Домой / Дневной / Во сколько малыши начинают ползать на четвереньках. Союз педиатров России: Как научить ребенка ползать? Ползание

Во сколько малыши начинают ползать на четвереньках. Союз педиатров России: Как научить ребенка ползать? Ползание

Первые месяцы с ребенком матери сравнительно легко, так как положив его где-то, там же и заберешь. Но с возрастом малыш учится двигаться. Ведь ему интересно познавать окружающий мир.

Как и любому навыку, ползать ребенок учится постепенно. Есть определенные этапы, которые он проходит для того, чтобы научиться данному действию полноценно:

  • ползание по-пластунски;
  • вставание на четвереньки;
  • настоящее ползание.

Хотя вид, каким будет передвигаться малыш, может оказаться не столь привычным. Также бывают случаи, когда ребенок не ползает вовсе, а сразу начинает ходить. Зависит это от его темперамента и воспитания . Но при этом не значит, что отходит от норм развития.

Рефлекс ползания есть у каждого здорового, полностью развитого новорожденного. Для того чтобы узнать, есть ли он у вашего малыша необходимо уложить его на животик, ручки уложить возле головы, ножки слегка согнуть в стороны.

Подставить руку под стопки младенца и дать ему возможность оттолкнуться. Этот рефлекс сохраняется примерно 3 месяца после рождения, а 1–2 месяца спустя он начинает учиться это делать заново.

Поначалу малыш только елозит по полу на животе. Он может крутиться вокруг своей оси. Начинает он проводить такие действия в возрасте 3,5–4 месяца.

Ползание по-пластунски

Прежде чем начать ползание, ребенок должен научиться переворачиваться со спины на живот и удерживать в таком положении головку. Он начинает отталкиваться ногами, расставляя их как лягушонок. Далее он старается задействовать ручки, опираясь на локти.

Разные малыши доходят до этого в своем возрасте. Он варьируется от 4 до 6 месяцев.

Вставание на четвереньки

Малыш начинает приподниматься, опираясь на предплечья

Далее малыш начинает приподниматься, опираясь на предплечья. Руки он выпрямляет позже. Затем начинает поднимать попу, вставая на четвереньки. Принять такую позу не всегда получается у ребенка сразу. С непривычки ноги и руки расползаются в разные стороны.

Постепенно, потренировавшись, малыш делается более уверен в своих силах, твёрдо становится на четвереньки. Но чередование передвижения рук и ног они также осваивают не сразу. Многие вначале раскачиваются взад-вперёд стоя на четвереньках. Или же начинают пятиться обратно. Но в любом случае это нормально, ничего страшного в этом нет. Это просто этапы развития.

На четвереньки ребенок начинает вставать примерно в 5–8 месяцев.

Настоящее ползание

Ребенок постепенно учится и начинает понимать, как переставлять руки и ноги, чтобы двигаться вперед. Именно такое ползание на четвереньках считается настоящим.

Одной из вариаций этого движения может быть «лягушачье ползание». Это когда ребенок садится на попу, складывая ноги перед собой согнутыми. Руки ставит перед ногами и подтягивает нижнюю часть тела вперед.

Ползать по-настоящему детки начинают с 6 до 9 месяцев.

При всех указанных выше сроках стоит помнить, что они являются примерными и обобщающими. Они могут варьироваться на 1–2 месяца и это считается нормой. Возраст, когда малыш начинает ползать зависит от его здоровья, темперамента и пожеланий. Последнее относится как к самому ребенку, так и к родителям – некоторые из них не хотят обучать такому навыку по своим внутренним убеждениям. Но ползание очень полезно и необходимо для крохи.

Когда ребенок садится и встает

Ползание является как бы связующим звеном между сидением и вставанием на ноги.

Малыш, ползая по-пластунски, постепенно начинает распрямлять руки, а затем подтягивает ноги под себя и садится. Иногда он сначала учится вставать на четвереньки, а после присаживаться. Садятся дети в возрасте от 6 до 9 месяцев.

После того как ребенок научился ползать достаточно хорошо, его начинает интересовать, что же там наверху и он тянется туда. Цепляясь за поверхность, он пытается встать на ножки. Встает ребенок с 5 до 9 месяцев. А вот ходить начинает позже – с 8 до 12 месяцев.

В отличие от ползания, учить сидению и хождению нельзя. Эти умения должны прийти сами, иначе могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом позже. Поэтому не нужно поступать по бабушкиным методам, сажая в подушки и ходунки. Лучше дождаться, когда он сам этого достигнет, помогая различными упражнениями и массажами, которые мать сможет делать сама.

Указанные возрастные рамки являются примерными, ориентироваться на них стоит лишь для занятий. Не подгоняйте под них своего ребенка. Также встречаются нередкие случаи, когда малыш перескакивает этап ползания и сначала садится, а затем встает и начинает ходить. Ограничивать его не нужно, его организм сам знает, к чему способен.

