Домой / Дневной / Знакомим 2 летнего ребенка с пальчиковыми красками. Уроки рисования

Знакомим 2 летнего ребенка с пальчиковыми красками. Уроки рисования

Анна Гаращенко

Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Рисование приобщает малыша к миру прекрасного, развивает креативность (творческие способности , характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Рисование часто несёт в себе и элементы психотерапии являясь элементом арт терапии. Рисование успокаивает , отвлекает, занимает.

У детей интерес к рисованию проявляется довольно рано. Занятия изобразительной деятельностью помогает детям раскрыть и соответственно познать окружающий мир, пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают восприятие, мышление, устойчивость внимания, память, воображение, любознательность, развивают мелкую моторику.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Таким образом данное сопровождение деятельности позволяет заинтересовать малыша, дольше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Привлечь детей к рисованию поможет разнообразие художественных материалов , возможность поэкспериментировать с новыми нетрадиционными техниками рисования : на песке палочкой, на снегу цветной водой, на крупе или соли пальчиком, которая находится на подносе. Также можно рисовать пальчиками , ладонями, цветными карандашами, фломастерами, красками используя не только привычные кисти, но и паролоновые тампоны, восковые мелки, использовать трафареты, природные материалы (листочки) и другое.

Продуктивно использовать книжки для детей с заданиями для раскрашивания, им очень нравится это делать. Для чего можно использовать массу книжек раскрасок рекомендованных для данной возрастной группы детей. Раскраски представляют собой черно-белые рисунки, которые необходимо раскрасить. Процесс раскрашивания позволяет развить творческие задатки и способности ребенка, прививает художественный вкус , дает ребенку возможность познакомиться с различными цветами. Также развивается усидчивость, усердие, вырабатываются навыки использования карандашей и красок. Очень важно и то, что во время раскрашивания развивается моторика рук, пальцев, что очень сильно влияет на становление речи ребенка. Следует помнить, что малыши в таком возрасте воспринимают образ картинки в целом, не особо обращая внимание на мелкие детали. Поэтому, при раскрашивании они, скорее всего, будут рисовать не по линиям контура, а «поверх» картинки.

Картинка должна быть легко узнаваема для ребенка. Лучше всего, если на картинке будет всего один предмет, а для раскрашивания использовать не больше двух-трех цветов. Следует понимать, что двухлетним непоседам некогда старательно закрашивать картинку цветным карандашом, их усидчивость только развивается. Поэтому, лучше будет дать ребенку для раскрашивания краски или мелки для рисования по бумаге (восковые мелки) . Время, затраченное ребенком на раскраску, служит достижению сразу нескольких целей. Во-первых ребенок будет рад тому, что быстро получилась картина, и потому раскраски ему будут нравиться еще больше, а во-вторых, это позволит начать приучать ребенка с самого маленького возраста доводить начатое дело до конца. Не забывайте хвалить ребенка за каждый завершенный рисунок. Регулярная похвала не на «пустом месте» , а за реально выполненные задания, будет способствовать самоутверждению вашего ребёнка.

Знакомство с новыми художественными материалами , инструментами и техниками развивает их творческое воображение , восприятие, мышление, внимание, память, любознательность, мелкую моторику. Помогает познать окружающий мир, пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного.

Литература :

1. Жукова О. Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. Айрис-пресс, 2007.

2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 2х-3х ле . т Мозаика - Синтез. 2015.

3. Павлова О. В. Художественное творчество . Волгоград 2015.

4. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста . Мозаика - Синтез. 2005.

Обучение малышей 2-3 лет рисованию – это не только важный период в развитии изобразительных навыков и воображения, но и для последующего формирования творческой личности.

Как научить ребенка рисовать?

Главным при обучении рисованию является создание «живого» образа и ярких впечатлений. Ведь все дети познают мир через игру. Ни один малыш не сел за парту добровольно и не стал выводить скучные закорючки. Поэтому немаловажным в этом процессе будет союз взрослого и ребёнка, основанный на взаимопонимании и уважении. Запомните, в творчестве вы не педагог, а друг ребенка. Не ставьте свои навыки и способности на пьедестал, а опуститесь до его уровня. Не учите, не советуйте «под руку», а покажите как нужно делать в начале занятия. А затем просто садитесь рядом и наблюдайте.

Нельзя заставлять малыша рисовать, это может отбить у него желание в дальнейшем!

Приступая к занятиям по рисованию с детьми 2-х лет , важно правильно подобрать время. Лучше отдать предпочтение первой половине дня, когда мозг ребенка ещё не перегружен информацией, а сил накоплено много. Отличительной чертой занятий в 2 года является тесная связь с окружающим миром, ведь в этом возрасте малыши очень любопытны и впитывают информацию, как губки.

Рисование с детьми в 3 года тоже имеет ряд особенностей. Как правило, малыши 3-х лет уже имеют определенные предпочтения в темах для игры и любимых героев. Поэтому, чтобы научить ребенка выполнять упражнения, приведенные ниже, нужно его заинтриговать. Рассказать интересную историю, например, про ёжика, а затем предложить помочь ему собрать яблоки.

Чем рисовать?

Многие родители ошибочно идут от простого к сложному. Дают ребенку в 2 года фломастер, предполагая научить его рисовать не прилагая усилий. Ведь фломастеры такие яркие и ими так легко рисовать! Но этот путь, наоборот самый сложный. Ведь потом придется переучивать ребенка держать карандаш правильно и учить нажимать на него, чтобы провести линию на бумаге. Прилагая усилия, при нажатии на карандаш с раннего детства, малыш тренирует ручку, развивает мелкую моторику. Ему будет легче даваться подготовка к школе, да и сама учёба. Поэтому лучше не давать малышу фломастер лет до 4-х, пока он полностью не овладеет навыком рисования карандашом.

Какие карандаши выбрать?

Тут единогласны все педагоги – трёхгранные. Они исключают возможность взять карандаш неправильно. Для малышей, которые только учатся держать карандаш подойдут восковые трёхгранные карандаши, а деткам постарше – деревянные с мягким грифелем.


Итак, приступим к занятиям!

«Знакомство»


Цель
: познакомить малыша с карандашами, правилами пользования, способами владения.
Материал : лист белой бумаги, цветные карандаши.

Занятие

Возьмите лист бумаги и карандаш красного цвета. Нарисуйте большой и маленький круг. Ребенок с интересом будет наблюдать за процессом: он впервые видит, как на чистом листе бумаги появляется очертание знакомого предмета.

Предложите ему взять карандаш в правую руку.

Покажите, как нужно правильно держать карандаш большим, средним и указательным пальцами, не нажимая сильно на бумагу и не прорывая её.

Придерживая руку малыша вместе с карандашом, проведите форму круга. Отпустите его руку. Пусть он сам попробует повторить движения.

Конечно, воспроизвести с первого раза очертание круглой формы ребёнку будет сложно. Поэтому начните с простой линии. Пусть малыш самостоятельно разрабатывает руку, создавая свои маленькие шедевры.

Главное, чтобы его заинтересовал сам процесс, а результат обязательно порадует позже.

«Дождик»

Цель : научить рисовать штрихи, усиливая и ослабевая движения руки с карандашом.
Материалы : цветные карандаши, лист бумаги с изображением формы серого цвета - «тучи».

