Домой / Лицо / Тема: «Первые шаги в мир хороших манер. «День хороших манер и поступков»

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер. «День хороших манер и поступков»

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек, прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость

Надо быть вежливым — поучают родители детей... Что это значит — быть вежливым, почему нас к этому приучают с раннего детства, зачем это нужно? Для ответа на эти вопросы, прежде всего, рассмотрим соотношение таких явлений, как этикет и вежливость.

Всем известны выражения: «холодная вежливость», «ледяная вежливость», «презрительная вежливость», в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в свою противоположность.

Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.

К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она — одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще — обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

Речевой этикет и вежливость

Вежливость — это проявление уважения. Вежливость — это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление — речевой этикет — неотъемлемый компонент вежливости. Присущая человеку вежливость оценивается окружающими как его положительное качество. Каждый из нас слышал что-то похожее: «Какой хороший человек! Всегда поздравляет меня с праздником»; «Славная у вас дочка. Всегда со всеми здоровается».

Психологи, изучающие межличностные отношения, придают большое значение знакам внимания, способным успокаивать, оказывать своего рода психотерапевтическое действие.

Приятно получать знаки внимания. Не дают нам знаков внимания — и портится настроение, возникает обида, порой и горькая.

Психиатры установили, что потребность прикосновения, ласки у людей весьма значима. Отсутствие ласки со стороны взрослых вызывало у грудных детей сильное отставание в развитии, и даже тяжелые заболевания. Поэтому то, что интуитивно делает мать — разговаривает с малышом, улыбается ему, берет на руки, гладит, — совершенно необходимы для ребенка.

Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Ребенок учится вежливости, подражая родителям, которые демонстрируют ее. При любых условиях вежливости надо учить вежливо. Однако часто родители делают это грубо. Если ребенок забывает поблагодарить, родители напоминают ему об этом при всех, что, по крайней мере, невежливо. Родители также спешат напомнить ребенку, что нужно попрощаться, хотя сами еще не сказали «до свидания».

Шестилетний Миша только что получил подарок. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там, внутри.

Мать : Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?

Миша (сердито): Спасибо!

Мать: Вот, хорошо. Мать могла бы обучать сына вежливости менее грубо и более умело. Если бы она сказала: «Спасибо за чудесный подарок, тетя Таня», Миша, скорее всего, и сам тут же поблагодарил бы тетю. А если он этого не сделал, наверное, стоит поговорить об этом позже, после ухода гостей. Можно сказать, например: «Как мило, что тетя Таня принесла тебе подарок. Давай напишем ей письмо и поблагодарим ее. Ей это будет приятно».

Конечно, легче просто упрекнуть ребенка, чем идти таким «окольным» путем. Но именно последний оказывается гораздо эффективнее. Ведь невежливо «вколачивать дубиной» науку вежливости!

Если дети вмешиваются в разговор взрослых, то неизменно получают в ответ: «Не мешай! Взрослых прерывать нельзя! Это невежливо!». Однако прерывать ребенка, вступившего в разговор, также невежливо. Нельзя быть грубыми, если вы учите вежливости. Вероятно, лучше было бы ответить так: «Я хочу сначала закончить свой рассказ. А потом будешь говорить ты».

Бесполезно говорить ребенку, что он груб. От этого он, увы, не станет вежливее. Опасность состоит также в том, что, приняв нашу оценку, он и сам будет считать себя грубым. А это значит, что и вести себя он будет соответственно: ведь грубые дети всегда грубят!

Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола или подает стул вошедшему взрослому, а обращаясь к нему, произносит обязательное «пожалуйста». В любых ли условиях так поступают дети? Или только в знакомых и заученных ситуациях? Как ведут себя с родителями? Вне стен детского сада? В неожиданных для них случаях?

Попробуйте уронить какой-либо предмет — носовой платок, записную книжку, карандаш — и посмотрите, как прореагирует ваш ребенок, поднимет и подаст вам или «не заметит». Как это сделает — с готовностью или лишь отметит вслух: «Уронила...»? А может, поднимет и будет ждать похвалы?

К обычным проявлениям вежливости детьми (умению здороваться, прощаться, благодарить) не следует подходить формально. Благодарить можно по-разному: угрюмо, сухо, по обязанности, небрежно, а можно тепло, приветливо, с чувством признательности.

Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребенка хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.

Деликатность

Деликатность — сестра вежливости... Человек, наделенный этим свойством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Он не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство. В его присутствии каждый чувствует себя естественно, просто, непринужденно.

