борта полочек, боковые части полочек, входы в карман, шлицы. Это дополнительная жесткость для придания формы и предотвращения растяжения.
      • Дублирование срезов от растяжения : низ изделия, низ рукавов, срезы пройм, горловины, вход в карманы. На этом этапе «включите» ваше чутьё. Данный пункт нельзя применять «прямо и в лоб». В пальто и жакетах однозначно -да, укрепляем срезы дополнительно. Но в платьях -не всегда.
        Вам нужно прочувствовать — стоит ли утяжелять низы, стоит ли уменьшать пластичность срезов и увеличивать толщину швов.
      • Дублирование производят до стачивания деталей.
      • Направление долевых основной ткани и термофиксирующих прокладок должны совпадать.
      • как правило, детали из прокладки выкраивают без припусков на швы, точно по размеру лекала.Наглядные схемы дублирования деталей одежды:Давайте остановимся на этих общих правилах и не будем запутываться в исключениях. Ибо дублерины нынче выпускают в таком чудесном ассортименте, что не во всяком сыщешь долевую.

        дублирование полочки жакета

        дублирование женского жакета

        фронтальное дублирование полочки жакета, зональное дублирование входа в карман, дополнительное дублирование низа и шлицы жакета.


        Хитрости и тонкости дублирования. Мой опыт.

        • Детали из термоприклада выкраиваю без припусков на шов, точно по лекалам. Но стачивающую строчку прокладываю так, чтобы дублерин на 1 мм попал в шов. Исключение: и .
        • Дублирую детали после примерки, а не до. Вначале уточняю форму, пропорции и размер изделия, которые устраивают меня и заказчика, затем распарываю, корректирую, и лишь затем укрепляю детали прокладками.
        • делаю несколько тестов на кусочках материи разными видами термодублеринов. Выбираю лучший.
        • Под застежки (петли, пуговицы, молнии) материал дублирую всегда, по умолчанию.
        • Обтачки дублирую всегда (кроме косых беек, разумеется), предпочитаю тонкие трикотажные дублерины.
        • В рубашках и блузках : планки, воротники, манжеты
        • в платьях : обтачки, мелкие детали (манжеты, клапаны), воротники, застёжки.
        • в трикотаже : иногда слишком растяжимые срезы. Плечевые -часто. В зависимости от свойств трикотажа и того, что я хочу получить от изделия.
        • в брюках и юбках : пояс. В юбках -щлицу.
        • вход в (кроме накладных) от растяжения кромкой «по долевой»
        • Жалею утюг: клей с тонких дублеринов может проникать наружу. Использую тонкий сухой проутюжильник, кладу его одной и той же стороной вверх и часто стираю.
        • Утюгом не нужно «возить» по поверхности. Поставить на поверхность, надавить и считать про себя до 10 секунд. Затем переставить утюг на следующий дублируемый участок.
        • Не нужно стирать и мочить клеевые дублерины. Это совершенно бесполезное занятие в реалиях наших дней. Производители научились делать потрясающие по своим качествам прикладные материалы, и тема их усадки ушла в далекое прошлое. Ещё раз: в моей практике я ни разу не встречалась с усадкой клеевых дублеринов.
        • покупаю дулерины только на натуральной основе — хлопковой, вискозной.
        • Не нужно экономить на прикладе. Некачественные, кондовые клеевые способны «убить» весь внешний вид изделия, а вашу работу свести «на нет» после первой же стирки. Я давно взяла за правило покупать немецкие хорошие термоприклады, чаще – на трикотажной тонкой основе. Дорогие они сейчас, это да. Не выкидываю межлекальные выпады, а собираю их в мешочек, — они потом всегда пригождаются для зонального дублирования или для фиксации осыпающихся краев.
        • Хотите шить хорошо? Никогда не применяйте клеевые паутинки и сеточки. Точка.
        • Для меня открытым остается вопрос — пользоваться ли паром в процессе дублирования. Раньше я пользовалась пром и влажным проутюжильником, но после беседы со специалистом Hensel, которая отвергла пар категорически, я практикую дублирование без пара. Разница неочевидна, сравнение и опыты продолжаю.

        Ваше мнение может не совпадать с мнением редакции в моём лице, и это нормально.

        дублирование верхней манжеты

        укрепление выреза горловины на осыпающейся тонкой шерсти


        Не так давно мне крупно повезло побывать на складе, побеседовать, и даже записать шикарные советы ведущего менеджера торгующей фирмы Хензель (Hensel). Киевляне, вам за богатствами термоприкладов сюда: г. Киев, ул. Горького, 16 (не реклама).
        Все специалисты дилерского центра проходят обучение в Германии, поэтому эти советы – непосредственно от производителя, что весьма ценно.

        Правила дублирования от Hensel

        1. Выдержать направления долевых нитей и в ткани, и в дублерине.
        2. Дублируйте на жёсткой поверхности
        3. Продублированная деталь должна застыть. Для этого нужно оставить её на жёсткой поверхности на 15 минут.
        4. Если вы выдержали режимы дублирования вначале, то после этого возможны любые паровые операции, химчистки, — всё что угодно.
        5. На одну и ту же ткань пробуйте разные дублирующие материалы. Подбирать правильный дублерин нужно методом испытания. Попробуйте на кусочке: устраивает ли вас такая плотность и жесткость? Или нужна деталь более пластичная?
        6. Производители предлагают разные термодублерины. Обратите внимание на клеевой слой: крупные точки, мелкозернистые, точка с высокой головкой, конусные точки – все материалы разные и предназначаются для разных тканей.
        7. Рыхлые ткани: выбираем редкую точку, но высокую. Клеевая капелька попадает в волокна материи, проникает и фиксируется. Если взять мелкозернистую точку, то она только зацепит верхние ворсинки и не закрепится надежно.
        8. Вопрос: — что делать, если нужно оторвать дублерин?
          Ответ: — обдать паром, размягчить, отодрать, а затем клей счистить спиртом.
        9. Дублируем в течение 16 секунд или 20 секунд, — для разных видов дублерина. Время нужно выдержать!
        10. Не пользуйтесь паром! Только сухой горячий утюг.
        11. Вопрос: — Как дублировать воротнички и манжеты?
          Ответ: — для воротничков условия дублирования очень жёсткие. На фабриках по производству сорочек установлены специальные прессы –тиски. Что можно сделать в условиях маленькой мастерской без специальной техники:
          Поверхность должна быть абсолютно ровная и жёсткая. Гладильная доска не подходит, лучше обеденный стол. Утюг нужно взять тяжёлый. Надавить на 25 секунд всем своим весом. Проследите, чтобы не «палил» утюг.
          Да, не всякая материя выдержит, и за 25-30 секунд может произойти опаливание ткани. Подложите тонкую бумагу на дублирующий слой. Никакого пара!
        12. Для изготовления поясов удобны специальные ленточные дублерины. Одинарные – для мужских, потому что в них используется корсажная лента. И двойные женские.

