Домой / Дневной / Занятие по нравственному воспитанию в средней группе на тему: "В мире доброты и вежливости". Конспект занятия по нравственному воспитанию в средней группе

Занятие по нравственному воспитанию в средней группе на тему: "В мире доброты и вежливости". Конспект занятия по нравственному воспитанию в средней группе

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию: Путешествие в «Добросветию»

Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств

Способствовать формированию творческого воображения;
- вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Задачи:

Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
- познакомить с техникой рисования «монотипия»;
- формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

Ход НОД.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас.

Сегодня мы отправимся в страну Добросветию. Но сначала нам нужно поздороваться, поприветствовать друг друга, можно сказать (Продолжают дети: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т д.) Все верно, ребята. А можно поприветствовать друг друга без слов, давайте попробуем.
- Протянем и пожмем друг другу руку.
- Обнимем друг друга за талию
- Кивнем головой.
- Вам понравилось здороваться?
- А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Там на опушке Радости, у Приветливой Речке, рядом с Улыбчивой поляной в Заботливой чаще есть страна Добросветию. А отправимся мы туда на облаках Добра.
(Звучит минусовка песни Шаинского «Облака»)

Дети садятся на облака (обруч и на нем голубое покрывало, расположенные на ковре.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке, похожем на мягкую гору пушистых подушек. Ваши облака медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками.
(открываем глазки)
Ну вот мы с вами и очутились в стране добра и дружбы

Воспитатель:

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?

Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.

Дети: Письмо прислала Шапокляк.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?

Дети : Да, она улетела на воздушных шариках.

Воспитатель: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.
Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в этот город. Но и тут мне встречаются злые жители. А дом добра, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так трудно одной, помогите мне, пожалуйста. Я больше никогда не буду злой старухой, вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.

Воспитатель: Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление.
А давайте мы ей поможем построить дом Добра.

Воспитатель: Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич - это часть дома, нашего дома Добра.

Ребята, посмотрите вокруг.

Ой, что это случилось с цветами, я знаю ребята, это злой ветер налетел на страну доброты, сорвал все лепестки и разбросал их повсюду, что же делать? Надо помочь собрать цветы. Хорошо каждый возьмёт сейчас 1 лепесток решит пример, который на нем написан, найдёт правильный ответ и встанет рядом со своим лепестком

Воспитатель: Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома Добра.
На полу выкладываем из коробок дом (1 коробка)
Пока вы собирали цветы я на полянке что - то интересное нашла, посмотрите, что это?

Дети: Очки.

Воспитатель: Да это очки, они не простые, а волшебные, все кто их надевает, становится добрым и начинает говорить всем комплименты. Давайте проверим.
Стоя в кругу, коммуникативная игра «Комплименты» (дети говорят друг другу комплименты и передают очки по кругу, одевая их на глаза)
Ну что, мы можем продолжить строительство дома. Закладываем следующий кирпич
- А сейчас немного отдохнем. У меня есть необычный мяч (полукругом, сидя на стульчиках) - это «Мячик добрых дел». Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот, т. е. антоним. Дети играют, подбирают антонимы.

Разорвать книгу - склеить
Толкнуть - обнять
Грустить - радоваться
Улыбаться - плакать
Нагрубить - извиниться
Ссориться - мириться
Отнять - отдать
Обидеть - пожалеть
Добрый - злой
Ну что, вы заработали ещё один кирпичик. Наш дом растёт.

4. Воспитатель: - Ребята посмотрите, что это? (солнышко без лучиков) .Нашему солнышку не хватает лучиков и чтобы они у него появились нам необходимо ему помочь, а как вы узнаете из следующего задания. Слушайте внимательно. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. С каждым добрым вашим делом у солнышка будут отрастать лучики.
Ответы детей.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили за последнее время
Я думаю, что мы заработали ещё один кирпич. Ребята, а дом наш снова подрос.

5. Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать добрые ли?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек добрых слов», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель: Пятый кирпичик дома добра мы заложили.

Открывают лепесток с буквой Р.
- На наше волшебной поляне остался последний лепесток с цифрой 6 (Дети отвечают 6). На нем задание «Доскажи словечко». Я начну, а вы заканчивайте, подняв руку, отвечайте.

Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)
Если ругают за шалости, надо сказать (Простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду (Помоги ему)
Решай споры словами, а (не кулаками)
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов.

Игра «Добрый - недобрый»
Музыка включается.
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов. А нам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что мы не в последний раз посетили страну «Добросветию» и в следующий раз наш дом добра будет обязательно заселён добрыми персонажами из сказок.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).

Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?
(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!»)

Спасибо за внимание!

Федорина Юлия Викторовна, МДОУ детский сад «Малыш», Ульяновская область, село Репьёвка, воспитатель

Чтобы скачать материал или !

Цели.

1.Развитие коммуникативных навыков у детей.

2. Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Расширение знаний детей о дружбе.

Задачи.

  1. Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми.
  2. Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления о дружбе. Закрепить знания детей о русских народных сказках и их героях. Закрепить умение детей строить простые предложения, используя описательные прилагательные
  3. Воспитывать нравственные основы личности ребенка, способность к сопереживанию. Развивать речь, накапливать, обогащать и активизировать словарь ребенка по данной теме. Развить внимание, логическое мышление, зрительного и слухового восприятия, память
  4. Учить детей использовать при драматизации образные художественные средства выразительности, передавать диалоги персонажей, совершенствовать фонематический слух, слуховое внимание; формировать благоприятный психологический климат группы.

Ход занятия

Дети стоят полукругом перед воспитателем.

Воспитатель:

– Солнце яркое встает,

Детвору играть зовет.

Мы играем, мы играем,

Заниматься начинаем.

– Ребята, посмотрите, к нам гости пришли сегодня. К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце светит-

Радуются взрослые и дети.

Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Тому, кто справа - улыбнись.

Тому, кто слева - улыбнись.

Тому, кто справа - руку дай,

Тому, кто слева - руку дай.

И в центр круга ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о дружбе. И узнаем самый главный секрет дружбы. Ребята вы еще только учитесь дружить. Как вы думаете можно ли прожить без друзей?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Без друзей не интересно, не с кем поговорить, поиграть. Ребята, а кто из вас знает, что такое дружба?

Дети: отвечают. Дружба - самое дорогое сокровище.

  • Дружба дороже денег.
  • Без друга в жизни туго.
  • Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
  • Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.

Воспитатель: Дружба, ребята, это когда друзья играют вместе и не ссорятся. А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру . Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать, если согласны "да-да-да", а если не согласны "нет-нет-нет".

Игра "Да-да-да, нет-нет-нет".

  • Будем крепко мы дружить?
  • Да-да-да.
  • Нашей дружбой дорожить?
  • Да-да-да.
  • Мы научимся играть?
  • Да-да-да.
  • Друг другу будем помогать?
  • Да-да-да.
  • Друга нужно разозлить?
  • Нет-нет-нет.
  • И улыбку подарить?
  • Да-да-да.
  • Друга стоит обижать?
  • Нет-нет-нет.
  • Чай с друзьями будем пить?
  • Да-да-да.
  • Будем крепко мы дружить?
  • Да-да-да.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель обращает внимание детей на сундук, лежащий в углу игровой комнаты и сообщает детям, что нашла его сегодня утром под дверью. Обращает внимание детей на то, что сундучок очень тяжелый.

Воспитатель: Вот сундучок не простой, расписной, с секретом. - Как вы думаете, что же в нем может быть? (Дети высказывают свои предложения)

Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нем алых ленточек и разноцветных платочков, а живут здесь разные загадки. Как отгадаешь загадку, чудесный сундучок откроется и оттуда появиться отгадка. - Вот и сегодня мы будем отгадывать загадки к сказкам. Вы любите сказки?

