Домой / Брови / Красивые пословицы и цитаты о семье и семейных ценностях. Красивые и мудрые фразы о любви и браке

Красивые пословицы и цитаты о семье и семейных ценностях. Красивые и мудрые фразы о любви и браке

Из миллиардов людей на нашей планете есть те, кто знают вас лучше всего. Несмотря на то, что про это часто забывают, семья является самой важной вещью в мире. Самые близкие и дорогие люди - это те, с кем мы разделяем безусловную любовь. Мать, отец, братья и сестры, супруг, бабушки и дедушки, тетушки, дядюшки - это те, кто лелеют вас, и те, кого вы должны лелеять в ответ. В подтверждение тому существуют многочисленные высказывания великих людей о семье.

Семейные отношения

Конечно, практически всегда семейные отношения оказываются сложными. Но учитывая их важность в человеческой жизни на протяжении всей истории, люди из всех слоев общества не прекращали размышлять о своих взаимоотношениях. Высказывания великих людей о семье, любви и детях являются плодом долгих и важных размышлений о сложном характере родственных связей.

Высказывания великих людей о семье и детях

Цитаты известных людей о семье отражают многовековую историю взаимоотношений между близкими людьми. Здесь и счастье, и любовь, и боль, и душевные раны. Вот некоторые высказывания великих людей о семье:

  • Человек, который не испытал детской признательности и любви женщины, никогда не жил
  • Семья является самой важной вещью в мире (принцесса Диана).
  • В конце концов, любящая семья должна уметь прощать (Марк В. Олсен).
  • Братья, сестры - дети одних родителей, каждый из которых является совершенно нормальным, пока они не вместе (Сэм Левенсон).
  • Человек странствует по миру, ища то, что ему нужно, и находит это, лишь вернувшись домой. (Дж. Мур).
  • Все счастливые семьи похожидруг на друга, все несчастные - несчастливы по-своему (Лев Толстой).
  • Семья - не главное, семья - это все (Майкл Дж. Фокс).
  • Если вы не можете избавиться от семейного скелета, вы можете заставить его танцевать (Джордж
  • Назовите это кланом, сетями, племенем, семьей: как бы вы это ни называли, кем бы вы ни были, вам это нужно (Джейн Ховард).
  • Что вы можете сделать, чтобы способствовать Просто идите к себе домой и любите свою семью (Мать Тереза).

Семья - это не главное, семья - это все

Во все времена семья считалась чем-то священным. Своей ценности она не теряет и сегодня. Многочисленные высказывания великих людей о семье и друзьях в который раз подтверждают важность и несокрушимость отношений между близкими и родными.

  • Не существует никаких сомнений в том, что вокруг семьи и дома создаются, укрепляются и поддерживаются все великие добродетели, в том числе человеческое достоинство (Уинстон Черчилль).
  • Для того чтобы привести мир в правильный порядок, мы должны сначала привести страну в порядок. Чтобы это сделать, нужно привести семью в порядок. Для этого мы должны прежде всего обратить внимание на свою личную жизнь, для этого нужно привести в порядок наши сердца (Конфуций).
  • Дружба - это самая трудная вещь в мире в плане объяснения. Это не то, чему учат в школе. Но если вы не узнали смысл дружбы, вы действительно не узнали ничего (Мухаммед Али).
  • Что такое друг? Это когда одна душа пребывает в двух телах (Аристотель).
  • Без семьи человек дрожит от холода (Андре Моройс).
  • Вражда и ссоры с родными людьми переносятся гораздо более тягостней и мучительней, нежели с чужими (Демокрит).
  • Супружество не может быть счастливым, если муж и жена до женитьбы не узнали подлинные нравы, привычки и характер друг друга (Оноре де Бальзак).
  • Человек никогда не должен пренебрегать своей семьей ради бизнеса (Уолт Дисней).
  • Сила нации происходит от целостности дома (Конфуций).
  • Дом - это люди, не место. Если вы идете туда после того, как все ушли, все, что вы можете увидеть - это то, что там нет больше ничего (Робин Хобб).
  • Научитесь получать удовольствие от каждой минуты. Будьте счастливы сейчас. Не ждите, пока что-то сделает вас счастливыми в будущем. Подумайте, как на самом деле драгоценно время, которое вы должны потратить, будь-то на работе или с семьей. Каждой минутой нужно наслаждаться и смаковать (Эрл Найтингейл).
  • Счастье - это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой (Ю. Никулин)
  • Мир - это красота жизни, это солнце, улыбка матери, радость отца, единство семьи, это победа справедливого дела и торжество истины (Менахем Бегин).
  • Всегда на первостепенном месте находятся родина и родители, далее следуют дети и вся семья, а потом все остальные родственники (Цицерон).
  • Если обращаться с близкими так, как они того заслуживают, они станут хуже. Если же с ними обходится так, как будто они лучше тех, кем являются на самом деле, тем самым мы способствует тому, чтобы они становились лучше (И.В. Гете)

Всего несколько слов...