Зачатки деликатности уходят глубоко в детство. Иногда родители задерживают всходы этого драгоценного свойства характера недостаточной требовательностью к детям, снисходительно относятся к тому, что ребенок шумно ведет себя в общественных местах: бегает в поликлинике, заглядывает в кабинет врача, декламирует стихи в вагоне трамвая.

Иногда родители дают неправильные оценки проявлению детской непосредственности.

— Почему вы пришли к нам в гости? Мы уходим гулять! — говорит четырехлетний ребенок соседке, зашедшей справиться о здоровье его бабушки. Мама с умилением смотрит на дочь и вздыхает: «Ох уж эта детская непосредственность...». Вызывает у нее улыбку и такой диалог дочери с воспитателем.

— Почему ты не благодаришь за праздничный подарок?

— Подумаешь, яблоки у меня есть! За что же благодарить? Когда так говорит ребенок в два-три года, то это можно отнести к детской непосредственности, но в этих случаях детей следует поправлять, останавливать. Если такое он произносит в четыре и в пять лет, то это очевидное упущение, когда детская непосредственность переросла в бестактность.

Иногда взрослые терпимо относятся к проявлениям детской бесцеремонности, навязчивости. Как, например, можно расценить, такие проявления?

С нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующем, показывает пальцем на прохожего.

Кто бы ни пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что принесли ему, тянет гостя в комнату, старается всецело завладеть его вниманием: «Поиграйте со мной!»; «Послушайте, какое стихотворение я знаю».

В подобных случаях родители должны тактично объяснить ребенку, как надо вести себя, сказать, что ласка к посторонним неуместна: «Так можно вести себя с мамой, папой, бабушкой, а с посторонними лучше быть приветливым, вежливым, гостеприимным». Попутно объяснить, что значит быть гостеприимным: всех взрослых и детей, приходящих в гости, встречать приветливо, с улыбкой, вежливо предложить сесть или пригласить посмотреть книги, альбомы. При этом родители напоминают, что надо быть сдержанным: не проявлять любопытства, задавая гостю вопросы: кто он? откуда пришел? зачем пришел? когда уйдет? Не навязывать разговора, если гость не расположен его поддерживать, не заставлять заниматься и играть с собою, не требовать к себе особого внимания и т. д.

Вежливость — это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. В гостях у друзей или родственников мы можем лишний раз показать ребенку, что такое вежливое обращение. Лучше всего это получается, когда ответственность за поведение ребенка несут хозяева дома и сам ребенок. Родители лишь выражают понимание чувств и желаний сына или дочери.

Дети быстро соображают, что мы не любим делать им замечания в гостях. Поэтому они часто «приберегают» свои выходки для таких случаев. Противостоять этому стратегическому маневру можно, предоставив хозяевам дома определить правила поведения для ребенка, а также следить за их выполнением. Если в гостях у тети Нины ваш сын прыгает на диване, пусть сама тетя Нина решает, можно ли ему это позволить, пусть сама об этом скажет. Ребенок лучше слушается, когда ограничения введены другими взрослыми, а не родителями. Мать свободна от необходимости следить за поведением сына, она лишь напоминает ему: «Здесь так заведено!»

Родители ребенка и хозяева дома должны заранее договориться о том, кто за что отвечает в поведении ребенка в гостях. Право и обязанность хозяина — требовать соблюдения установленных им правил поведения в доме. Обязанность матери — временно ослабить надзор за ребенком, что поможет ему острее почувствовать реальность происходящего и осознать свою ответственность.

Тактичность и чуткость

Чуткость выражается в отношении человека к окружающим. Она проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке»; «Поделись с братом, сестрой»), развивать умение сочувствовать («Мама устала, не шуми, играй тихо»).

Чувство такта является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие других.

Старшему дошкольнику при целенаправленном воспитании должно быть свойственно элементарное чувство такта. Оно проявляется в том, чтобы не настаивать на немедленном выполнении своего желания, если взрослый отказывает, в умении подождать, уступить, не перебивать разговор взрослых, считаться с настроением и возможностями близких людей, не выражать бурно свое любопытство, когда это касается незнакомого человека, не произносить вслух о нем свое мнение и т. п. Ребенок должен уметь вести себя этично по отношению к окружающим людям, не оскорбляя их человеческое достоинство.

Дети не всегда могут вести себя тактично в силу несформированности нравственных понятий, большой импульсивности, неумения применять знакомые правила в неожиданных ситуациях.

Тактичность и вежливость — не одно и то же.

Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее рядом, поднимается девочка.

— Садитесь, пожалуйста!

— Ну что ты... Спасибо... Не надо...

— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

Вежливость? Пожалуй, налицо. Тактичность? Увы, отсутствует.

Пятилетняя Катя показывает на хромого человека и, пытаясь повторить его походку, громко говорит: «Мама, погляди на меня, и я так могу!».

В подобных случаях ребенку объясняют, что так вести себя не полагается, что это обижает человека: «Над физическим недостатком никогда не смеются, человек и сам страдает от этого. Он нуждается в сочувствии и помощи».

Лена, возвратившись из детского сада и увидев, что папа ужинает, отодвинула от него тарелку и положила перед ним книгу: «Почитай!». Когда отец сказал, что он это сделает несколько позже, дочь, надувшись, отошла в сторону: «Не буду водиться с тобой!».

В этом случае следует сказать: «Папа пришел с работы, он устал, должен отдохнуть и поесть, а ты мешаешь ему. Тот, кто любит своего папу, так не поступает».

Такт, как нравственную основу отношений с людьми, следует формировать как можно раньше. А. С. Макаренко говорил, что между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Нельзя, чтобы ребенок допускал панибратство в отношениях с родителями, иначе признаки воспитателя и воспитуемого стираются, ребенку трудно определить границы дозволенного.

Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Вы идете с сыном и несете покупки. Догадается ли он предложить вам свою помощь?

Малыш ушибся и, всхлипывая, трет колено. Мимо проходит ребенок постарше. Проявит ли он стремление утешить малыша?

Если в подобных случаях дети не догадываются, что от них требуется, значит, их надо учить проявлять предупредительность.

Старшие дошкольники уже способны понять, что значит быть предупредительным, уметь предложить помощь, не дожидаясь, когда к нему обратятся с просьбой. Необходимо подсказывать ребенку в тех случаях, когда он может проявить предупредительность: поднять оброненную вещь, придержать дверь, пропустив вперед себя старшего или маленького.

Скромность

«Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает, — утверждает Д. Карнеги. — А человек, который думает только о себе — безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был».

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но-при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

Д. Карнеги пишет: «Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли вы его тем самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение». И действительно, вам, наверное, приходилось быть свидетелем как кто-то третий, наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков.

Скромность — нравственная черта личности — показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

Скромность воспитанного человека в том, что он трезво оценивает себя и никогда не пытается во что бы то ни стало привлечь к себе внимание и оказаться на первом плане. Очень известный французский философ восемнадцатого века Жан-Жак Руссо писал: «Признак хорошего воспитания — черта, особенно привлекательная и внушающая симпатию, заключается не в стремлении блеснуть своими достоинствами, а в умении помочь другим блеснуть, самому же держаться скромно, не задевая их гордости».

Скромность нужно воспитывать у ребенка с малых лет. Человек, не наученный сдержанности, скромному поведению в детстве, позднее приобретает эти качества с трудом.

Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобствами окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может; учить детей не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой, не торопиться с ответом на занятии. Детей, не обладающих скромностью, нужно хвалить реже (не только ты умеешь, но и другие тоже), воспитывать в них умение подчиняться общепринятым правилам.

Воспитатели нередко наблюдают, как иные родители захваливают своего ребенка: и развитой не по годам, и остроумный, и рисует лучше, чем другие, и стихов много знает, и ростом выше сверстников. Стараются выдвинуть его в вожаки в детских затеях, наставляя: «Не уступай другим, пусть тебе уступают»; «Не будь разиней». Побуждают на людях декламировать или петь, заранее отрекомендовав своего ребенка в его присутствии, как необыкновенно талантливого. Так из отдельных поступков складываются черты характера: преувеличенное самомнение, чувство исключительности, стремление ставить свое «я» на первый план.

Случается, родители допускают ошибку в оценке детского поведения, стремятся, чтобы их ребенок вел себя естественно, непринужденно, но при этом не всегда могут определить границы, где кончается непринужденность и начинается развязность. Родители не учитывают один нюанс: непринужденность предполагает еще и сдержанность, скромность.

Одна заботливая мать, стараясь, чтобы ребенок вел себя раскованно, наставляла его: «Не обращай ни на кого внимания, веди себя так, будто на тебя никто не смотрит». Позже, когда сын стал первоклассником, она жаловалась: «Совсем не считается с нами, делает то, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом от стыда готовы были сквозь землю провалиться. Сделали ему замечание, а он в ответ: «Что особенного я сказал? Подумаешь!».

Поведение ребенка — результат воспитания. Если детей своевременно не приучали вести себя скромно, то к моменту перехода в школу они становятся шумными, развязными, не умеющими подчиняться правилам поведения. Такие дети не испытывают неловкости, когда взрослый делает им замечание.