Занятие

Обратите внимание ребёнка на изменение погоды в природе: то светит солнце, то набегают тучи, заслоняют солнышко и начинается дождик.

Покажите рисунок с силуэтным изображением серой тучи. «Что это? Туча. Пошёл дождь кап-кап-кап»

Возьмите синий карандаш и нарисуйте штрихи, то усиливая ритм дождя, то ослабевая.

Комментируйте свои действия движениями карандаша. «На дорожке появляются лужи». Нарисуйте овальной формы лужицы.

Предложите ребёнку продолжить рисовать, поощряя его стремление сначала усилить ритм штрихов, а затем ослабить.

Обращайте внимание на координацию движения руки.

«Шарики для мишки»


Цель:
научить вращательным движениям, правильно держать в руке карандаш, не прорывая лист бумаги.
Материалы: цветные карандаши, белый лист бумаги с наклеенным мишкой и нарисованными ниточками для шариков.

Занятие

В качестве наглядного примера, покажите игрушку - мишку, который держит в лапке воздушный шарик красного цвета.

Спросите ребенка, какого цвета шарик? Дайте ему карандаш красного цвета, напомните, как правильно его нужно держать в руке.

Предложите малышу нарисовать шарики для мишки на заранее подготовленном листе бумаги с изображением животного.

Помогайте ребёнку, придерживая и направляя ручку с карандашом.

«Яблоки для ежа»

Цель: развивать сюжетно- игровой замысел, научить вращательным движениям.
Материал: лист бумаги с изображением аппликации ежа, цветные карандаши, ёжик – игрушка.

Занятие

Предложите ребёнку угадать загадку: «под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками».

Помогите ему справиться с заданием, рассказывая истории про ёжика и разыгрывая сюжет о том, как он на зиму запасает грибы и яблоки.

Покажите лист с изображением аппликации ежа без иголок.

Предложите ребёнку короткими штрихами нарисовать ежу иголки, затем яблоки и грибы.

Помогите ему, если он затрудняется изобразить эти предметы.

«Мои пальчики»

Цель: научить обводить предметы по контуру.
Материал : цветные карандаши, лист бумаги.

Занятие

Положите кисть руки ребёнка на лист бумаги и обведите её по контуру, называя каждый пальчик.

Предложите закрасить их различными цветами.

Затем попросите малыша повторить ваши действия самостоятельно.

В случае затруднения, помогите обвести контур кубика или другого предмета, удерживая его по центру и помогая ребёнку справиться с заданием.

«Кисточка»



Цель:
познакомить с новым материалом: красками, кисточкой, научить правилам пользования красками.
Материалы : краска - гуашь красного цвета, кисти № 8-10, листы белой бумаги, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Напомните, что вначале ребёнок учился рисовать цветными карандашами.

Теперь будет учиться рисовать красками.

Обратите его внимание на баночку яркого цвета и кисточку, которая состоит из палочки и мягкого ворса.

Покажите ребёнку, как надо рисовать.

Вначале окуните кисточку в краску, отожмите лишние капли о край баночки и нарисуйте на бумаге широкую линию.

Получилась «дорожка». Затем плотно прикладывая кисть к листу бумаги, изобразите её следы: «шагает по дорожке».

Совершайте круговые движения кистью – она «танцует». Нарисуйте круг и палочки вокруг – это солнышко.

Затем предложите порисовать ребёнку.

Для этого положите кисточку в его ручку, придерживая своей рукой, окуните кисть в краску, отожмите лишние капли о край баночки и проведите линию.

Делайте всё неторопливо и аккуратно, озвучивая свои действия.

Во время смены краски покажите, как следует промывать кисть в баночке с водой, а затем её осушить, прикладывая к бумажной салфетке.

Предоставьте ребёнку свободу движений, контролируя процесс.

Поощряйте к экспериментированию краской, закрашиванию поверхности листа красками разных цветов.

В конце занятия промойте кисточку, рассмотрите и обсудите выполненные работы.

«Кто живёт в лесу»

Цель : научить двигательному ритму.
Материалы: лист бумаги, окрашенный в светло- серые тона с аппликациями силуэтов деревьев, кисть, краски, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Вспомните про обитателей леса: зайцев, ежей, медведей, лис и волков. Почитайте стишки, загадки, напойте песенки.

Нарисуйте, на заранее приготовленном листе, кончиком кисти мелкие следы зайца, как он прыгает и бегает.

Крупные следы волка, который пробежал по лесу.

Затем всем ворсом кисти крупные мазки - следы медведя, как он по лесу идёт.

После показа приёма рисования предложите ребёнку самостоятельно нарисовать следы и рассказать кому, какие принадлежат.

«Снежок»

Цель: научить рисовать мазками в разных частях бумаги.
Материалы: синий лист бумаги, краска белого цвета, кисти № 8-12, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Вспомните, как выглядят снежинки в зимнее время года, какого они цвета, как кружатся и опускаются на землю.

Напойте знакомые мелодии про зимнее время года.

Предложите ребёнку нарисовать белый снежок и сделайте несколько мазков.

На синем фоне белый снег будет смотреться очень эффектно.

Попросите ребёнка повторить мазки: в разных частях бумаги нанести мазками « падающий снег».

Важно помнить! Расширяя представление об окружающем мире, не забывайте поощрять малыша во всех его начинаниях.

«Салют»

Цель: использовать разные цвета красок, умение промывать кисть при смене краски.

Материалы: лист бумаги темно- синего цвета, краски разных цветов, кисть, баночка для воды, салфетки.

Занятие

Оживите впечатления увиденного праздничного салюта.

Покажите вместе, как взлетают огни ракет, поднимая вверх руки.

Затем нарисуйте белые полоски на темно- синем фоне ночного неба, имитирующие движение ракеты.

Огни салюта изобразите мазками красного и жёлтого цвета, ритмично нанося их в виде точек, пятен, полосок.

Во время смены краски напомните ребёнку, что следует промыть кисть в баночке с водой, осушить её, прикладывая к бумажной салфетке.

От 1 до 2 лет для ребенка очень нежный возраст. Ребенок только - только научился ходить. Его интересует всё, что можно уронить, просыпать, пролить, попробовать на вкус. Его привлекает еда, не только из-за того что её можно съесть, а потому что ее можно размазать по столику, по себе и по вам. И ребенок будет это делать с большим удовольствием.

Стоит ли начинать рисовать в таком, совсем маленьком, возрасте? Конечно, стоит! Раньше одного года может и не имеет смысла, так как малыш только осваивает окружающий мир и развозить кашу по столику вполне достаточно. Не раз было замечено, что чем больше ребенок совершает манипуляций руками, тем он сообразительней. Развивая мелкую моторику рук, развивается мозг малыша.

Занятия рисованием - это еще один способ установить доверительные отношения с ребенком, потому что занятия будут проходить с мамой. И хоть с возрастом он будет набираться опыта и будет со многими заданиями справляться самостоятельно, ему всегда будет приятно делать всё вместе с мамой или хотя бы в ее присутствии.

Для такого маленького возраста можно использовать пальчиковые краски, нам подойдет плотная бумага любого цвета, листы большого формата (что бы у малыша был простор для действий), печатки (для них мы будем использовать все, что находится у нас под рукой), всевозможные губки, тряпочки, мятые салфетки, восковые мелки. Но в основном будем рисовать пальчиками. Кисть возьмем в руки только тогда, когда наберемся опыта. Так же можно использовать готовые изображения, напечатайте их на принтере. Только вместо обычного, тонкого листа используйте более плотный, альбомный.