Ребятки, сказки находятся в этом сундучке и очень волнуются, они думают, что вы их забыли и ни за что не отгадаете загадки про них. Как вы считаете, сможете отгадать загадки и узнать любимую сказку? Давайте попробуем!

1.Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко. Что же это?. (Репка)!

Вопросы к детям: - Узнали сказку? - Какая выросла репка? - Кто помог деду вытянуть репку? – Репку вытащили, благодаря чему ребята? Дружбе.

2.Послушайте другую загадку:

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов. (Теремок)

Что это за сказка? – Где стоял теремок? – Кто поселился в теремке?

3.Чашки три и три постели,

Стульев тоже три, смотри.

И жильцов здесь, в самом деле

Проживает ровно три. – (Три медведя)

Как называется сказка? - Чей это домик на опушке леса? - Как звали трех медведей? - Что увидели медведи за столом? И как зарычали? Пошли медведи в другую горницу. - Что там они увидели? - Э-э-э, - рычит Михайло Иванович страшным голосом. Кто ложился в мою постель и смял ее. - Э-э-э, - рычит Настасья Петровна чуть тише. Кто ложился в мою постель и смял ее. - Э-э-э, - пищит тоненьким голоском Мишутка. Кто ложился в мою постель и смял ее. Вот она! Держи, держи! Были ли медведи доброжелательны к Маше? Предполагаемый ответ детей. Нет.

4.Послушайте еще одну загадку:

Из муки он был печен,

На сметане был мешен,

На окошке он студился,

По дороге он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел. – (Колобок)

Как называется сказка, ответь? - Кто испек колобок? - Из чего его испекли? - От кого колобок убежал? - Кого он встретил в пути? - Какую песенку он пел всем зверятам? - Как лиса перехитрила колобка? Была ли лисица дружелюбна к колобку?

Ребята, а если вы обидели, кого ни будь? Какими словами его можно успокоить? (имитация с ласковыми словами).

Ребята, а кто из вас знает русские народные пословицы и поговорки о добре:

Добро творить – себя веселить.

Доброе дело – великое счастье.

Кто добро творит, того Бог благословит.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрый пример лучше ста слов.

Воспитатель: Похвала детей от воспитателя.

Физ.минутка

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

(поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы получаем.

(рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

(прыжки на месте)

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте выполняем.

(ходьба на месте)

От души мы потянулись

(потягивания-руки вверх, в стороны)

И на место вновь вернулись.

Подошла к концу разминка…

Постарались все сейчас

А теперь сюрприз, ребята.

В сказку приглашаю вас! «1,2,3,4,5- в сказку мы пришли опять»

Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать настоящими артистами и разыграть

знакомую сказку. Сказка «Как Тошка нашел клад»

Проходите одевать костюмы.

Сказка «Как Тошка нашел клад»

Действующие лица.

Щенок Тошка

Медвежата

Курица с цыплятами.

Ведущая. Щенку Тошке очень хотелось найти клад.

Тошка. Разбогатею-куплю все, что захочу, только где искать этот клад? Ну, конечно же, под землей.

Ведущая. Щенок взял лопату, мешок и отправился в поле. Увидел холмик и стал копать. И вдруг на дне ямки - серый пушистый комочек. Смотрит комочек на Тошку и спрашивает:

Мышка: Что ты ищешь?

Тошка: Клад ищу. Хочу стать богатым, чтобы всего, всего накупить!

Мышка: Я тебе помогу!

Ведущая: мышка юркнула в норку. А когда появилась, в лапке у нее была золотая монетка.

Мышка: Бери, она давно под землей лежит.

Тошка: Спасибо, мышонок.

