Последние статьи
Домой / Дневной / Технологии работы с семьей и детьми. Ключевые технологии социальной работы с семьей и детьми

Технологии работы с семьей и детьми. Ключевые технологии социальной работы с семьей и детьми

Семья - группа, состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимости, связанных кровным родством, усыновлением или брачными узами.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ ст. 1 - Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Выделяют по уровню социально-психологического здоровья:

Благополучные,

Семьи групп социального риска,

Неблагополучные,

Асоциальные.

Виды:

Молодые семьи.

Многодетные семьи (национальные традиции, неблагополучные семьи, религия).

Неполные семьи (малообеспеченность).

Матери-одиночки.

Приемная семья.

Семьи с детьми-инвалидами.

Семьи вынужден, переселенцев.

Семьи военнослужащих срочной службы.

Семьи безработных.

Семьи инвалидов (трудовая реабилитация).

Полная малодетная семья.

Жестокое обращение в семье (гостиницы, убежища).

Технологии соц. работы:

Сбор и обработка информации о семье, нуждающейся в помощи (диагностика соц. психологич. здоровья семьи, определение уровня конфликтности).

Технологии оказания семье социальной помощи (посреднической, экономической, социальной, материальной и т.д.).



Технологии непосредственной работы специалиста с клиентом по конкретным вопросам (развод, опекунство). - технологиипрогнозирования, оценки качества соц. услуг и т.д.

Социальное обслуживание семьи в центрах защиты.

Реабилитация - система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые (тренинговые группы, консультирование, семинары, «телефон доверия»).

Профилактика - комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем.

Психокоррекционные мероприятия , изменение самооценок взрослых и детей.

Цель соц. помощи - сохранение семьи как соц. института. Помощь может быть экстренной, направленной на выживание семьи, срочной, с немедленным удалением из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей, направленной на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Для защиты детей от жестокого обращения в семье необходимо тщательное исследование ситуации в семье с участием соц. работника, психолога, врача, сотрудника органа внутренних дел. Агрессивность, равнодушие, сексуальные домогательства, побои, проблемы с едой, непосещение школы, отставание, в развитии являются предлогом для возбуждения дела о лишении родител-х прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

При работе с «трудными» детьми и подростками предусмотрена диагностика семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязат-ный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса, консультирование семьи соц. педагогом.

Семьи «групп риска»: (алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Неполная семья может сформироваться по разным причинам: женщина одна воспитывает ребенка, развод жены с мужем (муж пьёт, бьёт, не работает и т.д.).

Причины формирования неполной семьи: Социальная напряжённость в обществе, социальная несправедливость, безработица, высокие цены и низкая заработная плата, отсутствие психологической адаптации к новым существующим условиям. Отсюда воспитание в неполных семьях (например: мать вынуждена зарабатывать деньги на 2-3 работах, а дети предоставлены сами себе, отсюда следуют наркотики, пьянства, плохая компания, возможная преступность).

Роль специалиста по С.Р. в помощи многодетным семьям: психологическая консультация, которая поможет выявить причины дезодаптации, поможет в профориентации матери, отцу, детям-подросткам; тренинг, аутотренинг, коррекция, психотерапия.

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, неустойчивость личности, зависимость. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, соц. окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика. Движение «Анонимные алкоголики», программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» - эффективные технологии создания благоприятной среды для излечения от алкоголизма

Соц. работа с конфликтной семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Внешними затруднениями являются материальное благосостояние семьи, неуверенность в завтрашнем дне, безработица. Супруги могут придерживаться различных моделей семьи, имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, им присущи всплески эмоций. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии. Одна из методик - построение генограммы семьи. При создании генеалогического древа с помощью семейного терапевта члены семьи вовлекаются в единую деят-сть, дополняя друг друга. Методика «семейного соглашения» предусматрив. разработку взаимно-приемлемого списка обязательств обеих сторон, оформляемого двусторонним договором и подписываемого обоими супругами. Анализ его выполнения помогает скорректировать последующую работу с семьей. Разрешение семейных проблем, прежде всего, ответственность самих членов семьи.

Проблемы семей, воспитывающих ребёнка-инвалида: поставить на учёт ребёнка-инвалида, получить дотации, оформить льготы, трудоустройство, проблемы с работой, например: у матери, если она воспитывает его одна.

Помощь оказывается на основании следующих законов:

1. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ».

2. Федеральная программа «Дети-инвалиды».

4. ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

5. ФЗ «О защите инвалидов в РФ».

Роль соц. работника - организация медицинской помощи инвалидам (медико-социальная реабилитация в условиях стационара или на дому, в организации санитарно-курортного лечения. Проанализировать социальную обстановку в семье, предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них работы на дому и т.д.

СЛОЖНАЯ СЕМЬЯ - совместное проживание молодой и родительской семьи снимает потребность в ряде соц. услуг, выполняемых самими чл. семьи. Направления СР - соц. поддержка молодой и родит, семьи, мед-псих-пед консультирование по различным вопросам семейной жизни, предотвращение семейных конфликтов, путем проведения разл. мероприятий.