Иногда даже пара слов могут таить в себя глубочайший смысл. Вот некоторые короткие высказывания о семье великих людей и знаменитостей, которые, несмотря на свою банальность и простоту, заставляют задуматься о многом.

  • Самое главное в мире - это семья и любовь
  • Вы не выбираете свою семью. Она - Божий дар (Десмонд Туту).
  • Моя семья - это моя сила и моя слабость (Айшвария Рай).
  • Любовь семьи и восхищение друзей гораздо важнее богатства и привилегий (Чарльз Куралт).
  • Не существует в мире места милее, чем родной дом (Цицерон).

Семья - это любовь

Какие еще есть высказывания великих людей про семью и любовь? Их есть огромное множество, среди них:

  • Самое лучшее, что отец способен сделать для своих детей, это искренне любить их мать (Генри Уорд Бичер).
  • Не имеет значения, насколько большой наш дом, важно, чтобы в нем есть любовь. (Питер Баффет).
  • После того, как люди вступают в брак, они чаще всего перестают жить только один для одного, как это было прежде. Теперь они живут вместе для кого-то третьего, и вот у супруга с скором времени появляются опасные конкуренты в виде домашних и детских дел (З. Фрейд)
  • Только в том случае просто жить с человеком, когда не находишь его выше и лучше, чем ты, а его выше и лучше тебя (Л.Толстой)
  • Каким буде муж, во многом зависит от жены (Э. Роттердамский).

Самое главное в жизни

Настоящий мужчина и счастливый супруг будет всегда любить свою жену и считать свою семью самым главным в жизни. Как однажды сказал великий мошенник и талантливый махинатор ничто не принесло ему больше мира и смысла в жизни, чем просто быть хорошим мужем и отцом. Вдохновляющие высказывания про семью великий людей заставляют задуматься о том, что действительно важно в современном мире, где правят деньги и суета.

Мудрый филосов Вольтер однажды сказал, что брак и его узы являются или величайшим добром, или величайшим злом, золотой середины не существует. Берегите себя и своих близких!

На этот счет, бывает. И встречается оно намного чаще, чем думают многие. Правда, крепкая семья - непрерывный труд, а удачный брак - тот, что выдерживает долгие годы близости.

Как гласит одна мудрая цитата, муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно - глаза плачут, а когда глаза плачут - руки вытирают слезы. А есть еще красивая фраза, согласно которой все браки заключаются по расчету, потому что каждый рассчитывает найти в нем свое счастье.

Мы отобрали для вас красивые и позитивные цитаты о семье, которые призваны помочь понять, в чем же заключается семейное счастье. Эти фразы и высказывания дают понять, что семья - это не то место, где все и всегда хорошо, но то, где все и всегда прощают друг друга.

Цитаты о крепкой семье со смыслом

Брак – это отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства – взаимны.
Луис Анспахер

Ни для кого не секрет, что счастливый брак основан на балансе интересов и высокой стрессоустойчивости.
Стивен Кинг

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости…
Эмиль Золя

В семейной жизни самый важный винт – это любовь.
Антон Чехов

Хорошая семья – та, в которой муж и жена днем забывают о том, что они любовники, а ночью – о том, что они супруги.
Жан Ростан

Лучше, если в семье руководит кто-то один. И лучше, если этот "кто-то" - любовь.
Ольга Муравьева

Золотое правило брачной жизни – терпение и снисхождение.
Сэмюэл Смайлс

Ни один мужчина и ни одна женщина не знают, что такое настоящая любовь, пока не проживут в браке четверть века.
Марк Твен

Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
Артур Шопенгауэр

Скромность и доброта больше нужны в семейной жизни, чем остроумие и гордая красота.
Дафна Дю Морье

Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности.
Николай Бердяев

Хорошая жена – спасение жизни.
Кей Кавус

Удачный брак – это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это также способность и самому быть таким человеком.
Леланд Вуд

По выбранной мужчиной невесте можно судить каков он сам и знает ли себе цену.
Иоганн Гёте

Жена создает климат, а муж делает погоду.
Аминадав Шполянский

Семья - один из шедевров природы.
Джордж Сатаяна

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Василий Сухомлинский

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Лев Толстой

Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы.
Френсис Бэкон

Брак без любви - это пожизненная каторга.
Жорж Санд

Брак основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.
Иван Тургенев

Брак должен быть бесконечным взаимным воспитанием.
Анри-Фредерик Амьель

Семья всегда будет основой общества.
Оноре де Бальзак

Брак – это продолжение любви иными средствами.
Геннадий Малкин

Счастливый брак – это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким.
Андре Моруа

В браке главное не победа, а участие.
Геннадий Малкин

Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни.
Джонни Депп

Брак напоминает ножницы - половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними.
Сидней Смит

Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения - нужно научиться терпеть и прощать.
Мать Тереза

Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай - дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо - вот для чего люди сходятся.
Валентин Распутин

Надеемся, что цитаты про семью помогли вам понять, в чем кроется секрет счастливых отношений . Попробуем объяснить простыми словами, без высказываний великих людей. Семья - мудрость, умение и желание двух людей, вступивших в брак, понимать друг друга, слушать и слышать, прощать обиды и любить. Пожалуй, именно их этих простых и одновременно сложных вещей и состоит рецепт счастливой семейной жизни. Счастья вам и вашей семье.

