Домой / Дневной / Программа коррекционно-развивающих занятий Для развития психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия). Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания

Программа коррекционно-развивающих занятий Для развития психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия). Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания

Коррекционно-развивающее занятие Тема: Развитие памяти. Цели:  развитие и коррекция разных видов памяти; Ход занятия: Этапы занятия Приветствие Основная часть Содержание Примечание Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Встаньте в круг, и начнем мы наше занятие с приветствия. Назвав себя по имени, каждый называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы. Ребята, что вам необходимо было сделать, чтобы назвать все имена участников и их любимые фрукты? Верно, вам необходимо было запомнить их. А кто знает, что такое память? А зачем она нужна человеку? Сегодня на занятии мы будем выполнять разные интересные задания, чтобы сделать нашу память лучше. 1. Упражнение «Наблюдательность» Посмотрите внимательно на картинку. Постарайтесь запомнить все, что на ней находится. А затем кто-то из вас попробует описать ее. Слайд -В чем сложность этого задания? Листки бумаги 1. Упражнение «Нарисуй и запомни». Я буду называть слова или словосочетания, к каждому из них вы делаете рисунок, который помог бы вспомнить слово или словосочетание. После этого по своим рисункам будете вспоминать то, что было названо. Слова: 2. Упражнение «Имена» Сейчас я назову вам несколько имен. Вам нужно их запомнить. Виктория, Элла, Руслан, Валентин, Петр, Степан, Алекс, Белла, Рональд, Дина. Назови имена, которые ты запомнил. На какие группы можно разделить имена? Назовите. 3. Упражнение «Нарисуй по памяти» Я прочитаю вам рассказ. Вы его внимательно послушаете, а потом постараетесь нарисовать то, что услышали. Сверим с рисунком Мы увидели маленький домик голубого цвета. У домика одно окошко с коричневой рамой и совсем нет двери. В окне горел свет. Домик украшала красная крыша треугольной формы с коричневой трубой, из которой шел дым. На крыше виднелась маленькое круглое окошко чердака, в нем так же горел свет. Вокруг зеленая лужайка. -Зачем мы выполняли это упражнение? Листки бумаги Слайд Слайды 4. Упражнение «Пословицы» Вы уже знаете много пословиц, сейчас мы вспомним некоторые из них и объясним их значение. Ученье свет - неученье тьма. Что посеешь- то и пожнешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Каков мастер- такова и работа. Один за всех – все за одного. (На слайде по одной пословице, дети объясняют значение каждой пословицы) А теперь, я буду называть начало пословицы, а вы будете ее продолжать. Ученье свет - … . Что посеешь- … . Не имей сто рублей… . Каков мастер- … . Один за всех – … . А кто сможет без подсказок повторить все пословицы? Как запоминал? 5. Упражнение «Воскресное чаепитие» Я буду читать вам текст. Слушайте его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат. Воскресное чаепитие По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавца взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка». Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем. А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию. Названия каких конфет вы услышали? Какие конфеты любит папа? А какое угощенье привозит бабушка? Какие конфеты покупают сестре? 6. Упражнение «Запрещенное движение» Я буду показывать различные движения, которые все должны точно повторять за мной. Но одно движение повторять запрещено! Сегодня запрещенное движение - поставить руки на пояс. Ваша задача - не ошибиться и не повторить за мной запрещенное движение. Слайд 7. Упражнение «Исчезнувший предмет» Посмотрите на картинку, запомните, что находится на ней. А теперь посмотрите, что изменилось? Рефлексия: Наше занятие подходит к концу. Сядем в круг, и пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями. -Что понравилось? -Что было интересным? -Как вы думаете, если часто выполнять такие задания, память станет лучше? Ритуал прощания Вы все молодцы и хорошо поработали сегодня. А какое у вас настроение в конце занятия? Давайте, обнимем друг друга и передадим свое хорошее настроение! Спасибо! Давайте похлопаем друг другу!

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Коррекционно-развивающее занятие с младшими школьниками, направленное на развитие внимания

Тема: «Развитие внимания».

Цель: Развить у учащихся уровень активного внимания, умения сплоченно работать в группе.

Тип урока: Практическое занятие.

Оборудование: карточки со словами, диски с двигательной музыкой, проигрыватель.

Ход урока:

1. Организационный момент

Упражнение «Поздоровайся как…»

Цель: Создание эмоционального настроя на урок

Учащимся предлагается разделиться на пары, встать в два круга лицом друг к другу, затем им сообщается следующее: вы будете здороваться друг с другом, получая задания, затем по сигналу пары меняются:

Здороваться как старые друзья;

Как будто вам вдвоем предстоит большое путешествие;

Как дипломаты.

2. Основная часть.

Выполнение предложенных упражнений.

Упражнение «Слушай хлопок!»

Ход игры: Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки в стороны), на два хлопка – позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу.

Упражнение «Канон»

Цель: развитие активного внимания.

Ход игры: Играющие стоят по кругу и по очереди делают следующие движения: один встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает, и т.д.

Упражнение «Пишущая машинка»

Цель: развитие внимания.

Ход игры: Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем произносятся слова. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая и т.д.

На улице тепло

Лицо у Оли светлое

Посев на весну

Улетела птица на север

Сено на поле

Улица Ленина

Н В О А Р Т У И Ц Е П С Л

Упражнение «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Ход игры: Играющие встают по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками и лучезарных и локтевых суставов. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра «Не собьюсь»

Цель: развитие внимания.

