Последние статьи
Домой / Дневной / Родительское собрание в средней группе. Трудовое воспитание в семье

Родительское собрание в средней группе. Трудовое воспитание в семье

Оксана Косых
Интерактивное родительское собрание «Трудовое воспитание в семье»

Тема: «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»

Цель собрания : Привлечение родителей к вопросу трудового воспитания дошкольников

Задачи :

Расширять представления родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Привлекать родителей к совместным действиям детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольников.

Повышать педагогическую компетентность родителей в процессе использования разнообразных приемов их активизации.

Форма проведения: дискуссия.

Подготовительный этап

Приглашение родителей на собрание.

Подборка педагогических ситуаций и пословиц о труде.

Подготовить памятки «Что может делать дома ребенок 5-6 лет».

Подготовить Анкету для родителей

Опросить детей "Как вы помогаете родителям по дому. Что вам поручают делать. " (подготовка к игре "Узнай своего ребенка")

Ход собрания :

Пока родители собираются, предложить им заполнить анкету.

Воспитатель : Добрый день, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание, а начать хочется со слов: «Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.» А. С. Макаренко.

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, труд не нужен человеку… А теперь те, кто уверен, что труд необходим человеку как воздух… Поднимите руку те, кто считает, что детей нужно приучать к труду с раннего возраста. а теперь те, кто не видит в этом необходимости, и, напротив, уверены, что у детей должно быть безоблачное детство, поработать успеют, став взрослыми.

Основная Образовательная Программа детского сада, рассматривает труд как средство умственного воспитания детей, поскольку труд способствует развитию мышления, внимание, сообразительности, творческого воображения, умение планировать свою работу.

Труд позволят сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формируют умение учиться. А чтобы ребнок научился трудиться, особое внимание уделяется принципу «сам». Ведь научиться чему- либо человек может только сам, если захочет и испытает потребность в той или иной деятельности.

Вот почему в работе с детьми большое внимание уделяется семи "сам». (родители подбирают слова - воспитатель записывает полученные слова на доске )

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

САМОВЫРАЖЕНИЕ

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

САМ САМОКОНТРОЛЬ

САМООЦЕНКА

САМООБУЧЕНИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ

Задача наша с вами - помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развить желания и потребность ребенка в получении определенных трудовых умений. Другими словами - Формировать положительное отношение к труду.

Давайте разберем несколько ситуаций:

«Наташа вместе с мамой убирает комнату. И хотя девочке не поспеть за мамой, она все же старается от нее не отстать. Когда работа закончена, они обе придирчивым взглядом окидывают комнату: «Вот теперь красиво, хорошо стало» - говорит мама».

Вопрос: В чем воспитательная ценность участия ребенка в бытовом труде взрослых. (ребенок приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, постигает понятие взаимопомощь ) .

Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю!» Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя, наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия). Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность, должны быть в меру.

Шестилетняя Маша не любит убирать свои вещи и игрушки, а поручения мамы выполняет нехотя, небрежно, с оговорками «Потом, уже некогда, спать пора» и т. п.

А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – девочка явно гордиться своим поступком.

Молодец! – говорит мама. – За это сегодня можешь не помогать

мыть посуду.

Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.

Вопрос: Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? (Нет. Это, тормозит воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. )

Папа закрепляет полку на кухне Приготовил инструменты, дрель. Ребёнок «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты.

Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать».

Согласны ли Вы с папой?

Как бы Вы повели себя в такой ситуации?»

Мама поручила шестилетнему Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мама заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел в комнату и просидел там до вечера.

Правильно ли поступила мама, взявшись демонстративно переделывать работу сына?

Как следовало верно поступить в данной ситуации?

Лена 6 лет, капризничает, она хочет скорее идти гулять и не желает собирать игрушки.

- «Пусть бабушка убирает их одна!»- говорит Лена.

Бабушка пытается воздействовать на девочку разными способами, но ничего не помогает.