Цитаты про семью - Семья – это один из шедевров природы. - Джордж Сантаяна.

Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни. - Джонни Депп.

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья. - Фаина Раневская.

Мы знаем много современных семей, которые позволяют друг другу принимать самостоятельные решения. И всякий раз, когда я вижу женщину с недовольным выражением лица, я сразу же могу сказать, что ее муж разрешает ей решать самой за себя. - Ирвин Шоу.

Брак напоминает ножницы - половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними. - Сидней Смит.

Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения - нужно научиться терпеть и прощать. - Мать Тереза.

Работе - рабочие силы. Вечера - семье. - Джина Уилкинс.

Мальчики сожительствуют, мужчины создают семьи. - Стив Харви.

Семья - это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать. - Сьюзан Кинг.

Муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно - глаза плачут, а когда глаза плачут - руки вытирают слёзы.

Семья крепка, если миг счастья повторяется многократно. - В. Гавеля.

Чувства должны перерастать в семью, а не в комок в горле, который мешает жить. - Лина Кейчер.

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. - А. Шопенгауэр.

Семья - это когда три месяца друг друга любят, три года ссорятся, тридцать лет друг друга терпят. - Бернар Вербер.

Хорошая семья та, в которой муж и жена днем забывают, что они любовники, а ночью - о том, что они супруги. - Жан Ростан.

В семейной жизни главное - терпение… Любовь продолжаться долго не может. - А. П. Чехов.

Отсутствие семейного счастья способствует карьерному росту. - Юлия Пересильд.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. - Л. Н. Толстой.

Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо - вот для чего люди сходятся. - Валентин Распутин.

В семейной жизни самый важный винт - это любовь. - А. П. Чехов.

Семья - это не те, кто тебя балует и следует всякому твоему капризу. Это те, кто сражается за тебя и за кого сражаешься ты.

Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга. - О. Бальзак.

Брак священен. Но… лучше разрушить брак, чем позволить ему разрушить себя! - Ирвин Ялом.

Мысли о браке

В чем состоит смысл и содержание брака? Если двое любят друг друга и желают наслаждаться близостью, то при чем здесь печать в паспорте, церковные венцы или кольца?

Начнем с аналогии: перед нами ведь и пример Евангелия, где большая часть слов Спасителя содержится в притчах (греческое слово паримиа как раз и означает аналогия). Итак, перед нами ампула с морфием. Наркотическое вещество, торговля которым под строжайшим контролем. Я принес вам эту ампулу и предлагаю уколоться. Кто я такой? Наркоторговец, и место мне за решеткой… Ах, простите, забыл сказать: у меня еще есть бумажка с круглой печатью, называется рецепт. Я вам выписал морфий, чтобы облегчить страдания в тяжелой болезни. Кто я такой? Заботливый врач.

Ну вот, все дело в печати. Нет печати – преступление, язва общества; есть печать – помощь ближнему в болезни. Что и требовалось доказать. Правильно? Допустим, кто-то может сказать: «Рецепты – пустое крючкотворство, оформление уколов морфия. Из-за бумажки вы готовы отравить братве кайф. Сами не колетесь и другим помешать пытаетесь, изобретаете всякий вздор про болезни и медицину…»

Стоп, что-то не то. Болезни никто не изобретает. Болезни существуют сами по себе, и медицина – средство борьбы с ними, средство помощи людям. А незаконная торговля наркотиками – средство губить людей. Все это реальные факты жизни. Бумажка с печатью, рецепт – следствие из этих фактов, а никак не наоборот.

Разве можно в здравом уме заявить, что «медицина – это оформление уколов морфия»? Ампула с морфием служит либо для медицинской процедуры, либо для уголовного преступления, и наличие рецепта с печатью поможет отличить одно от другого, но суть дела-то не в печати! Суть дела в том, что происходит в действительности.

Аналогия эта (только приспособленная к современной проблематике – употреблению наркотических средств) взята из древнейшего и авторитетнейшего церковного документа, Послания свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, к Аммуну монаху, который входит в Канонический свод Православной Церкви:

«…Нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать, говоря об этом: о каком употреблении ты говоришь? о законном ли? о том ли, которое Бог позволил, говоря: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», о том ли, которое Апостол допустил, говоря: «Браку всех да будет честен и ложе непорочно»? Или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно?