Необходимость в ползании

Когда ползание на четвереньках считается настоящим?

Как уже было сказано выше, ползание – это нужный навык. Современные ученные доказали, что именно он способствует правильному развитию мышц спины. Грудины, пресса, рук, а также опорно-двигательного аппарата. При опоре на 4 точки вес распределяется именно на них, освобождая позвоночник от тяжести. Он расправляется в нужном положении, каждая его часть движется свободно.

Не стоит недооценивать и тактильные ощущения, которые формируются при касании ладошек пола. Это развивает мелкую моторику, а, следовательно, и правильную работу мозга, речевые навыки. У ребенка формируется выносливость и целеустремленность, он учится ориентироваться в пространстве.

Ползание – это необходимый этап созревания ребенка. Оно способствует развитию способностей, которые пригодятся малышу в дальнейшей жизни, научит преодолевать препятствия и стремиться к достижению цели.

Возможные причины задержки или пропускания этого этапа

В случае если ребенок не делает попыток к ползанию в 8–9 месяце и при этом не встает на ноги, то родителям следует обеспокоиться и обратиться к врачам: педиатру, неврологу, ортопеду. Но есть факторы, которые объясняют такую задержку:

  1. Большой вес. В этом случае ребенку тяжело его удерживать на руках.
  2. Недоношенные дети развиваются чуть позже.
  3. Здоровье. Малыши имеющие неврологические, ортопедические и другие проблемы со здоровьем могут отставать или не начать ползать.
  4. Темперамент. Холерики спешат узнать мир, «бегут» вперед. Меланхолики напротив, медлительны и неповоротливы.
  5. Малыш не спешит это делать, так как ему этого не требуется. У него нет интереса ползать, если он что-то захочет, то мама или кто-либо из родственников ему дадут/поднесут куда надо.
  6. Ограничение пространства. Если малыш постоянно находится в кроватке или шезлонге, то ему просто некуда двигаться. Возможно, матери так легче, ее руки свободны, она может заняться своими делами, не следя за действиями малютки. Но лучше воспользоваться манежем или расстелить одеяло на пол и отпустить туда кроху. Тогда с ним и ничего не произойдет, и он сможет развиваться.

Упражнения, чтобы научить ребенка ползать

Подтолкнуть ребенка к тому, чтобы малыш начал ползать можно при помощи различных упражнений.

Занятия на фитболе

Фитбол – это большой резиновый мягкий мяч. На нем можно заниматься с ребенком, а также делать некоторые упражнения самой маме. Для поддержания гигиеничности его следует мыть 1 раз в 7–10 дней, а перед началом занятия с малышом его накрывают тонкой мягкой пеленкой.

Самым простым упражнением является укладывание ребенка на животик , ручки вытягивают вперед. Придерживая его, покачивать вперёд назад, вправо-влево. Такое занятие делают, пока ребенок еще не опирается на ручки. Когда он начинает распрямлять руки и опираться на них, можно опускать его на шаре так, чтобы он мог коснуться ладошками пола и оттолкнуться. Затем опускают в другую сторону, чтобы он также коснулся стопами и оттолкнулся от пола.

Занятия с мамой

При отсутствии такого приспособления, как фитбол, малыша кладут на свои ноги и перемещая, также дают возможность отталкиваться ногами и руками.

Когда ребенок научится вставать на четвереньки?

Положить малыша на живот, руки и ноги согнуть, чтобы он выглядел как «лягушонок». Отталкиваться ножками поочередно. Затем их соединяют вместе и подтягивают ближе к попе. Это расслабит мышцы и растягивает их, формируя правильный мышечный корсет. Также оно учит ребенка передвигать ножками во время ползания.

Перевернуть ребенка на спинку. Ноги сгибать и разгибать поочередно, прижимая к животику. Затем сделать то же самое с двумя ногами. Прижать ножки к животу и прокрутить вокруг своей оси. Это также помогает растягиванию мышц. Кроме того, оно нормализует стул и справляется с расстройствами кишечника.

Кроме ножек следует развивать и руки, ведь на них идет довольно большая нагрузка. Для этого дайте свои пальца крохе и дождитесь, когда он крепко за них ухватится. Приподнимайте и опускайте его до положения полусидя (пока он не умеет сидеть); сидя – когда уже научится; стоя – когда научится вставать.

Уложить малыша на спину. Разводить руки в стороны и сводить их на груди, скрещивая, чередуя, какая из них будет сверху. Затем поднимать вверх-вниз одновременно обе и чередуя. То есть одну поднимают к голове, другую вытягивают вдоль тела.