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы. Соц.работник вместе с клиентом рассматривает проблему и ищет пути ее разрешения, дает конкретные советы и рекомендации - Один из ведущих методов.

При изучении семьи используется педагогический эксперимент активно привлекаются родители к экспериментальной работе, кот. ведется в детском саду и нуждается в подкреплении и продолжении в условиях семьи.

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ - требует создания условий, кот. располагают к искренности респондентов. Продуктивность возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ - позволяет собрать много данных. Есть возможность получения и обработки материала.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - им обычно охватывают членов нескольких семей, симпатизирующих друг другу, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Тимами тренинга могут быть «знаю ли я своего ребенка», «как вести себя с агрессивным ребенком», «как воспитать ребенка без отца». Деятельность группы закрыта от посторонних.

ВВЕДЕНИЕ

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально - классовым признакам. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 428 с. (с. 255)

Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации - успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида.

Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает. Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. (с60).

Функции и типы семей.

Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально - ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептuвной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складывается по-разному, возможно существование разных вариантов семей.

Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака.

Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. говорить о бездетных, однодетных, многодетных или .малодетных семьях.

По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи .

1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится стар-шему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость жен-щины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство,

2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских в семье, ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной закрепляется еще и право на:участие в общественном труде на ряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем.

3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.

Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи. Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. (с58 - 59).

Можно так же выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит сове содержательное выражение в выполняемых ее функциях.

Функции семьи в различных средах деятельности:

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения Удовлетворение потребности в родительстве
Хозяйственно - бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно - бытовых услуг одними членами семьи от других
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение в семье
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообщенние членов семьи
Социально - статусная Предоставление определенного статуса членам семьи Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга
Эмоциональная Эмоциональная стабильность индивидов и их психотерапия Получение индивидами психологической защиты
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

Таким образом, выполняя такое количество функций, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния и развития. Нарушение какой- либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван, в том числе, и социальный работник. Для социального работника знание функций семьи важно для правильной диагностики проблем семьи и в дальнейшем качественной помощи.

Проблемы в современной семье.

Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась отряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

1. Социально - экономические проблемы : К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

2. Социально - бытовые проблемы : по смысловому содержанию сходны с социально - экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.

3. Социально - психологические проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

4. Проблемы стабильности современной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально - типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально - психологическая характеристика.

  • III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  • PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  • Абсорбционный способ подготовки газа. Технологическая схема, назначение и устройство аппаратов. Параметры работы,
  • Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
  • Социальная работа с семьей – это особо организованная деятельность, направленная на малую группу людей, нуждающейся в социальной защите и поддержке из вне. Отличительной особенностью работы с семьей является 2-уровневый характер мер по ее социальной защите.

    1 ур.- это деятельность органов образования, здравоохранения, культуры, милиции.

    2 ур. – деятельность специалистов системы социальной защиты населения.

    Социальная работа с семьей представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите, соц. поддержке, соц. обслуживанию и соц. развитию семьи на государственном и негосударственном уровне.

    Деятельностью социальных служб приоритетно охвачены 4 категории семей: многодетные, неполные; малообеспеченные; семьи с неблагоприятным психологическим климатом, конфликтными отношениями; семьи, имеющих членов, ведущих аморальный образ жизни.

    С начала 90-х годов в Российской Федерации развивается система учреждений социального обслуживания семьи и детей.

    Основные направления реализации социальной помощи включают в себя: создание системы социальных и психологических служб для семьи, женщин и детей, службы охраны здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малообеспеченных семей и др.

    Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей.

    Социальные службы помощи семье ведут работу по выявлению семей риска, оказанию помощи и поддержки этим семьям. Службы помощи семье проводят семейные консультации, организуют службы знакомств, сексологические кабинеты, организуют семейные туристические походы, экскурсии, создают центры семейного досуга, клубы молодой семьи.

    Службы социальной помощи семье оказывают комплекс социальных услуг, имея в своей структуре отделение по профилактике безнадзорности детей, реабилитационное отделение для детей-инвалидов, отделение срочной экономической помощи и другие подразделения.

    Т.о., центры социальной помощи семье являются многопрофильными, многофункциональными по видам оказываемой помощи.

    Деятельность центров социальной помощи семье определяется в первую очередь потребностями населения и сложившейся ситуацией. Социальную помощь со стороны государства получают на сегодняшний день только 25 % реально нуждающихся в ней семей и детей. К настоящему времени сформировалась система социального обслуживания семьи, нормативно-правовая база ее деятельности, структура и кадровый состав. Значительно расширяются виды и методы социальной помощи семье и детям.



    Существуют различные социальные службы семьи со специфическими задачами, функциями и объектами, ориентированные на решение проблем различных категорий семей. Обычно эти службы создаются какими-то ведомствами.

