Домой / Дневной / Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства.

Воспитание эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства.

Эстетический вкус.

Редко кто не знает поговорок и присловий относительно "вкуса":

"О вкусах не спорят" (древние римляне)

"На вкус, на цвет торарищей нет" (обиходная молва)

"Не разжевав, вкуса не узнаешь." (росская пословица)

"Вкус" - сравнительно молодая эстетическая категория. В научное употребление она входит лишь с ХУІІ века.

Существует вкус физиологического характера: что вкусно, а что невкусно. Этот вкус зависит от особенностей человека, его психологического своеобразия. Это, скорее, не вкус, а предпочтение, которое отдает личность соленому или сладкому, холодному или горячему, громкому или тихому (звуку). Такие характеристики не имеют общественного смысла, не затрагивают интересов другого человека.

Вкус эстетический - глубоко индивидуален и принадлежит он сфере общественной, социальной.

Эстетический вкус не врожденное качество личности. Это социальная способность человека, что формирующаяся в процессе воспитания и образования человека. Эстетический вкус является важнейшей характеристикой личности, определяющей уровень человеческой индивидуальности.

Эстетический вкус не сводится к способности оценивать, а завершается присвоением или отбрасыванием культурной, эстетической ценности. Таким образом, эстетический вкус - это способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем самым к развитию и самоформированнию.

Человек, обладающий эстетическим вкусом отличается определенной завершенностью, целостностью, то есть является личностью, которая кроме индивидуальных особенностей - пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики обладает индивидуальным, внутренним, духовным миром, который определяется социальными ценностями и предпочтениями.

Становление личности процесс длительный, не завершающийся никогда. Тем не менее в возрасте от 13 до 20 лет формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус.

Ценность каждой личности заключается в ее своеобразии, неповторимости. Когда человек присваивает любые общепризнанные эстетические и культурные ценности, это говорит об отсутствии эстетического вкуса. Это проявляется в недостаточности личнного отношения к миру, неспособности отобрать из богатства культуры те, ценности, которые развиваются, дополняют природные задатки, способствуют профессионализму, нравственному совершенству.

Эстетический вкус своеобразным чувством меры. Проявляется в равновесии внутреннего и внешнего, гармонии духа и социального поведения.

Часто эстетический вкус сводят лишь к внешним формам его проявления. Например , рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в широком смысле (умение модно одеваться, посещать модные выставки, спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций). Однако эстетический вкус - это не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоническое сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью его социального проявления.

Личность, обладающая эстетическим вкусом, не следует слепо моде, если модная одежда деформирует эстетические особенности, своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодною или нейтральной к моде. В этом проявляется ее эстетический вкус.

Свойства личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общение или совместной деятельности.

Способность человека совершенствовать через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и есть индивидуальный эстетический вкус.

Эстетический вкус имеет особую модификацию - художественный вкус. Развивается он на базе эстетического и в свою очередь влияет на него. Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства и определяется художественным образованием (знанием истории искусства, законов формообразования различных видов искусства, знакомством с литературно-художественной критикой). Художественный вкус как и эстетический вкус показывается предметом споров.

Эстетический и художественной вкусы могут характеризовать пристрастие, симпатию и антипатию не только личности, но и социальной группы, класса.

Эстетический вкус всегда несет на себе печать классовых предпочитаний, целей и ценностей.

Единых эстетических вкусов и норм для всех времен и народов не существует. Индивидуальный вкус не всегда может претендовать на общезначимость, хотя и не противоречит общественным ценностям. Тому необходимо тактично и терпимо относится к мнению других людей.

Например, сколько не доказывают, что музыкальная классика лучше эстрады, а молодые люди с магнитофонами слушают и на улицах, и в транспорте не Моцарта и Бетховена, а какие-нибудь невыразительные, однообразные "роки".

Когда речь идет о вкусах, претендующих на общезначимость, то это касается, прежде всего, произведений искусства. Именно они чаще всего становятся предметом споров и дискуссий. Художник первым делает предметом общественного обсуждения новых явления жизни или осуществляет пререоценку устоявшихся представлений и ценностей. Этот процесс связанный с поиском новых изобразительно-выразительных средств, художественного языка. Поэтому дать оценку художественному произведению дело сложное и ответственное. Правильное мнение вырабатывается лишь в ходе длительных художественно-критических дискуссий.

Эстетический и художественный вкусы могут изменяться на протяжении жизни человека. Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности могут вносить свои коррективы.

На уровне с эстетическим вкусом существует извращенный. Вкусы разнообразны и изменчивы, и могут быть представленные множеством вариантов.

Эстетический вкус - это оценка действительности в соответствии с эстетическими чувствами, потребностями, интересами и мировоззрением людей. Эстетический вкус есть единство объективного и субъективного. Эстетический вкус показывает своеобразие чувств, интеллект, культуру человека, его образованность, социальную принадлежность.

Вкус - это способность чувствования, понимания и оценки эстетических явлений.

Красота спасет мир

Несколько лет назад в нашей печати разгорелись оживленные споры о судьбе искусства. Горячие головы, совсем зачарованные величием инженерных задач, решаемых в наше время, пришли к выводу, что наступил век наук, строго расчета, абстрактных, непонятных простому смертному теорий. Где уж, мол, в этом мире математических знаков и символов быть каким-то картинкам и рассказчикам!

Ученые-естественники все чаще стали выступать с идеями о том, что подлинное творчество можно встретить лишь в науке, что именно научные достижения должны быть измерителем таланта.