Если младенец еще совсем маленький и не умеет сам переворачиваться, то его можно поучить и этому. Это также способствует развитию навыка ползания. Ребенка уложить на спину, перехватить за кисть руки и голень и аккуратно потянуть в сторону, помогая ему перевернуться. Затем также, помогать повернуться обратно.

Упражнения следует проводить только в случае, когда кроха всем доволен. Он должен быть сыт, но после кормления должно пройти не менее 40–60 минут, иначе это может привести к срыгиванию и проблемам с животом. Также проделывать следует за 30–40 минут до сна, чтобы он не «разгулялся» и спокойно уснул. Обязательным условием является то, что ребенок должен быть здоров. Если он отказывается что-то делать, не настаивайте. Предложите это упражнение ему в следующий раз.

Занимаемся играя

Заниматься с ребенком можно и в виде игры. Когда малыш только проявляет интерес к ползанию, то можно еще больше привлечь его внимание к такому действию, положив интересные игрушки на расстоянии 15–20 сантиметров, предварительно показав и заинтересовав ими.

Для того чтобы кроха начал приподниматься на руки можно использовать валик, свернутый из одеяла или полотенца. Его подсовывают под грудь, руки выправляют вперед, голову кладут на сверток. В продаже имеются специальные подушки, которые можно использовать с такой же целью. Кроме того, на них нашиты петельки, к которым цепляются игрушки для привлечения внимания ребенка.

Играть со своим ребенком не только весело, но и помогает ему научиться делать определенные движения. Пока он только лежит на животе, ложитесь с ним рядом в виде «звездочки». Приподнимайте голову и все конечности, а затем опускайте. Глядя на вас, малыш начнет повторять.

Далее лечь в позу «лягушки». Отталкиваясь ногами и «разгребая» руки ползти вперед. Помочь своему малютке делать то же самое. Это упражнение легко учить в воде, тем самым обучая плаванию. Чтобы удерживать голову можно использовать плавательный круг или чепчик «русалки».

Когда ребенок научится вставать на четвереньки, часто он раскачивается вперёд назад. Это помогает ему скоординировать движения. Встаньте рядом с ним и повторяйте его движения. Затем начинайте передвигать руками, как это делают при ползании. Если он не может понять такое действие – помогите, показав правильность передвижения конечностей.

Научить ребенка ползать – довольно просто, если он того сам захочет и если родители зададутся такой целью. Но настаивать при этом не стоит. Все упражнения должны приносить ему только удовольствие. В пропуск такого навыка не является отклонением от нормы. Напротив, значит ребенок развит достаточно хорошо.

Соответствует ли ребенок нормам и укладывается ли он в положенные сроки смотрите в следующем видео:

Каждый новый навык малыша играет большую роль для его будущей взрослой жизни. Одним из самых важных моментов считается период, когда ребенок начинает ползать. Именно это действие готовит его к прямохождению. Существуют определенные этапы, своевременное преодоление которых необходимо для правильного развития опорно-двигательной системы и головного мозга человека.

Когда ребенок видит вокруг себя интересные предметы, он старается до них дотянуться, тем самым укрепляя необходимую мускулатуру

Родители иногда торопят своих детей и очень радуются, если ребенок рано перевернулся, сел, пополз, пошел. Это не всегда правильно. Природа все рассчитала, и иногда стоит ей довериться в развитии неокрепшего организма. Если малыш рано начал ходить и практически не ползал, это грозит очень неприятными последствиями:

  • Быстрый переход к прямохождению сказывается на позвоночнике. Когда младенец начинает ползать, происходит укрепление мышц спины, которые в будущем возьмут на себя нелегкую функцию по поддержанию позвоночного столба. Если этот период пропустить, нагрузка может оказаться слишком сильной, что может привести к развитию ряда патологий;
  • Ползание подразумевает сложную работу головного мозга, т.к. нужен контроль за чередованием рук и ног. Если у малыша не будет возможности этому научиться, в будущем гарантированы проблемы с координацией и мышлением.

Конкретный возраст, когда карапуз должен поползти, назвать сложно. Все зависит от того, как он справлялся с обязательной программой упражнений до этого. Когда ребенок видит вокруг себя интересные предметы, он старается до них дотянуться, тем самым укрепляя необходимую мускулатуру. Если малыш рано перевернулся и отличается активностью и любознательностью, поползти он может в 5-6 месяцев. Более пухлые и ленивые карапузы, которым не нужно стараться что-то достать, могут подождать и до 8 месяцев. Правда, в это время педиатры уже разрешают помочь малышу и рекомендуют массаж для укрепления мышц или специальные упражнения.