    Например, медико-социальная служба создается при органах здравоохранения, социально-педагогическая служба создается органами образования, учреждениями культуры и спорта, социально-правовая служба создается правоохранительными органами, социально-бытовая служба создается органами торговли.

    Технологии социальной работы трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы.



    Технологии социальной работы с семьей должны носить опережающий, упреждающий характер. Задача таких технологий (в деятельности государства, социальных институтов) - способствовать не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению.

    Технологии социальной работы включают в себя:

    Технологии профилактики, в том числе технологию профилактики семейного неблагополучия,

    Технологии социальной диагностики,

    Социальной экспертизы

    Социальльно- экономические технологии;

    Технологии коррекции семейных отношений и другие.

    В рамках социальной работы с семьей широко используется технология профилактики семейного неблагополучия. В свою очередь, она включает в себя такие технологии как: технология диагностики семейного неблагополучия, технология информационной деятельности, образовательные технологии, технологии психокоррекции и другие.

    Технологии диагностики семейного неблагополучия включает в себя: изучение конкретных явлений, процессов, происходящих в семье, условий и факторов социального функционирования семьи. Результатом социальной диагностики должна быть постановка социального диагноза. Социальный диагноз - это исходный материал для принятия конкретных мер по профилактике или помощи семье.

    Технология диагностики может включать в себя такие формы как: тренинги, беседы, интервью, тесты, арт-терапия, построение генограммы семьи которые позволяют специалисту понять суть назревающей семейной проблемы и принять необходимые превентивные меры по ее разрешению.

    Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на преодоление собственных нежелательных стереотипов.

    Технология информационной деятельности подразумевает деятельность по информированию клиентов всех категорий о семейных проблемах, разъяснительную работу с ними. Специалист по социальной работе в процессе своей профессиональной деятельности по профилактике семейного неблагополучия рассказывает клиентам о приемах предотвращения сложных ситуаций в семье, о методах разрешения споров, о воспитании детей и другом.

    Технология психокоррекции как вид технологии профилактики семейного неблагополучия включает в себя следующие методы работы специалиста с семьями-клиентами:

    Детско-родительские группы, в которых происходит взаимодействие детей и родителей в процессе какой-либо деятельности. Это возможность их сближения, совместного времяпрепровождения, содействует взаимопониманию между ними.

    Арт-терапия – это метод психокоррекции, который позволяет по рисункам детей и родителей выявить какую-либо проблему и провести коррекционную работу по данной проблеме.

    Тренинги позволяют выявить суть проблемы, спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, произвести коррекцию через взаимодействие со специалистами и другими людьми в тренинговых группах.

    Образовательные технологии содержат в себе такие компоненты как: подготовка молодежи к семейной жизни, путем включения в учебные планы образовательных учреждений таких предметов как семьеведение, психология семьи и другие, кроме того, существует огромный выбор специализированной литературы по семейной проблематике, беседы со специалистами.

    Таким образом, можно сказать, что на современном этапе развития технологий социальной работы с семьей используются все вышеперечисленные технологии. Они могут использоваться как отдельно, так и в совокупности – это зависит от конкретного случая.

    Анализ социальной действительности и выбор технологий, адекватных объективному положению дел, имеют прямое отношение к содержанию и организации социальной работы с семьей в учреждениях социальной защиты семьи.

    Изменения, которые происходят в России в политической и экономической жизни не могут не влиять на социальные процессы в обществе, в том числе на положение семьи.

    В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы - направленные на социальную реабилитацию инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и так далее. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.

    На сегодняшний день актуальность технологического подхода в социальной работе обусловлена тем, что для решения проблем семьи необходимы конкретные алгоритмы деятельности специалистов.

    В последние годы возникают новые категории таких семей: семьи безработных; семьи военнослужащих-контрактников; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, месяцами, не выплачивающих заработную плату. Эти семьи особенно подвержены влиянию негативных факторов, которые влекут за собой ухудшение положения семьи.

    Вестник Пермского университета

    Юридические науки

    ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ СЕМЕЙ В.Г.Кобелева

    Рассматриваются особенности социальной работы с семьей, а также возможность использования различных технологий для решения семейных проблем.

    В теории социальной работы общепризнанным считается положение о том, что семья - главный объект социальной работы. В семье, как в зеркале, отражаются основные проблемы общества: малообеспечен-ность, безработица, конфликты между поколениями, одиночество и др. Проблемы отдельных членов семьи - это всегда проблемы семьи в целом. Так, утрата работы одним из членов семьи непосредственно влияет не только на материальный статус семьи безработного, но и на психологический климат в ней, на отношения между детьми и родителями. Поэтому в рамках системного подхода работа с нуждающимися в помощи членами семьи предполагает работу и с другими её членами, т.е. с семьей как системой.

    Социальная работа с семьей - многоаспектное понятие. Она основывается на понимании того, что семья - это сложное социальное образование. С одной стороны, это малая социальная группа, с другой - социальный институт. Работа с семьей как с малой социальной группой предусматривает коррекцию внутрисемейных отношений, оказание семье социально-экономической, социально-психологической, социально-педагогической, социально-правовой помощи. Поддержка семьи как социального института включает разнообразные виды помощи в осуществлении функций семьи, консультирование, профилактику отклоняющегося поведения родителей и детей.