Этой массированной атаке на искусство и эстетическое начало невольно способствовало еще одно течение, возникшее в среде кибернетиков. Сторонники его поставили себе задачу доказать, что электронно-счетные, вычислительные машины способны не хуже человека сочинять музыку, писать стихи. На эстрадах появились серьезные молодые люди с виолончелями, игравшие какие-то мелодии и беспощадно уличавшие публику в том, что она не может отличить мелодий, созданных машиной, от мелодий великих композиторов. Жертвой машинной агрессии должны были, следовательно, стать будущие Моцарты, Бетховены, Пушкины. Было от чего встревожиться и художникам, и эстетикам, и любителям искусства. Заговорили о «ветке сирени в космосе», как о символе внешне бесполезном, но внутренне необходимом, греющем сердце. Сейчас уже трудно сказать, что сыграло главную роль в решении спора: логические доводы или голос публики, тысячами выстраивающейся в очереди на выставки, но через некоторое время спор утих. Развитие производства создало некий «духовный вакуум», появился дефицит искусства. Человек почувствовал нехватку красоты, нравственности. А красота – это самое главное средство самовоспитания души. Красота воспитывает в человеке все основные черты его духовной жизни – ум, творческое воображение, нравственность, высокий патриотизм. Сто раз прав великий педагог Сухомлинский, считавший, что знакомство с красотой музыки в раннем детстве поднимает человека на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.

«В сорок седьмом году мы с женой, тоже недавно демобилизовавшейся, жили в старом, полуразвалившемся флигеле. Как-то я прибежал на обед раньше ее, быстро нарубил дров – и во флигель, варить картошку. Распахнул двери, да так и застыл с охапкой на пороге.
По флигелю разносился голос певца, и такой раздольный, и так он здорово заливался, что мне казалось: сейчас наш старый клееный репродукторишко рассыплется в прах. Но «сооружение» сдюжило, и голос певца сотрясал нашу халупу.
И виделось мне синее-синее море, и он, певец, в лодке среди ослепительных волн, и где-то на далеком берегу, тоже облитая солнцем, вся пронизанная лучами девушка, а вокруг такой изумительный, такой светлый мир!
Я сидел и слушал, забыв про картошку и про все на свете. Мне кажется, тогда души моей коснулась впервые нежность, и война для меня кончилась хотя бы наяву.
Я знаю несколько бывших фронтовиков, которые, так или иначе, сократили свою жизнь. Верю, что если бы они хоть раз слышали того певца, Джильи, они бы больше ценили и любили жизнь.
Он бы уберег их от беды, как уберег в свое время меня, заново открывши мне тот мир, которым я грезил в юности и о котором постепенно забыл на войне».

Вот она, наша главная задача – помочь детям увидеть, услышать красоту, чтобы уберечь их от беды – пошлости, жестокости, безнравственности, ибо прекрасное проникает в самое сердце, где хранятся настоящие чувства.

Как же в своей школе мы формируем эстетический вкус учащихся? Как приобщаем их к красоте? Как расширяем видение мира? Об этом мне хотелось бы рассказать.
С гордостью можно сказать, что в нашей школе в течение многих лет работает литературно-музыкальный салон, задача которого – приобщение учащихся одновременно к различным видам эстетической деятельности: литературе, музыке, живописи. Открытие состоялось 19 октября. Оно было посвящено, конечно же, поэзии, так как это день открытия Царскосельского лицея, где учился великий Пушкин. С тех пор в гостях побывали поэты, музыканты, артисты, художники. Неоднократно выступала поэтесса А. Клочкова, прекрасно читавшая поэзию серебряного века. Никого равнодушным не оставило выступление Альметьевского муниципального камерного оркестра. Это были подлинные уроки классической музыки. Насыщенная, интересная программа, в которой серьезные и малоизвестные слушателям произведения чередовались с популярной классической музыкой. Такие встречи одухотворяют, поднимают над повседневностью, дают новый импульс творческой энергии.

Сильное впечатление оставило выступление оркестра народных музыкальных инструментов Альметьевского музыкального училища. Многие из ребят впервые увидели такой многочисленный состав исполнителей (в составе оркестра свыше 50 человек!). Поразили учащихся необычные инструменты: гусли, ксилофон, домбры, балалайки. Музыканты с увлечением исполняли пьесу за пьесой, звучали русские, татарские, мордовские мелодии, романсы.

Много раз приезжал к нам по приглашению Заслуженный артист России Павел Викман. Учащиеся с удовольствием слушали стихи поэтов девятнадцатого века и романсы.

В школе часто осуществляются выездные собрания салона: это посещение спектаклей, поставленных разными театрами, художественных выставок, картинной галереи.

Традицией стали литературные вечера, литературно-музыкальные композиции, где художественное слово, искусство, музыка переплетаются с правдой жизни.

Еще одна форма приобщения к искусству – это стенная печать. В течение нескольких лет литературная газета выходит в нашей школе на двух языках: на русском и татарском – «Алые паруса» и «Красные перья». В основном посвящаются юбилейным датам известных писателей, поэтов, композиторов, художников. Так, в прошлом учебном году учащиеся увидели 22 номера газеты «Алые паруса» и 14 номеров газеты «Красные перья». В этом учебном году подготовили альманах к юбилею великого русского писателя Л.Н.Толстого, который освещает мгновения жизни гения, его неповторимое творчество. Ряд номеров посвятим юбилею Н.В.Гоголя.

В традиции школы – литературно-музыкальные вечера («Чудное мгновенье», «Моя Мадонна», «Ни единой буквой не лгу», «Жизнь моя песней звенела в народе», вечера, посвященные творчеству великих русских и татарских писателей и поэтов), дни театра. Возможно, для кого-то сцена станет делом всей жизни. В настоящее время два наших ученика обучаются в Казанском театральном училище.