Ведущая: Обрадовался Тошка, поблагодарил Мышку и через поле, через лес помчался на базар. Чего только не накупил Тошка на базаре: и сахарную косточку, и разноцветных леденцов, и семечек, и медовых пряников, и лесных орешков. Довольный, счастливый, с полным мешком за спиной идет Тошка по лесу, поет, щелкает орешки.

Песенка Тошки/ля-ля-ля……

Тошка: Как я рад, как я рад, что нашел чудесный клад!

Ведущая: Спрыгнула на дорожку Белочка.

Белочка: Здравствуй, Тошка!

Тошка: Здравствуй, Белочка!

Белочка: Угости меня орешком.

Тошка: Одним орешком сыта не будешь, бери побольше.

Ведущая: Белочка поблагодарила Тошку и побежала дальше по лесу

Белочка: Спасибо тебе добрый Тошка!

Ведущая: Ускакала белочка с орешками. А Тошка вытащил из мешка румяное яблоко и захрустел: хрум-хрум. А из-под елочки выкатились ежата, они были грустные-грустные.

Ежата: Здравствуй, Щенок. Вкусное ли яблочко?

Тошка. А вы сами попробуйте и узнаете.

Ведущая: Тошка угостил ежат яблоками.

1ежонок: Сладкое яблочко!

2 ежонок: Сочное и вкусное!

Ведущая: Ежата поблагодарили Тошку и побежали дальше по дорожке

Ведущая: Тут зашуршали ветки, затрещали, и прямо перед собой Тошка увидел Медвежат.

Выход Медвежат.

Медвежата: Добрый день, Тошка.

Тошка: Добрый день, Медвежата.

Медвежонок: Что за клад ты нашел, можно посмотреть?

Тошка: (раскрыл мешок) .Угощайтесь.

Ведущая: Сгреб Медвежонок в охапку сушки, леденцы, заурчал.

Медвежонок: Спасибо! Спасибо!

Ведущая: Стал мешок еще легче. Достал Тошка пакетик с семечками, идет и грызет. Тут слетела к нему стайка синичек, защебетали:

Песенка синичек .

Синички: Тень, тень, тень, свирь, свирь -подари щеночек семечек синичкам!

Ведущая: Высыпал Тошка на пенечек все семечки. Клюют синички.

Синички: Спасибо, Щеночек, за угощение.

Вот угощение, так угощение!

Ведущая: Улетели синички. А мешок за спиной у Тошки стал совсем легким. Возле самого дома повстречал курицу с цыплятами.

Курица: Куд-куда это ты, Щеночек, ходил? Что в мешке несешь?

Тошка: Я клад нашел. На базар ходил, всего накупил. Вот! (Тошка открыл мешок и показывает) .

Цыплята: Пи, пи, пи. Пожалуйста. Дай крошечку пряничка, Тошечка.

Ведущая: И отдал щенок пряники Курице с цыплятами, а они поблагодарили Тошку.

Ведущая: Осталась в мешке только одна косточка. Съел Тошка косточку, заглянул в пустой мешок и расплакался. Подбежала к нему Мышка и спрашивает:

Мышка: Что ты плачешь, Тошка? Где твое богатство?

Тошка: Нет у меня никакого богатства (вздохнул Тошка).

Мышка: А хочешь послушать, какую я сейчас песенку в лесу слышала?

-Щенок по лесу проходил, всем подарки подарил.

И каждый весел, каждый рад-

Щенок наш друг, он просто клад!

Тошка: (улыбнулся, подумал) У меня есть такое богатство, как дружба,

Белочек, Медвежат, Синичек, Ежат, Курицы с Цыплятами! И значит, нет никаких причин лить слезы! Никаких!

Все актеры берутся за руки и все вместе произносят: «Всем советуем дружить, ссориться не смейте, без друзей нам не прожить ни за что на свете… »

Ведущая: Представьте, что мы все одна длинная нить, я возьму за руку последнего и будем закручивать клубок. Почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немного поживем в нем, подышим, и всегда будем заботиться друг о друге и дружить.