Как бы Вы поступили в такой ситуации?

(Бабушка взяла куклу и обратилась к девочке от её лица. Попросила помочь убрать игрушки. Лена согласилась, уборка была быстро закончена ).

Обсуждение с родителями: Что может делать ребенок дома? (Раздать памяткаи для родителей "Что может делать дома ребенок 5- 6 лет"

Чистить пальто, обувь.

Стирать носовые платки, ленты, носки.

Накрывать стол для еды, убирать посуду.

Мыть и убирать игрушки.

Протирать мебель.

Убирать свою постель (с помощью взрослого) .

Подметать пол.

Поливать комнатные растения.

Кормить рыб и ухаживать за комнатными растениями.

Подклеивать книги, коробки для настольных материалов.

Помогать взрослым в работе по дому.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные услов ия:

Все дела и заботы общие;

Труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех;

Меняется все представление о себе и об окружающем мире;

Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в жизни. Таким образом происходит переход от самооценки к самопознанию;

Развиваются способности, умение и навыки;

Также формируются виды мышления. Особенно в ручном труде и конструировании.

Игра «Угадай своего ребенка»

А теперь вспомним пословицы о труде.

Игра «Собери пословицу». (разрезать пословицы пополам, раздаются родителям. Они должны найти свою половину)

Да, человек трудом красен. Вот и поговорим о профессиях. Зачем нам нужна профессия? Нередко можно услышать фразу: «Если будешь плохо учиться, пойдшь в дворники».

(обсуждение, вывод: мы должны уважать любой труд и прививать это своим детям! ) .

Уважаемые родители, хочется обратить внимание на то, что очень важно познакомить ребенка со своим трудом на производстве, о том, что Вы делаете и какую пользу приносите людям: например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей. Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам, уважаемые родители, что очень часто мы, работая с детьми интересуемся подобной информацией, но далеко не каждый ребенок может рассказать о работе своих родителей. Как же ребенку рассказать о профессии?

Давайте вместе придумаем схему рассказа (родители вместе с воспитателем составляют план- схему рассказа, записывают) .

План схема

Кто это (название профессии)

Где работает

Что делает

Инструмент

Чем нравится

Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример - оптимальные условия воспитания трудолюбия.

Подводится итог собрания.

Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье и детском саду"

Задачи собрания:

    Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.

    Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.

Вопросы для обсуждения:

    Труд и его значение в жизни ребенка.

    Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.

    Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.

Ход собрания

"Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский).

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка ? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (Слайд 3) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания .

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка !

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием(слайд 4). Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. (Слайд 5) Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая (Слайд 6).

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя (Слайд 7). Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд 8) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь (Слайд 9)

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключении несколько советов:

Советы родителям (слайд 10)

    Будьте последовательны в своих требованиях.

    Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

    Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

    Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

    Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. В родительский дневник (слайд 11)

    Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Доклад
на родительском собрании
«Трудовое воспитание ребёнка в ДОУ и семье».
Начать своё выступление мне хочется со слов В.А.Сухомлинского «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно, прекрасно».
Объясните мне, пожалуйста, как Вы понимаете эти слова. (ответы родителей).
Труд – это проявление заботы людей друг о друге.
Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – наша с Вами задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
Задачи трудового воспитания, осуществляемого в детском саду и семьи едины. В детском саду воспитание ребёнка происходит по определённой программе, а именно по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», в обществе сверстников, среди детей в повседневном общении. В коллективе ровесников ребёнку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда. В семье ребёнок окружен братьями и сестрами, поэтому родители должны давать трудовую нагрузку в соответствии с возрастом.
Задачи трудового воспитания в семье следующие:
1. Воспитание интереса к труду взрослых.
2. Формирование знаний, представлений о трудовой деятельности, её цели, планирование, необходимости добиваться хороших результатов.
3. Воспитание желания и умения трудиться.
4. Формирование нравственно ценных мотивов труда.
5. Совершенствование имеющихся трудовых навыков.
6. Формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца.
7. Воспитание культуры труда.
8. Обучение организации труда: с чего начать работу и чем закончить.
9. Воспитание настойчивости и целеустремлённости.
10. Развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе.
11. Воспитание бережного отношения к результатам труда.
12. Формирование потребности в оказании помощи родным по собственной инициативе.
Важное условие трудового воспитания – не перегружать детей физически, но и не облегчать труд, не сводить его к игре.
Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно? Прежде всего – это общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых, наличие у ребёнка постоянных обязанностей, вовлечение его в совместный труд. Взрослый должен знать методы и способы трудового обучения и воспитания.
Назову основные методы и приёмы, необходимые для руководства разными видами детского труда:
1.Определить цель труда, помочь ребёнку мотивировать свой труд, учить элементам планирования работы.
2. Показывать и объяснять, как лучше это сделать, пробудить интерес к предстоящему делу, выяснить, что уже сделано и что ещё можно сделать, чтобы добиться лучшего результата.
3. Поощрять старательность, интерес к делу.
4. Систематически проверять вместе с ребёнком ход и результаты работы, оценивать её.
5. Подключить ребёнка к своему труду.
6. Читать художественные произведения, рассматривать иллюстрации.
Взрослый должен учитывать разные задачи трудового воспитания. Например, при обучении ребёнка трудовым навыкам необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения – это ценно не только для физического, но и для умственного развития.
Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия и стремился как можно лучше выполнять задуманное. Особое внимание требует оценка труда ребёнка. Взрослые допускают большую ошибку, если перехваливают детей. Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу. Больше всего ребята прислушиваются к оценке самого авторитетного для них человека. Учитывая это, взрослые должны быть едины в своих оценках. Оценка должна помочь ребёнку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чём ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а также самостоятельность, инициативу.
Оценивая труд, надо учитывать индивидуальность ребёнка. Особенно важен, необходим такт в общении с легковозбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми. Воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, когда используется продуманная система индивидуального подхода, когда осуществляется контакт семьи с детским садом.
Помните, что дети – наше будущее и им принимать трудовую эстафету.

Родительское собрание на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников» в средней группе

Цель: Привлечь родителей к вопросу трудового воспитания дошкольников.

Задачи: Расширять представление и обогатить педагогические умения

родителей по вопросам как знакомить дошкольников с трудом взрослых;

вовлечь родителей в обсуждения педагогических ситуаций; увлечь родителей

разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование родителей

3.Подготовить педагогические ситуации.

Повестка собрания:

  1. Пословицы о труде. Отв. родители.
  2. Мастер класс "Символ года". Отв. воспитатель Короткова Т.В.
  3. Выступление на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников». Отв. воспитатель Сорокина Ю.П.
  4. Разбор педагогических ситуаций. Отв.воспитатель Короткова Т.В..
  5. Памятки родителям по трудовому воспитанию. Отв. воспитатель Сорокина Ю.П.

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам очень приятно, что вы нашли время и посетили наше родительское собрание. Сегодня мы будем говорить на тему: «Формирования трудолюбия у дошкольников».Эпиграфом к нашему собранию мы выбрали слова К.Д. Ушинского: « Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

- Давайте вспомним пословицы о труде: (Родители продолжают пословицу)

Пословицы о труде

Труд человека кормит, а лень портит

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Пролениться - и хлеба лишиться

Терпение и труд все перетрут

Умелые руки не знают скуки

Работе время, а потехе час

Судят не по словам, а по делам

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Что делано наспех, то и сделано насмех

Дело мастера боится

Было бы терпенье - будет и уменье

Мастер класс "Символ года"

Приложение №1

«Формирование трудолюбия у дошкольников»

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив.

В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой вещи отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные - поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка - у младших подчинение семейной традиции.

В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности.