    Семья - система закрытая. Ее жизнь протекает вне посторонних глаз, многие её стороны скрыты от наблюдения, о многих можно судить лишь по косвенным признакам. Поэтому истинную причину семейной дисгармонии подчас нелегко определить. В связи с этим работа с семьей требует длительного времени для наблюдения и изучения.

    © В.Г.Кобелева, 2001

    Важное правило в работе с семьей - помнить о многообразии современной семейной жизни и не предполагать, что нуждающая в помощи семья «работает» так же, как семья социального работника. Представляется невозможным и бесполезным пытаться воспроизвести стиль собственной семьи в других семьях. Система ценностей и представлений специалиста по социальной работе может не совпадать с представлениями клиента.

    Что мы имеем в виду, говоря о технологиях социальной работы с семьей? Технологии социальной работы - это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. В данном случае объектом социального воздействия является семья. В социальной поддержке особенно нуждаются семьи многодетные, пожилых людей, неполные, молодые, семьи «группы риска» и др.

    К важнейшим технологиям социальной работы с семьей относятся социальная диагностика, социальная профилактика, социальная терапия. Не менее актуальны технологии социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Их реализация позволяет осуществлять адресную социальную помощь прежде всего остро нуждающимся и слабо социально защищенным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    В практике социальной работы широко используют комплексную технологию семейной терапии, которая включает такие технологии, как консультирование, терапевтическое воздействие, социальная помощь. Семейная терапия может иметь особенности, с учетом которых внимание семейного социального терапевта акцентируется на активизации клиента или его окружения .

    В последние годы в Российской Федерации возросло значение и такой комплексной технологии, как социальное обслуживание семьи и детей. Данная технология реализуется через создание сети учреждений, имеющих специфические цели, определяемые типовым положением этих учреждений. В системе учреждений, призванных сохранить социальное и физическое здоровье семьи, базовым является центр социальной помощи семье и детям, имеющий возможности оказывать разнообразные социальные услуги.

    В работе с любым типом семьи необходима диагностическая фаза - этап оценки ситуации в семье. Поэтому технология под названием «социальная диагностика» является обязательной при оказании любого воздействия на семью. Диагностическая фаза в работе с семьей предполагает оценивание семейных проблем; ее цель - выяснить, как «работает» данная семья и в какой помощи она нуждается.

    Для проведения социальной диагностики следует собрать как можно более полную информацию о семье, т.е. воссоздать историю семьи, исследовать взаимоотношения в ней, систему взглядов, правил, ценностей, способы принятия решений, разрешения конфликтов, адаптации к изменениям. Чтобы понять, что представляет собой семья, нужно «войти» в нее.

    При первом визите в семью социальный работник должен получить следующую информацию: данные о родителях, детях, родственниках; материальные и жилищно-бытовые условия жизни семьи; моральная и психологическая обстановка в семье; отношения родителей и детей; виды помощи, которая когда-либо оказывалась семье, и др.

    На диагностическом этапе используются различные методы сбора информации, в том числе наблюдение, анализ документов, интервьюирование, анкетирование.

    Среди специальных методов следует выделить составление семейного дерева - генограммы, графического изображения истории семьи. Генограмма - это схема семейной истории, создаваемая по определенным правилам и отражающая взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Воспроизведение родового дерева - процесс захватывающий; в него вовлекаются даже те члены семьи, которые могли не общаться друг с другом месяцами. Итоговая картина несет определенную информацию: чрезмерно частые овдо-вения или разводы в восходящих или боковых ветвях семьи могут свидетельствовать о негативной биологической предрасположенности либо о врожденных личностных проблемах.

    К числу методов диагностики относится также составление карты взаимоотношений, которое может быть полезным упражнением с целью определения систем взаимоотношений клиента и их воздействия на членов семьи. При вычерчивании карты взаимоотношений целесообразно выяснить у клиента, какие связи, взаимоотношения он хотел бы укрепить или, наоборот, ослабить. Это также один из способов записи большого объема информации в сжатой форме.

    Одной из диагностических методик является популярный на западе метод «скульптурной группы», когда члены семьи реализуют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая композицию. При обсуждении места каждого из членов семьи в этой скульптурной группе выявляются реальные оценки каждым других членов семьи и их позиций в реальной жизни.

    Кстати, понятие «социальная диагностика» используется уже более века. Американка Мэри Ричмонд в конце прошлого века предложила медицинскую модель социальной работы. В ней взаимодействие со-

    циального работника и клиента предусматривало три этапа решения проблемы: сбор фактов - социальный диагноз - социальная терапия. Эта модель сохраняется до сих пор, используется и применявшаяся Ричмонд терминология.

    Диагностическая деятельность должна вывести клиентов на понимание и признание необходимости изменений их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов.