Ибо и в других случаях жизни находим различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать, но убивать врагов в битве – и законно, и похвалы достойно. Так, великие почести получают герои войны, им воздвигаются памятники для возвещения их подвигов.

Таким образом, одно и то же, смотря по времени, в одних обстоятельствах – непозволительно, а в других и благовременно – допускается и позволяется. Также рассуждать должно и о телесном совокуплении».

Телесное совокупление «допускается и позволяется» во вполне конкретных обстоятельствах, а именно в браке. В браке мужчина и женщина становятся мужем и женой и соединяются интимной близостью – важнейшей материальной основой их супружеской любви. Точно так же, как медицинская помощь больному не появляется из рецепта с печатью, супружество не появляется из печати в паспорте: наоборот, печать появляется как свидетельство совершившегося факта: бракосочетания. Ошибиться может лишь тот, кто незнаком с болезнями и медициной и соответственно тот, кто незнаком с браком.

Хотите понять, что такое брак? Возьмите в руки монету. У нее есть две стороны, разные: никто не спутает одну с другой. Но никто и не скажет, что монета состоит из двух сторон: они неотделимы одна от другой.

Брак – это смерть и новое рождение. Смерть двух независимых «я» и рождение нового существа, «мы».

Это событие можно сопоставить с физическим явлением: образованием атома водорода из электрона и протона. Прежде полагали, что атом состоит из двух элементарных частиц, «собранных» вместе, как винт и гайка, нож и ножны, иголка и нитка. Но оказалось, это совсем не так!

Атом водорода действительно создан из двух элементарных частиц, но нельзя сказать, что он состоит из электрона и протона. Строго говоря, и тот и другой исчезают, как бы растворяясь в новом объекте, который подчиняется иным закономерностям, чем каждая из частиц в отдельности. Вот таким же образом муж и жена растворяются друг в друге, подчиняясь новому закону – закону жертвенной супружеской любви.

…Один человек, которого я хорошо знал, перенес очень много горя в своей семейной жизни и в результате потерял семью. Он говорил мне как-то, что его беды начались с самых первых дней брака, совершенно незаметно. Когда все можно было легко исправить, но он этого не понимал, а понял лишь много лет спустя. Кто-то из друзей сказал ему вскоре после свадьбы (он женился одним из первых в своей компании):

– Смотри-ка, вот ты уже женат, а совершенно не переменился! Все такой же свой парень, все у тебя в порядке, как раньше…

Сказано это было в виде похвалы и комплимента, но на самом деле то был отчаянный сигнал тревоги: если после свадьбы человек резко не переменился – дело плохо, брак этот, по существу, еще не состоялся, надо быстро браться за дело и перестраивать свою жизнь на новых основаниях.

Увы, увы: сколь многие нормальные юноши и девушки, мужчины и женщины, по странному недоразумению видят в браке «оформление интимных отношений», некий придаток к постели приличия ради. А на деле-то ровно наоборот: интимная связь служит браку. И это очевидный, но редко признаваемый факт. Может возникнуть вопрос:

«Велика ли важность, что ради чего существует, что чему служит: брак постели или постель браку? Давайте договоримся просто, что одно неотделимо от другого».

Важность и вправду велика, да и простота хуже воровства.

Велика ли важность, фундамент существует ради дома или дом ради фундамента? Или водопровод служит дому или дом водопроводу? И фундамент, и водопровод в нормальных условиях неотделимы от дома, и хотя фундамент (в отличие от интимной близости!) монтируют прежде самого здания, если строитель не разберется в логике этих простых вопросов, строительство окончится крахом. А ведь каждый из нас, как хорошо известно, строитель своего счастья.

– Я слишком хорошо знаком с браком и уверен, что любовь в браке редко найдешь: чаще деньги, имущество, комфорт, деловые связи, а там и равнодушие, скуку, измену, злобу, ненависть, насилие… Давно известно: «Брак – могила любви».

– Вначале разберем очевидный, лежащий на поверхности материал, а затем уже уйдем вглубь, рассмотрим более тонкие и сложные вопросы.

Итак, «я слишком хорошо знаком с браком…». Вспоминается, как в одном американском городке – на том самом Диком Западе, где, как оказалось, люди вели себя весьма прилично, но все поголовно были вооружены, – в ресторане висела аккуратная табличка: «Не стреляйте в пианиста: он играет как умеет».

Разумно ли судить о музыке по игре этого пианиста или восприятию его слушателей? Те, что видят в браке могилу любви, понимают в нем ровно столько, сколько упомянутые слушатели – в музыке. Они знакомы с браком по своему опыту и по опыту своего окружения. Они любят как умеют, то есть очень плохо: от дискотеки до кровати, как выразился о. Дмитрий Смирнов.