Общительность

В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим — непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях — истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском коллективе.

Дисциплинированность

С первых дней прихода ребенка в детский сад у него воспитывают культурно-гигиенические навыки и навыки культуры поведения, регулирующие отношения детей друг с другом, с воспитателем и всеми сотрудниками дошкольного учреждения. Дисциплинированность, умение подчиняться определенным правилам — это залог бесконфликтного пребывания ребенка в детском саду, а затем и в школе.

Надо хорошо помнить, что нормы поведения не требуют от вас: «делай только так, а не иначе». Конечно, когда мальчик идет с девочкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед. Но если дорога незнакомая, а идти страшновато, да еще и собака стоит впереди, что подсказывают здравый смысл и понятие о мужском благородстве?

Правила этикета очень разумны. Они как бы указывают самые удобные и экономные способы действия. Ты позвонил кому-то по телефону — первым делом поздоровайся и сразу назови себя. Разумно? Очень: твоему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает.

Елена Красуцкая

Задачи :

1. Продолжать знакомить детей с хорошими манерами . Учить находить правильный выход из сложившейся ситуации и давать правильную оценку происходящему.

2. Развивать воображение, чувство взаимопомощи (толерантность)

3. Воспитывать доброжелательность, внимательность, вежливость, чувство гордости за свою половую принадлежность.

Оборудование :

Мягкая игрушка – солнышко, костюм Шапокляк, разрезные картинки, шапочки лисы, волка, медведя, 2 корзины, предметы для девочек, предметы для мальчиков, подарок для детей .

Предварительная работа :

Беседа, заучивание стихотворений, слов для инсценировки сказки.

Ход занятия:

Дети под мелодию «Настоящий друг» заходят в группу, здороваются, садятся на стулья полукругом.

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о дружбе. А что такое дружба, как вы считаете? (ответы детей ) . А что значит дружить?

Воспитатель : Конечно, вы правы. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они доверяют друг другу. Дружба возможна только тогда, когда появляется уважение друг к другу, когда люди умеют признавать свои ошибки, нет конфликтов и споров. Друг готов разделить с тобой и радость и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.

Воспитатель Ребята, я знаю, что вы о дружбе знаете много песен, стихов. Предлагаю и девочкам и мальчикам прочитать стихотворения.

1-й ребенок :

Хорошо быть одиноким ,

Если ты не одинок,

Хорошо , когда под боком

Есть и север, и восток,

Есть и запад осторожный,

Есть и теплый, тихий юг,

Когда рядом есть надежный,

Бескорыстный, верный друг.

2 – ребенок :

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но…если друга надо звать –

То вряд ли это друг…

3 –й ребенок

Дружат с небом облака,

А роса с травою,

Дружит бабочка с цветком,

Дружим мы с тобою,

Дружат взрослые и дети,

Все должны дружить на свете

Воспитатель : Молодцы, ребята, хорошие стихотворения вы прочитали о дружбе.

А сейчас мы немного поиграем. Я вижу, что мы все разные, среди вас есть и девочки и мальчики. Условия игры такие : по кругу мы будем передавать солнышко по очереди каждому ребенку в руки и будем говорить : Я Ваня – мальчик, дружу с Аней, потому что она делится своими игрушками. А солнышко мы будем передавать потому что это– наш общий друг, без него никто не может жить. Начнем с меня. Я Елена Геннадьевна – женщина, дружу со всеми вами, так как очень люблю вас (дети передают друг другу солнышко, называя принадлежность к полу, говоря хорошие поступки друзей )

Воспитатель : Молодцы, хорошая игра у нас получилась. Мне приятно было на вас смотреть, замечательно, что вы вспомнили о своих друзьях и говорили о своей половой принадлежности.

А теперь давайте построимся , мальчики и девочки станут напротив друг друга. Мы будем называть лучшие качества по очереди. Девочкам надо называть лучшие качества мальчиков, а мальчикам – лучшие качества девочек. У нас замечательные и девочки и мальчики. Давайте начнем с девочек. Я, думаю, наши девочки назовут качества, которыми обладают наши мальчики, Ответы девочек : красивые, сильные, умные, талантливые, сообразительные, ловкие…

Ответы мальчиков : красивые, нежные, умные, нежные, внимательные, добрые…


Воспитатель : Мне очень понравилось, вы называли хорошие качества друг друга , видно, что вы дружные ребята, не ссоритесь.

Воспитатель : А теперь присядьте, пожалуйста, на стульчики, отдохните и послушайте мелодию «Голубой вагон» В. Шаинского. А пока вы ее будете слушать , я пойду встречу нашу гостью.