    Виды социальной помощи семьям, нуждающимся в поддержке, можно разделить на три группы: экстренные, направленные на выживание семьи: экстренная материальная помощь, срочная социальная помощь, например, связанная с насилием в семье; затем меры, направленные на поддержание стабильности семьи, - обращение к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семейных отношений; наконец, социальная работа, направленная на социальное развитие членов семьи. Каждому виду социальной поддержки соответствуют определенные технологии.

    К технологиям, используемым в случае необходимости оказания экстренной помощи, относится реагирование на внутрисемейную жестокость, насилие. Хотя проблема насилия в семье не является новой, она долгое время не рассматривалась в качестве актуальной. За рубежом в 60-е гг. активно велись исследования, касающиеся проблем насилия над детьми. Они выявили необходимость изучения супружеского насилия, что, в свою очередь, в середине 80-х гг. обусловило обращение специалистов к проблеме насилия над пожилыми. Социальная работа с каждой из групп, подвергшихся насилию, имеет специфику.

    Выделяются три стадии социальной работы с семьей по защите ребенка от насилия: первая - получение информации о появлении жестокого обращения с ребенком в семье и расследование. На этом этапе важно определить, есть ли угроза жизни и здоровью ребенка в семье, затем решить - можно ли оставить ребенка в семье и куда его временно поместить, если изъятие ребенка из семьи необходимо. Какие действия предпринимает социальный работник? Требуется собрать дополнительную информацию, обратившись к другим специалистам, а также в школу, в милицию или даже к соседям. Целесообразно побеседовать с ребенком, подвергнувшимся насилию, с другими детьми, с родителями (лучше в Центре, приюте и др.). Вторая стадия - углубленная оценка и планирование. Работа на этой стадии включает: наблюдение за ребенком (детьми), семьей; правовые действия, если они необходимы; непосредственную терапевтическую работу с ребенком, терапевтические беседы в семье в её расширенном составе, связь со специалистами (педи-

    атр, психолог, милиция). В конце стадии оценки у социального работника должно сложиться ясное представление об обстоятельствах, которые привели к насилию над ребенком, включая взаимоотношения в семье. Социальный работник должен вести подробные записи всей полученной информации, анализировать ее.

    Третья стадия - проведение реабилитационной работы с ребенком и с семьей. Содержание этой стадии зависит от требующейся рёбенку помощи. Как правило, кроме медицинской он обязательно нуждается в помощи психологической в - зависимости от вида насилия .

    В настоящее время часты случаи насилия над пожилыми людьми. Отношение общества к старости связано с понятием эйджизма, т.е. предвзятого отношения к пожилым, которое проявляется в разных формах. Наиболее опасной, крайней формой проявления эйджизма в отношении пожилых является насилие над престарелыми в семье и пренебрежительное отношение к ним. В литературе такое насилие характеризуется как преднамеренное причинение пожилому лицу физической и психической боли, страданий и травм, а также необоснованное ограничение или полное лишение его необходимых ухода и лечения, которые поддерживали бы его душевное и физическое здоровье.

    Как и в отношении детей и женщин, в отношении пожилых выделяют такие виды насилия, как физическое, сексуальное, психологическое, эмоциональное, экономическое. Но в отличие от насилия над детьми и женщинами отмечают также медицинское насилие - халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарств, намеренная передозировка лекарственного препарата либо, наоборот, умышленный отказ больному в получении необходимого лекарства.

    Данные исследований зарубежных авторов показывают, что в отношении пожилых людей психологическое насилие применяется чаще, чем физическое, примерно в 2 раза. Наиболее уязвимы к насилию и чаще других подвергаются ему женщины старше 75 лет.

    Преследование, как правило, осуществляется со стороны родственников, которые в течение долгого времени опекают этого пожилого человека. Причем в более чем половине случаев агрессором является дочь жертвы, затем, по мере снижения частоты случаев, сын, невестка, муж, сестра.

    В настоящее время негативное отношение к пожилым в семье является одной из самых скрытых форм домашнего насилия, что приводит к трудностям в оценке масштабов проблемы, поскольку ввиду родственных связей жертва отказывается предпринимать какие-либо меры по отношению к насильнику.

    Практика социальной работы в случае насилия и пренебрежения по отношению к пожилому человеку в семье возможна на двух уровнях: на макроуровне - это профилактическая работа по предупреждению семейного насилия, совершенствование законодательства, проведение разъяснительной работы по изменению отношения к пожилым людям в обществе в целом, развитие служб и услуг, которые обеспечили бы пожилым людям социальную безопасность. На микроуровне предполагается непосредственная работа со случаем, в рамках которого оказывается помощь и поддержка пожилым людям и тем, кто осуществляет уход за ними. Вмешательство социального работника и других специалистов в ситуацию возможна как в домашних условиях (предоставление домашних сиделок, консультирование опекунов), так и в условиях стационарного или полустационарного учреждения, куда отселяется пожилой человек. Первый вариант предпочтительнее.