По времени, занятие может длиться от нескольких минут до пару часов, все будет зависеть от юного художника. Заканчивайте занятия, если малыш завершил работу и рисовать больше не хочет. Все занятия должны проходить добровольно, без принуждений. Это важно! Иначе малыш будет сопротивляться, и делать многие действия наперекор вам.

В самом начале все ваши шедевры будут напоминать каляки - маляки. Наберитесь терпения! Не торопись поправлять малыша, тем более в таком возрасте. Дайте ему волю, и возможность повозится с краской. Покалякать в своё удовольствие. Используйте старые обои в рулонах, которые наверняка пылятся у вас в каморке после ремонта. Если таких у вас не нашлось, то всегда можно приобрести в магазине рулон самых дешевых обоев. Встречается, что альбомы для рисования стоят дороже, чем целый рулон самых простых обоев.

Сначала малыш будет просто пробовать разные пишущие принадлежности. Выбирать будет то, чем легко рисовать. Скорей всего это будут фломастеры, которые однозначно нужно выбирать на водной основе. Но учитывая возраст малыша, лучше фломастеры отложить на более поздний период развития. А вместо них предложить ему восковые мелки.

Как уже говорила не стоит малыша ограничивать в калякании. Когда интерес к ним утихнет, он начнет сам обращать внимание на линии, цвета и формы . Но это все потом. А начнём мы с малого!

Первое занятие - рисуем пальчиками

Сложность: (1 из 5).

Возраст: с одного года.

Направим интерес малыша к размазыванию каши по всему и по всем во круг себя, в творческое русло.

Для этого вам понадобится очень много терпения! Потому что творческий беспорядок ни кто не отменял. Неожиданности в виде клякс по всей комнате не избежать. Если вы собрались с духом, то вперёд!

Начните своё знакомство с пальчиковых красок . Какой фирмы покупать выбирать вам, но лучше покупать специализированную краску для малышей. Почему знакомиться лучше не с карандашей или других красок? Все просто! Карандаши будут у малыша использоваться как барабанные палочки, которую можно погрызть, или ткнуть куда-то (что может быть чревато). Для такого возраста карандаши трудноваты тем, что нужно прилагать достаточно усилий, что бы оставить хоть какой - то след на бумаге. Да и линии, на первом этапе, будут получаться тусклыми и не вызовут у вашего крохи восторга. С другими красками, тоже не очень, так как нужно использовать кисть. И уж поверьте, краска с кисти летит куда дальше и более непредсказуемо.


Значит, остановились на пальчиковых красках. Они самые приспособленные для самых маленьких крох. Не токсичны, но даже если они безопасны, ложками их есть не надо. Для малыша от 1 -2 не нужно огромное количество цветов, достаточно самых основных.

Первое занятие

Для первого своего занятия попробуйте выбрать ванную комнату и саму ванну. Оденьте ребенка и себя в одежду, которую не жалко. И дайте волю своему малышу. Белые стенки ванной послужат белыми листами. Кроха получит массу удовольствия. А Вам остается расслабиться, и присоединится к своему сокровищу. Рисуйте, смейтесь, радуйтесь и не забудьте запечатлеть все на камеру.

Отмывать ванную комнату куда проще, чем ковры, стены и потолки в комнате. Одеждой займется стиральная машина.

Удачи вам в первом начинании!

Второе занятие - рисуем ладошками

Сложность: (1 из 5).

Возраст: с одного года.

Материалы: пальчиковые краски, губка или толстая кисть, ватман или другой плотный лист меньших размеров.

Ход работы: закрашивание ладошки краской при помощи губки или толстой кисти и делаем отпечаток на бумаге.

Когда вы освоили пальчиковые краски в ванне. Привыкли к творческому бардаку после. Успеваете поймать маленькие ручки за секунду до того, как будет измазано то, что не должно быть измазано. В этом случае можно переходить в комнату.

Это очень простое задание. Если есть возможность, то пусть участвует вся семья. Это будет большая памятная картина. Скорей всего лучше разместится на полу, что бы у каждого был доступ к полотну. Используя большую кисть или губку, разукрасьте ладошки. Ладошка может быть одноцветной, или можно проявить фантазию и добавить какие - то узоры. Может у каждого члена семьи будет свой цвет ручек. Решать вам. Если все разукрасили свои ручки, то смело прикладывайте их к бумаге и оставляйте свои отпечатки.

Вот такое сегодня легкое, но увлекательное занятие, от которого вся семья получит массу удовольствия! А кроха будет счастлив, что все в сборе и заняты общим делом.

Родители должны помогать обогащать опыт рисования у ребенка новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества. Вот несколько занятий, как можно увлечь ребенка с помощью рисования.

Занятие 1. Спрячь зайку от лисы!

Цель занятия: Учить правильно держать карандаш или фломастер; самостоятельно рисовать (зарисовывать); формирование интереса к рисованию.

Материал для занятия:

Ход занятия:

Предложите ребенку листок с изображением зайца. Зайцы могут быть такими:

Для первого занятия картинка должна быть не очень крупной (что бы ручка у ребенка не устала, и ему самому не надоело закрашивать).

Дайте ребенку один карандаш или фломастер, цвет которого будет совпадать с цветом контура рисунка (для того, чтобы после закрашивания зайца не было видно – он же спрятался). Покажите ребенку, как нужно правильно держать карандаш. (не разрешайте ребенку держать карандаш в кулаке, переучивать сложнее чем научить)

Посмотри, кто это к нам пришел в гости? Правильно это зайка. За зайкой гонится лиса, она хочет его поймать. Давай поможем зайке спрятаться.

Покажите ребенку, как нужно спрятать (зарисовать) зайца, проводя линии вверх – вниз:

Если у ребенка самостоятельно не получается, возьмите его руку с карандашом в свою и нарисуйте вместе несколько линий.

Когда весь зайчик будет закрашен, обыграйте:

Ну вот, теперь лисичка не сможет догнать зайчика. Какой(ая) ты молодец, помог зайке!

Такое упражнение можно повторять неоднократно. Можно использовать опять зайку, а можно и других персонажей. Необязательно кого-то спасать, можно просто поиграть в прятки.

Занятие 2. Каляки-маляки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать карандаш или фломастер; видеть в линиях и пересечениях предметы; формирование интереса к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги любого размера (можно даже ватман).

Ход занятия: Рисовать лучше всего там, где ребенок будет чувствовать себя удобно, раскрепощено. (Желательно дождаться того времени, когда ребенок сам скажет или даст знать, что он хочет рисовать).

Посмотри, что это я приготовила? – правильно это бумага (листочек) и карандаши (фломастеры).

Что мы с тобой будем делать? – правильно мы будем рисовать.

Пусть ребенок рисует столько времени – сколько ему захочется, не останавливайте его.

Когда Рисунок будет закончен спросите его, что он нарисовал. Если ребенок и сам не знает что это предложите ему несколько вариантов:

Может быть это дождик капает? – давай дорисуем тучку (дорисуйте сами).

А может быть это домика? – давай дорисуем крышу.