Ползание на животе — один из этапов физического развития малыша, который готовит его к более активному передвижению

Существует три основных этапа, которые проходит ребенок, прежде чем можно сказать, что он научился ползать:

  1. Ползание на животе . Самый легкий вид передвижения, который требует минимальных затрат сил и энергии. Не важно, в какую сторону начинает ползти младенец: назад, вбок или вперед. Главное, что он уже чувствует себя комфортно, находясь на животе, и готов к новым свершениям;
  2. Второй этап может быть представлен несколькими вариантами . Ребенок выставляет руки вперед, а к ним подтягивает ноги, это даже может быть похоже на прыжок. Или малыш встает на четвереньки, выкидывает вперед руки, а ноги подтягивает по одной. Это уже смелые попытки, но еще не полноценное ползание;
  3. Заключительный этап – перекрестное ползание . Руки и ноги чередуются в четком порядке, малыш пытается ползать все время, т. к. понимает, что это самый быстрый и удобный способ получить желаемое, мышцы быстро укрепляются, а скорость передвижения увеличивается.

Легкий массаж мамиными руками может творить чудеса — вы удивитесь, как после этого окрепнет мускулатура вашего карапуза

Даже если развитие младенца идет по плану, упражнения на укрепление мышц никогда не повредят. Когда перевороты пройдены, подъем на предплечьях освоен, можно приступать к гимнастике, разработанной, чтобы помочь малышу начать ползать.

  • Упражнения с использованием фитбола . Малыш кладется животом на мяч, головой от поддерживающего, и фиксируется в районе подмышек. Мяч необходимо плавно покачивать вперед и назад, что будет вынуждать спинку малыша прогибаться в нужных местах, тем самым укрепляя мышцы.
  • Гимнастика для укрепления мышц рук . Ребенок укладывается на спину и обхватывает руками большие пальцы мамы. Мама начинает поднимать и опускать руки малыша, разводить их в стороны. Можно даже поднимать карапуза за руки до образования острого угла между поверхностью и спинкой.
  • «Лягушка» . Если ребенок начинает спокойно лежать на животе и держаться на руках, можно брать его за ноги и плавно сгибать в позу «лягушки», плавно возвращая в исходное состояние. Если малыш не капризничает, это верный признак того, что он уже почти готов ползать.

Помимо упражнений можно делать укрепляющий массаж. Специальную оздоровительную или лечебную программу может выполнять только медицинский работник. А вот общеукрепляющей технике может научиться каждый. Перед проведением манипуляций необходимо проконсультироваться с врачом. И если нет противопоказаний, то ежедневно можно по 5-10 минут совершать легкие поглаживания и похлопывания спинки и конечностей.

Важно помнить, что если малыш отличается активностью, но не научился ползать в 7-8 месяцев, это не патология – не нужно поддаваться панике. Возможно, он просто пока не хочет куда-то ползти или не уверен в своих силах. Прежде, чем предпринимать какие-то шаги, нужно высказать свои опасения опытному специалисту и следовать строго его указаниям.

Каждый этап развития малыша приносит в его жизнь интересные навыки и открывает новые способности. Родители с нетерпением ждут момента, когда их дети начнут ползать на четвереньках.

Новорожденные дети рождаются с рефлексом, суть которого в том, что малыш совершает ползающие движения, лежа на животе, и отталкивается пяточками от ладони взрослого. Разумеется, это нельзя назвать ползанием. Это всего лишь рефлекс, который угаснет через 4 месяца.

Когда дети начинают ползать, на четвереньках или другим способом, зависит от их физической подготовленности. Начинается весь процесс примерно в 5 месяцев. Ребенок уже сам переворачивается на животик, с удовольствием озираясь вокруг.

Когда начнет упираться ладошками и ногами, если придерживать его за подмышки, тогда можно уже выкладывать грудничка и на пол для ощущения им пространства (некоторые педиатры советуют начинать это делать и в 4 месяца). В 5-6 месяцев следует чаще выкладывать чадо на живот. Из этого положения он быстрее научится всем необходимым двигательным навыкам.

Период Развитие ползания
6 месяцев Происходит подползание - этап, подготавливающий ползание. Малыш уже встает и имеет опору на ручки. Приподнимая тело, он пытается подползти к интересующей игрушке.

Важно помочь малышу, создав опору у его ножек: маме следует подставить ладони или подложить валик.

6-7 месяцев Дети уже начинают ползать боком, задом или по кругу. Осваивают активные самостоятельные перевороты с живота на спину.
7 месяцев Следует начать обучать малыша преодолению небольших возвышений. Для этих целей подойдет плоская подушка.

Чтобы обучение проходило весело и интересно, родителям стоит подобрать подходящие игры и упражнения.

8 месяцев Малыш активно ползает в любом направлении, легко доползает до игрушки, находящейся на расстоянии. Может заползти на возвышение - подушку или небольшую горку.