Никудышное это умение – не только результат чьей-то личной испорченности и злонамеренности (хотя и этого предостаточно), но и знамение времени. Вспомните слова Спасителя из 24-й главы Евангелия от Матфея, где Он, глядя на прекраснейший в мире город, распростертый внизу, говорит Своим ученикам о грядущих скорбях и испытаниях: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».

Наши мысли о браке и любви будут кружиться на месте, как щенок в погоне за своим хвостом, пока мы не вспомним, что такое настоящая любовь – не настроение, не эмоция, не физиология, не жажда наслаждения тем или иным способом, а направление воли: отдать себя. Любовь – это подвиг свободной воли.

– Часто говорят, что успешный брак возможен, только если ты нашел свою «вторую половину». Для каждого ли человека Бог создал недостающую половину? Если ты не встретил свою, значит, брак будет неудачный, несчастливый?

– Когда заходит речь о серьезных идеях, всегда старайтесь для начала разобраться, как она возникла, кто ее автор, в какой связи находится она с Христом, с Его Евангелием. Я убежден, что если вы расспросите своих друзей, тех, кто увлекается мыслями о «второй половине», то не меньше половины с энтузиазмом подтвердят: да, разумеется, это глубоко христианский образ, и Сам Христос в точности так проповедовал и учил.

Но на самом деле в Святом Писании, ни в Ветхом Завете, ни тем более в Новом, об этом нет ни слова. Идея «второй половины» принадлежит Платону, которого хоть и весьма уважают как философа и писателя, но христианским авторитетом все же не считают.

Теперь что касается самой идеи о двух половинках. Платон воплотил ее в своем знаменитом диалоге «Пир», в легенде об Андрогине, которую вложил в уста известного комедиографа Аристофана:

«…Нужно прежде всего осведомиться вам о человеческой природе и о свойственных ей страстях. Исконная наша природа была не таковою, какою она является теперь, а иною: сначала было три пола людей, а не два, как теперь, – мужской и женский; к ним присоединялся еще третий пол, общий им обоим. От него осталось теперь только имя, сам же он исчез. Тогда существовало еще особое существо, Андрогин. Этот пол, и по виду и по имени, был общий полу мужскому и женскому; теперь этого пола не существует, имя его употребляется в бранном смысле. Далее – общий вид каждого человека был округленный: человек имел круглую спину и бока, у него было четыре руки, четыре ноги, два лица…»

Впоследствии с такими двухспинными, четверорукими и четвероногими чудищами происходят разные неприятности, и…

«…Зевс рассек людей пополам, подобно тому, как рассекают рябину, собираясь ее солить, или как разрезывают волосом яйцо. У всякого человека, которого Зевс рассекал, Аполлон должен был переворачивать лицо и половину шеи в сторону разреза, чтобы, смотря на него, человек стал смирнее… Когда человеческий организм был рассечен пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней. Обхватив друг друга руками и сплетясь между собою, они стремились к соитию».

Вот вам и поиски своей половины. Кстати сказать, пополам были рассечены не только андрогины, но и мужчины, и женщины, которые тоже имели по два лица, четыре руки и ноги, и которые в точности так же устремились к своим отсеченным половинам… Надеюсь, дальше можно не продолжать: иначе, как языческой непотребщиной, эту картинку назвать никак не удается.

Но что поделаешь! Каковы бы ни были ее истинное происхождение и смысл, идея «второй половины» глубоко укоренилась в головах и сердцах наших не слишком осведомленных и не слишком разборчивых современников. И мы с вами сейчас поступим так же, как искони поступала Церковь: преобразуем и переосмыслим языческое наследие, чтобы сообщить ему христианское содержание, чтобы включить его в орбиту христианского мировоззрения. В данном случае это оказывается совсем не сложным.

– Да! – ответим мы. – Брак в самом деле можно уподобить поиску второй половины. Ведь в браке мужчина и женщина, две отдельные, независимые личности, соединяются воедино, теряют свою отдельность и независимость, и возникает принципиально новое существо – семья.

Кто же может составить такую пару? Очевидно, что люди не всегда годятся друг другу в мужья и жены. Но вспомните, что Господь, создав человека по Своему образу и подобию, наделил нас даром свободной воли. Поэтому всякая предопределенность, неизбежность, «судьба» (в примитивном понимании) чужда христианству. Каждый из нас, в соработничестве с Господом, сопрягая свою и Его волю, совершает свой подвиг в свободном выборе жизненного пути, пути в Небо.

И брак – если вы решили вступить в брак – это тоже этап вашего подвига. В браке в самом деле встречаются и соединяются две половины, но это качество – быть друг для друга мужем и женой – никто в вас изначально не вкладывает: это было бы насилием над вашей свободой. Вы сами, при помощи от Господа, при содействии Его благодати, в терпении, смирении и любви вырабатываете в себе супружество.