    Уровень социальной работы, ориентированной на стабилизацию семейных отношений, связей, включает нормализацию отношений между супругами, родителей и детей, всех членов семьи с окружающими.

    Так, работа с трудными детьми и подростками включает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязателен анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе данных, полученных в ходе этой диагностики, составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа ориентирована на деятельность команды специалистов, включающей социального работника. социального педагога, психолога, иногда юриста. Команда может включать также сотрудников образовательных и медицинских учреждений, правоохранительных органов.

    Одновременно ведется социально-психологическое консультирование семьи, направленное на устранение взаимного непонимания, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой. Технология социальной коррекции нацелена на изменение самооценок взрослых и детей, на воспитание доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.

    Одна из эффективных технологий социальной работы с семьей и с детьми - социальный патронаж. Его цель - создание в семье оптимальных условий для развития личности ребенка, его нормальной жизнедеятельности, установление в семье отношений партнерства и сотрудничества родителей с детьми . Патронаж семьи предполагает

    поэтапное проведение мероприятий: выявление семей, нуждающихся в социальном патронаже; установление контакта с семьей; использование индивидуальных и групповых форм работы для воздействия на семью с целью решения социальных проблем; систематическое отслеживание работы с семьей; фиксирование и анализ происходящих изменений; оценка эффективности проделанной работы.

    В случае работы с семьей алкоголика диагностика выявляет основную причину злоупотребления спиртных напитков, сопутствующие обстоятельства. Для этого необходимо изучение личностей как самих пьющих, так и членов их семей. С этой целью можно использовать метод социальных биографий. Составленная на основе диагностики программа включает работу как с самим наркозависимым лицом, так и с его социальным окружением. Она будет включать лечебные мероприятия, консультации, психокоррекционную работу, возможно, социально-трудовую реабилитацию самого алкоголика и членов его семьи.

    Работа с конфликтной семьей или с семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, по заявлению одного из супругов. Хотя иногда поводом для констатации внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, замечания детского врача. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения семейной проблемы, по поводу которой супруги имеют различные точки зрения, несовпадающие взгляды. Семейная терапия в таком случае включает нахождение компромиссов, обучение членов семьи навыкам неконфликтного общения.

    К числу активно применяемых методов относится так называемая «датерапия» - методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свое в целом негативное отношение друг к другу. В ходе ее использования предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон взаимоотношений супругов. В результате изучения полученного соотношения положительных и отрицательных ответов отвечающий супруг может изменить отношение к себе.

    В семейной терапии применяются методики влияния на личность с использованием собственных возможностей клиента. Такой, например, является методика направленного изменения. Она заключается в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты личности или особенности поведения, воздействует на того при помощи эмоционального поощрения или наказания (под наказанием может пониматься отсутствие эмоционального поощрения или холодность). За «хорошим поведением» следует награда, за

    «плохим поведением» - ее отсутствие. По замыслу разработчиков этой методики индивид через короткий срок научится автоматически избирать премируемые формы поведения. К сожалению, практика использования подобных средств в семейной терапии показывает ее относительно низкую эффективность. Вместо отношений доверия, открытости и взаимоподдержки членов семьи здесь культивируются отношения одностороннего воздействия.

    Более равноправные отношения предусматривает методика «семейного соглашения» (не смешивать с гражданско-правовым брачным договором). Ее осуществление начинается с субъективного выявления претензий супругов друг к другу. В процессе подготовки соглашения различные бессодержательные обвинения должны быть заменены изложением конкретных неправильных действий. В результате вырабатывается взаимно приемлемый список обязательств по изменению поведения обеих сторон на срок от месяца до полутора (за более короткий срок не удастся осуществить изменения, более длительный не позволит подвести итоги, т.к. угаснет интерес к процессу). Перечень обязательств оформляется двусторонним соглашением и подписывается обоими супругами. Данный документ имеет морально-психологическую ценность. Взятые супругами обязательства должны быть конкретны и проверяемы.

    По истечении срока договора супруги вместе с семейным терапевтом проводят анализ выполнения его условий и при необходимости заключают аналогичное соглашение на следующий период, возможно, уже с новыми, возросшими требованиями. Со временем присутствие социального работника становится ненужным, супруги приобретают навыки самостоятельного использования этого метода. Технологии коррекции взаимоотношений многочисленны: их выбор определяется конкретной ситуацией.

    Третий вид социальной поддержки семьи направлен на ее развитие. По существу, здесь речь идет о работе с нормальной среднестатистической семьей, которая порой также оказывается в сложной ситуации. В целях развития семьи, отдельных её членов возможно использование технологии консультирования. Семейное консультирование -это целенаправленное психологическое воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных внутрисемейных отношений для развития семьи и ее членов .

    Семейное консультирование проводится специалистами, имеющими опыт практической работы. Предполагается, что работа ведется с

    психически здоровыми людьми, а причины, вследствие которых люди обращаются за помощью, носят немедицинский характер. Они касаются нарушений во взаимоотношениях, в социальном поведении, развитии личности членов семьи.