Важно соблюдать правила:

  1. Проводить ежедневные упражнения, способствующие развитию ползания.
  2. Давать свободу малышу. Он должен длительное время находиться на полу, а не в манеже и кровати.
  3. Своевременно посещать ортопеда и невролога.

Какой должна быть поверхность для ползания, меры безопасности

Когда дети начинают ползать, важно подготовить для них твердую рабочую поверхность (кровать и диван для этих целей не подходят). Малыш, ползающий на четвереньках, может легко травмироваться, поэтому также необходимо подумать и о безопасности.

Меры предосторожности:

  • Родителям необходимо следить за температурой в помещении. Она не должна превышать 23 градуса. По полу не должен дуть холодный воздух, однако следует помнить о систематическом проветривании и увлажнении (норма – не меньше 30%).
  • Одежда должна быть удобной. Важен комфорт и свобода движений. Не следует перегревать ребенка, надевать на него несколько кофт и ползунков.
  • В целях безопасности необходимо убрать с пола все провода, прикрыть розетки. С нижних полок следует убрать опасные предметы, а с верхних - неустойчивые, те, которые могут легко упасть, например, при ударе или пошатывании.
  • Требуется осуществлять постоянный контроль над тем, чтобы малыш не добрался до различных химических жидкостей, мисок животных, горячих кружек, косметики.
  • Нельзя оставлять маленького ребенка одного в комнате. Если взрослому необходимо отлучиться (пусть даже на минуту), следует поместить малыша в кроватку или манеж.
  • Родителям не следует панически бояться грязи и микробов с пола. Малышу важно привыкать к ним, вырабатывать иммунитет. Однако соблюдать правила элементарной чистоты, безусловно, необходимо. На ковре не должно быть крошек, пятен и шерсти животных.

У некоторых детей просто нет возможности овладеть навыком ползания, потому что они все время находятся в кроватке, манеже или на руках. Такие дети чаще всего сразу встают на ноги. Специалисты в области ортопедии считают, что это неблагоприятно сказывается на опорно-двигательном аппарате.

Способы и этапы ползания у мальчиков и девочек

Овладение навыком ползания зависит от нескольких критериев – это и физическая подготовленность ребенка, и доношенность (недоношенные дети обычно начинают ползать примерно в 10 месяцев), а также степень развития нервной системы. Считается, что девочки начинают ползать немного раньше мальчиков.

На самом же деле освоение навыка ползания происходит у всех постепенно и поэтапно:

  • В 3 месяца

Ребенку становится интереснее лежать на животе. Он уверенно держит головку, смотрит на окружающее вокруг пространство.

  • В 4 месяца

Кроха уже может с помощью рук приподняться, лежа на животе, поворачиваться во все стороны. Если взрослый поставит его на ножки, кроха, пусть и неуверенно, упрется ими в поверхность.

  • В 5 месяцев

Малыш начинает освоение метода ползания по-пластунски, а также пытается пробовать садиться.

  • В 6-7 месяцев

Малыш становится все более активным, хорошо освоил перевороты с животика на спинку, становится на четвереньки, продолжает освоение навыка ползания. Различают несколько видов ползания, и каждый ребенок выбирает тот, который ему наиболее удобен и интересен.

Ползание на животе

Ребенку легче всего начать учиться ползать именно с этого способа. Уже в возрасте 3-х месяцев многим становится интересно лежать на животике и смотреть на окружающий мир.

Малыш делает непроизвольные ползающие движения, пытается двигаться к интересующим предметам. Однако в этом возрасте у него пока не получается приподняться, и он автоматически прижимается животом к полу. В такой манере ползания не получится передвигаться в быстром темпе, и чаще всего детки ползут не вперед, а назад.

Способ очень полезен для укрепления мышц шеи и спины, для улучшения работы желудочно-кишечного тракта, учитывая, что трехмесячные иногда страдают от коликов. Ползание на животе – эффективный метод избавления от подобных неприятных ощущений.

По-пластунски

Ползание по-пластунски отличается движением ног. Ребенок лежит на животе с широко расставленными ногами. Затем он сгибает их в коленях, отталкивается от пола и, выпрямив ножки, продвигается вперед. Также он задействует руки, приподнимаясь на них и подтягивая туловище.

Такой способ передвижения важен для развития, так как улучшает координацию движений крохи и является профилактикой заболеваний, связанных с тазобедренными суставами.

На четвереньках

Когда ребенок становится способен передвигаться на четвереньках, значит он уже умеет и сидеть, потому что именно из этого положения удобнее всего начинать ползание. Специалисты указывают, что данный способ является самым сложным, так как от малютки требуется удерживание своего туловища в приподнятом положении. Он должен уметь и держать равновесие, и координировать свои движения.