Ищут друг друга не две половины жуткого монстра, разрезанного некогда на части баснословным Зевсом (а потом, наскучив друг другу и сославшись на «несовместимость», расходятся для дальнейших поисков); но два бесценных Божиих создания, способные в браке стать двумя половинами единого нераздельного целого.

– В каком возрасте следует жениться и выходить замуж? Как долго надо испытывать свои чувства перед вступлением в брак?

– Самый простой ответ таков: в брак надо вступать не ранее, чем возникает физическая и нравственная готовность к этому шагу – самому, пожалуй, ответственному шагу всей нашей жизни. Конечно, по жизненным обстоятельствам это может произойти и в гораздо более зрелые годы.

У девушек брачный возраст наступает в среднем раньше, чем у юношей; но обычно и те и другие к 18 годам готовы к браку. И вполне разумно и правильно, чтобы молодого человека, уходящего на военную службу, дома ждала жена…

Против ранних браков иногда возражают на том основании, что супруги еще не могут обеспечить себя материально. Но в нормальном обществе это никогда не было препятствием к браку. Кто из родителей попрекнет сына или дочь, зятя или сноху, не говоря уж о внуках, куском хлеба? Для этого, однако, отношения между людьми должны быть нормальными – христианскими.

Что же касается «испытания чувств», то здесь понятия нашей молодежи сильно затуманены и затемнены. Надо помнить, что влюбленность – не основа брака, а лишь некая заготовка, позволяющая быстрее и легче построить надежное здание семьи – малой Церкви. Поэтому «чувства» не надо испытывать. Надо благодарить Господа за взаимное чувство и, став мужем и женою, переплавить его в настоящую, самоотверженную и жертвенную супружескую любовь.

– Мне бы хотелось выйти замуж, создать семью. Но я еще не дружила с молодым человеком. В школе и университете я была слишком занята учебой. Я не знаю, как мне вести себя с мужчинами: я часто смущаюсь в их присутствии…

– Ваш вопрос вполне обоснован, и нужно – вместе с вашими старшими друзьями, родными, духовенством – думать о том, как вам помочь. Есть, по крайней мере, два соображения, которые лежат на поверхности и сразу пойдут вам на пользу.

1) Существует немало молодых мужчин, подобных вам: им претит развязность и наглость «современного» образа жизни, с ними вы легко и естественно найдете общий язык. Но под лежачий камень вода не течет… Поэтому надо вести себя чуть смелее (не наглее и не развязнее!): знакомиться с людьми в приходах, в паломнических поездках, на лекциях и конференциях– словом, везде, где бывают нормальные, разумные, верующие люди. И Интернет, кстати, тоже далеко не последнее средство общения.

2) С древнейших времен бракосочетание молодых людей происходило при помощи сватовства: это надежная, благочестивая традиция. Но она, как и многие другие традиции, в наше время пошатнулась. Поэтому к разным «службам знакомств» следует относиться осторожно, хотя и не пренебрегать ими, во всяком случае православным. Но лучше, чтобы от вашего имени действовали друзья. Не надо никого «официально» просить найти вам жениха, но можно дать понять, что вы не будете возражать, если вас познакомят с приличным молодым человеком.

Помните, что против вашей воли и желания никто вас замуж не выдаст – поэтому не бойтесь, общайтесь с людьми просто и естественно, повторяя слова Псалмопевца: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к тебе взях душу мою» (Пс. 142:8).

– Я уже давно хочу жениться, но не могу ни на ком остановить свой выбор: никто из моих знакомых не похож на девушку моей мечты… Сколько же можно искать?

– Это очень тонкий, личный вопрос: повторим, что никто не вправе принуждать вас к браку. Но по поводу «девушки вашей мечты» (или юноши соответственно) есть одно очень важное замечание. Помните, что мечта по своей природе не свойственна христианскому мировоззрению. Мечты, конечно, существуют в нашем сознании, и глупо было бы пытаться их оттуда изгнать, но нельзя отводить им места больше, чем они заслуживают. Мечта – это игра ума и чувств, в лучшем случае добрая и светлая, в худшем – опасная, ведущая ко греху, но так или иначе отрыв от реальности. А христианство – мировоззрение абсолютно реалистическое, на истине основанное и истины взыскующее.

Таким образом, поиски «девушки вашей мечты» не возбраняются, но могут загнать вас в тупик. Чтобы этого не произошло, ограничивайте свою мечту христианским смирением и рассуждением, реальным жизненным опытом, знанием людей и пониманием сущности брака.

– Как вы думаете, можно ли жениться без любви, просто потому что человек хороший или возраст подошел? – Здесь все зависит от того, какая реальность прячется за фразой «без любви». Если без потери сна и аппетита, без двоек и прогулов, без слез, драк, скандалов и резаных вен, то можно. А если без твердой решимости отдать себя, всецело и навсегда, в жизни этой и будущей, одной-единственной женщине, стать с нею частями одного нераздельного целого, то нельзя.