А может быть это рыбка? – давай ей нарисуем глазки, хвостик и т.д.

Вот что может получиться:

* Цель таких занятий – научить малышей видеть в линиях и их пересечениях изображение. Такие занятия помогут ребенку перейти на другой этап рисования. Иначе, дети могут остановиться на уровне каракулей очень долго – их устраивает то, как они рисуют.

Занятие 3. Нарисованные истории

Цель занятия: Учить ребенка видеть изображение на бумаге. Формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

На этом занятии больше рисовать будете Вы, комментируя каждый этап рисования. Ребенок будет наблюдать и подсказывать. А если ему захочется, порисует вместе с Вами.

Предложите ребенку порисовать, выберите вместе любой сюжет. Сюжет обязательно близкий ребенку, интересный ему. Ваш малыш может принимать участие, подсказывая Вам что нужно нарисовать, какой карандаш взять.

Можно при рисовании использовать стихи, например, такие:

А вот четыре стороны -

Квадрат нарисовали мы.

Из квадратика сейчас

Дом получится у нас.

Ну, какой же дом без крыши!

Вот пониже, вот повыше.

Если в доме есть камин,

Башенка видна над ним.

Чтобы светлым был наш дом,

Нарисуем окна в нем.

Дверь, дружочек, начерти -

Можно в дом теперь войти.

И конечно, непременно,

Крепкие поставим стены.

Крышу нарисуй скорей,

А потом - трубу на ней,

Над трубою - дым столбом,

Черепицей кроем дом.

Окна в доме нарисуем,

Дверь красивую входную.

На двери табличка вот,

Чтобы знать, кто здесь живет.

Вот, почуяв ароматы,

В кухне собрались ребята.

Рисовать умеем ловко!

Вот плита, а в ней - духовка.

На панели - ручки-кнопки,

Сверху - круглые конфорки.

Есть теперь на радость всем

Плиты плоские совсем.

Есть на кухне вилки, ложки,

Чайники, тарелки, плошки,

Чашки, блюдца и ножи...

Что забыли? Подскажи!

Дом за домом... Посмотрите -

Город вырос на странице! (Маргрет Реттих)

*****

Я рисую стены, крышу,

окна, форточки, крыльцо...

Мне кричат, а я не слышу,

я рисую пруд-кольцо.

Огород к воде поближе,

рядом яблоневый сад...

Мне кричат, а я не слышу,

я рисую небеса.

А потом в углу, повыше

нарисую красный круг...

Мне кричат, а я не слышу,

я раскрашиваю луг.

Мне кричат, а я не слышу.

То есть слышу, но молчу.

Я рисую то, что вижу, -

отвлекаться не хочу! (Кацо)

Занятие 4. Палочки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямы вертикальные линии. Формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры разных цветов, лист бумаги. Различные палочки.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком.

Заранее приготовьте несколько различных палочек для показа ребенку. Это могут быть веточки, счетные палочки, палочки от чупсов, коктейльные трубочки.

Посмотри что это? – Это палочки.

Смотри, какие они разные: длинные и короткие, толстые и тонкие. Но они все прямые, ровные.

Давай с тобой попробуем нарисовать палочку в воздухе (возьмите руку ребенка и проведите в воздухе черту).

А теперь давай нарисуем на листочке палочку.

Посмотри как я рисую.

Сначала вы нарисуйте на листе палочку, пусть ребенок посмотрит.

А теперь ты возьми карандаш, который тебе нравится, и тоже нарисуй палочку.

(Чтобы ребенок учился рисовать правильно, нужно показать процесс рисования палочки, двигая его рукой).

А теперь давай будем рисовать только короткие палочки. - А теперь длинные.

А теперь только синие (красные, желтые и т.д.)

Если ребенок не устал, предложите ему нарисовать линии, соединяя точки.

Занятие 5. Грибы

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; не выходить за границу рисунка; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры красного, оранжевого, коричневого цветов; игрушечный гриб или вырезанный из картона; лист бумаги: в нижней части листа нарисована прямая горизонтальная линия – это дорожка, выше на расстоянии5-7 см от неё полукружья или треугольники красного или коричнево цветов – это шляпки грибов. (см. рисунок)

Методы обучения: Рисование вместе со взрослым; дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

Покажите ребенку грибок.

Что это? Правильно, это гриб. Посмотри – это шляпка, а вот это ножка.

А теперь ты мне покажи: где у гриба шляпка?

А теперь покажи где ножка?

(помогите если ребенок затрудняется показать)

Ножка прямая, как палочка. (нарисуйте вместе с ребенком рукой в воздухе прямую линию)

Покажите ребенку лист с заготовкой для рисунка, объясните, что это такое.

Посмотри, на поляне на дорожке растут грибы. Это у грибов шляпки.

А где же ножки? – нет ножек!

Сейчас я дорисую грибочкам ножки - вот так!

А теперь ты попробуй дорисовать ножки грибочкам.

Дайте ребенку в руки карандаш (фломастер), помогите, если у ребенка не получается.

Какой(ая) ты молодец!

А теперь послушай стихотворение:

Шляпка и ножка,

Ростом невысок,

Рядом с дорожкой

Вырос … (грибок)

Занятие 6. Лопаточки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, её начало и конец; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры; детская лопатка; лист бумаги: в нижней части листа нарисован ряд полукружий – это острие лопатки. Чтобы ребенку было легче определить, из какой точки следует начинать рисовать линии, обозначающую ручку лопатки можно нарисовать точки на небольшом расстоянии над полукружьями.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

В начале занятия покажите ребенку лопату.

Посмотри, что я принесла. Что это такое? – Правильно это лопаточка.

Посмотри, у лопатки есть ручка, чтобы её удобно было держать.

А для чего нужна лопатка? – Правильно, что бы копать.

А что можно копать лопаткой? – Песочек, землю.

Давай с тобой нарисуем лопатку.

Нарисуйте на чистом листе полукруг.

Посмотри, что это я нарисовала? – Это лопаточка.

Как ты думаешь, ей удобно будет копать? – Конечно, нет.

У лопаточки чего-то не хватает. Как ты думаешь чего? – Конечно, ручки.

Посмотри, я сейчас дорисую ручку. Ручка прямая, как палочка.

Ну, вот теперь получилась настоящая лопатка.

А теперь ты попробуй нарисовать ручки лопаточкам.

Дайте ребенку заготовку. Помогите, если у малыша не получается. Можно рисовать лопатки и ручки к ним одного цвета, а можно разноцветные. В процессе рисования проговаривайте названия цветов.

Почитайте стихотворение- загадку:

Рядом с дворником шагаю,

разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом. (Лопата)

Занятие 7. Цветы

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; не выходить за границы ограничительной линии – «травки»; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры зеленого цвета; цветок на стебле; лист бумаги: в нижней части листа нарисована линия зеленого цвета – это полянка, выше на расстоянии 5-6 см цветы, расположенные в ряд.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

Покажите малышу цветок на стебле.

Посмотри, какой красивый цветочек. Это у цветочка головка, а это стебель (сопровождайте рассказ показом).

На чистом листе нарисуйте линию зеленого цвета.

Посмотри, это полянка.

Выше нарисуйте несколько цветочков.