        Я благодарю менеджера Ирину за потрясающую экскурсию по складу, очень жалею, что поздно включила диктофон и не взяла с собой фотоаппарат. Ухожу с сумкой, полной свертков и кулёчков. Дублирую воротнички теперь по всем правилам.

        Если честно, то после разговора со «специально обученным человеком» я пребывала в некотором удивлении. Столько нового для себя узнала, будто перезагрузку прошла. Паром не пользуюсь теперь, давлю на утюг на столе, покрытым сукном и считаю до 16 секунд. Результатами довольна, как слон!

        Ваш опыт дополнит тему дублирования, если вы оставите комментарий. Материала по клеевым в интернете крайне мало, а тема архи-важная.
        Правильным дублированием можно изменить внешний вид изделия на «отлично», а неумелым — «убить» . Давайте прояснять ситуацию).
        Желаю всем удачного шитья!

        Ещё статьи по теме

Обработка проймы в изделиях без рукава

Обработка проймы обтачкой-кокеткой

Обработка проймы обтачкой, бейкой, окантовкой

Способ обработки проймы в изделиях без рукава в основном определяется свойствами материала (толщина, осыпаемость, прозрачность, эластичность) и моделью (наличие или отсутствие отделочной строчки, отделки, канта по краю проймы).

Проймы и горловину в изделиях из шерстяных тканей, толстых нарядных шелковых тканей, толстых льняных тканей с лавсаном обрабатывают подкройными обтачками.

Проймы в изделиях из х/б и тонких льняных тканей обрабатывают двойной косой бейкой (выкроенной под углом 45° к долевому направлению нити, сложенной вдвойне).

Обработку производят до стачивания боковых швов. В изделиях из льняных и плотных х/б тканей обработку производят после стачивания боковых швов с закладыванием концов бейки друг на друга.

Обработку пройм и горловины в изделиях из ткани вельвет (жилетах, сарафанах) производят подкройными обтачками с обметыванием внутреннего среза и последующим подшиванием его на с/м потайного стежка. Допускается в отдельных моделях настрачивание на стачивающей машине.

Обработку пройм и горловины в изделиях из шерстяных тканей и трикотажных полотен (жилетах, сарафанах) с отделочной строчкой 1,0 см и более производят подкройными обтачками с обметыванием внутреннего среза без последующего прикрепления.

Проймы в изделиях без рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами обрабатывают подкройной обтачкой, окантовочным швом с одним открытым срезом, с двумя закрытыми срезами на машине со специальным приспособлением, одной или двумя строчками на машине без специального приспособления, а также используя вдвое сложенную косую бейку.

Обработка обтачным швом.

Перед обработкой пройм соединяют боковые и плечевые срезы.

Обработка проймы подкройной обтачкой .

Этот способ чаще всего применяют в блузах и платьях, где есть воротник или какой-либо фантазийный вырез горловины, где невозможно применить единую обработку горловины и пройм цельной обтачкой.

Неоспоримый плюс обработки пройм обтачками в том, что пройма смотрится очень аккуратно с лицевой стороны изделия. При этом способе не видно никаких строчек с лица, в отличие от обработки пройм косыми бейками.

Конфигурация обтачек полностью совпадает с проймами полочки и спинки.

На обтачках никогда(!) не выполняется вытачек и лишних швов, которых можно избежать. Например, если на модели есть рельефные швы, начинающиеся из проймы, то это не означает, что такие же рельефные швы должны быть и на обтачках пройм. Переснимая детали обтачек пройм, нужно сразу же закрывать все вытачки и рельефы, которые могут быть на пройме изделия.

Обтачка служит средством фиксации формы пройм и предохранения их от растяжения. Для того, чтобы обтачка держала форму, ее укрепляют клеевым материлом, который нужно подбирать по толщине и свойствам под каждый вид ткани.

Части обтачки складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, и стачивают Ширина шва 0,5 - 0,7 см. Швы разутюживают. Внутренние срезы обтачек перегибают в сторону изнанки на 0,5 - 0,7 см и застрачивают на расстоянии 0,1 см от подогнутого края. В изделиях из легкоосыпающихся тканей срезы предварительно обметывают на специальной машине.

Обтачку складывают с изделием лицевыми сторонами, уравнивая срезы, обтачивают пройму (ширина шва 5-7 мм). На закруглениях припуски рассекают, обтачку отворачивают на изнаночную сторону, выправляют и выметывают кант из проймы (ширина канта 1-2 мм). Кант фиксируют, настрачивая припуск шва оттачивания на обтачку.

Край обтачки прикрепляют к припускам боковых и плечевых швов ручным или машинным способами. В дорогостоящих изделиях край обтачки пришивают к изделию потайными подшивочными стежками в нескольких местах.

Если концы обтачки не стачаны, обтачивание проймы начинают, отступив от концов обтачки на 3-4 см, непритачанные концы обтачки стачивают. Шов раскладывают и обтачивают пройму на оставшемся участке.

Обтачку отгибают на изнанку изделия, образуя кант. Проймы в готовом виде приутюживают.

Двойной бейкой. Ширина бейки в крое составляет 2,5 – 3 см. Ее заутюживают вдвое по длине, уравнивая срезы. Обтачивают пройму сложенной вдвое бейкой, располагая бейку с лицевой стороны изделия и уравнивая срезы проймы и бейки (ширина шва 5-7 мм). Срезы шва на закругленных участках надсекают. Настрачивают шов обтачивания на бейку (ширина шва равна 0.1-0.2 см). Заутюживают бейку на изнаночную сторону изделия с образованием канта из проймы; настрачивают сгиб бейки на пройму швом шириной 0.1-0.2 см.

Одинарной настрочной бейкой . В изделиях, где по краю проймы предусмотрена отделка, для обработки используется одинарная настрочная бейка. Она может быть выполнена как из основного, так и из отделочного материала. Пройму обрабатывают настрочной бейкой как в открытом виде (при нестачанном боковом шве), так и при соединенных боковых срезах. В этом случае бейку предварительно стачивают по все срезам, т.е. в кольцо.

Бейку (в изделиях из тонких материалов она может быть предварительно дубирована) укладывают лицевой стороной к изнаночной стороне изделия, уравнивают срезы и обтачивают пройму (ширина шва 5-67 мм). После выворачивания бейки и выправления канта по краю проймы из бейки подгибают и настрачивают свободный край бейки. Может быть проложена отделочная строчка по внутреннему краю бейки.

Ширина бейки должна быть одинаковой по всей длине проймы.

Обработка окантовочным швом

Для обработки проймы окантовочным швом бейку выкраивают под углом 45° к нити основы. Части бейки и концы стачивают. Строчка должна проходить параллельно нити основы Швы подрезают, оставляя припуск 0,5 - 0,7 см. Швы разутюживают.