– Если муж – мусульманин, а жена – православная, будет ли их брак считаться освященным Церковью?

Брак этот нецерковный. Нельзя себя обманывать, закрывать глаза на очевидный факт. Об этом напоминают «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:

«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью», в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе», то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения».

Но Церковь никого не лишает свободы, и каждый человек должен сам определять свой путь в этом мире, не рассчитывая на то, что кто-нибудь за него примет важнейшие жизненные решения. Именно поэтому далее в «Основах социальной концепции…» подчеркивается:

«В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве».

Основано такое суждение на том, что всеобщая, промыслительная Божия благодать сообщается всему миру, и всякий брак – если только это действительно брак, а не блудная связь – черпает в ней силу любви и добра.

Буквально на ваш вопрос дает ответ св. апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (гл. 7): «…Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею…» И мы видим множество примеров, когда такой брак для неправославного супруга становится дорогой ко Христу, к Его Святой Церкви. Тогда и состоится таинство венчания.

– Скажите, пожалуйста, по какому чину совершается бракосочетание, если и жених и невеста ранее состояли в гражданском браке, но не венчались?

– В Церкви, действительно, существуют два чина для таинства брака: «чин венчания» и «чин о второбрачных». Как же поступить в таком случае? С одной стороны, заключается второй брак (если Церковь, как сказано, признает и уважает брак гражданский), а с другой – супруги ранее не венчались…

В таких сложных ситуациях последнее слово остается за священником, который совершает таинство. Он может принять и такое, и другое решение: в любом случае таинство будет действительным. Однако выбор делается на основании следующих соображений. Если в первом своем браке супруги были далеки от Церкви, если для них обоих развод предшествовал воцерковлению, подлинному возвращению ко Христу, а может быть и самому крещению, то их новый брак можно рассматривать как первый брак в их новом, христианском качестве и совершить его по чину венчания. Если же и в период первого своего брака они были православными, хоть и не венчались в Церкви, то нынешний брак следует совершить по чину о второбрачных.

– В Ветхом Завете даже у святого Давида было много жен, а у его сына Соломона помимо жен были и наложницы. Почему современным мужчинам нельзя то, что разрешалось древним?

– Прежде всего усвоим, что святость не освобождает человека от греха: безгрешен один Спаситель. О царе Соломоне читаем следующее: «…Было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» (3 Цар. 11:3–6). О патриархах – Аврааме, Исааке, Иакове, Иуде и других – мы не находим подобных суждений, но особенности их брачной жизни, продиктованные обычаями и обстоятельствами времени, когда деторождение было главной задачей брака, вовсе не должны служить нам образцом.

Брак установлен Богом в раю как пожизненный союз одного мужчины и одной женщины; таким он и остался после изгнания людей из рая. Но люди, их вера и нравственность, стали портиться, искажаться, и вот Ламех, потомок первого убийцы Каина, становится первым двоеженцем (Быт. 4:19). Начиная с того времени многоженство, а вслед за тем и развод, и другие извращения брака властно входят в жизнь всех племен и народов, не исключая и древнееврейский.

Однако еще в ветхозаветный период мы видим начало обратной тенденции – возврата к чистоте моногамного брака. Св. Писание недаром говорит нам об этом устами самого царя Соломона, испытавшего, как сказано, много зла от своей невоздержанности: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои…» (Екк. 9:9). Согласно историческим сведениям, после возвращения из Вавилонского плена в древнееврейском обществе стала распространяться моногамия. А подлинное и полное восстановление святости первозданного брака состоялось без малого две тысячи лет назад, у первых христиан, о чем говорил Сам Спаситель: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:8).

Характерна история моногамии в иудейской среде, где многоженство сохранялось весьма долго. Иустин Мученик (II век по Р.Х.) говорит о современных ему иудеях, что они «по всему свету, где бы они ни были, берут себе столько жен, сколько пожелают». Даже после того, как евреям было даровано римское гражданство и император Феодосий Великий особым указом запретил многоженство у евреев, этот обычай полностью не исчез. И лишь не ранее XII века раввины Западной Европы впервые произнесли проклятие на многоженцев – как отмечает авторитетный еврейский источник, под влиянием христианского окружения.

Христианский стандарт брака – один муж, одна жена на всю жизнь – сохраняется в Православной Церкви, а вслед за нею и в других церквах и религиозных сообществах, которые не желают уступать агрессии современного содома. Отклонения от него – повторный брак и развод – представляют собою неизбежные следствия несовершенства человеческой природы, иными словами – греха. Господь Бог милостив к человеку, во всех жизненных обстоятельствах Он позволяет нам преодолеть зло и грех, но это вовсе не значит, что отклонение от нормы можно возвести в закон. Брачный стандарт, утвержденный некогда Адамом и Евой, утраченный их потомками и восстановленный Спасителем, служил и будет служить человеку опорой нравственности.