В детском саду воспитание трудолюбия у детей идет по четырем направлениям:

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд (работа с бумагой, с природным материалом)

Все виды труда организовываются в форме поручений, дежурства, коллективного труда.

Уважаемые родители!

Наша задача учить детей любить землю, трудиться, созидать, а не разрушать, формировать личность, умеющую преодолевать трудности и добиваться результатов на пути к цели, учить детей ценить жизнь и приносить радость людям, это и есть основа нравственности, подготовка их к самостоятельной жизни.

Педагогические ситуации

Первая ситуация. Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю!» Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность должны быть в меру.)

Вторая ситуация. Шестилетняя Маша не любит убирать свои вещи и игрушки, а поручения мамы выполняет нехотя, небрежно, с оговорками «Потом, уже некогда, спать пора» и т. п.

А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! - девочка явно гордиться своим поступком.

Молодец! - говорит мама. - За это сегодня можешь не помогать мыть посуду.

Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.

Вопрос: Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? (Нет. Это тормозит воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей.)

  • Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
  • Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
  • Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
  • Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
  • Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
  • Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
  • Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
  • Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
  • Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию

Решение собрания:

1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.
2. Не прибегать к наказанию трудом.
3. Приучать детей к бережливости, учить ценить свой и чужой труд.
4. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
5. Принимать активное участие в совместной воспитательной работе по трудовому воспитанию учащихся.

«СЕМЬЯ + ДЕТСКИЙ САД = УСПЕХ».

Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.

Дорогие родители, на этом родительское собрание закончено. Пусть ваши дети растут трудолюбивыми.

Конспект

родительского собрания

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел: «Труд»

Тема: «Трудовое воспитание дошкольника»

Возрастная группа: средняя

Провели воспитатели:

Короткова Т.В.

Сорокина Ю.П.

Приложение

Аппликация из цветной бумаги «Петушок - золотой гребешок».

Описание: Хочу предложить сделать с детьми аппликацию из цветной бумаги. Петушок получается яркий, красочный.
Цель: изготовление интересных работ из цветной бумаги.
Задачи: научить подбирать цветовую гамму бумаги для аппликации; развивать воображение, фантазию, творчество; воспитывать усидчивость и аккуратность во время выполнения работы.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления аппликации: картон, цветная бумага, клей, шаблоны, образец работы.

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку.
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?……
(петушок)

А в деревне у меня
Есть чудесные друзья.
Это Петя-петушок,
Ярко-красный гребешок.
Он важно ходит по двору
И кричит ку-ка-ре-ку.
А взгромоздившись на плетень,
Встречает звонко новый день.
Лишь только солнышко взойдет,
Ему он песню пропоет!
Подруга же, курочка, его
Кудахчет тихо ко-ко-ко.
И яйца целый день несет,
Пока ей петушок поет.
А после водит гулять в сад
Пушистых,желтеньких цыплят,
Что скачут резво тут и там,
Устроив желтый тарарам!!!
Вот гуляет петушок -
Ярко красный гребешок.
Перья жаркие горят!
Как красив его наряд!
(Склярова Ю.)

О ком рассказало стихотворение? Правильно, это петушок. Хорошо летом в деревне. Только солнышко появилось на горизонте, слышишь песенку петуха. Кричит петушок «Ку-ка-ре-ку» и будит всех вместо будильника.
Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь?

Мы с вами сегодня сделаем петушка из цветной бумаги. Во время выполнения аппликации мы будем пользоваться клеем и кисточкой для наклеивания деталей, давайте вспомним - как мы работаем кисточкой: у нас на столах лежит тряпочка кто скажет для чего она нужна, молодцы ребята а теперь приступаем к аппликации.

Выполнение аппликации:

Чтобы символ нового 2017 года был благосклонен к вам, и Огненный Петух оберегал все дни, лучше всего задобрить петушка поделкой, исполненной своими руками.

  1. У вас на столах на поддоне лежат детали для выполнения работы.