В отличие от учеников столичных городов,наши дети не могут часто бывать в лучших музеях страны, поэтому мы практикуем такую форму работы, как заочные экскурсии в Московскую Третьяковскую галерею. Учащиеся узнают не только о том, кем и когда был основан музей,но и получают настоящую радость при рассматривании иллюстраций великих художников. В процессе беседы с эрудированным педагогом учителем русской литературы Н.И.Соколовой учащиеся осмысливают такие понятия, как народность, традиции русского реалистического искусства. Перед школьниками раскрываются замечательные достижения лучших художников, их высокое мастерство и умение донести до зрителя всю красоту окружающей природы, историю России, мысли и чувства современников.

Пройдут годы, ученики уйдут из школы, а встречи с красотой надолго останутся у них в памяти.

Среди других важных аспектов эстетической культуры личности в современную эпоху приобретает большое значение категория вкуса,которая детально и глубоко исследована в работах Пьера Бурдье. Согласно мнению Бурдье, эстетический вкус является социально обусловленной и институционально сконституированной категорией. В формированииэстетического вкуса формальному образованию принадлежит важная роль, но она является имплицитной, так как в собственном смысле, по мнению Бурдье, “художественное воспитание, которое, как предполагается даетсяобразовательной системой, является практически несуществующим” . Образовательная система, основанная на социальных различиях, создает то, что Бурдье называет “эстетической диспозицией”, которая и определяет вкусы иценности в области искусства, что соответствует месту индивида в социальной иерархии.

Социологические исследования, проведенные Бурдье среди групп населения с различным уровнем образования и с различным социальным положением, показывают, каким образом "культивированные диспозиции” и культурная компетентность проявляются в природе потребляемых культурныхтоваров и в способе, которым они поглощаются. Они варьируются в соответствии с категорией агентов и с областью в которой они применяются, начиная с наиболее “легитимных” областей, таких как живопись или музыка, икончая наиболее личными, такими как одежда, мебель или пища, а внутри "легитимных” областей в соответствии с "рынками”, академическими или неакадемическими, в которые они могут быть помещены. В результатеисследования были установлены два важных факта: с одной стороны, существует очень тесное отношение, связывающее культурные практики с "образовательным капиталом” и социальным происхождением, с другой, при равных уровняхобразовательного капитала вес социального происхождения в системе объяснений практик и предпочтений увеличивается по мере удаления от наиболее “легитимных” областей культуры.

Образовательные квалификации будучи адекватным индикатором продолжительности школьной “индоктринации”, т.е. формального образования,гарантирует культурный капитал в той мере, в которой он унаследуется от семьи или же только приобретается в школе. "Показателем культурного уровня и его социального определения становится количество знания и опыта в сочетании соспособностью говорить о них” .

Принимая во внимание то взаимоотношение, которое существует между"культурным капиталом”, унаследованным от семьи, и "академическим капиталом”, а также логику передачи культурного капитала и функционирования образовательной системы, мы не можем объяснить тесную взаимосвязь междукомпетентностью в музыке или живописи и академическим капиталом исключительно действием образовательной системы и еще меньше художественным образованием, которое, как предполагается, она дает, но которое практически не существует. Академический капитал, согласно Бурдье - это “продукт совмещенных усилий культурной трансмиссии через семью и культурной трансмиссии через школу”... Через операции внедрения ценностей школа также помогает сформировать общую диспозицию в отношении “легитимной” культуры, которая вначале приобретается по отношению материала, получившего статус программного, но может быть применена за пределами учебного плана, принимая форму незаинтересованной способности накапливать опыт и знание, которые могут и не быть “непосредственно прибыльными на академическом рынке” . Образовательная система определяет общую культуру, выходящую за рамки учебного плана, “негативно”, отграничивая внутри доминантной культуры область того, что включено в учебные планы и контролируется экзаменами.

Бурдье определяет основные черты культурной аристократии как эссенциализм и отказ от самоопределения своей сущности, что ведет за собой свободу от соблюдения мелочных правил. Для академической аристократии идентификация с сущностью культивированного человека равно принятию требований, имплицитно в ней содержащихся. В своих целях и средствахобразовательная система определяет стремление к "легитимному самодидактизму”, который предполагается при приобретении общей культуры и необходимость в котором растет по мере продвижения в образовательнойиерархии. Противоречивость фразы "легитимный самодидактизм” указывает на качественное различие между высоко ценимой вне учебного плана культурой обладателя академических квалификаций и “нелегитимной”, “внеплановой”эстетической культурой самодидакта. Последняя, вне институционального контроля, который официально санкционирует ее приобретение, признается только в пределах технической компетенции без какой-либо социальнойценности.

Хотя образовательные институты предполагают выполнение определенныхэстетических практик, они не могут требовать их выполнения, поэтому эти практики становятся атрибутом, закрепленным за определенным статусом, характеризующим эстетическую диспозицию.

Эта логика помогает объяснить, каким образом "легитимная диспозиция”, которая приобретается путем частого контакта с определенным классом текстов,а именно литературными и философскими произведениями) признанными академическим каноном, распространяется на другие менее легитимные произведения, такие как авангардная литература или на области, получившие меньшее академическое признание, такие как кино. Компетенция в этих областях не обязательно приобретается в учебном процессе, чаще она является результатом ненамеренного усвоения, осуществляемого через семейное или внешкольное, но институциональное (кружки, клубы, лектории и т.д.) эстетическое образование. Эта диспозиция при помощи набора перцептупальных и оценочных схем дает возможность его обладателю воспринимать, классифицировать и запоминать разнообразный эстетический опыт. Таким образом, можно объяснить то, что образовательные квалификации функционируют как условия входа в универсум легитимной культуры. Но существует еще один важный, еще более скрытый эффект институциональной системы эстетического воспитания. Через образовательные квалификации обозначаются некоторые условия существования - те, которые составляют предпосылку получения квалификации, а также эстетической диспозиции, наиболее жесткого условия вступления в мир “легитимной культуры”.