На первых этапах освоения передвижения на четвереньках малыш будет просто стоять на месте, качаясь назад и вперед. Освоившись, он станет способен передвигаться очень шустро по комнате, быстро и осознанно достигать желаемый объект.

Такое ползание полезно по следующим причинам:

  • Формирует изгибы позвоночника.
  • Учит малыша правильному распределению нагрузки на тело во время движения.
  • Учит ребенка управлению своим телом.

Перекрестное ползание

Когда дети еще только начинают ползать на четвереньках, они передвигаются с помощью одной руки и параллельной ей ноги. Со временем они достигают нового этапа в развитии ползания, который называется перекрестным.

Такой вариант ползания является самым быстрым и технически сложным. Ребёнок уже умеет чередовать руки и ноги и ползет, используя противоположную руке ногу. В таком положении малыш может устойчиво стоять на коленке и руке, когда поднимает противоположные.

Техника позволяет передвигаться максимально быстро по прямой линии и учит удерживать равновесие.

Упражнения, помогающие освоить ползание

Известный доктор Комаровский считает, что навык ползания придет сам и не нужно учить ребенка сидеть, ползать и ходить. Главное -выполнять гимнастику и закаливание.

Не все специалисты с этим согласны, однако выполнять элементарные общеукрепляющие упражнения нужно всегда. Они минимально помогут развить навык ползания, чтобы в дальнейшем крохе было проще.

Упражнения на фитболе

Для развития двигательной активности малыша очень полезны упражнения на фитболе.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Покачивание. Необходимо положить грудничка на животик и слегка покачать. Затем повторить то же самое на спинке. Важно, чтобы перед занятиями прошло около часа после приема пищи.
  1. Упор ручками. Малыш лежит на животике, взрослый придерживает его за ноги и толкает мяч вперед. Как только ручки ребенка приблизятся к полу, он произвольно разожмет кулачки и выставит их вперед. Это упражнение полезно тем, что развивает у крохи реакцию и опору на ладони, а это очень важно в ползании.
  1. Упор ногами. В этом упражнении малыш точно так же лежит на животике, а взрослый, придерживая его рукой, толкает назад. Необходимо, чтобы малыш коснулся пола всей ступней.

Специалисты советуют поместить мяч в кроватку, где лежит малыш. Он сможет отталкиваться от него ступнями. Такой способ отлично стимулирует сгибание и разгибание ножек.

Гимнастика для ручек

Когда ребенок начинает ползать на четвереньках, важно, чтобы весь его организм был хорошо физически подготовлен. Именно поэтому необходимо заранее укреплять и ручки крохи, подготавливая их к ползанию.

  • Малыш лежит на твердой поверхности на спине. Мама вкладывает в ладошки крохе большой палец. Когда он крепко ухватится за него, нужно плавно поднимать и опускать его ручки.
  • Далее мама разводит руки крохи в стороны и скрещивает их на груди. Можно выполнять это упражнение как в комплексе с предыдущим, так и отдельно.
  • Интересное упражнение «Бокс». Маме необходимо вставить в ладошки малыша большой пальчик, и вытягивать попеременно его ручки вперед (как будто «боксирует»). Начинать стоит с медленных вытягиваний и постепенно переходить на быстрые.
  • Последнее общеукрепляющее упражнение - это полное приподнимание малыша за ручки. Делать это необходимо плавно, медленно. Затем точно так же спокойно опустить на место.

Упражнения на перевороты

Такое упражнение важно для тех малышей, которые еще не совсем освоили перевороты. Также оно полезно для укрепления всех мышц туловища.

Мама крепко держит малыша за кисть, вложив свой палец в его ладонь. Правой рукой мама держит левую ножку ребенка и поворачивает его руку, помогая перевернуться. Для заинтересованности можно положить рядом любимую игрушку, к которой малыш будет стараться повернуться сначала с маминой помощью, а потом и самостоятельно.

Упражнение «достань погремушку»

Родители кладут ребенка на животик на твердую поверхность. Перед ним находится любимая погремушка, но положить ее следует так, чтобы он не смог сразу схватить ее. Если несколько попыток малыша безуспешны, родителям стоит подать ему погремушку и переключиться на другую деятельность. Через некоторое время стоит повторить упражнение снова.

Врачи-педиатры отмечают, что именно яркие любимые игрушки являются отличным стимулом для развития навыка ползания у детей. Ведь так хочется достать заветную вещицу, но для этого приходится потрудиться и освоить навык ползания.

Упражнение с валиком

Для выполнения этого упражнения необходимо сформировать валик и подложить ребенку, лежащему на животике, под грудь. В этом положении голова и руки будут свисать с валика, а живот и ножки - лежать на твердой поверхности. Крохе будет интересно играть со своими игрушками из этого положения, поворачивать головкой во все стороны и общаться с родителями.