Ход игры. Все сидят в кругу. Начинается счет от 1 до 50. Цифры 3, делящиеся и заканчивающиеся на три, заменяются словами «Не собьюсь».

Упражнение «Счет до десяти»

Цель: сплочение группы.

Все участники встают в круг. Сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми. Задача группы - сосчитать до 10, так чтобы считали по одному ребенку, и нельзя считать просто по кругу. Если одну цифру одновременно назвали два человека, игра начинается заново.

Упражнение «Найди слова»

Цель: развитие концентрации внимания.

Ход игры: детям показываются карточки на которых написаны слова, в каждом слове необходимо отыскать другое, спрятавшееся в нем слово: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

3. Заключительная часть.

Психолог: Для выполнения некоторых заданий вам приходилось внимательно следить за действиями других детей в группе.

Что помогало вам справится с этой задачей?

Для чего нам нужно быть внимательными на уроках?

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие внимания и памяти" для младших школьников

Елизарова Мария Алексеевна, Учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Камышловский район, с. Галкинское
Данный материал будет полезен дефектологам, учителям начальных классов, воспитателям группы продленного дня
Коррекционно-развивающее занятие.
Тема: Развитие внимания и памяти.
Класс : 3-4
Цель занятия: Развитие познавательной сферы учащихся (внимания и памяти), посредством выполнения индивидуальных задании.
Задачи занятия:
Профилактика девиации в поведении;
Развитие зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операции;
совершенствование умения составлять предложения из отдельных слов
Коррекция отклонений в развитии, поведении.
Оборудование учителя: раздаточный материал на каждого ученика.

Ход занятия.

1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я проведу у вас развивающее занятие.
2.Мотивационный этап.
- Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения.
3. Основной этап.
3.1. Ориентационный этап.

- Итак, послушайте первое задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память.
- Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 3 минут. Слова:
Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Птичка, Девочка, Дерево, Музыка, Гриб,Ковер.
- Если у вас написано 10-15 слов, значит у вас замечательная память.
- Если у вас написано 6-10 слов у вас неплохая память.
Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.
- Следующее упражнение на внимание.
Посмотрите на слайд. Обратите внимание на линии, отслеживая их глазами, определите, каким буквам соответствуют цифры. Запишите получившиеся слова.

- Какие слова у вас получились?
(Кораблик, Солнышко).
- Может у кого-то получились другие слова? (ответы детей).
- Правильные слова – это кораблик и солнышко.
3.2. Реконструктивный этап.
- Упражнение на память. Посмотрите на слайд. В течение 30 секунд рассмотрите внимательно рисунки, запомните их расположение, форму, мелкие детали. Я уберу слайд и после этого, вы прочитаете вопросы, и постараетесь на них ответить. Затем мы проверим себя. Слайд:

(вопросы у каждого ученика). Вопросы:
На какой странице открыта книга? _____________
В какую сторону смотрит собака? ________________
С какой стороны дома растёт ёлка?______________
Сколько точек на чашке? _________
Есть ли ручка у портфеля?___________
Есть ли в чашке вода?____________
Сколько карандашей на рисунке?___________
Сколько окошек в доме?__________
С какой стороны у чашки ручка? ________________

Самостоятельная проверка по слайду.
На какой странице открыта книга? 11
В какую сторону смотрит собака? На нас
С какой стороны дома растёт ёлка? За домом справа
Сколько точек на чашке? 7
Есть ли ручка у портфеля? Да
Есть ли в чашке вода? Да
Сколько карандашей на рисунке? Один
Сколько окошек в доме? Два
С какой стороны у чашки ручка? Справа

- Задание на внимание. Перед вами таблицы, в которых в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 20. Но чисел 20, а клеточек – 16. Вам нужно найти и записать по четыре отсутствующие цифры в каждой таблице.

Проверка.
- Каких же цифр не было в задании под буквой «а»: 4 , 12, 16 , 19.
- Каких цифр не было в задании под буквой «б»: 11, 14, 17, 18.
- И каких же цифр не было в задании под буквой «в»: 13, 15, 16, 18.

Физ. Минутка. На внимание.
«Летает- не летает». Если летает – хлопаем, если не летает – топаем.
Стрекоза, парта, вертолёт, дом, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди, петух, ракета, божья коровка, листочек, пчела, диван, комар, сова, почта, сорока, письмо.

3.3. Закрепляющий этап.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется "Дама сдавала в багаж".
- Первый учащийся говорит: "Дама сдавала в багаж… (книгу)… " Второй игрок тоже, говорит: "Дама сдавала в багаж … чемодан…". Каждый играющий сначала повторяет название всех предыдущих предметов, а потом добавляет к цепочке свой.

У каждого из вас на столах карточки с рядами букв. Вам нужно найти все слова в строчках и подчеркнуть их.


Проверка.
- Сколько слов вы нашли? (ответы детей).
- Какие слова вы нашли? (ответы).

4. Итоговый этап.
- И последнее задание на нашем занятии. Посмотрите на слайд. Вам нужно понять, как связаны правая и левая таблицы. Тогда вы сможете прочитать зашифрованную фразу. Когда найдёте данную фразу, запишите её.


- Какая же фраза у вас получилась? (Ребята, давайте жить дружно!)
- Знакома ли вам эта фраза?
- Откуда она вам знакома? Кто же говорил такие слова?

Спасибо за урок!