  1. Для выполнения нашей работы мы должны взять основу конус желтого цвета и склеить его.

  1. Далее приклеиваем голову глазки клювик.

  1. Красный гребешок приклеиваем на голову.

В гостях у сказки
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)


  1. Клеим бородку.

  1. Приклеиваем крылышки.

8.Оформляем разноцветный хвост петушка, начинаем с большого пера.

Завершение:
Носит важно петушок
Яркий красный гребешок.
Раньше всех встает с утра.
Всем кричит: — Вставать пора!
Кукарекает, поет,
Спать селу мешает.
На работу всех зовет.
Утро пробуждает.

Рефлексия : Дети кого мы с вами сего клеили? Вам понравилась ваша игрушка? Молодцы ребята вы справились с работой.

Памятка для родителей

Что обязательно нужно делать с ребенком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми:

Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды. Пускать мыльные пузыри . Строить дом из мебели.Смастерить кукольный домик. Устроить жилище в коробке от холодильника. Выпустить в небо воздушный шар. Запускать воздушного змея. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик). Петь хором, играть на ложках. Надеть на ребенка свою одежду . Сочинять сказки об окружающем. Лепить из глины и пластилина. Играть в футбол. Играть в догонялки. И ещё много, много чего.

Памятка для родителей

Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему. Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе.

Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть свои важные дела.

Не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненные поручения. Если вы не удовлетворены результатом выполненной работы, не спешите высказать ребенку свое недовольство, Попытайтесь понять причину, подскажите ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.

Старайтесь быть последовательным в своих требованиях.

Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения. Научите этому своего ребенка, несколько раз выполните это поручение вместе.

Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.

Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих близких, друзей.

Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам нечем ему будет заплатить, например, за мытьё посуды.

Анкета для родителей

Правильно ли вы оцениваете результаты труда своих детей.

1. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

2. Как он относится к выполнению своих обязанностей?

3. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?

4. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?

5. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?

6. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?

7. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?

Чтобы немного вас повеселить, зачитаю вам тест- шутку.

«Кем будет Ваш ребенок?»

1. Если ваш ребенок все схватывает на лету, то вполне возможно, он станет жонглером.

2. Если вы все время посылаете свое чадо на все четыре стороны, он может стать кругосветным путешественником.

3. Если ваш ребенок и в саду, и дома через пень колоду, значит, он может стать лесорубом.

4. Если ваше чадо плавает на всех вопросах, попробуйте готовить его к карьере моряка.

5. Если вашему ребенку все до лампочки, он может стать электриком.

6. Если ваш ребенок витает в облаках - значит, он мечтает стать важной птицей.

7. Если ваша дочь ходит перед вами на цыпочках, попробуйте отдать ее в балетную школу.

8. Если ваш ребенок любит рассказывать сказки - значит, из него получится отличный политик.

9. Если ваш ребенок любит петушиться, значит, он может стать директором птицефабрики.

10. Если ваше дитя заглядывает всем в рот, он может пойти учиться на стоматолога.

11. Если ваш ребенок любит устраивать вам сцены, значит, он прирожденный актер.

12.Ну, а если ваш ребенок составляет рассказы до смешного плохо, значит, он может попытаться стать писателем - юмористом.

Родительское собраниена тему «Роль родителей в трудовом воспитании дошкольника»

Цель:

повысить уровень педагогической культуры родителей;

способствовать повышению роли семьи в воспитании детей посредством труда.

Предварительная работа:

Оформление выставки литературы по теме собрания.

Подготовка презентации по теме. Подбор педагогических ситуаций.

Подготовка памятки для родителей по теме.

Материалы и оборудование:

Выставка литературы по теме собрания. Подготовить столы для проведения

собрания. Памятки. Анкеты для родителей по теме.

Ход собрания

Добрый день уважаемые взрослые. Мы рады что вы нашли время быть с нами. Сегодня нашу встречу мы хотим начать со слов Ушинского.