    Основные цели семейного консультирования состоят в том, чтобы семья могла адекватно реализовывать свои функции, а также в обучении супругов самостоятельному решению трудных вопросов семейной жизни.

    Многие проблемы семьи относятся к сфере деятельности не только системы социальной защиты населения, но и управления образованием, МВД и других ведомств. Особенно большими возможностями располагает профилактическая деятельность. Уровни компетентности и ответственности различных учреждений системы профилактики регулируются федеральным законодательством .

    Несмотря на то, что социальная работа с семьей проводится с целью защиты интересов членов семьи, в любом случае предполагается вмешательство в эту закрытую систему. Чтобы это вмешательство принесло пользу семье, необходимо в работе с ней руководствоваться определенными принципами: соблюдать приоритет прав и интересов ребенка, уважать права родителей, соблюдать конфиденциальность, вовлекать родителей в процесс работы, действовать совместно с другими учреждениями и специалистами.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Вакулин О. С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей // Рос. журн. социальной работы. 1998. № 2/8.

    2. Домминией Д., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Социальная работа с семьей для защиты детей от жестокого обращения // Там же. 1997. № 2/6.

    3. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. Пер. с англ. М., 1997.

    4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г.

    METHODS OF SOCIAL WORK WITH DIFFERENT TYPES

    Characteristic features of social work with families have been

    examined along with possible methods of solving family problems.

    1) информационная функция:

    · сбор важнейшей информации о различных семьях в обслуживаемом регионе, их потребностях и проблемах;

    · передача полученных сведений инстанциям и ведомствам, которые способны оказать помощь семье.

    2) диспетчерская функция: направление семьи или ее члена к нужному специалисту или в социальную структуру;

    3) подготовка документов:

    · формирование необходимой документации;

    · содействие в написании заявлений и других документов отдельным членам семьи;

    4) посредническая функция:

    · организация связи между семьей и необходимыми структурами или специалистами;

    · установление контактов между ними;

    5) контроль: получение сведений о предоставленной семье помощи и об ее эффективности;

    6) социальный сервис:

    · предоставление семье разного рода пособий (денег, медикаментов, продуктов, одежды, билетов, путевок и т.д.);

    · оказание помощи на дому, выполнение разовых поручений.

    Исходя из этого социальный работник призван выполнять следующие функции Социальная работа / под ред. Басова Н. Ф. -- М.: Дашков и К, 2013 г. -- С. 61. :

    · диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

    · охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

    · организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

    · социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка);

    · прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

    · координационную (установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб);

    · органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб.

    Социальная работа с молодыми семьями.

    Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше слышали, но не думали, что им придется их решать. Молодая семья в современных условиях не всегда самостоятельно способна выйти из сложных жизненных ситуаций, она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь могут оказать службы социальной защиты и специалист социальной работы, способствуя восстановлению статуса и роли молодой семьи посредством применения технологий социальной работы.

    Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Усилия специалистов социальной работы должны быть направлены на восстановление статуса и роли молодой семьи как института первичной социализации человека. Именно на это должны быть направлены действия всех социальных служб и специалистов, работающих с молодыми семьями.

    Задача социального работника - способствовать созданию в семье ощущения безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. В обязанности специалиста социальной работы при работе с молодыми семьями входит Болдина М. А. Технологии социальной работы с молодыми семьями // социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 5. - С. 261-266.:

    · подготовка молодежи к вступлению в брак;

    · консультирование вступающих в брак по вопросам их совместимости в будущей семейной жизни;

    · проведение социологического исследования молодых семей в Российской Федерации;

    · организация мониторинга деятельности региональных и муниципальных общественных объединений и клубов;

    · участие в организации и проведение семинаров, конференций по вопросам молодой семьи и фестивалей молодых семей в субъектах РФ;

    · разработка и распространение информационных материалов в помощь молодой семье.

    Социальная работа с неполными семьями.

    Монородительская, или неполная семья состоит из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми); разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми); вдовы (вдовца) с ребенком или детьми. Очевидно, что неполные семьи больше подвержены воздействию негативных факторов. В подобных семьях роли и функции обоих родителей вынужден выполнять один. В норме семье присущи определенные функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, досуговая, социально-статусная.

    В неполных семьях эти функции могут искажаться, что сказывается на статусе членов семьи, процессе социализации ребенка, формировании системы его ценностей, мировоззрения. Одной из проблем в таких семьях является одиночество, потенциально ему подвержены все ее члены.

    Социальная работа с монородительской семьей - это помощь семье со стороны социума, государства в целом посредством законодательства и нормативных актов, обеспечивающих социальную защиту и адаптацию института семьи и отдельных групп населения.

    Назовем основные формы государственной помощи неполным семьям:

    · социальный патронаж;

    · предоставление временного приюта;

    · социальное обслуживание в стационарах;

    · материальная помощь;

    · организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания семей;

    · консультативная помощь;

    · реабилитационные услуги.