Любое “легитимное” произведение задает нормы своего восприятия и определяет как единственное легитимный способ восприятия тот, который вводит в игру определенную диспозицию и определенную компетентность. Это означает, что все агенты объективно измеряются этими нормами. В то же время можно установить являются ли эти диспозиции компетентности дарами природы или же продуктами обучения и выявить условия неравного классового распределения способности к восприятию “высокой культуры”.

По мнению Бурдье, невозможно провести сущностный анализ эстетической диспозиции, который основан на рассмотрении объектов социально предназначенных в качестве произведения искусства, то есть требующих эстетической интенции, способной конституировать их как таковые. Такой анализ, вынося за скобки институциональный аспект проблемы, не принимает во внимание коллективного и индивидуального генезиса этого продукта истории, бесконечно репродуцируемого образованием и не выделяет историческую причину, которая подлежит необходимости института. Если произведение искусства это то, что требует быть воспринято как эстетическое, и если каждый объект, естественный или искусственный, может быть воспринят эстетически, то и можно прийти к выводу, что эстетическая интенция создает произведение искусства. Внутри класса искусственно созданных объектов, определенных в оппозиции к естественным объектам, класс художественных объектов определяется тем фактом, что их необходимо воспринимать эстетически, то есть с точки зрения формы, а не функции. Но как такое определение может быть сделано операционально? Э.Пановский отмечает, что практически невозможно определить научно в какой момент искусственный объект становится художественным объектом, то есть форма преобладает над функцией . Интенция производителя является продуктом социальных норм, которые определяют историческую изменчивую границу между простыми техническими объектами и произведениями искусства. Однако оценка зависит также и от интенции зрителя, которая сама является функцией условных норм, управляющих отношением к произведению искусства в определенной социально-исторической ситуации, а также от способности зрителя конформировать с этими нормами, то есть от его художественного образования. Эстетический способ восприятия в “чистом виде” соответствует определенному способу художественного производства. Так, если продукт художественной интенции утверждает абсолютную первичность формы над функцией (постимпрессионизм) это категорически требует “чистой” эстетической диспозиции, которая раньше требовалась лишь условно.

Современный зритель должен репродуцировать первичную операцию, при помощи которой художник произвел этот новый фетиш. Взамен он получает как никогда много. Наивный эксгибиционизм “выставляемого напоказ” потребления, который стремится к дистинктивности в “грубом” выставлении напоказ плохо усвоенной роскоши - ничто в сравнении со способностью чистого взгляда, квазикреативной власти, которая отделяет эстета от толпы радикальным различием, инскрибированным в “персонах”. В этой с вязи Бурдье обращается к концепции культуры Х.Ортеги-и-Гассета. Он опирается на положение Ортеги о враждебности массы новому искусству, “антинародному” по своей сущности . В последнее время “самолегитимирующее воображение счастливого меньшинства”, становится предметом анализа столь влиятельного философа как С.Лангер. В ее исследовании мы видим “постоянное воссоздание кантианской темы антиномии чистого удовольствия и наслаждения чувств”: «В прошлом массы не имели доступа к искусству. Музыка, живопись и книги были удовольствиямидоступными богатым, Можно было бы предположить, что бедные, "простые” люди получали бы такое же удовольствие если бы у них был шанс. Но теперь, когда все могут читать, ходить в музеи, слушать великую музыку по крайнеймере по радио, суждение масс об этих вещах стало реальностью, и таким образом стало ясно, что великое искусство не является непосредственным чувственным удовольствием. Иначе оно, подобно печенью или коктейлям льстило бы какнеобразованному, так и культивированному вкусу” .

Отношения дистинктивности не являются лишь случайным компонентомэстетической диспозиции. Чистый взгляд предполагает разрыв с обычным отношением к миру, который является социальным разрывом. Х.Ортега-и-Гассет приписывает современному искусству систематический отказ от всего человеческого то есть от страстей эмоций и чувств, которые обычные люди вкладывают в свое обычное существование. “Отказ от человечного” означает отказ от всего обычного, легкого и непосредственно доступного. Интерес в содержании репрезентации, который ведет людей к называнию прекрасным репрезентацию прекрасных вещей, уступает место равнодушию и дистанции, которые отказываются подчинять суждения о репрезентации природе репрезентируемогообъекта.

Таким образом, утверждает Бурдье, "чистый” взгляд может быть определен в сравнении с "наивным” взглядом, а популярная эстетика определяется по отношению к высокой эстетике. Нейтральное описание любого из этих противоположных типов видения невозможно.

В своем анализе "популярной” эстетики, которая представляет особый интерес для темы данной работы, Бурдье подчеркивает, что она основана наподтверждении связи между искусством и жизнью, что предполагает подчинение формы функции, на “отказе от отказа”, который является отправным пунктом высокой эстетики, то есть явного отделения повседневной диспозиции отэстетической. Враждебность рабочего класса и слоев среднего класса, обладающих наименьшим культурным капиталом, по отношению к формальным экспериментам проявляется в отношении к театру, живописи, кино, фотографии. В театре и в кино популярная аудитория любит сюжеты, которые развиваются логически и хронологически в направлении к счастливому концу и идентифицируют себя скорее с простыми сюжетами и персонажами, чем со спорными символическими фигурами и действиями или загадочными проблемами“театра жестокости” и т.п.. Это отторжение происходит не из-за незнакомости, а по причине глубоко укорененного требования участия, вкотором формальный эксперимент приносит разочарование.

Популярные вкусы относятся в формальной утонченности как к знаку вытеснения, отторжения непосвященных. Характер высокой культуры, сакральной и удушенной, предполагает ледяную торжественность великих музеев, роскошь оперных театров, декор концертных залов, что создает дистанцию, отказот коммуникации, предупреждение против соблазна фамильярности. Напротив, популярные развлечения предполагают участие зрителя, а также коллективное участие публики в празднике, причиной которого оно становится.