Рефлексия.

Каких героев вы запомнили?

Кто вам больше понравился? Почему?

Все ли герои были настоящими друзьями?

А как могла бы по- другому закончиться сказка? Ответы детей.

Можно много слов прекрасных о друзьях сказать, никогда не стоит, дети, друга обижать. Потому что без друзей очень трудно жить... Скажем вместе: «Дружбой надо дорожить»

В завершении звучит песня НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Сл. М. Пляцковского Муз. Б. Савельева

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит –Вот что значит/ Настоящий, верный друг.

Татьяна Ктиторова
Конспект занятие по духовно - нравственному развитию детей в средней группе на тему «Улыбка спасет мир!»

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в средней группе на тему : «Улыбка спасет мир

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие » , Речевое развитие », «Социально коммуникативное развитие » .

Программное содержание :

- Образовательная :

Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

- Развивающие :

Развивать умение слушать и понимать других, умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом.

- Воспитательные :

Воспитывать потребность в дружеских отношениях, чувство доверия, сплоченности.

- Речевые :

Совершенствовать умение выражать свои мысли грамматически правильно, точно.

Материал и оборудование :

Магнитофон с записью;

Набор шаров темного цвета шар желтого цвета;

Зеркало;

Картинки с хорошими и плохими поступками;

Картинки домиков;

Коврик с эмоциями;

Баночка;

Изображение смайликов без улыбки ;

Фонограмма песни «От улыбки » ;

Кисти, краска, баночки с водой.

Предварительная работа :

Беседа. Наклеивание пиктограммы. Игра «Подари другу улыбку » . Проведение серии занятий «Я и другие» .

Длительность занятия : 20-25 мин

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы их поприветствуем.

Дети : «Здравствуйте!»

Воспитатель : “Здравствуйте!” - хорошее, доброе слово. И сказав его, мы желаем человеку здоровья.

Где еще должен здороваться человек? (В гостях, с друзьями, в детском саду, в магазине или при встрече знакомого человека, первым делом нужно сказать вежливое слово “Здравствуйте!”)

А как еще можно поприветствовать друг друга? “Доброе утро!”, “Добрый день!”, “Добрый вечер!”, а если встретили друга, то ему можно сказать : “Привет!”

Сюрпризный момент.

Включается запись :

«Сегодня произошло чрезвычайное происшествие. Все злючки, колючки, и вреднючки вырвались наружу, приняли образ воздушных шаров и разлетелись по детским садам. Будьте осторожны, там, где появляются эти шары, происходят страшные изменения. Люди становятся злыми, вредными и жадными».

Воспитатель :

Ой, даже страшно стало, давайте посмотрим, не залетели ли к нам такие нехорошие шары. Ну, надо же, ребята, залетели прямо к нам в садик и самое неприятное, ни к кому – нибудь, а к нам в группу . А я знаю почему, хотите скажу. Потому что в нашей группе все ребята дружные , а они хотят всех поссорить, обидеть, научить вредничать, ябедничать, грубить. Посмотрите, какие они некрасивые и цвета у них темные. (Рассматривают шары) . (Беседа о цветах шариков)

Я предлагаю их поймать, чтобы они больше никогда не вернулись к нам и в другие детские садики. Давайте начнем вот с этого шарика, посмотрим, что здесь нарисовано.

Воспитатель :

Ой, ребята, посмотрите, какое лицо нарисовано на этом шаре. Какое это лицо? (злое)

Правильно! И шар этот называется ЗЛОСТЬ. Он хочет, чтобы мы были злыми. А мы разве злые ?

Дети : Нет.

Воспитатель : А чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам поиграть в игру.

Игровое упражнение «Волшебное Зеркало» .

Воспитатель : Ребята, у вас бывает когда – нибудь сердитое, злое лицо?

Дети : Да.