    Государственные службы, оказывающие помощь неполным семьям в решении их проблем:

    · Суд: рассматривает дела о разводе, передаче ребенка на воспитание одному из родителей, разделе имущества, лишении родительских прав. Также оказывает помощь по взысканию алиментов с отца (матери) ребенка.

    · Территориальные правоохранительные органы: выявляют и работают с семьями, которым присущи отклонения от правовых норм, насилие над детьми, готовят документы о лишении родительских прав и т.д.;

    · Комитет по социальной защите при местном органе власти. В лице инспектора по охране детства участвует в подготовке дел о лишении родительских прав и выходит с исками в суд, разрабатывает предложения о том, с кем необходимо оставить ребенка при оформлении развода, помогает разведенным родителям принять решение о характере участия в воспитании детей;

    · Территориальные органы социальной защиты населения: оказывают содействие в оформлении пособий на детей, пенсий, а также предоставляют информацию о льготах;

    · Службы психологической помощи населению: предоставляют психотерапевтические и консультационные услуги одиноким родителям в решении их педагогических и личностных проблем;

    · Службы занятости: содействуют в поисках подходящего места работы для одиноких родителей, в том числе с особым графиком.

    Социальная работа с многодетными семьями.

    Социальная работа с многодетными семьями направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

    Социальная работа с многодетной семьей имеет своей целью улучшение ее благосостояния и обеспечение ее функционирования в интересах общества. И хотя в последние годы таких семей в Российской Федерации становится меньше, их проблемы обостряются. Социальная работа с данной категорией семей предполагает:

    · материальную поддержку;

    · помощь в преодолении иждивенческих жизненных установок,

    · овладении приемами услуг (домашний парикмахер, швея, массажист, и т. д.);

    · повышение уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовых документов для получения декларированных льгот;

    · минимизация чувства одиночества, забытости, непохожести;

    · обмен опытом организации внутрисемейной жизни;

    · расширение круга общения;

    · психолого-педагогическое просвещение;

    · помощь в профориентации и трудоустройства членов семьи.

    Перечислим различные учреждения и службы, оказывающие практическую помощь многодетным семьям.

    · Местные социальные службы: получают информацию о нуждах и потребностях семей;

    · Учреждения здравоохранения: оказывают практическую медицинскую помощь;

    · Различные детские и юношеские организации: организуют досуг и отдых детей из многодетных семей;

    · Центры занятости населения: оказывают содействие по трудоустройству многодетных родителей и предоставляют их детям возможность работать не полный рабочий день в период учебы или во время летних каникул.

    Социальная работа с семьями с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей.

    Принципы работы с неблагополучными семьями:

    1) неиспользование обвинений и упреков, пусть даже вполне заслуженных; вместо этого -- социальная защита, создание уверенности в возможности выхода из кризиса;

    2) индивидуальный подход: решение конкретных проблем конкретной семьи и ребенка в реальных жизненных условиях и местах их пребывания;

    3) постоянный контакт с семьей;

    4) доверительные отношения между социальным работником и всеми членами неблагополучной семьи;

    5) построение отношений с семьей на деловой основе с применением таких методов, как контракт, план;

    6) уважение норм и ценностей членов семьи;

    7) ориентация на развитие, основываясь на позитивном потенциале семьи, ее способности к самопомощи;

    8) использование широкого спектра методов и подходов в работе специалистов.

    Этапы работы с неблагополучной семьей:

    · знакомство;

    · вхождение в семью;

    · изучение семьи;

    · анализ полученной информации;

    · коррекция, восстановление отношений внутри семьи;

    · выход из семьи.

    Главная цель работы с родителями - устранение недостатков семейного воспитания, профилактика и коррекция дисгармоничных семейных отношений.

    Задачи работы с родителями:

    · информационно-просветительская работа: объяснение влияния типа семейного воспитания и супружеских отношений на развитие отрицательных отклонений в поведении детей. Работа осуществляется как на федеральном/региональном уровнях, так и на уровне общеобразовательных учреждений. Формами такой работы являются тематические родительские собрания с привлечением специалистов, беседы, семинары, лекции и т.д.;

    · диагностическая работа: диагностика установок родителей по отношению к своей семье и детям, типа семейного воспитания. Результаты позволяют получить сведения о возможных отклонениях в системе семейного воспитания, выявлять область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс еще не наступил, но уже имеются негативные тенденции. Работа проводится групповым или индивидуальным методом с использованием тест-опросников;

    · коррекционная работа: восстановление нормальных взаимоотношений между ее членами и исправление имеющихся отклонений в семейном воспитании. Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: совместная групповая психотерапия детей и родителей, групповая семейная психотерапия, индивидуальная психо-терапевтическая работа с отдельной семьей или отдельным ее членом.

    Таким образом, работа специалистов по социальной работе с семьей с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, должна быть ориентирована на реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике конфликтности и семейного неблагополучия. Также данная работа включает в себя деятельность по созданию условий социальной реабилитации кризисных семей, коррекции сложившейся семейной ситуации.