При использовании машины без спецприспособления окантовывают в два приема , сначала притачивают бейку по срезу проймы с лицевой стороны, затем, огибая припуски шва, бейку перегибают на изнаночную сторону, подгибают край и застрачивают, располагая строчку в шов (т.е. с изнаночной стороны проймы она проходит по окантовке, на расстоянии 1-2 мм от внутреннего сгиба, а по лицевой стороне – по окантовкой, по пройме).

Допускается концы бейки стачивать одновременно с боковыми срезами, при этом верхние и нижние края окантовки в боковом шве должны совпадать, а припуски шва настрачивают на изделие двойной обратной машинной строчкой, располагая ее поперек окантовки на расстоянии 5 мм от шва.

При обработке проймы окантовочным швом в изделиях из толстых материалов внутренний край косой бейки не подгибают, внутренний срез предварительно обметывают на спецмашине и застрачивают без подгибания.

При использовании спецприспособления к швейной машине – окантовывателя – пройму окантовывают в один прием. Для этого полоску для окантовки заправляют в спецприспособление и настрачивают машинной строчкой. В один прием можно окантовывать пройму и на универсальной швейной машине, если используется готовая косая бейка. Ее заутюживают так, чтобы нижний край был на 1 мм шире верхнего, приметывают по срезу проймы, настрачивают по верхней стороне на расстоянии 1 мм от внутреннего сгиба

В изделиях из тонких материалов для окантовывания проймы используют окантовочный шов с двойной окантовкой , что позволяет не заметывать внутренний срез, подгибая его, а просто настрочить сгиб двойной бейки. Концы двойной бейки допускается не стачивать. Бейку перегибают вдоль посередине изнанкой внутрь, срезы уравнивают, срез одного конца обтачки подгибают внутрь на 1 см и накладывают на лицевую сторону проймы сгибом в сторону изделия, срезы бейки и проймы уравнивают и обтачивают со стороны бейки. Ширина шва зависит от модели, при этом необработанный конец бейки должен заходить за подогнутый срез бейки на 1 - 1,5 см. Бейку отгибают на изнанку изделия, огибая шов и образуя кант, кант закрепляют машинной строчкой с лицевой стороны в шов притачивания бейки, при этом под строчку с изнанки должен обязательно попадать сгиб бейки и строчка должна проходить на расстоянии не более 0,3 см от края (сгиба). Проймы в готовом виде приутюживают.


В изделиях из тонких прозрачных материалов край проймы окантовывают полоской основной или подкладочной ткани в цвет, выкроенной по косой. Затем окантованный край отгибают на изнаночную сторону, выправляют кант из проймы. Сгиб приутюживают. Внутренний край косой бейки прикрепляют к припускам швов.

Существует множество способов обработки данного узла, мне известно не менее шести. Выбор того или иного способа зависит от типа изделия, характеристик ткани и ширины плечевого среза.


Сегодня я покажу один из любимых мной способов. В нем мне нравится простота исполнения и возможность отстрочить с изнанки горловину полностью по всей окружности, а не частично, как в других способах. Этот способ подходит для обработки платья со средними или широкими плечевыми срезами. Если бретели изделия узкие, лучше выбрать другой тип обработки.

Для настоящего мастер-класса за основу использована выкройка модели 107 из Burda 9/2012:

Выкройка:

Крупный рисунок, кожаные карманы, А-силуэт… Янина выбрала платье, похожее на то, что носил…


Для того чтобы обработать изнанку верха изделия обтачкой необходимо выкроить детали полочки и спинки из ткани, произвести примерку и внести корректировки, если они необходимы.

Кроме того вам потребуется:


Подкладочная ткань (можно использовать и основную);

Клеевой дублерин;

Калька или любая бумага для перевода выкройки;

Простой карандаш;

Французское лекало-капелька;

Нитки, портновские булавки, ножницы для ткани и для бумаги, линейка.

Шаг 1


Для начала необходимо выкроить обтачку. Если ваше платье в процессе примерки не претерпело никаких изменений, кроить лучше, пересняв деталь с выкройки платья.

В данном случае детали платья я корректировала, поэтому перенесем линии горловины пройм, боковые линии и линии центра на кальку, наложив на нее готовые детали из ткани. Переносим вместе с припусками.

Шаг 2


На детали полочки несем отметки на расстоянии 4 см от срезов пройм и горловины, соединим их плавной линией при помощи французского лекала. Если у вас нет такого лекала, можно воспользоваться любым предметом с плавными очертаниями, например, тарелкой.

Шаг 3


Аналогично дорисовываем нижнюю линию на детали спинки. Теперь можно вырезать выкройки деталей обтачки.

Важно!



При вырезании выкройки обтачки срежьте по 2 мм по линиям пройм и горловины, чтобы при соединении с основными деталями образовался красивый переходной кант, а обтачку не было видно с лицевой стороны.

Шаг 4



Далее нужно выкроить детали обтачки на ткани и продублировать их. При крое обтачки из ткани обратите внимание на направление долевых нитей: направление долевой нити обтачки должно совпадать с её направлением на основных деталях полочки и спинки.

Продублируем детали обтачки клеевым дублерином при помощи утюга. Дублировать лучше детали полностью, вместе с припусками, чтобы в эксплуатации горловина и проймы не деформировались.

Важно!

При необходимости можно продублировать тонкой полоской клеевой срезы горловины и пройм на деталях полочки и спинки из основной ткани. У меня обтачка обработана довольно плотным дублерином, поэтому я решила этого не делать.

Дублировать ли припуски деталей обтачки решать вам. Это зависит от плотности ткани и дублерина. Если необходимо сократить толщину по линиям горловины и пройм, то припуски можно не дублировть. Но при этом дублерин должен заходить на линию будущей строчки соединения деталей платья и обтачки.


Обратите внимание: если наложить готовые детали обтачки на полочку и спинку, видно, что они не доходят до линий горловины и пройм на 2 мм.

Шаг 5


На платье необходимо стачать и обметать вытачки, боковые швы и задний шов, а также втачать молнию. Плечевые швы оставить открытыми.

Шаг 6



Наложить обтачку переда на полочку лицевая сторона к лицевой стороне, совместив линии горловины. Сколоть и проложить строчку.

Шаг 7


Подрезать припуск до ширины ок. 4−5 мм, при необходимости подрезать припуски ступенчато: широким остается припуск, который будет лежать к лицевой стороне, то есть припуск основной детали, а срезаем припуск обтачки до ширины ок. 3 мм.

Места скруглений рассечь близко к строчке.

Шаг 8


Припуск заутюжить на обтачку.

Шаг 9



Проложить отделочную строчку по обтачке вдоль горловины на расстоянии ~1−2 мм от шва, захватывая припуски. Отвернуть обтачку на платье.

Шаг 10


Горловину выметать и приутюжить.