Появляется воспитатель, переодетый в Шапокляк.

Шапокляк : Здрасьте! Я очень известная старушка . Вы узнали меня? Как меня зовут? Правильно!

Мне моя крыска Лариска сказала, что вы здесь говорите о дружбе между мальчиками и девочками, о хороших поступках и манерах . У меня тоже есть свое мнение о дружбе. Хотите я с вами поделюсь им? Мои советы о том, как относиться друг к другу, как себя нужно вести.

Шапокляк читает «Вредные советы» из книги Г. Остера.

Шапокляк :

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из – за угла,

Чтоб сразу поняли они :

До них вам дела нет.

Шапокляк : Ой, какой хороший совет я вам даю !

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов : «пожалуйста» , «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун

Шапокляк : Правда замечательный совет!

Решил подраться – выбирай

Того, кто послабей.

А сильный может сдачи дать,

Зачем тебе она?

Но если вдруг за малыша

Вступился кто – нибудь

Беги, кричи и громко плачь,

И мамочку зови.

Шапокляк : Ну, а этот совет как раз для вас!

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит лежа в луже, -

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Шапокляк : Этот совет очень хороший !

Шапокляк : Ну, что понравились вам мои советы? (ответы детей ) А я так старалась , хотела дать вам хорошие советы . Теперь я буду знать, что кому говорить, как себя вести. Этому вы меня научили.

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Комплименты» . И я хочу вам сделать комплименты, сказать, что вы умные и образованные. А что такое комплименты? (ответы детей )

Я вам раздам части карточек, у кого рисунок совпадет – образуется пара. В парах вы своим товарищам будете делать комплименты . Ваня скажет комплимент Даше, а Даша Ване. Ребята, человека, который говорит комплименты надо слушать внимательно, а те, кому говорят комплимент, должны поблагодарить, сказать спасибо.

Дети делают друг другу комплименты в парах.


Шапокляк : А может и мне кто–нибудь сделает комплимент? Дети делают комплимент Шапокляк. Ой, спасибо! Какие хорошие комплименты вы сказали друг другу и мне.

А может вы мне и сказку какую–нибудь расскажете о дружбе, о хороших манерах ? А я вам помогу, чем смогу.


Ведущий : Жил – был Медведь. Он любил, чтобы в лесу всегда был порядок и все звери жили дружно. Как – то раз, обходя свои владения, увидел он волка и лису, которые о чем – то спорили…

Медведь : Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Надо срочно помириться!

Лиса : Я с Волком мириться не буду! Я сказала ему : «Здравствуй» , а он мне не ответил! А еще дразнится, кулачище свой показывает и хвастается, что он самый сильный в лесу.

Волк : Я вчера с ней здоровался. А сегодня не буду, что я с ней каждый день здороваться должен ? Ты, Лиса, сама не очень вежливая. Увидела вчера меня в лесу и кричишь : «Эй, ты Волчище – серый хвостище! Дразнишься, наверное?»

Медведь : Непорядок! Разве ты, Волк, не знаешь, что означает слово «здравствуй» ? Здравствуй – это значит будь здоров, не болей. Пожелаешь другому здоровья, и сам болеть не будешь. А ты, Лиса, будь повежливей, не дразнись.

Волк : Понял! Все понял! Здравствуй, Лисонька, здравствуй, дорогая!

Лиса : Здравствуй, Волчок – серый бочок! Какой ты теперь вежливый, внимательный.

Волк : А ты, Лисонька, никого не бойся, я буду тебя всегда защищать и в обиду не давать.

Медведь : Ну, вот и помирились. Молодцы! Будьте здоровы, живите дружно и никого в лесу не обижайте.

Шапокляк : Очень мне понравилась ваша сказка, я для себя сделала вывод. А вы какой вывод сделали из этой сказки? (ответы детей ) И я такой же сделала вывод! Хотите со мной еще поиграть? У меня есть 2 корзины и много разных предметов : предметы, которые используют в своих играх мальчики и предметы, которые используют в своих играх девочки. Мы разделимся на 2 команды. В одну корзину будем складывать предметы для игр девочек, а в другую для игр мальчиков.


Предметы для девочек : платок, пуговицы, фен, фантик, пупс, зеркало, резинка…

Предметы для мальчиков : молоток, отвертка, машинка, пистолет, самолет, конструктор, мяч…

Шапокляк : А давайте девочки проверят правильно ли сложили предметы мальчики, а мальчики, правильно ли предметы подобрали девочки.