Воспитатель : А когда у нас бывает злое лицо?

(ответы детей )

Воспитатель : Сделайте сердитое лицо и посмотрите в зеркало.

А бывает у вас когда – нибудь печальное лицо?

Дети : Да.

Воспитатель : А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо.

А когда нам бывает печально? (ответы детей )

Воспитатель : А теперь сделайте веселое, счастливое лицо. Когда нам бывает весело? (ответы детей .)

Воспитатель : Сделайте счастливое лицо и посмотрите в зеркало. Какое лицо вам понравилось больше всего ? (счастливое)

Воспитатель : я желаю вам, чтобы у вас всегда было только счастливое лицо и широкая, красивая улыбка .

Воспитатель : Смотрите, что происходит с шариком, он сдувается. (Шарик сдулся)

Воспитатель с детьми подходит ко второму шару (ГРУБИЯНУ)

Воспитатель : Ребята, а от этого шара никогда не услышишь приветливого и ласкового слова. Как вы думаете, как называют человека, который постоянно грубит? (грубиян)

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, грубые невоспитанные люди кому-то нравятся ?

Дети : Не нравятся .

Воспитатель : Правильно.

Как нужно вести себя в обществе? (обращаться к другим людям вежливо) . Я вам предлагаю встать в круг и поиграть в игру. «Волшебное слово»

Предлагается детям передавать друг другу мячик, сказать вежливое слово и передать другому ребенку.

От добрых, ласковых слов шарик ГРУБИЯН сдувается.

Воспитатель с детьми подходит к третьему шару (ССОРА)

Воспитатель : Этот шар хочет нас поссорить, он так и называется ССОРА. Ребята, а мы с вами хотим жить в ссоре?

Дети : Нет, не хотим.

Воспитатель : Да, ребята. Ссорится очень плохо.

Воспитатель. А ответьте мне, пожалуйста, на вопрос : вы дружные ребята?

Дети. Дружные!

Воспитатель. Какими бывают дружные ребята?

Дети. Не ссорятся, делятся игрушками, говорят друг другу добрые хорошие слова-комплементы. Желают друг другу счастья, добра, здоровья.

Воспитатель : Давайте вспомним пословицы о дружбе.

1. Старый друг лучше новых двух.

2. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Молодцы, а смотрите, этот шарик тоже сдувается.

Воспитатель с детьми подходит к четвертому шару (ВРЕДИНА)

Воспитатель : А этот шар хочет, чтобы мы вредничали.

(Воспитатель подводит детей к столу , на котором лежат картинки с разными поступками.)

Воспитатель : Посмотрите, здесь расположены разные картинки, с разными поступками, и есть два домика. Давайте с вами поселим в правый домик картинки с хорошими поступками. А в левый домик картинки с плохими поступками

Дети раскладывают картинки к домикам и рассказывают, почему они так решили, почему выбрали именно эту картину.

Воспитатель : Каких поступков больше? Почему? (ответы детей )

Шарик сдувается.

Воспитатель с детьми подходит к пятому шару (ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ)

Воспитатель : Ребята, посмотрите какое лицо нарисовано на этом шаре.

Дети : Печальное, грустное.

Воспитатель : Этот шар хочет, чтобы мы грустили, плакали. Я вам предлагаю поиграть в игру «Мое настроение» .

(Перед детьми лежит коврик с эмоциями и квадратами разных цветов.)

Воспитатель : Ребята, если у вас что – нибудь болит, какое у вас бывает лицо, покажите на коврике (печальное) .

А когда у вас сломалась игрушка, какое бывает выражение лица? (сердитое) .

А когда у вас бывает День рождения и вам дарят подарки, какое у вас бывает выражение лица? (веселое) .

А есть у нас еще одно выражение лица – удивление. Когда мы видим что – нибудь необычное, то удивляемся, глаза расширяются, брови поднимаются. Сделайте удивительное лицо.