Шаг 11




Горловину спинки обработать аналогично. Обратите внимание на обработку молнии: обтачку подогнуть, не доходя до молнии ~4−5 мм, затем отогнуть молнию и припуск на обтачку, проложить строчку поверх этого «бутерброда». Далее необходимо высечь все лишние припуски и уголки. Обтачку вдоль молнии пока не пришивать.

Шаг 12


Стачать боковые швы обтачки и разутюжить припуски. Если ткань осыпается, припуски боковых швов обтачки обметать.

Шаг 13


Обработать нижний срез обтачки: обметать или обработать бейкой.

Уточнение : стачать боковые швы обтачки и обработать её нижний срез можно и до этапа обработки горловины. Все зависит от того, при какой операции нужна бОльшая свобода.

Шаг 14




Наложить обтачку на полочку и спинку лицевая сторона к лицевой стороне, совместив линии проймы. Сколоть и проложить строчку, не доходя до плечевого среза ок. 5−7 см.

Шаг 15




Вывернуть переднюю бретель на лицевую сторону и вставить ее в бретель спинки полочка к спинке и обтачка полочки к обтачке спинки. Совместить шов и сколоть плечевой шов.

Шаг 16



Стачать плечевые швы, высечь все уголки и разутюжить припуски.

Особенности изготовления одежды в ателье высшего разряда (Домах моды). Какой материал применяют для обтачки в ателье

3.1. Дублирование деталей

Обработку изделия начинают с дублирования деталей кроя. Дублированием называют операцию соединения детали с клеевой прокладкой по поверхности. Дублирование придает деталям дополнительную упругость, формоустойчивость, предохраняет срезы деталей от растяжения.

Клеевые прокладки выкраивают из термо клеевых прокладочных материалов, изготовленных из ткани, трикотажного или нетканого полотна с нанесенным на одну из сторон клеевым покрытием. Термо клеевые прокладочные материалы отличаются друг от друга не только структурой, но и волокнистым составом, поверхностной плотностью, толщиной, усадкой, формовочной способностью, жесткостью.

При выборе термо клеевых прокладочных материалов необходимо принимать во внимание их поверхностную плотность, толщину и усадку. Эти показатели должны соответствовать показателям основных материалов. Для придания деталям наибольшей упругости и формо устойчивости используют термо клеевые прокладочные материалы, характеризующиеся высокой жесткостью. Термо клеевые прокладочные материалы на трикотажной основе имеют меньшую жесткость, чем материалы на другой основе, при одинаковых поверхностной плотности и толщине, однако особые свойства трикотажной структуры позволяют использовать их при изготовлении одежды из тканей, имеющих разную усадку. Термо клеевые прокладочные материалы на нетканой клеевой основе имеют плохую формовочную способность, поэтому их не используют для дублирования деталей, которые впоследствии нужно формовать (сутюживать, оттягивать).

При дублировании клеевую прокладку укладывают клеевой стороной на изнаночную сторону детали. Под действием высокой температуры клеевое покрытие прокладки расплавляется. Под давлением клей проникает в соединяемые материалы на некоторую толщину. При последующем охлаждении он затвердевает, образуя клеевое соединение основного материала и прокладки. Дублирование выполняют на утюжильном или прессовом оборудовании, обеспечивая нужные параметры обработки: температуру утюжильной или прессующей поверхности, давление на склеиваемые материалы, продолжительность прессования.

Клеевую прокладку располагают на всей детали или только на ее отдельных участках в зависимости от модели и свойств основного материала. По всей поверхности дублируют, как правило, части основных деталей (цельнокроеный подборт, кокетку) или мелкие детали (верхний и нижний воротники, отрезную стойку воротника, отрезной подборт, клапан, листочку, хлястик, паты, пояс, подкройную обтачку и др.). При этом используют в основном термо клеевые прокладочные материалы на нетканой основе. Однако части основных деталей и нижний воротник в зависимости от модели могут быть продублированы термо клеевыми прокладочными материалами на тканой или трикотажной основе. Этими же материалами дублируют мягкий пояс. При дублировании нижнего воротника пиджака, жакета может быть использован специальный термо клеевой материал на нетканой игло пробивной основе.

Основные детали дублируют полностью или на отдельных участках. Если основная деталь соединена с клеевой прокладкой по всей поверхности или ее большей части, то говорят, что основная деталь дублирована фронтально. Для фронтального дублирования основных деталей используют термо клеевые прокладочные материалы на тканой или трикотажной основе с хорошими формовочными свойствами. При этом клеевые прокладки для фронтального дублирования выкраивают так, чтобы направление нити основы или петельного столбика прокладочного материала совпадало с направлением нити основы дублируемой детали. Срезы прокладки не доходят до срезов основных деталей на 2...7 мм и при последующей обработке закрепляются строчками в швах соединения деталей. В местах расположения прорезных карманов клеевую прокладку высекают на 10... 15 мм по обе стороны от линии разреза кармана в том случае, если мелкие детали кармана (обтачки, клапан, листочку) дублируют. Это позволяет уменьшить толщину изделия в области кармана. Нижний срез клеевой прокладки для фронтального дублирования доходит до линии перегиба припуска на подгиб низа основной детали.

При дублировании отдельных участков основных деталей клеевые прокладки закрепляют на опорной поверхности полочек и спинки, цельнокроеном подборте, лацкане, нижнем углу борта, верхней части отрезного бочка, припусках шлицы изделия и рукавов, местах расположения входа в карман, срезах горловины, пройм полочек и спинки, плечевом шве спинки, срезах реглана полочек, спинки и рукавов, окате рукава, концах верхнего воротника и др. Прокладки должны располагаться на дублированных деталях таким образом, чтобы срезы их отстояли от срезов деталей из основного материала на 2... 7 мм и входили в швы соединения деталей не менее чем на 1...2 мм. В противном случае срезы прокладок должны закрепляться отделочными строчками в ходе дальнейшей обработки.

Подборт, нижний угол борта, припуски шлицы рукава и изделия, концы верхнего воротника дублируют в основном неткаными термо клеевыми прокладочными материалами. Припуски шлицы и подгиба низа могут быть продублированы перфорированной клеевой прокладкой. Такую прокладку перед дублированием укладывают на припуск шлицы или припуск подгиба низа так, чтобы перфорация проходила по линии сгиба припуска. Для дублирования участков опорной поверхности полочек и спинки, лацкана, верхней части отрезного бочка, места расположения входа в карман, срезов горловины и проймы, плечевого среза спинки, срезов реглана или оката рукава применяют термо клеевые материалы на тканой или трикотажной основе. Направление долевой нити клеевых прокладок совпадает с направлением долевой нити основной детали.