Шапокляк : Какие вы молодцы! Хорошо со всем справились . Я рада, что к вам сегодня зашла в гости, многому научилась. А теперь мне пора прощаться, я надеюсь, мы с вами еще встретимся. Вредные советы я больше не буду давать. До свидания!

Воспитатель : Ребята, я сейчас встретилась со старухой Шапокляк , она сказала, что вы хорошие , дружные ребята, многому ее научили. А что вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей ) У нас сегодня было много интересного : мы говорили о дружбе, о своей половой принадлежности, называли лучшие качества девочек и мальчиков делали друг другу комплименты, инсценировали сказку, играли в игру. Ребята, вы очень дружные, мне все понравилось и я хочу подарить вам подарок – игру, чтобы вы в нее вместе играли и никогда не ссорились.


Беседа с детьми «Хорошие манеры»

Этическая беседа «Хорошие манеры», для детей с умственной отсталостью, умеренной степени.

Назначения: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы с детьми, разработанный для детей с умеренной умственной отсталостью. Так же данная методическая разработка может быть полезна для педагогов дошкольного образования и родителей.
Средняя группа девочек, количество детей: 4.
Паргишева Раиса Николаевна. ГКУРС(Я) Республиканский Детский Дом Интернат.
Цель: Провести этическую беседу с детьми.
Задачи:
- Закрепить представления о хороших манерах;
- Развивать внимание, наглядно – образное мышление;
- Воспитывать мотивацию, культуру поведения.
Используемый материал: картинки с лицами настроения, для всех детей, картинки к стихотворениям, волшебные слова на доске, картинки.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Здравствуй девочки, рада приветствовать вас сегодня на занятии. Присаживайтесь на ковер (дети сидят в полу круге).
- Перед вами лежат карточки настроения, возьмите и покажите какое у вас на данный момент настроения (дети берут карточки и показывают, если у всех настроения хорошее педагог продолжает дальше занятия, а если у кого-то плохое, пытаемся поднять и разобраться, почему оно плохое).

- У всех хорошее настроения, вы все рады меня видеть и я очень рада.
- Давай те посмотрим, друг на друга и улыбнемся, наше занятие начнем с хорошего настроения.
2. Основная часть.
- Мы с вами не раз говорили о хороших манерах. Сегодня на занятии я и проверю, как вы усвоили их.
- В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроения.
- А вы знаете волшебные слова?
- А какие это слова?
- А, пожалуйста, это волшебное слово? (ответы детей).
- Конечно же, волшебное.
- А какие еще волшебные слова вы знаете? (пожалуйста, извините, простите, спасибо). Вывешиваю слова на доску.
- А волшебные слова мы можем назвать добрыми словами? (ответы детей).
- Добрые слова это пороли, которые очень пригодиться вам в жизни.
- Ребята, зайдя в группу, как вы поприветствуете воспитателя? (сказав, здравствуйте).
- Здравствуйте, это слово приветствия.
- А какие слова приветствия вы еще знаете? (ответы детей).
- А теперь послушайте стихотворения:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.
- Добрые слова вы знаете, но вот послушайте, какая история произошла однажды утром.
Я встал ужасно хмурым,

Ни петухам, ни курам,
Ни лопухам, ни пастухам
Не крикнул:
«С добрым утром!»
- Ребята, а как вы думаете, какое настроения было у этого мальчика? (плохое)
- А покажите мне на карточках настроения, которые лежат перед вами, плохое настроения (показывают).
- Покажите теперь мне сами плохое настроения (дети гримасничают).
- А как вы думаете, этот мальчик правильно поступил, что не с кем не поздоровался?
- Конечно же, нет. Если у вас плохое настроения, всё равно нужно со всеми здороваться.
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птичками пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!
Вот как славно мы поём!

- Ребята, а какое слово приветствия вы услышали в этом стихотворении? (с добрым утром). Давайте прочитаем это слово на доске.
- Ребята, а когда мужчины или мальчики входят в помещения, что им необходимо сделать? (правильно поздороваться).
- А ещё при входе в помещения, мужчины должны снимать головной убор.
- А что такое головной убор? (дети перечисляют).
- А наши мальчика так делают? (ответы девочек).
Был боровик, умен, удал,
Красивый,
Он шляпу чуть приподнимал,
При встрече молвил: «Здравствуйте».


- А теперь немного поиграем. Встаем и идем к столу. Перед вами лежит разрезанная картинка, вам нужно ее собрать. Собрали, молодцы (кто затруднился, воспитатель оказывает помощь).
- Молодцы, это заяц.