Но еще наше настроение могут передать не только выражения лица, но и цвет. Когда люди одеты в темную одежду, значит какое у них настроение?

Дети : грустное.

Воспитатель : А я предлагаю выбрать понравившийся цвет вам цвет на коврике и объяснить, почему вы выбрали именно его. (Дети становятся на понравившийся цвет и объясняют .)

Шарик сдувается.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, все шары лопнули от злости. А как вы думаете, почему?

Дети : Потому что мы дружные, вежливые, хорошие, воспитанные дети, умеем играть друг с другом, вместе решать проблемы.

Воспитатель : Хотим мы, чтобы эти шары остались у нас в группе ?

Дети : Нет!

Воспитатель : Я предлагаю собрать всех вреднючек и положить в баночку, чтобы они больше не разлетались.

Дети собирают все шары в баночку.

Воспитатель : Молодцы, всех вреднючек и злючек собрали и закрываем банку. Мы будем его открывать?

Дети : Нет!

Воспитатель : Посмотрите, какой шар к нам залетел. Это часть солнца, часть теплоты. Оставим мы этот шар у нас в группе ?

Дети : Да.

Воспитатель : Чем больше в мире доброты, тем счастливее мы с вами.

А теперь предлагаю увеличить доброты и улыбок .

Воспитатель : На столе лежат листы с изображением лиц, но лица эти без настроения. Нарисуйте и передайте им свое настроение. (звучит песня «От улыбки » ) А сейчас давайте друг другу улыбнемся , и я предлагаю сделать большую улыбку и подарить ее нашим гостям. ВСТАЮТ В ПОЛУКРУГ.

Воспитатель : Давайте посмотрим на наших гостей и поблагодарим их за то, что они к нам пришли. И подарим улыбку , чтобы она до согревала их сердца теплом и добротой. Ведь именно улыбка делает мир добрее !