ЭПИГРАФ: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование. А воспитание трудолюбия. Которое является одним из важнейших условий человеческого счастья» К.Д. Ушинский

Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное – научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья. Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются её лучшие качества.

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели и т.д.) Участие в трудовой деятельности способствует социализации детей, развитию их индивидуальных свойств.

Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в семье, как и в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были использованы полностью.

Детей необходимо приучать не только к хозяйственному труду, но и сохранению и поддержанию чистоты инвентаря, приведению его в порядок после работы.

Мы все хотим, чтобы в доме были чистота и порядок. Самое правильное, если в определенный деть в неделе все члены семьи, в том числе и дети принимают участие в уборке. При этом необходимо обращать внимание ребенка (и в процессе работы, и по ее окончании), что именно от усилий каждого работающего зависит общий результат дела. А дружно и хорошо поработав, приятнее и отдохнуть вместе: подольше посидеть за ужином или обедом, поговорить, отправиться на прогулку, в театр, на концерт, позаниматься спортом.

Но бывает и так: через день-два в квартире вновь беспорядок. И причиной его являются не только дети, но и сами взрослые. В таком случае взрослые должны начать с себя и только потом требовать, чтобы ребята не разбрасывали игрушки. Закончив игру или занятие, убирали на место (для этого у детей должен быть свой уголок). Можно посоветовать такой прием, применять который следует ни от случая к случаю, а систематически.

Перед тем как ребенок начнет собираться на прогулку, готовиться ко сну, заниматься чем-то другим, полезно напомнить: «Проверь, пожалуйста, в порядке ли ты оставляешь комнату, не разбросаны ли твои вещи. На месте ли игрушки…...»Когда проверишь, позови меня, я тоже посмотрю. Только в результате личного примера и постоянного контроля со стороны взрослых у ребенка пяти-семи лет в течение двух-трех месяцев вырабатывается достаточно устойчивая привычка поддерживать порядок в доме, проявлять инициативу: «Мама (бабушка, папа), посмотри, у меня все в порядке?»

Бывает так, что ребенок устал, куда-то торопится. Несмотря на это, нужно указать ему на беспорядок, предложить все убрать и помочь. Привыкнув к тому, что родители строго следят за выполнением своих указаний. Сами соблюдают порядок во всем, дети начинают проявлять инициативу, сами наводят чистоту, просят отца починить сломанную игрушку, а мать зашить порванное платье, охотно откликаются на просьбы взрослых помочь навести порядок.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями - важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя»-значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

Участвуя в труде, дошкольник приобретает важные качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе.

ПРАВИЛА ДЛЯ РДИТЕЛЕЙ:

Родители поступят правильно, если привлекая детей к выполнению различной хозяйственно-бытовой работы, будут сопровождать показ (что и как делать) объяснением, разъяснением. Так дети лучше усваивают наиболее рациональные способы самого труда.

Родители поступят правильно, если привлекая детей к выполнению различного труда, будут сопровождать показ (что и как делать) объяснением, разъяснением. Так дети лучше усваивают наиболее рациональные способы самого труда.

В семье должно быть твердо установлено, какую работу ребенок может выполнять самостоятельно, какую – под руководством взрослых, и на какую должен получать разрешение.

Необходимо также учитывать особенности нервной системы дошкольника и его физические возможности: давать ему задания соответствующей трудности, вовремя приходить на помощь.

Воспитанию ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что ему не удалось и почему.

Если дети своевременно не получают необходимой помощи при возникающих трудностях, то они могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.

Воспитатель: . А сейчас, как говорится: «Делу – время, а потехе час».

Просмотр презентации фото «Наши дети трудятся»

Воспитатель: Как показывают наблюдения, далеко не все дети старшего дошкольного возраста в процессе выполнения знакомых поручений действуют достаточно самостоятельно и инициативно.

Решение педагогических ситуаций.