Снежного зайца в саду мы слепили,
Снежного зайца всю
зиму любили,
Зайцу морковку мы часто носили.
«Ешь на здоровье!» мы просили.
В лапках наш заяц морковку держал;
Если бы мог, он «спасибо» сказал.

- Ребята добрые слова, вы должны помнить всегда.
- Девочки вы уже вместе давно учитесь и живете в одной группе. Если вам необходимо о чём-то попросить, например карандаш, как вы попросите?
- Не забывайте о вежливых словах. Нужно попросить не просто дай мне карандаш, а сказав волшебное слово.
-А какое это слово? Давайте его найдем на доске (пожалуйста).
Физкультурная минутка «Зайка»
- А теперь давайте немного отдохнем встаем в круг:
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается,
Вымыл хвостик, вымыл ухо,
Вытер сухо.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на песок,
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись.
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок – скок – скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.

(воспитатель показывает движения, девочки повторяют).
- Молодцы, присаживаемся на ковер.
- А теперь послушайте стихотворение:
Медведя лет 5-6 учили, как себя вести:
В гостях, медведь, нельзя реветь,
Знакомым надо кланяться, снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу, и не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех. Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает, тот должен лапой прикрывать разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь, а старых уважай.
Медведя лет 5-6 учили, как себя вести…
Но, видно, воспитатели напрасно время тратили!


- О ком говориться в стихотворении?
- А чему его учили? (правилам поведения).
- И как удачно? Почему?
Вежливые слова.
- А теперь поиграем в вежливые слова. Доскажи словечко (читаем слова на доске).
1. Растает даже ледяная глыба, от слова теплого…;
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит….;
3. Если больше есть не в силе, скажем мы дружно…;
4. Мальчик, вежливый и развитый говорит, при встрече….
3. Итог занятия:
- Какие вы молодцы, так хорошо сегодня занимались;
- А что вам понравилось больше всего?
- Давайте еще раз прочитаем волшебные слова на доске. И не когда не будем про них забывать.
- Покажите карточку настроения, с каким настроением, вы заканчиваете наше занятие. Почему.
Спасибо за внимания!

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Вид: практико-ориентированный, среднесрочный.

Особенности: для детей 4-5 лет.

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи:

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

2. Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла- фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Этапы овладения детьми правилами этикета:

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

тема: «Мои друзья»

Знакомство с феей Вежливости; приглашение Добрых Волшебников.

Беседа «Чтобы у тебя было много друзей».

Работа с родителями: Папка для родителей «Советы родителям».

методы и приемы:

1.Чтение художественной литературы:

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе».

2. Дидактическая игра:

- «Как правильно себя вести»,

3. Разбор проблемных ситуаций.

4. Рассматривание иллюстраций:

- «Здоровый малыш»

- «О правилах этикета».

5. Конкурсы: «Сервировка стола» (между дежурными), «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»

6. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях».

7. Занятие «Поможем Федоре Егоровне».

тема: «Этикет общения и культура речи»

Беседа «Разговор по телефону»

Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель».

Работа с родителями: Консультация «Учим ребенка общаться».

Совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «Добрый поступок»

Методы и приемы:

- «Телефон» К. Чуковский.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Кто знает больше вежливых слов»,

- «Телефонный разговор».

3. Загадки о вежливости

4. Разбор ситуаций по картинкам

5. Разыгрывание ситуаций

6. Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Салон красоты», Семья»

тема: «Культура поведения в общественных местах»

Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

Работа с родителями: "Правила этикета в театре и концертном зале."

Методы и приемы:

1 .Чтение художественной литературы:

- «Торопыжка»

- «Родные сказки» Т. А. Шорыгина.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Отгадай загадки и нарисуй отгадки»,

3. Разбор ситуаций.

4. Обыгрывание ситуаций.

5. Рассматривание дорожных знаков.

6. Сюжетно-ролевая игра:

- «Магазин».

тема: «Играем в гости и приглашаем гостей»

Беседа «Принимаем гостей».

Занятие «Что такое этикет».

Работа с родителями: консультации: «Вежливый хозяин»; «Формирование культуры трапезы»;

Совместная работа родителей и детей «Подарок другу»;

Составление альбомов «Семейные традиции», «Как мы отмечаем праздники дома»;

Методы и приемы:

1. Чтение художественной литературы:

- «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова;

- «Умнее всех» Д. Мамин-Сибиряк.

Чтение стих-ия «В гости».

2. Ситуации: «Что делать в гостях, если….», «Гости у тебя дома»

3. Рассматривание иллюстраций - «Любить прекрасное»

4. Изготовление подарка «Сюрприз для мамы»

5. Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали», «Вежливый кролик»

6. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».