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию у детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Наша дружба крепкая».
Белова Татьяна Александровна, воспитатель ГБОУ Школа №2093 им. А. Н. Савельева, ДК №2 г. Москва
Описание материала: познавательное занятие для детей средней группы.
Цель: Формирование понятия «дружбы» у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продолжать формировать представления детей о дружбе, друзьях, доброте, сопереживания.
2. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников. Развивать способность к сопереживанию, желание оказывать помощь друг другу.
3. Подвести детей к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми…
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок.
Материалы к занятию: Звукозапись песни «Давайте дружить». Слова А. Файнберга, музыка Э. Каландарова. Звукозапись песни «Улыбка». Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского. Иллюстрационный альбом с русскими народными сказками. Гуашевая краска, вода, плоские блюдца, бумажные полотенца. Ватман с заранее нарисованным деревом с ветками.
Ход занятия:
Педагог: (читает стихотворение Ю. Энтина.) Дружит с солнцем ветерок, а роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам поделить мы рады! Только ссориться друзьям никогда не надо!
Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: О дружбе, о друзьях.
Педагог: Правильно. А скажите, пожалуйста, как Вы понимаете, что такое дружба? (Ответы детей)
Педагог: Дружба, ребята, является одним из важнейших качеств в общении среди людей.
Звучит песенка « Улыбка». Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского
Педагог: Ребята, с чего начинается дружба?
Дети: Дружба начинается с улыбки!
Педагог: Давайте, ребята, встанем в круг и поиграем. Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. Настроение поднялось?
Каждому человеку очень приятно слышать добрые и приветливые слова. Давайте, подарим эти слова друг другу.
Игра «Комплименты» Дети становятся в круг, по часовой стрелке поворачиваются, пожимают ладони и говорят: « Ваня, ты добрый". (весёлый, красивый, быстрый, смелый, храбрый, заботливый, вежливый, культурный, трудолюбивый, дружелюбный.)
Педагог: От хороших слов становится на душе каждого человека тепло. Будем говорить хорошие слова, и они как улыбка будут возвращаться к нам.
Педагог: Ребята, а Вы любите сказки? (Да!) Конечно, сказки любят все, и взрослые и дети! И загадки тоже любите? (Да!)
Педагог: Послушайте загадку. (читает загадку автора Веры Аношиной) Вырастил однажды дед этот овощ на обед, а потом его тащил вместе с бабкой что есть сил… Не нужна подсказка, дети знают сказку. (РЕПКА)
Педагог: Назовите героев сказки.
Дети: Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Педагог: Как Вы думаете, что помогло героям вытащить репку?
Дети: Дружба!
Педагог: Правильно, ребята. Дружба помогает преодолеть препятствия. Справились бы наши герои с задачей вытянуть репку поодиночке? (Нет!)
Педагог: Вот еще загадка (читает загадку автора Веры Аношиной) Звери жили в доме том, но медведь сломал их дом, он залезть в него не смог… Это сказка... (ТЕРЕМОК).
Педагог: А как в этой сказке помогла дружба?
Дети: Все вместе дружно построили большой и красивый терем!
Педагог: Послушайте еще загадку.(читает загадку) Петя, Петя, петушок! Непослушный ты, дружок! Унесла тебя лиса за далекие леса. Но спасли тебя друзья! Как называется эта сказка?
Дети: Петушок - золотой гребешок!
Педагог: Правильно! Почему друзья петушка раз за разом спасали его из лап лисы?
Дети: Они верные друзья, а друзья всегда придут на помощь.
Педагог: Дружба превыше всего! А врага победить можно только вместе!
Педагог: Вы дружные ребята? (Да!) (педагог предлагает игру)
Пальчиковая игра: «Дружба».
В нашей группе дружат (пальцы рук соединяют в замок несколько раз)
Девочки и мальчики. Вместе мы подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять. (пальцы поочередно соединяют друг с другом)
Начинаем мы считать. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхивают кистями)
Педагог: Вы любите рисовать? Сейчас мы возьмем краски и ладошками раскрасим наше дерево дружбы.
В «ладошковой» живописи используется гуашевая краска. Краску слегка разбавить водой и налить в плоские блюдца. Дети опускают ладошки в блюдца с разноцветными красками и наносят отпечатки на ватман, на котором предварительно нарисовано дерево со стволом и ветками. (во время работы звучит песня о дружбе)
Педагог: Ребята, посмотрите, какое красивое дерево дружбы у нас получилось! Молодцы!
Педагог: Сегодня мы говорили о дружбе. Как прекрасно, когда у нас есть друзья. И дружбу надо беречь! Берегите друзей, помогайте друг другу!

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада, тема: «В мире доброты»

Цель:

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

Материалы:

Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка.

Ход занятия: Дети заходят в группу под музыку, на экране изображение солнышка с улыбкой.

Воспитатель: Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Ответы детей: О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.

Воспитатель: Добрый человек добрый, значит он еще какой?

Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.

Воспитатель: А если человек недобрый, он какой?

Дети: Злой, грубый, жадный.

Воспитатель: Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Дети: Нет.

Воспитатель:

Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.

Воспитатель: Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас прочесть стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?

Дети рассказывают:

Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.

Воспитатель: Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.

Дети рассказывают:

Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.

Воспитатель: Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем, поможем маме со стиркой белья.

Физкультминутка «Мы белье полощем сами»

Дружно помогаем маме -
Мы белье полощем сами
Раз, два, три, четыре,
Натянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.

Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту?

Дети: Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.

Воспитатель: Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал).

Воспитатель: Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов- зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

Дети: Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.

Воспитатель: Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?

Дети: Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.

Воспитатель: Ребята, а за что нужно извиняться?

Дети: За плохой поступок, за обидные грубые слова.

Воспитатель:

Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».

Игра «Мы с тобой одна семья»

Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Итог занятия:

Воспитатель: Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»