Упражнение не только помогает освоить навык ползания, но и отлично укрепляет вестибулярный аппарат.

Упражнение «лягушка»

Ребенка необходимо положить на спину. Мама должна сгибать ножки малыша в позу «лягушка», затем разгибать.

Важно следить за общим эмоциональным состоянием малыша. Не стоит выполнять упражнение, если он надрывается от плача.

Следующий шаг: мама переворачивает ребенка на живот и делает опору для ножек из своих ладоней. Он отталкивается и проползает вперед.

Перед ним стоит положить разные яркие игрушки, которые привлекут внимание и дадут стимул к желанию подползти к ним.

Интерес крохи к упражнениям будет только расти, если подобрать подходящие стихотворения и эмоционально рассказывать их. Пение песен также может увлечь ребенка так, что он сам начнет издавать веселые звуки, пытаясь подпеть родителям.

Наглядный пример

Какие бы упражнения не придумывали родители, самым наилучшим способом для развития ползания является наглядный пример. И маме, и папе стоит наглядно показать малышу, что же это такое – «ползать». И крохе будет веселее на этом трудном этапе. Он станет активно играть с любимыми родителями, пытаясь повторять их движения.

Родительский контроль также позволит избежать неприятностей, если малыш вдруг споткнется или захочет схватить опасный объект.

Для деток постарше, которые уже немного умеют ползать, родители могут создавать различные препятствия в виде подушек, сложенных валиков, проходов под стульями. Как только папа весело проползет по таким препятствиям, сын или дочь незамедлительно захотят последовать за ним.

Укрепляющий массаж

В совокупности с различными упражнениями стоит обязательно делать общеукрепляющий массаж. Чтобы этот процесс не вызывал у малыша слез и истерик, маме нужно заранее найти разные стишки и, разминая определенную часть тела, проговаривать подходящие веселые слова.

Начинать и заканчивать массаж следует с легких и плавных поглаживаний. Однако перед тем как начать проводить такие процедуры, следует проконсультироваться с врачом.

Перед проведением массажа и упражнений должно пройти не меньше получаса после кормления.

Многим детям педиатры назначают специальный, лечебный массаж. Придется ответственно пройти полностью весь курс. Зато после него даже пассивные и физически слаборазвитые дети начинают активно ползать.

Когда пора вставать на ноги?

Все дети разные, и возраст, когда ребенок самостоятельно встанет, может быть совершенно разным: от 8-ми месяцев до года. Специалисты утверждают, что не стоит слишком усердно проводить различные упражнения, способствующие тому, чтобы малыш начал ходить. Как только организм крохи будет готов, он сможет встать сам.

Многие родители задаются вопросом, когда же их дети начнут ползать на четвереньках, волнуясь и ища различные способы для скорейшего достижения желаемой цели. Важно не переусердствовать и грамотно выполнять простейшие общеукрепляющие упражнения.


Когда дети начинают ползать на четвереньках, можно начинать постепенно учить вставать на ноги

Ползание – важный этап в развитии малыша. Это физическое укрепление, воспитание целеустремленности и настойчивости. Родителям нужно обязательно помогать, поощрять и способствовать развитию этого навыка.

Видео: как научить ползать ребенка

Как научить ребенка сидеть, ползать и переворачиваться:

Упражнение которые научать ребенка ползать:

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Проводя параллель между животным миром и миром людей можно сделать заключение, что человеческий детеныш, пожалуй, самое беспомощное создание в мире. Связанно это со способностью человека к прямохождению, а именно с особенностями строения позвоночника, ведь, чтобы заслужить такую привилегию ходить прямо необходимо иметь хорошо развитую мускулатуру и навыки которые развиваются постепенно в течение первого года жизни. В период развития малыша этап, когда ребенок начинает ползать, является одним из самых важных для укрепления мускулатуры спины и развития его мозговой деятельности. Именно ползание позволяет ребенку делать новые открытия, и само-совершенствоваться в своих достижениях.

Многие родители совершают ошибку, ограничивая дитя в его стремлениях ползать, мотивируя тем, что это опасно и пересаживают в ходунки, тем самым создавая дополнительную нагрузку на осанку и тазобедренные суставы. Несомненно, стремление к тому, чтобы ребенок поскорее начал , это хорошо, но и пропускать этап ползания, ни в коем случае не следует.

Рефлекс ползания, отмечается у новорожденных сразу после рождения. Если перевернуть ребенка на животик и предоставить ему под пяточки опору в виде своих ладоней, он начинает отталкиваться и продвигаться вперед. Такие движения еще не осознанны и производятся рефлекторно без участия мозговой деятельности. К трем, четырем месяцам такой рефлекс исчезает .