На клеевой прокладке лацкана нить основы располагают параллельно линии перегиба лацкана (рис. 3.1, а). Внутренний срез клеевой прокладки лацкана перекрывает линию его перегиба на 10...20 мм в сторону проймы. Для обеспечения плавного уменьшения толщины внутренний срез прокладки лацкана вырезают зубчиками. После дублирования лацкана прокладывают клеевую кромку вдоль линии перегиба лацкана поверх клеевой прокладки. Ширина кромки 10... 15 мм. Ее закрепляют с небольшим натяжением на расстоянии 10 мм от линии перегиба лацкана в сторону проймы. При этом срез клеевой прокладки располагается под серединой клеевой кромки (рис. 3.1, б).

Клеевую прокладку верхней части отрезного бочка выкраива­ют под углом 45° к нити основы. Нижний срез этой прокладки Должен иметь волнообразную форму для уменьшения пролегания края клеевой прокладки на лицевой стороне бочка (рис. 3.1, в).

Клеевую прокладку цельнокроеного подборта располагают на изнаночной стороне основной детали так, чтобы прокладка перекрывала линию борта на 10... 15 мм, а внизу доходила до линии низа готового изделия (рис. 3.1, г).

Для предохранения от растяжения плечевые срезы спинки, срезы горловины спинки, полочек и отрезных бочков дублируют. Для этого используют подкройные по форме срезов клеевые прокладки шириной 15...50 мм. Срезы проймы спинки дублируют после их сутюживания. На специальном оборудовании дублирование производят одновременно с сутюживанием посадки по срезам проймы спинки. Нижние срезы клеевых прокладок плечевых срезов спинки имеют зигзагообразную форму для обеспечения плавного уменьшения толщины дублированной детали (рис. 3.1, д). Вместо подкройных клеевых прокладок, предохраняющих перечисленные выше срезы от растяжения, можно использовать клеевую кромку шириной 10... 15 мм.

Клеевую прокладку в шлицах изделия или рукава располагают со стороны припуска шлицы так, чтобы она заходила за линию перегиба шлицы на 10... 15 мм и внизу доходила до линии низа готового изделия или рукава (рис. 3.1, е). Клеевая прокладка шлицы изделия может быть заменена клеевой кромкой шириной 10... 15 мм. Кромку прокладывают с натяжением на изнаночной стороне припуска шлицы параллельно линии перегиба шлицы на расстоянии 1...3 мм от нее. Если для дублирования шлицы изделия используют термо клеевые прокладочные материалы на тканой или трикотажной основе, то прокладка не доходит до сгиба шлицы на 5...7 мм. После дублирования припуска шлицы прокладывают клеевую кромку вдоль линии перегиба шлицы поверх клеевой прокладки. Ширина кромки 10... 15 мм. Ее располагают со стороны припуска шлицы на расстоянии 1...3 мм от линии перегиба так, чтобы кромка перекрывала край клеевой прокладки на 5...7 мм.

Сохранению формы низа изделия способствует дублирование припуска подгиба низа клеевой прокладкой (см. рис. 3.1, я, в, д; рис. 3.1, и). Ширина клеевой прокладки равна ширине припуска подгиба низа или больше нее на 10...20 мм. В последнем случае при заутюживании низа изделия в его сгиб попадает сгиб прокладки, что придает линии низа большую четкость (см. рис. 3.1, в, д, и).

Рис.3.1. Дублирование деталей клеевыми прокладочными материалами

Иногда клеевую прокладку размещают на изделии выше линии подгиба низа (см. рис. 3.1, г). Тогда ширина прокладки должна быть больше ширины припуска подгиба низа на 30...35 мм. Нижний срез прокладки в этом случае располагают на 1...2 мм выше линии низа готового изделия или на 10... 15 мм ниже нее, верхний срез высекают зубчиками для уменьшения пролегания прокладки на лицевой стороне изделия.

Для предохранения от растяжения срезов реглана их укрепляют подкройными клеевыми прокладками шириной 15...50 мм (рис. 3.1, к, л). Расстояние от срезов прокладок до срезов деталей 2...7 мм.

Жесткость концов верхнего воротника обеспечивают подкройные клеевые прокладки из нетканого клеевого материала (рис. 3.1, м).

Деталь дублируют одной или несколькими клеевыми прокладками. Увеличение числа прокладок связано с недостаточной упругостью и формо устойчивостью существующих термо клеевых прокладочных материалов. Число слоев клеевых прокладок различается на разных участках деталей. Это связано с разными требованиями к упругости и формо устойчивости разных участков одежды. Наиболее высокие требования к показателям перечисленных свойств предъявляют к участку опорной поверхности полочки между линией плеча и линией, проходящей через наиболее выступающие точки груди. Именно на этом участке изделия располагается максимальное число слоев клеевых прокладок. Детали дополнительных слоев клеевых прокладок имеют различные размеры и форму, их выкраивают из одного или разных термо клеевых прокладочных материалов. В качестве дополнительных слоев опорной поверхности полочки пиджака выкраивают такие детали, как дополнительная бортовая прокладка (из термо клеевого прокладочного материала на тканой основе), плечевая накладка (из материала на тканой или нетканой основе, рис. 3.1, н). Дополнительные слои клеевых прокладок соединяют с основными деталями одновременно с основной клеевой прокладкой или после фронтального дублирования полочки.

В детских изделиях применяют однослойные прокладки. В изделиях для женщин число прокладок может быть равно двум. Число прокладок в мужской одежде возрастает до трех в зависимости от вида изделия и модели.

Для уменьшения числа слоев клеевых прокладок, толщины и массы полуфабриката, продолжительности его обработки используют многозональный термо клеевой прокладочный материал на тканой основе. При фронтальном дублировании полочки таким материалом получают деталь с различной степенью упругости и формо устойчивости на разных участках (максимальной - на опорной поверхности полочки, минимальной - на нижнем участке детали) с постепенным понижением жесткости от верхнего участка к нижнему. В зависимости от модели и свойств основного материала пиджака прокладку для фронтального дублирования полочки да многозонального термо клеевого прокладочного материала выкраивают с участком для лацкана или без него. Прокладку с лацканом используют при дублировании изделий из рыхлых материалов, имеющих подвижную структуру. При изготовлении пиджаков из плотных материалов прокладку выкраивают до линии перегиба лацкана. Прокладку лацкана в этом случае выкраивают отдельно из менее жесткого прокладочного материала.

При раскрое многозональной клеевой прокладки для фронтального дублирования полочки нижняя граница верхней жесткой зоны должна проходить на 20...30 мм ниже уровня глубины проймы (рис. 3.1, о, п). Жесткая зона прокладки не должна попадать в шов стачивания вытачки на линии талии. Верхняя граница нижней мягкой зоны прокладки должна располагаться выше линии бокового кармана пиджака не менее чем на 20...30 мм.