Эта популярная реакция является полной противоположностью отдаленности, равнодушию эстета, который, аппроприируя какой-либо изобъектов популярного вкуса, вводит дистанцию, разрыв - меру своей отдаленной дистинктивности, путем смещения интереса с содержания, персонажа или сюжета на форму. Относительная оценка специфических художественных эффектовнесовместима с погружением в непосредственную данность произведения. Эстетическая теория так часто рассматривала отдаленность, незаинтересованность, равнодушие как единственный способ признать автономность произведения искусства, что мы стали забывать, что они означают отказ от инвестирования самого себя и серьезного восприятия. Создалось убеждение, что вкладывание слишком большой страсти в творения разума наивно и вульгарно, что интеллектуальное творчество противостоит моральной целостности или политической последовательности.

Популярная эстетика представляет, по утверждению Бурдье, негативную противоположность кантианской эстетике. Последняя стремится отделить незаинтересованность, единственную гарантию эстетического качествасозерцания, от заинтересованности чувств, которая определяет приятное, и от заинтересованности разума, которая определяет Добро. По контрасту, в массовой культуре каждый имидж выполняет функцию и соотносится с нормами моралиили с удовольствием во всех суждениях. Эти суждения всегда являются реакциями на реальность репрезентируемой вещи или на функции, которые могла бы выполнять репрезентация. Так, фотограф) может репродуцировать ощущение ужасов войны, просто показав этот ужас. “Популярный натурализм узнает красоту в образе красивой вещи или, реже, в красивом образе красивой вещи” .

Эстетика, которая подчиняет форму и само существование образа его функции, плюралистична и условна, завися от различных аудиторий. Поскольку имидж всегда судится путем отсылки к функции, которую он выполняет дляопределенного человека или класса зрителей, эстетическое суждение принимает форму гипотетического суждения, имплицитно основанного на признании жанров, совершенство и масштаб которых определяется концептом.Произведение часто редуцируется к стереотипу их социальной функции. Неудивительно, что эта эстетика, которая основана на информативном или моральноминтересе, отвергает образы тривиального сужденияобразу объекта автономности в отношении объекта образа. Только цвет может предотвратить отторжение тривиальных вещей.

Принципы оценки произведения искусства людьми, не имеющими специфической компетенции, полностью противоположны принципам традиционной эстетики. Для популярной культуры характерна систематическая редукция объектов искусства к объектам жизни, что является явным"варварством” с точки зрения "чистой” эстетики. Эстетизм, который делает артистическую интенцию основой "искусства жить” предполагает своего рода моральный агностицизм, полную противоположность этической диспозиции,которая подчиняет искусство ценностям искусства жизни. Эстетическая интенция может только противоречить диспозициям этоса или нормам этического, которые определяют легитимные объекты и способы репрезентациидля различных социальных классов, исключая из универсума репрезентабельного некоторые реальности и способы их репрезентации. Так, наиболее легкие способы эпатажа это трансгрессия этической цензуры (например, в вопросах секса), которую принимают другие классы даже внутри области, которые доминантная диспозиция определяет как эстетическое. Другой способ - это придание эстетического статуса объектам или способам репрезентации, которые исключаются доминантной эстетикой своего времени.

Символическая трансгрессия представляет собой антитезу мелкобуржуазного морализма.. Декадентское искусство, отрезанное от социальной жизни, не уважающее ни бога, ни человека, должно быть подчиненонауке морали и справедливости . Целью искусства, в таком случае, должно быть возбуждение морального чувства, достоинства, идеализация реальности подмены объекта идеалом объекта, изображением истинного, а не реального. Однимсловом, оно должно образовывать. Для этого оно должно передавать не личные впечатления, а реконструировать социальную и историческую истину, доступную для всеобщего суждения. Эта концепция образовательнойфункции искусства, полностью редуцирующая его собственно эстетический аспект, нашла выражение во многих теоретических и практических разработках концепции эстетического воспитания. Результатом явилось смещение акцентов в художественномвоспитании на идеологическую, этическую, историческую сторону произведения, на все то, что так или иначе связано с содержанием, а форма была практически выведена за скобки. Такой подход, несмотря на его демократический потенциал, является на деле формой идеологической индоктринации через посредство текстов искусства и вряд ли может быть назван эстетическим воспитанием. Кроме того, в нем не учитываются социальные различия, во многомобуславливающие разницу в восприятии искусства.

Восприятие произведения искусства, согласно Бурдье, также социально обусловлено, так как оно основано на "принципе уместности”, сконституированном и приобретенном социально. Именно этот принцип позволяет выбирать стилистические черты, характерные для определенногопериода, художника или группы художников, из многообразия предложенных глазу элементов. Невозможно охарактеризовать произведение искусства с точки зрения стиля без знания альтернативных возможностей, т.е. без определеннойкомпетентности. "Эстетическая диспозиция, понимаемая как способность к восприятию и расшифровке специфически стилистических характеристик, неотделима от специфической художественной компетентности” . Последняяможет быть приобретена не только в процессе обучения, но и в прямом контакте с произведениями искусства. Таким образом, способность к эстетическому суждению воспитывается путем создания эстетической диспозиции, т.е.способности к самостоятельным эстетическим суждениям, и формируется эта основа эстетической культуры личности только институционально, т.е. или в процессе обучения, или в процессе контакта с такими культурными институтами как музеи, галереи, выставки, в которых эксплицитно или имплицитно присутствует образовательная функция. Но это еще не объясняет разницы между "чистым”, незаинтересованным восприятием формы, характерным для эстетической диспозиции, и восприятием, обусловленным популярным, или"варварским” вкусом, основанным на оценке содержания произведения искусства. Согласно Бурдье, чтобы объяснить связь между "культурным капиталом” (т.е. уровнем образования) и способностью оценивать искусство “внезависимости от его содержания”, недостаточно указать на тот факт, что образование обеспечивает языковые инструменты и референции, которые делают возможным выражение эстетического опыта и конституируются этимвыражением. По сути дела, эта связь утверждает зависимость эстетической диспозиции от материальных условий существования, которые являются предпосылкой аккумуляции культурного капитала, который может быть приобретен в результате отстранения от экономической необходимости. Вывод Бурдье основан на социальной обусловленности эстетической культуры личности - только высшие страты общественной иерархии, свободные от повседневных экономических трудностей, становятся носителями эстетической диспозиции и незаинтересованных эстетических суждений, основанных на принципах кантианской эстетики.