После трех месяцев дети проявляют способности к самостоятельному переворачиванию со спины на живот, в этот период многие уже начинают , что способствует развитию мускулатуры спины и брюшных мышц. Период, когда дети начинают ползать напрямую зависит от того , и проявлять интерес к окружающему миру.

Первые попытки могут проявляться в пять шесть месяцев. С каждым месяцем мышцы все больше развиваются, самостоятельно перебирать в руках предметы и дотягиваться до игрушек происходит развитие синхронизации движений и активное развитие моторики. Движения становятся все более осознанными, а не произвольными. К семи месяцам малышу становиться не достаточным, ограниченное пространство и он проявляет первые попытки передвигаться по-пластунски. Полноценное же ползание на четвереньках у большинства детей начинается в 8-9 месяцев.

Различают следующие этапы ползания

До того, как ребенок начинает полноценно передвигаться на четвереньках, ему необходимо пройти несколько этапов, которые способствуют закреплению приобретенных навыков.

  1. Ползание на животе. На этом этапе малыш передвигается за счет подтягивания туловища, опираясь на руки. Основная нагрузка идет на сгибающие мышцы рук и локтевые суставы.
  2. Промежуточный этап, в котором участвуют ноги, которые до этого являлись просто балластом. Ребенок начинает по-очереди подтягивать к рукам сначала одну потом вторую ногу стоя на коленках и опираясь на ладони. В этот период многие дети начинают передвигаться задом наперед, отползая в обратном направлении, или совершать неуверенные, но правильные движения, с задействованием перекрестных движений ног и рук.
  3. Третьим этапом можно назвать уверенное передвижение на четвереньках, когда движение одной руки вперед сопровождается перекрестным движением ноги, при этом все движения производятся четко и слажено.

Какие можно применять упражнения

В ребенке природой заложено стремление к развитию и познанию окружающей среды, это то, что заставляет малыша преодолевать трудности и неустанно тренировать свое тело. Чтобы помочь ему поскорее научиться ползать, можно выполнять с ним некоторые упражнения направленные на улучшение координации движений и умения управлять своим телом.

Упражнения на развитие мускулатуры рук

  • Очень полезна ходьба на руках. Для этого выкладываем малыша на сгиб своего локтя, фиксируя другой рукой, и держим под небольшим уклоном над столом. Ребенок начинает искать опору руками, передвигая ладонями.
  • Малыша выкладываем на живот, яркую игрушку подвешиваем на уровне чуть выше его глаз. Малышу, для того, чтобы до нее дотянуться, придется делать упор на одну руку, а второй захватить игрушку.

Занятие на фитоболе

  • Выкладываем малыша на мяч, спинкой вверх, придерживая за подмышки. Легко покачиваем мяч взад – вперед, при этом спинка малыша начинает немного выгибаться, укрепляя мышцы необходимые для процесса ползания.
  • Не меняя положения на мяче, перехватываем ребенка за стопы одной рукой, и придерживаем спинку второй. На пол выкладываем игрушку, и опускаем ребенка на мяче так, что бы он пытался дотянуться до нее, передвигая ручками.

Упражнение ходунки

Это упражнение способствует закреплению навыков ползания на коленях. На открытом пространстве, лучше на полу выкладываем высокий валик или подушку. Укладываем ребенка грудью на подушку, а колени в согнутом состоянии ставим на пол. Становясь с противоположного конца подушки, понемногу подтягиваем ее к себе, при этом малыш вынужден передвигать коленями, поспевая за своим туловищем.

Упражнение лучше делать на нескользкой поверхности или надеть защитные наколенники для ползания.

Провоцируем малыша к ползанию

Нежелание ребенка ползать можно объяснить природной апатичностью, или неблагоприятной обстановкой в семье. В то же время данное действие является естественным процессом на пути к становлению личности и, ограничивая ребенка в возможностях проявить свои способности, мы наносим непоправимый вред его развитию .

Для того чтобы у ребенка была возможность безопасно ползать, почаще выкладывайте его на ровное открытое пространство, лучше пол, покрытый теплым пледом или одеялом, который не собирается в ком при движении. Для стимуляции ползания необходимо заинтересовать его яркими предметами, игрушками, главное, что бы объектов желания не было слишком много.

Сконцентрируйте его внимание на чем-то одном, провоцируя к ползанию.

Если игрушек будет слишком много, ребенок может просто растеряться, и остаться на месте, созерцая их на расстоянии.

Хорошо действует метод собственного примера, покажите, как легко можно передвигаться по пространству стоя на четвереньках. В то же время можно посмотреть на мир глазами ребенка, а заодно и приметить небезопасные в процессе такого вида передвижения предметы, которые вы раньше не замечали.

При каждом новом продвижении крохи, одобряйте его словами и всячески подбадривайте, это, несомненно, придаст ему уверенности и рассеет все страхи, если таковые имелись.