Если по модели требуется придание изделию повышенной формо устойчивости, то полочки мужского пиджака, дублированные многозональной бортовой прокладкой, соединяют с дополнительной бортовой прокладкой и плечевой накладкой. В зависимости от модели пиджаки могут изготовляться без дополнительной бортовой прокладки или без плечевой накладки.

После дублирования обрабатывают мелкие и отделочные детали, осуществляют начальную обработку основных деталей. При этом последовательность обработки мелких и отделочных деталей та же, что и аналогичных деталей изделий без подкладки.

studfiles.net

Особенности изготовления одежды в ателье высшего разряда (Домах моды)

Отличительной особенностью изготовления изделий в ателье высшего разряда (Домах моды) является тщательность пошива и особенно влажно-тепловой обработки.

При пошиве одежды наряду с рекомендованным специальным оборудованием используют и ручные методы обработки. Так, для обеспечения высокого качества изготовления изделий, возможно, выполнять ручным способом операции сметывания, выметывания, перевода меловых линий с одной детали на другую силками, вы­полнение подшивочных, стегальных работ. К одежде, изготовляемой в ателье высшего разряда, предъявляют повышенные технологические требования. Все шерстяные материалы верха изделий перед раскроем декатируют на декатировочном аппарате или утюгом.

При выстегивании лацканов и нижних воротников ручным способом строчки выстегивания прокладывают на расстоянии 0,3-0,5 см одна от другой параллельно линии перегиба лацкана и середине нижнего воротника. В изделиях из тонких материалов на выстеганных лацканах и концах нижних воротников помещают прокладки из хлопчатобу­мажного или нетканого материала во избежание пролегания стежков выстегивания.

Борта могут быть как с цельновыкроенными, так и с отрезными подбортами. Шов обтачивания борта подбортом (в изделиях без отделочной строчки по краю борта) закрепляют вручную.

В боковом прорезном кармане обрабатывают карман для мелочи.

Обработку воротников в мужских демисезонных изделиях производят способом обтачивания на стачивающей машине или швом вподгибку с открытым срезом на машине с зигзагообразной строч­кой, а также на машине для подшивочных работ или ручным способом. Соединяют воротник с горловиной на стачивающей машине стачным швом или накладным швом с закрытым срезом, а также на машине с зигзагообразной строчкой накладным швом с открытым срезом.

Подкладку с верхом по низу рукавов соединяют машинным способом. Подкладку притачивают к низу изделия (кроме тех случаев, когда подкладка отлетная), к срезам подбортов и верхнего воротника. Нижний край отлетной подкладки обрабатывают на машине с зигзагообразной строчкой.

Утепляющую прокладку из ватина (с отлетной или притачанной подкладкой) обрабатывают с марлей, располагая ее с той стороны ватина, которая соприкасается с материалом верха.

Низ изделий с отлетной подкладкой обрабатывают с применением прокладочных материалов.

При изготовлении изделий значительное внимание уделяется фирменной отделке изделий. Это может быть отделка подкладки разнообразным оригинальным, сложным по рисунку выстегиванием, гладьевой вышивкой, вышитыми сложным рисунком эмблемами.

В мужских изделиях может быть обработан третий внутренний карман, который располагается на левой полочке на 10-12 см ниже внутреннего кармана.

Внутренние карманы можно также обрабатывать окантовочным швом.

Внутренние срезы подбортов, обтачки воротника, низа изделий окантовывают подкладочной тканью или тесьмой, применяя окантовыватель или без него.

В ателье высшего разряда также изготовляют мужские и женские верхние изделия без подкладки.

Читайте в этой же книге: ВВЕДЕНИЕ | СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, ИЗГОТОВЛЯЮЩИХ ОДЕЖДУ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ НАСЕЛЕНИЯ | Пояс для фрачного костюма | Полукомбинезон | Платье школьное | Джемпер, жилет |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.014 сек.)

mybiblioteka.su

Декоративные обтачки. | Блог Миллы Сидельниковой

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Когда разные срезы, на самых разнообразнейших моделях одежды, обрабатывают обтачками, то чаще всего их размещают с изнаночной стороны изделий. Но случается, что обтачки располагают и с лицевой стороны. И тогда они одновременно и срезы обрабатывают и выступают в роли отделки. Такие обтачки называются декоративными, и о них будет сегодняшняя статья.

Ничем необычным декоративные обтачки не отличаются от других, таких же прямых, подкройных обтачек. Разве что при самостоятельно раскрое по внешнему краю такой обтачки в обязательно порядке нужно выделять припуск на подгибку (0,7 – 1,2 см).

Ведь в отличие от тех обтачек, которые на готовых изделиях будут располагаться с изнанки, и их внешние, свободные, отлетные края можно обработать несколькими способами, припуски по внешнему краю декоративных обтачек всегда только подворачиваются. Они должны, в конечном итоге, быть настроченными (нашитыми) на изделие.

Совершенно очевидно, что тот любитель шитья, который отшивающий изделие и останавливает свой выбор на декоративных обтачках, планирует с их помощью, как-то выделить, сделать более заметным своё детище.

Чтобы добиться такого, «громко заявляющего о себе» эффекта, можно использовать разные комбинации тканей.

Декоративные обтачки можно изготовить:

1. Из близкой по расцветке или фактуре к основной, ткани – компаньона;

2. Из ткани резко-контрастной по расцветке или фактуре;

3. Из основной ткани. Но при этом по внешнему, нашитому на изделие краю, выполняются: либо очень заметная отделочная строчка (или две),

либо выполняется отделка кантом.

Выкраиваются декоративные обтачки, укрепляются клеевыми прокладочными материалами и если это нужно соединяются (стачиваются) в одно целое, отдельно выкроенные части декоративной обтачки, точно так же как и те, что размещаются на готовых изделиях с изнанки.

Если планируется дополнительная отделка кантом, то именно на этом этапе, перед подгибкой внешнего края обтачки, на него нашивается кант.

А затем, на декоративных обтачках, с кантом или без него, но обязательно выполняется подгибка припуска на свободном крае обтачки на её изнаночную сторону и заутюживание (подогнутого) в таком положении.

Все мы уже хорошо знаем, что обтачки полностью копируют обрабатываемый ими срез. А поскольку срезы бывают разными то и обтачки тоже.

Так вот, подвернуть припуск обтачки на её изнаночную сторону, на ровных, прямых участках, можно без проблем. Подворачивай и всё!

А как быть с углами и закруглениями?

В статье «Обработка низа накладных карманов» подробнейшим образом описаны способы выполнения подгибки углов и закруглений, на нижней и боковых сторонах накладных карманов. Точно так же выполняется подгибка углов и закруглений и на обтачках.

Обтачка для обтачки.

Но есть один способ выполнить подгибку внешнего края обтачки значительно аккуратнее и точнее.

Из подкладочной или из любой другой тонкой ткани выкраивается точно такая же деталь, как и обтачка. Эта деталь должна один в один повторять конфигурацию выкроенной обтачки.