Бурдье, так же как и Г.Рид, обращается к понятию игры, но игра для него - не пространство свободного применения творческих сил, а интеллектуальная иллюзия, требующая “игровой серьезности”, доступная только тем, кто не забывает о нейтрализующей дистанции, которой требует “иллюзия”-игра. Способность удерживать эту дистанцию крайне важна для эстетической диспозиции, которая представляет собой ”обобщенную способность нейтрализовать требования повседневности и выводить за скобки практическиецели... которая может возникнуть в мире, свободном от настоятельной необходимости и путем практики такой деятельности, которая является самоценной - учебных упражнений или созерцания произведений искусства .Роль эстетического воздействия как школы, так и семьи, в таком случае, так же обусловлена экономическими и социальными условиями, лежащими в их основе, а также содержанием, которые они “внушают”. Введение игрового элемента вобразовательную практику (в форме спортивных игр, а также игровых элементов в стандартных учебных занятиях) не столько создает определенную "зону свободы”, так как игры эти проходят по строго установленным правилам,сколько конституирует элементы эстетической, незаинтересованной деятельности, которая составляет часть жизнедеятельности экономически привилегированных классов. Эта аккумуляция культурного капитала через игру позволит подростку,при вхождении в мир взрослых, освоить такую "незаинтересованную” и "неоплачиваемую” деятельность как внутреннее убранство дома и его поддержание, прогулки и туризм, церемонии и приемы, а также артистическиепрактики и удовольствия. Символическое потребление произведений искусства составляет неотъемлемую часть свободы от экономической нужды, которому сопутствует наличие свободного времени и субъективных возможностей такогопотребления, оно является "утверждением власти над доминируемой необходимостью”.

Социальная обусловленность эстетической диспозиции наиболее ярко проявляется в такой категории как эстетический вкус, в котором выражается социальная дистинктивность. Отсюда негативная окраска в отношении вкусов других, отрицание их как неестественных и порочных. "Эстетическая нетерпимость может обернуться ужасным насилием” . Эстетический вкусопределяет различные жизненные стили, которые чаще всего нетерпимы друг к другу. Это проявляется как объективно, так и субъективно в повседневной жизни, в косметике, одежде, интерьере, которые становятся утверждениемположения индивида в социальном пространстве.

Поскольку образовательный капитал не означает равенства социального положения, то вариации в нем связаны с понятием компетентности, даже в тех областях, которые не затрагиваются образовательной системой. Культурная или языковая компетентность приобретается в отношении определенного поля,функционирующего одновременно как источник внушения и как рынок, и определяется условиями своего приобретения. Способ использования символических товаров является отличительной чертой “класса” и идеальныморужием в стратегиях различения. ” Идеология естественного вкуса противопоставляет две модальности культурной компетенции и ее использования и стоящие за ними два способа приобретения культуры”. Всеобщее раннее семейное образование, начинающееся с первых лет жизни и переходящее в институциональное обучение, которое завершает его, отличается от запоздавшей методической учебы не столько глубиной и длительностью своего воздействия, сколько модальностью отношения к языку и культуре, которые оно создает.

Основой компетентности "знатока” является медленное усвоение, практическое мастерство, которое, подобно искусству мышления или искусству жизни не может быть передано исключительно путем предписания или внушения. Приобретение такой компетентности подразумевает постоянныйконтакт с произведениями искусства. Такой подход заранее ограничивает сферы влияния эстетического воспитания через образовательные институты, которые не имеют или не используют возможности создания эстетической среды.Находящиеся вне школьной программы виды эстетической деятельности связаны с неравными локализациями, экономическим статусом, кадровым обеспечением этих институтов. Если художественное воспитание в рамках учебного заведенияи влияет на (формирование эстетического вкуса, то скорее в негативном плане. манифестируя недоступность непосредственного общения с произведениями искусства или ограничивая ее жесткими сигнификациями, обусловленнымиинституциональной политикой. Это может привести к различным последствиям для создания эстетической диспозиции, от полного отторжения до стремления к тотальной апроприации во взрослом мире, в зависимости от социальныхамбиций, места в иерархии, его подвижности или ригидности, контактов с представителями других страт и т.д.