– За мной ухаживает мужчина, он мне нравится, говорит, что любит меня. Но у него есть целый ряд недостатков, греховных качеств – и меняться он не хочет. Что делать?

– Поскорее с ним расстаться. Сознательно или нет, он вам лжет: он вас не любит.

Потому что любить – значит жертвовать собой, отдать себя любимому (любимой). Бог любит нас – и становится одним из нас, и отдает себя на смерть. Мы любим Его – и приносим покаяние в грехах, исправляемся, изменяемся. Муж и жена любят друг друга – и отказываются от своего «я», становятся новым существом, семьей, превращаются в «мы».

Вы очень точно определили ситуацию. Если бы вы написали: «Он не может измениться, у него никак не получается», – тогда вопрос остался бы открытым; возможно, в браке ему было бы легче исправиться. Но «не хочет меняться» – этим все сказано. Любовь – это подвиг свободной воли.

– Я запуталась, и мне кажется, что в отношениях с мужчинами веду себя как пятилетняя девочка – этого им нельзя и того нельзя…

– Нет, не как пятилетняя девочка, а как нормальная взрослая женщина. А люди кругом разные. Некоторые ведут себя как похотливые ишаки

(их, впрочем, немного), другие же попросту как дикари. Такому дикарю, жертве современного невежества, надо спокойно и вежливо объяснить, что в интимную связь друг с другом вступают муж и жена, и более никто. И добавить несколько слов о том, что такое брак. Если он приличный человек, он поймет вас – и тогда ваши отношения будут развиваться нормальным путем. Если же не поймет, если будет «гнуть свою линию» – то зачем он вам нужен? Сегодня он пристает к вам, завтра – к кому-то еще… Прервите с ним знакомство – и весь сказ.

Вконтакте

Одноклассники

30 высказываний великих людей о семье.Семья - это наш оберег, защита и место, где мы чувствуем себя счастливыми. Особенно, если мы создали ее с правильным человеком и сами стали любящим.

Семья - это самое главное, что есть в нашей жизни, ведь именно в ней мы или растем или деградируем. Общество и целые страны начинаются именно с семьи. Сегодня мы собрали для вас лучшие высказывания великих людей о семье.

30 высказываний великих людей о семье

  • Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий. /Камю А./

Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга. /О. Бальзак/

  • Лучшее, что отец может сделать для своих детей, - это любить их мать. /Т. Хесберг/
  • Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем. /С. Шамфор/
  • Удачный брак - это строение, которое нужно каждый день реконструировать. /А. Моруа/
  • Брак - это долгий разговор, прерываемый спорами. /Р. Стивенсон/

Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. /В.А. Сухомлинский/

  • Жена, не ведущая мужа вперед, непременно толкает его назад. /Д. Милль/

Жена - не любовница, но друг и спутник нашей жизни, и мы заранее должны приучиться к мысли любить ее и тогда, как она будет пожилою женщиною, и тогда, как она будет старушкою. /В.Г.Белинский/

  • Счастливый брак - это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким. /А. Моруа/

Главный секрет удачного брака - в несчастьях видеть случайности, а случайности не воспринимать как несчастья. /Г. Николсон/

  • Жениться, ничем не связывая себя, - предательство. /Монтень М./
  • Счастливый брак - это брак, в котором муж понимает каждое слово, которое не сказала жена. /А. Хичкок/
  • Супружество - это соглашение, условия которого ежедневно пересматриваются и утверждаются заново. /Б. Бардо/
  • Семья начинается с детей. /А.И. Герцен/

По моему мнению, брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло; середины нет. /Вольтер/

Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. /В.А. Сухомлинский/

Человек, строящий свой дом на одном сердце, строит его на огнедышащей горе. Люди, основывающие все благо своей жизни на семейной жизни, строят дом на песке. /А.И. Герцен/

  • Если боитесь одиночества, то не женитесь. /А.П. Чехов/
  • Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. /Э. Золя/

Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем и самая исконная - это неблагодарность детей к родителям. /Л.К. Вовенарг/

Пока супругов соединяет страсть, они всегда будут в мире, несмотря на серьезные размолвки. /Э. Золя/

В семейной жизни главное - терпение… Любовь продолжаться долго не может. /А.П. Чехов/

  • Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной - тот потерял и дочь. /Демокрит/
  • Брак есть средство спасения себя от страсти в любви. /М.М. Пришвин/

В семье не бывает так, чтобы супруги не оказывали влияния друг на друга. Там, где есть любовь, это происходит легко, а там, где нет любви, применение насилия вызывает то, что называем трагедией. /Тагор Р./