Если в этом есть необходимость (по модели), отдельно выкроенные детали обтачки соединяются в одно целое швами вразутюжку. То же происходит и с деталями, выкроенными из дополнительной ткани.

Затем обе детали основная обтачка и её клон, дополнительная, складываются лицевыми сторонами друг к другу.

Срезы их уравниваются, детали сметываются и по линии внешнего контура обтачки прокладывается машинная строчка.

А на всех выгнутых участках припусков шва выполняем высекание треугольников.

Стачанные детали выворачиваем на лицо и выметываем край с образованием канта шириной в 1- 2 мм из ткани основной обтачки и приутюживаем.

Накладываем обтачку (любую декоративную) лицевой стороной! на край изделия, который ею будет обработан, с изнаночной стороны изделия!,

приметываем её и настрачиваем. В общем, выполняется самое обычное прикрепление обтачки к краю обрабатываемого ею изделия, только происходит это с изнаночной стороны.

Затем так же выполняется отсекание (или рассечение) избыточного количества припуска выполненного шва (в углах, на выгнутых или вогнутых срезах и т.д.) Обтачка отворачивается на лицевую сторону изделия, выметывается обработанный обтачкой край изделия, приутюживается

и выполняется закрепления декоративной обтачки на изделии в таком положении.

Это можно сделать несколькими способами. Например, настрочить обтачку двумя строчками в край, одну проложить вдоль обработанного среза, вторую вдоль подогнутого припуска обтачки. Такой способ подойдет для обтачек, выполненных из ткани близкой к основной по цвету или фактуре.

Декоративную обтачку можно настрочить и другой комбинацией двух строчек. Одна, строчка в край, прокладывается по обтачанному контуру, а вторая, отделочная, на некотором расстоянии от подогнутого края обтачки.

Такой способ настрочить обтачку, подойдет больше для обтачек выполненных и той же ткани что и всё изделие.

Декоративные обтачки с кантом настрачиваются на изделие настрочным швом.

Свободный, отлетной край обтачки можно нашить на изделие и вручную. Это можно сделать какой-нибудь потайной ручной строчкой.

Декоративные обтачки переда.

Иногда декоративные обтачки выполняют только вдоль горловины полочки. Такая обтачка выполняется из особых материалов: с ворсом, с обыкновенной или с объемной вышивкой нитками, со стразами, бусинами, камнями, бисером и т.д.

Выполняется такая, я бы сказала, урезанная обтачка, точно так же как и целая декоративная, только обтачивает она лишь горловину полочки.

А вот горловина спинки обрабатывается любым из возможных способов обработки горловины. Это даже может быть обработка обтачкой. Только по линии горловины спинки, обтачка, в этом случае, на готовом изделии должна оказаться с изнаночной стороны.

И только после раздельной обработки срезов горловины спинки и полочки, выполняются плечевые швы изделия.

Вот такие они, декоративные обтачки. Как будто такие же, как обычные, но и свой «норов» имеется.

Всем удачи! С уважением, Милла Сидельникова!

www.milla-sidelnikova.com

4.3. Особенности обработки изделий из трикотажного полотна

Специфическими свойствами трикотажных полотен являются повышенная растяжимость, закручиваемость срезов, прорубаемость полотна и распускаемость петель.

Повышенная растяжимость и закручиваемость срезов трикотажа затрудняют его настилание и раскрой. Настилание следует производить без натяжения полотна. После настилания полотна нужно дать время на его релаксацию в настиле. Раскладку и зарисовку лекал деталей проводят как обычно, но с использованием большого числа зажимов и грузиков для фиксирования лекал, особенно по краям полотна.

Трикотаж склонен к прорубаемости иглой; поэтому при пошиве изделий из него используют острые тонкие иглы №65...75 или специальные трикотажные иглы с острием круглой заточки. Нитки как обычно подбирают в соответствии с толщиной игл.

Детали из трикотажного полотна стачивают специальной строчкой цепного или челночного переплетения. Может быть использована зигзагообразная строчка с шириной стежка 0,5... 1 мм и длиной стежка 2,5 ...4 мм. Натяжение нитки не должно быть большим. Стачивание деталей выполняют также с одновременным обметыванием срезов на стачивающе обметочных машинах цепного стежка. Кроме того, для стачивания используют крае обметочные машины. Основным требованием при выполнении стачивающей строчки является сохранение длины детали на стачиваемом участке. Из-за сильной подвижности структуры трикотажного полотна срезы полотна при стачивании растягиваются, что приводит к появлению поперечных складок по шву стачивания в готовом изделии. Во избежание такого дефекта на швейной машине необходимо правильно отрегулировать подачу материала под иглу и давление лапки.

Все соединительные швы изделия выполняют на машинах цепного стежка. Для стачивания вытачек, притачивания тесьмы, обработки застежки, втачивания воротника и настрачивания обметанных срезов можно использовать строчки челночного стежка.

При соединении плечевых срезов, верхнего участка оката рукава с проймой, нижнего среза воротника с горловиной спинки, срезов рукава реглан, боковых срезов (в изделиях из трикотажа крупной петельной структуры) во избежание растяжения срезов под строчку прокладывают тесьму.

Срезы деталей, внутренние срезы подбортов, обтачек обметывают на крае обметочных машинах цепного стежка. Края деталей обрабатывают швом вподгибку на плоско шовной двух игольной машине. Обметанный край одежды застрачивают на одно игольной машине цепного стежка или подшивают на машине потайного цепного стежка. Срезы деталей окантовывают полосками трикотажного полотна, выкроенными в направлении петельного ряда.

Воротники, манжеты, подборта, планки и другие детали могут быть продублированы клеевыми прокладочными материалами на трикотажной или тканой основе. Клеевые прокладки могут быть заменены не клеевыми.

Обработка мелких деталей. Пояса, хлястики, паты, клапаны перегибают вдоль лицевой стороной внутрь, совмещают и обтачивают срезы швом шириной 5 ...7 мм, оставив в середине или в конце строчки отверстие длиной 20...30 мм, через которое деталь вывертывают на лицевую сторону и выправляют. Затем отверстие застрачивают. При необходимости по краю детали прокладывают отделочную строчку.

В изделиях из полотен большой растяжимости на изнаночную сторону нижней части перегибаемой детали предварительно настрачивают не клеевую прокладку швом шириной 3...7 мм.

Обработка карманов. Накладные карманы в зависимости от вида изделия изготовляют с подкладкой или без нее. Верхний край кармана укрепляют тесьмой во избежание его растяжения. Тесьму притачивают вдоль верхнего края кармана с изнаночной стороны припуска подгиба верхнего среза. При настрачивании кармана под его верхние углы с изнаночной стороны изделия подкладывают клеевые или не клеевые усилители.

Карманы в швах обрабатывают так же, как в изделиях без подкладки (см. рис. 2.13). Особенность состоит в том, что перед обработкой укрепляют вход в карман тесьмой с изнаночной стороны изделия.