Усвоенное с детства эстетическое суждение знатока всегда является до какой-то степени бессознательным. При сопоставлении этого "естественного” эстетического вкуса с теми вкусами, которые должны формироваться в институционализированном воспитательном процессе мы снова сталкиваемся с дилеммой интуитивного и рационального в эстетическом воспитании. Можно ли рациональными методами воспитать и развить эстетические критерии и оценки носящие часто спонтанный и интуитивный характер. Бурдье подчеркивает противоположность этих принципов: “все институционализированное обучениепредполагает определенную степень рационализации... свободное удовольствие эстета отказывается от концептов”. Помещение знания об искусстве над непосредственным опытом созерцания, выдвижение на первый план не самогопроизведения, а его обсуждения, которое так часто происходит в рамках учебных программ представляет собой согласно Бурдье "эстетическую перверсию”. Рационализация ведет к использованию эксплицитных, стандартизированныхтаксономий, зафиксированных раз и навсегда в форме синоптических схем или дуалистических типологий (например, классицизм/ романтизм). Образовательная система не может создать эстетическую диспозицию или дать конкретное направление эстетическому восприятию, но она создает формы выражения, которые ставят практические предпочтения на уровень квазисистематического дискурса и сознательно организуют их вокруг эксплицитных принципов, чтоведет к символическому овладению практическими принципами вкуса. В этом смысле художественное воспитание играет такую же роль для эстетического вкуса, как грамматика для языковой компетентности. Оно заменяетсистематичность "эстетики в себе”, основанной на практических принципах вкуса на интенциональную квазисистематичность формальной эстетики. Таким образом, академизм потенциально присутствует в любой рациональнойпедагогике, которая передает доктринальный набор эксплицитных норм и формул, скорее негативных, чем позитивных. Причиной отрицательного отношения эстета к педагогике является то, что рациональное обучение искусству предлагает замену непосредственному опыту - тропинку, котораяукорачивает долгий путь знакомства, таким образом предлагая решение для тех, кто надеется наверстать упущенное.

В своем анализе эстетической культуры личности Бурдье руководствуется двумя критериями - уровнем образования и социальным происхождением, которые как определяют различные типы отношения человека к произведениюискусства, так и эстетический вкус. Можно выделить два основных способа приобщения к эстетической ценности и, соответственно, две группы, находящиеся в оппозиции друг к другу. Первая группа идентифицирует себя с схоластическим определением культуры и считает, что она усваивается в учебном процессе. Вторая защищает неинституциональную культуру и отношение к ней. Эта борьба между “читателями” и “художниками” является борьбой различныхфракций доминантной культуры по поводу определения личности, того, что является моделью личности и того типа образования, который может его продуцировать.

Таким образом, эстетическая диспозиция формируется в окружающей среде и закрепляется в институализованном образовательном процессе.Напротив, популярная диспозиция, также формируемая средой - на сегодняшний день это среда медиатизированной популярной культуры - противостоит институциональному воспитанию “легитимных” эстетических ценностей,которые в корне отличаются от "популярных”. Разрыв между ними составляет то пространство, в котором оказывается молодой человек, растущий в популярной среде. Но получающий определенную “индокритнацию” в учебном заведении.Как следует из анализа Бурдье, школа может сыграть лишь структурирующую роль в формировании эстетической культуры, но в данном случае речь идет скорее о деструктурации кодов, усвоенных в популярной среде, что практически невозможно, так как эти коды усвоены прочно по причине отработанныхсмыслопроизводящих механизмов популярной культуры. Для того, чтобы система институционального эстетического воспитания работала в позитивном направлении и эффективно, необходимо не только рассматривать еесодержательно, структурно, экономически и т.д. но и в сложном отношении с окружающей средой. Поэтому необходимо обратиться к анализу основных черт современной массовой/популярной культуры и выявить их связь состратегиями в области эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание

(греч. aisthētēs - чувствующий, воспринимающий) - формирование и развитие у человека способности воспринимать произведения искусства и эстетические свойства явлений действительности, т. е. умения оценивать их как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические.

Конкретное содержание целей, принципов и задач Э. в. людей в различные исторические эпохи было разным, но оно всегда выступало как культивирование способности относиться к действительности с позиций определенных эстетических, а в конечном счете и социальных идеалов.

В социалистическом обществе Э. в. - составная часть единого процесса , целенаправленное воздействие на различные стороны духовной жизни людей, призванное формировать у них разносторонние эстетические вкусы, интересы, увлечения, потребности, творческое отношение к действительности, подлинно человеческое, гуманное отношение друг к другу. Важной сферой Э. в. является труд людей. Задача здесь состоит в том, чтобы развивать у каждого человека стремление к совершенствованию своей трудовой деятельности, способность понимать и чувствовать величие и красоту труда, его результатов. Э. в. в этой сфере не может быть отвлеченным, безотносительным к прогрессивному развитию общества и процессов труда. Отсюда важно воспитывать и эстетически отрицательное отношение к безобразному в труде, к тому, что мешает творческому развитию человека. Одна из сторон Э. в. - формирование эстетических взглядов, чувств, вкусов, связанных с отношением человека к другим людям, с оценками человеческой личности, ее образа жизни и поведения.

Эстетические чувства, вкусы, интересы, увлечения, потребности оказывают сильное воздействие на поведение людей, воплощаются в их делах, в творчестве по законам красоты, в стремлении к совершенству. Без деятельной, творческой, практически преобразующей стороны Э. в. было бы односторонним, абстрактным. Э. в. охватывает также отношение людей к природе. Одна из важных его задач - приобщить каждого к природе как к эстетической ценности, научить умению наслаждаться ею, бережливо относиться к ней, умножать ее красоту и величие.

Составной частью Э. в. является художественное воспитание. Это - развитие любви к искусству, умение постигать красоту художественных ценностей, формирование высоких художественных потребностей, интересов, приобщение к процессу творчества хотя бы в одном из видов искусства, воспитание художника в каждом человеке. Без Э. в. невозможно не только развитие таланта художника, но и усвоение богатого содержания искусства миллионными массами читателей, зрителей, слушателей. Художественное воспитание создает благоприятную духовную атмосферу для расцвета искусства, повышая культуру чувств, развивая творческие способности людей.

Э. в. не означает уравнения эстетических восприятий, чувств, потребностей и вкусов всех людей. В пределах истинного (неизвращенного) эстетического отношения к действительности и искусству неизбежно огромное разнообразие, обусловленное индивидуальными особенностями людей. Например, различными могут быть степень эстетического переживания, форма выражения его, предпочтительный интерес к объектам эстетического восприятия и переживания, к тем или иным видам, жанрам, стилевым особенностям в искусстве.