Вот у цветов головки, а где же стебли? Стебельки надо нарисовать – вот так. (Покажите ребенку, как надо нарисовать стебельки.)

Дайте малышу лист - заготовку.

Посмотри, здесь целая поляна цветов. Только у них нет стебельков. Давай посадим цветочки на полянку – нарисуем им стебельки.

Почитайте стихи:

Мои цветы.

Зеленеют рощи,

Зелено кругом,

Зеленет клумба

Под моим окном.

Сколько тут цветочков

Желтых, голубых!

Это я любовно

Вырастила их.

Посадила в землю

За цветком цветок.

Летом поливала

Каждый лепесток.

Для меня на свете

Нет цветов милей.

Даже солнце в небе

Светит веселей.

Занятие 8. Нитки для шариков

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; регулировать длину линии, не выходить за границы листа бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры разного цвета; воздушный шарик с привязанной к нему ниткой, лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисован ряд окружностей одного или нескольких цветов. Для первого занятия лучше предложить заготовку с «хвостиками» у шариков. (У нас Полине нравится именно с хвостиками шарики). А на повторных занятиях «хвостики» можно не рисовать.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия:

Покажите малышу воздушный шар.

Посмотри, что это? – Правильно это воздушный шарик.

А тебе нравится играть с шариками?

А что это у шарика (покажите на нитку)? – Правильно это ниточка.

А зачем шарику нужна ниточка? Чтобы он не улетел.

Подержи шарик за ниточку. Очень удобно держать шарик за ниточку.

Нарисуйте на листе бумаги ряд кругов – шариков. Это шарики, а чтобы шарики не улетели нарисуем им ниточки – вот так.

У тебя на листочке тоже нарисованы шарики. Ой, они сейчас улетят, у них нет ниточек. Нарисуй ниточки шарикам.


Занятие 9. Травка

Цель занятия: Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки-прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, ее начало и конец; фор¬мировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры зеленого цвета; лист бумаги для рисования формата с заготовкой: в нижней части листа нарисована горизонтальная линия коричневого цвета - это поляна, а в верх¬ней части листа желтое солнце.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

Нарисуйте на листе бумаги желтое солнце.

Посмотри, у меня на картинке светит солнышко, оно пригревает, землю согревает.

Затем нарисуйте внизу горизонтальную прямую линию коричневого цвета.

А это полянка.

Теперь рисуйте вертикальные линии зеленого цвета – траву.

А вот на полянке выросла зеленая трава.

Дайте малышу лист с заготовкой и зеленый карандаш или фломастер.

Посмотри, у тебя на картинке тоже светит солнышко. Нарисуй зеленую травку.

* Все работы ребенка можно вывешивать на стену, детям очень это нравится.

Занятие 10. Дождик

Цель занятия: Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры синего или голубого цвета; лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисована туча синего цвета, а внизу - горизонтальная линия - «земля», чтобы, рисуя дождик, дети не выходили за нижние границы листа бумаги.

Методы обучения : Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

Перед началом занятия прочитайте малышу стихотворение.

Послушай стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветочек, на листок.

Кап, кап, кап!

На дорожку, на лужок,

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя –

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап...

Про что это стихотворение? Правильно про дождик.

Нарисуйте на листе бумаги тучу синего цета.

Догадался, что это такое? Правильно, это тучка.

Затем начинайте рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словами: «Вот пошел дождик: кап, кап, кап!»

Дайте малышу лист с заготовкой и карандаш или фломастер.

Посмотри, у тебя на картинке тоже нарисована тучка. Нарисуй дождик!

Пока ребенок рисует можно рассказать ему небольшое фольклорное стихотворение:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай

Сколько хочешь поливай!

Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждайте ребенка озвучивать рисунок «кап, кап, кап». Можно нарисовать на земле лужи.

Занятие 11. Дорожки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать «дорожки» - прямые горизонтальные линии; развивать зрительное восприятие пространства; фор¬мировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры черного (или серого); маленькая игрушечная машинка; листы бумаги для рисования с заготовкой: в левой верхней части листа нарисована машина (на следующем занятии можно нарисовать идущего человечка).

Методы обучения: Рисование в воздухе; рисование вместе со взрослым; дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

На занятии обыграйте ситуацию с машиной: нарисуйте на листе бумаги дорогу для нее (две прямые параллельные линии на расстоянии 6-8 см), покатайте по нарисованной до¬рожке игрушечную машинку.

Предложите малышу покатать машинку, не заезжая за края дорожки.

Машинка едет - би-би! Вот какая у нас дорога, теперь машинка едет по дороге.

Предложите ребенку провести пальчиком вдоль «дороги», на¬рисовать «дорогу» в воздухе.

Затем нарисуйте горизонтальные линии – «дорогу» - на листе бумаги.

Дайте малышу лист с заготовкой и фломастеры.

Посмотри, у тебя на картинке нарисована машина. Нарисуй прямую дорожку! Поехали машины по дорожкам. Нарисуй еще дорожки!

Занятие 12. Круги

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги, располагать их равномерно на листе бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материалы: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистые листы бумаги.

Методы обучения: Рисование в воздухе; рисование вместе со взрослым.

Ход занятия:

В начале занятия объясните ребенку, что они будут учиться рисовать круги. Сначала нарисуйте в воздухе указательным пальцем большой круг и попросите малыша отгадать, что вы нарисовали, и повторить за вами движение. Затем нарисуйте в воздухе маленький кружок.

Отгадай, что я нарисовала в воздухе? (Большой круг.) А теперь ты нарисуй в воздухе большой круг, как сделала я. Молодец!

А теперь что я нарисовала? Да, маленький кружок. Нарисуй в воздухе маленький кружок. А теперь будем учиться рисовать кружочки на бумаге.

Покажите ребенку, как нужно рисовать круги – рисуйте на мольберте или на листе бумаги. Обратите внимание малыша на то, что круги могут быть большие и маленькие, используйте разные цвета. Можно предложить обвести пальчиком по внешнему краю тарелку, по внутреннему краю обруч.

Дайте ребенку лист бумаги и предложите выбрать один карандаш или фломастер. Покажите малышу, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложите ребенку рисовать круги самостоятельно.

Для закрепления навыка предложите ребенку выполнить это задание несколько раз. А чтобы малышу было интересно, разнообразьте задания: попросите нарисовать большие, средние, маленькие круги, только красные или только синие, или разноцветные.

Занятие 13. Мячи

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги разного диаметра, располагать их равномерно на листе бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материал: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистый лист бумаги для рисования; игрушечные мячи разного размера.

Метод обучения: Совместное рисование .

Ход занятия

Начните занятие с чтения стихотворения.

Послушай стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Затем покажите малышу игрушечные мячи. Обратите внимание на то, что мячи могут быть разного размера и цвета.

Посмотри, какие у меня мячи. Этот большой, а этот какой? Правильно, маленький. Этот мяч красного цвета. А какого цвета этот мяч?

Давай нарисуем мячи.

Дайте ребенку лист бумаги и карандаши или фломастеры разных цветов.

Давай нарисуем много мячей, чтобы было весело играть!

Занятие 14. Шарики

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги; формировать интерес к рисованию.

Материал: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистый лист бумаги для рисования с заготовкой для рисунка: нитки для шариков; воздушный шарик.