Прорезные карманы изготовляют редко. Последовательность их обработки соответствует той, которую используют в изделиях без подкладки (см. рис. 2.14). Место разрезания основной детали с изнаночной стороны укрепляют клеевой или не клеевой прокладкой.

Обработка бортов и застежек. Борта выполняют цельно кроеными. От растяжения их предохраняют, укрепив прокладкой или тесьмой. Не клеевую прокладку настрачивают на изнаночную сторону подборта на расстоянии 5... 6 мм от линии сгиба борта. Затем внутренние срезы подборта и прокладки обметывают. При использовании тесьмы ее настрачивают по уступу и краю подборта с изнаночной стороны на расстоянии 20...25 мм от среза основной детали. Тесьму также прокладывают по линии расположения петель и пуговиц.

Разрез застежки изделия обрабатывают бейкой, вырезанной в направлении петельного ряда окантовочным швом с открытым обметанным срезом. Ширина шва 5...7 мм.

Застежку-молнию в разрез изделия втачивают следующим образом: складывают ее с основной деталью лицом к лицу вдоль линии разреза, уравнивают верхние срезы и притачивают к основной детали, прокладывая строчку по тесьме с двух сторон вдоль звеньев на расстоянии 2 мм от них. Основную деталь рассекают между строчками, застежку-молнию отворачивают на изнаночную сторону изделия и настрачивают на основную деталь с ее лицевой стороны. Строчка настрачивания должна быть параллельна звеньям и располагаться на расстоянии 8... 10 мм от них.

При расположении застежки-молнии в шве ее накладывают на Припуски шва стачивания с изнаночной стороны изделия и настрачивают с лицевой стороны основной детали.

Рис. 4.2. Соединение воротника с изделием из трикотажного полотна

Обработка горловины и воротников. Горловина изделия может быть обработана бейкой так же, как разрез застежки. Кроме того, горловину обрабатывают воротниками.

Воротники изготовляют так же, как в изделиях без подкладки (см. рис. 2.21). В воротниках может быть проложена прокладка. Не клеевую прокладку настрачивают на изнанку нижнего воротника на расстоянии 3... 4 мм от срезов. После этого воротник обтачивают нижним воротником.

Верхний и нижний воротники втачивают в горловину одновременно одной стачивающее обметочной строчкой. Затем шов втачивания распошивают на специальной двух игольной плоско шовной машине цепного стежка или настрачивают на основную деталь на машине челночного стежка.

Воротник можно втачивать с использованием тесьмы (рис. 4.2, а) или увеличенного припуска верхнего воротника (рис. 4.2, б). Однослойные вязаные воротники соединяют с изделием указанными способами.

Обработка низа изделия и рукавов. Низ изделия застрачивают швом вподгибку с открытым обметанным срезом на машине цепного потайного стежка или обрабатывают на плоско шовной машине.

Низ рукава может быть обработан мягкой манжетой или манжетой на прокладке. Мягкую манжету притачивают к низу рукава одной стачивающее обметочной строчкой. Так же притачивают к низу рукава однослойную вязаную манжету. Жесткая манжета может быть притачана обычным способом. Шлица рукава обрабатывается косой бейкой так же, как горловина и разрез застежки.

Низ рукава может быть обработан и на плоско шовной машине

Обработка верхних срезов поясных изделий. Верхний срез может быть обметан, обработан швом вподгибку с открытым обметанным срезом, окантован тесьмой или обработан поясом по обычной технологии.

studfiles.net

4.2. Особенности обработки изделий из бархата и других ворсовых материалов

Основными особенностями таких материалов являются наличие ворса, который ни в коем случае не должен быть смят, и относительно большая их толщина. Повышенная сминаемость ворсового покрытия затрудняет возможность применения ВТО. Поэтому в конструкции изделий проектируют минимальное число деталей и швов, вытачки заменяют рельефами, кокетками, посадку по срезам - мягкими складками. В конструкциях узлов карманов, застежек предусматривают минимальное число слоев деталей. Подкладку воротников, клапанов, листочек, карманов выкраивают из подкладочной ткани.

Для ВТО изделий из этих материалов требуется специальная гладильная подушка с игольчатой поверхностью, которая предохраняет ворс от заминов. Давление утюжильных поверхностей должно быть минимальным. После ВТО изделие необходимо выдержать в подвешенном состоянии.

Соединение деталей производят стачным швом вразутюжку. В изделиях из материалов, подобных вельвету, срезы деталей можно соединять швами взамок, запошивочным или стачным с одновременным обметыванием срезов.

При индивидуальном пошиве детали сметывают двумя параллельными строчками. Стачивание выполняют, прокладывая машинную строчку между двумя сметочными. Это помогает избежать перемещения деталей относительно друг друга из-за смятия ворса.

Швы в изделиях настрачивают по лицевой стороне деталей без предварительного заутюживания. Также без предварительного приутюживания прокладывают отделочные строчки.

Срезы соединяемых деталей могут быть обметаны либо окантованы тонкой тесьмой или косой бейкой с одним открытым срезом. Для обработки краев используют швы вподгибку с открытым обметанным или окантованным срезом.

Распарывание проложенных машинных строчек нежелательно из за неустранимых заминов ворса.

Для отделки деталей используют буфы, складки, драпировки. Применяют отделку лентой, тесьмой, шнуром, аппликацией, бейкой и кантом. На изделиях из ворсовых материалов не делают узких оборок.

Обработка карманов. На платьях карманы чаще всего выполняют в швах. На жакетах могут быть изготовлены накладные и прорезные карманы с одной или двумя обтачками, с клапаном, с листочкой, имеющей втачные концы. Из за большой толщины прорезной карман с листочкой, имеющей настрочные концы, делают редко. Накладные карманы изготовляют на подкладке.

Застежки изготовляют любые (в разрезах основных деталей, в швах или рельефах, в сквозных разрезах основных деталей), по модели. При этом выбирают конструкцию с минимальным числом деталей и швов. Практически не делают застежки в разрезах с настрочными планками из-за большого числа швов и большой толщины узла застежки.

Обработка воротника. Из за достаточно большой толщины основного материала целесообразно выбирать такую конструкцию воротника, которая при соединении с изделием давала бы минимальное число слоев. Например, к изделиям, имеющим борта с лацканами, воротник присоединяют так же, как к изделиям с подкладкой: нижний воротник втачивают в горловину изделия, верхний воротник стачивают с подбортами по линии раскепа. Припуски швов разутюживают и скрепляют между собой.

Рубашечные воротники на отрезной стойке, как правило, не выполняют из-за большой толщины. Предпочтение отдают воротникам с цельнокроеной стойкой.

Обработка рукавов. Рукава изготовляют по общим правилам с Учетом толщины узла в готовом виде.

studfiles.net