Включение родителей в дискуссию.

Воспитатель: Предлагаю Вам обсудить несколько педагогических ситуаций, решить предложенные задачи, найти выход из них.

Семилетняя Маша взялась подметать дома пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается Маше. Мести она начинает еще хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи». (Т.М. Куриленко. Задачи и упражнения по педагогике).

Вопрос. В чем состоял педагогическийпросчет матери? Как вы поступаете в подобных обстоятельствах?

Дима часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что ты занимаешься женской работой?» С тех пор Дима перестал помогать маме. (М.П. Осипова, Г.А. Бутрима «Работа с родителями»)

Вопрос. Как вы оцениваете действия отца? Следует ли мальчиков приобщать к домашнему труду?

Антон выполняет домашнее задание одновременно ногой пытается дотянуться до кота, свернувшегося под столом. Иногда мальчик перестает рисовать, смотрит телевизор. Вокруг него на столе разбросаны книги, альбомы, краски, карандаши.

В той же комнате мать Антона вяжет шарф. Возле нее спицы, нитки, утюг, тарелка с печеньем, журналы.

Вопрос. В чем причина неорганизованности мальчика? Как помочь Антону научиться организовывать учебный труд?

Оля (6 лет) вместе с мамой убирает комнату. Оля хочет делать все как мама. Закончив работу, обе окидывают взглядом комнату. Вместе отмечают: нигде ни соринки, паркет блестит, словно зеркало, все вещи на местах. Целую стопу белья нагладила мама. Оля аккуратно складывает по местам. Мама советует:

–Складывай так, чтобы не помять белье и чтобы его удобно было отыскивать в шкафу: отдельно колготки, затем платочки. А в самый низ- носочки… Вот как ты хорошо делаешь, настоящая помощница!

Вопрос. В чем воспитательная ценность участия ребенка в хозяйственно-бытовом труде? Какими приемами мать старается воспитать у дочери интерес к труду? Привлекаете ли Вы ребенка к трудовым будням семьи? В чем выражается его участие? (Примеры). Укажите методы способствующие воспитанию организованности, трудолюбия.

Лена (6 лет) не любит наводить порядок в своих вещах и игрушках, а если мама дает ей какое-либо поручение, то выполняет его нехотя, небрежно, с оговорками: «Не хочу!», «Потом», «Уже некогда, спать пора» и т.п.

А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – заявляет девочка, как о доблестном поступке.

Молодец, говорит мама, - за это можешь не помогать мыть посуду.

Иногда она освобождает дочь от трудовых обязанностей «за то, что слушалась, бабушку», «за то, что старательно занималась на занятии в детском саду»…

Вопрос. Вопрос. Чем можно объяснить отрицательное отношение ребенка к трудовым поручениям в данном случае? Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? Обоснуйте свое мнение.

Воспитатель: мы попросим вас ответить на вопросы нашей анкеты и давайте обсудим «Какой труд вы считаете посильным для вашего ребенка?»

Чтобы немного вас повеселить, зачитаю вам тест - шутку.

Тест - шутка (Автор- Е.А. Тарасова)

«Кем будет Ваш ребенок?»

Подведение итогов родительского собрания.

Воспитатель: Наше собрание подошло к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в обсуждение такой актуальной темы!. Получили ли вы ответы на интересующие Вас вопросы? Что полезного Вы узнали на собрании? Спасибо за сотрудничество а мы вам вручаем памятки «Советы для заботливых родителей».

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Никогда не позволяйте себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.

Забывайте плохое сразу. Хорошее помните всегда.

Старайтесь не ставить плохое, в центр воспитания.

Воспитывайте у детей уважение к любому труду.

Не прибегайте к наказанию трудом.

Воспитывайте на положительном примере, вовлекайте детей в полезную деятельность.

Учитывай индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

Будьте последовательны в своих требованиях.

Учите ребенка ценить и свой и чужой труд.