Метод обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия

Начните занятие с загадки (можно загадать одну или две загадки):

Отгадай загадку:

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел –

Я побежал.

(Шар воздушный)

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы.

От радости танцуют

Воздушные …

(Шары)

У нас с тобой тоже есть воздушный шарик. Вот он! Давай поиграем с ним. Я буду подбрасывать его, а ты лови.

После того как малыш наиграется, предложите ему сесть за стол.

А теперь давай нарисуем много разноцветных шариков на ниточках. Вот посмотри, на листочке уже есть ниточки, а тебе нужно к каждой ниточке нарисовать шарик.

Напомните малышу, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложите ребенку рисовать мячи самостоятельно.

Занятие 15. Я блоки

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать небольшие по размеру круги; располагать круги равномерно, не выходить за границу контура; формировать интерес к рисованию.

Материал: Карандаши или фломастеры красного, желтого и зеленого цветов; яблоко; лист бумаги для рисования с заготовкой для рисунка: контур дерева.

Метод обучения : Дорисовывание деталей.

Ход занятия

В начале занятия спрячьте яблоко в коробку.

Начните занятие с загадки

Посмотри какая у меня есть коробочка. Тебе интересно, что в ней лежит? Тогда отгадай загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Конечно, правильно это яблоко! А еще послушай стихотворение:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю. (Я. Аким)

А теперь откроем нашу коробочку и посмотрим, что там лежит.

Если у ребенка есть желание можно ему дать покушать яблоко.

Поговорите с малышом о том, где растут я блоки . Напомните, что яблоко это фрукт. Вспомните, какого цвета бывают я блоки . Какие они на вкус.

Предложите ребенку лист бумаги с заготовкой и фломастеры.

Посмотри что это у тебя нарисовано на листочке?

Правильно, это дерево. А ты знаешь, как оно называется? Оно называется яблоня. А что растет на яблоне?

Ну, конечно я блоки . Только вот на нашей яблоне почему-то нет яблок. Давай нарисуем?

На нашей яблоне будет много яблок. Какого цвета ты хочешь нарисовать я блоки ?

Я блоки висят на ветках, а некоторые уже упали на землю.

Знакомимся с красками

На этих занятиях мы будем знакомить детей с красками. Знакомиться будут даже те дети, которые уже и раньше рисовали красками.

Цели задачи:

  • Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводить линии, рисовать точки и т.д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.
  • Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
  • Развитие чувства цвета.
  • Развитие эмоций и фантазии.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие речи.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Формирование интереса к рисованию. Материалы и инструменты.

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами; круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус и др.). Дополнительное оборудование: клеенки на столы, фартуки или халаты (по количеству детей), тряпочки или салфетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды и др. По возможности использовать мольберты.

Техники рисования:

Рисование на мокрой бумаге – нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.

Рисование пальцами – нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и напиваются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.

Рисование ладонями - нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

Рисование кисточкой - нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти - круглые и плоские, краски - акварель и гуашь (акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага - акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

  • примакивание - нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;
  • рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);

Как известно, тесная взаимосвязь матери и ребенка сохраняется и после рождения младенца. Одним из проявлений «сознательного материнства» можно считать длительность грудного вскармливания. Чем оно продолжительнее, тем теснее контакт матери и ребенка. Как показывает наш опыт работы с родителями, желание заниматься с детьми в раннем возрасте чаще проявляют те матери, которые вскармливают своих детей до 6 месяцев и более. Если прекращение грудного вскармливания было связано с причинами, не зависящими от матери (например, болезнь ее или ребенка), матери нередко испытывают чувство вины перед ребенком. Совместное творчество помогает в дальнейшем снять это чувство вины. Творческий контакт, который может быть установлен, как показывает практика, очень рано (в 4—6 месяцев), может способствовать созданию положительного эмоционального фона в случае необходимости преждевременного прекращения грудного вскармливания, а также при его естественном прекращении в возрасте ребенка старше 1—1,5 лет.

На практике мы убедились, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Позже — можно, раньше — не имеет смысла.

К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе со взрослым. В этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия жизни отношение к близким и посторонним взрослым качественно различается. После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда как ее присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность ребенка.

Первый год считается доречевым периодом развития ребенка, но в этот период создаются условия и предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого (пассивная речь); развитие предречевых вокализаций (отработка будущей речевой артикуляции). Во втором полугодии происходит дифференциация речевых звуков: в них выделяются тембр и тон. Начинается интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.

Основой для организации совместного творчества является отношение ребенка к взрослому. Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Взрослый (инструктор) выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8—10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен. Методисту необходимо понять ребенка, постараться не вызвать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Целью таких занятий является сохранение контакта матери и ребенка посредством творческой деятельности.

Задачи:

1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Психоэмоциональное развитие.
5. Профилактика девиантных (отклоняющихся) форм поведения в последующие возрастные периоды.

Материалы и оборудование:

— восковые мелки;
— фломастеры (толстые, на водной основе);
— масляная пастель;
— гуашь (отечественного производства, сертифицированная, нетоксичная; акварельные краски на меду не годятся, так как могут вызвать аллергию у ребенка);
— кисти № 10; 22; 24;
— бумага белая, обои, плакаты;
— бумага цветная;
— бумага для рисования (желательно ватман);
— цветной картон;
— обычный тонкий картон;
— ножницы с тупыми концами;
— подстилка (клеенка);
— фартук;
— тряпка;
— крышки из-под баночек с детским питанием (палитра);
— точилка.

Все это нужно положить в коробку и хранить в недоступном для ребенка месте.

1 . Перед началом работы с малышом готовят лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.

2 . Продолжительность занятий — 5—20 минут и более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. Предлагать позаниматься можно только после двух лет, когда малыш уже понимает, что означают слова «давай полепим» или «давай порисуем». (В 2—3 года вопрос «чем ты хочешь позаниматься?» может поставить ребенка в тупик. Он хочет заниматься всем. Да, именно всем, что ему предложат. Если вы с малышом начали лепить, а дело не идет, следует закончить лепку. Захотели вы слепить снеговика, скатали один шарик, а малыш не хочет. Не заставляйте, улыбнитесь: «Посмотри, мячик белый получился!» Предложите ребенку: «Давай нарисуем много мячиков!» И малыш с охотой возьмется рисовать.)

3 . Занятия индивидуальные. Групповые занятия с 2—3 парами «мать — ребенок» возможны только после того, как ребенок привыкнет к методисту и овладеет техникой работы с красками.

4 . Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.

5 . Работа с красками проводится за письменным столом. Недопустимо использовать для работы с красками обеденный стол, так как ребенок с первого должен понимать, что краски есть нельзя.

6 . Водой не пользуемся, поскольку ребенок может разлить ее или выпить.

7 . Перед началом занятия ребенку надевают фартук, предназначенный для занятий рисованием, и объясняют его предназначение.

8 . Мать держит ребенка на руках, методист находится рядом с матерью.

9 . Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.

10 . На первом занятии ребенку показывают 1—2 краски (желтая, оранжевая или зеленая), объясняют, что это краски и их не едят.

11 . Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками.

12 . Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша «оставить след на ней».

13 . После окончания занятия надо похвалить малыша.

14 . Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.

15 . После 3—4 занятий ребенка можно посадить за отдельный столик, при этом мама и методист находятся рядом с ребенком.