Э. в. способствует . Развитие эстетической культуры человека тесно связано с его духовным, моральным, физическим развитием, оно углубляет его взгляды, обогащает чувства, переживания, воздействует на все его поведение, на отношение к другим людям, оно играет положительную роль в развитии , в совершенствовании культуры поведения, быта и т. д. По мере продвижения к коммунизму роль Э. в. возрастает, поскольку возрастает роль эстетических оценок, взглядов, чувств, вкусов как мотивов и регуляторов поведения, деятельности людей.

В качестве факторов Э. в. выступают социальные условия, общение с природой, все виды и формы деятельности, учебно-воспитательные и другие учреждения и т. п. Основу Э. в. составляет труд - не только потому, что в труде создаются все материальные и духовные блага общества, но а потому, что в процессе труда формируются эстетические способности, без которых невозможно развитие духовной эстетической культуры человека. Большую роль в эстетическом воспитании молодого поколения играет школа. Основным средством Э. в. является искусство. Именно оно помогает формировать разностороннее эстетическое отношение к различным сферам действительности, оценивать ее с позиций определенных идеалов. Оно совершенствует вкусы и взгляды людей, их эстетические переживания, потребности. Важное место в Э. в. занимает марксистско-ленинская эстетика - наука, изучающая всю область эстетических отношений к миру, помогающая тем самым сформулировать задачи, цели Э. в., наметить пути их осуществления.


Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Эстетическое воспитание" в других словарях:

    Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.… … Большая советская энциклопедия

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание… … Профессиональное образование. Словарь

    Эстетическое воспитание - одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    эстетическое воспитание - estetinis auklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Požiūrio į grožį, gebėjimų suvokti, išgyventi, vertinti ir kurti grožį visose jo reiškimosi srityse ugdymas. Estetinis auklėjimas apima gamtos, meno, darbo, buities, žmonių tarpusavio… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    эстетическое воспитание - estetinis auklėjimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinio lavinimo ir dvasinio brandinimo vienovė. atitikmenys: angl. aesthetical education vok. ästhetische Erziehung, f rus. эстетическое воспитание … Sporto terminų žodynas

    эстетическое воспитание - estetinis auklėjimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Požiūrio į grožį, gebėjimų suvokti, išgyventi, vertinti ir kurti grožį visose jo reiškimosi srityse ugdymas. atitikmenys: angl. aesthetical education vok. ästhetische… … Sporto terminų žodynas

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном… … Эстетика: Словарь

    Эстетическое воспитание - процесс формирования и развития эстетического эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из… … Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Эстетическое воспитание в семье , Е.М.Торшилова. Эта книга - только одна из точек зрения на эстетическое воспитание в семье. Большая часть книги посвящена эстетическому воспитанию в широком смысле: эстетическомуотношению к труду и красоте…

Эстетическое воспитание - направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура - важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

Эстетическое сознание - совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус - это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала, выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т.п.) учащихся. Средствами эстетического воспитания являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида.

В основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умения воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако, в первую очередь способствует формированию художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), а также литература и технология. Эстетическое воспитание осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных, выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие. Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.

Формирование эстетического отношения к природе, общечеловеческим нравственным ценностям, развитие образного мышления учащихся, фантазии средствами различных видов искусства.

Формирование эстетического отношения к природе через практическое участие в эстетизации окружающей среды (уход за растениями, животными, бережное отношение к естественной природе). Использование искусства в формировании представлений учащихся о красоте природе. Формирование эстетических чувств, эмоционального отношения, любви к родной природе в процессе приобщения детей к поэзии, литературе, изобрази-тельному искусству, архитектуре. Внимание эстетике поведения и внешнего вида детей. Сведение к минимуму бесед общего, разъяснительного характера. Проведение игр, театрализации, практикумов, утренников, викторин, встреч и т.п. с широким привлечением литературы, музыки, изобразительного материала, видео- , киноматериалов, а также детской самодеятельности.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕ-ШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации.

В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность.

Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного-творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребенком роли в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умения выразительно и четко произносить фразы, своевременно подавать реплики, соблюдать условности, двигаться по сцене. Участие в творческих поисках, переживание школьником чувства удовлетворения, радости, разочарования и преодоления, стимулирует, побуждает его к более прилежной и усердной работе над собой, к самовоспитанию.

Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест; Широко представлены кружки и студии: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, кинолюбителей, художественного слова, живописи, графики, скульптуры, бальных танцев, художественной вышивки и вязания, художественной фотографии. Основные задачи кружковых занятий: научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение, занятия в оркестре, в хореографических коллективах, художественных студиях пробуждают у школьников любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащают духовный мир учащихся, формируют их чувства, мысли, вкусы, идеалы. Одновременно у них развивается музыкальность, четкое визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры общения и поведения. Главная всеобщая задача - духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.

В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы культуры, а также музыкальные, театральные, художественные студии.

В творческих фондах - писателей, художников, композиторов, кинемато-графистов, театральных деятелей -- активно работают специальные комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей и подростков, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных исполнителей, высококвалифицированных музыковедов; устраивают передвижные тематические выставки, в том числе специально для детей, например:

«Художники - малышам», «Пейзажи Родины», «Земля и люди», «Тема труда в изобразительном искусстве»; проводят праздники детской книги, театра и кино.

Органами народного образования, детскими и юношескими общественными организациями и творческими фондами организуются Недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни, выставки детского рисунка. Из материалов таких выставок в Армении и Грузии возникли музеи детского рисунка. Смотры и фестивали детской художественной самодеятельности охватывают всю страну. В Российской Федерации систематически проводится общереспубликанский литературный праздник.

Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с усилиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и всесторонне развитой личности.