Сегодня в нашем МДОУ прошел день хороших манер. Утро этого дня, как и всегда, началось с вошедшим в привычку с первых дней посещения детского сада приветствием. В ходе проведения бесед на тему «Кто и зачем придумал правила поведения» дети расширили знания о правилах поведения, рассказывали друг другу о том, как они ведут себя дома, в гостях, в детском саду, в общественных местах, как и чем они радуют своих близких.



Чтобы малыш рос воспитанным, добрым и аккуратным, родителям следует уделить внимание следующим манерам.

1. Учим ребенка говорить «Пожалуйста»!

Обращайте внимание даже самого маленького малыша на то, что свою просьбу (например, «Дай мне игрушку») важно сопровождать словом «пожалуйста». Однако будьте внимательны! Это не сработает, если сами родители никогда не утруждают себя в вежливых фразах по отношению к ребенку! Поэтому если хотите от крохи услышать это волшебное слово, почаще обращайтесь к нему с просьбами: не «А ну-ка, принеси сюда свои носочки!», а «Принеси, пожалуйста, свои носочки!», не «Перестань шуметь сейчас же!», а «Перестань, пожалуйста, греметь игрушкой. Папа спит».

2. Учим ребенка говорить «Спасибо»

Очень хорошее слово, которое также не хотят использовать дети! Как им помочь освоить его? Во-первых, также активно им пользуясь в повседневной жизни - нет ничего важнее примера взрослых. Во-вторых, можно организовать специальную ситуацию, в которой малыш почувствует, как приятно, когда тебя благодарят.

Образовательная ситуация для ребенка 3 - 4 лет «Важное слово «спасибо»

Пусть малыш возьмет на себя роль повара и приготовит что-нибудь для своих любимых игрушек (например, Вы можете предложить ему сделать из пластилина ягодки и украсить ими тортик, вырезанный из картона). Допустим, у нас будет два героя - вежливая собачка и обезьянка-хулиганка. После того, как малыш угостит собачку, та должна сказать ему «спасибо», попрыгать от радости и поцеловать ребенка (дети очень отзывчивы на такую реакцию). А вот обезьянка после угощения не скажет ничего. А сразу побежит прыгать и резвиться. Проследите за реакцией ребенка. «Верните» обезьянку, объясните ей, что она забыла что-то сказать. Подскажите обезьянке, что именно нужно сказать. Закончите ситуацию песенкой на вольный мотив, но чтобы в ней звучало слово «спасибо».

3. Учим ребенка не прерывать взрослых во время разговора

Пока взрослые разговаривают, нельзя вмешиваться в разговор, дергая маму за одежду, выкрикивая свои просьбы. В подобной ситуации обнимите ребенка (может, ему просто хотелось добиться Вашего внимания) и мягко скажите ребенку: «Я тебя слышу, но не могу ответить, потому что разговариваю с … . Надо подождать пару минут».

4. Учим ребенка не высказываться о физической форме или состоянии окружающих

Помогите малышу понять, что обсуждать недостатки других невежливо - это может обидеть человека, расстроить его. Да и сам человек состоит не только из этого недостатка. Он еще и добрый и умный. Объясните малышу, что нельзя пристально разглядывать людей с физическими недостатками, поскольку взгляд может обидеть не меньше слов. Из всех этих правил есть одно исключение. Обсуждать внешность человека можно, если она кажется ребенку привлекательной и он хочет сделать комплимент - это всегда порадует другого человека!

5. Учим ребенка здороваться

Когда люди здороваются с ребенком, им следует отвечать. И со старшими нужно здороваться первыми. Объясните ребенку 5 лет, что означает слово «здравствуйте», какой смысл вкладывают в него люди при приветствии. Объясните, что слово «здрассьте» (якобы облегченная версия) звучит невежливо и пренебрежительно.

6. Учим ребенка стучаться перед тем, как открыть дверь

Это простое правило поможет и самим родителям в ряде ситуаций. А пример такого поведения кроха сможет увидеть на приеме у врача, в гостях.

7. Учим ребенка благородству

Объясните малышу 4 лет, что дразниться не следует. Это обижает других людей, и выставляет не в лучшем свете того, кто дразнится. Ведь дразнит всегда тот, кто слабее и злее.

8. Учим малыша извиняться

Если ребенок наступил кому-то на ногу, толкнул, нечаянно стукнул, то важно сразу же сказать «извини!»

9. Если кто-то работает, нужно спросить, не нужна ли помощь



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!