16 . В первые месяцы занятия проводятся не чаще одного раза в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть велика.

17 . После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Дети любят работу с красками и просят родителей давать краски. Главное при этом, чтобы ребенок освоил основную последовательность действий: подготовка к рисованию (надевание спецодежды), работа с краской, мытье рук.

Техника рисования

До года при рисовании используются пальцы и ладонь. Ребенок может работать как правой, так и левой рукой. После года ребенку можно дать кисть № 22—24 и через несколько занятий предложить работать за мольбертом. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с кисточкой, погладить ею руку ребенка, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой кисточкой, а затем мокрой.

Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить краску. Красная краска может испугать ребенка. Лучше предложить оранжевую или желтую. Согласно нашим наблюдениям, все дети в первые дни при работе с кистью брали ее за конец, а не у рабочей части (то есть так, как они обычно берут ложку). Через несколько занятий дети, как правило, уже правильно держат кисть.

Вначале мы предлагаем детям лист формата А4 (независимо от возраста), а затем — формата А3. Детям старше года предлагаем для каждой краски отдельную кисть. В работе используем основные цвета и белый цвет. Ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге или на цветном картоне.

Оценка детских работ

Суммарная оценка «рисунков» детей проводилась по 4 показателям (при трехбалльной системе):

— отношение матери к творческой работе ребенка,
— отношение ребенка к данному виду деятельности,
— процент заполнения листа,
— количество используемых красок.

Несомненно, что на первый рисунок ребенка оказывает влияние методист, степень его подготовки. Это отчетливо видно при сравнении суммарных показателей рисунков детей на начальном этапе и при уже отлаженной методике, когда ведущую роль приобрел словесный контакт методиста с ребенком. Первые рисунки четырех детей, начавших рисовать в возрасте 5—6 месяцев, не превышали 8—9 баллов, что было связано прежде всего с несовершенством самой методики (ребенку предлагалась только одна краска; делались попытки научить ребенка оставлять след на бумаге). За прошедшие 2 года с момента начала работы с детьми мы научились прежде всего речевому общению с ребенком (с 6—7 месяцев). При этом большое влияние оказывает контакт методиста с ребенком «глаза в глаза».

Следует отметить, что младенцы до года «рисуют» очень активно, однако 5 из 30 детей включились в процесс «рисования» не с первого, а со второго-третьего занятия. Мы наблюдали шестерых детей, у которых заполнение листа, как правило, не превышало 25—30%, и 11 детей, у которых процент заполнения листа был постоянно выше 75%.

В целом работа детей красками в младенческом возрасте определяется отношением матери к самому процессу «творчества» ребенка, индивидуальными особенностями ребенка, степенью подготовленности методистов, а также творческой обстановкой и умением методиста вступить в контакт с ребенком и матерью.

Внешние факторы оказывают на активность младенцев меньшее влияние по сравнению с детьми старше года. Но у детей до года очень выражен симптом «отмены», когда активные дети (7 из 20), пропустившие 1—2 месяца занятий, при их возобновлении относились к процессу рисования как к новому, неизвестному виду деятельности. Возможно, это связано не только и не столько с перерывом в занятиях, сколько с повзрослением самого ребенка и переходом творческого процесса на новую ступень осознанной деятельности. Ребенка старше года начинает интересовать не только сам процесс работы с красками, но и его результат. Ребенок полутора лет из 2—3 предъявленных ему только что нарисованных рисунков выделяет свой. Процесс рисования вызывает положительные эмоции у ребенка. Среди детей, начавших рисовать после 1—1,5 лет, только у 5 детей это занятие не вызвало интереса.

На процент заполнения листа и количество использованных красок у детей старше 1—1,5 лет оказывают влияние и внешние факторы. Мы отмечали нежелание детей рисовать в новой обстановке (на мольберте); периодический отказ от рисования при недосыпании, прорезывании зубов; снижение активности детей в присутствии посторонних людей и при проведении видеосъемок. Играют роль самочувствие, настроение мамы. При недостаточной активности мамы, ее усталости, вялости, плохом настроении дети отказываются от рисования или рисуют мало. Выбор цвета также зависит от внутреннего состояния ребенка: при плаче ребенок отдает предпочтение красному цвету, при высокой температуре — черному, после нормализации температуры ребенок использует, как правило, желтый и зеленый цвета. Процент заполнения листа зависит от активности матери, ее способности выработать у ребенка интерес к совместному творчеству. При этом у ребенка вырабатывается своеобразный комплекс «оживления», когда он начинает активно работать красками.

За одно занятие ребенок в возрасте 1,5—2,5 лет в период «творческого подъема» может сделать 2—3 рисунка, тогда как младенцы редко рисуют больше чем на одном листе. Мы наблюдали девочку 9,5 месяцев, которая постоянно работала на листе формата А3. Среди 30 младенцев мы выделили 10 детей, постоянно активно рисующих.

В целом младенческие работы (детей до года) отличаются от рисунков более старших детей прежде всего отношением к самому процессу творчества — у них это скорее знакомство с красками как материалом для исследования.

Результат работы с красками зависит от «художественного стажа» ребенка, самочувствия, внешних условий, а возраст влияет на качество изображения. С полутора лет, после овладения техникой рисования (пальцами, кистью, рукой), ребенок пытается создать свою технику рисования (рисование карандашом по краске, размазывание красок с помощью крышек, раскатывание краски по бумаге карандашом). После года, иногда раньше, ребенок начинает «рисовать» кистью (№ 22, 24). С полутора лет ребенок пытается называть то, что он изобразил.

Следует отметить, что процент заполнения листа, как правило, не зависит от продолжительности работы. Чем старше ребенок, тем быстрее он может заполнить лист. Продолжительность работы может исчисляться секундами (15—30) и доходить до 3—40 минут.

В качестве примера можно привести результаты анализа работ Алексея Б. (2,5 года). Мальчик занимается рисованием вместе с мамой и бабушкой с 5,5 месяцев. Первый рисунок был выполнен зеленой краской пальчиками и занимал не более 50% листа. Суммарный балл первого рисунка — 8 баллов из 12 возможных (в основном за счет количества использованных красок и процента заполнения листа). За 2 года ребенок нарисовал более 200 работ. Проведен анализ 125 рисунков (от 5,5 месяцев до 2,5 лет). Ребенок рисовал на индивидуальных занятиях, дома, а с двух лет активно рисовал и при проведении групповых занятий с детьми. Со слов родителей, ребенок любит рисовать дома, особенно при плохом настроении и во время болезни. При высокой температуре, при прорезывании зубов использует, как правило, черный цвет, а при снижении температуры — желтый и зеленый; при возбуждении использует красный цвет. Самый любимый цвет ребенка — зеленый.

Выводы

Уже в младенчестве мальчик активно «рисовал», смешивал краски, процент заполнения листа составлял, как правило, 50% и выше, суммарный балл был постоянен: 10 из 12 баллов. Очень редко ребенок отказывается рисовать, и отказ отмечается, как правило, во время съемок. Мальчику нравится результат деятельности. В полтора года он из нескольких рисунков (трех) находил свой и при этом хлопал себя по груди.

Выводы

1. Активность ребенка в процессе «рисования» зависит от активности матери.

2. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные — как у ребенка, так и у матери.

3. Чем раньше начата работа с красками, тем более совершенна она к 2,5 годам.

4. С возрастом меняется техника «рисования».

5. После овладения основными методами «рисования» ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста). У детей, прошедших этап младенческого рисования, как правило, не бывает боязни испачкать руки.

6. Процент заполнения листа в младенчестве не зависит от продолжительности работы.

7. Существуют любимые цвета, индивидуальные для ребенка.

8. К полутора годам дети, как правило, называют, что хотели изобразить.

9. После года (иногда до года) при рисовании дети охотно используют кисть.

Занятие 1

Цель: знакомство с основными цветами.

1. Игра «Юный художник». Малышам даются карточки с различными предметами. Их задача — определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (цветы — желтые, белые, синие, красные; елка — зеленая и т.д.).

2. Рисунок карандашом на бумаге (малышу предлагают нарисовать, что он хочет).

3. Домашнее задание: рисование цветными карандашами.

Занятие 2

— продолжение знакомства с основными цветами (желтый, красный, синий), а также с зеленым, черным, белым;
— научить ребенка пользоваться красками (гуашь) и кисточками.

Задание:

Раскрасить лист бумаги (1/2 обычного формата) в любой цвет по желанию ребенка. (Гуашь, кисть № 10.)

Занятие 3

Цель: научить ребенка смешивать цвета.

Задания:

1. Взять немного краски (например, желтой) и добавить немного синей, смешать.

2. Ребенок должен определить, какой цвет получился.

3. Предложить малышу поэкспериментировать.

Работа проводится на бумаге обычного формата, краски — гуашь, кисть № 10.

Занятие 4

Цель: смешивание основных цветов с белилами, получение различных оттенков.

Задания:

1. Раскрасить веер.

2. Раскрасить веер переходными тонами (например, от красного, добавляя белила, до белого).

Занятия 5, 6, 7

«Кисточка гуляет по бумаге»

Цель: научить ребенка пользоваться кистью, подбирать фон.

Задания:

Занятие 5 — картинка «Падающий снег».

Занятие 6 — «Цветы на лугу».

Занятие 7 — «Следы невиданных зверей».

Пособия: цветной картон.

Занятие 8

(Заключительное занятие из цикла «Основные цвета»)

Задание:

Нарисовать радугу (с помощью мамы).

Работа на бумаге или картоне белого цвета, краски — гуашь, кисть № 6.

Занятия 9—10

Цель: сравнение предметов по величине (большой — маленький, высокий — низкий, короткий — длинный).

Пособия: стройматериалы, куклы, игрушки различных размеров, ленты различной длины, цветные карандаши.

Задания:

1. Построить дом из стройматериала для большой и маленькой кукол. Определить, какой дом высокий, а какой низкий.

2. Игры: «Мишка большой, зайка маленький» (зайцев и мишек изображают дети); «Скатай ленту» (длинную и короткую).

3. Нарисовать карандашами прямые линии, различные по длине.

Занятие 11

Цель: рисование красками прямых линий, различных по цвету и длине.

Пособия: пакетик, изготовленный из бумаги, краски — гуашь, кисть № 6.

Задание:

Раскрасить пакетик для подарка куклам.

Занятие 12

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличие в размерах, цветах.

Занятие 13

Цель: рисование красками снежинок, звезд на небе.

Пособия: цветной синий или голубой картон, черная тонированная бумага, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Нарисовать снежинки на голубом небе, звезды — на черном.

Во время проведения этих занятий необходимо обращать внимание детей на различные по форме и размерам снежинки, звезды.

После завершения работы дети сравнивают рисунки, определяют, у кого получились самые большие звезды и снежинки, а у кого — самые маленькие.

Занятие 14

Цель: знакомство с понятием формы.

Пособия: предметы различной формы (пакеты из-под молока прямоугольной формы; кубики, пластмассовые шары, брусочки, пирамидки различных цветов и размеров), бумага или картон, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Игра с предметами, формочками различных размеров, цветов, формы. Составление пирамидок.

2. Дорисовать свои рисунки (занятие 13) или нарисовать новые: зимний пейзаж — сугробы, падающий снег.

Занятия 15—16

Цель: рисование предметов круглой формы.

Задания:

Рисование красками картин: «Одуванчик», «Танцующие цветы», «Спящие цветы».

Во время проведения занятий обратить внимание ребенка на цвет, размер, форму изображаемых им предметов, соотношение цвета рисунка и фона.

Занятие 17

— сравнение предметов округлой формы по цвету, величине;
— научить ребенка работать с трафаретами геометрических фигур.

Пособия: бумага писчая, трафареты кругов различных размеров, цветные карандаши, фломастеры.

Занятие 18

Цель: научить ребенка рисовать красками точки.

Пособия: пакетик из бумаги, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Украсить пакетик точками — маленькими кружочками разного цвета.

Занятие 19

Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.

Пособия для занятий 19—21: геометрическое лото, цветная бумага, клеящий карандаш, картон.

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличия в размерах и цветах.

Занятия 20, 21 (продолжение занятия 19)

Задания:

1. Какие предметы бывают в форме треугольника, круга, квадрата, четырехугольника?

2. Аппликации с использованием различных геометрических фигур — составление из частей целого.

Занятие 22

Цель: знакомство с понятиями «вершина», «угол», «сторона».

Пособия: аппликация с геометрическими фигурами (с выделением сторон, вершин, углов), геометрические фигуры различных размеров.

Задание:

На геометрических фигурах уметь определить сторону, вершину, угол.

Занятие 23

Цель: рисование красками различных по форме предметов.

Пособия: бумага для рисования, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Нарисовать яблоки, сливы, помидоры, огурцы и др.

2. Определить, чем отличаются друг от друга данные предметы (по величине, форме, цвету).

Занятие 24

Цель: рисование геометрических фигур по трафаретам.

Задания:

1. Нарисовать геометрические фигуры по трафаретам.

2. Раскрасить их в различные цвета.

Цикл занятий «Пространственное расположение фигур»

Занятие 25

Цель: знакомство с пространственными понятиями «на» и «под», «один» и «много».

Задание:

Нарисовать два дерева: на первом — одно яблоко, под вторым — много яблок. (Контур дерева рисует мама, ребенок раскрашивает.)

Занятие 26

Цель: знакомство с понятиями «в», «рядом», «внутри», «снаружи».

Пособия: коробки, игрушки, матрешки.

Задания:

1. Положить игрушки в коробку, рядом с коробкой.

2. Положить маленьких матрешек внутрь большой, поставить рядом с большой.

Занятие 27

Цель: знакомство с понятиями «справа», «слева», «между», «вверху», «внизу».

Задание:

Выполнить аппликацию (домик, машинка, солнышко на небе, цветы на лужайке).
Аппликация выполняется с помощью мамы (заготовки делаются дома). Ребенок наклеивает заготовки на лист картона.
Во время работы следует обращать внимание ребенка на изучаемые понятия (дерево расположено справа от дома, машина стоит между домом и деревом, цветы посажены слева от домика, вверху на небе — солнышко, внизу на лужайке — цветы).

Занятия 28, 29, 30 (Завершающие занятия по двум циклам)

Задание:

Выполнение различных аппликаций с использованием геометрических фигур (коврик, мордочка; разноцветные квадраты).